Джон Рольф и Покахонтас: биография, интересные факты из жизни. Кто создал лучший образ табачного плантатора на экране
Джон Смит родился в семье простого английского ремесленника где-то в конце семидесятых годов XVI века. Из школы он убежал в возрасте десяти лет. В пятнадцать лет у него уже были первые неприятности с девушками из лучших семей, которые открыто проявляли симпатию к не по годам развитому парню. В шестнадцать лет по настоянию многих отцов дворянских дочек он вынужден был уехать в Голландию, оттуда в качестве слуги молодого британского рыцаря отправился во Францию. В Париже он совершенствовался в искусстве сердцееда, поэтому неудивительно, что неприятности повторились, когда он через несколько лет вернулся в Англию.
Смиту пришлось срочно вновь покинуть Англию. На этот раз судьба забросила его в Венгрию. Венгерский король Рудольф II (его резиденцией чаще всего был Пражский Град) вел войну с мусульманской Турцией, и Джон Смит вступает в армию короля. И в боях молодой авантюрист сумел отличиться и даже заслужил награду за освобождение захваченного турками венгерского городка. Тогда же ему был присвоен чин капитана.
Дворянского звания Смит добился поистине гусарским способом. Турецкий гарнизон одного венгерского города, окруженного войсками Рудольфа, предложил решить судьбу города «рыцарским» турниром между представителями двух армий. Капитан Смит вызвался сражаться первым. Копье его было точнее, попало в прорезь забрала, и турецкий паша упал бездыханным. Тогда на площадку на арабском скакуне вылетел слуга паши, полный решимости отомстить за смерть господина. И эту схватку Смит выиграл. Солдаты армии Рудольфа склонили головы перед двумя поверженными и приветствовали победителя. Весть о двойной победе отважного капитана разнеслась по всем союзным войскам, ведущим войну с турками. Зигмунд Баторий посвятил отважного капитана в рыцари и утвердил его герб, на котором были изображены две отсеченные головы турок.
Но удача изменчива, и капитан в одной из стычек попадает в турецкий плен, где его продают в услужение в один из роскошнейших царьградских дворцов. Однако он так понравился любимой жене тамошнего паши, что она упросила хозяина не заставлять работать Смита как простолюдина.
Как-то паша поехал в Крым, в Бахчисарай, и взял с собой Смита. Там, в отсутствие покровительницы, Смита использовали на самых тяжелых работах. Однажды во время обмолота он случайно остался во дворе вдвоем с турком. Неожиданно Смит размахнулся цепом и несколькими ударами убил ничего не подозревавшего пашу. Потом облачился в его платье и на его коне ушел из Бахчисарая. Несколько лет он находился на территории, контролируемой русскими, потом вернулся в Англию.
Вернулся он вовремя. Плимутское общество как раз искало таких храбрецов, не боящихся странствий, для завоевания Северной Америки. Смит стал одним из основателей первого поселения в британской Северной Америке - легендарного Джеймстауна.
Территория, на которой капитан Смит и его спутники заложили первый британский форт, ставший эпицентром расширения английских колоний в Америке, представляла собой часть земель так называемой конфедерации Повхатана. В конфедерацию уже в то время входило 24 племени индейцев. Во главе мощного союза стоял вождь Повхатан.
Жители Джеймстауна из всей обширной области конфедерации знали только свой городок и его ближайшие окрестности, а из индейцев - только жителей ближайших стоянок, откуда им доставлялись продукты. Поэтому капитан Смит планирует совершить вылазку в глубь территории. Но была еще одна причина: Испания выгребала из своих американских колоний тонны серебра и золота. Поэтому плимутское общество настаивало, чтобы переселенцы из Джеймстауна также отправились искать золото во внутренних районах британской Америки.
Смит снаряжает небольшую лодку и в декабре 1607 года вместе с двенадцатью белыми и двумя индейскими проводниками отплывает вверх по реке Чикахоми. Через несколько дней позади остались равнины Вирджинии. Сузившееся русло реки завело в густые дебри. Здесь Смит оставил часть своих людей, а сам с двумя отважными гребцами из Джеймстауна и двумя индейцами отправился на утлой лодочке дальше.
Перед отплытием экипаж поклялся ни при каких обстоятельствах не покидать лодку на реке и не высаживаться в незнакомых местах. Но голод заставил их вскоре нарушить клятву. Они выбрались поохотиться на сушу. Реку окружал густой и на первый взгляд необитаемый лес, и Смит не подозревал, что их плавание протекает под пристальным вниманием дозорных из племени памунки.
Памунки входили в состав конфедерации. Их вождь Опечанкамуг даже был братом «короля» Повхатана и его первым заместителем в союзе, но они расходились во взглядах относительно того, как поступать с незваными гостями. Опечанкамуг не соглашался со своим братом, верховным вождем, который придерживался линии дружеского смирения. Опечанкамуг призывал совместными силами всех двадцати четырех племен заставить переселенцев убраться из Америки. Даже огнестрельное оружие бледнолицых не могло разубедить Опечанкамуга.
Но конфедерация могла начать боевые действия против белых переселенцев только по приказу и под руководством верховного вождя. Однако и на землях индейского союза действуют неписаные законы. Как только капитан Смит сошел на берег во владениях памунков, индейцы из засады напали на бледнолицых.
Ловкий Смит отбивался долго. Он использовал прием, которому научился в Венгрии в боях с турками: под прикрытием индейского проводника, обороняясь богатырским мечом, шаг за шагом двигался к лодке. Но индейский проводник ухитрился подставить ему ногу, и английский рыцарь все-таки был схвачен.
Первый белый пленный стал сенсацией не только для племени памунков, но и для всех соседних племен. По приказу Опечанкамуга его водили по индейским поселениям и выставляли напоказ, как потом на потеху европейцам выставляли пленных индейцев. Так индейцы и белые «знакомились» друг с другом. Смит постарался приспособиться к своим тюремщикам, заслужил их уважение умением обращаться с компасом, пистолетом, панцирем. Индейские шаманы несколько дней изучали удивительное существо под названием бледнолицый, защищенное железным панцирем. Им он казался ошибкой природы. Но ошибкой доброй или злой? Они потчевали своего пленного самыми вкусными блюдами, которых, как писал Смит, хватило бы и на двадцать человек. Смита мучил страх, что его хотят быстрее откормить и потом съесть.
Вскоре индейцы доставили пленного в «столицу» конфедерации Веровока-моку, и там он наконец-то предстал перед верховным вождем. Повхатан восседал на возвышенном месте, одетый в кожаную накидку. Вокруг «трона» стояли члены совета конфедерации. У ног верховного вождя сидела индейская девушка в пышном наряде. Смит в период жизни в Джеймстауне и в плену видел немало индейских женщин, но еще не встречал такой красавицы. Это была тринадцатилетняя принцесса Покахонтас, дочь и любимица грозного вождя, который удостоил ее почетного места, обычно по традиции занимаемого старшим сыном.
Перед «троном» горел большой костер, а вокруг костра рядами выстроились воины. Повхатан встал и важно спросил рыцаря, зачем он пришел на землю краснокожих. Рыцарь обвинил во всем испанцев, которые якобы кружат у побережья и преследуют англичан. И ему, мол, пришлось спасаться и искать прибежище на земле индейцев. Было видно, что вождь не поверил ни одному слову и разгневался. Портить дружеские отношения с поселенцами, которые расположились в Джеймстауне, на самой окраине конфедерации, было запрещено. Но здесь присутствовали члены совета племен, и вождь не пощадил пленного, предоставив право совету решать его судьбу. Большинство во главе с решительным Опечанкамугом потребовали немедленной смерти пленного у ритуального костра.
Покахонтас — дочь вождя
Повхатан утвердил смертный приговор первооткрывателю индейской Северной Америки. Но жизнь этому баловню Счастливого Случая спасла, как бывало не раз, опять женщина. На него, на его панцирь, на его роскошные усы с нескрываемым обожанием смотрела красавица Покахонтас. Первая - настоящая, но безнадежная - любовь засверкала в юном сердце Покахонтас.
Когда прозвучал приговор, капитану, его привязали к вбитому в землю столбу, и два крепких индейца приготовили каменные топоры, чтобы по приказу вождя размозжить ему голову. Палачи уже подняли свое страшное оружие, но к столбу кинулась хрупкая Покахонтас. Она заслонила чужеземца и закричала: «Убейте лучше меня!»
Повхатан не смог причинить страдание своей любимой дочери. Он помиловал рыцаря и вскоре освободил из-под стражи. Но Покахонтас было запрещено встречаться с ним. Еще спустя некоторое время, явно чтобы не допустить такой встречи, Повхатан под охраной двенадцати индейцев отправил капитана в Джеймстаун.
Первое и самое старое поселение в британской Америке, куда Смит вернулся после вынужденного пребывания в «столице» Повхатана, представляло собой убогое зрелище. Поселенцы жили только за счет подачек с соседних индейских стоянок, законов в городке не существовало, работы не было. И Смит, выразивший недовольство таким жизнеустройством, был вынужден убраться из Джеймстауна и вновь пуститься в плавание по рекам индейской Америки. По Потомаку он добрался до того места, где расположен сейчас Вашингтон.
Позже Смит вновь обосновался в Джеймстауне. Но ненадолго. При взрыве местного порохового склада он был тяжело ранен и отправился в Англию на лечение.
Джеймстаун тем временем доживал последние дни. К тому же вспыхнула чума, и когда волна эпидемии схлынула, переселенцы обнаружили, что Джеймстаун стал городом мертвецов. Из пятисот поселенцев в живых осталось 59. Индейцы перестали наведываться в поселение, где правила «черная смерть». Поэтому прекратили поступать продукты. Жители Джеймстауна отвыкли от сельскохозяйственных работ, и в поселении начался голод. В конце концов последние жители гибнущего Джеймстауна, которых даже крайние обстоятельства не заставили взяться за соху и сеялку, стали каннибалами.
Сведения о трагическом конце первого поселения в индейской Америке дошли до плимутского торгового общества. Оно направило шхуну с новым руководством Джеймстауна и несколькими десятками новых колонистов, с продуктами и оружием. Корабль, однако, попал в шторм в районе Бермуд, и новые колонисты, которые должны были спасти Джеймстаун от голода, сами умирали голодной смертью на одном из необитаемых островов.
У индейцев появилась возможность одним ударом покончить с единственным европейским населенным пунктом. Большинство вождей двадцати четырех союзнических индейских племен рвались в бой. Но Покахонтас, все еще помнящая об английском рыцаре, умоляла отца о мире. Повхатан и на этот раз пошел на поводу у своей дочери и не провозгласил: «Война». Он сказал: «Мир и великодушие».
Странно вели себя и переселенцы в Джеймстауне. В недружественном окружении многотысячных индейских племен, голодные и ослабшие, они думали лишь о том, как заставить индейцев их кормить. Матрос Аргалл, отчаянный авантюрист, добрался на корабле до столицы индейской конфедерации и обманом заманил на корабль индейскую принцессу Покахонтас, которая, похоже, распространяла свою любовь к английскому рыцарю на всех англичан. Аргалл связал принцессу и привез в Джеймстаун, а Повхатану сообщил, что вернет его любимую дочь только в обмен на огромное количество кукурузы. Повхатан это дерзкое предложение отверг, но опять не отдал приказа своим людям идти на поселение.
Покахонтас становится леди
Пленение красавицы Покахонтас, что удивительно, привело даже к миру между индейцами и белыми. И вот что произошло. Покахонтас, вздыхающая в тюрьме Джеймстауна по своему британскому рыцарю, влюбилась в другого кавалера. Следует признать, что кавалер был одним из самых достойных поселенцев Джеймстауна.
Смит был далеко за морем, и незамужняя индейская принцесса в конце концов приняла предложение досточтимого сэра Джона Рольфа. После отречения от своей прежней веры, приняв имя Ребекка, она стала супругой молодого англичанина.
Повхатан не противился замужеству своей дочери, напротив, он направил на свадьбу во главе многочисленной «делегации» от конфедерации одного из братьев. По случаю свадьбы индейский вождь подарил новому мэру поселения свою накидку и мокасины. Они до сих пор являются экспонатами оксфордского музея.
Но вернемся к нашему отважному рыцарю Смиту. Он тем временем плавал в иных морях и высаживался на другие берега. Иногда как рыбак, иногда как пират. Но в Вирджинию больше не возвращался никогда. И все же пути их с красавицей Покахонтас еще раз пересеклись…
Покахонтас-Ребекка Рольф в 1616 году посетила со своим мужем Англию. Лондон принял ее - дочь могущественного американского правителя - с необыкновенным восторгом.
От тех времен остался портрет индейской принцессы, который сейчас хранится в Национальной галерее в Вашингтоне. Индейская принцесса была даже принята во дворе. И именно здесь встретились Смит и Ребекка. Но многое разделяло теперь их! Индейская принцесса стала настоящей леди, имела именитого мужа, сына, а Смит, основатель английской колониальной империи в Северной Америке, так и остался белой вороной среди придворной лондонской элиты.
Смерть Покахонтас
Судьба оказалась безжалостной к индейской красавице. Покахонтас заболела в Лондоне туберкулезом и вскоре умерла в возрасте двадцати одного года. Она была похоронена на грейвендском кладбище на английской земле. Смит тоже больше не увидел Америку, он умер в довольно молодом возрасте через несколько лет.
Король Яков опасался, что сын индейской принцессы Томас Рольф станет наследным властителем Вирджинии - «американским королем», независимым от английского монарха. Стремясь предотвратить такое нежелательное развитие событий, которое, по его мнению, прямо угрожало интересам Англии, король принял решение в срочном порядке отправить в разросшийся к тому времени Джеймстаун несколько десятков невест из так называемых лучших семей, чтобы переселенцы не искали себе жен среди индианок.
Когда же королевский корабль выгрузил в Джеймстауне свой драгоценный груз - 90 специально отобранных девушек, их немедленно препроводили в церковь, чтобы во время торжественного богослужения каждый Переселенец мог незаметно выбрать себе невесту по вкусу. Церковь была переполнена как никогда, хотя переселенцы не отличались религиозностью. На следующий день в церкви венчались первые пары. Для компенсации дорожных расходов была установлена твердая такса: 120 фунтов вирджинского табака за невесту. Табак являлся главной валютой первой колонии. А происходило все это в 1621 году.
В том же году скончался главный защитник поселения Смита, вождь двадцати четырех племен Повхатан. Опустевший трон занял его брат Опечанкамуг, самый ярый противник проникновения белых в Вирджинию.
Через несколько дней после прихода к власти Опечанкамуг созвал к обрядовому огню вождей всех союзнических племен. Решение было единодушным - война! Война, пока не поздно Правда, соотношение сил к этому времени резко изменилось не в пользу индейцев. Десять лет назад во времена «черной смерти» в единственном поселении белых, в Джеймстауне, влачила жалкое существование сотня деморализованных европейцев. Но за десять лет вблизи Джеймстауна возникло несколько десятков английских поселений с более боеспособными и трудолюбивыми людьми. Но Опечанкамуг был непоколебим.
И 1 апреля 1622 года индейские племена Вирджинии вступили на тропу войны. Из 81 небольшого поселения при плантациях, заложенных белыми, индейцы разгромили 73. Только в первых схватках погибло 350 поселенцев. Повхатан и Покахонтас отошли в мир иной, романс о любви индейской принцессы к английскому рыцарю уже отзвучал, а в Северной Америке 1 апреля 1622 года взвились языки пламени первой настоящей войны индейцев…
Портрет, на котором запечатлена Покахонтас за год до ее смерти, в Англии. Хотя, Симон Ван де Пасс придал ей европейский образ, она была чистокровной молодой алгонкинской девушкой из поухатанов, а все индеанки высокого статуса носили татуировки на лице.
1585 г., акварельные изображения женщин. Здесь мы видим полные губы, темно-смуглую кожу, черные глаза и волосы, а так же татуировки на лице. Крупный план алгонкинских женщин написан Джоном Уайтом, за десять лет до рождения Покахонтас. Он сопровождал английскую экспедицию в земли поухатанов в 1585 году и запечатлел более точные женские черты лица, включая традиционные татуировки, которые могут быть ближе, по сути, к реальному внешнему виду Покахонтас, исходя из ее этнической принадлежности. Образ же, созданный де Пассом носил откровенно пропагандистский характер.
Данные поухатанами имена: Амонуте (Amonute), (перевод не известен), Матоака (Matoaka) (Светлый Ручей Между Холмами (Bright Stream Between the Hills)), Покахонтас (Pocahontas) (Непослушная, Баловница (Little Playful One)).
Английское имя данное при крещении: Ребекка. Ее еще иногда называли "леди Ребекка".
Замужество: ее первым мужем стал Кокоум (поухатан) в 1610 году. На тот момент Покахонтас исполнилось 15 лет, и это был тот возраст, когда девочек выдавали замуж. Первый брак длился три года, о детях от этого брака ранние английские хроники не упоминают. Вполне вероятно, сведения о детях были преднамеренно удалены из "официальных документов" в пропагандистских целях.
Ее второй брак был заключен с Джоном Рольфом, английским вдовцом, в 1614 году. Никаких исторических упоминаний о разводе с Кокоумом не существует и, скорее всего, Покахонтас находилась с поухатаном в браке, на момент ее похищения колонистами, в 1613 году. У Джона Рольфа и Покахонтас родился сын - Томас.
Итак, Покахонтас (Матоака) годы жизни: 1595(?)-1617. Любимая дочь вождя Поухатана, лидера альянса из 32 индейских наций, Конфедерации поухатан, как ее называли английские колонисты 17 века в Новом мире Вирджинии (Тсенакоммаках («густонаселенная земля») (Tsenacommacah (Sen-ah-cóm-ma-cah) так ее называли индейские общины). Основная историческая информации о Покахонтас пришла к нам из английских источников колониальной эпохи. О ней очень мало информации, за исключением содержащейся в записках искателя приключений Джона Смита, который впервые упомянул о ней в своем отчете в виргинскую компанию в Лондоне (капиталистическое предприятие, надеявшееся экспортировать товары из Виргинии в Европу, в дополнение к захвату земель у индейцев). Он подробно описал историю молодой Покахонтас, подчеркнув ее решающую роль в спасении своей жизни, когда Поухатан приказал казнить его, а так же о последовавшей после этого помощи для голодающих и защиты форта Джеймс (Джеймстаун). Его рассказы о влиянии Покахонтас на Поухатана могут быть конечно преувеличены. Покахонтас была представлена как "спасительница" Джона Смита в записях от 1624 году, уже после ее смерти. (Его история спасения "прекрасной дамой" повторялось много раз в более поздних работах. Спасателями Смита обычно выступали "прекрасные дамы" высокого социального положения, закрывавшие глаза на низость его собственного). Записи Смита о Покахонтас содержат основные моменты ее жизни во время юности, когда она проявляла дружелюбие по отношению к английским поселенцам. (Многие индейцы полагали, что образ Покахонтас стал "иконой для ассимиляции").
В 1613 году девушку, гостившую у патавомеков, похитили англичане. Это произошло благодаря сговору вождя Джапазавса с Сэмюэлем Аргаллом (капитаном корабля). Имя которое дали Покахонтас при крещении не случайно. Ребекка это библейский персонаж, жена Исаака, которая оставила свой родной народ ради мужа. В 1614 Покахонтас выходит замуж за Джона Рольфа. В течение двух лет после свадьбы они жили на плантации Рольфа, неподалеку от Хенрико. 30 января 1615 года у них родился сын - Томас Рольф.
В 1616 году виргинскую компанию в Лондоне нанимает Покахонтас на работу, в качестве "знаменитости" (Вирджиния в тот период нуждалась в больших инвестициях). Джон Рольф, Покахонтас, их сын Томас и еще одиннадцать индейцев отправились в Англию. 12 июня они прибыли в порт Плимут, затем перебрались в Лондон. В Лондоне девушка стала настоящей "звездой", где ее представили посланницей Нового мира. Она побывала на приеме даже у короля и принесла огромную прибыль для компании. В начале 1617 года на одном из приемов Покахонтас случайно встретилась с Джоном Смитом. Как писал позднее сам Смит, их разговор был весьма прохладным. Для виргинской компании эта поездка принесла большие деньги, а Покахонтас она стоила жизни. Она умерла в 1617 году в Гревсенде, где сошла на берег, возвращаясь домой. Джон Рольф писал, что перед смертью Покахонтас сказала ему: "Все когда-нибудь умирают, главное, что наш сын остается жить". Церковь Св.Георгия, где ее похоронили, стала храмом Покахонтас, как дань памяти "матери американской истории".Точное место ее могилы неизвестно, но рядом с церковью Грейвсенда был установлен памятник ставшей знаменитой девушке.
Теперь хотелось бы представить вашему вниманию отрывок из дипломной работы Кироса Олда, потомка памункей, тауксенентов и таино, закончившего Говардский университет в 2008 году. Это первое обоснованное исследование истории Покахонтас, написанное индейским потомком поухатанов.
Покахонтас, дочь Поухатана, несомненно, входит в пантеон индейских мужчин и женщин, которые способствовали европейской колонизации. Она пополнила ряды доньи Марины и Скванто; первая была проводником и переводчиком у Кортеса, второй учил пилигримов, как выращивать кукурузу и служил у них посланником. Их жизнь и смерть заслуживают внимания, так как они сыграли решающую роль в определении курса колонизации в Америке. Можно с уверенностью сказать, что колонизация области, которая стала известна как Вирджиния, не была бы столь успешной для британцев, если бы не Покахонтас. В отличие от испанцев, которые пришли с армией конкистадоров и священников, англичане, в ожидании подкрепления из своей плотно населенной родины, прибегали к дипломатическим отношениям. Почувствовав же опасность, они применили экстремальную тактику похищения, 13 апреля 1613 года, и потребовали выкуп за Покахонтас.
Для основания Джеймстауна, в 1607 году, англичане выбрали неудачное место: низина, болото, малярия. А в дополнение к этому они были плохо подготовлены для элементарного выживания. Вместо того, чтобы заниматься посадкой сельскохозяйственных культур и рытьем колодцев, большинство колонистов предпочитало искать золото и другие драгоценные металлы. Первые годы были тяжелыми, известно, что в июле и августе они голодали. Летом 1608 года их скудный рацион пополнила кукуруза. Запасы вина закончились, и англичане стали пить солоноватую воду из реки Джеймс, что привело к многочисленным случаям брюшного тифа, дизентерии и отравлениям. Ситуация была настолько катастрофической, что многие колонисты стали искать спасения в индейских городах. И индейцы оказывали им помощь.
Покахонтас впервые появляется в записях капитана Джона Смита. В последние годы своей жизни капитан писал, что 10 декабря 1607 года она спасла его жизнь от неминуемой смерти, так как ее отец, вождь Поухатан, распорядился, чтобы его казнили. Следует отметить, что об этом событии не упоминается в более ранних отчетах Смита. Это (хотя и спорное) первое появление Покахонтас показывает ее неосознанное служение интересам британских колонистов и началом ее пути в качестве колониального инструмента. Но, достоверность этих событий не столь важна, ибо в дальнейшем Покахонтас производит впечатление безукоризненной готовности принести себя в жертву тем, кто стал предвестником падения ее народа. Девушка изменила баланс сил в Вирджинии в пользу англичан.
При помощи нескольких патавомеков 13 апреля 1613 года Покахонтас была похищена капитаном Самуэлем Аргаллом.О том как девушку заманили на корабль и похитили свидетельствуют записи Ральфа Хамора. За оказанную помощь в похищении эта парочка патавомеков получила железный чайник от капитана. Через них же Аргалл и передал послание для Поухатана о похищении и условиях выкупа. С этого момента британцы стали использовать Покахонтас как политическую заложницу. Поухатан заплатил часть выкупа и обещал отдать оставшуюся часть, когда его дочь будет освобождена. Между британцами и Поухатаном воцарилось трехмесячное затишье, судя по записям Ральфа Хамора, Поухатан находился в замешательстве. Британцы воспользовались этим и предъявили вождю еще более высокие требования, настаивая на том, чтобы Поухатан сдал все английское оружие, все инструменты, выдал бы всех дезертиров и в качестве компенсации наполнил бы судно кукурузой. Губернатор Дейл, пользуясь нерешительностью вождя, пошел еще дальше. В сопровождении 50-ти человек и Покахонтас губернатор поднялся вверх по реке, проникнув в земли конфедерации поухатанов. Вождь Поухотан не смог встретиться с Дейлом, это сделал его брат, Опечанканоуг (Opechancanough или Opchanacanough (1554-1646), племенной вождь поухатан. Прим. пер). Дейл выдвинул ряд требований и беспрепятственно отплыл вниз по реке, не встречая препятствий от подавляющего количества воинов, ожидающих команду от своего начальства. Ключевым фактором выживания в последующей борьбе снова было использование Покахонтас в качестве заложницы. После переговоров с Опечанканоуг разрешение ситуации с заложниками было отложено.
Можно было легко обвинить Поухатана, сознательно подвергая Покахонтас опасности, позволяя ей выступить в качестве посредника. Тем не менее, такой аргумент не учитывает вероятности того, что это было выполнение ее обязанностей как дочери вождя, а Поухатан, возможно, не ожидал такого предательства от перспективного партнера в торговле. Джон Смит в достаточной степени оценил важность изучения местного языка, чтобы заниматься торговлей и дипломатией. Смит следовал стандартной практике отправлять английских мальчиков в Вирджинию в качестве слуг, чтобы в различных местных общинах изучать их язык и обычаи. Видимо, Покахонтас служила подобным образом в детстве. Она часто сопровождала эмиссаров ее отца, когда она посылали англичанам еду, и получила некоторое представление об их языке. Однако, Поухатан не использовал дочь, когда был в плохих отношениях с англичанами. Он удалил дочь от контакта с англичанами на период от детства до зрелости. Похищение Покахонтас не было прямым результатом того, что Поухатан отправлял ее к англичанам. Джон Смит свидетельствует об этом факте, утверждая, что она была найдена и похищена английским торговым судном в 1613 году. В период, предшествующий ее похищению, Покахонтас не служила потенциальным посредником и не находилась в каких-либо угрожающих ситуациях. Продолжать утверждать, что Поухатан остается виноватым в похищении своей дочери, все равно, что утверждать вину жертвы преступления, совершенного англичанами при содействии нескольких патавомекских оппортунистов.
Сразу после этого Джон Рольф сделал предложение для губернатора Дейла, он просил руки Покахонтас и разрешения вступить с ней в брак. В это время Покахонтас была в подростковом возрасте (около шестнадцати или семнадцати лет, по данным некоторых учетных записей), а Рольф был вдовцом с ребенком, так что брак был скорее политический, чем основанный на любви или физическом влечении. Это подтверждает Хамор, назвавший вышеупомянутый союз друга "мнимым браком". Тем не менее, такое поведение противоречит предыдущему утверждению Хамора о том, что Джон Рольф был "джентельменом строгого поведения и благонравного вида". Собственные слова Джона Рольфа кажутся более парадоксальными, чем то - же самое, сказанное Хамором, так как божественное, чем является священный брак, не должно использоваться для материальных целей. Оба согласились, что брак был заключен в целях обеспечения "процветания Плантации". Эти настроения могут показаться противоречащими современным представлениям о браке; однако, это было в соответствии с институтом брака в английском обществе. В это время от женщин часто требовалось, чтобы они доказывали людям, что могут рожать детей, беременея до свадьбы. В обществе, в котором женщин было больше, чем мужчин, конкуренция за состоятельных мужей была высокой. Брак, основанный на любви и физическом влечении между партнерами, являлся довольно необычным явлением.
По словам Смита, Рольф не был первым английским колонистом с идеей жениться на Покахонтас для обеспечения лучших отношений с поухатанами. Смит говорит о ней, как о обеспечившей англичан в их форте Джеймстаун провизией, против воли ее отца. Некоторые ученые считают, что ее "мятежная натура" была не более, чем выдумка Смита, но позвольте нам сказать об этом здесь, так как это совсем не главный вопрос. Это один из тех случаев, когда она была уязвима перед капризами англичан, даже если это было по ее желанию. В это время было сказано, что многие колонисты "могли сделать себя королями, женившись на Покахонтас". После развеивания мифов о существовании возможности стать таким "счастливым колонистом", Смит не принимал во внимание возможность получения такого высокого статуса через женитьбу на Покахонтас. Он так же считал, что ее отец не возвел бы в такое высокое положение ни Смита, ни кого-либо еще из англичан. Это предположение было подтверждено при ее фактическом браке с Джоном Рольфом. Этот святой союз не был признан индейцами Вирджинии во время восстания Опечанканоуга в 1622 году, в котором Рольф стал одной из жертв.
Женитьба Джона Рольфа на Покахонтас и ее крещение стали началом аккультурации, делающей из девушки "правильно думающую дикарку". Кроме того, крещение Покахонтас и сопутствующее этому принятие христианства поспособствовали дальнейшему ее англизированию, так как крещена она была как "леди Ребекка". Как это всегда бывает, аккультурация, не равносильна ассимиляции. Покахонтас не была принята англичанами так, как если бы она была англичанкой. Об этом свидетельствует тот факт, что ее индейское имя использовалось чаще и предпочиталось тому, что она получила при крещении. Воспоминания ее английских современников являются доказательством этого факта. Интересно, что Покахонтас либо собиралась выйти замуж, либо уже была в браке с воином по имени Кокоум во время ее захвата. Если последнее - правда, то она - первая фактическая женщина Вирджинии, имеющая двух мужей. Тем не менее, этот факт не являлся существенным для христиан того (как и любого другого) времени, так как языческий брак при крещении аннулировался. Это подразумевалось как в христианском учении, так и в английском.
Суждение преподобного Александра Уитакера о браке и преобразовании Покахонтас характерно для культурного империализма. Там нет упоминания ни о классовых, ни о расовых различиях в браке. Уитакер предполагает персоной "божьего человека", тем не менее, только англичан, хваля Покахонтас за отречение от "своей идолопоклоннической страны" и исповедание веры в Иисуса Христа. То есть, миссионерский импульс имеет приоритет перед всеми остальными. Его суждение может быть похоже на суждение представителя англиканской церкви, которая позже будет обладать такой же нетерпимостью к межрасовым бракам между европейцами и африканцами в колонии Вирджиния. Можно интерпретировать этот брак как начало процесса отбеливания коренного народа Вирджинии, которое продолжается по сегодняшний день. Технически, Покахонтас не была первой индейской вирджинийкой, состоящей в смешанном браке с белым. Существовал целый ряд непризнанных связей между ангичанами и вирджинийскими индейцами с 1607 года. Тем не менее, Покахонтас, параллельно с доньей Мариной, играют важную роль, так как они известны тем, что стали первыми матерями американских европейско-индейских гибридов, по крайней мере, в их регионе. Другие отчеты того времени повторяют ощущения Уитакера.
Хамор меньше поддерживал брак, чем некоторые из его товарищей. Он описывает этот союз, который был одним из освещенных богом, так, что "он является одним из примеров дурного воспитания, варварских манер и влияния проклятого поколения, выгодного единственно для процветания плантации". Такое злобное высказывание говорит о приоритете расовых признаков над классовыми в обществе колониальной Вирджинии, служа примером для последующих поколений. Тот факт, что Рольф является простолюдином, женатым на принцессе, кажется менее важной проблемой в колониях, чем в метрополии. В случае, когда британский простолюдин женится на "индейской принцессе", учитывается лишь факт расового соответствия, но не классового. Этот брак - пример колониальной классово-расовой динамики, возможно, являющейся результатом влияния пограничного менталитета. Это может быть истолковано, как одна из предпосылок к чувству превосходства белых среди низших слоев белого населения - среди тех, для кого элита не-белого общества находится на том же уровне, что и средний белый мужчина.
16 июня 1614 года в письме на имя двоюродного брата и коллеги-священника Уитакер сообщил, что колония оставалась стабильной. Кроме того, не смотря на оппозицию со стороны американцев, удалось расширить Вирджинийскую Компанию, приступившую к выработке табачной продукции на продажу. По словам Хамора, брак между Покахонтас и Джоном Рольфом приносил дополнительную пользу, так как Ребекка учила мужа поухатанскому методу заготовки табака. Именно этот фактор позволил вирджинийскому табаку успешно конкурировать на европейском рынке. Табак в качестве товарной культуры укрепил экономику колонии, укрепляя таким образом саму колонию, и заманивая все большее количество англичан попытать счастья в штате Вирджиния.
До этого момента вирджинийская колония не несла значительных потерь от атак поухатанской конфедерации. Использование Покахонтас в качестве политического инструмента гарантировало то, что это будет продолжаться до уничтожения индейцев. До тех пор в интересах колонистов было увеличивать свою численность в регионе. Наиболее привлекательным вариантом было привлечение прислуг из Англии, многие из которых готовы были рискнуть жизнью, чтобы выполнить свой контракт и скопить состояние. До 1630 года каждый имел хорошие шансы разбогатеть. Система управления предоставляла мастерам 50 акров за каждого слугу, и колонии продолжали расширяться. Это был не единственный метод мотивации для потенциальных колонистов, так как Вирджинийская Компания получила идеального посла в лице Покахонтас.
В июне 1616 Рольф прибыл в Лондон, где Покахонтас стала живой иконой. Она была воплощением "правильно думающего дикаря", отрекшегося от язычества, принявшего христианство, работающего на благо колонии и поддерживающего Вирджинийскую Компанию. Вирджинийская Компания в Лондоне привлекла к Покахонтас всеобщее внимание и ввела ее в высшее общество. Помимо посещения общественных мероприятий, таких, как обеды и игры, Покахонтас приняла участие в лотерее, спонсированной Вирджинийской Компанией. (Каждый выигрышный билет позволял выделить сто акров за каждые 12 фунтов, 10 шиллингов, 5 "пенсов" в долю покупателя). Уровень участия в этом больше, чем осознают большинство историков. Активное участие Покахонтас в распродаже ее родных земель - предательский акт против ее народа - то, что и сделало ее иконой, пособником колонизации Вирджинии.
Можно утверждать, что англичанам удалось бы колонизировать Вирджинию без использования Покахонтас, однако этот аргумент не имеет столь большого значения, как факты, говорящие об обратном. Похищение Покахонтас имело место, и способность Поухатана управлять своим народом была снижена в результате этого. Такой поворот событий даже должен был спровоцировать восстание, равное по масштабу или даже больше, чем то, что поднял Опечанканоуг в 1622 году.
Отчеты показывают, что Покахонтас умерла 21 марта 1617 года как "Ребекка Рот, жена Томаса Рота, дворянина", и была похоронена в Грейвсенде, Англия. Если расчеты Джона Смита были точны, ей было около двадцати двух или двадцати трех лет. Захоронение Покахонтас в Англии также способствует тому, чтобы британцы присвоили ее себе в еще более полном смысле. Не смотря на большой лондонский пожар 1666 года, уничтоживший все пути к точному местоположению могилы Покахонтас в кладбищенской церкви Св. Георгия, ее слава продолжает привлекать путешественников со всего мира.
В жизни Ребекка Рольф была олицетворением идеального "правильно думающего дикаря", а в смерти стала тем, что многие люди называют "хороший индеец". Церковь Св. Георгия и город Грейвсенд наживаются на туризме и славе, которую принесла им могила Покахонтас. В некотором смысле, она продолжает служить целям британцев, их потомков в Вирджинии и тем, кто пришел позже. Наиболее известные потомки союза Покахонтас и Джона Рольфа входят в число первых семей Вирджинии. Это привилегированная группа в Вирджинии, роль которых особенно заметна в политике, в частности при государственном определении того, кто является членом белой расы.
Перевод для сайта "Коренные народы Черепашьего острова" -WR. Редакция текста: Кристина Махова.
tagPlaceholder Tags: история
Благодаря красочным мультфильмам Диснея, всему миру известна история индейской принцессы Покахонтас и двух ее возлюбленных - капитана Смита и Джона Рольфа. Однако так ли все было в действительности или создатели мультфильма и кинокартин об индейской принцессе слишком приукрасили правду? И почему Покахонтас выбрала Джона Рольфа, а не его тезку Смита? Чтобы разобраться во всем этом, стоит узнать побольше о судьбе мистера Рольфа, а также об актере Кристиане Бейле и других исполнителях этой роли.
Реальная история Покахонтас
Индейская принцесса Покахонтас на самом деле носила несколько другое имя - Матоака. Родом она была из поухатанов (поватенов) и являлась дочерью Хелевы - одной из многочисленных жен вождя союза племен - Поухатана. Хотя у главы племенного союза было более 80 детей, Матоака была его любимицей, поэтому он часто шел на поводу ее прихотей. Возможно, поэтому британцы и назвали ее Покахонтас - "проказница", "баловница".
Считается, что Матоака появилась на свет в 1594-1595 гг. в индейском селении Веравокомоко (нынешний Викомико) вблизи реки Памаунки (ныне Йорк-ривер). О ее ранних годах ничего не известно.
В 1607 г. на землях поухатанов белые люди организовали поселение Джеймстаун. Так здесь появился Джон Смит. Будучи на 15 лет старше Покахонтас, он успел много где побывать. Смит был путешественником и авантюристом, поучаствовавшим в нескольких войнах. Для дочери вождя, особо нигде не бывавшей, человек вроде Джона был экзотикой, не удивительно, что она сразу же влюбилась в него.
Когда индейцы попытались убить Джона Смита и его людей, забредших в поисках провианта на земли краснокожих, девушка закрыла собою бледнолицего капитана и тем самым сохранила ему жизнь. Позже, благодаря ей, отношения с индейцами у колонистов наладились, что помогло им пережить свою первую зиму на новых землях.
Еще год Джон Смит пробыл в Джеймстауне, и все это время он поддерживал близкое знакомство с принцессой индейцев, ставшей настоящим благословением для колонистов. Насколько близким были их отношения - история умалчивает.
Осенью 1609 г. капитан Смит был тяжело ранен и отправлен домой в Англию, а Покахонтас сообщили, что он погиб. Некоторые историки полагают, что это была идея самого Смита, который таким образом хотел завершить затянувшийся роман с прекрасной дикаркой.
Некоторые обвиняют Джона Смита во вранье с целью привлечь к себе внимание, поскольку до приезда Матоаки в Великобританию в 1616 г. бравый капитан никогда не упоминал об этой романтической истории. Кроме того, в его мемуарах фигурировала аналогичная история о спасении героя дочерью турецкого султана.
С другой стороны, нельзя отрицать и тот факт, что с отъездом Смита отношения между индейцами и обитателями Джеймстауна ухудшились, а значит, он имел определенное влияние на их принцессу. Кроме того, только историей Смита можно объяснить, почему британцы позже похитили девушку и шантажировали ею вождя поухатанов, дабы прекратить войну с ними.
Продержав в плену Покахонтас несколько месяцев, колонисты осознали, что, выдав ее замуж за одного из поселенцев, можно добиться вечного мира с индейцами. Но для этого нужет был подходящий кандидат. Им стал Джон Рольф.
Биография Джона Рольфа
Родился этот мужчина в 1585 г. в Хечеме. В отличие от Смита, он не был искателем приключений и ратной славы. Рольф был скорее трезвомыслящим предпринимателем, прославившимся благодаря торговле табаком.
В тот период в Европе началась борьба за монополию на рынке табакоторговли. Поскольку британский климат был неблагоприятен для выращивания этого растения, возникла необходимость осваивать для этого новые земли в Америке. Среди занявшихся этим бизнесом был и молодой Джон Рольф.
Вместе с беременной супругой Сарой Хакер в 1609 г. он отправился в Джеймстаун, чтобы поселиться там и наладить поставку табака. Однако из-за непогоды Рольфы застряли на В этот период Сара родила дочь, но вскоре жена и дочь Джона умерли.
Однако вдовец не опустил руки. Найдя на Бермудах особый сорт табака, он скрестил его с тем, который выращивали в Джеймстауне. Новый сорт обрел невероятную популярность в Англии и Европе, благодаря чему и колония, и сам Джон стали процветать.
А меж тем в Джеймстауне по-прежнему было неспокойно из-за индейцев. Лишь пленение Матоаки позволило на время достигнуть мира. Ради благополучия колонии Джон согласился стать мужем индейской принцессы.
Любовный треугольник: Джон Смит, Покахонтас и Джон Рольф
Согласно легенде, Рольф влюбился в Матоаку с первого взгляда и, добившись взаимности, женился на ней. Однако в действительности этот брак был лишь деловым соглашением, на которое Джон не решался, пока невеста не примет христианство.
И Покахонтас особой страсти к жениху не испытывала. Не из-за Джона Смита. Если принцесса и была в него влюблена, то со временем это чувство ушло, и дочь вождя вышла замуж за соплеменника и прожила с ним несколько лет. Что стало с супругом, не известно, вероятно, он погиб еще до пленения Матоаки.
Для многих остается загадкой, почему же гордая принцесса согласилась выйти за Рольфа, если не любила его. Скорее всего, она видела в этом браке единственный шанс обрести свободу.
В апреле 1614 г. колонист и принцесса поженились. Отец невесты на церемонию не прибыл, но передал подарки через брата и сына.
Через год миссис Рольф родила сына - Томаса. Благодаря браку, между колонистами и индейцами на много лет воцарился мир, и Джеймстаун стал процветать. Однако огромные королевские налоги мешали развиваться городу. Чтобы уговорить короля уменьшить их, в 1616 г. Джон Рольф вместе с супругой и сыном отправился в Англию. Покахонтас в этой поездке играла роль экзотичной диковинки, которая должна была завоевать благосклонность монарха.
Рольф не прогадал - его супруга произвела настоящий фурор при дворе. Однако не меньше удивлена была она сама, когда узнала, что Джон Смит, которого она считала погибшим, жив.
Согласно легенде, Покахонтас оказалась меж двух огней: ей пришлось выбирать между двумя мужчинами, и она, повинуясь долгу, осталась с мужем.
Сам Смит утверждал, что при встрече Матоака просила называть ее дочерью, и очень хвалил ее. А очевидцы свидетельствовали наоборот, что миссис Рольф назвала Смита подлым обманщиком, выгнала его. Больше они не встречались, а через несколько месяцев Покахонтас заболела оспой и умерла.
После ее смерти Джон Рольф оставил двухлетнего Томаса на попечении у родственников, а сам вернулся в Америку. Через полтора года он вновь женился на колонистке Джейн Пирс. От этого брака родилась дочь Елизавета.
Со смертью Матоаки отношения с индейцами стали портиться. По одной из легенд, Рольф был убит поухатанами в 1622 г., в качестве мести за пленение и гибель Покахонтас.
Судьба Томаса Рольфа
После смерти матери мальчик также заболел оспой, поэтому был оставлен отцом в Англии. Ребенку удалось выжить, однако Джон не захотел забирать его к себе и оставил на попечении своего брата Генри. Больше с отцом мальчик не виделся.
Считается, что в Америку сын Покахонтас вернулся в 21 год, однако судьба его в следующие 6 лет неизвестна. Позже он женился на Джейн Пойтресс. У супругов была всего одна дочка Джейн.
Последнее письменное упоминание о сыне Джона Рольфа датируется 1658 г., считается, что он умер в 1680 г.
Киноистория персонажа
Легенду о благородной дочери вождя, полюбившей британца, неоднократно экранизировали. Впервые это произошло в 1953 г. Кинофильм назывался «Капитан Джон Смит и Покахонтас». В этой ленте сюжет строился вокруг пары Смит и принцесса, поэтому Рольф был второстепенным персонажем.
Через 2 года в киножурнале TV Reader"s Digest истории Матоаки был посвящен выпуск America"s First Great Lady. В ней Джон Рольф выступал как благородный человек, ставший помехой любви Смита и Покахонтас.
В 1998 г. студия Диснея выпустила мультфильм «Покахонтас 2: Путешествие в Новый Свет».
Традиционная история была изменена. Матоака прибывает в Англию, чтобы защитить свои земли от происков Рэтклиффа, убедившего короля, что у индейцев есть золото. Освоиться в новом мире ей помогает Рольф, в которого она искренно влюбляется, и в его компании возвращается в Америку, отвергнув ухаживания Джона Смита.
В 2005 г. был снят кинофильм «Новый Свет», в котором история любви дочери вождя рассказана была в традиционном виде.
Джон Рольф: биография, фильмография исполнителя этой роли Кристиана Бейла
Первые две экранизации истории о Покахонтас, снятые в 50-х годах, не обрели особой популярности. Зато лента «Новый Свет» стала лучшей в своем роде.
В ней роль влюбленного колониста сыграл Кристиан Бейл - уже довольно известный на то время актер. Джон Рольф получился у него очень искренним, и многие полагают, что Бейл сыграл лучше исполнившего Джона Смита.
Кристиан Бейл родился в 1974 году в Британии в семье пилота и артистки цирка. Они без конца переезжали из страны в страну. Уже в 9 лет юный Кристиан снялся в рекламе. Отечественным зрителям этот актер впервые стал известен благодаря кинокартине «Мио, мой Мио», в которой он сыграл Юм-Юма. В последующие годы Кристиан Бейл много снимался в костюмированных телевизионных проектах («Остров сокровищ», «Маленькие женщины», «Портрет леди» и т. п.). Настоящая известность пришла к нему с ролями в «Американском психопате» и «Эквилибриуме».
Позже Бейлу удалось закрепить успех благодаря роди Бэтмена в кинотрилогии Причем исполнение Кристиана признано одним из лучших за всю историю существования персонажа.
Кроме Бэтмена, за свою карьеру Бейл сумел создать на экране немало интересных образов: Джон Коннор, Моисей, Майкл Бьюрри и Джон Рольф. насчитывает более 40 проектов, и на этом он не планирует останавливаться. В 2017 г. с участием актера выйдет кинолента Hostiles об американском капитане, сопровождающем умирающего вождя шайеннов на пути к землям его предков.
Другие исполнители роли Джона Рольфа
Помимо Бейла, мужа Покахонтас играли и другие артисты. Первым исполнителем сей роли стал герой фантастических фильмов 50-х - Роберт Кларк. В "America"s First Great Lady" Джона Рольфа сыграл Джон Стивенсон. А в диснеевском мультфильме возлюбленного Покахонтас озвучил знаменитый плейбой Голливуда - Билли Зейн ("Титаник", "Снайпер").
Занимательные факты
Многие американцы и британцы с гордостью называют себя потомками Покахонтас. Однако большинство из них не правы. Дело в том, что в 30-е годы XVII в. в Англии жил тезка Томаса Рольфа. В 1632 г. он женился на британке Элизабет Вашингтон. У этой пары родилось 5 детей. Их многочисленные потомки мнят себя наследниками Покахонтас. Но, согласно документам, этот мужчина обитал в Англии в 1642 г., тогда как настоящий Томас Рольф в это время жил за тысячи километров от него в Виржинии, чему есть документальное подтверждение.
И Эдит Вильсон - жены двух президентов США - считаются прямыми потомками Покахонтас.
До «Нового Света» Кристиан Бейл участвовал в другом проекте, связанном с историей индейской принцессы. Он озвучил одного из моряков в мультфильме «Покахонтас».
К сожалению, реальная судьба Джона Рольфа и его супруги Покахонтас была далеко не так романтична, как это показано в диснеевском мультфильме или в "Новом Свете". Но не будь ее, тогда нечему было бы вдохновлять писателей и художников, создавших по ее мотивам прекрасные шедевры, которыми весь мир восхищается и по сей день.
Многим людям знакома история Покахонтас ― индианки, которая влюбилась в англичанина Джона Смита во время конфликта между европейскими поселенцами в Америке и индейцами. В 1995 году студия Диснея сняла красивый мультфильм, где были показаны романтические отношения между Джоном Смитом и Покахонтас. /сайт/
Всем известно, что в мультфильмах Диснея много художественных преувеличений. Но многие верили, что основные события из жизни Покахонтас показаны реалистично: любовь между ней и Джоном Смитом, её смелость, когда она спасла ему жизнь, и трагическая концовка, когда Джон Смит возвращается в Англию для лечения. Однако реальная жизнь Покахонтас выглядела совсем иначе.
Диснеевская студия сняла романтическую и искажённую историю жизни Покахонтас. Фото: fanpop.com
Считается, что Покахонтас родилась примерно в 1595 году в семье индейского вождя племени поухатанов. Её настоящее имя было Матоака, хотя в некоторых источниках встречается имя Амонут. «Покахонтас» ― это кличка, означающая «избалованный ребёнок» или «проказница». Племя Матоаки ― одно из 30 племён индейцев, говорящих на алконгинских языках. Они жили в Тайвотер, территория штата Вирджиния.
Матоака была ребёнком, когда в Новый свет прибыли англичане. Между колонизаторами и индейцами часто возникали конфликты. В 1607 году английский моряк и исследователь Джон Смит прибыл в Вирджинию на корабле с сотней других поселенцев. Однажды, когда он исследовал реку Чикахомини, его захватили индейцы. Его привезли в поселение племени поухатанов в Веровокомоко.
Дальнейшие события в разных источниках описаны по-разному. Сам Джон Смит писал, что его пригласили на большой праздник, во время которого он сидел рядом и беседовал с вождём поухатанов. В письме, написанном королеве Анне, Джон Смит рассказал, что Матоака бросилась к нему и закрыла его своим телом, когда индейцы хотели казнить его. Но Джон Смит был известен как человек, который любил приврать, чтобы добиться известности.
В диснеевском мультфильме Матоака/Покахонтас изображена как молодая девушка, спасшая Джона Смита. Но по его словам, ей тогда было чуть больше 10 лет. Поэтому маловероятно, что между ними возникли какие-то романтические чувства.
«Покахонтас спасает Джона Смита», картина работы Алонзо Чаппела, примерно 1865 год. Фото: Wikimedia
Матоака часто приходила в поселения колонизаторов в Джеймстауне и приносила им еду в трудные времена. 13 апреля 1613 года во время одного из таких визитов Самуэль Аргалл поймал Матоаку, чтобы обменять её на нескольких английских пленных, которых держал её отец. Она прожила год в Джеймстауне в качестве заложницы.
Во время её заключения табачный плантатор Джон Рольф проявил «особый интерес» к юной пленнице. Он добился её освобождения после того, как она согласилась выйти за него замуж. Матоаку крестили под именем Ребекка, и в 1614 году она вышла замуж за Джона Рольфа. Это первый известный брак между европейцем и представителем индейских племён.
«Крещение Покахонтас», картина работы Джона Гэдсби Чэпмана. Чэпман изобразил Пакохонтас в белом платье. Она принимает крещение от священника англиканской церкви Александра Вайтекера в Джеймстауне. Покахонтас окружают члены её семьи и английские поселенцы. Её брат Нантекуаус отвернулся во время церемонии. Сцена изображает распространённое в то время убеждение, что индейцы должны принять христианство и европейский образ жизни. Фото: Wikimedia
«Свадьба Матоаки и Джона Рольфа» из серии «Покахонтас: её жизнь и легенда» Вильяма М. С. Расмуссена. Это первый известный брак между английскими колонизаторами и индейцами. Фото: Wikimedia
Два года спустя Джон Рольф привёз Матоаку в Англию, чтобы использовать её в показательной кампании для получения финансирования колонии в Вирджинии. Её представляли как живой символ хороших отношений между англичанами и индейцами. Ребекку воспринимали как успешный пример перевоспитания «дикарки», а Рольф получил похвалы за то, что принёс христианство «безбожным племенам».
В Англии Матоака встретилась с Джоном Смитом. Она отказалась разговаривать с ним, отворачивалась от него и избегала. Её поведение явно не походило на беззаветную любовь, показанную в диснеевском мультфильме.
В 1617 году семейство Рольфа снарядило корабль, чтобы вернуться в Вирджинию. Но Матоака не смогла завершить путешествие домой. Она серьёзно заболела. Здесь существуют различные теории: воспаление лёгких, туберкулёз, оспа, по некоторым версиям её отравили. Ей пришлось сойти с корабля в английском городе Грейвзенде, где она скончалась 21 марта 1617 года. В то время ей был примерно 21 год. К несчастью, в жизни настоящей Покахонтас не было сказочного счастливого конца.
Статуя Покахонтас в Джеймстауне, Вирджиния, США. Фото: Wikimedia
О жизни реальной Покахонтас можно было бы снять более увлекательный фильм, чем у Диснея, но трагический.
Имя: Покахонтас (Матоака)
Страна: Индия
Деятельность: принцесса
Семейное положение: замужем
Покахонтас: история персонажа
Любимица отца и истинное дитя природы, Покахонтас с детства обладала даром дипломата. Благодаря юной принцессе на протяжении многих лет существовало хрупкое равновесие двух абсолютно разных миров. Дочь вождя учитывала интересы родного племени и интересовалась чужой культурой. Отдав руку и сердце англичанину, Покахонтас отсрочила гибель первозданной цивилизации от рук захватчиков.
История возникновения легенды
Одно из подробнейших письменных упоминаний о девушке по имени Покахонтас датируется 1616 годом. Письмо, посвященное собственному спасению и роли в этом маленькой индейской девочки, написал лично Джон Смит. Записка адресована аристократке, которая организовала прием по случаю прибытия столь экзотической персоны в Англию.
Нет сомнений, что Покахонтас – реально существовавшая личность, о чем свидетельствует множество упоминаний «правильно думающей дикарки». Но современные исследователи считают, что образ, созданный Смитом и другими англичанами, отличается от настоящей личности принцессы.
К примеру, спасение жизни колонизатора, так растиражированное в мире, могло быть вовсе не спасением. На территории Тсенакоммаках (так зовут Вирджинию индейцы) процветал обычай принимать в племя чужеземцев, изображая их смерть. Вероятно, Джон Смит стал участником незнакомого действа, которое истолковал неправильно.
Да и любовь индейской девушки к английскому плантатору лишается романтического флера после ознакомления с записками современников супружеской пары. Женитьба Рольфа на дочери вождя (да, и здесь роль Смита преувеличена) стала политическим и экономическим событием. О межрасовом союзе поговаривали:
«Он является одним из примеров дурного воспитания, варварских манер и влияния проклятого поколения, выгодного единственно для процветания плантации».
Биография
Маленькая Матоака родилась в 1595 году (в других источниках – в 1596 году) в семье индейского вождя племени поухатанов. Селение индейцев располагалось на территории современного штата Виргиния. Веселую девочку прозвали Покахонтас за любознательность и живость. Дочь вождя племени выделялась среди местных жителей, о чем свидетельствует запись из дневника неизвестного англичанина (предположительно, Джона Смита):
«Это была очаровательная молодая девушка, своим самообладанием, осанкой выделяющаяся среди всех индейцев, а духом, умом своим превосходившая всех вокруг».
Благодаря колонизаторам известна биография Покахонтас. В 1606 году корабль англичан высадился неподалеку от места проживания индейцев. Захватчики основали на земле поухатанов собственную колонию под названием Джеймстаун.
Руководитель колонии Джон Смит, видя бедственное положение англичан, которые умирали без еды и воды, отправился за помощью к индейцам. Неизвестно, что пошло не так, но племя поухатанов решило избавиться от чужеземца. От гибели Смита спасла индейская принцесса. Девочка заслонила собственным телом голову Джона. Воины племени не решились перечить любимице вождя и пощадили англичанина.
Нет доказательств, что Покахонтас и Джона Смита связывали любовные отношения. Юной красавице только исполнилось 12, а колонисту уже было 27. К тому же, по заметкам современников, Смит не отличался красотой и обаянием.
Начавшиеся столь нестандартно дружеские отношения примирили англичан и индейцев. Дочь вождя выступила в роли посланника и дипломата. Девочка часто наведывалась в Джеймстаун и учила английский.
Кадр из мультфильма "Покахонтас"
Перемирие закончилось внезапно. Джон Смит серьезно заболел и вынужден был покинуть колонию. Новые руководители Джеймстауна не смогли найти общий язык с соседствующим племенем. Чтобы заставить поухатанов сотрудничать, англичане похитили Покахонтас. Что было с девушкой в плену – неизвестно. Некоторые источники утверждают, что дочь вождя оберегали, как сокровище. Иные свидетельства подтверждают теорию, что над Покахонтас жестоко издевались.
Находясь в заточении в Джеймстауне, Покахонтас знакомится с плантатором Джоном Рольфом. Спустя непродолжительное время дочь вождя принимает христианство и выходит замуж за нового знакомого. Что подвигло Покахонтас на такой шаг, узнать невозможно. Любовь это была или политический расчет, но индейская принцесса обрела мужа и европейское имя – Ребекка Рольф.
В 1615 году Покахонтас стала матерью – в Джеймстауне на свет появился Томас Рольф. Вскоре на плантациях Джона потребовались новые работники, поэтому Рольф собрал жену с сыном и отправился в Англию.
Путешествие принесло Покахонтас массу новых впечатлений. На родине муже индейскую девушку воспринимали как диковинку. Красавица выделялась из толпы даже в традиционном английском платье. Необычную чету принимали в знатных домах Старого Света. Покахонтас даже представили королю Англии Якову I.
Незадолго до возвращения на родину миссис Рольф заболела. Существует несколько теорий, что за болезнь сразила умную и решительную девушку. По официальным данным, Покахонтас умерла от оспы. Но исследователи не исключают, что заболеванием могли быть пневмония или туберкулез. Не исключается вариант, что Ребекку Рольф отравили. Якобы девушка узнала о готовящемся истреблении племени и собиралась предупредить родной народ.
Джон Рольф записал последние слова умирающей супруги:
«Все должно когда-нибудь умереть, и дерево, и цветок, и я… Из моего тела прорастет колос. Не плачь, любимый. Утешайся тем, что наш с тобой ребенок будет жить!»
Покахонтас похоронили в английском городе Грейвсенд. Памятник, посвященный девушке-дипломату, охраняет покой дочери вождя и является местом паломничества туристов со всего света.
Экранизации
Одним из первых историю любви между Матоакой и английским колонистом рассказал режиссер Лью Ландерс в фильме «Капитан Джон Смит и Покахонтас». Дебют кинокартины состоялся в 1953 году. Большинство сцен сняты в Вирджинии. Роль дочери вождя индейцев досталась актрисе Джоди Лоуренс.
Кинолента совместного производства США и Канады, вышедшая в 1995 году под названием «Покахонтас: Легенда», повторяет сюжет предыдущего фильма. Выдуманная сказка любви имела необычайный успех. Муж Матоаки не упоминается в сценарии. Роль Покахонтас исполнила Сандрин Холт.
Параллельно с канадской кинокартиной свет увидел первый полнометражный мультфильм компании «Дисней», основанный на исторических событиях. Особенностью «Покахонтас» стала музыка – композитор Алан Менкен награжден двумя «Оскарами» за композиции, которые создал для мультика. Персонажи анимационного фильма выглядели реалистичными и покорили зрителей всех возрастов.
В 1998 году вышло продолжение мультфильма «Покахонтас 2: Путешествие в Новый Свет». Во второй части приключений принцесса отправилась в Англию, чтобы предотвратить войну. Голос Покахонтас в обеих картинах подарила Ирен Бедард.
Драма «Новый Свет» увидела свет в 2005 году. Фильм поднимает тему покорения первых индейцев и затрагивает историю любви Джона Смита и Покахонтас. Роль проницательной индейской девушки досталась актрисе К"Орианке Килчер, авантюриста-колонизатора сыграл .
- Значение имени героини – «белое перышко», а прозвище «Покахонтас» переводится как «проказница».
- Покахонтас умерла в 22 года.
- В числе потомков индейской принцессы есть две первые леди США – Нэнси Рейган и Эдит Вильсон.
- По неподтвержденным сведениям, до свадьбы с Джоном Рольфом Покахонтас состояла в браке с соплеменником Кокоумом, но бросила мужчину ради плантатора.