Маленькие эчпечмаки. Татарская еда: очпочмак, губадия, беляш и другие новые слова на вашей кухне

ПлохоОтлично

Вся хвала Аллаху, Господу миров!

Коран является священной книгой, посланной нам Аллахом через пророка Мухаммада (салляллаху "алейхи уа саллям). Поэтому относиться к нему нужно с трепетом и почитанием. Существуют внешние и внутренние правила поведения при чтении Корана. Внешние - это чистота читающего, обстановка вокруг и само поведение при чтении. Внутренние – это настрой человека при чтении, состояние его души.

Внешние правила при чтении Корана:

Обязательно находиться в состоянии ритуальной чистоты. «Воистину, это - благородный Коран, находящийся в Хранимом Писании к нему прикасаются только очищенные.» (сура аль-Вакиа 77-79). То есть - категорически запрещается мужчинам и женщинам трогать и читать Коран после интимной близости до совершения гусль - полного омовения, а мужчинам также после жанабах (поллюции). Так же запрещается женщинам трогать Коран руками во время менструаций и послеродовых кровотечений , но они могут читать его наизусть, если боятся забыть что они знают из Корана или в качестве зикра. Если читающий уже делал гусуль, то должен сделать тахарат (малое омовение, вуду), то есть только те, кто очистил себя тахаратом, могут прикасаться к Корану. И на этом сошлись большинство ученых. Однако если есть гусль, но нет тахарата могут читать Коран по памяти, не прикасаясь к нему. Абу Салям рассказывал: “Сообщил мне тот, кто видел, как пророк (салляллаху "алейхи уа саллям) однажды прочитал что-то из Корана после того, как помочился, прежде чем прикоснуться к воде (для совершения омовения)” . (Ахмад 4/237. Хафиз Ибн Хаджар назвал этот хадис достоверным. См. “Натаидж аль-афкар” 1/213), еще одно подтверждение: Имам ан-Науауи сказал: “Мусульмане единогласны в том, что дозволено читать Коран при отсутствии малого омовения, хоть и лучше иметь наличие омовения для этого. Имам аль-Харамайн и аль-Гъазали говорили: «Мы не говорим, что читать Коран без малого омовения порицаемо, так как достоверно известно от Пророка (салляллаху "алейхи уа саллям), что он читал Коран при отсутствии малого омовения!» ” (См. «аль-Маджму’» 2/82). Что касается переводов Корана или электронной версии на компьютере или мобильном то читать как и слушать Коран можно и без омовения. На лучше все-таки иметь гусль из –за уважения к словам Аллаха.

Желательно почистить зубы мисваком. (Мисвак – это палочки, которыми чистят зубы изготовленные из дерева «сальвадора персидская» или арак). Как сказал Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям): « Поистине ваши рты- это пути Корана, так очищайте его мисваком. »(Суюти, Фатхуль Кабир: 1/293).

Следующее – это одежда. Одежда, того кто читает Коран, должна соответствовать требованиям шариата. Одеваться надо как и при намазе соблюдая аурат (у мужчин закрыта часть от пупка до колен, у женщин закрыто все кроме лица и кистей рук), ну и конечно одежда должна быть чистой.

Нужно сесть с уважением, с вуду (тахаратом) лицом к кыбле. Хотя не возбраняется в любую сторону. Не торопиться в чтении, читать с тартилем (расстановкой) и таджвидом. То есть, читать нужно с почтением и уважением, соблюдая правила произношения и чтения.

Стараться плакать, и даже заставлять себя. В коране сказано: «Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение» . (сура Аль-Исра 109). Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Коран был ниспослан с печалью, и вы плачьте при его чтении. Если не можете плакать, хотя бы делайте вид, что плачете ». Люди спросили у одного алима: «Почему мы не плачем читая Коран подобно тому как плакали сахабы (радыялЛаху анхум)?»Он ответил: «Да просто потому, что когда сахабы читали об обитателях ада, они боялись что они среди них и плакали, а мы всегда думаем, что это кто-то там, но не в коем случае не мы. А когда сподвижники Посланника Аллаха (салляллаху "алейхи уа саллям) читали в Коране об обитателях рая они говорили: как нам далеко до них и после плакали, а мы читая о людях рая уже представляем себя среди них».

Отдать должное аятам о милости и наказании, как упомянуто выше. То есть, если в какой-то суре написано про Судный день или адский огонь,читающий Коран, должен осознавать всю важность написанного и бояться всем сердцем и радоваться при чтении аятов, в которых описана милость Всевышнего Аллаха.

Читать нараспев, потому что во многих хадисах приводятся указания на чтение Корана нараспев. В одном хадисе сказано «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев ». (Аль-Макдиси, «аль-адаб аш-шарийа», т. 1, стр. 741). Пророк Аллаха (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Не относиться к нам тот, кто не читает Коран нараспев». (Абу Дауд).

Внутренние правила, определенные Машаихами (Шейхами)

«Держать в сердце Величие Корана, что насколько это возвышенные слова.

Держать в сердце Величество, Возвышенность, Могущество Аллаха Та"аля, чьими словами является Коран.

Очистить сердце от васваса (сомнений) и страхов.

Размышлять над смыслом и читать с наслаждением. Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) однажды провёл ночь, читая следующий аят заново и заново: "Если Ты их накажешь, то ведь они - Твои рабы, а если Ты простишь им, то ведь Ты - Великий, Мудрый". (сура Трапеза: 118). Однажды ночью Хазрат Са"ид ибн Джубаир (радиаллаху "анху) читал следующий аят до наступления утра: "Отделитесь сегодня, грешники". (сура Йасин: 59)

Подчинить свое сердце тому аяту, который читаешь. Например, если на языке аят о милости, то сердце должно быть наполнено радостью, а если аят о наказании, то сердце должно трепетать.

Сделать слух настолько внимательным, как будто бы говорит сам Аллах Та"аля, а читающий Его слушает. Пусть Аллах Та"аля Своей Добротой и Милостью даст нам с вами возможность читать Коран со всеми этими правилами.»

Адабы в отношении Священного Корана.

Арабское слово «адаб» в переводе на русский означает «этика», «правильное поведение», «хорошее отношение». Адабы это правила этикета для мусульман. В данном случае приводятся адабы по отношению к Корану. Они включают в себя так же выше перечисленные правила.

Что нельзя и не желательно делать в отношении Корана

Нельзя класть Коран на пол, лучше положить на подставку или подушку.

Нельзя слюнявить палец при переворачивании страниц.

Нельзя бросать Коран при передачи другому человеку.

Нельзя класть на ноги или под голову или опираться на него.

Нельзя брать в туалет Коран или любые тексты, которые содержат аяты из Корана. Так же нельзя произносить аяты Корана в туалете.

Нельзя есть и пить во время чтения Корана.

Нельзя читать Коран в шумных местах, на рынках и базарах, а так же где веселятся и пьют спиртное.

Нельзя зевать во время чтения Корана. Так же если мучает отрыжка. Лучше остановиться и продолжить когда зевота или отрыжка пройдет.

Нельзя вольно пересказывать и переводить Коран. Пророк (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Те, кто по своему разумению толкуют Коран, пусть готовят себе место в огне Ада » (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Насаи).

Коран нельзя читать с целью получения мирских благ или для того что бы выделяться среди других мусульман. Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал:"Прочитав из Корана, просите благости Аллаха, просите Рая! Не просите в награду из мирского (денег, имущества). Настанут такие времена, когда люди будут читать Коран с целью сблизиться с людьми (для решения своих мирских проблем)".

Нельзя разговаривать о мирском, смеяться во время чтения Корана.

Желательные действия по отношению к Корану

Считается сунной начать чтение Корана с произнесения фразы: «А’узу билляhи мина-щщайтани-рраджим » (Я прибегаю к помощи Аллаха против козней проклятого шайтана!), а затем «Бисмилляhи-рраhмани-рраhим » (Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного).

Считается сунной совершать сужду (земной поклон), если дошли до аята со снаком сужды (т. е. аята земного поклона).

По окончании чтения Корана, даже если не прочтен полностью весь Коран, а только часть, нужно сказать дуа: «Садакаллахуль-‘азым ва балляга расулюхуль-карим. Аллахумма-нфа‘на бихи ва барик ляна фихи валь-хамду лилляхи раббиль ‘алямина ва астагфируллахаль-хаййяль-каййюма ». («Истину сказал Великий Аллах и благородный Пророк довел ее до народа. О Аллах, одари нас пользой и благодатью от чтения Корана. Вся хвала Аллаху, Господу миров, и к Тебе я обращаюсь с просьбой о прощении грехов, о, вечно Живой и остающийся навечно!»)

Считается сунной после окончания чтения Корана читать дуа. Любое. Аллах принимает такую мольбу и отвечает на неё.

Коран нужно хранить выше других книг и не ставить на него другие книги.

«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, - быть может, вас помилуют » (сура аль-Араф 204).

Желательно повторять те аяты Корана, которые подействовали на вас. Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху "алейхи уа саллям),который знает весь Коран, провел целую ночь, повторяя один и тот же аят: «Если Ты их накажешь, то ведь они – рабы Твои, а если Ты простишь им, то ведь Ты – Великий, Мудрый!» (сура аль-Маида (Трапеза):118)

Желательно читать Коран в указанное Аллахом время: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях. » (сура аль-Исра:78) Потому, что на заре сменяются ангелы: тех, кто был при вас ночью, заменяют ангелы утра. Обратная смена происходит ближе к вечеру, после послеполуденного намаза`Аср. И они также являются свидетелями чтения Корана.

Читать Коран медленно, делая паузы между аятами. Размышлять, если знаешь смыслы аятов, или читать паралельно перевод смыслов Корана. Не рекомендуется быстро прочитывать Коран. Передаётся, что Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Не понял Корана тот, кто прочитал его меньше чем за три дня» .(Тиризи, Куран: 13; Абу Дауд, Рамадан: 8-9; Ибни Маджа, Икамат: 178; Дарими, Салят: 173; Ахмад бин Ханбаль: 2/164, 165, 189, 193, 195) То есть прочитавший не сможет задуматься над аятами, не сможет понять, так как будет следить за скоростью чтения.

Правильно читать буквы, потому что за каждую букву Корана положена десятикратная награда. «Если кто прочтет из Корана одну букву, ему пишут одно вознаграждение, а затем увеличивают это вознаграждение еще десять раз » (Ат-Тирмизи).

Даже Если плохо получается чтение Корана, не брасать, а продолжать дальше ибо Пророк Мухаммад (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Знатоки Корана будут рядом со святыми, самыми достойными ангелами. А тот, кому чтение Корана дается с трудом, но все же читает его, получит двойное вознаграждение» . (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи). Но это не значит, что не надо учиться правильно произносить и читать Коран.

Не оставлять Коран открытым после окончания чтения.

Разрешается если чихнул сам, говорить «аль-хамду лиллях» и если чихнул другой - «ярхамукаллах» . Так же разрешается вставать при чтении Корана, если зашел старший, уважаемый и благонравный человек.

Не запрещается чтение Корана лежа.

Не запрещается чтение Корана на могилах, так как есть хадисы говорящие о пользе этого чтения для усопших: «Вы читайте суру «Ясин» над усопшими » (Ахмад, Абу Дауд, Хаким).

Приведенные здесь положения этики почитания Священного Корана взяты из книг: Ан-Навави. «Ат-Тибян»; Аз-Забиди. «Итхаф», Имам аль-Куртуби «Тафсир аль-Куртуби».

В заключении несколько хадисов о пользе чтения Корана

Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Коран – это заступник перед Аллахом и оправдывающий перед Ним чтеца, и того, кто руководствуется им (Кораном), он приведёт в Рай, а того, кто не руководствуется им, тянет в огонь ада » (аль-Хайсам, ат-Табарани).

«Вы читайте Коран, в Судный день он придет и станет заступником для вас» (Муслим).

«Кто бы ни читал десять аятов в одну ночь, в эту ночь его имя не запишется среди беспечных, отвлеченных от Аллаха людей » (Хаким).

Случилось. Как решилась? Не знаю. Скорее так сложилось, что сделала, не задумываясь. Осознала, только тогда, когда вечером подруга-татарка спросила, как я не побоялась взять на себя такое, и что ей самой, в одиночку аш делать страшно. Но, уже с высоты своего опыта, ответила: «Сложно, но не страшно. Было бы желание, а там, помогут. Так что обращайся за консультацией.»
Речь о традиционном татарском собрании женщин за праздничным столом с чтением священных текстов. Надо сказать, собирать женщин - традиционно дело старшего поколения. Молодежь, зачастую не видит в этом смысла. И посещает такие собрания лишь из дани традициям предков. Да и мне до поры-до времени такое в голову не приходило. Но случилось так, что на одном из собраний свела меня судьба с удивительной женщиной Олтин-беке, которая превратила наше сборище в удивительной красоты действо. () И пела она нам своим сочным сильным голосом старинные татарские религиозные баллады. И покоя мне не было от того, что я хочу услышать её еще раз.
Когда я попыталась найти какую-либо информацию о религиозных песнопениях татар, выяснила я с удивлением, что есть это «белое пятно» в нашей истории. И серьезных исследований на эту тему нет, не говоря уже о самих текстах. Лишь кто-то вспоминал, как некая тетушка или бабушка давным-давно пели эти песни. И все. Разве здесь можно было поставить точку? Успокоится, что я одна из немногих слышала это? Я долго размышляла. Как отнесется эта женщина, к предложению повторить это под микрофон? Не обидится, не осудит ли? Даже связались со знакомым, хозяином звукозаписывающей студии. Может привезти ее туда и записать?
Решилась на серьезный разговор со свекровью. Объяснила все. Свекровь моя - женщина адекватная, взяла переговоры в свои руки. «Давай попробуем!» -сказала она. Если откажет -что поделаешь, а согласится - так хорошее дело для своих сделаем - запись в семье останется.
Свекровь перезвонила через пару дней и сказала:
- Олтин-беке согласилась! Только она сказала, что лучше это сделать у вас в доме. Она назначила дату и время, вы должны приехать за ней и привезти к себе
- Мама, но вы объяснили ей, что я хочу записывать?
- Да. Она совсем не против. Она сказала, что это даже очень хорошо. Так что готовься, кизим. Позовем малый круг - человек десять. Чем тебе помочь, скажи. Что испечь?
- Конечно Вашу губадию!
- Яры, кизим, если что звони.

И я начала готовиться к проведению в своем доме Коран аши. И, осмысливая произошедшее, излагаю инструкцию по проведению.
Такое собрание начинается с того, что нужно найти женщину(женщин), которая читает священные тексты и договориться с ней. Если таковые есть в семье, так еще лучше. Означить с ней вместе дату и время.

Далее обзвонить всех родственниц преклонных и средних лет. Пригласить их. Также позвать и всех остальных родственных особ женского пола, начиная с возраста невест. На такие мероприятия принято приходить в обязательном порядке. Если есть близкие подруги (по вере предков мусульманки) , или соседки, или их мамы - их зовут также.

Следом идет генеральная уборка квартиры вместе с мытьем окон, стиркой занавесок, вымыванием всех углов и закутков. Если кто-то из гостьей, в вашем доме впервые, принято показать всю квартиру, включая ванную и кухню. На эту тему на всякий случай подготовила свою младшую, если вдруг я не буду успевать. Да и мама моя была на готове.

Комнаты. Нужно определить комнату, куда деть детей и мужчин, там накрыть небольшой стол. Кто-то придет с ребенком, кого-то привезет муж. И им должно найтись комфортное место. Заодно мужчины за детьми последят.

Комната для намаза. Время намаза обязательно придется на этот период. Для этого нужно подготовить абсолютно чистую комнату. Ведь молящиеся бабушки будут совершать поклоны на полу. А потому опуститесь в аналогичную позу и проверьте - идеально ли чисто у вас под шкафом и диваном. За неимением молитвенного коврика, приготовьте большие чистые полотенца. И еще вы должны знать, где у вас запад, где восток. Вас обязательно об этом спросят, чтобы определить нужное направление. Здесь мой татарский словарный запас пополнился новыми словами: кэнбатыш - запад, кэнчыгыш - восток, тэньяк - север, кэньяк - юг. Во как! Особенно юг!

Далее осмотреть свои книжные полки - нет ли фотографий, картин и сувениров, не соответствующих для проведения этого мероприятия. Я убрала египетскую миниатюру на папирусе с богом Ра, картину друга-художника с изображением адского сюжета, а также пару камбоджийских статуэток.

Небольшие подарки. Принято каждой гостье, по окончании собрания, преподнести небольшие подарки. Чаще всего это красивые носовые платки, в которые завернута денежная купюра и пакетик, чтобы забрать с собой кучтанач - гостинцы со стола. Так как у меня ожидалось всего десять гостей, я позволила себе купить каждой головные платки. И купюру уже не вкладывать. Для татарки платок- дело никогда не лишнее. Далее был куплен еще и сверток симпатичных пакетов для печеного. Все это сворачивается: пакетик-платок. Выкладывается на красивый поднос и оставляется в неприметном месте комнаты, где будет происходить «чтение».

Место для кучтанач. Так как каждая гостья будет приходить со своим печеным - а это обычно подносы и ляганы. Нужно приготовить место, где все это составлять, резать и раскладывать. Там же составляется стопка тарелок для этого. Каждый принесенный гостинец принимаем со словами благодарности. Запоминаем посуду или поднос гостьи. Выкладываем и режем только половину подарка. Это ставится на стол. Вторая половина будет разделена и передана тем, кто не смог прийти - маленьким детям, кормящим мамам, престарелым родителям. Ну, и конечно,что-то останется в доме.
Я для этого дела определила кухонную этажерку на которой стоит микроволновка, расчистив, предварительно, все полки. Пришлось унести ноутбук - он именно на полке под микроволновкой и лежит. Если гостей больше - здесь уголок не спасет. Нужно готовить бОльшее пространство.
Еще проверьте хватит ли на всех тапочек. Обязано должно хватить. Если нет - идите и докупите. Или сшейте сами из старого мужнина кожаного пиджака. Гостьям у вас дома должно быть комфортно.

Вход. Младшую отправляем подмести и вымыть подъезд. Благо в коттедже всего два этажа. Входная дверь в этот день не закрывается на замок. Тот кто опоздает - знает и тихонько зайдет без звонка.

Теперь сервировка стола.
Красивая скатерть, лучшая посуда - это понятно. А еще матерчатые красивые салфетки. Их раздают, когда гости уже рассаживаются. Лучше поручите это дело кому-либо из близких родственниц. У вас дел хватит. Теперь о чайниках. Не знаю как у вас, у нас чай пьют много, очень много. Только успевай заваривать. Из расчета один чайник на трех-четырех человек. Это при условии, что все пьют чай одного сорта. У нас только одна родственница пьёт черный, остальные все - только зеленый. Тем более, если это пожилые женщины, у которых обычно повышено давление - здесь зеленый чай - лучшее дело. А еще хорошо бы туда черносмородишного листа добавить. Для аромату и удовольствию.
Чай у нас пьют из пиал. Узбекская специфика. Потому, у каждой хозяйки их должно быть не менее 20. Для лапши - касы, или супные чашки по количеству гостей. Не хватает - купите, они у нас очень дешевы. Красивые солонки, перечницы, красивые чашечки под резанные лук и укроп - лапшу посыпать. Это основа.

Меню.
Первое: лапша (токмач), безуловно и неоспоримо. Если вы уважаете своих гостей, лапша должна быть домашняя.
Второе: картошка с курицей по-татарски. Это тоже непреложно. Некоторые называют это элеш.
Третье: что-то вы обязательно должны испечь сами. Остальное все принесут ваши гости. Я готовила эчпечмак.
Предварительное: сухофрукты - изюм черный и желтый, курага, чернослив, арахис, арахис в сахаре, жареный горох, грецкие орехи. Все это раскладывается высокохудожественно в чайные блюдца по всему столу. С этим приятно пить первый чай, а бабулечки любят курагу и чернослив в чай положить. Здесь не забудьте принести чайные ложки! Еще хорошие конфеты. Я по опыту знаю, что наши женщины уважают суфле и мармелад в шоколаде. А потому закупила понемногу, разных сортов, добрые харьковские и донецкие на Катартале.
Овощи: Подают помидоры и огурцы, порезанные кружочками-овальчиками. Присаливают немного, украшают зеленью. Другое не принято.

Если в семье, принимающей Аш несколько женщин, готовить должна каждая. Так как кроме меня в семье сейчас только лялька, которая умеет готовить только гречку с грибами, макароны и , ей было получено сделать бэленлар - блины по-татарски. Блины получились у нее на славу. Ради этого пришлось еще и сбегать за каймаком, чтоб в комплекте с Лялькиными блинами подать. Блины прошли « ура».
- Сколько лет твоей дочке? - спросила по-татарски Олтин-беке, видя такое внимание к блинам.
- ун (десять)
- Молодец, правильно дочку растишь - сказала она
После чего была вызвана лялька из детско-мужской комнаты для всеобщего осмотра.
- Позови детей, пусть посидят с нами! - сказала Олтин-беке
Здесь всполошились бабушки оных детей: «- Они такие шумные!»
Но я все же отправилась к детям и предложила им немного посидеть с женщинами. Но эти мелкие кузены и кузины так давно не виделись, что отказались наотрез. Мне было очень жаль. Ну, да еще не вечер.

Теперь подробно о том что, и как я готовила.
Дня за два до того сделала я чудесную домашнюю лапшу только из муки, соли и яиц с солнечно-оранжевым желтком. (Пропорции: на два стакана муки, 4 яйца и чайная ложка соли)

Тесто было сочно-желтым и плотным, как янтарь. Раскатывала я его небольшими кусками до тех пор, пока не начинал явно проступать узор клеенки на столе.

Теперь о бульоне. Куриц взяла две. Молоденькие, с нежнейшей кожей, им не было и года. Аккуратно выпотрошенные, прекрасно очищенные,с длинными шеями. Таких я беру в своей любимой лавке на Катартале. Одну из них накануне вечером превратила в . Еще и запустила вовнутрь смесь каймака и яиц. Отварила в небольшом количестве воды. Бульон процедила от небольшого количества яичных хлопьев и убрала в холодильник «до часа Ч».
За два часа до означенного времени поставила варить вторую курочку. Тщательно сняла пенку, уменьшила мощность до минимума. Опустила ветку зеленого сельдерея.
Извлекла из холодильника бульон из-под Тутырган товук. В небольшом количестве этого бульона(подсоленного) отварила янтарную, упругую, мелкую лапшу. Это за минут 20 до подачи.
Еще часть бульона - вскипятила без соли, добавила сухой укроп, лавровый лист, молотую кинзу, отварила в нем прекрасный, молодой, порезанный на половинки молодой картофель и тройку молодой тонкой моркови.
Установив на эту кастрюлю чашку-пароварку прогрела на пару заранее порезанную порционными кусками тутырган товук.
Часть отварной (второй) курочки порезала мелкими кусочками. Остатки бульона из под Тутырган товук добавила к основному бульону. (К слову, молодые, нежные курочки варятся за час-полтора. Через два - развариваются в пух.)

Итак все готово. (Здесь еще не описала, что в шесть утра , переложила их фольгой, укутала теплым байковым одеялом. Они еще были горячими в 12 00)

Когда пришло время подавать лапшу, расставила на кухонном столе касы по количеству гостей. В каждую - порцию отварной ручной лапши, в которую еще и добавила немного сливочного масла, чтобы не склеивалась. Горсть куриного мяса. Вот здесь спасибо супругу,который, увидев, что я «зашиваюсь» , а он меня контролировал, встал к плите, (это в нашей семье недопустимое явление), и стал разливать прозрачный янтарный бульон по касушкам. Мне и моей старшей оставалось только относить.
Была лапша хороша.
Отварной в насыщенном курином бульоне картофель выложила на блюдо. Присолила её, парящую, крупной солью. Обсыпала морковкой, порезанной «копеечками». Сверху уложила куски фаршированной яйцом под кожу курицы. Яичную смесь с каймаком и перцем, влитую, внутрь тушки, порезала кубиками, разложила по краям блюда. Украсила веточками зеленой петрушки. Посыпала укропом.

Кушали с удовольствием, хвалили, было приятно. Свекровь сказала, что у меня олтин куллар - золтые руки, и была горда мной. Мама что-то с невероятной скоростью говорила про меня по-татарски. Я не успевала понимать. «Что ты там говорила?» - позже спросила я. «Хвалила» - скупо ответила мама.
Еще была прекрасная Губадия от свекрови:

Балиш с вишней и с яблоками, домашние рассыпчатые кунжутные казинаки, куш-тили (хворост) и многое другое:

Теперь с чувством и расстановкой весь процесс.

Предупредили соседа напротив, чтобы не включал громко свои любимые «Болалар». Предупредили соседа снизу, что его любимый допотопный «Сектор Газа» сегодня не в тему, и вообще ничего сегодня не в тему. Предупредили родного алкаша из соседнего подъезда, что сегодня буянить он будет в другом дворе. Ибо тепло, и все окна открыты.
Соседи отнеслись с пониманием.
- В 12 00 начинают собираться гостьи. Хозяйка встречается с каждой сама, целуется, обнимается, принимает тару с гостинцами.
- Младшая - на раздаче тапочек.
- Тех, кто в доме впервые проводим по дому и демонстрируем что есть что. представляем домочадцев, для тех, кто не знает.
- Далее каждый отправляется в ванную, омыть руки. Здесь должно висеть множество полотенец.
- Проводим гостей в комнату, где будет происходить собрание.
- Когда приходит абыстай - женщина, которая будет «читать», проводим её в ванную, затем в гостиную, усаживаем на почетное место, зовем всех своих родных, представляем по-очереди. После чего она предложит всем вашим домочадцам присесть и «почитает на вашу семью», то есть скажет слова молитвы с просьбой даровать вашему дому всех благ.
- Вы уноситесь заваривать чай и подаете. Завариваете и подаете без конца.
- В промежутках вы принимаете гостинцы и подаете часть их на стол в заранее подготовленных тарелках. При этом озвучиваете каждое блюдо, называя его автора.
- Наконец, все собрались. Будет первая молитва.
- Потом вы пьете чай со вкусностями на столе. Вы, как хозяйка, должны проследить, чтобы каждая гостья положила себе на тарелку от каждого гостинца. Не важно, что всё это съесть невозможно. Это всё будет «начитано» и каждая заберет эти дары с собой, своим родным.
- Рядом с абыстай, которая будет читать, на столе, оставляем некоторое пространство, дабы она могла положить свои книги. Как только она достает книги, мы перестаем пить чай и начинается главное действие. Чтение священной книги. Читающая женщина сама даст понять, когда наступает время «молитвенно сложить руки». Ведь вас это не напрягает? Вы можете этого не делать. А можете и повторить жест. В этом нет никакого святотатства. И за таким столом совершенно не важно ваше вероисповедание. Ведь какая разница, на каком языке прозвучат слова молитвы? Потому присоединится могут все. Здесь всё открыто и демократично.
- Чтение идет не менее часа. Это умиротворенный и благостный процесс. Расслабьтесь и доверьтесь человеку, который знает, что делает. Перед этим, кстати, хорошо бы налить всем немного чая в пиалы, дабы вода приняла на себя священную вибрацию. Вы потом вкусите этот чай, и он вам покажется необыкновенным.
- Абыстай читает тексты, до тех пор, пока не наступит время намаза. Она даст Вам знак. И вы проводите её в комнату, где она сможет спокойно помолиться.
- В это время - пулей на кухню. Сейчас должна подаваться лапша- Токмач и картошка с курицей - Элеш. Мелко резанная зелень - лучше всего лук-барашка. И чай, чай, чай.
- Потом вы кушаете, разговариваете о жизни. (Мы разговаривали о татарской кухне. Естественно, в это русло направила я, и говорили, говорили …)
- Потом абыстай опять даст знак, и вновь настанет время благодарственных молитв.
- Здесь вы выносите платки, и каждой гостье в руки даете подарки. В гостинец для абыстай положите немного денег - сумма совсем невелика. Но ведь не в этом дело, правда? Просите каждую гостью положить в принесенные пакеты любые гостинцы со стола. И следите, дабы никто не постеснялся сделать это. За абыстай нужно поухаживать особо. Она положит немного - возьмите её пакет и доложите всего побольше.
- Далее вы опрометью несетесь на кухню, чтобы в принесенную посуду положить из отложенных гостинцев и вернуть каждой хозяйке. Если у кого дома остались престарелые или больные люди - здесь в баночку лапши с курочкой, картошечки с курицей в пластиковый контейнер (они наготове), сладостей дополнительных, и т.д.
- Вновь обнимаетесь, целуетесь говорите слова благодарности.

Теперь у меня уникальная часовая запись религиозных татарских песнопений и бесценный опыт.

Аш - это некое застолье у татар, на котором читаются мусульманские молитвы, затем гостей потчуют вкусными блюдами. В каждой местности они свои. Расскажу о наших.

Готовятся заранее:делаются заготовки(выпечку приготовить,лапшу нарезать и прочее), накрываются столы из расчёта на количество приглашённых. К приходу гостей их должно примерно это ждать:

На столе должны обязательно стоять
таких как нарезанные свежие фрукты,сухофрукты, овощи свежие и(или) маринованные, катык домашний(сейчас чаще покупной), домашняя выпечка:пироги,баурсак,чак-чак,кеш-тель(т ипа,хвороста) - это в зависимости от возможности и умения организаторш(готовят-то только женщины). Примерно так:

Конечно,лет сто назад на столах не стояли салаты и нарезки из рыбы с конфетами,но основное всё то же самое,судя,по рассказам бабушек.

Приходят гости,садятся за стол и после официальной части хозяйка и её помощницы(приглашаются обязательно родственницы или за не имением подходящих - соседки,приятельницы,т.к. не один десяток гостей обычно -здесь было с детьми - около 70-ти) раздают суп с лапшой:

Обычно - куриный с домашней лапшой, в суп часто немного картофеля,лука(ну это обязательно),мелко тёртой моркови добавляется. Сверху посыпается свежей нарезанной зеленью.

Затем выносится белеш с рисом и сухофруктами,это оооочень традиционное блюдо,оно так обязательно,что если хозяйка в хлопотах решит не приготовить,гости не поймут,хотя еды и так много:

Готовится примерно так же,как и тот,что показывала тут начинка,естественно,другая,как-нибудь и его приготовлю,расскажу подробней:)

И только после него выносятся тарелки с картофелем(чаще пюре), сверху тушёная или варёная говядина и мясо птиц:здесь гусиное,утиное,и тутурган таук:фаршированная яичной смесью со сливками курочка - одно из вкуснейших блюд татарской кухни,поверьте)). На стол внимания особо не обращайте,там всё быстро надо делать: гости,обычно пожилые,ждать не любят,потому только последние две щёлкнуть успела,а было их 15):

Гости поели и мяса,почему оно после риса с сухофруктами идёт и не спрашивайте - традиция. Всё в чёткой последовательности фиксирую. После того,как насытились предложенными блюдами+салатами(они по желанию и предпочтению хозяйки,не обязательны совершенно), подаётся чай.

Эх,какой отличный кадр был бы! Из 56 чашек...но автор сего поста в тот момент быстрей разливала чай по чашкам вместе с сестрой и ещё 4 моментально разносили гостям. Так что тут только остаётся поверить вам на слово мне,чай был точно:))

Из напитков часто соки-компоты ставят на стол,в уразу(как сейчас проходит,напишу ещё) обязательна вода. Дополнения - в зависимости от желания хозяев и их финансовых возможностей, впрочем многие гости и сами к столы приносят:кто - конфеты,кто - катык,пироги,печенья, могут и губадию(слоённый пирог с рисом,изюмом,яйцами,варёнеым творогом(корт)) принести. По разному. Возможно,в других районах республики и что-то по другому есть. Знаю,что в Черемшанском - белеш с гречкой и изюмом делают,но наши не оценили))- у всех свои традиции и пишу только за свой район и город. Во многих домах я помогала была на Аше - везде примерно то же самое:)

Теперь опрос. Писать ли вкратце про официальную и религиозную часть(фото не будет - нельзя).Под *глаз* замок я всё равно напишу,т.к. все записи здесь для меня лично и возможно мне самой же в будущем пригодятся,так что пока впечатления свежи.

пункт - я боюсь:это читаю негативные посты про ислам от людей в этом совершенно не разбирающих,но видимо,да,опасаются и нелепо паникуют.

Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!Аллаху Акбар - все гости, от мала до велика повторяют за муллой.

Сегодня у моего Самого Старшего Брата Рафаэля дома собирались родственники. Поминали ушедших в мир иной. У нас, у татар, это называется "Корэн ашы".Все прошло в лучших традициях.
На столе сладости, фрукты, сухофрукты, соль, мед, катык, корот, лимон (дольки), черный хлеб. Еда может быть и разнообразнее-по возможности. У Брата было все по максимуму. Сноха испекла торты, пироги, чак-чак. Да, и полагается все гостинцы, которые приносят гости (это тоже прописано в своего рода этикете)ставить на стол.
Основное блюдо-суп с лапшой. Просто бульон и лапша. Прекрасно, если сварено разное мясо-так получается наваристо и ароматно. Подают в глубоких тарелках.
После супа-"олеш"-мясо, картофель, морковь, капуста-все в мелких тарелках.
потом - чай и бэлеш - сладкий пирог с рисом, урюком-курагой и изюмом.
В процессе гости едят угощения со стола, разговаривают, общаются.

Это уже после официальной части.
До всего этого-молитва. Чтение сур из Корана, проповедь.
После-раздают милостыню-деньги (от 5 до 50-100 рублей. По сути, не важно СКОЛЬКО), носовые платочки, чай, полотенце, мыло. Начинать нужно с муллы, и затем раздавать гостям по часовой стрелке.

Женщины, как правило, молодые родственницы, снохи хозяйки дома "на подхвате": выносят блюда, ухаживают за гостями, разливают чай. Словом, за столом не сидят-помогают. В числе таких были сегодня я, Моя Старшая Сестра Танслу, Оксана, жена Моего Младшего Брата Талгата.

Девушки обязательно должны быть в платках, платьях с длинным рукавом, мужчины в рубашках, в тюбетейках.

приехали и пожилые представители нашего рода. За Хафисой аби в Затон поехал Талгат, за Рашат-бабаем из Байгильдино-я. На обратной дороге из деревни в Уфу заехали за Райсой аби и Ильдаром.Всю дорогу с ним говорили о маркетинговых исследованиях в журнале, о конкурсах, о падении тиражей и способах его повышения.Надо будет обсудить моменты с ГШ.

Каждому отъезжающему брат Рафаэль вручил по гостинцу банка меда, мясо, сладости со стола - так полагается, чтобы и домашние испробовали еду, освященную молитвой.

Начавшийся день в 07.30 утра закончился в это время, когда пишу эти строки. Усталость в ногах и в теле.

Присутствовала некоторая нервозность, но я сама себе ее создала. Брат снова поручил мне фоткать. Меня это уже бесит...потому что в итоге ни на одной семейной фотографии меня нет.

Я отказалась, брат перепоручил это своему сыну. Сделали две общие фотокарточки, на разные фотоаппараты. за время мероприятия друг брата съездил и сделал фотки- подарить всем присутствующим. Естественно, меня на этих фотках не оказалось-эти кадры сделала я. Не судьба мне, короче, не судьба. Есть все, но меня нет. Фигня, но малость неприятно.

еще заметила, что перестала любить семейные торжества. все потому, что пока вынуждена присутствовать на них одна. Что с этим делать?..Мне кажется, что всем бросается в глаза -у братьев есть жены, у сестры-муж, у всех дети- а у меня никого.
Нездоровое чувство, понимаю.
Вот такие смешанные чувства в душе вместо безоговорочной радости и благоденствия.
Фото с мероприятия все любопытствующие смогут посмотреть в следующем посте под катом.

Аш - это некое застолье у татар, на котором читаются мусульманские молитвы, затем гостей потчуют вкусными блюдами. В каждой местности они свои. Расскажу о наших.

Готовятся заранее:делаются заготовки(выпечку приготовить,лапшу нарезать и прочее), накрываются столы из расчёта на количество приглашённых. К приходу гостей их должно примерно это ждать:

На столе должны обязательно стоять
таких как нарезанные свежие фрукты,сухофрукты, овощи свежие и(или) маринованные, катык домашний(сейчас чаще покупной), домашняя выпечка:пироги,баурсак,чак-чак,кеш-тель(типа,хвороста) - это в зависимости от возможности и умения организаторш(готовят-то только женщины). Примерно так:

Конечно,лет сто назад на столах не стояли салаты и нарезки из рыбы с конфетами,но основное всё то же самое,судя,по рассказам бабушек.

Приходят гости,садятся за стол и после официальной части хозяйка и её помощницы(приглашаются обязательно родственницы или за не имением подходящих - соседки,приятельницы,т.к. не один десяток гостей обычно -здесь было с детьми - около 70-ти) раздают суп с лапшой:

Обычно - куриный с домашней лапшой, в суп часто немного картофеля,лука(ну это обязательно),мелко тёртой моркови добавляется. Сверху посыпается свежей нарезанной зеленью.

Затем выносится белеш с рисом и сухофруктами,это оооочень традиционное блюдо,оно так обязательно,что если хозяйка в хлопотах решит не приготовить,гости не поймут,хотя еды и так много:

Готовится примерно так же,как и тот,что показывала тут http://liya-fa.livejournal.com/29316.html начинка,естественно,другая,как-нибудь и его приготовлю,расскажу подробней:)

И только после него выносятся тарелки с картофелем(чаще пюре), сверху тушёная или варёная говядина и мясо птиц:здесь гусиное,утиное,и тутурган таук:фаршированная яичной смесью со сливками курочка - одно из вкуснейших блюд татарской кухни,поверьте)). На стол внимания особо не обращайте,там всё быстро надо делать: гости,обычно пожилые,ждать не любят,потому только последние две щёлкнуть успела,а было их 15):

Гости поели и мяса,почему оно после риса с сухофруктами идёт и не спрашивайте - традиция. Всё в чёткой последовательности фиксирую. После того,как насытились предложенными блюдами+салатами(они по желанию и предпочтению хозяйки,не обязательны совершенно), подаётся чай.

Эх,какой отличный кадр был бы! Из 56 чашек...но автор сего поста в тот момент быстрей разливала чай по чашкам вместе с сестрой и ещё 4 моментально разносили гостям. Так что тут только остаётся поверить вам на слово мне,чай был точно:))

Из напитков часто соки-компоты ставят на стол,в уразу(как сейчас проходит,напишу ещё) обязательна вода. Дополнения - в зависимости от желания хозяев и их финансовых возможностей, впрочем многие гости и сами к столы приносят:кто - конфеты,кто - катык,пироги,печенья, могут и губадию(слоённый пирог с рисом,изюмом,яйцами,варёнеым творогом(корт)) принести. По разному. Возможно,в других районах республики и что-то по другому есть. Знаю,что в Черемшанском - белеш с гречкой и изюмом делают,но наши не оценили))- у всех свои традиции и пишу только за свой район и город. Во многих домах я помогала была на Аше - везде примерно то же самое:)

Теперь опрос. Писать ли вкратце про официальную и религиозную часть(фото не будет - нельзя).Под *глаз* замок я всё равно напишу,т.к. все записи здесь для меня лично и возможно мне самой же в будущем пригодятся,так что пока впечатления свежи.

пункт - я боюсь:это читаю негативные посты про ислам от людей в этом совершенно не разбирающих,но видимо,да,опасаются и нелепо паникуют.