Что случилось со святополком. Святополк Владимирович Окаянный. История Древней Руси: правители, князья
После убийства своего брата Ярополка новгородский князь Владимир берёт в жёны беременную вдову брата, монашку-гречанку, которую привёз ему в подарок отец из Византии. В 979 году она рожает сына Святополка, которого Владимир Святославич усыновляет и воспитывает наравне с остальными одиннадцатью сыновьями (более того, он даёт Святополку удел в Туре). Очень часто исследователи и историки называют Святополка «сыном двух отцов».
После заключения в 1013 году Владимиром перемирия с Польшей Святополк женится на дочке Болеслава Первого Храброго (который княжил в то время в Польше). Исследователи жизни Святополка утверждают, что для этой цели его выбрали потому, что его земли граничили с Польшей, а не потому, что он был не родным сыном.
Подстрекаемый женой, а также её духовным наставником, епископом Рейнберном, Святополк начал готовить восстание против князя Владимира, преследуя одну цель – полный захват власти отца. Кроме того, поддерживал Святополка и Болеслав. Заговор был раскрыт, а самих заговорщиков отправили в заточение. В это же время против своего отца готовит заговор и другой сын Владимира, князь Ярослав.
Перед смертью Владимира в 1015 году Святополка выпустили на свободу и отдали ему удел Вышгород. Едва до Святополка дошла весть о смерти Владимира, как он сразу же приехал в Киев и занял престол. Для повышения собственного авторитета он раздавал подарки жителям.
После этого князь Святополк решил истребить всех сыновей Владимира с целью захвата их уделов. Так его люди убили молящегося на реке Бориса, а затем настигли около Смоленска Глеба, после чего был убит и Святослав Древлянский. За свою расправу над родственниками Святополк получил в народе прозвище «Окаянный».
Узнавший об братоубийце Ярослав (позднее Мудрый), заручившись поддержкой варяжских воинов и новгородцев пошёл на Святополка. После битвы обеих армий на Днепре Святополк Окаянный бежал к тестю в Польшу.
В 1017 году собрав войско из печенегов и поляк, он отвоевал обратно престол, а Ярослав отступил в Новгород. Как только поляки вышли из города Ярослав напал снова на Святополка. Раненный в битве на реке Альте Окаянный бежал в Польшу, но умер по дороге, брошенный своими подчинёнными.
Некоторые исследователи считают, что называть Окаянным Святополка нет никаких причин, так как по некоторым фактам его братья погибли позже не от руки и не по приказу Святополка.
Святополк Владимирович «Окаянный»
(Худ. В.Шереметьев. 1867)
(по прозвищу «Окаянный») — сын или пасынок князя Владимира Святославича от неизвестной «гречанки», бывшей женою у князя Ярополка, и взятой в наложницы Владимиром после убийства брата.
Родившись около 979 года, Святополк никогда не считал себя родным сыном Владимира, и после его смерти захватил власть в Киеве, положив начало междоусобной войне 1015-1019 годов (правил Киевом в 1015-1016 и 1018-1019). Согласно общепринятой версии истории именно Святополк послал убийц к своим братьям-князьям Борису, Глебу и Святославу, за что получил прозвище «Окаянный» .
Боролся со своим братом Ярославом за власть с помощью польского князя Болеслава, на дочери которого был женат. После поражения в 1019 году бежал на Запад, и умер где-то между Чехией и Польшей.
Ранние годы и княжение в Турове
О детстве Святополка ничего не известно. Около 988-990 годов он был посажен отцом на княжение в Турове. После смерти князей Всеволода и Позвизда Владимировичей, прививших на Волыни, территории земли Святополка стали граничить с Польшей. Возможно именно поэтому он был избран в качестве кандидата на брак с дочерью польского князя Болеслава I Храброго.
Брак с дочерью Болеслава I Храброго
По разным версиям, дочь Болеслава I от его третьего брака с Эмгильдой была выдана за Святополка в 1008 (миссия цистерцианца Бруно) или 1013-1014 года (в знак мира с Польшей после неудачного похода Болеслава).
На заключение брака в Туров польскую принцессу сопровождал католический епископ Рейнберн. Впоследствии, за организацию заговора по отвращению Руси от «византийского обряда» Святополк был отстранен от наследования киевского престола и заключен в тюрьму вместе с женой и её духовником Рейнберном, которые, по предположению историков, обещали Святополку поддержку Польши в случае успеха заговора. Кроме того, одной из возможных причин заговора называется план Владимира передать правление сыну Борису, которому он ранее поручил возглавить киевскую княжескую дружину.
Болеслав I Храбрый
(худ. Я. Б. Якоби, 1828)
Междоусобная война 1015-1019
Еще до смерти князя Владимира в Киевской Руси видны признаки грядущей междоусобицы — князь Ярослав Мудрый, правивший в Новгороде, в 1014 году отказался выплачивать ежегодную дань Киеву. В ответ на это, Владимир приказал своему любимому сыну Борису готовиться к походу против Ярослава, а новгородский князь стал нанимать варягов для будущего противостояния.
Святополк был прощен и выпущен из тюрьмы, но понимая опасность оставлять молодого князя без внимания, Владимир посадил его близ Киева — в Вышгороде.
В 1015 году князь Владимир умирает в селе Берестово и Киевская Русь погружается в кровопролитное противостояние его детей за право на Киевский престол.
Святополк скрывает смерть князя Владимира
«Умер же (Владимир) на Берестовом, и потаили (смерть) его, потому что был Святополк в Киеве: ночью же, разобрав помост между двумя клетями, обернули его в ковёр и спустили на верёвках на землю; возложили на сани, повезли и поставили в церковь Святой Богородицы, которую он сам создал» — ПВЛ
Скрывают смерть князя Владимира (Фрагмент летописей)
После смерти Владимира Святополк утверждается в Киеве и начинает раздавать местной знати имения и подарки, желая задобрить киевлян в начале своего правления.
Убийства Бориса, Глеба и Святослава
Согласно устоявшейся версии именно Святополк послал убийц к своим братьям-князьям, чтобы предотвратить возможные притязания на Киевский престол. Однако впоследствии, после перевода скандинавских саг пересекающихся с данными событиями, некоторые историки сделали предположения о виновности в смерти Бориса не Святополка, а Ярослава. Ниже будет изложена официальная трактовка.
Смерть Бориса Владимировича
князя Ростовского
На момент смерти Владимира, князь Борис Ростовский возвращался из похода на печенегов — противник бежал, не вступив в бой, поэтому сопровождающая Бориса княжеская дружина была в полной боевой готовности.
Во время остановке на реке Альте сначала пришло сообщение о смерти Владимира, а затем от Святополка:
“Брат, хочу жить с тобой в любви и к полученному от отца владению добавлю еще” - Святополк Окаянный
Узнав о смерти великого князя дружинники предложили Борису идти на Киев и силой отнять у Святополка отцовский престол, но молодой князь ответил:
«Не могу я поднять руку на брата своего, которого чту как отца». — Борис Муромский
«Святополк же пришёл ночью к Вышгороду, тайно, призвал Путшу и вышгородских болярцев и спросил их: “Преданы ли мне всем сердцем?” Отвечали же Путша и вышгородцы: “Можем головы свои положить за тебя”. И сказал он им: “Никому не говоря, идите и убейте брата моего Бориса”. Они же обещали ему вскоре всё исполнить». — Летописи
После того как Бориса покинули дружинники и он остался только с ближайшими слугами. Князь Борис начал молиться, скорбя об умершем отце. Глубокой ночью, отправленные Святополком вышегородские бояре, во главе с Путшей, окружили шатер князя и дождавшись пока он уснёт — напали, перебив слуг и пронзив Бориса копьями.
Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли в Киев. Проезжая на повозке мимо леса, Борис вдруг стал поднимать голову. Когда Святополку доложили, что его брат ещё жив, новый киевский князь послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив Бориса мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия.
Смерть Глеба Владимировича
князя Муромского
Узнав об убийстве Бориса, родная сестра Ярослава Мудрого, Предслава, написала брату о совершенном злодеянии и предупредила о грозящей тому опастности:
«Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса и за Глебом послал, берегись его очень». — Предслава
Ярослав, в свою очередь, послал сообщение князю Глебу Муромскому, который на тот момент находился на пути в Киев, куда был вызван Святополком под предлогом «навестить тяжко больного отца». Официальные историки предполагают, что Святополк решил заманить Глеба, так как тот был родным братом убитого ранее Бориса и мог захотеть мести.
«Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен!» — Святополк Окаянный
Глеб получил от Ярослава письмо во время одной из остановок, недалеко от Смоленска на реке Смядыни:
«Не ходи, брат! Отец твой умер, а брат твой убит Святополком». - Ярослав Мудрый
Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару.
Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен).
Убийство Глеба в ладье. Клеймо иконы из Борисоглебской церкви в Запрудах в Коломне
Смерть Святослава Владимировича
князя Древлянского
Узнав о гибели Бориса и Глеба, Святослав Древлянский покинул свою столицу и попытался бежать в Карпаты. Погоня догнала Святослава Древлянского на берегу Опир близ нынешнего города Сколе. Согласно местной легенде, когда киевский князь увидел, что победа близка он решил не оставлять в живых никого из семьи преследуемого брата и отдал приказ:
«Сколоть их всех!»
С этим эпизодом легенда и связывает название города Сколе. В сражении с войсками Святополка погибли семеро сыновей Святослава и сам князь.
Гибель Святослава и борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича лишила карпатских хорватов последнего союзника, и долины Боржавы и Латорицы были аннексированы венграми.
Борьба между Ярославом и Святополком за киевский престол
1016 — битва под Любечем
В 1016 году
Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов двинулся против Святополка, позвавшего на помощь печенегов. Два войска встретились на Днепре вблизи Любеча и на протяжении трёх месяцев, до поздней осени, ни одна из сторон не рисковала перейти реку. Наконец это сделали новгородцы, которым и досталась победа. Печенеги были отрезаны от войск Святополка озером и не смогли прийти к нему на помощь.
1017 — осада Киева
В следующем 1017 (6525) году печенеги по наущению Бурицлейфа (здесь мнения историков расходятся, одни считают Бурицлейфа - Святополком, другие - Болеславом) предприняли поход на Киев. Печенеги пошли на приступ значительными силами, тогда как Ярослав мог опираться только на остатки варяжской дружины под предводительством конунга Эймунда, новгородцев и небольшой киевский отряд. По данным скандинавской саги, Ярослав в этом бою был ранен в ногу. Печенегам удалось ворваться в город, но мощный контрудар отборной дружины после тяжелого кровоприлитного боя обратил печенегов в бегство. Кроме того, для обороны Киева положительную роль сыграли большие «волчьи ямы» у стен Киева, вырытые и замаскированные по приказу Ярослава. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.
1018 — Сражение на реке Буге
Святополк и Болеслав Храбрый захватывают Киев
В 1018 году Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, заручился поддержкой тестя и вновь собрал войска для сражения с Ярославом. Войско Болеслава, помимо поляков, включало 300 немцев, 500 венгров и 1000 печенегов. Ярослав же, собрав свою дружину, двинулся навстречу и в результате сражения на Западном Буге войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород, а дорога на Киев была открыта.
14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в Киев. Обстоятельства возвращения Болеслава из похода туманны. В Повести временных лет говорится об изгнании поляков в результате восстания киевлян, однако Титмар Мерзебургский и Галл Аноним пишут следующее:
Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева
«Болеслав поставил там в Киеве на свое место одного русского, породнившегося с ним, а сам с оставшимися сокровищами стал собираться в Польшу.»
Болеслав получил в награду за помощь Червенские города (важный торговый узел на пути из Польши в Киев) киевскую казну и множество пленных, а также, согласно Хронике Титмара Мерзебургского, Предславу Владимировну - любимую сестру Ярослава, которую он взял в наложницы.
А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы изрубили его ладьи и убедили князя продолжить борьбу со Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.
1019 — битва на реке Альте
Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер.
«Пришёл Святополк с печенегами в силе тяжкой, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. Пошли друг на друга, и покрылось поле альтинское множеством воинов. … и на восходе солнца сошлись обе стороны, и была сеча злая, какой не бывало на Руси. И, за руки хватаясь, рубились и сходились трижды, так что кровь текла по низинам. К вечеру одел Ярослав, и Святополк бежал»
Ярослав Мудрый вновь занял Киев, но положение его было шатким и князю предстояло еще не раз доказать собственное право на владение столицей Киевской Руси.
Смерть Святополка Окаянного
Согласно летописям, после поражения на реке Альте Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.
Не можаше терпети на единомь месте, и пробежа Лядьскую землю, гонимъ Божьимъ гневомъ, прибежа в пустыню межю Ляхы и Чехы, испроверже зле животь свои — летописи
СВЯТОПОЛК I ОКАЯННЫЙ
Годы жизни: около 979 – 1019
Годы правления: 1015-1016, 1018-1019
Святополк Владимирович (при крещении ему дано имя – Пётр). В древнерусской историографии известен, как Святополк Окаянный. Князь туровский (с 988 года). Правитель Киевской Руси (1015-1016гг., 1018-1019гг.).
Его мать была по происхождению гречанка, вдова киевского князя Ярополка Святославича . Летопись говорит, что когда Владимир убил Ярополка и взял ее в наложницы, она уже была беременна. Таким образом, отцом Святополка был Ярополк . Несмотря на эти обстоятельства Владимир дал Святополку удел в Турове, считая его своим законным сыном. Летописцы называют Святополка сыном «от двою отцю» (двух отцов) и намекают на дальнейшую роковую судьбу князя: «от греховного плод злой бывает»
Отцы Святополка Владимировича Окаянного
Версия о рождении Святополка от двух отцов даёт основание предполагать, что он был рожден спустя 7-9 месяцев после вступления князя Владимира в июне 978 года в Киев, в соответствии с этим год рождения Святополка — начало 979-го.
Некоторые историки продолжают считать происхождение Святополка дискуссионным. Так, выводы Г.Котельщика основаны на изображении тамги (знака родовой принадлежности, который передавался по наследству) на монетах Святополка. Он пишет, что князь Святополк сам декларировал своё происхождение от Ярополка. Толкование княжеских тамг очень спорная вещь. Двузубец изображался и на тамге Мстислава Владимировича . Если версия Г.Котельщика верна, то это является доказательством желания Святополка отделиться от Владимира и его сыновей. Есть сведения, что в 1018г. Святополком былы взяты в наложницы мачеха и сестры Ярослава, что является едва допустимым, если бы он считал себя сыном именно князя Владимира .
Около 1013 года Святополк женился на дочери польского князя Болеслава Храброго (польск. Bolesław I Chrobry). Она родилась в третьем браке с Эмгильдой (между 991-1001 гг.), а умерла после 14 августа 1018 года. Большинство историков считают, что брак Святополка был последствием мира, который заключили с Польшей после неудачного похода Болеслава. Но есть и другая версия. Владимир выбрал Святополка на роль кандидата для бракосочетания с польской принцессой потому, что туровские земли, где был престол Святополка, граничили с Польшей. Вместе с юной княгиней прибыл в Туров и ее духовник, епископ Рейнберн, который символизировал своим прибытием отторжение русской церкви от греческой и подчинение ее Риму.
В начале XI в. Святополк, недовольный отцом и подстрекаемый женой и епископом, стал вести подготовку восстания против князя Владимира, заручившись поддержкой тестя. Но заговор был раскрыт, и Владимир посадил его с женой и Рейнберном в тюрьму. Причиной ареста князя Святополка скорее всего было намерение Владимира завещать своему любимому сыну Борису престол. Примечателен и тот факт, что новгородский князь Ярослав , другой старший сын Владимира, тоже восстал против отца в тот же временной период.
Годы правления Святополка Окаянного
Незадолго до смерти Владимира 15 июля 1015 года Святополк был освобожден и получил в удел Вышгород, около Киева. Окружающие скрыли смерть отчима от Святополка, который, по старшинству, мог претендовать на киевский престол, но Святополк был в это время в Киеве, и узнав важную для себя новость, принял быстрые меры к тому, чтобы занять место Владимира. Святополк стал раздавать горожанам подарки с целью привлечения симпатии киевлян. Летописцы писали, что киевляне принимали подарки, но сердца их не лежали к новому князю.
В Киеве Святополк выпустил сребреники (историкам известно 50 таких монет), которые похожи на сребреники князя Владимира . На лицевой стороне находилось изображение князя с надписью: «Святополк на столе [престоле]». На обратной стороне: княжеская тамга в виде двузубца, на левом конце которого находился крест, и надпись: «А се его серебро». Существовали и монеты, на которых Святополк значится под своим христианским именем Петор или Петрос.
Все ожидали действий со стороны Бориса, любимого сына Владимира, которому принадлежала многочисленная дружина отца. Но в виду того, что незадолго до своей кончины Владимир послал Бориса против печенегов, войско находилось вдали от Киева. Святополк понимал неустойчивость своего положения. Поэтому, помимо подкупов киевлян и бояр, он выбрал другое средство для укрепления власти — убийство братьев.
Почему Святополк «Окаянный»
В течение 1015 года по его приказу были убиты три сводных брата — Борис (убит на реке Альта вышгородцами), муромский князь Глеб (убит по дороге в Киев) и древлянский Святослав (при побеге от преследователей в Венгрию, был убит в Карпатских горах). В Повести временных лет Святополк обвиняется в организации убийства Бориса и Глеба, которые причислены к лику святых, как невинно убиенные. После произошедших расправ над родственниками Святополку было дано прозвище «Окаянный».
По мнению некоторых исследователей, прозвище «Окаянный» Святополк получил незаслуженно, потому что рассказ об убийствах Бориса и Глеба был вставлен в летопись позднее.
Также, в хронике Титмара Мерзебургского говорится, что Святополк бежал в Польшу, и в ней нет упоминаний о княжении Святополка на киевском престоле. Однако этому противоречит существование монет Святополка.
Узнав об убийстве братьев, новгородский князь Ярослав при поддержке варягов и новгородцев в 1016 году пошел войной на Святополка. Началась борьба за власть между Святополком и Ярославом. Войска встретились на Днепре при Листвене. Ярослав пошел в атаку, воспользовавшись моментом, когда шел пир Святополка с дружиной. Войска Святополка Окаянного были разгромлены и брошены в реку. Ярослав захватил престол в Киеве.
Князь Святополк бежал в Польшу и призвал на помощь короля Болеслава I Храброго, своего тестя. В 1017 г. при поддержке печенежских и польских войск они двинулись походом на Киев. Встреча дружин произошла на Буге, Ярослав потерпел поражение и бежал в г.Новгород.
Киевский престол стал принадлежать снова Святополку. Чтобы не содержать войска своего тестя Болеслава, которые были поставлены в русских городах, он изгнал поляков. Вместе с Болеславом Храбрым ушло и большинство киевских бояр. Менее, чем через год, будучи лишен военной силы, князь Святополк Окаянный вынужден был бежать из Киева от Ярослава, который пришел с варягами.
Битва на берегу реки Альты, на том самом месте, где был убит Борис, стала решающей. Святополк получил рану, от которой и умер. Летописцы писали: «…и расслабишася кости его не можааше седети, несяхут и на носилех». Всеми покинутый, он умер в 1019 году по дороге где-то между Польшей и Чехией в каком-то пустынном месте.
Князь туровский (988-1015) и великий князь киевский (1015-1019) Святополк Владимирович, известный в древнерусской историографии как Святополк Окаянный, родился около 979 года. При крещении ему дано было имя Петр.
Святополк - сын Ярополка Святославича, его мать Юлия была гречанкой, монахиней. Как гласит летопись, ее в свое время привел как пленницу Святослав и выдал за Ярополка.
Летописец сообщает, что после убийства своего брата Ярополка князь Владимир Святославич взял в жены его вдову, которая была уже беременна от Ярополка. Вскоре она родила сына Святополка, которого Владимир воспитывал наравне со своими детьми. Поэтому в одних источниках Святополка называют сыном Ярополка, в других - сыном Владимира.
Около 988 года Владимир дал Святополку удел в Турове.
Около 1013 года Святополк женился на дочери польского князя Болеслава Храброго. Вместе с юной княгиней прибыл в Туров и ее духовник, епископ Рейнберн, который, очевидно, имел намерение отторгнуть Русскую церковь от Константинополя и переподчинить ее Риму.
Святополк, недовольный Владимиром и подстрекаемый женой и епископом, стал вести подготовку восстания против князя Владимира, заручившись поддержкой тестя. Но заговор был раскрыт, и Владимир заключил Святополка в темницу вместе с женой и Рейнберном.
Владимир умер в 1015 году во время подготовки к походу на Новгород против другого мятежного сына, Ярослава. Князь не успел сделать никаких распоряжений относительно наследника, а потому Святополк вышел на свободу и без каких либо затруднений занял престол.
В «Повести временных лет» Святополк обвиняется в организации убийства Бориса и Глеба, которые причислены к лику святых, как невинно убиенные. Первым делом Святополк решил расправиться с любимчиком Владимира, ростовским князем Борисом, в распоряжении которого находилась великокняжеская дружина. Святополк послал к Борису верных людей. Во время заутрени убийцы пробрались к шатру князя и искололи того копьями. Израненного, но еще живого Бориса привезли к Святополку, и уже там зарубили мечом. Затем Святополк послал гонцов к Глебу Муромскому, приглашая его навестить якобы тяжело больного отца, о смерти которого Глеб еще не знал. По дороге на Глеба напали подосланные Святополком убийцы, и один из людей Глеба, повар по имени Торчин, по приказанию злодеев зарезал своего господина. Третий брат, Святослав Древлянский, узнав о гибели Бориса и Глеба, бежал в Венгрию, но по дороге его нагнали люди Святополка и тоже убили.
После произошедших расправ над родственниками Святополк получил от современников прозвище «Окаянный» .
Узнав об убийстве братьев, новгородский князь Ярослав при поддержке варягов и новгородцев в 1016 году пошел войной на Святополка. Началась борьба за власть между Святополком и Ярославом. Войска встретились на Днепре при Листвене. Ярослав пошел в атаку, воспользовавшись моментом, когда шел пир Святополка с дружиной. Войска Святополка Окаянного были разгромлены и брошены в реку. Ярослав захватил престол в Киеве.
Князь Святополк бежал в Польшу и призвал на помощь короля Болеслава I Храброго, своего тестя. В 1017 году при поддержке печенежских и польских войск они двинулись походом на Киев. Встреча дружин произошла на Буге, Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород .
Киевский престол снова стал принадлежать Святополку. Чтобы не содержать войска своего тестя Болеслава, которые были поставлены в русских городах, он изгнал поляков. Вместе с Болеславом Храбрым ушло и большинство киевских бояр.
Тем временем на собранные новгородцами деньги Ярослав нанял новое войско из варягов и пошел на Киев. Оставшийся без военной силы Святополк бежал к другим союзникам - печенегам. Там он набрал новое войско и двинулся на Русь. В 1019 году Ярослав встретил его на реке Альте, недалеко от того места, где был убит Борис. Печенежское войско было разбито, а сам Святополк был тяжело ранен. Он бежал в Польшу, затем в Чехию.
Летописцы писали: «…и расслабишася кости его не можааше седети, несяхут и на носилех». Всеми покинутый, он умер в 1019 году по дороге где то между Польшей и Чехией.
6 августа День памяти первых российских святых великомучеников князей Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом Святополком, прозванным позднее Окаянным. Действительно ли Святополк убил своих братьев, либо он лишь жертва в кровавом плане Ярослава Мудрого? На эти и многие другие вопросы ответит эксперт по истории Русской Православной Церкви Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. Мероприятие проводится в рамках проекта “Осторожно, история!”, организованного агентством “РИА Новости”, радиостанцией “Эхо Москвы” и газетой “Известия”.
Вступительное слово: Здравствуйте, мои уважаемые респонденты. Спасибо вам за ваши вопросы. Я очень рад, что эти исторические события, связанные с именами святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба вызвали столь живой интерес. Дело в том, что Борис и Глеб это не только первые русские святые, об этом мы еще поговорим, но и подвигоположники, явившие такой уникальный образ святости как страстотерпчество, характерные для традиции русского благочестия. А сейчас давайте приступим к вопросам.
Андрей, Москва : Почему Святополк бежал в Польшу? Почему польский король поддержал его и помог изгнаннику вернуть киевский престол?
Алексей Светозарский: Дело в том, что Святополк вынужден был бежать в Польшу, поскольку столкнулся с весьма активными действиями Ярослава, который как знамя поднял имена убитых Святополком братьев и начал борьбу за киевский престол под лозунгом священной мести. Именно поэтому Святополк, потерпев поражение в битве под Любичем, должен был бежать в Польшу, где получил поддержку Болеслава Храброго, польского короля, который был его тестем. Болеслав чрезвычайно активный политик, боровшийся за Чехию с германским императором, воевавший в свое время с князем Владимиром, не преминул воспользоваться ситуацией, тем более что для этого у него были все основания (помощь близкому родственнику). Болеслав насылал печенегов на Киев, и от этого набега Ярослав еле отбился. Затем Ярослав в союзе с императором Генрихом Вторым выступил к польской границе, но потерпел неудачу.
В 1017 году Болеслав захватил Киев, а Ярослав должен был с поспешностью отступить. Поляки, немцы, венгры и печенеги, оказавшись в Киеве, вызвали недовольство киевлян своим поведением, в городе началось восстание и Болеслав ушел. Возможно, восстание спровоцировал Святополк, тяготившейся затянувшимся пребыванием тестя в Киеве. После этого удача от Святополка отвернулась, он был разбит на реке Альте в 1019 году. И затем бежал. По разным источникам он либо умер от ран в Бресте, либо был убит варягом Эймундом из дружины Ярослава, либо, как считает наша древняя летопись (“Повесть временных лет”), погиб злой смертью где-то между Польшей и Богемией.
Владимир, Москва: В школе каждый для себя извлекает уроки из истории. Какой урок мы можем извлечь из истории со Святополком Окаянным?
Алексей Светозарский: Урок из истории со Святополком Окаянным извлекли уже наши предки. Образы убитых им князей, покровителей княжеского рода, святых сродников в течение многих лет служил светлым идеалом евангельского отношения к политике. Но не только. Русские князья воспринимали их как своих особых молитвенников. Достаточно вспомнить явление Бориса и Глеба Пелгусию накануне битвы со шведами. Подвиг осветил существовавший порядок государственного устройства, основанный на родовых началах. А пример Святополка Окаянного (подобного библейскому братоубийце Каину) стал предостережением для других князей. Почитание Бориса и Глеба стало объединяющим началом для наших предков, переживавших период феодальной раздробленности, их мощи являлись общерусской святыней, в то время как большинство подвижников того времени почиталось лишь местно, в отдельных областях и княжествах.
Светлана, Москва: Откуда появилась уверенность что Бориса и Глеба убил Святополк, очень многие историки приходят ко мнению, что это сделал Ярослав Мудрый.
Алексей Светозарский: Исходя из исторических источников, не могу согласиться с предположением о том, что Бориса и Глеба убили по инициативе Ярослава Мудрого. Для этого нет решительно никаких оснований. Более того, Сергей Михайлович Соловьев не без оснований утверждает, что на тот момент Ярослав был крайне заинтересован в том, чтобы Борис остался в живых и активно действовал против Святополка.
Напомню, что перед смертью Владимира Ярослав находился с ним в затяжном конфликте. А после смерти отца столкнулся с очень сильным соперником в лице Святополка. Поэтому, естественно, что он надеялся на длительную борьбу Бориса со Святополком.
Марина, Москва: К сожалению, я впервые услышала это имя – Святополк. Скажите, почему так мало внимания учителя уделяют истории древней Руси, и чем бы это изучение пошло нам на пользу?
Алексей Светозарский: На мой взгляд, действительно в школьном курсе русской истории изучению Древней Руси уделяется не так много внимания и времени. Но, полагаю, что здесь многое зависит от личности учителя, не случайно многие из нас, проходившие историю в средней школе еще в советские времена, когда изучению русской истории, и в том числе истории Древней Руси, до монгольского периода, уделялось совсем немного места, тем не менее знают эту поучительную историю о первых русских святых и о их коварном убийце.
Несомненно, согласен с Вами, что более подробное изучение истории домонгольского периода пошло нам на пользу, поскольку цивилизация Киевской Руси явилась основой цивилизации трех братских православных восточно-славянских народов – русского, украинского и белорусского, и тех народов, которые связали с ними свою историческую судьбу. Именно в этот период сформировались основы нашего менталитета и многие архетипы национального сознания.
Владислав, Москва: Святополку и Ярославу была выгодна их братьев Бориса и Глеба? Почему тогда большую вину взваливают на Святополка?
Алексей Светозарский: Дело в том, что согласно историческим источникам, именно Святополк осуществил братоубийственный замысел. Несомненно, святой Борис был очень сильным конкурентом для Ярослава. Но обстоятельства сложились так, что Ярослав выступил мстителем за братьев в соответствии с понятиями о родовой мести, характерными для того времени.
Юрий, Москва: Братоубийственные распри были характерны для Руси? Прослеживается ли здесь некая тенденция?
Алексей Светозарский: Братоубийственные распри были характерны, конечно, не только для Древней Руси. Можно предположить, что Святополк вполне мог руководствоваться примером соседей – своего тестя Борислава Храброго, который изгнал из Польши своих младших братьев, а одного родича даже ослепил, и Борислава Рыжего, в Богемии оскопившего своего брата и пытавшегося убить другого брата. Борьба за власть между князьями-братьями или близкими родственниками (дядя-племянник, отец-сын) была характерной для периода феодальной раздробленности.
Но важно отметить другое. На Руси грех небратолюбия всегда осуждался церковью и народным сознанием. Эта мысль особенно подчеркивается в таком замечательном произведении древнерусской литературы как “Чтение о Борисе и Глебе”, автором которого является Нестор летописец. Эта мысль постоянно присутствует в общественном сознании, и пример Бориса и Глеба, отказавшихся от междуусобной борьбы ради своих христианских убеждений, играет здесь не последнюю роль. Более того, наши предки из числа людей книжных воспринимали Батыево нашествие как наказание, посланное свыше именно за княжеские усобицы.
Важно отметить еще один момент – в те времена государственное единство только складывалось, поэтому жители других областей, представляющие собой противоборствующую сторону, воспринимались почти как иностранцы. Таковыми в глазах южан были новгородцы, а в глазах новгородцев – киевляне. В этом, несомненно, ощущалось влияние родового строя.
Олег, Москва: Почему в одних источниках Святополка называют сыном Ярополка, в других – сыном Владимира?
Алексей Светозарский: Вопрос отцовства Святополка затрагивается лишь в одном летописном фрагменте, где проклятый братоубийца для усугубления негативной характеристики именуется сыном двух отцов. Но это скорее риторический прием. Дело в том, что мать Святополка, гречанка по происхождению, была вдовой Ярополка, неудачливого соперника Владимира, и последним была взята в жены, после того как брат-соперник, то есть Ярополк, проиграл. От этого брака Владимира с вдовой Ярополка и родился Святополк.
Михаил: Какова роль Святополка в истории? Как вы считаете, является ли он характерным властителем периода феодальной раздробленности?
Алексей Светозарский: Полагаю, что Святополк представил собой негативный пример правителя, переступающего через нравственные заповеди на пути к престолу. К сожалению, подобные явления были не редки. Но по контрасту с действительно светлыми образами Бориса и Глеба Святополк выглядит особенно негативно. Свою роль сыграло и то, что трагические события развернулись в особый период нашей истории – на заре начала христианства среди первого, второго поколения русских христиан, осмыслявших события современности через призму нового евангельского учения.
Несомненно, в данной системе координат Святополк и должен был получить самую негативную оценку, о чем ясно свидетельствует его прозвище – Окаянный, подобный Каину. Конечно, в какой-то мере его действия характерны, также как и действия многих других властителей периода феодальной раздробленности. Но в борьбе за престол он идет дальше многих, предполагая уничтожить всех потенциальных соперников. Напомним, что Святополк явился виновником гибели еще одного брата – Святослава, бежавшего из своего удела и погибшего где-то в районе Карпат.
Александр, Москва: Как Вы относитесь к версии, согласно которой в смерти Бориса на самом деле виноват не Святополк Окаянный, а Ярослав Мудрый, позже замаскировавший своё участие в убийстве? Смерть братьев была ему даже более выгодна, чем Святополку. И еще одно. Профессор Санкт-Петербургского университета Осип Сенковский, переведя на русский язык “Сагу об Эймунде” (“Эймундова прядь”), обнаружил там, что варяг Эймунд (который и убил Бориса по русской версии) вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается, как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Одни исследователи предполагают под именем “Бурислейфа” Бориса, другие - польского короля Болеслава, которого сага путает с его союзником Святополком).
Алексей Светозарский: Я бы не стал доверять такому жанру, как сага. Все-таки это произведение особого рода, тем более что и сам автор вопроса отмечает здесь очевидные противоречия. В качестве аналога приведу в пример изложение истории крещения князя Владимира в другой византийской саге – Саге об Олафе, которая существенно отличается от вариантов, приведенных в русских и зарубежных источниках (западноевропейских, византийских и арабских). И еще одна аналогия. Обращение к устному народному творчеству в плане изучения русской истории привело бы к тому, что мы с вами изучали бы историю князя Владимира и его эпохи, например, по русскому богатырскому эпосу, который содержит немало забавных анахронизмов, не замечаемых народным сознанием, но очевидных для историка. Например, князь Владимир сражается с татаро-монголами и так далее.
Светлана, Москва: Когда и, главное, почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми и небесными помощниками русских князей? В чем проявилась их святость? Ведь они погибли не защищая христианство и убиты были христианами, а не язычниками. К этому времени уже было достаточно русских князей погибших в битвах с “погаными”, а их почему то не “произвели” в святые.
Алексей Светозарский: Борис и Глеб не мученики, пострадавшие за Христа, хотя их таковыми именовали. Но страстотерпцы, поставившие следование заповедям Евангелия выше всех земных интересов, в том числе и политических. Это высочайший идеал, его носителей всегда бывает немного. Это очень чутко почувствовали наши предки, которые вскоре после страдальческой кончины братьев стали почитать их как святых, что привело к достаточно скорой канонизации (или в 20-е годы 11 века, или в 1072 году).
Еще один важный момент – критерием канонизации явился не только их самоотверженный поступок, но и многочисленные чудеса, совершившиеся у их святых мощей и зафиксированные современниками. В те времена именно наличие чудес являлось основным критерием для прославления в лике святых. По причине отсутствия чудес очень долго не канонизировали князя Владимира, княгиню Ольгу, святого Исайю Ростовского и некоторых других подвижников, отличавшихся праведной жизнью и имевших несомненные заслуги перед церковью и христианским народом.
Из примеров страстотерпцев можно привести уникальный случай со святым Михаилом Черниговским, осознанно отказавшемся выполнять ритуальные действия в ставке Батыя. Таких людей было немного, большинство русских князей принимало (вынуждено было принимать) основанный на языческих суевериях этикет в ставке монгольских ханов. Но, тем не менее, каждый из них понимал, что в идеале по-настоящему поступил лишь Михаил.
Из истории княжеской святости известны также случаи жертвенного служения (именно жертвенность, а не факт гибели на поле брани или в ставке врага считался критерием святости), таких князей как Михаил Тверской, Георгий Владимирский, Василько Ростовский и другие. Но это уже другая эпоха, хотя, несомненно, память о Борисе и Глебе сыграла в этом определенную роль.
Завершающее слово: Выражаю благодарность всем своим заочным собеседникам, благодаря которым я вновь обратился к этой давней и поучительной истории, произошедшей на заре нашей национальной истории и в начале истории нашей святости. Спасибо.