Что просить у шри янтры. Шри янтра древнейший инструмент развития сознания. Шри Янтра — изображения
ЯНТРЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕЯнтра - (санскр. yantra = "сбруя, узда; приспособление; ограда; предел; амулет; магический рисунок"); "ненаглядная картинка"; запечатленный образ божества или другое символическое изображение, используемое для медитативных практик и сосредоточения.
Слог ян или ям перводится как удерживание. То есть удерживает сущность объекта, мысли, концентрации.Тра от слова трана - освобожение от уз. Поэтому янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. Второе значение слова янтра - символ. Символ - это творческое выражение непостижимого. Таким образом, янтра помогает выйти за рамки обычного образа мышления и перейти к измененному состоянию сознания.
Симметричные геометрические элементы Янтры являются лучшими средствами воздействия на зрительные центры в коре головного мозга. Поскольку их половинки одинаковы, они оказывают одинаковое воздействие на оба полушария, то есть способствуют состоянию их уравновешенности. Каждая янтра транслирует свой определенный информационно-энергетический поток.
Созерцание янтр рекомендуется сочетать с мантрами, чтобы одновременно привести в действие зрительное (правое) и вербальное (левое) полушария мозга. Мантры индусов нам, европейцам, достаточно трудно запомнить и повторять, особенно если они включают в себя более пяти слов. Поэтому при созерцании любой янтры подойдет повторение универсальной и самой главной мантры АУМ. АУМ включает в себя все остальные мантры вместе взятые и все звуки вселенной. Мантра АУМ проясняет ум, раскрывает энергетические каналы и усиливает жизненную энергию, расширяет и очищает ауру. Наделяет силой все, на что она направлена. Слово "Аминь" является упрощенным вариантом мантры "АУМ". Оно тоже связано с созиданием, но относится главным образом к его завершающей стадии. Оно подобно точке в конце предложения. Иудейские, мусульманские и христианские молитвы заканчиваются словом "Аминь". Внутреннее значение слова "Аминь" - "во имя Бога, да будет так". Мантры читаются на выдохе, дыхание должно быть ровным и размеренным. Янтры - это универсальные схемы, а мантры - космическое звучание.
Один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) - здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников.
Шри Янтра образована взаимным пересечением треугольников в двух направлениях: четыре вершинами вверх, символизируя мужской принцип, и пять вершинами вниз, символизируя женский принцип. Как таковых, устоявшихся канонов на цвета Шри-Янтры не существует. Поэтому до нас дошли десятки разных цветовых вариантов изображения Шри-Янтры.
С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.
Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции.
Правила медитации с янтрами, в том числе и Шри Янтрой, даны в соответствующей литературе и на тематических сайтах в Интернете. К тому же следует придерживаться некоторых рекомендаций:
- Чистота и уединенность
- Отсутствие шума и возбуждающих или чувственных зрительных раздражителей
- Отсутствие людей или предметов, вызывающих у практикующего страх или беспокойство.
- Медитация на полный желудок - пустая трата времени.
- Наиболее подходящая поза для медитации - сидя на полу, на коврике, со скрещенными по-турецки ногами. Не нравится такой вариант - можете поджать ноги под себя, на японский манер. Спина обязательно прямая. Руки - на бедрах, ладонями вверх. Можно просто сесть поудобнее, спина прямая, голова - продолжение туловища. Или просто расслабиться и принять удобное положение,расфокусированным взглядом созерцать янтру.
Представляет Божественную Мать, пронизывающую собой 3 плана существования: физический, астральный, небесный. Уничтожает омрачения разума в девяти случаях: недуг, слабость, сомнение, подверженность иллюзиям, леность, невоздержанность, ошибочные представления, недостижимость какого-либо йогического состояния, неспособность удерживать йогическое состояние. Стремится к единению и уничтожает все препятствия, которые мешают его достичь. Делает возможным стремление вверх и является помощником для стремящихся развиваться.
Багала-мукхи Янтра - "Могущественная". Способность сдерживать, усмирять. Остановка речи. Говорящего делает молчащим, яростного спокойным, царя - нищим, сопротивление - сотрудничеством. Обездвиживает врагов, лишает их дара речи. Останавливает движение природных явлений. Помогает устранить со своего пути помехи, добиться победы в состязании и стать знаменитым.
переносит человека через океан относительного бытия (сансары). Она является воплощением эмоций и речи. Поклонение ей избавляет от проблем, связанных с водой. Связана со cвадхистана-чакрой. Янтра Тары является самой простой и могущественной из янтр. Сиддхи (сверхспособности) Тары могут проявиться благодаря одному лишь упоминанию о ней с подлинной верой. Это делает практику доступной каждому. Даёт: уравновешенность, воодушевление свободного движения, и восстание против утвержденных ценностей, искренность. Она выше правил и установок.
Cпособствует овладению речью, творческими способностями, музыкой, науками, изящными искусствами. Служит для устранения неуравновешенности и достижения гармонии жизни.
Камала - другое имя Лакшми, супруги бога Вишну-Хранителя. Ее называют Камалой, так как она восседает на розовом лотосе-камале. Опора феноменального мира. Богиня изящества и чистоты, дарующая бесстрашие, наделяющая дарами мира и благополучия. Избавляет от бедности, даёт покой, гармонию, развитие и достаток
Кали освобождает от страха смерти (основополагающей тревоги первой чакры). Избавляет от привязанности к физическому телу, а также от привязанностей угрожающих нашему духовному продвижению. Благосклонна по отношению к духовным силам. Связана с муладхара-чакрой и поднятием Кундалини.
Ганеша - бог всего сущего, мудрости, благоразумия. Устраняет препятствия перед началом дела. Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность, дерзость. Успокаивает рациональный ум (левое полушарие головного мозга), рассеивает все его сомнения, наделяет твёрдостью. Воодушевляет и позволяет приобрести внутреннее равновесие. Является покровителем людей тонкого ума, которые не обманываются внешней формой.
Дурга Янтра -"Непобедимая". Являет собой объединённое усилие божественных сил, приложенное к привнесению и восстановлению Вселенской Гармонии. Преображает зло в благую энергию. Уничтожает бедность, страдания, голод, дурные привычки, болезни, грехи, несправедливость, антирелигиозность, жестокость, леность. Приносит состояние безмятежности и чистоты.
Одна из самых важных янтр. Ее называют еще "Янтра Космоса". Этой янтре поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний. Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Ам-бики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти. Треугольники олицетворяют йони. Бинду, восьмилепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сома-мандалой.
Даттатрея Янтра - наиболее экуменическое из божеств индуизма, воплощающее в Себе все три триединые аспекты мироздания: Брахму - олицетворяющего силу созидания (принцип пространства), Вишну - олицетворяющего силу поддержания вселенной (принцип энергетических преобразований), и Шиву - олицетворяющего силу очищения для последующего созидания (принцип времени).
— наиболее знаменитая из всех тантрических янтр. Представляя собой мистическое устройство космоса, Шри Янтра образована взаимным пересечением треугольников в двух направлениях: четыре вершинами вверх, символизируя мужской принцип, и пять вершинами вниз, символизируя женский принцип. Пять треугольников, направленных вниз, на санскрите называются Панча Маха Бхута (пять великих элементов): Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир. Четыре элемента из этих пяти знакомы нам, а пятый элемент, эфир, чуть более загадочен. Этот элемент, как ни странно, является дверями к знанию вселенной, которое хранится не в физической реальности, а доступно только посредством ума. Эта янтра дает образ полноты и целостности существования, для того чтобы адепт мог поместить этот образ внутрь для окончательного постижения своего единства со вселенной.
|
Шри Янтра — изображения
Общие сведения о Шри Янтре
Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) – здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).
Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты — Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри его помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса). Внутри их 16-угольная звезда - это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре - точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной.
С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.
Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.
Заметим, что геометрическое построение Шри Янтры всегда вызывало огромные трудности при воспроизведения ручным способом. Даже на самых известных изображениях можно легко заметить очевидные неточности и несовпадения. Это говорит о том, что до сих пор нет чёткого и математически выверенного алгоритма построения, хотя желающих создать это изображение собственными силами сегодня очень велико.
Растровые изображения Шри Янтры
Как таковых, устоявшихся канонов на цвета Шри-Янтры не существует. Представители каждой школы раскрашивают её так, как завещал им их гуру. А тот, по всей видимости, делал это наугад, руководствуясь лишь собственной интуицией и представлениями о цветовой гармонии. Поэтому до нас дошли десятки разных цветовых вариантов изображения Шри-Янтры.
Здесь приведены некоторые из наиболее распространённых цветовых решений Шри-Янтры. Выбор за Вами (кликните понравившуюся янтру мышкой, чтобы перейти на страницу с увеличенным изображением).
Шри Янтра 31kb PNG |
Шри Янтра 31kb PNG |
Шри Янтра 27kb GIF |
Шри Янтра 29kb PNG |
Шри Янтра 29kb PNG |
Шри Янтра 34kb PNG |
В индийской традиции Шри-Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана Шри-Янтра. Медитация с таким вариантом изображения ничем не отличается от медитации с обычной Шри-Янтрой.
Шри Янтра 73kbJPG |
Исследователи предполагают, что первоначально Шри Янтра изображалась на выпуклой криволинейной поверхности. Женский живот как раз имеет похожую форму. Можно предположить, что в далёкой древности, во времена матриархата, Шри Янтру рисовали (а может и татуировали) на животе у главной жрицы. Потом матриархат закончился, женщин устранили от власти, а Шри Янтру стали рисовать на земле, на бумаге и т.д.
Если ни одна из приведённых здесь янтр Вам не понравилась, можете скачать чёрно-белое изображение и раскрасить на свой вкус.
Как уже говорилось, строгих канонов на цвета Шри Янтры нет. Можно лишь порекомендовать использовать по возможности контрастные цвета. Наиболее предпочтительные цветовые сочетания — красный-зелёный, и красный-синий. Вспомогательные цвета — совершенно произвольные.
Если разрешения этой картинки недостаточно, далее на этой странице Вы можете скачать изображение в векторном формате — его можно масштабировать от микронных до километровых размеров.
Анимированные изображения Шри Янтры
Шри Янтра 22kbSWF |
Шри Янтра 211kbGIF |
Страничка релаксации |
Векторные изображения Шри Янтры
Нередко для работы или для высококачественной печати бывают нужны изображения Шри-Янтры в векторном формате. На этой странице можно скачать файлы в разных форматах для разных приложений.
Все файлы упакованы в zip -архивы.
Вид | Файл | Формат | Тип | Размер в архиве |
shri_yantra_ai.zip | Adobe Illustrator | .ai | 58 Kb | |
shri_yantra_dvg.zip | Auto CAD | .dvg | 4,3 Kb | |
shri_yantra_emf.zip | Enhanced Metafile | .emf | 3,7 Kb | |
shri_yantra_eps.zip | Adobe Photoshop | .eps | 77 Kb |
Правила медитации со Шри Янтрой
На всякий случай, напомню вкратце правила медитации со Шри-Янтрой (более подробно ).
Место для медитации должно удовлетворять следующим требованиям:
- Чистота и уединенность. Перед началом медитации следует провести уборку (неплохо и самому провести процедуру очищения или просто ванну принять).
- Отсутствие шума и возбуждающих или чувственных зрительных раздражителей.
- Отсутствие людей или предметов, вызывающих у практикующего страх или беспокойство.
- Нельзя использовать открытое место, однако в помещении не должно быть темно. Практикующий должен находиться под крышей или в тени.
- Хорошая вентиляция.
Идеально для проведения медитации подошёл бы небольшой павильон или беседка в парке. Но за неимением такого, можно медитировать где угодно, лишь бы никто и ничто не мешало.
Медитация на полный желудок — пустая трата времени. Поэтому, медитировать можно не раньше, чем через два часа после еды. Крайне не желательно употребление мяса, острых приправ, жирных продуктов, возбуждающих (чай, кофе) и спиртных напитков.
Форма одежды — лёгкая, свободная, не стесняющая движений. Подойдёт обыкновенный халат из натурального материала (лён, хлопок). Можно медитировать и вовсе без одежды, как это практикуют многие йоги в самой Индии.
Наиболее подходящая поза для медитации — сидя на полу, на коврике, со скрещенными по-турецки ногами. Не нравится такой вариант — можете поджать ноги под себя, на японский манер. Спина обязательно прямая. Руки — на бедрах, ладонями вверх. Изображение Шри-Янтры поставьте перед собой на стул или столик, на уровне глаз.
Никаких отрицательных мыслей перед медитатацией! И тем более, во время неё. Иначе весь негатив закрепится в подсознании и убрать его оттуда будет не так-то просто. Если не можете упокоиться — выпейте чая с мятой или лучше вообще перенесите медитацию на другой день.
Сама медитация заключается в сосредоточении взгляда на изображении Шри-Янтры. Сначала взгляд сосредотачиваем на одном из углов внешнего квадрата Янтры. Потом, медленно перемещаем его по границе квадрата по часовой стрелке. Дойдя таким образом до исходной точки, переходим к внутреннему кругу. Обойдя таким же способом круг, переходим к кольцу лепестков. От него — к следующему кольцу, далее — четыре круга треугольников и таким образом, доходим до центральной точки. На ней задерживаем взгляд на 15-20 минут. Потом закрываем глаза и некоторое время смотрим на «остаточное изображение». Когда оно исчезнет, медитацию можно считать законченной.
На всё это обычно уходит около получаса. Можно, конечно медитировать и дольше, но никаких преимуществ Вам это не даст.
По окончании сеанса медитации можно совершить небольшую пешую прогулку, принять тонизирующий душ. Если захочется спать — поспите.
Обучение
Если вы никогда раньше не практиковали медитативные практики или у вас что-то не получается, обращайтесь за консультацией:
телефон: 8-908-327-6880 .
Медитация Ключ к Сверхсознанию
Ключ к Сверхсознанию — это совершенно безопасный (хотя и не самый быстрый) способ достичь состояния сверхсознания. Основной принцип — вхождение в транс с помощью Шри Янтры и последующая настройка мозга с помощью «Настроев» Сытина.
Шри Янтру Вы можете скачать в любом месте на этой странице. Настрой Сытина можно закачать отсюда .
Продолжительность этой медитации, включая подготовку и завершающие действия — около полутора-двух часов. Соответственно, постарайтесь найти для этого время и подходящее место, чтобы Вам никто не мешал.
Медитация состоит из следующих стадий:
- Сначала проводятся все подготовительные действия, как указано в Правилах медитации .
- Затем идёт пятнадцатиминутная медитация со Шри Янтрой. Тоже в строгом соответствии с правилами.
- Далее — чтение Настроя Сытина . Из личного опыта — на это уходит минут 45 — 50. На этом собственно медитация уже закончена.
- После этого следует постепенный выход из состояния транса — пешая прогулка, небольшая разминка или тонизирующий душ. Если после медитации захочется спать — поспите немного.
Как видите, ничего сложного в этом способе медитации нет. Есть конечно и более эффективные методы, но они не столь безопасны и требуют определённого уровня подготовки.
Синхронная медитация
Как и многие другие виды медитаций, медитация со Шри Янтрой намного эффективнее в группе, чем по одиночке.
С этой целью на протяжении нескольких лет будет проводиться еженедельная синхронная медитация , которая будет способствовать улучшению физического и умственного состояния участников. Вы можете присоединиться к ней в любой момент, даже не отходя от компьютера.
Биополе, как известно, не знает границ. Поэтому, когда мы все вместе начинаем одновременно молиться или медитировать, используя одинаковый настрой и технику, наше биополе объединяется и сила его воздействия увеличивается пропорционально количеству медитирующих.
Порядок проведения самой медитации описан в разделе Ключ к Сверхсознанию . Единственная особенность — синхронизация по времени всех начала наших медитаций. Сейчас медитация проводится еженедельно по субботам в 9.00 по Московскому времени . Объявления обо всех изменениях будут публиковаться на главной странице сайта.
Групповая медитация — мощный инструмент для работы с подсознанием. Но не ждите мгновенных результатов. Чудес в нашей жизни не бывает. Как сказал доктор одному хроническому больному, пожаловавшемуся, что улучшение наступает очень уж медленно: «Вы болели десять лет, а вылечиться хотите за один день?» Только регулярные занятия медитацией могут дать стабильный результат.
Регистрация участников Синхронной медитации
Регистрация — дело совершенно добровольное. Мне нужно знать сколько примерно человек участвует в медитации и география их расположения, чтобы лучше спланировать расписание медитации. Пошлите на мой e-mail письмо с указанием Вашего имени, возраста и города, где Вы живёте. Конфиденциальность гарантирую. Если хотите заявить о себе всему Интернету — сделайте это сами, через Гостевую сайта.
Заранее благодарен за сотрудничество.
История появления Шри-Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) — здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри-Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).
Геометрическое построение Шри Янтры всегда вызывало огромные трудности при воспроизведения ручным способом. Сложность изображения породило гипотезу, что создать такую структуру можно было только с помощью сверхмощного компьютера. Трудно представить себе в столь далеком прошлом человека, создавшего такое геометрическое изображение, которое сложно воспроизвести даже в наше время.
Регулярные медитации со Шри Янтрой помогают нормализовать биополе (ауру) человека, а вместе со специальным биоэнергитическими воздействиями — открыть Высшие Чакры (Сахасрара, Аджна — «Третий Глаз», Вишуддаха, Анахата).
Медитация, развитие сознания
Медитация в глобальном смысле, служит для воссоединения человека и Вселенной, человеческого биополя с Космической энергией, человеческого сознания с Великим Вселенским разумом — Ноосферой. Регулярные медитации открывают доступ к скрытым возможностям мозга, а в сочетании с биоэнергетическими воздействиями — открыть Высшие чакры. На прикладном уровне медитация позволяет укрепить нервную систему и восстановить повреждённое биополе.
К тому, что медитировать полезно для душевного и физического здоровья, склоняются все больше западных ученых, проводящих эксперименты с медитирующими группами. И в этом же настоящая разгадка секрета возрастающей популярности медитации. Уже с конца 60-х годов профессор Медицинского факультета Гарвардского Университета Герберт Бенсон, установил, что во время медитации люди используют на 17% меньше кислорода, понижают скорость биения сердца на три удара в минуту, а их мозг погружается в состояние, которое в обычных условиях характерно для времени перед засыпанием.
Однако медитирующий мозг не засыпает, а впадает в более спокойное состояние, сравнимое с ощущением счастья. Наблюдения Ричарда Давидсона, исследователя из Университета штата Висконсин в городе Мэдисон подтвердили, что при регулярных медитациях человек может переориентировать деятельность своего мозга, изменив типичную реакцию «агрессия в ответ на раздражение» на реакцию принятия раздражения, что, в конечном итоге, ведет к чувству большей удовлетворенности жизнью.
Шри Янтра
Одним из самых простых в освоении способов медитации является медитация со Шри Янтрой .
Шри Янтра — один из древнейших и эффективнейших инструментов для медитации . Современные учёные признают, что Шри Янтра оказывает сильное влияние на психику человека. Это связано с тем, что вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.
В индуистской традиции Шри Янтра является символом Вселенной. В то же время она считается схемой человеческого биополя (ауры), что символизирует единство и тождественность Человека и Вселенной, Микрокосма и Макрокосма.
Если вы хотите перейти на качественно иной уровень медитации, вы можете присоединиться к синхронной медитации .
Поклонение Шри-Видье было распространено в Индии с самых древних времен. Приверженцем Шри-Видьи был Свами Говиндалада, учитель Ади Шанкара-чарьи (первого Шанкарачаръи) . Он посвятил Шанкару в правила поклонения Шри-Видье, и Шанкара написал об этом одухотворенную книгу под названием «Саундарийя-Лaxиpи». Многие современники Шанкары - Сурешвара, Падмапада, Видьяранья Свами - также поклонялись Шри-Видье. Брат Чайтанъи, известный как Прабху Нитьянанда, был вайшнавом, и все же поклонялся Шри-Видье. Известный шиваитский учитель Абхинавагупта поклонялся Шри-Видье наряду с Шивой. Таким образом, поклонение Шри-Видье было распространено среди шактов, ведантачарьев, вайшнавов и шайвов.
Шри-Видья, или Шодаши, является третьей из десяти махавидий. Она известна под различными именами: Сундари, Лалита, Трипура-Сундари, Шодаши и Бала. Для поклонения Шри-Видье необходимо понять ее янтру, которая является самой удивительной из всех янтр и называется шри-янтрой, шри-чакрой или лалита-чакрой. Правила поклонения шри-янтре, метод ее построения и полное толкование приведены в «Саундарийя-Лахири». Они основаны на древнейшем духовном пути, самайя-матеу поскольку Шанкара был ведантачарьей, посвященным в самайя-мат. Этот путь отличается от каула-мата, чистого поклонения Шакти. Разница между этими двумя школами заключается в построении янтры.
Приверженцы самайя-мата строят шри-янтру так, что в ней имеются пять треугольников, обращенных вершиной вверх, и четыре треугольника, обращенных вершиной вниз. В каула-мате все наоборот: пять треугольников обращены вершиной вниз, а четыре - вершиной вверх. Эти янтры получили различные названия: первую называют шриштхи-крама ("закон развития"), а вторую - самхара-крама ("закон исчезновения "), Легко заметным внешним отличием двух янтр является центральный треугольник с бинду. В самайя-мате этот центральный треугольник обращен вершиной вверх, а в каула-мате - вершиной вниз. В каула-мате построение этой янтры считается тайной, известной только посвященным. Но в «Лалита-Сахасранаме» описывается метод построения шри-янтры.
Шри-янтра очень притягательна и могущественна. Она состоит из девяти пересекающихся треугольников. Четыре из них обращены вершинами вверх, а остальные - вершинами вниз. Четыре обращенных вершинами вверх треугольника относятся к Шиве, а оставшиеся пять являются треугольниками Шакти. Сочетание девяти треугольников образует шри-янтру - самую динамичную из всех янтр. Если начертить сходную схему, состоящую из восьми пересекающихся треугольников, четыре из которых направлены вверх и четыре - вниз, то получится уравновешенная, статичная фигура. Вызванное добавлением еще одного треугольника нарушение равновесия делает янтру динамичной и более мощной.
Шри-янтра представляет собой единственную асимметричную схему, однако ее красота заключается в том, что на первый взгляд она кажется симметричной. В целях поклонения шри-янтру изображают на медных, серебряных и золотых пластинах в виде плоского рисунка или выпуклого рельефа, выложенного камнями, кварцем, хрусталем и самоцветами. Последний тип изображений шри-янтры имеет форму пирамиды; в древности существовало множество подобных янтр. Обычно шри-янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана шри-янтра. Шри-янтру называют также "янтрой космоса". В «Бхайраваямала-тантре» четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса. В «Кама-калавиласе» говорится, что шри-янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело.
В шри-янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:
2. Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду).
3. Агитар (группа из восьми треуголь ников вне трикона).
4. Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
5. Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
6. Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
7. Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
8. Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
9. Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).
В отношении шри-янтры слово чакра означает группу (буквально "круг") структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги, однако между девятью фигурами шри-янтры и этими психическими центрами существует определенная связь, представленная в таблице 10.
В «Камакалавиласа-агаме» утверждается, что практикующему совершенно необходимо постичь подлинную форму богини Трипура-Сундари, а единственный способ сделать это - понять ее символическую форму, шри-янтру. Таким образом, становится ясно, что шри-янтра представляет собой:
Образ космоса (схему его развития и эволюции);
Образ человеческого тела (схему егов нутреннего строения);
Образ богини Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).
Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, или треугольников Шакти, проявляются как пять танматр (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние), пять махабхут (акаша, воздух, огонь, вода и земля), пять органов чувств (уши, кожа, глаза, язык и нос) и пять органов действия (руки, ноги, рот, половые органы и анус). В человеческом теле эти пять элементов еще проявляются как кожа, нервы, плоть, жир и кости.
Четыре обращенных вершиной вверх треугольника - треугольники Шивы - олицетворяют мужскую энергию и проявляются как читта (субстанция сознания), буддхи (интеллект, высший разум), ахамкара (самоосознание, ощущение собственного «я», эго) и манас (ум, низший разум).
Когда пять направленных вершиной вниз и четыре направленных вершиной вверх треугольника пересекаются и накладываются, возникают сорок три новых треугольника - подобно тому, как взаимодействие мужской и женской сил в космосе порождает разнообразные объекты феноменального мира.
Подобно бинду в центре, который символизирует Божественную Мать, бинду в сахасрара-чакре олицетворяет индивидуальное сознание, которое есть «Я» (джива), душа, дух, или Атман.
Бинду
Бинду, точка внутри центрального треугольника и янтры, именуется также сарваанандамайи-чакра, то есть "чакра совершенного блаженства". Бинду представляет собой семя всей вселенной, оно пребывает вне времени и пространства. В этом бинду в вечном единении пребывают Камешвара (бог комы, желания) и Камешвари (шакти стремления к окончательному единению). Камешвара и Камешвари пребывают в человеческом теле выше сома-чакры - в сахасрара-чакре, чакре лотоса с тысячей лепестков.
При медитации на шри-янтре поклонение вечному союзу Шивы и Шакти осуществляется посредством сосредоточения на бинду. Поклонение ишта-девате (личному божеству) и гуру также проводится сосредоточением на бинду. Бинду представляет собой завершающую точку янтры, однако центральное положение делает его и началом янтры. Без понимания важности этой точки невозможно построить янтру. Бинду является изначальной причиной, семенем янтры. Любое поклонение шри-янтре завершается медитацией на бинду.
Трикон
Трикон, который иначе называют сарва-сиддхи-прада-чакрой, представляет собой основной треугольник, содержащий в себе бинду. В каула-мате он изображается обращенным вершиной вниз. Согласно Тантре, этим треугольником становится сам бинду, стремящийся проявиться. Трикон создан сиянием бинду. Бинду - семя дерева творения, и он остается внутри него в своей тонкой форме. Когда завершается период покоя и начинается эпоха движения, бинду порождает трикон: скрытое становится проявленным. Три стороны трикона принадлежат трем богиням - Камешвари, Бриджешвари и Агамалини, - которые шествуют в сопровождении трех гун (саттвы, раджаса и тамаса). Три основных отрезка трикона представляют собой питхи ("обители"), представленные и в человеческом теле:
1. Камакшья-питха соответствует муладхара-чакре.
2. Пурнагири-питха соответствует анахата-чакре.
3. Джаландхара-питха соответствует вишуддха-чакре.
Помимо того, трикон олицетворяет йони (женский половой орган), изначальную Пракрита с тремя гунами, тремя состояниями сознания: джагратом (бодрствованием), свапной (сновидением) и сушупти (глубоким сном). В период покоя изначальная Пракрита неподвижна и остается в форме бинду, а в период движения приходит в движение и становится триконом. Она является той же силой, которая известна в Тантре как Божественная Мать Трипура-Сундари, Трипура или Шри-Видья. По утверждению «Кама-калавиласы», между бинду (Шивой) и триконом (Шакти) нет никакой разницы. Камешвара и Камешвари становятся тремя аспектами сознания - распознаванием, действием и наклонностью, то есть пониманием, действием и ощущением. Название сарва-сиддхи-прада означает "наделяющее всеми силами (сиддхи)". Медитация на этой чакре приносит могущество.
Аштар
Аштар, группа из восьми треугольников, именуется также сарва-рог-хара-чакрой - "чакрой, избавляющей от всех недугов". Восемь треугольников представляют собой восемь йони, образующих восьмерицу всего сущего. Тантристы изображают Камешвару четырехруким и держащим в руках четыре различных приспособления; Камешвари также имеет четыре руки. Эти восемь инструментов в руках Камешвары и Камешвари и олицетворяются восемью треугольниками. Кроме того, эти треугольники соответствуют восьми богиням, которые носят имена Вашини, Камешвари, Модини, Вимала, Аруна, Джаяйни, Сарвешвари и Каулини.
Эту чакру называют также агник-хандой, "обителью огня"; в ней присутствуют десять энергий огня: Ушма, Джвалини, Виспхулингини, Сушри, Сурупа, Капила, Хавьяваха, Кавьяваха, Праспху-тика и Шит. Аштар считается подлинной шри-янтрой. Восемь треугольников аштара и один треугольник трикона - в сумме девять - называют навдвара-чакрой, краеугольным камнем феноменального мира. В тантрических текстах человеческое тело также называют навдвара-чакрой, так как оно имеет девять врат.
Поклонение аштару, трикону и бинду приносит защиту, могущество и блаженство и избавляет от любых душевных, умственных и физических недугов.
Антардашар
Антардашар - группу из десяти треугольников, окружающих аштар, - называют также сарва-ракшакара-чакрой, "чакрой, обеспечивающей полную защиту". Такая защита достигается не внешними силами, а внутренней дисциплинированностью. Эта чакра обладает способностью защищать по той причине, что она представляет собой "пункт управления" пятью органами действия и пятью органами чувств. Управляющий десятью индрийями человек обретает защиту от любых внешних раздражителей.
В десяти треугольниках восседают десять йони, или шакти: Сарваджня, Сарва-Шакти-Прада, Сарва-Айшвари-Прада, Сарва-Джнянамайи, Сарва-Вьядхи-Нашини, Сарвадхара, Сарва-Пап-Хара, Сарва-Анандамайи, Сарва-Ракша и Сарва-Айп-сат-Пхал-Прада. Эти богини соответствуют десяти телесным огням и отвечают за следующие функции: речака (очищение), пачака (пищеварение), шочака (высыхание, впитывание), дахака (сжигание), плавака (извлечение сущности, выделение белков), кшарака (окисление), уддхарака (извлечение), кшобхака (возникновение подавленности), джрамбхака (усваивание) и мохака (возникновение привлекательности).
Способность управлять десятью огнями путем подчинения десяти индрий обеспечивает человеку полную защиту.
Бахирдашар
Бахирдашар - группу из десяти треугольников, окружающих антардашар, - также называют сарва-артха-садхака-чакрой, "чакрой, делающей возможной любое осознание". В санскрите слово артха означает «деньги», а также «смысл». Эта чакра наделяет человека способностью осознавать все вокруг, делать свою жизнь осмысленной. В десяти треугольниках пребывают десять йони, или шакти: Сарва-Сампада-Прада, Сарва-Прийянкари, Сарва-Мангал-Карини, Сарва-Кама-Прада, Сарва-Духкха-Сва-вимочини, Сарва-Мритью-Прашамни, Сарва-Виджня-Ниварни, Сарван-Сунда-ри, Сарва-Саубхаджнядайини и Сарва-Сиддхи-Прада. Эти шакти управляют десятью пранами тела под названиями: прана, апана, самана, вьяна, удана, курма, крикила, нага, дхананджайям девадутта. Именно благодаря пране все становится живым и обретает значение, то есть исполняется артха.
Медитация на этой чакре помогает человеку достичь контроля над праной, а такой контроль позволяет управлять разумом. Разум действует посредством десяти индрий (пяти органов действия и пяти органов чувств). Органы чувств делают осмысленным внешний мир, а органы действия обеспечивают человека возможностью добиваться желаемого и насыщать органы чувств - однако в отсутствие праны ни одна из групп органов не способна функционировать.
Чатурдашар
Группа из четырнадцати внешних треугольников, или йони, называется чатурдашар или сарва-саубхаджня-дайяк-чакра. В этих йони пребывают следующие шакти: Сарва-Санкшобини, Сарва-Вид-Дравани, Сарва-Акаршини, Сарва-Ахладини, Сарва-Саммохини, Сарва-Истамбхини, Сарва-Джамбхини, Сарва-Шанкари, Сарва-Ранджини, Сарвонмадини, Сарва-Артха-Садхини, Сарва-Сампатти-Пурни, Сарва-Мантрамайи и Сарва- Двандкшьякари. Эти богини отвечают за четырнадцать Нади: аламбуша, куху, виш-водари, варуни, хастджихва, яшодари, пайясвани, гандхари, пуша, шанкхини, са-расвати, ида, пингала, сушумна (подробности см. в "Йогашикха-упанишаде"). Четырнадцать шакти пребывают в манасе (разуме), буддхи (интеллекте), читте (субстанции сознания) и ахамкаре (самоосознании, эго) и десяти индриях. Таким образом, они представляют собой внешние очертания янтры и человеческого тела (микрокосма). Эти богини приносят удачу, о чем свидетельствует само название: сарва-саубхаджня-дайяк-чакра - "чакра, приносящая удачу".
Аштадала
Аштадала, кольцо из восьми лепестков лотоса, известна также как сарва-санко-шобан-чакра. Эти лепестки вляются обителями восьми богинь по имени Анан-Кусма, Анан-Мекхла, Анан-Мадна, Анан-Маданатура, Анан-Рекха, Анан-Вегини, Анан-Мадананкуша и Анан-Малини. Их функции: вачана (речь), адана (перенос), гамана (уход), висарга (возвышение), ананда (блаженство), хана (отсутствие), упаЭдня (дарение), умекшя (пренебрежение). Эти восемь лепестков символизируют такие категории: рупа (форма), раса (вкус), гандха (запах), спарша (прикосновение), шабда (звук), нада (изначальное звучание), пракрити (изначальная природа) и пуруша (высшее "Я").
Шодашадала
Кольцо из шестнадцати лепестков лотоса под названием шодашадала именуется также сарва-ашапурака-чакрой: "чакрой исполнения всех надежд, воплощения в жизнь любых ожиданий". Это чакра исполнения желаний. В шестнадцати лепестках кроются шестнадцать шакти: Кама-каршини, Буддхийякаршини, Ахамкара-каршини, Шабдакаршини, Спаршакар-шини, Рупакаршини, Расакаршини, Ган-дхакаршини, Читтакаршини, Дхайрь-якаршини, Исмритъякаршини, Намакаршини, Биджакаршини, Атмакарши-ни, Амритакаршини и Шариракаршини. Эти шакти проявляются посредством шестнадцати орудий: пяти элементов, десяти индрий и одного Разума.
Два кольца лепестков лотоса связаны с лунной энергией, а группы из сорока трех треугольников - с солнечной. Такое соотношение делает янтру динамичной: она проявляется как сочетание лунной и солнечной энергий, то есть в форме электромагнитной энергии.
Бхупур
Бхупур, квадрат с четырьмя вратами, иначе называют трайелока-мохана-чакрой, "чакрой, привлекающей три локи (мира, или плана)". К локам относятся физический мир (бхулока), астральный план (бху-варлока) и небесный мир (сваргалока).
Обычно бхупур считается обителью янтры местом пребывания шакти; он олицетворяет грубое материальное явление, в котором эта шакти кроется на протяжении цикла сотворения и сохранения. К бхупуру относятся все стражи восьми сторон света (дикпалы). Кроме того, бхупур символизирует десять сиддхи. К ним относятся: анима (умение становиться ничтожно малым), лагхима (сверхлегкость, левитация), махима (могущество, умение становиться бесконечно большим), ишатава (власть над другими), вашитва (магнетизм, власть над энергиями), пракамъя (способность принимать желаемую форму), бхукти (власть), иччха (воля), прапти (достижение духа) и мукти (способность исполнять любые желания). В нем пребывают также "восемь матерей": Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Айндри, Чамунда, Махалакшми. Эта чакра представляет собой место соединения трех речных потоков: Ганги (лунного), Ямуны (солнечного) и Сарасвати (нейтрального); по этой причине ее называют тиртхараджей (царем всех мест паломничества).
С символической точки зрения, она представляет собой место слияния грубой и тонкой энергий. В отличие от каула-мата, в самайя-мате принято очерчивать вокруг лотоса с шестнадцатью лепестками еще три кольца, которые призваны олицетворять три различные ипостаси Божественной Матери: Пашьянти, Мадхьяму и Вайкхири. Собирательное название этой троицы - Пара-Вани (на иллюстрациях в нашей книге эти три кольца не изображаются). Кроме того, в каула-мате существует специальная янтра для Шодаши, или Трипура-Сундари (она входит в число янтр для десяти махавидий, помимо дополнительной шри-янтры). В черно-белом варианте шри-янтра выглядит достаточно сложной, однако на цветном изображении все чакры оказываются четко очерченными, и эта янтра становится настоящим празднеством для глаз. Этой янтре поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний.
Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Амбики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти. Треугольники олицетворяют йони. Бинду, восьми лепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сомамандалой, "лунной мандалой". Следует медитировать на каждой из девяти описанных выше чакр, в надлежащем порядке проговаривая звуки санскрита. Поклонение этой янтре приносит самые разнообразные силы и достижения, однако его необходимо проводить под руководством наставника, гуру, посвященного в таинства Шри-Видьи. Важно помнить, что медитацию на шри-янтре не следует проводить по ночам, так как для работы с таким сложным узором глазам требуется дневной свет.
Практический каждый знаток магии в курсе того, что «Янтра» - это мощнейшее сакральное изображение. Во время просмотра этого символа в течение длительного времени на человека оказывается мощнейшее воздействие, особенно на его подсознание. Благодаря этому достигается очень сильный эффект от «Янтры». Следует помнить, что все «Янтры» способны оказывать воздействие на различные жизненные части и даже человеческие качества. Одной из самых мощных является мандала «Шри Янтра».
Что такое Шри Янтра?
Так называется мантра, которая оказывает сильное воздействие на наше подсознание. Состоит она из сложного геометрического рисунка (см фото выше), который создан так, чтобы оказывать мощное воздействие на каждую клетку человеческого сознания. Многие люди отмечают, что длительный осмотр этой мантры оказывает существенный эффект: левая часть мозга человека полностью отключается и включается правовое полушарие. Следует отметить, что именно левая часть мозга отвечает за интуицию и появление у человека сверх способностей. Помимо этого, она оказывает общий оздоровительный эффект на весь человеческий организм. Следует отметить, что мандала, имеющая название «Шри Янтра», является единой для каждой религии.
Многие не имеют представления, что означает мандала янтра? Разберемся с данным вопросом более подробно.
Что представляет собой мантра?
Созданная специальным образом геометрическая диаграмма, содержащая в себе невербальную область знаний о Вселенной, Макрокосмосе и Микрокосмосе (см. фото справа). Помимо этого она является символом и изображает энергетическую структуру Бога или божества. Их обычно могут видеть только мудрецы. Таким образом, каждая из мантр является олицетворением конкретного бога и при совершении определенного обряда перед ним можно получить часть священной энергии.
Многие считают, что не существует ничего мощнее, чем она. Например, иконные образы в этом случае более индивидуальны, так как обладают определенным ликом. Янтры в отличие от них, имеют универсальное значение. Также они обладают определенными архитектурными чертами, которые свойственны лишь неземным явлениям. Таким образом, «Янтры» считаются архитектурной единицей, которая имеет связь с генетическим кодированием.
В санскрите существует слово «Ян», оно обозначает сохранение чего-либо либо поддержку внутренней энергии у человека. Таким образом, в данной науке это слово обозначено принадлежностью к определенному элементу, объекту или даже понятию. С древних времен считалось, что они помогают человеку попасть в потусторонний мир. Таким образом, Янтра происходит от чего-то сверхъестественного, что способно сохранить свою сущность и освободить от всего обременяющего.
Из чего состоит мантра?
Шри Янтра состоит из 16 угольной звезды, которая создана благодаря пересечению 9 треугольников. У 5 треугольников вершины обращены вниз и относятся они к Шахти. Её считают творящей и пребывающей в движении Энергией. Также эти треугольники являются олицетворение природы и создания Шахти. Другие 5 треугольников являются олицетворением земных элементов. Следующие 5 олицетворяют в себе все органы чувств. И последние 5 олицетворяют органы действия.
Также на фото находятся четыре треугольника, вершины которых смотрят вниз. Считается, что они обращены к Шиве или Сознанию. Пересечения всех треугольников являются олицетворением равновесия между мужским и женским началом.
Специалисты отмечают, что Шри Янтра имеет тесную связь с Кундалини йогой, занимающейся осуществлением воздействия и открытием всех человеческих чакр. Благодаря такому влиянию человек встает на путь просветления.
Мантра Шри Янтра основана на использовании 9 основных магических чакр, идентичных 9 чакрам, расположенным на человеческом теле. В общем виде картинка является олицетворением динамического поля Вселенной и началом Космического Творения. Пять треугольников Шахти придают картинке динамизм, и усиливает его воздействие.
Шри Янтра - значение
Любители йоги отмечают, что регулярные сеансы с использованием Шри Янтры способствует восстановлению биополя или человеческой ауры. Оказанное биоэнергетическое влияние помогает найти высшие чакры. К ним следует отнести: Сахасрару, Аджану, а также «Третий глаз», Вишуддаху, Анахату. Использование Шри Янтры помогает достигнуть финансового благополучия. Достигается это благодаря тому, что она является главным инструментом Лакшими, которая является богиней денег и процветания. Также она помогает владельцу быстрее расправиться с долгами. Многие отмечают, что в доме, где имеется это изображение, всегда водятся денежные средства.
Как использовать Шри Янтру?
Первоначально следует установить на видное место изображение Шри Янтры. Лучшим решением станет сделать рисунок самостоятельно. Следует помнить, что нарисовать самому его очень сложно, поэтому лучше использовать распечатанный вариант. Многие говорят о том, что просто смотреть на фото или изображение мантры нельзя. Необходимо произносить священные слова.
Во время созерцания следует осуществлять воспроизведение специального песенного ритуала. Благодаря этому активизируется деятельность обеих полушарий. Однако если человеку трудно запомнить и воспроизвести слова, то следует использовать самую простую Янтру. Одними из таких являются ОМ и Аум. Они основаны на сосредоточении Вселенной и энергии других янтр.
Шри-Янтра (Великая Янтра) - древнейший сакральный символ. Сколько тайн и легенд окружает это изображение.
"Диаграмма, символизирующая Космос.."
"Необыкновенная сила воздействия Шри-Янтры. Благодаря геометрическому рисунку она может входить в резонанс и усиливать энергетические потоки пронизывающие наш мир, гармонизируя сознание человека и окружающее пространство..."
"Шри-Янтра служит посредником между Вселенной (макрокосмосом) и человеком (микрокосмом) и способствует пробуждению духовности человека, помогает встать ему на путь духовной эволюции..."
"...Определённая техника медитации позволяет наполнить Янтру смыслом божественного присутствия, войти в неё и приобщится к божественной энергии Космоса, отработать технику открытия "третьего глаза", дающая возможность выходить на глобальные и вечные проблемы, проникать в тайны Вселенной, обладая всевиденьем...".
"Энергия Шри-Янтры часто применяется в ритуальных и магических действиях, в амулетах и оберегах, защищая от воздействия тёмных, разрушающих сил..."
"В Лайа-Йоге Шри-Янтра способствует раскрытию чакр и управлению энергией в человеке."
" Янтры представляют собой визуальные инструменты, служащие для сосредоточения внимания, либо символически изображающие энергетические структуры различных божеств, как они видятся видящим мудрецам..."
"Диаграмма Шри-Янтра широко используется в различных оздоровительных системах, от древнейших до самых современных..."
Не известен источник появления Шри-Янтры. Трудно представить себе в столь далеком прошлом человека, создавшего такое геометрическое изображение, которое сложно воспроизвести даже в наше время. Очевидно, поэтому существуют многочисленные легенды о божественном происхождении Шри-Янтры, несущей в себе сокрытые знания о Вселенной. Или даже о послание внеземного разума. Сложность изображения рождает гипотезу, что создать такую структуру можно было только с помощью сверхмощного компьютера и что первичное изображение (протозвезда) имело сферическую, трехмерную форму и было нарисовано на… или внутри прозрачного кристалла. Или, что было в древности такое плоское изображение звезды, которое всеми своими 16-ю углами касалось внешней, описывающей окружности, а все последующие, в том числе современные формы Шри-Янтры,- это лишь попытки приблизится к ее истинному изображению.
Для людей нашего времени, незнакомых с изображением Шри-Янтра, может показаться очень странным заявление о невозможности повторения какого-либо геометрического объекта древности. Тогда попробуйте это сделать сейчас, не читая далее статьи,- это будет сделать чрезвычайно трудно. Ведь с математической точки зрения, - это одна из древнейших геометрических задач в истории человечества. Так каково же её решение?
Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) – здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).
Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты - Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри его помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса). Внутри их 16-угольная звезда - это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре - точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной.
С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.
Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.
Заметим, что геометрическое построение Шри Янтры всегда вызывало огромные трудности при воспроизведения ручным способом. Даже на самых известных изображениях можно легко заметить очевидные неточности и несовпадения. Это говорит о том, что до сих пор нет чёткого и математически выверенного алгоритма построения, хотя желающих создать это изображение собственными силами сегодня очень велико.
Янтры представляют собой визуальные инструменты, служащие для сосредоточения внимания либо символически изображающие энергетические структуры различных божеств, как они видятся видящим мудрецам.
В "Куларнава-тантре" сказано:
ЯНТРАМ МАНТРА МАЙЯМ ПРОКТАМ
МАНТРАТИМ ДЕВАТАЙВ ХИ ДЕХАТ МАНОР ЯТХА БХЕДО ЯНТРА ДЕВАТАЙОСТАТХА
Это означает, что божество присутствует и в янтре, и в мантре*. Между янтрой и мантрой существует такая же разница, как между разумом и телом. Янтру можно сравнить с телом, или внешним обликом, божества (деваты), тогда как мантра представляет собой разум, сознание, дух, имя.
В том же тексте говорится, что тело необходимо духу, а янтра божеству не меньше, чем масло нужно лампе, поскольку янтра представляет собой внешнее, видимое выражение, посредством которого божество принимает обращенное к нему богослужение.
Когда янтра используется в поклонении и наполняется энергией, она становится символическим олицетворением божества - и становится самим божеством, если садхак отбрасывает аналитическое, критическое отношение к обряду; при этом в его высших центрах начинается круговорот энергии. Каждая янтра становится обителью того божества, которому она посвящена. Во внешней форме янтры сохраняется сущность иконографического образа божества, его дух, однако никакая икона не сравнится по своему могуществу с янтрой. Иконографическое изображение всегда имеет индивидуальные черты, а янтра является универсальной, так как состоит из архетипических частей, свойственных всем явлениям.
В санскрите слово янтра имеет не менее двух значений. Оно происходит от корня ям, означающего "поддерживать, удерживать". Слово "удерживать" означает также "содержать, сохранять" сущность объекта, мысли и концепции. Слог тра происходит от слова трапа: "освобождение от уз". Таким образом, янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. В более широком смысле слово янтра означает в санскрите "инструмент". Когда слово ям используется в его символическом смысле (Яма - бог Смерти), а тра означает достижение троны, или свободы, янтра понимается как то, что приносит мокшу - освобождение от объятий смерти (цикла смертей и перерождений).
Янтра - это символическое изображение Божества, которое служит для цели концентрации. Абсолют проявляет Себя в виде совершенных геометрических фигур, концентрация на которые ведет к постижению Высшего. Для того, чтобы выточить из камня совершенную скульптуру, необходимо иметь соответствующий инструмент, так и янтра - это инструмент, с помощью которого наше сознание "вытачивается" и становится совершенным, будучи сконцентрировано на Абсолютной Реальности. Янтра представляет из себя определенную геометрическую фигуру, наполненную эзотерическим символизмом и обладающую мистической силой. Каждая линия, окружность, треугольник или точка такой мистической диаграммы имеет глубокое символическое значение или несколько расшифрований. Как можно начертить общий план любого, даже самого сложного строения, и такой план может состоять всего из нескольких геометрических фигур и линий, так и янтра является геометрическим выражением всей вселенной, а также непроявленного Источника этой вселенной.
Существуют различные виды янтр, используемые для различных концентраций. Однако общий смысл и методы постижения остаются едиными для всех.
В центре любой янтры находится парабинду, или точка, которая символизирует Непроявленный Абсолют. Этот парабинду является графическим выражением Изначального Звука (нада), существовавшего до всякого проявления. Этот Непроявленный Абсолют может постигаться как Шива, пребывающий в виде Линга в йони Шакти, или - как Изначальная Шакти, в зависимости от той или иной формы медитации. Так или иначе, в действительности, парабинду всегда является выражением изначального единства Шива-Шакти, Абсолюта и Его Энергии, в непроявленном состоянии. Вечный Махабинду пребывает вне пределов проявленной Природы.
Парабинду (высший бинду) проявляется как апарабинду (невысший бинду) в результате любовного желания (камакала), после чего происходит творение, или - проявление вселенной. В графическом плане это проявление отображается в виде треугольников, окружностей и т.д., образующихся вокруг центральной точки. Все эти фигуры развертываются из центра вовне по следующему принципу: чем дальше их углы удалены от центральной точки, тем более плотные материальные субстанции или силы они представляют.
Следует понимать, что как в Источнике творения, так и в его проявлении всегда реально существуют лишь только Шива и Шакти, находящиеся в неразрывном единстве. Нет Шивы без Шакти и Шакти без Шивы. Все силы, эманации и формы, возникающие во время проявления - это порождения Шива-Шакти, или Их материальные манифестации.
Проследим процесс вселенского проявления и его графического отображения на примере Шри Чакра - царицы всех янтр, диаграмме, заключающей в себе всю полноту творения. Шри Янтра - это символическое; отображение формы Шакти (сварупа), Ее сил и эманаций, отображение формы вселенной (вишварупа), символизирующей различные стадии проявления Шакти.
Из центральной точки, называемой парабинду (высшее бинду), проявляется в результате любовного желания (камакала) апарабинду, которое отображается в виде маленькой окружности, обрамляющей непроявленной парабинду. Апарабинду символизирует начало проявления и поляризации Шива-Шакти. Из этого бинду образуется треугольник, называемый мула-трикона (коренной, основной треугольник). Этот треугольник выражает собой три силы, обеспечивающие творение, или три бинду - смешанный (мишра) бинду, сочетающий природу Шива и Шакти, статический Шива-бинду и динамический Шакти-бинду. Этот треугольник также называется камакала, так как он появился в результате божественного желания Шакти и Шивы.
Он является йони, или женским детородным органом, из которого порождается материальная вселенная. Три стороны или три угла этого треугольника имеют ряд символических значений, связанных с числом 3. Так они означают: Шакти, проявленную в трех Своих аспектах - как воля (иччха), знание (гьяна) и действие (крийа). А также Шакти трех Богов - Брахмы, Вишну н Рудры (Шивы), выполняющих функции творения, сохранения и разрушения вселенной. Другое значение треугольника - это три гуны (саттва, раджас и тамас), представленные как его стороны, в то время как само бинду, находящееся в центре, выше каких-либо гун, или материальных качеств природы (гунатита). Основной треугольник (мула-трикона) означает также три следующих аспекта Шакти-молодую, (Тривидха-бала), прекрасную, (Трипура-сундари) и ужасающую (Трипура-бхайрави). Мула-трикона также выражает собой тройной процесс творения (шршти), поддержания (стхити) и растворения (самхара).
Из центрального треугольника (мула-трикона) развертываются большие треугольники, которые образуют своими вершинами окружности, все более удаленные от центра диаграммы. Всего этих треугольников (йони) в Шри Чакра девять (нава), поэтому Шри Чакра (или Шри Янтра) иногда называют Навайони Чакра. Из этих 9-ти пересекающихся между собой треугольников - пять, направленные вершинами вниз символизируют Шакти, в то время как четыре, направленные вверх - Шиву. На каждой из окружностей, образованных вершинами треугольников, или - между ними, - пребывают различные божества, являющиеся манифестациями Шива-Шакти и ответственные за те или иные функции во вселенной. Они управляют различными элементами, или стихиями и силами вселенной, такими как душа, тело, имя, форма, звук, касание, вкус, запах, ум, разум, эго и т.д., т.п., а также, такими различными силами как привлекательность и отвращение, любовь и ненависть, страсть и гнев и т.д. Все эти божества имеют свои формы, орудия и спутников, символизирующих то или иное состояние, или элемент материальной вселенной, или определенную силу чего-либо.
Во время медитации на янтру процесс созерцания начинается со внешних, наиболее удаленных от центра фигур, представляющих собой наиболее плотно-материальные силы или проявления Высшей Реальности, и, постепенно следует к центру, проходя все более тонкие планы творения и, в конце концов, доходя до Источника всего. Таким образом, постигается процесс нивритти, или свертывания вселенной в ее изначальное непроявленное состояние. Такая концентрация на мистической диаграмме связана с мантрой или мантрами Божества, на которое медитируют. Гуру раскрывает для ученика тайную взаимосвязь янтры с соответствующей мантрой и дхйаной (медитацией). В результате правильной медитации на йантру, садхака постепенно реализует свое единство с объектом медитации. Поклоняясь божествам и силам, пребывающим в фигурах янтры, созерцающий постепенно приближается к центру и, постигнув возврат вселенной в изначальное состояние Единства, реализует свою тождественность с Абсолютом. Такая медитация, использующая как орудия янтру и мантра-йогу, является мощным средством на пути к достижению самадхи (сверхсознательного блаженства).
Шри Янтра - изображение, используемое в некоторых религиозных течениях, где ему приписываются магические свойства.
В санскрите слово "янтра" имеет не менее двух значений и происходит от корня ям, означающего "поддерживать, удерживать". Слово "удерживать" означает также "содержать, сохранять" сущность объекта, мысли и концепции. Слог тра происходит от слова трапа: "освобождение от уз". Таким образом, янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. В более широком смысле слово янтра означает в санскрите "инструмент". Когда слово ям используется в его символическом смысле (Яма - бог Смерти), а тра означает достижение троны, или свободы, янтра понимается как то, что приносит мокшу - освобождение от объятий смерти (цикла смертей и перерождений).
Часто Шри-Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана Шри-Янтра.
Шри-Янтру называют также "янтрой космоса". В "Бхайраваямпла-тантре" четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса.
В "Кама-калавиласе" говорится, что Шри-Янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело. В Шри-Янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:
1.Бинду.
2.Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду).
3.Аштар (группа из восьми треугольников вне трикона).
4.Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
5.Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
6.Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
7.Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
8.Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
9.Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).
В отношении Шри-Янтры слово чакра означает группу (буквально "круг") структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги, однако между девятью фигурами Шри-Янтры. и этими психическими центрами существует определенная связь.
Шри-Янтра представляет собой:
космос (схему его развития и эволюции),
человеческое тело (схему его внутреннего строения),
богиню Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).
Построение Шри-Янтры
Построение рисунка вне центральной окружности варьируется от примера к примеру. Построение же рисунка внутри окружности приводит к необходимости или кропотливой подгонки или вычислений.
В идеальном случае, все вершины треугольников (кроме четырёх «висящих») должны точно лежать на рёбрах других треугольников или на окружности.
Однако точные значения координат точек пересечения в этом символе описываются системой 4 уравнений 16-ой степени. Аналитически такая система, по-видимому, не решается, но численное решение может быть найдено с любой требуемой точностью.
Для практического построения символа используются различные рецепты (не менее 7 различных), а для зрительной компенсации получившихся неточностей линии искусственно уширяются.
Пример построения
1.Радиус окружности, куда вписывается символ делим на 4. Полученный результат откладываем от центральной линии или диаметра окружности и чертим параллельные диаметру 2 основания больших треугольников.
2.Результат, полученный делением на 4, делим ещё раз на 10. Искомый результат есть единица измерения для вычислений расстояния оснований верхнего и нижнего треугольника. Откладывается или измеряется от самой верхней точки окружности и самой нижней. Результат вычисляется так:
а)Результат полученный делением на 10 умножаем на 9 откладываем основание одного треугольника.
б)Результат полученный делением на 10 умножаем на 11 и опять откладываем основание другого треугольника.Вершину центрального, белого треугольника получаем так
3.Результат полученный делением на 10 умножаем на 3,6 и откладываем вниз от центра окружности.
4.Далее чертим весь символ по получаемым вновь образуемым перекрестиям боковин треугольников, которые служат для оснований начертаний новых треугольников.
Символ готов. Погрешность при построении должна быть желательно в пределах 0,5 мм и ниже.
Еще варианты построения Шри Янтры:
Правила медитации со ШРИ ЯНТРОЙ
Место для медитации должно удовлетворять следующим требованиям:
Чистота и уединенность.
Перед началом медитации следует провести уборку (неплохо и самому провести процедуру очищения или просто ванну принять).
Отсутствие шума и возбуждающих или чувственных зрительных раздражителей.
Отсутствие людей или предметов, вызывающих у практикующего страх или беспокойство.
Нельзя использовать открытое место, однако в помещении не должно быть темно. Практикующий должен находиться под крышей или в тени.
Хорошая вентиляция.
Идеально для проведения медитации подошёл бы небольшой павильон или беседка в парке. Но за неимением такого, можно медитировать где угодно, лишь бы никто и ничто не мешало.
Медитация на полный желудок - пустая трата времени. Поэтому, медитировать можно не раньше, чем через два часа после еды.
Крайне не желательно употребление мяса, острых приправ, жирных продуктов, возбуждающих (чай, кофе) и спиртных напитков.
Форма одежды - лёгкая, свободная, не стесняющая движений. Подойдёт обыкновенный халат из натурального материала (лён, хлопок). Можно медитировать и вовсе без одежды, как это практикуют многие йоги в самой Индии.
Наиболее подходящая поза для медитации - сидя на полу, на коврике, со скрещенными по-турецки ногами. Не нравится такой вариант - можете поджать ноги под себя, на японский манер. Спина обязательно прямая. Руки - на бедрах, ладонями вверх. Изображение Шри-Янтры поставьте перед собой на стул или столик, на уровне глаз.
Никаких отрицательных мыслей перед медитатацией! И тем более, во время неё. Иначе весь негатив закрепится в подсознании и убрать его оттуда будет не так-то просто. Если не можете упокоиться - выпейте чая с мятой или лучше вообще перенесите медитацию на другой день.
Сама медитация заключается в сосредоточении взгляда на изображении Шри-Янтры. Сначала взгляд сосредотачиваем на одном из углов внешнего квадрата Янтры. Потом, медленно перемещаем его по границе квадрата по часовой стрелке. Дойдя таким образом до исходной точки, переходим к внутреннему кругу. Обойдя таким же способом круг, переходим к кольцу лепестков. От него - к следующему кольцу, далее - четыре круга треугольников и таким образом, доходим до центральной точки. На ней задерживаем взгляд на 15-20 минут. Потом закрываем глаза и некоторое время смотрим на "остаточное изображение". Когда оно исчезнет, медитацию можно считать законченной.
На всё это обычно уходит около получаса. Можно, конечно медитировать и дольше, но никаких преимуществ Вам это не даст.
По окончании сеанса медитации можно совершить небольшую пешую прогулку, принять тонизирующий душ. Если захочется спать - поспите.
P.S. хочу нарисовать дома во всю стену типа такого только в цвете