Электронный формат для дачи пояснений по ндс. Как отвечать на требования о пояснениях по ндс Какие последствия наступают, если налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого у налогового органа были
Пояснения в налоговую по НДС - образец представим и разберем в статье - зависят от причины выставления требования ФНС. Требования могут поступить в связи с различными видами налоговых проверок и по разным причинам.
Законодательные нормы по налоговым требованиям
Довольно часто плательщики НДС получают требование из ИФНС с запросом:
- о пояснениях (п. 3 ст. 88 НК РФ);
- документах/информации (ст. 93, 93.1 НК РФ);
- уплате налогов/сборов/штрафов (ст. 69 НК РФ).
Есть много приказов ФНС (к примеру, от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@, от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ и другие), в которых расписан порядок выставления таких требований налоговиками.
На плательщика налога возложена обязанность (п. 5.1 ст. 23 НК РФ) создать условия с целью своевременного получения электронных налоговых требований. Следует также уведомить инспекторов о том, что требование получено, отправив в ответ на налоговый запрос квитанцию о приеме. На это дается 6 дней.
Если квитанция не будет отправлена в положенный срок, ИФНС вправе через 10 дней заблокировать банковский счет провинившейся компании.
У компании есть только 5 дней на подготовку ответа после отправления квитанции о том, что требование получено. Если опоздать или забыть о запросе, оставив его без ответа, компанию оштрафуют на 5 000 руб., штраф за повторное такое же нарушение вырастет до 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).
Коды ошибки
В требовании из инспекции о даче объяснений по НДС обязательно должны быть сформулированы причины его выставления:
- невыполнение контрольных соответствий;
- разночтение данных с данными контрагентов;
- не записанные в книгу продаж сведения (письмо ФНС от 07.04.2015 № ЕД4-15/5752).
В требованиях налоговой о представлении пояснений по НДС обязательно указываются коды выявленной налоговиками ошибки.
Код ошибки |
Значение кода |
Возможные причины |
Отсутствие в декларации контрагента (КА) записи о данной операции |
КА не представил отчет по налогу. КА сдал нулевую отчетность. Допущены ошибки в записях по счету-фактуре у вас или вашего КА |
|
Расхождение данных в разделах 8 и 9 (книгах покупок/продаж или доплистах к ним) |
Есть ошибки в вычетах по авансовым счетам-фактурам. КА не отразил авансовый счет-фактуру |
|
Расхождение данных в разделах 10 и 11 (журналах выставленных/полученных счетов-фактур) |
Имеют место несоответствия при отражении посреднических операций между отчетами вашим и вашего КА |
|
Ошибка в какой-либо графе отчетности |
Номер графы с ошибкой указан в скобках |
Требования о представлении пояснений по НДС выставляются (ст. 88 НК РФ), если во время проведения камеральной проверки вашего отчета по НДС обнаружены:
Не знаете свои права?
- ошибки в отчетности и/или разночтение данных в предъявленных документах;
- различия в данных из отчета и сведениях, которые есть у налоговиков;
- уменьшение суммы исчисленного налога в уточненной декларации;
- сумма НДС к вычету из бюджета.
Когда получено требование с запросом объяснений по НДС, следует сначала внимательно проверить данные в поданной декларации, по которой возникли вопросы. Если неточности и несоответствия отсутствуют, об этом так и надо написать. Чтобы подтвердить свою правоту, приложите сканы нужных документов. Образец такого ответа приведен .
Если обнаружена ошибка в отчете по НДС, которая не влечет за собой уменьшение размера исчисленного налога, поясните, какая ошибка допущена, укажите правильный код, приведите доказательства, что сумма налога к уплате не уменьшилась. Можете отправить уточненную декларацию. Как оформить ответ в этом случае, смотрите .
Если же обнаружена неточность и она снижает налог к уплате, лучше немедленно отправить уточненный отчет. Объяснения в этом случае давать бессмысленно (п. 1 ст. 81 НК РФ, письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).
ВАЖНО! Пояснения в налоговую по НДС, поданные в канцелярию в бумажном виде, не будут считаться ответом на требование (п. 3 ст. 88 НК РФ), отправлять их надо только в электронном виде.
Формализованное пояснение
Плательщику налога в случае подготовки пояснений к декларации по НДС по ошибкам, обнаруженным при ее камеральной проверке, следует отправлять ответ в электронном виде по определенному шаблону, разработанному ФНС (письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@). Такой формат ответа называется формализованным пояснением по НДС.
Это набор таблиц для внесения уточняющих сведений по проверяемому отчету по НДС отдельно по книгам покупок/продаж и дополнительным листам к ним, журналам учета счетов-фактур. Плательщику НДС следует заполнить конкретные листы по каждому моменту, вызвавшему вопросы инспектора, и в электронном формате.xml отправить в налоговую по каналам ТКС.
Шаблоны этих таблиц есть в программах сдачи отчетности по каналам ТКС, а также бухгалтерских программах, в частности в «1С:Предприятие», чтобы облегчить работу бухгалтера по проверке декларации по НДС и ее заполнению в случае необходимости.
13.09.2017 ФНС выпустила решение № СА-4-9/18214@ с сообщением, что неправильно штрафовать плательщика налога за неустановленный формат пояснений. На настоящий момент, если пояснения не связаны с камеральной налоговой проверкой декларации по НДС, их можно представлять в инспекцию в произвольной форме с приложением копий счетов-фактур и/или выписок из книг покупок/продаж. Единственное условие — отправлять пояснение только в электронном виде.
Пояснения по коду 1010292
Налогоплательщики часто отражают в декларации по НДС коды тех или иных операций. Если не проставить в декларации код операции, она не пройдет логический контроль и в результате ее не примут. Поэтому важно разобраться, какие коды по каким операциям надо указывать.
В разделе 7 декларации отражаются сведения по операциям, не подлежащим и/или освобождаемым от налогообложения. В этом разделе сведения разносятся по определенным 7-значным кодам из раздела 2 приложения 1 к Порядку заполнения отчета (приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). Перечень этих операций с налогом «без НДС» находится в пп. 1-3 ст. 149 НК РФ.
Операции займа, включая проценты по ним, освобождаются от обложения НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Отражаются они в разделе 7 декларации (п. 44.2 Порядка заполнения отчетности по НДС) и имеют код 1010292.
Порядок заполнения раздела 7 отчета по операции займа таков:
- графа 1 — код 1010292;
- графа 2 — величина начисленных процентов;
- графы 3 и 4 — прочерки.
ВАЖНО! В графу 2 заносится величина не «тела» займа, а именно начисленных процентов (письмо ФНС от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7896).
Налоговики любят камералить раздел 7, запрашивая документы и пояснения у организации-заявителя, в частности пояснения по коду 1010292 в декларации по НДС.
У этих пояснений тоже есть разработанный табличный шаблон. Предлагаем заполненный образец этой таблицы (приложение № 1 к письму ФНС от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@).
Пояснения по налоговому разрыву
Налоговый разрыв — это разница между налоговой нагрузкой компании и средним показателем по стране в этой отрасли. Т. е. это разница между суммой налогов, которые должны быть уплачены в теории, и суммой фактически уплаченных налогов, другими словами, низкая налоговая нагрузка.
Несколько лет на сайте ФНС России публикуются данные об уровнях средней налоговой нагрузки по отраслям в стране. Фискалы предлагают компаниям либо подать уточненки, либо пояснить расхождения, либо изменить первый код ОКВЭД в реестре, если код не соответствует реальному основному виду деятельности.
Конечно, причинами налогового разрыва могут быть низкая рентабельность, повышенные расходы в связи с особыми обстоятельствами, неэффективность управления и т. д. Следует регулярно анализировать и оптимизировать свои расходы. Лучше привести ОКВЭД в соответствие с действительностью.
По факту под один ОКВЭД может подпадать совершенно разная деятельность со своей спецификой, особенно если у бизнесмена собственное производство, существуют определенные особенности региона, уникальность подобного рода услуг на рынке, высокая конкуренция, непредвиденные расходы. Есть стандартные аргументы: рост цен, обновление производства и т. д.
Приложите надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие обоснование разрыва.
Пояснения из-за высокой доли вычетов
Существует норма вычета НДС, которую заявлять безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного налога.
Безопасная доля вычета НДС на 01.05.2018 установлена на уровне 87,08%, т. е. если налог начислен в размере 100 тыс. руб., вычеты должны быть не более 87 тыс. руб. Эта цифра определена на федеральном уровне.
В каждом регионе установлен свой уровень безопасной доли вычетов. При проверке отчетов по НДС налоговики ориентируются на аналогичный региональный показатель.
Предлагаем образец пояснений при выставлении требования с вопросом о причинах высокой доли вычетов по НДС.
При получении пояснений по электронным каналам связи налоговая пришлет либо уведомление об их получении, либо отказ с указанием причины их непринятия. Отказ возможен только в одном случае — пояснения даны в неверном формате.
Согласно действующим нормам инспекторы не обязаны информировать заявителя о результатах рассмотрения его пояснений.
Но, так или иначе, итоговых варианта всего два:
- при сверке с налоговой начисления на лицевом счете организации будут совпадать с разъясненными/уточненными данными;
- придет еще одно требование о пояснениях или постановление о документальной проверке.
Расхождения в декларациях по НДС отнимают у бухгалтерии много времени в части подготовки пояснений, проведения сверок с контрагентами, составления уточненной отчетности. Но лучше сократить число расхождений и отвечать на все требования по камералкам, встречным и документальным проверкам.
При проблемном контрагенте отправьте налоговикам отчеты о должной осмотрительности и мониторинге поставщиков при выборе. Тем самым вы уменьшите риск выездной проверки и фискальных подозрений в схемах с однодневками.
Чтобы ваши объяснения не спровоцировали дополнительные проверки фискалов, к оформлению пояснения лучше подойти с полной серьезностью и ответственностью, не затягивая с ответом.
Налогоплательщики, представляющие налоговую декларацию в электронной форме, с 24 января 2017 г. также должны представлять и пояснения к декларации по НДС только в электронном виде по утвержденному налоговиками формату. Кроме того, налоговиками разработан алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. (п.3 ст.88 НК РФ).
Новый формат пояснений к декларации по НДС
Одним из случаев истребования документов в рамках проводимой камеральной проверки (п.8.1 ст.88 НК РФ) является выявление в представленной декларации по НДС несоответствия сведений об операциях, сведениям, которые содержатся в декларации другого налогоплательщика. В том случае, если компания обязана сдавать декларацию по НДС в электронной форме, то и пояснения к декларации также должны представляться в электронной форме по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 г. №ММВ-7-15/682@ (вступил в силу 24 января 2017 г.).
Это означает, что начиная с 24 января 2017 г., «бумажные» пояснения для налогоплательщиков, отчитывающихся электронным способом, считаются непредставленными со всеми вытекающими последствиями (штраф в размере 5 тыс. рублей - п.1 ст.129.1 НК РФ, а при повторном нарушении будет взыскан штраф в размере 20 тыс. рублей - п.2 ст.129.1 НК РФ).
Что представляет собой электронный формат? По сути – это набор технических требований к отправляемому файлу, который должен обеспечить соответствующий оператор электронного документооборота.
Алгоритм определения объема документов, истребуемых при камеральной проверке
В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы, если заявлена сумма НДС к возмещению либо заявлены налоговые льготы.
Зачастую налоговые органы в ходе проведения проверки запрашивают у налогоплательщика большой объем документов.
В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).
А как быть, если налоговыми органами запрашиваются копии документов, исчисляемые тысячами либо миллионами листов?
Отметим, что налоговое законодательство исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении мероприятий налогового контроля (ст. 35 НК РФ и ст. 103 НК РФ).
И если, осуществляя налоговый контроль, налоговые органы руководствуются неразумными или нецелесообразными целями и мотивами, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ст.34, 35 и 55 Конституции РФ недопустимо. Действия налоговых органов не должны нарушать права и свободы других лиц. Такой подход сформулирован в постановлении КС РФ от 16.07.2004 г. №14-П. И ярким свидетельством тому - спор, рассмотренный в постановлении АС Северо-Западного округа от 02.06.2015 г. №А13-5629/2014, когда в рамках проведения выездной налоговой проверки у банка были истребованы копии документов (договоры уступки права требования (цессии) с приложениями, дополнительными соглашениями и пр.; кредитные досье по заемщикам; договоры залога, поручительства, об открытии аккредитива и иные; анализы финансового состояния заемщиков; информация об оценке залогового имущества; регистры бухгалтерского и налогового учета (выписки по счетам), подтверждающие выдачу кредита и уплату кредита, процентов, неустойки по выданным кредитам и пр.).
Налогоплательщик подсчитал, что истребованные документы представляют собой более 6 260 000 листов; такое количество копий может быть изготовлено на 100 печатающих устройствах в течение более двух месяцев; для изготовления такого количества копий потребуются 12 520 пачек бумаги общей стоимостью 1 800 000 руб., а также 1 400 000 руб. для приобретения расходных материалов (картриджи, ролики, фотобарабаны) и соответствующие затраты, связанные с полной или частичной заменой копирующих устройств в связи с их ускоренным износом, оплатой расходов на доставку копий документов из обособленных подразделений банка и с двойной оплатой труда сотрудников, привлекаемых к работе сверхурочно и в выходные дни; вес истребованных копий составит около 30 тонн, для их перевозки потребуется 20 автомобилей марки «Газель».
Тем не менее, налоговая инспекция отказала банку в возможности не представлять документы, подтверждающие правомерность включения в состав расходов сумм резерва на возможные потери по ссудам по кредитным договорам на предоставление заемщикам денежных средств. Досудебное обжалование решения налоговой инспекции не привело к положительным результатам.
Для успешного обжалования решения об отказе в непредставлении документов в судебном порядке банк произвел следующие расчеты: у лиц, проводящих налоговую проверку (четыре человека), отсутствует физическая возможность изучения такого объема документов в сроки, установленные для проведения проверки: четырем сотрудникам налоговой инспекции потребуется около 90 месяцев для изучения истребованного объема документов (при чтении одним сотрудником 100 страниц в час документы могут быть прочитаны в течение 15 650 часов (6 260 000: 4: 100), что соответствует более чем 1 950 дням (по 8 часов)).
Судьи приняли сторону налогоплательщика, обратив внимание на то, что налоговая проверка проводилась на территории банка (п.1 ст. 89 НК РФ). Проводящие проверку лица, ознакомившись с оригиналами, представленных для проверки документов, не могли не знать об объеме документооборота банка.
Также указанные лица не могли не знать о количестве истребованных у банка документов.
Учитывая возможные материальные и временные затраты банка на изготовление копий документов, что не могли не понимать проверяющие, суд считает требования не соответствующим целям и задачам налоговых органов и нарушающим права заявителя (Постановление АС Северо-Западного округа от 02.06.2015 г. №А13-5629/2014).
Одним из самых частых запросов налоговых органов, осуществляемых в ходе камеральной налоговой проверки, являются истребование документов по льготным операциям, которые отражаются в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению».
Напомним, что право на запрос документов в рамках камеральной налоговой проверки в части льготных операций, может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц (п.14 Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г. №33, Постановления АС Уральского округа от 24.02.2015 г. №А71-6132/2014, от 17.02.2015 г. №А60-21098/2014, от 23.05.2014 г. №А60-32962/2011, решение АС Приморского края от 27.01.2015 г. №А51-30238/2014).
Налоговиками предложен алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@).
При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать совокупность следующих факторов:
- уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2»;
- результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@).
Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее по тексту - Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.
Реестр документов, подтверждающих обоснованность
применения __________________________________
(наименование налогоплательщика)
налоговых льгот в разрезе кодов операций,
к Декларации по налогу на добавленную стоимость
за ___ квартал ____ года
Код операции |
в том числе: |
Сумма необлагаемых операций в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации, руб. |
Наименование контрагента (покупателя) |
Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот |
|||||
вид (группа, направление) необлагаемой операции |
Тип документа (договор и т.д.) |
Сумма операции, руб. |
|||||||
На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ст.93 НК РФ).
Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении №2 к письму налоговиков. Количество истребуемых документов зависит от присвоенного налогоплательщику уровня налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2».
Например, при высоком налоговом риске объем документов, подлежащих истребованию у налогоплательщика, в разрезе кодов операций составляет 40% в обязательном порядке по каждому коду операции.
При этом не менее 50% от объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.
Отметим, что налогоплательщики не обязаны заполнять вышеприведенный Реестр.
Однако в том случае если компания не представит Реестр по рекомендуемой форме, то налоговики не смогут реализовать предложенный в письме ФНС РФ алгоритм. А значит, при непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме истребование документов будет производиться без использования риск-ориентированного подхода (т.е. в сплошном порядке).
Поэтому компаниям, которые неоднократно уже представляли «льготные» документы при камеральных налоговых проверках и имеющих низкий уровень налогового риска, имеет смысл подготовить рекомендуемый налоговиками Реестр. Ведь в этом случае при проведении камеральной проверки потребуется представлять в налоговую инспекцию меньше документов.
С 24 января 2017 года все компании должны сдавать в ИФНС пояснения по НДС только в новом электронном формате. Что изменилось и как подготовить ответ на требование ИФНС о предоставлении пояснений по НДС 2017 — в этой статье.
- что изменилось в формате пояснений по НДС с 2017 года;
- кто должен отвечать на требования;
- что теперь надо пояснять через интернет;
- на какие ошибки внутри декларации обратить внимание;
- как ответить на требование налоговой о предоставлении пояснений по НДС в программе оператора электронного документооборота.
Пояснения по НДС в электронном виде с 2017 года: что изменилось
С 24 января 2017 года все компании должны сдавать в ИФНС пояснения по НДС только в новом электронном формате (приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/).
Если ответить на бумаге, инспекторы не примут документ и оштрафуют компанию на 5 или 20 тыс. рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Кто сдает пояснения по НДС в электронном формате
Электронные пояснения по утвержденному формату отправляют налогоплательщики, которые обязаны сдавать декларацию через интернет (п. 3 ст. 88 НК РФ). Если компания не налогоплательщик или отчитывается на бумаге, она вправе дать электронные либо бумажные пояснения.
Если компания на УСН выставила счет-фактуру, то она обязана перечислить НДС, но налогоплательщиком она не становится. И хотя компания сдает декларацию электронно, пояснения она вправе представить на бумаге.
Формат действует с 24 января 2017 года. Поэтому, если налогоплательщик отвечает на требование в этот день или позже, безопаснее направить пояснения по утвержденному формату. Для этого обновите программу оператора.
Что надо пояснять и что изменилось в формате пояснений по НДС
Компании обязаны давать электронные пояснения на требования, которые налоговики выставляют по основаниям, названным в пункте 3 статьи 88 НК РФ. А именно, если:
- компания подала уточненку, в которой уменьшила НДС к уплате;
- инспекторы обнаружили в декларации ошибки и противоречия.
На камеральной проверке по НДС инспекторы также вправе требовать пояснения о льготах (п. 6 ст. 88 НК РФ). На такое требование можно ответить на бумаге.
- Компания может уточнить КПП контрагента: продавца, покупателя или посредника.
- Формат позволяет пояснить ошибки внутри отчетности самой компании. Например, если не сходятся вычеты в разделах 3 и 8 декларации.
- Нужно заполнять отдельную форму, чтобы пояснить операции, которые программа не нашла в декларации поставщика.
Из-за чего инспекторы направят требования и как пояснить эти ошибки, мы показали в таблицах.
Ответы на требования ИФНС при расхождениях в декларации
Ошибки внутри декларации компании
Расхождения связаны с разными правилами заполнения разделов. Стоимостные показатели в разделах 1–7 округляют до полных рублей, а вычеты в разделе 8 показывают в рублях и копейках. Разница возникла из-за округления
Расхождения возникли из-за разных ставок НДС. Компания исчислила налог с аванса по ставке 18/118, так как не знала, в счет какого товара получила предоплату.
Отгруженные товары облагаются по ставке 10 %. Налог с аванса компания заявила к вычету в сумме, которую заплатила в бюджет (постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 № 10120/10)
В строках 010 разделов 8 компания по ошибке записала код операции 20 по отгрузке товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию), верный код — 19
Компания освобождена от НДС по статье 145 НК РФ, но выставила счет-фактуру. По ошибке вместо раздела 12 организация заполнила налог в разделе 9. Налог к уплате не занижен
Если в декларации нет ошибок, продублируйте сведения из счета-фактуры. Если компания ошиблась, то ответ на требование зависит от того, повлияла ли ошибка на налог.
Ошибка не влияет на НДС. Например, покупатель заявил вычет частично, но написал стоимость товара не полную, а соответствующую вычету. Налог посчитан верно. В пояснениях продублируйте данные из декларации, а ниже запишите полную стоимость товара из счета-фактуры.
Ошибка влияет на НДС. Если покупатель завысил стоимость и от нее посчитал вычет, то подайте уточненную декларацию. Тогда пояснять расхождения не обязательно
Покупатель . Если в декларации все верно, продублируйте реквизиты в ответ на требование. Если есть ошибки, запишите верные значения в строке «Пояснения». Если покупатель ошибочно заявил вычет (например, поставщик аннулировал счет-фактуру), то подайте уточненку.
Поставщик . Если поставщик не оформлял документ, в ответ на требование он выбирает, что не подтверждает счет-фактуру, и заполняет его номер, дату, ИНН/КПП покупателя.
Если поставщик сам неверно заполнил данные в декларации, то дайте пояснения. Запишите реквизиты счета-фактуры из требования, а ниже приведите верные значения. Уточнить можно номер, дату, стоимость продаж, код операции, ИНН/КПП, а также раздел, в котором отражена операция, — 9, 9.1, 10.
Если поставщик забыл включить счет-фактуру в декларацию, подайте уточненку. Тогда пояснения давать не обязательно
Ответ на требование ИФНС о предоставлении пояснений по НДС через программу
Чтобы ответить на требования в программах операторов документооборота «Сверься!» компании «Такском» и «Контур. Экстерн» компании «СКБ Контур», используйте следующие алгоритмы.
Как составить ответ на требование по НДС через программу «Сверься!»
Чтобы ответить на требование в онлайн-сервисе Сверься! компании «Такском», алгоритм действий следующий.
1. Загрузите требование из учетной программы .
Из учетной программы выгрузите на компьютер файл с требованием инспекции в формате xml. Затем в программе Доклайнер:
- зайдите в сервис «Сверка»;
- выберите раздел «Требования ФНС»;
- нажмите «Загрузить файлы»;
- выберите xml-файл требования.
Дождитесь пока файл загрузится в программу. Это может занять до 15 минут в зависимости от размера файла. В нижней части окна отобразятся данные из требования.
Программа распределяет требования по видам:
- расхождения между декларациями;
- данные, которые не найдены у контрагента.
Также программа распределяет расхождения по разделам декларации.
Нажмите на название документа, чтобы просмотреть подробности и предоставить пояснения
Чтобы найти конкретного контрагента, нажмите на кнопку с изображением лупы. Все расхождения с контрагентом можно посмотреть, если нажать на его название.
- Если информация о счете-фактуре не найдена в документах контрагента, отобразится предупреждение: «Счет-фактура не найден у контрагента».
- Ознакомьтесь с расхождениями. Если все ваши данные верны, нажмите «Подтвердите данные».
Если вы нажали эту кнопку по ошибке, действие можно отменить.
Если есть ошибки, нажмите «Дать пояснение».
В столбце «Ваши пояснения» введите корректные данные. Чтобы перейти на следующую строку, нажмите Tab или кликните по ней.
Пояснения также можно отменить.
Если в требовании много разногласий, а пояснения нужны только на несколько из них, введите необходимые пояснения и поставьте галку в пункте «требования, для которых не указывались пояснения, пометить как соответствующие первичным документам» (вверху страницы).
Действие можно отменить, если повторно нажать на этот пункт.
3. Выгрузить файл для отправки
Как только вы поясните все расхождения, вернитесь на страницу «Требования ФНС» по ссылке вверху страницы. Проверьте, что на все расхождения в сведениях предоставлены пояснения, и нажмите «Экспорт ответа».
Сохраните файл на компьютер. Теперь его можно приложить к ответу на требование ИФНС, код документа — 8888.
Как составить ответ на требование по НДС через программу «Контур. Экстерн!»
1. Выберите требование, на которое хотите направить ответ
В Контур. Экстерн перейдите в меню «Новое» > «Требования» > «Все требования»:
В списке выберете требование, на которое хотите направить ответ:
Нажмите на нужное требование. Откроется страница с документооборотом. Кнопка «Загрузить и отправить документы» может потребоваться, если компания захочет отправить в инспекцию копии документов. Сделать это можно после отправки пояснений. Чтобы подготовить пояснения нажмите на кнопку «Заполнить ответ на требование»:
После этого откроется форма ответа на требование.
2. Выберите тип пояснений
В форме ответа представлены 10 разделов — столько, сколько в формате ФНС. Нужно выбрать разделы, которые подходят под требование налоговиков.
Первые семь разделов — поясняют расхождения и возможные ошибки между декларацией поставщика и покупателя в разных разделах декларации. Программа Контур. Экстерн сама перенесет сведения в нужные разделы из требования.
Последние три раздела новые. Их не было в рекомендованном формате:
- невыполненные контрольные соотношения;
- невключенные счета-фактуры;
- пояснительное письмо.
Выберите раздел в зависимости от требования.
Расхождения между декларацией поставщика и покупателя
Если налоговики предполагают ошибки в счетах-фактурах, их нужно пояснить. Выберите разделы с ошибками из первых семи:
После того как вы кликните раздел, программа сама заполнит сведения из требования:
Проверьте счета-фактуры, которые налоговики внесли в требование. Дальнейшие действия зависят от того, есть ли ошибки в документах и декларации.
Ошибок нет. Не изменяйте сведения в форме и не отмечайте строку с верным счетом-фактурой галочкой. Так компания отправит в налоговую данные, что в счете-фактуре и декларации все в порядке.
В реквизитах ошибка. Если в счете-фактуре все верно, но компания ошиблась, когда заполняла декларацию, уточните неверные реквизиты. Для этого просто измените графы с ошибками
Счета-фактуры не должно быть в декларации. Отметьте строку с документом галкой на удаление. Инспекторы получат информацию, что счет-фактура лишний. Одновременно в этом случае подайте уточненку, если занизили сумму налога к уплате.
Поставщик поясняет отсутствие счета-фактуры. По новому формату поставщик должен заполнить отдельные таблицы, если налоговая не нашла в его декларации счет-фактуру. Ответ зависит от того, подтверждает поставщик счет-фактуру или нет.
Поставщик ошибся в реквизитах. В первой таблице введите сведения из счетов-фактур, в которых инспекция нашла ошибки, в ячейки «из требования». Верные значения заполните в ячейках «у меня». Уточнить можно номер, дату счета-фактуры, стоимость продаж, код операции, сведения о покупателе и посреднике, а также раздел, в котором отражена операция – 9, 9.1, 10.
Поставщик не выставлял такой документ. В таблице 2 заполните реквизиты счета-фактуры, если вы не выставляли документ, но контрагент заявил вычеты. Когда инспекторы получат пояснения, это будет означать, что компания не подтверждает счет-фактуру.
Компания не включила документ в декларацию. Подайте вместо пояснений уточненку.
В декларации нарушены контрольные соотношения. Компания должна пояснить расхождения между разделами внутри декларации. Для этого заполняйте отдельную форму.
- В первой графе проставьте номер контрольного соотношения.
- Во второй – краткое текстовое пояснение — не больше 1000 знаков.
Иные пояснения. Формат теперь позволяет отправлять любые текстовые пояснения. Не нужно направлять их через неформализованный документооборот. Таким способом компания сможет по электронке отвечать на любые требования инспекции по декларации НДС. Например, о льготах, расхождениях с другими декларациями и пр.
Когда компания даст пояснения по каждому вопросу из требования, нажмите на кнопку «Контроль и отправка».
Программа проверит формы. После этого нажмите на кнопку «Отправить отчет», затем «Подписать и отправить».
2018-02-01В ходе камеральной проверки декларации НДС, органы ФНС вправе потребовать у налогоплательщика пояснения относительно данных, отраженных в документе. В стать расскажем о том, как правильно составить пояснение в налоговую по НДС и подать его в ФНС, а также разберем распространенные ошибки и ответим на вопросы по теме.
Когда ФНС может затребовать пояснения по НДС
Условия, при которых ФНС вправе затребовать у плательщика пояснения по НДС-декларации, закреплены в действующих законодательных актах. Также нормативные документы регламентируют порядок, сроки и форму предоставления ответа на требование.
Законодательные акты по теме
Ниже в таблице приведены нормативные документы, которые устанавливают правила направления требований и предоставления ответа на них.
№ п/п | Нормативный документ | Описание |
1 | НК (п. 3 ст. 88) | Право сотрудников ФНС требовать у плательщика пояснения по НДС закреплено в положениях НК. Согласно документу, налоговики могут направить запрос на пояснения в случае, если в ходе камеральной проверки декларации выявлены расхождения и противоречия. |
2 | Приказ ФНС №ММВ-7-2/189 от 08.05.15 | Документ утверждает форму, в рамках которой налоговики направляют запрос налогоплательщику. Согласно приказу, ФНС направляет запрос в электронной форме по телекоммуникационным сетям связи. |
3 | Приказ ФНС №ММВ-7-2/149 от 15.04.15 | Согласно приказу, ФНС может направить запрос в ходе камеральной проверки сразу по факту обнаружения расхождений/противоречий. |
4 | ФЗ-130 от 01.05.17 | Федеральный закон утверждает требования, касающиеся формы предоставления пояснений. С 01.01.17 ответ на требование должен быть предоставлен только в электронном виде. |
5 | Письмо ФНС №ЕД-4-15/5752 от 07.04.15 | В письме ФНС утверждает электронный формат пояснений по следующим темам:
|
Основные причины запроса пояснений
Как видим, налоговые органы имеют право на запрос пояснений только в конкретных случаях – при выявлении расхождений, ошибок, неточностей информации, указанной в декларации. На практике налоговики запрашивают пояснения в следующих ситуациях:
- Выявлены арифметические ошибки в расчетах сумм налога, указанных в декларации.
В случае если в декларации неверно указана суммы доходов, расходов, налога к оплате, при чем ошибка допущена в результате арифметических расчетов, то ФНС вправе запросить пояснения в установленном порядке. Читайте также статью: → « ». - Обнаружены несоответствия показателей, отраженных в декларации, с суммами, которые указаны в подтверждающих документах.
Еще одна распространенная причина запросов – расхождения данных декларации с подтверждающими документами. Часть сведений не включена в книгу продаж/покупок, сумма по операции, указанная в декларации, занижена по сравнению со счетом-фактурой – все эти факты являются основаниями для запроса пояснений. - Выявлены расхождения по факту проведения перекрестной проверки.
Если расхождения выявлены в результате сравнения деклараций налогоплательщика и контрагентов, а также по факту перекрестной проверки подтверждающих документов, то ФНС вправе потребовать разъяснения в установленном порядке. - Плательщик подал уточненную декларацию, сумма налога в которой уменьшена по сравнению с первоначально поданным документам. Налоговик вправе запросить пояснения с расчетом и документами, на основании которых плательщиком снижена сумма налоговых обязательств.
Помимо пояснений НДС-декларации, налоговики нередко дают запросы относительно уточнения данных, указанных в декларации по налогу на прибыль.
Как и в ситуации с НДС, в случае подачи «уточненки» с суммой налога в сторону уменьшения, ФНС вправе запросить пояснения и документы. Кроме того, органы ФНС запрашивают обоснования в случае подачи «убыточной» декларации. Справедливости ради отметим: если Вы подали «уточненку» с уменьшением налога или предоставили декларацию с убытками, то ФНС запросит у Вас пояснения практически в 100% случаев. Действия ФНС в подобных ситуациях объясняются просто.
Во-первых, убытки, отраженные в декларации, могут быть фиктивными с целью снижения налоговых обязательств. Поэтому фискальная служба имеет все основания запросить документы, подтверждающие доходы и расходы, а также затребовать у плательщика письменное пояснение. Что касается «уточненки», уменьшающей налог, то налоговики в данной ситуации также вправе получить письменные обоснования и документы.
Шаг 1. Прием требования от ФНС
Первый шаг в процедуре составления и отправки пояснения – прием требования от ФНС. Согласно нормативным документам, налоговики направляют требование в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Факт приема требования подтверждается квитанцией, которую налогоплательщик отправляет в ответ на запрос ФНС.
Будьте внимательны: Вы обязаны принять требование и отправить квитанцию не позднее 6-ти рабочих дней с момента ее поступления. То есть если Вы получили запрос 17.07.17 (понедельник), то принять его и отправить ответную квитанцию Вы должны не позже следующего понедельника (24.07.17). В случае просрочки ФНС имеет все основания для того, чтобы заблокировать банковские счета организации и запретить переводы денежных средств в любой форме.
Шаг 2. Уточнение кода ошибки
Согласно действующему законодательству, требование ФНС направляется налогоплательщику с указанием кода выявленной ошибки. Код присваивается в соответствие со следующей классификацией:
- При выявлении расхождений с контрагентами укажите код ошибки «1». К ошибкам применяется подобная классификация в случаях, если:
- контрагент не указал в декларации отраженную Вами запись;
- партнер передал «нулевую» декларацию, при этом Вами предоставлены данные о наличии операций с контрагентом;
- поставщик/покупатель не предоставил декларацию, поэтому возможность сопоставления данных отсутствует.
- Расхождения между разделами 2 и 3 декларации классифицируются по коду «2».
- В случае, если ФНС выявило несоответствие данных, указанных в разделах 10 и 11 декларации, то плательщику будет направлено требование с кодом «3». Как правило, ошибки с кодом «3» связаны с отражением посреднических операций.
- Если ФНС выявило иную ошибку, не подлежащую вышеуказанной классификации, то требование будет направлено с кодом «4». При этом в скобках будет указан номер строки, в которой обнаружено расхождение.
Шаг 3. Изучение документов и расчетов, связанных с требованием.
После приема требования и отправки квитанции изучите текст требования, после чего перейдите к анализу документов и расчетов, которые привели к ошибкам и расхождениям. В зависимости от текста запроса и указанного кода возможны следующие действия со стороны налогоплательщика:
- Если ФНС выявила арифметические ошибки в определении суммы налога, необходимо провести дополнительный пересчет сумм для того, чтобы подтвердить допущенную ошибку.
- Допустим, налоговики выявили расхождения с контрагентами. В таком случае первым шагом будет запрос акта сверки, данные которого необходимо сравнить с первичными документами, выданными контрагентом и полученными от него. На основании сверки Вы сможете либо выявить собственные ошибки, либо обнаружить неточности партнера (неправильно выписан счет-фактура, сумма операции в учете не соответствует первичным документам, т.п.).
- Одно из наиболее распространенных оснований для запроса – расхождение в данных декларации (сведения книги покупок и книги продаж). Для уточнения причин расхождений Вам потребуется поднять первичную документацию и проверить корректность внесения данных. Причиной расхождений может быть неверно внесенная сумма по документу (сумма по счету не соответствует указанным в декларации данным) либо отсутствие информации по какой-либо операции (данные счета-фактуры не внесены в декларацию).
Шаг 4. Составление ответа на требование.
После того, как причина ошибки выявлена, составьте ответ на требование в произвольной форме, с указанием обязательных реквизитов (данные органа ФНС, наименование и адрес плательщика). В тексте пояснения дайте четкий и краткий ответ, касающийся причин расхождений. Факты, указанные в пояснении, подкрепляйте документами (в тексте целесообразно указывать номера счетов-фактур, актов сверок, т.п.).
Ниже предоставлен примерный образец заполненного пояснения.
Руководителю ИФНС РФ №34
г. Тула Свиридову С.Д.
от ООО «Карнавал»
ИНН 8574123654
КПП 412536874
Юридический адрес:
г. Тула, ул. Садовая, д.4
р/с 741368451284125
в Банке «Столичный»
к/с 854168451284133
БИК 884411856.
Исх. №18-5 от 17.07.17
на вх. №74/5-15 от 12.07.17
ОТВЕТ НА ТРЕБОВАНИЕ
о предоставлении пояснений
В ответ на требование о предоставлении пояснении по декларации НДС за 2 кв. 2017, сообщаем следующее:
расхождение, выявленное в сумме 124.330 руб., обусловлено внереализационным доходом, полученным ООО «Карнавал» во 2 кв. 2017, в том числе:
- 000 руб. – просроченная кредиторская задолженность с учетом НДС;
- 330 руб. – проценты по выданным займам.
Сумма внереализационного дохода (124.330 руб.) отражена декларации по налогу на прибыль за 2 кв. 2017 (приложение 1 к листу 02, строка 100). Согласно НК (п. 3 ст. 149, п.1 ст. 146) данная сумма не учитываются при расчете налогооблагаемой базы НДС, поэтому в декларации НДС сумма не отражена.
Генеральный директор ООО «Карнавал» ______________ Серпухов Д.К.
Шаг 5. Передача пояснения в ФНС.
После того, как пояснение составлено, ответ следует передать ФНС. В связи с изменениями в законодательстве, с 01.01.17 ответ на требование передается только в электронном виде по телекоммуникационным сетям связи. То есть если Вы получили запрос после 01.01.17, то ответ на него Вы можете передать только в электронном формате через спецоператора связи. Отправить пояснение необходимо не позже 5-ти дней с момента отправки Вами квитанции о его получении.
Ответственность за непредоставление пояснения
Изменения в законодательстве коснулись не только формата предоставления пояснений расхождений, обнаруженных в ходе камеральной проверки, но и ответственности, предусмотренной за нарушение порядка предоставления ответа. Итак, если Вы нарушили срок подачи ответа (5 дней с момента отправки квитанции), то в данной ситуации предусмотрен штраф в размере 5.000 руб. В случае, если порядок нарушен повторно в течение года, то сумма штрафа возрастает до 20.000 руб.
Штраф будет взыскан как в случае просрочки подачи пояснения, то и в ситуации, когда ответ не предоставлен вообще.
Распространенные ошибки при составлении
Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки, допускаемые при составлении пояснения по декларации НДС.
Ошибка №1. Ответ предоставлен на бумажном носителе.
До вступления в силу законодательных изменений, то есть до 01.01.17, плательщик мог выбрать форму предоставления ответа на требование – электронную или бумажную. После 01.01.17 ФНС принимаются только электронные ответы, пояснения, предоставленные на бумаги, считаются недействительными.
Ошибка №2. Срок предоставления ответа истекает через 5 дней после его отправки ФНС.
Точкой отчета срока предоставления ответа является день принятия требования (день отправки квитанции). То есть с момента отправки ФНС запроса плательщику дается максимум 11 рабочих дней на его принятие, а также на составление и отправку ответа: 6 дней – прием требования плюс 5 дней – отправка пояснения.
Ошибка №3. ФНС направляет запросы в течение 30 дней с момента подачи декларации.
Рубрика “Вопрос – ответ”
Вопрос №1. ООО «Сателлит» получило требование по пояснению ошибок, которые привели к занижению налоговой базы НДС. После сверки документов и перерасчетов, проведенных «Сателлитом», наличие ошибки подтвердилось, то есть фирма действительно занизила сумму налога к оплате. Каким образом «Сателлиту» необходимо откорректировать сумму налога? Как правильно составить ответ на требование?
В данном случае «Сателлиту» необходимо подать уточненную налоговую декларацию с указанием корректной суммы налога к оплате. Пояснение на требование предоставлять не нужно. Срок подачи «уточненки» – 5 дней с момента отправки квитанции о приеме требования.
Вопрос №2. В ходе проверки ФНС выявлены расхождения между данными декларации ООО «Курс» с информацией, указанной контрагентом. 12.07.17 «Курсу» направлено требование. В ходе изучения документов бухгалтером «Курса» выявлено, что счет-фактура, указанная в декларации контрагента, «Курсом» фактически выставлена не была (операция отсутствует). Как бухгалтеру «Курса» правильно составить ответ на требование?
Факт неподтвержденной сделки необходимо отразить в таблице, форма которой утверждена приказом ФНС (ММВ-7-2/189 от 08.05.15). В таблице следует указать сумму операции, которая не подтверждается, данные контрагента (ИНН), дату и номер счета-фактуры.