Доктор живаго краткое содержание герои. Роман Пастернака "Доктор Живаго": анализ произведения. Стихи Юрия Живаго

Название: Доктор Живаго

Жанр: Роман

Продолжительность: 10мин 54сек

Аннотация:

Начало 1900 годов. После смерти матери Юра Живаго воспитывается в Москве в семье дальних родственников Громеко. Юра учится в гимназии, а позже в университете на медицинском факультете. Все его детские годы с ним рядом его ближайшие друзья – Миша Гордон и дочь Громеко – Тоня.
В Москву с Урала приехала вдова Амалия Гишар со своим сыном Родионом и дочерью Ларой. Пути Лары и Юры Живаго впервые пересеклись еще в юности. Юра видел ее среди молодежи, обратил внимание на ее красоту, но они не были знакомы.
Юра стал врачом, женился на Тоне. Лара вышла замуж за страстно влюбленного в нее Павла Антипова.
Идет Первая мировая война. Живаго на фронте. У Лары состоялось непростое объяснение со своим мужем, после чего он исчез. Лара, предполагая, что он на фронте, записалась сестрой милосердия и едет искать его на фронт. Там они с Живаго вновь встречаются.
Россию сотрясают революционные события. Лара уезжает с фронта. Позже уезжает и Живаго. В Москве голод, нищета. Живаго заболевает тифом. Выживать им помогает сводный брат Юрия – Евграф. Он же советует им уехать в бывшее имение Варыкино, на Урал. Там они сажают огород, чем и спасаются от голода.
Однажды в библиотеке Юрий встречает Лару. Между ними завязываются отношения. Теперь уже Юрий понимает, что Лара стала частью его жизни. Он решает сказать об этом своей жене Тоне. Однако, он не успел это сделать. Его встретили по дороге партизаны и принудительно увели в партизанский отряд, так как им нужен доктор. Продолжительное время Живаго находится в партизанском отряде, ничего не зная ни о семье, ни о Ларе. Когда он узнает, что гражданская война закончена, белых в округе нет, он уходит из отряда. Его семьи на Урале уже нет. Он слышал, что они в Москве. Он приходит к Ларе. Отношения у них складываются непросто. Она все время вспоминает о своем муже Павле. Они оба понимают, что надо уезжать с Урала. Надо каким-то образом добраться до Москвы. Их приглашает на правительственный поезд старым знакомый Лары Комаровский. Живаго знает, какие отношения связывали раньше Лару и Комаровского. Гордость не позволяет ему принять это приглашение. Лара с дочерью Катей уезжают с Комаровским, а Живаго в одиночестве начинает скатываться в отчаяние.
Весной 1922 года Живаго все же добрался до Москвы. Половину пути он со своим спутником Васей преодолели пешком. Живаго узнает, что все его родственники и жена были высланы за границу. У него нет надежды увидеть их. Он начинает совместную жизнь с влюбленной в него Мариной Щаповой. У них родились 2 дочери.
Однажды Юрий случайно встретил своего сводного брата Евграфа. Брат стал ему всячески помогать: снял комнату, дал денег. Живаго пишет статьи, очерки, стихи. Жизнь должна бы наладиться. Он поступил на службу в больницу. По пути на работу он умирает. И снова рядом с ним Лара. Она приехала в Москву, решила зайти по адресу, где когда-то жил ее покойный муж Антипов. А оказалось, что именно эту комнату снял для Живаго его брат. Лара навеки прощается со своей большой любовью: «Твой уход, мой конец». Больше Лару никто не видел.

Когда Юрин дядюшка Николай Нико-ла-евич пере-ехал в Петер-бург, заботу о нём, в десять лет остав-шемся сиротой, взяли другие родствен-ники — Громеко, в доме которых на Сивцевом Вражке бывали инте-ресные люди, и где атмо-сфера профес-сор-ской семьи вполне способ-ство-вала развитию Юриных талантов.

Дочь Алек-сандра Алек-сан-дро-вича и Анны Ивановны (урож-денной Крюгер) Тоня была ему хорошим това-рищем, а одно-классник по гимназии Миша Гордон — близким другом, так что он не страдал от одино-че-ства.

Как-то во время домаш-него концерта Алек-сандру Алек-сан-дро-вичу пришлось сопро-вож-дать одного из пригла-шенных музы-кантов по сроч-ному вызову в номера, где только что попы-та-лась свести счёты с жизнью его хорошая знакомая Амалия Карловна Гишар. Профессор уступил просьбе Юры и Миши и взял их с собой.

Пока маль-чики стояли в прихожей и слушали жалобы постра-давшей о том, что на такой шаг её толкали ужасные подо-зрения, по счастью оказав-шиеся только плодом её расстро-ен-ного вооб-ра-жения, — из-за пере-го-родки в соседнюю комнату вышел средних лет мужчина, разбудив спавшую в кресле девушку.

На взгляды мужчины она отве-чала подми-ги-ва-нием сообщ-ницы, довольной, что всё обошлось и их тайна не раскрыта. В этом безмолвном общении было что-то пугающе волшебное, будто он был куколь-ником, а она мари-о-неткой. У Юры сжалось сердце от созер-цания этого пора-бо-щения. На улице Миша сказал това-рищу, что он встречал этого чело-века. Несколько лет назад они с папа ехали вместе с ним в поезде, и он спаивал в дороге Юриного отца, тогда же бросив-ше-гося с площадки на рельсы.

Увиденная Юрой девушка оказа-лась дочерью мадам Гишар. Лариса была гимна-зисткой. В шест-на-дцать лет она выгля-дела восем-на-дца-ти-летней и несколько тяго-ти-лась поло-же-нием ребёнка — такого же, как её подруги. Это чувство усили-лось, когда она усту-пила ухажи-ва-ниям Виктора Иппо-ли-то-вича Кома-ров-ского, роль кото-рого при её маменьке не огра-ни-чи-ва-лась ролью совет-ника в делах и друга дома. Он стал её кошмаром, он зака-балил её.

Через несколько лет, уже студентом-медиком, Юрий Живаго вновь встре-тился с Ларой при необычных обсто-я-тель-ствах.

Вместе с Тоней Громеко нака-нуне Рожде-ства они ехали на елку к Свен-тицким по Камер-гер-скому пере-улку. Недавно тяжело и долго болевшая Анна Ивановна соеди-нила их руки, сказав, что они созданы друг для друга. Тоня действи-тельно была близким и пони-ма-ющим его чело-веком. Вот и в эту минуту она уловила его настро-ение и не мешала любо-ваться заин-де-ве-лыми, светя-щи-мися изнутри окнами, в одном из которых Юрий заметил чёрную прота-лину, сквозь которую виден был огонь свечи, обра-щённый на улицу почти с созна-тель-но-стью взгляда. В этот момент и роди-лись строки ещё не офор-мив-шихся стихов: «Свеча горела на столе, свеча горела...»

Он и не подо-зревал, что за окном Лара Гишар гово-рила в этот момент Паше Анти-пову, не скры-вав-шему с детских лет своего обожания, что, если он любит её и хочет удер-жать от гибели, они должны немед-ленно обвен-чаться. После этого Лара отпра-ви-лась к Свен-тицким, где Юра с Тоней весе-ли-лись в зале, и где за картами сидел Кома-ров-ский. Около двух часов ночи в доме вдруг раздался выстрел. Лара, стреляя в Кома-ров-ского, промах-ну-лась, но пуля задела това-рища проку-рора москов-ской судебной палаты. Когда Лару провели через зал, Юра обомлел — та самая! И вновь тот же седо-ватый, что имел отно-шение к гибели его отца! В довер-шение всего, вернув-шись домой, Тоня и Юра уже не застали Анну Ивановну в живых.

Лару стара-ниями Кома-ров-ского удалось спасти от суда, но она слегла, и Пашу к ней пока не пускали. Приходил, однако, Коло-гривов, принёс «наградные». Больше трёх лет назад Лара, чтобы изба-виться от Кома-ров-ского, стала воспи-та-тель-ницей его младшей дочери. Все скла-ды-ва-лось благо-по-лучно, но тут проиграл обще-ственные деньги её пусто-ватый братец Родя. Он соби-рался стре-ляться, если сестра не поможет ему. День-гами выру-чили Коло-гри-вовы, и Лара пере-дала их Роде, отобрав револьвер, из кото-рого тот хотел застре-литься. Вернуть долг Коло-гри-вову никак не удава-лось. Лара тайно от Паши посы-лала деньги его сослан-ному отцу и припла-чи-вала хозя-евам комнаты в Камер-гер-ском. Девушка считала своё поло-жение у Коло-гри-вовых ложным, не видела выхода из него, кроме как попро-сить деньги у Кома-ров-ского. Жизнь опро-ти-вела ей. На балу у Свен-тицких Виктор Иппо-ли-тович делал вид, что занят картами и не заме-чает Лару. К вошедшей же в зал девушке он обра-тился с улыбкой, значение которой Лара так хорошо пони-мала...

Когда Ларе стало лучше, они с Пашей поже-ни-лись и уехали в Юрятин, на Урал. После свадьбы молодые прого-во-рили до утра. Его догадки чере-до-ва-лись с Лари-ными призна-ниями, после которых у него падало сердце... На новом месте Лариса препо-да-вала в гимназии и была счаст-лива, хотя на ней был дом и трех-летняя Катенька. Паша препо-давал латынь и древнюю историю. Спра-вили свадьбу и Юра с Тоней. Между тем грянула война. Юрий Андре-евич оказался на фронте, не успев толком пови-дать родив-ше-гося сына. Иным образом попал в пекло боев Павел Павлович Антипов.

С женой отно-шения были непро-стые. Он сомне-вался в её любви к нему. Чтобы осво-бо-дить всех от этой подделки под семейную жизнь, он закончил офицер-ские курсы и оказался на фронте, где в одном из боев попал в плен. Лариса Фёдо-ровна посту-пила сестрой в сани-тарный поезд и отпра-ви-лась искать мужа. Подпо-ручик Гали-уллин, знавший Пашу с детства, утвер-ждал, что видел, как он погиб.

Живаго оказался свиде-телем развала армии, бесчин-ства анар-хист-ву-ющих дезер-тиров, а вернув-шись в Москву, застал ещё более страшную разруху. Увиденное и пере-житое заста-вило доктора многое пере-смот-реть в своем отно-шении к рево-люции.

Чтобы выжить, семья двину-лась на Урал, в бывшее имение Крюгеров Вары-кино, непо-да-лёку от города Юрятина. Путь пролегал через засне-женные простран-ства, на которых хозяй-ни-чали воору-жённые банды, через области недавно усми-рённых восстаний, с ужасом повто-рявших имя Стрель-ни-кова, теснив-шего белых под коман-до-ва-нием полков-ника Гали-ул-лина.

В Вары-кине они оста-но-ви-лись сначала у бывшего управ-ля-ю-щего Крюгеров Мику-ли-цына, а потом в пристройке для челяди. Сажали картошку и капусту, приво-дили в порядок дом, доктор иногда принимал больных. Нежданно объявив-шийся сводный брат Евграф, энер-гичный, зага-дочный, очень влия-тельный, помог упро-чить их поло-жение. Анто-нина Алек-сан-дровна, похоже, ожидала ребенка.

С тече-нием времени Юрий Андре-евич получил возмож-ность бывать в Юрятине в библио-теке, где увидел Ларису Федо-ровну Анти-пову. Она расска-зала ему о себе, о том, что Стрель-ников — это её муж Павел Антипов, вернув-шийся из плена, но скрыв-шийся под другой фами-лией и не поддер-жи-ва-ющий отно-шений с семьей. Когда он брал Юрятин, забра-сывал город снаря-дами и ни разу не осве-до-мился, живы ли жена и дочь.

Через два месяца Юрий Андре-евич в очередной раз возвра-щался из города в Вары-кино, Он обма-нывал Тоню, продолжая любить её, и мучился этим. В тот день он ехал домой с наме-ре-нием признаться жене во всем и больше не встре-чаться с Ларой.

Вдруг трое воору-жённых людей прегра-дили ему дорогу и объявили, что доктор с этого момента моби-ли-зован в отряд Ливерия Мику-ли-цына. Работы у доктора было по горло: зимой — сыпняк, летом — дизен-терия и во все времена года — раненые. Перед Ливе-рием Юрий Андре-евич не скрывал, что идеи Октября его не воспла-ме-няют, что они ещё так далеки от осуществ-ления, а за одни лишь толки об этом запла-чено морями крови, так что цель не оправ-ды-вает сред-ства. Да и сама идея пере-делки жизни рождена людьми, не почув-ство-вав-шими её духа. Два года неволи, разлуки с семьей, лишений и опас-ности завер-ши-лись все же побегом.

В Юрятине доктор появился в момент, когда из города ушли белые, сдав его красным. Выглядел он одичалым, немытым, голодным и осла-бевшим. Ларисы Федо-ровны и Катеньки дома не было. В тайнике для ключей он обна-ружил записку. Лариса с дочерью отпра-ви-лась в Вары-кино, надеясь застать его там. Мысли его пута-лись, уста-лость клонила ко сну. Он растопил печь, немного поел и, не разде-ваясь, крепко заснул. Очнув-шись же, понял, что раздет, умыт и лежит в чистой постели, что долго болел, но быстро поправ-ля-ется благо-даря заботам Лары, хотя до полного выздо-ров-ления нечего и думать о возвра-щении в Москву. Живаго пошёл служить в губздрав, а Лариса Федо-ровна — в губоно. Однако тучи над ними сгуща-лись. В докторе видели соци-ально чуждого, под Стрель-ни-ковым начи-нала коле-баться почва. В городе свиреп-ство-вала чрез-вы-чайка.

В это время пришло письмо от Тони: семья была в Москве, но профес-сора Громеко, а с ним её и детей (теперь у них, кроме сына, есть дочь Маша) высы-лают за границу. Горе ещё в том, что она любит его, а он её — нет. Пусть строит жизнь по своему разу-мению.

Неожи-данно объявился Кома-ров-ский. Он приглашен прави-тель-ством Даль-не-во-сточной Респуб-лики и готов взять их с собой: им обоим грозит смер-тельная опас-ность. Юрий Андре-евич сразу отверг это пред-ло-жение. Лара уже давно пове-дала ему о той роковой роли, что сыграл в её жизни этот человек, а он рассказал ей, что Виктор Иппо-ли-тович был винов-ником само-убий-ства его отца. Решено было укрыться в Вары-кине. Село было давно поки-нуто жите-лями, вокруг по ночам выли волки, но страшнее было бы появ-ление людей, а они не взяли с собой оружие. Кроме того, недавно Лара сказала, что, кажется, бере-менна. Надо было думать уже не о себе. Тут как раз снова прибыл Кома-ров-ский. Он привез весть, что Стрель-ников приго-ворён к расстрелу и надо спасать Катеньку, если уж Лара не думает о себе. Доктор сказал Ларе, чтобы она ехала с Кома-ров-ским.

В снежном, лесном одино-че-стве Юрий Андре-евич медленно сходил с ума. Он пил и писал стихи, посвя-щенные Ларе. Плач по утра-ченной любимой вырастал в обоб-щенные мысли об истории и чело-веке, о рево-люции как утра-ченном и опла-ки-ва-емом идеале.

В один из вечеров доктор услышал хруст шагов, и в дверях пока-зался человек. Юрий Андре-евич не сразу узнал Стрель-ни-кова. Выхо-дило, что Кома-ров-ский обманул их! Они прого-во-рили почти всю ночь.

О рево-люции, о Ларе, о детстве на Твер-ской-Ямской. Улег-лись под утро, но, проснув-шись и выйдя за водой, доктор обна-ружил своего собе-сед-ника застре-лив-шимся.

В Москве Живаго появился уже в начале нэпа исху-давшим, обросшим и одичавшим. Большую часть пути он проделал пешком. В течение после-ду-ющих восьми-девяти лет своей жизни он терял врачебные навыки и утра-чивал писа-тель-ские, но все же брался за перо и писал тоненькие книжечки. Люби-тели их ценили.

По хозяй-ству помо-гала ему дочь бывшего двор-ника Марина, она служила на теле-графе на линии зару-бежной связи. Со временем она стала женой доктора и у них роди-лись две дочери. Но в один из летних дней Юрий Андре-евич вдруг исчез. Марина полу-чила от него письмо, что он хочет пожить неко-торое время в одино-че-стве и чтобы его не искали. Он не сообщил, что вновь неиз-вестно откуда появив-шийся брат Евграф снял ему комнату в Камер-гер-ском, снабдил день-гами, начал хлопо-тать о хорошем месте работы.

Однако душным авгу-стов-ским днем Юрий Андре-евич умер от сердеч-ного приступа. Попро-щаться с ним пришло в Камер-гер-ский неожи-данно много народу. Среди проща-ю-щихся оказа-лась и Лариса Фёдо-ровна. Она зашла в эту квар-тиру по старой памяти. Здесь когда-то жил её первый муж Павел Антипов. Через несколько дней после похорон она неожи-данно исчезла: ушла из дому и не верну-лась. Видимо, её аресто-вали.

Уже в сорок третьем году, на фронте, генерал-майор Евграф Андре-евич Живаго, расспра-шивая бельев-щицу Таньку Безоче-ре-дову о её геро-и-че-ской подруге развед-чице Христине Орле-цовой, поин-те-ре-со-вался и её, Таниной, судьбой. Он быстро понял, что это дочь Ларисы и брата Юрия. Убегая с Кома-ров-ским в Монголию, когда красные подхо-дили к Приморью, Лара оста-вила девочку на желез-но-до-рожном разъ-езде сторо-жихе Марфе, кончившей дни в сума-сшедшем доме. Потом беспри-зор-щина, скитания...

Между прочим, Евграф Андре-евич не только поза-бо-тился о Татьяне, но и собрал все напи-санное братом. Среди стихов его было и стихо-тво-рение «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горела...»

Представляющий собой вершину его творчества.

Создававшийся в течение десяти лет, с 1945 по 1955 годы, «Доктор Живаго» через изображение судьбы главного героя отразил крупные периоды в жизни России: Начало ХХ века; Революцию и Гражданскую войну; 30-е годы; Великую Отечественную войну.

Первое издание романа, однако, вышло за границей, поскольку советской цензурой он был воспринят негативно и запрещён.

Первая часть

Роман начинается с похорон матери маленького Юры. Семья Живаго некогда была очень богатой, однако брак родителей был несчастливым; отец в конце концов ушёл из семьи. Осиротевший Юра сначала воспитывается у дяди, бывшего священника, по собственному желанию ушедшего из церкви. Это сильный и невозмутимый человек. Также автор знакомит читателей с другими мальчиками - евреем Мишей Гордоном и Иннокентием Дудоровым - сыном осуждённого каторжника и революционно настроенной девушки. Дудоров во всём стремится подражать матери - вплоть до того, что хочет ехать в Сибирь, чтобы там поднять восстание.

Вторая часть

Юру дядя отправляет в интеллигентную семью Громеко, возглавляемую отцом - профессором-агрономом. Воспитание в этой семье сильно повлияло на Юру. Там же он познакомился с Тоней - дочерью профессора. В будущем она стала его первой женой. Показана Лариса Гришар - девушка, дочь немки Амалии Карловны. Мать Лары владеет швейной фабрикой. Их другом семьи является Комаровский - старый московский адвокат. Он начинает ухаживать за Ларисой, но она поначалу не отвечает ему взаимностью. Тем временем работницы на фабрике поднимают восстание. Они объясняют Амалии Карловне, что так будет лучше даже для неё самой. Лара становится воспитательницей сестры своей одноклассницы, а вырученные деньги переправляет семье Антиповых, надеясь вскоре выйти замуж за Патулю.

Третья часть

Юра Живаго рано проявляет себя как талантливый поэт. Но он хочет заниматься медициной, поэтому поступает в университет. Там он также реализует себя как выдающийся врач. На рождественском вечере у Свентицких Юрий знакомится с Ларисой. Теперь эта девушка - «невольница» старого адвоката Комаровского, которую он «пригрел» в обмен на взаимность. Ларисе совсем не нравится жизнь со стариком, и она решает избавиться от него. Однажды ночью она выстрелила в него, но случайно попала в другого человека. Комаровский, однако, не испытывает на неё гнева, избавляет её от наказания и снимает для неё небольшую комнату.

Четвёртая часть

Лара влюбляется в друга детства, Павла Антипова, и выходит за него замуж. Вместе они уезжают в Юрятино-на-Рыньве - город, в котором у них есть имение. У них рождается дочь Катя. У Юрия и Антонины Живаго тоже есть дети. Однако тихая семейная жизнь внезапно прерывается - начинается Первая мировая война. Юрий и Павел уходят на фронт. Лариса становится военной медсестрой и тоже отправляется на фронт - искать мужа. Она узнаёт, что его захватили в плен. Там же, на фронте, Лариса снова встречается с Юрием.

Пятая часть

Лариса и Юрий влюбляются друг в друга. Теперь они живут в Юрятино, где тайно встречаются. Юрий Живаго корит себя за неверность жене, но ничего не может поделать со своими чувствами. В Юрятино тем временем начинается восстание, и Лариса уезжает из города; чуть позже уезжает и Юрий. В дороге он познакомился с анархистом Погоревших.

Шестая часть

Живаго возвращается домой. Антонина отдала часть дома под госпиталь. Юрий верит в победу социализма. Однако вскоре семья решает уехать в другое место, спасаясь от голода и разбоев. Этому способствовал приехавший Евграф, брат Юрия.

Седьмая часть

Семья Живаго находится в пути на новое место жительства. Юрий неожиданно узнаёт, что в Юрятино начались бурные революционные события, в которых командующим войсками выступает Галлиулин.

Восьмая часть

Герой приезжает в Варыкино, но происходит взрыв. Он узнаёт, что здесь живут и работают Павел Антипов и его жена Лариса.

Девятая часть

Эта часть посвящена размышлениям Юрия Живаго о медицине, искусстве, истории. Также он вновь видится с Ларисой. Она рассказала, что Павел ушёл с большевиками воевать в Сибирь против Галлиулина. Однако, по её словам, большевики его просто терпели, чтобы потом отказаться от него, если он перестанет быть им нужен. Юрий принимает тяжёлое для обоих влюблённых решение: он больше не будет посещать Ларису, чтобы не обманывать жену. По дороге домой его забрали партизаны, которым нужен был врач.

Десятая часть

Здесь изображено партийное собрание большевиков. «Красные» оказываются деморализованными уродами, не имеющими ничего человеческого.

Одиннадцатая часть

Живаго проводит в партизанском отряде два года, наблюдая ужасные изменения в душах своих невольных сослуживцев. В одном из сражений ему пришлось стрелять, из-за чего он ранил противника. Несмотря на то, что раненый был белогвардейцем, его вылечили и привели в порядок.

Двенадцатая часть

Живаго становится свидетелем кошмарного случая. В отряд красных приходит человек с семьёй. Сначала он ухаживал за женой и детьми, а затем всех их убил, мотивировав это тем, что лучше смерть от его руки, чем от белогвардейской. Не выдержав этого и других кошмаров, Юрий принимает решение сбежать, что ему и удаётся.

Тринадцатая часть

Измученный и поседевший Юрий приходит в дом, где жила Лариса. Он нашёл записку от неё, где она просила его оставаться в доме. Он уснул, а когда проснулся, увидел её. В них воспылала любовная страсть. Затем Лариса рассказала, что Антипова отправили на каторжные работы. Антонина, уехавшая за границу, присылает Юрию письмо. В нём она пишет, что знает о его любовной связи с Ларисой, но не держит на него зла.

Четырнадцатая часть

Юрий и Лариса жили в Варыкино. Он активно писал стихи. Но внезапно приехал Комаровский и предложил всем отправляться на Дальний Восток: Павла приговорили к расстрелу, и Ларису, как жену изменника, также могли в любой момент поймать и расстрелять. Юрий отказался от предложения уезжать, убедив Ларису, будто отправится за ними позже. После их отъезда он остаётся один, но постоянно думает о любимой. Вскоре появляется избежавший расстрела Павел. Они долго разговаривают, при этом Юрий убеждает Павла, что Лариса любила и ждала только его. Павел объясняет, что пошёл воевать только ради того, чтобы обрести больше свободы. На другой день он покончил с собой.

Пятнадцатая часть

Доктор Живаго решает пешком отправиться в Москву. По пути он знакомится с крестьянином Василием, который присоединяется к нему. В Москве они некоторое время живут вместе, а затем Юрий встречает своего бывшего дворника, который согласился его приютить. Дочь дворника Марина понравилась доктору и стала его третьей неофициальной женой. Она родила ему двух дочерей. Доктор получал из-за границы письма от Тони, которая знала о его новой супруге, но снова не сердилась на него. Жизнь Живаго стала налаживаться, он устроился на работу врачом. Но однажды он вышел из душного трамвая и упал замертво на дороге.

Эпилог

Лариса спасается от красных и оставляет свою дочь от Юрия сторожихе. Та вскоре попала в больницу, и девочка осталась одна. Некоторое время она скиталась, перебивалась случайными заработками, но затем её нашёл Евграф, брат Юрия, ставший генералом. Он приютил девочку и пообещал устроить её в университет. Также Евграф собрал все стихотворения брата. В заключительной части приводятся стихотворения Юрия Живаго.

Борис Пастернак. «Доктор Живаго». Рассказ о времени и о себе. Краткое содержание «Доктор Живаго» может выглядеть следующим образом.

После переезда дядюшки, который его опекал после смерти родителей, в Петербург, Юра Живаго живет в семье других родственников - Громеко. В лице Тони Громеко и Миши Гордона он находит хороших друзей. Однажды, когда Амалия Гишар, знакомая семьи Громеко, хотела покончить с жизнью, Юра впервые увиделся с ее дочерью Ларой. Тогда же он уловил тайну отношений Лары с Комаровским, который был намного старше ее, и у которого были свои отношения также с матерью Лары.

Через несколько лет, уже студент-медик, Юра вместе с Тоней праздновали Рождество у Светницких. Уже было понятно, что Юра и Тоня должны быть вместе не только как друзья, но и как супруги. Тяжело заболевшая Анна Ивановна, мать Тони, предсказывала им счастливую судьбу. К Светницкому приезжает и Лара (после свидания с влюбленным в неё Пашей). На вечере Ларе не до веселья - она стреляет в Комаровского, тоже бывшего в зале, и, промахнувшись, попадает в одного из гостей. Так состоялась вторая встреча Юры с Ларой. В это же самое время умирает Анна Ивановна. Комаровскому удалось спасти от суда Лару. Она вышла замуж за Пашу, и молодая семья уехала жить на Урал. Юра с Тоней тоже сыграли свадьбу. С началом войны и Юрий, и Павел попадают на фронт. Вскоре до Ларисы дошли слухи, что её Паша погиб. Юра с женой перебирается на Урал, в Юрятин, где начинает тайно встречаться с Ларисой. Вскоре, узнав из признаний Ларисы, что её муж не погиб и живет под другой фамилией, Юра решает уйти и от жены, и от Ларисы, потому что больше не может врать жене о любви к ней, а его совесть не позволяет быть с Ларисой. Но тут Юрия насильно забирают в отряд Микулицына.

Только через два года ему удастся бежать из отряда. В Юрятине Живаго не застает никого из родных. Уставший с дороги, он засыпает мертвым сном. На следующее утро он просыпается в квартире у Ларисы, ухоженный и чистый. Через время приходит письмо от Тони, в котором говорится, что она в Москве. Вскоре Лариса по настоянию Юрия уезжает вместе с Комаровским, а сам он начинает медленно Пишет стихи и философствует. С началом НЭПа Юрий прибывает в Москву. Он уже не тот, что был раньше. Постепенно теряя свои способности к врачеванию и писательству, через некоторое время он умирает.

Послесловие

Это, написанное без некоторых важных подробностей, краткое содержание. («Доктор Живаго» на такое ознакомление, конечно же, не рассчитан). Цель его - заинтересовать потенциальных читателей. Одни, прочитав «"Доктор Живаго". Краткое содержание», заинтересуются полным текстом и, только начав читать, увидят, что в этом романе очень много деталей. Сама суть романа зависит от них. Другие молодые люди посчитают достаточным прочитать лишь краткое содержание. «Доктор Живаго» - великолепный, мощный роман. И без учета важнейших нюансов, на которых держится вся интрига произведения, невозможно оценить это произведение, принесшее автору Нобелевскую премию. Если вы хотите в полной мере понять и прочувствовать его, то лучше сразу перейти к чтению романа, закончив краткое содержание. «Доктор Живаго» того стоит!

Роман «Доктор Живаго» стал апофеозом гениального творчества Пастернака как прозаика. Он описывает шествие и трансформацию сознания русской интеллигенции сквозь драматические события сплошь пронизывающие первую половину 20-го века.

История создания

Роман создавался на протяжении десятилетия (с 1945 по 1955 год), судьба произведения была удивительно трудной - несмотря на мировое признание (вершиной его было получение Нобелевской премии), в Советском Союзе роман был разрешен к изданию лишь в 1988 году. Запрет романа объяснялся его антисоветским содержанием, в связи с этим на Пастернака началась травля со стороны властей. В 1956 году были предприняты попытки публикаций романа в советских литературных журналах, но они, естественно, не увенчались успехом. Заграничная публикация принесла поэту-прозаику славу и откликнулась в западном обществе небывалым резонансом. Первое русскоязычное издание увидело свет в Милане в 1959 году.

Анализ произведения

Описание произведения

(Обложка для первой книги, нарисованная художником Коноваловым )

Первые страницы романа раскрывают образ рано осиротевшего маленького мальчика, которого впоследствии приютит его родной дядя. Следующий этап - переезд Юры в столицу и жизнь его в семье Громеко. Несмотря на раннее проявление поэтического дара, юноша решает последовать примеру своего приемного отца - Александра Громеко, и поступает учиться на медицинский факультет. Нежная дружба с дочерью благодетелей Юрия, Тоней Громеко со временем переходит в любовь, и девушка становится супругой талантливого доктора-поэта.

Дальнейшее повествование представляет собой сложнейшее переплетение судеб главных героев романа. Незадолго после женитьбы, Юрий обретает страстную влюбленность в яркую и неординарную девушку Лару Гишар, впоследствии жену комиссара Стрельникова. Трагическая история любви доктора и Лары будет периодически появляться на протяжении всего романа - после множества мытарств они так и не смогут обрести свое счастье. Страшное время нищеты, голода и репрессий разлучит семьи главных героев. Обе возлюбленные доктора Живаго вынуждены покинуть родину. Остро звучит в романе тема одиночества, от которого главный герой впоследствии сходит с ума, а муж Лары Антипов (Стрельников) сводит счеты с жизнью. Последняя попытка доктора Живаго обрести семейное счастье также терпит неудачу. Юрий оставляет попытки научной и литературной деятельности и заканчивает свою земную жизнь вкрай опустившимся человеком. Главный герой романа умирает от сердечного приступа по пути на работу в центре столицы. В последней сцене романа друзья детства Ника Дудоров и…….. Гордон читают сборник стихотворений доктора-поэта.

Главные герои

(Афиша к\ф "Доктор Живаго" )

Образ главного героя глубоко автобиографичен. Пастернак через него раскрывает свое внутреннее «я» - свои рассуждения о происходящем, свое духовное мировоззрение. Живаго - интеллигент до мозга костей, эта черта проявляется во всем - в жизни, в творчестве, в профессии. Высочайший уровень духовной жизни героя автор мастерски воплощает в монологах доктора. Христианская сущность Живаго не претерпевает никаких изменений в связи с обстоятельствами - доктор готов помогать всем страждущим, независимо от их политического мировоззрения. Внешняя безвольность Живаго на самом деле является высшим проявлением его внутренней свободы, где он существует среди высших гуманистических ценностей. Смерть главного героя не ознаменует окончание романа - его бессмертные творения навсегда сотрут грань между вечностью и бытием.

Лара Гишар

(Лариса Федоровна Антипова) - яркая, даже в некотором смысле эпатажная женщина, обладающая большой силой духа и желанием помогать людям. Именно в госпитале, куда она устраивается сестрой милосердия, начинаются ее отношения с доктором Живаго. Несмотря на попытки убежать от судьбы, жизнь регулярно сталкивает героев, эти встречи с каждым разом укрепляют возникшие взаимные чистые чувства. Драматические обстоятельства в постреволюционной России приводят к тому, что Лара вынуждена пожертвовать своей любовью ради спасения собственного ребенка и уехать с ненавистным ей бывшим любовником адвокатом Комаровским. Оказавшаяся в безвыходном положении Лара, всю жизнь будет корить себя за этот поступок.

Преуспевающий адвокат, воплощение демонического начала в романе Пастернака. Будучи любовником матери Лары, подло соблазнил ее юную дочь, и впоследствии сыграл в жизни девушки роковую роль, обманом разлучив ее с любимым человеком.

Роман «Доктор Живаго» состоит из двух книг, которые в свою очередь содержат 17 частей, имеющих сквозную нумерацию. В романе показана целая жизнь поколения молодой интеллигенции того времени. Не случайно одним из возможных названий романа было «Мальчики и девочки». Автор гениально показал антагонизм двух героев - Живаго и Стрельникова, как человека живущего вне происходящего в стране, и как личность всецело подчиненную идеологии тоталитарного режима. Духовное обнищание русской интеллигенции автор передает через образ Татьяны- внебрачной дочери Лары Антиповой и Юрия Живаго, простой девушки, несущей лишь далекий отпечаток потомственной интеллигенции.

В своем романе Пастернак неоднократно подчеркивает двойственность бытия, события романа проецируются на новозаветный сюжет, придавая произведению особый мистический подтекст. Венчающая роман стихотворная тетрадь Юрия Живаго символизирует дверь в вечность, это подтверждает один из первых вариантов названия романа- «Смерти не будет».

Итоговый вывод

«Доктор Живаго» - роман всей жизни, итог творческих поисков и философских исканий Бориса Пастернака, по его мнению, главная тема романа - взаимосвязь равновеликих начал - личности и истории. Не менее важное место автор придает теме любви, ею пронизан весь роман, любовь показана во всех возможных ипостасях, со всей свойственной этому великому чувству многогранностью.