Чечены твари. О чем говорят чеченцы

О смелости, необузданности и непокорности чеченцев ходят легенды. Но что же сделало их такими? Возможно, следует рассмотреть историю чеченского народа в историческом контексте.

«Беспощадные как тигры»

Рубеж XVII-XVIII столетий ознаменовался многочисленными войнами России с Турцией, Персией, а также с крымским ханством. Поскольку от врагов нашу страну отделял Кавказский хребет, стратегически важно было захватить над ним контроль. Но это оказалось не так- то просто. Горцы вовсе не хотели быть покоренными. Так, в 1732 году чеченцы напали на русский батальон, совершавший переход из Дагестана на Ставрополье. С 1785 по 1791 год чеченские шайки не раз вероломно нападали на русские воинские гарнизоны, на мирных землепашцев, осваивавших земли нынешнего Ставрополья. Своего пика противостояние между русскими и чеченцами достигло в 1834 году, когда во главе мятежников встал имам Шамиль. Русская армия во главе с фельдмаршалом Паскевичем прибегала к тактике «выжженной земли»: аулы, население которых было на стороне мятежников, разрушали, а их жителей поголовно уничтожали… В целом сопротивление чеченцев удалось сломить, но отдельные «диверсии» против русских продолжались вплоть до революции 1917 года. «Они поражают своей подвижностью, проворством, ловкостью. На войне они кидаются в середину колонны, начинается ужасная резня, потому что чеченцы проворны и беспощадны как тигры», — пишет В.А.Потто в книге «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях» (1887). Когда во время одного из сражений русские предложили чеченцам сдаться, те ответили: «Мы не хотим пощады, одной милости просим у русских — пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как и жили — не покоряясь чужой власти».

«Дикая дивизия»

Во время Гражданской войны многие чеченцы и ингуши пошли служить в «Дикую дивизию» под командованием генерала Деникина. В 1919 году эта «дивизия» устроила настоящую резню на Украине, куда отправилась подавлять восстание Махно. Правда, в первом же бою с махновцами «дикари» были разгромлены. После чего чеченцы объявили, что не желают больше воевать у Деникина и самовольно вернулись к себе на Кавказ. Вскоре формально на Кавказе была установлена советская власть. Однако с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний против большевиков и более 50 бунтов более мелкого масштаба. В военные годы количество диверсий со стороны местного населения привело к упразднению Чечено- Ингушской АССР и депортации местных жителей.

«Приходи свободным!»

Почему же с чеченцами всегда было так тяжело? Потому что основы их культуры в корне отличаются от нашей. Так, до сих пор у них в ходу кровная месть. К тому же, чеченец не имеет права признавать своих ошибок. Ошибившись, он все равно будет до самого конца настаивать на собственной правоте. Запрещено и прощать своих врагов. В то же время у чеченского народа есть понятие «нохчалла», что означает «быть чеченцем». Оно включает в себя свод этических правил, принятых в чеченском обществе. Согласно ему, чеченец должен быть сдержанным, немногословным, неторопливым, осторожным в высказываниях и оценках. Нормой считаются предложение помощи тем, кто в ней нуждается, взаимовыручка, гостеприимство, уважение к любому человеку независимо от его родства, веры или происхождения. Но при этом «нохчалла» подразумевает неприятие любого принуждения. Чеченцев с детских лет воспитывают воинами, защитниками. Даже древнее чеченское приветствие гласит: «Приходи свободным!» Нохчалла – это не только внутреннее ощущение свободы, но и готовность отстаивать ее любой ценой.4 В старой чеченской песне, которая впоследствии стала гимном «свободной Ичкерии», говорится: Скорее скалы гранитные, как свинец, расплавятся, Чем полчища врагов заставит нас склониться! Скорее земля возгорится во пламени, Чем мы предстанем могиле, продав свою честь! Никогда и никому мы не покоримся Смерть или Свобода — одного из двух добьемся. Сами чеченцы утверждают, что среди них есть истинные носители «святых традиций вайнахов» — адатов — и есть те, кто отошел от этих канонов. Кстати, слово «вайнах» означает «наш человек». И когда-то «своим» для чеченцев мог стать человек любой национальности. Но, разумеется, при условии соблюдения их обычаев. Те чеченцы, которые занимаются разбоем и грабежами, которые становятся террористами – не «истинные вайнахи». Свой могучий темперамент они используют в недостойных целях. Но судить по ним обо всем чеченском народе – большая ошибка.

По этой же теме:

Чем горные чеченцы отличаются от равнинных? Почему за 200 лет чеченцы так и не ассимилировались с русскими?

В Памятник героям Кавказской войны.

После одной оплеухи в виде:
http://www.utro.ru/articles/2013/09/09/1142768.shtml .
Посмотрели. Прокатило.
Вдогонку решили отвесить еще одну, контрольную, так сказать:
http://top.rbc.ru/incidents/16/09/2013/876775.shtml
Памятник «героям» Кавказской войны вытекает из следующего события,
которое произошло во времена Ермолова:

«Как утверждают чеченские историки, подвиг был совершен в 1819г.
После ожесточенного сражения русские войска взяли в плен большое количество людей,
в том числе 46 девушек.
При конвоировании через Терек в районе Хангиш-Юрта
девушки стали хватать конвоиров и бросаться вместе с ними в бурную реку».

Прошло почти 200 лет, просто вдумайтесь 200 лет, два полных века,
а они помнят, восхваляют и поклоняются.

Чеченцы, как и дагестанцы, нация абсолютно дикая.
Можно всем им раздать по Мерседесу и отучить каждого в Университете, толку будет «0».
И это не теория, это практика.
10 лет про кавказской политики Кремля это доказали.

Чеченцы считают себя волками, горными волками.
Это далеко не так,
чеченцы - это свора помоечных собак.

Здесь без обид ребят, потому что всё поведение, вся суть говорит именно об этом.
Волк - это животное благородное, безумно гордое и падалью питается очень редко.

Помоечные собаки жрут то, что им кидают люди,
причем интересно то, что потом они этих людей и кусают.

Поведение типичного чечена, дага, не важно.

Им деньги, помощь
- они беспредел, убийства, изнасилования и так далее.

Мало кто знает, что даже в криминальном Мире, их никогда не уважали.
Цель любого нормального человека, занимающегося не совсем законными вещами
это - тихо, мирно и прибыльно.
Ни один авторитет на убийства не пойдет без необходимости,
гениальность не в том, что бы всех замочить,
гениальность в том, что все были живы, а ты с полной машной, да еще и на свободе.
У чечена цель просто всех убить,
причем когда сидишь и у того утырка спрашиваешь:
На хуя? Он говорит: заЭбал потому что.

Чеченская нация абсолютно бесполезна в современном Мире.
Варианта два:
изолировать полностью, как прокаженных,
или полностью уничтожить.
Это все равно, что сейчас среди нас с вами жили бы неандертальцы.
Представьте, заходите в метро, а там мужик в шкуре леОпЁрда и с дубиной.
Чеченцы остались на уровне своих далеких предков,
которые не хотели работать, не хотели строить, а тупо бегали, убивали и грабили.
Такие нации висят грузом на плечах русских.
Любой русский человек, самый опустившийся из самой жопной деревни,
умнее и интеллигентнее самого крутого чечена, поверьте.
Общался и с теми и с теми.
Для них цель - убить, причем неважно кого, зачастую они взрывают своих же.
Смысл, с такими искать диалог?
Любой гопник, самый отмороженный и то понимает некоторые слова.
Есть те кто напишет:
И среди славянам говна куча.
И тут я спорить не буду, но концентрация дерьма в славянах раз в 10 ниже,
чем в тех же чеченцах.
И опять же озлобленность русских обусловлена тем,
что ЛКНов очень много стало в нашей жизни.
Русские народ самобытный, оседлый, домашний, скажем так.
Для них, на уровне ген трудно понять тех,
кто ведет себя как животное, да не просто ведет, а ведет себя так в их доме.

Чего все молчат?
Не знаю.
Наверно устали, просто устали, а может просто, пока пофигу.
Но знаю одно:
Скоро Германия, Франция, Испания, Италия, Англия, в меньшей степени,
начнут формирования именно национальных государств,
где одна нация является определяющей, коренная нация.
Все уже это понимают и политологи, и историки,
многонациональные страны Старого Света - это утопия.
Чтобы избежать великой войны
в своё время, придумали христианство,
должно быть единственное и определяющее, так и в любой стране.
Должна быть высшая нация и нации низшее,
невозможно 10 начальников на одно кресло посадить.
Уважение должно быть,
но в России должны быть хозяевами русские, Православные люди.
Да, нужно уважать другие нации, слушать их, но править должны русские.
Это не блаж, прихоть или национализм - это обычная логика.
Без стержня нет основы,
а пока этот стержень пилят все кому лень, сломается,
хуево будет всем, поверьте.
Вы знаете, я редко ошибаюсь.

23 февраля я, как и большая часть мужского населения России, поднял пару тостов за защитников Отечества. Выпил эти рюмки один, но зато от души, мысленно поздравив всех солдат, защищавших Родину. А большую часть дня провел у телеэкрана, клацая по пульту. 70 процентов праздничных передач были посвящены Великой Отечественной, 10% - Афганистану и 20% - Чечне. Насмотревшись на мертвые бородатые рожи чеченских бандитов и руины Грозного, я задумался: почему же эта Чечня стала такой занозой в лапе русского медведя, почему ее не прихлопнули за пару дней, как таракана?

Причин этому для меня две. Во-первых, насквозь коррумпированная верхушка российской армии, которая в годы чеченских кампаний искала личной наживы, а не работала в интересах страны. Во-вторых, отсутствие всех человеческих качеств у чеченских ополченцев — не буду называть их боевиками: для меня это киножанр, к тому же такое слово предполагает хоть какое-то благородство. Совокупность этих двух факторов и привела к тому, что в Чечне погибло слишком много для такой антитеррористической операции россиян. В горы ехали воевать солдаты-первогодки, не знавшие, как правильно держать автомат. Чеченцы же под руководством наемников отстрелялись по этим беззащитным мишеням и стали считать себя лучшими воинами в мире. По их мнению, вайнахи = терминаторы. И это несмотря на то, что Чечню разнесли по камешку, а часть населения не уничтожили только потому, что Россия — цивилизованная христианская страна.

Так все-таки, кто же такие чеченцы и почему они во все времена представляли собой проблему для России. Тут не обойтись без беглого экскурса в историю.

Точного происхождения протовайнахских племен история не знает. Первым письменным источником о древнем периоде истории вайнахов является труд крупного армянского ученого-энциклопедиста VI в. Анания Ширакаци «Армянская география». Там он упоминает самоназвание чеченцев «нохчаматяне» - люди говорящие на чеченском: «У устья же реки Танаис живут Нахчаматеаны (Наксаматы) и другое племя». Откуда они там взялись — нам не важно. Важен их образ жизни. Нохчи всегда были головной болью для соседей. В то время как другие племена занимались скотоводством или земледелием, древние чеченцы не признавали работы как таковой и промышляли грабежами и конокрадством.

История русско-чеченского противостояния восходит к концу 17-го - началу 18-го века, когда Россия вела многочисленные длительные и упорные войны с Турцией, Персией, крымским ханом. Кавказский хребет являлся естественным барьером между Россией и ее врагами, поэтому Империи было стратегически важно держать его под контролем. В это время горцы и начали свои теракты. Одним из первых документально зафиксированных фактов нападения на росийские войска является нападение чеченцев в 1732 году на русский батальон, совершавший переход из Дагестана на Ставрополье. С 1785 по 1791 год банды чеченцев вероломно (а иначе они не могут) нападали на русских землепашцев, осваивавших районы теперешнего Ставрополья. По окончании победной войны с Наполеоном Александр I начал серию кавказских войн. На этот шаг его подвигли постоянные чеченские разбои, грабежи, массовые угоны скота, работорговля, нападения на воинские гарнизоны. Войны эти длились до 1864 года, а наибольший размах приобрели в 1834 году, когда во главе мятежных горцев становится имам Шамиль.

Кстати этот персонаж и сейчас является примером для каждого чеченца. Про врага России, на совести которого не один литр пролитой православной крови, в наши дни молодые чеченские поп-звезды исполняют песни.

Шамиля поймали и уничтожили. Вместе с ним пустили в расход и ряд мятежных имамов. Когда бразды правления армией в свои руки взял фельдмаршал Паскевич, наша армия прибегла к тактике «выжженной земли» - мятежные аулы полностью разрушались, а население поголовно уничтожалось. Другого выхода не было - только это помогло сломить сопротивление чеченцев. Однако отдельные бандитские вылазки наблюдались вплоть до революции 1917 года. Ну не может «нохчо» жить иначе.

Почему они так долго держались? Может быть, потому что сильные, смелые и умные? Ответ на этот вопрос даст следующий исторический факт — уже времен Гражданской войны.

У Антона Ивановича Деникина — одного из главных руководителей Белого движения — была под командованием так называемая Дикая дивизия, сформированная из чеченцев и ингушей. «Дикари» пошли воевать к нему, думая, что таким образом они противостоят Российской Империи. В мемуарах некоего человека с многозначительной фамилией Брешко-Брешковский упоминалось о доблести и непобедимости этой дивизии. Мол, они все показали себя просто Джонами Рембо в годы Первой мировой. Сведений о личности этого Брешко-Брешковского в истории не сохранилось, зато его миф о Дикой дивизии остался.

В 1919 году Деникин отправил этих «терминаторов» под руководством генерала Ревишина на Украину — подавлять восстание Махно. Дикая конная дивизия, усиленная несколькими маршевыми эскадронами и артиллерией, находилась во втором эшелоне ударной группы. Продвигаясь по территории Украины, они реально заставили себя бояться — грабили местное население, насиловали женщин, резали взрослых и детей.

А в первом же настоящем бою чечено-ингушское «войско» было практически уничтожено. В том бою противники неоднократно сходились в рукопашную, а под занавес боя махновцы расстреляли несколько туземных эскадронов из тачаночных пулеметов. «Дикая дивизия» потеряла более тысячи солдат, а махновцы-повстанцы — около сорока. Вот как живописали разгром чеченцев очевидцы тех событий:

- «одним ударом разрубалась голова, шея и полтуловища, или полголовы скашивалось так точно, будто резали арбуз».
- «Раны у чеченцев были в большинстве смертельные. Я сам видел разрубленные черепа, видел отрубленную начисто руку, плечо, разрубленное до 3-4-го ребра — так могли рубить только хорошо обученные кавалерийские солдаты».

После этого выжившие чеченцы категорически заявили, что они не желают больше воевать, самовольно бросили посты и армию Деникина и поехали к себе на Кавказ. Генералу Ревишину удалось потом создать еще одну Дикую дивизию, но какого-либо подобия дисциплины в ней не было - остался один примитивный грабёж − основной промысел чеченцев из века в век. Коллектив назвали Чеченской конной и перебросили в Крым. Чем они там занимались, превосходно и лаконично описал генерал Слащёв-Крымский:

- «Великолепные грабители в тылу, эти горцы налёт красных в начале февраля на Тюп-Джанкой великолепно проспали, а потом столь же великолепно разбежались, бросив все шесть орудий. Красных было так мало, что двинутая мною контратака их даже не застала, а нашла только провалившиеся во льду орудия. Мне особенно было жалко двух лёгких: замки и панорамы были унесены красными и остались трупы орудий».

А подытожил чеченские «подвиги» времен Гражданской войны офицер Дикой дивизии Дмитрий де Витте.

«Удельный вес чеченца как воина невелик; по натуре он — разбойник-абрек, и притом не из смелых: жертву себе он всегда намечает слабую и в случае победы над ней становится жесток до садизма. В бою единственным двигателем его является жажда грабежа, а также чувство животного страха перед офицером. Упорного и длительного боя, особенно в пешем строю, они не выдерживают и легко, как и всякий дикий человек, при малейшей неудаче подвергаются панике. Прослужив около года среди чеченцев и побывав у них в домашней обстановке в аулах, я думаю, что не ошибусь, утверждая, что все красивые и благородные обычаи Кавказа и адаты старины созданы не ими и не для них, а, очевидно, более культурными и одарёнными племенами».

При советской власти Чечне подарили немало земель, признали шариат. Местность начала развиваться. В 1925 г. появилась первая чеченская газета. В 1928-м - чеченское радио. Безграмотных чеченцев начали учить алфавиту. В Грозном открыли два педагогических и два нефтяных техникума, а потом и первый национальный театр. Правда создать чеченскую интеллигенцию так и не получилось. Почему — а посмотрите, кто в институтах хуже всех учится. В МГИМО, РГСУ, РГГУ, например, самыми тупыми считаются чеченцы, ингуши и, почему-то, вьетнамцы.

Как отблагодарили советскую власть потомки Дикой дивизии? Террором и погромами властных учреждений, срывом хлебозаготовки в равнинных частях Дагестана и Ингушетии, требованием заменить выборные органы советской власти старейшинами чеченских тейпов. Всего с 1920 по 1941 года только на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний (с участием от 500 до 5000 бандитов) и более 50-ти менее значительных.

А теперь перепрыгнем в страшные годы Великой Отечественной войны. С 22 июня по 3 сентября 1941 года было зарегистрировано свыше 40 бандповстанческих проявлений. Бандформирования в 20 аулах Чечни к февралю 1943 года насчитывали более 6540 человек. И это в наитяжелейшее для страны время. Так неужели неоправданным было постановление ГКО СССР № 5073 от 31 января 1944 года о ликвидации Чечено-Ингушской АССР и депортации из мест постоянного проживания чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев?

Лишь в 1957 году Верховный совет СССР вынес постановление о восстановлении Чечено-Ингушской АССР и разрешил репрессированным народам вернуться на свою историческую родину. Чеченский вопрос встал снова. Несмотря на то, что в кратчайшие сроки русские вывели область на предвоенный уровень добычи нефти и развития промышленности, отношение местных к ним не изменилось. Чем больше приезжали коренные жители, тем больше уезжали русские трудяги, не желая рисковать жизнью. В 90-х — когда русских в Чечне почти не осталось - производство, экономика, наука у них окончательно остановились.

Почему же ни царская Россия, ни советская, ни современная не смогли окончательно подавить Чечню? Ведь чеченцы — те еще воители. А попробуйте вывести тараканов без помощи химии. Вы их хлопаете тапком, а из-под плинтуса лезут новые, да еще и прикрываясь самками тараканов. Вы думаете, стоит ли убивать самок, жалко же, а в это время под плинтусом эти насекомые отчаянно совокупляются, мечтая, чтобы их дети поскорей выросли и полезли на вас. У тараканов нет морали людей, они готовы пойти на любую подлость и низость. А у вас мораль есть — «Дихлофос» вы брать не хотите.

Еще с чеченцами тяжело бороться из-за их «кодекса мужской чести» - к рыцарству этот кодекс не имеет ни малейшего отношения. Кровная месть, например, — чудовищный архаизм в 21 веке, в Чечне он является нормой поведения. Чеченцу запрещено ошибаться. Ошибившись, он будет упираться и настаивать на собственной правоте до конца. Это им вдалбливают с младых ногтей: помню, в первом классе чеченский мальчик отнял у одноклассницы пенал. Она попросила его обратно и получила этим же пеналом по голове. Учительница попыталась заставить мальчика извиниться, но звереныш простоял весь день в углу, не выдавив ни слова. Также им запрещено выглядеть смешным — так что в Чечне никогда не появится доморощенных Петросянов. У них постепенно появляется КВН-культура, но смешного в ней ничего нет. Запрещено прощать — вот это абсолютная дикость, в чеченском языке даже нет слов «милосердие» и «прощение».

Запрещено проигрывать. В 90-е, когда я занимался боксом, перед спаррингом ко мне подошли бородатые люди.

Эй, слюшай, щас будешь с моим племянником драться — проиграй ему, а то пожалеешь.
- Но это же просто спарринг, он в рейтинг не идет
- Не ебёт!

В тот день я молотил чеченца так, что получил нагоняй от тренера — не калечь, мол, своих, ведь соревнования скоро. Ночевать пришлось в тренерской, без еды. Зато на следующий день, когда за мной приехали друзья на трех машинах, а в округе не оказалось ни одной бородатой рожи, я получил некое моральное удовлетворение.

Так стоит ли нам восстанавливать для них Чечню? Стоит ли поднимать их культуру? Стоит ли несмешную чеченскую команду КВН показывать по телевидению. Стоит ли развивать футбол и делать клуб «Терек» (который в болельщицкой среде иначе как «политпроектом» не называют) полноценной командой?

Кстати, о футболе: в матче открытия сезона-2008 весь стадион в Грозном оглушительно освистал российский Гимн. Слушая тогда этот свист, я понял: России еще не раз придется взять Тапок. Сегодня, на фоне последних заявлений и действий Кадырова, я в этой мысли укрепился.

Из разговоров с чеченцами. Записано во время последней поездки в Грозный. Все фразы принадлежат разным людям:

Ты не смейся над нашим золотом, мы под вашими бомбами ходили десять лет, теперь под золотом ходим. Имеем право!

Я на митинг не пойду. А чего его (Рамзана) поддерживать? Что он, такой слабый что ли? Я не видел, чтобы его обижали.

У нас очень безопасно. Я могу машину оставить заведенной и никто к ней не подойдет. Ни в одном регионе России такого нет.

Что вы вообще прицепились к Чечне, к Кадырову, все нормально у нас, не лезьте к нам.

- Если женщина хочет работать на нормальной должности, она должна надеть платок. С непокрытой головой карьеры не сделаешь.

Мне эти митинги не нравятся, я одиночка, зачем мне кучковаться? Я тебе так скажу: живи честно и кучковаться не надо будет.

В Коране написано что Америка под воду пойдёт, вот они и стремятся к нам перейти. На нашу землю.

Плохо, что из-за отдельных выродков весь народ начинают судить. Если какой чеченец в Москве будет беспредельничать, вы его сразу крутите. У нас вот, никто не беспредельничает, а вы им позволяете. У меня сын в Москве учится, что он там делает? Как себя ведет? Не знаю. Переживаю, чтобы не опозорил меня перед людьми.

Ты не разменяешь тысячу по сто? Нет, по пятьсот не годится, это детям на свадьбу кидать, по 500 уже тяжело, ушло время.

Что у нас плохого? Нет у нас ничего плохого, все у нас хорошо.

Нас никто не кормит. Чеченца кормить не надо, вы восстанавливаете, что разрушили.

Я не понимаю, зачем люди собираются в поддержку Рамзана. Можно подумать, ему наша поддержка нужна. Путин его поддержка, мы ему зачем?

Никто Рамзана не обижает. Он сам уже не знает, кого ему обижать.

Почему это мы черножопые? Чеченцы белее русских будут. Это они от неграмотности своей нас так называют. У настоящего чеченца кожа белая, глаза голубые.

Никто нас на митинг не собирал. Мы сами пришли. Зачем? Не знаю. Так надо. У нас народ такой, нас просить и заставлять не надо, мы чувствуем, как надо, как правильно, так и поступаем.

Если Рамзан увидит мусор, уволит префекта (главу района). Поэтому там, где Рамзан ездит, всегда идеальная чистота. А ты сверни на соседнюю улицу, там уже будет грязь. Это как получается, лицо помыл, а шею не надо? Так выходит? Зачем эта показуха?

Ай! Что ты телишься стоишь на своей Приоре?! У тебя ходовая 2 рубля стоит, не бойся!

Если какой чеченец не прав, неправильно себя ведет, Рамзан или его люди будут решать вопрос. Не важно, в Москве, в Грозном или в другой стране. У меня бизнес в Москве, когда я что-то делаю, или где-то выступаю, я всегда думаю, как к этому отнесется Рамзан.

Рамзанчик - хороший мальчик. Не бьет, 3 раза кормит, все хорошо! Я все пережил на своей шкуре, так что сейчас все хорошо. Главное кормят. Если бы не Рамзанчик, вообще беда была бы!

Говорят, у Рамзана в резиденции целый зоопарк. Там львы, тигры, рыбы разные. Ему постоянно животных дарят. А вот обезьян он не любит. Как-то ему подарили обезьяну, так он ее львам своим сразу скормил.

Я не знаю, кто такой Яшин, но если народ против него, значит плохой человек. Народ просто так говорить не будет на человека. Да, плохой он человек.

Я, если честно, в политике не очень разбираюсь и не слежу, кто там, что говорит. А почему пришел? Не могу молчать!

Ого! Это у тебя парик такой или настоящие? А можно потрогать?

О чем говорят русские.

Когда я уехал в Грозный, многие знакомые переживали, не убьют ли меня там, не кинут ли в яму и вообще, Чечня это же так опасно! Другие спрашивали, сколько мне заплатил Кадыров, когда у меня в Инстаграме появится селфи с ним и табличка в его поддержку. Конечно, из Грозного я должен был вернуться на черном Порш Кайене с номерами КРА. Ведь нельзя же просто так взять и полететь в Чечню. Тебя там должны либо убить, либо подарить тебе Кайен. Других вариантов нету.

Рассказываю. Порш Кайен мне не подарили. Селфи не будет. Убить тоже не убили. Посты про плохой и хороший Грозный будут. Извиняться, надеюсь, не придется.

Ездил на днях во Владикавказ. Задержался там вроде бы не допоздна, но до темного времени суток - до половины шестого. Приехал на автостанцию - оказалось, ни "машруток", ни такси уже нет. Попросил товарища из местных, он заказал мне такси по вызову, но только до поста на границе с Ингушетией, дальше никто из таксистов не едет.

Приехало такси, едем. Познакомился с водителем - грузин из Казбеговского района, подрабатывает в Осетии, зимой в горах делать нечего. Предлагаю - поехали до Назрани. Он соглашается, вызывает по рации базу, чтобы узнать, сколько будет стоить такой маршрут. Ему оттуда - тебе что, жить надоело, что ты едешь в Ингушетию? Кто-то из таксистов этой же компании, видимо, услышав по рации разговор, советует – вчера за такую поездку 5 тысяч брали (цена совершенно несообразная – обычно таксисты с автостанции берут за этот маршрут 350-400 рублей, а проезд на «маршрутке» стоит 20 рублей). Мой водитель усмехается, комментирует мне - осетины боятся ездить, а мне все равно.

В итоге он, правда, все равно высаживает меня на черменском круге на границе с Ингушетией - начальство с базы категорически запретило ехать, опасаясь, что менты в Ингушетии отберут у него незарегистрированную рацию.

Такая же ситуация с таксистами в Ингушетии, если пытаешься оттуда ехать в Осетию. Все службы такси по вызову отказываются везти, например, в аэропорт возле Беслана. Приходится доезжать до того же поста на черменском круге, переходить его пешком, а там искать попутку. Однажды я предложил везшему меня из Назрани знакомому таксисту поехать до самого аэропорта. Уговорил его тем, что рассказал, как за пару дней до того проехал совершенно спокойно этим же маршрутом. И мы проехали совершенно нормально, если не считать, конечно, что нас четыре раза остановили гаишники, дважды сняв по 30-50 рублей и однажды придравшись к антенне от рации (саму рацию водитель вытащил из машины и оставил на работе). После этого случая этот таксист начал выезжать в Осетию, несколько раз встречал и меня (я обычно летаю из Москвы рейсами на Владикавказ), пока как-то не выяснилось, что его машина в угоне, а ее номера перебиты (но это обнаружили гаишники в Ингушетии).

Поэтому сейчас каждый раз поездка в беслановский аэропорт – большая головная боль. Таксисты из Ингушетии либо отказываются ехать, делая большие глаза – «мы после событий туда не ездим» (имеется в виду захват школы в Беслане), либо заламывают цены.

Побывав не так давно в Ереване, узнал, что там примерно такая же ситуация. Как правило, армяне не ездят в Азербайджан, а азербайджанцы в Армению. Один друг-азербайджанец из Баку рассказал, что когда бывает в Ереване, там к нему приставляют охрану – одного-двух сотрудников спецслужб, которые везде следуют за ним.

Обдумывая все это, в очередной раз задумался – какая же долгая негативная память у этих людей. Ведь, если исходить из вышеизложенных фактов, то, казалось бы, чеченцы после последних двух войн должны в Россию вообще носа не совать, а русские Чечню стороной облетать. Ан нет. Все наоборот. В каких только неожиданных местах в России не встретишь чеченца, а многие русские с удовольствием или же любопытством едут в Грозный.

Почему так происходит? Слишком общими стали культуры после долгого советского общежития? Не думаю. Например, ингуши с осетинами имеют немало общих фамилий, да и в поведении у них иногда замечаю немало общего. А противостояние между ними существует.

Или же дело в том, что Чечня и в первую очередь, Грозный, были полинациональными? Опять не уверен – вон сколько армян жило в Баку, да и азербайджанцев немало проживало в Ереване до начала конфликта. А сейчас?

Кажется мне, что дело в самих менталитетах чеченцев и русских. Есть, наверное, в них некая незлобивость характера, не можем мы долго помнить зло, нам причиненное. Миролюбие и добрососедство, несмотря на затасканность этих понятий, - вот что дает нам возможность жить рядом и ходить друг к другу в «гости».

Возможно, многие со мной не согласятся. И объяснят все иначе. Что-то вроде того – что выгодно это людям, потому они так себя и ведут. Дескать, чеченцы едут в Россию зарабатывать, а русские – за тем же самым в Чечню, но по приказу. И что на поверхности мы изображаем радушие по отношению друг к другу, а внутри – ненавидим. Наверное, отчасти и это справедливо – в некоторых случаях. Но я много знаю людей разных национальностей в разных концах мира, а больше всего – чеченцев и русских. Я общаюсь с людьми, и могу отличить лицемерие от правды. И я вижу – нет внутри нас ненависти, а есть желание жить, и причем жить по «полной программе» - открыто, легко, весело, щедро. Вот это вот стремление и не дает нам времени, а следовательно, и как бы возможности ненавидеть и бояться. Не до того нам.