На какие вопросы отвечает обстоятельство? Обстоятельство. Основные виды обстоятельств

Что мы знаем о таком второстепенном члене предложения как обстоятельство? По сути, совсем немного, лишь стандартный набор информации, которую нам на блюдечке преподносят учителя. Но даже в таком состоянии мы не можем понять тему в полной мере, потому что относимся к данному члену предложения крайне пренебрежительно. Но что случится, если мы попробуем выкинуть обстоятельство из нашего языка, искореним из обихода? Что тогда?

Возможно, вам покажется это смешным и абсурдным, но вы только представьте эту картину: наша речь упростится, потеряет свой колорит, обеднеет, станет сухой, скупой и односложной. Без обстоятельств, как и без любого второстепенного члена предложения, мы не сможем в полной мере рассказать о своих чувствах и мыслях, не сможем правильно и корректно донести до других ту или иную информацию. Такая перспектива не кажется оптимистичной и радужной, не так ли? Поэтому важно ценить наш язык, оберегать его, не забывать, на первый взгляд, о таких ненужных и сложных второстепенных членах предложения. Не поленитесь и попытайтесь хотя бы понять значение и виды обстоятельств. Таблица и указанные ниже материалы помогут вам в изучении.

Обстоятельство: что же это такое?

Для начала, чтобы вникнуть в суть темы, стоит обратить внимание на основополагающие аспекты, на значение и понятие самого обстоятельства. Если мы обратимся к курсу русского языка, то легко сможем вспомнить о том, что обстоятельство - это второстепенный член предложения, относящийся к сказуемому и обозначающий признак действия.

Обстоятельство в предложении

Существует несколько способов выражения обстоятельств. В большинстве своем, мы встречаем данный член предложения, выраженный наречиями или существительными в косвенном падеже. Однако это далеко не все. Кроме выше сказанного, обстоятельство может быть представлено в виде деепричастия, инфинитива, сравнительного оборота, словосочетания или даже фразеологического оборота. При разборе на члены предложения обстоятельства обозначаются пунктиром с точками.

Понятие и основная информация в таблице

Довольно интересно, что существует множество обстоятельств, разнообразных по своему значению. К сожалению или, быть может, к счастью, в школьном курсе изучаются всего лишь 8 видов обстоятельств.

Обстоятельства Что означают? На какие вопросы отвечают?

Образа действия

и степени

Качество действия и способ его совершения Как? Каким образом? В какой степени?
Времени Время действия Когда? С каких пор? Как долго?
Места Место действия, его путь Где? Куда? Откуда?
Сравнения Сравнение Как? Подобно чему?
Цели Цель совершения действия Зачем? С какой целью? Для чего?
Причины Причину совершения действия, повод Почему? Отчего? По какой причине?
Условия Условие, при котором это действие будет совершаться При каком условии?
Уступки Условие вопреки препятствиям Вопреки чему? Несмотря на что?

В данной таблице представлены основные виды и вопросы обстоятельства. При более глубоком исследовании вы узнаете, что их классификаций гораздо больше. Упорядоченные и рассортированные виды обстоятельств в таблице - это прекрасный способ изучения, потому что вам больше не нужно собирать информацию по кусочкам: все доступно в одном месте.

Примеры

Невозможно разобраться в данной теме, выучив лишь виды обстоятельств в таблице. При этом важно обращаться и к примерам, простые, наглядные и понятные, они представлены ниже.

Обстоятельства образа действия и степени:

1. Кондуктор (как? ) громко объявил нужную остановку.

2. Друзья шли, (как? ) медленно передвигая ноги.

Кроме того, существует другая разновидность обстоятельства образа действия - обстоятельство степени, например:

1. Он ударил кулаком (в какой степени? ) очень сильно .

2. Количество игроков в теннис увеличилось (во сколько раз? в какой степени? ) втрое .

Обстоятельства места:

1. Преступники выскочили (откуда? ) из-за угла .

2. (Где? ) Везде был слышен этот странный звон.

Обстоятельства времени:

1. (Когда? ) Вчера Аркадий приехал к бабушке в деревню.

2. (Когда? ) Уезжая из этого места , он пообещал вернуться.

3. Мы пробыли на берегу моря (как долго? ) целый день .

Обстоятельства уступки:

1. (Несмотря на что? ) Несмотря на ненастную погоду , мы отправились в путь.

2. (Вопреки чему? ) Вопреки всем ожиданиям , спортсмен хорошо выступил на соревнованиях.

3. (Вопреки чему? ) Вопреки предубеждениям , он оказался хорошим и порядочным человеком.

Обстоятельства причины:

1. (По какой причине? ) Из-за сильного недомогания я пропустил встречу.

2. Нам пришлось пропустить эту встречу (по какой причине? ) из-за плохой погоды .

Обстоятельства цели:

1. Он донес сумку, (зачем? ) желая помочь .

2. Игорь забрал игрушку (зачем? ) назло брату .

Обстоятельства условия:

1. На улицу не выйти (при каком условии? ) при сильном дожде .

2. Нужно звонить пожарным (при каком условии? ) в случае возникновения возгорания .

Обстоятельства сравнения:

1. Её зеленые глаза сверкали, (как? ) словно изумруды .

2. Песок в лучах солнца сверкал, (как? ) будто золото .

Значение обстоятельства

Изучая основные виды обстоятельств в 8 классе, мы не придаем им большого значения, хотя это чрезвычайно важно. Как и говорилось в самом начале, обстоятельства играют небезынтересную и далеко не последнюю роль в русском языке. Таким образом, в данной статье мы разобрались в этом, узнали о вопросах обстоятельства и его видах, поняли всю значимость и многогранность данного члена предложения, почерпнули нечто новое и интересное.

Не стоит зазубривать таблицу видов обстоятельств наизусть, потому что грань между их значениями очень тонка. При такой форме изучения вы можете легко ошибиться. Дабы улучшить и усовершенствовать ваши знания, постарайтесь вникнуть в смысл вопросов и понять их.

Русский язык - сложный предмет. Ведь в нем существуют не только части речи со своими принципами написания, но и члены предложений. Если главные члены - подлежащее и сказуемое - даются детям легко, то со второстепенными возникает немало проблем. Особенно это касается обстоятельств, которые нередко путают с дополнениями. Попробуем разобраться с этим вопросом.

Общие сведения

Обстоятельства в предложении - важный член, который позволяет сохранять колорит нашей речи и обогащает ее. Попробуйте убрать его из любого предложения и убедитесь в этом сами. Например:

  1. Он ударил по столу кулаком. 2. Он ударил по столу кулаком со всей силой.

В первом предложении недостаточно экспрессии, нам не понять, как действовал человек. Второе предложение, благодаря введенному словосочетанию «со всей силой», показывает уже состояние действующего лица.

Давайте теперь выясним, что такое обстоятельство в русском языке . Начнем рассуждения с правила .

Итак, обстоятельством по определению в русском языке принято называть второстепенные члены предложения, которые связаны со сказуемым и обозначают признак действия. Они отвечают на следующие вопросы: где? куда? откуда? как? зачем? и почему? Подчеркиваются обстоятельства пунктирной линией с точками.

Ученикам нужно также знать, чем выражено обстоятельство . Знакомство с данным членом начинается в 4 классе по любой программе, но ученики получают общие сведения. Начиная с 5 класса, информация расширится после изучения новых частей речи, знакомства с устойчивыми словосочетаниями.

Дети должны понимать, что выражаться обстоятельства могут:

Виды обстоятельств

Нередко детям дается задание охарактеризовать виды обстоятельств. Это не совсем легкий вопрос, потому что нужно иметь большой багаж знаний. Помощь в выполнении задания оказывают таблицы , имеющиеся в каждом учебнике русского языка. Нужно только умело ими пользоваться.

Итак, давайте разберемся с видами обстоятельств в русском языке. Всего их насчитывается восемь.

Место и время

Этот разряд обстоятельств указывает на место, где происходит действие. Чаще всего к второстепенному члену задают вопросы: где? куда? откуда? Выражаются они наречием или существительными с предлогами или без них. Например. (Где) Кругом, куда ни глянь, синело море.

Нередко обстоятельство обозначает время действия . К слову можно задать вопросы:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • на какое время? и так далее.

В этом случае члены предложения выражаются наречием, существительным или деепричастием:

  1. Бабушка (когда?) от восхода солнца до заката хлопотала по дому.
  2. Новую школу в селе Александровка сдали (когда?) в начале 2017 года.
  3. Солнце (в какое время), уходя за горизонт, окрасило небо в багрянец.

Образ действий, мера и степень

Это еще один представитель разряда обстоятельств . Их задача - выражать признак действия определенным образом или в какой-то степени. Вопросы:

  • каким образом?
  • сколько раз?
  • в какой степени?

Они могут выражаться наречиями, существительными в косвенной форме с предлогами или без них, деепричастиями и деепричастными оборотами. Они чаще всего зависят от глагола, но иногда ими управляют наречия, прилагательные, указывающие на степень качества:

Причина и цель

Член предложения, в этом случае может обозначать причину, по которой происходит действие. Он отвечает на вопросы:

  • почему?
  • отчего?
  • по какой причине?

Варианты предложений:

  1. (По какой причине) Из-за аварии на перегоне, поезд застрял в поле на десять часов.
  2. (Почему?) По милости бабушки у Дашутки появились новые друзья.
  3. В саду (Отчего?) от аромата цветов было душно.
  4. Мы выехали из дома рано, (почему?) чтобы успеть до жары.

Наличие такого второстепенного члена предложения указывает на цель действия. Выражаются начальной формой глагола, существительным в косвенном падеже или наречием. Задаваемые вопросы: для чего? с какой целью?

Если член предложения выражен начальной формой глагола, то перед ним можно поставить союз «чтобы». Например: Маргарита зашла в магазин купить хлеб. Зашла (с какой целью?) - купить хлеб. Перефразируем предложение: зашла в магазин, чтобы купить хлеб.

Сравнения

Нередко необходимо сравнить какие-то предметы, более точно назвать основные характеристики. Вот тут и приходят на помощь обстоятельства сравнения. Они отвечают на вопросы существительных. Вопрос ставится один - как? Перед обстоятельством часто стоят слова «словно», «будто».

Например:

  1. Зеленые глаза подружки сияли, (как?) словно изумруды.
  2. Рябь на реке в лучах заходящего солнца переливалась, (как?) будто фольга.

Условия и уступки

Выражается существительным с предлогом или без него, а также деепричастным оборотом. Этот вид обстоятельств в речи употребляют редко, поскольку это книжные обороты. Обозначает условия, при которых действия могут быть совершены, отвечает на вопрос: при каких условиях? Например: В полицию звонят (при каком условии) в случае возникновения опасности для жизни.

Эти второстепенные члены, выражающие уступку, появляются в предложениях, если нужно обозначить явления, которые препятствуют или не соответствуют действию, состоянию, но все равно происходят как бы вопреки происходящему.

К таким членам предложения задают вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Могут выражаться существительными. Обязательное условие - наличие слов-помощников: хотя, несмотря ни на что, вопреки.

Примеры:

  1. Вопреки плохому прогнозу погоды, мы все равно отправились на рыбалку.
  2. Хотя мама меня отругала, я все равно на нее не рассердился.
  3. Несмотря на невыносимые условия содержания, декабристы всегда оставались настоящими людьми.

Специально заучивать таблицу нет нужды. Нужно только понять суть второстепенных членов, их значение, тогда и трудностей с определением видом не будет.

Обстоятельство в русском языке играет важную роль, так как является связывающим и дополняющим Обстоятельства «обладают» широкими возможностями и могут уточнять и дополнять разные действия или признаки.

Обстоятельство: русский язык и иностранные языки.

Итак, какое же место занимают обстоятельства в предложении? Всем известно, что это второстепенные члены. Их задача уточнять что-либо, давать характеристику или просто связывать некоторые части. Обстоятельство в английском языке играет точно такую же роль, только у него есть одно отличие: если в русском языке эти члены предложения могут находиться как в начале, так и в любой другой части предложения, то в английском языке только после подлежащего и сказуемого. Такая строгая форма построения фразы иногда затрудняет перевод. Обстоятельство в русском языке имеет свою структуру, зная которую можно не только без труда узнать разряд, но также и определить тип Итак, ниже будет представлена информация по каждому разряду.

Обстоятельство в русском языке имеет 8 разрядов. Все эти разряды нужно обязательно знать наизусть. Первый разряд - обстоятельства места: они отвечают на вопросы, которые указывают местность или нахождение чего-либо (где?, откуда?, куда?). Например, ветер дул с юга («с юга» - обстоятельство), утром здесь темно («здесь» - обстоятельство). Второй разряд - «временной»: такие обстоятельства поясняют и уточняют временное пространство (когда?/как долго?). Например, вчера был дождь (когда?- «вчера»), он трудился от зари до зари (трудился как долго? - от зари до зари). Третий разряд - обстоятельства причины: чаще всего, эти второстепенные действия отвечают на вопрос почему? Например, было мокро из-за утренней росы (было мокро почему? - из-за утренней росы). Четвертый разряд обстоятельственных второстепенных членов предложения - образ действия/степень. Здесь слова будут отвечать на вопросы как?/в какой мере/степени? Например, нам стало немного грустно (стало грустно в какой степени? - немного), время текло слишком быстро (время текло как? - слишком быстро).

Пятый разряд - сравнительные обстоятельства. Как можно догадаться, здесь все вопросы будут направлены на сравнение - как? Например, он был красив, как будто вышел с обложки журнала. Шестой разряд - обстоятельства уступки. Такой вид, как правило, вызывают большие проблемы у школьников, однако в нем нет ничего страшного. Уступка - это вопрос «несмотря на что?». Например, на улице было очень тепло, несмотря на вчерашнюю метель (на улице было тепло несмотря на что? - на вчерашнюю метель). Седьмой разряд - цель. Обстоятельства в русском языке имеющие вопросы цели, являются одним из сложноузнаваемых разрядов. Например, я спустился на первый этаж узнать расписание (я спустился я зачем? - узнать расписание).Последний разряд - условие. Вопросы: при каком условии? Например, на улице чисто при отсутствии дождя (на улице чисто при каком условии? - при отсутствии дождя).

Обстоятельство в русском языке помогает делать нашу речь более яркой и насыщенной. Поэтому нужно уметь правильно согласовать слова в предложении. Именно для этого следует знать разряды обстоятельств.

Согласование - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок).
Управление - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством , находиться при сторожке).
Примыкание - такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти).
Таким образом, грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога; неизменяемые слова связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу, т. е. грамматическая связь определяется морфологическими особенностями тех частей речи, из которых словосочетание состоит.
Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободных легко выделить главное и зависимое слова, они имеют единое значение: тенистый сад - предмет и его признак . Несвободные словосочетания не делятся на части: детский сад - значение предмета, а не предмета и его признака. Несвободные словосочетания сходны со словом, в предложении бывают одним членом предложения.
Словосочетание служит для того, чтобы называть (более точно, чем слово) предметы, их действия и признаки. Конкретизируя значение слова, словосочетание сужает его. Например, слово дом по значению шире, чем словосочетание кирпичный дом, а словосочетание - точнее, так как оно не только называет предмет, но и указывает на его признак.
Словосочетание, как и. слово, служит строительным материалом для предложения. Например, в предложении Снежинки падают на землю можно выделить слово снежинки, которое является подлежащим, и словосочетание падают на землю, которое представляет собой группу сказуемого.
Не образуют словосочетаний подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, слово с предлогом, например: идет дождь; светит, но не греет; у моря, возле моря.

Подлежащее - это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего

Способы выражения Примеры
1. Имя существительное в именительном падеже (или другая часть речи, употребленная в значении имени существительного) Метель надвинулась сразу. (Н. Островский) Собравшиеся обсуждали повестку дня.
2. Местоимение в именительном падеже Каждый отправился в комнату, ему предназначенную. (А. Пушкин)
3. Неопределенная форма глагола Охранять природу - значит охранять Родину. (К. Паустовский)
4. Фразеологизмы В поле вышли от мала до велика.
5. Собственное наименование Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь. (В. Арсеньев)
6. Синтаксически цельное словосочетание Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. (М. Горький)

Сказуемое

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др.
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Сказуемое может быть простым и составным .

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называетсяпростым глагольным сказуемым .
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.
Составное сказуемое может быть глагольным и именным . Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности.
В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение.
Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения.

Примечание:
В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.

Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.

Примечание:
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно , вносящие в сказуемое значение сравнения.

  • Простое глагольное
    • Глагол в форме какого-либо наклонения:

В синем небе звезды блещут .

    • Фразеологическое сочетание:

вышел из себя
бьет баклуши
пришел в негодование

Владимир начинал сильно беспокоиться .

  • Составное именное
    • глагол-связка + именная часть

Погода была хорошая .
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок .

1. Если подлежащее выражено существительным, числительным в именительном падеже при этом сказуемое также выражено существительным или числительным в именительном падеже. И связка при этом нулевая, то есть, не выражена в сказуемом, она указывает на настоящее время изъявительного наклонения. Это можно проверить, подставляя «есть» после тире.

Например: Длительность урока – сорок минут . Мария Ивановна учитель . Дважды два четыре .

2. Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое выражено существительным или числительным в именительном падеже, или подлежащее выражено существительным или числительным в именительном падеже, при этом сказуемое – инфинитив, или оба главных члена предложения выражены инфинитивами.

Например: Парить над землей – привилегия птиц. Долг каждого гражданина – соблюдать законы страны. За все браться не сделать ничего.

3. Используются слова «это», «это есть», «значит» (которое использовано в значении «это есть»), «это значит» при присоединении сказуемого к подлежащему. Тире ставится перед словами-указателями.

Например: Мама – это человек самый родной. Защищать свою Родину – вот поступок героя. Свобода – это есть проверка ответственности.

Когда тире не ставят

Тем не менее, существуют исключения из перечисленных случаев. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:

1. Связка не нулевая, чаще всего выражена словами, указывающими на время. Например: Шарик был настоящий друг .

При сказуемом есть так называемые сравнительные союзы, такие как «будто», «словно», «точно», «как» и т.п. Например: Глаза будто изумруды .Роса точно россыпи алмазов.

Перед сказуемым есть частица «не». Например: Братья не близнецы .

Между подлежащим и сказуемым есть вводное слово. Например: Введение только начало работы. Оазис кажется мираж . Иван Иванович тожепреподаватель .

Перед сказуемым есть дополнения, которое относится к нему. Например: Андрей мне друг .

Сказуемое стоит перед подлежащим. Например: Выдающийся комик Юрий Никулин .

Подлежащее и сказуемое представляют собой устойчивый фразеологический оборот. Например: Два сапога пара .

2. При обратном порядке слов в случае, когда подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами, или один из главных членов предложения – инфинитив, а второй – существительное или числительноев именительном падеже. При этом паузы между ними нет.

Например: Такое блаженство лежать на теплом песке.

Если пауза есть, то тире ставится даже при обратном порядке слов.

Например: Высшее искусство рассмешить весь зал.

3. Слово «значит» употреблено в значении «следовательно».

Например: На улице стало темнеть; значит, день клонится к вечеру.

Слово «значит» является глаголом в значениях:

Означать. Например: Хэллоу по-английски значит здравствуйте.

Свидетельствовать о чем-либо. Например: Обещать не значит жениться.

Иметь значение. Например: Талисман значит много для семьи.

Слово «Это» употреблено в качестве подлежащего, которое выражается местоимением.

Например: Это секретная информация . Это дороговато для нас.

В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

  • дополнения;
  • определения;
  • обстоятельства.

Приложения рассматриваются обычно как разновид­ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа – лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 – я убедился ; 2 – мы ожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?)вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Любое предложение в русском языке состоит из грамматической основы, включающей подлежащее и сказуемое (главные члены). Кроме того, в предложениях могут быть второстепенные члены (это касается распространенных конструкций). Известно, что каждый второстепенный член уточняет или распространяет главное слово. Они могут относиться к любому другому члену предложения. Определения отвечают на вопросы "Какой? Чей?", обозначают признак или принадлежность предмета. (Шарф (чей?) моего брата. Лестница (какая?) деревянная. Ступеньки (какие?) из камня. Она не выполнила обещание (какое?) вернуться.) Могут быть согласованными (деревянная ступенька) или несогласованными (ступенька из дерева

Обстоятельства отвечают на наречные вопросы, поясняют слова, которые имеют значение действия или признака. (Работать (как долго?) до заката. Найти (где?) в комнате, произойти (вопреки чему?) прогнозам). Дополнение. Этот член предложения (второстепенный) поясняет первенствующее слово, указывает на предмет или лицо, то есть объект, на который сказуемое направляет свое действие. Вопросы дополнения - это вопросы косвенных падежей. (Рассказывал (о чем?) о поездке. Далеко (от чего?) от истины. Любить (кого?) родителей. Довольствоваться (чем?) частью). Различают разные виды дополнений. Есть прямые и косвенные дополнения. Определить вид можно при помощи падежного вопроса, на который они отвечают. Прямое дополнение чаще всего выражается именной частью речи, стоящей при главном слове в винительном падеже, обязательно без предлога. (Мы слушали (что?) музыку. Мы увидели (кого?) друзей). При наличии отрицания прямое дополнение может выражаться именем существительным, стоящим в родительном падеже без предлога. (Сестра не оставила (чего?) записки. Она не произнесла (чего?) ни слова). Если этот член предложения частично охватывает предмет, то для его выражения может быть использован родительный падеж, обозначающий часть целого. (Мужчина выпил (чего?) воды. Отрежь ему (чего?) хлеба)

При разделении членов предложения нужно помнить, что прямое дополнение отвечает исключительно на падежные вопросы. Это важно, потому что с дополнением часто путают обстоятельство времени. В конструкции «Ночь целую читала» слово «ночь» отвечает на вопрос «сколько?», поэтому является обстоятельством. Косвенное и прямое дополнение может распространять самые разные части речи. Косвенные выражаются существительными, наречиями, числительными и прочими частями речи. Приглагольные - относятся к глаголам (Компот пьют (из чего?) из стакана. Говорили (о чем?) о любви). Приглагольные дополнения разделяют на прямые и косвенные. Принаречные и приименные косвенные дополнения, примеры: На кухне гремели посудой (сущ.). Мы всегда надеемся на хорошее (субстантивированное прил.). К этому (местоим.) у всех возник повышенный интерес. Мы долго ждали двоих (числит.) из школы. За покупками послали брата с сестрой (именное сочетание слов). В нашем языке нередко встречаются конструкции, в которых косвенное дополнение выражается инфинитивом (Гости попросили Ивана спеть). Независимо от способа выражения, вопросы дополнения всегда должны соотноситься с вопросами падежей (Его просили (о чем?) рассказать о себе). Языковеды неоднократно говорили о необходимости разделения косвенного дополнения и определения (несогласованного). В большинстве случаев данное разграничение возможно. Например, если косвенное дополнение выражено существительным, образованным от глагола, родительный падеж субъекта указывает на несогласованное определение (встреча коллег - встречаются коллеги; посадка лайнера - лайнер сел). Родительный падеж объекта всегда указывает на дополнение (уборка яблок - убирают яблоки; чтение книги - читают книгу). Однако нередко случается так, что параметры разграничения приименного дополнения и определения (несогласованного) не удается установить (член бригады, командир дивизиона, стакан с компотом, сообщение о конференции, мечта о будущем). В этих случаях недостаток ясно видимых грамматических параметров для разграничения определения и дополнения дает возможность двойственного толкования

Обстоятельство в русском языке: 7 видов

Обстоятельство это второстепенный член предложения который обозначает, как и при каких обстоятельствах происходит действие.

Существует 7 видов обстоятельств:

1.Обстоятельство времени (указывает на время и дату действия)

А.Работать с утра до вечера

В.Уйти поздно

2.Обстоятельство места (указывает на место или направление происходящего)

А.Двигаться влево

В.Жить в лесу

3.Обстоятельство меры и степени (обозначает вес, меру и степень происходящего)

А.Дважды выстрелить

В.Триста тридцать два килограмма

3.Обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия)

А.Отвечать чётко

В.Жить спокойно

4.Обстоятельство причины (указывает на причину действия)

А.Не прийти из за болезни

В.Проспать из за кино

5.Обстоятельство цели (указывает на цель)

А.Ехать отдыхать

В.Прийти учиться

6.Обстоятельство условия (указывает на условие действия)

А.Не приехать из-за снегопада

В.Не плавать из-за холода

7.Обстоятельство уступки (указывает на условие вопреки которому действие совершается)

А.Ехать вопреки воли

В.Несмотря не на что прибежать первым

Назывные или номинативные предложения - это тип односоставных предложений, главный член которых выражен формой именительного падежасуществительного или словосочетания, включающего именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимений, обычно в разговорной речи: Вот и я! . Их смысл - сообщение о событии, наличии какого-либо явления или действия. Могут в русском языке стоять только в настоящем времени, в других временах им соответствуют двусоставные с глаголом «быть»: Ночь. - Была ночь.

Назывные бытийные констатируют факт существования предмета. Подлежащее выражено именительным падежом любой именной части речи: Мама, каша, кошка, ложка, книжка, яркая обложка…

Назывные указательные указывают на предмет. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются указательные частицы ВОТ или ВОН: Вот вам софа, раскиньтесь на покой (Гр.).

Оценочно-назывные оценивают предмет с точки зрения говорящего. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются различные экспрессивно-эмоциональные частицы: Ну и ночка!, Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

10Определённо-личные предложения - односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите.

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, подставив в предложение подлежащие я, мы, ты, вы. в. з.

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель вграмматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии. Глагол в этих формах выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется...

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать:

· группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости.

· одно лицо: Мне принесли эту книгу.

· и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут.

· лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат. На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределён­но-личные предложения, как правило, распространённые.

В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов:

· Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля:

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния. к безличным также относят инфинитивные предложения (то есть предложения с главным членом-сказуемым, выраженным независимым инфинитивом).

Неполные предложения - это предложения, в которых отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные.

Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения .

Неполные предложения характерны прежде всего для разговорной речи и широко используются в художественной литературе при передаче диалога:

- А дом этот давно стоит?

- Давно. (И. Тургенев)

- Вы прочитали?

- Что?

- Записку (К. Федин).

Ответная реплика в первом примере - неполное предложение , в котором опущено подлежащее, сказуемое и определение.

Во втором примере все три реплики являются неполными предложениями : в первой реплике пропущено дополнение, в двух других - грамматическая основа.

Неполные предложения встречаются и в письменной монологической речи, где они восстанавливаются из контекста:

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - доволь­но плохо, по обыкновению (И. Тургенев).

Во второй части этого сложного предложения пропущено сказуемое стрелял, которое легко восстанавливается из предыдущего предложения.

Особой разновидностью неполных предложений являются эллиптические предложения.

Эллиптические предложения являются структурно неполными (в них отсутствует глагольное сказуемое, которое не упоминается в контексте), однако смысл такого предложения ясен и вне контекста. Эта понятность объясняется тем, что общее значение пропущенного глагола-сказуемого подсказывается имеющимися членами предложения. Наиболее часто в эллиптических предложениях отсутствуют глаголы движения, речи и глаголы со значением, близким к давать и брать: Тёркин - дальше, автор -вслед (А. Твардовский); «Ты о войне?» - с невинным любо­пытством спросила Юлия Павловна (К. Федин); «Бабы, воды!» - кричал он (А. Чехов).

Не являютсянеполными предложения с нулевой связкой в составном именном сказуемом: Книга - источник знаний.

осложненные предложения

1) предложения с однородными членами;

2) предложения с обособленными членами;

3) предложения с вводными и вставными конструкциями;

4) предложения с обращениями. Центр осложненных предложений занимают предложения собособленными членами. Конструкции, включаемые в осложненные предложения, не имеют единогокритерия для объединения их в одну систему.

дноро́дные чле́ны предложе́ния - главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления, как правило, располагаются контактно (непосредственно один за другим) и часто допускают перестановку. Однако перестановка возможна не всегда, поскольку первым в ряду однородных членов обычно называется то, что является первичным с логической или хронологической точки зрения или важнее для говорящего .

Присутствие однородных членов осложняет простое предложение. Отмечается также, что значительная часть предложений, осложнённых однородными членами, может быть представлена как результат «сочинительного сокращения» ряда самостоятельных предложений или сложносочинённого предложения: рус. Миша вышел погулять, и Маша вышла погулять - Миша и Маша вышли погулять

Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным) словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и ):

Синие, зелёные шары. – Синие шары. Зелёные шары. Синие и зелёные шары.

Неоднородные определения не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и . Неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения:

Длинный товарный поезд. С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение – товарный . Определениедлинный связано со всем словосочетанием – товарный поезд . (Товарный поезд является длинным ).

Сочинительные союзы - это союзы, которые соединяют только равноправные компоненты, т. е.:

· однородные члены предложения;

· части сложного предложения;

· предложения в тексте;

· абзацы текста.

Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению :

1) соединительные (значение «и это, и то»): и, да (в значении «и»), ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как... так и, тоже, также ;

2) разделительные (значение «или это, или то»): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли... то ли ;

3) противительные (значение «не это, а то»): а, но, да (в значении «но»), однако, зато.

4) градационные : не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а;

5)пояснительные : то есть, а именно;

6) присоединительные : тоже, также, да и, и, притом, причём.

Примечание. В школе изучаются только первые три разряда.

Анализ примеров с сочинительными союзами, составление схемы и вывод правила. Аналогичная работа выполняется по остальным группам союзов. По окончании работы по таблице в тетради изученная тема выглядит следующим образом:

Запятая между однородными членами ставится, если: Примеры
1. О, О Русскую прозу создали “Капитанская дочка”, “Станционный смотритель”, “Пиковая дама”. (Д.Лихачев)
2. О, но (а) О Ты уже так много знал, уже приобретал характер, привычки, научился говорить, а еще научился понимать речь. (Ю. Казаков)
3. не только О, но и О Не только обычного рода ошибки исполнителей, но и малейшего рода неточности улавливал и фиксировал он в любом звучании. (М. Багриневский)
4. и О, и О, и О И пустырю споет, и нам, и домику. (И. Шмелев)
5. то О, то О Ее движения то лебедя пустынных вод напоминают плавный ход, то лани быстрые стремленья. (А.Пушкин)
6. Или О, или О Но может дверь открыть Нина, или Сергей Владимирович, или соседи. (А.Битов)
7. О, и О, и О Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (А. Пушкин)

– Вывод по изученной теме делают сами ученики:

Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления, отвечают на один и тот же вопрос, поясняют одно и то же слово, запятые между однородными членами ставятся всегда, кроме того случая, когда они соединены одиночными союзами и; или; либо; да(а).

18 Обобщающее слово - это слово или сочетание слов, которое является общим обозначением для слов называются однородные члены предложения. Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия. Они отчётливо обнаруживают те значения, которые заключены в перечне однородных членов, показывают, какое ло­гическое основание заложено в перечисление, обозначают родовое понятие, под которое подводятся понятия, обозна­ченные однородными членами. Например:

  • Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности