Особенности публичных выступлений в научной среде. Подготовка к публичному выступлению

Введение

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, -- создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Общение с людьми -- это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Чтобы этого достичь, необходимо изучать особенности публичных выступлений, правила верного обращения со словом и техникой его использования. А знания приемов влияния на партнера во время делового общения помогут налаживанию делового сотрудничества.

Рассмотрение тонкостей публичного выступления и детализация психологических приемов, повышающих эффективность делового общения - цель данной работы.

Психологические особенности публичного выступления

Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20--25 мин, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов.

Если материала у вас достаточно и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана -- сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. При подготовке плана необходимо учитывать состав аудитории. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.

Итак, все готово. Но ваша речь не будет иметь успеха, если вы не затратите определенных усилий. В большинстве своем неудачи ожидают тех, кто не утруждал себя подготовкой к выступлению и рискнул, тем не менее, предстать перед публикой. Продумайте все заранее. Начните с того, как вы должны появиться. Ваша походка должна быть ровной. Помните, что любое ваше движение будет моментально замечено. Глядя на вас, слушатели должны почувствовать значимость вашего выступления.

Как выступающий -- вы для них личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Научитесь использовать оказываемое вам внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут вашей неудачи.

Следует помнить, что многим нравится, когда обращаются непосредственно к ним. Оратор не должен равнодушно смотреть поверх людей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели. Иногда полезно остановить взгляд на отдельном слушателе (если заметно его особое участие). Этот контакт глаз желательно укрепить (беглого взгляда часто недостаточно). Обращайте свой взгляд и на нескольких слушателей. Если перед вами большая группа, то выберите слушателей в различных частях аудитории. Не оставляйте без внимания ни одного сектора аудитории, иначе вы рискуете в какой-то ее части потерять всяческую поддержку. Ваш взгляд не должен быть невыразительным, стеклянным.

И вот вы на трибуне. На вас смотрят десятки глаз. Не волнуйтесь, помните слова известного русского судебного деятеля А.Ф. Кони о том, что размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления.

Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи. Выступая, "не гуляйте" около трибуны, потому что слушатели начнут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают, как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.

Помните о выразительности речи. Понятность речи в равной мере страдает оттого, что слова произносятся очень медленно или очень быстро. Важно, чтобы четко и ясно была произнесена ударная гласная, неударные гласные существенного влияния на разборчивость речи не оказывают. Выразительная речь способна передать массу оттенков мысли.

В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2--3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего; особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете.

Никто не может полностью избежать обмолвок, поэтому из-за мелких грамматических оплошностей не стоит вносить поправки. Обмолвки случаются даже у лучших ораторов.

Задумайтесь над своим словарным запасом. Так, по данным психологов, ребенок использует 3600 слов, 14-летний подросток -- 9000, взрослый среднего образовательного уровня -- 11 700 слов, а человек "повышенной интеллигентности" -- до 13 500 слов. Словарь языка А.С. Пушкина составляет 21 200 слов.

Для восприятия звучания и смысла слова требуется не более 1 секунды. Если слова неизвестные, то количество необходимого времени увеличивается. Выступая перед аудиторией, необходимо рассчитывать, что человек "схватывает" звуковую и смысловую сторону речи со скоростью 60--70 слов в минуту. Слушая докладчика, нам иногда приходится выполнять тройную работу: воспринимать мысли оратора; "переводить их на русский язык", если выступающий говорит вяло, невнятно, не выговаривая какие-то звуки; вникать в смысл речи. Такое выступление слушать очень утомительно: ослабляется внимание, мы перестаем слушать и с нетерпением ожидаем его окончания. Помните об этом, когда сами поднимаетесь на трибуну.

Следует знать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт. Кроме того, необходимо помнить,q роли жеста в публичном выступлении. По мнению некоторых Исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и вы сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных фигур жестикуляции не существует. Существуют жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы.

Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: "Что делать со своими руками?" и "Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?". Вопрос целесообразнее сформулировать следующим образом: "Как руки могут мне помочь?"

С помощью рук можно показать размеры предмета, указать на какие-либо предметы, подчеркнуть важность сказанного. Иными словами, пользуйтесь руками для создания образов своих идей. При этом необходимо считаться со следующими правилами.

/. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности.

Локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от

корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать не

Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное -- начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Готовясь к выступлению, не забывайте о жестах, так как они -- это тот язык, который понятен всем. И если сами точки и запятые не могут заменить слова, то незначительный жест понятен и без слов. Жесты -- первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

Главная задача любого публичного выступления – повлиять на слушателей, убедить их в чем-либо, склонить к излагаемой точке зрения. Для этого оратор использует не только логические, но и психологические, педагогические приемы, стремясь воздействовать и на разум, и на чувства аудитории. Любая сторона выступления – будь то аргументация, выбор речевых средств, композиция или контакт оратора с аудиторией – не может быть до конца понята и эффективно использована без проникновения в суть психологических механизмов, функционирующих в процессе речи. Ведь каждое публичное выступление является целенаправленным воздействием оратора на психику слушателя. По словам Н. Михайличенко, круг проблем, которые при этом возникают и которые помогает решить психология, может быть самым разнообразным: как организовать и поддержать внимание слушателей; как установить контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; в чем состоят социально-психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать и др. (см. 41, с. 36).

Как взаимодействуют оратор и аудитория в процессе речевого взаимодействия? Главная цель оратора – передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. В ходе своего выступления оратор стремится изменить состояние аудитории (проинформировать, доказать, убедить, призвать и т.п.), но и аудитория пытается оказать обратное воздействие на оратора: принимая или не принимая его точку зрения, она своим видом, поведением, вопросами, репликами (обратная связь) влияет на выступающего и в конечном счете на все выступление. Таким образом, ораторская речь – это не тот заготовленный заранее текст, который отшлифован и отрепетирован оратором, а теперь просто «озвучивается» для других, а постоянная импровизация, учитывающая интересы и оратора, и аудитории, конкретную обстановку выступления, и многие другие факторы. Аудитория становится как бы соавтором речи, и оратору нужны специальные умения, особые качества, чтобы выполнить поставленную задачу, оказать желаемое воздействие на слушателей в непростой и во многом непредсказуемой обстановке живого общения, нередко преодолевая прямое сопротивление аудитории (см. 41, с. 36-38).

Прежде всего он должен четко представлять, какими средствами воздействия на аудиторию располагает. Одно из важнейших преимуществ устного публичного выступления состоит в том, что в распоряжении оратора оказывается целый комплекс средств: и звуковых, и визуальных, и собственно речевых (вербальных – от лат. verbum – слово), связанных с речью непосредственно (голос, интонация) и невербальных (жесты, мимика, поза). Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для создания необходимой социально-психологической атмосферы, помогающей влиять на разум и на чувства слушателей.


Например, широко известно простое методическое правило, предписывающее начинать речь так называемой начальной паузой. Но для того, чтобы правильно варьировать длительность этой паузы или, возможно, вовсе от нее отказаться в какой-то ситуации, необходимо представлять, почему это правило возникло. Главная роль начальной паузы – психологическая: она нужна для фокусировки внимания аудитории и подготовки к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их. В обоих случаях это будет особый психологический прием, цель которого – привлечь внимание и пробудить интерес.

Н. Михайличеснко подчеркивает, что понятие внимания – ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприятие, запоминание, мышление. Однако оно неустойчиво и подвержено колебаниям, частота которых (и соответственно, устойчивость внимания) зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам аудитории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать усталость у слушателей. Наименее эффективны здесь прямые призывы быть внимательным, зато более действенны разнообразные композиционные, речевые и методические приемы (см. 41, с. 38).

Композиционные средства активизации внимания и интереса включают в себя: 1) интригующее начало; 2) прерывистое («пунктирное») развертывание тезиса; 3) вопросно-ответный ход рассуждения; 4) контрастное сопоставление аргументов; 5) экспрессивное заключение.

Речевые средства : 1) использование литературных образов, цитат, крылатых выражений; 2) применение разностилевой, экспрессивной лексики; 3) художественность изложения (тропы и фигуры речи) и драматизация речи; 4) интонационная выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи; психологические паузы.

Методические средства : 1) рассмотрение проблемных ситуаций; 2) выделение основных моментов речи; 3)полемический характер изложения; 4) зрительный контакт с аудиторией; 5) использование наглядности, технических средств; 6) использование обращений к аудитории для возобновления внимания.

Особо нужно остановится на технике аргументации и композиции речи. Известно, что аргументы не следует излагать в нисходящем порядке, лучше начинать с более сильных доводов и такими же сильными заканчивать. Здесь действует так называемое «правило рамки» (или «закон края»). Оно состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении (будь то лекция, доклад, просто разговор) должна быть заключена в «рамку», в качестве которой выступают сильные аргументы или, по отношению ко всей речи, яркие, запоминающиеся начало и конец выступления. Суть правила – в особом психологическом законе работы памяти, сформулированным Г. Эббингаузом: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина (см. 35, с. 115). В результате, излагая во вступлении цели и перспективы общения, а в заключении – итоги и выводы, оратор обеспечивает запоминание главного в предмете речи.

Немаловажное значение для усиления эффективности речи имеет лингвостилистическая сторона речевой культуры. Неточности в языке выступающего могут оказать отрицательное влияние на восприятие содержания выступления. Как правило, несоответствие употребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель речи. Излишне торжественные выражения смешат, банальные – раздражают, неправильно используемые слова вызывают насмешку и иронию.

Речевые ошибки дают и отрицательный психологический эффект, поскольку они отвлекают внимание от смысла речи и направляют его на форму произнесения. Иногда слушатели вообще перестают вникать в содержание и только следят за тем, как произносится речь. Это приводит к уменьшению, а иногда и полному исчезновению предполагаемого эффекта.

Важнеший момент при подготовке и реализации публичного выступления – учет особенностей аудитории. Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего» (1, с. 24). Оратору приходится обращаться к «образу» аудитории неоднократно, на всех этапах подготовки, произнесения речи и анализа ее итогов. Сложность состоит, во-первых, в том, что конструируемый образ будущей аудитории далеко не всегда совпадает с аудиторией реальной, а во-вторых, даже знакомая, уже известная аудитория может внезапно изменить свое поведение в связи с новой обстановкой, ошибками оратора и другими факторами.

Аудитория – это некоторое количество людей, собравшихся, чтобы выслушать публичную речь, и сосредоточивших свое внимание на ораторе и его выступлении. При этом у любой аудитории есть объединяющие и разъединяющие признаки. Этих людей объединяют общие условия, в которых происходит речевое общение, общая деятельность (слушание), общий субъект воздействия (оратор). При этом «аудитория – это не просто «сумма личностей», ее составляющих. В группе человек ведет себя по-иному, по-иному чувствует, и процессы восприятия, запоминания, мышления протекают иначе, чем если бы оратор воздействовал на каждого слушателя по отдельности. В больших аудиториях сильнее проявляются такие явления, как подражание, заражение, внушаемость, интенсивнее переживаются эмоциональные состояния. Это хорошо видно, например, в реакциях аудитории массового митинга, когда смех, возмущение или восторг мгновенно охватывают большинство слушателей и выражаются довольно бурно» (см. 41, с. 40-42).

Еще важнее для оратора учитывать те признаки, которые разделяют аудиторию на различные группы. Прежде всего, слушатели неоднородны по тем причинам (мотивам), что привели их на собрание, лекцию или митинг. Конечно, наилучший вариант – непосредственная заинтересованность слушателей в теме, когда люди идут что-то узнать и обсудить, интересуясь предметом разговора и разбираясь в нем. Но это еще не вся аудитория, поскольку всегда найдутся те, кто пришел, подчиняясь приказу, порядку, долгу; есть и те, кого больше интересует сам оратор (о чем бы он ни говорил) или ситуация общения («побыть на людях»). Цель оратора – захватить, увлечь аудиторию темой и содержанием речи, преобразовать мотивы второй и третьей группы в интеллектуально-познавательные.

«Разделить слушателей можно и по такому критерию, как уровень понимания материала, а также по типу отношения к оратору. Конструктивный тип – те, кто размышляет с оратором, мысленно или открыто спорит с ним в поисках истины; соглашательский – слушатели, принимающие некритически, на веру любой тезис оратора; поверхностный – не вникающие в мысль оратора, равнодушные к предмету речи; конфликтный – отвергающие любые положения публичного выступления лишь потому, что им не нравится оратор, не устраивает ситуация общения и т.д.» (см. 41, с. 42).

От мастерства оратора зависит, изменится ли к лучшему отношение к предмету речи и к оратору: усугубится ли неблагоприятное состояние аудитории или оратор «расшевелит» слушателей, увлечет их своим рассказом, поможет снять усталость; изменятся ли установки слушателей, усилится ли их интерес к теме выступления.

Немаловажное значение играет и этическая культура, такт, умение наладить общение. Эту сторону речевого мастерства можно обозначить как коммуникативную культуру или культуру общения. Этические нормы пронизывают всю деятельность оратора – от начального момента подготовки к выступлению и до самокритичного анализа состоявшейся речи. Для успеха речи, достижения эффекта убеждения необходим благоприятный социально-психологический климат в аудитории, на который влияет и личность оратора. Ведь прежде чем принять идею, предлагаемую к обсуждению, слушатели должны принять самого оратора – как человека, вызывающего доверие и уважение. Недаром еще Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора этику и логику, справедливо полагая, что, не зная этики, оратор не сумеет расположить слушателей к себе и не добьется успеха (36, с. 99).

Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своего выступления, к своим слушателям (43, с. 50). Этически значима сама личность оратора – такие ее качества, как эрудиция, принципиальность, убежденность, самокритичность. Другой существенный элемент ораторской этики – такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общительности, чуткости. Такт особенно важен в академическом и деловом красноречии, где неопытный оратор может легко впасть в назидательный, поучающий тон или без необходимости прибегнуть к жестким, авторитарным формулировкам.

Очень важна и форма произнесения речи. Конечно, говорить намного труднее, чем читать по тексту, но именно живая речь больше воздействует на аудиторию, способствует установлению контакта и атмосферы доверия, обеспечивает эффективность выступления. Определенную роль в достижении убедительности публичного выступления играет и речевой этикет, включающий в себя: совокупность приветствий, обращений; пространственные отношения между говорящим и слушающими; систему жестов и мимических движений оратора.

Как уже отмечалось, очень важны первые фразы выступления, помогающие сосредоточить внимание слушателей. Начальная фаза речи несет и большую этическую нагрузку. Иногда можно говорить даже о так называемых «самоубийственных» началах выступления, затрудняющих контакт с собеседниками. Это выражения типа: «Я не знаю, как начать», «Я, правда, специально не готовился», «Вряд ли вам понравится то, что я скажу», а также фразы «Вам, конечно, пока неизвестно», «Вы, наверное, еще не знаете…». Нежелательны и злоупотребления местоимением «я», и бесконечные ссылки на собственный опыт.

Этикет проявляется и в том, насколько точно выбрана дистанция между оратором и аудиторией (этот аспект изучается специальной наукой проксемикой). Основные правила, по мнению Н. Михайличенко, здесь таковы:

Расстояние между говорящим и слушающими определяется родом и жанром речи; наибольшая дистанция (3-4 м) выбирается в ситуации официальной речи (собрание, совещание и т.п.);

Превышение обычной дистанции затрудняет контакт, говорит о неуверенности оратора, об отсутствии духовной общности, о высокомерии и отрицательно влияет на успех речи;

Уменьшение дистанции в ходе беседы может свидетельствовать об упрочении контакта и доверия, но нередко трактуется слушателями как попытка навязать им чужое мнение, как стремление подавить их волю (см. 41, с. 43).Другая связанная с риторикой наука – кинесика – изучает роль телодвижений (поз, жестикуляции и мимики) как составных частей этикета и как фактора эффективности речи. Роль жестов велика и в обиходной речи. Но в ситуации «оратор – аудитория» жест становится одним из средств передачи информации, он призван усиливать речь, помогать оратору убеждать слушателей.

Жесты тесно связаны с национальной культурой, имеют социальные ограничения в использовании и, кроме того, жесты и мимика строго индивидуальны. Обычно считается, что жестикуляция и мимика должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему и надлежащим образом подчеркивать некоторые ее элементы (см. 12). Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты – они выдают искусственность, нарочитость речи. Но не менее коварны и монотонные, однообразные жесты, усыпляющие слушателей и лишающие речь выразительности. Оратор не должен специально «придумывать» жесты, но контролировать их он обязан. «Исполнение, - говорил Цицерон, - требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса» (47, с. 46).

Психологические и этические аспекты риторики, так же, как и другие стороны ораторского искусства, непосредственно связаны с личностью оратора. В конечном итоге именно его индивидуальные качества определяют состояние и функционирование процесса речевого общения. Возможность достижения своих целей и установления взаимопонимания с аудиторией напрямую зависит от умения оратора использовать речевые умения и навыки, а также от общей коммуникативной компетентности . Сюда включаются жестикуляция, выражение лица, взгляд, голос, степень речевого воздействия, речевые навыки, фонетические особенности, произношение, артикуляция, интонация и т.д.

Основные критерии оценки коммуникативной компетенции:

1)психофизиологические особенности . Оратор должен обладать комплексом специфических психофизиологических свойств, необходимых для успешного выполнения своей социальной роли. Это такие интеллектуальные качества, как гибкость, критичность, самокритичность; волевые качества: настойчивость, решительность, самообладание; эмоциональные качества: устойчивость, импульсивность, жизнерадостность; коммуникативные качества: доброжелательность, общительность, скромность, такт; деловые качества: организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность.

2)социальная характеристика и статус личности

Здесь учитываются образование, возраст, пол, происхождение, статус. Иерархия социальных ролей оказывает непосредственное влияние на речевые возможности индивида и определяет его социальную идентификацию, которая происходит постоянно.

3) культурный фонд личности: все наши знания и ценности, нравственные императивы и идеалы. Коммуникация успешна только тогда, когда в дискурсе актуализируются значимые фрагменты культурного фонда участников и они совместимы.

4) языковая компетенция как полноценное владение языком. Это набор умений и навыков, позволяющих отличать правильные в языковом отношении варианты от неправильных, выбирать из множества средств выражения мысли те, которые наиболее соответствуют ситуации общения и выражают личностные характеристики. На основе этих характеристик можно составить речевой портрет личности.

Все эти стороны личности оратора направлены на то, чтобы он умел понять аудиторию, предвидеть ход взаимодействия с ней и его результаты, организовать познавательную деятельность слушателей, управлять их вниманием и поведением в процессе речевого общения. Эти качества выражены у разных ораторов в разной степени, их сочетание с природными темпераментом, особенностями характера, опытом дают нам многообразие индивидуальных стилей, определяют успех любого выступления.

И в заключение приведем «Десять заповедей оратора» по Иржи Томану (цит. 41, с. 45) как итог всего вышесказанного:

1. Будь внимателен и благожелателен к своим слушателям.

2. Развивай свои речевые умения и навыки.

3. Будь убежден в необходимости того, о чем говоришь.

4. Владей своими эмоциями, но не будь бесстрастен.

5. Заботься о точности формулировок и логичности суждений.

6. Используй разговорную речь.

7. Избавляйся от речевого балласта, бессодержательности и фразерства.

9. Работай над дикцией.

10. Пользуясь словом, не забывай также о жестах, мимике, взгляде.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Вам предстоит выступать? Не знаете, с чего начать подготовку? В этой статье разберем особенности построения публичного выступления. Научимся правильно держать себя на публике и подавать «товар лицом».

Вот так просто. Выйти к микрофону и сказать несколько слов. Почему многие теряются? Даже бывалые ораторы признаются, что испытывают страх и волнение перед выходом.

Представьте. Аудитория – это один большой человек. И этот человек требует к себе вашего внимания и уважения. Вам требуется найти подход к этому «большому человечищу», расположить к себе – и успех в кармане.

Оратор должен предстать перед слушателем как яркая неординарная личность. Проявите свой творческий потенциал. Даже самое коротенькое выступление требует тщательной подготовки.

Образ и идея

Подготовка публичной речи начинается с выбора темы, которая должна быть актуальной и интересной. Подумайте, какой цели хотите достичь: подтолкнуть слушателя к действию, развлечь или дать информацию к размышлению. Цель записываем коротко на бумаге.

Придумываем образ – предмет или действие, с которым у зала будет ассоциироваться тема выступления.

За материалом для выступления обратитесь к литературным источникам. Хорошая речь подразумевает опору на аргументы и реальные факты. Подборку цитат и выдержек из книг лучше делать заранее, чтобы выработать свое отношение к теме.

Логика

Пора взяться за композиционно-логическое построение речи. Композиция – это логика нашего выступления, определенный порядок, в котором факты предстанут перед слушателем.

Наша задача – составить тезисный план, в котором расположение и соотношение отдельных частей будет предельно логичным и целесообразным. План может быть кратким или развернутым.

Надеюсь, вам не надо объяснять, что тезис – это короткая фраза, отображающая основной смысл? Из всех тезисов выделяем главный. Это решение поставленной в речи задачи и его мы озвучим в последнюю очередь.

При составлении плана придерживаемся схемы:

  1. Зачин (вступление);
  2. Основная часть (аргументы и доводы);
  3. Финал.

Фактор внимания

Если вы думаете, что вас как оратора будут слушать на протяжении двух часов с удвоенным вниманием и раскрытым ртом, то заблуждаетесь. Увы, человеческому вниманию свойственно непостоянство, а потому фактура вашего выступления должна быть организована дискретно. Это как?

А так. Только наш уважаемый слушатель приготовился засыпать или в окно смотреть, а вы ему – раз! – интересную новость преподносите или «в лоб» спрашиваете о чем-нибудь. Можно и анекдот рассказать, если в тему будет.

Чтобы поддерживать внимание аудитории в тонусе, каждые 10 минут вставляйте в свою речь:

  • Наглядный пример из жизни;
  • Новый образ;
  • Неожиданным высказыванием в стиле хиазм или антитеза (см. статью )
  • Вопрос, обращенный к залу;
  • Показ новой картинки (слайда), схемы.

Общее время выступления должно составлять не более 45 минут. Далее происходит утомление мозга, внимание резко падает.

Важная часть

В любой речи есть две самые важные точки, влияющие на успех выступления, а также на имидж самого выступающего. Хотите знать, какие? Первая точка – вступление, вторая – завершение речи.

Вступление – это первые несколько минут, когда публика знакомится с вами. Ваша визитная карточка – это первые 2-3 фразы из ваших уст. Поприветствуем зал,а далее выдаем затравку: парадокс, актуальную проблему или короткий рассказ о реальных событиях.

Пробуждаем интерес зала с первых минут с помощью:

  • Оригинальной цитаты;
  • Истории из жизни;
  • Остроумной шутки.

Ого, слушатель «навострил ушки», ждет продолжения. Самое время приступить к банкету к основной части доклада.

Завершаем речь на позитивных нотах, обобщаем основные идеи выступления, подводим итоги. Призываем к действию, если это предусмотрено целью речи. Здесь ставка на обаяние, выразительность и эмоции.

Фразы, которые прозвучат последними, автоматически запишутся в памяти аудитории. В дальнейшем слушатель будет соотносить с этими фразами ваш ораторский образ.

Аудитория

В процессе подготовки речи обратите внимание на состав, возраст и социальный круг аудитории, перед которой вам придется выступать. Нет ли запретных тем? Какие цели и общие интересы связывают присутствующих? На это нужно опираться.

Следует учесть, чем больше человек присутствует в зале, тем больше они реагируют на внешность оратора, а не на содержание выступления. И тем труднее слушателям сосредоточиться.

Вывод: учебные лекции, а также научные доклады проводим там, где в зале сидит не более 30 человек.

Как держаться на публике?

Подготовка завершена. Надеюсь, вы не поленились вызубрить и прорепетировать текст несколько раз? Итак, пробил долгожданный час.

Входим в зал спокойным шагом, излучаем уверенность. Никакой суеты и робости, спокойствие и только спокойствие... Ваши эмоции передаются залу, не будем об этом забывать.

Становимся на середину, ближе к краю сцены. Развернув плечи, улыбаемся и стоим в открытой позе, позволяя аудитории разглядеть нас. Всегда будьте на виду, в точке центра. Возьмите на заметку основные правила публичного выступления:

  1. Говорим предельно кратко и по делу, пропуская подробности и лишние вводные слова. Если что-то будет непонятно – слушатель спросит.
  2. Не частим и не растягиваем слова. Оптимальный темп речи 110 слов в минуту.
  3. Желательно придерживаться разговорного стиля (если, конечно, это не научный симпозиум и не собрание профессоров). Навряд ли обычный слушатель расценит навороченные фразы или обилие узкопрофессиональных терминов в речи, зато ваше умение говорить на грамотном русском языке будет замечено сразу.
  4. Поддерживаем диалог с залом, время от времени обращаемся с вопросом к публике.
  5. Контролируем положение тела при выступлении – верхняя часть туловища подается чуть вперед в легком поклоне, мышцы расслаблены. Вы даете понять публике, что настроены дружелюбно.

  1. Следим за интонацией своего голоса и жестами рук. Интонация должна соответствовать содержанию текста, а движения рук должны быть четкими, быстрыми и выразительными.
  2. Хороший оратор произносит текст речи по памяти, при этом его глаза следят за реакцией публики, переходя с передних рядов на задние и обратно.

Как провести презентацию?

Презентация – это отличный способ представить товар или компанию в выгодном свете. Для убедительного выступления вам придется стать экспертом в своей области, изучить всю информацию, касающуюся предмета выступления, досконально разобраться во всех нюансах.

В чем нуждается аудитория, которая будет вас слушать? Что получит слушатель, используя продукт? В чем выгода сотрудничества с компанией?

Всю полезную информацию постарайтесь донести в сжатом виде. Позаботимся о схемах и красочных слайдах. Графическая информация быстрее запоминается и усваивается.

Принципы использования слайдов в устной презентации:

  • Максимум картинок и минимум текста. На один слайд – не более 9 слов, отображающих суть;
  • Эффекты анимации лучше отключить, как отвлекающий внимание фактор;
  • Используем правило Трех: каждый слайд – три основных момента;
  • Крупный читабельный шрифт;
  • Необычные и легко запоминающиеся заголовки.

Сколько слайдов использовать? На каждые две минуты выступления рассчитываем один слайд. Проговорив 10-12 минут, остальное время уделите ответам на вопросы зала.

Ответы на вопросы

Прежде, чем отвечать на очередной заданный вам вопрос, продублируйте его содержание перед залом и выдержите паузу 3-4 секунды. Таким образом вы будете производить впечатление уверенного в себе и достаточно компетентного оратора.

Глупые и провокационные вопросы никто не отменял, раздражаться на подобные неожиданности не стоит. Лаконично ответив, тут же переходите к следующему человеку.

Завершаем презентацию ярким мотивирующим призывом, побуждающим к действию. Короткое двустишие или слоган, продекламированные на высоких тонах и сопровожденные уверенным жестом выступающего позволят достичь максимального эффекта.

Заключение

Как видите, в подготовке и проведении выступления нет ничего сложного. Все, что требуется – это грамотно написать текст, отрепетировать его и с достоинством выйти на сцену. Как говориться, ловкость рук – и никакого мошенничества!

Хватило бы терпения на подготовку, а результат приложится. Хотите быстро овладеть основами ораторского искусства и обрести репутацию убедительного оратора?

Рекомендую прочесть книгуЕвгении Шестаковой «Говори красиво и уверенно» . Упражнения просты и достаточно эффективны, дается необходимая теория. Не забывайте уделять время постановке техничного голоса и дыхания – об этом видео курс Е.Пестеревой «Язык мой – друг мой»

Подписавшись на обновления блога, вы сможете получить анонс свежих статей. Много интересного впереди. Желаю вам творческого подъема и вдохновения!

Всем пока. С уважением, Юрий Окунев.

Хотите стать успешным человеком и достичь больших высот в бизнесе? Тогда учитесь общаться с людьми! На пути к вершине карьерной лестницы вам не раз придется произносить речь перед большой аудиторией слушателей. Чтобы такое мероприятие прошло для вас максимально успешно, нужно предварительно изучить особенности публичного выступления.

Чтобы избавиться от лишних страхов и неуверенности в себе очень тщательно готовьте свою речь, учитывайте даже самые мелкие, на первый взгляд незначительные нюансы.

Организация публичного выступления, как правило, начинается с подготовки текста речи. Вне зависимости от вашей специализации, речь должна быть четко сформулированной и правильно составленной.

Иногда выступление на публике занимает очень много времени и выучить наизусть длинный текст не представляется возможным. Мастера ораторского искусства утверждают, что делать этого и не нужно. Для правильного построения публичного выступления перепишите свой текст на бумагу, а затем кратко сформируйте план. Это поможет вам понять, насколько логична и последовательна ваша речь.

Чтобы выступать перед большой аудиторией без страха и сомнения, нужно досконально разбираться в теме своей лекции. Если вы уверенны, что знаете предмет дискуссии хорошо, то сможете рассказать о нем, используя только простой план речи.

Чтобы упростить себе задачу, во время подготовки выступления воспользуйтесь советами опытных ораторов.

  1. Начало любой речи – это одна из самых важных составляющих выступления на публике. С первых минут вы должны произвести на людей приятное впечатление, заинтересовать их своими словами. В качестве яркого вступления можно использовать какую-либо известную цитату или афоризм. Пообещайте слушателям рассказать в процессе выступления очень важный «секрет» и они будут слушать вас очень внимательно. Избегайте общих фраз, неуместного юмора, никогда не извиняйтесь за какие-то свои недочеты или забывчивость.
  2. Психологические особенности публичного выступления предусматривают использование в тексте речи специальных приемов для привлечения внимания слушателей. Ваш доклад или лекция будет считаться успешной только в том случае, если вы сумеете удержать внимание слушателей от начала и до самого конца выступления. Если вы будете «играть» с эмоциями зрителей, можете быть уверенны, что они обязательно запомнят вас, поймут смысл сказанного вами. Не нужно часто «якать» и заострять внимание на собственных достижениях. Идеальный оратор должен быть скромным, с чувством собственного достоинства.
  3. Выделите в вашей речи несколько важных ключевых слов, и повторяйте их время от времени. Тогда главная мысль выступления отложится в памяти слушателей.
  4. Финал речи не менее важен, чем вступление. В последней части своего выступления вы можете активно использовать цитаты, афоризмы, удачные шутки. Не забудьте поблагодарить слушателей за то, что они внимательно выслушали вашу речь.
  5. Чтобы конец вашего доклада не показался аудитории слушателей смазанным и неуверенным, ни в коем случае не показывайте окружающим свою усталость. Будет идеально, если последний блок вы прочитаете наизусть.

Оратор должен не просто читать доклад, но и активно взаимодействовать с аудиторией. Обязательно учитывайте реакцию публики на ваши слова. Заранее подготовьте несколько вариантов финала, и используйте тот или иной блок, в зависимости от настроения слушателей.

Психологические особенности

Даже идеально подготовленная речь не принесет результата, если вы сами не будете верить в то, о чем говорите. Во время процесса подготовки обязательно учитывайте психологические особенности публичного выступления. Известные ораторы утверждают, что на слушателей действует не то что вы говорите, а то как вы это говорите. Всегда помните о том, что на вас устремлено множество глаз. Публичное выступление – это не обычная беседа между людьми в неформальной обстановке. Чтобы научиться правильно себя держать на сцене, воспользуйтесь следующими полезными советами.

  • Тема вашего доклада должна быть вам интересна и близка. Если вы прочувствуете на себе всю важность того, что хотите донести до слушателей, то сможете сделать свою речь эмоциональной и интересной. Постарайтесь отыскать самую актуальную тему для обсуждения, которая затрагивает каждого слушателя в аудитории.
  • Имейте в виду, что зрители могут в любой момент задать вам очень неожиданный и сложный вопрос по теме лекции. Чтобы не растеряться и не впасть в ступор, нужно досконально изучить предмет, прочитайте тематическую литературу. Не используйте термины, значения которых вы не знаете.
  • Идеальный оратор должен быть предельно внимательным и уверенным в собственных знаниях. Чтобы выступление прошло «на ура» вы должны максимально успокоиться и расслабиться. Правильная одежда, багаж знаний и практического опыта – все это поможет оратору достичь желанной цели.
  • Донести свою мысль до слушателя можно не только при помощи слов, но и используя невербальные методы – жесты, интонацию, мимику.
  • У каждого публичного выступления должна быть своя конкретная цель. Если она актуальна и вы хотите ее достичь, то сможете сделать все, чтобы ваша речь была убедительной и запоминающейся.

Психология публичного выступления на самом деле не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Оратору для достижения успеха достаточно хорошо выучить речь, держаться на сцене свободно, говорить громко, внятно, правильно расставляя акценты.

Помните, что ни один зритель не захочет смотреть на закомплексованного, неуверенного в себе человека, который что-то невнятно бубнит себе под нос. Это явно не образ успешного человека, которому хочется подражать.

Судебная речь имеет несколько важных отличий от любого другого выступления на публике. Особенностями публичного выступления юриста можно считать:

  • Высокий профессионализм;
  • Краткость;
  • Подтверждение предположений фактами (процессуальная аргументированность).

Произнося речь в суде, юрист обращается к судье, а также ко всем присутствующим в зале. Рассмотрим основные нюансы такого мероприятия.

  • Вне зависимости от того, на какой стороне вы выступаете – обвинения или защиты, ваша речь должна быть направлена на поиск объективного и правдивого заключения, обоснованного фактами, аргументированного.
  • Главная цель выступления юриста на суде – формирование у судейской коллегии и присяжных полного убеждения в виновности или невиновности подсудимого.
  • В процессе выступления юрист должен задавать как можно больше провокационных вопросов, и анализировать ответы на них.

Чтобы добиться поставленной цели при помощи публичного выступления в суде, юрист должен предварительно проделать большую работу – собрать как можно больше информации о деле, найти свидетелей преступления, опросить понятых и т.д.

По мимике и жестам оратора во время произнесения речи можно многое понять. Вы обязательно должны учитывать тот факт, что движения вашего тела могут рассказать даже больше, чем ваши слова. Если хотите выступить идеально, продумайте все до мелочей, постарайтесь делать только выверенные и осознанные жесты.

Движения тела человека могут быть условными и не условными. Второй вариант чаще всего используется профессиональными ораторами. Во время выступления вы можете задействовать следующие жесты руками:

  • Указывающие. Помогут обратить внимание аудитории на дополнительные наглядные примеры – слайды, диаграммы, таблицы и пр.
  • Подчеркивающие. При помощи таких жестов можно обратить внимание аудитории на важный тезис. Чтобы добиться желаемого эффекта, такое движение нужно дополнить изменением интонации.
  • Ритмичные – выражаются мимикой и движениями рук. Позволяют передать публике настроение оратора.
  • Передающие. При помощи простых движений рук можно показать размер предмета или его форму. Слишком часто использовать не рекомендуется, так как зрители могут решить, что у вас не хватает словарного запаса, чтобы выразить мысль до конца.

Когда выступает оратор, аудитория в основном воспринимает его речь на слух. Если же вы хотите активизировать еще и зрительное восприятие людей, используйте свой голос и жесты на полную. Так вы сможете взбодрить слушателей и привлечь их внимание. Если не знаете, как это сделать правильно, выполните дома во время подготовки к выступлению несколько простых упражнений.

  1. Станьте перед зеркалом и произнесите какую-либо фразу без движений. Затем попробуйте повторить эти же слова, сопроводив их эмоциональной окраской и жестами – просьбой, жесткостью, разочарованием.
  2. Выучите не менее 5 разных жестов и представьте как они будут выглядеть в контексте вашего выступления. Произнесите свою речь перед зеркалом. Движения вашего тела дополняют слова эмоциями. Такое выступление не останется незамеченным, и запомнится каждому.

Помните о том, что для достижения желаемой цели нужно много и упорно трудиться. У вас может не все получиться с первого раза. Это не повод расстраиваться и опускать руки. Если ваше неудачное выступление снималось на видео, просмотрите его в записи. Проанализируйте все ошибки, чтобы в будущем избежать обидных промахов.

Для формирования благоприятного выступающему особенно важны первые минуты контакта с аудиторией. На этом этапе речевого состязания выступающий сможет «выиграть», только овладев навыками эффектного «вхождения» в речь (первые 3-5 минут), когда голос оратора воспринимается комфортно, с удовольствием. Более 38 % передаваемой в устном общении информации обеспечивает интонация оратора. Если, предположим, оратор находится в состоянии эмоционального возбуждения, излишнего волнения, страха, депрессии, усталости, то по закону эмоционального «заражения» у его слушателей тоже возникнут аналогичные (и нежелательные для них) ощущения. Здесь главное — расположить к себе слушателей, увлечь их темой предстоящего выступления, заинтересовать собой как неординарной личностью. При этом можно использовать следующие приемы:

  • сопереживание;
  • парадоксальное начало;
  • неожиданный вопрос;
  • интригующее описание;
  • интересный или необычно поданный факт;
  • оригинальная цитата;
  • комплимент всем собравшимся;
  • наглядный пример;
  • шутка;
  • обращение к непосредственным интересам аудитории.

Возможную реакцию аудитории на будущее выступление можно предугадать, заранее составив социальный портрет слушателя:

  • социальный состав аудитории (если она неоднородна, нужно выделить наиболее многочисленные группы);
  • количественный состав аудитории (2-4 человека, 12-15 человек, 40-50 человек);
  • приблизительный возраст слушателей;
  • круг особых интересов аудитории и набор «запретных тем», обсуждение которых в данной аудитории нежелательно;
  • характер образования аудитории, вкусы, пристрастия, потребности.

Кроме того, надо ответить на вопросы: почему и зачем собрались слушатели? Как выступление связано с их интересами и потребностями? Чего они ждут от выступления? Где, когда и как они могут использовать полученную информацию?

  • входите в аудиторию уверенно, спокойно, демонстрируя доброжелательность по отношению к слушателям. Важно всем своим видом убедить их в том, что вам как оратору есть, что сказать, и вы знаете, как это сделать именно в этой аудитории;
  • дайте возможность слушающим вас рассмотреть. Встаньте так, чтобы аудитория вас хорошо видела, и вы сами легко могли бы «встретиться» взглядом со всеми (по возможности) присутствующими в аудитории. Эта тактика позволит создать у каждого слушателя впечатление, что вы будете выступать именно для него, и даст сигнал для аудитории к управлению своим вниманием;
  • рассматривая аудиторию, еще раз подкорректируйте ее социальный портрет, созданный на этапе подготовки выступления. При этом скройте ваше «исследование» слушателей за приветливой улыбкой, дружеской репликой, доброжелательным приветствием. Если ваше выступление начинается в дружественной манере, даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

В ходе многовековой риторической практики выяснилось, что человек психологически не способен слушать оратора более 45 мин (так возник «академический час» в системе обучения). Первые 5-10 мин человек слушает, не отвлекаясь. Затем необходимо привлекать его внимание, вставляя в свою речь каждые 5-10 мин какую-то легкую реплику — шутку, анекдот, яркий пример. В итоге аудитория позднее свяжет выступление воедино в своей памяти с помощью таких «легкомысленных» связок.

Поддерживать и направлять внимание слушателей помогает правильно выбранный темп речи — для выступающего 100-120 слов в мин. При такой скорости слушатели вполне успевают следить за ходом мыслей выступающего.

В памяти слушателей сохраняются дольше и прочнее отдельные идеи и фразы в речи оратора, если они эффектно отделены границами — переменой позы, жестом, паузой, изменением громкости голоса, его высоты, интонации. Здесь важно избежать категоричности утверждений, для чего применяют такие приемы, как вводные слова (возможно, вероятно, видимо), вопросы в форме утверждения «Не кажется ли вам, что...?», обращения (дорогие друзья, уважаемые коллеги). Подобные фразы не фиксируются в сознании слушателей, но в подсознании формируют позитивное отношение к выступающему.

На заключительном этапе выступления оратор должен закрепить в эмоциональной памяти слушателей впечатление от увиденного и услышанного. Поэтому разумно повторить ключевые моменты выступления, прибегнуть к выразительной цитате, афоризму (краткому и меткому изречению). Финальные слова опытный оратор всегда скажет «на подъеме», с оптимистической ноткой, чтобы оставить в этом состоянии уходящих слушателей. В заключительной части выступления следует: обобщить самое существенное в выступлении, усилить впечатление, закрепить сказанное, поставить конкретные задачи. Нельзя выносить в заключение какие-то новые мысли и новые факты, так как они не будут восприняты.