Готическое искусство франции. Самые красивые готические соборы франции

Собор в Шартре (XII-XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе. Шартр, где находились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ремесленники города.

В строительстве собора принимало участие множество людей: например, в 40-х гг. XII в.тысячи нормандских паломников явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту. Западный фасад - единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. С севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием "роза". Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах "розы" можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда. Собор в Шартре лучше освещён, чем парижский, благодаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам обширного пятинефного хора и светлому, голубовато-сиреневому колориту витражей, отличается крестообразно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами,органичностью структуры. «Королевский портал» (1145- 1155 гг.) собора в Шартре - яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами,которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти полностью сгорел, сохранились только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Возведение собора считалось праведным делом, за которое верующим простятся грехи, и будет обеспечено спасение на небесах.


Собор в Анжере относящийся к готическим конструкциям, сохранил все особенности западных областей Франции. Автор проекта не утолщал стен.
Он стремился уравновесить распределение тяжести, усиливая вертикальную нагрузку. Свод храма сильно выпуклый. Его мощные нервюры являются одним из украшений здания, так как проходящая между двумя валиками плоская лента покрыта резьбой; между ними как бы протянута гирлянда из цветов. В соборе сохранились витражи, относящиеся к разным периодам.


Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции - Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). Величественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 11б3 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий - до XIV в.Собор представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного - трансепта.. Это грандиозный (длина 130 ж, высота сводов 32,5 At) пятинефный храм,разделённый посередине длины коротким трансептом и завершённый хором с двойным обходом (1182), так что весь план вписывается в прямоугольник. При шестичастных сводах и одинаковых круглых столбах главной аркады, увенчанных крупными капителями, поставленная на них стена ещё массивна она получила большие верхние окна, необходимые для освещения нефа Хор собора, а также фасад с его ясными горизонтальными и вертикальными членениями, как бы с трудом врезанными в плотную стену порталами, великолепной розой и словно выросшими из тела сооружения монументальными башнями - совершенное произведение вполне установившегося стиля.
В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями - так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. На башнях собора располагаются скульптуры фантастических чудовищ - химер. В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон - черты, свойственные готическому искусству. Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему политическому значению города
как столицы государства и завершил первый этап развития готического стиля.


Архитектуре реймского собора (1211-1331) при строгости тектонического построения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех элементов и фигур, обилие скульптуры и декоративных деталей, которые, словно буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая горизонтальные членения. Даже стрельчатые обрамления порталов настолько повышены, что центральный тимпан прорезает ещё одна роза. Весь абрис фасада облегчён, заметно суживаясь кверху. Главный фасад Реймсского собора значительно отличается от классического Фасада.Порталы, выступающие вперед, глубоко лежащая роза в обрамлении высокой стрельчатой арки и высокий второй этаж создают новый тип готического фасада: в нем решительно преобладают вертикальные лини Вызывающие восхищение капители расположены на одном уровне,не прерывая тем самым чередования вертикальных и горизонтальных линий.Это впечатление однообразия усиливается подобным оформлением боковых нефов.

Заключение

В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам Европы, приобретая определённые черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами. В ХIII веке усиливается связь между двумя королевствами Испании и Франции. Французские зодчие работают на территории Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура ХIII веке кажется ветвью французской. Почти всегда враждебные, но всегда близкие отношения с Англией не могли не сказаться на архитектуре обоих королевств. Например, французский архитектор Гийом из Санса построил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех других английских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался памятником близких отношений между королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в
английских храмах. Влияние английской готики на французскую, падающее на XV век, коснулось не основной конструкции зданий, но главным образом их «пламенеющего декора» Замечательная готическая архитектура Чехии XIV века также связана с
именем французского архитектора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.
Сохранились сведения о том, что в1287 году Этьен де Боннейл отплывает с помощником в Швецию, чтобы построить собор в Упсале. Н

Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в её создании, развитии и воплощении принадлежала Франции.

Северная Франция является родиной готики, где этот архитектурный стиль назывался «оживаль», т.е. стиль стрельчатых арок. Основной строительный материал готики – камень. Из него не только выкладывали массивные стойки и тонкие прочные нервюры (ребра) сводов, но и вырезали богатейший скульптурный декор фасадов, тонкие ажурные переплеты окон и «розы» (крупное световое отверстие). На севере использовали и кирпич. Широкие оконные проемы заполняются цветными витражами. Главное украшение интерьеров готических соборов – сложный, иногда причудливый рисунок нервюр свода.

Система нервюрных сводов позволила отказаться от массивных стен, перейдя к системе вынесенных за пределы здания аркбутанов (наружных ребер) и контрфорсов (подпорок, выступающих около стены). Готические соборы в тесной застройке города открывали взору чаще всего только один входной фасад, западный, украшенный наиболее пышно. Его высокие башни служили ориентиром, указывающим путь к собору в тесноте узких улочек. Строились готические соборы долго. Поэтому некоторые из них имеют башни разной высоты и даже разной формы. Наиболее яркими памятниками ранней готики являются кафедральные соборы в Париже, Шартре и Бурже, а лучшими образцами классической готики стали кафедральные соборы в Реймсе и Амьене.

Одним из крупнейших сооружений ранней готики Франции является (Парижской богоматери), сооруженный в XII-XIV вв. Башни собора имеют высоту около 70 м, но так и остались незавершенными. Фасады собора изобилуют многочисленными скульптурами – от грехопадения до Страшного Суда. Огромное окно-роза диаметром 13 м украшено цветными витражами со сценами из Ветхого завета. Знаменитые декоративные элементы собора – скульптуры химер в основании башен. Собор известен в христианском мире и своей уникальной реликвией – терновым венцом Иисуса Христа.

Город Шартр (Центр), расположенный к юго-западу от Парижа, известен благодаря своему кафедральному собору – «чуду готики», перестроенному в XIII в. из сгоревшего романского храма. Собор в Шартре знаменит своими витражами, которые демонстрируют не только сцены из Ветхого и Нового заветов, но и бытовые сюжеты из жизни королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян. Южная башня собора (высота 106 м) считается одной из самых красивых церковных башен Европы. Северную башню (высота 113,5 м) украшает изящный шпиль в стиле «пламенеющей готики».

(Центр) был построен на месте старой церкви в конце XII – начале XIII вв. Боковые капеллы были пристроены уже в эпоху поздней готики. Сильное впечатление производят скульптуры и витражи собора, изображающие Христа, Деву Марию, Страшный суд и Апокалипсис, ангелов, Святого Этьена и других святых.

(Шампань-Арденны) – один из шедевров готики, строившийся с XIII по XV вв. Изящная архитектура собора, его завораживающие витражи и стрельчатые арки сливаются в единый гармоничный ансамбль. Внутреннее пространство собора хорошо освещено через оконные витражи, архитектурные детали украшены растительным орнаментом. Реймский собор – традиционное место коронации французских королей.

(Пикардия) на севере Франции считается одним из крупнейших «классических» готических сооружений XIII в. Однако шатер над южной башней был достроен уже в XIV в., а северная башня была закончена лишь в начале XV в. В соборе хранится голова Иоанна Крестителя, которая после взятия крестоносцами Константинополя в 1204 г. «промыслом Божиим» оказалась в Амьене. Благодаря удачным архитектурным решениям собор кажется устремленным ввысь. Его фасады богато украшены барельефами со сценами из Ветхого завета и из жизни Средневековья – всего 4,5 тысячи фигур! Внутренне убранство собора, напротив, отличается скромностью и неприхотливостью.

Город Авиньон (Прованс-Лазурный берег), расположенный на реке Рона, являлся в XIV в. Папской резиденцией, за что его часто называют «городом пап». Во время правления Пап-французов был построен Папский дворец – огромных размеров, ассиметричный и мрачный. Это здание доминирует над городом и явно контрастирует с домиками внутри средневековых стен. Высокие стены с потаенными узкими оконцами, мощные стрельчатые арки и широкие бойницы делают Папский дворец неприступной крепостью. В старом Авиньоне сохранился Малый дворец и романский кафедральный собор Нотр-Дам-де-Дом.

В эпоху зрелой готики начинает доминировать декорация. Вертикальные членения становятся главными, усложняется рисунок сводов. Все больше проявляется стремление к внешним эффектам. Готические соборы начинают напоминать «застывший дождь» или «оканемевшее пламя». В XIII-XV вв. была построена часовня королевского дворца на острове Сите в Париже Сент-Шапель («Святая капелла»). Она была задумана как хранилище реликвий, вывезенных из Константинополя в 1239 г. Стрельчатые окна часовни демонстрируют уникальную коллекцию витражей, состоящую из 1134 библейских сцен. Ажурная «роза» на фасаде (XV в.) выполнена в стиле «пламенеющей готики». Шпиль Сент-Шапель имеет высоту 75 м.

Расположенный на скалистом острове готический (Нижняя Нормандия), посвященный архангелу Михаилу, часто называют одним из «чудес света». Монахи-бенедиктианцы основали здесь аббатство в XI в., строительство которого закончилось только в XVI в. Восточная алтарная часть аббатства построена в стиле «пламенеющей готики». Вертикальные стены монастыря, более похожего на крепость, выглядят естественным продолжением скальных утесов в центре острова. Центральная часть высотой 78 м напоминает сказочный замок. Вокруг аббатства сформировался небольшой городок, единственная улица которого серпантином поднимается к воротам монастыря. Собственно островом Мон-Сен-Мишель становится только во время приливов, одних из самых высоких на планете. Во время отлива водную гладь залива Сен-Мало можно увидеть только со смотровых площадок монастыря.

Город Каркасон (Лангедок-Руссильон) – крупнейшая в Европе готическая крепость, расположенная на перекрестке торговых путей между Атлантикой и Средиземноморьем, и Центральной . Город окружен двумя рядами могучих крепостных стен с 52 смотровыми башнями. В городе Каркасон представляют интерес узкие средневековые улочки и кафедральный собор Сен-Назер с его впечатляющими химерами на фасаде и потрясающими витражами.

Город Страсбург (Эльзас) имеет средневековый центр, расположенный на острове Гранд-Иль реки Иль, сохранивший архитектуру и колорит готического периода. Здесь на высоту 142 м возвышается башня кафедрального готического собора Нотр-Дам, построенного в XII-XV вв. из розового песчаника. Рядом – четыре старинные церкви и дворец Роан (бывшая резиденция епископов). В западной части острова сохранился живописный исторический квартал кожевников Птит-Франс («Маленькая Франция») с уютными фахверковыми домиками, украшенными живыми цветами. Дома, построенные в особом «эльзасском стиле», имеют островерхие крыши с множеством слуховых окошек.

Винодельческий район Сент-Эмильон (Аквитания) находится на берегу реки Дордонь, в 50 км к востоку от города Бордо. Название этой местности связано с именем монаха Эмильона, жившего в одной из окрестных пещер. Когда после смерти его признали святым, пещеру превратили в вырубленную в скале церковь. В эпоху расцвета виноделия в XI-XIV вв. в Сент-Эмильоне были построены многочисленные церкви и монастыри. Это один из главных районов Франции, производящих красные вина. Местные сорта вин характеризуются мягким вкусом и способны долго храниться.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Готическая архитектура Франции.

Классическое выражение готический стиль получил во Франции - родине готических соборов.

В 12-14 вв. происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской готики возник­ли в провинции Иль-де-Франс, центре королевских владений. Они сохраняют черты романской архитектуры: массивность гладких стен, грузность башен, четкость композиций, монументальную простоту форм, скупость декора.

Собор Парижской богоматери (Нотр Дам де Пари, заложен в 1163 г.; в отдельных частях достраи­вался до середины 13 в.; венец капелл - в 14 в.) (ил. 81-82) - величайшее сооружение ранней готики . В плане - это пятинефная базилика со слабо выступающим трансептом. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях и равновесии форм. В его композиции еще сохраняются спокойные горизонтальные членения. Три пер­спективно углубленных портала выявляют толщу цокольного этажа, под­черкивая устойчивость сооружения. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей» . Окно-роза , расположенное под глубокой полуциркульной аркой, отмечает центральный неф и высоту свода. Фланкирующие ее стрельчатые окна освещают залы первого этажа ба­шен. Над всем этим господствует украшенный резной листвой карниз. Построенная на постепенном облегчении форм, композиция фасада завершается двумя башнями, соединенными ажурной галереей. Все проемы портала, окон, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько по­логую в нижнем поясе и заостренную наверху, что сообщает всему фасаду медленное движение вверх.

Реймский собор (заложен в 1210 г.; закончен в начале 14 в.) - воплощение национального творческого гения Франции, место коронования французских королей (ил. 83, 84, 86). Период зрелой готики отмечен дальнейшим совершенством каркасной конструкции, обилием скульптуры и витражей. Реймский собор воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм в 150 м. длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями - одно из самых цельных создании готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры.

По сравнению с собором Парижской богоматери все формы западного фасада Реймского собора стройнее; пропорции фиалов, окон портала удли­няются, стрельчатые арки заостряются. Неудержимый поток линий и масс, устремленных вверх, лишь слегка задерживается горизонталь­ными членениями. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигантских стрельчатых порталов и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные де­тали конструкции, движение вертикальных тяг, аркбутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору. Движение замедляется, успокаивается в центре второго этажа огромной «розой» и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, острых стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом башен. Переходы между отдельными форма­ми, ярусами смягчаются игрой живописной светотени, не уничтожающей, однако, строгости архитектонического решения.

Множество скульптур собора перекликается с шумной городской площадью. Фигуры свя­тых то выступают стройными рядами, образуя фризы, то собираются в груп­пы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, как бы встречая посетителей и беседуя с ними. Движение фигур сплетается в орнаменталь­ные ряды, подчиняется основным архитектурным линиям. Архитектур­но-скульптурные декорации собора пронизаны единым ритмом и воспри­нимаются как завершенное целое, как некий идеальный мир, как выраже­ние высшего порядка.

Амьенский собор (заложен в 1220 г., закончен в 14-15 вв.). Интерьер поражает большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м.) центрального нефа . Нефы, трансепт и хор стали менее самостоятельными час­тями, подчинившись общему единству. В Амьенском соборе появляются черты переходного характера готики к ее позднему этапу - пламенеющей готике . Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей; перегруженность фасада декоративными элемен­тами нарушает конструктивную ясность форм.

Во второй половине 13-14 вв. еще продолжают достраивать начатые соборы, но типичным становится строительство небольших капелл по за­казу гильдий или частных лиц.

Собор Нотр Дам в Амьене. План

Двухэтаж­ная королевская капелла - Сент Шапель (1243-1248), выстроенная в Париже при Людовике IX, является одним из чудесных созданий французской готики. В ее верхней церкви стены полностью замене­ны высокими (15 м) окнами , заполняющими простенки между тонкими опо­рами сводов. Изумительный эффект в этом хрупком здании создают вит­ражи, сияющие чистыми звучными красками. Западный фасад украшен прорезывающей его во всю ширину розой.

Аббатство Мон Сен Мишель (ил. 89) - относится к этому же времени.

Готическая архитектура Германии .

Готический стиль в Германии развивается на основе худо­жественного опыта французов . Однако немецкое искусство не обладает цельностью и единством французской готики. Драматизм, экспрессивность, отличающие немецкую готику, сочетаются в архитектуре с сохраняющи­мися романскими традициями .

Планы соборов просты , большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл . Во внешнем облике зда­ния присущая готике устремленность вверх получает предельное выраже­ние . Часто встречается тип однобашенного собора , напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора.

Собор во Фрейбург­е (ок. 1200 г.- конец 15 в.) (ил. 85). Мощная башня фасада, завершающаяся ажурным шатром из каменных брусьев, интерьер с невы­соким средним и широкими боковыми нефами производят мрачное впечат­ление.

Собор в Кёльне, (1248-1880). Грандиозный пятинефный собор построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами на запад­ном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. За­мена розы стрельчатым окном повышает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была за­кончена лишь в 19 в.



В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и рас­тущее самосознание горожан получили отражение в строительстве мону­ментальных ратуш.

Готическая архитектура ИТАЛИИ .

Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия.

Дворец дожей (правителей рес­публики; 14-15 вв.), Венеция, (ил. 91) обширный по размерам, поражающий великолепием, во многом определяет своеобразный облик центральной площади святого Марка в Венеции . Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивность, а де­коративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с более тонкими, но часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными стрельчатыми окнами. Вся плос­кость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розо­во-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоратив­ного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает стро­гую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, мону­ментальность со светской жизнерадостностью.

Палаццо делла Синьория (Веккьо, 1298-1314) во Флоренции. Грандиозный дворец города-республики сохраняет черты крепостной романской архитектуры. Трехэтажное здание, сложенное из грубо обтесанных квадров камня (руст), воспринимается как единый замкнутый объем. Его суровый облик подчеркивают зубчатый силуэт и горделиво устремленная вверх грозная сторожевая башня. Соору­женный на месте разрушенного феодального замка, Палаццо Веккьо слу­жил олицетворением могущества свободного города. В Палаццо Веккьо намечаются черты, которые получат развитие в архитектуре жилого дома, дворца эпохи Возрождения.

Скульптура.

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Именно скульптуре принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Особенно богато украшался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. В храме - модели вселен­ной - стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Сре­доточием скульптурных композиции стали порталы , где большие по раз­меру статуи апостолов, пророков, святых следовали вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались рельефами и статуями. Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов , реб­рам башенок , аркбутанам стремительно пробегали полураспустив­шиеся листочки (крабы) , шпили увенчивались цветком (крестоцвет) . Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон .

Готическая скульптура-была органической частью архитектуры собо­ра. Принцип единения всех видов искусств, их подчинения архитектуре нашел яркое и полное воплощение в готике. Статуи сохраняют связь со стеной, с опорой. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикаль­ные членения архитектуры. Размеры их находились в точном соотноше­нии с архитектурными формами. Скульптура, однако, живет и само­стоятельной жизнью - готика продолжает начатое романскими ваяте­лями обособление человеческого образа от общего убранства. Усиливается роль круглой пластики. Статуи, ставшие округлыми отделяются от сте­ны, часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Легкие изги­бы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, харак­терные позы и жесты наполняют фигуры движением , которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. В характеристике святых появляются человечность, мягкость . Их образы становятся остро-индивидуальными, конкретными, возвышенное сочетается в них с жи­тейским. Лица оживляются мыслью или переживаниями, они обращены к окружающим и друг к другу , как бы беседуют между собой, полны ду­шевного единения.

Возрождая пластические завоевания греков (про­фильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готи­ческие мастера идут самостоятельным путем . Их отношение к окружаю­щему миру носит более личный, эмоциональный характер, они следуют непосредственному наблюдению, обращаются к единичному, к неповто­римым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитек­турой.

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ (Notre-Dame de Paris) архитектурный памятник ранней французской готики в Париже на о. Сите. Пятинефная базилика (1163-1257, длина 130 м, ширина 108 м, высота интерьера 32,5 м) с трансептом и двумя фланкирующими западными башнями (высота 69 м). Витражи (13 в.), скульптура на фасадах (ок. 1165-1225) и в хоре (13-14 вв.).

Строительство собора началось в 1163 году, благодаря Морису де Сули. Именно под его руководством было развёрнуто строительство гигантского храма: 5500 м 2 . Строительство длилось почти два века. Собор Парижской Богоматери символизирует эволюцию в готике. Его башни, высотой в 69 метров, чёткость линий, рисунок здания в форме креста всё это было новшеством для той эпохи. 432 окна собора придают необыкновенную лёгкость всему архитектурному ансамблю.

Notre-Dame d"Amien.

Самый большой готический собор во Франции. Он занимает 7760 м 2 , высота его сводов 42,5 м, высота шпиля 112 м. Собор был построен в XIII веке в период с 1220 по 1269 г, является образцом « золотого века » соборов. Собор был построен за рекордно короткое время, после пожара в 1218 году на месте романской церкви, что способствовало созданию гармонии и архитектурного единства здания. Лишь башни были завершены в конце XIV века. Внушительные пропорции собора, его красота, богатство, его внутреннего убранства вызывают восхищение многочисленных туристов. Не случайно в 1981 году собор был признан ЮНЕСКО одним из пятидесяти самых импозантных архитектурных шедевров человечества.

Notre-Dame-de Chartres.

Среди безбрежных полей появляется как мираж Собор Богоматери в Шартре. Это один из самых известных готических соборов в мире, построенный в середине XI века. Собор был полу разрушен в 1194 году сильным пожаром. Крестьяне из соседних деревень запрягали быков в упряжки и возили огромные глыбы камней для реконструкции собора. Лишь в 1260 году собор был реконструирован и имел одну башню со шпилем. Позднее в 1513 году появилась вторая башня, служившая колокольней.

Несмотря на внешнее различие в конструкции башни, собор замечателен гармонией внутреннего интерьера. Именно в этом соборе можно проследить плавный переход от романского стиля к готическому. Собор известен своими многочисленными скульптурами, здесь находятся 4000 статуй, изображающих Иисуса Христа, окружённого апостолами, ангелами. Но особенной чертой собора в Шартре являются витражи, где преобладает синий цвет. Все витражи сохранились до нашего времени и не пострадали во время воин. Гигантское окно-роза состоит из 12 лепестков, которые расходятся на 12 розочек. Число 12 символично, оно означает совершенство. Окно-роза символизирует небесное царство и Бога. Многие известные французские писатели восхищаются красотой собора.

Notre-Dame-de Reims.

Собор в Реймсе один из самых больших готических соборов во Франции. Собор в Реймсе называют королём всех соборов. Он был построен в период с 1211 по 1285 г. пятью архитекторами, которые следуя друг за другом тем не менее сумели сохранить архитектурное единство собора. Реймский собор знаменит тем, что здесь были коронованы 25 французских королей: начиная с Людовика VIII в 1223 г, и заканчивая Шарлем X в 1825 году. Собор насчитывает 2300 статуй, которые представлены во всём здании. 40 статуй «Реймские короли» достигают 5 метров в высоту. Все они прославляют Деву Марию и апостолов.

Реймский собор также множество раз страдал от пожаров, самый сильный из которых был во время бомбардировки в 1914 году. В настоящее время собор находится под охраной ЮНЕСКО.

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили: 1. Раннюю готику, 2. Зрелую готику (высокую), 3. Позднюю готику, 4. «Перпендикулярную готику».

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.


План собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.


Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.

На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509).


Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан. Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане).


Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44).


К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.

В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.

Старые города постепенно разрастались, укреплялись, перестраивались, новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. Главным городским сооружением остался собор, господствовавший над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор, деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появились искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390-1420г.). В 15 веке возник тип богатого городского дома - отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).

В готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благославляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене, высокоодухотворённые образы группы «Посещение Марией Елизаветы» на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры. В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую наряду с каноническими сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).

В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты. Решительный переход к правдивому и жизненно убедительному изображению реальной среды произошёл в творчестве Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались произведения искусства: мелкая пластика, эмали шпалеры, резная мебель.

Стиль французской Готики проявился в удобных и вместе с тем торжественно-импозантных постройках королей и дворянских замков, функционально продуманных и прихотливо отделанных городских особняках. В них готически логичная конструкция, вертикализм и живописность композиции, живой силуэт удачно сочетаются с лёгким изящным декором и тонким членением плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз (1492-1498), Гайон (1501—10), отель Бур-терульд и Бюро финансов в Руане.

Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне образованные французские архитекторы — Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо. Глубоко национальные произведения стали живописные, неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо, 1518-1529г.; Шенонсо, 1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.). Роскошная отделка парадных залов резным деревом, фресками, стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали итальянские мастера-маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо.

Жемчужиной зрелости эпохи во Франции стало здание нового Лувра (1546—74, арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже.


Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения в изобразительном искуссве наиболее ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечатательных мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион.

Готические соборы Франции

На етой странице вы узнаете в кратце о нескольких соборов Франции. Эти соборы лучшие «готические соборы Франции» . Они достойны чтобы их осматривали милионы людей. Это не сомнено еталон готической архитектуры. Но хочу напомнить что Франция насчитывает 86 готических соборов.

И так, к вашему вниманию четыри готических собора Франции :

  • Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)
  • Нотр-Дам де Амьене (Notre-Dame d’Amien)
  • Нотр-Дам де Шартр (Notre-Dame de Chartres)
  • Нотр-Дам де Реймс (Notre-Dame de Reims)

С обор П арижской Б огоматери (Notre-Dame de Paris) — строительный монумент ранешней французской готики в Париже на о. Сите. Пятинефная базилика (1163-1257, длина 130 м, ширина 108 м, высота интерьера 32,5 м) с трансептом и 2-мя фланкирующими западными башнями (высота 69 м).

— наибольший готический собор во Франции. Он занимает 7760 м2, высота его сводов 42,5 м, высота шпиля 112 м. Надо сказать то, что собор был построен в XIII веке в период с 1220 по 1269 г, является прототипом « золотого века » соборов.

Нотр-Дам де Реймс — один из наибольших готических соборов во Франции. Само-собой разумеется, собор в Реймсе именуют владыкой всех соборов. Не для кого не секрет то, что он был построен в период с 1211 по 1285 г. пятью конструкторами.