Экспрессионизм: представители, примеры и признаки стиля. На тему «Экспрессионизм в мировом искусстве Камерная музыка в стиле экспрессионизма
В первой четверти двадцатого века в литературе, изобразительном искусстве, кинематографе и музыке появилось новое, противоположное классическим взглядам на творчество направление, провозгласившее главной целью искусства выражение субъективного духовного мира человека. Экспрессионизм в музыке - это одно из самых противоречивых и сложных течений.
Как появился экспрессионизм
Экспрессионизм появился и наиболее ярко себя проявил в культуре Австрии и Германии. В 1905 году в Дрездене на факультете технического Высшего училища студентами был образован кружок, который был назван «Мост». Его участниками стали Э. Нольде, П. Клее, М. Пихштейн, Э. Кирхнер. Вскоре к немецким художникам присоединились и иностранцы, в том числе выходцы из России. Позже, в 1911 году, в Мюнхене появилось еще одно объединение - «Синий всадник», к которому относились В. Кандинский, П. Клее, Ф. Марк, Л. Фейнингер.
Именно эти кружки стали прародителями художественного направления, вслед за которыми стали появляться литературные объединения, издаваться в Берлине журналы («Буря», «Штурм», «Действие»), появилось направление в художественной литературе и музыке.
Считается, что термин «экспрессионизм» был введен в 1910 году историком из Чехии А. Матейчеком. Но задолго до этого, в конце 15 - начале 16 веков, испанский художник Эль Греко и Маттиас Грюневальд из Германии уже использовали технику экзальтированности и предельной эмоциональности в своем творчестве. А экспрессионисты двадцатого века стали считать себя их последователями и, опираясь на труды Фридриха Ницше (трактат «Рождение трагедии») о иррациональном («дионисийском») начале искусства, стали развивать направления хаоса чувств и способы его выражения в искусстве.
Что такое экспрессионизм
Считается, что экспрессионизм возник из-за болезненной и сложной реакции психики людей на ужасы современной цивилизации, такие как война (Первая мировая), революционные движения. Страх, разочарование, тревога, боль, изуродованная психика - все это не давало художникам воспринимать окружающий мир объективно. И тогда был выработан новый принцип, который полностью отвергал натурализм и эстетику, свойственные предыдущим поколениям творцов.
Эстетика живописи и музыке основывается на выражении субъективных чувств, демонстрации внутреннего мира человека. Становится важнее не изображение, а выражение эмоций (боли, крика, ужаса). В творчестве преобладает задача не воспроизведения действительности, а передачи переживаний, связанных с нею. Активно использую различные средства выражения - преувеличение, усложнение или упрощение, смещение.
Экспрессионизм в музыке - это что?
Композиторы всегда стремились к новому и неизведанному. В любую из эпох были музыканты, которые шли «в ногу со временем» и под воздействием новых течений искусства раскрывали и изобретали свои пути через музыкальные средства выражения.
Экспрессионизм в музыке - это «психограмма человеческой души». Так утверждал немецкий философ Теодор Адорно. Любые традиции, классические формы музыкального произведения, тональности и другие формальные ограничения стилей (классицизм, романтизм, рококо) экспрессионизм в музыке отвергает, это и является его главной отличительной чертой.
Основные средства выразительности
- Крайняя степень диссонансности в гармонии.
- Отсутствия классического понимания размера и ритма в музыке.
- Прерывистость, резкость, разорванной мелодической линии.
- Резкие и нестандартные интервалы и аккорды.
- Переменчивость темпа музыки резкая и неожиданная.
- Отсутствие стандартно мажорно-минорного лада - атональность.
- Замена вокальной партии инструментальной, и наоборот.
- Замена пения речью, шепотом, криком.
- Нерегулярность и необычная расстановка акцентов в ритме.
Экспрессионизм в музыке 20-го века
Появление в музыке нового направления в начале XX века привело к сильному изменению представления о ней. Экспрессионизм в музыке - это отказ от классической формы произведения, размера, тональностей и ладов. Такие новые средства выразительности, как атональность (отхождение от логики классического мажорно-минорного лада), додекафония (сочетание двенадцати тонов), новые приемы пения в вокальных произведениях (говор-пение, шепот, крик), привели к возможности более непосредственного «выражения своей души» (Т. Адорно).
Понятие музыкального экспрессионизма в двадцатом столетии связано со Второй венской школой (Нововенской) и именем австрийского композитора Арнольда Шенберга. В первом и втором десятилетии двадцатого века Шенберг и его ученики Альбан Берг и Антон Веберн закладывают основы направления и пишут ряд произведений в новом стиле. Также в 1910 годах создают свои произведения с тенденцией к импрессионизму такие композиторы:
- Пауль Хиндемит.
- Бела Барток.
- Эрнст Кшенек.
Новая музыка вызвала бурю эмоций и волну критики среди общественности. Многие считали музыку композиторов-экспрессионистов пугающей и страшной, но все же находили в ней определенную глубину, своевольность и мистицизм.
Идея
Экспрессионизм в музыке композиторы находили в ярком и остром субъективном переживании, эмоциях одного человека. Темы одиночества, подавленности, непонимания, страха, боли, тоски и отчаяния - вот то главное, что хотели выразить в своих произведениях музыканты. Речевые интонации, отсутствие мелодики, диссонансные ходы, резкие и неблагозвучные скачки, разрозненность ритма и темпа, нерегулярная акцентировка, чередование слабых и сильных долей, нестандартное использование инструментов (в нетрадиционном регистре, в нетрадиционном ансамбле) - все эти идеи были созданы для выражения чувств и раскрытия содержания души композитора.
Композиторы - экспрессионисты
Представители экспрессионизма в музыке - это:
- (вокальный цикл «Лунный Пьеро», монодрама «Ожидание», кантата «Уцелевший в Варшаве», опера «Аарон и Моисей», «Ода Наполеону»).
- Эрнст Кшенек (опера «Орфей и Эвридика», опера «Джонни наигрывает»).
- Бела Барток («Соната», «Первый концерт для фортепиано», «Третий фортепианный концерт», «Музыка для струнных, ударных и челесты», «Весна священная», «Чудесный мандарин» и другие сочинения).
- (одноактная опера «Убийца, надежда женщин», фортепианная сюита «1922»).
Камерная музыка в стиле экспрессионизма
Так случалось, что школа Шенберга постепенно отходила от фундаментальных симфонических форм, и это может охарактеризовать экспрессионизм в музыке. Образы камерной музыки (для одного инструмента, дуэтов, квартетов или квинтетов и небольших оркестров) в этом стиле встречаются гораздо чаще. Шенберг считал, что его изобретение - атональность - плохо сочетается с произведениями монументальными и широкоформатными.
Нововенская школа - это иное толкование музыки. Хаос, духовность, новое ощущение правды жизни без прикрас и зацикленность стали основой художественного самовыражения. Уничтожение мелодики, изобретение иной тональности - бунт против традиционного взгляда на искусство - всегда вызывали у критиков негодование и противоречия. Однако это не помешало нововенским композиторам получить всемирное признание и огромное количество слушателей.
название выставки:
«Буйство цвета. Шедевры немецкого экспрессионизма»
время проведения:
09.10.2015-11.1.2016
место проведения:
Музей Леопольда, Музейный квартал, Museumsplatz, 1, 1010, Вена, Австрия
сайт выставки:
www.leopoldmuseum.org
Осенняя экспозиция в венском Музее Леопольда порадует посетителей буйством красок на полотнах немецких экспрессионистов. В подборке из 30живописных и 80графических шедевров немецкого экспрессионизма из собрания музея Остхауса в Хагене представлены работы художников-экспрессионистов группы «Мост», «Нового объединения художников Мюнхена» и «Синего всадника».
На рубеже XIX-XXвв в Германии зародилось и оформилось одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве-экспрессионизм. Оставаясь по своему содержанию культурой спорной и противоречивой, экспрессионизм в живописи оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства.
История немецкого экспрессионизма
Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг.) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). Появились новые философские работы, в которых переосмысливались моральные и культурные аспекты цивилизации. Работы Ницше, которые стали апогеем новой философской мысли, призывали к переоценке ценностей и переосознанию сущности человека и культуры. Развитие научно-технического прогресса ускорило смену восприятия человечеством ценностей цивилизации. Эти явления стали предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы на рубеже XIX-XXвеков. Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики.
На рубеже XIX-XXвеков в Германии и Австрии зародилось и получило развитие одно из самых неоднозначных направлений авангарда-экспрессионизм. Экспрессионизм (от лат. Expressio-выражение, выразить)-течение в европейском искусстве, задачей которого было не столько воспроизведение действительности, сколько выражение художественными способами переживаний автора, порождённых этой действительностью. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. Экспрессионизм возник как болезненная реакция на ужасы Первой мировой войны, революций и уродливого проявления капиталистической цивилизации. Банальность и противоречия современного мира воспринимались крайне субъективно через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и мистический ужас перед хаосом бытия. Экспрессионизм отражает такие эмоции, как боль, разочарование и страх, в работах художников часто присутствует мотив крика. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Отличающийся экспериментальным подходом к художественному творчеству, экспрессионизм использовал оригинальные новаторские приёмы выражения: различные смещения, преувеличения, упрощения, создание завышенного цветового контраста и напряжённых острых контуров для усиления энергетики формы.
Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Такого экспрессионизма, как в Германии, безжалостно отразившего настроения того периода немецкой истории, не было больше ни в одной стране. До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. Зарождающийся эскпрессионизм опирался на многообразие и богатство немецкой культуры, на опыт таких художников прошлого, как Грюневальд, Кранах и Дюрер. Для немецкого изобразительного искусства характерен поиск эстетики уродства: ещё мастера средневековой Германии умели находить красоту в безобразном и оставили потомкам прекрасные произведения искусства-отталкивающие изображения чертей и нечистой силы. Своей самобытностью экспрессионизм обязан не только влиянию готических мастеров, но и экзотическому искусству Африки, Океании, Дальнего Востока и в высшей степени эмоциональному творчеству Ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора.
Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. Самыми яркими представителями нового стиля были художники Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Макс Пехштейн, Карл Шмидт-Ротлуф и Эмиль Нольде. Они заявили: «Мы совершенно новые, мы другие. Мы не французы, мы немцы. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. Мы внутри, а не снаружи». Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. У немецких импрессионистов и экспрессионистов, несмотря на дальнейшее чёткое разграничение этих стилей, прослеживается много общего: академический афронт, сосредоточенность на конкретном жизненном окружении и ряд живописных приёмов.
Официальному академическому искусству Германии противостояли не только художники-экспрессионисты. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. Благодаря деятельности Гуго фон Чуди, Национальная галерея стала первым в мире музеем, в экспозиции которого появились произведения французских импрессионистов: в 1896г директор Национальной галереи, опередив парижских коллег, приобрёл картины импрессионистов. Его преемник Людвиг Юсти после 1918г собрал в филиале Национальной галереи-бывшем дворце кронпринцев на Унтер-ден-Линден уникальную коллекцию работ экспрессионистов.
В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. Прежде всего художники-экспрессионисты хотели возродить в графике средневековые традиции гравюры на дереве. Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. В 1907г Роза Шапире (1874-1954), которая считалась серьёзным меценатом импрессионизма, вступила в группу «Мост» в качестве «пассивного члена». Её активную поддержку нового течения, начиная с публикации многочисленных статей об экспрессионизме, трудно переоценить. Она организовывала выставки экспрессионистов и не только сама коллекционировала работы Кирхнера, Хеккеля и Пехштейна, но и поддерживала покупку картин экспрессионистов крупными музеями. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь.
В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. С началом Первой мировой войны группа прекратила своё существование-два его виднейших представителя, Франц Марк и Август Макке, погибли на фронте, а Кандинский, как и все остальные русские, не желавшие быть интернированными, покинул Германию.
Невнятность идеалов, усложнённый язык, индивидуализм художественных манер и неспособность к конструктивной социальной критике привели к закату экспрессионизма, который совпадает во времени с установлением относительной экономической стабильности в Германии после 1924г. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. Невзирая на внутренние противоречивости, экспрессионизм оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Творчество экспрессионистов изменило восприятие людей, подготовив мир к ещё более странному искусству-сюрреализму.
от лат. expressio - выражение, выявление
Направление в европейском искусстве и литературе, возникшее в 1-х десятилетиях 20 века в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на другие страны.
Становление Э. в живописи и лит-ре привело к возникновению организаций и группировок этого направления (объединения нем. художников: "Die Brьcke" ("Мост") в Дрездене, 1905; "Der Blaue Reiter" ("Синий всадник") в Мюнхене, 1911; нем. журн. "Der Sturm" в Берлине, 1910). Э. был выражением острейшего разлада художника с окружающей социальной действительностью, в нём проявлялся субъективный протест против царивших в предвоенной Австрии и Германии шовинизма, милитаристской пропаганды, бюрократизма, мещанского самодовольства. Типичный герой Э. - "маленький" человек, подавленный жестокими социальными условиями существования, страдающий и гибнущий во враждебном ему мире. Э. свойственно ощущение надвигающейся мировой катастрофы, что придавало ему сгущённо-мрачный, подчас истерич. оттенок. "Война оказалась для искусства великим переломом. Человек, терзаемый страшной мукой, закричал. Изуродованный стал произносить проповедь" (Брехт Б., Театр, Собр. соч., т. 5/1, М., 1965, с. 64).
Антибуржуазный, антимилитаристский характер, гуманистич. направленность являлись сильной стороной Э. Не случайно с левым крылом нем. Э. было связано творчество таких передовых пролетарских художников, как Б. Брехт и Й. Бехер. Однако индивидуалистичность протеста, непонимание истинного смысла историч. событий, замкнутость в кругу мрачных и болезненных переживаний, деформация отображаемой в иск-ве действительности из-за обострённого субъективизма свидетельствовали об ограниченности экспрессионистского направления. В полемике против приземлённости натурализма Э. выдвинул на первый план психологич., духовное начало, передаваемое с предельной экспрессией (отсюда назв. направления). На мировоззренческую основу Э. в разной степени влияли субъективно-идеалистич. концепции А. Шопенгауэра, Э. Маха, Э. Гуссерля, З. Фрейда, а также интуитивизм А. Бергсона. Характерен интерес экспрессионистов к подсознательному, к бредовым, навязчивым образам, болезненной эротике, передаче перевозбуждённости психики, эмоций страха, смутной тревоги, отчаяния. Др. образную сферу составляют злой сарказм, гротеск.
Музыка в силу своей специфики оказалась в состоянии ярко и разнообразно воплотить этот сложный душевный мир, ввиду чего нек-рые теоретики Э. считали её моделью нового иск-ва. Однако в муз. иск-ве Э. развивался более стихийно, чем, напр., в лит-ре и живописи, и носил характер не столько определ. направления, сколько одного из течений в современном искусстве.
Большинством сов. музыковедов отвергнуты как прямолинейное отождествление Э. исключительно с новой венской школой (концепция ряда заруб. музыковедов), так и чрезмерно расширительное толкование, подводящее под Э. многие явления зап.-европ. музыки 20 в. Если наиболее типичными представителями Э. действительно являются "нововенцы" - А. Шёнберг и нек-рые его ученики (прежде всего, А. Берг, отчасти молодой X. Эйслер, условно - А. Веберн), то нельзя также игнорировать отчётливых экспрессионистских тенденций в музыке их крупных предшественников и современников, равно как и композиторов следующих поколений.
Муз. Э. преемственно связан с поздним романтизмом. Так, сгущённый психологизм "Тристана и Изольды" Вагнера отчасти предвосхищает Э. (в муз.-стилистич. плане это показал Э. Курт). В нач. 20 в. зловеще-мрачные, исступлённые образы появляются в произв. Г. Малера (поздние симфонии) и Р. Штрауса (оперы "Саломея" и "Электра"), совпадая по времени с развитием Э. в живописи и лит-ре, но в музыке этих композиторов по-прежнему сильны традиции романтизма. Ранний период творчества композиторов новой венской школы - А. Шёнберга и А. Берга - также принадлежит романтич. направлению. Композиторы- экспрессионисты постепенно переосмысливали идейно-художеств. содержание позднего романтизма: нек-рые образы заострялись, абсолютизировались (разлад с окружающим миром), другие приглушались или вовсе исчезали (напр., романтич. мечта). Довоенные оперы Шёнберга ("Ожидание", "Счастливая рука") и вок. цикл "Лунный Пьеро" - типичные экспрессионистские произведения. В творчестве Шёнберга "ощущения классической и романтической музыки - отсутствуют. Печаль становится обреченностью, депрессией, отчаяние превращается в истерию, лирика кажется разбитой стеклянной игрушкой, юмор становится гротеском... Основное настроение - "крайняя боль"" (Эйслep Г., см. в кн.: Избранные статьи музыковедов ГДР, М., 1960, с. 189-90).
Высшим достижением муз. Э. справедливо признаётся опера А. Берга "Воццек" (пост. 1925), в к-рой заострена социально-обличит. тематика и с большой силой раскрыта драма "маленького человека"; это произв. сближается с нем. "левым" Э. В ряде муз.-театр. произв. послевоенных лет ярко проявились отдельные экспрессионистские тенденции ("Убийца - надежда женщин" и "Святая Сусанна" Хиндемита, "Прыжок через тень" Кшенека, "Чудесный мандарин" Бартока); отчасти они коснулись и творчества сов. композиторов ("Огненный ангел" Прокофьева, опера "Нос" и нек-рые эпизоды в симф. произв. Д. Д. Шостаковича). После отхода от Э. в 30-е гг. экспрессионистские тенденции вновь проявились в музыке кон. 30-х - 40-х гг. (период наступления фашизма и катастроф 2-й мировой войны 1939-45), хотя последоват. экспрессионистом остался едва ли не один Шёнберг ("Уцелевший из Варшавы" и др. его поздние произв.). В военные и первые послевоенные годы образы разрушения, насилия, жестокости и страданий, отчаяния вызвали обращение к средствам выразительности, связанным с Э. ("Огненный замок" Мийо, 3-я симфония Онеггера, 6-я симфония Р. Воана Уильямса, Военный реквием Бриттена и др.).
В соответствии с идейно-образной направленностью Э. сложился определ. комплекс муз. средств выразительности: изломанность очертаний в мелодике, острая диссонантность гармоний, вязкость фактуры, резко контрастная динамика, использование жёстких, пронзительных звучаний. Характерны инстр. трактовка вок. партий, прерывистость, разорванность вок. линии, возбуждённая речитация. В "Лунном Пьеро" Шёнберг ввёл особый приём полупения-полуговора (Sprдchstimme, Sprдchgesang); используются также натуралистич. возгласы и крики.
В формообразовании на первых порах подчёркивались текучесть, отсутствие расчленённости, повторности и симметрии. В дальнейшем, однако, свобода эмоционального самовыражения всё чаще стала сочетаться с нормативными конструктивными приёмами, в первую очередь у представителей новой венской школы (додекафония, построение оперных актов по схеме инстр. форм европ. музыки 18 в. - в "Воццеке" и др. произв.). Музыка "нововенцев" претерпела эволюцию от усложнённого тонального письма, через свободную атональность - к организации звукового материала на основе серийной техники. Такая эволюция, однако, не исключает др. проявлений экспрессионистских тенденций в совр. музыке.
Литература: Экспрессионизм. Сб. статей, П.-М., 1923; Асафьев Б., Музыка "Воццека", в сб.: "Воццек" Альбана Берга, Л., 1927 (Новая музыка, сб. 4), также в его кн.: Критические статьи и рецензии, М.-Л., 1967; Зивельчинская Л. Я., Экспрессионизм, М.-Л., 1931; Соллертинский И. И., Арнольд Шенберг, Л., 1934, также в сб.: Памяти Соллертинского, Л.-М., 1974; Альшванг A., Экспрессионизм в музыке, "СМ", 1959, No 1; Pавлова Н. С., Экспрессионизм и некоторые вопросы становления социалистического реализма в немецкой демократической литературе, в сб.: Реализм и его соотношения с другими творческими методами, М., 1962; Келдыш Ю., "Воццек" и музыкальный экспрессионизм, "СМ", 1965, No 3; Экспрессионизм. Сб. статей, М., 1966; Конен В., О музыкальном экспрессионизме, в сб.: Экспрессионизм, М., 1966, также в её кн.: Этюды о зарубежной музыке, М., 1975; Лаул Р., О творческом методе А. Шенберга, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969; Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970; Павлишин С., "Мiсячний П"еро" А. Шенберга, Кипв, 1972 (на укр. яз.); Смирнов В., Зарождение экспрессионизма в музыке, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, (вып. 1), М., 1972; Друскин М., Австрийский экспрессионизм, в его кн.: О западноевропейской музыке XX века, М., 1973; Тараканов М., Музыкальный театр Альбана Берга, М., 1976; Лобанов A., "Воццек" А. Берга, Кипв, 1977 (на укр. яз.); Kurth E., Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan", Bern-Lpz., 1920 (рус. пер. - Курт Э., Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера, М., 1975); Кrеnek E., Music here and now, N. Y., (1939); Leibowitz R., Schцnberg et son йcole, P., 1947; Lukасs G., "GrцЯe und Verfall" des Expressionismus, в его кн.: Schicksalswende, В., 1948; Adorno Th. W., Philosophie der neuen Musik, Tьbingen, 1949; Edschmid K., Lebendiger Expressionismus, W., (1961).
Г. В. Крауклис
Раздел вебсайта MOMA.ORG посвящен богатой коллекции немецкого экспрессионизма, которой располагает знаменитый Нью-Йоркский музей современного искусства. Она включает в себя около 3200 работ более чем 330 художников, в том числе около 2800 гравюр (644 из которых находятся в печати в музейной библиотеке), 275 рисунков, 32 плаката, 40 картин, а также: скульптуры, иллюстрированные книги и периодические издания. Все работы с поистине немецкой аккуратностью разложены по своим местам: стили, темы, техники, периоды. Есть даже хронология событий с 1906 по 1937 год и карта с отмеченными на ней городами и художниками.
Напомним, что экспрессионизм от латинского слова expressio (выражение) - это модернистское течение начала XX века, родившееся как реакция на общественно-политические события того времени. Художник-экспрессионист в своем творчестве стремился передать собственное эмоциональное переживание, экспрессию. Наряду с живописью, экспрессионизм получил широкое распространение в других видах искусства: архитектура, литература, театр, танец, кино, музыка. Возвращаясь к реальности, заметим, что 19 дюймовый напольный шкаф от компании MAXYS - идеальный выбор для ищущих серверные и шкафы.
Влияние
Несмотря на то, экспрессионисты отрицали официальное искусство, доминирующее в Германии на рубеже веков, несомненно они черпали вдохновение из различных авангардных тенденций предыдущих поколений. Основное влияние на них оказали европейские постимпрессионисты в лице Гогена, Ван Гога и Мунка. Также можно говорить об определенном влиянии футуризма, кубизма, сюрреализма и дадаизма."Парк", около 1910. Густав Климт
"Мост"
Группа "Мост" (Brucke) была основана в Дрездене 7 июня 1905 года и эту дату считают днем рождения экспрессионизма. Молодые художники-основатели Эрих Хеккель, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн и Карл Шмидт-Ротлуф выбрали это название, как символ устремления в новое искусство будущего и в то же время - символ связи его с прошлым. Художники группы взяли на вооружение графику: это было гораздо дешевле, чем писать маслом. В то же время графика более непосредственна и хорошо подходит для быстрой передачи мимолетных переживаний. Смелые линии, искаженные формы и сильные цвета давали зрителю отличную эмоциональную встряску.
«Автопортрет (инвалид)», 1918. Эрнст Людвиг Кирхнер
"Синий всадник"
Группа "Синий всадник" был организовано Василием Кандинским и Францем Марком в 1911 году в Мюнхене. Название отсылает нас к одному из ключевых мотивов в работах Кандинского: всадник на коне выбирается из болота застывшей академичности и уносится далеко за ее пределы. Марк просто любил писать животных и конь для него был символом возрождения. Участники объединения разделяли интерес к абстрактным формам и чистым цветам, которые, по их мнению, несли в себе духовные ценности, способные противостоять суровому материализму эпохи.
"Картина с аркой", 1909. Василий Кандинский
Австрийский экспрессионизм
Главными представителями экспрессионизма в Австрии были Оскар Кокошка и Эгон Шиле. Творчество обоих было сосредоточено на жанрах портрет и ню: используя сексуальной и психологический заряд, тугие линии Шиле и нервные штрихи Кокошки пробивали стену самодовольства и конформизма типичного венского обывателя.
"Автопортрет", 1911-1912. Оскар Кокошка
Новая объективность
Направление Neue Sachlichkeit (его также называют "Новая вещественность") появилось в Германии 20-х годов как вызов экспрессионизму и призыв вернуться к сентиментальной реальности, сосредоточиться на объективном мире, уйти от абстрактных, романтических или идеалистических тенденций экспрессионизма. Стиль чаще всего ассоциируется с портретом, и его главные представители Макс Бекман, Отто Дикс и Георг Грос. Их безжалостно натуралистические изображениях, иногда напоминающие дотошные техники старых мастеров, часто изображают Веймарское общество в едкой сатирической манере.
"Доктор Майер-Херманн", 1926. Отто Дикс
Другие экспрессионисты
В дополнение к крупным объединениям художников (Мост и Синий Всадник) и основным течениям (австрийский экспрессионизм и Новая объективность), существовали также художники, которые творили более автономно. Хотя некоторые из них в определенные моменты имели отношение к различным группам и объединениям, по большей части они работали самостоятельно. Например, Эмиль Нольде в течение короткого времени состоял в группе Мост, однако, в основном он работал как независимый художник. А Отто Дикс и Георг Гросс, хотя и имели отношение к «Новой объективности» в 1920 году, до этого проповедовали индивидуальный подход к экспрессионизму.
«Танцовщица», 1913. Эмиль Нольде
Экспрессионизм родился развивался в начале XX века, перенасыщенного глобальными потрясениями и противоречиями и, естественно, они не могли не сказаться на сюжетах художников. Вещизм современной городской жизни; разрыв тесной связи человека с природой и Богом; потенциал обнаженного тела и эмоциональность портрета; и, самое главное, необходимость противостоять разрушительным силам Первой мировой войны - вот главные темы художников-экспрессионистов.
Обширная работа, проведенная MoMA, дает нам отличное представление не только об экспрессионизме, но и о том, что вообще происходило в европейском искусстве сто лет назад.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (франц. expression – выражение) – авангардистское течение в литературе и искусстве начала ХХ в. Основной предмет изображения в экспрессионизме – внутренние переживания человека, выраженные предельно эмоционально – как вопль отчаяния или безудержно-восторженное утверждение.
Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») - течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905-1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.
Экспрессионизм является одним из самых влиятельных художественных движений XX века, сформировался на немецких и австрийских землях. Экспрессионизм возник как реакция на острейший кризис первой четверти XX века, Первую мировую войну и последующие революционные движения, уродства современной буржуазной цивилизации, что вылилось в стремление к субъективному восприятию действительности и в стремление к иррациональности.
Изначально он появился в изобразительном искусстве (группа «Мост» в 1905 году, «Синий всадник» в 1912), однако обрел свое имя лишь по названию группы художников, которые представлялись на выставке Берлинского сецессиона. В это время понятие распространилось и на литературу, кино и смежные области, везде, где идея эмоционального воздействия, аффектации была поставлена в противовес натурализму и эстетизму. На становление экспрессионизма оказало влияние творчество Энсора Джеймса. Социальный пафос отличает экспрессионизм от авангардистских параллельно развивающихся движений, таких как кубизм и сюрреализм.
Подчеркивалась субъективность творческого акта. Были использованы мотивы боли, крика, так что принцип выражения стал преобладать над изображением
Считается, что экспрессионизм зародился в Германии, и важную роль в его становлении сыграл немецкий философ Фридрих Ницше, привлекший внимание к незаслуженно забытым ранее течениям в античном искусстве.
Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции модернизма. Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии, хотя определенное влияние это направление имело и в других европейских странах: Польше, Чехословакии и др.
В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: 1914-1924 годы. При этом предвоенное время (1910-1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). В основном, это связано с тем, что в это время сам термин еще не прижился. Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др. Многие из авторов этого времени не называли себя экспрессионистами, и были причислены к ним лишь позднее (Георг Гейм, Георг Тракль).
Временем расцвета литературного экспрессионизма считаются 1914-1925 годы. В это время в этом направлении работали Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн и др.