Обучение А.С. Пушкина в лицее. Режим работы Учеба и жизнь

МОУ «Лицей №8», работающее в режиме полного дня, реализует общеобразовательные программы (в том числе программы углубленного изучения математики, расширенного изучения физики, химии, русского языка и других предметов по выбору учащихся) и программы дополнительного образования, обеспечивая их интеграцию.

МОУ «Лицей №8», работающее в режиме школы полного дня, руководствуется в своей работе федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами Московской области, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Губернатора Московской области, постановлениями и распоряжениями Правительств Российской Федерации и Московской области, решениями Министерства образования Московской области, решениями Управления образования Администрации городского округа Электросталь, Типовым положением об образовательном учреждении и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом Лицея и другими локальными актами МОУ «Лицей №8».

МОУ «Лицей №8» создает дополнительные условия для личностного роста обучающихся, формирования их общей культуры, организации содержательного досуга, сохранения и укрепления здоровья, адаптации их к жизни в обществе, развития мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению, стремлению к непрерывному образованию, выработки навыка самостоятельного пополнения знаний. МОУ «Лицей №8», работающее в режиме полного дня, формирует образовательные пространства, объединяющие учебную и внеурочную деятельность детей, обеспечивает более тесное взаимодействие с родителями обучающихся и социальными партнерами по вопросам воспитания, здоровьесбережения, профилактики правонарушений и безнадзорности, социальной защиты детей, активного вовлечения молодежи в жизнь местного сообщества, создания условий для социализации выпускников.

Лицеисты имеют право посещать по своему выбору культурно-массовые, экскурсионные и другие мероприятия, которые проводятся в Лицее и не предусмотрены учебным планом. Из всех курсов по выбору, проводимых в Лицее, только элективные курсы и элективные предметы являются обязательными для посещения учащимися в соответствии с Положением об элективных курсах.

Лицеисты имеют право бесплатного пользования спортивной площадкой и спортивным залом, тренажерным залом, снаряжением турклуба, театральным залом в установленном порядке в зависимости от расписания занятий и загруженности объектов.

Основными целями МОУ «Лицей №8» как школы полного дня, являются:

формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения программ углубленного изучения математики (а также расширенного изучения физики, информатики, русского и английского языков и других предметов по выбору учащихся), а также программ дополнительного образования - элективных курсов, лицейских спецкурсов и факультативов. адаптация обучающихся к жизни в обществе, их активное участие в жизни местного сообщества, формирование активной жизненной позиции развитие творческих способностей обучающихся на основе их индивидуальных склонностей и запросов воспитания гражданственности и правовой культуры обучающихся создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, формирования у обучающихся стремления и навыков непрерывного образования и самообразования, воспитание трудолюбия, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Для реализации программ дополнительного образования «Школа полного дня» (далее ШПД) Лицей заключает договоры о сотрудничестве с другими учреждениями и привлекает к ведению спецкурсов внештатных сотрудников из числа родителей, выпускников Лицея, специалистов-сотрудников сторонних организаций. Для организации работы системы дополнительного образования могут быть привлечены бюджетные средства и средства Фонда «Одаренные дети». Лицеисты могут пользоваться услугами ШПД и при условии дополнительного образования и занятости вне Лицея.

Документация «Школы полного дня».

приказ Управления образованием и директора Лицея об организации работы Лицея в режиме ШПД - в соответствии с социальным заказом населения заявление родителей о зачислении ребенка в Лицей (для учащихся 7-8 класса), индивидуальный договор с указанием выбранных лицеистом предметов для углубленного изучения и дополнительного образования (для учащихся 9-11 классов) учебный план МОУ «Лицей №8» Положение о «Школе полного дня» журналы педагогов дополнительного образования

Порядок комплектования ШПД.

Администрация МОУ «Лицей №8» принимает решение о работе отдельных классов или всего Лицея в режиме ШПД по результатам изучения социального заказа на основании заявления родителей или заключения индивидуальных договоров по согласованию с Управляющим советом Лицея.

МОУ «Лицей №8» осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров для функционирования в режиме ШПД

Лицеисты имеют право выбора спецкурсов из перечня, объявленного на презентации спецкурсов в первую субботу сентября, функционирующих в рамках ШПД; для лицеистов 7-8 классов является обязательным посещение не менее 2 спецкурсов, 9-11 классов - не менее 4 спецкурсов.

IV. Режим работы «Школы полного дня».

Режим функционирования ШПД строится на основе учебного плана МОУ «Лицей №8» и с учетом требований СанПиНа.

«Школа полного дня» функционирует с 8:00 до 18:00. При проведении отдельных мероприятий возможно продление времени работы до 21:00. Для упорядочения работы ШПД, возможности создания единого режима для всех параллелей, ее работа организуется по парноурочному принципу.

Продолжительность урока - 45 минут. Продолжительность перемен между уроками одной пары - 5 минут, между парами - 10 минут. После I пары предусмотрен завтрак, продолжительность которого 15 минут. После III пары - перерыв на обед продолжительностью 35 минут.

Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся (посещение спортзала и спортивной площадки, прогулки, игры, отдых, «подвижные перемены» и т.д.)

Расписание звонков:

V. Особенности образовательного процесса.

При организации образовательного процесса следует учитывать факторы:

Оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию предметов общего и дополнительного образования: помимо общеобразовательных предметов в МОУ «Лицей №8» представлен широкий спектр дополнительных дисциплин и спецкурсов, что позволяет обучающимся получить разностороннее образование и успешно адаптироваться во «взрослой» жизни

Равномерность учебной нагрузки школьников за счет единого расписания первой и второй половины дня; используются уроки психологической разгрузки; расписание построено таким образом, что обучающиеся имеют возможность посещать индивидуальные консультации у преподавателей; кроме того, в расписании чередуются предметы, направленные на развитие различных видов деятельности, что позволяет поддерживать работоспособность учащихся в течение всего дня.

Возможность ведения урока несколькими преподавателями как основного, так и дополнительного образования: различные семинары, диспуты, интегрированные уроки.

Возможность деления класса на мини-групы как за счет часов основных, так и за счет часов дополнительного образования.

Объединение в единый функциональный комплекс образовательного, воспитательного, оздоровительного процессов: на большой перемене учащиеся имеют возможность для активного отдыха - игры в футбол, баскетбол, пионербол, настольный теннис и другие.

В теплое время года дети имеют возможность гулять в саду, играть в подвижные игры на территории МОУ «Лицей №8»

Поляризация образовательной среды МОУ «Лицей №8» с выделением разноакцентных пространств:

В библиотеке имеется мини-читальный зал, рассчитанный на 8 человек, где учащиеся имеют возможность выполнять творческие задания и подбирать материалы для выполнения различных проектов и индивидуальных работ.

В компьютерных классах, в видеолаборатории, в ряде учебных аудиторий есть доступ в Интернет, поэтому для учащихся созданы дополнительные условия для самообразования, есть возможность для оперативного получения и обработки информации

В спортивном зале ежедневно занимаются секции по баскетболу и пионерболу, работает секция по общей физической подготовке.

В МОУ «Лицей №8» есть лекционная аудитория, в которой проводятся утренние сборы; также ее используют для проведения различных объединенных лекций, семинаров и конференций.

Основным требованием при составлении учебного расписания является сочетание учета индивидуальных потребностей учащихся и отсутствия у лицеистов «окон». С целью оптимизации расписания допускается возможность пересечения предметов основного и дополнительного образования в течение дня. Возможно также внесение в расписание дополнительных предметов по просьбам родителей.

Основной формой дополнительного образования в Лицее является очная. В ходе занятий по ряду дисциплин, допускающих такую возможность (спецкурсы по информатике, по подготовке к ЕГЭ и ГИА), возможно применение дистанционных и сетевых методов обучения. Для проведения дистанционных лекториев, семинаров привлекаются социальные партнеры Лицея (вузы), активно используются ресурсы сети Интернет.

Дополнительное образование обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях (театр «Глобус», спортивные секции, «Диспут-клуб», спецкурсы узкопредметной и межпредметной направленности). Занятия проводятся по комплексным интегрированным программам, направленным как на расширение кругозора, предметных и внепредметных знаний, так и на углубление. Занятия по одним дисциплинам организованы как дополнение основному образованию (консультации, факультативы), по другим - носят чисто прикладной характер.

Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяется Уставом МОУ «Лицей №8». Каждый обучающийся может заниматься в нескольких объединениях.

VI. Управление «Школой полного дня».

Заместитель директора Лицея осуществляет планирование, общее руководство и контроль за функционированием ШПД, составляет расписание занятий основного и дополнительного образований.

Воспитатель и педагоги дополнительного образования проводят занятия согласно утвержденному расписанию, отвечают за организацию образовательного пространства, за жизнь и здоровье учащихся, посещающих дополнительные занятия.

Для работы ШПД привлекается психолог, заведующий библиотекой, учителя-предметники и другие штатные и внештатные сотрудники Лицея.

VII. Медицинское обслуживание «Школы полного дня».

Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается медперсоналом, которое закрепляется органами здравоохранения городского округа Электросталь за Лицеем и наряду с Администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий с соблюдением санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.

VIII. Организация здоровьесберегающих условий пребывания обучающихся в школе полного дня.

Здоровьесберегающие условия пребывания ребенка в школе, работающей в режиме ШПД, включают в себя:

Создание атмосферы сотрудничества, содружества и сотворчества учителей, учащихся и родителей, выпускников Лицея;

Наличие психолого-медико-педагогической службы;

Организацию горячего двухразового питания;

Оборудование мест отдыха и психологической разгрузки;

Оборудование мест и создание условий для организации «подвижной перемены», для занятий физкультурой и спортом.

Заместитель директора по УВР организует и контролирует соблюдение принципов здоровьесбережения в ходе работы ШПД.

IX. Организация питания.

Учащиеся МОУ «Лицей №8» имеют возможность получать двухразовое горячее питание (завтрак и обед), а также пользоваться услугами столовой в соответствии с графиком ее работы в течение всего учебного времени.

При наличии соответствующего постановления Администрации городского округа Электросталь и распоряжений Управления образования организуется бесплатное (льготное) питание групп учащихся, занимающихся в режиме ШПД, по талонам.

Организация питьевого режима - через кулеры.

Режим работы столовой:

Понедельник-суббота с 9 00-15 00

Воскресение - выходной

В основе режима учебных занятий в "Пушкинском лицее" лежит стремление избежать возможных перегрузок, отрицательно влияющих на психофизиологическое состояние учащихся.

"Пушкинский лицей" создан в Санкт-Петербурге в 1990 г. при Международном институте по изучению резервных возможностей человека (МИРВЧ). Он задуман как воспоминание о Царскосельском лицее, в котором учился великий русский поэт, и как своеобразный подарок к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. По учебной программе и режиму дня наш лицей во многом аналогичен Царскосельскому.

Работа в режиме полного рабочего дня (с 9 до 19 ч.) потребовала тщательного продумывания последовательности занятий как в течение дня, так и в течение рабочей недели с тем, чтобы избежать возможных и нежелательных перегрузок.

Учебный день в лицее распадается на три блока: до обеда, после обеда, после ужина. После первых двух часов занятий лицеисты пьют чай с булкой, как в Царскосельском лицее, но с небольшим отличием: с учетом рекомендаций Института экологии человека: желающие могут получить фиточай с подсушенным ржаным хлебом.

Ежедневный урок здоровья начинается в 13 часов с ходьбы в проточной холодной воде (до 12°С) по щиколотку (водная дорожка с массажем стоп), эта процедура способствует активации адаптационных механизмов. В хорошо проветренном зале, не надевая обуви, ребята занимают свои места на ковриках умеренной жесткости для релаксации: в положении лежа под специально подобранную психотерапевтом музыку снимается напряжение утренних умственных занятий. Пять минут расслабления восстанавливают баланс нервной системы и лицеисты, лежа, приступают к остеопатической гимнастике, которая корректирует нарушения опорно-двигательного аппарата с помощью определенных упражнений и диафрагмального дыхания. Этот гимнастический комплекс мягко подготавливает организм к переходу из горизонтального положения в вертикальное, закрепляя навыки поддержания естественных поз - сидения, вставания, стояния.

Восстановление правильной архитектуры тела позволяет с помощью следующего комплекса адаптационной гимнастики тренировать все органы тела, координируя их работу. Последующее орошение стоп и макушки головы гомеопатическим раствором морской капусты, одуванчика и овса ("Авеналам") закрепляет эффект гимнастики и стабилизирует работу вегетативной нервной системы. Затем лицеисты принимают комплекс природных адаптогенов в гомеопатическом разведении: ОКО, реприз, кальгид.

Оптимально подготовив таким образом организм к принятию пищи, лицеисты отправляются на обед, который проходит в спокойной, семейной обстановке. После еды они следуют самому короткому рецепту долголетия, известному с древних времен в Китае: сто шагов после каждого приема пищи. Лицеисты делают эти шаги на свежем воздухе, дополняя их активными традиционными играми (догонялки, игра в мяч и т.п.).

После прогулки в группах ГПД под руководством учителя лицеисты выполняют задания, полученные на уроках для самостоятельной работы. Когда учебные задания выполнены, лицеисты читают художественную литературу в читальном зале, занимаются музыкой, живописью, подготовкой спектаклей, творческой работой, пишут сочинения.

Затем легкий ужин, небольшой отдых и спортивные занятия - фехтование, хореография, плавание, физкультура, футбол и другое. Высокая двигательная активность снимает накопившуюся к концу дня усталость.

Урок здоровья проводится в соответствии с рекомендациями международной детской профилактической программы "CINPT" (программа ВОЗ), опубликованной в сборнике "Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей" (СПб., 1997).

Недельная загруженность учащихся строится с учетом рекомендаций санэпиднадзора, соблюдается стандартная волна чередования трудных и нетрудных дней. За рабочей пятидневкой следуют два выходных дня, которые дают возможность полного отключения от школьного режима, тем более что все самостоятельные задания выполнены в лицее. К этому необходимо добавить, что режим занятий предусматривает регулярные пробежки на свежем воздухе вокруг лицея во время перемен. В это время проветриваются классы.

Разумеется, самый продуманный режим занятий не является залогом сохранения здоровья учащихся. Определенную роль играет и содержание учебного процесса: что именно изучают учащиеся, интересно ли им это и есть ли практический выход полученным знаниям и умениям. Известный врач А.Залманов утверждал: "Неудобное распределение уроков, неинтересное и малополезное обучение могут произвести разрушительное действие на умственные способности детей".

На всех уроках в "Пушкинском лицее" интересно: интересны сами знания, интересны и формы работы. Лицеисты на протяжении всего существования лицея вовлечены в культурную жизнь города. Они участвуют в теле- и радиопередачах, выступают с концертами, например, в Царскосельском лицее, в Академии Госслужбы, в Петровской Академии наук и искусств. Художественные выставки живописных работ лицеистов проходили в Румянцевском особняке, в Гильдии мастеров на Невском проспекте, в Царскосельском лицее, в выставочном зале в Пушкинских горах, в Карелии (передвижная выставка "От Петрозаводска до Олонца"). Ребята принимали участие во Всемирной выставке детского рисунка в Самаре, их работы продавались на аукционе детских работ в Сан-Франциско и Берлине. Работы лицеистов экспонировались в Германии и Голландии.

Лицеисты видят плоды своего труда. Все сочинения учащихся отпечатаны и используются в дальнейшей работе. Выпускники 2001 года получили на память томик своих сочинений с 1 по 11 класс. Постоянно пополняется видео и фотоархив, который используется в работе в последующие годы.

Главная тема, над которой работает лицей - пушкинская. В лицее отмечаются все Пушкинские даты: День Лицея, День памяти поэта, День его рождения. Ко Дню рождения А.С.Пушкина готовится большое театральное представление, подготовленное совместными усилиями ребят и педагогов: литератора, учителей музыки, пения, хореографии, живописи, фехтования и родителей.

Детям настолько интересно в школе, что они с трудом расстаются с нею по вечерам и на каникулах. Вот что писала об этом выпускница 2001 года Ульяна Зуева в своем сочинении, уходя на летние каникулы:

До свидания, лицей!

Милый лицей, я светлею! С тобой, для тебя!

Дорогой лицей! Мне очень жалко покидать тебя на целое лето! Я не могу представить, как я буду вставать из постели, завтракать, но не идти в лицей. Если он закроется... Нет! Он не закроется! Здесь, в лицее я написала свою первую музыкальную пьесу - "Ночь", здесь же я подружилась с Настей. Отсюда я начала жить. До этого я была, как в тумане, но когда я пришла сюда, я вдруг прозрела.

Когда я пришла в лицей, я вдруг посветлела. Сначала я была замкнута и мрачна, но потом я высветлилась, нашла маленький, чистый уголок в сердце. Немного погодя у нас появилась баня. Я не понимала, что это такое, а когда пошла, то вода в проруби умыла меня. Когда же появился бассейн, стало весело; я стала счастливой. С тех пор я очень счастлива. Сейчас мы заканчиваем год и ставим спектакль по трагедии Софокла "Антигона". Поначалу мы все смеялись, но когда Надя (Антигона) сыграла сцену прощания, все перестало быть смешным. У нас Антигона — Надя, Йемена — Маша, Корифей I - Люба, Корифей II - Паша, Креонт - Миша, а Гемон - Саша.

Счастливые дни!

У нас много интересных уроков: русский язык, естествознание, математика, расслабление, английский язык, немецкий язык, физкультура, бальные танцы и пение, и история, и литература, и еще есть Пушкинский, и я забыла про лаковую живопись. Лаковая живопись — чудный урок. Я, когда пришла, думала, что это будет рисование фломастерами, но нет! Это другой урок!

Мы играем в Царскосельский лицей. Каждый из нас - лицеист Пушкинской поры. Еще я помню, как готовила своего героя: Владимира Вольховского я выбрала я его за сильную волю, твердый нрав и смелый характер. Я полюбила своего героя за то, что он спал на голых досках, покрытых простыней и вместо подушек клал под голову книжки-энциклопедии. Его и моими друзьями были Пушкин, Пущин, Малиновский, Данзас, Дельвиг, Горчаков, Яковлев, Броглио, Матюшкин, Корсаков... Вольховский закончил лицей с Большой золотой медалью.

Мы ездили в Псков, Новгород, Киев, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Тутаев, Косторому, Золотой Плёс, Вологду, на Валдай, в Новую и Старую Ладогу, на реку Свирь и так далее. Мы посетили все Пушкинские места в нашем и Псковском крае.

Я помню, как мы ехали в Киев из Петербурга: я и Марина лежали на верхних полках. Марина лежала на подушке головой к окну, а я головой от окна — оно было открыто. Вдруг, Марина привстала на локтях и показала на красивый сюжет за окном и подушка, на которой она лежала, вдруг сдвинулась и улетела в окно. Там ее подобрал крестьянин, шедший за поездом. Это был смех! Но не только...

Еще я люблю уроки музыки, очень люблю нежные, красивые и быстрые мелодии. Я очень люблю сочинять: в прошлом году я написала "Вальс", "Танец". А в этом — "Росинки ", "Полдень. "

Литература... Она открывает прошлое: Чехов, Гаршин, Лесков... Чудо!!! В литературе можно над каждым писателем думать целую вечность. Литература помогла мне найти свет. Если бы не было бы литературы, я бы так и осталась в темноте. Я не переживу, если меня заберут в другую школу, в которой нет литературы! Я себе не могу представить, как я буду жить в темноте, без Чехова, Гаршина, Лескова, без молитвы, без света, без ничего.

В здании бывшего Императорского Царскосельского Лицея, основанного императором Александром I в 1811 году как учебное заведение для детей дворян. Музей-Лицей был открыт в 1949 году к 150-летию великого поэта.

А.С. Пушкин воспитывался в лицее шесть лет - с 1811 по 1817 год и нашел здесь преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству. Первый выпуск оказался самым блистательным, имена многих его воспитанников вошли в историю России. Вместе с поэтом учились будущие декабристы Пущин и Кюхельбекер, дипломат А. М. Горчаков и поэт А. А. Дельвиг, адмирал, историограф русского флота Ф. Ф. Матюшкин и многие другие.

На основе архивных материалов в музее воссозданы комнаты, где жили и учились лицеисты, - это Большой зал и Газетная комната, Библиотека, где представлены подлинные книги лицейской библиотеки, учебные классы и спальни воспитанников. В экспозиции можно увидеть рисунки и стихи, написанные рукой Пушкина и других учеников, а также памятный знак, который был подарен императором Александром I в связи с открытием учебного заведения.

Надо отметить, что лицеисты были изолированы от своих семей, поскольку считалось, что влияние семьи тормозит развитие воспитанников в надлежащем духе. По этой причине лицеистов не отпускали даже в близлежащий Санкт-Петербург в течение шести лет. День лицеиста начинался в шесть утра с молитвы, и заканчивался в 10 вечера. Занятия чередовались с прогулками. Кроме основных предметов проводились уроки по танцам, фехтованию и рисованию.

Среди 29 выпускников, получивших аттестаты, по успеваемости А.С. Пушкин был 26-м, показав успехи только в российской и французской словесности, а также в фехтовании.

В нижнем этаже здания находились лазарет и канцелярия, а на последнем, четвёртом – спальни, в одной из которых, под номером 14 с окнами в сад, жил А.С. Пушкин. В своем стихотворении поэт называет лицей монастырем, а свою комнату кельей:

В монастыре,
При бледном свеч сиянье,
Один пишу к сестре.
Всё тихо в мрачной келье:
Защёлка на дверях,
Молчанье, враг веселья,
И скука - на часах!

Основной стихией в жизни учебного заведения была литература. Друзья-поэты организовали кружок, главная роль в котором принадлежала Александру Сергеевичу. Это был тот «прекрасный союз», о котором он писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Режим работы Музея-лицея А.С. Пушкина в 2019 г.

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходные дни - вторник и последняя пятница месяца
  • Касса закрывается на час раньше

Музей-лицей А.С. Пушкина – является частью Всероссийского музея А.С. Пушкина. Находится около Екатерининского дворца, в начале улицы Садовой.

Стоимость билетов в Музей-лицей А.С. Пушкина в 2019 г.

  • посещение с экскурсией
    • для взрослых - 330 руб.
    • для школьников, студентов и пенсионеров - 240 руб.
  • посещение без экскурсии
    • взрослые - 150 руб.
    • для школьников, студентов и пенсионеров - 60 руб.

Музей-лицей А.С. Пушкина - Императорский Царскосельский лицей рассказывает о 200-летней истории этого замечательного учебного заведения и судьбах выдающихся его выпускников.

Распорядок дня лицеистов

Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

6.00 - подъём, молитва

7.00 - 9.00 - учебные занятия

9.00 - чай с белой булкой

9.00 - 10.00 - прогулка

10.00 - 12.00 - занятия

12.00 - 13.00 - прогулка

13.00 - обед

14.00 - 15.00 - чистописание и рисование

15.00 - 17.00 - выполнение домашних занятий

17.00 - чай и прогулка

20.30 - ужин

Форма в лицее

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье - из белого сукна.

Первый выпуск и императорский

В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу.

Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов.

Лицей при Николае I

После восшествия на престол императора Николая I по указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы.

Изменилась и организационная структура Лицея. Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый.

По новому положению в Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в возрасте 12-14 лет, обязательно крещеные и с хорошим здоровьем.

Переезд Лицея из Царского Села

В 1843 году Лицей уезжает из Царского Села.6 ноября 1843 года Император Николай I подписал Указ "О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений". По этому указу Лицей переходил под непосредственный надзор монарха и перемещался из Царского Села в Санкт-Петербург в здание Александровского сиротского дома.

После этого Царскосельский лицей был переименован в Императорский Александровский лицей.

-летие Царскосельского лицея

19 октября 2011 года - День лицеиста. Этот день неразрывно связан с именем А.С. Пушкина, с Царскосельским лицеем и с историей всего русского образования. Именно в этот день 200 лет назад открылось легендарное учебное заведение в Царском Селе.

Образование и воспитание подрастающего поколения всегда было общественно важной темой. Время могло менять лишь цели и задачи, стоящие перед педагогами, само же обучение всегда оставалось актуальной задачей общества. Так происходит и в наше время. Образование в России переживает сейчас очень сильные изменения. ГИА и ЕГЭ стали обязательными, начальная школа уже работает по новым стандартам, средней школе предстоит на них еще перейти, в высшем образовании появилась система бакалавриата и магистратуры. Можно критиковать эти перемены или приветствовать - результат покажет лишь время. А сегодня мы хотим вспомнить одно из лучших учебных заведений страны. Именно отсюда выходили в жизнь лучшие люди России: А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.М. Горчаков, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие.

Лицей был закрытым учебным заведением, поэтому воспитанники не имели права покидать его. На этом настаивал первый директор Лицея, В.Ф. Малиновский. Директор считал, что дома дети могут испытывать "пагубное" влияние, и стремился изолировать детей от этого. Такая система позволила исключить излишнюю опеку со стороны родителей, избалованность, влияние на становление лицеистов извне. Они жили и учились в Лицее. И именно здесь они становились личностями. Здесь складывалось их мировоззрение. Из стен Императорского Царскосельского лицея вышла целая плеяда замечательных людей, оставивших след в истории. Поэтому, задумываясь о современных реформах в образовании, полезно помнить об уникальном опыте Царскосельского лицея.

Говоря о великих русских поэтах, самоотверженных декабристах, мы будем говорить о Царскосельском Лицее. Мы будем говорить о нём как о первом привилегированном учебном заведении, в котором готовили юношей к важнейшей государственной службе, как о вольнолюбивой "лицейской республике", открывшей миру имена Дельвига, Пущина, Кюхельбекера и, конечно, Пушкина.