Совершена Божественная Литургия в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы

28 августа 2018 г., на Седмице 14-ой по Пятидесятнице, в храме иконы Божией Матери «Знамение» Абалакская настоятель Знаменского храма протоиерей Димитрий Карнаухов совершил Божественную Литургию в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Ему сослужили священник иерей Аркадий Власов и начальник скита в честь свт. Иоанна Милостивого иеромонах Никандр Мокряков (п.Манский).

По окончании Богослужения отец Димитрий поздравил прихожан с праздником и обратился к верующим с пастырским словом, где рассказал об Успении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Так, к моменту своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил с райской финиковой ветвью, сообщивший, о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь вечно блаженную. В ожидании исхода Она проводила в молитве дни и ночи. На Успение Богородицы чудесным образом были собраны все апостолы, кроме апостола Фомы. И вот сошел Иисус Христос, и Пресвятая Владычица поклонилась Ему и без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, предала душу свою в руки своего сына и Бога. Господь принял не только душу Пречистой Матери, но и само ее пречистое тело. Перед уходом в Небеса Пречистая Дева с огромным смирением и верой попросила Сына даровать благословение всем людям, почитающим ее, как Богородицу. День ухода в Небеса Богородицы стал ярким доказательством, что верных поклонников в духе и истине, ждет Царство Небесное и является для людей утешением о том, что смерти нет. Смерть мы называем успением, мы просто уснули и душа человеческая переходит из одного места в другое, Господь Бог победил смерть. Матерь Божия во успении не оставившая мира, спасает и милует нас, простирая над нами, как благодатный покров, любовь Свою, жалость Свою и бесконечное всепрощающее Своё материнское сострадание к нам грешным, а нам нужно обращаться к Богородице, молится и исполнять заповеди, которые дал ее Сын.

Вечером, в 17-00, состоялось Вечернее Богослужение с чином Погребения Пресвятой Богородицы и совершен Крестный ход вокруг храма.

Накануне праздника, 27 августа 2018г., настоятелем Знаменского храма протоиереем Димитрием Карнауховым в сослужении иерея Алексия Руминаса и иерея Аркадия Власова было совершено Всенощное бдение.

Также в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы богослужение прошло в храме Иннокентия епископа Иркутского (пос. Овсянка), которое совершил штатный священник иерей Алексий Руминас и в храме Покрова Пресвятой Богородицы (пос. Усть-Мана), его совершил штатный священник Знаменского прихода иерей Сергий Разуваев.






















Успение Божией Матери

Успение Божией Матери

Пресвятая Матерь Божия, после Вознесения Иисуса Христа, жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие - 22 года). Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Ее кончины. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Они вместе с Нею молились и с великою радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран видеть и послушать Ее.

Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя и радовалась на месте воскресения и вознесения Его. Она часто молилась и о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе на небо.

Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил, с райскою финиковою ветвью в руках, и сказал Ей радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести. Она рассказала о ней нареченному сыну Своему, Иоанну, и стала готовиться к Своей кончине. Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущею силою. Горестно было им лишиться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Потом всех их благословила.

В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери по Ее желанию, в саду Гофсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери, слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась. Множество народа следовало за Ее пречистым телом. Иудейские священники и начальники старались разогнать это святое шествие, но Господь невидимо охранял. Один иудейский священник, по имени Афоний, подбежал и схватился за одр, на котором несли тело Божией Матери, чтобы опрокинуть его. Но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Афоний, пораженный таким страшным чудом, тут же раскаялся и апостол Петр исцелил его.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней пресвятого Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы.

Божия Матерь сказала апостолам: "Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом".

Апостолы в радости воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!"

Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь; Он воскресил Ее и взял к Себе с пресвятым телом Ее и поставил Ее выше всех ангелов Своих.

ПРИМЕЧАНИЕ: Краткое описание Успения Божией Матери изложено на основании Свящ. Предания, свято сохраняемая св. Правосл. Церковью.

Успение Пресв. Владычицы нашей Богородицы празднуется Св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 15 августа (28 авг. н. ст.). К этому празднику положено готовиться двухнедельным постом (с 1-го авг.). Праздник называется Успением ("засыпанием") потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а, главное, называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, т. к. через три дня Она воскрешена была Господом и вознесена на небо.

Тропарь праздника.

В рождестве - при рождении Иисуса Христа; во успении - во время смерти, - несмотря на смерть; преставилася еси к животу - перешла к жизни вечной; Мати сущи Живота - будучи Матерью Жизни, т. е. Иисуса Христа.

История праздника

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с дав-них времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию визан-тийского императора Маврикия, одержавшего победу над перса-ми 15 августа, день Успения Богоматери (с. 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах - в январе месяце, в других - в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.). 18 января празд-новалась «кончина Девы Марии», а 14 августа - «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается в VIII-IX вв.

Основной целью установления праздника было прославле-ние Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуж-дения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицав-ших и Ее телесную кончину).

В У веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке - два канона Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным.

Особенности богослужения.

Праздник Успения Пресвятой Девы Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднова-нию его верующие приготовляются двухнедельным постом, кото-рый называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 15 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без масла, кроме суббот и воскресений). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе был уже в У веке. В 1166 г. на Константинопольском Соборе постановлено было поститься две недели перед праздником Успения (и только в праздник Преображения разрешать мирянам вкушение рыбы).

В Успенском посту, как и в постах Петровом и Рождественском, в дни, не отмеченные никаким праздничным знаком, поло-жено по уставу (Типикон, послед. 3 и 4 августа) петь «Аллилуиа» вместо «Бог. Господь», читать молитву св. Ефрема Сирина с поклонами и совершать часы вместо литургии. «Аллилуиа» и великие поклоны отменяются в дни предпразднства, попразднства, и в самый праздник Преображения (с 5 по 13 августа). В течение поста такое постное богослужения возможно только 2 раза: 3 и 4 августа (см. Типикон).

На всенощном бдении читаются три паремии - те же, что и на Рождество Богородицы (о таинственной лествице, виденной патриархом Иаковом; видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма; о доме и трапезе Премудрости).

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени - тропарь праздника (трижды). «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси. Богородице, представилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».

Вынос плащаницы совершается на всенощном бдении. По одной практике, плащаницу выносят через царские врата на «Бог Господь» при пении тропаря праздника, кафизма и малая ектения опускается. Хор сразу поет «Хвалите имя Гос-подне...». По другой практике, плащаница выносится после прочтения кафизм и малой ектений, при пении «Хвалите имя Господне». Настоятель идет с Евангелием под плащаницей. Затем поется величание и совершается каждение всего храма, остальное - по обычаю. Величание:

«Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое».

Прокимен, гл. 4, «Помяну имя Твое...». Евангелие от Луки, зач. 4, «Слава: Молитвами Богородицы...», «И ныне» -то же, «Помилуй мя, Боже...» и стихира: «Егда преставление Пречистаго Твоего тела...»

Канонов - два: первый - «Преукрашенная Божественною славою», гл. I, Космы Маиумского (УШ в.) и второй - «Отвер-зу уста моя», гл. 4, Иоанна Дамаскина (УШ в.).

По 6-й песни - кондак, гл. 2:

«В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста, якоже бо Живота Матерь, к Животу престави, во утробу вселивыйся приснодевственную».

На 9-й песни вместо «Честнейшую...» поется припев и ирмос 1-го канона (служащие и Задостойником на литургии). Припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо».

Ирмос: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: действует бо рождество (рождение остается девствен-ным), и живот пред обручает смерть (и смерть обру-чается с жизнью); по рождестве Дева и по смерти жи-ва, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».

На литургии. Все то же самое, что и на Рождество Божией Матери: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен. Задостойник «Побеждаются естества уставы...» с припевом поется до отдания.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет один пень предпразднства (14 августа) и 8 дней попразднства. Отдание праздника - 23 августа.

Чин погребения Богоматери в древнем церковном богослужении

В некоторых местах в виде особого чествования праздни-ка Успения совершается отдельная служба погребения Богома-тери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на предполагаемом месте погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1865 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычи-цы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Она открыта в руко-писях - греческих и славянских - не ранее ХУ века, достав-лена греческими песнопевцами, среди которых - великий ритор Еммануил. Служба совершается по подобию утрени Великой суб-боты, и основная часть ее - «похвалы», или «непорочны» -представляет собой очень искусное подражание великосубботным «похвалам». В ХVI веке она была широко распространена на Руси, а затем почти забыта.

В Синодальный период погребальный чин на Успения совер-шался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в костромском Богоявленском монасты-ре и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры.

В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной служ-бы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем.

В Гефсиманском же скиту, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, при митрополите Московском Филарете совершалось празд-нование, кроме Успения, и воскрешения и взятия на небо (с телом) Богоматери (17 августа); накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника (после 6-й песни): читались статии, затем следовали антифоны, прокимен и Евангелие. В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается и в наши дни патриархом накануне праздника, утром 14 августа.

В настоящее время Иерусалимское «Последование на прес-тавление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило сно-ва распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на 2-й ли 3-й день праздника.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому «Последованию» помещен в книге «Служба на Успение», в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на кото-ром не поются лишь полиелей и величание. В «Богослужебных указаниях» на 1950 г. также помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни перед утреней дано последование малого повечерия (по подобию службы Великой субботы). последование утрени с «Похвалами» в «Богослужебных указа-ниях» напечатано полностью (по Иерусалимскому последованию).

Особенности Всенощного бдения погребения следующие:

Возглас: «Слава Святей...», псалом 103, «Блажен муж...» На «Господи, воззвах...» - 8 стихир: 3 из Минеи и 5 из Иеру-салимского устава. «Слава, и ныне» - стихира праздника. Если погребение совершается в субботу, то на «Слава» - сти-хира праздника, а на «И ныне» - догматик текущего гласа, т.е. отдание- гласа. Вход. Прокимен, гл. 2: «Воскресни, Гос-поди, в покой Твой...». Стих: «Клятся Господь Давиду...». Паремии три, которые читались на самый праздник. На литии - шесть стихир (из Минеи). На стиховне - четыре стихиры со своими стихами (из Минеи). На благословение хлебов - тропарь праздника (трижды). Стихира: «Тебе одеющуюся светом, яко ризою» - составлена в подражание подобной же стихиры в Великий Пяток на вечерни.

Погребение Божией Матери в современной церковной практике.

Погребение в храме Московской духовной академии по бла-гословению Святейшего Патриарха совершается в тот же день вечером, но по Уставу положены на третий день. Богослужение начинается с бдения. Вначале праздничная вечерня, а затем утреня. На «Бог Господь...» при пении особых тропарей из Иерусалимского последования «Благообразных ученик лик», «Слава: «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати бессмерт-ная», «И ныне: Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия носящим...», поющихся распевом на подобен «Благообраз-ный Иосиф...», духовенство выходит к плащанице, и читаются статии «Непорочны». Перед 1-й статией совершается полное каждение, перед 2-ой - малое, после 3-й статии поются особые тропари: «Архангельский собор удивись, зря Тебе в мертвых вменившуюся...» с припевом «Благословенная Владычица, про-свети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каж-дение всего храма. Затем малая ектения, антифон 4 гласа: «От юности моея... « (полиелей и величание не поются), прокимен «Помяну имя Твое...» и Евангелие Луки, зач. 4. Потом - «Слава: Молитвами Богородицы...», «И ныне» - то же, «Поми-луй мя, Боже...» и стихира праздника. Далее «Спаси, Боже, люди Твоя...», возглас и каноны 2, читаемые из Минеи. Они же помещены и в Иерусалимском последовании.

В это время не помазывают. Духовенство уходит в алтарь, а на великом славословии вновь выходит к плащанице. Совершается трижды каждение вокруг плащаницы, земной поклон и обнесение плащаницы вокруг храма. Предстоятель идет с Еван-гелием под плащаницей в полном облачении. В это время хор поет «Святый Боже...». После обнесения плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника («Премудрость, прости» не говорится). Затем трижды каждение вокруг плаща-ницы и совершается помазание елеем, ектении и отпуст.

Воскресное всенощное бдение в соединении с чином погре-бения Божией Матери в храме Московской духовной академии.

На «Господи, воззвах» - 3 стихиры воскресные, одна - анатолиева и 6 стихир праздника Успения (из Иерусалимского последования). «Слава» - стихира праздника, «И ныне» - дог-матик гласа. Прокимен «Господь воцарися». Лития праздника (из Минеи). Стиховны стихиры Октоиха, «Слава, и ныне» -праздника. По «Ныне отпущаеши» - тропарь «Богородице Дево...» (дважды) и праздника (единожды).

На утрени. «Бог Господь...», тропарь воскресный (два-жды), «Слава: Благообразных ученик лик...», «И ныне: Свя-щенным учеником...». 17-я кафизма с Похвалами Божией Матери.

По окончании третьей статьи сразу же поются воскрес-ные тропари по непорочных (из чина последования «Благосло-венная Владычице» опускается). Ипакои, степенны - гласа, прокимен. Евангелие - воскресные.

«Воскресение Христово...», «Слава: Молитвами апосто-лов...», «И ныне: Молитвами Богородицы...» , «Помилуй мя, Боже...», «Воскрес Иисус из гроба...». Далее стихира празд-ника. Молитва «Спаси, Господи, люди Твоя...» и возглас.

Канон воскресный на 4, Богородичен Октоиха на 2 и празд-ника из Минеи оба канона на 8.

По 3-й песни - кондак и икос праздника, по 6-й - кондак и икос воскресный, по 8-й песни - «Честнейшую...», по 9-й песни - экзапостиларий воскресный, «Слава, и ныне» - празд-ника.

На хвалитех - 4 стихиры Октоиха, 4 стихиры праздника, «Слава» - стихира Евангельская, «И ныне: Преблагословенна еси...».

Великое славословие. При пении Трисвятого - крестный ход. Тропарь «В Рождестве...» Окончание праздничное.

На литургии. «Блаженны» из Октоиха на 6 и праздника песнь 3-я на 4 (из Минеи). При входе поется «Приидите, покло-нимся...», «Воскресни из мертвых...», тропари - воскресный и праздника. «Слава» - кондак воскресный, «И ныне» - праздника. Прокимен, Апостол, «Аллилуиа», Евангелия читаем прежде вос-кресные, а затем Богородицы, те, которые читаются на Рождество Божией Матери. Причастен: «Хвалите Господа с небес...» и праздника: «Чашу спасения прииму...».

  • Событие праздника.
  • Иконография праздника.
  • Богослужебные особенности.
  • Тропарь, кондак, величание праздника для общего пения в храме.
  • Текст праздника с параллельным переводом.
  • Скачать текст богослужения Успению наряду.

К моменту своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня она «отойдёт ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы она была готова к своему смертному часу, архангел возвестил ей: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и со всеми небесными силами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». В ознаменование своих слов Архангел вручил Богородице ветвь райского древа, похожую на ветвь от финиковой пальмы, указав нести её перед гробом.

Матерь Божия начала приготовляться к исходу Своему. Прежде всего Она рассказала усыновленному Ей Ап. Иоанну о бывшем благовестии и показала ему ветвь, принесенную Архангелом, завещая нести ее при погребении пред Своим гробом. Уведомив всех домашних о Своей предстоящей кончине, Она повелела приготовить все необходимое для погребения. Иоанн немедленно послал к св. Иакову, брату Господню, первому Иерусалимскому епископу, и ко всем сродникам и ближним извещение о приближающейся кончине Богоматери; а св. Иаков предуведомил о том же всех верных в окрестных городах и селениях. Все родственники Богоматери и множество христиан со всех сторон притекли в дом Иоанна.

Пресвятая Владычица всем открыла слышанное Ею от Ангела и, в подтверждение слов Своих, показала райскую ветвь, сиявшую небесным светом. Все пришедшие к Ней горько плакали и, умоляя Владычицу, как общую всех Матерь, не оставлять их сирыми. Пресвятая Дева увещевала их не плакать, а скорее радоваться о Ее исходе, говоря, что, представ престолу Божию и беседуя с Сыном Своим, Она будет умолять Его благость о всех, живущих на земле, и не только не оставит их сирыми, но еще будет посещать и охранять, равно как и весь мир, всегда помогая бедствующим. Матерь Божия завещала отдать две Свои одежды двум бедным вдовицам, с усердием и любовью служившим ей и имевшим от Нее пропитание; а также объявила волю свою, чтобы тело Ее было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились Ее святые родители и праведный обрученник.

В это время, когда Матерь Божия изъявила Свои желания и утешала предстоящих, все услышали шум и увидели облака, окружавшие дом. Это были облака, на которых, по повелению Божию, Апостолы, восхищенные Ангелами из разных стран, где они проповедовали Евангелие, были принесены в Иерусалим, к дому Богоматери, для Её погребения. Это чудо не в первый раз уже совершалось всемогущей силой Божией. Так и Ап. Филипп, после крещения на пути из Иерусалима в Газу евнуха Ефиопской царицы был восхищен невидимою силою и поставлен в Азоте (Деян. 8:39-40), так и пророк Аввакум был поднят Ангелом и перенесен в Вавилон - к львиному рву, где сидел Даниил (Дан. 14:36).

Апостолы, увидев друг друга в недоумении спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? В это время вышел к ним св. Иоанн Богослов и, приветствуя их, сказал, что для Пресвятой Богородицы настало время отойти ко Господу. Поняли св. Апостолы, что Господь собрал их для присутствия при блаженной кончине Пречистой Его Матери и для славного погребения Ее пресвятого тела, и глубокая скорбь объяла их. Она каждого из них по имени призывала и хвалила веру и труды их в деле проповедания Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась вместе с ними.

Но вот настал 15-й день августа, и тот вожделенный и благословенный третий час дня, в который назначено совершиться преставлению Божией Матери. Множество свеч пылало в храмине; и св. Апостолы, славя в песнопениях Бога, окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богоматерь и молилась в ожидании Своего исхода и пришествия вожделенного Сына и Господа Своего. Внезапно облистал неисповедимый свет Божественной славы, пред коим померкли пылавшие свечи. Ужаснулись видевшие это; верх храмины как бы исчез в лучах необъятного света, и сошел Сам Царь славы Христос, окруженный тьмами Ангелов и других небесных сил, и с праведными душами Праотцов и Пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве, и приблизились к Пречистой Матери Своей. Увидев Сына Своего, Она с радостным восторгом произнесла слова боговдохновенной Своей песни: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!» и, поднявшись с ложа, для встречи Господа, поклонилась Ему. Он же, взирая на Нее очами, исполненными Божественной любви, сказал Ей: «Прииди, ближняя Моя; прииди, возлюбленная Моя; прииди, и вниди в обители вечной жизни». «Благословенно славное имя Твое, Господи Боже Мой! - ответствовала поклонившись Ему, Пресвятая Дева, - Ты благоволил избрать Меня, смиренную рабу Твою, чтобы Я послужила таинству Твоему! Помяни Меня, Царь славы, в бесконечном царствии Твоем! Ты знаешь, что Я возлюбила Тебя всем сердцем Моим и верно сохранила вверенное Мне Тобою сокровище. Приими же теперь дух Мой с миром и огради Меня от области темной, чтобы никакое вражеское устремление не коснулось Меня». Господь сладчайшими словами утешал Ее, чтобы не боялась сатанинской силы, уже попранной ногами Ее, и любезно призывал Ее с дерзновением прейти от земли к небу. Она, радостно ответив: «Готово сердце Мое; буди мне по глаголу Твоему!» - возлегла на ложе, и взирая на пресветлое лице Господа, дражайшего Сына Своего, без всякого телесного страдания и как бы сладко засыпая, предала в руце Его пресвятую душу Свою. Тот, Кого Она зачала безмужно и родила без болезни, взял пречистую Ее душу, разрешившуюся от тела без всякого страдания, и святому телу Ее не дал видеть истления. Тогда началось радостное Ангельское пение, и слышны были часто повторяемые Ангелами слова Гавриилова приветствия: «Радуйся, благодати исполненная, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах!» Так торжественно всеми небесными чинами сопровождаема была пресвятая душа Ее. Пришедши в себя от восторга, Апостолы окружили одр и с благоговейным умилением смотрели на пречистое тело Богородицы. Св. Петр - как изображается в церковных песнопениях - вопиял: «О, Дево! Вижу Тя ясно простерту, просту - и удивляюся; но, о, Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему - спастися стаду Твоему невредиму» (Песнопения праздника). «Лик Апостольский с умилением вещал: удаляясь в небесные чертоги к Сыну, Ты готова всегда спасать, Богородица, Свое наследие». С нежною любовью Матери всего христианского мира, Пресвятая Дева с небесной высоты взирала на оставшихся на земле верующих и «как бы подъявши руки, - те руки, которыми носила Бога во плоти, со дерзновением гласом Матери вещала к Рождшемуся от Нее: «данных Мне Тобою в удел сохраняй вовеки».

Благодатное лицо Богоматери, «освященное добротою Божества, сияло славою божественного девства», а от тела разливалось дивное благоухание. Чудна была жизнь Пресвятой Девы, чудно и успение Ее, как и воспевает св. Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса превышающие законы природы: и во время рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления Твое тело». Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, Апостолы освящались от прикосновения к нему и, ощущая в сердцах своих действие неизреченной благодати, исполнялись духовной радости. Для большего прославления Богоматери, не умедлили обнаружиться знамения всемогущей силы Божией в исцелении недужных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру.

Оплакав свою потерю на земле, но духовно утешившись приобретением на небе всесильной Заступницы и Молитвенницы к Богу, Апостолы приступили к погребению богоприемного тела Пресвятой Девы. Св. Петр и Павел, и Иаков, с прочими Апостолами, понесли на раменах своих одр, на котором возлежало пречистое тело; св. Иоанн шел впереди с райскою светозарною ветвью; прочие же верные сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Ап. Петр начинал пение псалма: во исходе Израилеве от Египта (Псал.113, 1) и других торжественных гимнов; и все согласно сливали с ним голоса свои, повторяя после каждого стиха: «Аллилуиа!» В таком порядке это величественное шествие тронулось от Сиона, направляясь через Иерусалим в Гефсиманию. При первом движении его, над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику Апостолов присоединился лик Ангельский: пение небесных сил, прославлявших Божию Матерь, слышалось присутствовавшим и согласно вторило земным голосам.

Некоторые жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам; а эти, пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, послали слуг и воинов своих, чтобы они разогнали провожавших и самое тело Марии сожгли. Народ и воины с яростью устремились на христиан; но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели: многие из них, быв поражены слепотой, шли прямо на дома и стены и разбивали себе головы. Как древле столб облачный осенял и охранял народ Божий и ветхозаветную Церковь от преследования Египтян; так и теперь светоносное облако, окружая Церковь новозаветную и святейший храм Божества - тело Богоматери, преградило путь озлобленному неверию.

В это время иудейский священник Афоний увидев множество христиан со свечами и пением, окружавших тело Приснодевы Марии, исполнился завистью; в нем вспыхнула злоба к Господу нашему. Он с неистовою яростью подбежал чрез толпу христиан к одру, чтобы сбросить на землю тело Пречистой Владычицы нашей: когда дерзкие руки священника коснулись одра, тотчас невидимо ангел рассек их посредине невещественным мечом Божия отмщения, и они повисли, не отрываясь от одра, сам же Афоний упал на землю, восклицая: – «Горе мне!» Уразумев свой грех, он стал каяться и говорить святым Апостолам: «Помилуйте меня, рабы Христовы!» Ап. Петр приказал остановиться несшим тело Богоматери и сказал Афонию: «Вот ты получил, чего желал; знай, Бог – отмщений Господь явил Себя (Пс.93:1), и мы не можем исцелить тебя; это может сделать только Сам Господь наш, на Которого вы неправедно восстали и, схватив, убили; но и Он не захочет даровать тебе исцеления, пока ты не уверуешь в Него и не исповедаешь устами, что Иисус есть истинный Мессия, Сын Божий».

Афоний воскликнул: «Верую, что Он есть предвозвещенный пророками Спаситель мира – Христос». Когда Афоний говорил это, раскаиваясь в свое грехе, Апостолы и все верующие радовались радостью ангелов о кающемся: Ап. Петр повелел Афонию с верою приложить раны усеченных рук к висящим на одре, призывая имя Пресвятой Богородицы. Афоний исполнили это, и тотчас отсеченные руки присоединились к своему месту; они сделались совершенно здоровы; остался только знак отсечения, – красная линия, окружавшая руки. Афоний пал пред одром ниц, кланяясь рожденному от Пресвятой Богородицы Христу – Богу и ублажая многими похвалами Пречистую Матерь Его. Затем Афоний присоединился к Апостолам, следуя с прочими христианами в Гефсиманию за одром.

Когда шествие достигло сада Гефсиманского, там с новым плачем и стенаниями началось последнее целование пречистого тела; лишь к вечеру св. Апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Они не отходили три дня от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения; и во все это время по-прежнему слышалось в воздухе Ангельское пение, ублажавшее Пренепорочную Деву.

Ап. Фоме, который своим сомнением содействовал к большему удостоверению истины воскресения Христова, суждено было послужить открытию воскресения и Пресвятой Богородицы. По премудрому смотрению Божию, Фома не был при успении и погребении Божией Матери. Пришедши на третий день в Гефсиманию, этот пытливый ученик Христов с воплем и отчаянием повергся перед гробовою пещерою и громко выражал свое сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Божией Матери и прощания с Нею. Апостолы в сердечной жалости о нем решились, открыв пещеру, доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но каково же было удивление их, когда они увидели, что там уже не было пречистого тела Богородицы, а лежали только одни погребальные пелены Ее, от которых разливалось чудное благоухание! Облобызав с благоговением оставшуюся во гробе святую плащаницу, они молили Господа открыть им волю Его относительно пречистого тела Богородицы. И вот, в тот день вечером, когда Апостолы и бывшие с ними собрались для подкрепления себя пищей, Сама Царица небесная разрешила недоумение их. За трапезой Апостолов оставалось незанятым одно место, и на нем полагалась часть хлеба, в память Иисуса Христа, называвшаяся «частью Господа». По окончании трапезы, все участвовавшие в ней вставали, благодарили Бога за насыщение и, подняв часть Господню, славили великое имя Пресвятой Троицы, произнося в конце молитвенные слова: «Господи Иисусе Христе, помогай нам»! и потом съедали часть Господню, приемля ее как благословение Божие. В продолжение Гефсиманской трапезы Апостолы думали и беседовали лишь о том, как не нашлось в пещере святого тела Божией Матери; и подняв, по обыкновению, часть Господа, стали воспевать хвалы Св. Троице. Вдруг послышалось Ангельское пение; и когда они возвели очи свои вверх, то увидели Пречистую Деву, стоящую в воздухе, окруженную небесными силами и сияющую неизреченною славою. Она сказала им: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни»! Это явление так обрадовало Апостолов и всех бывших с ними, что все они воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!».

После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался «лестницею к небеси» (Песнопения праздника) и что самое тело Ее - как выражается св. Церковь - «возвысив на небеса возведе Иисус Сын Ея и Спас душ наших». Все уверились, что Матерь Божия в третий день воскрешена Господом и вознесена с пречистым телом в славу небесную. Взяв оставленную в гробе святую плащаницу для удостоверения отсутствовавших и утешения скорбящих, св. Апостолы возвратились с радостною вестью в Иерусалим, после чего они опять рассеялись по разным странам мира для проповеди Евангелия.

Преставление Божией Матери св. Церковь называет «успением», а не смертью, Она родила Сына Божия и Ей, как Божией Матери, даровалась благодатное успение от слова сон, уснуть, успнуть. Смерть не обладала Богородицей, Её душа, миновав врата смерти, была принята руками Её Божественного Сына. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая, - воспевает св. Церковь, - в рождении сохраняется девство и со смертию сочетается жизнь.

Иконография праздника

На иконе праздника изображен одр с Пречистым телом Пресвятой Богородицы. Господь Иисус Христос стоит перед одром и держит в левой руке душу Матери в белых пеленах, правой рукой благословляет успение Пресвятой Богородицы. За Господом стоят ангельские силы и праведники, которые пришли, чтобы встретить восшествие Богоматери на небеса. В верхней части иконы изображены Апостолы, переносимые на облаках по небу в Иерусалим из мест, где они проповедовали Евангелие Христово. Перед одром Богоматери изображено всем в назидание наказание Ангелом иудея отсечением рук за стремление надругаться над одром Пресвятой Богородицы.

Богослужебные особенности праздника

В канун праздника Успения, перед всенощным бдением, Плащаница Божией Матери украшается живыми цветами и полагается на престоле, перед которым возжигается свеча, после чего бывает каждение престола и Плащаницы. Во время утрени (после Шестопсалмия и Мирной Ектеньи), на полиелее, Плащаница из алтаря выносится и полагается посреди храма.

В день погребения Божией Матери на утрени совершается Чин погребения Божией Матери, совершаемый по Иерусалимскому чину при гробе Пресвятой Богородицы. После Шестопсалмия и Мирной Ектеньи читаются Похвалы Успению Пресвятой Богородицы с пением стихов 17 кафизмы по образцу службы совершаемой перед Плащаницей Господней в Великую субботу на страстной седмице. После канона, в конце пения стихир на хвалитех духовенство царскими вратами исходит из алтаря к Плащанице. Перед Плащаницей произносится возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поется великое славословие. Во время славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, а при пении погребального «Святый Боже…» священнослужители, положив пред Плащаницей три поклона, поднимают ее и с крестным ходом при продолжающемся пении «Святый Боже…» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма. По завершении крестного хода – колоколный трезвон. По внесении Плащаницы в храм ее полагают на гробницу. Во время положения Плащаницы на гробницу хор поет тропарь праздника Успения, и совершается помазание елеем у Плащаницы.

Песнопения праздника

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота, // и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу,/ и в предстательствах непреложное упование,/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь,/ к животу престави,// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя/, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим // успение Твое.

Литургика - Учебное пособие (Иоан (Маслов))

Успение божией матери (15/28 августа)

История праздника

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери с 595 г. сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.), 18 января праздновалась «кончина Девы Марии», а 14 августа – «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII-IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая – обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке – два канона Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным.

Особенности богослужения

Праздник Успения Пресвятой Девы Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 15 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без масла, кроме суббот и воскресений). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе был уже в V веке. В 1166 г. на Константинопольском Соборе постановлено было поститься две недели перед праздником Успения (и только в праздник Преображения разрешать мирянам вкушение рыбы).

В Успенском посту, как и в постах Петровом и Рождественском, в дни, не отмеченные никаким праздничным знаком, положено по уставу (Типикон, послед, 3 и 4 августа) петь «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», читать молитву святого Ефрема Сирина с поклонами и совершать часы вместо литургии. «Аллилуиа» и великие поклоны отменяются в дни предпразднства, попразднства, и в самый праздник Преображения (с 5 по 13 августа). В течение поста такое постное богослужение возможно только 2 раза: 3 и 4 августа (см. Типикон).

На всенощном бдении читаются три паремии – те же, что и на Рождество Богородицы (о таинственной лестнице, виденной патриархом Иаковом; видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма; о доме и трапезе Премудрости).

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени – тропарь праздника (трижды). «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, представилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».

Вынос плащаницы совершается на всенощном бдении. По одной практике, плащаницу выносят через царские врата на «Бог Господь» при пении тропаря праздника, кафизма и малая ектенья опускается. Хор сразу поет «Хвалите имя Господне...». По другой практике, плащаница выносится после прочтения кафизм и малой ектеньи, при пении «Хвалите имя Господне». Настоятель идет с Евангелием под плащаницей. Затем поется величание и совершается каждение всего храма, остальное – по обычаю. Величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое».

Прокимен, глас 4, «Помяну имя Твое...». Евангелие от Луки, зачало 4, «Слава: Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же, «Помилуй мя, Боже...» и стихира: «Егда преставление Пречистаго Твоего тела...».

Канонов – два: первый – «Преукрашенная Божественною славою», глас 1, Космы Маиумского (VIII в.) и второй – «Отверзу уста моя», глас 4, Иоанна Дамаскина (VIII в.). По 6-й песни – кондак, глас 2:

«В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста, якоже бо Живота Матерь, к Животу престави, во утробу вселивыйся приснодевственную».

На 9-й песни вместо «Честнейшую...» поется припев и ирмос 1-го канона (служащие и Задостойником на литургии). Припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо».

Ирмос: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: действует бо рождество (рождение остается девственным), и живот предобручает смерть (и смерть обручается с жизнью); по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».

На литургии все то же самое, что и на Рождество Божией Матери: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен. Задостойник «Побеждаются естества уставы...» с припевом поется до отдания.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (14 августа) и 8 дней попразднства. Отдание праздника – 23 августа.

Чин погребения Богоматери в древнем церковном богослужении

В некоторых местах, в виде особого чествования праздника Успения совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на предполагаемом месте погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1865 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Она открыта в рукописях, греческих и славянских, не ранее ХV века, составленных греческими песнопевцами, среди которых – великий ритор Еммануил. Служба совершается по подобию утрени Великой Субботы, и основная часть ее – «похвалы», или «непорочны» – представляет собой очень искусное подражание великосубботным «похвалам». В XVI веке она была широко распространена на Руси, а затем почти забыта.

В Синодальный период погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту, близ Троице – Сергиевой Лавры.

В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем.

В Гефсиманском же скиту, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, при митрополите Московском Филарете совершалось празднование, кроме Успения, воскрешения и взятия на небо (с телом) Богоматери (17 августа); накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника (после 6-й песни): читались статии, а затем следовали антифоны, прокимен и Евангелие. В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается и в наши дни патриархом накануне праздника, утром 14 августа.

В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на 2-й ли 3-й день праздника.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому «Последованию» помещен в книге «Служба на Успение», в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются лишь полиелей и величание.

Особенности Всенощного бдения погребения следующие:

Возглас: «Слава Святей...», псалом 103, «Блажен муж...». На «Господи, воззвах...» – 8 стихир: 3 из Минеи и 5 из Иерусалимского устава. «Слава, и ныне» – стихира праздника. Если погребение совершается в субботу, то на «Слава» – стихира праздника, а на «И ныне» – догматик текущего гласа, т.е. отдание гласа. Вход. Прокимен, глас 2: «Воскресни, Господи, в покой Твой...». Стих: «Клятся Господь Давиду...». Паремии три, которые читались на самый праздник. На литии – шесть стихир (из Минеи). На стиховне – четыре стихиры со своими стихами (из Минеи). На благословение хлебов – тропарь праздника (трижды). Стихира: «Тебе, одеющуюся светом, яко ризою» – составлена в подражение подобной же стихире в Великую Пятницу на вечерни.

Погребение Божией Матери в современной церковной практике

Погребение в храме Московской духовной академии, по благословению Святейшего Патриарха, совершается в тот же день вечером, но по Уставу положено на третий день. Богослужение начинается с бдения. Вначале праздничная вечерня, а затем утреня. На «Бог Господь...» при пении особых тропарей из Иерусалимского последования «Благообразных ученик лик», «Слава: «Егда снизила еси к смерти, Живота Мати бессмертная», «И ныне: Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия носящим...», поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф...», духовенство выходит к плащанице, и читаются статии «Непорочны». Перед 1-й статией совершается полное каждение, перед 2-й – малое, после 3-й статии поются особые тропари: «Архангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся...» с припевом «Благословенная Владычица, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем малая ектенья, антифон 4 гласа: «От юности моея...» (полиелей и величание не поются), прокимен «Помяну имя Твое...» и Евангелие Луки, зачало 4. Потом – «Слава: Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же, «Помилуй мя, Боже...» и стихира праздника. Далее «Спаси, Боже, люди Твоя...», возглас и каноны 2, читаемые из Минеи. Они же помещены и в Иерусалимском последовании.

В это время не помазывают. Духовенство уходит в алтарь, а на великом славословии вновь выходит к плащанице. Совершается трижды каждение вокруг плащаницы, земной поклон и обнесение плащаницы вокруг храма. Предстоятель идет с Евангелием под плащаницей в полном облачении. В это время хор поет «Святый Боже...». После обнесения плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника («Премудрость, прости» не говорится). Затем трижды каждение вокруг плащаницы и совершается помазание елеем, ектеньи и отпуст.

Воскресное всенощное бдение в соединении с чином погребения Божией Матери в храме Московской духовной академии

На «Господи, воззвах» – 3 стихиры воскресные, одна – анатолиева и 6 стихир праздника Успения (из Иерусалимского последования). «Слава» – стихира праздника, «И ныне» – догматик гласа. Прокимен «Господь воцарися». Лития праздника (из Минеи). Стиховны стихиры Октоиха, «Слава, и ныне» – праздника. По «ныне отпущаеши» – тропарь «Богородице Дево...» (дважды) и праздника (единожды).

На утрени. «Бог Господь...», тропарь воскресный (дважды), «Слава: Благообразных ученик лик...», «И ныне: Священным учеником...», 17-я кафизма с Похвалами Божией Матери.

По окончании третьей статьи сразу же поются воскресные тропари по непорочных (из чина последования «Благословенная Владычице» опускается). Ипакои, степенны – гласа, прокимен. Евангелие – воскресные.

«Воскресение Христово...», «Слава: Молитвами апостолов...», «И ныне: Молитвами Богородицы...», «Помилуй мя, Боже...», «Воскрес Иисус из гроба...». Далее стихира праздника. Молитва «Спаси, Господи, люди Твоя...» и возглас.

«Канон воскресный» на 4, Богородичен Октоиха на 2 и праздника из Минеи оба канона на 8.

По 3-й песни – кондак и икос праздника, по 6-й – кондак и икос воскресный, по 8-й песни – «Честнейшую...», по 9-й песни – экзапостиларий воскресный, «Слава, и ныне» – праздника.

На хвалитех – 4 стихиры Октоиха, 4 стихиры праздника, «Слава» – стихира Евангельская, «И ныне: Преблагословенна еси...».

Великое славословие. При пении Трисвятого – крестный ход. Тропарь «В Рождестве...». Окончание праздничное.

На литургии. «Блаженны» из Октоиха на 6 и праздника песнь 3-я на 4 (из Минеи). При входе поется «Приидите, поклонимся...», «Воскресый из мертвых...», тропари – воскресный и праздника. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – праздника. Прокимен, Апостол, «Аллилуиа», Евангелия читаем прежде воскресные, а затем Богородицы, те, которые читаются на Рождество Божией Матери. Причастен: «Хвалите Господа с небес...» и праздника: «Чашу спасения прииму...».

28 августа 2018 г. , в день Успения Пресвятой Богородицы, на подворье нашей обители в селе Федоровское состоялись торжественные богослужения.

Утром была отслужена праздничная Божественная Литургия, вечером - всенощное бдение с чином Погребения Пресвятой Богородицы и крестным ходом со святой Плащаницей. За богослужениями молились трудящиеся на подворье сестры и наши прихожане.


В завершении, священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин поздравил молящихся с праздником и обратился к ним со словом, в котором сказал:

"Праздник Успения – это великое торжество и венец победы над грехом, которую одержала Царица Небесная. Победой над грехом можно назвать всю жизнь Божией Матери. Такая жизнь увенчалась победой над смертью.

Когда Господь вознесся на Небо, Царица Небесная Своим благодатным присутствием, примером жизни и молитвами утверждала Церковь. Она укрепляла апостолов, которые в духовном общении с Ней и Ее Материнских молитвах черпали силы для Евангельской проповеди. Жизнь учеников и последователей Христовых нередко завершалась мученичеством, и в этом подвиге их также поддерживала молитва Божией Матери.

Очевидцы говорили, что Пресвятую Деву невозможно описать, потому что красоту Ее смирения и кротости не передать словами. Благодатное состояние смирения, предания Себя в волю Божию и всеобъемлющей любви было в Ней так глубоко, что сообщало всему Ее существу неземную красоту. Она видела в людях Образ Божий и поэтому с благоговением относилась к каждому человеку.

Пресвятая Богородица жила трудами Своих рук, шила одежды и облачения, изготовила омофор для праведного Лазаря Четверодневного, бывшего епископом на Кипре. После Успения, из имущества Божией Матери осталось всего две ризы, которые Она завещала бедным вдовам. Ее скромные ризы и пояс источают чудеса и исцеления, поэтому имеют бо льшую ценность, нежели все сокровища на земле.

Божия Матерь никогда не спорила и очень мало говорила, хотя знала о Божественном Сыне больше, чем все апостолы. Она научала окружающих смирением и любовью. Вся Ее забота была направлена на то, чтобы служить Богу и ближним, и делать это так незаметно, чтобы человек как бы и не ощущал Ее помощи, но жизнь его при этом преображалась. Так же кротко, смиренно, по-Матерински Она служит миру и сейчас, хотя является Царицей Неба и земли. Она поддерживает нас в скорбях, нуждах, немощах, помогает преодолевать страсти.

Празднуя Успение Пресвятой Богородицы, Церковь призывает научаться у Нее послушанию и смирению, любви и кротости, трудолюбию и усердию в добрых делах, которые Она совершала незаметно, терпению и всецелой преданности Богу в скорбях и трудностях.

Успение Божией Матери – последний двунадесятый праздник, завершающий церковный год. Это священное событие напоминает и о том, что наша жизнь когда-то завершится. Каким будет конец нашего земного бытия, будет ли он блаженным успением или нет – во многом зависит от нас. Смерть страшна для человека, который всю жизнь потворствовал своим страстям, у которого душа почернела от злобы. Но для души праведной – смиренной, кроткой и любящей, за порогом смерти откроется во всей полноте Царство Божественной любви. Будем же стремиться к тому, чтобы в послушании, деятельном покаянии, творении добрых дел приобрести смирение, доброту, любовь, крепкую, живую веру, – то, что необходимо, чтобы войти в Царствие Небесное».