Первые князья на Руси. Политика первых князей Руси. Великие князья древней руси

Согласно источникам истории, Древнерусское государство относится к раннефеодальным державам. При этом тесно переплетаются старые общинные формации и новые, которые земли Руси заимствовали у других народов.
Первым князем на Руси стал Олег. Он был родом из варягов. Держава, которую он создал, была, на самом деле, лишь очень своеобразным объединением поселений. Он стал первым князем Киева и «под его рукою» пребывало множество вассалов – местных князей. В процессе своего правления, он желал ликвидировать мелкие княжения, создав единое государство.
Первые князья на Руси выполняли роль полководцев и не только управляли ходом битвы, но также самолично принимали в ней участие, при чем достаточно активное. Власть была наследственной, по мужской линии. После князя Олега правил Игорь Старый (912-915 гг.). Считается, что он является сыном Рюрика. После власть перешла к князю Святославу, который еще был ребенком малым и, потому, при нем регентшей стала мать – княгиня Ольга. За годы правления, эту женщину по праву считали разумной и справедливой правительницей.
Исторические источники указывают, что примерно в 955 году княгиня отправляется в Константинополь, где принимает христианскую веру. Когда она вернулась, то официально передала власть в руки подросшего сына, который был правителем с 957 по 972 год.
Целью Святослава было приблизить страну к уровню мировых держав. За время своего воинствующего правления, этот князь сокрушил Хазарский каганат, разбил печенегов под Киевом, осуществил два военных похода на Балканы.
После его смерти, наследником был Ярополк (972-980 гг.). Тот начал ссору со своим братом – Олегом за власть и начал вести против него войну. В этой войне Олег погиб, а его войско и земли перешли во владения брата. Через 2 года еще один князь – Владимир решил пойти войной на Ярополнка. Их самое ярое сражение произошло в 980 году и закончилось победой Владимира. Ярополк спустя время был убит.

Внутренняя политика

Внутренняя политика первых русских князей осуществлялась следующим образом:
У царя были главные советники – дружина. Она делилась на старшую, членами которой были бояре и богатые мужи и младшую. В состав последней вошли детские, гриди и отроки. С ними князь советовался по всем вопросам.
Княжеская дружина осуществляла мирской суд, сбор судебных пошлин и дани. В процессе развития феодализма, большинство дружинников являлось владельцами различных земельных угодий. Они закабаляли крестьян и таким образом создавали собственное доходное хазяйство. Дружина представляла собой уже сформированный феодальный класс.
Власть князя не была безгранична. В управлении государства принимал участие и народ. Вече, народное собрание, существовало в период с IX-XI вв. Даже гораздо позже народ собирался для принятия важных решений в некоторых городах, в том числе и в Новгороде.
Для укрепления позиций Русского государства были приняты первые правовые нормы. Самыми ранними их памятниками стали соглашения князей Византии, которые относятся к 911-971 гг. В них содержались законы о пленных, праве наследования и собственности. Первым сводом законов является «Русская правда».

Внешняя политика Руси

Основные задачи Русских князей во внешней политике было:
1. Защитаторговообразованных путей;
2. Заключение новых союзов;
3. Борьба с кочевниками.
Особое государственное значение имели торговые отношения между Византией и Русью. Любые попытки Византии ограничить торговые возможности союзника, заканчивались кровопролитными столкновениями. Для того чтобы добиться торговых соглашений с Византией, князь Олег осадил Византию и потребовал подписания соответствующего договора. Произошло это в 911 году. Князь Игорь в 944 году заключил еще один договор торгового характера, который сохранился до наших дней.
Византия постоянно стремилась столкнуть Русь с другими государствами для ее ослабления. Таким образом, Византийский князь, Никифор Фока решил воспользоваться войсками киевского князя Святослава, чтобы тот пошел войной на Дунайскую Болгарию. В 968 году занял множество городов по берегам Дуная, в том числе и Переяславец. Как видно, ослабить русские позиции византийцу не удалось.
Успех Святослава оскорбил Византию, и та отправила на захват Киева печенегов, военные силы которых были активированы в результате дипломатического соглашения. Святослав вернулся в Киев, освободил его от захватчиков и пошел войной на Византию, заключив союз с царем Болгарии – Бориса.
Теперь борьбу с русской мощью возглавил новый царь Византии Иоан Цимисхий. Его дружины потерпели поражение уже в первой битве с русскими. Когда войска Святослава дошли до самого Андрианаполя, Цимисхий заключил со Святославом мир. Последний крупный поход на Византию произошел в 1043 году, как утверждают исторические источники – из-за убийства русского купца в Константинополе. Кровопролитная война продолжалась несколько лет, пока в 1046 году не был подписан мир, следствием которого стало заключение брака между сыном русского князя Ярослава Всеволодовича и дочери византийского императора Константина Мономаха.

Княжеский род традиционно считается по прямой мужской линии, поэтому для первых русских князей генеалогическое древо будет выглядеть так:

Деятельность первых русских князей: внутренняя и внешняя политика.

Рюрик.

Первый из русских князей, положивший начало династии. Пришел на Русь по призыву новгородских старейшин вместе с братьями, Трувором и Синеусом, а после их гибели правил всеми землями вокруг Новгорода. К сожалению, о свершениях Рюрика почти ничего не известно - летописей того времени не сохранилось.

Олег.

После смерти Рюрика в 879 году княжение перешло к одному из его военачальников - Олегу, поскольку сын Рюрика был еще слишком мал. Князь Олег внес большой вклад в создание русского государства: при нем в 882 году был присоединен Киев, затем Смоленск, открыт путь «из варяг в греки», присоединены древлянские и некоторые другие племена.

Занимался Олег и развитием экономических отношений - его поход на Царьград, или Константинополь, закончился подписание мирного торгового договора. За мудрость и проницательность князя Олега прозвали «вещим».

Игорь.

Сын Рюрика, вступивший в княжение в 912 году после смерти Олега. Наиболее известна история его гибели - попытавшись собрать дань с древлян во второй раз, Игорь поплатился за жадность и был убит. Однако к годам правления этого князя относятся также новые походы на Византию - в 941 и 944 годах - еще один мирный договор с этой державой, присоединение племен угличей, успешная оборона границ от печенежских набегов.

Ольга.

Вдова князя Игоря стала первой женщиной-княгиней на Руси. Жестоко отомстив древлянам за смерть мужа, она тем не менее установила четкий размер дани и места для ее сбора. Первой попыталась привести христианство на Русь, однако Святослав и его дружина воспротивились новой вере. Христианство было принято только при князе Владимире - внуке Ольги.

Святослав.

Сын Игоря и Ольги, князь Святослав, вошел в историю, как правитель-воин, правитель-солдат. Все его правление состояло из непрерывных военных походов - на вятичей, на хазар, на Византию, на печенегов. Военная мощь Руси при нем окрепла, и тогда Византия, объединившись с печенегами, атаковала войско князя на Днепре, когда Святослав возвращался домой из очередного похода. Князь был убит, а из его черепа предводитель печенегов сделал чашу.

Итоги правления первых князей.

Всех первых правителей Руси объединяет одно - так или иначе они занимались расширением и укреплением молодого государства. Менялись границы, заключались экономические союзы, князья старались навести порядок внутри страны, устанавливая первые законы.

Деятельность первых русских князей была подчинена двум основным целям: распространить свою власть на все восточнославянские племена и наладить торговлю.

Первым князем Руси был Олег. Он наладил торговые отношения с Византией, захватил торговый путь «Их варяг в греки». В 907 и 911 годах совершил 2 похода на византийцев, итогом которых стал торговый договор, выгодный для русских купцов.

В 912 году он умирает и править начинает Игорь. Первым делом он подчинил древлян. Позже 941и 944 он совершает 2 похода на Византию, первый был не удачный, а в ходе второго был заключен торговый договор с Византией. В 945 году князя убивают древляне. Игорь дважды пытался собрать с них дань, за что и поплатился. В Киеве остается его жена Ольга и малолетний сын Святослав. С 945 по 957 правит Ольга, взявшая регентство над своим сыном. Она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. После этого княгиня точно установила размер дани, определила места сбора дани – погосты.Также она изменила порядок сбора дани, теперь ее собирали специально назначенные князем люди. Это была первая на Руси реформа. В 957 Ольга принимает Христианство в Византии, а по возвращению отдает правление своему сыну.

Святослва присоединил к Руси земли вятичей, совершил 2 удачных похода на хазар (965-969), разгромив два их главных города Семендер и Саркел. Позже князь захватил устье реки Кубань и побережье Азовского моря. На Таманском полуострове образовал новое княжество –Тмутараканское.В 968 по просьбе византийского царя выступил против булгар, захватил ряд их городов, в том числе Переславец.Весной 971 воевал с византийцами.Война была тяжелой для обоих сторон и был подписан мирный договор. Святослав возвращается в Киев, отказавшись о тбулгарских земель. Во время возращения домой,в 972 году, Святослав вместе со своей дружиной был убит печенегами.

Походы князей значительно расширили территорию Руси. Так же они помогли наладить торговлю с Византией.

2.Принятие христианства на Руси причины и значение

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг - на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К то­му же в этот период православие утверждалось в славянской Бол­гарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языко­вом отношении были родственны населению Киевской Руси. Че­рез болгарские богослужебные книги и болгарских священнослу­жителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Принятие христианства способст­вовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси,которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. Устанавливает­ся тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинает­ся оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви переда­ются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

Первый князь Киевской Руси – кто это?

Древние племена, которые расположились по всему великому водному пути, что связывал всю Восточно-Европейскую равнину, были объединены в одну этническую группу, которая называлась славяне. Славянами считали такие племена, как поляны, древляне, кривичи, ильменские словене, северяне, полочане, вятичи, радимичи и дреговичи. Наши предки возвели два величайших города – Днепр и Новгород – которые во время установления государства уже существовали, но не имели какого-либо правителя. Родоначальники племен постоянно ссорились и дрались друг с другом, не имея никакой возможности найти «общий язык» и прийти к единому решению. Было решено призвать княжить их землями и народом забалтийскими князями, братьями по имени Рюрик , Синеус и Трувор. Это были первые имена князей, которые вошли в летопись. В 862 году братья князья поселились в трех больших городах – в Белоозере, в Новгороде и в Изборске. Народ же из славян превратился в руссов, так как название племени варяжских князей (а братья были варягами) называлось Русь.

История князя Рюрика – другой вариант событий

Мало кто знает, но существует ещё одна старая легенда о возникновении Киевской Руси и о появлении её первых князей. Некоторые историки предполагают, что летопись была неправильно переведена в некоторых местах, и если посмотреть на иной перевод, то получается что к славянам приплыл только князь Рюрик. «Сине-хус» на древнескандинавском означает «род», «дом», а «тру-вор» - «дружина». В летописи говориться, что братья Синеус и Трувор якобы погибли по неясным обстоятельствам, так как упоминание о них в летописях исчезает. Возможно, просто теперь «тру-вор» была указана, как «дружина», а «сине-хус» уже упоминался как «род». Вот так несуществующие братья умерли в летописи и появилась дружина с родом Рюрика.

Кстати говоря, некоторые ученые утверждают, что князь Рюрик был не кем иным, как самим датским конунгом Рёриком Фрисландским, которые совершил огромное количество удачных набегов на своих воинственных соседей. Именно по этой причине славянские племена и призвали его править их народом, ведь Рёрик был отважен, силен, бесстрашен и умен.

Правление князя Рюрика на Руси (862 – 879)

Первый князь Киевской Руси, Рюрик, был не просто толковым правителем на протяжении 17 лет, а родоначальником княжеской династии (ставшей годы спустя царской) и основателем государственного строя, благодаря которому Киевская Русь стала великим и могущественным государством не смотря на то, что была основана совсем недавно. Так как новообразовавшееся государство ещё не было до конца сформировано, Рюрик большую часть своего правления посвятил захвату земель путем объединения всех славянских племен: северян, древлян, смоленских кривичей, племя чудь и весь, псовских кривичей, племя меря и радимичей. Одно из его самых больших достижений, благодаря которому Рюрик укрепил свой авторитет на Руси – подавление восстания Вадима Храброго, которое произошло в Новгороде.

Помимо князя Рюрика, было ещё двое братьев, сродников князя, которые правили в Киеве. Братьев звали Аскольд и Дир, но если верить легендам, Киев существовал задолго до их правления и был основан тремя братьями Кием Щеком и Хоривом, а также их сестрой Лыбедью. Тогда Киев ещё не имел на Руси главенствующего значения, и резиденцией князя был Новгород.

Князья Киева – Аскольд и Дир (864 – 882)

Первые киевские князя в историю вошли лишь частично, так как в «Повести минувших лет» о них было очень мало написано. Известно, что они были дружинниками князя Рюрика, но потом ушли от него вниз по Днепру в Царьград, но, овладев по пути Киевом, решили остаться тут княжить. Подробностей об их правлении не известно, но есть записи об их смерти. Князь Рюрик после себя оставил правление на малолетнего сына Игоря, а пока тот не вырастет, князем был Олег. Получив власть в свои руки, Олег и Игорь отправились в Киев и в заговоре убили киевских князей оправдываясь тем, что те не принадлежали княжескому роду и не имели права княжить. Правили они с 866 года по 882 год. Таким были первые киевские князя – Аскольд и Дир.

Князя древней Руси – правление князя Олега Вещего (879 – 912)

После смерти Рюрика власть перешла к его дружиннику Олегу, которого вскоре прозвали Вещим. Олег Вещий управлял Русью до тех пор, пока сын Рюрика, Игорь, не станет совершеннолетним и не сможет стать князем. Именно во время правления князя Олега Русь получила такое могущество, что ему могли позавидовать такие великие государства, как Византия и даже Константинополь. Регент князя Игоря приумножил все те достижения, которых добился князь Рюрик, и обогатил Русь ещё больше. Собрав под своим началом огромное войско, он пошел вниз по реке Днепр и завоевал Смоленск, Любеч и Киев.

Населявшие Киев древляне после убийства Аскольда и Дира признали Игоря своим законным правителем, и Киев стал столицей уже Киевской Руси. Олег признавал себя русским, а не чужеземным правителем, таким образом став первым истинно русским князем. Поход Вещего Олега на Византию закончился его победой, благодаря чему русы получили выгодные льготы на торговлю с Константинополем.

Во время своего похода на Константинополь, Олег проявил небывалую «русскую смекалку», приказав дружинникам прибить к кораблям колеса, за счет чего те смогли с помощью ветра «поехать» по равнине прямо до ворот. Грозный и могущественный правитель Византии по имени Лев VI, сдался, и Олег, в знак своей безукоризненной победы, прибил свой щит к самим вратам Константинополя. Это был очень воодушевляющий символ победы для всей дружины, после чего его войско с ещё большей преданностью шло за своим лидером.

Пророчество о смерти Олега Вещего

Умер Олег Вещий в 912 году, правив страной целых 30 лет. О его смерти ходят очень интересные легенды, и даже были написаны баллады. Перед своим походом с дружиной на хазар, Олег встретил на дороге кудесника, который пророчит князю смерть от собственного коня. Волхвы были в большом почете на Руси, и их слова считались истинной правдой. Князь Олег Вещий не был исключением, и после такого пророчества велел привести ему нового коня. Но он любил своего старого «боевого товарища», который прошел с ним не одно сражение, и не мог так просто о нем забыть.

Спустя много лет Олег узнает, что его конь давно ушел в забвение, и князь решает отправиться к его костям, чтобы убедиться в том, что пророчество не сбылось. Наступая на кости, князь Олег прощается со своим «одиноким другом», и почти убедившись в том, что смерть его миновала, он не замечает, как из черепа выползает ядовитая змея и кусает его. Так Олег Вещий и повстречал свою смерть.

Правление князя Игоря (912 – 945)

После смерти князя Олега, правление Русью взял на себя Игорю Рюрикович, хотя по факту он считался правителем уже с 879 года. Вспоминая огромные достижения первых князей, князь Игорь не хотел от них отставать, и поэтому также часто отправлялся в походы. В годы его правления Русь подвергалась множеству нападениям печенегов, поэтому князь принял решение завоевать соседние племена и заставить их платить дань. С данной проблемой он довольно не плохо справился, но вот осуществить свою давнюю мечту и завершить покорение Константинополя так и не удавалось, так как внутри государства все постепенно погружалось в хаос. Могущественная княжья рука ослабела по сравнению с Олегом и Рюриком, и это заметили многие строптивые племена. Например, древляне отказывались платить дань князю, после чего поднялся бунт, который пришлось усмирять кровью и мечем. Казалось бы, что все уже решено, но древляне долго строили план мести князю Игорю, и спустя несколько лет она его настигла. Об этом мы поговорим немного позже.

Не удавалось князю Игорю держать под контролем и своих соседей, с которыми он подписал мирное соглашение. Договорившись с хазарами, что на пути к Каспии те пропустят его войско к морю, а взамен он отдаст половину полученной добычи, князь вместе с дружиной был практически уничтожен на пути домой. Хазары поняли, что превосходят войско русского князя численностью, и устроили жестокое побоище, после которого спастись удалось лишь Игорю и нескольким десяткам его дружинников.

Победа над Константинополем

Это было не последнее его постыдное поражение. Ещё одно он ощутил в сражении с Константинополем, которое также уничтожило в бою практически всю княжескую дружину. Князь Игорь был настолько зол, что чтобы омыть от позора свое имя собрал под своим началом всю свою дружину, хазаров и даже печенегов. Таким составом они двинулись к Царьграду. Византийский император прознал от болгар о приближающейся беде, и по прибытию князя стал просить о помиловании, предложив очень выгодные условия для сотрудничества.

Не долго наслаждался своей блестящей победой князь Игорь. Настигла его месть древлян. Спустя год после похода на Царьград, в составе небольшого отряда сборщиков дани, Игорь отправился к древлянам собирать дань. Но те снова отказались платить и уничтожили всех сборщиков подати, а вместе с ними и самого князя. Так закончилось правление князя Игоря Рюриковича.

Правление княгини Ольги (945 – 957)

Княгиня Ольга была супругой князя Игоря, и за предательство и убийство князя она жестоко отомстила древлянам. Древляне были практически полностью уничтожены, причем без какого-либо ущерба для руссов. Беспощадная стратегия Ольги превзошла все ожидания. Пойдя в поход на Искоростень (Коростень), княгиня и дружила почти год провели в осаде у города. Тогда великая правительница приказала собрать дань с каждого двора: по три голубя или воробья. Древляне очень обрадовались такой низкой дани, и поэтому практически немедля поспешили исполнить приказ, желая этим задобрить княгиню. Но женщина отличалась очень острым умом, и поэтому она приказала привязать по тлеющей пакле к лапке птиц, и отпустить тех на волю. Птицы, неся с собой огонь, вернулись к своим гнездам, а так как раньше дома строили из соломы и дерева, город быстро стал гореть и полностью сгорел дотла.

После своей великой победы, княгиня отправилась в Константинополь и приняла там святое крещение. Будучи язычниками, русы не могли принять такой выходки своей княгини. Но факт остается фактом, и княгиня Ольга считается первой, кто принес христианство на Русь и оставался верен своей вере до конца своих дней. При крещении княгиня взяла имя Елена, и за такую отвагу была возвышена в ранг святых.

Такими были князья древней Руси. Сильны, отважны, беспощадны и умны. Они сумели объединить вечно враждующие племена в один народ, образовать могущественное и богатое государство и прославить свои имена на века.

В статье говорится кратко о великих князьях русской Руси – теме, изучаемой по истории 10 класса. Чем же они были знамениты? Какими были их деяния и роль в истории?

Призванные варяги

В 862 году северо-западные племена восточных славян решили прекратить войны между собой и пригласить независимого правителя, чтобы он справедливо правил над ними. Славянин Гостомысл из племени ильменцев возглавил поход к варягам и вернулся оттуда с Рюриком и его дружиной. Вместе с Рюриком пришли и два его брата - Сиенус и Трувор. Рюрик сел княжить в Ладоге, а через два года, согласно Ипатьевской летописи, построил Новгород. У Рюрика был сын Игорь, который должен был стать князем после его смерти. Наследственность правления стало основанием правящей династии.

Рис. 1. Карта Киевской Руси в 10 веке.

В 879 году Рюрик скончался, а Игорь был еще слишком мал. Регентом выступил Олег - то ли шурин Рюрика, то ли его воевода. Уже в 882 году он захватил Киев, куда перенес из Новгорода столицу Древней Руси. Захватив Киев, Олег установил полный контроль над торговым путем «Из варяг в греки». Олегу удалось заключить выгодный договор с Византией о беспошлинной торговле, что является большим достижением для русской экономики того времени.

В 912 году Олег скончался и Игорь стал Киевским князем. В 914 году Игорь повторно завоевал древлян, установив дань больше Олеговой. В 945 году Игорь, собирая дань с древлян, посчитал, что собрал недостаточно. Вернувшись с малым отрядом для повторного сбора, он был убит в городе Искоростень за свою жадность.

И Рюрик, и Олег, и Игорь сводили свою внутриполитическую деятельность к подчинению окружающих Русь славянских племен и обложением их данью. Их деятельность была в большей степени направлена на проведение военных походов для завоевания авторитета внутри Руси и на международной арене.

Правление Ольги и Святослава

В 945 году Ольга подавила мятеж древлян и отомстила за Игоря, разрушив Искоростень. Ольга оставила внешнюю и начала заниматься внутренней политикой. Она провела первую на Руси реформу, создав систему уроков и погостов - количества дани и мест и времени ее сбора. В 955 году Ольга отправляется в Константинополь и принимает христианство.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Сожжение Искоростня.

Точно не известно, когда к власти пришел Святослав. «Повесть временных лет» говорит о его первом военном походе в 964 году. Святослав был большой поклонник войны и битв, поэтому он продолжил политику своего отца и деда и всю жизнь провел в сражениях, а Ольга от его имени продолжала управлять Русью вплоть до самой смерти. Покорив Болгарию, он перенес столицу в Переяславец-на-Дунае и планировал оттуда управлять молодым государством. Но эти земли находились в сфере интересов Византии, которые в течении года заставили Святослава вернуться на Русь.

Рис. 3. Святослав и Иоанн Цимисхий.

Святослав ненадолго пережил мать. Он погиб недалеко от Днепровских порогов от ятагана печенегов, устроивших ему засаду, когда он возвращался из Болгарии в Киев в 972 году.

Внешняя политика Руси в 9-10 веках

Основным направлением походов первых русских князей оставалась Византия, хотя периодически военные походы осуществлялись и в другие страны. Для освещения этого вопроса составим таблицу Первые русские князья и их деятельность во внешней политике.

Князь

Поход

Год

Итог

Захват Киева и перенос туда столицы

На Константинополь

Заключен выгодный Руси торговый договор

На Константинополь

Флот русов сожжен греческим огнем

На Константинополь

Заключен новый военно-торговый договор

На Бердаа

Награблена и привезена на Русь богатая добыча

Святослав

На Хазарию

Уничтожение Хазарского Каганата

В Болгарию

Завоевал Болгарию и сел там княжить

Война с Византией

Святослав оставил Болгарию и отправился в Киев

Следует отметить, что первые русские князья также занимались обороной южных границ от постоянных набегов кочевых племен хазар и печенегов.

Что мы узнали?

В целом, внешняя политика первых русских князей доминировала над внутренней. Это было обусловлено желанием объединить под одной властью все восточнославянские племена и оградить их от внешней военной агрессии.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 573.