Алхимический символ воды. Алхимия. Символы и значения. Двенадцать основных алхимических процессов
Алхимические символы
В алхимии символы играют особую, если не главную роль:
1. Символ служил для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных (и особенно от инквизиции).
2. Символ средство познания и Путь Истины, символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).
Natura
incipit
,
ars
dirigit
,
usus
perficit
- Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует.
Лестница - путь к познанию в алхимии.
Василиск (кокатриса) – инициация в мудрость, знания.
Медведь – хаос, первоматерия, которую алхимия призвана привести в порядок.
Орел, взмывающий ввысь – освобожденная духовная часть первоматерии.
Алхимики используют знаки для обозначения времени преимущественно из астрологии. С их помощью можно обозначить практически любой временной промежуток.
1. Час
2. День
3. Время суток (день, ночь)
4. Неделя
5. Месяц (состоит из 40 дней)
6. Год
Дополнительные знаки:
Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи.
Черное солнце - символ первичного материала.
Роза – символ тайны, мудрости.
Меч Фламберг, саламандра - тайный огонь - реагент, с помощью которого идет воздействие на первовещество.
Скелет - символ золы. Некоторые алхимики называли золу скелетом вещества.
У алхимиков в изначальных процессах участвуют, как правило, 7 металлов, соответствующие 7 дням недели, их богам, металлам и соответствиям, из которых получаются другие соединения:
1) Луна, серебро , понедельник. Цвет – белый, серебристый.
Белый цветок – серебро
2) Марс, железо , вторник. Цвет – красно-розовый, оранжевый.(Воин с мечом).
Это дуальность и противоположность, солнце и луна, золото и серебро, соединение серы и ртути .
Жаба, орел, козлиная голова - сера .
Лиса – временно затвердевающая красная сера, противоположность петуха.
Лев, петух – ртуть, летучая часть вещества камня – живая, активная сухая вода.
Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск.
Король и королева - это золото и серебро, которые, по мнению некоторых алхимиков являлись первовеществом.
Первовещество - это (мужское) вещество, становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы, инь и ян в китайской алхимии.
Кацудей – мужская сера и женская ртуть, трансформация, растворение, иногда представляет символ юпитера.
Ключ - (познание), часто по форме не предназначенный для открывания.
Мост – трансформация одного в другое.
Герметический сосуд – получение из 2-х компонентов 3-го.
Философская Ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. Поэтому Философская Ртуть изображалась в виде гермафродита, либо мужчины и женщины вместе .
Две соперничающие птицы, два орла, оленя, орел и лев – символ превращения, двойственная природа, философская ртуть.
Два дракона или змеи, кусающих друг друга (серу - бескрылой змеей, ртуть крылатой). Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию или первовещество.
3) Меркурий, среда, ртуть . Цвет – темно-синий.
Но, это, прежде всего, триада алхимиков - сера, ртуть и соль. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Человек рассматривался, как мир в миниатюре. Отсюда значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа.
Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.
Сера (сульфур) - бессмертный дух / то, что без остатка исчезает из материи при обжиге.
Ртуть (меркурий) – душа, - то, что соединяет тело и дух.
Соль – тело, - то материальное что остается после обжига.
С химической точки зрения один из компонентов металл, другой - минерал содержащий ртуть, что дает философскую ртуть.
Драконом называли и селитру, и сулему, и огонь, все с чего начинались опыты, чаще бывает связанным с Меркурием – ртутью.
4) Юпитер, четверг, олово . Цвет – красно-коричневый.
Космос, как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.
Жезл – символ превращения.
Базой для всех алхимических теорий является теория 4-х элементов. Платон рассматривал эти элементы в качестве геометрических тел, из которых построены все вещества, 4 элемента также представляются в четырех херувимах – человек (земля), бык (вода), орел (воздух), лев (огонь) .
5) Венера, пятница, медь . Цвет – золотистый, красный.
Аристотель определил соединение 4-х противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги, и добавил к четырем элементам пятый - квинтэсенцию., которая изображалась 5-тилепестковым цветком, разрезанным яблоком или пентаграммой.
6) Суббота, Сатурн, свинец . Цвет – черный.
Сатурнова соль-ацетат свинца.
Старик с косой , Хронос, скелет - символ свинца.
Зеленый лев – мышьяк и свинец.
Красный лев - киноварь, сурьмяная киноварь, колькотар, свинцовый глет, сурик.
Волк с раскрытой пастью - это сурьма.
7) Воскресенье, Солнце, золото . Цвет – желтый.
Основной принцип: ртуть и соль ведут к получению алхимического золота .
Солнце, красный лев, рыцарь в панцире – золото
Красный цветок – золото.
Солнце могут также символизировать – крылатая змея, орел со змеей, сокол, лебедь.
Лев пожирающий солнце - процесс растворения ртутью золота.
В своих трактатах алхимики описывали вещества различно, причем зачастую в одном и том же
трактате одно и то же вещество называлось по-разному.
Идея единства всего сущего символически изображалась в виде оуробора – змея/дракона пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической цели - поиска философского камня.
Ворон – изначальное состояние материи, будущий философский камень. Часто изображается с черным солнцем и скелетом, как символом свинца, в 1-й стадии нигредо.
Всего существуют три основные этапа Делания:
Нигредо
(nigredo) - черная стадия, когда все компаненты были собраны и подверглись обжигу, то есть, сплавление, смешение всего воедино и прокаливание.
Альбедо (albedo) - белая стадия, - лунное сознание, свет, пролитый во тьму, но свет отраженный, холодный. Альбедо - это еще неясный мир с размытыми формами, сознание, рожденное из тьмы. Как ветер в полнолуние, в альбедо правит бал Меркурий, металлы – серебро и ртуть. Растворение, смешивание, процесс застывания.
Рубедо (rubedo) – красная стадия, его металл - золото, застывшее солнечное пламя.Точка кипения.
Эти 3 этапа иногда изображаются так:
Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них.
Женщина с вороном в руках – брожение.
Ворон на щите – очищение.
Девиз: «Visita Interiora Terra Rectificanto Inveniens Occultum Lapidem» , что означает «Посети внутренности Земли и очищением (ректификацией) обрети Камень». В алхимических трактатах широко используется аббревиатура из первых букв – V.I.T.R.I.O.L
Феникс – символ философского камня.
« Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови » . -
Это рецепт получения философского камня, принадлежащий, по преданию, испанскому мыслителю Раймонду Луллию (XIII-XIV в.) и повторенный английским алхимиком XV столетия Джорджем Рипли в «Книге двенадцати врат» {ВСС, 2, с. 275-284)
Французский химик XIX века, Жан-Батист Андре Дюма, философскую ртуть называет свинцом. Прокалив его, Рипли получает массикот (желтую окись свинца) - это зеленый лев, который при дальнейшем прокаливании превращается в красного льва-красный сурик. Затем алхимик нагревает сурик с кислый виноградным спиртом - винным уксусом, который растворяет окись свинца. После выпаривания остается свинцовый сахар. При его постепенном нагревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода (флегма), затем горючая вода-«пригорелоуксусный спирт» (ацетон) и, наконец, красно-бурая маслянистая жидкость. В реторте остается черная масса, или «черный дракон» - это мелко раздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем он начинает тлеть и превращается в желтую окись свинца: «черный дракон пожрал свой хвост и обратился в зеленого льва».
www.liveinternet.ru/users/1758119/post130704360/
Обсудить у себя 0
Термин «алхимия» происходит от древнеегипетского названия Египта - Khem (Кем), означающего «черная земля». «Алхимия», таким образом, буквально означает «искусство черной земли» (или «египетское искусство»). У алхимии всегда были две главные цели: превращение дешевых металлов в золото (трансмутация) и поиски эликсира жизни (бессмертия, вечной молодости). Это привело к разделению алхимиков на два отряда - идеалистов и прагматиков. Прагматики годами трудились в дымных лабораториях, закладывая основы современной химии, в то время как идеалисты, о которых в XVI веке сокрушался Парацельс, говоря, что они «носили золотые горы в своих головах, прежде чем доходили руками до огня», спекулировали теориями о поиске магического трансформирующего средства - философского камня. |
Считалось, что первая трансмутация была осуществлена первым известным автором работ по алхимии Зосимой в III веке. В IV веке Гебер разработал процессы дистилляции, сублимации и кальцинирования. Он говорил, что основными качествами алхимика должны быть терпение и настойчивость, но также увековечил миф о том, что ключом к трансмутации служит соединение ртути с серой. Сейчас уже признано, что алхимики разработали лабораторные приборы, оборудование и технические приемы, а также приумножили объем научных знаний, но, как говорят нам школьные учебники и популяризаторы науки, все это ради химерической цели получения искусственного золота.
Какие же цели на самом деле преследовала алхимия? В своей книге «История химии» Джеймс Браун так формулирует цели, которые хотели достичь алхимики: «Общей целью алхимиков было выполнить в лаборатории, насколько это возможно, процессы, над которыми Природа работала внутри земли. Семь главных проблем занимали их внимание:
1. Приготовление сложного вещества , называемого эликсиром, универсальным лекарством или «философским камнем», который обладал свойством превращения основных металлов в золото и серебро и выполнения многих других великолепных операций.
2. Создание «гомункулуса» , или живого существа, о котором рассказывалось много восхитительных, но неправдоподобных историй.
3. Приготовление универсального растворителя , который растворял бы любую субстанцию.
4. Палингенез , или восстановление растений из пепла. Это был бы первый шаг к искусству воскрешения мертвых.
5. Приготовление spirifus mundi - мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота.
6. Извлечение «квинтэссенции» , или активного первоисточника всей материи.
7. Приготовление aurum polabile - жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее воздействие на человеческую природу».
Древнего Египта
Эзотерически алхимия (само слово всуе не произносили, называя это занятие «Великое дело») связана с трансмутацией свинца в золото. Но это не просто физический процесс: трансмутация требует от алхимика кардинального изменения его собственного сознания. Путем твердой самодисциплины, снов и видений он стремится превратить самое себя в философский камень. Большинство описаний этого процесса двусмысленны, уравнивают символическое с физическим.
В старых текстах Солнце (сера) и Луна (ртуть) показывались как король и королева, лежащие в одной растворяющей ванне.
В очищающем жаре нового роста они химически сливались в гермафродитную форму. Новое создание (идея, тело) проявлялось через тепло в белизне (albedo)- пресловутый «белый камень».
Так после многих лет контроля над душой и телом для истинного алхимика становилась возможной психокинетическая трансмутация вещества. Существуют легенды, что царь Соломон и Пифагор были алхимиками и что первый из них получал алхимическими средствами золото для украшения собственного храма. Наш прагматичный век с легкостью навесил на алхимию ярлык лженауки.
Но надо учитывать, что в Древние и Средние века ремесло шарлатана было весьма опасным, и попытка обмана власть имущих приравнивалась к государственному преступлению и каралась весьма жестокими методами. Между тем известно, что очень часто дружбы алхимиков добивались государи, которые без единой слезинки отправляли на плаху жен, друзей и родственников. Логично предположить, что если бы все опыты алхимиков были безуспешными, то за это занятие их сжигали бы на кострах.
С имволы алхимии Европы
Последняя исторически зафиксированная трансмутация произошла в Англии в 1782 году. Некий Джеймс Прайс пригласил группу видных людей к себе в Суррей. Они сообщили, что на их глазах он превратил ртуть в серебро, нагревая ее с белым порошком, и в золото - с красным. Полученные слитки оказались подлинными - профессиональных ювелиров не проведешь. Когда Прайса стали принуждать изготовить еще больше порошка, он заявил, что это повредило бы его здоровью (видимо, подразумевая психокинетический аспект). Находясь в сильнейшем стрессе от возникшей перепалки, Прайс покончил с собой, выпив цианид на глазах у трех членов Королевского общества, присланных изучить его заявления.
В своих аллегориях алхимики часто использовали также человеческие, животные и растительные эмблемы, иногда причудливые сочетания фигур - такие, как дракон, крылатый змей, единорог и феникс. Почти всегда золото символизировалось королем с короной на голове и скипетром в руке.
Под слоем так называемых символов алхимии скрывается удивительная концепция - тройной ключ к воротам вечной жизни. Если считать, что алхимия есть мистерия трех миров - божественного, человеческого и стихийного, - то становится ясно, почему мудрецы и философы придумали и развили систему тонких аллегорий, скрывающих эту мудрость.
Алхимия существует более 2000 лет. За этот долгий период таинственная наука прошла периоды возрождения и угасания. Современному миру достался духовный опыт в виде ценных алхимических символов. Вначале они применялись с целью обозначения отдельных химических элементов. Сейчас же знаки алхимии не просто характеризуют предмет, но и раскрывают его истинное значение. Через них к человеку приходит истинное понимание мира и своего предназначения в нем.
Понятие
Чтобы разгадать алхимическую символику, нужно вначале ознакомиться с теорией. Понять алхимию можно путем изменения мировоззрения и привычного мышления. Процесс этот достаточно долгий и трудоемкий. Ученые на протяжении многих веков тратили энергию и силы на изучение алхимии. По легенде, таинственная наука была открыта Гермесом Трисмегистом. Ее принципы понимали халдеи, вавилоняне, финикийцы; практиковали ее в Греции, Риме. А у египтян алхимия была основной наукой.
Издревле алхимики пытались превратить в благородное золото ртуть и свинец и занимались поисками философского камня. Считалось, что он является основой для приготовления «эликсира молодости», который способен излечить любой недуг.
В современном мире алхимию рассматривают как философское учение о превращении различных веществ друг в друга. Алхимик тонко чувствует природу; он применяет внутренние, внешние практики, пытается изменить себя и окружающий мир, чтобы достичь гармонии и совершенства.
Знаки алхимии - это основа науки. Символические обозначения предметов - это путь к раскрытию их истинных значений.
4 элемента
Эта теория является основой алхимии. Ее разработали и подробно описали греческие философы Платон и Аристотель.
Она гласит: создателем Вселенной является Демиург. Он сотворил ее из первичной одухотворенной материи, из которой в свою очередь появились 4 основных элемента: огонь, воздух, земля и вода. Об этом не раз писал Платон. Аристотель к учению добавил еще один элемент - пятый - квинтэссенцию.
Все последующие теории строились на основе первоочередного учения греческих философов. К уже существующим элементам добавлялись лишь новые знаки алхимии. И их значение впоследствии расшифровывалось.
Задача, не имеющая решения
Необычная геометрическая фигура нередко встречается в исторических культурных композициях. Квадратура круга - это математическое задание, не имеющее решения. И вот почему. В круг, площадь которого «x», необходимо встроить квадрат с такой же площадью «x».
Юнг описывал этот символ таким образом. По его философским убеждениям, квадрат представляет собой наименьшую составную цифру «4». Он символизирует душевное состояние человека, который лишен внутреннего равновесия. Круг, наоборот, олицетворяет духовное богатство и внутреннюю гармонию. Пересекаясь, две геометрические фигуры образуют восьмиугольник. А он, в свою очередь, является символом четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Эта символика лежит в основе некоторых христианских элементов.
Квадратура круга в буддизме имеет иное значение. Квадрат и круг там символизируют связанные друг с другом противоположности: небо и землю, Инь и Ян, солнце и луну.
Согласно китайской философии, углы квадрата - это обозначение времени года и частей света. Вместе с кругом он образовывает число 5, являющееся священным для китайцев.
В Древней Греции некоторые храмы возводили в форме круга, имеющие квадратное основание. Среди них - Филиппейон (Олимпия). Подобное сочетание встречается и в Иерусалиме - храм-жертвенник Соломона.
Анализ символов алхимии
Здесь существуют свои правила. Знаки алхимии анализируются в определенной последовательности.
- Определяется тип символа. Он может быть простым (одна фигура) или сложным (несколько фигур).
- Сложные символы раскладываются на простые составляющие.
- Анализируется их положение.
- Выделяется основная сюжетная идея.
Расшифровывается полученная картина. Для этого алхимики применяют интеллектуальную интуицию, которая нарабатывается за время исследования.
Пример: есть символ - Лев, который поглощает Солнце. Анализируем его по вышеуказанным правилам.
- Символ сложный.
- Делим его на простые элементы - Лев и Солнце.
- Анализируем: солнце олицетворяет золото, лев - ртутный металл. Дневное светило расположено с правой стороны, а хищный зверь - с левой.
- Выделяем основную идею сюжета: Лев съедает Солнце - ртуть поглощает золото. То есть алхимический элемент показывает процесс растворения золота ртутью.
Алхимический камень
В таинственной науке многое обозначается символами, шифрами и кодами. Среди них — алхимический камень, который еще называют «философским». Алхимики рассказывали, что его можно получить из софического Меркурия, который считается первоматерией металлов.
Луна - это серебро, а Марс - железо. Металл скрыт в руде, которая именуется Меркурием. Из нее выделяется металлический компонент - Регулос. Когда на его поверхности обнаруживаются кристаллы звездчатого типа, получается стеллярный регулос Марса. Все это сложно для понимания современного человека. Но алхимия всегда отличалась многогранностью и таинственностью.
На самом деле, алхимические трактаты зашифрованы. Их перевод открывает для ученых разумные объяснения тех или иных химических процессов. Например, описанный в одном из алхимических трактатов холодный дракон, выползающий из пещеры, оказался кодом кристаллической субстанции, которая часто образовывается на пещерных стенах. А алхимический (философский) камень - это вещество, превращающее неблагородные металлы в благородные.
Иероглифическая монада Джона Ди
Работа получила свое название в честь выдающегося математика, астролога и астронома. Его имя Джон Ди. Именно он создал таинственный трактат, раскрывающий язык алхимических символов. Иероглифическая монада Джона Ди базируется на кресте Анхе, который содержит символы алхимических планет:
- зодиакальный знак Овна;
- крест, олицетворяющий 4 главных элемента;
- солнце;
- полумесяц.
Монада символизирует единицу, единое, целостное. Она олицетворяет первичное движение Бездны и зарождение высшего Ума, или Бога.
Алхимические символы и соединения
Христианство не признает алхимии. В древние времена эту науку называли еретическим ремеслом. Алхимиков приговаривали к смертной казни или подвергали пыткам. Но все же таинственное учение продолжило свое существование; алхимические теории легли в основу многих научных открытий.
Выделим основные алхимические соединения:
- Абракадабра. Магическая формула появилась в 1 в. н. э. Традиционно она представляла собой звуковые вибрации, которые возносят человека в неземное состояние или транс. Формулу выговаривают по принципу «исчезания» — полное название постепенно доходит до одной буквы. Некоторые люди приобретают амулеты в виде маятника с одноименным названием. Считается, что «Абракадабра» очищает, удаляет злые энергии, болезни.
- Алеф. Древнейший алхимический символ, образованный соединением Каббалы с «тайной Традицией». Он представляет собой духовный корень любой гармонии.
- Кадуций. Символ представляет собой жезл, около которого переплетаются две змеи (ядовитая и исцеляющая) и крылья, символизирующие способность «перелетать» любые границы.
- Эргон. Алхимический символ выполнен в форме глаза. Он представляет собой правое око, смотрящее в вечность.
Знак Земли
Он представлен в виде перевернутого вверх ногами треугольника. Заостренный конец трехглавой геометрической фигуры смотрит вниз. Треугольник - это знак земли. Алхимия олицетворяет его с еще одним элементом под кодовым названием «Соль». Он символизирует человеческое тело.
Знак Золота
Алхимические символы раскрывают сакральные смыслы мистерий. Они также являются средством познания истины и передатчиками мистического опыта.
Знак золота в алхимии представлен в виде круга с точкой в центре. Символ также обозначает солнце, воскрешение, великое деяние. Его часто изображают на амулетах и талисманах. Солнце дарует силу, энергию, жизненные силы. «Солнечные» обереги наделяют своего хозяина позитивной энергетикой и придают жизненные силы.
Символика
На таинственных обозначениях и кодах построена алхимия. Знаки, символы здесь многочисленны. Но среди них выделяют ключевые элементы, которые издревле применялись многими философами.
Сера или сульфур олицетворяет мужское начало.
Ртуть или меркурий - это женское начало.
Соль - материальная субстанция, образованная союзом ртути и серы. Элемент олицетворяет человеческое тело.
Путь развития включает 3 этапа: нигредо (черное), альбедо (белое), рубедо (красное).
Нигредо - это начальный этап. Для него характерно отрицание, отделение, сепарирование. Он соответствует сульфатному горению. На этапе нигредо начинающие алхимики избавляются от коллективного мышления, которое навязывается социумом. Человек освобождается от внешних ценностей путем разрыва. Это сложно, но необходимо, чтобы постигнуть наивысшие тайны Вселенной (адепт). В религиозных практиках этот этап соответствует отшельничеству. В этот период людей посвящают в шаманы. Главное, не остаться на этом этапе, а плавно перейти на следующий уровень. В противном случае человека ожидает безумие.
Альбедо - это второй этап. Его сравнивают с восхождением. Человек, подобно маленькому ростку, пытается пробиться сквозь черную почву. Здесь также открывается воздушная стихия.
Рубедо - заключительный и самый сложный этап на пути к адепту. Его символами являются роза и огонь. Человек становится подобен алому ароматному цветку. Состояние это называют адептом.
И завершается все тишиной.
Ключевой момент алхимии - подобие внешнего мира и внутреннего. Человек должен осознать, что философский камень находится внутри, а не только создается снаружи. Без этого понимания невозможно постичь смысл и истинное значение алхимии.
Главные правила
Знаки алхимии иногда крайне тяжело понять и объяснить. Нужно затратить немало времени, чтобы понять магическую науку и постичь все ее тайны. Известные философы-алхимики выделили основные правила, которых следует придерживаться всем, кто хочет разгадать загадки Вселенной.
- Не нарушать молчания, чтобы не подвергать себя и дело опасности.
- Нужно серьезно подходить к выбору места работы. Оно должно быть не только удобным, но и не броским внешне.
- Любое дело следует начинать и заканчивать в срок. Работать нужно не спеша, но и чрезмерная медлительность не принесет должного результата.
- Необходимо учиться терпению. Любое дело следует начинать и продолжать терпеливо, усердно. Желание передохнуть - признак будущего поражения.
- Нужно быть профессионалом: хорошо знать свое дело. Знания требуют постоянного совершенства.
- В процессе работы необходимо применять только чистые материалы и вещества.
- Великое Деяние не следует начинать без уверенности в собственных силах и запаса необходимых средств. В противном случае деятельность приведет к поражению и профессиональным провалам.
Единое - это первопричина, которая порождает любую вещь. Все земное существует в Едином, проистекая из него. Алхимики на протяжении веков пытаются донести до людей эту важную истину.
Знаки алхимии и их значение. Основные алхимические символы — все секреты эзотерики на нашем сайте сайт
Всем заинтересовавшимся феноменом АЛХИМИИ посвящается:
перепост очерка Фёдора Гайворонского
[Текст скорее символический, чем научный. Зато даёт осмысление категориального аппарата. Что важно]
АЛХИМИЧЕСКИЙ САД
...“Если ты имел несчастье удостоиться внимания принцев и королей, они не перестанут
спрашивать тебя: “Ну, мэтр, когда мы наконец увидим что-нибудь стоящее?”
В своем нетерпении они назовут тебя мошенником и негодяем и причинят тебе
все мыслимые неприятности. И если тебе не удастся прийти к благополучному концу,
ты ощутишь на себе всю силу их гнева. Если же тебе это, наоборот, удастся,
они будут держать тебя при себе в вечном плену,
намереваясь заставить тебя всю жизнь работать на них”.
Альберт Великий
Сад Философов - это наш обыденный человеческий мир.
Знания, среди которых присутствуют, помимо прочих, основные понятия и принципы алхимии, находятся в нём в виде плодов Мирового дерева - земного символа Матери – Природы, Мировой Души, Богородицы.
...Всякий желающий может сорвать эти плоды и съесть их, но для этого нужно залезть на Дерево с помощью лестницы.
Лестница - это инстинкт истины, внутреннее, личностное, исходящее из самой человеческой природы, возвышенное, искреннее и чистое стремление ищущего странника к обретению высшей правды Мировой Души, земным воплощением которой является зеленая Мать - Природа, рождающая на своем Дереве плоды познания её таинств.
Если ты именно такой человек, мы приглашаем тебя в наш сад. Мать – Природу, от которой каждый ищущий может получить знания, которые есть утешение его души, подобно тому, как любовные утехи есть утешение плоти, пафферы-архимисты сравнивают с женщиной, отдающей свою любовь каждому встречному, называя её Наша Шлюха.
Держись подальше от пафферов, ибо их цель - получение дикого рыжего золота. Зло - то.
Наше золото - красное и его невозможно положить в сундук.
Также держись подальше и от аматоров, единственная работа которых - давать пустые советы по алхимии, не разобравшись в сути предмета.
Только твой собственный голос может быть единственным подсказчиком и советчиком на пути Делания. Слушай и читай, что говорят другие, но последнее слово в выборе очередного шага на Королевской Дороге должно оставаться за тобой. Если твои нравы чисты и не преследуют цели нажить земное никчемное богатство, сама Мать-Природа, в тебе самом, будет указывать тебе Дорогу.
Часть I Великое Делание (лат. Magnum Opus)
Слово “АЛХИМИЯ” восходит через арабское к греческому Chemeia от cheo - лью, отливаю, что указывает на связь образов и символов алхимии с искусством плавки и литья металлов.
Ингредиенты для Делания:
- Человек - это земля (лат. Humus – гумус, перегной; созвучно со словом “homo” - человек и “humanus” - человеческий), красная глина (красная земля) или просто глина (Адам), в которой находятся минерализованные материальным миром нематериальные полезные ископаемые, в которых заключены частицы стихий - воздуха, огня, воды; человек относится сразу к трем царствам природы - минеральному (кости), растительному (вены, нервы), животному (плоть).
Грубая душа профана символизируется диким (иногда - зелёным) львом.
Лев с распущенной гривой подчеркивает “дикость”, необузданность, первобытность, близость к примитивным, естественным потребностям обитателей животного царства дикой Природы.
Также символом грубой души является Пан, Фавн, Зеленый человек (Greenman), обезьяна, Двурогий Шут.
Зелёный цвет вообще – цвет дикой Природы. И ещё - зелень цвет незрелости.
Человек (не Адепт) принадлежит стихии Земли, элементалы (духи) которой – гномы.
- Соль
(Греческое – Hals, Латинское – Sal, созвучно слову “sol” – золото) - минерализованный в виде соединения свинца и серы (галенита) дух человека, природа которого идентична природе Мировой Души; принадлежит стихии воздуха, элементалы которой - сильфиды.
Относится к минеральному царству Природы. Часто, соль символически отображается тем, что относится к минералам и их добыче (кирка, рудокоп, шахты и т.п.). Соль, свободная от земных примесей, которая есть Первовещество, исходная субстанция Делания, обозначается также Белым Фениксом.
– Сера
(Греческое -Theion, созвучно слову theos -божественный; Латинское -Sulfur) – огненный жар души, инстинктивное чувство стремления к высшей истине, истине Мировой Души; принадлежит стихии огня, элементалы которой – саламандры. Нематериальное воплощение инстинкта истины.
Относится к животному царству Природы.
Часто, участие серы в операции символически отображается тем, что относится (кроме льва) к царству животных (но не птицами: птицами отображаются, как правило, стадии Делания - нигредо, альбедо, цитринитас, рубедо). Например – волк, летучая мышь.
– Меркурий
(Греческое – Hydrargos, Латинское – Mercurius, Hydrargyrum, созвучно со словом “гидра”) – жидкое серебро, универсальный растворитель, универсальность которого заключена в том, что он может служить растворителем разных металлов на разных стадиях Делания.
Духовное текучее вещество-река, соединяющее человеческую душу с Мировой Душой (Богородицей); принадлежит стихии воды, элементалы которой – русалки-ундины.
Относится к растительному царству Природы.
Участие меркурия в операции часто отображается всем, что связано с растениями, или свойственным воде холодным движением (змея, змеи, гидры).
Оборудование для Делания:
1. Колба стеклянная (в ней образуется Философское яйцо) – стеклянная потому, что представляет хрупкую человеческую душу. Имеет форму женской матки, так как в этой колбе происходит Делание – вынашивание нового человеческого существа. Ставится внутрь атанора – алхимической печи. Стеклянная колба (душа человека) перед началом Делания должна быть герметично (то есть герметически, так, как учил Гермес Трисмегист) закрыта от воздействий всех соблазнов, искушений, грехов и условностей материального мира людей, чтобы в течении всего Делания ничто не проникло в колбу извне.
2. Атанор – алхимическая печь, человеческое тело, как прибор, внутри которого, в душе (душа содержится в теле), происходит Делание. В атанор помещается герметично закрытая стеклянная колба. Если Делание остановилось на промежуточной стадии и не может продолжиться в силу индивидуальных личностных особенностей неофита, тогда атанор превращается в Пеликана – алхимический прибор с герметически закупоренными трубками для бесконечной круговой возгонки-дистиляции. Бесконечная и бессмысленная дистилляция изображается одним, или двумя Уроборосами, кусающими себя за хвост – крылатым и бескрылым, которая прекратится лишь тогда, когда неофит найдет в своей душе силы разорвать кольцо и продолжить Делание.
3. Ступка
и пестик
– необходимы на первой стадии Делания. Ступка и пестик – это неотвратимое и яростное желание неофита навсегда растолочь и перетереть все старое, дикое, примитивное и навсегда покончить с ним, превратив в прах. Из праха, растолченного в ступке рождается новое Существо. Лучшая ступка – из нефрита
.
Потому что:
а) Слово “нефрит” – созвучно со словом “неофит”,
б) Название нефрита – минерала произошло от греческого слова nephros - почка. Почки – органы, в которых соли растворяются в воде и выводятся из человека с уриной. Под солями подразумевают вредные примеси в душе.
Замечательная особенность нефрита: исключительно высокая вязкость – обломки нефрита очень сложно расколоть на куски. Прочность нефрита соизмерима с хорошими сортами стали.
Цвет породы разнообразный, как меркурум – от почти белого через все оттенки зелёного (желтоватый, травянистый, изумрудный, болотный) до почти чёрного. Встречается ещё и красный нефрит, но он и очень ценится, и очень редок.
Окраска зависит от содержания железа и примесей (солей) хрома, марганца, никеля. Выше ценятся образцы с однотонной окраской, чем с неравномерной (полосатой, пятнистой, “облачной”).
в) Для того, чтобы растолочь собственные страхи, сомнения и привычки необходимы очень твердые ступка и пестик.
Цвета операций Делания
(не путать с цветами стадий Делания), металлы, и планеты Делания.
Меркурий сразивший Аргуса
(Бургундская вариация XV века на античный сюжет. Цветовая символика имеет значение)
* 1. ЧЕРНЫЙ: Сатурн, свинец
(лат. – plumbum) – важнейшим минералом (солью) свинца является его соединение с серой – свинцовый блеск (галенит) PbS – главная руда для выплавки свинца.
Животное – волк.
* 2. БЕЛЫЙ: Луна, серебро
(лат. – argentum) – под серебром зачастую понимается соединение жидкого серебра, то есть ртути и какого-либо металла (напрмер, свинца).
Животное – сова (вместо совы может быть Афина-Паллада, Мудрость – София)
* 3. СИНИЙ: Юпитер, олово
(лат. – stannum) – Sn – от лат. stannum, что первоначально, в античные времена, понималось как сплав свинца и серебра;
с IV в. н.э. этим словом стали называть собственно олово.
Животное – дракон.
* 4. КРАСНЫЙ: Марс, железо
(лат. – ferrum) – из железа под действием воды появляется красная ржавчина. Кроме того, чтобы получить сталь, железо закаляют погружением в воду.
Железным инструментом (киркою) добывается золотая руда.
Животное – петух.
* 5. ЗЕЛЕНЫЙ: Венера, медь
(лат. – cuprum) – красный металл, на поверхности которого проступают зеленые пятна оксида.
Животное – голубь.
* 6. РАДУЖНЫЙ (многоцветие): Меркурий, ртуть
(лат. – argentums vivum, hydrargyrum), живое серебро, жидкое серебро. Соединением золотой руды с ртутью, амальгамированием, получают золотую амальгаму, прокаливая которую получают золото в чистом виде.
Животное – павлин.
* 7. ЖЁЛТЫЙ: Солнце, золото
(лат. – sol, созвучно слову “соль”, “sal”) – до сих пор на рудниках Южной Америки золото получают прокаливанием (кальцинацией) золотой амальгамы;
цвет Золота Философов – красный.
Животное – конь.
Операции Великого Делания:
1. Сатурн ==> Гниение (Разложение) – лат. Сaries .
Созвучно со словом “canis” – волк, отчего иногда символизируется образом волка (или собаки) .
Процесс тления, отделения плоти от костей, сопровождающийся образованием остро и неприятно пахнущих токсичных веществ, содержащихся в теле. Плотское, земное, сгнивает. Остается лишь минеральная часть человека – соли, кости. Гниение происходит в природе с мёртвыми телами и останками.
Окисление (гниение) земной соли свинца (галенита PbS) с участием содержащейся в ней серы (дающей соли внутренний жар, как навоз нагревается в компостной яме) для придания свинцу хрупкости (чтобы его легче было измельчить и смешать в однородную серую сухую массу-прах для растворения в нем меркурия на следующей операции. При гниении из материальной земной соли (природного свинца-галенита, соединения свинца с серой) уходит всё земное.
Гниение является Добыванием (получением) из сгнившей человеческой соли, Первовещества, Философской соли, свободной от человеческого. Получением Философской соли, Первовещества, свинца Философов, наполненного земной серостью, заканчивается гниение.
Компостная яма (могила, где происходит гниение) часто представляется в виде некоего схематического готического строения с прямыми углами и покатым сводом, как правило, увенчанным розой – символом Философского камня.
1-я операция Делания принадлежит к стадии nigredo.
НИГРЕДО (nigredo) – греч. MELANOSIS, Почернение. (Подчинено стихии Земли).
Созвучно слову “меланхолия”
. Поэтому меланхолия – символ Нигредо.
Кроме того, нигредо символизирует ворон и всё, что связано со смертью и гниением.
Как правило, символизируется животным (волк, собака, вол, лисица)
.
На стадии нигредо, как результат тяжелого опыта глубочайшей депрессии, обретается ЗНАНИЕ, о существовании которого неофит еще не подозревает, но оно уже находится в нем и будет использовано в дальнейшем для сравнивания и анализа последующих стадий Делания с нигредо.
Низшая стадия, состояние Профана, это Уроборос (дракон)
, или зелёный Лев
.
В низшей стадии человек ходит по кругу в личном развитии (человек, который не умеет делать выводов из ошибок всегда приходит к тому с чего начал), постепенно приходя к распаду, к деградации, к проглатыванию Уроборосом своей второй, крылатой половины.
Низшая стадия преодолевается через нигредо, то есть через путь отрицания, когда человек начинает отрицать свою связь с миром и, как правило, впадает в глубокую депрессию, отрицая все ранее приобретенные в ходе жизненного опыта ценности.
Нигредо часто тянет человека к эстетике смерти, к черному цвету, страданию, мыслям о самоубийстве.
Высшая точка Нигредо – это душевное страдание такой силы, при которой хуже уже быть не может, когда остается лишь тонкая ниточка, не позволяющая человеку умереть. В этом случае человеку стоит только начать созерцать страдание со стороны, отрешившись от него, как страдание само по себе прекратится и этап нигредо закончится.
После нигредо человек чувствует себя опустошенным, как после долгой, продолжительной болезни, сопровождающейся поносом, рвотой, грязью, истощением и страданием. Как только придет ощущение обновления и очищения, а в месте с ним чувство победы над болезнью, начинается стадия альбедо.
2. Луна ==> Растворение – лат. – Solvere
.
Обработка серого свинца Универсальным растворителем – меркурием.
Сухое растворение свинца в ртути, амальгамирование, отчего легкоплавкий свинец превращается в более твердоплавкое серебро.
Холодный и жидкий (как вода) меркурий (ртуть) впитывается свинцом, как вода губкой.
Но ртутный холод позволяет свинцу не расплавиться, а остаться твердым, сохранив форму.
Поэтому часто растворение свинца в ртути изображают как растворение во льду.
3. Юпитер ==> Возгонка / Сублимация – лат. Sublimo – возношу
(не путать с возгонкой жидкости).
Сублимация – переход твердого вещества в сухое (воздушное) состояние без промежуточного превращения в жидкость.
Жидкое состояние не допустимо, так как в этом случае серебро расплавится и вскипит, что приведет к взрыву атанора и отравлению неофита парами ртути. Поэтому сублимацию проводят крайне осторожно, чтобы не допустить превращения легкоплавкого серебра в жидкость – расплавления.
Благодаря сублимации серый свинец превращается в белое олово, тяжелая, земельная серость свинца изгоняется из него и остается на дне колбы. Получение в процессе Алхимической стирки белого воздушного олова (олово Sn, от станнум – сплав свинца и серебра), выбеленного (выстиранного) свинца.
Сублимация – защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, на творчество (определение Фрейда).
2 и 3 операции Делания принадлежат к стадии альбедо.
АЛЬБЕДО (albedo) – греч. LEUKOSIS, Выбеливание (под властью стихии Воздуха).
Удаление из свинца серого цвета земли. Алхимическая стирка, Баня, купание в Фонтане Философов.
Символ альбедо – белая птица (голубка, лебедь, Белый Феникс) , кусковой мел.
На стадии альбедо обретается СИЛА, потраченная в стадии нигредо. Потому что сон и хорошие сны всегда возвращают силы. Но это сила совершенно иной природы, чем та, которая была потрачена человеком в стадии нигредо.
Альбедо это пассивная стадия созерцания, лунного растворения, в которой человек отрешенно наблюдает за миром как-бы со стороны, в лунном, мерцающем свете, приятном для утомленных глаз, видит все тайные, скрытые ранее нерезкие краски – всевозможные оттенки бледного, лунного, видит прекрасное во всем, что ранее казалось обыденным, так как лунный свет открывает человеческому взору внутреннюю природу вещей.
Это – погружение в страну эльфов
, своего рода очищение через творчество, через позитив архетипов, жизнь внутри вдохновения, внутри детской чистой и доброй сказки, когда каждый предмет светится внутренним радостным сиянием.
Опасность Альбедо в том, что если альбедо затягивается, если человек остается в этом состоянии дольше времени, чем требуется для возврата сил и жизненной энергии, утраченной в нигредо, начинается оцепенение, сходное со сном хладнокровной ящерицы, человек входит в стадию Пеликана, когда кормит себя самим собой, своими размышлениями и думами, зацикливается в бесконечной, как Уроборос, круговой возгонке-дистиляции.
Эта бесконечная и бессмысленная дистилляция прекратится лишь тогда, когда неофит найдет в своей душе силы вырваться из заколдованного круга и продолжить Делание (пеликан
в аллегории кормит своих детей своим мясом, но дети – это продолжение его самого, его собственная плоть).
В противном случае атанор, ставший на время пеликаном, перегреется, свинец расплавится, закипит и Пеликан взорвется. Тогда человек опять упадет в нигредо, но падение будет очень болезненным и может закончиться настоящей смертью.
Вот почему на гравюрах в изображении операции сублимации воду льют в пасть грифону (полульву – полуптице), овевая тело грифона воздухом.
Альбедо заканчивается тогда, когда человек просыпается из состояния сна лунной стадии – оцепенения и возвращается в активную жизнь в чистом, белом, свободном от серости приземленного существования состоянии. Этот возврат подобен тому, как если бы ты проснулся после долгого красивого сна в полумраке спальни, выспавшийся, бодрый, открыл дверь, вышел на крыльцо дома, погрузился ступнями в прохладную росу и тебя бы встретило прекрасное, чистое, свежее, ясное утро майского дня, наступившего после ночного дождя.
Дождь прибил всю пыль, весь прах и сделал воздух кристально-чистым и вкусным, как живая родниковая вода, в которой в отличии от мертвой речной, никто не утонул. Живая родниковая вода течет из недр Природы, это молоко Гайи .
4. Марс (Солнечный Король) ==> и
5. Венера (Лунная Королева) ==> Дистилляция – лат. distillatio - “стекание каплями”
–
охлаждение и конденсация паров олова-станнума (Роса Философов, Алхимический Дождь, Купель Философов).
В стадии образования конденсата под действием воздуха (кислорода) и воды-испарины (Майской росы) из станнума выделяется мужская составляющая – красноватая ржавчина, Рыжее Золото Философов.
Рыжее потому, что все еще содержит желтые соли-примеси предыдущих операций подобно моче-урине, которая представляет с одной стороны воду, но с другой стороны желта оттого, что в ней слишком много солей и оттого её нельзя пить. Без ржавчины-урины невозможно дальнейшее Делание.
Разделение станнума на мужскую и женскую половины подобно акту творения мира в античном мифе, когда Гея-Земля выделяет из себя мужскую сущность – Урана-Небо (Уран созвучно со словом Урина), который затем становится её мужем.
Также акт выделения ржавчины подобен акту рождения Спасителя из Богородицы, Мировой Души, Anima Mundi, которая есть предвечная Дева, родившая из себя и для себя – сына.
Операцию дистилляции можно описать так.
Гея помочилась и отделила от себя в виде урины – Урана свою вторую часть. Если делится существо бесполое – из его частей образуются мужчина и женщина.
Если делится существо, принадлежащее к определенному полу (в природе делиться могут только женские существа), то образуется мать и ребенок. Так как в данном случае дистилляции ребенок – мужского пола, он одновременно является и сыном, и мужем для родившей его сущности.
В меди после того, как на нее помочится Марс, появляется зелень, символизирующая, отчасти, дикую Природу. Эта зелень отчетливо видна на меди в виде оксидной зеленой пленки.
Зелёные оксидные пятна на меди похожи на пятна, которые оставляет сперма, когда высыхает.
Но зелень меди больше не дикая, она является необходимой составляющей для дальнейшей операции.
Иногда Дистилляция символизируется петушком, или курочкой с желтым гребнем.
Апофеозм дистилляции является совокупление Марса и Венеры с образованием единой целостности (алхимический брак, алхимическая свадьба).
4 и 5 операции Делания принадлежат к стадии цитринитас.
ЦИТРИНИТАС (citrinitas) - греч. XANTHOSIS: Желтение (под властью стихии Воды),
самая тайная стадия Делания, поскольку брак, любовное соитие и зачатие – очень интимная тема.
Кроме того, под желтением понимается образование урины-ржавчины.
Подробности описания цитринитаса с точки зрения христианской, да и не только христианской, морали можно рассматривать как богохульственные и богомерзкие, поэтому алхимики времен Инквизиции в своих книгах опускали подробности цитринитаса, передавая их устно. Затем традиция устной передачи утратилась, отчего (на основании книг) укрепилось мнение, что цитринитас – необязательная стадия Делания, и что вслед за альбедо сразу начинается рубедо.
Это грубая ошибка.
Цитринитас – самая главная, сложная и тонкая стадия Делания, без которой невозможно получение Философского Золота.
Символом цитринитаса является золотой орел, урина, мочащийся Купидон (Писающий Мальчик).
На некоторых изображениях присутствует мужская сущность (Купидон), который мочится на свою мать (Венеру).
На стадии цитринитаса приобретается способность СМЕТЬ совершать что-либо, поскольку человек в цитринитисе действует уверенно, он знает что главное, а что ненужное и правильно выбирает свои цели (символизируется стрельбой, охотой).
Сущность цитринитаса заключается в том, что человек, прошедший альбедо - пассивный отдых, пытается исторгнуть из себя все ранее приобретенные в ходе жизненного опыта ценности, которые ввергли его в нигредо и после прохождения альбедо стали казаться ему ядовитыми, как урина вредна для питья. Человек исторгает все былое из себя, как бы мочится.
Но капля урины попадает на его тело (что неизбежно в процессе мочеиспускания) и человек неожиданно для себя обнаруживает в своей урине-прошлом много положительного, нужного и вечного.
Так он как-бы заново оплодотворяет себя своей уриной, но при этом качественно преображается.
Он понимает, что самые необходимые, простые и вечные вещи (любовь к жене, к детям, доброта, твердость в выборе правильных жизненных ориентиров) всегда были с ним, даже в зеленой “дикой жизни” и состоянии нигредо.
В цитринитасе человек понимает, что жив до сих пор (не спился,не стал наркоманом, не покончил собой с горя, не сошел с ума от реалий “дикой” зеленой жизни) только благодаря настоящему желтому земному золоту (земное золото – жёлтое, тогда как золото философов – красное), подлинному земному богатству, которое всегда было у него не зависимо от количества монет в сундуке.
Это богатство – любимая жена, семья, близкие, правильная, человечная позиция в жизни, которой он старался следовать, насколько мог. Всё доброе, что осталось в человеке с тех времен, когда он был “диким”, символизирует зелень красной меди.
Поэтому человек в цитринитасе часто изображается раздумывающим над своим разрубленным телом, и держащим в руках свою золотую голову.
В цитринитасе человек становится спокойным, потому что понимает, что все, что он делал ранее, он делал правильно. В цитринитасе человек рассудителен, уверен в себе и своей жизненной позиции, позитивен, настроен на творчество, не живет одним днем, заранее просчитывая свое возможное будущее и следствия своих поступков. Он готов не раздумывая бороться за вечные идеалы добра и справедливости, зная что ничего кроме пользы ему это не принесет.
В цитринитасе человек обладает большим творческим потенциалом, рисует, пишет, создает.
Он с терпением, трепетом и тихой глубокой любовью относится к близким, благодушно прощает окружающим их ошибки. Человек делает это не отрешенно, как в состоянии альбедо, а с глубоким внутренним удовлетворением и твердым пониманием смысла всех совершаемых им поступков.
Человек приобретает способность добиваться своей цели человечно, согласуя свои желания и цели с целями и желаниями других людей.
Цитринитас заканчивается тогда, когда все совершаемое человеком добро по отношению к другим людям становится обыденностью, привычным делом, когда человек перестает брать какую бы то ни было плату за совершаемое им добро, а плоды своих успехов безвозмездно, без тени в сердце, без капли сомнения, добровольно отдает другим людям.
6. Меркурий ==> Коагуляция – лат. Coagulatio - свёртывание, сгущение
.
Коагуляция уравновешивает все составляющие предыдущих операций – медная зелень, всю полезность которой показал цитринитис, становится наравне с частями Марса и Венеры частью организма андрогина.
Мужская сущность Марса, рыжая урина, извергаясь из станнума, который оставшись без своей мужской половины стал женщиной (Венерой) оплодотворяет станнум и начинается коагуляция – уплотнение, подобно тому, как после попадания спермы в матку, начинается уплотнение спермы и образование зародыша (о существовании яйцеклетки алхимики средних веков не знали).
Акт коагуляции подобен свертыванию в подогреваемой кастрюле (Королевской ванне) молока (женской сущности станнума) в творог (сыр), где закваской является ржавчина. Коагуляцию можно также сравнить с образованием тела плода из женских вод, где ржавчина (сперматозоид, сперма, Молоко непорочности) коагулирует воды в плод.
Образование коагулята происходит взаимным растворением друг в друге ржавчины, меди и медной зелени при помощи Универсального растворителя – меркурия, что приводит к зачатию красного тела Ребиса, нового Существа (RE-BIS – лат., повторение двойного, то есть повторение совокупленных Марса и Венеры).
Коагуляция – это одновременно и зачатие, и преобразование супругов, следствие которого – превращение самих родителей, то есть Венеры и Марса, в их собственное дитя – в Ребиса.
Ребис – это уравновешенная тройственность
,
он одновременно является как Марсом – мужчиной, Венерой – женщиной (как любящие супруги в счастливом браке являются единой плотью), так и их ребенком, совокупленном в себе самом со своими родителями (алхимический инцест).
Ребис – это совершенный человек, Адам-Кадмон , соединяющий в себе оба пола, как первый человек в Эдемском саду до разделения человека на мужчину и женщину.
Коагулятивное совокупление иногда символизируется королевской птицей Павлином , роскошный хвост которого имеет радужное оперение, или петушком с курочкой (голубем с голубкой), которые зачастую (в силу андрогинности меркуриальной операции) неотличимы друг от друга.
Можно считать, что андрогин был получен амальгамацией – растворением ржавчины и станнума в Универсальном растворителе – ртути-меркурии, подобно тому, как было получено серебро второй операции растворением ртути в свинце. Ребис представляет собой медную амальгаму – сплав ртути и меди с примесями металлов всех предыдущих стадий Делания, собранных в медную зелень.
Метод амальгамации , до сих пор используется в металлургии. Он основан на способности ртути образовывать сплавы – амальгамы с различными металлами, в том числе и с золотом. В этом методе увлажнённая (цитринитас – это и есть увлажнение) дроблёная порода смешивается со ртутью и подвергается дополнительному измельчению в мельницах – бегунных чашах. Амальгаму золота (и сопутствующих металлов) извлекают из получившегося шлама промывкой, после чего ртуть отгоняется из собранной амальгамы (например, прокаливанием) и используется повторно.
Метод амальгамации известен с I века до н.э.
Коагуляция заканчивается образованием внутри Колбы золотого Философского яйца с зародившимся в нем Ребисом.
7. Солнце ==> Кальцинация (прокаливание) – лат. calx – известь
;
calcination, calcining – кальцинирование – нагрев коагулятивного андрогина.
Название созвучно со словом “calc” – копирование, так как итогом заключительная операция Делания является копированием макрокосмических процессов в микрокосме человеческой души.
Ребис совершенен.
Но его необходимо выпустить из Философского Яйца, в котором он находится. Вот почему необходимо прокаливание – кальцинация
.
Нагрев Колбы происходит в огне Совершенной взаимной тройственной любви его частей (Супружеской любви – любви Марса и Венеры друг к другу; родительской любви – любви супругов, Марса и Венеры, к своему ребенку – радужному андрогину; любви к родителям – любви Ребиса к Марсу и Венере).
Так как медь - красноватая, в ней уже присутствует красное Золото Философов, которое извлекается из медной амальгамы прокаливанием. При этом пары ртути с осадками (следами металлов) всех предыдущих стадий Делания (отсюда - радужный цвет меркурия, и его символа – павлина
), которые осели на стенках колбы и впитались в нее, испаряются из Колбы вместе с меркурием, иссушая ее стенки, кальцинируя их, делая хрупкими.
Осадки возвращаются в теле Универсального растворителя-меркурия к своему Истоку, к Мировой Душе, так как все металлы Делания, начиная с Философского свинца, заключенного в соли и освобожденного из соли посредством тепла серного гниения, являются частицами Мировой Души.
Символом такого вечного возвращения также является Уроборос, кусающий себя за хвост .
Итогом кальцинации является иссушение до полного испарения меркурия Колбы, обрушивание ее иссохших стенок, опадание высохшей до состояния пепла кальцинированной белой скорлупы Философского яйца и выход из него (рождение) Совершенного Человеческого Существа.
Его совершенство заключается в образовании целостной взаимообусловленной законченности в душе человека (микрокосме), неразрывно соединенной с Мировой Душой (макрокосмом, Богородицей), которая тоже есть целостная взаимообусловленная законченность.
В солнечной операции Делания исполняется главное герметическое правило Изумрудной Скрижали Трисмегиста: “то, что вверху – подобно тому, что внизу”.
Происходит соединение, при жизни человека, его собственной души с Мировой Душой в одно единое целое. Продукт этого соединения носит множество названий – Красное Золото Философов, Философский камень, Алая Тинктура, Магистерий, Наше Золото, Витриол (Vitriolvm), Панацея, Эликсир Жизни.
6 и 7 операции Делания принадлежат к стадии рубедо.
РУБЕДО (rubedo) - греч. IOSIS: Покраснение
(под властью стихии Огня).
Завершающий этап Великого Делания, Коронование, Королевская стадия.
Символом рубедо является Совершенный (Двуглавый, Коронованный) Орел
, или Красный Феникс.
На стадии рубедо неофит становится Адептом.
Мужская, деятельная, кипучая марсианская (солнечная) треть вечной души человека (красный феникс
) уравновешивается успокаивающей и отрезвляющей женской венерианской (лунной) третью (белый феникс
) и той земной (черной) третью (чёрный феникс
), которая есть зелень меди.
Это равновесие с самим собой, своей зеленой Природой и всем миром, и есть Ребис.
Бессмертие обретается Адептом четким осознанием того, что он уже при жизни является частью предвечной бессмертной Матери - Мировой Души, находится с ней в гармоничном равновесии, а значит смерть как таковая невозможна, если Мировая Душа существует вечно.
Смерть – всего лишь слияние с Мировой Душой, но это слияние в результате Делания уже произошло.
Адепт понимает, что всё в мире едино и целостно.
Подобно тому, как в Ребисе сливаются все его части, и подобно тому, как при Кальцинировании Универсальный растворитель возвращает остатки металлов предшествующих операций Делания в их изначальное лоно, жизнь Адепта – вечное возвращение в Лоно Великой Матери.
В рубедо Адепт имеет возможность совершать любые поступки, однако он никогда не воспользуется этой возможностью, поскольку всегда следует голосу и выполняет все условия Матери Всего Сущего. Эти условия ограничивают его поступки строгими рамками, ради соблюдения Высшей Гармонии в себе самом и окружающем его мире.
Рубедо - это подлинное служение собой, всеми частями человеческой Природы Высшей Гармонии, такое служение, как собой служил Христос – до красного кровавого пота и, если потребуется, до распятия на кресте, если это распятие послужит сохранению Гармонии во Вселенной.
Распятие
само по себе - есть символ борьбы Адепта (Христа) с дикостью грубых приземленных душ (крест - символ Земли). Распятие - это Великое Делание, это отрицание себя, отрицание своего “я” ради принятия в себя мирового “Я” как частицы себя, ради помощи Мировой Душе в установлении Гармонии людей друг с другом и с Природой.
Одним из главных качеств, которые Адепт приобретает в рубедо, является отсутствие какой бы то ни было аскезы. Рубедо – это не удаление в себя и от мира.
Рубедо - это жизнь в гармонии с инстинктами (драконоподобными львами) и в мире, среди людей.
Адепт живет обычной жизнью - у него есть жена и дети, он пьет и ест, испражняется, вступает в половую связь, потребляет вино, смеется, плачет, ругается.
Но всему в его жизни отведена определенная мера.
По этой причине факт достижения рубедо Адептами древности открывает многие интересные вещи. Например, нашумевший в последнее время вопрос о семье Христа и месте Марии Магдалины в его жизни отпадает сам собой, если принимать во внимание, что Христос достиг рубедо.
Лучше всего о состоянии человека в рубедо сказал Фулканелли в книге “Тайны соборов”, поэтому в заключении нашей работы будет самым уместным привести целиком небольшой отрывок из этого труда:
“Наконец, когда успех увенчает столько трудных лет, когда все желания будут исполнены, Мудрец, презирая мирское тщеславие, сольется с униженными, обездоленными, со всеми, кто трудится, страдает, борется, отчаивается и плачет здесь, внизу. Безвестный и молчаливый последователь вечной Природы, апостол вечного Милосердия, он останется верен своему обету молчания.
В интересах науки, в интересах Добра, Адепт должен всегда… …МОЛЧАТЬ.
”
Важный акцент от составителя -
Духовная Алхимия от отцов современного психоанализа безусловно аргументированная и качественная система. Она оганично содержит символиарий алхимической базы. Но к Великому Деланию пятисотлетней давности отношения не имеет никакого! Иными словами, интересующиеся аргументами и предпосылками средневековых алхимиков должны отказаться от психоаналитических трактовок и обратиться к собственно средневековой католической ментальности.
Ситуация рубежа XVI-XVII веков уже разительно другая. Но тем более она отличается от алхимических опытов века XVIII и позже. Только это - уже совсем другая история...
Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит к греческому chemeia от арабского cheo (лью, отливаю), что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование происхождения слова «Алхимия» – от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.
Сплендор Солис, 1535
Алхимический манускрипт
Барельеф
гробницы Хоремхеба
Hermes Trismegistus
Средневековая рукопись
Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов.
Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т.д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира (от араб. аль-иксир – философский камень). Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать в серебро все неблагородные металлы.
Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения. Существовали греко-египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии.
Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый – квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.
Важнейшие алхимические элементы и знаки
Триада алхимиков – сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. То есть человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера – Дух, Ртуть – Душа, Соль – тело. Таким образом и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов – тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.
Уроборос из книги «Философский камень»
Символ уробороса
Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса (гностического змея) – змея пожирающего свой хвост – символа Вечности и всей алхимической Работы.
Алхимия, особенно западная, органически вплетена в систему естественно-научных знаний и представлений средневековья. При этом должно критически отнестись к многочисленным рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластическому способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке алхимии, и на её конечных результатах. Впрочем, невозможность "трансмутации" металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 веке, ко времени возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 – началу 19 веков привела к становлению химии как науки. Искусственное получение золота или серебра было для науки того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка алхимии – идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости – едва ли может быть названа ложной.
В алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире (таковы алхимические стихи классика английской литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.). Кроме того, деятельность алхимика – ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада темных и средних веков.