Эпохи в истории по порядку. Какие есть эпохи
Хронология (от греч. χρόνος - время и λόγος - учение) - наука об измерении времени, вспомогательная историческая дисциплина , которая изучает способы счисления времени различных народов в разные исторические периоды. Её цель - дать историку верные сведения о времени исторических событий или определить точные даты .
Сегодня мы знаем, что великий историк Древней Греции Геродот жил в 484-425 гг. до н. э., в 490 г. до н. э. были разбиты персидские войска при Марафоне, Александр Македонский умер в 323 г. до н. э., 15 марта 44 г. до н. э. был убит Гай Юлий Цезарь, в I в. до н. э. творили Вергилий и Гораций. Как же устанавливается, когда именно происходили события, столь отдаленные от нас? Ведь даже дошедшие до нас исторические источники нередко не имеют даты. А от более удаленных эпох письменных источников не сохранилось.
Историческая хронология обладает различными методиками, позволяющими вполне достоверно установить дату исторического события. Основное условие установления достоверной даты источника - комплексный подход, т. е. использование данных палеографии, дипломатики, лингвистики, археологии и, безусловно, данных астрономической хронологии. Если при датировке исторического факта не учитывать все компоненты исследования - ошибка неизбежна. Это обусловливает трудности установления хронологии древней истории.
Для измерения времени использовались повторяющиеся в природе явления: периодическая смена дня и ночи, смена лунных фаз и смена времен года. Первое из этих явлений определяет единицу времени - сутки; второе - синодический месяц, средняя продолжительность которого равна 29,5306 сут; третье - тропический год, равный 365,2422 сут. Синодический месяц и тропический год не содержат целого числа солнечных суток, поэтому все эти три меры несоизмеримы. Попытка хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год приводили к тому, что в разные эпохи были созданы три типа календарей - лунные (в их основе лежала продолжительность синодического месяца), солнечные (основанные на продолжительности тропического года) и лунно-солнечные (сочетавшие оба периода). Они стали основой лунно-солнечного календаря.
В каждой стране в древности были свои способы летоисчисления и, как правило, отсутствовала единая эра, т. е. счет лет от определенного события. В государствах Древнего Востока год обозначался по выдающимся событиям: строительству храмов и каналов, военным победам. В других странах счет времени шел по годам правления царя. Но такие записи были не точны, так как отсутствовала последовательность фиксации событий истории страны в целом; иногда эти записи и вовсе прекращались вследствие военных или социальных конфликтов.
Но и эти древние записи соотнести с современной хронологией можно только в том случае, когда удается их связать с точно датируемым (чаще всего астрономическим) явлением. Наиболее достоверна хронология, проверяемая по солнечным затмениям. Так, например, на этой базе все события истории Передней Азии, начиная с 911 г. до н. э., датируются наиболее точно, ошибка, как правило, не превышает 2 лет.
Хронология Древнего Египта велась по записям правления фараонов, начиная с эпохи Раннего царства 21-28 вв. до н. э. Однако в этих записях, как и в царских списках Месопотамии, очень много неточностей, ошибки иногда достигают 300 и более лет. Египетский историк Манефон, живший в конце 4 в. до н. э., тщательно изучил и во многом уточнил списки фараонов Древнего Египта по материалам архивов фараонов, и его хронологией в мировой исторической науке пользуются до сих пор.
То же самое можно сказать и о хронологии Древнего Китая. В Китае, как в Египте, Греции и Риме, создавались специальные исторические труды, где обязательно давались хронологические сведения. Выдающийся историк Древнего Китая Сыма Цянъ написал «Исторические записки».
В своем труде большое внимание он уделил хронологии, дал хронологические рамки истории Древнего Китая - от легендарной даты сотворения мира до конца II в. до н. э. Однако он не указал источники и основания датировок событий, почему датировки и не могут быть признаны безусловно надежными.
Наиболее достоверные хронологические системы древности - счет лет в греческой и римской истории. В Греции существовала общегреческая система летоисчисления по Олимпиадам. По преданию, первая Олимпиада состоялась в 776 г. Затем Игры последовательно проводились каждые четыре года. Связь датировки и событий греческой истории прослеживается и с датировкой правления архонтов - должностных лиц в Афинах (эти записки частично сохранились до наших дней).
Достоверность греческой хронологии можно считать доказанной при условии постоянного сопоставления данных разных исторических источников, результатов археологических раскопок, нумизматического материала. Так, например, благодаря методу сопоставительного анализа установлено, что Александр Македонский умер в 114-ю Олимпиаду, т. е. в 323 г. до н. э.; через год после его смерти скончался его учитель великий философ античности Аристотель (384-322 до н. э.).
Хронология Рима тоже имеет свою определенную точку отсчета. Римская эра начинается с 753 г. до н. э. - с легендарной даты основания Рима. Археологические раскопки недавнего времени подтвердили эту дату. Но еще в I в. до н. э. римский историк Марк Теренций Варрон применил метод сопоставительного анализа греческих датировок по архонтам и Олимпиадам с римскими датировками по консулам. Таким образом он вычислил год основания Рима, отнеся его к третьему году шестой Олимпиады (754-753 до н. э.).
В 46 г. до н. э. в Риме Юлий Цезарь принял солнечный календарь, разработанный александрийским астрономом Созигеном. В новом календаре три года подряд содержали 365 сут (простые годы), а каждый четвертый (високосный) - 366. Новый год начинался с 1 января. Продолжительность года составила 365 сут, 6 ч, т. е. была на 11 мин 14 с длиннее тропического. Этот календарь, получивший название юлианского, был признан обязательным для всех христиан на Никейском вселенском соборе в 325 г.
Новая попытка создания системы летоисчисления была предпринята только в IV в. н. э. Дионисий Ничтожный (он был прозван так за свой маленький рост) предложил начать новое летоисчисление от даты рождения Иисуса Христа, считая днем рождения Христа 25 декабря 753 г. от основания Рима.
Новая эра была далеко не сразу признана в мире. Долгое время отсчет здесь сосуществовал с отсчетом от «сотворения мира»: 5508 г. до н. э. - по датировке восточной христианской церкви. Мусульманская эра и сейчас начинается от даты путешествия Мухаммеда пророка из Мекки в Медину (622 н. э.) - по мусульманскому календарю ныне идет только XIV век.
Постепенно летоисчисление с начала нашей эры (от условной даты рождения Иисуса Христа) было принято большинством народов мира.
Но разница между тропическим и календарным годами постепенно увеличивалась (каждые 128 лет на 1 сут) и к концу VI в. составила 10 дней, в результате чего весеннее равноденствие стало приходиться не на 21 марта, а на 11. Это осложняло расчеты церковных праздников, и тогдашний глава католической церкви папа римский Григорий XIII провел в 1582 г. реформу юлианского календаря по проекту врача и математика Алоизио Лилио. Специальная папская булла предписывала после четверга 4 октября пропустить в счете 10 суток и следующий день считать пятницей 15 октября. Для того чтобы в будущем день равноденствия не перемещался, предписывалось из каждых четырехсот юлианских календарных лет исключать 3 дня, поэтому изменялась и система високоса. Из «вековых» годов високосными оставались те, у которых первые две цифры делились на 4 без остатка - 1600, 2000, 2400 и т. д. Григорианский календарь точнее юлианского; разница в одни сутки набегает в нем за 3280 лет. В течение XVI-XVIII вв. он был принят в большинстве европейских стран.
Календарь древних славян был лунно-солнечный; счет дней в нем в пределах месяцев начинался от новолуния. Два года имели по 354 дня (12 лунных месяцев по 29 и 30 дней), а третий год - 384 дня (354 + 30). Начало года приходилось на весеннее новолуние (около 1 марта). Названия месяцев были связаны со сменой сезонов и сельскохозяйственными работами: травень (когда прорастала первая весенняя трава), серпень (время жатвы), листопад, студень и т. д. С введением христианства православная церковь приняла юлианский календарь и эру от «сотворения мира» («сотворение мира» церковь, согласно византийской традиции, приурочила к 5508 г. до Рождества Христова). Новый год (с 1492 г.) начинался 1 сентября. Такая система счисления времени продержалась до конца 17 в., когда Петр I провел реформу календаря. Он перенес начало года на 1 января и ввел эру от Рождества Христова. Сейчас она принята в исторической науке и называется новой эрой (н. э.).
Введение общепринятой эры и январского начала года облегчало для России торговые, научные и культурные связи. Однако сохранялся юлианский календарь, и уже в XIX в. Россия почувствовала серьезные неудобства из-за календарной изолированности. В частном порядке григорианский календарь употреблялся в министерствах иностранных дел, финансов, путей сообщения, внутренних дел, на коммерческом и военном флоте, а также на астрономических метеорологических службах. Против григорианского календаря выступали правительство и православная церковь, так как ее каноны и учет хронологических циклов были связаны с юлианским календарем.
Реформа календаря была проведена после Октябрьской революции 1917 г. Декрет Совнаркома определил, что после 31 января 1918 г. следует считать не 1 февраля, а 14 февраля. Теперь у нас Новый год отмечается два раза: 1 января по новому стилю и 13 января по старому стилю.
Развитие хронологии продолжается на основе системного использования достижений археологических, палеографических, лингвистических и других методов исследования, что в конечном итоге позволит уточнить до сих пор спорные датировки истории многих стран.
Редукция дат
- 1. Перевод дат византийской эры.
- а) Даты сентябрьского года. Если событие приходится на месяцы с января по август, следует вычитать 5508 лет; если событие приходится на месяцы с сентября по декабрь, следует вычитать 5509 лет.
- б) Даты мартовского года. Если событие приходится на месяцы с марта по декабрь, следует вычитать 5508 лет, а если на январь и февраль - вычитать 5507 лет.
- 2. Перевод дат с юлианского календаря на григорианский.
- а) Даты переводятся прибавлением к числу месяца:
- 10 дней для XVI в. (с 1582 г.) - XVII в.,
- 11 дней для XVIII в. (с 1 марта 1770 г.),
- 12 дней для XIX в. (с 1 марта 1800 г.),
- 13 дней для XX в. (с 1 марта 1900 г.) - XXI в.,
- 14 дней для XXII в. (с 1 марта 2100 г.).
- б) В XXI в. разница между юлианским и григорианским календарями составит 13 дней, как и в 20 в., так как 2000 г., которым заканчивается XX в., будет високосным и по юлианскому и григорианскому календарю. Разница увеличится только в XXII в.
- в) Изменяется число дней при переводе дат с юлианского на григорианский календарь за счет дополнительного дня, которым оканчивается февраль високосного года (29 февраля), поэтому разница увеличивается с 1 марта.
- г) Века заканчиваются годами с двумя нулями на конце, и следующий век начинается с 1-го года - 1601, 1701, 1801, 1901, 2001 (3-е тысячелетие) и т. д.
- а) Даты переводятся прибавлением к числу месяца:
Годы до новой эры.
4 тыс. лет. Объединение мелких государств в долине Нила. Первая пирамида. Шумеро-Аккадское царство в Месопотамии. Изобретение клинописи. В долине Инда возникает хараппская цивилизация. В долине Хуанхэ разводят шелковичного червя, выплавляют бронзу; возникает узелковое и рисуночное письмо.
2,5-2 тыс. лет. Минойская цивилизация. Ассирийское государство со столицей в Ниневии. Финикийцы создают буквенное письмо, открывают путь в Красное море. Трипольская земледельческая культура в Приднепровье.
2 тыс. лет. Арийские племена проникают в Индию, а греки-ахейцы - в Элладу.
1,5 тыс. лет. В Китае возникает государство Шан (Инь).
1400 г. Исход евреев из Египта под водительством Моисея.
Ок. XV в. Отделение праславянских племен от индоевропейского единства.
XV-XIII вв. Период Ахейской Греции.
1300-1200 гг. Хетты открывают способ получения железа. 970-940 гг. Правление царя Соломона, постройка Иерусалимского храма.
IX-VIII вв. Первые упоминания о государстве персов.
800 г. Основание финикийцами Карфагена.
776 г. Первые Олимпийские игры.
753 г. Легендарная дата основания Рима.
660 г. Первый император Японии.
560 г. Рождение Будды.
551 г. Рождение Конфуция.
489 г. - IV в. н. э. Государство Великая Армения.
461 г. «Золотой век» Перикла в Греции. Строительство Парфенона.
334-325 гг. Завоевания Александра Македонского на Востоке.
317-180 гг. Империя Маурьев в Индии.
264-146 гг. Три Пунических войны Рима с Карфагеном и разрушение Карфагена.
246 г. Начало строительства Великой Китайской стены.
146 г. Подчинение Греции Риму.
73-71 гг. Восстание римских рабов под предводительством Спартака.
49-44 гг. Диктатура Юлия Цезаря в Риме.
6 г. до н.э. - 4 г. н. э. Вероятная дата рождения Иисуса Христа.
Годы новой эры.
I век. Возникновение христианства.
Ок. 29 г. Распятие Иисуса Христа по приказу римского прокуратора Понтия Пилата.
I-II вв. Первые упоминания о славянах у античных авторов.
132-135 гг. Начало рассеяния евреев по всему миру.
164-180 гг. Чума опустошает Римскую и Китайскую империи.
III-IX вв. Цивилизация майя в Америке.
395 г. Разделение Римской империи на Восточную и Западную.
IV-V вв. Введение христианства в Грузии и Армении.
476 г. Падение Западной Римской империи.
Начало Средневековья.
482 г. Крещение франков. Первое королевство франков.
570 г. Рождение Мухаммеда, основателя ислама.
630 г. Образование арабского государства.
Конец VII в. Образование Болгарского государства.
711-720 г. Завоевание арабами Испании.
732 г. Битва при Пуатье. Остановлено продвижение арабов в Европу.
VIII- X вв. Хазарский каганат.
г. Первые летописные сведения о Новгороде.
г. Легендарная дата основания Киева.
IXв. Образование Киевской Руси.
Конец IX - начало X в. Образование Чешского государства.
Xв. Образование Древнепольского государства.
1054 г. Разрыв между православием и католичеством.
1096-1099 гг. Первый крестовый поход.
1136-1478 гг. Новгородская феодальная республика.
1147 г. Первое упоминание о Москве.
1206-1227 гг. Время правления Чингисхана. Возникновение государства монголов.
1236-1242 гг. Татаро-монгольское нашествие на Русь и страны Европы.
1242 г. Разгром Александром Невским немецких рыцарей на Чудском озере.
Сер. X в. - 1569 г. Великое княжество Литовское и Русское.
1325 г. Основание царства ацтеков в Мексике.
1348-1349 гг. Чума уносит половину населения Англии.
1370-1405 гг. Правление великого эмира Тимура-завоевателя.
1378 г. Победа московского войска над татарами на реке Воже.
1380 г. Куликовская битва - разгром татар под руководством Дмитрия Донского.
1389 г. Битва на Косовом поле (разгром сербов турками).
1410 г. Разгром Тевтонского ордена польско-литовско-русской ратью (Грюнвальд).
1431 г. Сожжение Жанны д’Арк по приговору инквизиции.
1445 г. Библия Гуттенберга. Начало книгопечатания в Европе.
1453 г. Падение Константинополя и Византии под ударами турок.
1478 г. Начало инквизиции в Испании.
1480 г. «Стояние на Угре». Окончание татаро-монгольского ига.
1492 г. Изгнание арабов из Испании. Открытие Америки Колумбом.
1517 г. Мартин Лютер выступает против власти пап. Начало Реформации.
1531-1533 гг. Завоевание Писарро государства инков.
1533-1584 гг. Правление Ивана Грозного.
24 августа 1572 г. Варфоломеевская ночь (резня гугенотов во Франции).
1588 г. Гибель «Непобедимой Армады» (испанского флота).
1596 г. Брестская уния. Образование греко-католической («униатской») церкви. 1604-1612 гг. «Смутное время».
г. Освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского.
г. Избрание Михаила Романова на царство.
1620 г. «Отцы-пилигримы» основывают колонию за океаном, в Новой Англии.
Начало буржуазной революции в Англии считается началом Нового времени.
1640 г. Начало буржуазной революции в Англии. 1644 г. Маньчжуры овладевают Китаем.
1654 г. Решение о переходе Украины под власть царя России (Переяславская рада).
1667-1671 гг. Крестьянская война под руководством Степана Разина.
1682-1725 гг. Царствование Петра I.
1701-1703 гг. Война за испанское наследство. Усиление Англии на море.
27 июня 1709 г. Полтавская битва.
1762-1796 гг. Царствование Екатерины И.
1773-1775 гг. - Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева.
1775-1783 гг. Война за независимость американских колоний. Образование США.
24 июля 1783 г. Георгиевский трактат о переходе Грузии под защиту России.
14 июля 1788 г. Взятие Бастилии и начало Французской революции.
1793-1795 гг. Присоединение Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии к России.
1812 г. Вторжение армии Наполеона в Россию. Бородинская битва.
1815 г. Поражение Наполеона в битве при Ватерлоо.
1837 г. Воцарение в Англии королевы Виктории.
1853-1856 гг. Крымская война. Оборона Севастополя.
19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права в России.
1861-1865 гг. Гражданская война в США между Севером и Югом. Отмена рабства.
1862 г. Объединение Германии Бисмарком.
1867 г. Создание двуединой Австро-Венгерской империи.
1877-1878 гг. - Русско-турецкая война, освобождение болгар, сербов, румын.
1896 г. Коронация Николая П. Катастрофа на Ходынском поле.
1904-1905 гг. Русско-японская война. Гибель «Варяга», падение Порт-Артура.
г. «Кровавое воскресенье». Начало революции в России. Манифест 17 октября.
г. Первая Государственная Дума.
1911-1913 гг. Революция в императорском Китае.
1914 г. Убийство эрцгерцога Фердинанда и начало Первой мировой войны.
1917 г. Февральская революция в России, свержение самодержавия.
1917г. Победа Октябрьской революции в Петрограде. Образование РСФСР.
1417 г. Образование Украинской Народной и Советской республик.
1918г. Революция в Германии, образование независимых Польши и Чехословакии.
1918 г. Окончание Первой мировой войны. Начало Гражданской войны в России.
1919г. Версальский мирный договор между союзниками и Германией.
1919-1923 гг. Кемалистская революция в Турции, крушение Османской империи.
30 декабря 1922 г. Образование СССР.
1929 г. Начало коллективизации в СССР. Мировой экономический кризис.
1931-1933 гг. Великий голод в СССР.
30 января 1933 г. Установление диктатуры нацистов в Германии.
1436-1939 гг. Мятеж генерала Франко и гражданская война в Испании.
1437-1938 гг. Массовые репрессии в СССР.
г. «Хрустальная ночь» (резня евреев в Германии).
г. Пакт Молотова-Риббентропа. Начало Второй мировой войны.
22 июня 1941 г. Нападение Германии на СССР.
г. Битва под Москвой - первое поражение вермахта
г. Подписание декларации 26 государств о борьбе против Германии.
1442-1943 гг. Битва под Сталинградом. Бои в Северной Африке.
г. Курская битва. Высадка союзных войск в Италии.
г. Высадка союзных войск в Нормандии.
8-9 мая 1945 г. Безоговорочная капитуляция Германии.
1945 г. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны.
1445-1946 гг. Нюрнбергский процесс над нацистскими военными преступниками.
1947 г. Принятие США «Плана Маршалла».
1448 г. Провозглашение государства Израиль.
1949 г. Образование НАТО. Провозглашение ГДР, ФРГ, КНР.
1950-1953 гг. Война в Корее.
1955 г. Заключение Варшавского договора.
4 октября 1957 г. Запуск в СССР первого искусственного спутника Земли.
12 апреля 1961 г. Первый полет человека в космос. Ю. А. Гагарин (СССР).
1961-1973 гг. Война во Вьетнаме.
1966-1976 гг. «Культурная революция» в Китае.
1968 г. Вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию.
21 июля 1969 г. Первый человек на Луне (Н. Армстронг, США).
1975 г. Хельсинское соглашение по безопасности и сотрудничеству в Европе.
1980-1988 гг. Ирано-иракская война.
1985 г. Начало «перестройки» в СССР.
26 апреля 1986 г. Авария на Чернобыльской АЭС.
1991 г. Референдум о судьбе СССР (70 % - за сохранение Союза). Путч ГКЧП.
г. Беловежские соглашения и распад СССР.
1991-1992 гг. Распад Чехословакии, Югославии.
г. Начало «шоковой терапии» в России.
1994 г. Начало войны в Чечне.
г. Союз России и Беларуси. Вывод российских войск из Чечни.
г. Обвальное падение рубля (дефолт) в России.
г. Бомбардировка Югославии авиацией НАТО. Операция «Буря в пустыне».
г. Отставка Б. Н. Ельцина. Его преемник - В. В. Путин.
г. Избрание В. В. Путина Президентом РФ.
11 сентября 2001 г. Грандиозный теракт в Нью-Йорке. Тысячи погибших.
г. Вторжение войск США и союзников в Ирак. Падение режима Хусейна.
г. «Оранжевая революция» в Украине.
г. Катастрофическое цунами в Индонезии. Ураган «Катрина» в США.
г. Кризис власти в Украине.
Некоторые исторические династии
Начиная с легендарного Дзимму, потомка богини солнца Аматерасу, вступившего на престол 11 февраля 660 года до н. э., в Японии сменилось 134 императора.
Начиная с Апостола Петра, первого епископа Рима, казненного около 65 года, на Святейшем престоле сменилось 344 папы, из которых 39 не признаны («антипапы»).
Первобытное общество – от появления первых предков человека до возникновения городов, государств и письменности. Этот период еще называют доисторическим, но я с этим не согласна: раз появился человек, значит, началась и история человечества, пусть даже мы узнаем о ней не через письменные источники, а посредством различных археологических находок. В это время человек освоил земледелие и скотоводство, начал строить дома и города, зародилась религия и искусство. А это уже история, пусть и первобытная.
Древний мир – от первых древних государств, до падения Западной Римской империи (5,5 тыс. лет назад – V век нашей эры) . Цивилизации Древнего Востока, Античная Греция и Древний Рим, Древняя Америка. Удивительное время, в которое появилась письменность, зародилась наука, новые религии, поэзия, архитектура, театр, первые представления о демократии и правах человека, да разве всё перечислишь!
Средневековье (V –XV вв) – от падения Западной Римской империи в конце античной эпохи, до Великих географических открытий, изобретения книгопечатания. Феодальные отношения, инквизиция, рыцари, готика – первое что всплывает в памяти при упоминании средних веков.
Новое время (XV в – 1914 г) – от Великих географических открытий до начала I мировой войны. Период Ренессанса в науке и культуре, открытие испанцами Нового Света, падение Константинополя, Английская и Французские революции, Наполеоновские войны и многое другое.
Новейшее время - период в истории человечества (с 1914 года и по настоящее время).
Другие подходы разделения истории человечества на периоды:
– формационный , в зависимости от общественно-экономического строя: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (то, что нам вбивали в школе);
– по способам производства: аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество;
- по уровню развития материальной культуры: первобытный период, архаический период, тёмные века, античность, средневековье, возрождение, новое время, современность;
– по периодам правления выдающихся правителей;
– по периодам исторически-значимых войн;
С хронологической точки зрения история делится на первобытную, древнюю, средневековую, новую, новейшую. Эта периодизация, в основных чертах принятая в 19 в., подходит только для Западной Европы.
История первобытного общества охватывает период с момента возникновения человека 2,5-1 млн. лет назад (см. ст. Антропосоциогенез) до образования первых государств в Азии и Африке (рубеж 4-3 тыс. до н. э.). При этом в других частях света эпоха первобытности продолжалась значительно дольше. По археологической периодизации, опирающейся на различия в материале и внешнем виде орудий труда, история первобытного общества разделяется на ряд эпох: ранний (окончился ок. 100 тыс. лет назад), средний (ок. 40 тыс. лет назад) и поздний (ок. 10 тыс. лет назад) палеолит, мезолит (8 тыс. лет назад) и неолит (5 тыс. лет назад; в его рамках выделяют также энеолит). Затем следуют бронзовый век (до 1 тыс. до н. э.) и железный век, когда первобытные общества соседствуют с первыми цивилизациями. Для каждого региона временные рамки эпох существенно меняются. В первобытном обществе не было чётко выраженных социальных и имущественных различий, господствовал родоплеменной строй (см. ст. Род, Племя).
История Древнего мира изучает существование древнейших цивилизаций (Древний Восток, Греция Древняя, Рим Древний) с момента возникновения до 5 в. н. э. Концом эпохи Древнего мира традиционно считается год падения Западной Римской империи (476 г.). Однако эта хронологическая грань не имеет значения для других цивилизаций (см. ст. Китайская цивилизация, Мезоамерики цивилизации). При существенных различиях в типах государственного устройства (от восточной деспотии до полисного строя) в большинстве древних обществ господствовало рабовладение (см. ст. Рабство).
История Средних веков затрагивает 5-15 вв., концом европейского Средневековья считается открытие Америки X. Колумбом (1492 г.). Средневековое европейское общество существовало в условиях феодализма. Сам термин «Средние века» впервые использовал итальянский гуманист Ф. Бьондо (1392-1463) для обозначения периода между Античностью и Ренессансом. Европейское Средневековье делится на Раннее (5-10 вв., т. н. Тёмные века), Высокое (11-13 вв.) и Позднее (14-15 вв.).
Новой историей называют период 16 - кон. 18 в. Хронологическим рубежом, отделяющим Новое время от последующей эпохи, одни учёные считают начало Великой французской революции 1789-1799 гг, другие - окончание Первой мировой войны 1914-1918 гг. Европейское Новое время ознаменовалось эпохами Великих географических открытий и Ренессанса, распространением книгопечатания, Реформацией, Контрреформацией и первой общеевропейской войной (см. ст. Тридцатилетняя война). Важнейшим процессом Нового времени стало формирование национальных государств. Характерной для этой эпохи формой правления был абсолютизм. Новейшая история, по мнению одних, охватывает период с 1789 г. до окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг., а по мнению других - с 1918 г. по настоящее время. Европейская цивилизация вступила в индустриальную эпоху, характеризующуюся господством капитализма, мировыми войнами, началом колониализма к колониальной системы падением. Господствовавшей формой государственного устройства стала республика или конституционная монархия.
Современная история ведёт свой отсчёт с окончания Второй мировой войны. Некоторые учёные считают эту эпоху составной частью Новейшей истории, другие исследователи выделяют в самостоятельный период развития человечества - постиндустриальную цивилизацию. Для неё характерны процессы информационной революции и глобализации, появление постиндустриального общества (см. ст. Постиндустриального (информационного) общества теория), «холодная война» и крах социалистического лагеря, масштабное загрязнение окружающей среды, борьба с международным терроризмом.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Департамент по культуре и туризму Томской области ОГОАУ СПО «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций» Презентация по предмету «История хореографического искусства» специальность НХТ; вид: «Хореографическое творчество». Тема: хронология исторических эпох в искусстве Выполнила Масловская Н.А. преподаватель хореографических дисциплин Томск 2015
2 слайд
Описание слайда:
Цель: знакомство с хронологией исторических эпох в искусстве Задачи: рассмотреть эпохи в хронологическом порядке; дать характеристику каждой эпохе; опосредованное знакомство с историческими личностями; расширение познавательного потенциала студентов
3 слайд
Описание слайда:
Существуют определенные эпохи, которые охватывают конкретные временные промежутки. Их названия были придуманы совсем недавно, после того как человек смог посмотреть в ретроспективу, оценить и разделить на этапы прошедшие события. Екатерина I Петр II Анна Иоановна Иван VI Елизавета Петровна Петр III Елизавета Петровна
4 слайд
Описание слайда:
Почему существует историческая хронология? Данный прием был разработан исследователями неспроста. Во-первых, каждый отдельный период характеризуется особыми культурными направлениями. Для каждой эпохи свойственно свое мировоззрение, мода, структура общества и многое другое. Рассматривая эпохи человечества по порядку, можно также обратить внимание на то, что для каждой из них характерны отдельные виды искусства. Это и музыка, и живопись, и литература.
5 слайд
Описание слайда:
Античный период. Историю первобытного общества мы опустим, так как единой идеологии в то время, религии или хотя бы системы письменности попросту не существовало. Поэтому, когда рассматриваются эпохи человечества по порядку, начинают именно с античного периода, ведь в это время появились первые государства, первые законы и мораль, а также искусство, которое мы изучаем до сих пор. Период начался примерно в конце 8-го века до н. э. и продлился до 456 года – даты падения Римской империи. В это время появилась не только политеистическая религия с четкой фиксацией всех божеств, но и система письменности – греческая и латинская. Также в этот период в Европе зародилось такое понятие, как рабство.
6 слайд
Описание слайда:
Средние века. Изучению средневековья всегда уделяют особое внимание. Период начался в конце 5-го века, а вот даты его окончания, хотя бы примерной, не существует. Некоторые полагают, что он закончился в середине 15-го века, другие уверены, что средние века длились до 17-го столетия. Эпоха характеризуется огромным подъемом христианства. Именно в эти годы произошли великие крестовые походы. Наряду с ними зародилась инквизиция, которая истребляла всех противников церкви. В средневековье возникла такая форма рабства, как феодализм, которая существовала в мире еще много столетий спустя.
7 слайд
Описание слайда:
Ренессанс. Эту эпоху принято выделять как отдельную, но многие историки полагают, что Возрождение – это, так сказать, светская сторона средневековья. Суть заключается в том, что в конце 14-го века люди стали взывать к гуманности. Вернулись некоторые античные правила и мораль, инквизиция постепенно сдала свои позиции. Это проявлялось и в искусстве, и в поведении общества. Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. Ренессанс, как и Античность, зародился в Италии, и сегодня тому подтверждением являются многочисленные памятники архитектуры и искусства.
8 слайд
Описание слайда:
Барокко. Когда мы рассматриваем непосредственно эпохи истории человечества по порядку, барокко, хоть и недолго продлилось, заняло важную ветвь в становлении искусства. Эта эпоха стала логическим завершением Ренессанса. Можно сказать, что тяга к светским развлечениям и прекрасному разрослась до невероятных масштабов. Появился архитектурный одноименный стиль, которому свойственна помпезность и вычурность. Подобная тенденция проявилась и в музыке, и в рисунке, и даже в поведении людей. Эпоха барокко продлилась с 16-го по 17-й века.
9 слайд
Описание слайда:
Классицизм. Во второй половине 17-го века человечество решило отойти от столь пышной праздности. Общество, как и искусство, которое оно творило, стало канонизированным и подогнанным под четкие правила. Театр и музыка, которые были на пике своего культурного развития, также были подвержены новым реформам. Появились определенные стили, которые направляли авторов в то или иное русло. Классицизм стал проявляться в оформлении зданий и интерьера. В моду вошли прямые углы, ровные линии, строгость и аскетичность.
10 слайд
Описание слайда:
Романтический период. 18-й век – это красота неземных фантазий. Этот период считается самым загадочным в истории человечества, эфемерным и оригинальным. В обществе появилась тенденция, в соответствии с которой каждый человек – это отдельная духовно-творческая личность, со своим внутренним миром, переживаниями и радостями. Как правило, когда историки представляют культурные эпохи в хронологическом порядке, одно из самых важных мест отводится именно романтизму. В этот период, который продлился до 19-го века, появились уникальные шедевры музыки - Шопен, Шуман, Шуберт литературы – Гофман, братья Гримм, знаменитые французские романы живописи – Гойя, Тёрнер.
11 слайд
Описание слайда:
Просвещение. Параллельно с романтизмом в искусстве совершенствовалось и само общество. Когда перечисляют все эпохи по порядку, как правило, за классицизмом ставят именно Просвещение. Наряду с развитием науки и искусства в конце 17-го века в обществе с огромной скоростью начал повышаться уровень интеллекта. Произошел ряд астрономических открытий, которые опровергли многие религиозные догмы. Эпоха Просвещения коснулась не только Европы, но и России, а также Дальнего Востока, и даже Америки. В этот период во многих державах отменили крепостное право. Также стоит отметить, что в 18-19-м веках впервые в научных и государственных заседаниях стали принимать участие женщины. Эпоха Просвещения стала точкой зарождения новой философии, основанной на математике и физике.
12 слайд
Описание слайда:
Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий.
13 слайд
Описание слайда:
Новейшее время. Кратко перечислив все исторические эпохи по порядку, мы подошли к 20-му столетию. Этот период знаменит расцветом различных направлений в искусстве, многочисленными государственными переворотами и сменами режимов власти. Потому с исторической точки зрения данная эпоха называется Новейшим временем. С начала 20-го века, можно сказать, общество стало полностью равноправным. Искоренилось рабство во всем мире, установились четкие границы государств. Такие условия стали оптимальной средой для развития не только искусства, но и науки. Мы ныне живем в эту эпоху, поэтому, для того чтобы ее детально рассмотреть, достаточно лишь оглянуться.
14 слайд
Описание слайда:
Параллельно со становлениями законов и границ государств формировалось искусство. Но музыкальные периоды не всегда совпадают по временным рамкам с одноименными периодами в литературе или, скажем, в живописи. Ниже мы представим эпохи в искусстве по порядку, охарактеризуем их и сможем сопоставить четкую картину того, как формировалось наше общество с самого начала времен. Для начала мы обобщенно перечислим основные «эры», а после разделим их на отдельные отрасли.
15 слайд
Описание слайда:
Искусство: эпохи в хронологическом порядке Древний период. С момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э. Античность – с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э. Средневековье: романский стиль - датируется 6-10-м веками, и готика – 10-14-м веками Возрождение – знаменитые 14-16-й века Барокко – 16-18-й века Рококо – 18-й век Классицизм - формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век Романтизм – первая половина 19-го века Эклектизм – вторая половина 19-го столетия Модернизм – начало 20-го века Стоит отметить, что модерн – это общее название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения, о которых речь пойдет ниже.
16 слайд
Описание слайда:
17 слайд
Описание слайда:
18 слайд
Описание слайда:
Средневековье Романский стиль - от лат. romanus - римский - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе 6 – 10 веках - один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.
19 слайд
Описание слайда:
Готический стиль - период развития западной и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью - 10 – 14 века. Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения. Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Средневековье Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Собор Св.Витта в Праге Нотр-Дам де Пари
20 слайд
Описание слайда:
Возрождение или Ренессаанс - фр. Renaissance, ит. Rinascimento; от «re/ri» - «снова» или «заново» и «nasci» - «рождённый» 14 – 17 века. Эпоха, имеющая мировое значение в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её гуманизм, интерес к человеку и его деятельности. «Дама с горностаем» «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи «Пьета» «Моисей» «Давид» Микеланджело Буонаротти «Рождение Венеры» Боттичелли «Афинская школа» Рафаэль Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Церковь Святого Духа во Флоренции Ф.Брунеллески
21 слайд
Описание слайда:
Барокко от итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы», дословно «жемчужина с пороком» - эпоха Позднего Возрождения - 17-18 век, появился в Италии. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму. портрет Джеймса Стюарта Ван Дейк «Коронация Марии Медичи» «Сад любви» Рубенс Петербург. Эрмитаж Петергоф «Самсон»
22 слайд
Описание слайда:
Рококо от фр. rocaille - дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль - стиль в искусстве, в основном, в дизайне интерьеров, возникший во Франции в 18 веке, как развитие стиля барокко. Интерьеры Гатчинского замка «Танцующая Комарго» Н. Ланкре «Завтрак» Ф.Буше «Амур» Фальконе Церковь Франциска в Португалии Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
23 слайд
Описание слайда:
Классицизм от фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре 17 -19 веков. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение строится по строгим канонам. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие - ода, трагедия, эпопея и низкие - комедия, сатира, басня. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Большой театр в Варшаве
Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм - в XVIII, Романтизм и Академизм - в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.
Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
- художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства - архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы. Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды. |
|
(Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи. | |
- (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей. | |
- исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм. | |
- художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм. | |
- направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора. | |
- (от лат. sentiment - чувство) - направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо. | |
- направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней. | |
- направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого. | |
- (от фр. impression - впечатление) направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.) | |
- течение в живописи (синоним - дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро). | |
Постимпрессионизм - условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX - 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов - П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др. | |
- cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии. |
|
- (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму. | |
- название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения. | |
- направление в искусстве к. XIX - н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит - к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи. | |
- (от fauve - дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока. | |
- намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - нач. XX века. Произведениям этих художников - Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс. | |
- направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни. | |
- (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года - канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др. | |
- течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения - Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм. | |
- (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. |