Экология как раздражитель для здоровья человека. Связь экологии человека и его здоровья
«Человек – высший продукт природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным»
(И.И. Павлов)
Влияние условий жизни на здоровье людей было замечено еще в глубокой древности. Но лишь в XX столетии человечество в полной мере осознало, что многие болезни непосредственно связаны с загрязнением атмосферы, плохим водоснабжением, недоброкачественными продуктами. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50% зависит от образа жизни, на 20% – от наследственных особенностей организма и на 10% – от развития здравоохранения.
Более 30 лет назад на заседании Генеральной Ассамблеи Международного союза охраны природы эколог из Сенегала Баба Диум сказал: «В конце концов, мы будем охранять только то, что понимаем, и будем понимать лишь то, чему мы научились».
Факты исторического развития современной цивилизации свидетельствует об обострении экологической ситуации не только в отдельных регионах Земли, но и на всей планете. Обеспечение жизни следующим поколениям зависит от эффективности формирования нового мышления и личной ответственности за окружающую среду.
Охраны среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков – эти проблемы приобрели в настоящее время особую актуальность. Но чтобы успешно охранять наши леса и водоемы, землю и воздух от оскудения, а животный мир – от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать ее законы и истинную ценность.
Однако одних только знаний недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умениями и закалять свою волю, чтобы стать активным участником борьбы за сохранение одной из основных ценностей человечества – природной среды.
Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков – неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире. Человек, безусловно, – абсолютная ценность общества, а его здоровье – гарантия гармонического развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто-нибудь из наших современников может это оспорить. Однако лишь одно признание актуальности данного тезиса – недостаточно, если за ним не следуют радикальные практические шаги к решению самой проблемы здоровья.
Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека в динамично меняющихся экологических условиях стала предметом пристального внимания в науке и практике, и так много профессий связаны с поиском и разработкой путей ее решения.
Врачи, физиологи, экологи, психологи, специалисты в области образования, физической культуры и спорта изучают причины, оказывающие воздействие на организм человека, исследуют механизмы влияния отдельных факторов и их совокупности на протекание различных физиологических процессов, рассматривают особенности динамики состояния «здоровья-болезни» индивида и возможности его регулирования. Ценность и значимость этих исследований несомненна. Прежде всего, их результаты – необходимая база для разработки ключевых подходов к сохранению и укреплению здоровья, которые станут основой для практической деятельности в этом направлении.
Изучение факторов, вызывающих негативное или позитивное влияние на организм человека, составляет, прежде всего, фундаментальную основу для разработки технологий сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает содержательный компонент при создании систем личной и коллективной безопасности жизни.
Все чаще и чаще ученые, авторы оздоровительных технологий обращают внимание на то, что в реальных условиях здоровье человека во многом зависит от его умения выбирать из множества общепризнанных и достаточно популярных способов и приемов оздоровления наиболее оптимальные для его организма в зависимости от реальной ситуации. В таких ситуациях правильный выбор не редко не только обеспечивает поддержание нормального состояния здоровья, а часто и жизни человека. Для этого, естественно, человеку необходим определенный уровень информированности в области оздоровительных и здоровьеразвивающих технологий.
Знания о здоровье и окружающей среде, способах и средствах их оптимизации важны не только в профессиональной деятельности, но и лично для каждого человека.
Sit mens sana in corpore sano! (Да будет в здоровом теле здоровый дух!)
Практика на базе СОШ №77
«…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»
Академик Н. М. Амосов
Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье – условие активности, успешности и долголетия человека. Недаром великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю – здоровье». Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а если сказать в целом – экологического качества окружающей среды.
Эстетическое, экологическое качество окружающей человека природной и социальной среды оказывает и непосредственное, и опосредованное влияние на его здоровье. Прежде всего, на чувственно-эмоциональное состояние – эмоции, самочувствие, настроение, активность, что во многом определяет душевное и психологическое здоровье человека.
Отечественный писатель и поэт Владимир Солоухин писал в своей повести «Приговор»: «…я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете чувствовать лучше и проживете дольше. Если же вы из своего окна каждое утро будете видеть мусорную яму, грязный двор, унылые серые здания, чахлые погибающие деревья, покрытые слоем жирной и черной копоти, – это и будут ваши отрицательные эмоции, тем более что они не эпизодичны, а постоянны и как-то даже не заметны, но, тем не менее, разрушительны, по крайней мере, угнетающе, а это одно и то же».
Человек объективно включен в мир природы и в мир культуры. Его физическое и психическое здоровье в значительной степени определяется естественным окружением, звуками, красками, формой природных явлений. При этом эстетическое наслаждение не противопоставляется основным физическим и физиологическим потребностям, а в эстетическом духовном переживании человека есть элементы утилитарного (чисто практического) интереса, хотя бы с точки зрения удовлетворения человеком потребности в сохранении собственного здоровья.
Таким образом, эстетическая роль чувственного восприятия красоты природы в определенном отношении совпадает с утилитарной оценкой предметов и явлений, нужных для здоровой психической и физиологической жизни, а значит и полноценного развития человека. Преобразуя мир вокруг себя, украшая природными элементами «мир технический», (натурализованный стиль современного дизайна) и создавая гармонию в среде своего обитания – жилище, рабочее место, район проживания, досуга и т.п. – человек занимается экологически целесообразной деятельностью. Он создает и развивает здоровьесберегающее пространство, стремится найти здоровьетворящую гармонию в сочетании различных элементов природной и артеприродной (искусственно созданной) среды. При этом реализуется одна из основных идей здорового образа жизни – здоровье зависит от качества ближайшего окружения (так называемой интимной среды – жилище, место учебы, работы, постоянного отдыха и т.п.), которое качественно изменяется в деятельности.
Сейчас в мире очень ценят специалистов по сохранению и развитию здоровья. Они не врачи, которые занимаются лечением людей с выраженными, или скрытыми, патологическими изменениями. Их задача – помочь здоровому человеку оставаться таковым на протяжении всей жизни, а выздоравливающему быстрее окрепнуть и вернуться к активной жизни. Для того что бы быть здоровым, активным, сильным, ловким, выносливым, эмоционально устойчивым - нужны прежде всего собственные усилия.
Использованная литература:
- Жиренко О. Е., Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников – М., 2005. С. 3-24
- Мансурова С. Е., Шклярова О. А. Здоровье человека и окружающая среда - Санкт-Петербург, 2006. С. 3-6
- Энциклопедия для детей Экология Аванта+ - М., 2005. С. 261
- Информационно-методический журнал Педагогический Вестник Кубани 4(38) – Краснодар, 2006. С. 14
Здоровье связано с общественными отношениями и «параметрами» внешней среды. Окружающая среда включает в себя ряд сред: природную и социальную, бытовую и производственную, космическую и земную. Человек как живой организм осуществляет обмен веществ, энергии и информации с окружающей средой.
Видовая принадлежность человека закреплена в наследственности и связана с биологической эволюцией. Но человек как существо социальное стал не только приспосабливаться к окружающей среде, но и приспосабливать ее к себе, стал производить необходимые средства для жизни. Человечество в результате производственной практики превратилось в мощную преобразующую силу, которая проявляется значительно быстрее, чем ход естественной эволюции биосферы, и способна сотворить «вторую природу» - техносферу.
Человечество как элемент экосистемы связано со всеми земными формами жизни: с воздухом, водами, почвой. Производство, вооруженное наукой и оснащенное современной техникой, часто нарушает нормальное функционирование природных систем, совокупность которых - наша среда обитания.
Жизнедеятельность организма человека протекает в определенных границах, установленных природой. Нормальная температура тела и благоприятная для человека температура внешней среды; нормальное давление в кровеносных сосудах и атмосферное давление вокруг; нормальное количество жидкости в организме и нормальная влажность воздуха и т.д.
Хозяйственное вторжение человека в биосферу по ряду параметров резко нарушило оптимум устоявшейся природной гармонии.
Некоторые синтетические, искусственные материалы и промышленные отходы чужды физико-химической структуре живых организмов, а иногда просто ядовиты. Эти вещества вследствие циркуляции воды и воздуха распространяются и проникают в стратосферу и океанские глубины, вызывая промышленные загрязнения воды, воздуха, почвы.
Нарушение экологического равновесия - «экологические ножницы» - опасно срывом механизмов адаптации. Возникла своеобразная биосоциальная аритмия - рассогласованность природных и социальных ритмов жизни человека.
Сложно сохранять здоровье, когда на человека вместе с благами цивилизации наваливаются ее издержки - скорости, перегрузки, разного рода загрязнения среды, сверхобилие информации, все больший отрыв от природы.
Понятие «загрязнение внешней среды» включает три составляющие:
- 1) что загрязняется: атмосфера, гидросфера, почва;
- 2) что загрязняет: промышленность, транспорт, шум и т.д.;
- 3) чем загрязняется: тяжелыми металлами, пылью, пестицидами и т.п.
Они позволяют определить качество среды, в которой живет человек. Внешняя среда считается нездоровой, если она вызывает нарушения здоровья, если к ней трудно приспособиться. Есть и экстремальная среда, в которой жизнь человека просто невозможна без предварительного ее «переоборудования» для жизни, например Арктика и Антарктида.
Анализ состояния окружающей природной среды показывает, что на планете из 135 млн км2 осталось 54 млн км2 территории с ненарушенными экосистемами (без участков, покрытых ледниками, обнаженными скалами и землями). В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах - в Европе, Северной Америке и Японии. Развивающиеся страны с высокой плотностью населения и высоким уровнем рождаемости также внесли существенный вклад в разрушение экосистемы и дестабилизацию окружающей среды.
На суше образовалось три центра дестабилизации, в каждом из которых сформировалось единое пространство с практически полностью разрушенными экосистемами площадью в несколько миллионов квадратных километров. Североамериканский центр дестабилизации включает США, частично Канаду и Мексику (более 6 млн км2). Европейский центр дестабилизации окружающей среды включает Западную, Центральную и Восточную Европу (включая Прибалтику и основную часть Европейской территории Российской Федерации) без Скандинавии (около 7 млн км2). Азиатский центр дестабилизации включает страны субконтинента Индостан, Цейлон, Малайзию, Бирму, Индонезию (без о. Суматра), Китай с Тайванем (за исключением Тибета и пустынь Такла-Макан и Гоби), Японию, Корейский полуостров, Филиппины (более 7 млн км2).
В одном из последних американских исследований этой проблемы констатируется:
«Свалки всего мира буквально переполнены. В США почти четверть муниципалитетов страны скоро полностью исчерпают свои физические возможности дальнейшего расширения этих свалок. Даже океан, который ещё недавно считался бездонным поглотителем мусора, начинает выбрасывать его обратно»
Масштабы, структура и тенденции роста свалок ТБО в отдельных странах различны. Кроме того, сопоставление этих показателей наталкивается на значительные трудности, так как до сих пор нет ни надёжной статистики, ни единой методики оценки имеющихся данных.
Иными словами, проблема мусорных свалок становится сегодня одной из самых актуальных в мире. Её решение настоятельно требует мобилизации усилий науки, делового мира и общественности каждой страны на оперативное решение задач рационализации использования ресурсов планеты и защиты её экологии.
Многие болезни возникают от загрязнения атмосферы, плохой питьевой воды, потребления химически обработанных продуктов питания. Здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% от воздействия окружающей среды и развития технологий, на 20% сказывается плохая наследственность и только на 10% оно зависит от уровня здравоохранения.
В наше время громадное количество загрязняющих веществ попадает в окружающую среду из промышленных источников, будь то трубы заводов, сливаемые в реки отходы производства или огромные мусорные свалки. Промышленные ядовитые выбросы, попадают в атмосферу и с дождями и пылью возвращаются на поверхность земли, постепенно накапливаясь в почве. Огромное количество опасных для здоровья веществ: мышьяк, свинец, ртуть, кадмий, цинк, хром, никель, медь, кобальт с грунтовыми водами попадают в источники питьевого водоснабжения. Вместе с водой эти элементы попадают в наш организм, медленно отравляя его и провоцируя тяжёлые заболевания, такие как рак, астма, различные виды аллергий.
Федеральное агентство по образованию
Российский государственный торгово-экономический университет
Уфимский институт (филиал)
Факультет Экономики и менеджмента
Специальность Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания
Кафедра Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания
киселев
илья владимирович
ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Введение___________________________________________________________3
1.
Влияние атмосферы на организм
человека_____________________________5
2. Влияние
водных ресурсов на жизнедеятельность
человека________________7
3. Почва и человек
__________________________________________________10
4. Человек
и радиация_______________________________________________12
5. Влияние звуков на организм
человека________________________________16
6. Погода
и самочувствие
человека____________________________________18
Заключение________________________________________________________19
Список
использованной
литературы___________________________________20
Введение
Новое время человечество, с точки зрения отношений с природной средой, начало практически под тем же знаком, и всю свою историю – существование человеческой цивилизации по-прежнему остается крупнейшей экологической проблемой современности. За прошедшие тысячелетия цивилизация и технологии сделали заметный скачок в своём развитии. Но одно в жизни человека осталось неизменным: все, что цивилизация способна собрать в своих амбарах, складировать за высокими заборами специальных баз, распихать по полкам домашних шкафов и холодильников – все это взято из окружающей среды. И весь ритм жизни человечества, как в прошедшие эпохи, так и сегодня, определялся одним – возможностью доступа к тем или иным природным ресурсам. За годы такого сосуществования с природой запасы природных ресурсов заметно сократились. Природы, как и денег, много не бывает. Неизвестно, что на этот счет думают все жители планеты, но их влияние на природу ощущается практически везде. Охрана почв от человека является одной из важнейших задач человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека. По оценкам исследователей, в биосферу поступает ежегодно около 20-30 млрд. т. твердых отходов, из них 50-60 % органических соединений, а в виде кислотных агентов газового или аэрозольного характера – около 1 млрд. т. И всё это меньше чем на 6 млрд. человек!
Существуют природные ресурсы, необходимые человечеству, как воздух. Но нет, пожалуй, такого ресурса, кроме самого воздуха, отсутствие которого становилось бы нерешимой проблемой для человека уже менее чем через минуту.
Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п., которые в совокупности ежегодно выбрасывают «на ветер» более миллиарда твердых и газообразных частиц.
Третий, не менее важный, чем небо над головой и земля под ногами, фактор существования цивилизации – водные ресурсы планеты.
На свои нужды
человечество использует главным образом
пресные воды. Их объём составляет чуть
больше 2% гидросферы, причём распределение
водных ресурсов по земному шару крайне
неравномерно. В Европе и Азии, где
проживает 70% населения мира, сосредоточено
лишь 39% речных вод. Общее же потребление
речных вод возрастает из года в год во
всех районах мира.
Известно, например,
что с начала нынешнего века потребление
пресных вод возросло в 6 раз, а в ближайшие
несколько десятилетий возрастёт еще
по меньшей мере в 1,5 раза.
Недостаток воды усугубляется ухудшением её качества. Используемые в промышленности, сельском хозяйстве и в быту воды поступают обратно в водоёмы в виде плохо очищенных или вообще неочищенных стоков.
Изменяя свой мир, человек, желает он того или нет, существенно вмешивается в жизнь своих соседей по планете. По данным Международного союза охраны природы, с 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Кроме того, уменьшаются в количестве и исчезают редкие насекомые, что связано как с реакцией на применение различного рода пестицидов, так и с уничтожением их коренных мест обитания.
Влияние атмосферы на организм человека
Наша планета окружена воздушной оболочкой – атмосферой, которая распространяется над Землей на 1500-2000 км вверх, что составляет около 1/3 радиуса Земли. Однако эта граница условна, следы атмосферного воздуха обнаружены и на высоте 20000 км.
Наличие атмосферы является одним из необходимых условий существования жизни на Земле. Атмосфера регулирует климат Земли, суточные колебания температуры на планете (без нее они бы достигли 200 о С). В настоящее время средняя температура поверхности Земли равна 14 о С. Атмосфера пропускает тепловое излучение Солнца и сохраняет тепло, там образуются облака, дождь, снег, ветер. Она также играет роль переносчика влаги на Земле, является средой распространения звука (без воздуха на земле царила бы немая тишина). Атмосфера служит источником кислородного дыхания, воспринимает газообразные продукты обмена веществ, оказывает влияние на теплообмен и другие функции живых организмов. Основное значение для жизнедеятельности организма имеют кислород и азот, содержание которых в воздухе составляет соответственно 21% и 78%.
Кислород необходим для дыхания большинства живых существ (исключение составляет лишь небольшое количество анаэробных микроорганизмов). Азот входит а состав белков и азотистых соединений, с ним связано происхождение жизни на земле. Углекислый газ является источником углерода органических веществ – второго важнейшего компонента этих соединений.
К настоящему времени накопилось много научных данных о том, что загрязненность атмосферы, особенно в крупных городах, достигла опасных для здоровья людей размеров. Известно немало случаев заболеваний и даже смерти жителей городов индустриальных центров в результате выбросов токсичных веществ промышленными предприятиями и транспортом при определенных метеорологических условиях. Двуокись кремния и свободный кремний, содержащиеся в летучей золе, являются причиной тяжелого заболевания легких.Особенно губительно действует на человека загрязнение атмосферы в тех случаях, когда метеорологические условия способствуют застою воздуха над городом.Содержащиеся в атмосфере вредные вещества воздействуют на человеческий организм при контакте с поверхностью кожи или слизистой оболочкой. Наряду с органами дыхания загрязнители поражают органы зрения и обоняния, а воздействуя на слизистую оболочку гортани, могут вызвать спазмы голосовых связок.
Кроме того, вместе с выбросами в атмосферный воздух, народное хозяйство теряет много ценных продуктов. Некоторые выбрасываемые вещества разрушают металлические конструкции, бетон, естественные строительные каменные материалы, и т.д., нанося тем самым вред промышленным объектам и архитектурным памятникам.
2. Влияние водных ресурсов на жизнедеятельность человека
Воды, находящиеся на поверхности планеты (материковые и океанические), образуют геологическую оболочку, называемую гидросферой. Гидросфера находится в тесной связи с другими сферами Земли: литосферой, атмосферой и биосферой. Водные пространства – акватории – занимают значительно большую часть поверхности земного шара по сравнению с сушей. По современным данным, акватория Мирового океана составляет 70,8%, однако 95% ее сосредоточено в морях и океанах, 4% – во льдах Арктики и Антарктики, 1% составляет пресная вода рек и озер. Кроме того, большие запасы воды имеются в толще земли – это так называемые подземные воды.
Вода постоянно находится в движении, перемещаясь с течениями рек и морей, а также испаряясь с поверхности водоемов и выпадая затем в виде атмосферных осадков. Она аккумулирует тепло, влияет на распределение солнечной энергии на земле и образование различных по климатическим особенностям районов. Вода водоемов способна самоочищаться и обеззараживаться. Это сложный физико-химический процесс.
Качество
воды определяется также по наличию в
ней химических включений, которые раньше
всего обнаруживают наши органы чувств:
обоняние, зрение. Так, микрочастицы меди
придают воде некоторую мутность, железа
– красноту. Присутствие в воде железа
не угрожает нашему здоровью. Однако
повышенное содержание солей железа в
воде придает ей неприятный болотистый
вкус. Если в такой воде постирать белье,
на нем останутся ржавые пятна. Подобные
же пятна появляются на посуде, раковинах
и ваннах.Иногда в питьевой воде встречается
много солей соляной и серной кислот
(хлориды
и сульфаты). Они придают воде соленый и
горько-соленый привкус.
Употребление
такой воды приводит к нарушению
деятельности желудочно- кишечного
тракта.
А с содержанием солей кальция и магния тесно связано другое свойство воды – ее жесткость. Сильно насыщенная солями вода причиняет массу неудобств: в ней труднее развариваются овощи и мясо, при стирке увеличивается расход мыла, накипь портит чайники и котлы, засоряет водопроводные трубы. Исследования ученых доказали, что существует определенная связь между употреблением жесткой воды и распространенностью некоторых болезней.
Вода также отвечает за зубы человека. От того сколько фтора содержится в воде зависит частота заболеваемости кариесом. Считается, что фторирование воды эффективно для профилактики кариеса, особенно у детей.
Об опасности для здоровья содержания в воде свинца гигиенисты впервые заговорили в связи с массовыми интоксикациями, которые возникли при использовании на водопроводах свинцовых труб. Однако повышенные концентрации свинца могут встречаться в подземных водах. Вода считается безвредной в том случае, если содержание в ней свинца не более 0,03 мг/л.
Также не предусматривается содержание в воде нитратов. Согласно современным научным данным, нитраты в кишечнике человека под влиянием обитающих там бактерий восстанавливаются в нитриты. Всасывание нитратов ведет к образованию метгемоглобина и к частичной потере активности гемоглобина в переносе кислорода
Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода, отвечающая санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям, является одним из непременных условий сохранения здоровья людей. Но чтобы она приносила пользу, ее необходимо очистить от всяких вредных примесей и доставить чистой человеку.
За последние годы взгляд на воду изменился. О ней все чаще стали говорить не только врачи-гигиенисты, но и биологи, инженеры, строители, экономисты, политические деятели. Да и понятно – бурное развитие общественного производства и градостроительства, рост материального благосостояния, культурного уровня населения постоянно увеличивают потребность в воде, заставляют более рационально ее использовать.
3. Почва и человек
Почва – основной компонент любых наземных экосистем, в ней протекают разнообразные физические, химические и биологические процессы, ее населяет множество живых организмов. На содержание в ней минеральных и органических веществ, а также микроорганизмов влияют климатические условия того или иного района, наличие промышленных и сельскохозяйственных объектов, время года и количество выпадающих осадков. Физико-химический состав и санитарное состояние почвы могут оказать влияние на условия проживания и здоровье населения.
Загрязнение
почвы, так же как и атмосферного воздуха,
связано с производственной деятельностью
человека. Источниками загрязнения почвы
служат сельскохозяйственные и промышленные
предприятия, а также жилые здания. При
этом от промышленных и сельскохозяйственных
объектов в почву поступают химические
(в том числе и весьма вредные для здоровья:
свинец, ртуть, мышьяк и их соединения),
а также органические соединения.
Химические вещества, попадающие в почву
от промышленных и сельскохозяйственных
объектов, в отличие от органических, не
подвергаются разложению. Они накапливаются
в ней и могут влиять на процесс
самоочищения.
Из почвы вредные вещества
(неорганического и органического
происхождения) и болезнетворные бактерии
могут поступать с дождевыми водами в
поверхностные водоемы и водоносные
горизонты, загрязняя воду, используемую
для питья.
Некоторые
из химических соединений, в том числе
и канцерогенные углеводы, могут
поглощаться из почвы растениями, а затем
через молоко и мясо попадать в организм
человека, вызывая изменения в состоянии
здоровья. С бытовыми отходами и нечистотами
в почву попадают болезнетворные бактерии,
которые длительное время сохраняют
свою жизнеспособность. Так, возбудитель
дизентерии сохраняет активность более
месяца, брюшного тифа – до 1 года, а вирус
полиомиелита в сточной воде и почве не
гибнет 2-3 месяца. В почве длительное
время сохраняют жизнеспособность также
яйца гельминтов (бычьего цепня – 8
месяцев, власоглава – до 1 года, аскарид
– до
10-13 лет). Через почву передаются
такие заболевания, как сибирская язва,
сап, бруцеллез, столбняк и даже газовая
гангрена. Заражение людей кишечными
инфекциями (дизентерия, брюшной тиф) и
яйцами гельминтов могут происходить
как при прямом контакте с отбросами и
отходами, так и при употреблении немытых
овощей.
4. Человек и радиация
Радиация по самой своей природе вредна для жизни. Малые дозы облучения могут “запустить” не до конца еще установленную цепь событий, приводящую к раку или к генетическим повреждениям. При больших дозах радиация может разрушать клетки, повреждать ткани органов и явиться причиной скорой гибели организма.Повреждения, вызываемые большими дозами облучения, обыкновенно проявляются в течение нескольких часов или дней. Раковые заболевания, однако, проявляются спустя много лет после облучения – как правило, не ранее чем через одно-два десятилетия. А врожденные пороки развития и другие наследственные болезни, вызываемые повреждением генетического аппарата, проявляются лишь в следующем или последующих поколениях: это дети, внуки и более отдаленные потомки индивидуума, подвергшегося облучению.
В то время как идентификация быстро проявляющихся (“острых”) последствий от действия больших доз облучения не составляет труда, обнаружить отдаленные последствия от малых доз облучения почти всегда оказывается очень трудно. Частично это объясняется тем, что для их проявления должно пройти очень много времени. Но даже и обнаружив какие-то эффекты, требуется еще доказать, что они объясняются действием радиации, поскольку и рак, и повреждения генетического аппарата могут быть вызваны не только радиацией, но и множеством других причин.
Чтобы вызвать острое поражение организма, дозы облучения должны превышать определенный уровень, но нет никаких оснований считать, что это правило действует в случае таких последствий, как рак или повреждение генетического аппарата. По крайней мере, теоретически для этого достаточно самой малой дозы. Однако в то же самое время никакая доза облучения не приводит к этим последствиям во всех случаях. Даже при относительно больших дозах облучения далеко не все люди обречены на эти болезни: действующие в организме человека репарационные механизмы обычно ликвидируют все повреждения. Точно так же любой человек, подвергшийся действию радиации, совсем не обязательно должен заболеть раком или стать носителем наследственных болезней; однако вероятность, или риск, наступления таких последствий у него больше, чем у человека, который не был облучен. И риск этот тем больше, чем больше доза облучения.
Острое поражение организма человека происходит при больших дозах облучения. Радиация оказывает подобное действие, лишь начиная с некоторой минимальной, или “пороговой”, дозы облучения.
Большое количество сведений было получено при анализе результатов применения лучевой терапии для лечения рака. Многолетний опыт позволил медикам получить обширную информацию о реакции тканей человека на облучение. Эта реакция для разных органов и тканей оказалась неодинаковой, причем различия очень велики.
Разумеется, если доза облучения достаточно велика, облученный человек погибнет. Во всяком случае, очень большие дозы облучения порядка 100 Гр вызывают настолько серьезное поражение центральной нервной системы, что смерть, как правило, наступает в течение нескольких часов или дней. При дозах облучения от 10 до 50 Гр при облучении всего тела поражение ЦНС может оказаться не настолько серьезным, чтобы привести к летальному исходу, однако облученный человек, скорее всего все равно умрет через одну-две недели от кровоизлияний в желудочно-кишечном тракте. При еще меньших дозах может не произойти серьезных повреждений желудочно-кишечного тракта или организм с ними справится, и тем не менее смерть может наступить через один- два месяца с момента облучения главным образом из-за разрушения клеток красного костного мозга-главного компонента кроветворной системы организма: от дозы в 3-5 Гр при облучении всего тела умирает примерно половина всех облученных.
Таким образом, в этом диапазоне доз облучения большие дозы отличаются от меньших лишь тем, что смерть в первом случае наступает раньше, а во втором – позже. Разумеется, чаще всего человек умирает в результате одновременного действия всех указанных последствии облучения.
Дети
также крайне чувствительны к действию
радиации. Относительно небольшие дозы
при облучении хрящевой ткани могут
замедлить или вовсе остановить у них
рост костей, что приводит к аномалиям
развития скелета.
Чем меньше возраст
ребенка, тем сильнее подавляется рост
костей. Суммарной дозы порядка 10 Гр,
полученной в течение нескольких недель
при ежедневном облучении, бывает
достаточно, чтобы вызвать некоторые
аномалии развития скелета. По-видимому,
для такого действия радиации не существует
никакого порогового эффекта. Оказалось
также, что облучение мозга ребенка при
лучевой терапии может вызвать изменения
в его характере, привести к потере
памяти, а у очень маленьких детей даже
к слабоумию и идиотизму. Кости и мозг
взрослого человека способны выдерживать
гораздо большие дозы.
Крайне чувствителен к действию радиации и мозг плода, особенно если мать подвергается облучению между восьмой и пятнадцатой неделями беременности. В этот период у плода формируется кора головного мозга, и существует большой риск того, что в результате облучения матери (например, рентгеновскими лучами) родится умственно отсталый ребенок. Именно таким образом пострадали примерно 30 детей, облученных в период внутриутробного развития во время атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, а после аварии в Чернобыле многие беременные женщины ложились под нож хирургов.
Еще одним
тяжелым последствием облучения является
рак. Рак - наиболее серьезное из всех
последствий облучения человека при
малых дозах, по крайней мере, непосредственно
для тех людей, которые подверглись
облучению.
В самом деле, обширные
обследования, охватившие около 100000
человек, переживших атомные бомбардировки
Хиросимы и Нагасаки в 1945 году, показали,
что пока рак является единственной
причиной повышенной смертности в этой
группе населения.
Существуют также генетические последствия облучения. Их изучение связано с еще большими трудностями, чем в случае рака. Во-первых, очень мало известно о том, какие повреждения возникают в генетическом аппарате человека при облучении; во-вторых, полное выявление всех наследственных дефектов происходит лишь на протяжении многих поколений; и, в-третьих, как и в случае рака, эти дефекты невозможно отличить от тех, которые возникли совсем по другим причинам.
Около 10% всех живых новорожденных имеют те или иные генетические дефекты, начиная от необременительных физических недостатков типа дальтонизма и кончая такими тяжелыми состояниями, как синдром Дауна и различные пороки развития. Многие из эмбрионов и плодов с тяжелыми наследственными нарушениями не доживают до рождения; согласно имеющимся данным, около половины всех случаев спонтанного аборта связаны с аномалиями в генетическом материале. Но даже если дети с наследственными дефектами рождаются живыми, вероятность для них дожить до своего первого дня рождения в пять раз меньше, чем для нормальных детей.
Радиация –
отнюдь не новое явление; новизна состоит
лишь в том, как люди пытались ее
использовать. И радиоактивность, и
сопутствующие ей ионизирующие излучения
существовали на земле задолго до
зарождения на ней жизни и присутствовали
в космосе до возникновения самой Земли.
Ионизирующие излучение сопровождало
и Большой взрыв, с которого, как мы сейчас
полагаем, началось существование нашей
вселенной. С того времени радиация
постоянно наполняет космическое
пространство. Радиоактивные материалы
вошли в состав
Земли с самого ее
рождения. Даже человек слегка радиоактивен,
так как во всякой живой ткани присутствуют
в следовых количествах радиоактивные
вещества. Но радиация, как и многое,
хороша в меру.
5. Влияние звуков на организм человека
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.
Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.
Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Очень высок уровень промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.
В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека из-за шума становятся заметными лишь с течением времени.В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.
6. Погода и самочувствие человека
Несколько десятков лет назад практически никому и в голову не приходило связывать свою работоспособность, свое эмоциональное состояние и самочувствие с активностью Солнца, с фазами Луны, с магнитными бурями и другими космическими явлениями.
Климат оказывает серьезное воздействие на самочувствие человека, воздействуя на него через погодные факторы. Погодные условия включают в себя комплекс физических условий: атмосферное давление, влажность, движение воздуха, концентрацию кислорода, степень возмущенности магнитного поля Земли, уровень загрязнения атмосферы.
При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертных случаев.
Большинство физических факторов внешней среды, во взаимодействии с которыми эволюционировал человеческий организм, имеют электромагнитную природу.
Хорошо известно, что возле быстро текущей воды воздух освежает и бодрит. В нем много отрицательных ионов. По этой же причине нам представляется чистым и освежающим воздух после грозы.
Наоборот, воздух в тесных помещениях с обилием разного рода электромагнитных приборов насыщен положительными ионами. Даже сравнительно непродолжительное нахождение в таком помещении приводит к заторможенности, сонливости, головокружениям и головным болям. Аналогичная картина наблюдается в ветреную погоду, в пыльные и влажные дни. Специалисты в области экологической медицины считают, что отрицательные ионы положительно влияют на здоровье, а положительные - негативно.
Заключение
Проблема экологии – одна из самых актуальных в наше время, и хочется верить, что наши потомки не будут так подвержены негативным факторам окружающей среды, как в настоящее время. Однако человечество до сих пор не осознает важности и глобальности той проблемы, которая стоит перед ним относительно защиты экологии. Во всем мире люди стремятся к максимальному уменьшению загрязнения окружающей среды, также и в Российской Федерации принят, к примеру, уголовный кодекс, одна из глав которого посвящена установлению наказания за экологические преступления. Но, конечно, не все пути к преодолению данной проблемы решены и нам стоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать.
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь всем понятно, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение взаимоотношений человека с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
Список использованной литературы
Белик Э.В., Водолазская Т.И. Природопользование – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2004. - 896 с.
Денисова В.В. Экология: Учебное пособие - 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МаРТ», 2004. - 672с.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие для студентов, - 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. -560 с.
6. Петров К.М. Общая экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов - 3-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Химия, 2002. -356 с.
7. Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России» – М.: Издательство Финансы и статистика, 2003.- 345 с.
С помощью современных методов экологической эпидемиологии удалось доказать прямую связь между здоровьем детей и различными факторами экологии. Особенно выраженной является гиперчувствительность детей к воздействию окружающей среды в критические периоды роста. Наиболее высокой является данная чувствительность у эмбрионов, а также новорожденных и малышей раннего возраста.
Большинство из нас всегда стремится к природе – в горы, в лес, к берегу моря, озера или реки. Здесь и взрослые, и дети чувствуют прилив сил. Оказывается, окружающий ландшафт способен оказывать на эмоциональное состояние ребенка различное влияние.
Пребывание на свежем воздухе и созерцание красот природы успокаивает нервную систему и стимулирует жизненный тонус. Не зря экологи твердят, что, пребывая в городе, человек не должен быть оторван от природы – он должен в ней растворяться. Именно по этой причине общая площадь зеленых насаждений должна занимать не менее половины территории города.
Не менее серьезное влияние на самочувствие детей и взрослых оказывают погодные условия. Всем хорошо известно, что воздух около текущей воды бодрит и освежает. Объясняется это тем, что в нем содержится большое количество отрицательных ионов, положительно влияющих на здоровье. Именно по этой причине свежим и чистым для нас представляется воздух после грозы.
Как плохая экология влияет на здоровье
На организм ребенка, его физическое и умственное развитие оказывают большое влияние множественные факторы окружающей среды. Эти факторы, напрямую воздействуя на многие физиологические функции, оказывают влияние на дыхание, обмен веществ, кровообращение, процесс пищеварения и множество других. Качественные и количественные изменения в обмене веществ, спровоцированные изменениями в экологии, могут вызывать и нарушения в росте и строении организма.
Плохое экологическое состояние ухудшает здоровье детей, вызывая отравление токсинами и тяжелыми металлами. В первую очередь экологически неблагоприятная обстановка сказывается на состоянии мочеполовой системы. Так, если 20 лет назад среди 1000 детей болезни почек обнаруживались лишь у 30, в наши дни данная цифра равна примерно 200.
Специалисты уверены, что основное влияние на изменение данных показателей оказывает загрязнение биосферы. Особенно ярко это выражено в областях с цементной и металлургической промышленностью, в которых наблюдается очень высокая концентрация солей тяжелых металлов.
Кроме того, плохое экологическое состояние провоцирует развитие гиперактивности у маленьких детей. А объясняется это попаданием алюминия и свинца в растущий организм. В физическом понимании гиперактивность не грозит здоровью, но может послужить причиной психологического расстройства, ведь в данном ключе чаще своих сверстников страдают именно гиперактивные дети.
Воздух
Загрязненный воздух сегодня остается одной из главных проблем любого крупного города. Так, учеными доказано, что проживание поблизости оживленных автострад в несколько раз повышает вероятность развития бронхиальной астмы у детей. Сажа, пыль и другие мелкие частички, содержащиеся в загрязненном воздухе, способны вызывать спазм бронхов и сильный кашель. Кроме того, они раздражают слизистую оболочку носа и могут спровоцировать появление аллергического насморка.
Наиболее тесно с внешней средой связана дыхательная система, поэтому состояние атмосферы не может не сказываться на ее здоровье. Имея огромную поверхность, легкие человека являются органом, который поглощает любые содержащиеся в воздухе загрязнения. А поскольку дети с бронхиальной астмой к действию загрязняющих веществ гораздо более чувствительны, их здоровье страдает в первую очередь.
Помимо этого, загрязненный воздух может послужить причиной раздражения глаз и появления конъюнктивита. Конечно, в большинстве случаев это далеко непросто, но при возможности непременно постарайтесь изменить место жительства, если поблизости от вас находятся предприятия, которые оказывают пагубное влияние на окружающую среду и, следовательно, ваше здоровье.
Вода
Купание в загрязненных водоемах, в особенности, если это пруд со стоячей водой, способно привести к заражению контагиозным моллюском или вшами. Разумеется, этого можно избежать, выбрав для отдыха другие, более безопасные места.
Намного более трудно обходиться без водопроводной воды, имеющей повышенную жесткость из-за чрезмерного содержания солей, что оказывает пагубное влияние на здоровье органов мочевыделительной системы. Помимо этого, следует помнить, что такая вода обеззараживается хлорированием. С целью минимизировать негативное воздействие данных компонентов, старайтесь все время использовать дома фильтры для очистки воды.
Вода — это жизнь, ведь без нее не может существовать ни одно живое существо. Нужно с рождения приучать ребенка к употреблению необходимого количества жидкости для здоровья и хорошего самочувствия.
Защитные меры
Чтобы свести к минимуму вредное влияние загрязненной экологии на здоровье своего ребенка, постарайтесь следовать простым советам, приведенным ниже.
- проводите больше времени со своим малышом на свежем воздухе – за городом, в лесу. Чистый воздух – лучшее лекарство для легких. Очень хорошо, если у вас есть возможность проводить в деревне хотя бы летние месяцы;
- желательно установить дома специальный очиститель воздуха, который собирает из него разные неблагоприятные примеси и пыль;
- регулярно проводите дома влажную уборку, спрячьте все книги за стекло на полку, избавьтесь от ковров, собирающих пыль;
- для питья лучше всего использовать только бутилированную воду. Готовить старайтесь на воде, очищенной с помощью фильтра;
- постарайтесь максимально ограничить употребление продуктов, в которых содержатся стабилизаторы, консерванты и прочие добавки, оказывающие плохое влияние на состояние организма. Пища, особенно в детском возрасте, должна быть максимально простой;
- в районах с плохой экологией детям чаще назначают витамины, антиоксиданты, препараты, содержащие йод и кальций, иммуномодуляторы. Посоветуйтесь с педиатром, знающим особенности вашего ребенка и ознакомленным с экологическими проблемами в районе, который сможет подобрать наиболее подходящую общеукрепляющую терапию;
- защитить детей от электромагнитного излучения можно, ограничив время их пребывания перед компьютером, телевизором, использование мобильного телефона и т.д.
Подводя итоги, можно сказать, что для сокращения негативного влияния экологии на детей мы должны сами заботиться об окружающей среде, прилагая как можно больше усилий для поддержки того природного баланса, в котором человечество способно существовать нормально. Хоть люди во всем мире и начинают задумываться об уменьшении загрязнения окружающей среды, большинство из нас пока не понимает важности проблемы, стоящей перед нами относительно защиты экологии.
Для того чтобы максимально обезопасить своего ребенка от неблагоприятных природных факторов достаточно лишь с большей ответственностью отнестись к данному вопросу и стараться всегда придерживаться основных рекомендаций относительно образа жизни малыша.
В последнее время экологическая ситуация в мире динамично меняется, это приводит к значительному повышению уровня заболеваемости, «омоложению» онкологии, рождению детей с генетическими отклонениями.
В чем заключается влияние экологии на здоровье человека?
Ухудшение экологии сказывается на функционировании всех систем организма человека, замедляет его рост, вызывает интоксикацию, приводит к бесплодию. Особенно чувствительны к загрязняющим веществам новорожденные и дети в период внутриутробного развития.
Центральное место среди показателей, влияющих на состояние здоровья, занимает загрязнение атмосферы. Смог, накапливающийся в загрязненном воздухе, вызывает разнообразные респираторные болезни, способствует развитию аллергии и конъюнктивита. Дети, живущие возле автострад, в несколько раз чаще болеют бронхиальной астмой.
Важное значение имеет и состояние воды. Конечно, можно отказаться от купания в загрязненном водоеме. Но без водопроводной воды обойтись нельзя. А она нередко содержит соли в высокой концентрации, что губительно сказывается на состоянии мочевыделительной системы.
Еще одна опасность, которая грозит жителям больших городов – постоянный шум и ускоренный ритм жизни. Это сказывается на состоянии нервной системы, вызывает непрекращающиеся головные боли, бессонницу, раздражительность, синдром хронической усталости, становится причиной развития гипертонии, инфарктов, приводит к нервным срывам и расстройству психики.
Чтобы сэкономить время, многие люди приобретают полуфабрикаты и едят фаст-фуд. Такая пища насыщена «химией», которую желудок человека неспособен переработать. К тому же она оказывает негативное влияние на кишечную микрофлору, что приводит к развитию дисбактериоза и аллергии, раковым заболеваниям пищеварительной системы.
Экология и здоровье: как обезопасить себя от плохой экологии?
Чтобы нейтрализовать отрицательное действие окружающей среды, рекомендуется соблюдать несколько советов:
- Пейте побольше , но предварительно очищайте ее с помощью фильтров.
- По возможности выезжайте за город, особенно в лес. Вы сразу почувствуете, что дышать стало легче.
- Детей желательно на летнее время отправить в деревню.
- Установите в квартире очиститель воздуха.
- Не используйте чистящие средства, содержащие фосфаты.
- Для ремонтных работ приобретайте только экологически чистые материалы.
- Ограничьте детям время нахождения возле телевизора и компьютера, пользование мобильным телефоном.
- Сведите к минимуму употребление фаст-фуда и продуктов, насыщенных консервантами, стабилизаторами, усилителями вкуса и запаха.
- Обогатите рацион питания овощами и фруктами, лучше всего, если они будут выращены на собственном дачном участке. Пейте свежевыжатые соки.
- Детям, но только после консультации терапевта, давайте витаминные комплексы и иммуномодуляторы, повышающие устойчивость организма.
- И еще один совет. Даже, если вы житель большого города, где о хорошей экологии говорить сложно, не отчаивайтесь, ваш иммунитет на страже вашего здоровья. Главное – не расшатывать его , чрезмерной утомляемостью, неправильным питанием. Смотрите на жизнь позитивно и чаще улыбайтесь. Положительный настрой помогает справиться с многими проблемами.
Павел Гусев
Иллюстрации: Юлия Прососова