4 января праздник церковный. Какой праздник церковный. января - праздники, памятные дни и события
-> Мобильная версия
Православные церковные праздники января
Православный церковный календарь, сегодня праздник:
Рождественский (Филиппов) пост с 28 ноября по 6 января. Предпразднство Рождества Христова.
* Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304).
Мучеников Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных (ок. 304); Зоила. Священномучеников Димитрия (Киранова) и Феодора (Поройкова) протоиерев (1938).
День памяти святой великомученицы Анастасии Узорешительницы
Святая великомученица Анастасия Узорешительница родилась в Риме. Ее мать, тайная христианка, поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.
В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, - умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Оставшись вдовой, она употребила наследство на те же милосердные цели.
После того как святого Хрисогона казнили по решению императора Диоклитиана, святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.
Когда стало известно, что Анастасия - христианка, император Диоклитиан приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему - Христу...» Прежде чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам.
Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее. Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру Евтихиан.
Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа - святые Анастасия и Евтихиан крестили их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг в 304 г. святая Анастасия Узорешительница.
Тело святой осталось невредимым, - похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.
4 января – это день памяти и почитания в Православной церкви святой и великомученицы Анастасии Узорешительности (Фармаколитрии). В сложном имени соединились значения нескольких древнегреческих слов. Переводятся они так: Анастасия – «воскресшая» («возвращение к жизни»); Узорешительница – «освобождающая, избавляющая»; Фармаколитрия – «лечащая, исцеляющая». Этими именами чествуют святую, которая отдала жизнь делам милосердия и служению Господу.
История празднования Настасьего дня
Среди народа Анастасия прославилась тем, что способна была смягчать страдания и муки мученические невольников-христиан. Утешительные слова и попечения святой великомученицы Анастасии помогали забыть о болях и пытках, освободиться от горьких уз уныния и горести.
История жизни великомученицы Настасьи
Анастасия родилась в 3-м веке. Ее малой родиной стал город Сирмий (Римская империя). Отец оставался идолопоклонником. Мать, тайная христианка, скрытно воспитывала дочь в почитании к Иисусу Христу.
Анастасию принудили выйти замуж за язычника. Произошло это событие после смерти матери. Анастасии удалось избежать брачного ложа, сберечь чистоту. Украдкой посещала христианских заключенных. Промывала их раны, делала перевязки. Кормила, утешала заключенных долготерпением.
Узнав о тайных посещениях преследуемых христиан, муж жестоко избил жену. Ее заперли, установили сторожей. Внезапно изуверского мужа настигла смерть.
Анастасия начала странствовать и везде помогать заключенным в темницах. На вспомоществование страждущим девушка израсходовала все состояние. Она насыщала голодающих, облачала сирых и убогих, заботилась о душах тех, кто терпел преследования и унижения. Анастасии дарован был свыше талант врачевания.
Правитель Диоклетиан, прославившийся гонениями на христиан, приказал арестовать Анастасию. Ее принуждали принести жертвы идолопоклонническим богам, угрожая подвергнуть истязаниям. Анастасия осталась преданной христианской вере. А палач ее вскоре ослеп и умер.
Анастасия оказалась на свободе, продолжила служение гонимым христианам. Ей помогала Феодотия. Вскоре эту сестру по вере вместе с тремя ее сыновьями предали смерти.
Анастасию повторно схватили, поместили под стражу. 60 дней она сносила истязания гладом. Анастасии еженощно являлась святая Феодотия. Сестра по вере крепила надежду и упование на Бога. Духовными силами голод был побежден.
Но Анастасию вместе с иными гонимыми поместили на корабль. Далеко в море воины продырявили судно, чтобы утопить узников. Но заключенным предстала Феодотия. Святая правила кораблем, устремляла его к спасительному брегу.
Это диво узрели 120 людей. Они поверили в Христа, крестились. Наместник Иллирии приказал казнить всех, принявших крещение. Тело мученицы крестообразно распялили над костром. В 304 г. великомученица Анастасия приняла погибель в городе Сирмий. После кончины останки оказались неповрежденными и нетленными.
Возникновения праздника
Невредимые останки Анастасии предала захоронению христианка Аполлинария. При ее содействии над гробом святой возвели церковь.
Почитание Анастасии распространяется в 4-м веке. В ее честь строят церковь в Риме. Святилище сохранилось до сего времени. В день католического Рождества в этой церкви папа правит «рассветную мессу».
В 5-м столетии святые мощи Анастасии переместили из Сирмия в Константинополь. Позже частички мощей передавались во многие храмы Европы. Святая Анастасия включается в молитву (литанию) ко всем святым.
Традиции празднования
Церковный канон почитания Анастасии соединился с народными традициями. Настасьин день связывали с представлениями о беременности. Женщинам в положении не разрешали заниматься сучением, вязать узлы.
Также в праздник готовили кашу. Ею питали беременных для придания сил, укрепления здоровья, предотвращения от выкидыша. Для оберега при родах вышивали полотенца.
4-го января приготовлялись к встрече Рождества. Запасали мясные яства к окончанию Рождественского поста. Славили матерей, семейных предков. Праздник служит укреплению родовых связей, символизации плодородия.
Приметы 4 января
С Настасьиным днем связываются многие суеверия, приметы, учения. Говорят, что беременным нельзя мотать веревки, в одежде рожающей женщины не должно быть узлов.
В день праздника следили за погодой. Плывущие против ветра облака сулили скорый снегопад. Обилие сосулек толковали как предсказание урожайного года. Падение воды связывали с летней засухой и низким ловом рыбы.
Плохие сны под Настасьин день имеют свойства сбываться и пророчить беду. Лучше, чтобы ничего не снилось.
В Настасьин день на свет появляются крепкие и здоровые дети. Родившиеся приносят славу своему роду.
Сегодняшний день, 4 января, является знаковым по целому ряду памятных дат, которые в основном актуальны для других стран, а не для России. Тем не менее, мы обязательно заострим внимание на праздничных событиях. Вместе с этим остановимся подробнее на церковном празднике и событии из народного календаря.
Сегодня, четвертого января 2017 года, в глаза бросается такой интересный праздник, как День Ньютона. Он относится к международным праздникам. Вместе с этим не нужно забывать, что сегодня имеется и церковный праздник - День памяти святой Анастасии. Кроме того, в народном календаре отмечен Настасьин день.
Сэр Исаак Ньютон - один из величайших ученых деятелей, живший в XVII столетии, гений, уникум, личность. Он занимался физикой, математикой, механикой, астрономией, алхимией и богословием. В конце жизни посвятил себя истории и теологии. В его честь был организован праздник, именуемый Днем Ньютона. Проходит он в 2017 году 4 января.
По традиции в этот день многие ученые мужи посещают могилу своего великого коллеги в Вестминстерском аббатстве. В эпитафии на памятнике перечислены лишь некоторые его черты характера. Но и этого достаточно, чтобы понять, что здесь лежит великий человек.
Родился Исаак в семье английского фермера перед самой гражданской войной, 4 января 1643 года. Его долго не хотели крестить, так как он появился на свет недоношенным и болезненным. Но характер и упорство уже тогда проявились в маленьком тельце. Ньютон выжил и прожил долгую насыщенную жизнь, оставив после себя множество открытий в естественных науках.
Самым известным из них является раскрытие тайны всемирного тяготения. Легенда гласит (и, как доказано историками, это больше, чем легенда), что упавшее рядом с Ньютоном яблоко вызвало в его голове вопрос, ответ на который впоследствии прославил ученого на весь мир.
Какой сегодня церковный праздник, 04.01.2017: День святой Анастасии
Святая великомученица Анастасия Узорешительница родилась в Риме. Ее мать, тайная христианка, поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.
В темницах Рима в то время томилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников - умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Оставшись вдовой, она употребила наследство на милосердные цели.
После того, как святого Хрисогона казнили по решению императора Диоклитиана, святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности - по этой причине Анастасию и называют Узорешительницей.
Как уже было отмечено выше, сегодня вспоминают святую Анастасию, также известную как Анастасия Узоразрешительница. Жившая в 3 веке в Риме, Анастасия в самый расцвет гонений на христиан, бесстрашно помогала тем людям, кто оказался в заключении за новую веру, за что и получила свое прозвище.
Матери на Настасьин день учили вышивать дочерей, показывая им, какими узорами, символизирующими плодородие, можно украсить родовые полотенца, до этого дня или до случая родов хранившиеся в сундуках. Перекликается с прозванием святой Анастасии и то, что прежде вышивка называлась узорочьем, а вышивальщицы - узорницами.
В Настасьин день подавали постную кашу и угощали ею беременных, чтобы были полны сил и не хворали. Так же надо было непременно в этот день славить предков семьи и особенно тех, кто дарует жизнь - матерей.
По погоде Настасьиного дня гадали о том, какова она будет в октябре, а, если примечали облака, бегущие против ветра - ожидали снегопад.
АНАСТАСИЯ, родом римлянка, рано приняла веру Христову, но, повинуясь воле отца, вышла замуж за язычника Помплия. Вымыслив болезнь, она сохранила свое девство. Переодевшись нищенкой, в сопровождении служанки она посещала темницы: кормила, лечила, а часто и выкупала узников, страдавших за веру в Христа. Узнав о том, Помплий подверг жену истязаниям и запер ее дома. Учитель ее юности, христианин Хрисогон, узнав это, призвал ее в тайном письме вооружиться терпением, верой и предсказал скорую гибель Помплия в море. Вскоре Помплий действительно утонул, направляясь в Персию. После его смерти святая стала щедро раздавать свое имущество нищим и страждущим.
Правивший тогда император Диоклетиан издал приказ в одну ночь умертвить всех узников-христиан, а Хрисогона доставить к нему на допрос, после которого, не сумев склонить его к отречению, велел отрубить ему голову и бросить в море. Останки мученика нашел на берегу и скрыл пресвитер Зоил. Тогда святой Хрисогон явился к Зоилу и открыл ему, что близится мученичество трех христианок, живущих неподалеку, и повелел направить к ним Анастасию. Также в видении он указал Анастасии путь к Зоилу. Найдя через пресвитера указанных дев, она духовно укрепила их перед пытками, а когда они предали души Господу, сама похоронила их. После исполненного Анастасия принялась овладевать врачебным искусством; получив необходимые знания, она начала странствовать. Повсюду ревностно служила она узникам. За труды по излечению людей, исповедующих христианскую веру, ей дали имя Узорешительницы.
В Иллирии Анастасия была схвачена и передана в руки жреца Ульпиана. Разложив перед ней с одной стороны золото, драгоценные камни и одежды, а с другой — страшные орудия пыток, жрец предложил ей выбор. Отвергнув богатство, она выбрала орудия пыток. Тогда жрец решил осквернить ее чистоту, но ослеп, лишь протянув к ней руку. Кинувшись бежать, он упал на дороге и умер. Выйдя на свободу, Анастасия вместе с помощницей своей Феодотией снова отдалась служению страждущим христианам. Вскоре Феодотия была казнена вместе с тремя сыновьями; схваченная же вторично Анастасия провела в темнице без пищи 60 дней. В конце концов ее решено было утопить вместе с осужденными преступниками. Когда корабль вышел в открытое море, воины просверлили в нем отверстия, а сами пересели в лодку. Но узникам явилась святая Феодотия и повела корабль к берегу. На суше чудом спасенные люди уверовали в Христа. Вскоре всё они были схвачены и приняли мученическую смерть. Святую Анастасию крестообразно растянули между четырьмя столбами над разведенным костром. Ее тело, не поврежденное огнем, некая благочестивая женщина похоронила в саду. Произошло это в 304 году. Смотрите так — же
Тропарь предпразднства Рождества Христова, глас 4
Гото́вися, Вифлее́ме:/ отве́рзися всем Еде́ме,/ красу́йся, Евфра́фо,/ я́ко дре́во живота́ в верте́пе процвете́ от Де́вы:/ рай бо О́ноя чре́во яви́ся мы́сленный,/ в не́мже Боже́ственный сад,/ от него́же я́дше, жи́ви бу́дем,/ не я́коже Ада́м у́мрем.// Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший возста́вити о́браз.
Перевод: Готовься, Вифлеем: открылся для всех . Украшайся, ибо в пещере процвело от Девы. И подлинно явилось Ее чрево духовным раем, в котором - Божественная Отрасль. От нее вкусив, мы живы будем, и смерти, как Адам, не подвергнемся. Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ.
Кондак предпразднства Рождества Христова, глас 3
Де́ва днесь Преве́чное Сло́во/ в верте́пе гряде́т роди́ти неизрече́нно;/ лику́й, вселе́нная, услы́шавши,/ просла́ви со А́нгелы и па́стырьми// хотя́щаго яви́тися Отроча́ Мла́до, Преве́чнаго Бо́га.
Перевод: Дева в сей день идет, чтобы Предвечное Слово родить в пещере неизреченно. Ликуй, вселенная, о том услышав, прославь со Ангелами и пастухами нас ради восхотевшего явиться - Дитя младое, Предвечного Бога.
В четверг, св. апостолам
Некто обратился к Господу с вопросом: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» () Что вынудило этот вопрос? Разве не было писаний? Разве не читали всякую субботу закона для всех? Было все - и Писание, и толкователи его; но в обществе ходило кругом разномыслие и сбивало с толку. Фарисеи говорили одно, саддукеи - другое, ессеи - свое, самаряне - свое; в Галилее же, может быть, и языческие учения слышались, и всякий выставлял свое тоном убеждения.
Ревнующий о спасении, естественно, приходил к вопросу: как же быть, чему следовать, чтоб не погубить души своей? Положение наше очень похоже на тогдашнее. Каких-каких у нас ни ходит учений и в школах, и в обществе, и в литературе! Индиферентисту это нипочем; а для кого не все одно, какому учению ни следовать, тому нельзя не поискать решения: как же быть? Итак, какое же решение на это? Такое же, какое дал Спаситель: веруй и живи, как Бог повелел, а людских толков не слушай; пусть говорят. И говор ученых похож на молву и моду: ныне одно, завтра другое, ты же внимай одному «глагол у Божию, пребывающ ему во веки » () . Что Господь повелел, того никакое мудрование отменить не может. Все неотложно, и надо все исполнять. Суд ведь будет по слову Господа, а не по умствованиям нашим.
Притча дня
Однажды монахи разговаривали о смирении. Один из знатных граждан города Газы, слыша слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивился и сказал:
— Как это может быть?
И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова.
Один монах сказал ему:
— Именитый господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?
Он отвечал:
— Считаю себя великим и первым в городе.
— Если же ты пойдешь в Кесарию, то кем будешь считать себя там?
— Последним из тамошних вельмож.
— Если же ты отправишься в Антиохию, кем ты будешь там себя считать?
— Там буду считать себя одним из простолюдинов.
— Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, то там кем ты станешь считать себя?
— Почти нищим.
— Вот так и святые, — сказал монах, — чем больше приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землею и пеплом.
Кто, когда, кому и по какому поводу это сказал. Например, во время постов в соцсетях популярны такие цитаты подвижников: Неважно, что мы едим в пост, важно как мы относимся к ближним … Возникает вопрос: зачем тогда автор цитаты постился строжайшим образом, если это не важно? Очевидно, что это - , возможно, это было сказано какому-то человеку, который ставил гастрономический пост выше любви к ближним.