Толкования на Мф. «Маловерный! Зачем ты усомнился

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали Евангельское чтение от апостола Матфея, повествующее о том, как Господь, отпустив народы, то есть отпустив те несколько тысяч человек, которых Он напитал пятью хлебами и двумя рыбами, о чем было прочитано в прошедший воскресный день, остался на горе помолится, а ученикам благословил плыть через Галилейское море на другой его берег. И, когда ученики находились на середине озера (а оно имеет очень большие размеры почему и называется еще и Галилейским морем, потому что одного берега с другого берега не видно), началась буря, угрожающая жизни апостолов. И во время этой бури они увидели, что мимо них идет их Божественный Учитель и, когда Петр воскликнул: «Господи, если это Ты, то повели мне идти к Тебе по водам», и получив на это ответ: «Иди», вышел из лодки простой человек, обычный земной человек и пошел по водам, как по суху. Но, видя сильный ветер и большие волны, испугался, усомнился и стал утопать, и, воскликнув во время своего личного бедствия: «Господи, помоги мне», получил помощь Христа и, вместе с тем, слова, к нему обращенные: «Маловерный, почему ты усомнился?».

Любое Евангельское повествование, будь то притча Христова, будь то событие, реально происходившее в земной жизни со Христом и апостолами, оно имеет отношение к каждому из нас и к жизни каждого из нас. Потому что в жизни мы многократно переживаем разной степени бури и такие потрясения и искушения, которые имеют силу разной степени. Но всегда нужно помнить, как бы грозна, как бы тяжела, как бы непреодолима ни казалась нам житейская буря, которая случается с нами в те или иные моменты, может быть сейчас происходит, не важно, что это — тяжелая посетившая болезнь, какие-то проблемы на работе, неустроения в семье или еще что-то, может быть нехватка средств, невозможность устроиться на работу, одним словом — любая беда, которая случается с нами – это, своего рода, буря, которая направлена на то, что бы сокрушить нас. Всегда нужно помнить, что в центре этой бури находится Христос. Господь в момент своего Вознесения сказал апостолам: «Я всегда с вами во вся дни до скончания века». Это значит, что, вознесшись телесно, Он не разлучился с нами и всегда пребывает среди Своей Церкви. В апостольском послании мы слышим слова: «Иисус Христос вчера и днесь и во веки Тот же», то есть ничего не изменилось во Христе с того момента, когда происходили события только что нами услышанные в Евангелии, когда Он ходил по земле, когда Он общался с Апостолами, и с момента вознесения Он остался точно Таким же. Соответственно, Он с любовью относится к каждому из нас, поэтому какая бы тяжелая житейская буря с нами не приключалась, нужно всегда помнить, что всегда в центре этой бури присутствует Христос и мы можем опереться на Его помощь. Но вот бывает, зачастую, что, когда тяжело нам, когда мы действительно в трудных жизненных обстоятельствах начинаем усиленно молиться и просить Христа о помощи и помощь начинает приходить, мы чувствуем, что волны этой бури начинают вроде бы стихать, а потом с новой силой начинают на нас обрушиваться, и в этот момент мы часто теряем веру ко Христу, надежду на него и не получаем соответствующей помощи, потому что мы сами себя ее лишаем. В этом эпизоде апостол Петр поверил, что Христос может их спасти, потому что жизнь подвергалась риску, и настолько поверил, что попросил даже разрешения выйти из лодки, которая хоть какую-то безопасность ему приносила и по этим бушующим волнам пойти ко Христу. Получив разрешение, он пошел, но потом испугался вновь увеличенных этих сильных волн и стал тонуть. Обращение к Христу спасло его от смерти. Точно так же и у нас, если мы обращаемся к Господу во время тяжелой житейской бури, получаем эту помощь, лучше, конечно, не сомневаться, но даже если это произошло, то всегда обращаться ко Христу за помощью и Он всегда придет, поможет и поддержит нас. Поэтому нужно помнить, что только вера и доверие к Господу, открытое сердце навстречу Ему поможет преодолеть любые бушующие волны этой земной жизни и в конце концов, поможет достичь каждому из нас тихой пристани, которая будет только в том мире, в этой жизни не будет тихой, безопасной пристани. Тихая, безопасная пристань это Царствие Небесное, к которому все мы идем, укрепляемые Господом Иисусом Христом. Аминь.

Проповедь настоятеля Казанского храма

протоиерея Дмитрия Мошкина

После потрясшего слушателей Спасителя чуда - насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек - Иисус Христос остался с народом, а учеников отправил на другую сторону Галилейского озера. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один (Мф. 14, 23). После постоянно окружавших Спасителя толп народа, Он любил побыть наедине в молитвенном общении с Небесным Отцом. Так и для каждого христианина труд, забота о людях - святое дело. Но именно пребывание с Богом в молитве и чтении слов Христовых в Евангелии укрепляют душу и силы человеческие для несения своего жизненного подвига.

Пребывая в личном таинственном общении с Отцом, Господь никогда не забывал тех, кто связал в Ним свои сердца и жизненные пути. Иисус совершал много чудес для людей, но никогда не совершал их для Себя.

Лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю (Мф. 14, 24-25).

Под утро, часу в четвертом, Господь пошел по Галилейскому морю к Своим ученикам. Сейчас они не только оказались в опасности, но, что еще страшнее, стали впадать в уныние, оставшись одни без своего Учителя в бушующем озере. Всю ночь гребли, но были все еще на середине пути, и силы их уже были на исходе.

Ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь (Мф. 14, 26-27).

У евреев существовало суеверие, что перед смертью людям являются призраки, предвещая близкий конец. Ведь совершенно ясно, что человек не может ходить по воде. А Христос, по их пониманию, был Человек. Только услышав родной, спокойный голос, они немного пришли в себя после охватившего их страха, но так и не поняли, что происходит. Горячее сердце Петра воспылало стремлением быть рядом с Учителем: Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу (Мф. 14, 28-29). Христос сказал - Петр поверил и пошел по воде! Эта вера словам Христа и исполнение Его повеления совершили невозможное. Петр шел по воде. Но ведь под ним - бушующая бездна, кругом буря и вздымающие дикие волны. Страшно ведь, так и потонуть можно. Как только страх и сомнение охватили Петра, стали захлестывать слова Христовы, все стало происходить по естественным законам: Видя сильный ветер, (Петр) испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих (Мф. 14, 30-32).

Все произошедшее с Петром еще раз доказывает, что слово Божие - Евангелие - без Бога не исполнимо, исполнить его выше человеческих сил. Но вместе с Богом невозможное становится возможным! Почему же Петр начал тонуть? Ведь, казалось бы, он прав, что испугался. Но Иисус Христос с этим не согласен. Он даже сделал упрек апостолу Петру, да еще и назвал его маловерным!

Вера - это не только вера в то, что Иисус Христос существует и что Он - Мессия. Вера - это еще и полная вера и доверие Самому Господу, Его действиям, воле и словам. Пока Петр абсолютно доверял словам своего Учителя, он шел по воде; как только это доверие затмилось человеческими, вполне здравыми рассуждениями, стал тонуть. Именно твердая вера Христу дает человеку спасение и победу над трудностями и искушениями.

Это происшествие с апостолом Петром - не случайный эпизод в Евангельском повествовании. По сути Христово благовестие призывает каждого христианина превратить свою земную жизнь в чудо: совершить невозможное по меркам лежащего во зле мира. Это чудо - жизнь, в которой грех и ненависть человеческие побеждаются христианскими верою и любовью.

Про святых людей во многом можно сказать, что, глядя на Христа, веря и доверяя Ему, они сумели идти по житейскому морю с бушующими волнами греховных страстей и искушений, не пачкаясь в них. С помощью Божией в своей жизни они преодолевали непреодолимые препятствия. Их вера творила чудеса.

Мы часто говорим: "Ну как же мы можем жить по-евангельски, ведь это невозможно!" Конечно, правильно, никто и не спорит, что без Божией помощи исполнять Христовы заповеди невозможно. Но когда вера словам и любви Христа соединяют нас с Ним, то невозможное становится возможным: Богу же все возможно (Мф. 19, 26).

Вера Богу - это та чудесная сила, которая помогла Петру идти по воде, поможет она и нам исправлять свою жизнь, согревать оледеневшие сердца близких нам людей, преодолевать трудности, встречающиеся на жизненном пути.

Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне и на песке"
Фото: www.nsad.ru



Автор: Ирина Филиппова
Большинство людей, живущих сегодня в нашем обществе, считают веру понятием абстрактным. “Покажите нам вашу веру”, – обращаются они к христианам, и, не получая понятного им ответа, победоносно отходят. Не понимают они, что ответ на этот вопрос не получат до тех пор, пока не начнут искать Бога. Только тогда откроется для них и возможность распознать истину, отличить ее от лжи. И уже тогда в самих себе люди будут пытаться ответить на вопрос: что такое вера?
Беседа с настоятелем Преображенского храма с. Нудоль священником Аркадием Штейнбергом.



Автор: Протоиерей Борис Балашов
Верою наполнено все, но вера бывает разной. Мы говорим о вере христианской. Многие люди считают себя верующими на том основании, что они верят в существование Бога, но вера вере - рознь. О какой же вере говорим мы?



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

В девятое воскресенье после Пятидесятницы звучит в церквях Евангелие от Матфея:

«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую» (Мф. 14.22-34).

Как часто лодка нашей жизни попадает в эту бурю! Как часто она находится «уже на середине моря» страстей человеческих, в самой гуще бушующих вод мира сего (ведь море или воды на библейском языке «суть люди и народы, и племена и языки» – см. Откровение, 17.15). Как часто нас окружает ночь незнания Бога, мрак неведения света истины, в котором царствует «князь мира сего», «князь тьмы» – вселенский «дух злобы поднебесный», который есть дьявол и сатана. Как часто этот злой дух поднимает страшный супротивный ветер, противящийся нашему продвижению вперед, «на другую сторону», в Небесное царство свободы духа, противящийся нашему приближению к счастью («сатана» = супротивник). Как часто тяжёлые жизненные волны бросают кораблик жизни нашей, словно щепку, угрожая потопить его, разбить о подводные рифы соблазнов мира сего, низвергнуть в бездну греха. Как часто страх страданий и смерти туманит наш мозг, и нам хочется кричать от безысходности! Кто из нас не ощущал сего застилающего глаза ужаса, когда ты даже не в состоянии отличить смертельного дыхания ада от очищающего огня Господнего, и не кричал в отчаянии: «Призрак!» Но если сохранилась вера живая неповрежденной, если в самой трудной ситуации жизни нашей мы все же держимся за этот якорь, то обязательно откликнется к нам Иисус: «ободритесь – это Я, не бойтесь».

Христос всегда возле нас, Он все время около двери сердца нашего. И стучится в неё, дабы войти в дом и принести с Собой мир и радость, дабы войти в лодку и унять бурю. Господь говорит нам: Не бойтесь, но мужайтесь: Я победил мир (см. Иоанна, 16.33). «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире (1 Иоанна, 4.4). «Царство Мое не от мира сего… (Иоанна, 18.36).

Мы не от мира сего. Мы, кто назвался святым именем христианина. Мы, именующие себя учениками Христовыми. Мы не от мира. Верней, должны быть не от мира. Должны идти по волнам мира сего, и не потопать в этих волнах. Но так ли это? Действительно ли не потопаем? Смогли ли сделать по этому морю хотя бы несколько свободных шагов?

«Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» – умоляет Петр. И что же отвечает Иисус? Одно только слово – «Иди!» Это слово прозвучало две тысячи лет назад. Это слово звучит и сегодня для каждого из нас: «Иди!» Иди и не бойся. Твердо ступай по шаткой поверхности, разбрызгивая в стороны призрачные богатства и обольщения века сего, отметая злобную алчность, которая суть идолослужение. Иди, поднимаясь над наивысшими волнами человеческих страстей. Более всего хранимого храня веру в сердце своем... Иди.

Но идем ли?.. Как, казалось бы, легки первые шаги. Однако за первыми шагами коварно в сердце закрадывается страх, неверие. Дойду ли? Смогу ли? Хватит ли сил?.. Верую, Господи, помоги неверию моему! «Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»

«Маловерный! зачем ты усомнился?» – спрашивает нас Господь. Почему так напугали вас горы проблем, кои громоздит вокруг вас мир? Эти горы не для вас! Они не должны тяготеть над вами! Не должны давить на вас своим сатанинским ярмом! Их место в море мира сего. Пусть оно поглощает эти «горы». Пусть оно глотает эти проблемы. А вы – не от мира. Вы – дети веры! «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (Мк. 11.23)

Маловерие – вот причина всех наших проблем.

Как-то привел отец к Иисусу своего тяжелобольного сына со словами: «но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию И Иисус изгнал беса из ребенка, но отцу ответил: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (см. Мф. 17.14-18; Мк. 9.17-29; Лк. 9.38-42).

О род неверный и развращенный! – говорит Господь и нам с вами. – Доколе буду терпеть вас?..

Зачем усомнился?

Свт. Иоанн Златоуст

Блж. Августин

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился

В то время как Господа не смущает человеческая похвала, люди в Церкви часто откликаются на похвалу человеков и почести, почти восторгаются ими. Вот Петр испугался на воде, видя сильный ветер. В самом деле, кто не испугается такого голоса: вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили (Ис. 3:12) . И поскольку душа борется против желания человеческой похвалы, хорошо ей обращаться при такой опасности к молитве и прошению, чтобы тот, кто очарован похвалой, не оказался потопленным позором. Пусть нетвердо стоящий в волнах Петр восклицает: Господи! спаси меня (см. Мф. 14:30). Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? - то есть почему ты, смотря прямо на Того, к Кому направлялся, не в Нем только видел свое упование? И тем не менее Он спасает Петра из волн и не дает погибнуть тому, кто, сознавая свою немощь, просил помощи у Господа.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 31-32 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих

Если апостолу Петру, - о вере которого и пламенном духе мы сказали выше, и который с уверенностью просил Спасителя словами: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде (Мф. 14:28) , - говорится: Маловерный! зачем ты усомнился? так как он на малое время обнаружил страх; то что должно сказать нам, не имеющим даже и малейшей частицы этой малой (modicae - умеренной) веры?

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 31-33 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий

Показывая, что не ветер - причина потопления, но малодушие, Христос упрекает не ветер, но малодушного Петра. Поэтому, подняв его, поставил на воду, позволяя ветру дуть. Не совершенно усомнился Петр, а несколько, то есть отчасти. Ибо насколько он испугался, настолько и не веровал. Когда же закричал: «Господи! спаси меня» (см. Мф. 14:30), то этим уврачевал свое неверие. Почему и слышит: «маловерный », а не «неверный». Итак, и бывшие в лодке отрешились от страха, ибо ветер утих . Познав чрез это Иисуса, они исповедуют Его Божество. Ибо ходить по морю свойственно не человеку, но Богу, как и Давид говорит: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих» (Пс. 76:20) . По наведению корабль - это земля, волнение-жизнь, возмущаемая злыми духами, ночь-неведение. «В четвертую стражу» (см. Мф. 14:25), то есть к концу веков, явился Христос. Первая стража - завет с Авраамом, вторая - закон Моисея, третья - пророки, четвертая - пришествие Господа. Ибо Он спас обуреваемых, когда пришел и жил с нами, чтобы мы, познав Его как Бога, поклонились Ему. Обрати внимание и на то, что то, что случилось с Петром на море, предзнаменовало его отречение, затем обращение и раскаяние. Как там говорил смело: «не отрекусь от Тебя» , так и здесь говорит: «повели мне придти к Тебе по воде» : и как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь допускает, чтобы он утопал; здесь Господь дал ему руку и не допустил утонуть, и там чрез покаяние извлек его из глубины отречения.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И абие Иисус, простер руку, ят его и глагола ему: маловере, почто усумнелся еси

Упрекнув в этом Петра, показал, что не сила волн опрокидывала его, но маловерие, или слабость высказанной им веры. Маловером его назвал, потому что, испугавшись ветра, он отверг великую часть ее (веры). Итак, говорит ему: почто усумнелся еси , или: почему ты прежде был смелым, а потом стал робким: это назвал сомнением. Укрепивший тебя против волн укрепил бы и против ветра.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился

Вместо “поддержал” лучше “взял” (έπελάβετο). Глаголом διατάξω выражается сомнение, колебание, двойная мысль, мнение, положение. Вера Петра заставила его и дала ему возможность идти по водам; страх заставил его погружаться в воду (καταπονίζεσθαι). Златоуст говорит, что “это происшествие чудеснее прежнего, потому и случилось после. Когда Христос показал, что Он Владыка моря, Он производит пред учениками другое удивительнейшее знамение. Прежде Он запретил только ветрам, а теперь и Сам ходит по водам, и другому дозволяет сделать то же.” По поводу страха Петра Иоанн Златоуст говорит: “так бесполезно быть близ Христа тому, кто не близок к Нему верою.”

Толковая Библия.