Ценностные эмоции. Введение. Эмоции и их функции

1. Альтруистические эмоции переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье, чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нем; сопереживание удачи и радости другого; чувство надежности или умиления; чувство преданности; чувство участия, жалости.

Нередко студенты, чрезмерно склонные к альтруизму, вызывают постоянное недовольство преподавателей: они подсказывают своим однокурсникам, дают им конспекты, делают за них домашние задания. В данном случае соответствующая потребность оказывается сильнее, чем доводы рассудка и внешние требования.

2. Коммуникативные эмоции - возникающие на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик; чувство симпатии, расположения; чувство уважения к кому-либо; чувство признательности, благодарности; чувство обожания кого-либо; желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей. Коммуникативные эмоции способствуют формированию неформальных отношений внутри учебной группы.

3. Глорические эмоции (от лат. "слава"), связанные с потребностью в самоутверждении и славе: стремление завоевать признание, почет; чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш; приятное щекотание самолюбия; чувство гордости; чувство превосходства; чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности. Некоторые студенты в процессе обучения стремятся не просто к получению знаний, а к высшим достижениям ("самый умный", "лучше всех успевающий" и т.д.).

4. Праксичсские эмоции, вызываемые деятельностью, ее изменением в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления и завершения: желание добиться успеха в работе; чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; любование результатами своего труда, его продуктами; приятная усталость; приятное удовлетворение от того, что дело сделано. Занимаясь любимым предметом, студент может испытывать сильное чувство усталости и одновременно удовольствие от самого процесса работы.

5. Пугнические эмоции (от лат. "борьба"), определяемые потребностью в преодолении опасности, интересом к борьбе: жажда острых ощущений; упоение опасностью, риском; чувство спортивного азарта; решительность; спортивная злость; чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей.

Более актуальны соответствующие эмоции у мужчин, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому между студентами нередко возникают специфические "соревнования" - борьба за лидерство, доминирование.


6. Романтические эмоции: стремление ко всему необыкновенному, таинственному; стремление к необычайному, неизведанному; ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда; манящее чувство дали; волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности, тайны; чувство особой значительности происходящего; чувство зловеще-таинственного, мистического.

Сегодняшнему рациональному поколению бывает трудно понять своих родителей, которые в погоне за романтикой готовы были пренебречь всеми благами цивилизации и мчаться на край света "за туманом и за запахом тайги".

7. Гностические эмоции (от греч. "знание"), связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление понять происходящее или изучаемое, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения при столкновении с проблемой; чувство ясности или смутности мысли; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все знания и взгляды в систему; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины. Если у студента оказались несформированными соответствующие эмоции, то его учебная деятельность ведется чисто на формальном уровне (репродуктивное заучивание учебных текстов).

8. Эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение гармонией и красотой объекта, явления; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; наслаждение звуками; чувство волнующего драматизма; чувство светлой грусти и задумчивости; поэтически-созерцательные переживания; чувство душевной размягченности, растроганности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминаний о давнем; горько-приятное чувство одиночества.

9. Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте: наслаждение приятными физическими ощущениями - от вкусной пищи, тепла, солнца и т.п.; чувство беззаботности, безмятежности; нега, сладкая лень; чувство веселья; приятная бездумная возбужденность в компании, на танцах; сладострастие. Эти эмоции в студенческой жизни нередко либо подавляются (аскетический образ жизни), либо, актуализируясь, отвлекают студентов от учебной деятельности.

10. Акизитивные эмоции (от франц. "приобретение"), порождаемые интересом, тягой к накоплению, коллекционированию, обладанию: стремление иметь определенные объекты в своем безраздельном пользовании, умножать их число, накапливать; радость по случаю увеличения своих накоплений; приятное чувство при осмотре своих накоплений. Объекты коллекционирования могут быть самые неожиданные - от произведений искусства до крышек от бутылок. Кто-то "коллекционирует" собственные сердечные победы, а кто-то - книги с описанием чужих побед.

Общее понятие об эмоциях. Специфика и функции эмоций. Физиологические основы эмоций. Центры базальных эмоций (гнева, страха, радости). Представление о динамической локализации социальных эмоций. Классификация эмоций и чувств. Эмоциональные состояния (настроение, аффекты, фрустрация). Психологические теории эмоций: эволюционная теория Ч. Дарвина, психоорганическая концепция Джеймса-Ланге, теория Кеннона-Барда, когнетивные теории эмоций (понятие когнитивного диссонанса Л.Фестенгера). Информационная теория эмоций П.В.Симонова. Эмоциональные свойства личности. Эмоция как ценность. Эмоциональная направленность личности (по Б.И.Додонову). Понятие об общей эмоциональной направленности личности

Эмоции представляют собой сложные системные психологические образования, включенные в различные виды психической деятельности и базирующиеся на разных потребностях. Это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия. Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт. Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от тех потребностей, на базе которых они формируются. Эмоции делят также на низшие (базальные) и высшие. Низшие связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции. Параметры эмоций ((и классификация ): характер потребностей (витальные, базальные - социальные, небазальные), их уровень (элементарные - сложные), их знак (положительные - отрицательные), их связь с модальностью ощу-щений и восприятий (эмоции, связанные со зрением, слухом, вкусом, тактильными функциями, движением), их связь с опытом (врожденные - приобретенные), степень осознанности эмоций (осознанные - неосознанные), отношение к состоянию активации (активизирующие - успокаивающие), их объект (направленные «на себя» - направленные «вовне»-), их длительность (краткие - длительные), их интенсивность (сильные - слабые), их отношение к деятельности (вед-ущие - неведущие) и т. д. В зависимости от силы влияния на активность человека выделяют стенические и астенические эмоции. Первые активируют деятельность человека, возбуждают (радость, гнев), вторые угнетают, подавляют активность (страх, тоска). Общепринятое подразделение эмоциональных явлений на чувства, аффекты и эмоции (А.Н. Леонтьев) + «эмоциональный тон ощущений» не исчерпывает все разнообразие эмоциональных явлений



В результате филогенетического развития чувства и эмоции стали выполнять ряд специфических функций Переключательная - состоит в том, что они часто побуждают к изменению своего поведения, наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Подкрепляющая. Эмоции осуществляют положительное и отрицательное подкрепление общего соотношения достигнутых в деятельности результатов с ее мотивами и целями. Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий Предвосхищающая ф. Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована, они успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Д арвин в работе 1872 г. «Выражение эмоций у чела и животных» писал, что эмо-и выполняют функцию адаптации (приспособления) регулируют взаимодействие у видов, которые ведут социальный образ жизни, регулируют поведение человека. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды. Коммуникативная : Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком чувств» и позволяют передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д



Физиологические основы эмоций . Кеннон предлагал теорию эмоций, в которой он утверждал, что эмоции возникают в результате деятельности таламуса. Опыты над таламусом показали, что одновременное раздражение некоторых участков гипоталамуса приводило к особым проявлениям поведения, характерным для той или иной эмоции. Потом они обнаружили, что к эмоциям отношение также имеют и еще некоторые другие древние формации мозга. Установлено участие в эмоциональных реакциях гиппокампа и миндалины, базальных ганглиев - скорлупы, хвостатого ядра, бледного шара и ограды. Позднее выявили участие поясной извилины. В конце концов, была сформулирована теория о лимбической системе - совокупность структур головного мозга, принимающих участие в образовании эмоционально - мотивационного поведения. Согласно этой теории эмоции возникают в гиппокампе, оттуда направляются в гипоталамус, таламус и затем в поясную извилину - круг Пейпеца. С поясной извилины импульсы распространяются на другие участки коры больших полушарий. Поэтому любые психические процессы приобретают эмоциональную окраску. эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы. Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И. П. Павлов связывал происхождение сложных чувств с деятельностью коры мозга.

Центры базальных эмоций . Если сравнивать мозг животного и человека, то мы увидим огромные различия в полушариях мозга, которые называют еще также неокортексом ("нео" - новая, "кортекс" - кора). Именно с этим объектом связана высшая нервная деятельность человека. Центры базальных эмоций относятся к участкам старой коры - к подкорковым образованиям, а они у человека и животных имеют сходство. Отсюда и сходство в низших эмоциях. Радость, удовольствие :Форстер и Гогель уже в 1933 г. показали в ходе операций в области основания мозга, что раздражение ги­поталамуса путем сжатия дна 3-го желудочка вызывало эйфо­рию, характерную для маниакального состояния. Олдс: раздражении поясной коры, амигдалярный комплекс, перегородку, гигшокамп, ядра таламуса, пе­редний отдел гипоталамуса, то есть в области обонятельного мозга и передней части ствола мозга, что вызывало положительное подкрепление деятельности. Реакции смеха зависят от раздражения базальных ядер. Ярость, страх : В 1937 г. Папец говорил об обонятельном мозге, включающим несколько образований, из которых наиболее важным является гиппокамп. Эти глубокие структуры относятся к конечному моз­гу, от которого они получают информацию, но они тесно связа­ны с промежуточным мозгом. Реакции промежуточного мозга зависят от структур обоня­тельного мозга, которые выполняют как тормозящую, так и активирующую роль. Можно вызывать реакции ярости, вле­чения к чему-то или насыщения, сексуальных побуждений пу­тем локальной стимуляции гипоталамуса, спинноталамического пути, задне-вентрального ядра таламуса и гиппокампа Состояние возбуждения, соответствующее ярости, распрост­раняется по стволу мозга, включая ретикулярную формацию, средний мозг и задний отдел гипоталамуса. все эти центры эмоций находятся под контролем новой коры. В опытах Лилли (1957) при раздражении гипоталамуса обезьяны сами прерывали ток, как только его интенсивность достигала Vs величины, вызывавшей у них панический страх.

Представление о динамической локализации социальных эмоций . 1) эмоц явления явл системными по психологич стр-ре и осущ-ся с пом систем-х мозговых мех-мов.В их состав включ такие стр-ры мозга,кот реализ-т важные мотивацион –потребност пр-ссы. 2) Разл параметры эмоций явл сист-ми кач ми и связаны с работой разл мозговых стр-р.3) Поражен того или иного звена эмоц-й функ-й системы-или опред фактора должно привести не к изолир –му наруш эмоц сферы опред хар-ра,а к целой совокупности нарушений, т е к особого рода эмоуион синдрому,кот склад-ся из разл форм наруш-я опред аспекта эмоц сферы.4).Хар-на чёткая уровневая организация, наличие частично осознанных и бессознат ур-ней реализац-ии эмоц явл-й. При лок пораж мозга возможны пост эмоц растрой-ва и пароксизмальные аффективные наруш-я(не им реального повода).3 осн локализации пораж мозга, сиязанные с эмоц наруш: гипофизарно-гипоталамическая, височная и лобная обл мозга. Большинство ученых считают главным то, что все участки мозга, ответственные за эмоциональные проявления, связаны в одну систему и каждый из них вносит что-то свое в проявление конкретной эмоции. Кроме этого, ученые впоследствии установили, что на возникновение эмоций также оказывают влияние и другие системы организма: пищеварительная, эндокринная, а также информация извне.

Эмоциональные состояния (настроение, аффекты, фрустрация) Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно или внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным. имеет личностный характер. На него оказывает большое влияние темперамент. Аффект - это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. В состоянии аффекта сужается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов ипредставлений, связанных с переживанием. К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Фрустрация. Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.

Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он же является представителем сенсуалистических теорий, которые связывают эмоции с простейшими психическими процессами и ощущениями. Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.

Ч. Дарвин предложил теорию, объясняющую происхождение и назначение тех органических изменений и движений, которые обычно сопровождают ярко выраженные эмоции. Эта теория получила название эволюционной. По Ч. Дарвину зачатки базальных эмоций есть у животных. Базальные эмоции являются важнейшими средствами невербальной коммуникации. В процессе социокультурного развития на основе базальных эмоций формируется сложный многокомпонентный комплекс высших эмоций, эмоциональных явлений и состояний, объединенных в единую эмоционально-личностную сферу, имеющую сложную мозговую организацию.

1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные) проявления
эмоций выполняют в жизни человека важную приспособительную роль. Они
настраивают его на определенные действия и, кроме того, это для него
сигнал о том, как настроено и что намерено предпринять другое живое
существо.
2. Когда-то в процессе эволюции живых существ те органические и
двигательные реакции, которые у них есть в настоящее время, были
компонентами полноценных, развернутых практических приспособительных
действий. Впоследствии их внешние компоненты сократились, но жизненная
функция осталась прежней. Например, человек или животное в гневе
оскаливают зубы, напрягают мышцы, как бы готовясь к нападению, у них
учащается дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совершить
акт агрессии.

Американский психолог Уильям Джемс в 1884: непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции. (то есть физические изменения следуют до возникновения эмоций).Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге (1885): по его мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны, вследствие сходства и совпадения во времени их теорий, их стали рассматривать как единую теорию, известную ныне, как “теория Джемса-Ланге”. Это физиологическая теория, которая имеет значение и поныне. Согласно ее, эмоции включают как чувственное, так и когнитивное содержание; эмоциональное состояние является производным от состояния периферических органов. Джемс делит эмоции на "низшие" и "высшие". К "низшим" он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.; к "высшим" относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями.

В 1929 году физиолог Кэннон пришел к выводу, что в теории Джеймса-Ланге ошибочно исходное предположение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Исследования Кэннона показали, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций. Теория Кэннона, которая впоследствии была модифицирована Филиппом Бардом, утверждала, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала проходят через таламус. 3атем возбуждение как бы расщепляется: половина идет в кору больших полушарий, где порождает субъективное переживание страха, гнева или радости; другая половина идет в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Согласно теории Кэннона-Барда, психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно Физиологическая часть теории Кэннона-Барда не была верна в деталях. Но она вернула процесс возникновения эмоций из периферических органов, куда его относила теория Джеймса-Ланге, обратно в мозг.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера . Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

В отечественной психологии можно выделить несколько основных подходов .

А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, О.К. Тихомиров разрабатывали тему с позиции деятельностной обусловленности всех психических явлений. В этом отношении эмоции можно характеризовать как внутренние регуляторы деятельности.

В соответствии с представлениями таких авторов, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас, одной из самых важных характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами. В различных видах познавательной деятельности, направленных на отражение объективной реальности, эмоции выполняют оценочную и побудительную функции, отвечая за пристрастность познавательной деятельности и ее целенаправленность.

П.К. Анохин, К.В. Судаков, подходивших к проблеме эмоции с точки зрения общей теории функциональных систем, а также П.В. Симонова, рассматривавшего эмоции в рамках информационного подхода.

И.П. Павлов различал врожденные эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением врожденных потребностей и инстинктов, и приобретенные (по механизму условных рефлексов) эмоции, направленные на удовлетворение приобретенных потребностей.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова (1964 ) : в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. "В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:
Э = f [П, (Ин - Ис), …. ],
где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис -информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент. Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис больше, чем Ин) порождает положительные эмоции. (...) эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

  • индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;
  • фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;
  • качественные особенности потребности.

Эмоциональные свойства личности - постоянно проявляющиеся особенности эмоционального реагирования. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

Эмоция как ценность . специфика высших чувств (Л.И. Божович): они «могут приобрести для человека самостоятельную ценность и сами стать предметом его потребности. Это так называемые ненасыщаемые потребности... Они не угасают в результате насыщения, а усиливаются, побуждая человека к новым поискам и созданию предмета их удовлетворения. В отличие от элементарных («натуральных») потребностей они могут побуждать человека в силу не отрицательных, а положительных переживаний и приводить его не к приспособительной, а к созидательной, творческой деятельности» С процессом культурно-исторического развития потребностей, - по мнению Л.И. Божович, - тесно связано развитие эмоций и чувств. Таким образом, возникновение новообразований в ходе развития потребностей означает вместе с тем возникновение и новых функциональных структур в развитии эмоциональной жизни человека. Так рождаются сложные, специфически человеческие чувства - нравственные, эстетические, интеллектуальные и пр.

Додонов (1987) выдвигает и обосновывает положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях, показывает, что человек проявляется как личность прежде всего в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности. Он дает эмоциям двоякое определение:
а) как процесса оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире;
б) как части «единого регуляционного процесса, осуществляемого человеком или животным в ответ на внешнюю или внутреннюю стимуляцию» Направленность личности- это уже сложившаяся система ее важнейших целевых программ. Люди различаются не только по эмоциональному отношению к одним и тем же явлениям действительности, но и по-разному относятся к своим эмоциям, т. е. более или менее осознанно стремятся к совершенно различным эмоциональным состояниям: альтруистический тип (радость, когда удается сделать что-то хорошее для людей, и обида, когда они платят неблагодарностью), праксический тип (душевный подъем, когда работа идет хорошо, и раздражение, когда она плохо ладится), гностический тип (горячий интерес при познании нового и страдание при неудовлетворяемой жажде познания), эстетический тип (своеобразное сладкое «томительное» чувство, возникающее при восприятии природы, музыки, вообще чего-либо прекрасного, и неудовлетворенность из-за отсутствия такой красоты), гедонистический тип (веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, покоем, безопасностью, безмятежностью или беспричинная тоска и апатия). Методика исследования эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова направлена на анализ эмоционального состава интересов, мечтаний и воспоминаний личности.

Логика или чувство? Рацио или эмоция? Оценка или переживание? Публикуем статью «Эмоция как ценность», в которой психолог Борис Игнатьевич Додонов размышляет, насколько важно уметь получать удовольствие от своей деятельности, почему эмоции так ценны для нас, к каким негативным последствиям способен привести эмоциональный голод и почему даже отрицательные эмоции могут стать источником нашей радости.

Эмоция как ценность (1987 г.)

Как известно, существует два вида оценивания действительности: эмоциональное и рациональное, словесное. Словесные оценки «хорошо - плохо», «опасно - неопасно», «красиво - некрасиво» и т. д. выступают как мера ценности предметов, событий, поступков. Иначе обстоит дело с эмоциональными переживаниями человека. Обозначая ценность определенных явлений действительности, они и сами являются своеобразными ценностями. Люди поэтому могут не только любить кого-то, но, как отмечали, например, Байрон и Толстой, любить самое любовь, переживания любви. При этом ценность эмоций может быть как опосредованной убеждениями человека моральной ценностью, так и непосредственной ценностью, уходящей своими корнями в природную потребность организма в эмоциональном насыщении.

Когда поэт, обращаясь к судьбе, восклицает: «Пошли мне бури и ненастья, но от покоя сохрани!» - он подчеркивает прежде всего моральную ценность эмоций, противопоставляя их преступному равнодушию. Но эмоции желанны для нас и помимо всякой своей ценности как регулятора морального поведения. Если человека долго ничего не волновало, не тревожило, он начинает испытывать настоящий эмоциональный голод. Как и всякая другая неудовлетворенная потребность, эмоциональный голод имеет свое специальное эмоциональное выражение. Это хорошо известное всем чувство скуки, которое человек испытывает, когда ему нечем заняться или когда он занимается однообразной работой, не доставляющей ему необходимого разнообразия переживаний. Эмоциональный голод не просто неприятен - он мешает нормальному развитию человеческого организма в период детства и губительно действует на него в зрелом возрасте. К эмоциональному насыщению неосознанно стремятся даже животные, однако лишь у людей потребность в эмоциях становится индивидуально дифференцированной и прочно связывается с процессами определенной деятельности, осознаваясь как склонность к ней. Так природная необходимость эмоций не только для ориентации организма, но и для его нормального развития и функционирования приобретает чисто человеческий статус самодовлеющей ценности.

То, что человеческие эмоции одновременно выступают в роли оценки и в роли ценности, не означает, что эти две их роли нераздельны. Напротив, в каждой из двух своих ипостасей эмоция бывает представлена также и в двух разных системах отношений. Первая система - это отношение субъекта деятельности к ее целям, промежуточным результатам и разного рода обстоятельствам, облегчающим или затрудняющим их достижение. Вторая - его же отношение к самой деятельности. Поясним сказанное на довольно простом примере. Скажем, кто-либо из наших читателей любит в свободное время поиграть в шахматы. Каждый раз, как он садится за доску с тем или иным интересным для него партнером, он мечтает выиграть. Выигрыш выступает для него как ценность и цель, само же эмоционально окрашенное желание выиграть - как оценка значимости той цели, которую человек поставил перед собой уже в начале игры. Чем значимее цель, тем больше желание ее достигнуть.

Выигрыш у сильного партнера способен поднять шахматиста в собственных глазах и в глазах других игроков выше, чем выигрыш у слабого, поэтому и желание в первом случае сильнее. Но вот началась игра. Создалась острая и сложная позиция с обоюдными шансами. К желанию выиграть присоединяются теперь волнение и особое интеллектуальное чувство проблемности ситуации, своеобразное «когнитивное страдание». Эта эмоция - тоже оценка, отражающая сложность позиции. Если в то время, когда игрок обдумывает ход, раздается посторонний шум, он, возможно, вызовет у шахматиста раздражение, то есть невербальную (несловесную) отрицательную ситуацию, которая мешает ему сделать правильный ход и тем самым достичь необходимого промежуточного результата.

Но вот играющему удалось хорошо разобраться в позиции, выработать многообещающий план дальнейшей игры, который, как он надеется, приведет его к победе. В этом случае он испытывает радость как оценку удачного решения проблемы, а возможно, и гордость - как оценку своих способностей. Если же вскоре выясняется, что его расчет оказался ошибочным, это будет оценено эмоцией разочарования, а если план сорвется из-за простой небрежности, например неудачной перестановки ходов, игрок испытает досаду. Однако не все еще потеряно, игра продолжается, к в процессе ее шахматист продолжает испытывать множество новых разнообразных переживаний-оценок, в том числе и немало эстетических от того или иного красивого хода как со своей стороны, так и со стороны противника (вот оно - «бескорыстие» эстетических эмоций!). Наконец, игрок может бурно обрадоваться, выиграв партию, или огорчиться и почувствовать себя уязвленным, проиграв ее. И все эти эмоции по отношению к цели игры будут не чем иным, как оценками.

Но нас заинтересовал еще один вопрос: сел ли данный человек за доску только ради самоутверждения или у него был и другой мотив? Такой мотив безусловно существовал, более того, в данном случае он скорее всего был даже основным, поскольку речь идет об игре, а не о продуктивной деятельности. Таким мотивом было удовольствие от игры. Из чего же оно сложилось? Да из тех же самых переживаний, которые рождало у шахматиста оценивание определенных ситуаций и эффектов его деятельности в данный момент. Но поскольку субъекта побуждало к игре желание получить удовольствие от нее, то последнее и все, стало быть, составляющие его конкретные переживания в системе отношений «субъект - деятельность» выступали уже как ценности. На основании этого примера и подобных ему мы делаем вывод, что человек не безразличен не только к результатам деятельности, к той пользе, которую она приносит, но и к ее эмоциональному содержанию.
В зависимости от того, в какой роли мы рассматриваем эмоцию, меняются и многие другие ее характеристики. Так, отрицательные эмоции, выступая в качестве оценок, всегда отталкивают субъекта от оцененной им ситуации или побуждают к ее преодолению, уничтожению. Они же в качестве ценностей могут иной раз не отталкивать, а притягивать личность к определенным занятиям. Интуитивно такую диалектическую двойственность эмоций очень верно подметил А. С. Пушкин, когда писал о Татьяне Лариной:

…Тайну прелесть находила
И в самом ужасе она
Так нас природа сотворила,
К противоречию склонна.

Всякое наслаждение, понуждающее нас к деятельности, вообще никогда не состоит из одних положительных эмоций. «Музыка наслаждения» - это всегда сложная структура из разных эмоций при таком их сочетании, когда возникающие отрицательные переживания достаточно быстро «снимаются» положительными. «Люблю накал борьбы,- написал в анкете один из опрошенных нами студентов факультета физвоспитания Симферопольского госуниверситета, отвечая на вопрос, за что он любит спорт. Когда выходишь на финишную прямую, буквально задыхаешься от недостатка кислорода, в висках стучит, ноги не поднимаются, а темп бега все нарастает. Именно это я люблю. Если на соревнованиях не было спортивной борьбы на дистанции, я остаюсь неудовлетворенным от бега: не было тех ощущений, о которых мечтал, становясь на старт».

Каждый полет для абсолютного чемпиона мира по высшему пилотажу Владимира Мартемьянова, по его словам, «был наслаждение», и к самолету он поэтому спешил «с радостным волнением и нетерпением… как когда-то спешил на свидание с девушкой».

И вот из чего складывалось это наслаждение:

«Сначала бросаю самолет отвесно вниз. Высота предательски быстро теряется, а нужной скорости все нет. С ужасом понимаю: так можно лететь до самой земли - и все безрезультатно… Началась жестокая схватка с разжиженным жарой коварным испанским небом…»

Великое наслаждение испытывал А. С. Пушкин, создавая свои творения. «И ведаю: мне будут наслажденья… - писал он,- порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь». Не только спорт или поэзия, но и самый обыкновенный труд бывает мил людям за то, что он заставляет их переживать, волноваться, грустить, ликовать. Муки и радость творчества неразделимы и лишь в сочетании друг с другом приносят наслаждение творцу. Если эмоция в роли оценки выступает, говоря словами А. Н. Леонтьева, как «механизм движения деятельности», то есть выполняет служебную функцию, побуждая к деятельности ради «помеченной» ею ценности, то в качестве самостоятельной ценности она становится одним из мотивов деятельности. Следовательно, эмоция, выступая одновременно в двух ипостасях, двояким образом участвует и в обусловливании деятельности, в ее организации.

Знание, что эмоция постоянно выступает и как ценность, положительная или отрицательная (антиценность), позволяет глубже понять природу многих психологических явлений: склонностей, которые представляют собой человеческую потребность в определенных видах деятельности не только как в средствах достижения желанных целей, но и как в источниках желанных («ценных») переживаний, удовольствия от деятельности, и конкретно исследовать состав последнего для каждого конкретного случая. Иногда искусствоведы прямолинейно считают, что мажорность или минорность стиля писателя, грустный или веселый тон его произведений определяется его характером.

«Пессимист, меланхолик,- пишет, например, Л. А. Зеленев,- на все откликается грустной нотой; художник с оптимистическим складом характера тяготеет к созданию образов, звучащих мажорно».
На самом же деле не все так просто. Тон творчества в гораздо большей мере определяют не те эмоции, которые чаще всего испытывает художник, а те, которые для него наиболее ценны. Подтверждение этому можно найти, например, в «Авторской исповеди» Н. В. Гоголя: «На меня находили припадки тоски… Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать». О своем «невеселом и задумчивом характере» говорили и многие другие писатели, получившие известность как юмористы (Джером К. Джером, М. Зощенко и др.).

Книга кандидата психологических наук, доцента Симферопольского государственного университета В. И. Додонова рассматривает проблему эмоций в своеобразном ракурсе - с точки зрения теории ценностей. Автор выдвигает и обосновывает положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях, показывает, что человек проявляется как личность прежде всего в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности.

Работа адресована читателям, интересующимся философскими и психологическими проблемами.

ВВЕДЕНИЕ

“...Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек”, - заметил Гегель, имея в виду запоздалый приход исторической мудрости.

Примеряя к малому то, что сказано о большом, удостоверить меткость этого изречения мог бы и любой исследователь, В научной работе тоже не часто удается прийти к постановке и решению какой-либо новой проблемы кратчайшим, прямым путем. Логика и психология мышления никогда полностью не совпадают. Той последовательной цепи изысканий, суждений и умозаключений, которую исследователь представляет на суд общественности в законченной работе, обычно не бывает в его действительных поисках; последние являются, так сказать, частным делом ученого, и он редко о них упоминает. Автор этой книги тоже не собирается водить читателей по лабиринтам своих мыслей. Но все же хотелось бы рассказать, “откуда все пошло”. Тем более, что “все пошло” от фактов, с которыми, вероятно, сталкивались многие.

Внешне они очень разные, эти факты. Возьмем хотя бы такой.

“Я был склонен к грусти, к элегии, - все это было в рассказах Бунина, - пишет о себе молодой советский прозаик Виктор Лихоносов.- И всегда была в его вещах мелодия, тот “звук”, без которого - сам признавался - он не мог написать первую строчку. Так вот музыка, тон, протяженность совпадали с настроем моей души, - и это правда, это не громкие слова. Поэтому я принимал Бунина как родного”.

В 70-х годах XX века развернулась дискуссия между Б. И. Додоновым и П. В. Симоновым относительно того, являются ли эмоции ценностью. На первый взгляд спор этот не имеет отношения к рассмотрению мотивационной роли эмоций. Однако в действительности понимание эмоции как ценности означает не что иное, как осуществление эмоциями функции побуждения, притягательности для человека.

Додонов справедливо считает, что эмоции необходимы для существования человека и животных, для их ориентировки в мире, для организации их поведения.

«И поэтому про эмоции-оценки можно сказать, что они имеют для нас большую ценность, но ценность эта служебная. Это ценность средства, а не цели» (1978, с. 46-47).

Однако эмоции, по Додонову, обладают и самостоятельной ценностью. «Этот факт, - пишет он, - достаточно хорошо осознан и вычленен житейской психологической интуицией, четко разграничившей случаи, когда человек что-либо делает с удовольствием и когда он чем-то занимается ради удовольствия» (Там же, с. 47). Ученый отмечает, что с теоретическим осмыслением этому факту явно не повезло. С самого начала на него легла тень некоторых ошибочных философских и психологических концепций, критика со стороны которых «выплеснула вместе с грязной водой и самого ребенка». До сих пор «весьма распространено мнение, будто любое признание эмоции в качестве ценности или мотива деятельности должно быть априорно отброшено как давно разоблаченная философская ошибка» (Там же, с. 47-48). При этом Додонов ссылается на многие художественные произведения, в которых писатели и поэты отразили мотивационное значение эмоций, представив эмоцию как мотив поведения.

Потребность в эмоциональном насыщении. Понимание эмоции как ценности приводит Б. И. Додонова (1978) к представлению о том, что у человека имеется потребность в «эмоциональном насыщении», т. е. в эмоциональных переживаниях. Действительно, еще знаменитый математик Б. Паскаль говорил, что мы думаем, что ищем покоя, а на самом деле ищем волнений. Это означает, что эмоциональный голод может прямо обусловливать мотивационный процесс.

Для обоснования этой потребности Додонов ссылается на известные последствия отрыва ребенка от матери и на феномен сенсорной депривации. Первое доказательство основывается на том, что отсутствие интимного контакта младенца с матерью приводит к плохому его развитию, к частым болезням, ущербной эмоциональности, «холодности», низкой способности к сопереживанию и сочувствию (Обуховский, 1972; Bakwin, 1949; Bowlby, Robertson, 1956). С этим доводом можно согласиться, хотя этот пример скорее свидетельствует о том, что для развития эмоциональной сферы ребенка нужна тренировка этой сферы, которая и обеспечивается контактом с матерью и связанными с ним чувствами, переживаниями. Со вторым же примером согласиться трудно. Ведь при сенсорной депривации речь идет об ограничении притока раздражителей, воздействующих на органы чувств (анализаторы), но отнюдь не о чувствах и эмоциях. Возникающие при сенсорной депривации психические нарушения, как утверждает сам Додонов, дают лишь основание подозревать, что среди причин, вызывающих эти нарушения, может быть и отсутствие разнообразия эмоциональных переживаний. Поэтому он говорит об эмоциональной депривации, считая, что она является следствием сенсорной депривации. По этому поводу автор пишет: «…если доказана важность чисто сенсорного насыщения для нормального развития и функционирования мозга, то не естественно ли предположить, что насыщение эмоциями… является для него еще более необходимым? А раз дело обстоит именно таким образом, то это означает, что эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью» (1978, с. 76).

В этой цитате обращает на себя внимание смелый переход автора от предположения о необходимости насыщения эмоциями к констатации этого как уже имеющего место факта.

Додонов полагает, что потребность в эмоциональном насыщении является физиологической, несмотря на то что сами эмоции несут в себе психологическое содержание. Он обосновывает это тем, что всякий орган должен функционировать, в противном случае произойдет его инволюция, деградация. Следовательно, центры эмоций нуждаются в функционировании, т. е. в проявлении эмоций для того, чтобы сохранить свою реактивность.

П. В. Симонов не согласен с трактовкой эмоций как ценности, так как в этом случае они сами являются мотивом, «притягивающим» субъекта к деятельности. Он ссылается на А. Н. Леонтьева (1971), который утверждал, что эмоции не являются мотивами, и на философа С. Штрессера (Strasser, 1970), который не отождествляет эмоции с влечениями и потребностями. По Симонову, самостоятельная ценность эмоций, их способность мотивировать поведение в любом случае оказываются иллюзией.

Стремление к переживанию положительных эмоций не в состоянии объяснить, почему данный человек стремится именно к такому, а не иному источнику удовольствия.

С последним утверждением можно согласиться. Однако нельзя при этом не отметить ограниченность понимания Симоновым (и не только им) мотива. Дело в том, что эмоция-потребность, во-первых, еще не весь мотив, и во-вторых, как всякая потребность, она может удовлетворяться разными способами и средствами. Поэтому нельзя требовать от потребности ответа на все вопросы: почему, для чего и как. Но это не устраняет у потребности в эмоциональном переживании функции побуждения. Просто надо понимать, что это побуждение не к деятельности, а лишь к развертыванию мотивационного процесса, формированию мотива. Кроме того, ссылаясь на А. Н. Леонтьева, П. В. Симонов не учитывает, что он говорил о «сдвиге мотива на цель», когда деятельность начинает выполняться просто потому, что доставляет человеку удовольствие.

О потребности человека в положительных эмоциях пишет Э. Фромм. Действительно, человек делает многие вещи ради получения удовольствия, наслаждения: слушает музыку, читает нравящуюся ему и не раз уже читанную им книгу, катается на американских горках, чтобы испытать «острые ощущения» и т. д. Поэтому эмоция выступает в виде цели (человек делает что-то ради получения желаемого переживания). Осознаваемая же цель является для человека ценностью или, по Б. И. Додонову, мотивом поведения.

Полнота удовлетворения эмоциональной потребности зависит от качества предмета удовлетворения. Это отчетливо проявилось в исследовании В. Д. Балина и А. А. Меклер (1998), которые показали, что прослушивание музыки при ее воспроизведении на аппаратуре высшего качества с пластинки вызывает эмоции большей интенсивности и в большем количестве, чем с кассетного магнитофона третьего класса. По аналогии можно сказать, что глубина и интенсивность эмоционального переживания при прослушивании музыки на стереофоническом проигрывателе будет больше, чем на монофоническом, а присутствие на концерте доставит большее эмоциональное наслаждение, чем прослушивание того же музыкального произведения дома. Точно так же большее эмоциональное впечатление окажет посещение картинной галереи, чем просматривание дома альбомов, слайдов и открыток.