Сонорные согласные в русском языке примеры слов. Что такое сонорный звук

Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со-ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Гласные и согласные звуки

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш ′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш ′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека — [ш ′ика], чаща — [чаш ′а], ванна — [ван а], касса — [кас а]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую-щими способами:

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со-гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе-лье — бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго-ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш ′] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш ′] — всегда мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 .

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без-ударный;
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков

Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков

Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.

Классификация согласных

Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:

  • Губные - в процессе их произнесения главную роль играет положение губ. В свою очередь, данный класс подразделяется на различные подвиды. Часть из них образуется смыканием обоих губ, губ и зубов, губ и альвеол (место крепления зуба). В создании некоторых участвует задняя часть нёба.
  • Корональные - ведущую роль тут играет передняя часть языка, которая примыкает к резцам или альвеолам.
  • Дорсальные - образуются благодаря основной части языка, взаимодействующей с нёбом.
  • Глоточные ;
  • Глоттальные - происходит смыкание голосовых связок.

По степени звучности согласные делят на:

  • Аппроксиманты - занимают промежуточное положение между гласными и согласными (например, в английском языке это звук «w»);
  • Сонорные - шума при их продуцировании практически не образуется;
  • Фрикативные - образуются при неполном закрытии речевого тракта;
  • Возникающие при замедленном высвобождении воздуха.

Что такое сонорный звук в русском языке?

Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:

  • «Р » - дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
  • «Л » - образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
  • «М » - звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
  • «Н » - произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
  • «Й » - возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
  • Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.

Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?

Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:

  1. Сказать слово вслух.
  2. Записать его согласно правилам орфографии русского языка.
  3. Найти слоги и определить правильное место ударения.
  4. Узнать, как переносить слово без ошибок.
  5. Дать детальное описание каждого звука, составляющего данную единицу речи: мягкость или твердость, парность и т.д.
  6. По результатам работ, сделанных на предыдущем этапе, подсчитать общее количество звуков.
  7. Найти такие случаи, когда написание не соответствует произношению.

В рамках выполнения пятого пункта указанной схемы школьники должны определить, какие звуки относятся к сонорным и есть ли они в слове вообще.

Сонорные звуки в логопедии

Трудности с произношением звучных согласных - одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии , когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.

Основные причины такого явления:

  • Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо-горло-нос.
  • Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
  • Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
  • Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
  • Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.

Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении - дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.

Как научиться произносить звучные согласные?

Если ребенку диагностирована дислалия , то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное - начать лечение как можно раньше.

Основными его этапами являются:

  1. Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
  2. Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
  3. Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
  4. Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
  5. Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
  6. На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.

Для успешного исправления дефекта речи требуется три раза в неделю посещать специалиста на протяжении нескольких месяцев. Процесс излечения нужно продолжать домашними упражнениями. Как правило, даже самые запущенные случаи у детей поддаются исправлению за период до полугода.

Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.

Видео: как звучат сонорные звуки

Мало кто в обычной жизни задумывается о классификации звуков, которые люди используют в речи. Кое-кто из школьного курса русского языка помнит, что есть причем последние еще бывают парными и делятся на звонкие и глухие, а еще есть шипящие. Но это далеко не полный перечень. Разве ответит обычный школьник на вопрос, что такое сонорный звук? Вряд ли.

Классификация речевых звуков

Те, кто интересуется филологией и получают профильное образование, в процессе обучения выясняют, что звуки также подразделяются по способу извлечения, локализации и другим характерным чертам. Лучше всего их знают специалисты - логопеды-дефектологи, а также языковеды, специализирующиеся на фонетике.

Существует несколько классификаций по различным критериям как в акустическом, так и физиологическом смысле. Это главное разделение, используемое фонетистами. Именно к физиологии звукоизвлечения относится разделение звуков на гласные, согласные и дальнейшее их дробление на подкатегории. Классификация же с точки зрения акустики известна не всем. Именно поэтому рассмотреть ее будет крайне интересно.

Акустическая классификация

Прежде всего, различают вокальные и невокальные звуки. При произнесении первых задействуется голос, так что все гласные и некоторые согласные являются вокальными. Далее различают консонантные и неконсонантные звуки. К первым относятся все согласные, а к остальным - гласные. Еще есть категория резких, в нее попадают те, что отличаются неоднородностью звукового спектра, например, [ц] или [р]. Остальные относят к нерезким. Еще со школы знакомо разделение на звонкие и глухие, однако с точки зрения акустики к звонким относятся также гласные и согласные, которые не являются парными. Существует еще несколько критериев, но они большей частью зависят от голосового аппарата конкретного человека и используемых ним интонаций.

Одними из первых в речи и, пожалуй, наиболее простыми в образовании являются сонорные звуки. Они бывают только согласными, относятся к вокальным. При произнесении таких звуков практически нет препятствий для выдыхаемого воздуха. Чем же они так интересны?

Сонорные

Название этой категории происходит из латыни, где sonorus означает "звонкий". И их действительно не назовешь глухими. Согласно теории, сонорный звук при его произнесении не создает турбулентного воздушного потока в речевом тракте, то есть в гортани, глотке, ротовой полости и носу. На деле же голос просто преобладает над шумом, то есть движения губ, языка, щек минимальны. В русском языке к таким звукам относят [м], [н], [л], [р] и [j]. Все они, кроме последнего, образуют мягкую пару - [м"], [н"], [л"] и [р"].

Особенности сонорных звуков таковы, что, несмотря на принадлежность к согласным, по структуре они очень близки к гласным. Кроме того, на слух они звучат более приятно, певуче. Эта особенность используется поэтами и писателями в таком приеме, как звукопись. Именно сонанты, как их еще называют, становятся первыми произносимыми детьми. И это связано именно с легкостью в их артикуляции и образовании. Кстати, именно сонорные чаще всего являются "ядром" слога, его самой звучной и заметной частью.

Сонанты в других языках

Естественно, не только в русской речи используются сонорные звуки. Примеры можно встретить во многих других языках, особенно их много в итальянском и испанском, из-за чего они звучат плавно и красиво. В английском есть два сонанта, аналогов которых в русском нет. Речь идет о [ŋ] и [w]. Сонорный звук [ŋ] относится к звонким носовым и произносится совсем иначе, чем обычная [н], а [w] очень напоминает гласный и произносится губами так, что получается что-то вроде краткого [уэ]. В немецком языке сонант мало, там преобладают щипящие, свистящие звуки и аффрикаты, поэтому многим кажется, что он такой грубый на слух. В неевропейских языках также существует такая категория, как "сонорный звук", и разнообразие входящих туда фонем поражает.

В русском языке согласные звуки делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Например, у звуков, нет мягкой пары, а у и – твёрдой. Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. 5 букв, 6 звуков). Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: – , – и другие. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах.

В каждом случае есть согласные, у которых есть пара, а также согласные, у которых пары нет. Давайте рассмотрим парные и непарные согласные, и в каких словах они встречаются. В следующих уроках мы рассмотрим и другие слова, которые используются в русском. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.

Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар - шар. - Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Однако не все согласные парные. В одном будут жить парные согласные, а в другом - непарные. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.

Особенность 6. В русском языке есть две буквы, которые не дают никаких звуков. К сонорным в русском языке относятся девять звуков: , . Как и у всех согласных, при артикуляции сонорных в ротовой полости создается преграда. В образовании шумных согласных (, и др.) основную роль играет, наоборот, шум. Он возникает в результате преодоления преграды воздушной струей.

Перечисленные звуки являются соответственно либо звонкими парными, либо глухими парными. Эта замена называется озвончением согласного. Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются. Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.

В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие (термин «сонорные» не вводится) и всегда глухие.

Наблюдения убеждают учащихся в том, что согласные звуки л, м, н, р произносятся с голосом и шумом, т. е. являются звонкими, и они не имеют парного себе глухого звука (непарные звонкие звуки). Аналогично учащиеся приходят и к выводу о том, что согласные х, ц, ч -непарные глухие.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ согласных. Это же одна пара: и! Только мы привыкли, что все согласные из твёрдых переходят в мягкие, если после них стоит ь или йотированная гласная. Эти звуки есть, например, в украинском языке. Что же касается звука, то я не раз слышала мнение, что это вообще не согласный звук, а полугласный. Таким образом видим, что звуки, и являются непарными звонкими, а звуки, и - непарными глухими.

Правильно, . Да и если произнести и потянуть его, то становится слышно, что это ни что иное, как, а эти звуки являются парными. Следовательно, должен быть и звук. А вот глухие и, судя по всему, вообще не существуют. Таким образом мы видим, что наиболее употребимых согласных звуков в русском языке не 36, а 39, или 38 согласных и один полугласный, это уже кому как больше нравится)).

В русском языке согласных намного больше, чем гласных. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных.

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком.

Поощряйте достижение компетентности в любом достойном деле. Хвалите и вознаграждайте компетентность всякий раз, когда вы с ней сталкиваетесь. Требуйте высокого качества в любом деле. Критерием для оценки общества является то, можете ли вы, ваша семья и друзья жить в нём, находясь в безопасности.

Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки

Шаг за шагом мы с вами разберем все основные слова, и вам станет многое понятно в этом предмете, и он перестанет быть чем-то запутанным и сложным. Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные.

Как это парные? Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, - пояснила Василиса. И приведут примеры. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. И тогда мы поймём точно - какую букву нужно писать. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Парные Непарные Ж - Ш М, Н З - С Х, Ц К - Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные.

Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише, Кот - кота, год - года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Сравнение с гласными звуками. На письме эти изменения звуков обычно не отражаются. Уважаемые коллеги и выпускники! Я приветствую вас на своём блоге)) Хочу сообщить о том, что блог «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»расширил тематику контента.

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Тоновая составляющая звука является неосновной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согласных), либо дополнять основную (у звонких согласных).

    Сонорные звуки - это непарные звонкие согласные, которые произносятся без шумового эффекта - шумы при образовании сонорных звуков сведены к минимуму, а слышатся совсем не так, как пишутся. К примеру, в слове след последняя буква Д слышится и произносится, как звук Т - слеТ. В их образовании непременно участвует голосовой аппарат.

    Сонорные согласные не имеют парных букв:

    м, м, н, н, л, л, р, р, j.

    Посмотрите на данный ряд букв и вы заметите, что одни из них произносятся чисто, а другие - мягко, как гласная.

    Сонорные звуки никогда не являются свистящими. Они по произношению напоминают гласные звуки и создают ложное впечатление образования дополнительного слога в слове. Вот, например, сколько слогов в слове декабрь? Правильно - два, потому что в слове всего две согласных буквы - -е- и -а-. Однако, при произношении создается впечатление, что слога три. Аналогичный обман слышится и в словах корабль, дирижабль, джентльмен и т.п.

    Ох, и труден же русский язык)!

    л, м, н, р, й. Есть еще другие согласные звуки, их называют просто - звонкие согласные звуки. Это б, в, г, д, ж, з. Прочитать объяснение учителя и сделать пару упражнений можно на этой странице.

    Самое главное отличие между гласными и согласными звуками - участие голоса в произнесении первых. Артикуляция согласных - это полное отсутствие или минимум голоса и главенствующая роль производимого в разных участках речевого аппарата шума. Те из согласных, в произнесении которых голос задействован максимально , называются сонорными .

    В некоторых языках (например, в современном чешском) они могут даже образовывать слог. Эти звуки фактически стоят на стыке согласных и гласных. Например, часто сложно определить, какой именно перед нами звук - и неслоговое или сонорный j. В словах, в которых мы пишем букву Й после гласной и перед другой по качеству согасной, речь идт именно о неслоговом гласном.

    Сонорные звуки вам уже все описали. Только я еще добавлю,что сонорные звуки для многих людей приводят к ошибкам. например, ребенок произносит слово слеТ (хотя надо Д писать), слово бреТ (надо писать только букву Д) , а потом и пишет именно Т. Сами знаете к чему это приводит. Сонорные звуки выступают самостоятельно,не имеют пары.

    Термин сонорные звуки(сонорные согласные) применяется в фонетике, данным термином обозначаются такие звуки, которые произносятся с преобладанием голоса, без участия шумового движения воздуха в речевом аппарате человека.

    В русском языке, все согласные звуки подразделяются на глухие и звонкие,а так же сонорные. К сонорным звукам относятся такие звуки, как: й,м,р,л,н.

    Как я выяснил у сестры к сонорным относят определенные девять звуков. Эти звуки все знают еще по школе -это м, м, н, н, л, л, р, р, j- произнесите слово йод и вы сразу этот звук услышите.

    Вот эти буквы попадают под понятие о котором сейчас идет речь:

    Все это довольно легко запомнить, особенно буквы, ведь их не так много, и пять штук подлежат быстрому восприятию для памяти обычного учащегося, а такая информация будет всегда в запасе что очень важно.

    ну вообщем это 9 звуков: м, м, н, н, л, л, р, р, j.это значит дорожащие,при произношении основным источником шума является тон(голос),которые создают колеблющиеся голосовые связки

    В русской фонетике различают гласные и согласные звуки. У гласных звуков говорящее название: они произносятся голосом. А в образовании согласных звуков принимает участие в большей степени шум. Но среди согласных выделяются своей звучностью сонорные звуки , у которых, в отличие от других согласных, нет пары по глухости. В их образовании участвует не только шум, но и голос. Эти согласные самые звонкие. А теперь перечислим их:

    л, л,м, м, н, н, р, р и непарный мягкий, непарный звонкий звук й .

    В словах рама, ларь, яма, ель, юла, юный содержатся только сонорные звуки.

    К сонорным звукам относят согласные. Причем согласные, которые создаются только голосом, они звонкие и при образование сонорных звуков не участвует шум. К сонорным звукам, то бишь сонорным согласным относят р, н, л. м.

    Сонорные звуки, это произношение согласных букв, для которого при произношении не требуется движения воздуха через горло. Это самое простое объяснение которое можно дать своими словами. В разных языках, согласно правилам фонетики и фонологии, это могут быть различные буквы или сочетания. В русском языке это буквы л, м, н, р, й.