Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах. Праведные халифы (да будет доволен ими аллах) видео
Пророк Мухаммад (с.г.в.) опирался в своей деятельности на помощь большого числа сподвижников. Однако это стало возможным только с течением времени, когда ислам усилиями самых первых мусульман по-настоящему окреп и стал стремительно распространяться.
Активнейшим деятелем той поры был Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), которого наряду с этим можно считать первым взрослым мужчиной-мусульманином (после самого Мухаммада, с.г.в.). Его настоящее имя – Абдулла, но есть и другой вариант – Атик, т.е. «освобождённый от мучений». Второе имя ему было дано после прижизненного известия, пообещавшего ему прямое попадание в Рай. Прозвище Абу Бакр – «отец целомудрия» – закрепилось за этой исторической личностью благодаря Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.). Ас-Сиддик, в свою очередь, переводится как «утверждающий правильность». Такого эпитета он был удостоен за крепкую и безукоснительную веру в действительность пророческой миссии своего соратника.
Биография Абу Бакра
Родился Ас-Сиддик в 572 году (по Милади). Уже до начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.) он входил в число наиболее уважаемых мекканцев благодаря своей успешной предпринимательской деятельности. Кроме того, люди зачастую обращались к Абу Бакру как к третейскому судье, поскольку тот умел справедливо разрешать самые запутанные, сложные споры. Его честность и нравственность стали фундаментом прочной дружбы с Посланником Аллаха (с.г.в.). Собственно, именно ему посчастливилось стать одним из первых людей, кому Милость миров Мухаммад (с.г.в.) поведал о своей миссии.
Согласно различным источникам, Абу Бакр (р.а.) является либо первым взрослым мужчиной, принявшим ислам (Али ибн Абу Талиб, р.а., стал мусульманином в 10-летнем возрасте – прим. IslamGlobal ), либо вторым (после Зайда ибн Хариса, р.а.). Практически сразу после произнесения шахады он стал использовать своё влияние и богатство на пользу религии, выкупая рабов, ставших мусульманами, и освобождая их. Кроме того, Абу Бакр (р.а.) своим чутким и исключительно уважительным отношением к окружающим сподвигнул впоследствии принять религию Аллаха известных людей, сделавших для ислама много полезного – Усмана ибн Аффана (р.а.), Тальху ибн Убайдиллаха (р.а.), Саада ибн Абу Ваккаса, Абдуррахмана ибн Ауфа и других.
Достоинства первого праведного халифа
Об особом статусе ас-Сиддика (р.а.) говорит хотя бы то обстоятельство, что именно он стал первым руководителем мусульманского халифата после ухода в мир иной Пророка Мухаммада (с.г.в). Вопрос занятия этого поста спустя годы заметно политизировался, эпопеей чего стал религиозный раскол на . В этой связи приведём некоторые доводы, которые объяснят, почему статус Абу Бакра (р.а.) столь высок.
1. В Благородном Коране имеется упоминание его личности Самим Творцом:
«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику: "Не скорби, ибо Аллах – с нами". Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый» (9:40)
Здесь приводится отсылка к известной истории переселения мусульман из Мекки в Медину. Посланника Всевышнего (с.г.в.) в пути сопровождал именно Абу Бакр (р.а.). Стремясь уберечь свои жизни от преследователей, они спрятались внутри горы, куда впоследствии пришли мекканские язычники. Оба были практически на волоске от обнаружения и смерти, но в самый опасный момент произошло чудо: мекканцы обратили внимание на паутину на входе в пещеру и решили, что раз так, в неё никто не мог недавно войти, и продолжили свои поиски в иных местах. 2. В другой части Корана также фактически упоминается Абу Бакр (р.а.):
«ОтдалЁн будет от него богобоязненный, который раздаёт своё богатство, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворён» (92:17-21)
Кто ещё из числа людей может похвастаться столь высокой честью быть упомянутым в тексте Священной Книги? 3. В хадисах также имеется большое количество свидетельств о высоком статусе ас-Сиддика (р.а.). Как-то раз к Пророку (с.г.в.) пришла женщина. Перед уходом она спросила, к кому обращаться в следующий раз, если к тому времени сам Мухаммад (с.г.в.) уже покинет сей мир. Он ответил: «Если не сможешь найти меня, то обращайся к Абу Бакру» (Бухари). А в другом достоверном изречении говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) охарактеризовал Абу Бакра (р.а.) как своего самого близкого в плане дружбы человека. 4. Али ибн Абу Талиб (р.а.) назвал первого праведного халифа лучшим среди мусульман после Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), о чём упоминается в сборниках того же Бухари и Муслима. 5. Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.) был готов пожертвовать собственной жизнью ради спасения Пророка (с.г.в.), тратил большие денежные суммы на освобождение своих единоверцев от . Кроме того, он породнился с Мухаммадом (с.г.в.), сначала отдав на воспитание свою дочь Айшу (р.а.), а потом выдав её за него замуж. Жизненный путь одной из самых важных в истории ислама персон прервался в возрасте 63 лет. Его похоронили в Медине, рядом с Пророком Мухаммадом (с.г.в.).
Сподвижники мои как звезды:
за кем бы из них вы ни последовали,
найдете правильный путь.
Пророк Мухаммад
Среди выдающихся людей, ставших гордостью мусульманской уммы, особое место занимают сподвижники Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Один из них - первый халиф Посланника Господа Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).
Халиф Абу Бакр - человек, который был наиболее близок к Посланнику Господа и по своей богобоязненности уступает лишь пророкам и посланникам Творца. Первым из десяти сподвижников последнего Пророка он еще при жизни был одарен вестью о том, что попадет в Рай. Это человек, к которому Господь обратился со словами: “Я доволен им, а доволен ли он Мною?” Он сопровождал Посланника Господа во время его переселения из Мекки в Медину. Он поверг на колени империю Сасанидов и благодаря ему исламское государство достигло недосягаемых вершин могущества. Имея возможность жить среди груд золота и серебра, он не оставил своим детям сколько-нибудь ценного наследства. И этим, воистину, великим человеком, предводителем всего исламского мира того периода являлся Абу Бакр.
ОТЕЦ ЦЕЛОМУДРИЯ
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) родился спустя два года и шесть месяцев после знаменитого “слонового события”. Его настоящее имя ‘Абдулла ибн ‘Усман ибн Амир Кааб ибн Са‘ад ибн Мурра ат-Тайми. В доисламское время его звали ‘Абдул-лат (раб ал-Лата), ‘Абдуль-кааба (раб Каабы) или ‘Абдуль-‘узза (раб аль-‘Уззы). ‘Абдуллой же Абу Бакра назвал сам Пророк Мухаммад. Его отца звали ‘Усман, но он более известен как Абу Кухафа. Мать его звали Сельма, дочь Сахра. Она более известна под именем Уммуль-хайр, что означает “мать наилучшего”.;;
Кроме того, его называли ‘Атик, что означает “свободный [от адских мук]”. Это имя Абу Бакр получил после того, как ему было объявлено, что он войдет в Рай. Имя Сыддык, переводимое как “подтверждающий правоту”, Абу Бакр получил благодаря своей искренней и глубокой убежденности в правоте и правдивости Пророка. Это имя окончательно закрепилось за ним после события, получившего название “аль-исра’ валь-ми‘радж” - ночного путешествия Пророка из Мекки в Иерусалим и его Вознесения ко Всевышнему. Из-за невероятности данного события и отсутствия свидетелей (помимо Господа) никто не мог поверить этому. Абу Бакр же, только услышав о перенесении Пророка из Мекки в Иерусалим и не зная о его Вознесении на Седьмое Небо, сказал: “Поистине, Посланник Господа говорит правду. И если он скажет, что Всевышний вознес его на Седьмое Небо, я поверю ему!”
Он имел прекрасный лик, благодаря которому Пророк Мухаммад и назвал его Абу Бакром, что значит “отец целомудрия”. Согласно словам ‘Али, одного из сподвижников Пророка и будущего четвертого халифа, имя Абу Бакр было дано ему по велению Самого Всевышнего и поэтому является основным.
АБУ БАКР ПРИНИМАЕТ ИСЛАМ
О том, как Абу Бакр стал мусульманином, Пророк Всевышнего сказал так: “Все, кого бы я ни приглашал в лоно Ислама, поначалу выражали сомнение, но Абу Бакр принял Ислам тотчас, как только я ему это предложил”.
Однажды Абу Бакр, как повествует ‘Аиша, отправился на встречу с Пророком и спросил его: “О Абуль-Касым, ты долго не появлялся на собраниях нашего племени. Тебя обвиняют в том, что ты якобы осуждаешь наших отцов и матерей”.
“Я Посланник Божий, - ответил ему Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). - Я предлагаю тебе принять истину Ислама”. И не успел он закончить предложение, как Абу Бакр тотчас же принял Ислам.
Его вера была так глубока, что ничто не могло свернуть его с этого пути - пути Истины.; Он увидел в Исламе то, что было предметом его долгих духовных исканий.
‘Аиша повествует об одном событии, благодаря которому Абу Бакр был назван “верным”. Это событие показывает его твердую убежденность в истинности своей веры: “Наутро после своего ночного путешествия в мечеть аль-Акса Пророк поведал всему народу об этом чудесном событии. Некоторые, слабые верой, после сказанного усомнились в пророческой миссии Мухаммада. Они тотчас же отправились к Абу Бакру и обратились к нему с вопросом, слышал ли он, как его друг утверждает, что ночью совершил путешествие к мечети аль-Акса в Иерусалиме. Абу Бакр тогда спросил у них: “Это говорит Мухаммад?” - на что те дали утвердительный ответ. “Тогда, - продолжил Абу Бакр, - у меня нет в сказанном ни капли сомнения”. Предельно удивленные многобожники спросили: “Значит, ты веришь в то, что Мухаммад сегодня ночью был в Иерусалиме, а утром вернулся в Мекку?” “Да, - ответил Абу Бакр. - Я ведь нисколько не сомневаюсь в том, что он и днем, и ночью; получает послания Свыше”.
ЖАЖДУЩИЙ МИЛОСТИ ГОСПОДА
Абу Бакр был одним из богатых людей Мекки. Согласно некоторым источникам, ко времени принятия Ислама его состояние равнялось сорока тысячам дирхамов. В последующем все эти средства были полностью израсходованы им на пути Господа (фи сабилил-лях). Он выкупал и освобождал рабов, принявших Ислам и испытывавших по этой причине притеснения и издевательства со стороны хозяев-многобожников. В числе выкупленных и освобожденных им рабов были Билял, ‘Амир ибн Фухейра, Зунейра, Умм ‘Убейс и другие.
Не разбирающийся в драгоценностях не сможет отличить стекло от бриллианта, ювелир же знает цену вещам. Второй халиф ‘Умар рассказал следующую историю:
“В одно время Пророк приказал нам собрать деньги для проведения необходимого мероприятия. Тогда у меня было много денег, и я решил, что настал тот час, когда я смогу опередить Абу Бакра в благом деле. Я пересчитал все имущество и отнес его половину Пророку. Тогда он спросил: “Что ты оставил своей семье?” “Половину того, что здесь”, - ответил я. После этого пришел Абу Бакр, принеся с собой все свои деньги и драгоценности. Пророк задал ему тот же вопрос. Тот ответил: “Я оставил им Всевышнего Господа и Посланника Его”. Тогда я понял, что мне никогда не опередить Абу Бакра…”
Насколько велик и стоек в вере своей человек, который, будучи очень богатым в момент принятия Ислама, ко времени смерти, направляясь к Милостивому Господу, практически не оставил ничего материального своим потомкам, хотя к тому времени был наделен высокой властью повелителя правоверных!
И еще одна очень интересная история, связанная с Абу Бакром. Ибн ‘Умар сообщает: “Однажды Пророк сидел, беседуя со своими сподвижниками. Возле него в одной длинной рубахе из грубой ткани, концы которой были закреплены колючками, сидел Абу Бакр. В этот момент спустился ангел Джабраил (Гавриил) и, обратившись к Пророку с приветствием от Господа, спросил: “Что это за грубая и дешевая одежда, скрепленная колючками, на Абу Бакре?”
Пророк ответил: “О Джабраил, этот человек до открытия Мекки для Ислама потратил все свое имущество на пути Господа”.
Джабраил сказал: “Передай этому человеку приветствие от Господа и скажи ему: “Всевышний спрашивает тебя о том, доволен ли ты Господом, оказавшись в столь бедственном положении, или нет?”
Абу Бакр, заплакав, ответил: “Как я могу обижаться на Господа? Конечно же я доволен Им, я доволен Им!”
Однажды после того, как Абу Бакр стал халифом, повелителем правоверных, и в очередной раз, как обычно, отправился торговать на рынок, его остановил ‘Умар, будущий второй халиф, и между ними произошел такой разговор:
Куда ты направляешься, Абу Бакр?
На рынок.
Какие у тебя дела на рынке, когда ты взял на себя управление мусульманами?
Если я не буду ходить на рынок, кто будет кормить моих детей?
Пойдем к Абу ‘Убейду, чтобы он определил для тебя денежное содержание.
Когда они пришли к Абу ‘Убейду, являвшемуся казначеем, и объяснили ему ситуацию, Абу ‘Убейд сказал: “Я определяю для тебя содержание, равное среднему достатку мухаджира [переселенца из Мекки в Медину], и даю тебе по одной одежде на зиму и лето. Если одна из них окончательно истреплется, придешь, и я выдам тебе новую”.
Абу Бакр - один из тех людей, которые смогли сохранить свою веру до последнего вздоха в этом бренном мире. Однажды Пророк спросил своих сподвижников:
Кто из вас сегодня постился?
Я, - ответил Абу Бакр.
Кто сегодня посетил больного?
Я, - ответил Абу Бакр.
Кто сегодня помогал нести умершего к месту погребения?
Я, - ответил Абу Бакр.
Услышав это, Пророк сказал: “Человек, обладающий всеми этими качествами, не может не попасть в Рай!”
И еще один случай. Во время битвы при Таифе был ранен сын Абу Бакра, ‘Абдулла. Через сорок дней он скончался. Отец был сильно опечален смертью сына. Однако, когда к нему пришел с признанием сам убийца, уже принявший Ислам, Абу Бакр сказал ему: “Хвала Всевышнему Господу, Который твоими руками сделал моего сына обитателем Рая [, ибо он погиб, сражаясь за слово Господне]. И хвала Господу, Который смертью моего сына спас тебя от Ада [, так как если не ты его, то он бы убил тебя и ты бы погиб неверным, а сейчас ты принял истинную веру по милости Господа]”.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ
Одними из наиболее примечательных эпизодов из жизни Абу Бакра являются его переселение вместе с Пророком из Мекки в Медину и поведение Абу Бакра после смерти Посланника Аллаха.
Узнав о том, что Пророк решил взять его с собой в Медину, Абу Бакр заплакал. “До этого я еще не видела плачущих от радости, но в тот день отец очень сильно плакал именно от радости, которая переполнила его душу”, - рассказывала его дочь ‘Аиша.
Самым ярким и запоминающимся событием хиджры (переселения) является пребывание Пророка и Абу Бакра в пещере Саур. Преследовавшие их язычники, увидев на входе в пещеру паутину, убедились, что в пещере никого нет, и ни с чем вернулись обратно. В момент, когда мекканские язычники находились возле пещеры, Абу Бакр был сильно встревожен и опечален. Пророк почувствовал это и спросил: “Почему ты так встревожен?” Тот ответил: “Клянусь Аллахом, я боюсь не за себя. Я очень боюсь, что с тобой может что-то случиться!”; Пророк успокоил его: “Не бойся, поистине, Всевышний с нами. Если нас двое, то Всевышний - третий”.
Как рассказывает Ибн ‘Аббас, сразу после смерти Пророка Мухаммада в народе начались тревога и волнение. ‘Умар, обращаясь к; людям, воскликнул: “Невозможно, чтобы Посланник Господа умер!” Абу Бакр же, вознеся хвалу Всевышнему, сказал: “Кто из вас поклонялся Мухаммаду, то пусть знает, что Мухаммад умер. Кто же поклонялся Всевышнему Богу, знайте - Всевышний Вечен, Его не постигает смерть”. После этого он зачитал аят: “Не является Мухаммад [никем иным], кроме как Пророком. И, поистине, были и до него пророки. И если умрет он или будет убит, то вы оставите свою веру? Кто сделает это, тот никоим образом не навредит; Всевышнему. Поистине, Аллах вознаградит благодарных” (Св. Коран, 3:144). Сподвижники Пророка оказались в замешательстве, казалось, они слышали этот аят впервые, хотя он был им известен. В дополнение к сказанному Абу Бакр привел другой аят: “Поистине, ты умрешь, и они умрут” (Св. Коран, 39:30). По словам ‘Умара, только после этого он осознал, что Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) умер.
АБУ БАКР - ХАЛИФ
Пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует) не было определено, кто будет руководить общиной после него. Однако, когда Пророк не был в состоянии исполнять обязанности имама во время молитвы, он просил Абу Бакра быть имамом. Этот и многие другие факты указывали на то, что именно Абу Бакр должен стать руководителем мусульман после Пророка. Понимая это, проницательные сподвижники выбрали халифом именно его. Однако в день выборов халифа, ансары (мединские сподвижники Пророка) предложили вождя племени хазрадж Са‘да ибн ‘Убаду. Мухаджиры предложили вместо Абу Бакра ‘Умара и Абу ‘Убейда. В момент, когда мнения разделились, ‘Умар подошел к Абу Бакру; и сказал, что только он достоин быть халифом, и в знак уважения и доверия подал ему руку. Сразу после этого споры утихли, все устремились пожать руку Абу Бакру, показывая свое согласие с ‘Умаром. Абу Бакр был избран первым халифом, главой исламского государства.
В своей первой проповеди, с которой он выступил, став главой исламского государства, Абу Бакр сказал: “То, что я стал вашим руководителем, не говорит о том, что нет человека, более достойного меня. Я придерживаюсь только пути Посланника Аллаха. У меня нет желания действовать, опираясь на свой разум и настроение. Поэтому, если я поступлю правильно - помогите мне. Если же сойду с правильного пути - призовите и поправьте меня. Говоря это, прошу у Всевышнего прощения для себя и для вас”.
КОНЧИНА ПЕРВОГО ХАЛИФА
Дочь халифа Абу Бакра ‘Аиша рассказала о смерти своего отца: “Незадолго до своей смерти отец спросил меня о том, какой сегодня день недели. Я ответила, что понедельник. Тогда он обратился к Господу: “О Всевышний! Пусть следующая ночь не наступит для меня, ибо именно в этот день недели ушел из жизни Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)”. Господь принял его молитву, и он умер именно в эту ночь на шестьдесят третьем году жизни.
Являясь правителем огромного по тем временам государства, в качестве наследства он оставил одну верблюдицу, парадную накидку для встречи гостей и сосуд для верблюжьего молока.
На время правления государством Абу Бакру было определено жалованье. Но он расходовал только часть его на самое необходимое, а другую часть складывал; в кувшин. Незадолго до смерти он передал этот полный кувшин ‘Умару со словами: “Это лишнее из того, что было определено мне на содержание. Отнеси это в казну для раздачи нуждающимся”. ‘Умар ответил на это: “О Абу Бакр! Ты оставил после себя хороший пример, придерживаться которого нам будет нелегко…”
Все описанное не является ни фантазией, ни выдумкой - это исторические факты. Таким предстает в воспоминаниях современников ближайший сподвижник Пророка и первый праведный халиф, повелитель правоверных Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).
См.: Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]: В 15 т. Каир: Хаджр, 1992, т. 5, с. 402.
570 год вошел в историю как “год слона”. В том году правитель Йемена вместе со своим войском, главной ударной силой которого были слоны, направился в Мекку для уничтожения святыни Единобожия - Каабы. По воле Всевышнего, этот поход не увенчался успехом, о чем упоминается в Священном Коране. См. комментарий к 105-й коранической суре в главе “Мусульманская молитвенная практика”.
Ал-Лат и аль-‘Узза - одни из главных богов арабского языческого пантеона.
Абуль-Касым (“отец Касыма”) - одно из имен Пророка Мухаммада, данное ему после рождения сына Касыма.
Каллиграфическое написание имени Абу Бакр по-арабски
Амир аль-муминин и халиф Праведного халифата | ||
---|---|---|
- 23 августа |
Мекка
Медина
Жизнь в Мекке
Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известен как Абу Кухафа) и Сальмы (более известна как Умм аль-Хайр). До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.
Принятие ислама
Абу Бакр ас-Сиддик был другом Мухаммада и считается третьим из мужчин, после Али ибн Абу Талиба и Зейда ибн Хариса , принявшим ислам. Традиционная арабская историография разделяет лиц, принявших ислам на «до прихода Мухаммада в дом аль-Аркама» (всего 24 человека) и «после дома аль-Аркама» - и Абу Бакр относится к первой группе, к самому тесному кругу последователей Мухаммада. Более того, Абу Бакр был третьим мужчиной, не относящимся к семье Пророка, принявшим ислам - первым и вторым были Зейд ибн аль-Хариса и Али. Если же учесть жену Мухаммада, Хадиджу бинт Хувайлид , то Абу Бакр считается четвёртым человеком, принявшим ислам. На этом этапе Абу Бакр и сменил своё языческое имя на Абдуллах («раб Божий»). Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан , Тальха ибн Убайдулла , аз-Зубайр ибн аль-Аввам , Саад ибн Абу Ваккас , Абдуррахман ибн Ауф , Усман ибн Мазун и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Арабские историки крайне трепетно относились к подобным показателям, поскольку именно они обуславливали место того или иного человека в мусульманской общине обществе и уровень дохода.
Хиджра
Во время хиджры в Медину Абу Бакр укрывал пророка Мухаммада от преследований и сопровождал в пути. Так, они укрывались от преследователей в пещере в окрестностях Мекки . Поздние историки - особенно шиитского толка - отводили эту роль Али , однако подобная трактовка событий не соответствует действительности.
Жизнь в Медине
В 624 г. н. э. Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада и тем самым ещё более сблизился с ним. Свадьба была оговорена ещё в мекканский период; в Медине брак был скреплён фактически. По воспоминаниям самой Аиши, никаких свадебных торжеств не было .
Абу Бакр принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммада и был знаменосцем в битве при Табуке . Абу Бакр ас-Сиддик сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции - если не считать совершённого в 631 г. хаджа и молитв в Мекке в последние дни жизни Пророка, когда тот сам уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммад скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно Абу Бакр предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами: «О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху - так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад - только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным - Аллах воздаст» .
Халифат
Избрание халифом
Со смертью Мухаммада в 632 году встал вопрос о новом главе мусульманской общины. Собравшиеся под навесом в квартале рода бану Саида ансары избрали Сада ибн Убаду , но после того, как туда пришли Умар ибн аль-Хаттаб , Абу Убайды и Абу Бакр, халифом избрали последнего . Ансары в споре отстаивали свои права до последнего - так, выносились предложения избрать двух халифов, по одному для мухаджиров и ансаров. Прочие члены общины даже не пытались претендовать на право в выборе нового главы - для них это представлялось немыслимым. Так, во вполне конкретном противостоянии и борьбе за верховную власть, был решён принципиальный вопрос - будет ли сосредоточена в одних руках и военная, и духовная власть.
По мнению шиитов, Абу Бакр узурпировал власть, которая должна была принадлежать Али ибн Абу Талибу . По некоторым источникам, Али и другие хашимиты в течение шести месяцев не присягали Абу Бакру, что скорее всего является поздней шиитской трактовкой тех событий . Будучи одним из ближайших сподвижников Пророка, одним из немногих, присутствовавших при его кончине, Абу Бакр мог бы при желании сфальсифицировать завещание Мухаммада - но не сделал этого. По аналогичной причине он мог объявить себя продолжателем миссии - как это сделали шииты в отношении Али и Хасана - однако не сделал этого. Абу Бакр постоянно подчёркивал, что является всего лишь исполнителем воли Мухаммада. Для подчёркивания этого статуса он даже принял соответствующий титул - «заместитель посланника Аллаха» (халифа рассули-л-Лях ), в упрощённом виде халиф .
Войны с вероотступниками
После смерти пророка Мухаммада многие племена, некогда обращенные в ислам, отпали, и их пришлось возвращать избранному халифу . Несмотря на начавшиеся на Аравийском полуострове мятежи, Абу Бакр приказал Усаме ибн Зейду готовиться к маршу против Византии, и 26 июня 632 года армия Усамы вышла в поход в направлении северных границ халифата. После отправки в поход отряда Усамы Абу Бакр не мог вести полноценную войну; он начал тянуть время, принимая делегации племен и отправляя к ним своих представителей. Несмотря на это, через три дня после отправки армии Усамы Медина подверглась нападению со стороны групп вероотступников. Нападение удалось отразить, и это событие подняло моральный дух мусульман. Через два с лишним месяца вернулось войско Усамы с победой и большим количеством трофеев , а Абу Бакр, оставив вместо себя в Медине Усаму, решил сразиться с вероотступниками. После победы над ними близ Рамзы он вернулся в Медину .
После своего возврашения в Медину Абу Бакр разделил отдохнувшее войско Усамы на 11 боевых отрядов, командирами которых стали: Халид ибн аль-Валид , Икрима ибн Абу Джахль , Шурахбил ибн Хасан, Мухаджир ибн Абу Умейя, Амр ибн аль-Ас , Халид ибн аль-Валид ибн аль-Ас, Хузайфе ибн Мухсину, Арфаджа ибн Харсама, Тарифа ибн Харджиз, Сувейд ибн Мукаррин, Аль-Ала ибн аль-Хадрами .
Сам Абу Бакр отправился в направлении аль-Абрака, нанёс поражение племенам абс и зубьян и отправился в местечко Бузаха, где находился лжепророк Тулайха . Тем временем Халид ибн аль-Валид без боя покорил племя Тай и двинулся в направлении Бузахи. В Бузахе он, понеся потери, разгромил племя фазара. После этого Халид ибн аль-Валид, вернув в ислам асадитов, амиритов и гатафанцев, по приказу халифа двинулся в Битах против Бану Ярбу .
Икрима ибн Абу Джахль отправился в Ямаму, после чего должен был двинуться в Оман и соединиться там с силами Хузайфы ибн Мухсина и Арфаджи ибн Харсамы. После этого они должны были соединиться с войсками Мухаджира ибн Абу Умаййи, который после завершения операции в Йемене должен был подойти к ним со стороны Хадрамаута. Икрима потерпел поражение от племени бану ханифа, к которому принадлежал лжепророк Мусайлима . Следовавший за Икримой Шурахбил ибн Хасан решил подождать подкрепления, однако прибывший через некоторое время в Ямаму Халид ибн аль-Валид обнаружил, что Шурахбил ибн Хасан, не дождавшись подкрепления, перешел в наступление и потерпел поражение. Мусайлима, собрав свои силы, пошел в наступление на мусульман со стороны Акрабы и Джубайла, однако мусульмане ответили контрнаступлением и нанести поражение противнику. Сам Мусайлима после неудачной попытки бегства был схвачен и убит .
Мусульманам пришлось столкнуться с трудностями и в Омане. Потеснённые Лакитой аль-Язди мусульманские войска, которыми командовали Джафар и Убада, были вынуждены отступить в горы и на побережье. Абу Бакр отправил в Оман Хузайфу ибн Мухсина, Афраджа ибн Харсама и Икриму ибн Абу Джахля. Мусульмане встретились с войсками под командованием Лакита в Дабе, и если бы не вовремя подоспевшее подкрепление, то они были бы разгромлены. В конце концов мусульманам удалось победить вероотступников и захватить много трофеев .
В Йемен были отправлены Тахир ибн Абу Хала, Мухаджир ибн Абу Умайя и Халид ибн Усаййид. Против взбунтовавшихся племён ук и ашар был послан Тахир ибн Абу Хала. Ему удалось добиться успеха, и после этого Абу Бакр послал его на помощь мусульманам Саны. Мухаджир ибн Абу Умайя вместе с отрядом Икримы установили контроль над Хадрамаутом .
В Бахрейне было два влиятельных племени - племя абдулкайс и бану бакр. Племя абдулкайс сохранило верность исламу, а бану бакр отступило от веры. Посланные в Бахрейн отряды под командованием Ала ибн аль-Хадрами и Джаруда выступили против вероотступников и разгромили их .
Проявляя бескомпромиссность по отношению к отступникам, Абу Бакр в течение года вернул отпавшие от ислама арабские племена .
Война с Византийской империей и государством Сасанидов
Чёткого перехода от походов в Аравии на арабские племена, не принявшие ислам, к завоеванию Сирии и Ирака не прослеживается. Переход этот представляется скорее стихийным, совершённым в силу обстоятельств, а не тщательно спланированным. Ни Мухаммад, ни Абу Бакр не высказывали конкретных суждений относительно распространения ислама и границ этого распространения. Ранняя мусульманская традиция не пытается вкладывать в уста Мухаммада идеи завоевания мира, не вкладывает она их и в уста Абу Бакра. Вследствие этого приводимые поздними историками призывы Пророка к византийскомй (ромейскому) императору и иранскому шахиншаху принять ислам представляются мистификацией (эти сведения, что немаловажно, не пересекаются также и с римскими источниками).
К началу вторжений в другие государства Халифат представлял собой рыхлое объединение племён, скреплённое исключительно верностью наместников лично главе общины и свежими воспоминаниями ранее мятежных вождей о недавних поражениях. Сила, безоговорочно верная халифу, составляла едва ли 3-4 тысячи мухаджиров и ансаров и 2-3 тысячи воинов наиболее верных племён. Халифат не имел ни регулярной армии, ни стабильного источника средств к её содержанию. Единственное средство обеспечения - садака - на тот момент выплачивалась скотом и составляла около 50-70 тыс. голов верблюдов, 100 тыс. голов мелкого рогатого скота и 300-400 тыс. динаров. При этом основная часть скота, находящаяся на периферии, использовалась для поддержания местных же мусульман и не могла быть использована для поддержания боеспособности армии. Наконец, судя по воспоминаниям, сами участники походов не делали особой разницы между ними.
Учитывая всё вышеперечисленное, наиболее близкой представляется версия, согласно которой Абу Бакр собирался не завоёвывать Византийскую (Ромейскую) империю и государство Сасанидов, а распространить ислам на арабские племена, вассальные двум этим державам. Бросается в глаза, что наиболее жёстко мусульмане обращались не с персами или ромеями, но с арабами, отказывавшимися принимать ислам. Лишь впоследствии характер войны изменился - главным образом потому, что оба крупных государства были крайне истощены войной друг с другом.
Согласно ат-Табари, битвы при Мазаре, ал-Валадже и Уллайсе состоялись в сафаре 12 г.х. или в промежутке между 17.04. и 15.05. 633 г. н. э.; в это же время был заключён мирный договор с Бехкубадом. Боевые действия вокруг Хиры и заключение мира относятся, предположительно, к маю-июню того же года. К сентябрю были покорены арабские племена калб, тамим и танух, центром которых являлся Думал ал-Джандал. Уже в рамадане 12 г.х. (9.11-8.12 633 г. н. э.) были покорены племена таглибитов. Лишь после этого можно говорить о возникновении общеарабского государства и начале военных действий против двух империй.
Мусульмане и сами были осведомлены о высоких боевых качествах византийской и персидской армий, а потому до начала 644 г. н. э. не вступали в бои с регулярными армиями этих держав, ограничиваясь подчинением вассальных им арабских племён. По ал-Базури, войско формировалось в течение мухаррама 13 г.х. (7.03-5.04 644 г. н. э.), а в походы выступило 1 сафара (06.04). Поскольку вожди племён были крайне своевольны и не желали подчиняться друг другу, Абу Бакр разбил войско на три колонны, которые возглавили Язид ибн Абу Суфьян, Шурахбиль ибн Хасан и Абу Убайда ибн аль-Джаррах . Халид б. ал-Валид со своей армией в это время автономно действовал в Междуречье . Отправляя войска, Абу Бакр будто бы дал командирам наставления о том, как вести себя на вражеских территориях; хотя поручиться за достоверность информации об этом наставлении крайне сложно, оно, несомненно, несёт отпечаток раннемусульманских представлений и потому заслуживает упоминания: «Когда встретишь врага, и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй и не уродуй [тела врагов], не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребёнка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигай пальм и не обдирай с них кору, не срубай деревьев и не убивай скота больше, чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что посвятили себя Аллаху - оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили. А есть другие, в головах у которых рылся шайтан, так что стали их макушки, как гнездо куропатки. Ударяйте их по этим местам, чтобы обращались в ислам или собственноручно с унижением платили [джизъю]» .
Смерть
Перед битвой при Ярмуке Абу Бакр тяжело заболел и, чувствуя приближение смерти, обратился к ближайшим сподвижникам с предложением выбрать себе нового халифа. Сподвижники, не выдвинув кандидатуру, предложили Абу Бакру самому назначить преемника. Тогда Абу Бакр предложил обсудить кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба , и подавляющее большинство поддержало это предложение. Об избрании нового халифа объявили публично, и народ поддержал этот выбор. Халиф Абу Бакр умер 23 августа 634 года - дожив, как и Мухаммад, до 63 лет, что арабские классические историки подчеркивают как особую награду за благочестие. В завещании, оставленном Абу Бакром, 1/5 часть его собственного земельного участка возле Медины, все личное имущество и денежные средства были переданы государству в качестве пожертвования : 1991 : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Эта статья – об Абу Бакре ас-Сыддике, первом мужчине, который принял Ислам. Ибн аль-Джаузи упоминал, что праведные предшественники обучали своих детей любить Абу Бакра и Умара так же, как обучали их сурам из Корана. И это подтверждает важность проявления почтения к сподвижникам в Исламе. Хасана Басри спросили: «Любовь к Абу Бакру и Умару из Сунны?» Он ответил: «Нет, это обязанность».
Его звали Абдуллах ибн Усман, он был арабом из племени курайшитов, а Абу Бакр – это его прозвище. Он был на 2 года младше Пророка и умер через 2 года после его смерти. Как известно, первым, принявшим Ислам из свободных мужчин, был Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), из детей – ‘Али, из женщин – Хадиджа, из вольноотпущенников (мавла) – Зайд бин Харис, из рабов – Билал.
В Исламе Абу Бакр ас-Сиддик читается самым лучшим из людей после пророков. После него идут Умар, Усман, Али (да будет доволен ими Аллах). Эти люди хоть и не достигли уровня пророков, но на их достоинства указано в Коране. Если Всевышний избрал их для того, чтобы они находились рядом с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то это уже говорит о многом.
До Ислама
Абу Бакр был высоконравственным человеком еще до принятия Ислама. Он был из тех, кто отстранялся от грехов даже не будучи мусульманином. Из хадисов известно, что Абу Бакр и Усман не употребляли алкогольных напитков до ислама, основываясь на общепринятые понятия о нравственности («Сунан Абу Дауд», №4504).
Ибн Хишам пишет: «Абу Бакр был человеком, уважаемым в своем народе, любимым, мягким. Он занимался торговлей, был человеком высокой нравственности и большой доброты».
С давних пор он был знаком с Мухаммадом. Абу Бакр был похож на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во всех отношениях. Разные по характеру люди не могут долго находиться друг с другом, а Абу Бакр был другом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ещё до пророчества. Даже принятие Ислама для него не было чем-то необычным, как для остальных, на что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не раз указывал, приводя его в пример: «Кого бы я ни призывал к исламу, они высказывали сомнения, рассуждали и колебались, за исключением Абу Бакра, который не отверг ислам, когда я рассказал ему о нем и не сомневался в нем» («Сира», глава о первых мусульманах) .
Почему он назван Сыддик – правдивейший
В ночь аль-Исра валь Мирадж Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вознесся на небеса и получил веление совершать молитвы. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал об этом, мекканцы, не веря, что за один миг можно побывать на небесах, да ещё вернуться так, чтобы не остыла постель, пришли к Абу Бакру и высказали свои сомнения. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал, что если это говорит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), то это правда. Удивлённые мекканцы не могли успокоиться и стали переспрашивать его. Тогда Абу Бакр сказал, что поверит в ещё более невероятное, если это исходит из уст Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Именно поэтому его назвали «Сыддик» — из-за того, что он счел правдой сообщение Посланника (мир ему и благословение), не искав подтверждений рассказанному.
…Перевесит чаша Абу Бакра
Как только Абу Бакр принял Ислам, он рассказал о нём своим лучшим и надёжным знакомым. Усилиями Абу Бакра Ислам приняли такие великие сподвижники, как Усман ибн ʼАффан, Тальха ибн ʼУбайдуллах, аз-Зубейр ибн аль-ʼАввам, Саид ибн Абу Ваккас, и ʼАбдуррахман ибн ʼАуф. В некоторых источниках указывается, что все они приняли Ислам в один день.
Эти пять человек — прославленные сподвижники и лучшие люди этой Уммы. Их блистательные имена золотыми буквами вписаны в историю Ислама. Уже при их жизни Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил им, что они войдут в Рай. И все они – на весах добрых дел Абу Бакра, потому что именно он призвал их к Исламу. А раз на весах Абу Бакра будут такие великие люди, то мы без труда можем понять слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Если бы вера (иман) всей моей Уммы была положена на одну чашу весов, а иман Абу Бакра на другую чашу, то перевесила бы чаша Абу Бакра».
Абу Бакр старался совершать все дела, приводящие к награде Аллаха
Сборник хадисов Муслим, 1028: Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха спросил: «Кто из вас сегодня постится?» Абу Бакр ответил: «Я». Он спросил: «Кто из вас сегодня участвовал в похоронах, дойдя до кладбища?» Абу Бакр ответил: «Я». Он спросил: «Кто из вас сегодня навестил больного?» Абу Бакр ответил: «Я». Тогда Посланник Аллаха, сказал: «Любой из вас, в ком соберётся исполнение всех этих дел, конечно же, войдёт в Рай».
Имущество Абу Бакра принесло Пророку великую пользу
Как было сказано, Абу Бакр занимался торговлей, но большую часть своих средств он направлял на исламские цели – выкуп рабов из рабства, выкуп пленников, помощь бедным и переселенцам, раздачу милостыни и так далее.
Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Никакое имущество никогда не принесло мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра”. Абу Бакр заплакал и сказал: “А разве я и моё имущество не принадлежим тебе, о посланник Аллаха?!”» (Этот хадис передали Ахмад 2/253 и Ибн Маджах 94.)
Зайд ибн Аслям передал со слов своего отца: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел нам раздавать милостыню, в тот момент у меня было (кое-какое) имущество. Я подумал, если я и обойду Абу Бакра, то обойду сегодня. Я принес (для милостыни) половину своего имущества, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что ты оставил своей семье?” Я ответил: “Ровно столько же”. Следом за мной Абу Бакр принес всё свое имущество. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Что ты оставил своей семье?”, (на что тот, да будет доволен им Аллах,) ответил: “Я оставил для них Аллаха и Его посланника”. И тогда Умар сказал: “Мне никогда не опередить тебя!”». Этот хадис передали Абу Дауд 1678 и другие. Иснад хороший.
Абу Бакр в Коране назван «поддержкой» Пророку Мухаммаду
Действительно, о достоинстве Абу Бакра упоминается и в Коране – в суре «Тауба», аят 40. В этом аяте говорится о переселении Пророка из Мекки в Медину, а в пути его сопровождал лишь один Абу Бакр. Скрываясь от погони, они вдвоём затаились в пещере, а когда опасность миновала, продолжили свой путь и благополучно добрались до Медины.
В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится рассказ Анаса ибн Малика о том, что Абу Бакр сказал: «Когда мы находились в пещере, я увидел стопы язычников над нашими головами и сказал: “Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них взглянет себе под ноги, то увидит нас!” Он ответил: “О Абу Бакр, почему ты беспокоишься о двоих, если с ними Аллах?”»
И было ниспослано: «Если вы не поддержите его, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих в пещере и сказал своему спутнику: “Не скорби, ибо Аллах с нами”» (Сура 9 «Покаяние», аят 40).
После смерти Пророка сподвижники избрали Абу Бакра предводителем
Осознавая расположение Абу Бакра, его приближенность к посланнику Аллаха, его достоинства и первенство в Исламе, сподвижники избрали его халифом после смерти посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то есть предводителем своего первого государства.
При этом сподвижники руководствовались тем, что именно Абу Бакру Пророк поручил руководить делегацией паломников за год до своей смерти. Именно Абу Бакру он поручал становиться имамом на намазах в дни своей болезни, когда сам не мог подняться с постели. Кроме того, сам Пророк говорил людям обращаться к Абу Бакру за руководством. В сборнике Бухари есть хадис: «(Однажды) к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла какая-то женщина, и он велел ей снова вернуться к нему позднее. Она спросила: “Скажи мне, а что если я приду, но не найду тебя?” - как бы имея в виду смерть. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если не найдёшь меня, ступай к Абу Бакру”».
Почитание Абу Бакра – часть исламской веры
Существует множество высказываний ученых ранних поколений о том, что по Исламу мусульмане должны уважать и почитать Абу Бакра, а также остальных сподвижников. В качестве примера приведем высказывания имама Абу Ханифы, мазхаб которого распространен во многих мусульманских странах, а также в нашем регионе.
Абу Ханифа сказал: «Мы утверждаем, что самыми лучшими людьми этой уммы после нашего пророка Мухаммада, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, являются Абу Бакр ас-Сиддык, затем Умар, затем Усман, а затем Али, да будет доволен ими всеми Аллах, а обо всех остальных сподвижниках посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, мы говорим только самое доброе» («Китаб аль-Васыййа» с комментариями, стр. 14).
Абу Ханифа сказал: «Пребывание любого сподвижника вместе с посланником Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, в течение хотя бы одного часа, лучше, чем (добрые) деяния любого из нас на протяжении всей жизни, даже если она была долгой» (