Протоиерей Евгений Попиченко: «Служение милосердия – путь ко Христу, к себе и ближнему. О правильной мотивации на пути к смирению

Наверное, не так много среди наших друзей, знакомых по приходу тех, кого мы могли бы назвать богатыми людьми. А между тем каждый из нас по-своему удивительно богат. Ведь «богатство - это не только материальные блага. Человек может быть богат душевно, богат интеллектуально. При этом опасность для христианина коренится не в самом по себе обладании теми или иными благами, а в его отношении к ним», - напоминает нам священник Евгений ПОПИЧЕНКО.

- Отец Евгений, обещая спасение всем раскаявшимся грешникам, Господь предостерегал, что богатым трудно будет войти в Царство Небесное. В то же время в Евангелии о людях богатых чаще всего упоминается как о вполне достойных. Что же всё-таки мешает богатому наследовать Царствие Небесное? Что реально отдаляет его от Бога?

А ещё в Евангелии сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Речь здесь идёт, разумеется, не только и не столько о деньгах. Посмотрите, например, сколько среди учёных, людей искусства тех, кто посвятил себя себе, стремясь к каким-то недосягаемым высотам: званиям, регалиям, степеням - и оставаясь безучастными к другим, гораздо более важным сторонам жизни. А ведь они действительно очень богатые люди - богатые талантами. Подобных примеров много и в моей священнической практике.

В таком случае богатый - это человек, попавший в рабство своему богатству. Ибо «кто кем побеждён, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19). То есть к богатству он относится не как к средству исполнения замысла Божия о себе - замысла, ведущего ко спасению, а как к цели. Ведь мы забываем, что всё, что даётся человеку, в том числе и материальное благополучие, - это лишь средство. А вот как нам распорядиться этими средствами: удовлетворить ли страсти наши или ближнему послужить, - решаем мы сами. А нам кажется, что это всё наше, что сами по себе мы такие особенные, и искушение потратить всё на себя, на свои интересы бывает велико!

- Получается, что сами по себе деньги не зло?

Конечно, нет. Мы знаем, что и Авраам был богатым человеком, и у Василия Великого рабы были. Но к своему богатству они относились как к возможности послужить Богу.

- Часто говорят о том, что большие деньги дают свободу. Согласны Вы с этим?

Как раз напротив: большие деньги лишают человека покоя и сна.

Но по большому счёту, о какой свободе может быть речь, когда все мы, по сути, являемся хроническими наркоманами? Только у всякого свой наркотик. Кто-то на героине сидит, кто-то без пива ни дня прожить не может, кто-то без сотового телефона или телевизора, а кто-то без того, чтобы постоянно кого-то не поучать, не раздражаться. У человека всегда есть какая-то доминирующая духовная болезнь, а все остальные (святые отцы называют восемь человеческих страстей) с ней взаимосвязаны. Какая может быть свобода у наркомана?

Конечно, деньги дают возможность свободно передвигаться, путешествовать по миру, но ведь себя-то ты всегда с собой носишь. И если ты гневный, то гневный и в Турции, и в Египте - где угодно.

Настоящая свобода - это свобода от греха, когда человеческая воля, разум и чувства находятся в согласии друг с другом. А жизненный опыт показывает, что чем более человек прилепляется к деньгам, тем более распущенны его желания, тем менее он может воздерживаться, управлять собой. Иногда возникают курьёзные ситуации. Приходит чудак и заявляет: «Я, батюшка, хочу себе дом построить». - «А зачем тебе дом?» - спрашиваю. А он сам недоумевает: «Действительно, зачем? Один дом у меня в Италии есть, другой - за городом, ещё квартира...» Оказывается, движет им единственно желание  - быть «на уровне», как все люди «своего» круга. Целесообразности в том нет никакой.

- Но тут может быть и другой мотив - вложения в недвижимость, которые считаются самыми надёжными. Многие таким образом сохраняют и приумножают свой капитал.

Я исхожу из того, что всё должно быть целесообразно. Если есть необходимость строить дом, если он нужен - это одно, а жить по принципу «не хуже других» не достойно православного христианина.

Но бывает и другая крайность, когда та или иная затея не просто блажь, а дело само по себе нужное, полезное. У человека, казалось бы, благие намерения - обустроить свой дом, обеспечить семью. С энтузиазмом он принимается за дело, постепенно превращая его в самоцель и забывая в конечном счёте то, ради чего оно затевалось. Так, предположим, человек упёрся в строительство дома. Строит, строит... Построил наконец. Оглянулся по сторонам - ни семьи, ни детей уже нет. Дети выросли как-то незаметно, разлетелись, о папе и не вспоминают. Ведь папы никогда не было рядом - его поглотила бесконечная стройка. Ну построил ты дом в 200 квадратных метров, а для кого? Счастья у тебя от этих квадратов не прибавилось. Счастье - от любви, а любовь ты потерял в погоне за какими-то химерами.

- Говорят, что у православных людей нищенская психология. Является ли это оскорблением? Что такое «нищенская психология»?

В числе заповедей блаженств Господь называет нищету: «блаженны нищие духом».

- Но духом, не карманом...

Нищенская психология подразумевает постоянную ненасытность, недовольство, а как следствие - зависть, поиск каких-то новых возможностей. Но это та же несвобода, то же рабство. Человек может быть бедным, но при этом жадным и завистливым, и тогда он в самом деле нищий из нищих. То есть само по себе наличие или отсутствие денег, как я уже сказал, не предопределяет твою судьбу, твоё нравственное состояние. Я встречал среди православных довольно состоятельных людей, и их благосостояние не мешало им вести трезвую духовную жизнь, хотя, конечно, такие люди являются скорее исключением из общего правила. Искушение «золотом» вообще очень сложно преодолеть. Недаром дьявол искушал Господа хлебом, чудом и властью. Особенно страшно, когда человек дорывается до власти, до денег. Именно «дорывается». Ведь если ещё лет сто назад существовало отдельное сословие, где человек с детства жил в роскоши, но при этом воспитывался в определённых устоях, традициях, прививавших ему психологию рачительного и милостивого хозяина, то нынешние «голодайки», угодившие, что называется, «из грязи в князи», оказались совершенно не способными понести денежное бремя. На большее, чем организовать себе золотые унитазы, ни ума ни сердца у них не хватает. А это уже, конечно, безумие, духовная катастрофа!

- А желание накопить денег? Сейчас люди пытаются подстраховаться, опасаясь, что в старости не на что жить будет: государство не прокормит, пенсия маленькая... Они хотят накопить «на чёрный день», на похороны... Подобное накопительство тоже является грехом? Ведь получается, что мы не надеемся на помощь Божию?

Конечно. Во-первых, сегодня государство заботится о людях, как никогда. Ещё сто лет назад никаких пенсий не было вообще. Исключение составляли выдающиеся люди науки, искусства - их государство брало на пансион. А прочие граждане жили исключительно в надежде на себя самих, на своих детей. Естественно, детей было много. Когда пять детей воспитали, - хоть один-то позаботится о старичках-родителях. А сейчас пенсии, пусть и небольшие, выплачиваются регулярно. Мы часто ропщем, а что роптать? Не так много в старости человеку требуется. Это просто зависть. Смотришь по сторонам: а у соседа то-то есть, а он так-то живет. Человек постоянно недоволен тем, что у него есть, что даёт ему Господь.

Накопительство тоже является страстью. А Господь сказал: «Безумный! В эту ночь душу твою заберут у тебя, кому это все достанется?» Кому достанется то, что мы на «черный день» копим? А ведь это тоже требует от нас определенных физических, душевных усилий. Человек об этом много думает, тревожится, что-то где-то как-то пытается выкроить...

Все эти наши хлопоты от неверия произрастают, мы почти не доверяем Богу. Господь же сказал: «Не заботься о завтрашнем дне. Если о птицах Он заботится и о цветах полевых, то тем более не оставит нас, маловеров! Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам». А этот «чёрный день» - это мираж, страх перед каким-то виртуальным будущим, отвращающий нас от реальных проблем и радостей сегодняшнего дня.

Мы не только не радуемся сегодняшнему дню - мы ещё и осуждаем тех, кто умеет радоваться, кто живёт лучше, мудрее нас.

Вообще, проблема коренится в наших семьях, которые очень изменились. Изменились отношения детей к родителям, а также родителей к детям. Многодетные семьи теперь редкое явление, а если один ребёнок в семье, он неизбежно избалован. Как только родители перестают пестовать своё дитя, их бросают, как старые, износившиеся вещи, за ненадобностью. И этот страх перед будущим вызван тем, что человеку не на кого опереться. Но в этом зачастую виновны и мы сами. Это мы прожили свою жизнь так, что никто о нас теперь не хочет позаботиться. Как аукнется, так и откликнется. Сколько человек любви вокруг себя посеял, столько он и пожнёт.

- Интересно, что в храме почти не бывает мрачных, грустных лиц. Как ваши пожилые прихожанки выживают в тех же условиях, что и остальные пенсионеры? У них такие же пенсии, но они живут и не ропщут.

Живут, надеясь на помощь Божию. Денег всегда оказывается мало; это такая вещь, которой никогда не бывает достаточно. Но мы учимся жить по средствам и быть довольными тем, что есть. Я прекрасно понимаю, что пенсия - это мизерная сумма, надо, конечно, друг другу помогать. А если ситуация критическая, можно рассчитывать на поддержку нашей приходской семьи. Если голодаем, если на жизнь явно не хватает, надо всегда быть рядом с приходом, рядом с храмом, который никогда никого не бросит, не оставит. Всё равно братья и сёстры найдутся, батюшка поможет, где-то организуются благотворительные столовые…

- Есть богатые люди - меценаты (спонсоры, как их называют), которые жертвуют деньги на храмы, на какие-то социальные проекты. Часто мы подозреваем, что эти деньги нажиты не совсем честным путём, и обвиняют люди Церковь в том, что она своего рода «стиральная машина», отмывающая заведомо грязные деньги. Почему Церковь принимает эти пожертвования?

Ну, во-первых, заведомо грязных денег не бывает. Если, конечно, принося деньги, человек заявляет: вот, дескать, батюшка, я эти деньги на порнобизнесе заработал, а вы теперь их возьмите, - это одно. Но такие признания вряд ли услышишь. С другой стороны, Церковь действительно «отмывает» деньги. Но в том смысле, что те деньги, которые, может быть, возникли нечестным путём, она пытается сделать чистыми: отдаёт их бедным, больным, на строительство духовной лечебницы - храма, и эти деньги становятся чистыми. Даже если человек «заработал» эти деньги грязным способом, его милостыня приносит в конечном счёте хороший, добрый плод. Но я прекрасно знаю, что милостыню творить трудно, и если человек, пусть даже грешник великий, нашёл в себе силы пожертвовать, оторвать что-то от себя - ему зачтётся. Но чаще всего бывает наоборот: чем больше денег, тем лучше их человек считает, тем прочнее он на них «сидит». Поэтому гораздо легче жертвуют люди небогатые. Легче по копеечке собрать с тысячи человек, чем взять эту тысячу у одного. Но и этому надо радоваться, и этот шаг может быть для человека шагом на пути ко Христу, шагом на пути к покаянию.

- Часто говорят о том, что денег не заработать, если не иметь к ним какого-то разумного интереса. Но как соблюсти эту тонкую грань, чтобы разумный интерес не превратился в пристрастие, страсть сребролюбия?

- То есть, легко ли я расстаюсь с деньгами на доброе дело?

Да. Ведь часто на свои прихоти мы готовы тратить огромные деньги. А сколько из того, что я собираюсь прогулять, я готов подарить другому, послужить другому? Потому что единственное оправдание деньгам - это количество добрых дел, совершаемых с их помощью. Нужно суметь перевести наше материальное богатство в духовное, проявить любовь.

- Бывает и другая крайность. Человек ходит в рубище, все деньги отдаёт бедным, но от чистого ли сердца он это делает?

Как и во всём, мы должны наблюдать за собой, чтобы сохранять трезвость и не самообольщаться. Как часто в пост бывает: начинаем поститься, а на других посматриваем неодобрительно, осуждаем: «Вот, он мороженое в пост ест - наверное, грешник...» Здесь то же самое. Ведь не случайно сказано, что благими намерениями дорога в ад вымощена... И даже добрые, по-видимому, дела могут принести совершенно не те плоды, потому что будут питать наши страсти.

Всё, что в мире есть, может как вести нас к Богу, так и отдалять от Него. У человека есть свободная воля, и он выбирает, кому он служит. Материальные блага всегда являются большим соблазном поддаться ненужной суете, убивающей самое драгоценное - время. Если золото человек потеряет - может найти, друзей потеряет - может новых встретить, а вот если время потеряет - жизнь потеряет.

Об этом важно помнить! То время, те силы, которые я трачу на то, что мне очень хочется приобрести сегодня, - оправданы ли они как-то перед вечностью? Не получится ли, как в «Сказке о потерянном времени», где мальчики и девочки вдруг стали бабушками и дедушками, когда вдруг оказалось, что все их стремления были направлены совершенно не к тому?

Это то, от чего предостерегает нас Господь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут...»

Беседовала Полина МИТРОФАНОВА

8 апреля 2016 года настоятель Успенского Собора на ВИЗе протоиерей Евгений Попиченко отметил 21-ю годовщину священнической хиротонии. Предлагаем вашему вниманию интервью с батюшкой. Интервью мы брали ровно год назад, на 20-летие празднования рукоположения в священники. Вышло оно в журнале «Православный вестник» №120 в 2015 году. Многая лета, батюшка, вам и вашей семье!


Плоды послушания

Настоятель Собора Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского округа г. Екатеринбурга и духовник Православной Службы Милосердия протоиерей Евгений Попиченко в 2015 году отметил 20-летие священнического служения. О своём жизненном и духовном пути, о семье и церковных послушаниях он рассказал в интервью родному журналу.

Новая жизнь начинается

25 марта 1995 года, в субботу Крестовоздвиженской седмицы, в Иоанно-Предтеченском храме Екатеринбурга меня рукоположили в диаконы. Помню, было тепло, солнечно, у моего младшего брата как раз был день рождения. Я подписал ему поздравительную открытку: «Вот, брат, у тебя новая жизнь начинается – 20 лет тебе, и у меня тоже новая жизнь…» – и поехал в храм.

Диаконская хиротония – она особенно трогательная, потому что впервые через Царские врата проходишь, впервые причащаешься в алтаре, и Причастие особое, не как у мирян.

Рукополагался я от екатеринбургского храма целителя Пантелеимона. На тот момент был единственным помощником у его настоятеля, отца Димитрия (Байбакова), который тогда, в далеком 1995 году, ещё пытался совмещать свою мирскую профессию – психиатрию – со священнослужением, и при этом уже занимался церковной издательской деятельностью.

И вот меня владыка Никон рукоположил и оставил на служение в Иоанновском храме... Мне-то и там хорошо было, а отец Димитрий настолько горячо переживал моё отсутствие (ведь его послушания в информационно-издательском отделе епархии требовали постоянной включённости и присутствия), что не побоялся пойти к архиерею и попросить за меня. И владыка услышал просьбу. Ровно через две недели меня рукоположили в священники и направили служить в храм целителя Пантелеимона. Переход от обычной мирской жизни к церковной произошел очень стремительно, но этому предшествовал достаточно долгий и непростой период.


Точка невозврата

Моё крещение совершилось в 16 лет в городе Магнитогорске Челябинской области, когда моя бабушка Тамара волевым решением собрала нас, всех двоюродных братьев и сестёр, и повезла в церковь. Тогда я впервые переступил порог храма, толком ничего не запомнил, и жизнь моя пошла дальше своим чередом.

Через год я окончил школу, поступил в Свердловский инженерно-педагогический институт на специальность «Робототехника», и тем самым чуть было не продолжил семейную династию – у нас в семье все инженеры. Но тут произошла неслучайная встреча с Игорем Бачининым. Сейчас он протоиерей, а тогда был мирянином, но уже помогал людям с разными зависимостями. И моя жизнь круто свернула в иное русло.

У Игоря Владимировича был авторский курс лекций, на которых он очень убедительно рассказывал о важности здорового образа жизни. Духовной составляющей в его рассказах тогда не было, но в какой-то момент он пригласил выступить перед нами гостью из Новосибирска Людмилу. Она была новообращённой, её духовная жизнь только начиналась, а поскольку она была очень эмоциональной женщиной, умеющей передать свои мысли и чувства, её рассказы о соприкосновении с Церковью многих вдохновили, и меня в том числе. Присутствующим на лекции она дала задание подготовиться к исповеди и Причастию, и именно с этого момента в начале 1990-х годов у меня началось серьёзное знакомство с Церковью.

Я начал ходить в храм Вознесения Господня в центре Екатеринбурга. Помню, стоял на службах и завидовал алтарникам, которые «яко ангелы» исходили из диаконских врат и входили, поклонившись друг другу... Потом была первая Пасха. После праздничной ночной службы все сотрудники храма ручейками стекались в трапезную, а я как-то вклинился посреди них и оказался за общим столом. Никто на меня не посмотрел как на чужака, и с того момента я вошёл в общину, и чуть позже мне уже благословили первые послушания и охрану храма.

С отеческой заботой

Один прихожанин, юноша по имени Алексей Матвеев (ныне игумен Флавиан (Матвеев) – настоятель Крестовоздвиженского мужского монастыря г.Екатеринбурга), как-то предложил съездить в гости к молодому священнику. Было интересно, я, конечно, согласился, и мы отправились в общежитие, где встретились с иереем Димитрием Байбаковым. Он тогда ещё не принял монашество, был студентом медицинской академии, а параллельно – настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рудянское Сухоложского района.

В тот памятный день отец Димитрий подарил мне книгу «Пастырское богословие» с печатью храма, своей росписью и напутствием – она у меня до сих пор хранится – и так определил мой дальнейший путь. У отца Димитрия есть уникальный талант: он привлекает к себе людей. Вокруг него всегда было много молодежи ищущей, интересующейся, стремящейся, неравнодушной, и многие из этих молодых людей впоследствии выбрали путь служения Церкви. Конечно, встреча с ним стала переломной и для меня.

Следующие пару лет я проходил алтарническое послушание в Покровском храме Рудянского. А когда там освободилось место псаломщика (управляющего церковным хором), отец Димитрий, нисколько не сомневаясь, определил туда меня.

Роман в письмах

Чтобы служить в Церкви, нужно сделать выбор: или быть семейным священником, оставаясь в миру, или стать иноком, принять монашеские обеты и идти в монастырь. Когда я для себя уже решил, что стану священником, было серьёзное намерение бросить институт. Учиться я пошел по послушанию родителям, и инженерная специальность меня совсем не привлекала.

Тогда отец Димитрий мне строго сказал: «Институт закончи, а дальше видно будет». Кроме того, прежде рукоположения нужно было жениться. А матушка - жена батюшки - это особый крест, особое служение, подвиг, и очень непростой, требующий определённых духовных и душевных талантов. Тут я начал смотреть по сторонам и понял, что подходящих кандидатур-то нет.

В то время я уже ходил в храм Вознесения учиться пению, чтобы хоть как-то научиться справляться с бабушками из своего Покровского хора в Рудянке. И вот однажды, придя на клирос, увидел там листок с цитатой из Священного Писания: «Проклят всякий, творящий дело Божие с небрежением».

Надо сказать, что клирос - место особое, можно сказать, элитное, поэтому певцы порой ведут себя достаточно вольно, допускают и шутки, и недопонимание богослужебных текстов. Когда я осмыслил прочитанное, мне захотелось выяснить, чьих рук это дело. Мне рассказали, что на каникулы приехала студентка Санкт-Петербургской духовной академии Ольга Меньшикова, регент и музыкант. А у меня сразу мысль: нужно познакомиться и попросить пару-тройку уроков. Так и получилось. Оля согласилась позаниматься со мной пением - и вот, поём до сих пор (улыбается). Когда она уехала учиться, мы с ней были на связи через письма - это удивительная возможность общения и единения. В современных семьях эта замечательная и важная традиция сейчас, к сожалению, утеряна. Оля рассказывала о том, что слышала в семинарии, из истории Церкви, Ветхого Завета, учения святых отцов. И это был очень важный опыт, который мне во многом помог в духовном становлении.

По тонкому льду

В 1994 году случилась удивительная поездка в Санкт-Петербург, во время которой я познакомился с иереем Олегом Скоблей. Зная, что мы с Олей готовимся принять важное решение в своей жизни, батюшка отправил нас на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову. Вечером мы сели на поезд и утром уже приехали в Псков, дошли до лодочной станции, а там оказалось, что воду уже сковал лёд... И нам пришлось продолжить свой путь пешком по льду. Чтобы не бояться - а было, признаться честно, страшновато идти по первому льду - всю дорогу мы молились святителю Николаю, просили его о помощи. А когда добрались до острова, батюшка вышел из своего маленького домика нам навстречу и стал повторять молитвы, которые мы пели по пути к нему.

Помазал он нас маслицем, благословил. Матушка попросила у него наказ, как себя замужем вести, а он ей: «Жена да боится своего мужа», - и кулачком ей по голове легонько стукнул. «Деток благословите?» - «Бог благословит. Родится мальчик, назовёте Серафим (старшего так и назвали). Родится девочка, назовите Серафимой». Вторым у нас родился мальчик - назвали Симеоном. А сами сначала понять не могли: как же так, старец ведь не может ошибиться! Третьей родилась девочка, назвали Катюшей (уже прочувствовали на себе пламенный и озорной характер старшего Серафима, не было решимости пока назвать дочку Серафимой). Потом родилась ещё одна дочка, и здесь уже пришло время исполнять благословление отца Николая, назвали её Серафимой. И пятой родилась Поля, в крещении Пелагея.

У отца Николая мы с матушкой были трижды, каждый раз - с конкретными жизненными вопросами. Вообще надо очень внимательно слушать всё, что старцы говорят, стараться запомнить каждое слово. К батюшке мы приходили с важными вопросами, а он нам говорил какими-то прибауточками и стишками, и только потом я узнал, что таким образом он запрещает бесам действовать. Самое ценное в общении со старцем - это наше к нему доверие, по которому Господь являет старцу Свою волю о нас.


Школа послушания

О том, что я прослужу диаконом только две недели, отец Николай тоже предупреждал. А дальше, когда меня в священнический сан рукоположили и в Свято-Пантелеимоновский храм перевели, началась настоящая школа послушания, смирения и терпения в разных аспектах жизни. Отец Димитрий - воспитатель замечательный! Он напрочь лишён лицеприятия, видит правду и говорит, невзирая на лица, порой резко, хлёстко, словно гвоздики забивает в сознание.

Например, однажды он смирил меня таким образом. Шел Великий пост, а по уставу необходимо ставить на престоле в алтаре горящую лампадку. А, поскольку я старался соблюдать устав буквально, то с вечера лампадку приготовил и ушёл домой. Утром нахожу её погашенной, а на аналое записочка: «Отец Евгений, ваше благочестие не освободит вас от ответственности за сожжённый храм». Эти несколько слов были ударом по моему самолюбию и чувству собственной правоты, и таких моментов было много. Игумен всегда давал очень ясные, чёткие указания и приходилось смиряться, терпеть, забывать о своём мнении и делать, как благословил настоятель.

Лет 10 назад на одном из дней рождений отца Димитрия собрались его «выпускники» (батюшка воспитал около 30 священников, причём, многие - настоятели храмов). И он нам тогда сказал: «Отцы, вы знаете, почему вы смогли добиться всего, чего добились? Потому что слушались». Были батюшки разные, и такие, которые не выполняли послушание, и они сейчас где-то служат, но жизнь их по-другому сложилась. Так вот, игумен тоже отметил это важное качество - умение отказываться от своей воли.

В храме целителя Пантелеимона на Сибирском тракте я прослужил 18 лет. Все основные послушания внутри церкви и внутри прихода там были пройдены: и в воскресной школе был директором, и молодёжкой занимался, и миссионерствовали мы с отцами в окрестных районах - раздавали людям листовки и номера «Православной газеты», проводили духовные беседы. А когда возведение нового здания Пантелеимоновского храма началось, игумен благословил нас каждое воскресенье ходить крестными ходами от старого храма до строящегося - отсюда любовь к крестным ходам у меня осталась.

Ещё вспоминаю такой духовный урок. В самом начале священнического служения у меня язва желудка открылась. Сначала я её на физическом уровне переживал, многое хотел тогда по-своему делать, как считал правильным, и через эту боль меня Господь учил любви к ближнему и смирению. Учил тому, что не стоит переделывать человека, а нужно снисходить и покрывать все его недостатки своим терпением. Многие люди пытаются лечить язву медикаментозно, и отказываться от этого не стоит, но, все-таки, главное лекарство - духовное. Нужно найти в себе то, из-за чего душа уязвляется, вырвать эту занозу, принять обстоятельства, человека, начальника или подчинённого, и тогда болезнь отступит. Как только я смирился, язва прошла.


Социальное служение

Мое личное социальное служение началось с того момента, когда я начал окормлять областную психобольницу, на территории которой находился Свято-Пантелеимоновский храм. Дело это было ответственное, нужное для людей, и самому пришлось по душе. Я приходил в детские, взрослые - женские, мужские, старческие - отделения, общался с пациентами. Люди там находились очень несчастные и в то же время благодарные, даже на малое внимание сразу откликались. Это удивительная школа была! Хорошее упражнение для сердца в борьбе со страстями, унынием, плотскими движениями. Когда на душе становилось мутно, я собирался с силами и приходил к тем, кому ещё тяжелее, вместе с ними мы молились, и тревога отступала.

Благословение на руководство новым епархиальным Отделом социального служения дал архиепископ Викентий в апреле 2002 года, и потом своим видением событий, молитвой, поддержкой, вниманием, участием много лет нас поддерживал. И особые слова благодарности у меня, конечно, владыке Пантелеимону (Шатову), председателю Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Он меня воспитывал, ведь вопросов было очень много, а проблем ещё больше. Как их решать, с чего начать - с этим я обращался к нему каждый раз в важные этапы развития нашего отдела, и владыка всегда помогал. Я мог позвонить ему и попросить совета или разрешения приехать в Москву и побыть рядом с ним несколько дней, послушать, как он общается и решает вопросы. Все мои сотрудники неизменно проходят стажировку у помощников владыки Пантелеимона, и во всём, чего мы добились в работе отдела и Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге, большая заслуга владыки.


Социальное служение, если одним словом сказать - это послушание Церкви. Изначально мной это так было воспринято. Входил я в него с трудом, напряжением, скорбью и болью. И сейчас для меня социальное служение остаётся послушанием Церкви, которое хочется исполнять достойно.

С приходом на Екатеринбургскую кафедру митрополита Кирилла социальный отдел получил новый импульс развития. Владыка сразу в нашу сторону посмотрел, обозначил важность социальной работы приходов и Церкви, поставил новые задачи, поддержал и до сих пор поддерживает социальное служение. Его постоянная заинтересованность, личное участие в мероприятиях - это огромная помощь, благодаря которой социальный отдел епархии, которому в 2015 году исполнилось 13 лет, и Служба Милосердия развиваются шаг за шагом. Сейчас у нас более 20 социальных и благотворительных проектов в Екатеринбурге, около 3000 подопечных, порядка 50 сестёр милосердия, 20 братьев Успенского братства и свыше 550 добровольцев.

И, конечно, владыка строго спрашивает по каждой задаче и не дает нам расслабляться, благословляя всё новые виды послушаний. Первым таким непростым послушанием была поездка группы добровольцев в Крымск, пострадавший от наводнения. Было немного страшно, ведь стояла задача за сутки подготовить людей и отправить в неизвестные условия. Господь всё управил. И этот опыт показал, что не надо ничего бояться, а нужно пробовать и делать. Так, благодаря владыке Кириллу, у нас есть опыт проведения международной медицинской конференции, организации работы добровольцев на время паломничества святынь в Екатеринбург, Царских крестных ходов и многого другого. Это колоссальный опыт и очень интересные проекты, которые вносят в нашу жизнь энергию и движение.


Под покровом Божией Матери

От настоятельства я долго и сознательно отказывался. Я люблю богослужения, люблю заниматься с людьми, которые приходят на беседы. А любые хозяйственно-административные процессы, мне казалось, сразу же лишают жизни, энергии. Ведь настоятелю требуется огромное время уделять хозяйству. Кроме того, ответственность за принятие решения - духовная и душевная - больше, чем физическая нагрузка.

От одного старца я слышал, что настоятельство, старчество и юродство - это пути, на которые сам человек не может вставать, на них ставит Господь, и помогает Он особым, благодатным образом. И, действительно, помощь Божия ощущается постоянно, даже во внутреннем состоянии. Когда находит какое-то малодушие, растерянность, то по молитве оно очень быстро рассеивается и возникает ясность в принятии решения.

Вот уже два года как я настоятель. И я благодарю владыку Кирилла за это послушание, благодарю Бога за возможность послужить таким образом Церкви. Как и многим настоятелям в нашей стране мне с приходом довелось решать задачу восстановления разрушенного в годы советской власти дома Божия. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге был построен в 1838 году. Искорёженный и изуродованный, как наши души, даже своим внешним видом он сегодня призывает нас к покаянию, напоминает о годах лихолетья. С Божией помощью процесс по восстановлению запущен и движется, сейчас мы готовимся к этапу получения разрешений на начало строительных и восстановительных работ.

У нас очень хорошая, дружная община, она растет потихоньку, много семей и молодых людей. Многие из прихожан - добровольцы и помощники Православной Службы Милосердия. Порядки у нас у нас довольно строгие, есть дисциплина, определённые обязательства, люди понимают свою ответственность перед Богом и своими собратьями. Здесь, как в семье: каждый старается в меру сил выполнять своё послушание и помогать тем, кто рядом.

СемьЯ

Меня очень часто просят дать совет, как воспитывать детей. «Ведь, у вас, батюшка, их пятеро, вы точно знаете», - говорят. А для меня это один из самых сложных вопросов. Мне кажется, пока дети не дорастут до зрелого возраста, пока не создадут своих семей, очень сложно сказать, какие они получились, эти плоды воспитания. Возникает иллюзия, что достаточно быть просто рядом со своими детьми, подавать им пример. Но через какое-то время выясняется, что этого недостаточно.

Начинаешь понимать, что педагогика - это целенаправленный процесс взращивания, культивирование определённых положительных черт и нивелирование отрицательных. Что нужно ставить конкретные педагогические задачи и целенаправленно их решать. Что сначала дети - это пластилин, из которого можно лепить на определённом жизненном этапе, а потом он затвердевает, и уже то, что заложено, трудно преобразовать. С другой стороны, это смиряет, ты понимаешь, что только сеешь, а взращивает всё равно Господь. И худо-бедно, но что смогли, мы сделали.

Я знаю, что в церковных семьях живую веру передавать сложнее, чем тогда, когда человек обретает Бога в ходе жизненного пути, в ходе преодоления скорбей и трудностей. Точнее, есть такое искушение, примерно как с наследством: когда человек получает большое наследство, он его не ценит и начинает транжирить. То же и с верой: когда дети растут в храме, в церковном общении, доступности Таинств, бывает так, что они перестают это ценить. Церковь превращается в место встреч, тусовок, общения со своими сверстниками. И мы с матушкой молимся о том, чтобы наши дети не потерялись в подростковый период, чтобы малые зёрнышки веры проросли и обязательно дали добрые плоды.

Послесловие

Сейчас для меня самое трудное - понять, насколько всё, что я делаю, угодно Богу. Социальное служение, настоятельство требует массу сил, времени, энергии, жизни, но можно ли считать тот баланс, который сегодня существует между семьёй и послушанием, правильным? Всегда помню об ответственности за детей. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что невозможно строить Царство Божие, разрушая малую церковь. Бывает, что священник думает, что он строит Царство Небесное, но часто это только иллюзия, меж тем бывает, что свою семью, как Авраам - сына, он приносит в жертву. Я стараюсь честно служить Церкви, но может оказаться, что Господь скажет: «Мы ждали от тебя других плодов…». И будет ли мне что сказать в ответ?..

Церковь стоит на крови мучеников. Еще в первые века было замечено, что кровь мучеников - это семя христиан, ибо вера распространяется благодаря тем людям, которые настолько доверяют Богу, что готовы за Него отдать свою жизнь.

Кровь мучеников - это семя Церкви, и поэтому всегда самое великое, самое главное богослужение - Евхаристия совершалась на мощах святых. В первые века это были мощи новомучеников. И сейчас освящение Святых Даров совершается на антиминсе, специальном плате, в который вложены частицы мощей святых угодников Божиих. Господь по временам дает Церкви переживать те или иные испытания, гонения, чтобы золото в горниле очищалось от примеси, приобретало большую ценность, большую красоту, большую твердость.

Так и прошлый век явил миру сотни тысяч новомучеников и исповедников Российских. Многие из них явлены, гораздо больше остались в тайне. Недавно было замечено, что с появлением сведений о новом исповеднике, страдальце за веру, в нашей Церкви появляется новый храм - в Православном Свято-Тихоновском богословском университете существует кафедра изучения подвигов новомучеников и исповедников Российских, и заведующий этой кафедрой профессор Н.Е.Емельянов установил такую закономерность. В базе данных находится около 30 тысяч сведений об исповедниках, страдальцах за веру. Собственно, за последние 20 лет более 30 тысяч храмов было открыто в пределах нашего государства.

Надо подумать, почему Господь попустил такие лютые скорби и страдания. Ведь все происходит по промыслу Божию: волос с головы человека не падает без воли Отца Небесного. Почему? На примере целой страны Господь показал, что такое коммунизм, отступление от Бога, тоталитарный режим, строительство светлого будущего, рая на Земле - без Бога. Надо понимать, что, по-видимому, очень уж была затяжная и, наверное, смертельная болезнь, если Господь так жестко смирил русский народ десятилетиями лютых, совершенно безысходных гонений. Некуда было совершенно уйти человеку, который взял на себя бремя веры во Христа.

Так и в жизни каждого человека. Если мы видим тяжесть того или иного испытания, надо понимать, что у Бога не было, по-видимому, других лекарств, подходящих для этой духовной болезни. Как в истории апостола Петра. Когда на Тайной Вечере Господь Своим ученикам говорил: «В эту ночь Я буду взят от вас, и вы все рассеетесь, разбежитесь, вы все уйдете», Петр, по своей горячности и, наверное, по гордости, сказал: «Даже если все отрекутся, я не отрекусь, я жизнь свою положу за Тебя». Господь сказал ему: «Душу свою положишь? В эту ночь, прежде чем петух возгласит, ты трижды отречешься от меня». И все остальные ученики говорили, что они точно так же не отрекутся от Христа.

Господь предвидел, что будет с Его учеником Петром, но не уберег его от этого жуткого испытания смирением. И понятно, что когда Петр все-таки совершает предательство Христа, то он выходит вон горько плача. Заплакал, ибо он любил Христа всей своей горячей душой, всем своим сердцем. Но Петр не отчаялся, и когда на море Тивериадском он встретился со Христом, Господь его трижды спрашивал: «Любишь ли Меня паче сих?» (больше твоих друзей). Петр Ему говорил: «Господи, Ты знаешь все, Ты знаешь что я люблю Тебя». И Господь восстанавливает его в апостольском достоинстве, потому что покаяние Петра, его смирение, принятие им горького лекарства, уврачевало, наверное, самую страшную духовную болезнь. Гордыню.

Так и в жизни каждого человека - Господь пытается привести его ко спасению, к познанию духовной истины. А человек упирается, он сопротивляется воле Божией практически на всех путях. И поэтому еще святой мученик Уар сказал: «Милостив и человеколюбив Господь, Он не оставит тебя до тех пор, пока не сокрушит или сердца твоего, или костей твоих». А здесь надо понимать еще и такую последовательность: всякий тяжкий грех разрушает человеческую душу, отрывает её от Бога и Церкви. И совершенно не случайно, не на пустом месте вырабатывались каноны, то есть духовные законы, по которым живёт Церковь.

Ну, например, за обращение человека к экстрасенсам, к целителям или, в прошлом, к колдунам, всякого рода ворожеям он отлучался от Церкви, от святого Причастия на семь лет. За блуд - на пятнадцать. За убийство, аборт - на двадцать лет. Это было не формальное какое-то законодательство, было опытно замечено, что это необходимый период, который человек пребывал в состоянии кающегося. Он ходил в храм, допущен был до других таинств церковных, до покаяния, но святая евхаристия, святое причастие было на какое-то время для него недоступно: этот период был нужен для восстановления, для заживления ран, которые человек нанес самому себе теми или иными смертными грехами.

Понятно, что сейчас такие меры неприемлемы, поскольку люди крайне расслаблены, немощны и просто не понесут такой груз. Но нужно понимать, что такое понятие, как епитимья, духовное упражнение, всегда должно присутствовать. Потому что грех требует духовного уврачевания, и если человек добровольно, осознанно берет на себя подвиг покаяния и покаянного труда, например, милостыни, поклонов, определенных молитв, определенного настроя духовной жизни, то Господь в этом случае попускает такое промыслительное смирение.

Один священник принимал Исповедь у женщины с такими тяжкими грехами, что даже видавший виды пастырь был потрясен тяжестью состояния её души. И по окончании он сказал: «Я не могу вам дать никакой епитимьи, но я понимаю, что за такие грехи, наверное, Господь какую-то епитимью возложит. И вы должны к этому быть готовы. Или руку сломаете, или квартиру ограбят, или с работы выгонят, или еще что-нибудь в таком роде». На этом расстались. Проходит какое-то время, месяц-другой, женщина появляется и радостно говорит: «Батюшка, вы меня помните?» Он отвечает: «Что-то припоминаю…» Она говорит ему: «Вот вы говорили мне про Божественную епитимью, так все и получилось. Я и руку сломала, и с работы выгнали, и квартиру ограбили. И я это все принимаю, как из рук Божиих, потому что понимаю: все это делается для лечения моей души...».

Так и нашу страну Господь провел через жуткие испытания, прижигая язвы, которые не могли быть исцелены иначе. Будем помнить святых новомучеников и исповедников Российских - их подвигом, их верой Церковь выжила, сохранилась. Церковь передана нам, дорогие братья и сестры, но за нами придут наши дети и внуки, и нам нужно много потрудиться, чтобы передать живую веру, живую жизнь Православной Церкви последующим поколениям. За молитвы святых новомучеников и исповедников Российских да утвердит Господь Церковь Русскую!

Протоиерей Евгений Попиченко

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы г.Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Евгений Попиченко, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге, руководитель православной службы «Милосердие», действующей при Социальном отделе Екатеринбургской епархии, до недавнего времени ведущий программы «Церковный календарь» на телеканале «Союз», кроме того, первый ведущий программы «Беседы с батюшкой» и программы «Архипастырь», а также, можно сказать, заслуженный работник телеканала «Союз».

Для всех наших зрителей стало шоком Ваше отсутствие в программе «Церковный календарь». Первую неделю они часто звонили и, общаясь с секретарем, постоянно спрашивали, что случилось и почему отец Евгений не ведет эту программу. На следующей неделе ажиотаж немного спал, в третью неделю еще меньше людей позвонило, но анонс, который мы разместили «ВКонтакте», свидетельствует о том, что многие зрители благодарны за все Ваши слова, которые были произнесены в этой программе в течение десяти лет. Хотелось бы начать с того, почему так получилось, почему Вы больше не ведете «Церковный календарь»? Думаю, что это вопрос всех наших зрителей, которые смотрят телеканал «Союз».

Так получилось, и слава Богу. Наверное, мы все должны стараться жить по воле Божией, которая является в нашей жизни через обстоятельства, через благословения священноначалия. Послушание - это добродетель, и терпение - тоже добродетель, и потом: «Молодым везде у нас дорога…» - и дальше по тексту.

На самом деле десять лет этих трудов выработали определенный навык: изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год приходилось наблюдать за жизнью и делиться тем, что было на душе - что заметили, что случилось, где побывали, с кем встретились… Это находило отклик в сердцах и душах людей, потому что все мы очень похожи друг на друга: и болезни у нас одинаковые, и добродетели одинаковым образом развиваются, потому что человек по природе един. Слава Богу, что этот небольшой опыт кому-то оказался полезен. Много было и откликов, и писем, и сообщений, и душа как-то трепетала, не думал, что со многими людьми мы так духовно породнились, стали духовно близки, но потихонечку все устроится.

Дорогие телезрители, давайте в первую очередь поблагодарим Бога за то, что у нас с вами есть такая возможность общаться, она никуда не делась. В ту меру, в какую я был занят в «Церковном календаре», я не был в «Беседах с батюшкой», чтоб не «мельтешить». А сейчас мы с вами будем видеться чаще. Очень хочется поблагодарить Бога за то, что столько замечательного времени было проведено вместе, поблагодарить телеканал «Союз», его сотрудников, руководителя за все эти годы совместного труда по созданию передачи «Церковный календарь», поблагодарить всех вас, которые и писали, и пишут и с которыми установилась духовная связь.

- Хочу напомнить нашим зрителям о том, что есть замечательный сайт www.sobor-uspenie.ru - это сайт прихода, настоятелем которого является о. Евгений. Существует также группа этого прихода в сети «ВКонтакте»: www. vk.c om/sobor_uspenie. Мы с о. Евгением обсудили такой способ вашего общения с ним: вы можете оставлять свои вопросы либо на сайте собора, либо в группе социальной сети «ВКонтакте». Мы будем встречаться с определенной периодичностью с о. Евгением и отвечать на поступающие вопросы.

Нужно уточнить, что потребность общаться с телезрителями сохраняется, и священнику очень хочется делиться опытом, чтением, жизненными ситуациями, поэтому возникла идея создать на сайте собора Успения какой-то ежедневный формат общения: к примеру, проповедь на тему дня, в которой также обсуждать какие-то вопросы христианской жизни в современном мире. В ближайшее время мы попробуем это сделать, и те, у кого есть возможность общения через Интернет, могут задавать вопросы, оставлять комментарии, пожелания.

Вопрос телезрителя из г. Екатеринбург: «Как Вам удается совмещать и семейную жизнь, и послушания, и паломничать успеваете, и окормлять духовных чад? Понимаю, что это очень большой труд и времени на отдых у Вас совсем нет. Как Вам удается оставаться на плаву в духовном смысле и делиться этим с людьми?»

Еще можно добавить, что наш проект ведущих дня начинается с 8 утра, и я помню, когда приезжаешь к этому времени и начинаешь готовиться к рабочему дню, то о. Евгений уже находится в студии с 7 утра, а то и раньше: записывается передача. Как удается все это совмещать? Где эта «золотая середина»?

Есть такой замечательный закон, что время зависит от скорости движения. Этот закон действует, поэтому чем быстрее мы научимся двигаться, реагировать на вопросы, ситуации, тем больше будет времени. И время на самом деле растяжимо: на все, что для человека важно и ценно, времени всегда хватит, просто нужно учиться управлять временем, оно - дорогое сокровище. Кстати, это очень интересная тема для общения, потому что, например, к деньгам мы относимся гораздо бережнее, чем ко времени. А деньги, даже если ты их потеряешь, всегда найдешь. Потерянное же время никогда не восполнишь. Человек тысячу рублей потеряет и будет переживать из-за этого целый день, настроение испортится, будет жаловаться, а потеряет час времени - и совершенно не болит об этом голова. От управления временем, от понимания того, насколько оно ценно, зависит его качество. И самое важное, что за время жизни человек приобретает вечность. Потому что на самом деле времени очень немного, всего 400 тысяч часов (средняя продолжительность 70-летней жизни), мы не миллионеры, поэтому жалко тратить время на пустое: блуждание в сети Интернет, бесполезное телевидение. А отдыхать можно в смене деятельности.

- Эти 400 тысяч часов включают сон? Потому что если посчитать время на сон, то еще треть урезается.

Четыреста тысяч часов - это время активной жизни.

Вопрос телезрителя из г. Белгород: «Еще в Ветхом Завете была заповедь: "Помни день субботний". В Евангелии Христос говорит: "Не человек для субботы, а суббота для человека", то есть отношение уже другое. А как нам сейчас относиться к этой заповеди? Современная суббота имеет какое-то отношение к той субботе, о которой говорилось в Ветхом Завете? Потому что воскресенье имеет совсем другой смысл, хоть сейчас и говорят, что воскресенье вместо субботы».

Заповеди Божии непреложны: Господь, сказав однажды, узаконил на века Свое слово. Заповедь о субботе была дана евреям - кочующему племени, у которого долгое время их жизни не было святого места, поэтому у них было святое время: один день из семи был освящен особым богослужением, богопочитанием. Когда совершилось спасение человеческого рода воскресением Христа, этот день приобрел большую значимость, потому что в нем и совершилось исцеление человеческой природы. У христиан Нового Завета в приоритете празднование воскресенья, но суббота не забыта, тоже является праздничным днем, и это очень заметно по богослужению Великого поста. Есть будни, когда строгий пост, идут определенные богослужения (очень строгие, великопостные), а суббота и воскресенье - это праздничные дни: облегчается устав поста и богослужение совершается совершенно по другому чину. Поэтому христиане почитают и субботу как заповедь Божию, и особо почитают воскресенье.

Думаю, что можно вернуться к вопросу дальнейшего появления программы «Церковный календарь» и программ, касающихся каких-то размышлений на каждый день: я так понял, что эти программы в ближайшем будущем появятся на тех сайтах, которые мы чуть ранее называли зрителям.

Живы будем - обязательно появятся.

Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Как научиться радоваться в страданиях, чтобы не впадать в отчаяние и уныние? Потому что когда нет никаких скорбных событий, все вроде приемлется и с Богом легко общаться, а когда страдания, очень трудно сохранить тот дух, чтобы не было уныния, отчаяния, чтобы не впасть в ропот. Как преодолеть эту грань, чтобы благодарить Бога за все? И еще: хотелось бы, чтобы Вы попросили телезрителей помолиться о рабе Божией Любови, это моя дочь. Очень прошу Вас, спасибо».

Давайте помолимся, дорогие телезрители, о рабе Божией Любови, чтобы Господь даровал ей сил, здравия, крепости душевной и телесной. А в остальном Вы сами ответили на свой вопрос: нужно учиться говорить молитву «Слава Богу за все» - это совершенно реальная молитва, которая исцеляет душу от печали. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, 23). Господь укрепляет силы души через благодарение и славословие. У святителя Игнатия (Брянчанинова) в первом томе есть замечательная статья, которая называется «Слава Богу», где он пишет, что самая лучшая психотерапия и исцеление души, если мы приучим себя, особенно в нападениях духа печали, пусть без крепкой веры и пока без надежды, с грустью сердца, но говорить: «Слава Богу за все».

Нужно еще понимать, что только в скорбях душа растет, вне скорбей она не развивается. Не существует такого человека, у которого в жизни нет скорбей, потому что и богатые плачут, и здоровые переживают, и счастливые тоскуют - в этом мире невозможно жить без скорбей, которые есть у всех, у каждого своя мера, «чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Просто надо поменять к этому отношение: невозможно избавиться от скорбей, если уйдет одна, придет другая. Но все проходит, и то, из-за чего сейчас болит душа, через десять лет мы будем видеть как самые прекрасные моменты и для духовной жизни, и для развития, потому что Бог был очень близко. Надо обязательно молиться, обязательно благодарить Бога и никогда не отчаиваться, потому что все будет хорошо.

Хульные помыслы - как мыльные пузыри: их абсолютно не надо принимать. Как искра: если плюнешь - погаснет, начнешь раздувать - превратится в пламя. На эти помыслы даже не нужно обращать внимание, потому что это не Ваш грех, это просто нападение духов злобы, их издевательство над душой. Ум можно направлять только на размышления о чем-то полезном, а любые помыслы - от лукавого.

Следующие вопросы из сети «ВКонтакте»: «Почему случается так, что праведные люди (монахи, святые) в конце жизни болеют раком? Почему в Библии часто встречается, что праведные пары (Авраам и Сарра, Иоаким и Анна) до преклонного возраста не имеют детей и лишь в глубокой старости Бог дарует им чадо?»

По первому вопросу: так происходит потому, что болезнь - это благословение Божие, болеющий человек без всяких подвигов может достичь вечной жизни с Богом, если будет безропотно терпеть болезнь. В болезни очень много пользы, просто мы не с той точки зрения к ней относимся: смотрим на нее как на наказание, как на кару, а на самом деле болезнь - это самый короткий путь к стяжанию благодати, потому что она учит терпению и принятию Духа Святого.

Что касается семейных пар, которые в Ветхом Завете являются родителями великих праведников, то «древо познается по плоду», «на осинке не растут апельсинки». Для того чтобы родить праведника, необходимо, чтобы немного засохли те страсти, которые «от юности борют». И это происходит естественным образом с возрастом: многие душевные, телесные страсти увядают, и в ту меру, в которую человек освобождается от страстей, он передает это состояние своим детям, которые должны выполнить определенную миссию по замыслу Божию. Таким образом у Иоакима и Анны родилась Смиреннейшая, Которая стала дверью в мир для смиренного нашего Господа Иисуса Христа. Но для того чтобы был такой плод, необходимо было десятки лет черпать горькое и несправедливое поношение: ничто так не смиряет сердце, как несправедливый позор. И когда души Иоакима и Анны стали способны вместить это, они вместили, и их тела произвели на свет такой замечательный плод; благодаря этому мы сейчас живем в христианском мире.

- Следующий вопрос: «Почему Греческая Православная Церковь отмечает праздники раньше на тринадцать дней?»

Потому что она отмечает праздники по другому календарю. Есть григорианский календарь, а есть юлианский. Часть православных Церквей, в том числе и Греческая, разнятся в праздновании церковных событий с тем календарем, по которому служит Русская Православная Церковь.

- Следующий вопрос: «Сейчас стало модно устанавливать электронные звонари. Не появится ли в будущем электронный хор, и почему колокольный звон в исполнении звонаря для священства стал менее важен? Почему не запретят это кощунство?»

Каково Ваше личное отношение к электронным звонарям?

Наверное, это вынужденная необходимость, потому что всегда хорошо, когда есть человек, когда есть достаточно людей, чтобы обеспечить и церковное пение, и церковный звон. Скорее всего, это неизбежность по причине отсутствия живых людей. Это не есть хорошо, потому что механика не может передать души, и, наверное, к этому не надо стремиться, но это существует как некоторая неизбежность. Надо молиться, просить, чтобы пришли люди, стали живыми звонарями и звонили как нужно: то радостно, то печально, но не механически монотонно.

- Следующий вопрос: «Как бороться с грехом осуждения?»

Очень просто: «Чем кумушек считать… не лучше ль на себя оборотиться?» Дело в том, что у кого что болит, тот о том и говорит - это закон, и каждый видит в ближнем то, чем он сам страдает. Если ставить такую задачу - бороться с грехом осуждения, то даже если мы замечаем какие-то немощи наших ближних, это всегда сигнал: посмотри на себя, ты болен точно тем же. Если бы в тебе не было этой заразы, ты бы ее просто не отразил в другом человеке. Обратившись на себя, найди в себе эту страсть и сосредоточься на ней, потому что наше духовное око, как и телесное, имеет определенный фокус: если я сфокусирован на руке, то остальное вижу очень размыто. Если человек сфокусируется на своей душе, на своих болезнях, ему не будет дела до болезней других. Осуждение других - это всегда беспечность по отношению к себе.

Следующий вопрос: «Подскажите, как быть: покойная мама часто снится, беседует со мной, говорит о том, что будет, и всегда это сбывается. Понимаю, что это грех, но возможно ли, что это Сам Бог меня так утешает за молитвы о ее душе? Хотела услышать совет настоятеля храма, в который хожу, но он и слушать меня не захотел».

Видимо, вопрос о том, как относиться к появлению во сне усопших родственников?

Это всегда сигнал с того света, сигнал напоминания. Сны не нужно ни принимать, ни отметать, то есть спокойно, ровно к ним относиться, не придавать особого значения. А всякое напоминание о наших близких - это повод усилить дела милосердия, потому что ничто так не помогает усопшим душам, как милостыня и молитва бедных людей о них.

Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбург: «Я слышала, что Церковь не приветствует вегетарианство. Мне бы хотелось узнать почему, ведь идея вроде хорошая - не убивать животных. Второй вопрос: я одна воспитываю двух мальчиков, они сейчас в подростковом возрасте. Скажите, пожалуйста, как мне вырастить их хорошими людьми, кому молиться? Они учатся в Суворовском училище, видимся мы не так часто (только на каникулах и в выходные)».

- «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» - один из духовных законов, обозначенный апостолом Павлом. Вегетарианство - это определенное мировоззрение, в котором отношение к каким-то продуктам - это только часть мировоззрения, это определенная идеология, которая не должна входить в противоречие с Духом Христовым. Если та или иная философия становится для человека важнее, чем учение Церкви, учение Христа, то это опасное учение, которое может в конечном итоге погубить человека для вечной жизни.

Второй вопрос про воспитание детей: наверное, здесь надо чаще плакать Богу о своих детях, потому что дети «воспитываются слезами» (слезами матери выправляются души) и материнским благочестием. В ту меру, в которую душа приобретает благодать Божию, она передается и детям. Дети воспитываются этой благодатью: не словами, не книжками, а тем духом, который живет в душе родителей. Поэтому необходимо совершать подвиг благочестия, в том числе и молитвы.

Следующий вопрос: «Как Церковь относится к случаям, когда человек одушевляет предметы, то есть разговаривает с ними как с живыми? Например, это автомобиль, телевизор, компьютер…»

Когда человек тихо сам с собой ведет беседу, это не очень хороший признак и не очень хороший диагноз. С другой стороны, если у человека есть такая особенность - выражать мысли вслух для того, чтобы как-то яснее себя услышать, понять со стороны, и если это не признак какого-то душевного нездоровья, то ради Бога - пусть говорит.

Следующий вопрос: «В молитве встречаются такие слова, что мы согрешаем и в уме, и в помышлении. Не могу понять разницы между этими двумя словами: в уме и в помышлении. Что в них схожего и в чем разница?»

Это целая аскетическая тема. Ум - это функция нашего организма, тот орган, которым человек должен видеть, чувствовать, слышать Бога. Помышления или помысел - это то, что приходит извне. Это молния, которая вторгается в наше сознание и помрачает наш ум. Научиться управлять умом - одна из высших задач аскетики (науки о духовной жизни), научиться различать помыслы и их отражать - это одна из наук, которая называется трезвение.

- Следующий вопрос: «Объясните, что такое кротость и смирение?»

Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные. Я упокою вас, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Учитель кротости и смирения - это Господь Иисус Христос. Чтобы этому научиться, необходимо вступить с Ним в теснейшее единение. Когда душа человека соединяется с душой Христа в таинстве Причастия, то на этой душе отпечатлевается нрав Христов. «С кем поведешься, от того и наберешься». Поэтому общение с Богом является лучшей наукой кротости и смирения.

А еще кротость и смирение можно просить у Симеона Верхотурского, который был замечательным учеником Господа Иисуса Христа: усвоил Его нрав, достиг кротости. За это он особо любим и почитаем людьми, потому что каждому человеку в этом мире хочется обрести мир сердца, мир души, без которых человек очень мучается тревожностью, беспечностью, постоянным шумом, отвлечением. А научиться можно у учителей. Симеон Верхотурский, память которого мы будем совершать 25 сентября, является замечательным учителем кротости. Если его просить, он за нас походатайствует перед Богом.

Существуют три даты памяти Симеона Верхотурского: 25 мая, 25 сентября и 31 декабря. Хотелось бы разобраться, почему установлены разные дни памяти? В честь чего отмечается день памяти 25 сентября?

Господь очень любит праведного Симеона и благословил в Церкви сделать его память трехдневной. В три разных времени года мы вспоминаем святого праведного Симеона: 31 декабря - его кончину, 25 сентября - обретение честных мощей, а также второе обретение и перенесение его святых мощей, которое произошло уже в наше время - 25 мая. Все эти дни назидают нас: мы собираемся вместе во святом граде Верхотурье в монастыре, чтобы помолиться праведному Симеону, пообщаться с ним еще раз и воспринять его духовные качества в свои души.

Вопрос телезрительницы из г. Пермь: «Моему сыну 11 лет, он учится в 5-м классе и задал мне такой вопрос: "Если в Писании ничего не сказано про динозавров и первобытных людей, почему нам это преподают в школе?" В чем подвох? Не знаю, что ему ответить».

Потому что программа школьного образования составляется не по Священному Писанию, а порой с совершенно обратной целью - чтобы подвергнуть его сомнению. На самом деле противоречия со Священным Писанием нет. Можно посоветовать почитать христианские антропологические книги, в которых говорится об этом времени, о той науке и о тех переворотах, которые целенаправленно совершались для того, чтобы людей отвлечь от Священного Писания и обосновать теорию происхождения видов Чарльза Дарвина, которая являлась средством борьбы с христианским мировоззрением. А про динозавров я подумаю, дорогие телезрители, и на сайте собора Успения мы обязательно про это поговорим.

- Расскажите, пожалуйста, какое значение лично для Вас имеет святой Симеон? Есть святые, которые нам более близки, а к каким-то мы обращаемся реже. В Вашей жизни какое место занимает праведный Симеон?

Чтобы почувствовать святого, а его обязательно нужно почувствовать, нужно вступить с ним в отношения. В моей жизни действительно есть несколько святых, которые близки по духу. В первую очередь, конечно, огромная благодарность великомученику Пантелеимону, в храме которого я служил 18 лет. В последнее время очень близок стал преподобный Александр Свирский: понимаю, что молитвы, обращенные к нему, слышатся. И Симеон Верхотурский, который рядом даже не территориально, а близок своей простотой.

Так получается, что духовная жизнь все время взбадривается теми или иными скорбями, необязательно внешними. Внутренних скорбей никто не может избежать: при видимом благополучии человек не может жить без боли. И когда душа заболевает, то судорожно ищешь лекарство, как эту боль утолить. И молитвы к святому праведному Симеону, пребывание в святом граде Верхотурье у его цельбоносных мощей приносят утешение, ослабление боли на какое-то время, необходимое для того, чтобы отдышаться, - и снова в бой. Мне кажется, близость святых именно этим постигается: не внешними исполнениями желаний и просьб, хотя это тоже, наверное, очень важно, а когда особо переживаются внутренние трудности и скорби. Праведный Симеон очень кроткий и смиренный, и он может испросить у Бога мир души.

Потому что на сегодняшний день таков церковный закон, такое благословение священноначалия. Для людей печать в паспорте во многом имеет значение. И хоть человек и заявляет о том, зачем все эти формальности, на самом деле это не так. Если не имеет значения печать в паспорте, давайте вырвем страничку, где стоит печать с пропиской. Человек сразу волноваться начнет. Значит печать имеет значение. Если дать повод ищущим повода, тогда далее пойдет легитимность гражданского брака, по сути блудного сожительства, когда люди таким образом выражают свои отношения, не желая брать ответственность друг за друга, потому что все равно государственная регистрация предполагает осознанное взятие ответственности. А венчание многих привлекает красотой, торжественностью, некой таинственностью. И многие люди будут тогда обходить государственную регистрацию, но поскольку нет стремления быть послушными закону, то и венчание для многих будет без веры, без понимания, зачем это нужно, как это и было несколько лет назад, когда венчались, а потом приходили через какое-то время и просили их развенчать, потому что их брак развалился. Государственная регистрация - это хоть какая-то гарантия того, что люди серьезно к этому относятся.

Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбург: «Когда мы перед причащением читаем канон, говорим: "Сердце чисто созижди во мне…" Возможно ли вообще очищение сердца в течение жизни? И второй вопрос: когда читаешь книгу Иова, какой вывод мы должны делать? Довериться полностью Богу или какой-то другой вывод? И насчет динозавров: по-моему, на иконе "Всякое дыхание да хвалит Господа" очень микроскопично, но есть динозавр, его можно там увидеть».

Безусловно, чистота сердечная должна быть достигнута, потому что в лукавую душу не войдет премудрость. И если вспомнить степени блаженства, то «блаженны чистые сердцем» - это шестая заповедь, то есть мы должны эти ступеньки обязательно пройти, если хотим радоваться и веселиться. По учению Церкви, сердце очищается, когда человек обретает навык умной и сердечной деятельной молитвы. Это задача-минимум, которая должна быть достигнута любым христианином, стремящимся к Царствию Небесному, потому что только на уровне этой молитвы (третьей ступени молитвенного восхождения) сердце очищается от страстей. До этого момента корни страстей живут в сердце и приносят свои плоды. Сердце обязательно нужно очистить - это реальная задача.

По второму вопросу: Иов - это же прообраз Христа, Который безвинно, по любви взял на Себя наши грехи и безропотно их пронес. Книга Иова - это еще и утешение, что Господь все знает, все видит и, несмотря на тяжелейшие испытания, у Бога в конечном итоге все будет хорошо.

- Следующий вопрос: «Расскажите, как идет восстановление храма Успения Пресвятой Богородицы».

Тяжелая доля на Вас легла - восстановление храма в честь Успения Божией Матери в микрорайоне ВИЗ города Екатеринбурга.

На самом деле это очень радостное послушание, и нет сомнений в том, что собор будет восстановлен, потому что невозможно, чтобы такой прекрасный храм оставался в руинах. Все зависит от времени, и то есть надежда, что не так много времени на это понадобится. Это великая честь - послужить Божией Матери, послужить в Ее соборе, в котором служили мученики. История прихода насчитывает более 250 лет, около 180 лет каменному храму, который сейчас в таком разрушенном состоянии.

На сегодняшний день закончены все работы по демонтажу, то есть храм освобожден от тех оков советского периода, которые были на него наложены, и мы расплатились за демонтаж (это около 10 миллионов рублей), сейчас долгов перед подрядчиками нет. Для того чтобы перейти к следующему этапу, необходим ряд значительных согласований проектов по земле, по техусловиям и т. п. Куратор, который занимается вопросами согласования с министерствами и определенными ведомствами, сейчас обозначил приблизительную дату выхода к реконструкции после всех согласований - это 1 марта 2016 года. Мы не можем перешагнуть через эти формальные действия, потому что это памятник архитектуры, предстоит сложнейшее дело по реконструкции.

Очень хочется, чтобы этот храм был украшением нашего города, и он обязательно будет, поэтому прошу ваших молитв, помощи и поддержки, потому что храмы восстанавливаются, конечно, в первую очередь молитвами. Но и материальными средствами тоже. Приглашаю вас всех стать прихожанами, необязательно вживую, можно и через общение по Интернету на сайте собора, на котором мы будем с вами встречаться, искать ответы на вопросы, говорить о приходской жизни. И пусть нас разделяют сотни и даже тысячи километров, это не помешает нашей взаимной любви, теплу и доброте нашего общения.

- Закончить программу хочу словами благодарности, которые написали наши зрители:

Спаси Вас Господь, отец Евгений! Очень помогали и Ваши советы, и проповеди на пути воцерковления. Очень не хватает программы «Церковный календарь».

- Выражаю слова благодарности за Ваши проповеди и искренние беседы. Помоги Вам Бог!

Как жаль, что Вас не будет в «Церковном календаре», я так ждала Ваш эфир, появляйтесь почаще на телеканале «Союз».

Благодарю Бога, что имела возможность общаться с Вами, стали как родные. Хочется пожелать Вам укрепления и роста в любви, может, в этой жизни не увидимся никогда, но когда придет время, возрадуемся встрече и воссоединимся с любимым Богом.

И таких сообщений очень много.

Дорогие мои, очень трогательны все ваши слова, близки до слез, их трепетно слышать, читать. Я никуда не делся, милостью Божией я пока жив, поэтому до скорых встреч. Помогай нам всем Господь!

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Елена Кузоро

Качество, на которое обратил внимание Господь в сердце самарянки - это отсутствие лукавства, простота. Это то, за что Он призвал Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства».




Https://valaam.ru/publishing/68188/
Во время посещения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря отец Евгений побеседовал с насельниками обители об очень важном и интересном вопросе, особенно актуальном в Петров пост: в чем различие исповеди на приходе от исповеди в стенах монастыря?


Стою у дверей и стучу


Дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри


Светоч мира («Се, стою у двери и стучу»). Уильям Холман Хант, 1854


Стою у дверей, и стучу, -говорит Господь. - Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Господь стучится в двери сердца каждого человека, движение должно быть не только от Бога к нам, но от нас к Богу. Иоанн Креститель говорил: «Приготовьте путь Господу, прямым сделайте стези Ему». Господь грядет, но мы должны для Него приготовить путь к нашему сердцу. На этот стих Священного Писания один из художников нарисовал такую картину: хижина, внутри семья сидит, горит очаг, снаружи стоит странник - Господь, и стучится в дверь этой семьи. На выставке эта картина многим понравилась, но критики - народ дотошный. Говорят: «Простите, но тут есть одна неточность, на картине на двери снаружи нет ручки. Художник отвечает: «Все правильно, потому что дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри».



протоиерей Евгений Попиченко


Метки: