Авария поезда «Невский экспресс» (2007). Взрыв на железной дороге

Более 30 человек погибли, десятки пострадали в результате крушения поезда «Невский экспресс», шедшего из Москвы в Санкт-Петербург. По предварительной версии, причиной катастрофы стал теракт.

Причиной крушения поезда «Невский экспресс», в результате которого погибли по меньшей мере 25 человек, согласно официальной версии, стал теракт. Еще одно взрывное устройство, как говорят в РЖД, сработало на месте катастрофы в субботу днем.

Второй взрыв на месте крушения «Невского экспресса» в Новгородской области произошел в 14:03, сообщили GZT.RU в РЖД. Как уточнил собеседник, произошел хлопок, похожий на взрыв, и только что открытый после катастрофы перегон был закрыт по команде ФСБ. Ближайший поезд по этому участку будет следовать около 17:00. В РЖД выразили надежду, что все проверки в этом районе завешаться к этому времени.

Напомним, что взрыв, который привел к крушению «Невского экспресса», прогремел примерно в 21:25 мск. в пятницу. По последним данным Минздравсоцразвития, погибли 26 человек, 18 числятся пропавшими без вести. Генпрокуратура РФ сообщает о 30 погибших. Пострадало 96 человек. До сих пор неизвестна судьба 18 пассажиров «Невского экспресса». Всего в потерпевшем аварию поезде находились 682 человека вместе с машинистом и проводниками. На сайте РЖЖ опубликован список пострадавших, в котором значится 96 фамилий.

«Первые часы не происходило вообще ничего»

О том, что происходило в первые часы после аварии рассказали ехавшие в «Невском экспрессе» пассажиры. По их словам, пострадавшие ждали помощи больше часа. Администрация «Невского экспресса» оказалась не готова к ЧП. Как говорят пассажиры уцелевших вагонов, первые 40 минут после остановки поезда они вообще ничего не знали о произошедшем. Проводники говорили, что ничего особенного не случилось и вот-вот поезд поедет дальше. Только спустя час стало понятно, что ситуация очень серьезная.

Бригада «Невского экспресса», включая начальника поезда не сумели организовать ни экстренной помощи пострадавшим в трех последних вагонах, ни даже попытаться объяснить пассажирам остальных вагонов, что происходит, утверждают очевидцы. Очень медленно действовали и оперативные службы.

«По сути, первые два часа не происходило вообще почти ничего, – рассказал изданию «Деловой Петербург» один из пассажиров поезда. – Мы ничего не могли сделать с ранеными: в поезде почти не было врачей, а аптечек, необходимых для оказания хотя бы самой простой помощи … Первые несколько «скорых» приехали только через два часа. Из-за высоты насыпи они не могли подъехать ближе к раненым, и их относили на руках и носилках до машин. Они увезли самых «тяжелых». Подъехавшие местные пожарные тоже не особо помогли, лишь стояли и докладывали по рации начальству, что происходит. Мне показалось, я услышал фразу: «У нас два вагона мяса»». По словам очевидца, активные действия начались только спустя три часа после аварии, когда на место происшествия приехали высокопоставленные чиновники и силовики.

Последствия катастрофы в интервью радиостанции «Эхо Москвы» описал питерский адвокат Борис Грост, который накануне вечером ехал из Москвы в Петербург. По его словам, звука взрыва он не слышал, а ощущение было такое, что поезд потерял колесо или наехал на какое-то препятствие.

«Последний вагон в составе, но 1-й по нумерации находился на расстоянии 1,5-2 километра от остановившегося состава. 2-й с конца – он перевернулся, а 3-й был в нашем составе, сошел с рельс, но стоял вертикально. И в этом вагоне, насколько я знаю, никто серьезно не пострадал и отделались ушибами», – описывает увиденное Грост.

По его словам, больше всего пострадавших было в последнем вагоне. Их вытаскивали через окна. «Там среди них были и тяжело раненые с открытыми переломами. Пытались как можно осторожнее вынести, относили их подальше к обочине. Уже начали разводить костры, чтобы люди могли согреться», – говорит адвокат.

По его словам, спасение пострадавших велось неорганизованно. «Я лично там не увидел единого руководства, людей, которые могли и хотели помочь было достаточно много. Так, чтобы их правильно организовать, я там не увидел. Хотя, конечно, проводники самоотверженно действовали, наверняка, среди них был и начальник поезда, но я его не опознал как руководителя к этому моменту», – сказал Грост.

Генпрокуратура признала аварию терактом

По факту аварии поезда Генпрокуратура возбудила уголовное дело по двум статьям – «террористический акт» и «незаконный оборот взрывчатых веществ». Первоначально выдвигалась версия о том, что поезд мог сойти с рельсов из-за отключения подачи электричества на железной дороге. Однако впоследствии она была отвергнута. По словам источников в правоохранительных органах, на месте аварии под рельсами обнаружена воронка, появившаяся после взрыва самодельного устройства.

Машинист «Невского экспресса» заявил, что взрывное устройство сработало под электровозом. Однако многие очевидцы произошедшего утверждают, что звука взрыва они не слышали.

По словам главы РЖД Владимира Якунина, произошедшая авария является повторением событий двухлетней давности. «Подрыв произошел по схеме, очень напоминающей (происшествие) двухлетней давности», – сказал Якунин в ходе селекторного совещания в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧП. «Сработало неопознанное устройство, приведенное в действие неустановленными лицами», – добавил он.

Ответственность за взрыв взяли националисты

Ответственность за теракт взяли на себя националисты. Малоизвестная группировка, называющая себя «боевой автономной группой Combat 18», заявили, что именно ее активисты стоят за организацией взрыва.

В своем заявлении радикалы из Combat 18 объявляют войну, которая «затронет каждого обывателя» и в которой «не будет невинных жертв». Националисты призывают «убивать взрывать и жечь».

Заявление радикалов были опубликованы сразу в нескольких блогах. При этом авторы подчеркивали, что сообщение пришло на электронную почту с несуществующего адреса и ни подтвердить, ни опровергнуть достоверность заявления невозможно. Однако через несколько часов после публикации эта запись блогерами была удалена.

В правоохранительных органах заявление группировки назвали провокацией. Как сообщил «Фонтанке» источник в силовом ведомстве, данная группа прекратила свое существование в 2007 году, когда ее организатор и руководитель, и практически единственный член, Максим «Тесак» Марцинкевич был задержан в Москве за преступление экстремистской направленности. В январе этого года суд приговорил Марцинкевича к 3,5 годам колонии, а его сообщника к 3 годам условного лишения свободы.

Число жертв аварии продолжает расти

Среди жертв крушения поезда оказался экс-сенатор от Санкт-Петербурга Сергей Тарасов. Об этом сообщил источник в городской администрации северной столицы.

По данным агентства РИА Новости, в «Невском экспрессе» находился также глава Росрезерва Борис Евстратиков. Его судьба до сих пор неизвестна. Евстратиков ехал в Петербург со своим помощником, Александром Пошиваем. Последний в катастрофе выжил и уже вышел на связь, однако прояснить судьбу своего шефа он не смог.

«Пошивай жив, он вышел на связь. Евстратиков тоже был в поезде, но найти его никто не может и на связь он не выходит», – сказал источник агентства в Росрезерве.

Известно также, что в поезде находились несколько иностранцев – двое граждан Финляндии и один итальянец. О том, пострадали ли финны, пока ничего не известно. А гражданин Италии после аварии был доставлен в больницу города Бологое среди других пострадавших. Эту информацию позднее подтвердил руководитель службы печати и информации МИД Италии.

Пропавших без вести пассажиров мог увезти самарский поезд

По одной из версий, без вести пропавших пассажиров поезда «Невский экспресс», которых в настоящее время числится 18 человек, мог увезти поезд «Самара – Санкт-Петербург». Об этом было заявлено несколько в ходе совещания в оперативном штабе Национального центра управления кризисных ситуаций.

Этот поезд проходил рядом с «Невским экспрессом» после аварии. По свидетельству очевидцев, на нем уехали несколько пассажиров сошедших с рельсов вагонов, но сколько именно - пока неизвестно.

Тяжело раненых эвакуируют в Москву и Санкт-Петербург

Пострадавшие в результате аварии были доставлены в больницы Санкт-Петербурга. Москва, Новгородской и Тверской областей. В близлежащие больницы их доставляли автомобили скорой помощи. Эвакуация раненых проводилась также при помощи вертолетов. . Поезд «Сапсан», который проходил неподалеку испытания перед своим запуском, сразу же прибыл к месту аварии, где забрал пострадавших и отвез их в Петербург.

Самых тяжелых больных на вертолетах могут доставить в НИИ им. Склифосовского, в 15-ю, 20-ю и 71-ю больницы Москвы.

Около полудня первый пострадавший в аварии поезда «Невский экспресс» поступил в московский Институт скорой помощи имени Склифосовского. По словам директора НИИ Анзора Хубутия сейчас раненый находится в шоковом отделении реанимации, его осматривают специалисты и готовят к компьютерной томографии. Его привезли на машине «скорой помощи». Сотрудники института ожидают прибытие вертолета с одним пострадавшим.

Другой вертолет в ближайшее время доставит в Петербург двоих тяжело пострадавших в аварии. Как рассказал сотрудник городского МЧС, в Петербург уже доставлены 25 пострадавших. «В дорожную больницу доставлены 17 человек, три человека – в больнице Джанелидзе, по двое – в 16-ую и третью городские больницы, один – в травмпункт», – сообщил он.

27 ноября 2009 года в 21:35 мск на 284-м км Октябрьской железной дороги (перегон Угловка - Алешинка, граница Тверской и Новгородской областей) в результате взрыва сошли с рельсов вагоны скоростного пассажирского фирменного поезда № 166 "Невский экспресс", следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург. В поезде находились 682 человека - 661 пассажир и 21 сотрудник бригады поезда. В результате катастрофы погибли 28 пассажиров, 132 получили ранения.

Взрыв на железной дороге

Взрыв произошел под электровозом. Первые девять вагонов поезда, двигавшегося со скоростью 190 км/ч, миновали образовавшуюся воронку, три вагона в хвосте состава завалились набок.

Железнодорожников наградили Орденами мужества

В декабре 2009 года и апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев наградил машиниста Александра Антонова (на фото) и четырех проводников - Мохубата Гаджиева, Алексея Иванова, Светлану Матюшкину и Юлию Семенову - Орденами мужества за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные в экстремальных условиях. Еще несколько железнодорожников получили медаль "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Продолжение

Последний вагон оторвался от состава, снес три бетонные опоры электропередачи и ударился торцом в откос, получив значительные повреждения. Именно в нем оказалось наибольшее число пострадавших.

По информации МЧС, в 21:57 мск на место происшествия были направлены первые спасательные и пожарные формирования, однако медики добрались до пострадавших только через полтора-два часа из-за отдаленности района катастрофы от населенных пунктов. Погибли 28 пассажиров поезда, в их числе глава Росрезерва Борис Евстратиков и председатель правления госкомпании "Автодор" Сергей Тарасов. Ранения получили 132 человека.

Из-за крушения было приостановлено движение 60 поездов, в которых находились более 27 тыс. пассажиров. К работам по ликвидации последствий катастрофы были привлечены 770 человек и 152 единицы техники, движение было восстановлено в полном объеме к утру 29 ноября.

Главная версия - теракт

В качестве главной версии произошедшего почти сразу был назван террористический акт - подрыв пути с помощью самодельного взрывного устройства. Очевидцы упоминали о "хлопке и вспышке" в момент инцидента; на месте крушения была обнаружена воронка размером 1,5 х 1 м. 28 ноября в 14:30 мск во время осмотра места крушения главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным сработало второе взрывное устройство, приведенное в действие с помощью мобильного телефона. Жертв не было, несколько сотрудников правоохранительных органов получили травмы.

Уголовное дело по факту крушения "Невского экспресса", возбужденное по ст. 205 (теракт) и ст. 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ, было передано в главное следственное управление Следственного комитета. Экспертиза подтвердила, что причиной крушения стал взрыв самодельного устройства мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте.

Лидер боевиков на Северном Кавказе Доку Умаров заявил о причастности к подрыву "Невского экспресса".

Как установило следствие, теракт был организован группой боевиков под предводительством одного из идеологов террористического подполья на юге России Александра Тихомирова, известного как Саид Бурятский.

2 марта 2010 года в ходе спецоперации в районе села Экажево (Ингушетия) семеро членов преступной группы - Александр Тихомиров, Багаудин Далгиев, Осман Ужаков и братья Тухан, Ахмет, Магомет и Назир Картоевы были ликвидированы. Тогда же в Экажеве были арестованы члены бандформирования - девятеро Картоевых (члены той же семьи и их однофамильцы) и Зелимхан Аушев.

“Невский экспресс” уже подвергался атаке

Теракт 27 ноября 2009 года стал второй атакой боевиков на скоростной поезд "Невский экспресс". В первый раз железнодорожные пути перед составом были взорваны 13 августа 2007 года, тогда пострадали 60 пассажиров.

Организатором этого теракта, по данным российских спецслужб, был уроженец Волгоградской области Павел Косолапов, принявший ислам радикального толка и в настоящее время находящийся в федеральном и международном розыске.

Продолжение

Суд и приговор

Слушания в Тверском областном суде начались 29 августа 2011 года, коллегия из трех судей рассматривала уголовное дело в закрытом режиме.

22 мая 2012 года Зелимхан Аушев, а также Мурад, Татархан и Беслан Картоевы были приговорены к пожизненному заключению. Другие обвиняемые - еще один Беслан, Магомед, Ильяс, Тимур, Тархан и Идрис Картоевы - получили сроки от семи до восьми лет строгого режима. Суд также удовлетворил гражданский иск ОАО "РЖД" к четырем подсудимым на сумму 134 млн руб.

24 февраля 2013 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ смягчила приговор шести осужденным по делу о подрыве поезда, определив им отбывать наказание в колонии общего режима.

Официальной версией железнодорожной аварии стал теракт

13 августа исполняется 10 лет со дня аварии поезда «Невский экспресс» на перегоне Бурга – Малая Вишера Октябрьской железной дороги. Эта дата подзабылась бы, если бы в 2009 году неподалеку не произошла схожая железнодорожная катастрофа, но уже с большим количеством жертв. А вот в 2007 году благодаря стечению обстоятельств не погиб никто. Обе аварии официально признаны террористическими актами, хотя существует и другая точка зрения.

Скорость и бетон

Тогда, в 2007 году, еще совсем новый скоростной поезд с казавшимися многим заоблачными по тем временам ценами на билеты гнал в Санкт-Петербург на скорости 180 км/ч (по другим данным – 191 км/ч). В 21:37 под локомотивом, за 40 метров до моста, по которому должен был проехать состав, произошел взрыв – на его месте впоследствии была обнаружена двухметровая воронка. Машинист Алексей Федотов немедленно затормозил и обесточил поезд – «чтобы не намотать провод на вагоны». Состав был разрушен: четыре первых вагона вместе с локомотивом улетели вперед на 700 метров, другие отцепились и сошли с путей раньше. Вагон-ресторан завалился на бок.

Травм было много, экстренное торможение на такой скорости безболезненным не бывает. Официально пострадавшими числятся более четверти находившихся в составе (231 пассажир и 20 сотрудников РЖД). Еще минимум 50–60 человек с порезами и ушибами просто не обращались за медицинской помощью. Однако госпитализировать пришлось только 30 человек, в серьезном состоянии – троих. Выжили все.

Считается, что пассажиров спасла именно огромная скорость состава – по инерции вагоны проскочили мост, ни один не упал вниз. Еще одним благоприятным обстоятельством стало наличие бетонных, а не деревянных шпал на этом участке пути – они, в свою очередь, помогли затормозить разогнавшиеся неуправляемые вагоны.

День таксиста

Первыми на месте происшествия появились таксисты. Средний прайс до Санкт-Петербурга, до которого было 165 км, составлял у них 3500 рублей. По приблизительным подсчетам, это было раза в два выше нормального тарифа. Уже темнело, и растерянные люди, многим из которых требовалась медицинская помощь, просто не знали, что делать – так что маловишерские таксисты собрали в тот день богатую жатву. Позже подъехавшие силовики начали останавливать на шоссе двигавшиеся в сторону Петербурга машины и подсаживать туда по 1-2 пассажира – уже, разумеется, бесплатно. Часть людей доставили на автобусах до Малой Вишеры, где посадили в электричку до Санкт-Петербурга.

Представители МЧС (пожарные) приехали примерно через 40 минут после аварии, следователи – еще через час. Довольно быстро они обнаружили под рельсами провода, тянувшиеся в кусты – очевидно, именно через них был дан сигнал к подрыву.

Через неделю после происшествия в том же районе возле автотрассы и нефтепровода нашли два тайника со взрывчаткой – там находилось около 40 различных снарядов, а также авиационная бомба.

Финансовый вопрос

В РЖД оценили убытки высоко: только на дополнительное питание для пассажиров было потрачено 2,5 млн рублей (судя по всему, в эту сумму входит обеспечение пищей пассажиров всех поездов, направленных в ту ночь в обход аварийного участка, что удлинило путь на восемь часов). Ремонт вагонов оценивался в 150 млн рублей, покупка нового электровоза – в 100 млн. Однако локомотив удалось восстановить: после капитального ремонта он вновь стал пригоден к эксплуатации.

Несколько вагонов вообще не пострадали. О компенсациях пассажирам много говорилось, но реальных выплат было мало; в явном выигрыше оказались те семеро пострадавших, которые при покупке билета приобрели также полис добровольного страхования за 50 рублей. Кроме того, в ту ночь и следующие дни было сдано около 2500 билетов на поезда из Москвы в Петербург и обратно: люди боялись ехать по железной дороге.

Кто в ответе за теракт?

Существует версия о том, что никакого теракта вообще не произошло, мол, причиной аварии стало неудовлетворительное состояние рельсов, а последующее расследование было призвано скрыть халатность железнодорожников. На эту мысль скептиков наталкивает огромное количество нестыковок, замеченных при расследовании катастрофы 2009 года (в частности, на первых кадрах с места трагедии воронки от взрыва нет). Однако приравнивать эту ситуацию к событиям 2007 года было бы неправильно.

Павел Косолапов

Многих удивляют и скромные сроки, к которым приговорили как бы виновников покушения на жизни десятков, если не сотен людей. Ни одна группировка не взяла на себя ответственность за теракт. Задержанные осенью 2017 года жители Ингушетии Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев получили 10 лет и 4 года соответственно за незаконный перевоз взрывчатки с умыслом подрыва. Факт их прямого участия в террористическом акте так и не был доказан в суде. Дзахкиев заявлял, что признательные показания из него выбили, а адвокаты подсудимых указывали на несомненное алиби клиентов. Организатором же был назван некто Павел Косолапов, «русский ваххабит», подозреваемый, в частности, в серии терактов в Москве и Воронеже в середине 2000-х и объявленный в федеральный розыск и международный розыск. Где он находится сейчас, да и вообще жив ли – не известно.

До сих пор находятся люди, считающие, что посадили не тех людей, причем сделали это сознательно: преступление было необходимо раскрыть, так как за расследованием наблюдали первые лица страны. Но это не отменяет того факта, что террористический акт все же имел место быть. И главным доказательством этого является тщательно подобранное место аварии – за 40 метров до путепровода, с которого и должен был обрушиться вниз поезд. Вероятность того, что техническая неисправность возникнет именно в столь «удобном» месте, ничтожно мала. Кроме того, не существует никаких противоречий версии теракта в фото- и видеосъемке с места аварии, а также в показаниях очевидцев.

Но какими бы ни были версии, несомненно одно: 13 августа 2007 года стало вторым днем рождения для 251 человека. В ноябре 2009 года пассажирам «Невского экспресса» повезло меньше – в аварии погибли 28 человек и были ранены около ста.

Скорый пассажирский поезд номер 166 "Невский экспресс", следовавший из Москвы в Петербург, в 21.38 мск потерпел крушение в Новгородской области на перегоне Бурга — Малая Вишера. Причиной ЧП стало заложенное на путях взрывное устройство. В результате взрыва электровоз и 12 вагонов поезда сошли с рельсов. В потерпевшем крушение составе . В результате аварии первый от локомотива вагон оказался сдавлен, два опрокинулись под откос, и еще два легли на бок.

На этот поезд, по данным "Российских железных дорог", . Поездная бригада состояла из 20 человек.

Движение в направлении Санкт-Петербург — Москва было открыто 14 августа в 15.45 мск. По восстановленному участку пути из Москвы в Санкт-Петербург прошел первый грузовой состав в середине дня 15 августа. В тот же день вечером в обычном режиме по поврежденному участку Октябрьской железной дороги.

ОАО "РЖД" оценило сумму совокупного ущерба от подрыва "Невского экспресса" .

Бригада потерпевшего крушение поезда была отмечена наградами за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни. Начальника поезда "Невский экспресс", машиниста и помощника машиниста наградили орденами Мужества. Шесть проводников и электромеханик поезда, были отмечены медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

По факту крушения поезда генпрокуратура России возбудила уголовное дело по статье "терроризм". Следствие рассматривало версию о теракте в качестве одной из основных. Руководитель Следственного комитета при Генпрокуратуре России Александр Бастрыкин заявил, что мощность взрывного устройства, заложенного под железнодорожное полотно, составила около трех килограммов в тротиловом эквиваленте. Оно было контактного типа, то есть сработало после соприкосновения с поездом. Место для закладки преступники выбрали профессионально, но не рассчитали скорость и вес состава. Учитывая, что поезд являлся скоростным и шел на скорости, вдвое превышающей скорость обычного поезда, он по инерции проехал после взрыва железнодорожный мост через реку и только затем сошел с рельсов, а не упал с моста с большой высоты, как они планировали. Это позволило избежать более тяжелых последствий .

По данным Новгородской облпрокуратуры, теракт был совершен группой, действовавшей под контролем одного из наиболее известных чеченских боевиков Доку Умарова (долгое время числился в розыске, ). В организации теракта, изготовлении и установке взрывного устройства подозревается бывший российский военнослужащий Павел Косолапов, дело которого выделено в отдельное производство. Он .

По подозрению в причастности к теракту осенью 2007 года были задержаны жители Ингушетии Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев, которые, по данным Следственного комитета при прокуратуре (СКП), приобрели и доставили в Маловишерский район Новгородской области взрывчатку.

Им были предъявлены обвинения по пунктам "а" и "в" части 2 статьи 205 Уголовного кодекса РФ (теракт), пунктам "а" и "г" части 2 статьи 112 УК РФ (умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести) и части 3 статьи 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача и перевозка взрывчатых веществ организованной группой). За наиболее тяжкое из этих преступлений законодательство предусматривает лишение свободы .

Кроме этого, Дзахкиев обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных статьей 162, часть три, пункт "б" (разбой) УК РФ.

Судебный процесс начался в июне 2009 года. Дело слушалось коллегией из трех судей. Подсудимые на процессе виновными себя не признали. На заседании 12 ноября Хидриев заявил о том, что под давлением оговорил невиновного Дзахкиева.

На заседании 25 ноября один из ключевых свидетелей защиты, житель Самары Дмитрий Уланов, фактически , сообщив, что в день подрыва "Невского экспресса" видел его в Самаре.

На том же заседании Хидриев заявил о том, что признает вину в причастности к подготовке теракта. Во время перерыва в заседании он сообщил присутствовавшим в зале представителям СМИ, что доставил взрывчатку в Маловишерский район Новгородской области на легковом автомобиле, именно эта взрывчатка впоследствии, вероятно, была использована для проведения теракта. По словам Хидриева, вместе с ним в машине находился его родной брат Амирхан, которого следственная группа первоначально задержала, однако впоследствии он был отпущен из-под стражи. Хидриев не смог объяснить журналистам тот факт, почему его брата освободили из-под ареста.

Подсудимый 25 ноября еще раз подтвердил ранее сделанное им в суде заявление, что он под давлением следствия оговорил жителя Ингушетии Саламбека Дзахкиева.

На заседании 1 декабря Макшарип Хидриев дезавуировал собственное заявление о признании вины в причастности к теракту, заявив находившимся на процессе журналистам, что .

Представитель обвинения 29 декабря 2009 года попросил суд приговорить Дзахкиева и Хидриева к 13 и 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима соответственно. Представитель страхового общества РЖД — ЖАСО ходатайствовал о том, чтобы взыскать с них в пользу страховой компании более 63 миллионов рублей. Адвокаты ходатайствовали об оправдании подзащитных.

Новгородский областной суд 15 января 2010 года признал их виновными по статье 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача и перевозка взрывчатых веществ организованной группой). Суд также признал Дзахкиева виновным по статье 162 УК РФ (разбой). Суд приговорил Хидриева к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Дзахкиев по совокупности преступлений .

Суд отказал в удовлетворении исков к подсудимым со стороны страховой компании ЖАСО и пострадавших от теракта.

Сторона защиты обжаловала приговор. Гособвинение от этого отказалось.

Параллельно с этим Новгородский горсуд вел еще одно дело, связанное с подрывом "Невского экспресса" в августе 2007 года, — , который расследовал дело о подрыве.

В попытке дачи взятки Николаю Ущаповскому, руководившему в 2007-2008 годах следственной группой по делу о теракте, обвинялся один из фигурантов дела — житель Ингушетии Саламбек Дзахкиев, а также его бывший защитник, адвокат Адвокатской палаты Московской области Магомед Разаков, задержанный с поличным . Согласно данным следствия, взятка в размере более одного миллиона рублей предназначалась Ущаповскому взамен на освобождение Дзахкиева от уголовной ответственности. Было возбуждено дело по части 3 статьи 30, части 2 статьи 291 УК РФ (попытка дачи взятки).

Процесс по делу в суде Великого Новгорода . Дзахкиев вину не признал, Разаков признал ее частично.

24 ноября 2009 года суд признал обвиняемых виновными в попытке дачи взятки следователю СКП РФ и приговорил Дзахкиева к двум годам четырем месяцам лишения свободы в колонии общего режима, а Разакова — к двум годам двум месяцам.

Осужденные и их защитники обжаловали приговор. Гособвинение приговор не обжаловало.

13 апреля 2010 года коллегия Новгородского облсуда отклонила кассации, приговор был оставлен без изменения и .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Домашнее задание

Как будто домашнее задание выполняли, - горько и отчаянно сказал корреспонденту «Комсомолки» один из проводников Октябрьской железной дороги про террористов. Он ехал в «Невском экспрессе» в августе 2007 года. В поездную бригаду на поезд 27 ноября мужчина не попал случайно. Теперь со страхом собирает и анализирует аналогии.

После первого подрыва в РЖД заговорили о безопасности 650-километрового перехода Москва - Санкт-Петербург . Вроде даже были планы покрыть все полотно видеонаблюдением. Но усилили только контроль за мостами. И если в 2007 году террористы взрывали именно у путепровода, то теперь они выбрали место глухое, среди лесов. Там, где охраной и не пахнет.

Еще они извлекли логистический урок. Жертв в первом теракте избежали благодаря тому, что автомобильная дорога проходила примерно в полукилометре от места взрыва. И «скорые» приехала достаточно быстро. В пятницу до места трагедии добирались с огромным трудом.

До приезда врачей пассажиры и поездная бригада справлялись своими силами. В штабном вагоне лежали два внушительных чемодана с медикаментами – немного бинтов, шин, лекарств и куча… эпидемиологических укладок.

Последние недели две нас снабжали с антивирусным уклоном, - говорят проводники. – Сейчас только о свином гриппе и говорят. Перевязочные материалы, которых и по норме немного, а из-за малопонятной шумихи вытесненные из чемоданов никому не нужными масками, закончились моментально. Их количество рассчитано на легкие порезы и единичные случаи. Самое внушительное вспомогательное средство в «Невском экспрессе» - носилки.

Теплоизоляционных жилетов, оберегающих от солнца в жару и сохраняющих тепло в холод, тоже минимум. Поэтому пассажиры грелись у костров из одеял. Ситуация с 2007 года с аптечками фактически не изменилась. Очевидно, наши поезда экипированы формально, явно не на случай массовых трагедий.

Кстати, проводники говорят:

Когда-то в поездах было много действенных лекарств. Но потом решили, что мы не врачи, диагноз ставить не имеем права, а значит, и давать таблетки тоже. И содержимое аптечек сократили.

Планировали завалить два поезда

Люди, которые взорвали поезд, знали нашу структуру изнутри, - уверены в Октябрьской железной дороге. – Очень может быть, что у них есть свой человек в РЖД. Они спланировали теракт с чудовищной точностью. От большего количества жертв спасла чистая случайность.

Дело в том, что «Невский экспресс» шел на полторы минуты позже графика. Это обычное явление - по обстановке машинист притормаживает и нагоняет время. Мчись он по расписанию, то в месте взрыва встретился бы с поездом № 59, который шел из Петербурга в Москву. Эксперты почти не сомневаются - террористы планировали подрыв «Невского экспресса» с тем расчетом, чтобы он завалил и параллельный состав. Такие вычисления без спецов из РЖД провести вряд ли возможно.

Вообще осведомленность террористов поражает. Перед «Невским экспрессом» мимо места трагедии проследовал «Сапсан» в тестовом режиме. Этот рейс ни в каких общедоступных расписаниях не значился.

В 2007 году тоже друг за другом с получасовой разницей шли два скоростных поезда - «Невский экспресс» и Р-200, причем с таким расписанием они ходили только по понедельникам и пятницам. Тогда выбрали понедельник. Подорвался «Экспресс». Вероятно, преступники перестраховались. Если бы на первом поезде не сработала взрывчатка, попробовали бы на следующем. В минувшую пятницу контрольной целью был все-таки «Невский экспресс». Боевики прекрасно знали, что после прохода «Сапсана» у них есть 35-40 минут, чтобы положить взрывчатку – между скоростными составами не было других поездов. Такое удобное временное «окно» в графике движения без специальных знаний не подберешь.

Как взрывали

Принцип действия устройства идентичен 2007-му году. Террористы установили растяжку на 285-м километре железной дороги. В качестве привода использовали воткнутую палку. Локомотив поезда задел ее отбойником и привел в действие механизм. От взрыва у второй секции электровоза оторвало колесную пару , голова состава подпрыгнула на 15-20 сантиметров и колесами попала на колею, поэтому «Невский экспресс» продолжил более-менее ровно двигаться. Электронная система «Клуб» в момент взрыва зафиксировала скорость 197 километров в час. Такой разгон позволил пронестись почти всему поезду над воронкой, и только последние четыре вагона, уже потерявшие скорость из-за экстренного торможения, воткнулись колесами в яму и сошли с рельсов. Эти вагоны в обиходе называют «боингами» - за самолетный тип. С каждой стороны по два ряда кресел, посередине – проход. Никаких внутренних переборок и ребер жесткости, только каркас. Но они сделаны они крепко. Начальник поезда при взрыве в 2007 году Игорь Болдырев вспоминает:

Хотел бы поклониться в ноги российским конструкторам. Они спроектировали эту модель с огромным запасом прочности.

Вот и в пятницу в «боингах» остались живые. Хотя, будь обычные вагоны, не для «скоростников», при такой катастрофе могли погибнуть все.

Контрразведка знала дату, но не место и время

Как стало известно «Комсомолке», сотрудники ФСБ просили родственников по возможности не покидать квартиры 27 ноября и уж точно не пользоваться общественным транспортом. Видимо, у контрразедчиков была первичная информация о запланированной акции, но они не знали место и точное время.

Похоже, в России уроки истории извлекают только злодеи. В сравнении с той работой над ошибками, что проделали террористы, ведомственные усилия ничтожны. В сухом остатке теракта – заполненный 661 человеком (а это 98 процентов наполняемости, всего посадочных мест 704. – Ред.) самый быстрый поезд между двумя столицами. Его движение из-за непростого контингента пассажиров и скоростных характеристик контролирует сам глава РЖД Владимир Якунин . Так вот, этот чудо-транспорт, гордость российского желдора, взрывают на участке, который от цивилизации закрыт лесом и отвратными подъездами. Причем террористы делают все основательно, рассудительно, выбирая место, время и объект. Остается только удивляться краткости личных переживаний начальника пятничного поезда Сергея Михайличенко :

Немного не по себе от того, что небезопасно работать.

Да и наши граждане не сильно меняются.

В 2007 году меня первым делом поразило спокойствие пассажиров, - говорит Игорь Болдырев. - Были несколько истеричных, а большинство приняло теракт обыденно. Впечатление, что у нас привыкли к терактам. Но помогали активно, хорошо.