Михаил сабинин – подвижник грузинской церкви. Монах Геброн * Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви Смотреть что такое "Сабинин М. П." в других словарях

Предисловие

Иверия (Грузия или Сакартвело), интересная своим географическим положением, не менее интересна и своей историей. Замкнутая кругом, она жила совершенно обособленно среди народов дохристианского периода. Народ грузинский, исторически оседлый, редко сталкивался с народами его окружающими; если и сталкивался с соседями, то из-за последних, посягавших на его самостоятельность.


Евангельская проповедь, огласившая и оживившая собой весь дохристианский мир и давшая ему новую жизнь, новую историю и призвавшая все народы мира к одной общехристианской жизни, открыла в Грузию свободный и прямой путь историческим народам, серьезно познакомившимся с ней и с ее современной историей, резко изменившейся со дня принятия ею христианства. Этот факт, имеющий на всю Грузию просветительное действие во всех отношениях этого слова, небезынтересен в ряду истории христианских народов, поэтому и постараемся изложить здесь последовательно всю церковную историю так, как показывают нам все документы этой страны. Вглядываясь в нее, прежде всего видим целые периоды или века, которые без особенного труда можно разграничить друг от друга. Так, история христианской Грузии первоначально представляет нам века приготовления грузинского народа к принятию христианства, потом века принятия христианства и борьбы Грузинской Церкви с язычеством, с ересями и с магометанством, дальше - века процветания и окончательного утверждения христианства на всем Кавказском перешейке и наконец - века совершенного падения ее церковной жизни - под владычеством царей-магометан, обнимающие собой и наше время 1. Каждый из этих веков или периодов, кроме последних, взятых вместе с нашими, тесно и неразрывно связан между собой и имеет представителями своими целый ряд выдающихся лиц - действующих совершенно самостоятельно и независимо от влияния каких- либо случайностей, руководствуясь единственно благодатью Святого Духа, - поставивших Иверскую Церковь на ту нерушимую скалу Православия, которую не могли сокрушить в продолжение стольких минувших веков враги Креста Христова, устремлявшиеся на нее со зловредными учениями, огнем, мечом и, наконец, всевозможными интригами, действующими в ущерб ее исповедания и самостоятельности.


Приступая к истории распространения, процветания и падения в Грузии и в ее областях христианства, начнем изложение так, как показывают нам верные и несомненные документы и акты, принадлежащие только к этой Церкви, а для подтверждения же всего - будем ссылаться отчасти на произведения или акты прочих Церквей, имевших с ней столкновения по каким-либо случайным обстоятельствам.

1. Данный труд был написан в 1877 году. - Прим. ред.

Глава I Приготовление грузин к принятию христианства. Событие, предшествовавшее этому периоду

Первыми провозвестниками Богочеловека в Грузии, как передает нам летопись и несомненные документы Грузинской Церкви 2 были евреи, присутствовавшие при страшных страданиях Голгофской Жертвы. Согласно древнему преданию, свято передаваемому из рода в род и до сих пор благочестиво чтущемуся всеми без исключения 3 первые семена христианства посеяны были в Грузии евреями, потомками первосвященника Илии (1137 г. до Р. X.).


Несмотря на то, что грузинских евреев отделяло от центра иудейского народа столь огромное пространство, обетование отцов их гораздо чище и святее сохранилось в среде этой общины, переселенной Навуходоносором, после захвата им Иерусалима, в западную область древней Грузии, в 594 г. до P. X. 4 служившей местом ссылок сирохалдейских преступников. Эта замкнутая еврейская община, не принадлежа ни к одной из еврейских сект, твердо и свято держалась обетования своих предков и со дня на день с нетерпением ожидала пришествия Мессии. Это ожидание к последнему времени, как выражается древняя летопись, было так сильно, и время пришествия Мессии представлялось ей столь близким, что в посланиях, получаемых в то время ею из Иерусалима, искала непременной вести об обетованном Лице. Эта надежда была тем более сильна, что время пришествия Мессии, предсказанное пророком Даниилом, приближалось. Несмотря на то, что община эта оторвана была от центра еврейства, она имела себе учителей из рода первосвященника Илии, преемственно заступающих один на место после другого и неизменно хранивших древний обет неба.


Община эта со своими понятиями и своим составом представлялась одним цельным и сгруппированным обществом, жившим древним писанием, которое было захвачено во время вавилонского плена, и имевшим законоучителей и свою собственную иерархию и даже суд. 5


Иерусалим со своим храмом, будучи заветной святыней для всех евреев, как палестинских, так и живших в рассеянии, объединял всех евреев с центром иудейства. Поэтому и грузинские евреи, несмотря на огромное расстояние, отделявшее их от святыни, хотя не ежегодно, но изредка, при каких-либо особенно важных обстоятельствах, посылали от себя к Иерусалимскому храму выборных своих членов с богатейшими приношениями и этим формально поддерживали общение с центром иудейства.


Из жития святой Нины, этого драгоценного памятника IV века, ясно видно, что первосвященники иудейского народа имели тесное общение с представителями грузинских евреев и вели с ними переписку по разным важнейшим поводам или событиям, возникавшим в Иудее. Такова была новая весть о рождении Младенца, Царя Иудейского, принесенная в Иудею персидскими волхвами или мудрецами и встревожившая весь Иерусалим и его окрестности. Согласно летописи и самому преданию, немедленно отголосок ее раздался и в отдаленной Грузии 6. Первосвященник Анна, 65-й первосвященник иудейский, принявший бразды правления в 9 году до P. X., шлет тревожное послание к главному учителю грузинских евреев Элиозу и уведомляет его о прибытии в Иерусалим восточных волхвов. Известие это быстро облетело всех евреев, обитавших в разных областях древней Грузии. Они, пораженные подобной неожиданной вестью, и предполагая новое пленение своей отчизны персами, второпях собирают свои силы, как физические, так и материальные, готовясь выступить на помощь своему отечеству. Но через некоторое время приходит другое послание от того же первосвященника, в котором ясно и подробно описывалось поведение персов 7, которое навсегда успокоило их.


Чудеса, жизнь и учение Спасителя снова потрясли Иерусалим, наконец приговорен Он был к смерти за весь род человеческий. Снова шлет тот же первосвященник Анна к Элиозу послание с приглашением непременно участвовать в суде над Мессиею 8 Элиоз, исполняя волю верховного священника, немедленно стал собираться на зов его. Мать Элиоза 9 Сарра, которая происходила из рода первосвященника Илии, была женщиной весьма благочестивой, строго держалась учения благочестивых своих предков и весьма хорошо знала Священное Писание. Ожидая пришествия Мессии, она духом Божиим предупредила своего сына не принимать участия в крови Праведного. «Ибо Он, - говорила она, - чаяние языков и Свет Израиля». Голос и наставление ее были как бы общим голосом всего общества еврейского, видевшего, через послание Анны, исполнение закона и пророков над лицом Богочеловека. Элиоз с многочисленной свитой отправляется в Иерусалим на призыв врагов Христа и берет с собой в числе евреев и некоторых грузин-ужиков 10 предков нынешних осетин, под охраной знаменитого в то время между грузинскими евреями Аонгина Карснийского. Согласно преданию Грузинской Церкви, «Истории» царевича Теймураза, Картлис Цховреба, древнего Синаксаря Мцхетского собора и многих других замечательных рукописей, сестра Элиоза, благочестивая девица Сидония, прощаясь с братом в Мцхете, просила его достать и привезти ей что-нибудь принадлежавшее тому Лицу, над которым производился суд. Любя свою сестру, Элиоз дал ей слово исполнить просимое. И вот грузинские евреи, по предведению Промысла получившие неоцененное сокровище неба - святой хитон и по необходимости оставшиеся в Иерусалиме до Пятидесятницы, живя в этом городе безвыездно довольно долгое время, были очевидными свидетелями всех чудес и знамений Искупителя: славного воскрешения Его из мертвых, вознесения и святейшего схождения Святого Духа на апостолов и самих чудес св. апостолов. Грузинские евреи, не будучи врагами Христа, в числе многих других народов удостоились слышать устную проповедь св. апостолов и на грузинском языке, что еще больше разожгло в них веру и любовь ко Христу, видя в этой последней, согласно Св. Писанию 11 самое явное и завершительное знамение пришествия Господа Иисуса на землю.


Упомянутые евреи, по исполнении последнего чуда - спасительного пришествия на землю Сына Божия, весьма скоро оставили Иерусалим как город богоубийственный и немедленно устремились восвояси, неся с собой неоцененный дар - хитон и благовестие о воскресении из мертвых Сына Божия. Элиоз с той же свитой, вернувшись в Мцхет, был встречен своей сестрой Сидонией, девицей, веровавшей в пришествие Христа благодаря своей матери. Она с радостью бросилась к нему в объятия и в слезах объявила ему о смерти матери в пятницу перед Пасхой в шесть часов дня. Сарра, будучи совершенно здоровой, около упомянутого дня и часа почувствовала сильный удар в сердце и, пораженная, замертво упала со словами: «Прощай, царство Израильское, предавшее смерти Спасителя и Избавителя своего, которое будешь отныне виновно в крови Создателя и Господа своего; горе мне, не удостоившейся смерти ранее сего времени, могущей избавить от этого страшного удара, и удостоилась бы видеть Свет во откровение языков и Мир Израиля».

) - историк грузинской церкви, по происхождению грузин. По окончании тифлисской гимназии поступил вольнослушателем в СПб. духовную академию и получил степень кандидата за сочинение «История грузинской церкви до конца VI в.» (СПб., ). Ещё ранее, в г., он издал «Полное жизнеописание святых грузинской церкви» (частично переиздано в 1994). Оба сочинения писаны по грузинским рукописным первоисточникам, почему излагают предмет с гораздо большей подробностью, чем предшествовавшие ему исследователи, напр. Иосселиани . Главный и наиболее ценный труд С.: «Древние акты грузинской церкви», извлечённые из рукописей и на грузинском языке, с русским переводом С., изданные Академией наук.

Сабинин занимался и восстановлением грузинских монастырей, что вызывало одобрение таких церковных деятелей, как Иоанн Кронштадтский и будущий патриарх Кирион II. Тем не менее, его дважды высылали из Грузии, вероятно, по подозрению в связях с сепаратистами или просто по недовольству его активностью. Наконец, известна его деятельность по созданию икон (самая знаменитая - "Слава Грузинской Православной Церкви") и молитв (например, Шио Мгвимскому).

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сабинин М. П." в других словарях:

    Сабинин фамилия. Известные носители: Анатолий Христофорович Сабинин (1850 1907) врач писатель Григорий Харлампиевич Сабинин (1884 1968) учёный в области аэродинамики, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Сабинин, Дмитрий Анатольевич… … Википедия

    СОБИНИН СОБИНКИН СОБИНОВ СОБИН В русских говорах собина, собинный означало свой собственный, родной. Такое имя охотно давали ребенку наряду с церковным. Собина, собинка ты моя! ласково приговаривала мать, и значило это: Милый ты мой, родной!… … Русские фамилии

    Дмитрий Анатольевич , советский ботаник, создатель школы физиологов растений. Окончил Петербургский университет (1913). Преподаватель Пермского… … Большая советская энциклопедия

    Икона Михаила Сабинина Михаил Павлович Сабинин (монах Геброн, груз. მიხეილ საბინინი, 1845(1845), Тифлис (?) 10 мая 1900, Москва) историк грузинской церкви, по происхождению грузин. По окончании тифлисской гимназии поступил вольнослушателем в СПб … Википедия

    - (Сабин Гус) Юрий Давидович (23 IV (5 V) 1882, Тбилиси 8 III 1958, Донецк) сов. певец (бас). Нар. арт. УССР (1949). В 1917 окончил историко филологич. ф т Харьковского ун та. Пению учился частным образом у И. И. Лапинского. В 1917 1925… … Музыкальная энциклопедия

    Анатолий Христофорович Сабинин (род. 1850) врач писатель, окончил курс в Медико хирургической академии в 1875 году, был старшим врачом Воронежской губернской земской больницы. С 1887 года издавал журнал общественной медицины и гигиены… … Википедия

    Егор Фёдорович Сабинин (1833 ?) российский математик. Образование получил в Главном педагогическом институте под руководством Остроградского. Степень магистра получил в Московском университете, защитив рассуждение «Об условиях, служащих к… … Википедия

    Стефан Карпович Сабинин (1789 1863) археолог и богослов, сын дьячка Воронежской губернии. Учился в СПб. дух. акд. и по получении степени магистра назначен на кафедру нем. языка в той же академии. В 1823 г. назначен священником к русской… … Википедия

Книги

  • , Сабинин Гоброн (Михаил). , Книга представляет собой репринтное издание 1877 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • История грузинской церкви до конца VI века. , Сабинин Гоброн (Михаил). , Книга представляет собой репринтное издание 1877 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Серия:
Свидетельство того же Авиафара-первосвященника о хитоне Господнем. Свидетельство Сидонии, ученицы святой Нины, видевшей и описавшей чудесное обращение царя Мириана. Об устроении св. крестов, о построении храма и о бывших в нем чудесах. Повествование об установлении святых крестов при царе Мириане. Молитва святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии Житие Преподобного Иоанна Зедазнийского Чудотворца, Начальника Сирийских Отцов Молитва преподобному Иоанну зедазнийскому чудотворцу Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства Молитва преподобному Шио, мгвимскому чудотворцу Житие преподобного Давида Гареджийского Чудотворца, Покровителя Грузинского Царства Молитва преподобному Давиду, гареджийскому чудотворцу Страдание святой славной мученицы царицы ранской Шушаники Молитва святой мученице царице Шушанике Страдание и подвиги святых славных мучеников Давида и Константина, князей Аргветских Молитва святым князям мученикам Давиду и Константину Житие и Страдание Святого Славного Мученика Або Тифлисского Молитва святому мученику Або Тифлисскому Житие и Страдание Святой Славной Великомученицы Царицы Кахетинской Кетевани молитва святой великомученице царице Кахетинской Кетевани Житие и Страдание Святого Славного Мученика Благоверного Царя Карталинского Луарсаба Молитва святому мученику царю Карталинскому Луарсабу Страдание Святого Священномученика Авива, Епископа Некресского, одного из Тринадцати Сирийских Отцов Молитва святому священномученику Авиву, епископу Некресскому Страдание святого мученика Гоброна-Михаила и ста тридцати трех воинов его Молитва святому мученику Гоброну-Михаилу Страдание Святого Славного Мученика Князя Бидзина Чолокашвили и Князей-Мучеников Элизбара и Шалвы, Эриставов Ксанских Молитва святым славным князьям мученикам Бидзину, Элизбару и Шалве Страдание Святого Мученика Евстафия Мцхетского Молитва святому мученику Евстафию Мцхетскому Нашествие на Грузию иранского шаха Ага-Магомет-Хана в 1795 году. Житие Преподобных Отцов Наших Иоанна и Евфимия Молитва преподобному отцу нашему Евфимию Житие Преподобного и Богоносного Отца Нашего Георгия Святогорца Молитва преподобному и богоносному отцу нашему Георгию Святогорцу Страдание Шестисот Преподобных Отцов, Избиенных в Давидо-Гареджийской Пустыне Молитва шестистам преподобномученикам Давидо Гареджийским Молитва святых Божиих
О книге

«Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви» М. П. Сабинина – одна из немногих книг, позволяющих русскоязычному читателю познакомиться с грузинским . Огромное достоинство труда Сабинина состоит в том, что он основан на первоисточниках.

Сабинин предпосылает своему труду такие слова: « Иверская многократно подвергалась притеснениям и претерпевала тяжкие бедствия. На нее нападали как греки, с целью сделать Грузию своей провинцией для защиты от нападений персов, так и своекорыстное папство с запада, старавшееся всеми возможными средствами подчинить святую Иверскую своему престолу. Защитой чистоты Православия в Иверии были пастыри и учители, украшенные христианскими добродетелями, а перед врагами иноверными христиане отстаивали свои права, претерпевая все возможные мучения, страдания и, наконец, смерть. Кровожадные деспоты Востока: Тамерлан, Чингисхан и другие, потом магометанские государи, от окаянного Мурвана Глухого до шаха Аббаса, и, наконец, турки – беспощадно терзали Христову. Но благое Промышление Божие хранило и хранит святую Иверию от окончательной погибели, врагам ее не удалось исполнить свои преступные замыслы, разбившиеся в прах пред стойкостью ее героев-мучеников и героинь-мучениц.

Сведения о трудах и подвигах этих-то святых людей, положивших начало христианства в Грузии и содействовавших утверждению и процветанию Грузинской Церкви, мы предоставляем здесь вниманию наших читателей».

«Полное жизнеописание...» составили следующие жития:

Житие и подвиги святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Житие преподобного Иоанна Зедазнийского чудотворца, начальника Сирийских Отцов

Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства

Житие преподобного Давида Гареджийского чудотворца, покровителя Грузинского царства

Страдание святой славной мученицы царицы Ранской Шушаники

Страдание и подвиги святых славных мучеников Давида и Константина, князей Аргветских

Житие и страдание святого славного мученика Або Тифлисского

Житие и страдание святой славной великомученицы Царицы Кахетинской Кетевани

Житие и страдание святого славного мученика благоверного царя Карталинского Луарсаба

Страдание святого священномученика Авива, Епископа Некресского, одного из тринадцати Сирийских Отцов

Страдание святого мученика Гоброна-Михаила и ста тридцати трех воинов его

Страдание святого славного мученика князя Бидзина Чолокашвили и князей-мучеников Элизбара и Шалвы, эриставов Ксанских

Страдание святого мученика Евстафия Мцхетского

Житие преподобных отцов Наших Иоанна и Евфимия

Житие преподобного и богоносного Отца нашего Георгия Святогорца

Страдание шестисот преподобных Отцов, избиенных в Давидо-Гареджийской пустыне.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Михаил (Гоброн) Павлович Сабинин - один из известнейших церковных деятелей и просветителей XIX века. Родился в 1845 году (по всей вероятности, в Тифлисе). По некоторым источникам, его отец был тверским священником, женившимся на грузинке. Одно из неопубликованных писем Сабинина позволяет установить имя его матери - Екатерина. Фамилия ее доподлинно не известна. Принято считать, что она была Мирзашвили; но аналогичная фамилия ее зятя (мужа сестры самого Сабинина) позволяет подвергнуть это положение сомнению.

Приблизительно в 60-е годы XIX века Михаил потерял отца, и мать вторично вышла замуж за тифлисского почтового чиновника Г. Панова. Известно также, что у Михаила были брат и сестра.

В начале 60-х годов мальчик был отдан в Тифлисскую классическую гимназию, где проучился до 1868 года. Уже в ученические годы Михаил проявил свои незаурядные способности и пристальный интерес к истории Грузии. Он много ездил по стране, собирая церковные древности, записывая древние легенды и сказания, копируя росписи старинных церквей и монастырей.

В фонде канцелярии экзарха Грузинского Экзархата (Центральный государственный архив Грузии) хранится один чрезвычайно интересный документ, из которого явствует, что 20 октября 1867 года, будучи еще учащимся гимназии, Сабинин составил рапорт на имя экзарха Грузии Евсевия, где ходатайствовал о благоустройстве часовни святого мученика Або Тбилисского подле церкви Метехи в Тбилиси, на месте мученического подвига святого. Михаил настойчиво требовал создания подобающей атмосферы возле будущей часовни, а именно - упразднения бакалейных лавок и «ретирадных» (отхожих - В. К.) мест. Также Сабинин принял активное участие в создании новой иконы святого Або. Архивное дело констатирует довольно неблагоприятную реакцию тифлисского благочинного Иоанна (Басхарова), недовольного как самим ходатайством, так и его поддержкой в лице главного священника военного ведомства Стефана Гумилевского.

Довольно странным выглядит тот факт, что такой энергичный и разносторонне одаренный ученик, как Михаил Сабинин, не смог выдержать выпускных экзаменов в гимназии. Скорее, разгадка этого феномена кроется не в недостаточных знаниях, что маловероятно, а в прямом и неуступчивом характере самого Сабинина - по всей вероятности, критиковавшего руководство гимназии.

Сабинин продолжил учебу в Петербургской духовной академии. Однако он не имел права получить диплом без документации об окончании гимназического курса. Бюрократические законы не давали ему права одновременно сдавать выпускные экзамены и гимназии, и Академии. В благоприятную сторону вопрос разрешился только лишь после непосредственного вмешательства Петербургского митрополита Исидора (Никольского), бывшего экзарха Грузии, близко знакомого с талантами молодого ученого и покровительствовавшего ему. Получив возможность сдать все экзамены, Сабинин представил на соискание степени кандидата богословских наук свой труд «История Грузинской Церкви с древнейших времен до VI века» и успешно защитил его в 1874 году.

Согласно предположениям некоторых биографов Сабинина, в последний год учебы он принял постриг с именем Гоброн - в честь великомученика X века Михаила-Гоброна, замученного арабами.

Во время учебы в Петербурге Сабинин вошел в круги грузинской петербургской диаспоры, близко сойдясь с такими известными грузинскими деятелями, как представитель царского рода царевич Иоанн Багратиони, лексикограф Давид Чубинашвили и др. В этот же период им был издан собственный перевод на русский язык житий грузинских святых, вышедший в 1871-73 годах в трех томах и до настоящего времени остающийся одним из наиболее известных и популярных трудов о грузинских святых на русском языке.

К «петербургскому» периоду его жизни относятся также работа над переводом полемического трактата святого Арсения Сапарского (X-XI века) «О разрыве Картли с Арменией» (издан в журнале «Домашняя беседа» за 1874 год, № 17), издание в 1882 году на грузинском языке капитального труда «Рай Грузинской Церкви», до сих пор не потерявшего своей актуальности, где были представлены агиографии пятидесяти грузинских святых. Книга была блестяще проиллюстрирована литографическими изображениями, общая схема и первичная обработка которых принадлежат автору.

Однако некоторые представители русского и грузинского духовенства обструкцировали «Рай Грузинской Церкви». В личном письме своему другу, историку Захарии Чичинадзе, Сабинин с горечью писал, что «грузины сомневаются в его искренности, а русские считают его предателем, хотя он не сделал зла ни одному из народов».

В 1883 году в Петербурге М. Сабинин и В. Мачабели организовали для грузинских студентов театральное представление на исторические темы, а доходы распределялись среди неимущих студентов. Возвратившись на Родину, Сабинин счел своим долгом вплотную заняться делом благоустройства самых почитаемых святых мест Грузии. Собранные им пожертвования со всей России позволили в 1888 году восстановить обитель Бодбе, где был возобновлен женский монастырь, а также устроено мраморное надгробие над гробницей святой равноапостольной Нины. По его заказу и эскизу была написана икона святого Або Тбилисского, установленная в устроенной в одноименной скале подле Метехи часовне. Также стараниями Сабинина была перестроена гробница святого Шио Мгвимского в монастыре Шио-Мгвиме близ Мцхета, обновлен иконостас монастыря Зедазени. Интересно отметить, что колокол для этого монастыря был выслан по просьбе Сабинина святым Иоанном Кронштадтским.

Но особое попечение проявлял Михаил о Давид-Гареджийской лавре, для которой выписал из Москвы и Петербурга дубовые иконостасы, мраморные трапезы, золототканые покрывала и облачения, бронзовые паникадила, драгоценные предметы церковной утвари и др. Средства, по его же собственному признанию в письме епископу Александру (Окропиридзе), Сабинин собрал у «зажиточных людей по всей России» (например, он приводит имя одного из меценатов - московский купец 3-й гильдии Байков), которым испрашивал у епископа возможности выслать в знак признательности и отличия, награду грузинской Церкви крест святой Нины. Однако, судя по всему, его просьба так и не была выполнена.

До наших дней дошел сильно поврежденный надгробный мраморный камень с гробницы святого Давида Гареджийского. Камень хранится в Армазском филиале Государственного исторического музея Грузии и содержит надпись на грузинском языке заглавным письмом: «Завидуем тебе, достойный отец Давид, и воздаем дань святой памяти (твоей)! Предводитель монахов, с ангелами пребывающий, помилуй Сабинина в ссылке! (1893)» (перевод – В. К.). Дважды, в 1890 и 1898 годах, по представлению Экзархов Грузии Владимира и Флавиана, считавших его «ненадежным элементом», Сабинина высылали из Грузии. Однако и в ссылке он не забросил своих занятий.

Особо следует отметить заслугу Михаила Сабинина перед Грузинской Церковью - разработку сюжета и, видимо, создание черновика иконы «Слава Грузинской Православной Церкви». Икона была отпечатана типографским способом в 1889 году в Лейпциге, в 1895 году - в Берлине, и быстро разошлась по всей Российской империи. Икона была создана на основе уже имеющейся в Патриаршем храме Светицховели во Мцхета иконы, но усовершенствована и дополнена деталями. В центре композиции расположен Животворящий Столп, поддерживаемый в воздухе Ангелом. Непосредственно над Столпом расположена фигура благословляющего Христа, по правую сторону от Которого стоят Богоматерь и св. вмч. Георгий Победоносец, а по левую - свв. апп. Андрей Первозванный и Матфий. По обе стороны от Столпа - грузинские святые, под ним, в корнях срубленного дерева лежит святая Сидония с Хитоном Господним. Известный современный духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин), служащий в русской Александро-Невской церкви в Тбилиси, сравнивает значение этой иконы с такими ключевыми событиями истории Грузинской Церкви и Грузии, как основание Патриаршего собора Светицховели во Мцхета и создание рукописного свода грузинских летописей «Картлис Цховреба» (Житие Картли).

В 80-е годы XIX века Сабинин был избран попечителем грузинского монастыря Ивирон на Афоне. В 1897 году, как сообщали газеты того времени, Сабинин намеревался издать на французском языке «Историю Грузинской Церкви», однако неизвестно, было ли осуществлено это намерение.

Но жизнь этого неутомимого деятеля на пользу Грузинской Церкви была омрачена нескончаемыми гонениями и клеветами. Его обвиняли в стяжательстве, присвоении грузинских церковных рукописей и ценностей и так далее. Его обличали как отдельные церковные деятели (например, протоиерей Давид Гамбашидзе, издатель церковного журнала «Пастырь»), так и официальные представители Экзархата. Однако на протяжении всей своей жизни Сабинин пользовался нескончаемым доверием и поддержкой епископа Кириона (Садзаглишвили), в будущем Католикоса-Патриарха всея Грузии (прославлен в лике святых в 2002 г.), и протоиерея (позже епископа) Петра (Кончошвили) - авторитетнейших и честнейших грузинских церковных деятелей.

В 1898 году Сабинин был выслан из Грузии без права возвращения. Ему было предъявлено обвинение «в неблагонадежности и неподчинении духовным и гражданским властям». Последние годы жизни он провел в Петербурге и Москве. Глубоко измученный и оскорбленный, свои невзгоды он излагал в маргинальных надписях в грузинских рукописях. В одной такой приписке на полях Псалтыри 1828 года (ныне хранится в Рукописном отделе Российской государственной библиотеки), Сабинин жалуется на то, что сильно болен, совершенно одинок и измучен кознями противников.

Сабинин скончался в Москве 10 мая 1900 года от воспаления легких и был погребен в Свято-Даниловом монастыре. Последнее желание - быть похороненным в земле Давид-Гареджийской лавры - так и не было исполнено. Ныне место его могилы утеряно.

Равным образом навестили ее многие как из простого народа, так и из знатных людей. Все просили ее быть ходатаицей о них пред Господом Иисусом Христом, все умоляли мученицу дозволить снять с ног ее цепи и просили взять их себе на благословение, на память. Святая отвечала им, что она не считает себя достойной такой чести, но наконец согласилась, и один из священников исполнил желание просящих. Св. Шушаника говорила посетителям своим: «Бог да обогатит всеми благами сочувствующих мне в скорбях и страданиях моих. Я иду в вечность и надеюсь, что даст мне Господь за скорби радость, за поношение и уничижение - славу и честь на небесах».

Таким образом народ простился с царицей. Между тем, приспел и желанный для св. Шушаники час. Она пригласила к себе епископа Фотия, приобщившись Св. Тайн, благодарила его. как отца и покровителя, просила его молиться за нее, грешную, и заповедала кости свои предать погребению в церкви. Потом сказала: «Слава Тебе, Господи Боже наш, что даровал мне упокоение в Тебе», - и с миром уснула навеки, предав святую спою душу в руце Божии. Епископ Иоанн тотчас же омыл святые мощи ее, обвил их саваном и затем с помощью других христиан, с пением и возжженными свечами, с курением фимиама перенес из темницы в назначенную мученицей церковь. Там тело святой с честью предано было земле. Народ, провожавший святые мощи мученицы, прсг. гл нею ночь в бдении, воспевая и хваля Триипостасного Бога, Который дает силу и крепость тем, кто искренно прославляет Его неисповедимое величие.

Кончина св. мученицы благоверной царицы Шушаники последовала 17 октября. Царь Иверский, благочестивый Вахтанг Гург-Аслан двинулся с войском против убийцы христолюбивой Шушаники и, сразившись с ним, взял его в плен и повесил. Так злою смертью погиб ненавидевший Христа царь Васкен. Тело же мученицы царь Иверский с великим торжеством перевез в Цортаг и предал земле в храме, нарочно выстроенном для ее св. мощей. В 586 г., через сто двадцать лет после смерти святой, армяне отделились от Православной Церкви, и Цортагский храм перешел в руки Армянского епископа. В это время католикос Симеон, или Кирион, из боязни, чтобы армяне не завладели сокровищем Иверской Церкви, перенес мощи мученицы в г. Тифлис и положил их в приделе Метехской церкви, с южной стороны алтаря. Празднование памяти св. Шушаники по неизвестной причине перенесено с 17 октября на 28 августа (*3). Вероятно, в этот день были перенесены ее св. мощи. Слава Богу Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков.

Смотрите также другую книгу Якоба Цултавели - «Мученичество Святой Царицы Шушаник»

МОЛИТВА СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЕ ЦАРИЦЕ ШУШАНИКЕ

О, нерушимая стено Иверския Церкве, мученице Христова непобедимая, Шушанико! Сохрани ны, ко святей раце мощей твоих притекающия, прося нам от всех недугов, душевных и телесных, избавления. Припадаем к тебе, о царственная страстотерпице славная, призри на нас, яко мати предобрая, буди нам крепкая защитница в день испытания, егда предстанем пред Судиею живых и мертвых. И приими от бренных устен наших, яко кадило благовонное, малое сие похваление: Радуйся, Христом избранная царственная дево, радуйся, яко от вражиих козней и коварства свыше ограждена была еси. Радуйся, веры стено твёрдая и несокрушимая; радуйся, от Господа Христа венец мученический приявшая. Радуйся, сожительнице Ангелов; радуйся, скорая ходатаице у престола Божия за Церкве Иверския чада. Радуйся, жемчуже небесный, град Тифлис украшающий; радуйся, цвете приятный вертограда Христова, Духа Святаго благодатию чад твоих облагоухающий; радуйся, двора Христова украшение светлое; радуйся, души моея отчаянныя утешение. Радуйся, Шушанико, скорая помощнице и великая заступнице!

Страдание и Подвиги Святых Славных Мучеников Давида И Константина, Князей Аргветских

По смерти великого царя Иверского Вахтанга Горгаслана, в 610 году по Рождестве Христовом, в царствование благочестивого царя Греческого Ираклия, персидский шах Хозрой пошел войной на Греческую империю. Он завоевал Сирию и Палестину и овладел городом Иерусалимом, в главном храме которого находилось Древо Честного, Славного и Животворящего Креста. Вместе с другими сокровищами разоренного храма завоеватель взял и Божественный Крест Христов. Святой город был тогда совершенно опустошен, большая часть его жителей погибла от меча неприятелей. Священники, диаконы и монахи были замучены, остальные подверглись унизительному пленению, в том числе и святейший патриарх Захария. По возвращении в Персию, Животворящее Древо шах приказал поставить в царскую сокровищницу. От Креста Христова совершались бесчисленные чудеса и знамения, и персы говорили о нем, что они пленили Бога, Которого чтут христиане. Тяжело было благочестивому греческому императору Ираклию лишиться Животворящего Древа. Посему он, собрав огромное войско, пошел войной на персов в 622 г., сначала вступил в Албанию в 623 г., где и перезимовал со своим войском. Потом, заключив союз с ханом Кипчакским, просил у него помощи. Хан дал ему огромное войско, с которым император и потел против персов в 624 г. (*2). Он взял в плен Хозроя и умертвил его, подчинил своей власти всю землю персидскую и возвратил Животворящее Древо назад в Иерусалим в 629 г. Часть Креста отвезена была в г, Константинополь. Сам патриарх возвращен был из плена и возведен опять на иерусалимский патриарший престол. Когда император возвращался из Персии, вышел ему навстречу Магомет и поднес множество даров, потому что в это время был богат и уже владел аравитянами, Он просил у Ираклия позволения кочевать в пределах его царства, смежного с владениями Магомета, ему было позволено кочевать в Аравии, близ Синайской горы. Император возвратился в Константинополь, и в царстве настала совершенная тишина; враги империи были усмирены. Через некоторое время, когда Ираклий был убит, еретики начали вступать на императорский и патриарший престолы, будучи недостойны их. Иконоборцы терзали Церковь Христову, как говорит об этом святой Максим Исповедник. Внутренние раздоры, ослаблявшие империю, способствовали усилению Магомета, который завладел уже всей Аравией и покорил Египет и Палестину. Почти в это же время святой Иоанн Милостивый возвратился на свою родину, Кипр, и там преставился. По смерти Магомета, в 623 г., управление его владениями перешло к племяннику его, беззаконному Мурвану Глухому (*3). Собрав огромное войско, Мурван пошел воиной на христиан, сделался бичом Божиим, разорял области как Греческого, так и Армянского царства. Он дошел до Черного моря, грабя и покоряя все государства, расположенные на его пути. Как темная туча, его войско покрыло Северные страны, т. е. земли Кавказские. Прибыв в Самцхе, он остановился в стране Одзархийской, где в древности был замечательный город, название которого осталось неизвестным. Но не довольствуясь покорением Самцхе, Мурван прошел через область Сачхейдзо, покорил ее и напал на область Аргветскую, Здесь в это время управляли делами страны два родных брата Давид и Константин, о которых теперь будет идти речь. Святые Давид н Константин, грузины княжеского рода, были наследственными управителями Аргветской страны, Просвещенные св. Крещением, они всю жизнь свою строго держались православного учения Апостольской Церкви и, по обычаю того благочестивого времени, от юности прилежали к изучению Св. Писания. Девственные душой и телом братья были искусными и неустрашимыми военачальниками на поле брани. Давид был старше Константина, мужественен и красив, у него были русые волосы, довольно густая борода. У Константина было также красивое лицо и русые волосы, но бороды еще не было, потому что он был молод. Оба брата были исполнены благодати Св. Духа. Услышав, что беззаконный Мурван из Самцхе пришел в их владения, святые собрали все свое войско и убеждали его безбоязненно встретить врагов христианства. Сами же они проводили целые ночи в молитве, возлагая свое упование на помощь Божию. Воспевая псалмы Давида и молитвенно взывая ко Господу Иисусу, христиане храбро встретили устремившееся на них с дикой яростью передовое войско Мурвана и разбили его. Пристыженные магометане возвратились к своему повелителю и доложили ему, что были побеждены поклонниками Животворящего Древа. Мурван весьма разгневался. От неслыханной дотоле для него вести он ударил себя в щеку, воскликнув: «Что это за люди, которые осмелились противиться воле великого Магомета, дяди моего, и дерзнули воевать со мною?!» Вслед за этим он с яростным криком отдал повеление своим воинам немедленно снова напасть на страну, из которой они были изгнаны, и во что бы то ни стало покорить ее. Исполняя приказание халифа, войско ворвалось в страну Аргветскую. Жители, не ожидавшие столь скорого нападения неприятелей, принуждены были спасаться бегством, но многие не успели скрыться и были захвачены в плен. В числе пленных представлены были Мурвану и святые князья. Увидев царственных пленников, беззаконник воздал хвалу дяде своему, богопротивному Магомету, и, воссев на своем престоле, с усмешкой обратился к ним. и сказал: «Кто вы такие, поклонники камня и дерева? Как вы смели стать против меня?! Разве вы не знали, что я племянник великого пророка Магомета, закону которого следует вся Аравия и Персия? Я собственной силой подчинил себе все страны от западного моря до востока!» Св. мученики на это кротко отвечали: «Смех твой над нами и твоя гордость кажутся нам тщетными и суетными. Жизнь твоя временна и слава твоя скоротечна, они будут рассеяны ветром. Не потому тебе давались победы, что ты достоин этого, но поскольку Бог захотел покарать нас за наши грехи. Ибо мы преступили заповеди Его, и Им определено было, чтобы ты владел нами и мы были наказаны твоей беззаконной и нечестивой рукой. Твой же дядя, которым ты хвалишься (напрасны надежды твои на него!), как нам известно, был лжец и обманщик, губитель всего твоего племени». Когда халиф услышал этот ответ, то пришел в необычайную ярость и повелел бить братьев по лицу и беспощадно побивать их палками. Воины, исполняя приказание тирана, секли святых палками без всякой пощады. Давид же и Константин, терпя мучения, призывали на помощь Господа и благодарили Его за то, что Он дал им силу вынести ужасные страдания. Во время истязаний тиран упрекал их, говоря: «Безумные! Сначала вы разбили мое передовое войско, а теперь осмеливаетесь без стыда порицать славного и великоименитого Магомета; дядю моего, пред которым преклоняется вся Аравия и Персия!» После этого пришло ему на мысль обратить их в мусульманство, и он начал лестью склонять их к этому: «Слышал я от моих военачальников, - говорил он Давиду, - что ты разумный правитель сей страны и искусный полководец. Теперь послушай совета моего: оставь напрасное и бессмысленное твое мудрствование и последуй закону Магомета, дяди моего. За это я тебя поставлю начальником Персии. А тебе, Константин, - сказал он, обращаясь к младшему брату, - окажу большую честь, ты будешь всегда находиться при мне во время восседания моего на престоле. Ты будешь жить в моем дворце, ликовать и наслаждаться многочисленными благами вместе с моими вельможами». Когда Мурван кончил говорить, си. Давид, осенив себя крестным знамением, отвечал: «Не будет этого вовек, злой тиран, чтобы мы оставили свет истины и последовали адскому и льстивому совету твоему! Бог призвал нас к Своему свету, Он Соприсносущного Сына Своего послал на землю для спасения нашего. Сын, приняв плоть и оставшись вместе с тем неизменен Божеством, исполнил все. что было от века предсказано о Нем, т. е. умер на Кресте, был погребен и в третий день воскрес, вознесся спять к Отцу Своему и приидет снова с великой славой судить живых и мертвых. Он послал Своих учеников по всей вселенной проповедовать Божественное учение, дабы спасти людей от работы вражией. К нам были присланы двое из ближайших учеников Его, великий Андрей и славный Симон Кананит. Они проповедовали в нашем отечестве пришествие Христово, и все, вняв их благовествованию, перестали поклоняться идолам и сделались верными Христу Богу. Мы, просвещенные св. Крещением, всегда будем следовать закону Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, а не какому-нибудь новоизмышленному закону. Мы готовы за имя Его принять все: избиения, всякого рода мучения, огонь, воду, меч, и, наконец, самую смерть! Это наша истинная христианская вера, которую мы исповедуем и от которой не отречемся вовеки». На это тиран сказал им: «Пусть услышат стоящие здесь персы и аравитяне, как я вам давал совет и научал доброму, а ты, - сказал он, обращаясь к св. Давиду, - смеешь так грубо отвечать мне! За это ты достоин казни, потому что слова твои исполнены безумия и непокорности. В Коране нашем написано, что Исо, Который и есть Христос, был пророком и праведным сыном некоей Марии, но назвал Себя Сыном Божиим, почему и убили Его иудеи, распяв на Древе. Вы же осмеливаетесь произносить хульные слова на великого Магомета, который выше Исо (Иисуса), и порицаете его по безумию вашему. Он нею Персию и Аравию обратил от поклонения огню и привел к единобожию». На это св. Давид отвечал: «В вашем же Коране, которого вы держитесь, сказано, что, когда совратитесь, тогда будете научены Евангелием Христовым, книгою Иисуса, которую Он дал Своим апостолам. Но Али, ревностный ученик Магомета, написал вам совсем другое, потому что не знаете вы ни Писания, ни силы Божией. Хотя Магомет и отвратил вас от служения огню, но не привел к истинному богопознанию, и поэтому не мог дать вам спасения. Он подобен кораблю, который хотя и не потонул в средине моря, однако вблизи берега погрузился в волны морские. Какая польза в корабле, который не смог достичь берега? Что случилось с ним, то сделалось и с вами. Вы не знаете и не хотите знать Истинного Сына Божия, о Котором предвозвещали пророки еще до пришествия Его, о Котором получили обетования патриархи. Его-то вы и не познали. Магомет как себя, так и всех вас ввел в страшное, погибельное заблуждение». Тиран спросил его: «Кто научил тебя, недостойный жизни, нашим книгам?» Св. Давид отвечал ему «Книги ваши совершенно бесполезны для нас, но я сказал это. желая обличить тебя!» Потом Мурван обратился к св. Константину и сказал ему; «А ты что скажешь о себе, юноша? Послушаешься ли моего приказания или нет?» Св. Константин своими словами посрамил тирана; «Не будет никогда того, чтобы я исполнил твое беззаконное повеление, - сказал он, - но, как старший брат мой Давид свидетельствовал тебе обо всем, так и я исповедую Ибо мы одному закону и одной вере научены - вере в Истинного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, и за нее я готов умереть». Тогда разгневанный Мурван, призвав своих злых палачей («палочников»), поручил им св. мучеников. Он приказал в продолжение десяти дней не давать им ничего ни есть, ни пить и во все это время мучить их без всякой пощады, чтобы, ослабев от многих страданий, они решились принять закон Магометов. Палачи, исполняя повеление властителя, отвели братьев в темницу. Там святые, вооружившись молитвою и терпением, доблестно переносили голод, жажду и всякого рода мучения. Рука Всесильного подкрепляла страдальцев за имя Его. Когда миновал назначенный срок, Мурван Глухой созвал своих законников, волхвов и чародеев персидских и послал их к святым, чтобы лестью и лукавством обратить Давида и Константина в магометанскую веру. Когда посланные пришли в темницу, то нашли св. князей истощенными от голода и мук, перенесенных ими во время заключения. Посланные, притворяясь, что сострадают узникам, начали бранить мучителей, говоря: «Бесчеловечные люди! Как вы осмеливаетесь наносить такие раны этим невинным страдальцам? Разве вы не знаете, что мужи эти - славные, знаменитые и храбрые военачальники? Разве вам не известно, что великий государь Мурван хочет помиловать их и вознаградить?» Потом, обратясь к святым, они лукаво сказали им: «Обладатель всей Персии и Аравии Мурван послал нас к вам, и мы думаем, что вы. по благоразумию вашему, после таких мучений изберете лучшее вместо худшего. И потому теперь скажите надлежащие слова и не раздражайте государя, не губите вашей цветущей юности ради одного осужденного на тяжкие мучения и убиенного Человека. Послушайтесь доброго совета нашего, покоритесь закону великого пророка Магомета, и вы всегда с нами будете наслаждаться счастьем. Жалеем мы юность вашу и уважаем доблесть вашу. и потому советуем вам исполнить желание государя, Который дал вам довольно времени для размышления. Примите княжескую одежду и драгоценные подарки, которыми царь награждает нас в уверенности, что вы согласитесь принять закон Магометов». Такой лестью старались они отвратить святых братьев от христианской веры. Выслушав их, непобедимые мученики сказали: «Неразумные посланники лукавого Мурвана! Не прельстят нас безумные слова ваши. Передайте хитрому нечестивцу, что мы остаемся в истинном исповедании нашем, что ни слава человеческая, ни болезнь, ни муки, ни даже горькая смерть не могут отлучить нас от любви и веры Христовой. Мы готовы на все. слава и честь, вами обещанные, ненавистны и гнусны нам, упование наше - Господь Иисус Христос, за Него мы умрем». Посрамленные отказом святых, посланники передали их слова Мурвану, присовокупив, что нет никакой надежды отвратить этих людей от христианства, что они не боятся ни мучений, ни смерти и тверды в своей вере. Услышав это, беззаконный Мурван исполнился великой ярости и приказал палачам, повесив братьев головой вниз, немилосердно бить их палками и после таких ужасных истязаний привесить на шею святым большие камни, связать им руки и ноги и бросить в реку. Все это было в точности исполнено. Давида и Константина отпели на берег роки, на то место, где находился храм святых мучеников Космы и Дамиана. Их раздели и, повесив головами вниз, беспощадно били палками. Потом сняли их, завязали им руки и ноги, притащили огромные камни и повесили им на шею. Мученики попросили палачей дать им немного времени для молитвы. Однако от тяжести привязанных камней они не могли ни возвести очей на небо. ни приклонить колен и только взывали к Богу с сокрушенным сердцем и умиленной душой, произнося; «Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий! Как Ты внимал прежде молениям нашим и удостоил нас пострадать за великое и святое имя Твое, так и ныне услыши молитвы рабов Твоих. Ты ведаешь, что мы сохранили нашу плоть в чистоте и целомудрии. Сохрани же тела наши и по смерти нетленными, чтобы через них прославилось Твое всесвятое имя, чтобы они исцеляли от всяких болезней и немощей. Даруй, Боже. тем, которые будут призывать нас в своих молитвах, милость Твою и отпущение грехов». Потом, осенив себя крестным знамением, сказали: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, в руце Твои предаем души наши. Аминь». Когда братья кончили говорить, раздался голос с неба, возвестивший им, что их прошения будут исполнены. Услышав это, мучители ужаснулись и, бросив святых мучеников в глубину реки, обратились в бегство. Так приняли смерть за веру Христову непобедимые мученики. В ту ночь, когда преданы были казни Давид и Константин, произошло великое и преславное чудо: над рекой появились три светлых столпа, освещавших окрестности. Связанные руки и ноги мучеников разрешились, и камни, привязанные к их шеям, спали. Поэтому тела святых всплыли на поверхность воды и сияли, как утренняя звезда. По Промыслу Божию двоим из числа людей, взятых в плен вместе с князьями, удалось бежать на темницы. Чтобы не попасть снова в руки магометан, они переоделись в аравитянские одежды и скрывались в лесах и горных ущельях. Им известно было о страданиях мучеников и о их кончине. Когда они увидели знамение Божие над рекой, т. е. три светлых столпа, воссиявших среди темной ночи, то сразу поняли причину этого чудесного явления и возрадовались духом. Подойдя к реке, они увидели тела мучеников, плывущие по поверхности воды, и весьма удивились этому. В то же время двое других княжеских слуг, которые также скрывались в лесах, заметив светлые столпы, захотели посмотреть на них вблизи. Подходя к реке, они увидели своих соотечественников в агарянской одежде, которые пришли раньше, и, думая, что это действительно аравитяне, испугались и пустились бежать. Мнимые аравитяне закричали им: «Мы не враги, а соплеменники ваши! Подойдите ближе и посмотрите на господ наших Давида и Константина, которые пострадали за Христа Бога, и мы расскажем вам обо всем происшедшем». Услыхав родную речь. бежавшие возвратились и безбоязненно подошли к реке. Соотечественники узнали друг друга и поцеловались по-братски. Переодетые в агарянскую одежду рассказали обо всем случившемся с мучениками. Когда же все четверо стали советоваться между собой о том, что им делать с телами святых братьев, то услышали голос, исходивший из светлых столпов. Голос этот повелевал им поднять тела святых, нести на восточную сторону, через лес, и, где настигнет их утро, там и оставить мощи. Пока звучал этот голос, тела, как бы кем-то несомые, подплывали к берегу и наконец оказались совсем рядом с ним. Увидев это, мучениколюбцы прославили Бога, благоговейно подошли к святым мощам и, вынув их из воды, со слезами и страхом облобызали. Потом понесли их в ту сторону, которая была указана свыше. При появлении утренней зари несущие оказались на вершине горы, именуемой Цхал-Цители, на которой была расположена часть города Кутаиса, разрушенного и сожженного окаянным Мурваном. В этом городе при одной разрушенной церкви нашлась катакомба (или погребальная пещера), где никто еще не был похоронен. В этой пещере и положили святые мощи. Там они оставались неоткрытыми и никому не явленными до великого царя Баграта IV Багратиона (1027–1072 г.г.) (*4). Этот царь, найдя такое бесценное сокровище, возобновил храм и устроил при нем обитель. Когда он привел все в порядок, тогда с великой честью перенес в новую церковь мощи святых мучеников и положил их в сделанной для них раке. Мощи святых Давида и Константина, как братья просили того у Господа, остались нетленными и подают исцеления прибегающим к ним с верой и любовью. Страдание сих угодников Божиих последовало в лето от сотворения мира 6249, от Рождества же Христова в 741, в последнем году царствования греческого императора Льва Исаврянина, при правителях Иверских Иоанне и Джваншере.