Катастрофа ту 154 мнения. Тайна трагедии под сочи раскрыта

МОСКВА, 25 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Декабрь 2016-го оставил в историческом календаре России очередную страшную дату. Ровно год назад над Черным морем Катастрофа унесла жизни 92 человек. Летчиков, наших коллег журналистов, знаменитого врача-волонтера Елизаветы Глинки. И 64 военных музыкантов Академического дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александра Александрова. Двадцать пятого декабря 2016 года легендарный коллектив потерял своих лучших солистов, первый состав. Пассажиры военного рейса летели на авиабазу Хмеймим, чтобы поздравить с наступающим Новым годом российских солдат и офицеров, второй год освобождавших Сирию от террористов. Причины катастрофы не выяснены до конца и сегодня. Об актуальных версиях — в материале РИА Новости.

Старый, но надежный

Борт RA-85572 сложно было назвать новым. Его построили на Куйбышевском авиационном заводе в 1983 году. К декабрю 2016-го 33-летний Ту-154 успел налетать 6689 часов. Впрочем, для самолетов этого типа предельный возраст — 40 лет, а ресурс — 60 тысяч летных часов. За все время эксплуатации он ни разу серьезно не ломался, а последний плановый ремонт прошел в 2014 году. За несколько дней до катастрофы с бортом возникли некоторые трудности — аэродромные службы обнаружили течь топлива из крыльевого бака. Но неполадки были оперативно устранены, работы — приняты военной приемкой. Перед вылетом 25 декабря 2016 года борт прошел все необходимые проверки, его признали полностью исправным и готовым к длительному перелету.

Самолет взлетел после дозаправки в аэропорту Сочи в 05:25 по московскому времени. Лайнер пилотировал 35-летний майор Роман Волков, налетавший за свою практику более трех тысяч часов. Погодные условия в то утро были благоприятными: видимость — около 10 километров, температура воздуха минус пять градусов, высота нижней границы облаков — 1000 метров, скорость ветра не превышала четырех метров в секунду. Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы (ВПП) произошел на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 километров в час. Экипаж сделал два поворота на 90 градусов вправо по борту и взял курс на восток. В 05:27 Ту-154 пропал с экранов радаров и упал в море в 1,6 километра от берега и в шести километрах от края ВПП. Полет продлился всего 70 секунд.

Вскоре после трагедии военный следственный отдел Следственного комитета (СК) по Сочинскому гарнизону возбудил уголовное дело по статье 351 УК России — "Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия". Позднее дело передали в центральный аппарат СК. Оперативное сопровождение расследования взяла на себя ФСБ России. Кроме того, была создана комиссия Минобороны во главе с замминистра, генералом армии Павлом Поповым. Как сообщил в конце декабря начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил генерал-лейтенант Сергей Байнетов, изначально отрабатывалось более 15 версий крушения самолета. Позже их количество уменьшилось.

Человеческий фактор

Первые версии причин крушения на следующий день после авиакатастрофы озвучила ФСБ России: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования или техническая неисправность самолета. Представители следствия подчеркнули, что борт не перевозил грузов военного или двойного назначения. Признаков совершения диверсии или теракта также не было обнаружено. В Сочи на борт самолета поднимались только два пограничника и таможенник.

Экспертное сообщество тоже озвучило несколько версий, в том числе и достаточно экзотических. В частности, предполагалось, что по Ту-154 могли открыть огонь из переносного зенитно-ракетного комплекса, что повлекло за собой разрушение планера в воздухе. Кроме того, специалисты не исключали, что роковую ошибку мог совершить второй пилот Александр Ровенский, перепутавший рычаги управления шасси и закрылками. По этой причине самолет не смог набрать высоту, начал падать и ударился хвостовой частью о воду.

Минобороны назвало возможную причину катастрофы Ту-154 над Черным морем По мнению комиссии по расследованию авиапроисшествия, самолет мог разбиться из-за ошибочных действий командира экипажа в результате "нарушения пространственной ориентировки".

Позже специалисты изучали вопрос загруженности судна. В апреле в СМИ появилась информация о том, что крушение могло произойти из-за перегруза лайнера. Тогда журналисты утверждали, что вместо нормативных 98 тонн вес самолета при взлете якобы составил более 110 тонн. В результате Минобороны не нашло "нарушений действующих требований, касающихся рассадки пассажиров в салоне Ту-154, а также загрузки и центровки перевозимого груза".

"По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки — ситуационной осведомленности командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям", — в конце мая озвучили свою версию представители военного ведомства.

Точку ставить рано

Ранее к схожим выводам пришли журналисты газеты "Коммерсант", опубликовавшие собственное расследование, подкрепленное комментариями информированных источников. Утверждалось, в частности, что пилот Роман Волков стал испытывать затруднения в определении своего местоположения еще на земле — он никак не мог понять, с какой из двух полос ему предстоит взлетать. По данным издания, командир воздушного судна перестал ориентироваться в пространстве сразу после взлета. Вместо того чтобы довериться показаниям приборов, как того требуют все летные инструкции, пилот Волков стал полагаться на собственные физиологические ощущения. Вестибулярный аппарат "сообщил" ему, что машина слишком быстро набирает высоту, поэтому майор начал опускать нос самолета. Это, как пишет "Коммерсант", и привело к крушению.

Впрочем, поставить точку в выяснении причин катастрофы должен Следственный комитет, который уже несколько раз продлевал сроки расследования. В прошлую среду знакомый с ситуацией источник сообщил РИА Новости, что специалистам понадобится еще несколько месяцев. По его словам, неоднократные приостановки обусловлены необходимостью проведения дополнительных следственных действий и сбора исчерпывающих доказательств по уголовному делу.

"Вполне возможно, что это — не последнее продление срока следствия в связи с тем, что сейчас проводится сложная экспертиза, завершить которую в короткие сроки не представляется возможным", — подчеркнул источник.

Специалисты продолжают собирать данные о падении Ту-154 Минобороны РФ, разбившегося в Краснодарском крае – первый черный ящик уже найден и доставлен спецрейсом в Подмосковье. Военный летчик 1-го класса Александр Пленцов помог «ФедералПресс» разобраться в данных о крушении самолета и рассмотрел основные выдвинутые в СМИ версии трагедии.

Что случилось в воздухе

Трагедия, случившаяся 25 декабря, пока оставляет больше вопросов, чем ответов. Известно, что авиалайнер Ту-154, совершавший рейс Чкаловский – Хеймим упал в море в районе Сочи практически сразу после вылета из сочинского аэропорта, куда заходил на дозаправку топливом.

На его борту находились 84 пассажира и 8 членов экипажа. Среди пассажиров находились 64 артиста ансамбля имени Александрова, девять представителей СМИ, глава общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (доктор Лиза), начальник управления культуры Минобороны РФ Антон Губанков, руководитель ансамбля имени Александрова Валерий Халилов.

Взлет самолета был произведен ночью, в 05:24 утра, при этом – в сложных метеоусловиях, что по словам специалистов, является крайне важным фактором для понимания причины катастрофы.

Связь с экипажем оборвалась буквально через 2 минуты полета – командир Ту-154 не ответил на запрос авиадиспетчера. Еще через несколько секунд самолет исчез с радаров. В Сети уже появилась запись последнего сеанса связи авиалайнера:

«Ту-154 взлетел в 05:24:39. В 05:26:44 командир подтвердил получение команды от «Сочи-вышка» (позывные диспетчерской сочинского аэропорта – прим. «ФедералПресс»). В течение двух минут и пяти секунд полет шел нормально, высота составила 750-800 метров, скорость – 450 -500 километров в час. Именно после двух минут полета ситуация стала аварийной. В это время, согласно плану полета, борт должен был начать разворот вправо на высоте 800 метров. Именно после начала разворота и началось катастрофическое развитие ситуации», – прокомментировал данные Александр Пленцов.

На высоте 800 метров Ту-154 начал выполнять правый разворот. Затем самолет перешел в правую нисходящую спираль, сделал разворот приблизительно на 130-150 градусов, и в этот момент ударился об воду.

Что означают данные приборов

«Что происходит в момент крена: правое полукрыло самолета опускается вниз, левое – приподнимается вверх, и самолет начинает крениться в правую сторону. Что видят пилоты на главном индикаторе пространственного положения на приборной доске: линия горизонта на приборе накренилась влево. Пилоты видят противоположный крен. Летчик в такой момент должен правильно понять свое пространственное положение и правильными действиями – поворот штурвала влево – вывести самолет из правого крена», – пояснил Александр Пленцов.

В понимании, что предшествовало дальнейшему увеличению правого крена самолета, и лежит разгадка произошедшего. Помимо прочего, в сложных метеоусловиях не исключено возникновение оптических иллюзий, подчеркнул эксперт.

Мнение военного летчика подкрепляют данные источников из правоохранительных органов, на которые ссылаются СМИ. Так, данные ТАСС практически аналогичны мнению эксперта: «Катастрофа произошла, когда пилоты убирали механизацию (в выпущенном состоянии увеличивает подъемную силу крыла – прим. «ФедералПресс»). При этом по пока не понятным причинам самолет шел с большим углом тангажа. По всей видимости, произошло его сваливание с эшелона во время маневра вправо. В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном на скорости около 510 км в час», – приводит ТАСС слова источника в силовых структурах.

Версию о теракте эксперты отмели

Некоторые специалисты уже высказали предположение о том, что что-то случилось внутри кабины пилотов – нечто моментально «отключило» всех летчиков на взлете. Однако на найденных фрагментах самолета и на останках погибших криминалисты до сих пор не нашли следов взрывчатки или признаков другого постороннего воздействия. «Версия теракта на данный момент не находит подтверждения», – приводит слова анонимного информатора «Интерфакс» . «Признаков воздействия взрыва или пламени на самолет не обнаружено», – подтвердил источник ТАСС в силовых структурах.

Показания свидетелей также позволяют отмести версию теракта, сказал другой источник «Интерфакса» . Он объяснил отсутствие сигнала SOS тем, что экипаж находился в стрессовом состоянии и пытался спасти самолет в последние секунды.

Александр Пленцов солидарен с этими тезисами. По его словам, теоретически теракт действительно мог стать причиной катастрофы. Однако практически вероятность реализации такого сценария – одна на миллион.

«Во-первых, сейчас проводятся достаточно тщательные мероприятия по предотвращению терактов. Во-вторых, захват воздушного судна – это случай из разряда научной фантастики. Ведь летели не просто случайные пассажиры, все были, как говорится, «свои»: артисты, общественные деятели, журналисты, самолет принадлежал Министерству обороны РФ. Террорист, попавший на такой борт и перестрелявший летчиков – совершенно не тот вариант», – отметил летчик.

Он также отметил, что видео с камер наблюдения, на которой зафиксирована вспышка над морем, вряд ли является записью взрыва самолета. «Представьте себе пламя от взрыва 33 или 35 тонн авиационного керосина – если бы взорвалось топливо самолета, мы обязательно увидели бы большой шар огня, который осветил бы половину Сочи», – прокомментировал запись эксперт.

Отказ авиационной техники или ошибка пилотов?

Еще две (отметим, очевидных) версии, которых в настоящий момент придерживаются официальные органы – технические неполадки или ошибка пилотов. В пользу фатальной поломки (к примеру, отказа управления) говорят все перечисленные факторы – и в первую очередь, тот факт, что пилоты не успели сообщить на землю о происходящем.

«В случае любой поломки последовал бы мгновенный доклад диспетчеру с планами на вынужденную посадку. В летчике это заложено с первого момента его обучения. А ведь всего в кабине их было четверо, и каждый из них должен был и мог бы сообщить о произошедшем. Но ничего подобного, как мы видим, не произошло – самолет ударился об воду при молчании экипажа», – отмечает Пленцов.

В пользу предположения о том, что самолет развернулся и ушел обратно на посадку, говорят данные о том, чтоТу-154 в момент полета над морем отклонился от запланированного курса практически в противоположную сторону. Эта версия основывается и на показаниях свидетелей – по словам сотрудника береговой охраны, снижение самолета действительно напоминало экстренную посадку.

«Снижение самолета с высоты 800 метров длилось примерно 15-18 секунд. Это могло произойти только в том случае если самолет вошел в крутую (так называемую смертельную) спираль. В такой ситуации самолет уже неконтролируем. Поэтому в катастрофе ни в коем, я подчеркиваю – ни в коем случае не следует винить экипаж», – отметил Александр Пленцов.

По его словам, с большой долей вероятности за несколько секунд до удара, увидев огни города, летчики все же определили свое пространственное положение. Они вывели самолет из крена и взяли штурвал не себя, практически «переломили» самолет, пытаясь вывести из снижения. Однако малая высота и большая просадка самолета не позволили уйти самолету в набор высоты. Самолет задней килевой частью ударился об воду.

«Практически точно также, только при уходе на второй круг, в том же самом месте в 2006 году упал А-320 «Армавиа». Точно в такой же смертельной спирали снижался в землю В-737 в Перми и в Казани. Во всех этих катастрофах пилоты в самый критический момент не могли понять свое пространственное положение, чтобы правильно действовать рулями управления. Ложный, иллюзорный прибор пространственного положения самолета, стоящий в кабинах всех этих самолетов, не позволил пилотам правильно сориентироваться в полете и благополучно завершить полет», – резюмировал эксперт, отметив, что помимо прочего, этот прибор не соответствует нормам летной годности и не должен устанавливаться в кабинах самолетов.

Тем не менее, с полной уверенностью говорить о причинах трагедии можно будет только после того, как следственные органы завершат проводимые проверки и о своем вердикте сообщит министр транспорта Максим Соколов.

«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.


Специалисты при расследовании причин катастрофы самолета Ту-154 Минобороны РФ в Черном море установили, что причиной трагедии стала перегруженность воздушного судна, кроме того, командир самолета не знал ни характера, ни точного веса груза на борту и из-за этого не мог принять правильного решения во время взлета, пишет в среду Газета.ru.

"Специалисты, участвующие в расследовании катастрофы летевшего в Сирию военного лайнера Ту-154 25 декабря 2016 года в Сочи, пришли к выводу, что самолет был перегружен: вместо нормативных 98 тонн взлетный вес составлял более 110 тонн. При этом экипаж о перегрузке осведомлен не был и взлетал, исходя из допустимого взлетного веса пилотируемой машины", - говорится в материале.

Для расчета массы разбившегося воздушного судна были применены специальные методики, в том числе с использованием данных параметрического самописца, поднятого со дна Черного моря. В результате стало известно, что 24 декабря при взлете с подмосковного аэродрома Чкаловский, откуда Ту-1542Б-2 начал свой маршрут, взлетный вес самолета вместе с заправленными в него 24 тоннами топлива составил 99,6 тонны. Это превышало нормативы, но отклонение в 1,6 тонны было несущественным. При таком весе самолет обычно взлетает без особых проблем, пишет издание.

В Адлере из самолета никто не выходил, за исключением командира и второго пилота. В самолет ничего дополнительно не грузили, однако лайнер был дозаправлен по максимуму - в его баках было 35,6 тонны топлива, поясняется в материале.

Рано утром 25 декабря Ту-154Б-2 взлетал по большой взлетно-посадочной полосе (в Адлере их две). После этого самолет должен был отвернуть вначале вправо, затем влево, а потом взять курс на Латакию, на авиабазу Хмеймим. Однако проблемы начались еще во время подъема. Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы Адлера произошел только на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 километров в час, угол тангажа при этом составил от 4 до 6 градусов. Все эти параметры свидетельствуют о том, что самолет с трудом поднялся в воздух. Скороподъемность составляла 10 метров в секунду вместо обычных 12-15 метров в секунду. В общей сложности последний полет Ту-154 продолжался всего 74 секунды, отмечается в публикации.

В статье подчеркивается, что до момента удара о воду самолет был полностью исправен. Метеоусловия на аэродроме Адлер в момент взлета были благоприятные: температура окружающего воздуха 5 градусов выше нуля, влажность 76%, давление 763 миллиметра ртутного столба, боковой ветер 5 метров в секунду. Опасных метеоявлений не наблюдалось.

Действия опытного экипажа и поведение исправной машины во время своего следующего взлета в Адлере можно объяснить только тем, что командир Ту-154 не знал ни характера, ни точного веса груза на борту, а, следовательно, и о перегрузке своего самолета. Поэтому в Адлере в самолет и перелили топлива.

Вероятно, его залили бы меньше, если бы знали точный вес имущества, которое погрузили в самолет в Чкаловском. Возможно, на борт поместили что-то сравнительно небольшое по объему, но значительное по своему удельному весу. Если бы командир экипажа знал о превышении нормативного взлетного веса более чем на 10 тонн, он или отказался бы от полета, или взлетал бы с учетом того, что самолет перегружен, говорится в материале.

Последние действия экипажа можно объяснить тем, что летчики догадались, что с самолетом что-то не так, и попытались вернуться на аэродром вылета, чтобы сесть на другую, меньшую по размеру взлетно-посадочную полосу в Адлере. Однако высоты не хватило, поясняется в исследовании.

Прим.Ред. - Остается только один серьёзный вопрос. Почему летчики, поняв, что с самолетом что-то не так и решив вернуться на аэродром, не сообщили об этом диспетчерам? Или они хотели в тихУю сесть, чтобы никого не беспокоить? Этого просто невозможно допустить. Они должны были и обязаны за целых 74 секунды связаться с диспетчерами, чтобы сообщить о проблеме и запросить разрешение на посадку.

Военно-транспортный самолет Ту-154 Минобороны РФ 25 декабря прошлого года при вылете из Сочи упал в Черное море. Все находившиеся на борту 92 человека - 84 пассажира и 8 членов экипажа - погибли. Среди пассажиров были участники Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, которые должны были принять участие в концертах в расположении российских военных в Сирии. Кроме того, на борту находились съемочные группы Первого канала, НТВ и "Звезды".

После полной расшифровки бортовых самописцев - параметрического и речевого - эксперты Министерства обороны фактически уже могут точно указать причины крушения Ту-154 в акватории Сочи. По их мнению, пассажирский самолет рухнул в Черное море по нескольким причинам.

Вылет Ту-154 из Сочи после дозаправки. Фото: Fyodor Borisov/ Global Look

Знакомый с ходом расследования причин катастрофы источник рассказал, что главной версией авиакатастрофы признан человеческий фактор. По его словам, "на третьей минуте полета, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости, машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками", поскольку второй пилот убрал их, вместо того чтобы убрать шасси.

Усугубил проблему перегруз самолета. Багажный отсек был переполнен до отказа. Поэтому хвостовую часть Ту-154 потянуло вниз. И спасти его было нельзя: для этого не хватало скорости и высоты. Хвост первым задел воду, потом борт на большой скорости ударился о море правым крылом и развалился.

Для экипажа нештатная ситуация стала полной неожиданностью: в первые секунды командир самолета и второй пилот растерялись, но быстро восстановили самообладание и до последних секунд пытались спасти самолет.

Фразы второго пилота и командира корабля дают понять, что возникла проблема с закрылками, после чего зазвучал сигнал тревоги. Это выяснилось после изучения специалистами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данных черных ящиков.

Летавшие на Ту-154 пилоты подтвердили выводы экспертов Минобороны о том, что причиной крушения самолета могла стать ошибка пилотов. Они пояснили, что "рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом, и перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлета, устал". Также, добавили летчики, нельзя исключать вероятность того, что после взлета экипаж превысил скорость и механизм закрылка разрушился, из-за чего лайнер свалился вправо, потерял скорость и рухнул в воду.

Дополнительным фактором авиакатастрофы под Сочи могло стать отсутствие у командира корабля и второго пилота достаточных знаний, как действовать в экстремальной ситуации.

При этом инженеры Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах не исключают, что у самолета был хороший шанс на спасение, но помешал перегруз.

В Минобороны, пишет ТАСС , публикацию о предварительных причинах крушения военного самолета Ту-154 опровергли и назвали это "абсолютным бредом и выдумками".

Между тем работа комиссии по расследованию авиакатастрофы продолжается. Как заявил официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков, до окончания всех необходимых действий недопустимо и аморально пытаться "голословно обвинять кого-то и выдумывать какие-то выводы".

Ранее информация о том, что причиной падения Ту-154 могла стать техническая неисправность или ошибка пилотирования. До этого предположение, что на борту возникла экстремальная ситуация, которая не позволила экипажу передать сигнал бедствия.

Крушение Ту-154 Минобороны с бортовым номером RA-85572 25 декабря 2016 года. Это случилось в 1,7 км от побережья Сочи. Борт следовал в сирийский Хмеймим с аэродрома "Чкаловский". В Сочи он проходил дозаправку. На борту лайнера находились 92 человека - 83 пассажира и 8 членов экипажа, все они погибли.

Видеозапись, снятая камерой наблюдения во время катастрофы Ту-154 над Черным морем вблизи города Сочи. На видео заметна яркая вспышка, появившаяся в небе.

Майор ВВС, летчик-инструктор Андрей Красноперов отметил, такое скорое исчезновение самолета с экранов радаров после взлета в наборе высоты кажется подозрительным, однако о причине катастрофы точно скажут только данные черного ящика. Исходя из характера осколков и расстояния, на которое они разлетелись, Красноперов озвучил версию о возможном взрыве на борту самолета.

Вадим Лукашевич
авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого

«Абсолютно исключено, просто абсолютно. Дело в том, что потеря ориентации, она чревата в плохих метеоусловиях на снижении, когда самолет надо привести в некую точку, не прозевать аэродром и прочее. Взлет... здесь вообще все просто. У тебя прямая полоса, ты вышел на полосу, она освещена, если у тебя видимость хотя бы 30 метров, ты видишь направление полосы. Дальше ты делаешь необходимые процедуры, включаешь полный газ, и все, по прямой. Ты берешь штурвал на себя, и все. Авиагоризонт людей не увидели у себя на приборах? То есть это вообще потеря ориентации такая, что привела к падению самолета, это просто нонсенс на взлете. Даже погодные условия, сколько раз каждый, кто летал, он прекрасно знает, что аэропорт, допустим, закрыт на прием самолете, но почему он не закрыт на вылет. Это яркий как раз ответ на вопрос. То есть взлет - это гораздо более простая манипуляция, та информация о том, что, допустим, стойка шасси найдена в полутора километрах, говорит о том, что там произошло что-то серьезное. Что меня смущает, меня смущает, во-первых, то, что на сей момент, когда ничего не известно, обломки не собраны, данные переговоров экипажа между собой и диспетчерской службой не опубликованы, черные ящики не найдены, вот сейчас должны работать все версии, начиная от терроризма до столкновения с метеоритом. А то, что мы сразу отмели терроризм, это наводит на очень серьезные опасения».

Летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов также считает, что версию теракта пока исключать нельзя.

Андрей Красноперов
летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах

«Я много раз летал на этих рейсах, которые везут летчиков, обслуживающий персонал, и посадка на самолет осуществляется не как у гражданских. У гражданских проверяют каждый чемодан, каждую кладь, а тут вроде все свои летят, и тем более, летел такой ансамбль. Мне кажется странным, что каждую трубу будут засовывать на определение содержимого. У меня склонность к тому, что что-то там не то было. Но в Чкаловском, я оттуда летал тоже много раз Ту-154, и посадка производится своеобразно. Не секрет, что отсутствие должного контроля со стороны безопасности, это есть. И мне подтвердят многие люди, что те люди, которые везут свои баулы, засовывают их туда, эти баулы никто не проверит, они даже не влезут в эти смотровые секции, тем более в Чкаловском. Но он летел из Чкаловского, нормально долетел. Что было в Сочи, и что загрузили в Сочи, тоже неизвестно. Тем более летел весь ансамбль, значит, была музыкальная аппаратура, все остальное. И засунуть туда маленький предметник - это вообще не проблема».

Падению Ту-154 в Черное море сразу после взлета из аэропорта могла предшествовать экстремальная ситуация, сложившаяся на борту, например захват воздушного судна, заявил РИА "Новости" бывший начальник смены главного центра единой системы организации воздушного движения России Виталий Андреев. Эксперт с почти полувековым опытом работы в авиации считает, что при отказе техники у командира была бы возможность доложить о ситуации на борту диспетчерам.

"После взлета и короткого полета - две минуты - самолет пропал со связи и не передал сигнал на землю о каких-либо неполадках. Это может говорить о том, что на борту сложилась экстренная ситуация - или влияние извне на машину, или встреча с препятствием, которое там вряд ли было", - заявил Андреев.

Он также подчеркнул, что с точки зрения техники "Ту-154 - очень надежная машина". "Просто так они не падают… В моей практике были случаи, когда Ту-154 садились при отказе работы всех трех двигателей, или, например, знаменитая посадка в тайге на заброшенную полосу", - напомнил он.

"Те версии о неполадках на борту, которые сейчас озвучиваются - разбалансировка рулей, отклонение от установленной траектории полета - совершенно точно не могли помешать экипажу передать об этом сигнал на землю, - считает он. - Значит, произошло что-то экстремальное, из практики - такие ситуации возможны при захвате судна".

При этом Андреев, как и другие эксперты, призвал дождаться расшифровки данных бортовых самописцев. Они "с точностью до 99,99% смогут объяснить, что происходило в кабине в момент катастрофы". На момент написания заметки об обнаружении "черных ящиков" на месте падения Ту-154 не сообщается.