"Что дает игра в шахматы ребёнку?". Какие качества развивают шахматы
В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.
При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.
Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.
Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.
В течение многих лет велись исследования и ставились эксперименты, чтобы убедиться в практической пользе шахмат. Так, психологи Альфред Бинэ и Петр Рудик, изучая пользу шахмат для мозга, достоверно убедились и доказали, что у шахматистов формируется не механическое запоминание, а логическое и аналитическое мышление. Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют активизации когнитивных функций, развитию памяти, внимания и областей мозга, отвечающих за принятие решений.
Влияние шахмат на интеллект , безусловно, благостно скажется в любом возрасте. Когда бы вы ни выбрали для себя путь шахматиста, он принесет достойные плоды.
В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей.
Чем полезны занятия шахматами для ребенка?
1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.
2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.
3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.
4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
Игра в шахматы очень полезна для детей.
Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.
Функции шахмат в развитии детей
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
· Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
· Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
· Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.
На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.
Что дает игра в шахматы ребенку?
В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.
Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
По мере взросления ребёнка, примерно к концу детского сада – первому классу, перед родителями возникает вопрос – в какой кружок или секцию отправить малыша. Начинается лихорадочный перебор – английский, музыка, рисование, гимнастика и т.д. Бывает, что кто-то из родителей вспоминает (или сам играет) о шахматах. Для тех родителей, которые колеблются, не знают учить шахматам или нет и написана эта статья.
Чему же конкретно учат шахматы ?
Занятия шахматами учат выделять главные, наиболее существенные характеристики и особенности конкретной ситуации.
Благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти.
Шахматы учат высокой дисциплине мышления и требуют устойчивого, интенсивного и достаточно широкого по объему внимания, развивают способность в нужный момент переключать внимание и перераспределять направленность мышления. Известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами».
Шахматы требуют умения самостоятельно ставить задачи и творчески решать их, стимулируют развитие фантазии , воображения и способностей предвидения, умению находить оригинальный способ решения.
Игра заметно воздействует на характер человека в целом . Не случайно первый чемпион мира И. Стейниц писал, что шахматы - не для людей слабых духом.
Активность, настойчивость, целеустремленность, вера в конечный успех становятся необходимыми условиями достижения поставленных целей.
Шахматы требуют дисциплинированности, систематического самоконтроля . Совершенствуясь в игре, шахматист неизбежно учится преодолевать апатичность, расхлябанность, контролировать свои действия, не транжирить время, соразмеряя затраты его со сложностью позиции и общей ситуации борьбы в партии и турнире.
Положительно влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка . Шахматы учат ждать благоприятного момента , не форсировать событий без достаточных объективных оснований. Проявляя выдержку и самообладание, шахматист неизбежно борется с отрицательными эмоциями: неуверенностью, страхом, тревогой и т. п.
Шахматы - полезная школа для воспитания стойкости и упорства в экстремальных ситуациях , поскольку выбор хода требует от шахматиста решительности, смелости, готовности пойти на риск, в то же время, сочетая риск с повышенной ответственностью и осмотрительностью .
Шахматы развивают объективное отношение к себе . Шахматист сам «пожинает» то, что было «посеяно» его собственными замыслами и решениями. Поэтому результаты игры объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и становятся, следовательно, средством самовоспитания. Шахматы формируют объективную оценку соперников, других людей .
Шахматы - мощный стимул развития любознательности.
Шахматы в определенной мере учат общению, расширяют кругозор.
Увлечение шахматами позволяет подростку заинтересованно и в известном смысле на равных общаться со взрослыми, знакомиться с людьми разных профессий и возрастов. Благотворный отпечаток они накладывают и на домашнюю жизнь, семейное воспитание.
Опыт показывает, что шахматный материал может оказаться весьма полезным при изучении не только математики, как обычно считают, но и других естественных и гуманитарных предметов.
В последнее время научные исследования, посвященные теоретическим и опытно-экспериментальным доказательствам психолого-педагогических возможностей шахмат, проводятся во многих странах мира. Подавляющее большинство данных указывает на повышение общей успеваемости детей, занимающихся шахматами. В школах, в которых шахматы стали преподавать наряду с другими предметами, результаты оказались просто поразительными: средний уровень развития учеников школы, где шахматы преподавались, значительно вырос, повысилась их успеваемость по другим предметам, заметно улучшилась дисциплина. Учителя отмечают у многих детей улучшение памяти, организованности, развитие фантазии и воображения.
Шахматы сыграли значительную роль в развитии многих известных теперь ученых, политиков, философов, художников и музыкантов. Их свойство синхронизировать полушария мозга, способствуя его гармоничному развитию, фактически бесценно. Во время игры используется и абстрактное, и логическое мышление. За логическую составляющая отвечает левое полушарие, за «проигрывание» вариантов и моделирование глобальной ситуации на доске отвечает правое полушарие. Мнемоническая составляющая тоже очень важна, так как игроки используют и кратковременную, и долговременную память, оперируя цифровой, визуальной и цветовой информацией.Важное умение прогнозировать события, просчитывать варианты и исходы, совершать значимые ходы и принимать быстрые решения – все эти навыки получает шахматист. Чем раньше человек начинает играть в , тем большее влияние они оказывают на его развитие как в личностном, так и в интеллектуальном плане. Шахматы развивают мышление ребенка, улучшают концентрацию и память. К тому же они формируют эмоциональную устойчивость, жесткую волю, стремление к победам. Неизбежные поражения учат людей достойно проигрывать, относится к себе с адекватной критикой, анализировать действия, извлекая даже из поражения важный опыт.
Самой короткой возможной шахматной партией является так называемый «дурацкий мат», который состоит всего из двух ходов.
Вред шахмат
К сожалению, как практически любая вещь в этом мире, шахматы обладают рядом недостатков. При серьезном увлечении этой игрой человек ведет малоподвижный образ жизни. Зачастую люди с расшатанной нервной системой плохо переживают проигрыши, особенно, если сразу попадают на слишком сильного противника. Тогда они могут впасть в меланхолию или уныние. Слишком долгая череда без единой победы может привести к развитию депрессии.Дети, увлеченные шахматами, зачастую забывают про необходимость физического развития и укрепления опорно-двигательного аппарата. Стереотип о том, что – худые люди , которые ни в какой ситуации не могут за себя постоять, не на пустом месте.
В попытке объединить физическое и интеллектуальное развитие был создан шахбокс. Соревнования по шахбоксу чередуют раунды на ринге и раунды на шахматной доске.
Так что, если рассматривать шахматы не в качестве профессионального спортивного поприща, а в качестве интеллектуального тренажера, не стоит забывать о других сторонах жизни.
Для чего нужны шахматы?
Александр Гутенев, мастер ФИДЕ по шахматам, многократный призер российских и международных соревнований. Один из десяти сильнейших шахматистов Челябинской области.
На протяжении вот уже нескольких веков шахматы привлекают к себе внимание миллионов людей. Ими увлекаются известные политики, бизнесмены и ученые. В шахматы хорошо играли многие великие писатели, художники и музыканты своего времени. Сегодня эта древняя игра переживает новую волну популярности. В Европе и некоторых российских городах шахматы начинают вводить в обязательный школьный курс обучения. Количество организуемых международных турниров растет с каждым годом.
Чем же так хороша эта игра и чему она учит?
Главная польза шахмат - в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. Регулярные занятия прекрасно развивают мышление, память и воображение человека. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в занятия шахматами, лучше успевают в школе. Шахматный материал оказывается полезным при изучении как точных наук, так и естественных и гуманитарных.
Приобретаемые благодаря этой мудрой игре качества характера едва поддаются счету. «Шахматы обогащают. Они учат жить, приучают к ответственности, просто делают более серьезным человеком», - говорит 14-й чемпион мира по шахматам Владимир Крамник.
Регулярно сталкиваясь с критическими ситуациями за шахматной доской, человек привыкает принимать обдуманные решения и нести полную ответственность за них. Я убежден, что если ребенок еще в детстве научится играть в шахматы, в будущем он сможет справиться с решением любых жизненных задач.
Шахматы учат быть более вдумчивым, самокритичным, собранным и внимательным. Чтобы решить шахматную задачу или выиграть партию у сильного соперника, нужно научиться изобретательно изыскивать лучшие ходы и предвидеть дальнейшие события. Поражения, неизбежные для любого игрока, даже чемпиона мира, учат стойко переживать неудачи и извлекать из них ценный опыт.
Естественно, шахматные успехи не приходят спонтанно: для покорения вершин нужен не один год регулярных и упорных тренировок. Поэтому постижение секретов шахматного искусства прекрасно воспитывает силу воли.
Когда лучше начинать заниматься шахматами?
Шахматам, как и любви, все возрасты покорны. Многие дети уже в 4 года или 5 лет усваивают правила шахматной игры и обыгрывают взрослых. Кто-то начинает играть в 10-14 лет и за год тренировок достигает уровня кандидата в мастера спорта. А у кого-то интерес к шахматам появляется на третьем или четвертом десятке жизни. Все зависит от индивидуальных особенностей шахматиста.
Чтобы максимально развить способности ребенка с помощью шахмат, рекомендую начать обучение этой мудрой игре как можно раньше. Ребята, которых шахматы увлекают, со временем начинают играть в турнирах, в том числе международных, выполнять спортивные разряды и стремительно двигаться к званию «гроссмейстер».
На шахматных занятиях я обучаю учеников всем тонкостям игры, пользуясь уникальной коллекцией книг и компьютерных программ. На уроках мы разбираем партии шахматных классиков, решаем задачи на развитие комбинационного зрения, занимаемся теорией дебюта и эндшпиля, устраиваем шахматные турниры.
На сегодняшний день в шахматы играют 605 миллионов человек в мире. Пока я не знаю ни одного из них, кто пожалел бы о том, что научился хорошо играть в шахматы.