К происхождению чеченцев и ингушей. Чеченцы: кто они

Вопрос о происхождении чеченского народа до сих пор вызывает дискуссии. По одной из версий, чеченцы - автохтонный народ Кавказа, более экзотическая версия связывает появление чеченского этноса с хазарами.

Откуда появились чеченцы?

Журнал: История от «Русской Семёрки» №6, июнь 2017 года
Рубрика: Народы

Трудности этимологии

Возникновение этнонима «чеченцы» имеет множество объяснений. Некоторые учёные предполагают, что это слово является транслитерацией наименования чеченского народа у кабардинцев - «шашан», которое, возможно, произошло от названия села Большой Чечен. Предположительно, именно там в XVII столетии русские впервые встретились с чеченцами. Согласно другой гипотезе, слово «чечен» имеет ногайские корни и переводится как «разбойный, лихой, вороватый человек».
Сами чеченцы себя называют «нохчи». Это слово имеет не менее сложную этимологическую природу. Кавказовед конца XIX - начала XX столетия Башир Далгат писал, что имя «нохчи» может быть употребляемо как общее племенное название и у ингушей, и у чеченцев. Впрочем, в современном кавказоведении в обозначении ингушей и чеченцев принято использовать термин «вайнахи» («наши люди»).
В последнее время учёные обращают внимание на другой вариант этнонима «нохчи» - «нахчматьяне». Термин впервые встречается в «Армянской географии» VII века. Согласно армянскому востоковеду Керопэ Патканову, этноним «нахчматьяне» сопоставляется со средневековыми предками чеченцев.

Этническая пестрота

В устных преданиях вайнахов повествуется, что их предки пришли из-за гор. Многие учёные сходятся во мнении, что предки кавказских народов сформировались в Передней Азии примерно 5 тысяч лет до нашей эры и в течение последующих нескольких тысяч лет активно мигрировали в сторону Кавказского перешейка, обживая берега Чёрного и Каспийского морей. Часть переселенцев проникла за пределы Кавказского хребта по Аргунскому ущелью и заселила гористую часть современной Чечни.
Согласно большинству современных кавказоведов, всё последующее время происходил сложный процесс этнической консолидации вайнахского этноса, в который периодически вмешивались соседние народы. Доктор филологических наук Каты Чокаев отмечает, что рассуждения об этнической «чистоте» чеченцев и ингушей ошибочны. По словам учёного, в своём развитии оба народа проделали долгий путь, в результате которого они как вбирали в себя черты других этносов, так и теряли часть своих черт.
В составе современных чеченцев и ингушей этнографы находят значительную долю представителей тюркских, дагестанских, осетинского, грузинского, монгольского, русского народов. Об этом, в частности, свидетельствуют чеченский и ингушский языки, в которых существует заметный процент заимствованных слов и грамматических форм. Но также смело можно говорить и о влияния вайнахского этноса на соседние народы. Например, востоковед Николай Марр писал: «Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в хевсурах, пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена».

Древнейшие кавказцы

Доктор исторических наук профессор Георгий Анчабадзе уверен, что чеченцы - древнейший из коренных народов Кавказа. Он придерживается грузинской историографической традиции, согласно которой братья Кавказ и Лек положили начало двум народам: первый - чечено-ингушскому, второй - дагестанскому. Потомки братьев впоследствии заселили безлюдные территории Северного Кавказа от гор до устья Волги. Это мнение во многом согласуется с утверждением немецкого учёного Фридриха Блюбенбаха, который писал, что чеченцы имеют Кавкасионский антропологический тип, отражающий облик самых первых европеоидов-краманьонцев. Данные археологии также свидетельствуют о том, что древние племена проживали в горах Северного Кавказа ещё в бронзовом веке.
Британский историк Чарльз Рекхертон в одной из своих работ уходит от автохтонности чеченцев и делает смелое заявление, что в истоках чеченской культуры числятся хурритская и урартская цивилизации. На родственные, пусть и отдалённые связи хурритского и современных вайнахских языков указывает, в частности, российский лингвист Сергей Старостин.
Этнограф Константин Туманов в книге «О доисторическом языке Закавказья» выдвинул предположение, что знаменитые «ванские надписи» - урартские клинописные тексты - сделаны предками вайнахов. В доказательство древности чеченского народа Туманов приводил огромное количество топонимов. В частности, этнограф обратил внимание, что в языке Урарту охраняемая укреплённая местность или крепость называлась хой. В том же значении это слово встречается в чечено-ингушской топонимии: Хой - село в Чеберлое, которое действительно имело стратегическое значение, преграждая со стороны Дагестана путь в чеберлоевскую котловину.

Народ Ноя

Вернёмся к самоназванию чеченцев «нохчи». Некоторые исследователи в нём видят прямое указание на имя ветхозаветного патриарха Ноя (в Коране - Нух, в Библии - Hoax). Слово «нохчи» они делят на две части: если первая «нох» означает Ной, то вторую «чи» следует переводить как «люди» или «народ». На это, в частности, указывал немецкий языковед Адольф Дирр, который говорил, что элемент «чи» в любом слове означает «человек». За примерами далеко ходить не нужно. Чтобы в русском языке обозначить жителей какого-либо города, во многих случаях нам достаточно прибавить окончание «чи» - москвичи, омичи.

Чеченцы - потомки хазар?

Версия о том, что чеченцы являются потомками библейского Ноя, имеет продолжение. Ряд исследователей утверждает, что евреи Хазарского каганата, которых многие называют 13 коленом Израиля, не исчезли бесследно. Разгромленные киевским князем Святославом Игоревичем в 964 году, они ушли в горы Кавказа и там заложили основы чеченского этноса. В частности, часть беженцев после победного похода Святослава встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.
В советских архивах сохранилась копия любопытной инструкции НКВД от 1936 года. В документе разъяснялось, что до 30 процентов чеченцев тайно исповедуют религию предков иудаизм и считают остальных чеченцев низкородными чужаками.
Примечательно, что Хазария имеет перевод в чеченском языке - «Красивая страна». Начальник Архивного управления при президенте и правительстве Чеченской Республики Магомед Музаев по этому поводу замечает: «Вполне возможно, что столица Хазарии находилась на нашей территории. Мы должны знать, что Хазария, которая просуществовала на карте 600 лет, являлась самым могущественным государством на востоке Европы».
«Многие древние источники указывают на то, что долина Терека была населена хазарами. В V-VI вв. эта страна называлась Барсилия, и, по мнению византийских хронистов Феофана и Никифора, здесь находилась родина хазар», - писал знаменитый востоковед Лев Гумилёв.
Некоторые чеченцы до настоящего времени уверены, что являются потомками хазарских евреев. Так, очевидцы рассказывают, что во время Чеченской войны один из лидеров боевиков Шамиль Басаев говорил: «Эта война - реванш за разгром хазар».
Современный российский писатель, чеченец по национальности, Герман Садулаев тоже считает, что некоторые чеченские тейпы - потомки хазар.
Ещё один любопытный факт. На самом древнем изображении воина-чеченца, сохранившемся до наших дней, отчётливо видны две шестиконечные звёзды израильского царя Давида.

Чече́нцы (самоназвание Но́хчий , в ед. числе - Но́хчо ) - северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, основное население Чечни. Исторически также проживают в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском районах Дагестана, Сунженском и Малгобекском районах, Ингушетии, Ахметском районе Грузии. Общая численность чеченцев во всём мире - 1 550 000.

Антропологически относятся к Кавкасионскому типу Европеоидной расы.

Расселение

В настоящий момент абсолютное большинство чеченцев проживает на территории Российской Федерации, а именно - в Чеченской республике. В истории чеченского народа было несколько расселений.

После кавказской войны в 1865 году около 5 000 семей чеченцев переселились в Османскую империю, движение это приняло название мухаджирство. На сегодняшний день, потомки тех переселенцев и составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии и Иордании.

В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства, при этом некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

После первой и второй чеченской войн значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации.

Этническая история

История этнонима

Этноним «чеченцы» - северокавказского происхождения. Есть несколько версий происхождения этнонима, одна из них: от названия селения Чечен-аул. Однако, этноним «чечен» существовал среди чеченцев задолго до основания Чечен-Аула, так «Чечан» было одним из крупных чеченских обществ. Есть схожие этнонимы, к примеру, Сесан или Сасан, название одного из чеченских обществ. Кабардинцы называют их Мычгыщэр, Шашэн , Аварцы - Буртиял , Грузины - Кисты, Дзурдзуки, Цанары , Русские - Чеченцы , Армяне - Нохчматьяне , Арабы - Шишани , Англичане - Чеченс . .

Теории происхождения чеченцев

Проблема происхождения и наиболее раннего этапа истории чеченцев остаётся окончательно не выясненной и дискуссионной, хотя их глубокая автохтонность на Северо-Восточном Кавказе и более обширная территория расселения в древности представляются вполне очевидными. Не исключено массовое передвижение протовайнахских племён из Закавказья на север Кавказа, но время, причины и обстоятельства этой миграции, признаваемой рядом учёных, остаются на уровне предположений и гипотез. Существует несколько версий:

  • Потомки хурритских племён (ср. разделение на тейпы), ушедших на север (Грузия, Северный Кавказ). Это подтверждается как сходством чеченского и хурритского языков, так и схожими легендами, и практически полностью идентичным пантеоном богов.
  • Потомки тигридского населения, автохтонного народа, обитавшего в районе Шумера (р. Тигр). Чеченские тептары пунктом исхода чеченских племён называют Шемаар(Шемара), далее Нахчуван, Кагызман, Север и Северо-Восток Грузии и наконец Северный Кавказ. Однако, скорее всего, это относится лишь к части чеченских тукхумов, так как маршрут расселения других племён несколько иной, к примеру, шаройские культурные деятели указывают на Ленинаканский(Шаройский) район, то же можно сказать и о некоторых кланах Чеберлоя, таких, как Хой(«хъо» - стража, дозор) (г. Хой в Иране).

Все попытки изучения происхождения чеченцев приводят к хурритам, шумерам, автохтонам Передней Азии. Что опять-таки схоже с чеченской легендой об исходе из Шемара.

Чеченцы в истории России

Само название «чеченцы» было русской транслитерацией кабардинского названия «шашан» и происходило от названия села Большой Чечень. С начала XVIII века русские и грузинские источники стали использовать термин «чеченцы» по отношению к предкам современных чеченцев.

Ещё до Кавказской войны, в начале XVIII века, после того, как гребенские казаки покинули Терское правобережье, многим чеченцам, которые согласились добровольно принять российское подданство, была предоставлена возможность туда переселиться в 1735 и затем в 1765 году.

Документ, на основании которого горная Чечня вошла в состав России, был подписан 21 января 1781 года и подтверждён осенью того же года. С чеченской стороны его подписали почётнейшие старшины сёл Большие и Малые Атаги, Гехи и ещё двенадцати селений, то есть, всей южной половины Чеченской республики в нынешнем понимании. Документ этот был скреплён подписями на русском и арабском языках и клятвой на Коране. Но, во многом этот документ остался формальностью, хотя Российская империя при этом получила официальное «право» для вовлечения Чечни в состав России, далеко не все чеченцы, особенно влиятельный Шейх Мансур, смирились с новым порядком, и так началась почти вековая Кавказская война.

Во время Кавказской войны под руководством генерала Алексея Ермолова была построена Сунженская линия укреплений, в 1817-1822 годах на месте некоторых чеченских и ингушских сёл. После пленения Шамиля, уничтожения ряда мятежных имамов, а также с переходом при фельдмаршале Иване Паскевиче к тактике «выжженной земли», когда мятежные аулы полностью разрушались, а население поголовно уничтожалось, организованное сопротивление горцев удалось подавить в 1860-м году.

Но конец Кавказской войны не означал полный мир. Особый спор вызывал земельный вопрос, который был далеко не в пользу чеченцев. Даже к концу XIX-го века, когда была найдена нефть, доходы чеченцам почти не шли. Относительное спокойствие в Чечне царскому правительству удавалось поддерживать за счёт фактического невмешательства во внутреннюю жизнь горцев, подкупом родо-племенной знати, бесплатной выдачей муки, тканей, кожи, одежды бедным горцам; назначением должностными лицами местных авторитетных старейшин, вождей тейпов и племён.

Неудивительно, что чеченцы часто поднимали восстания, как было при Русско-турецкой войне 1877-1878 годов и затем во время революции 1905 года. Но одновременно чеченцы ценились царской властью за их боевую храбрость. Из них был сформирован чеченский полк элитной Дикой дивизии, отличившейся в Первой мировой войне. Их брали даже в личный царский конвой, состоявший также из казаков и других горцев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1905 года про них писал: Чеченцы считаются людьми весёлыми, остроумными («французы Кавказа»), впечатлительными, но пользуются меньшими симпатиями, чем черкесы , вследствие их подозрительности, склонности к коварству и суровости, выработавшихся, вероятно, во время вековой борьбы. Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе - черты Ч., давно признанные всеми, даже их врагами.

А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ»: Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности - не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это - чечены.

СССР

Во время Гражданской войны Чечня превратилась в поле боя, и территория Чечни неоднократно менялась. После Февральской революции, в марте 1917 года под руководством бывшего члена конвоя его Императорского Величества, а позже Дикой дивизии Тапы Чермоева был образован Союз Народов Северного Кавказа, провозгласивший в ноябре 1917 года Горскую республику (а с мая 1918 - Республику горцев Северного Кавказа). Но наступление Красной Армии и Деникина быстро покончило с республикой. В самой Чечне царила анархия. Большевикам чеченцы, как и другие народы Кавказа, сыграли на руку, и в результате после их победы чеченцев вознаградили автономией и огромным количеством земель, включая почти все станицы Сунженской линии, откуда выселили казаков.

В 1920-х годах, при политике коренизации был сделан огромный вклад в развитие чеченцев. Была разработана новая чеченская письменность (на основе сначала латинского, затем кириллического алфавита; до этого применялась арабская графика), появился национальный театр, музыкальные ансамбли и многое другое. Но дальнейшая интеграция чеченцев в советский народ оборвалась при коллективизации, особенно при попытках создавать колхозы в горных районах. Волнения и восстания продолжались, особенно когда автономный статус Чечни стал опять формальным в результате того, что в 1934-м году Чеченскую АО объединили с Ингушской, а в 1936-м с Сунженским Казачьим округом и городом Грозный в Чечено-Ингушскую АССР, руководство которой фактически возглавило русское население.

Согласно БСЭ в 1920 году среди чеченцев было 0,8 % грамотных, а к 1940 году грамотность среди чеченцев составляла 85 %.

Депортация чеченцев и ингушей

Основная статья : Депортация чеченцев и ингушей

В феврале 1944 года, всё чеченское население (около полумиллиона) было депортировано из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства. Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

1990-е годы и последствия

После Первой и Второй чеченской войны значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, в Турцию и в арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации

Антропологический тип

Антропологически чеченцы относятся к Кавкасионскому типу Европеоидной расы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, даёт следующее описание чеченцев:

Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос также замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый. Лицевой указатель - 76,72 (ингуши) и 75,26 (чеченцы). В сравнении с другими кавказскими народностями чеченская группа отличается наибольшей долихоцефалией. У собственно Чеченцев встречается, однако, не только много субрахицефалов, но и немало чистых брахицефалов с головным указателем от 84 и даже до 87,62.

Генетическая генеалогия

Большинство мужчин в республике Чечня относятся по Y-ДНК к гаплогруппе J2, зародившейся примерно 18 тысяч лет назад на Ближнем Востоке. Второй по распространённости в республике Чечня является гаплогруппа J1 (около 21%).

Язык

Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Распространён в основном в Чеченской Республике и в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах Дагестана, а также в Ингушетии и других регионах Российской Федерации и в Грузии, частично - в Сирии, Иордании и Турции. Число говорящих до войны 1994-2001 - ок. 1 миллиона человек (по другим сведениям ок. 950 тыс.).

Выделяются плоскостной, шатойский, аккинский (ауховский), чеберлоевский, шароевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский и кистинский диалекты. В фонетике для чеченского языка характерен сложный вокализм (противопоставление простых и умлаутированных, долгих и кратких гласных, наличие слабых назализованных гласных, большое число дифтонгов и трифтонгов), начальные сочетания согласных, обилие морфонологических чередований, прежде всего изменение гласных основы в различных грамматических формах (аблаут); в грамматике - шесть именных классов, многопадежное склонение; состав глагольных категорий и способы их выражения обычны для восточнокавказских языков. Для синтаксиса характерно широкое использование причастных и деепричастных конструкций.

Литературный чеченский язык сложился в 20 веке на основе плоскостного диалекта. Письменность на чеченском языке до 1925 года существовала на арабской основе, в 1925-1938 - на латинской, с 1938 - на основе русской графики с использованием одного дополнительного знака I (после разных букв имеет разное значение), а также некоторых диграфов (кх, аь, тІ и т. п.) и триграфов (уьй). Состав диграфов в чеченском алфавите сходен с алфавитами дагестанских языков, однако их значения часто другие. С 1991 предпринимаются попытки вернуться к латинской графике. Первое монографическое описание чеченского создано в 1860-е годы П. К. Усларом; впоследствии значительный вклад в изучение чеченского языка внесли Н. Ф. Яковлев, З. К. Мальсагов, А. Г. Мациев, Т. И. Дешериева и другие исследователи.

Является государственным языком Чеченской республики.

Религия

Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма.

Суфийский ислам среди чеченцев представлен двумя тарикатами: накшбандийа и кадирийа, в свою очередь делящимися на мелкие религиозные группы - вирдовые братства, общее количество которых достигает у чеченцев тридцати двух. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне являются последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева («зикристы») и отпочковавшиеся от него мелкие вирды - Баммат-Гирей-Хаджи, Чимммирзы, Мани-шейха.

Чеченские тукхумы и тейпы

Чеченский тукхум - это союз определённой группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач - защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определённую территорию, которая состояла из фактически заселённой им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определённом диалекте Чеченского языка.

Чеченский тейп - это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).

В настоящее время представители одного тейпа живут рассредоточенно. Крупные тейпы распределены по всей территории Чечни.

Использованы материалы Википедии

Несмотря на все разговоры о репрессиях, численность чеченцев и ингушей в СССР возрастала очень быстро. Советская власть создала почти идеальные условия для их жизни. Численность русских не так быстро, но все же росла вплоть до 1989 года. Потом начался демографический коллапс.

В Российской империи чеченцев и ингушей, как и других народов Кавказа, тоже становилось больше. Но численность этих народов увеличивалась при царях не быстрее, а медленнее, чем численность православных славян. То есть в Империи славяне чувствовали себя намного лучше, чем потом в СССР.

Самыми «проблемными» годами для чеченов и ингушей были годы Кавказской войны (1830-е, 40-е, 50-е, 60-е), когда они не только гибли в ходе военных действий и голода, но массами выселялись в Турцию от «власти неверных». И два десятилетия после Второй мировой войны, когда часть из них была выселена в Казахстан.

Русские и чеченцы как бы символизируют собой прямо противоположные тенденции развития.

В 1861 году в России было 140 тысяч чеченцев. В 1867 году - 116 тысяч, в 1875 году - 139,2 тысячи, 1889 году - 186 618 тысячи, 1897 году - 226,5 тысячи, наконец, в 1913 году - 245,5 тысяч человек.

В течение 1960-х годов по уровню рождаемости чеченцы опережали даже народы Средней Азии. С 1959 по 1970 год их численность возросла на 46,3 процента и составила 612,7 тысяч человек.

По данным переписи населения 1979 года, численность чеченцев выросла до 756 тысяч. В сравнении с показателем предыдущей переписи, прирост их равнялся 23,4 процентам. В следующем десятилетии численность чеченцев увеличилась на 26,8 процента и в 1989 году достигла 958 309 человек.

В течение последних десятилетий неуклонно увеличивалось чеченское население в Сунженском районе и в городе Грозном. В 1970 г. в Сунженском районе проживало 9452 чеченца (15,5 процента от числа жителей этого района), в 1979 г. - 11 240 (18,8 процента), а в 1989 г. - 13 047 (21,4 процента). По другим данным, в Сунженском районе насчитывается около 17 тысяч чеченцев.
Если в 1970 г. в Грозном проживало всего лишь 59 279 чеченцев и их доля в населении города не превышала 17,4 процента, то в 1989 году их было уже 121 350 человек. Другими словами, каждый третий житель Грозного являлся чеченцем.

По данным всесоюзной переписи населения 1989 года, на территории Чечено-Ингушской АССР проживало 1 270 429 человек, из них чеченцев - 734 501, русских - 293 771, ингушей - 163 762, армян - 14 824, татар - 14 824, ногайцев - 12 637. При этом на территории Чечни проживало около 1 100 тысяч человек.
В 2010 году в Чечне осталось 24382 русских (1,9 %). Для сравнения: в 1989 году в одном только Грозном русских было 210 тысяч человек.

Численность постоянного населения Чеченской Республики на 1декабря 2013 года составила 1 344 900 человек и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 21,7 тысячи человек или на 1,6 %. Это самый высокий рост численности населения на территории РФ.

От политики геноцида в Чечне за последние 25 лет пострадали не только русские, но и все русскоговорящее население (украинцы, белорусы, армяне и евреи). В 1989 году в Чечне и Ингушетии их было 326,5 тысячи человек. По переписи 2002 года осталось только 48 тысяч - на 278,5 тысячи меньше.
половину русскоговорящего населения (24,6 тысячи человек) составляли в Чечне и Ингушетии российские солдаты.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы.

В ХХ веке численность чеченцев и ингушей в быстро увеличивалась. По данным переписей, она составляла в тысячах человек: в 1926 - 393, в 1939 - 500, в 1959 - 525, в 1970 - 770, в 1979 - 942, в 1989 - 1.114 тысяч.
Численность чеченцев и ингушей за 1926-1959 годы выросла на 33,6%, намного сильнее, чем у других народов СССР (например, у казахов за тот же период она упала на 9%, у калмыков - на 20%, у абхазов выросла на 15%)

По нашей оценке, численность чеченцев и ингушей в России в 2002 году составила 1232 тысячи человек (в границах бывшего СССР около 1300 тысяч).
В 2010 году ингушей (галга, галгаи, калгаи, карабулакцы, мелхи (с языком ингушским), орстхоевцы, орстхойцы, ортсхой, орцхо, эрштхой) в России было
444.833 человек.
Чеченцев (бенойцы, вайнахи, гехинцы, ичкерийцы, мелхи, нахчо, нохчий, нохчо, орстхоевцы (с языком чеченским), орстхой, орстхойцы (с языком чеченским), чеченцы-аккинцы, акинцы, аккий, аккинцы, аккой, аккхий, ауховцы, чеченцы-акинцы, экинцы) - 1.431.360 человек.

А вот статистика роста и(или) уменьшения численности русского населения в России:

1898 - 55.667.469
1926 - 74.072.096
1939 - 90.306.276 +21,92%
1959 - 97.863.579 +8,37%
1970 - 107.747.630 +10,10%
1979 - 113.521.881 +5,36%
1989 - 119.865.946 +5,59%
2002 - 115.889.107 -3,32%
2010 - 111.016.896 -4,20%

Эта статистика говорит сама за себя. Она тем более печальна, что после 1991 года русское население РФ постоянно увеличивалось за счет переселения в Россию русских из отделившихся территорий бывшего СССР. Несмотря на это, общая численность русских в последние 25 лет непрерывно падает.

Комментарии читателей (2)

    у Вас тоже нет данных после 2010 г? можно было бы еще добавить, что странно, что засекретили уровень рождаемости и смертности после 2010 г.

    Это статистика русских в России
    опять оговорюсь: РУССКИХ –
    не кавказа, не туркменов, не никогда не существовавших “россиян”
    (год – численность – динамика) :

    1896 = 55.667469
    1926 = 74.072096
    1939 = 90.306276 +21,92%
    1959 = 97.863579 +8,37%
    1970 = 107.747630 +10,10%
    1979 = 113.521881 +5,36%
    1989 = 119.865946 +5,59%
    2002 = 115.889107 -3,32%
    2010 = 111.016896 -4,20%

    С “южными мусульманами” – кавказом энд среднеазиатами –
    динамика ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ!

    численность чеченов:

    за 100 лет – с 1889 по 1989 – выросла в ПЯТЬ раза
    с 186.618 – по 958.309

    за 20 лет – с 1989 по 2010 – выросла на 66 процентов
    с 958.309 – по 1.431.360

    численность “ВАЙНАХОВ” – чеченов энд ингушей –

    за 80 лет – с 1897 по 1979 – выросла почти в ТРИ С ПОЛОВИНОЙ раза
    с 272 тыс. (226,500 + 45,500) – по 942.000 (756.000 + 186.000)

    с 1979 по 2010 – примерно УДВОИЛОСЬ
    с 942.000 (756.000 + 186.000) – по 1.876.200 (1.431.360 + 444.833)
    (удвоение за 30 лет – за 100 лет это даст ВОСЕМЬ раз)

    С 1861 по 1913 год прирост 105,5 тыс. чел, или 75,4 процентов
    (с 140 по 245,5)
    с 1913 по 1926 год прирост 73 тыс. чел, или 29,9 процентов
    (с 245,5 по 318,5)

    1861 г. – 140 тыс. чел.
    1867 г. - 116 тыс.
    1875 г. - 139,2 тыс.
    1889 г. - 186 618 чел.
    1897 г. - 226,5 тыс. (а по другим сообщениям - 187 635 чел.)
    чеченцев и ингушей – 272 тыс. чел.
    1913 г. - 245,5 тыс. чел.

    1926 г. – 318,5 тыс. чел.
    чеченцев и ингушей – 393 тыс. чел.
    1939 г. – 408,5 тыс. чел.
    Накануне войны – приблизительно в 433 тыс. чел
    чеченцев и ингушей – около 500 тыс. чел.

    1959 – 418,8 тыс. чел.
    с 1939 по 1959 год прирост 2,6 процента
    чеченцев и ингушей – 525 тыс. чел.

    1970 – 612,7 тыс. чел.
    С 1959 по 1970 год прирост 46,3 процента
    чеченцев и ингушей – 770 тыс. чел.

    1979 – 756 тыс. чел.
    прирост 23,4 процента
    чеченцев и ингушей – 942 тыс. чел.

    1989 – 958 309 чел
    прирост 26,8 процента
    чеченцев и ингушей – 1114 тыс. чел.

    численность чеченцев и ингушей за 1926-1959 годы выросла на 33,6%
    (у казахов за тот же период она упала на 9%, у калмыков - на 20%,
    у абхазов хотя и выросла, но всего на 15%)

    в г. Грозном
    1970 г. – 59 279 чеченцев – 17,4 процента
    1989 г. – 121 350 чел. – почти треть

    В Грозном до войны проживало 397 тыс. человек
    русских – 210 тыс. человек.

    1989 на территории Чечено-Ингушской АССР проживало 1 270 429 человек,
    из них чеченцев - 734 501, русских - 293 771, ингушей - 163 762, армян - 14 824, татар - 14 824, ногайцев - 12 637 и т. д.
    на территории Чечни проживало около 1 100 тыс. человек

    Русскоговорящее население
    В 1989 году – 326,5 тысячи человек

    в Чечено-Ингушской АССР
    в 1989 году – 269130 русских (24,8 % населения)

    в Чеченской республике
    в 2002 – 48 тысяч - на 278,5 тысячи меньше.
    (из них 24,6 тысячи человек – российские солдаты)

    в 2010 – 24382 русских (1,9 %)

    Численность постоянного населения Чеченской Республики
    2013 год – 1344,9 тыс. человек

    перепись 2002 года – во всей “Россиянии”
    чеченцев и ингушей
    1773 тыс. чел,
    экспертная оценка –
    1232 тыс. чел,

    в 2010 году – во всей “Россиянии”
    чеченцев и ингушей
    1.876.200
    Ингуши - 444.833
    Чеченцы - 1.431.360
    С 1979 – примерно УДВОИЛОСЬ
    (удвоение за 30 лет – за 100 лет это даст ВОСЕМЬ раз –
    за предшествующие 90 лет – с 1889 по 1979 – в ЧЕТЫРЕ раза)

    В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).
    Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы.

Вопрос о происхождении чеченского народа до сих пор вызывает дискуссии. По одной из версий, чеченцы – автохтонный народ Кавказа, более экзотическая версия связывает появление чеченского этноса с хазарами.

Трудности этимологии

Возникновение этнонима «чеченцы» имеет множество объяснений. Некоторые ученые предполагают, что это слово является транслитерацией наименования чеченского народа у кабардинцев - «шашан», которое, возможно, произошло от названия села Большой Чечен. Предположительно, именно там в XVII столетии русские впервые встретились с чеченцами. Согласно другой гипотезе, слово «чечен» имеет ногайские корни и переводится как «разбойный, лихой, вороватый человек».

Сами чеченцы себя называют «нохчи». Это слово имеет не менее сложную этимологическую природу. Кавказовед конца XIX – начала XX столетия Башир Далгат писал, что имя «нохчи» может быть употребляемо как общее племенное название и у ингушей, и у чеченцев. Впрочем, в современном кавказоведении в обозначении ингушей и чеченцев принято использовать термин «вайнахи» («наши люди»).

В последнее время ученые обращают внимание на другой вариант этнонима «нохчи» – «нахчматьяне». Термин впервые встречается в «Армянской географии» VII века. Согласно армянскому востоковеду Керопэ Патканову этноним «нахчматьяне» сопоставляется со средневековыми предками чеченцев.

Этническая пестрота

В устных преданиях вайнахов повествуется, что их предки пришли из-за гор. Многие ученые сходятся во мнении, что предки кавказских народов сформировались в Передней Азии примерно 5 тысяч лет до нашей эры и в течение последующих нескольких тысяч лет активно мигрировали в сторону Кавказского перешейка, обживая берега Черного и Каспийского морей. Часть переселенцев проникла за пределы Кавказского хребта по Аргунскому ущелью и заселила гористую часть современной Чечни.

Согласно большинству современных кавказоведов всё последующее время происходил сложный процесс этнической консолидации вайнахского этноса, в который периодически вмешивались соседние народы. Доктор филологических наук Каты Чокаев отмечает, что рассуждения об этнической «чистоте» чеченцев и ингушей ошибочны. По словам ученого, в своем развитии оба народа проделали долгий путь, в результате которого они как вбирали в себя черты других этносов, так и теряли часть своих черт.

В составе современных чеченцев и ингушей этнографы находят значительную долю представителей тюркских, дагестанских, осетинского, грузинского, монгольского, русского народов. Об этом, в частности, свидетельствуют чеченский и ингушский языки, в которых существует заметный процент заимствованных слов и грамматических форм. Но также смело можно говорить и о влияния вайнахского этноса на соседние народы. Например, востоковед Николай Марр писал: «Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в хевсурах, пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена».

Древнейшие кавказцы

Доктор исторических наук профессор Георгий Анчабадзе уверен, что чеченцы - древнейший из коренных народов Кавказа. Он придерживается грузинской историографической традиции, согласно которой братья Кавказ и Лек положили начало двум народам: первый – чечено-ингушский, второй – дагестанский. Потомки братьев впоследствии заселили безлюдные территории Северного Кавказа от гор до устья Волги. Это мнение во многом согласуется с утверждением немецкого ученого Фридриха Блюбенбаха, который писал, что чеченцы имеют кавкасионский антропологический тип, отражающий облик самых первых европеоидов-краманьонцев. Данные археологии также свидетельствуют о том, что древние племена проживали в горах Северного Кавказа еще в бронзовом веке.

Британский историк Чарльз Рекхертон в одной из своих работ уходит от автохтонности чеченцев и делает смелое заявление, что в истоках чеченской культуры числятся хурритская и урартская цивилизации. На родственные, пусть и отдаленные, связи хурритского и современных вайнахских языков указывает, в частности, российский лингвист Сергей Старостин.

Этнограф Константин Туманов в книге «О доисторическом языке Закавказья» выдвинул предположение, что знаменитые «ванские надписи» - урартские клинописные тексты - сделаны предками вайнахов. В доказательство древности чеченского народа Туманов приводил огромное количество топонимов. В частности, этнограф обратил внимание, что в языке Урарту охраняемая укрепленная местность или крепость называлась «хой». В том же значении это слово встречается в чечено-ингушской топонимии: хой - село в Чеберлое, которое действительно имело стратегическое значение, преграждая со стороны Дагестана путь в чеберлоевскую котловину.

Народ Ноя

Вернемся к самоназванию чеченцев «нохчи». Некоторые исследователи в нем видят прямое указание на имя ветхозаветного патриарха Ноя (в Коране - Нух, в Библии – Ноах). Слово «нохчи» они делят на две части: если первая - «нох» - означает Ной, то вторую - «чи» - следует переводить как «люди» или «народ». На это, в частности, указывал немецкий языковед Адольф Дирр, который говорил, что элемент «чи» в любом слове означает «человек». За примерами далеко ходить не нужно. Чтобы в русском языке обозначить жителей какого-либо города, во многих случаях нам достаточно прибавить окончание «чи» – москвичи, омичи.

Чеченцы – потомки хазар?

Версия о том, что чеченцы являются потомками библейского Ноя, имеет продолжение. Ряд исследователей утверждает, что евреи Хазарского каганата, которых многие называют 13-м коленом Израиля, не исчезли бесследно. Разгромленные киевским князем Святославом Игоревичем в 964 году они ушли в горы Кавказа и там заложили основы чеченского этноса. В частности, часть беженцев после победного похода Святослава встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.

В советских архивах сохранилась копия любопытной инструкции НКВД от 1936 года. В документе разъяснялось, что до 30% чеченцев тайно исповедуют религию предков иудаизм и считают остальных чеченцев низкородными чужаками.

Примечательно, что Хазария имеет перевод в чеченском языке – «Красивая страна». Начальник Архивного управления при президенте и правительстве Чеченской Республики Магомед Музаев по этому поводу замечает: «Вполне возможно, что столица Хазарии находилась на нашей территории. Мы должны знать, что Хазария, которая просуществовала на карте 600 лет, являлась самым могущественным государством на востоке Европы».

«Многие древние источники указывают на то, что долина Терека была населена хазарами. В V-VI вв. эта страна называлась Барсилия, и, по мнению византийских хронистов Феофана и Никифора, здесь находилась родина хазар», – писал знаменитый востоковед Лев Гумилев.

Некоторые чеченцы до настоящего времени уверены, что являются потомками хазарских евреев. Так, очевидцы рассказывают, что во время Чеченской войны один из лидеров боевиков Шамиль Басаев говорил: «Эта война – реванш за разгром хазар».

Современный российский писатель - чеченец по национальности - Герман Садулаев тоже считает, что некоторые чеченские тейпы - потомки хазар.

Еще один любопытный факт: на самом древнем изображении воина-чеченца, сохранившемся до наших дней, отчетливо видны две шестиконечные звезды израильского царя Давида.

С давних времен чеченцы проживают на территории Центрального и Северо-Восточного Кавказа. Территория Чеченской республика составляет 17200 кв.км. Население Чечни свыше миллиона человек. По предположениям исследователей, примерно полтора миллиона чеченцев проживает по всему миру. Из них большая часть проживает в Российской Федерации. Историки называют чеченскую нацию «корневой частью Кавказской расы» Это самый многочисленный из .


Нахчой — чеченский народ

Предки современных чеченцев появились в 18 веке в результате отслоения от нескольких древних родов. В источниках встречается название народа – нахчой (т.е. люди, говорящие на языке «нохчи»). Пращуры чеченцев прошли через Аргунское ущелье и поселились на территории нынешней республики. Основной язык – чеченский , присутствуют диалектные группы(итумкалинские, аккинские, мелхинские, галанчожские и другие). Достаточно распространен на территории республики и русский язык. Чеченцы исповедают мусульманскую веру.

На мифологию народное творчество оказали влияние другие древние цивилизации. На Кавказе пересекались пути многих кочевых племен и народов и Азии, Средиземноморья и Европы. Трагические страницы в чеченской истории нанесли огромный урон духовной культуре. В период запрета народных танцев и музыки, проведения национальных обрядов творческие порывы чеченцев были скованы страхами попасть в политическую опалу. Однако, никакие ограничения и запреты не смогли сломить и задушить чеченскую самобытность.

Традиции чеченцев

Гостеприимство

Гостеприимство у чеченцев возведено в ранг священного долга каждого гражданина. Эта традиция имеет исторические корни. Проход по гористой местности нелегок, в любой момент обессилевший путник мог надеяться на помощь со стороны. В чеченском доме всегда накормят, обогреют и предоставят ночлег безвозмездно. Хозяин дома мог подарить гостю что-либо из предметов домашнего интерьера в знак уважения. В благодарность путники одаривали детей хозяина гостинцами. Такое радушное отношение к гостю сохранилось и в наше время.

С особым почтением на Кавказе относятся к матери: ее уважают, стараются во все помогать и прислушиваться к ее советам. Мужчины обычно встают, когда в помещение входит женщина.

С особым трепетом мужчины берегут свою папаху . В ней выражался символ мужской чести и достоинства. Считается крайне унизительным, если посторонний дотрагивается до папахи. Такое поведение незнакомца может спровоцировать скандал.

Горское воспитание

Младшие члены семьи ведут себя скромно, не вмешиваются в разговоры и дела старших. Чтобы вступить в разговор, нужно спросить разрешения. До сих пор в обсуждении какого-либо вопроса вы можете услышать, как чеченец произносит фразу: «Можно мне сказать…», словно прося дать разрешение на вступление в беседу. Такое автоматическое поведение – показатель стойкого и сурового воспитания испокон веков. Излишняя ласка, забота о малых детях и беспокойство, связанное с капризами ребенка на людях не одобрялись. Если по какой-то причине ребенок расплакался, то его отводили в другую комнату, где он успокаивался. Плач, шалости детей не должны отвлекать взрослых от важных дел и разговоров.

В старину не принято было оставлять у себя в доме найденные чужие вещи. При свидетелях вещь отдавали сельскому мулле, чтобы он нашел хозяина. В современном чеченском обществе тоже считается дурным тоном забирать хоть и найденную, но чужую вещь.

В чеченском доме

Кухня

Одно из почитаемых лакомств – это жижиг галныш , несложное, но вкусное блюдо. В мясном бульоне отвариваются пшеничные или кукурузные галушки. Кулинарные хлопоты — это женские заботы, за исключением поминальных блюд, которые готовят на похороны.

Свадебные традиции

Выходя замуж, женщина принимала семью мужа с особым уважением и относилась к ним с заботой почтением. Молодая жена скромна, тиха, нелюбопытна. Без особой надобности женщине не стоило затевать разговор со старшими родственниками. На чеченской свадьбе есть даже забавный ритуал «развязывания языка невесте». Будущий свёкр шутками и ухищрениями пытается разговорить молодую сноху, но она четко держится народных правил и молчит. Только после одаривания гостями девушке можно было разговаривать.

До свадьбы молодые чеченки могут общаться с женихами только в людных общественных местах. На свидание всегда первым приходит парень и только потом девушка. Девичья честь – гордость жениха и предмет защиты молодым чеченцем, в котором кипит горячая кавказская кровь.