Библиотечно информационный центр в библиотеке. Библиотеки и информационные центры. Размещение библиотеки и организация пространства
Сегодня и в библиотечной практике идет процесс формирования информационно-библиотечных центров (ИБЦ), причем на разных территориально- административных уровнях - областном и муниципальном. В профессиональной литературе эта тема остается пока не полностью разработанной . В связи с этим, представляется важным и своевременным определить, насколько правомерно и по каким параметрам можно идентифицировать библиотеку как информационно-библиотечный центр. В основном переориентация библиотек в сторону усиления информационной составляющей их работы произошла в последнее десятилетие - с постепенным внедрением в работу библиотек рыночных, маркетинговых принципов, когда они уже не ориентировались только на запросы реальных читателей, а стали строить свою работу с учетом также потребностей потенциальных пользователей.
Все эти явления вызвали к жизни активные новые практики, ставящие целью поиски решений по переустройству, пересмотру функций библиотек, приспособлению их к новым условиям существования в постиндустриальном обществе, а также интенсивные размышления библиотечных специалистов о сущности и предназначении этих учреждений, их миссии, роли в культурном пространстве и об их будущем.
Степень изученности проблемы. Литература по данному вопросу существует. К ней принадлежат работы, авторы которых видят в библиотеках преимущественно информационные учреждения и связывают будущее библиотек прежде всего с развитием документных функций и информационных технологий (работы А.В. Соколова, Р.С. Мотульского, В.В. Скворцова, В.П. Леонова, Я.Л. Шрайберга и др.).
Поскольку нет абстрактных потребностей в абстрактной информации, можно даже достаточно точно назвать рубеж, когда библиотеки начали реально осознавать себя информационными центрами. Это 1993-1994 годы.
Именно тогда достигли своего апогея стремительно набравшие силу отраслевые специализации библиотек в России (например, у Екатеринбургской МИБС и ЦБС «Кунцево» - библиотечные центры искусств, «здоровье», «Дом семьи», культурно-образовательный центр, библиотеки «Детектив", «Истоки», «Тинейджер»). Активизировалась организация досуговой сферы жизни населения (библиотека-клуб, библиотека семейного чтения). Вариантов библиотечных специализаций было множество. Это было модно и, видимо, своевременно.
Тогда же появились первые информационные специализации. Это были деловые (бизнес) библиотеки. Назывались они по-разному: информационно-деловой центр, бизнес-центр, деловой информационный центр, агентство деловой информации. Впервые массовые библиотеки выдвинули понятие «Информационный» на первый план, сблизив его с понятием «Библиотечный».
Именно в связи с этой специализацией, способной, как полагали библиотекари, принести им дополнительный доход, в полной мере вошли в библиотечный обиход такие понятия, как информационные потребности населения и платежеспособный спрос на библиотечные услуги. Именно тогда библиотекари осознали, что пользователю все чаще нужен не документ (за исключением произведений, имеющих абсолютную ценность), а некое знание, или иначе - информация, и что при определении информационной специализации библиотечного подразделения стоит ориентироваться не на фонд, а прежде всего - на потребности населения.
Библиотека выполняет разнообразные функции информационного центра для местного сообщества. Учредители библиотеки, будь то администрация (муниципалитет) или учреждение (организация) видят в ней инструмент, способствующий реализации своей политики. Это зафиксировано в федеральных и местных законодательных актах (законах, постановлениях, распоряжениях и пр.) и подтверждается самой деятельностью библиотек. Как информационный центр библиотека стремится также обеспечить свободный и равный доступ к информации всем слоям населения, для чего формирует универсальный документный фонд, создает собственные информационные ресурсы, структурирует информацию в виде каталогов и баз данных, предлагает разнообразные информационные услуги.
Библиотеки, в чьи задачи входит обеспечение доступа к качественной, объективной и актуальной информации по всем областям знаний, признаются не только одним из ключевых инструментов построения информационного общества, но и одним из его базовых элементов. Современные общедоступные библиотеки являются центрами информации, дополнительного и инновационного образования, широкого культурного и межличностного общения, обеспечивают доступ к информации на разных носителях, способствуют приобретению новых знаний. Основу библиотечной деятельности составляет предоставление пользователям библиотек и другим заинтересованным лицам библиотечно-информационных услуг, в процессе потребления которых окончательно проявляется их качество и эффективность. Библиотечно-информационные услуги, удовлетворяя потребности пользователей в информации, образовании и культуре, становятся каналом социальной коммуникации и как средство информационного сервиса способствуют повышению человеческого потенциала, а также созданию дополнительного общественного продукта продвижению идей развития общества. Предоставляя конкретные услуги пользователей, библиотека не только должна соответствовать существующим информационным потребностям общества, но и, будучи социокультурным институтом общества, участвовать в формировании этих потребностей. При этом как живая и динамично развивающаяся структура библиотека способна заполнить собою едва ли не любую социальную нишу. Развитие телекоммуникационных технологий в библиотечной сфере существенно расширило границы обслуживания пользователей, предоставив возможности доступа к значительному количеству территориально удаленных ресурсов, использование которых в традиционной среде нередко затруднено, таким как полные тексты книг и периодических изданий, электронные публикации (не имеющие печатных аналогов), фактографические, адресные, справочные базы данных, новостная, реферативная и библиографическая информация, каталоги библиотек и издательств, изображения и т.д.
Однако некоторые параметры, прежде всего, относящиеся к данным об электронных ресурсах и услугах и не одинаково характеризующие в настоящее время деятельность библиотек в силу различных причин, могут быть определены в качестве цели, к которой необходимо стремиться, т.к. каждой библиотеке приходится культивировать позитивный подход к своей «непохожести» (брэнду) как движущей силе изменений и развития. Следствием радикальных изменений, вызванных развитием и использованием информационных технологий, широким внедрением в библиотечную практику электронных ресурсов, явилась необходимость переосмысления роли традиционных библиотек в организации обслуживания пользователей, обеспечить создание системы комплексного обслуживания в режимах локального и удаленного доступа к информации и документам на любом носителе, повысить качество информационно-библиотечной деятельности и обслуживания пользователей в условиях постоянно растущего объема мировых информационно-сетевых ресурсов.
Информационный центр же делает информационную работу регулярной, систематической, подчиненной определенным правилам. Во многих случаях это позволяет избегать типичных ошибок и применять наработанные приемы для решения характерных проблем в этой работе. В свою очередь, это положительно сказывается на качестве информационных материалов, которые готовит организация. Хорошо организованная, систематическая работа с информацией, как правило, увеличивает эффективность использования информационных и других ресурсов, находящихся в распоряжении организации.
В ходе работы информационного центра вырабатываются собственные методики, позволяющие эффективно собирать, организовывать и анализировать, а также распространять информацию. Во многих случаях оказывается целесообразным и создание новой информации -- проведение собственных наблюдений или исследований. Такая работа помогает приобрести собственный опыт и знания, необходимые для эффективной информационной работы, вносит вклад в формирование “альтернативного канала” получения информации.
Информационный центр способен расширить круг участников проектов, привлечь к работе квалифицированных экспертов. Наконец, во многих случаях наличие информационного центра -- это повышение авторитета организации.
В задачи центра, как правило, входят: работа по формированию упорядоченного архива информационных материалов, где с помощью каталогов можно получить имеющийся документ; обработка информации, подготовка аналитических и других материалов, издательская деятельность, консультации, обучающие семинары и т.д.
Наиболее естественной является ситуация, при которой “зародышем” центра служат те информационные ресурсы, которые сформировались в ходе общей работы организации, были изначально предназначены для подготовки информационных материалов или внутреннего использования. Однако и в любом другом случае работа центра тесно связана с деятельностью организации, органично “встроена” в нее, важна для выполнения текущих проектов организации. Для этого утверждения есть серьезные основания содержательного и организационного характера.
Для того, чтобы создать условия для эффективного получения нужной информации пользователями, структура центра должна обеспечивать различные каналы распространения информации (с точки зрения пользователей -- каналы доступа к информации). Эти каналы можно условно разделить на систему открытого доступа к имеющейся в центре информации, службу консультаций (информационных запросов) и систему активного распространения информации.
Система открытого доступа может включать самые разные элементы, например точку доступа в Интернет, доступ к электронным базам данных, и т.д. Важно, что посетитель имеет возможность самостоятельно обратиться к источникам информации. Помощь консультанта в этом случае минимальна и сводится к инструктированию посетителя о системе поиска, принципах организации информации, характерных для центра и т.п.
Другое средство распространения информации -- консультационная служба. Здесь консультанты помогают найти уже не столько источник информации, сколько конкретный ответ на интересующий вопрос. Если такая служба работает в рамках комплексного информационного центра, ее задача часто состоит в том, чтобы помочь посетителю прояснить проблему, корректно поставить вопрос. После этого посетитель способен самостоятельно найти ответ при помощи, например, библиотеки. Эта форма работы требует высокой квалификации консультантов центра, и, в свою очередь, способствует повышению квалификации сотрудников вашей организации. Работа такой службы может включать очные консультации и ответы на письменные запросы.
Система активного распространения информации также является важным элементом информационного центра. Эта система может включать публикации (периодические или разовые), проведение семинаров, тренингов, информационных кампаний, размещение информации в сети Интернет и прочее.
Все эти формы распространения информации при налаженной работе информационного центра тесно взаимосвязаны и увеличивают эффективность друг друга. Так, на основе типичных ответов на повторяющиеся вопросы могут готовиться документы, которые постепенно перерастают в более серьезные материалы -- брошюры и книги. Консультационная служба способна предоставлять посетителю необходимую вводную информацию для пользования службами открытого доступа. В свою очередь, ресурсы открытого доступа (например, библиотека) могут использоваться консультантами при ответах на запросы, а также для подготовки семинаров, публикаций и т.п. Результаты “активного распространения информации” -- книги, базы данных, материалы семинаров, занимают место в системе открытого доступа.
Кроме того, центры организуют семинары, образовательные программы, тренинги, в которых участвуют представители государственных и коммерческих организаций.
В заключение заметим, что библиотеки способны стать центрами не только информационной, но и более того, одними из центров общественной жизни вообще. Разумеется, необходимым условием этого является грамотная организация их работы.
«Библиотеки как системы организации информационных ресурсов общества»
Введение
Накопление различной информации происходит с давних времен человечества. При исследовании, наблюдении, анализе чего-либо, человек получал какое-то количество информации, которая помогала ему в дальнейшем более лучше приспособиться к жизни, тем самым накапливая информацию.
После появления письменности, книгопечатанья человечеству стало намного проще накапливать, использоваться и делиться полученной информацией с окружающими людьми. Но количество информации становилось все больше и больше, людям было неудобно хранить у себя дома огромное количество книг и в огромном их разнообразии искать нужную, полезную в том или ином случае, информацию, а у некоторых и вовсе книг в доме не было.
Появление общественных библиотек решило эти проблемы. В библиотеках содержалось огромное количество различных книг, с большим количеством различной информации. В библиотеку мог придти каждый и найти то, сто ему нужно. В библиотеках поиск той или иной книги, с нужной информацией, облегчала специальная система поиска. Благодаря системе, придуманной Мелвиллом Луи Кошут Дьюи, поиск информации в библиотеке был намного упрощен. Согласно этой системе, все книги были разделены по десяти основным темам, где уже были разделены по разделам и имели свои классификационные индексы.
Изобретение электричества и микропроцессорной техники повлекло за собой изобретение интернета, что привело к появлению доступа к различной информации практически у каждого человека. Вся эта коллосальная революция привела к огромному количеству накопленных информационных ресурсов.
Неудивительно, что появилась проблема, как сделать так, что бы все эти накопленные информационные ресурсы были доступны всем людям?
Решение этой проблемы излагалось в следующем: всю накопленную информацию собрать и разместить по библиотекам, сделав тем самым ее доступной для каждого человека. Проведение изменений в плане хранения и использования информации привело к тому, что библиотеки стали главной системой, где были сосредоточены все информационные ресурсы общества, а сама библиотека стала самым главным информационным ресурсом общества, где человек мог найти всю ту информацию, которая его интересует по той или иной теме.
1. История библиотек
1.1 Возникновение библиотек
История культуры библиотечного дела - часть истории и культуры общества. Самыми древними библиотеками в мире были первые глиняные каталоги шумерской литературы, библиотека Ашшурбанипала, библиотека храма Эдфу в Египте. В Афинах большими частными библиотеками владели Эврипид, Платон, Аристотель, Демосфен, Эвклид, Эвтидем. Первую публичную греческую библиотеку основал в Афинах Пасистрат. Восьмое чудо света - Александрийская библиотека - включала в себя более 700 тысяч свитков рукописных книг. Государственные чиновники Александрии производили конфискацию всех ввозимых в страну книг и отправляли их в библиотеку с пометой «с кораблей». Правители города ввели запрет на вывоз папируса, чтобы остановить бурный рост библиотеки Родоса. По преданию, книги из Александрии хранились в исчезнувшей библиотеке Ивана Грозного.
Характерная черта римских библиотек - расположение их на загородных виллах. Частные библиотеки в II-I вв. до н.э. были у Эмилия Павла (на основе библиотеки македонского царя Персея), Суллы (на основе библиотеки Аристотеля), Лукулла (на основе библиотеки понтийского царя Митридата VI Эвпатора), Варрона, Цицерона, Аттика, Вергилия. Первая публичная библиотека в Риме была создана Гаем Азинием Поллионом в I в. до н.э.
Процесс государственной централизации в 17 веке создал необходимые условия для развития науки, торговли и промышленного производства, а также формирование государственного аппарата управления привело к образованию новых типов и видов библиотек.
1.2 Возникновение библиотек в России
К середине 17 века в России были созданы центральные правительственные учреждения - приказы, при которых, по государственному указу или распоряжению в области библиотечного дела, были организованы специальные ведомственные библиотеки. Одной из самых значительных библиотек была библиотека Приказа печатного двора (Типографская библиотека), созданная в начале 17 века. Из составлявшихся книжных описей библиотеки известно, что в 1649 г. в ней было 148 книг и рукописей, а в 1679 г. - 637 книг и рукописей на русском и иностранных языках. К концу 17 века она превратилась в крупнейшее книгохранилище России. Фондом этой библиотеки могли пользоваться не только служащие, но и учителя академии, созданной по указу царя Федора Алексеевича в 1687 году. Большая библиотека была создана при Посольском приказе по указу Петра I в 1696 году. В ней, кроме собранных книг из разных мест, хранились книги, карты, и рукописи, присылавшиеся из-за границы. В 1696 году фонд составлял 333 книги, главным образом на иностранных языках. Фонд книг был универсален, и выдавались книги послам и дьякам в другие города. Специальные библиотеки в 17 веке имели Пушкарский и Аптекарский приказы. В первой собирались русские и иностранные издания по технике, военному делу, фортификации, архитектуре, астрономии, математике, геометрии, географии и другим наукам. Книги выдавались мастерам, литейщикам и другим лицам. Основание первых специальных библиотек способствовало переходу в 16 - 17 вв. от религиозных к светским книжным собраниям, а также последующему развитию библиотечной мысли в 18 в.
Общероссийский день библиотек отмечается с 1995 года. 27 мая 1795 г. императрица Екатерина II основала Императорскую публичную библиотеку - ныне Российскую национальную библиотеку.
Во второй половине 18 века открываются принципиально новые для России по своему профилю научные библиотеки. В 1757 г. в Санкт-Петербурге была открыта Библиотека Академии художеств, новшества в работе этой библиотеки были существенные. В 1764 г. в ее уставе Екатерина II утвердила, что посещать библиотеку в назначенные дни могли посторонние лица. В 1756 г. возникла репертуарная библиотека Русского драматического театра. В 1765 учреждена библиотека Вольного экономического общества, специализирующаяся в основном на сборе литературы по экономике и сельскому хозяйству. Это была не государственная, а общественная библиотека. В 18 веке впервые в России начинают свою деятельность университетские библиотеки.
К концу царствования Екатерины II в России сложились благоприятные условия для организации общедоступной библиотеки. Ее основу составила полученная в Варшаве в качестве трофея библиотека братьев А.С. и Ю.А. Залуских. 21 ноября 1794 г. Екатериной II был подписан указ Суворову: обеспечить получение библиотеки Залуских и переправку ее в Петербург. А 16 мая 1795 г. императрица высочайшим своим повелением одобрила проект постройки первого специально предназначенного для библиотеки здания архитектора Е.Т. Соколова. Библиотеку Залуских доставляли в Петербург летом и осенью 1795 г. сначала на подводах, а затем морем из Риги. В собрании практически отсутствовали книги на церковнославянском и русском языках - их всего было 8 из 250 тыс. томов. Поэтому перед Библиотекой стояла задача не только привести в порядок польские книги, но, прежде всего, приобрести книги, изданные в России и в других краях на русском и церковнославянском языках. Первым директором библиотеки был французский эмигрант, дипломат и историк М.-Г. Шуазель-Гуффье. В начале 20 века в России реально сложилась система библиотек. В более удовлетворительном состоянии по сравнению с публичными и народными библиотеками находились научные и специальные библиотеки. Однако и их отличало многообразие типов и видов, отсутствие планомерности в развитии, неналаженности взаимодействия друг с другом. Причиной этого было то, что устройством библиотек занимались различные ведомства и учреждения, учебные заведения и научные общества. Только для некоторых из библиотек правительство утверждало общие правила и уставы.
Подавляющее большинство научных и специальных библиотек размещалось в центральной части страны, в столицах и крупных губернских городах. Большую группу научных библиотек составляли государственные публичные, университетские и другие вузовские библиотеки, а также библиотеки Академии наук и других научных учреждений и обществ. Крупнейшей из них была национальная - Императорская Публичная библиотека, на 1917 год ее фонд составлял более 2 млн. Наименований. Второй по величине была Библиотека Академии наук, фонд которой в 1911 году составлял около 800 тыс. томов. Третье место в системе научных библиотек занимала библиотека Румянцевского музея в Москве, фонд которой составлял на 1917 год около 1 млн. томов.
В число крупных библиотек входила и библиотека Исторического музея. Библиотеки законодательных учреждений - Государственного совета и Государственной Думы, библиотеки Военных ведомств также относились к числу крупных и ценных библиотек.
Уже в первые годы советской власти были заложены основы принципиально иного подхода к организации библиотечного дела. Советская власть с самого начала уделяла библиотекам большое внимание, рассматривая их как важнейший социальный институт. С 1917 года государство полностью берет на себя руководство библиотеками. 17 июля 1918 г. вышел декрет Совета народных комиссаров «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР». На деле он положил начало национализации библиотек всех учреждений. Национализации подлежали не только ведомственные, но и частные собрания свыше 500 книг, даже охранная грамота ученого не позволяла иметь более 2000 томов.
В 20-е гг. Научные библиотеки на региональном уравне активно стремились к взаимодействию, к достижению координации. Возникшие библиотечные объединения решали управленчиские задачи, решали проблемы комплектования иностранной литературой, разрабатывали инструкции по каталогизации, составляли региональные сводные каталоги, занимались обменом дублетных экземпляров. В 20-е годы проводилась попытка централизации некоторых библиотечных операций.
В 30-е гг. произошли более глубинные изменения в научных библиотеках. Это было связано с изменениями, происходившими в науке. Произошли изменения в классификации наук, так появилась социально-экономическая классификация. В связи с этим пришлось перестраивать работу библиотек. Введена новая структура обслуживания читателей, создание читальных залов в соответствии с новой классификацией наук. Например, историки были отделены от сети гуманитарных наук.
В исторический период между двумя мировыми войнами меняются масштабы библиотечного обслуживания на региональном и государственном уровне. «Ранее самостоятельная, развивающаяся «сама по себе» библиотека оказывается вовлечена в сложные процессы взаимодействия библиотек». Прежде всего это было связано с необходимостью корпоративного использования библиотечных ресурсов, в том числе координации и кооперации в сфере комплектования. В послевоенное время окончательно сформировалась сеть научных и специальных библиотек. С бурным развитием науки, техники, промышленного и сельскохозяйственного производства повысилось значение научных и специальных библиотек в обслуживании ученых, инженерно-технических работников и других специалистов.
2. Библиотеки как информационные центры постиндустриального общества
С возрастанием запросов на информацию, в период перехода к постиндустриальному информационному обществу, с привлечением к ней все более широкого круга людей возрастает потребность в совершенствовании работы библиотек, превращающихся в общественные информационные центры широкого назначения; в обеспечении их квалифицированными информационными работниками, посредниками между производителями и пользователями информацией, между имеющимся в обществе информационным ресурсом и социальными структурами, базирующимися на нем. Библиотеки будут отвечать сегодняшним требованиям, успешно выполнять роль важнейшего элемента инфраструктуры управления информационными ресурсами общества, если:
·их технико-технологическая база будет обеспечивать возможность качественного управления электронными потоками информации;
·они смогут эффективно работать в глобальном информационном пространстве, отбирая необходимую нашему обществу информацию;
·они станут центрами надежного хранения новой электронной и переведенной с других носителей в электронную форму информации, структурированной и надежно управляемой;
·переведенная в электронную форму информация фондов библиотек будет вводиться в активный оборот, создавая единые массивы с новой, утверждая наработанные предыдущими поколениями традиции создания информации;
·за счет планомерного комплектования фондов будут восполнены массивы информации, способствующие укреплению междисциплинарных связей в науке, укреплению всей системы информационных баз общества;
·библиотеки, активизируя работу по дискантному обслуживанию пользователей, будут отрабатывать технологии, направленные на повышение эффективности использования информации, в том числе и путем адаптации к потребностям заказчика, с учетом специфики его восприятия, использования данной информации;
·библиотеки начнут процесс вхождения на информационные рынки в качестве полноправных субъектов, что будет иметь для них не только материальные стимулы. Ведь рынок хороший индикатор всякой деятельности;
·библиотеки в качестве общественных информационных центров станут также центрами передового опыта, научной мысли, просвещения и образования для всех категорий граждан, которые используют современные информационные технологии в качестве важного элемента своего образа жизни.
Общественная востребованность обуславливает направление изменений акцентов в системе проявления социальных функций библиотек. Реализация главной, информационной функции, с применением электронных технологий способствует получению библиотеками статуса равноправного партнера других общественных институтов в перестройке всей жизни на новых, информационных основах, сохраняя при этом возможности традиционной работы с книгой.
Являясь самостоятельной информационной базой для всей системы своих пользователей, библиотека, вводя в оборот все более существенную часть своих фондов, становится фактически центром сохранения значительного числа других распределенных баз: государственных органов управления, экономических, политических структур, научных центров и т.д. В связи с развитием процессов становления демократического общества, ростом значения и самобытности разнообразных социальных структур в обществе, значение библиотек как общественных информационных центров, организующих доступ к информации этих общественных подсистем будет расти. Будут возрастать также и требования к качеству предоставления информационных услуг, обеспечению комплексного, многоаспектного подхода к решению информационных задач.
2.1 Электронные технологии в библиотеке
Электронные технологии дают возможность для практически безграничного расширения социальных связей пользователей. Библиотеки приобретают возможности и постепенно входят в процесс реализации информационного сопровождения таких связей. С развитием электронных технологий разнообразие жанров электронной информации будет обогащаться, да и сам факт их развития свидетельствует о тенденции эволюции информационной функции библиотек в информационно-аналитическую. Электронные технологии осуществляют влияние также и на развитие других функций современной библиотеки: образовательной, кумулятивной и т.д.
2.2 Электронные библиотеки
Концентрированной формой утверждения электронных технологий в библиотечной сфере сегодня стали электронные библиотеки. Они, как правило, являются структурными составляющими крупных библиотек. Несмотря на то, что сегодня уже есть определенный опыт работы этих библиотек взгляды на их сущность в среде исследователей достаточно различны. Специалисты, в частности, утверждают, что это структуры, дающие возможность руководить информационными ресурсами с помощью компьютеров, а их сотрудникам - быть посредниками в электронном взаимодействии; что это набор электронных ресурсов и сопутствующих технических возможностей для создания, поиска и использования информации; что это база данных, вмещающая цифровые информационные объекты в разных формах и предоставляющая непосредственный доступ пользователям; что это составляющая системы информации, оказывающая помощь в удовлетворении информационных потребностей пользователей, предоставлении информационных услуг, организации информации в удобной для пользователя форме и т.д. Шагом вперед предусматривается включение в творческий процесс вместе с заказчиком работников электронных библиотек при подборе и подготовке к использованию необходимых материалов. Включение в эту работу профессиональных информационных работников делает ее более продуктивной, способствует более эффективному использованию информации. По-видимому, в недалеком будущем более ощутимой станет навигаторская функция работников библиотеки. И не только в библиографической сфере, как это мы имеем сегодня в практике. Речь идет об обеспечении доступа заказчика к полнотекстовым материалам, активной помощи в отборе такой информации, ее обработке.
3. Современное общественное развитие и библиотеки
Современный этап развития общества называют переходным. Технологическая революция как основная материальная составляющая происходящих изменений началась более тридцати лет назад и приобретает все больший динамизм. Технологический прогресс обеспечил невиданное ранее развитие социума, выражающееся в резко возросшей власти человека над природой. Подтверждением тому является высокий уровень развития информационных технологий, распространение компьютерной техники.
Развитие нового общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства. Информационное пространство, по сути есть продукт человеческой культуры. Материальную основу информационного пространства составляют: информационные ресурсы (базы и банки данных, все виды архивов, система депозитариев государственных информационных ресурсов, библиотеки, музеи и прочее); информационно-телекоммуникационная инфраструктура; система массовой информации; технологии, средства связи, информатизации и телекоммуникации; информационные продукты и услуги; система защиты информации. Все это функционирует для обеспечения идеальной составляющей информационного пространства, движения и развития смыслов и значений, созданных человеческим сознанием.
Информационное пространство - это результат развития фазы сохранения и передачи информации. Понятие единого информационного пространства социума достаточно четко ассоциируется с единой системой общественных отношений, существующей на определенной территории.
Включение в систему коммуникаций новейших технических достижений, создание новых средств тиражирования и транспортировки информации обеспечивают непрерывность и развертывание информационного пространства.
Появление электронных носителей информации вызвало к жизни новые способы хранения, обработки и распространения информации, иной среды обитания текста. Количественное увеличение информации привело к необходимости создания особых центров ее хранения, в которых существовали бы специальные правила, нормы, ритуалы получения знания.
Основная отличительная черта современного информационного пространства заключается в образовании системы информационных коммуникаций, позволяющей получить доступ социально значимой информации в любом месте в любое время. В результате удешевления доступа к Интернет сетевые информационные ресурсы становятся достоянием все большей части населения планеты. Рост популярности. Интернет, в свою очередь, способствует тому, что все больший массив информации перемещается в виртуальную сферу, которая в последние годы обогатилась, в частности, множеством мультимедийных источников, включая телевизионные передачи.
Информационное пространство - это, прежде всего, система отношений между производителями, распространителями, хранителями и потребителями информации, то есть между всеми участниками нынешней системы информационных коммуникаций. Модификация возможностей, вида и формы предоставления данных закономерно приводит к перераспределению ролей во всей этой системе. В связи с этим специфической чертой информационного общества признан рост «нового политического класса - класса консультантов, экспертов, или технократов», а интеллектуальные институты превращаются в ведущие социальные институты.
Использование компьютерной техники, новых информационных технологий, систем и сетей, возможность быстрой передачи информации в режиме реального времени на любые расстояния придает процессу информационного производства индустриальный характер. Происходит выделение и относительное обособление новой сферы деятельности - производства информации, который следует рассматривать как четвертый по счету крупный этап общественного разделения труда. Информационная индустрия, являясь основой информационного общества, представляет собой цивилизационное явление, которое влияет на все стороны жизни: политику, технологии, образование, коммуникативные отношения.
Информационное общество формируется на том уровне знания, когда оно существует уже как социальная система, т.е. максимально проникает во все сферы жизнедеятельности социума и превращается в ведущий фактор его развития. В ходе информатизации и компьютеризации общества идет процесс проецирования фундаментального знания в информационную реальность и через нее в социально-практическую деятельность. Иначе говоря, информатизация общества превращает знание в актуальный «процесс формирования информационной картины мира, что позволяет отобразить мир как бытие и существование информационной реальности».
Анализируя современное общество, ученые и политики пришли к выводу, что выгоды от использования информационно-коммуникационных технологий неравномерно распределены среди развитых и развивающихся стран. Развитие информатизации неизбежно приводит к возникновению специфических этических и правовых проблем, так как информационная среда «имеет человеческий характер». Неравномерная плотность информационного пространства приводит к нарушению сбалансированности диалога в обществе, создавая неравенство:
·между меньшинством, занятым производством культурных ценностей и большинством, воспринимающим их;
·между коренным населением и мигрантами;
·между приверженцами доминирующей культуры и носителями субкультур;
·между социально активными гражданами и маргиналами.
В результате глобализации происходит размывание границы национальных культур, стандартизация как основа взаимодействия неизбежно приводит к унификации. А унификация и утрата границ в сфере культуры чреваты утратой культурной идентичности, что является прямой угрозой для существования локальных культур и этносов.
Язык любой культуры «представляет собой систему знаков, значений и их корреляций, структур осмысления и отношений взаимодействия, функция которых состоит в обеспечении основы для взаимопонимания носителей данного языка, в формировании ценностно-коммуникативных ориентации сознания его носителей в определении ведущих стратегий их жизненной и исследовательской активности».
Последствия глобализации в сфере культуры выражаются в изменении пространственных связей в результате структурной трансформации общества и в образовании взаимозависимых полюсов: территориальных компонентов и сетевых потоков. По мнению М. Кастельса, пространство мест как исторически укорененная организация нашего опыта противопоставлена пространству потоков как явлению, отражающему новую пространственную логику. При этом регионы и местности игнорируются под ее влиянием в международных сетях, связывающих их самые динамичные секторы. Однако, как подчеркивает исследователь, они не исключают друг друга, более того, глобализация стимулирует регионализацию.
Культурно-коммуникационным процессам в пространстве потоков принадлежит особая роль, поскольку между культурным производством, с одной стороны, и властными механизмами и регуляторными стратегиями - с другой, существует особая связь. Последние же являются эффективным инструментом культурной доминации, инструментом формирования образов, мифов, интерпретационных схем, «оформляющих» общественное сознание.
В информационную эпоху власть вписана на фундаментальном уровне в культурные коды, с помощью которых люди и институты представляют жизнь и принимают решения. Иными словами, власть в информационном обществе принадлежит создателям новых культурных кодов, приобретающих в свое распоряжение важнейший механизм властного контроля - «символическую доминацию», то есть способность контролировать действия других людей путем привнесения в жизнь своисобственных взглядов и ценностей. Особую роль в этом играют символические стратегии, связанные с официальной номинацией - актом «символического внушения, который имеет для этого всю силу коллективного, силу консенсуса, здравого смысла, поскольку он совершен через доверенное лицо государства, обладателя монополии на легитимное символическое насилие».
В развитии современного информационного пространства имеются противоречия, порожденные процессами регионализации, которая характеризуется возникновением, институционализацией и стремительным развитием объединений политических, экономических, социальных, культурных субъектов на уровне регионов.
Одна из базовых предпосылок формирования общества знаний - всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием. Общество знаний можно считать справедливым только в том случае, если оно обеспечивает всем людям равные преимущества для использования общественного достояния. В этом контексте достояние рассматривается как стратегический ресурс общественного развития.
В рамках концепции построения обществ знаний большое значение приобретает развитие процесса регионализации на основе культурной идентичности, выступающего противовесом негативным проявлениям глобализации, приводящих к универсализации и гибридизации мировой культуры, единообразию и унификации локальных культур, их нивелированию и уничтожению, а также к неопределенности или утрате идентичности. Внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий должно обеспечить создание условий для развития локальных или национальных культурных проектов, а значит политич социальное и экономическое разнообразие информации и информационного обмена, особенно в сфере образования и культуры.
В современном обществе происходит концептуальное изменение понятия «общественное достояние». Сегодня оно «не ограничивается только индивидуальным наследием, старыми камнями или лесом, а включает с недавних пор нематериальные и символические элементы такие, как языки». Сегодня достояние распространяется на космос, на совокупность мировой окружающей среды и даже на геном человечества.
Важным аспектом культурного развития нового общества является сохранение языкового разнообразия. Каждый язык представляет единственно целостное видение мира, и когда он исчезает, целая часть человеческой мысли, литературы и мифологии уходит в небытие. Каждый язык соответствует частной этнической идентичности, следы и историю которой он несет. В силу этого, язык является главным наследием человечества.
Таким образом, современный этап общественного развития характеризуется следующими тенденциями, определяющими трансформацию библиотеки как социального института:
·технологический прогресс, обеспечивший высокий уровень развития информационных технологий, распространение компьютерной техники, вызвал глобальную социальную революцию, имеющую как позитивное, так и негативное влияние на общество;
·информация и знания становятся главной преобразующей силой современного общества, обеспечивающей дальнейшее развитие человечества;
·важную роль в современной социальной системе играют институты воспроизводства и сохранения информации и знаний, обмена и доступа к ним;
·неотъемлемой частью сохранения социального статуса личности становится непрерывное образование, результатом которого должно стать умение своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию;
·необходимым фундаментом формирования нового общества становится развитие не только информационной и коммуникационной инфраструктуры, а также образования, науки и культуры;
·процесс утверждения единых мировых стандартов ведет к размыванию границ национальных культур и унификации, которые в свою очередь являются прямой угрозой для существования локальных культур и этносов, а значит, возрастает значение культурных институтов, обеспечивающих развитие культурного контента и сохранение культурной идентичности.
Происходящие в обществе изменения являются мощными факторами развития современных библиотек. Они в значительной степени влияют на выбор миссии и социальных функций, подходов к формированию библиотечно-информационных ресурсов и обслуживания пользователей, развитию библиотечных технологий и персонала, модернизации традиционных и освоению новых направлений деятельности.
4. Информационные ресурсы библиотечной сети России
Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает:
·публичные (общедоступные) библиотеки федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации), муниципальных органов культуры (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России);
·систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, которая входит в состав Российской ГСНТИ;
·информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);
·библиотечную сеть высших учебных заведений России;
·сеть медицинских библиотек;
·сеть сельскохозяйственных библиотек;
·другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).
Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека.
На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства в России, ее регионов и центра. Эволюция миссии библиотек происходит за счет резкого развития их информационных функций, аккумулирования сторонних и создания собственных информационных ресурсов, предоставления доступа к национальным и мировым информационным сетям. Активизируется использование электронных изданий.
Автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в более чем 2,5 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1250 - муниципального уровня. Почти во всех центральных универсальных научных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети, объединяющие от 30 до 50 компьютеров. В библиотеках активно создаются электронные каталоги (в том числе, на основе ретроконверсии карточных каталогов), другие библиографические и реферативные базы данных.
Самые значительные базы данных сформированы в ИНИОН (более 2 млн. записей), РНБ (около 2 млн. записей), РГБ (более 1 млн. записей), ГПНТБ России (более 1 млн. записей, из них «Сводных каталог научно-технической литературы» - около 480 тыс. записей), ЦНСХБ (750 тыс. записей), ГЦНМБ (БД «Российская медицина» - 450 тыс. записей) и другие. РКП, компания «Мир-Диалог» и издательство «К.-G. Saur» выпустили 3-е издание Российской национальной библиографии на CD-ROM, включающее 850 тыс. записей обо всех изданных в СССР и России с 1980 по 1996 гг. книгах и базу данных диссертаций (60 тыс. записей). Набирает темпы процесс формирования собственных электронных ресурсов и в центральных региональных библиотеках. В Мурманске, Туле, Перми, Ставрополе, Челябинске, Омске, Смоленске и Петрозаводске они превысили 200 тыс. записей, а в Кемерово и Екатеринбурге приблизились к 400 тыс. записей. На повестке дня - задача максимального представления этих ресурсов в Интернет. Наиболее продвинулись здесь ГПНТБ России, ЦНСХБ, Научная библиотека МГУ, ГЦНМБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН. Проблемы формирования библиотечных информационных ресурсов и обеспечения к ним доступа пользователей сети Интернет составляют важнейшую часть программы «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети - ЛИБНЕТ», реализуемой под эгидой Минкультуры России. Между тем, расширение числа задач, стоящих перед библиотеками, объективное усиление их роли в обществе пока еще плохо осознается властными структурами на всех уровнях. В результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности большинства библиотек в 1996-1997 гг. (средства выделялись практически только на выплату заработной платы) сложилось тяжелое положение по важнейшим направлениям их деятельности, прежде всего таким, как пополнение библиотечных фондов, обеспечение их сохранности, безопасности и доступности пользователям. В результате до 80-90% издаваемых в России новых книг отсутствуют на территории многих регионов даже в единственном экземпляре. Приток новых изданий в библиотеки Минкультуры России в 1996 г. по сравнению с 1990 г. сократился более чем в два раза. Ситуация с поступлением новых изданий в библиотеки других систем в последние годы была намного хуже. В последние годы списание литературы в ГПНТБ России превышает объемы пополнения фондов. Одним из наиболее перспективных путей поддержания и развития библиотечной сети является активное использование для библиотечного обслуживания электронных информационных ресурсов, в том числе создаваемых в органах государственной власти. Примером может служить сотрудничество ряда крупных федеральных и региональных библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией. Библиотечная сеть должна стать естественным центром некоммерческого информационного обслуживания граждан на основе государственных информационных ресурсов.
Заключение
библиотека электронный информационный сеть
Сейчас человечество развивается с огромной скоростью и широко шагает вперед; получает все больше и больше различной полезной и нужной для жизни. И в этом, быстро развивающемся мире, нужна такая система, которая будет отбирать нужную информацию, хранить ее и давать людям для правильного, дальнейшего использования. Такой системой на данный момент является библиотека. На сегодняшний день библиотека-это полноправная система организации информационных ресурсов общества, которыми человечество пользуется в полном объеме.
Библиографический список
1.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [Текст] // Белл Даниел; Пер. с англ. Иноземцев Л.В. - М.: Academia, 1999. - 457 с.-ISBN 5-87444-070-4.
2.Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс].-режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Тикунова, И.П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально - философский анализ [Рукопись]: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: [Специальность] 09.00.11 ? Социальная философия: защищена 13.03.2007 / И.П. Тикунова; науч. руководитель М.Ю. Опенков; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова». ? Архангельск: [б.и.], 2007. ? 129 с.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства.
Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств.
Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.
Понятие «Информационный центр», понятие «Библиотека»
Рассмотрим понятие «Информационный центр». ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения» достаточно четко формулирует определение информационного центра. Информационный центр: организация, выполняющая функции по сбору, аналитико-синтетической переработке и распространению информации.
В терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания дано такое определение. Информационный центр - постоянный или временно действующий информационный орган, осуществляющий информационное обслуживание по кругу заранее определенных вопросов. Организует и координирует работу прямо или косвенно подчинённых ему информационных подразделений. Информационный центр, осуществляющий деятельность в сфере науки, именуется научно-информационным центром (НИЦ), а в области развития техники - центром научно-технической информации (ЦНТИ).
Обычно «информационный центр» воспринимают и понимают, как сервисную службу, целью которой является обеспечение информационных потребностей учреждения (организации, фирмы), его создавшего. Центр осуществляет мониторинг документальных потоков, сбор и переработку информации, создает базы данных в своей предметной области, выдает информационный продукт по конкретным запросам пользователя. Объектом управления здесь является информация, а информационной стратегией - обслуживание запросов.
Теперь рассмотрим понятие библиотека. ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения» даёт определение понятию «библиотека». (п. 3.1.39). Библиотека: информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги .
В терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания 1995 года дано такое определение понятию библиотека.
Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.
Так же определяется библиотека и в законе Российской Федерации «О библиотечном деле» , и Модельном библиотечном кодексе СНГ . В определениях, данных в словарях и законодательных документах, в качестве цели деятельности библиотеки выдвигается то «организация общественного пользования книгами», то «удовлетворение потребностей граждан», то «предоставление документов во временное пользование».
Термин «библиотека» происходит от гр. «bibliotheke», где «biblion» означает книга, а «theke» - хранилище. Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. Несмотря на многочисленные исследования, библиотековеды так и не пришли к общему выводу о сущности библиотеки. В результате количество определений термина «библиотека» в конце XX - начале XXI в. не только не уменьшилось, а наоборот, увеличилось. Полисемия термина «библиотека» является объективной реальностью сегодняшней науки, что нашло свое отражение в последних выпусках энциклопедических изданий, которые определяют библиотеку, как правило, используя 3-4 дефиниции.
Энциклопедический словарь «Книговедение» характеризует библиотеку как учреждение, которое «организует сбор, хранение, общественное использование произведений печати, а также др. носителей социальной информации...» . В положении «О библиотечном деле в СССР» и терминологическом словаре «Библиотечное дело», которые вышли практически в то же время, библиотека определялась как учреждение, организующее «...общественное пользование книгами, другими произведениями печати, рукописями, видеозаписями, звукозаписями и иными материалами...». В отличие от предыдущего в этом определении отсутствует даже упоминание о функциях сбора и хранения, а основной акцент сделан на общественном пользовании книгами. Такой же разнобой царит и в определении основного элемента библиотеки. Это то «носители социальной информации», то «книги и другие произведения печати», то «материализированная информация», то «тиражированные документы», Ю.Н. Столяров, последовательно отстаивающий свою точку зрения на библиотеку как 4-элементную систему, предложил определение, охватывающее все элементы библиотеки как системы, ее принадлежность и цель деятельности. По Ю.Н. Столярову, «библиотека есть принадлежащее обществу в целом, его части или отдельному члену обеспеченное материально-технически, упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотекарем пользователям - физическим и юридическим лицам - с целью удовлетворения их информационных потребностей» .
В последние десятилетия XX ст. ряд исследователей, в том числе М.И. Акилина, Н.В. Жадько, С.В. Красовский, В.П. Леонов, Р.С. Мотульский, Е.Т. Селиверстова, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров, В.Р. Фирсов и другие, стали рассматривать библиотеку как социальный институт.
Как социальный институт библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом необходимо отметить, что информационные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, здравоохранения, образования, культуры, искусства и др.), так и повседневной жизни (кулинарии, воспитания детей, хобби, отдыха и туризма и др.).
Следовательно, библиотеке присущи основные функции, которые выполняет социальный институт:
Создание возможностей членам общества удовлетворять свои потребности и интересы;
Регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений;
Обеспечение устойчивости общественной жизни;
Содействие интеграции стремлений, действий и интересов индивидов;
Осуществление социального контроля.
Деятельность любого социального института определяется набором правовых и социальных норм, сформированных в определенную легитимированную и санкционированную систему, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуру общества; наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и социального контроля . Библиотека является одним из элементов общества и органически интегрирована в его социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры. В результате многовекового взаимодействия общества и библиотеки узаконены нравственные и правовые основы ее деятельности, которые сформировались в легитимированную и санкционированную систему. В каждой стране такая система складывается в зависимости от особенностей политической системы, национальных традиций и норм и ряда других факторов.
Школьная библиотека - это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.
На сегодняшний день ключевая задача нашей библиотеки - это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения повышения эффективности библиотечно-информационного обслуживания участников образовательного процесса как фактора повышения качества образования и воспитания.
Ресурсное обеспечение ИБЦ:
- Информационные ресурсы
Самое главное - это максимальное наполнение информационными ресурсами, которые направлены на формирование универсальных способов деятельности и включающие участников УВП в непосредственную творческую работу.
Ожидаемые результаты:
- обеспеченность учащихся и педагогов доступом к сети Интернет и Интернет-ресурсам - 100%.
- активизация познавательной деятельности и читательской активности учащихся;
- повышение запросов информационных справок;
- информационно-библиотечный центр как инновационное структурное подразделение школьной инфраструктуры;
- освоение работы серверов Веб 2.0; применение этих знаний в образовательном процессе;
- увеличение библиотечного фонда информационными ресурсами, отвечающими требованиям.
Просмотр содержимого документа
««Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки»»
«Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки»
Школьная библиотека – это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.
На сегодняшний день ключевая задача нашей библиотеки – это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения повышения эффективности библиотечно-информационного обслуживания участников образовательного процесса как фактора повышения качества образования и воспитания.
Проблема повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогов сегодня особенно актуальна. От его уровня во многом зависит достижение нового качества образования.
Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в информационно-библиотечный центр. Сейчас школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационно-библиотечного центра.
Миссия информационно - библиотечного центра
Предоставление информации и идей, имеющих фундаментальное значение для успешной деятельности пользователей библиотеки, их социализации в современном мире, который строится на информации и знаниях, информационное сопровождение личностного роста всех участников образовательного процесса.
Выступая самостоятельным образовательным центром, библиотека ставит перед собой следующие цели:
Формирование школьной библиотеки как важнейшего элемента современной информационно-образовательной среды в системе образования.
Создание условий для обеспечения всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
Оказание организационно-методической помощи по использованию информационных поисковых систем.
Все это помогает приблизиться к основной цели деятельности библиотеки МОУ «Школа № 85 города Донецка».
Модель предполагает внедрение следующих инновационных технологий:
Создание и ведение электронного каталога библиографических карточек.
Создание электронного каталога книг и учебников.
Автоматическое заполнение формуляра читателя и сохранение его в базе данных.
Подключение к электронным библиотекам, расположенным в сети Интернет.
Пополнение абонемента аудиокнигами.
Пополнение медиатеки новыми материалами.
Основные направления деятельности
информационно-библиотечного центра
пополнение банка педагогической информации;
оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра;
создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через объединенный электронный каталог (локальную сеть, Интернет);
оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе библиотечно-информационного центра с использованием различных информационных средств обучения;
создание (на основе имеющихся в информационно - библиотечном центре) методических описаний, обучающих программ для интеллектуального развития школьников;
формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации;
осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации, заказанной литературы по МБА;
создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и CD-ROM- технологиями;
развитие информационной грамотности учащихся.
Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е.:
приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга;
содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, т.е. получению знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.
Ресурсное обеспечение ИБЦ:
Материально-технические ресурсы (Интернет, ПК + дополнительное оснащение).
Информационные ресурсы (цифровые + печатные ресурсы, Веб 2.0 как платформа накопления, совместного создания, комплектования, открытого доступа):
Электронные учебные материалы и образовательные ресурсы Интернета;
Печатные образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;
Электронные информационно-образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;
Дополнительная литература в фонде;
Ресурсы, создаваемые участниками образовательного процесса.
Ключевым изменением в категории «Информационные ресурсы» будет определяющая роль Интернета как источника, а также средств и инструментов Веб 2.0 как платформы накопления, совместного создания (к процессу привлекаются учителя, ученики, родители, коллеги-библиотекари), комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам.
Организационные ресурсы (пространственное расширение, ИБЦ 2.0 как инновационная
форма организации деятельности):
Новые место и роль ИБЦ в образовательном процессе влечет за собой организационно более совершенные подходы, направленные на развитие. Определим основные:
Пространственное расширение ИБЦ за счет выделения зон с четким назначением: библиотечная зона, аудио - и видео зоны, компьютерная зона, online-центр дистанционного обучения и т. п.
«ИБЦ 2.0» как инновационная форма организации деятельности, ориентированной на пользователя.
Интеграция ИБЦ в образовательный процесс (формирование информационной культуры участников образовательного процесса через сопровождение совместных проектов, исследований, поддержку и обеспечение индивидуальных траекторий образования ученика, повышения квалификации учителя и т. п. на основе внедрения в деятельность сервисов и инструментов «Веб 2.0» Интернета).
Публичная библиотека в жизни местного сообщества.
Направления деятельности библиотеки и обслуживание пользователей.
Библиотечно-информационные ресурсы библиотеки.
А. Фонд.
Б. Электронные ресурсы.
Размещение библиотеки и организация пространства.
Персонал публичной библиотеки.
Поддержка деятельности публичной библиотеки.
ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В ЖИЗНИ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА
1.1. Публичная библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре, составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования и самообразования и культурного развития.
Библиотека развивает свою деятельность в качестве общедоступного центра информации и культуры, предоставляя пользователям соответствующие материалы и информационную поддержку на всех этапах их жизнедеятельности.
Благодаря своей доступности, библиотека способствует устранению информационного неравенства, созданию условий для реализации интеллектуальной свободы, сохранения демократических ценностей и всеобщих гражданских прав, улучшения качества жизни.
1.2. Библиотека вносит важный вклад в повседневную жизнь и социально-экономическое развитие местного сообщества, способствует своими средствами всестороннему развитию своего города или сельского поселения с их уникальными особенностями и местной спецификой.
Ей принадлежит ведущая роль в собирании, хранении, изучении и популяризации региональной и местной культуры, в сохранении этнического, культурного, языкового и религиозного разнообразия и самобытности.
1.3. Публичная библиотека обеспечивает права на доступ к информации и к достижениям отечественной и мировой культуры особых групп населения: детей, юношества, людей, имеющих ограничения по здоровью (инвалидов по зрению, слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий), лиц преклонного возраста и других проблемных групп.
В целях наиболее полной реализации их прав библиотека выявляет социально исключённых граждан, места их сосредоточения и организации (органы социальной защиты населения, реабилитационные центры и др.), занимающиеся их проблемами, налаживает с ними связи, а также сотрудничает со специализированными библиотеками, научными и учебными специальными организациями.
1.4. Современная публичная библиотека постоянно откликается на происходящие социальные изменения, активно сотрудничает с органами местной власти, взаимодействует с партнерами по культурной деятельности, с общественными движениями и организациями, средствами массовой информации, развивает деловые и творческие связи с деятелями культуры, искусства, представителями бизнеса.
Библиотека открыто демонстрирует свои ценности, преимущества и возможности, информирует общественность о целях и задачах своей деятельности, о предоставляемых услугах; заявляет о своем участии в социальных, культурных, образовательных проектах и программах, способствующих приобщению различных групп населения к активной общественной жизни; участвует в рекламных акциях и общественных кампаниях по защите прав местных жителей на доступ к знаниям, информации и культуре и др.
Библиотека своевременно информирует жителей о режиме работы (часы работы, перерывы, выходные, санитарные дни) и условиях получения библиотечных услуг, своевременно оповещает о существенных изменениях в своей деятельности.
1.5. Библиотека регулярно отчитывается перед местным сообществом о своей работе, публикует и распространяет среди жителей и в органах местного самоуправления ежегодный отчет о своей деятельности.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ И ОБСЛУЖИВАНИЕ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
2.1. Публичная библиотека формулирует чёткую политику и стратегию развития, определяет приоритеты и услуги, предусматривает наличие адекватных ресурсов.
Стратегический план, программы и проекты, которые разрабатывает и реализует библиотека, должны охватывать различные направления деятельности и отражать потребности и ожидания реальных и потенциальных пользователей в области информации и библиотечного дела.
2.2. Одним из важнейших направлений деятельности библиотеки является обеспечение пользователей всеми видами информации для поддержания образования и самообразования, для компетентного участия в обсуждении важных проблем и принятия решений.
2.3. Библиотека участвует в организации содержательного досуга граждан, способствует развитию их творческих способностей, приобщает к культурному наследию.
Самостоятельно или совместно с другими организациями библиотека реализует образовательные, информационные и иные программы и проекты, проводит культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.).
2.4. Участие библиотеки в формирования культуры межличностного и межнационального общения осуществляется посредством обеспечения доступа этнических групп местных жителей к информации и знаниям на их родном языке.
Библиотека выявляет потребности в литературе и информации на языках этнических групп, сотрудничает с национально-культурными центрами и землячествами на своей территории и за ее пределами, обменивается профессиональной информацией с национальными библиотеками субъектов Российской Федерации, с региональными и местными методическими центрами.
2.5. Библиотека активно участвует в формировании культурно-исторического сознания местного сообщества, прежде всего в процессе краеведческой деятельности. Для этого библиотека:
собирает и хранит литературу по вопросам местной жизни;
наиболее полно отражает местную тематику в справочно-библиографическом аппарате;
составляет и издает на различных носителях информации краеведческие библиографические пособия, справочники, проспекты, путеводители, буклеты;
совместно с другими организациями участвует в сохранении местных устных традиций, в поиске генеалогической информации, в изучении генеалогии и истории отдельных семейств и родов, создает летописные и биографические описания местных достопримечательностей, знаменитых личностей, наиболее ярких событий;
организует работу краеведческих объединений.
При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.
2.6. Одним из важнейших направлений деятельности публичной библиотеки является развитие информационной культуры пользователей. С этой целью библиотека:
организует специальные уроки, семинары и тренинги, посвященные пользованию компьютером и основам работы в Интернет, с электронными ресурсами, с обучающими программами;
ведет библиотечные уроки в библиотеке, в образовательных учреждениях;
проводит регулярные экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, справочно-библиографическим аппаратом, техническими средствами и технологическими возможностями.
2.7. Публичная библиотека формирует и развивает читательскую культуру пользователей, читательскую компетенцию детей, юношества и взрослых, поддерживает и воспитывает у них потребность в чтении и в образовании в течение всей жизни.
2.8. Обслуживание пользователей в публичной библиотеке строится с учетом особенностей, потребностей и возможностей жителей городов и сельской местности.
Библиотека обслуживает все категории граждан, предоставляет им комплекс библиотечно-информационных и сервисных услуг в наиболее удобном для них режиме: в самой библиотеке или вне библиотеки, а также по телефону или по электронной почте.
Информационные технологии позволяют публичной библиотеке внедрять и использовать новые формы обслуживания, обеспечивать доступ к собственным и корпоративным информационным ресурсам любому пользователю вне зависимости от места его нахождения.
2.9. Современная библиотека призвана осуществлять следующие основные формы обслуживания:
стационарная форма обслуживания (все виды услуг библиотеки, оказываемых пользователю в стенах библиотеки);
внестационарная форма обслуживания (доставка пользователю документов и оказание иных услуг библиотеки по месту жительства, работы, учебы);
дистанционное обслуживание (обслуживание пользователя в удаленном доступе на основе информационно-коммуникационных технологий).
При отсутствии специализированных детских библиотек обслуживание детей организуется в отделах публичной библиотеке.
2.10. В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных.
В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.
2.11. Незрячим и слабовидящим пользователям обеспечивается доступ к электронным информационным ресурсам посредством компьютерных технологий, технических и программных средств, а именно: аппаратного и программного обеспечения, адаптированного для пользователей с полной или частичной потерей зрения (сканер, программа экранного доступа, синтезатор речи, устройства речевого выхода для самостоятельного чтения текстов с экрана монитора, конверторы).
При наличии мест компактного проживания инвалидов по зрению желательно иметь кафедру обслуживания или специализированный отдел, где собраны книги специальных форматов для слепых.
2.12. Особое значение имеет организация библиотечного обслуживания жителей удалённых территорий или тех категорий граждан, которые не могут воспользоваться стационарной библиотекой по характеру своей трудовой деятельности или условиям быта. В этих случаях библиотека использует мобильные средства (библиобус).
Библиобус должен быть оснащен постоянно обновляемым книжным фондом, правовыми и другими специализированными базами данных, современным оборудованием, выходом в Интернет.
2.13. Перспективной формой организации библиотечного обслуживания является такая, при которой, получая документ в одной библиотеке, пользователь имеет возможность вернуть его в любую другую библиотеку, либо заказать доставку документа из другой библиотеки в ту, которой он пользуется, на основе единого читательского билета.
Эта форма библиотечного обслуживания предполагает высокий уровень кооперации библиотек на современной технологической основе: объединения на едином информационном портале электронных ресурсов библиотек-участниц, а также организации непосредственной доставки документов из библиотеки в библиотеку с выдачей документов на дом (в отличие от межбиблиотечного абонемента, по которому документы выдаются для пользования в читальном зале).
2.14. Каждая библиотека самостоятельно определяет перечень услуг и условия их предоставления, учитывая как потребности и интересы пользователей, так и возможности библиотеки.
В любом случае, библиотека обязана предоставить гражданам наиболее полный в ее условиях набор услуг, стремиться к существенному повышению качества библиотечного сервиса.
2.15. К основным бесплатным (бюджетным) услугам публичной библиотеки относятся:
оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе конкретных документов и других источников информации;
предоставление информации о составе библиотечного фонда и о наличии в библиотечном фонде конкретных документов через систему каталогов, картотек и другие формы библиотечного информирования;
выдача документов из библиотечного фонда во временное пользование в соответствии с правилами пользования библиотекой;
удовлетворение запроса с помощью ресурсов других библиотек с использованием межбиблиотечного абонемента, внутрисистемного обмена или электронной доставки документов.
2.16. Библиотечные и информационные услуги для сообществ, в которых используется несколько языков, относятся к основным услугам и должны всегда отвечать местным или специфическим потребностям.
2.17. Всеобщим стандартом обслуживания в публичной библиотеке является максимально доступный фонд документов.
С учетом возможностей помещений библиотеки фонд должен быть максимально раскрыт и представлен в открытом доступе. При организации доступа к фондам детской литературы следует учитывать особенности классификации и каталогизации литературы для детей, облегчающих использование ими библиотечных ресурсов.
Ценные или редкие издания, которыми гордится и которые особенно бережет библиотека, могут быть представлены для всеобщего обозрения в застекленных шкафах, стеллажах, на специальных выставках или на веб-сайте библиотеки.
2.18. Современной формой обслуживания пользователей и оперативным каналом доступа к информации и библиотечным ресурсам становится веб-сайт публичной библиотеки.
Веб-сайт публичной библиотеки снабжается удобными для пользователей навигационными системами, дополняется навигационными системами, обеспечивающими его доступность для лиц с проблемами зрения и слуха. Он может использоваться всесторонне, в том числе для оформления электронного заказа на литературу, продления сроков пользования ею, получения справок и др.
Для детей создается отдельная веб-страница.
2.19. В процессе обслуживания различных категорий пользователей библиотека выявляет и учитывает их предложения и замечания в свой адрес, проводит анализ неудовлетворенного спроса.
Оценка качества и результативности библиотечных услуг осуществляется библиотекой на всех этапах их предоставления: выявления потребностей, изучения спроса, планирования, разработки, рекламирования, использования, анализа удовлетворенности.
Общая оценка включает такие характеристики библиотечных услуг, как:
соответствие спросу и оперативность выполнения;
информативность и содержательность;
современные методы и способы исполнения и предоставления;
количество и уникальность услуг для особых групп пользователей (для детей и юношества, для людей с недостатками зрения и слуха, с поражением опорно-двигательного аппарата и другими ограничениями жизнедеятельности.
Общие характеристики должны быть дополнены показателями, которые библиотека использует для оценки качества и результативности своей деятельности.
2.20. Одним из эффективных инструментов управления качеством деятельности библиотеки, включая обслуживание пользователей и предоставление услуг, является разработка комплекса внутренних стандартов, нормативных (или эталонных!) требований.
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕКИ
А. Фонд
3.1. Основным библиотечно-информационным ресурсом современной публичной библиотеки остается библиотечный фонд, который включает издания в различных форматах и на различных носителях: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы.
3.2. Фонд каждой библиотеки является библиотечно-информационным ресурсом конкретной территории (муниципального образования) и частью национального библиотечно-информационного ресурса Российской Федерации.
Основными характеристиками фонда публичной библиотеки являются соответствие потребностям и спросу, постоянная обновляемость.
Современная публичная библиотека ориентируется на доступ ко всей имеющейся информации, а не только к собственным ресурсам, обеспечивает пополнение своего фонда также посредством использования каналов межбиблиотечного взаимодействия: внутрисистемного обмена, межбиблиотечного абонемента, электронной доставки документов.
3.3. Объем фонда публичной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе 5-7 томов; на селе 7-9 томов.
Однако средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.
3.4. Фонд публичной библиотеки, обслуживающей все категории местных жителей, является универсальным по содержанию и включает широкий диапазон документов разных форматов и на различных носителях.
Публичная библиотека, имеющая право на получение местного обязательного экземпляра, а также официальных документов, принимаемых органами местного самоуправления, формирует наиболее полный фонд, доступный жителям всей территории (муниципального образования).
Специализированный фонд (например, детской литературы или проблемно-ориентированной литературы) публичной библиотеки формируется наиболее полно документами разных форматов и на различных носителях в соответствии с приоритетами ее деятельности.
3.5. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки), литература для детей в возрасте до 14 лет включительно составляет не менее 30% от общего объема фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п.
Фонд звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей для детей должен включать лучшие образцы отечественной и зарубежной детской музыкальной классики и киноклассики.
В фонде библиотеки должны быть также представлены «говорящие книги», включающие произведения современной и классической русской и зарубежной литературы.
3.6. В фонде библиотеки должны присутствовать специальные форматы для слепых: книги рельефно-точечного шрифта, «говорящие» книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих.
3.7. Публичная библиотека включает в свой фонд документы для этнических групп пользователей (с учетом международной практики: при численности 500 этно-национальных представителей - 100 томов; при численности до 2000 - из расчета 1 том на 10 человек).
3.8. В обязательном порядке публичная библиотека должна получать по подписке экземпляры местных и региональных газет и журналов, а также основных центральных изданий. В составе фонда периодики должны быть издания для детей, а также профессиональные издания для библиотекарей.
3.9. Объем фонда справочных и библиографических изданий должен составлять не менее 10% к общему фонду публичной библиотеки.
В нем должны быть представлены универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, краеведческие и туристические справочники, атласы, маршрутные карты, адресные книги, информационные пособия, программы в помощь обучению, образованию и развитию для всех жителей конкретной территории (муниципального образования).
3.10. Для сохранения значимости фонда публичной библиотеки необходимо его постоянное пополнение с учетом территориальной специфики из расчета:
по методике, предложенной Российской национальной библиотекой - 3,8% новых поступлений к общей книговыдаче за год;
из расчета поддержания уровня принятой в России средней книгообеспеченности на 1 жителя.
3.11. Обновляемость фонда публичной библиотеки определяется как темпами их пополнения, так и своевременного исключения и списания документов. В обязательном порядке библиотека осуществляет списание ветхих и устаревших изданий, особенно справочных материалов, а также изданий, утративших актуальность и не имеющих спроса со стороны пользователей.
Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны оставаться в составе фонда библиотеки постоянно. Единственный экземпляр таких документов может храниться в традиционном виде или быть воспроизведен на ином носителе информации (микрофильме или в электронной форме).
3.12. Библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, температурно-влажностного режима, пожарной безопасности и др.
Б. Электронные ресурсы
3.13. С целью формирования электронных ресурсов, развития новых форм обслуживания и обеспечения доступности информации на качественно новом уровне, на базе автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС) осуществляется последовательная информатизация публичной библиотеки. Она включает:
создание материально-технической базы, в том числе определение необходимого количества автоматизированных рабочих мест для сотрудников и пользователей;
приобретение лицензионных программных продуктов, формирование локальной вычислительной сети (ЛВС), подключение к сети Интернет;
автоматизацию всех основных библиотечных процессов: управленческих, технологических (комплектование, обработка и каталогизация, создание справочно-библиографического аппарата и др.), библиотечного обслуживания, информационного обеспечения читателей, управление библиотекой (библиотечной системой);
реализацию новых технологических возможностей, в том числе формирование и наращивание информационных электронных ресурсов, создание веб-сайта библиотеки для размещения информации о ресурсах и услугах, предоставление удаленного доступа к электронным ресурсам и виртуальным услугам, участие в корпоративных проектах.
3.14. Основным электронным ресурсом, который библиотека формирует самостоятельно, либо совместно с другими библиотеками, либо на основе использования корпоративного ресурса, является электронный каталог на фонд библиотеки.
3.15. Помимо электронного каталога, публичная библиотека может создавать самостоятельно разнообразные базы данных: библиографические, фактографические, полнотекстовые, в том числе базу официальных документов, принимаемых органами местного самоуправления.
В обязательном порядке библиотека создает краеведческий электронный ресурс: тематические базы данных, отражающие направления развития местного сообщества, его историческую память.
Чтобы обеспечить более полное и качественное обслуживание пользователей с учетом их информационных потребностей, библиотека должна приобретать готовые базы данных.
3.16. Наиболее крупная публичная библиотека может участвовать в реализации «цифровых» проектов, создавать собственную электронную коллекцию.
3.17. Участие публичной библиотеки в корпоративных проектах, в создании единых информационных сетей (региональных, межрегиональных, федеральных, международных) осуществляется на основе взаимодействия с библиотеками разных ведомств, с учреждениями культуры, образования, информационными центрами и другими организациями.
Основные мероприятия в рамках корпоративного взаимодействия направлены на расширение возможностей библиотеки для удовлетворения потребностей пользователей.
В дополнение к имеющимся в библиотеке электронным ресурсам, на ее веб-сайте могут размещаться коллекции полезных интернет-ссылок, списки интернет-адресов, информационные навигаторы, обеспечивающие новые библиотечно-информационные формы работы, в том числе виртуальную справочную службу, электронные презентации информационных ресурсов и услуг библиотек и др.
3.18. Уровень обеспечения библиотеки компьютерной техникой должен зависеть не только от финансовых возможностей, но от стоящих перед библиотекой задач в области внедрения новых технологий и от потребностей пользователей в новых ресурсах и услугах.
В соответствии с потребностями библиотека должна быть обеспечена автоматизированными рабочими местами для сотрудников и для пользователей, объединенными в ЛВС, оборудованием для организации ЛВС, устройством доступа в Интернет, сканером, принтерами, лицензионной операционной системой, в том числе обеспечивающей доступ незрячих пользователей к электронным ресурсам, пакетом лицензионных офисных программ.
Все программное обеспечение (также как аудио и видео материалы) должно сопровождаться лицензиями на его использование.
Подключение к сети Интернет может осуществляться на основе использования технологии, предоставляемой операторами сотовой связи, либо по проводной телефонной линии, либо через спутниковую связь.
3.19. Программное обеспечение автоматизированных мест незрячих пользователей должно быть адаптировано в соответствии с рекомендациями Консорциума Всемирной сети (C3W) для обеспечения доступности программного обеспечения слепым и слабовидящим.
3.20. Оборудование и программное сопровождение информационных систем в публичной библиотеке должны обновляться в соответствии с требованиями информационных и телекоммуникационных технологий - не реже одного раза в пять лет.