Подготовка и проведение урока хореографии. Урок по хореографии "мир музыки"
ПЛАН - КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ
Тема занятия: «Развитие координации и эмоциональной
Выразительности обучающихся на занятиях хореографии»
Фофанова Алевтина Федоровна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДОД ДДТ «На 9-ой линии»
детского творческого объединения
«Студия хореографии « Нимфы»»
Цель занятия: Развитие координации движений и эмоциональной выразительности обучающихся путем повторения и отработки пройденных хореографических элементов
Задачи:
Обучающие:
- закрепление знаний хореографических терминов;
- повторение и закрепление ранее изученных танцевальных элементов;
- обучение танцевальным элементам, способствующим развитию координации движений и танцевальной выразительности.
Развивающие:
- развитие осмысленного исполнения движений;
- развитие эмоциональной выразительности, артистичности, музыкальности.
- развитие профессиональных навыков (выворотность, прыжок, шаг).
Воспитывающие:
- формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
- формирование чувства ответственности и собранности;
- активизация творческих способностей.
Характеристика группы: | девочки 6-7 лет, 1 год обучения |
Место занятия в системе: | текущее |
Тип занятия: | закрепление пройденного |
Методы работы: |
|
Используемые педагогические технологии: |
|
Результат: |
|
Оборудование: | хореографический станок, зеркала |
Музыкальное сопровождение : | музыкальный центр, CD-диски,USB/ |
План занятия
- Вводная часть (5 мин.)
- Вход учащихся в танцевальный зал под марш. Выстраиваются в две линии в шахматном порядке. Поклон педагогу и гостям.
2. Обозначение темы и цели занятия.
3. Рассказ о значении координации и эмоциональной выразительности в исполнительской деятельности танцовщика.
II. Подготовительная часть занятия (5 мин.)
Выполнение подготовительных упражнений (различные виды шагов и бега), способствующих разогреву мышц тела, прыжковые упражнения по диагонали.
- Основная часть занятия (25 мин.)
1. Исполнение основных танцевальных элементов (русский танец, полька, галоп, подскоки, движения «лошадка», «жираф», вальс) под песенки детского репертуара.
2. Музыкально-хореографическая игра «Цирк». Дети по очереди в импровизированном танце изображают цирковых персонажей. Остальные должны отгадать, кого он изобразил. Педагог оценивает эмоциональную выразительность исполнения.
3. Выполнение упражнений на координацию:
- верчение по диагонали;
- галоп и подскоки с поворотом по диагонали;
- прыжки с поворотом по точкам зала.
IV. Контролирующая часть (5мин.)
Танцевальные импровизации по заданным сюжетам. Педагог оценивает координацию и эмоциональную выразительность исполнения.
V. Заключительная часть занятия (5 мин.)
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Основное построение для выхода из зала. Поклон педагогу и гостям. Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.
Мужчины и женщины
Средняя цена одного занятия
Воздействие на вес
Травмоопасность
Тренируются
Гибкость
Пластичность
Выносливость
О хореографии
Хореография — это искусство сочинения танца. Данный термин был впервые использован ок. 1700 в его буквальном значении — нотации или стенографической записи танцевальных па. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к замыслу постановщика танцев, своего рода программе балета, и даже шире — к танцевальному искусству в целом.
Основные направления
- Народный танец
- Бальная хореография
- Классическая хореография
Народная хореография развивает в людях артистичные данные и эмоциональность. Она включает в себя культуру народа, обряды и традиции. Народные танцы выделяются своей колоритностью и дают отличную физическую подготовку. Что такое классическая хореография? Система выразительных средств, которая сложилась из многолетних разнообразных традиций, формирует собой классическую хореографию. Даже при единой схематической основе классического танца, у каждого хореографа имеется свой отличительный почерк. А вот классический балет является базовой основой всех остальных видов танца. Классической хореографии присуща отработанная на протяжении долгих лет специальная система подготовки, а терминология данного вида искусства успешно используется во многих других танцевальных стилях. В классическом танце заложены основы, которые являются универсальными для прочих направлений. Бальный танец всегда являлся переходным мостиком между классическим балетом и народной хореографией. Он характерен своей красотой и популярностью в течении многих лет. Обучение бальной хореографии является одним из наиболее популярных направления на сегодняшний день.
Какие есть ограничения для занятий хореографией?
Хорошая новость - ограничений нет. В секциях хореографии есть группы для самых маленьких и для взрослых, для начинающих и опытных танцоров. Каждый желающий сможет подобрать группу для себя. Конечно, начать карьеру профессиональной балерины в 30 лет вряд ли получится, но освоить азы этого искусства, улучшить осанку и просто получать удовольствие - можно и даже нужно.
Что нужно для первого урока хореографии?
Самое главное, чтобы одежда не мешала вам свободно двигаться, и выполнять упражнения. Наверх — гимнастический купальник, майка или футболка. Поскольку педагогу важно наблюдать за движениями ног и стоп, вниз лучше всего подойдут лосины или велосипедки. Обувь — чешки, балетки или без всякой обуви, босиком.
Как проходят уроки по хореографии?
Стандартный урок по обучении хореографии, в ходе которого подробно отрабатывается каждое балетное па, состоит из отдельных «блоков». Начинается всё с разогрева готовящего мышцы танцора к основной тренировочной части. Далее происходит оттачивание элементарных па возле станка. Затем танцоры перемещаются на середину зала, где выполняют ряд упражнений и разучивают прыжки. И, наконец, наступает этап танца в специальных танцевальных туфлях - пуантах. Заканчивается занятие специальной балетной растяжкой (стретчингом).
Когда будет заметен первый результат?
В ходе тренировок вырабатывается правильная осанка, постановка корпуса и оттачиваются до автоматизма все танцевальные позиции. Тем, кто желает освоить любой вид танцевального искусства, не стоит пренебрегать уроками хореографии, так как именно на них танцор способен в полной мере развить свою музыкальность, приобрести грацию и пластику движений, избавиться от мышечных болей и болей в области позвоночника. Изучая основы балета в нашей школе, можно научиться владеть своим телом в совершенстве
Как выбрать секцию по обучению хореографии и записаться?
Ответ прост - у нас на сайте:) Выбирайте уроки по обучению хореографии - указаны цены, адреса, расписание. Выберите подходящий урок по обучению хореографии в Москве, запишитесь на занятие и вперед - знакомиться с искусством танца!
Структура урока хореографии остается классической: подготовительная, основная, заключительная части.
В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки и выполнению упражнений основной части занятия. Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе историко-бытовых и народных танцев, общеразвивающие упражнения. Также упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы. Та часть урока, в которой решаются основные задачи, является основной.
Решение поставленных задач достигается использованием большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, историко-бытовых и народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений.
Выделяют три вида основной части урока:
Первый строится на основе классического танца;
Второй основан на элементах народных, историко-бытовых, современных бальных танцев;
Третий преимущественно построен на движениях свободной пластики.
Форма основной части зависит от организации урока. Наиболее простая форма – одночастная, когда упражнения только у опоры или только на середине зала. Возможна двухчастная форма (у опоры, затем на середине). При продолжительности урока 25-30 мин. рекомендуется одночастная форма, если длительность урока 45-60 мин., то применяют двухчастную форму.
В заключительной части урока необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание (умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки к последующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и комбинации с использованием современных танцев. В заключительной части урока подводятся итоги. Во время контрольного урока дается оценка каждой гимнастке.
Построение урока определяется 4 условиями:
Соразмерностью отдельных частей урока;
Подбором упражнений и последовательностью их исполнения;
Чередованием нагрузки и отдыха;
Составлением учебных комбинаций на уроке.
В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей урока хореографии может меняться. В среднем основная часть урока при любой его продолжительности составляет около 80% общего времени.
Между тем, в подготовительном периоде, первая часть урока более длительна, чем в соревновательном периоде. Если урок проводится вначале тренировочного занятия, то подготовительная часть займет около 10% времени всего урока, а заключительная, назначение которой готовить занимающихся к предстоящей работе с предметами, не должна быть затянутой и вялой.
В случае, когда урок заменяет вид гимнастического многоборья или дополняет его, подготовительная часть сокращается вдвое. При этом увеличивается доля времени, отведенного на заключительную часть урока. Подбор упражнений и методы проведения должны способствовать лучшему восстановлению, особенно если урок проводится в конце тренировочного занятия.
Последовательность упражнений в хореографическом уроке строго определена. Сначала подбираются упражнения, локально воздействующие на голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, затем с постепенным увеличением амплитуды движений включая в работу всё более крупные группы мышц.
Физиологическая кривая урока имеет волнообразный характер. Это означает, что интенсивные нагрузки в уроке периодически сменяются менее интенсивными нагрузками, трудные упражнения менее сложными. Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми движениями. Рекомендуется сначала давать движения не сложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность исполнения.
Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, давать упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.
Примерная последовательность упражнений в уроке:
Подготовительная часть
Разновидности ходьбы;
Разновидности бега;
Танцевальные шаги, комбинации;
Общеразвивающие упражнения.
Основная часть
а) У опоры:
1. Demi plie, grand plie с различными движениями руками в сочетании с волнами, выпадами, наклонами.
2. Различные варианты battement tendu.
3. Варианты battement tendu jete.
4. Варианты rond de jambe par terre с волнами, взмахами, наклонами, выпадами.
5. Варианты battement fondu
6. Варианты battement frappe
7. Rond de jambe en l`air
8. Developpe; releve lent в сочетании с равновесиями, наклонами, поворотами.
9. Упражнения на растягивание.
10. Grand battement jete в сочетании с поворотами, прыжками, равновесиями.
11. Прыжки.
б) На середине
1. Упражнения для рук и корпуса на основе классических port de bras
2. Упражнения для рук народных танцев, целостные волны, различные наклоны
3. Упражнения на равновесие
4. Туры lents, различные повороты
5. Сочетание равновесий, поворотов с элементами акробатики: перекаты, перевороты, шпагаты, мосты.
6. Малые прыжки: temps leve; changement de pieds; pas echappe; jete; …
7. Большие гимнастические прыжки на месте, с разбега и прыжки с элементами акробатики.
III. Заключительная часть.
Упражнения для рук.
Упражнения на растягивание умеренной интенсивности.
Различные танцевальные элементы и соединения.
Упражнение на расслабление.
Для правильного построения урока хореографии принципиальным является не только правильная последовательность, подбор движений, но и чередование нагрузки и отдыха.
Проведение упражнений серийно-поточным методом с небольшими интервалами отдыха может привести к чрезмерно высокому темпу всего значительному утомлению. Особенно это нежелательно на обучающих уроках, так как можно вызвать снижение внимания и как следствие – плохое усвоение нового материала.
Слишком длительные паузы отдыха могут привести к расхолаживанию занимающихся, не эффективному воздействию на кардиореспираторную систему, снижению общей плотности урока.
Длительность пауз во многом определяется правильной, гибкой организацией урока, а именно: правильным размещением занимающихся в зале, использованием различных методов проведения упражнений (фронтального, группового, индивидуального).
Важное место в построении урока занимает методика составления учебных комбинаций, то есть различных соединений из движений классического и народных танцев, прыжков, равновесий, поворотов, акробатических элементов и т.п. Здесь существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:
Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки, этап подготовки.
Логическую связь движений, а именно:
Положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего.
Все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (функцию связи).
Оптимальную трудность комбинации. Не следует умалять или переоценивать возможности гимнастки.
Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые элементы с недавно освоенными элементами, не увлекаясь при этом чрезмерным и разнообразием.
В первое время занятия начинающих должны быть короче, затем их продолжительность увеличивается, за счет чего расширяется программа по инициативе преподавателя. Однако ежедневно увеличивать продолжительность занятий не рекомендуется, поскольку организму тяжело справляться с чрезмерными нагрузками, что ведёт к постепенному, неуклонному регрессу. Важно не количество, а качество занятий. Если выполнять упражнения с чувством, с толком, с расстановкой, то можно достичь оптимальных результатов.
Конспект занятия по хореографии «Мир музыки»
(для детей среднего дошкольного возраста)
Тип урока: комбинированный.
Цель: развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей детей средствами музыки и ритмических движений.
Задачи :
Оздоровительные :
Формировать правильную осанку, силу ног;
Укреплять свод стопы;
Развивать выносливость, мышечную силу, скоростно-силовые способности.
Образовательные :
Способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении; развитие творчества в движениях;
Способствовать формированию умений, навыков и знаний стилевых особенностей исполнения детского танца.
Развивающие :
Развивать координацию, гибкость, выразительность в исполнении движений;
Развивать чувство музыкальный слух, внимание, ритма, музыкальную и двигательную память.
Воспитательные :
Воспитывать интерес к занятиям хореографией, посредством использования игровых методов подачи информации;
Прививать учащимся культуру общения.
Оборудование : Музыкальный центр, аудиозаписи шоу-группы «Учитель танцев», музыкальное сопровождение к танцу, костюм собачки.
Ход занятия:
I Вводная часть
1.Организационный момент (организованный вход детей в зал и построение в линию, поклон - приветствие)
Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас в зале. Давайте поприветствуем и улыбнемся друг другу (дети исполняют поклон).
Сначала мы проведем разминку, потом разучим танец и немного поиграем.
- Хорошо, а теперь поставили ноги на ширине плеч, руки на пояс. Повторяем за мной.
2. Разминка
Разминка на середине зала: (разогрев всех групп мышц) – 10 минут
под фонограмму шоу-группы «Учитель танцев» (2.45 мин)
1 куплет
Наклоняем голову к плечу вправо-влево (8 раз), вперед-назад (4 раза);
Опускаем руки вниз и поднимаем оба плеча вверх (8раз), по одному плечу (4раза);
Припев
Руки на пояс, ноги на ширине плеч. Слегка наклоняемся из стороны в сторону (8раз);
Ноги вместе, прыгаем (8раз);
Ноги на ширине плеч. Руки вверх и машем из стороны в сторону (8раз);
Наклоны головы к плечу в медленном темпе (4раза);
2 куплет
- «Моторчики» - вращательные движения руками, сжатыми в кулаки, вокруг друг друга: вправо – влево (2раза), вниз – вверх (2раза);
Припев повторить.
3 куплет
Ноги и корпус развернуть вправо. Исполняем движение «Буратино» - руки перед собой, одна рука выпрямляется, другая сгибается, пальцы сильно растопырены (8). Повторить влево.
Припев повторить.
4 куплет
Прыгаем: ноги на ширине плеч, руки в стороны – ноги вместе, руками хлопок над головой (4 раза. в медленном темпе, 8 раз. в быстром темпе).
Припев повторить 2 раза.
Проигрыш
Руки в стороны - хлопок над головой (8раз).
II Основная часть
Основная часть: игроритмика (танцы - игры по кругу под музыкальную сказку), музыкально – ритмические этюды, упражнения на ориентировку в пространстве – 20 минут
А теперь я буду рассказывать вам сказку «Веселая полянка» (5 мин), а вы мне будете ее показывать. Слушайте внимательно и смотрите на меня.
На поляне растёт красивый цветок (дети, сидя на корточках, сложив руки, ладонь в ладонь над головой, изображают цветок).
Наступает утро, встает солнышко, и цветок просыпается и раскрывает свои лепестки (дети начинают потихоньку подниматься на ноги, тянут руки вверх и раскрывают их в стороны).
Подул лёгкий ветерок (дети начинают качать руками из стороны в сторону). А теперь подул сильный ветер, и цветочек наклоняется до самой земли (дети начинают сильно раскачиваться из стороны в сторону, стараясь достать руками до пола).
И вдруг цветочек оторвался и полетел (дети начинают кружиться вокруг себя, сначала в одну сторону, потом в другую). А теперь к нам прилетели птицы (дети встают на высокие полупальцы и машут руками вверх-вниз). Пришли пингвины (опускаются на пятки, руки за спиной).
Снова птицы (полупальцы) и пингвины (ходьба на пятках).
А теперь к нам на полянку прилетели пчёлки! А пчёлки жужжат (дети начинают бегать по залу, прижав локти к корпусу, и быстро машут руками вверх и вниз, изображая летающих пчёлок). А еще пчёлки садятся на цветочки и собирают пыльцу (дети садятся на корточки и изображают, как пчёлки «собирают пыльцу в корзинку»). А пчёлки что нам дарят? (дети отвечают: мёд).
Хорошо, а кто больше всего из зверей любит кушать мёд? (медведь). Вот и к нам на полянку пришёл медведь! (дети ставят ноги на внешнюю сторону стопы и, читая стих «Мишка косолапый», изображают его).
А теперь на нашу полянку прискакали лягушки! (дети садятся на корточки и разводят колени в стороны, руки ставят на пол между коленей). А как лягушки разговаривают? (квакают). А кто у нас самая большая лягушка? (дети прыгают вверх, и хлопают в ладоши над головой).
И вдруг к нам на полянку пришли кошечки (дети становятся на колени и, красиво перебирая руками, ходят как кошки). Потянули одну заднюю лапку, потом потянули другую заднюю лапку. А ещё кошки любят чесать лапкой за ушком (сначала одной рукой, потом другой), а теперь кто достанет задней лапкой до ушка?! (дети садятся на пол, берут ногу и стараются достать пальцами ноги до уха)
Молодцы, встаем на ноги.
А теперь я предлагаю вам выучить танец Собачек. Но сначала мы выучим основные движения (№ 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12). Смотрите на меня и повторяйте (изучение движений 2.00 мин).
Дети, тише, тише. Кажется, я что-то слышу. Пойду, посмотрю. (В зал заходит ребёнок, переодетый в костюм Щенка). Ой, смотрите, кто к нам пришёл?! Это собачка! Посмотрите, какая она весёлая! Давайте вместе со Щенком станцуем танец Собачек.
Танец «Весёлые собачки»
Музыкальное сопровождение: GummyBear - GummyBearsong (2.45 мин).
1. Дети, прижав согнутые руки к груди, кисти рук опущены вниз, выбегают на площадку линиями и садятся на свои места, на колени, «хвостики» опускают на пятки. Руки ставят на пол перед собой.
2. «Здороваются» - машут головой вверх-вниз.
3. Правой «лапкой» стучат по полу 8 раз, повторяют левой «лапкой».
4. Машут головой из стороны в сторону 16 раз.
5. Чешут правое ушко правой рукой 8 раз, затем левой рукой – левое ушко.
6. Встают на четвереньки и «виляют хвостиками».
7. На «раз, два» поднимают высоко «хвостик», выпрямляя ноги, голову опускают вниз; на «три, четыре» опускаются обратно на колени, «показать носик» (повторить 4 раза).
8. «Пружинка» - сидя на коленях, слегка подпрыгивать на пятках, играя «лапками» - 16 раз.
9. Положить руки на колени. Ноги не двигаются, а «хвостик» садится на пол поочерёдно, то с одной стороны от ног, то с другой - 8 раз.
10. Принять позу «Бабочка» - сесть на ягодицы, ноги согнуть в коленях, прижать стопу к стопе, пятки прижать как можно ближе к себе. Стараться достать коленями до пола, спина прямая. Далее, взять правую ногу и достать носком до правого уха – «почесать», затем повторить всё с левой ноги.
11. Лечь на спину и «поиграть лапками», то есть помахать ногами и руками в воздухе.
12. Встать на ноги, «лапки»- руки прижать к груди, кисти опущены вниз. На «раз, два» прыгнуть левым боком к зрителям (вправо), на «три, четыре» - «повилять хвостиком», повторить в другую сторону (повторить 4 раза).
13. Поклонились и убежали.
III Заключительная часть
Хорошо! А сейчас давайте немного поиграем. Я предлагаю и игру «Мокрые щенята» (2 мин).
Цель . Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную по залу.
Ход игры . Дети двигаются по залу врассыпную, как собачки (ноги и руки на полу, колени прямые). По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко», медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы со всех мышц.
Упражнения для восстановления дыхания, работы рук, поклон – 5 минут.
Встали на свои места на поклон. Вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы старательно занимались и всё выполнили.
А что понравилось вам на нашем занятии? (ответы детей)
Молодцы! Спасибо за занятие! Мне очень приятно с вами заниматься. До свидания (поклон)! Похлопали друг другу.