День св. Валентина и его российский аналог. История празднования
Фото 1 из 1
8 июля православные христиане отмечают “День влюбленных”. В роли покровителей любви и верности Русская Православная Церковь почитает святых Петра и Февронию, они покровительствуют новобрачным и особенно молодым семьям.
Романтическая история любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем-Еразмом в древнерусской “Повести о Петре и Февронии”. Согласно “Повести”, супруги княжили на Муроме в конце XII - начале XII веков, они жили счастливо и скончались в один день.
Сказание о Петре и Февронии повествует о том, что в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя - Петра. Петр убил его мечом, но кровь дракона, брызнувшая на него, вызвала тяжелую болезнь - руки и лицо князя покрылись язвами.
Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. Там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу - сидела она за ткацким станком, а перед ней прыгал заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она же согласилась излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный князь был согласен на все. Однако, вылечившись, князь отказался выполнить свое обещание, после чего опять покрылся язвами. Феврония помогла ему еще раз и стала княгиней.
Постепенно князь понял, что Феврония - его единственная любовь. И когда муромские бояре потребовали от князя бросить простую деревенскую девицу или отказаться от княжества, он, не задумываясь, уехал со своей любимой женой в далекую деревню. Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынудили их просить Петра и Февронию вернуться домой.
Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть. Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр послал к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, воткнула иглу в работу, аккуратно сложила ее, легла и умерла вместе со своим мужем… Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом. Петр и Феврония умерли в один и тот же час.
Примерно через 300 лет после кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых.
Православный “День влюбленных” отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина. В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах. Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше просят о семейном согласии.
По материалам www.prazdnik.by/holidays/allloved/valentine .
Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
С чем можно поздравить влюбленного человека? Думаю, с вступлением в полосу страданий и мучительного взросления души. Больше поздравлять пока не с чем.
Протоиерей Андрей Ткачев
Влюбленность не равна счастью, поскольку далеко не всегда перерастает в любовь. Да и настоящая любовь нуждается, как минимум, во взаимности, чтобы не стать наказанием.
Влюбленности предшествует некая внутренняя жажда, заставляющая сердце ныть от чувства , а глаза – напряженно осматриваться по сторонам.
Первый снег тает, и большинство влюбленностей обречены растаять, убежать сквозь пальцы, разрывая сердца пополам и приучая юные души к внутренней боли. Но сама боль эта заставляет молодого человека пытаться осмыслить мир.
И, стараясь высказать себя, в это время люди пытаются писать стихи, наивные и корявые, но искренние. Слов не хватает одинаково, что счастливому влюбленному, что человеку, обжегшемуся на первых чувствах. И тот и другой распираемы изнутри переживаниями, для которых еще не составлен словарь.
Самое время начать читать чужую прозу и стихи, в которых максимально точно высказался общечеловеческий опыт. Читать о ком-то и узнать себя, это ли не неожиданный подарок? Русскоговорящему человеку самое время найти на книжной полке или взять в библиотеке «Евгения Онегина».
Татьяна у живет в глуши. Свет не разбаловал ее, ничто не покушалось на ее чистоту. Однако годы шли, и девушка созрела, выросла для любви.
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь.
Это подлинная, хотя не совсем приятная правда. Выросший для новых чувств человек не ищет никого конкретного. Он ищет кого-то .
Этот поиск неизвестного объекта свойственен и взрослым тоже. В фильме «Служебный роман» голос главной героини поет:
«Но где найти кого-то, мне грустно без кого-то, могу весь мир я обойти, чтобы найти кого-то…»
Причем снаружи главная героиня (Мымра) представляет собой человека отчаявшегося и нарочито ушедшего с головой в работу. Поет же в ней, под панцирем начальственного образа, душа, не желающая мириться с одиночеством. Так у взрослых и стареющих.
А молодой человек в растревоженном любовью состоянии питает душу произведениями искусства особого рода.
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой
бродит
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты
Плоды сердечной полноты…
Опасная книга – это любовный роман. По нынешним временам тот роман 19-го века вовсе не так и опасен. Вот у Земфиры в песне про «девочку, которая созрела», героиня рассматривает наедине «гм-гм журнал», что, несомненно, опаснее. Ангел хранитель тревожится в это время о человеке, как Пушкин тревожится о своей Татьяне.
Погибнешь, милая, но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное
зовешь
Ты негу жизни узнаешь
Ты пьешь волшебный яд желаний
Тебя преследуют мечты
Везде воображаешь ты
Приюты счастливых свиданий.
В состоянии сей сладкой муки человеку бывает невозможно хранить молчание. Высказаться, выкричаться, выплакаться нужно человеку, иначе сердце может, если не разбиться, то выпрыгнуть из груди. Таня, как помним, пытается заговорить с няней.
«Ах, няня, няня, я тоскую
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..»
– Дитя мое, ты нездорова…
Ты вся горишь… – «Я не больна:
Я… знаешь, няня…влюблена»
Няня девушке не внемлет, что и не мудрено. «Amanti amenti», – говорили римляне, что в переводе теряет игру слов, отличных лишь одной гласной, и означает: «влюбленные безумны». Чтобы адекватно понять влюбленного нужно быть таким же сумасшедшим как он, то есть тоже влюбленным.
Вообще, когда распахиваешь душу, велик риск, что над тобой посмеются, или поймут превратно, или превратят твою историю в притчу во языцех. Но выговариваться все равно надо, и Татьяна берет бумагу и перо.
Предвижу сложности с этим пунктом. Современные молодые люди пишут с жуткими ошибками, как крестьянские дети на заре Советской власти. Мышление многих стало отрывистым, словно недоношенным, и годится только для SMS-ок. Влюбленный же человек, если не найдет достойных слов для своего чувства, если не споет, или не напишет, или не расскажет о нем, боюсь, будет вынужден мычать, кричать и нецензурно выражаться. Избыток чувств заставит.
Насущная необходимость – в период влюбленности читать хорошие стихи или прозу. Это вернейший способ избавиться от немоты и начать мыслить и говорить красиво. Не нравится «Онегин», читайте в переводе Саади или в оригинале – Есенина. Но мне мил Пушкин и его роман в стихах.
Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.
Срастворившись, смешавшись с девичьей душой, эти строки способны сообщить ей (душе) каплю некую столь высокого благородства, что плотская грязь и бытовая мелочь вынуждены будут с позором отступить. Хотя бы на время.
Сказали мы в начале, есть боль, и мука, и вступление души в область опасную и неизвестную. Душа «кого-то ждет», душа «с опасной книгой бродит». Она «блаженство темное зовет» и «пьет волшебный яд желаний». Человеку отныне предстоит не раз обжигаться, обманываться, убегать с обидой, унося на сердце кровоточащие язвы. Такова неизбежность, и если исключения встречаются, то их столь мало, что на общий порядок вещей они почти не влияют.
Говорят, недавно у нас появился новый праздник – праздник влюбленных. Что-то вроде пира во время чумы. Что ж, поскольку мы немножко говорили об этом явлении – влюбленности, я пользуюсь случаем и поздравляю тех, кто собирается праздновать, с праздником.
Ни Католическая, ни Православная церкви не отмечают "языческий" "День всех влюбленных", в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина - 14 февраля по Григорианскому календарю.
Как сообщил в интервью РИА Новости генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо "Дня влюбленных", имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.
"В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны - покровительницы влюбленных пар. Одной из традиций праздника было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных. Это - народная традиция, а не церковная," - сообщил Ковалевский.
Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римских солдат, собеседник агентства назвал "не более чем легендой".
По его словам, "в католичестве память святого Валентина является факультативной". "14 февраля в Католической церкви другой литургический праздник - святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этих святых мы так же чтим, как и Православная Церковь", - отметил Ковалевский.
По словам профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, частица мощей святого Валентина хранится в храме Христа Спасителя, и молитва святому отнюдь не предосудительна, если она наполнена истинно христианским содержанием.
Другой представитель Московского патриархата - священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества, напомнил, что в православных святках (по Юлианскому календарю) 14 февраля святого Валентина нет, и назвал этот день "светским праздником".
"Те детали распространяемого "Жития" Валентина, которые дают повод для празднования "Дня влюбленных", являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции", - сказал Дудко.
По его словам, в самом факте празднования нет ничего дурного. "Но здесь происходит подмена. Этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным", - пояснил священник.
"Причем, - подчеркнул Дудко, - под "влюбленными" очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью".
Он напомнил, что Церковь благословляет сожительство только в венчанном браке.
"Конечно, как и другие праздники этого ряда, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами. Поэтому любые инициативы, направленные на отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли", - сказал Дудко.
Он напомнил, что уже несколько лет, по благословению патриарха, как церковно-общественный праздник в России отмечается "День покровителей супружеской любви и верности" - святых Петра и Февронии - 8 июля.
Кроме того, 15 февраля, в праздник Сретения Господня (один из двенадцати главных православных торжеств) Русская Православная церковь вот уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи. В этот день, естественно, возносятся молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.
(история любви Петра и Февронии)
8 июля православные христиане отмечают "День влюбленных". В роли покровителей любви и верности Русская Православная Церковь почитает святых Петра и Февронию. Покровительствуют новобрачным и особенно молодым семьям православные святые Петр и Феврония. Романтическая история любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Согласно "Повести", супруги княжили на Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.
Сказание о Петре и Февронии рассказывает о том, что в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя - Петра. Петр убивает его мечом, но кровь дракона, брызнувшая на него, вызывает тяжелую болезнь - руки и лицо князя покрываются язвами.
Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. Там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу - сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она же соглашается излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный князь согласен на все. Однако, вылечившись, князь отказывается выполнить свое обещание, после чего опять покрывается язвами. Феврония помогла ему еще раз и стала княгиней. Постепенно князь понимает, что Феврония - его единственная любовь.
И когда муромские бояре потребовали от князя бросить простую деревенскую девицу или отказаться от княжества, он, не задумываясь, уезжает со своей любимой женой в далекую деревню. Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынуждают их просить Петра и Февронию возвратиться домой. Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть.
Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем... Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом.
Петр и Феврония умерли в один и тот же час. Примерно через 300 лет после кончины, в 16 веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Православный "День влюбленных" отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина.
В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах.
Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквах. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше просят о семейном согласии.
Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают, по их общему мнению, "пошлый языческий" праздник "всех влюбленных", в который западное народное предание превратило 14 февраля по Григорианскому календарю - день памяти христианского святого третьего века епископа Валентина.
"Сейчас можно отметить с положительной стороны, что празднование "Дня влюбленных" ("Дня святого Валентина") в России уже не так ярко и масштабно", - сказал глава секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата священник Георгий Рябых. Он объяснил наметившуюся тенденцию тем, что люди, наконец, увидели, что распространенная трактовка и коммерциализация этого праздника "просто опошляет высокую идею любви", "выхолащивает ее возвышенную суть" и превращает любовь в "еще один продукт для рыночной торговли".
"День святого Валентина" в том виде, в каком он навязывается россиянам, пропагандирует такие отношения мужчины и женщины, которые, по словам священника, "не являются любовью в настоящем понимании". Под "влюбленными" часто понимаются люди, согласно христианским канонам, подлежащие епитимьи (наказанию) за сожительство вне брака, отметил отец Георгий. "Пропагандируется безответственное отношение друг к другу. Люди, живущие вне брака, относятся друг к другу именно безответственно, не готовы отдавать себя до конца. Церковь же считает, что любовь должна быть полной и ответственной", - пояснил священник.
Критическое отношение к "Дню всех влюбленных", подчеркнул он, вовсе не означает, что люди не должны проявлять внимание, нежность, заботу друг о друге, дарить подарки. Наоборот, "каждый день должен быть праздником проявления любви к своим ближним, своей семье, детям, друзьям", убежден представитель Московского Патриархата.
По его словам, в православной традиции особыми праздниками любви и семейного счастья считаются дни памяти святых, отличавшихся в земной жизни супружеской верностью и взаимопониманием, например, Петра и Февронии Муромских или Царственных Страстотерпцев. Хорошим поводом проявить особое внимание к любимому человеку, добавил отец Георгий Рябых, является день ангела (именины), день рождения или крестин.
"Если же хочется устроить торжества именно 14 февраля, то можно направить эту энергию на подготовку к празднованию Сретения Господня (15 февраля). Вечером накануне Сретения в православных храмах традиционно пройдут торжественные богослужения", - сказал священнослужитель.
Символично и то, что в праздник Сретения Господня Русская Православная Церковь уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи, возносит молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.
Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в свою очередь, сообщил, что в российских католических храмах 14 февраля вместо "Дня влюбленных", имеющего языческие корни, отмечается литургический праздник покровителей Европы святых Кирилла и Мефодия. Празднование же в честь святого Валентина в этот день является, по словам священника, "факультативным".
Валентин так же как Кирилл и Мефодий - общий святой и Католической, и Православной Церквей, живший до их разделения, а именно в третьем веке. "О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений, зато очень много легенд", - отметил Ковалевский.
Этот святой был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Однажды Валентин исцелил от слепоты дочь сановника Астериуса, после чего вся семья сановника приняла Христианство. Это вызвало гнев императора - и 14 февраля 269 года епископ был обезглавлен. В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны - покровительницы любви. Традиционно в этот праздник возлюбленные дарили друг другу записки с именами друг друга. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Это совпадение и послужило причиной того, что святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных. "Это народная традиция, а не церковная", - подчеркнул Ковалевский.
Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римских солдат, представитель Католической Церкви назвал "легендой".
По его словам, в любви и особом внимании друг к другу в день святого Валентина нет ничего предосудительного, но настоящая любовь связана с ответственностью - и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день. Более благородными праздниками для влюбленных католиков Ковалевский считает церковный праздник Святого Семейства, когда многие супруги по традиции обновляют обеты любви и верности друг другу, а также отмечаемый в марте день памяти святого Иосифа - покровителя семьи.