Бакинская епархия. Значение бакинская епархия в православной энциклопедии древо

«Бакинская и Азербайджанская епархия – епархия Русской Православной Церкви, объединяющая приходы на территории Азербайджана».

По преданию, христианство в Азербайджане зародилось благодаря апостолу Варфоломею – одному из 12 учеников Христа. После воскресения Иисуса апостол оправился в Сирию и Азию проповедовать Евангелие.

Святой апостол Варфоломей — покровитель города Баку.

В Индии Варфоломей перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея. Там святой обратил в христианскую веру многих язычников.

В Великой Армении, где Варфоломей также побывал, апостол сотворил немало чудес и исцелил одержимую дочь царя. Уверовав во Христа, правитель с семьей и приближенными приняли крещение.

Их примеру последовали и другие жители Великой Армении. Но языческие жрецы схватили Варфоломея и казнили.По легенде апостол принял мученическую смерть в 71 году в городе Альбанополе (нынешний Баку).

Апостол Варфоломей сотворил немало чудес и исцелил одержимую дочь царя Армении.

До 1936 года это место у подножья Девичьей башни было обозначено часовней, на которой размещалась памятная доска с повествованием о казни святого, в дальнейшем часовню снесли.

день памяти апостола Варфоломея

В день памяти апостола Варфоломея (24 июня) ежегодно на этом месте совершается торжественный молебен с чтением акафиста святому Варфоломею, которого считают покровителем Баку.


Девичья башня и у ее подножия место мученической смерти святого апостола Варфоломея, который, как считается, принес в Азербайджан христианство. Башня построена предположительно в XII веке в юго-восточной части «старого города» (Ичери Шехер) и считается символом Баку

Бакинская и Прикаспийская епархия создана в 1919 году

В I тысячелетии христианство широко распространилось на территории Кавказской Албании и образовалась самостоятельная Албанская Церковь. Но после утверждения на территории современного Азербайджана ислама, церковь пришла в упадок. Лишь в XIX столетии христианство вновь стало развиваться с появлением русских.

В Гяндже, Шемахе, Баку и городах Дагестана построили православные церкви. В первое десятилетие ХХ века только в Баку возвели 17 храмов, а во всем Азербайджане – более 70.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В связи с ростом численности православных в 1905 году учредили Бакинскую архиерейскую епархию. В 1919 году из Бакинского викариатства создали отдельную епархию с центром в Баку. В состав епархии входили приходы по западному побережью Каспийского моря и епархия получила название «Бакинская и Прикаспийская». Первым взвели собор Святого Николая Чудотворца, именуемый в просторечье Николаевский.

В годы революции все храмы были закрыты или разрушены

После Октябрьской революции, когда начались гонения на церковь, многих священников Прикаспийской епархии репрессировали, а храмы либо разрушили, либо отдали под госучреждения новой власти. Одним из первых в 1920 году в Баку закрыли Кафедральный собор Жен-Мироносиц. В храме располагался склад, потом спортивный зал.

Как казарму использовали в годы революции Собор Рождества Пресвятой Богородицы, а Александро-Невский кафедральный собор уничтожили полностью. В 1936 году в Азербайджане закрыли последний православный храм.

Возрождение православия началось в 1944 году с открытием Собора в честь Рождества Богородицы

Возрождение православия началось в годы Великой Отечественной войны, когда в 1944 году вновь открыли Собор в честь Рождества Богородицы. Потом возобновилось богослужение и в других приходах Азербайджана, которые вошли в состав Ставропольско-Бакинской епархии Русской Православной Церкви.

В декабре 1998 года Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод приняли решение о создании Бакинской епархии.

23 прихода

насчитывается в Бакинской епархии, из них 14-городских, 9 —

Сейчас Бакинская епархия насчитывает 23 прихода, из них городских - 14, сельских - 9. На территории епархии 22 действующих храма, 1 женский монастырь, 5 часовен, 1 молитвенный дом и 2 молитвенные комнаты на территории исправительно-трудовых учреждений; 5 воскресных школ для взрослых и детей.

В 2006 году в Баку возвели храм в честь небесного покровителя города апостола Варфоломея. Он является приделом храма Архангела Михаила.

Церкви в Баку и Храмы Бакинской епархии:

Храм Местоположение

Кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц

г. Баку, военный городок Красный Восток, 126
г. Баку, улица академика Шамиля Азизбекова, 205

храм Архангела Михаила

г. Баку, угол улиц Видади (бывшая Церковная) и Заргярпалан (бывшая Спасская), 38

Александро-Невский храм

г. Гянджа, ул. Гаджи Али Гусейн-заде, 2

Свято-Никольский храм в г. Хачмас

г. Хачмас, ул. Ханлара, 21

Молитвенный дом в честь преподобного Серафима Саровского

г. Сумгаит, 19 квартал, д. 24/5, кв. 18

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года приходы на территории Дагестана, входившие в Бакинскую епархию, были отнесены к новообразованной Владикавказской и Махачкалинской епархии. После отделения территория Бакинской епархии делится на два благочиния:

  • Бакинское
  • Районов Азербайджана

Главный храм в Баку – кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц


Кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц

Главная церковь в Баку – кафедральный собор Святых Жен-Мироносиц. Возведен в 1909 году и освящен во имя женщин, которые пришли к гробу воскресшего Христа, чтобы благовониями умастить его тело.

В январе 1990 года во время подавления в Баку политической оппозиции колокольня храма была частично разрушена попавшими в нее снарядами. В 1991 году, когда здание храма пришло в негодность, собор передали Русской Православной Церкви. Восстановление и ремонт длились несколько лет.

В кафедральном соборе Бакинской епархии хранятся частицы мощей святого апостола Варфоломея и иконы Божьей Матери «Тихвинская» и «Каспийская».

В 2001 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение храма Святых Жен-Мироносиц и присвоил ему статус кафедрального собора епархии а 24 марта 2003 года состоялось открытие храма.


Ковчег с мощами апостола Варфоломея

Земля апостола Варфоломея. Азербайджан:

РПЦ, территория включает в себя Азербайджанскую Республику, Республику Дагестан и Чеченскую Республику, кафедральный город - Баку. Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Бакинский, районов Азербайджана, Махачкалинский, Кизлярский, Грозненский. Правящий архиерей - еп. Александр (Ищеин) . К 1 янв. 2002 г. в епархии действовали 25 приходов, 18 храмов, 2 часовни, осуществляли служение 30 священников и 10 диаконов.

Епархия с центром в Баку была учреждена в 1919 г. с названием «Прикаспийская и Бакинская» (преобразована из Бакинского вик-ства Карталинской и Кахетинской епархии). В 1919-1923 гг. правящим архиереем в Баку был еп. Павел (Вильковский), в янв.-авг. 1924 г.- еп. Митрофан (Огиенко). 27 авг. 1924 г. во епископа Прикаспийского был хиротонисан Арсений (Соколовский), к-рый управлял епархией до 1928 г. С 6 дек. 1928 г. Прикаспийскую кафедру занимал еп. Серафим (Протопопов) , с 16 апр. 1930 г.- еп. Никон (Пурлевский) , с 11 нояб. 1930 г.- еп. Валериан (Рудич) . Церковно-адм. деятельность в Прикаспийской епархии затруднялась включением Азербайджана в обновленческий Закавказский митрополитанский округ (1923) и преследованиями правосл. духовенства, активно проводившимися на всей территории СССР (были репрессированы священники Бакинской епархии Андрей Ерёмин († 1929), Евфимий Савельев († 1932), Иоанн Ганчев († 1937) и др.). В 1931 г. в Баку поселился вернувшийся из ссылки еп. Бутурлиновский, вик. Воронежской епархии Митрофан (Поликарпов), к-рый окормлял бакинскую правосл. общину до своего ареста в мае 1933 г. (в янв. 1934 выслан из Азербайджанской ССР). С 16 февр. по 11 авг. 1933 г. временно управляющим Прикаспийской епархией был еп. Александр (Раевский) , после чего кафедра не замещалась. С 1934 г. Азербайджан входил в каноническую территорию Ставропольской епархии. В 1936 г. власти закрыли последний правосл. храм в Азербайджане - ц. во имя арх. Михаила (Флотскую) в Баку.

Церковная жизнь на территории Азербайджана стала восстанавливаться после 1943 г., когда нормализовались отношения между РПЦ и гос. властью. В 1944 г. возобновились богослужения в кафедральном соборе в честь Рождества Богородицы в Баку, затем в неск. др. храмах.

В 1991 г. была провозглашена независимость Азербайджана. Политическая нестабильность и межнациональные конфликты вызвали отток рус. населения из региона в 1991-1993 гг. Г. Алиев, ставший президентом республики в 1993 г., взял курс на стабилизацию внутренней обстановки в республике и обеспечение мирного сосуществования исторических религий - Православия и ислама. По ходатайству Ставропольского митр. Гедеона (Докукина) , поддержанному Правительством Азербайджана, Свящ. Синод РПЦ принял решение об учреждении Бакинской епархии. 28 дек. 1998 г. епископом Бакинским и Прикаспийским определено было быть клирику Ставропольской епархии, благочинному правосл. приходов Азербайджана архим. Александру (Ищеину). 13 янв. 1999 г. совершено наречение архим. Александра во епископа Бакинского и Прикаспийского, 14 янв.- хиротония в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.

Кафедральным собором Б. и П. е. является бакинский собор во имя св. жен-мироносиц, в Баку также действуют собор в честь Рождества Богородицы (бывш. кафедральный), храм во имя арх. Михаила, 2 часовни. 2 др. храма на территории Азербайджана расположены в Гяндже и Хачмасе, 1 приход (во имя прп. Серафима Саровского) существует в Сумгаите. В Азербайджане осуществляют служение 14 священников и 6 диаконов, для окормления верующих они выезжают в районы, где нет храмов и приходов. К РПЦ принадлежат проживающие в Азербайджане русские, украинцы, белорусы, греки, грузины, молдаване. В Дагестане служат 15 священников и 2 диакона, действуют 11 храмов: в Махачкале, Дербенте, Хасавюрте, Каспийске, Избербаше, Буйнакске, Кизляре (2), селах Тарумовка и Крайновка, пос. Кочубей; в с. Коктюбей существует община во имя святых апостолов Петра и Павла. В Чеченской Республике служат 1 священник и 2 диакона, действуют храмы в Грозном и станице Наурская, также существуют общины в станицах Ищерской, Мекенской, Шелковской, Калиновской и Ханкале.

При епархиальном управлении в Баку организованы миссионерский и издательский отделы, отдел по благотворительности. В приходах епархии работают воскресные школы и катехизаторские курсы. Священнослужители Махачкалинского, Кизлярского и Грозненского благочиннических округов епархии окормляют воинские подразделения, расположенные в Дагестане и Чечне.

25-28 мая 2001 г. по приглашению Президента Азербайджана Алиева и председателя Высшего религиозного совета народов Кавказа А. Пашизаде в Баку с визитом находился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Впервые в истории Предстоятель РПЦ посетил Азербайджан. Во время визита Патриарх совершил всенощное богослужение в соборе в честь Рождества Богородицы, освятил собор во имя св. жен-мироносиц и 27 мая совершил в нем первую после открытия Божественную литургию.

К святыням епархии относится место у подножия Девичьей башни в Баку, где, согласно преданию, в 71 г. претерпел мученическую кончину через распятие вниз головой св. ап. Варфоломей . Каждый год в день памяти апостола, 24 июня, на этом месте при большом стечении духовенства и молящихся правящий архиерей совершает торжественный молебен.

Постановлением Свящ. Синода от 22 марта 2011 г. приходы на территории Республики Дагестан, ранее входившие в состав Бакинской и Прикаспийской епархии, включены в состав новосозданной Владикавказской и Махачкалинской епархии .

В настоящее время Бакинская епархия объединяет приходы Русской Православной Церкви на территории Республики Азербайджан. Решением Свящ. Синод от 22 марта 2011 г. титул архиерея изменен на «Бакинский и Азербайджанский».

Архиереи: еп. Павел (Вильковский; 1919-1923), Митрофан (Огиенко; янв.-авг. 1924), Арсений (Соколовский; 27.08.1924-1928), еп. Серафим (Протопопов; 6.12.1928-16.04.1930), еп. Никон (Пурлевский; 16.04.-24.10.1930), еп. Валериан (Рудич; 11.11.1930-29.09. 1931), в 1931-1933 гг. бакинскую правосл. общину окормлял еп. Бутурлиновский, вик. Воронежской епархии Митрофан (Поликарпов), еп. Каменск-Шахтинский, вик. Донской епархии Александр (Раевский; 16.02.-11.08.1933, временно управлял епархией), в 1934-1943 гг. кафедра не замещалась, в 1943-1998 гг. территория Б. и П. е. находилась в составе Ставропольской епархии; с 14.01.1999 Бакинским и Прикаспийским епископом является Александр (Ищеин; с 18 июля 2012 г. архиепископ).

Лит.: Мануил . Русские иерархи, 1893-1965 ; Акты свт. Тихона. С. 912-913; Наречение и хиротония архим. Александра (Ищеина) во еп. Бакинского и Прикаспийского // ЖМП. 1999. № 2. С. 38-44; Колесников Л . Ф . Государственная политика в отношении религии и верующих в Азербайджанской Республике // Независимый Азербайджан: Новые ориентиры. М., 2000. С. 203-237. (Сб. РИСИ; Т. 1); Полищук Е . На гостеприимной Азербайджанской земле // ЖМП. 2001. № 7. С. 18-43.

Вчера 15 ноября состоялось открытие Православного религиозно-культурного центра Бакинской и Азербайджанской епархии, построенного на территории Кафедрального собора Святых Жен-мироносиц.

В церемонии принял участие Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Официальный сайт Президента Азербайджана сообщает:

Во все периоды истории азербайджанский народ демонстрировал миру образец толерантности. Во времена руководства великого лидера Гейдара Алиева страной в Азербайджане были созданы необходимые условия для того, чтобы люди, принадлежащие к различным религиям, свободной отправляли свои обряды, представители всех наций имели равные права. Общенациональный лидер проделал очень важную работу, направленную на сохранение религиозно-духовных и национальных ценностей народа. Президент Ильхам Алиев успешно продолжает политику великого лидера в этой сфере, как и в других областях.

Президента Ильхама Алиева (т.е. «общенационального лидера») встретили архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр и председатель Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде.

В честь Президента Азербайджана зазвенели церковные колокола.

Президент Азербайджана встретился с представителями Московской патриархии, архиепископом Берлинским и Германским Феофаном, архиепископом Верейским Евгением, руководителями религиозных общин Азербайджана и другими гостями.

Вначале Президент Ильхам Алиев побывал в Кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц.

Здесь церковный хор исполнил молитву.

Глава Азербайджана ознакомился с Православным религиозно-культурным центром Бакинской и Азербайджанской епархии. Центр был построен по поручению Ильхама Алиева. В четырехэтажном здании, строительство которого началось в 2012 году, созданы помещения для проведения различных мероприятий, в том числе конференций и семинаров.

От имени Бакинской и Азербайджанской епархии Президенту Ильхаму Алиеву была преподнесена в дар икона Святой Марии «Гордость и утешение», сообщает Президентский сайт .

Глава государства оставил запись в Книге почетных гостей центра.

Затем Президент Ильхам Алиев побеседовал за чайным столом с участниками церемонии.

В частности, он заявил:

Мультикультурализм – это государственная политика Азербайджана, также это и образ жизни. И недавно на проведенном в третий раз Бакинском международном гуманитарном форуме тема мультикультурализма была наиболее обсуждаемой. Азербайджан сегодня является одним из признанных уже мировых центров мультикультурализма. И мы акцентируем внимание именно на этих вопросах, потому что существуют разные подходы к этой теме. К сожалению, существует и мнение, что в некоторых странах мультикультурализм потерпел фиаско, не сработал, и это очень тревожные заявления, тенденции. Если это так на самом деле, то это тема для серьезных обсуждений. В Азербайджане же мы, считаю, и политикой, и состоянием общества доказываем, что нет, мультикультурализм жив. Он живет, он укрепляется, он имеет глубокие корни, он единственный путь для развития человечества в будущем. Потому что в эпоху глобализации, когда и обмен информацией, и, в целом, процессы интеграции идут активно, заниматься самоизоляционизмом просто пагубно. Большинство стран мира — мультикультурные страны, страны, где живут на протяжении многих веков представители разных народов и разных религий, и дружественные и братские отношения между представителями разных религий – это основа будущего развития всех стран. Поэтому сегодняшнее событие имеет, может быть, более важный смысл, нежели просто создание условий для нормальной деятельности Русской Православной церкви в Азербайджане. Это имеет большой символический смысл. Сегодняшний день основан на истории нашей страны, нашего народа, а также он результат той политики, которую мы осуществляем. И на всех мероприятиях, на всех праздниках – и мусульманских, и православных, и католических, и иудейских – руководители всех конфессий всегда вместе, за одним столом. Это тоже, я думаю, одно из ценных достояний нашей страны.

В пользу межрелигиозного диалога выступил и н:

Мы не только обсуждаем вопросы церковной жизни, но вы вместе с Его Святейшеством шейхом и другими религиозными общинами страны обсуждаем перспективы межрелигиозного диалога и в Евразии, и в мире. Есть определенные новые инициативы. Мы будем встречаться в России, будем встречаться в Баку для того, чтобы этот положительный опыт, который у нас есть, опыт совместной деятельности, опыт общения в большей степени влиял на то, что происходит в мире в сфере отношений христиан и мусульман, в сфере отношений религии и государства, в сфере межрелигиозного миротворческого диалога.

Русская православная церковь жестко отреагировала на решение Константинопольской православной церкви предоставить автокефалию (статус поместной церкви, предполагающий ее административную независимость от других поместных церквей — прим. ред.) Украинской православной церкви.

На заседании Синода (высшее церковное учреждение православной церкви — прим. ред.) в Минске 15 октября было принято решение о разрыве евхаристического общения (возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками — прим. ред.) с Константинополем, пока Вселенский патриарх не отзовет своего решения по Украине.

Русская православная церковь (РПЦ) — самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире, одна из 14 общепризнанных автокефальных церквей, она ведет свою историю от крещения Руси в 988 году. Автокефалия РПЦ была признана в 1589 году. По данным РПЦ на конец 2017 года, ее прихожанами являются около 180 миллионов человек.

РПЦ объединяет более 300 епархий и около 37 тысяч приходов, а также 462 мужских монастыря и 482 женских. Юрисдикция РПЦ, согласно ее уставу, распространяется на Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию, Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан, Латвию, Литву и Эстонию. Кроме того, в состав канонической территории РПЦ входят Китай, Япония и Монголия.

Контекст

Birgün: Война церквей между Россией и Западом

Birgün 17.10.2018

Версии: Варфоломеевский спуск

Версии.com 17.10.2018

Atlantico: Православная церковь идет по пути «балканизации»

Atlantico 16.10.2018

NYT: Россия делает еще один шаг к расколу в православной церкви

The New York Times 16.10.2018 Константинопольская православная церковь — одна из старейших автокефальных православных церквей, основана в 330 году. Автокефалию получила на II Вселенском соборе в 381 году. Предстоятелем церкви с 1991 года является патриарх Варфоломей I, резиденция которого располагается в Стамбуле.

Церковь насчитывает более 5 миллионов прихожан, более половины из которых приходится на Северную Америку. Канонической территорией Константинопольского патриархата являются Турция и Греция (обе — частично). Юрисдикция патриархата распространяется также на ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Всего церковь объединяет более 60 епархий и 3 тысяч приходов, а также около 60 монастырей (в США, Греции и Австралии).

Вопрос предоставления автокефалии украинской церкви обсуждался даже на заседании Совета безопасности России.

Много дискуссий и в Украине. Например, украинский политолог Валентин Гайдай считает, что Варфоломей (Константинопольский патриарх) «задумал украсть украденное, а именно — приходы, монастыри и епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (которые вначале 1990-х украли у УПЦ), переподчинив их себе».

«Вот и случилось — Варфоломей начал отжимать имущество раскольников. Андреевскую церковь (которая принадлежит УАПЦ — прим. ред.) хотят передать Константинополю. Так гляди и у Филарета (предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата — прим. ред.) Владимирский собор отожмут», — написал украинский эксперт на своей странице в фейсбуке.

Между тем, после решения Синода о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом, с аналогичным заявлением выступила и Душанбинская православная церковь. Об этом СМИ рассказал иеромонах Владимир (Мухин), клирик Таджикской епархии.

В свою очередь известный общественный и религиозный деятель России, протоиерей Всеволод Чаплин в интервью haqqin.az заявил, что разрыв отношений епархий, имеющих отношение к Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом — естественное явление.

— И все остальные епархии должны это сделать, в том числе и Бакинская и Азербайджанская епархия?

— Естественно. Все епархии РПЦ находятся, так скажем, «в поле действия» принятого решения.

— Значит, каждая из епархий должна сделать отдельное заявление?

— Нет, этого не нужно. Повторюсь, это решение (Синода — прим. ред.) автоматически касается всех епархий Русской православной церкви.

— Чем вся эта ситуация может грозить? Насколько я знаю, российская православная церковь — самая большая по численности прихожан. Кому эта конфликтная ситуация на руку и к чему она приведет?

— Этот конфликт начат не нами, а западными силами, которые используют Константинопольский патриархат для того, чтобы сделать украинский народ врагом России. И когда Константинопольский патриархат признал раскольников, он стал сам раскольнической структурой. Для них Бог на втором месте. Лично я считаю, что этот патриархат нельзя считать православным. Так что решение нашего Синода ожидаемое и правильное. Константинопольский патриархат в течение многих лет ведет богоборческую политику. Они стараются либо расколоть православную церковь, либо переформатировать под «западную демократию». Слава Богу, этого пока не получилось, но попытки раскола православных народов и противопоставление их друг другу происходят.

— А если говорить о политической составляющей? Многие считают, что Константинопольский патриархат, как бы странно это не звучало, поддерживают турецкие власти… Как это может сказаться в целом на отношениях между Россией, Турцией и Азербайджаном?

— Я не думаю, что Анкара поддерживает Константинопольский патриархат. Его поддерживают власти заокеанской страны. Достаточно вспомнить, что один из самых скандально известных константинопольских патриархов Афинагор I прилетел в Турцию на самолете президента США Гарри Трумэна (он стал первым константинопольским патриархом, не имевшим турецкого или оттоманского гражданства после падения Константинополя — прим. ред.) . Так что повторюсь, хозяева Константинопольского патриархата находятся за океаном. Я уверен, что Анкара поймет, кто сейчас действует в интересах западных манипуляторов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

О современном положении Православия в Азербайджане в интервью информационной службе СФИ рассказал архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр.

Владыка, в Вашей епархии нет своего духовного учебного заведения. Каким образом Вы готовите кадры священнослужителей?

Большинство священнослужителей нашей епархии - граждане Азербайджана. Я должен сказать, что молодежь наши храмы посещает, принимает активное участие в богослужении. И тех, кто проявляет стремление дальше идти по пути церковной жизни, мы направляем в учебные заведения в России, где они получают соответствующее образование.

Но есть, к сожалению, одна проблема: не все они к нам возвращаются. Часто молодой человек во время обучения в духовной школе знакомится с девушкой и решает вступить в брак. А невеста в ультимативной форме заявляет, что ни за что в Азербайджан не поедет. И я как архиерей становлюсь перед проблемой: отпустить или нет? Конечно, по-человечески жалко, и чаще всего приходится отпускать. Но, сами понимаете, нам гораздо интереснее, чтобы человек остался в епархии.

Бывает и так: способный молодой человек, живущий полноценной церковной жизнью, вступает в брак, мы его рукополагаем, а потом отправляем учиться заочно. Такой путь решения кадровой проблемы для нас более приемлем. Ну, а самых талантливых людей нас зачастую просят оставить для дальнейшей работы в учебных заведениях и церковных структурах. Так что желающие учиться и служить Богу есть, но не все, к сожалению, потом трудятся у нас.

- Ведется ли на приходах работа с молодежью?

У нас есть воскресные школы при двух городских храмах. При воскресной школе собора Рождества Богородицы существует театральная студия, где дети обучаются основам драматического искусства. Не факт, что из них получатся актеры, но Рождественские и Пасхальные спектакли они успешно ставят. При Михайло-Архангельском храме есть детская изостудия. Ежегодно у нас проводится конкурс детского творчества «Земное и небесное». Кроме того, раньше мы проводили детские лагеря и я сам активно участвовал в их организации, когда был поэнергичней. Сейчас для меня это уже затруднительно в силу обязанностей и даже, может быть, возраста. Сегодня их проведение стали брать на себя какие-то другие структуры: иногда такие лагеря организует российское посольство совместно с русской общиной. Наше дело - обеспечить их духовную составляющую.

Что касается молодежи, раньше у нас был молодежный клуб и ребята очень активно в нем участвовали, но духовенство, к сожалению, не молодеет, и с годами силы у активистов этой клубной работы немного иссякли, поскольку на них стали ложиться всякие административные проблемы. Сейчас есть молодежный клуб в Интернете, причем в нем состоят не только православные, но и мусульмане, и представители других религий. Сегодня они едут в детский дом для умственно отсталых детей. Они периодически посещают разные детские дома. Все эти молодые люди где-то работают и из своего личного заработка выделяют какую-то лепту для этих детей, возят им одежду, игрушки, технику.

Есть ли в межрелигиозной сфере еще какое-то взаимодействие между простыми прихожанами - такое же, как эти акции?

Мы проводим много совместных акций: выпускаем журнал, организуем совместные конференции - совсем недавно прошла конференция молодежи по проблеме абортов, болезненной и для Азербайджана. Не так давно прошла акция, в рамках которой мы вместе помогали беженцам, собирали средства в помощь нуждающимся. Таких совместных трудов бесчисленное множество, и это не единовременное, а постоянное соработничество.

Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума Межрелигиозного совета сказал, что мы должны перейти от толерантности, терпимости к конструктивному религиозному диалогу. У нас в Азербайджане такой конструктивный межрелигиозный диалог уже идет. Вот еще один пример: сейчас Управление мусульман Кавказа выпустило сборник трудов Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность» на русском и азербайджанском языке (перевод выполнил Бакинский славянский университет).

Одно из направлений научной работы нашего Свято-Филаретовского института - изучение наследия новомучеников. Мы считаем, что этот опыт ХХ века очень важен для современной Церкви. В Бакинской епархии наверняка тоже были свои новомученики. Изучается ли этот опыт, как, кем?

К Бакинской епархии прямое отношение имеет митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). В бытность семейным человеком, священником, он проходил пастырское служение в г. Гянджа (тогда Елизаветполь, а потом, в советское время, Кировабад). Овдовев, в 1902 году он принял монашество. В 1918 году он был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским. До Тифлиса он не добрался, а в Баку, где в это время также начались церковные нестроения, жил несколько месяцев и нормализовал здесь церковную жизнь. В 1920 году владыку Кирилла перевели на Казанскую кафедру. То, что мы сейчас имеем в Бакинской епархии, это наследие митрополита Кирилла. Память о нем сохранилась. Он много содействовал упорядочению церковной жизни здесь, на территории нынешнего Азербайджана. Даже конфигурация епархии до сих пор такая, какой митрополит Кирилл представил ее Патриарху Тихону.

Протоиерей Иоанн Восторгов, один из первых новомучеников, тоже несколько лет трудился в той же самой Гяндже. Он был законоучителем в гимназии, сменив в этой должности будущего митрополита Кирилла (Смирнова). Память о нем тоже жива.

В соборе Рождества Богородицы почитается священномученик Иоанн Ганчев. Он был настоятелем этого храма, потом его перевели на юг Азербайджана. Сохранился храм, в котором он служил и который расписывал (к сожалению, служителей у храма нет, поэтому он просто законсервирован). Его арестовали, выслали в Казахстан и в Карлаге расстреляли. Он прославлен в 2000 году в Соборе новомучеников и исповедников российских.

Мой непосредственный предшественник епископ Митрофан (Поликарпов) погребен у нас в кафедральном соборе. Он скончался в 1934 году. Его сначала долго мытарили: он служил в Воронежской епархии, затем в Елабуге и других местах в Поволжье, а затем его направили сюда. Здесь он был ограничен в правах, ему редко позволяли совершать богослужение. Он был прекрасный проповедник. Его посадили за то, что в день памяти святителя Митрофана Воронежского, имя которого он носил в монашестве и земляком которого был, он в проповеди сказал, что святитель Митрофан был духовником императора Петра Великого, создателя российского Военно-морского флота. За эту фразу его посадили, а поскольку он был стар и немощен, он отсидел около года и его выпустили умирать. Он умер уже совершенно больной.

Когда мы в Министерстве безопасности взяли его дело, то увидели, что там сохранилось его завещание. Он просил свой труд, монографию по святителю Митрофану Воронежскому, и свою панагию после кончины передать местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию. А себя он просил похоронить под фундаментом кафедрального собора г. Баку. И вот когда нам передали собор и мы познакомились с завещанием, я обратился к Святейшему Патриарху Алексию за благословением исполнить волю владыки Митрофана и перезахоронить его под фундаментом кафедрального собора. Святейший Патриарх Алексий благословил обустроить крипту в соборе. Мы обратились к властям, нам разрешили эксгумацию. Потом была проведена судебно-медицинская экспертиза. И вот он перезахоронен в нашем кафедральном соборе. Мы всегда 16 декабря, в день его кончины, проводим молитвенные чтения в его память.

Беседовала Анна Алиева