Есенин и ветки золотистые что кудри завила. Сергей Есенин — Черемуха душистая: Стих. Сообщение темы и цели
Цели:
учить правильному, выразительному чтению;
развивать воображение, память, мышление;
прививать любовь к русскому языку, любовь к поэзии, к природе.
Оборудование: портрет С.А. Есенина, фрагмент музыкального произведения Э.Грига, разноуровневые задания, картон для рисования, мелки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Организация класса. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомство с творчеством С.А.Есенина, учиться выразительно читать, развивать воображение, память, мышление.
2. Проверка домашнего задания.
Со стихотворением какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?
Что вы знаете об этом поэте?
(Ответы детей. Используется материал статьи учебника и дополнительной литературы. Оцениваются ответы детей.)
Какое стихотворении С.А.Есенина вы готовили к сегодняшнему уроку?
Итак, наш класс превращается в театр. Есть артисты, которые хотят донести до нас красоту есенинского слова и есть зрители – ценители искусства.
Кто возьмет на себя ответственность суфлера?
Остался последний момент и откроется занавесь.
По каким критериям мы будем оценивать чтение стихов наших товарищей?
У ребят листочки с критериями оценивания (см. приложение №1 к уроку) .
Ответы ребят.
Чтение стихов у доски, анализ и оценка.
Спасибо всем нашим артистам, спасибо вам всем за работу.
3.Подготовительная работа.
В начале урока я сказала, что мы будем учиться читать стихотворения выразительно.
Дети отвечают.
Учитель подводит итог: читать выразительно – значит выбрать правильный тон, темп, тембр; правильно расставить логические ударения, паузы; но особенно важно представить в своем воображении то, о чем читаешь, выразить свое отношение к воображаемому.
А для этого надо подготовиться и натренировать свое воображение и голос.
На доске:
Идет- идет Зеленый Шум
Зеленый Шум, весенний Шум.
(Некрасов Николай Алексеевич)
Дети встают, один читает, потом повторяют хором.
Варианты чтения: медленно, напевно; быстро, ритмично; доверительно; объясняя; с восклицанием.
4. Слушание музыки.
Сейчас мы послушаем отрывок музыкального произведения норвежского композитора Эдварда Грига. Музыка своим языком нот поможет нам догадаться. Давайте еще раз обратимся к своим ощущениям. Время года и наши чувства. Например, зима-покой, печаль.
Дети отвечают, а учитель подводит итоги: осень-грусть, увядание; лето-радость, насыщенность цветов; весна-обновление, радость, восторг.
Слушать музыку надо внимательно. Сели удобно. Если у вас появилась догадка, поднимите руку.
Слушание музыки.
Ответ детей – весна.
Что вы услышали и увидели в музыке?
Ответы детей (признаки весны).
Обобщение учителя. С приходом весны происходят чудесные перемены. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Зимой они казались мертвыми и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу. Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу. Недаром в народной поэзии так много песен, где человек обращается к дереву, как живому, близкому, родному существу. Которое может радоваться и печалиться, мечтать и надеется. Вспомним народные песни: “Ивушка, ивушка, зеленая моя!” или “Береза моя, березонька,
Береза моя белая
Береза кудрявая”.
А вот еще одно дерево, растущее в овраге. Но расскажет о нем не народная песня, а стихотворение С. А. Есенина.
5. Работа над стихотворением С.А. Есенина “Черемуха”.
а) чтение учителем.
Слушайте внимательно стихотворение. Можете закрыть глаза. Постарайтесь почувствовать всеми своими органами то состояние природы, которое передал Есенин. Постарайтесь увидеть, услышать. Почувствовать вкус. Осязать, обонять весну. И я вас прошу ответить на вопрос: “Какие чувства хотел передать нам поэт этим стихотворением?”
б) чтение шепотом учащимися.
Читайте стихотворение и помечайте буквой “Ч” - там, где говорится о черемухе и буквой “Р” -, там, где говорится о ручейке.
в) работа над четверостишьями.
Прочитайте строки, в которых говорится о черемухе.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Черемуха душистая
Развесившись стоит
И зелень золотистая
На солнышке горит.
Что вы представили, читая эти строки?
(Черемуха? – большая, белая, вся в цвету.
День? – ясный, солнечный.
Аромат? – хочется вдыхать полной грудью.
Цветы? – белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри.
Что значит “душистая”? (Ароматная, благоухающая, пахучая).
Что значит “ветки золотистые”? (От солнца, желтизны тычинок).
Во втором четверостишье Есенин еще раз рисует черемуху, но ничего не изменяет в ее облике.
К чему приближает такой повтор?
Под влиянием чего Есенин стал писать стихотворения? (Русская частушка, русская – народная песня).
А теперь давай составим партитуру этих строчек.
Тон – напевный, мелодичный, ласковый.
Темп – умеренный.
Громкость – умеренная.
Один из учеников расставляет логические ударения, паузы (показать любовь к черемухе). Класс помогает.
А теперь посмотрим, как выглядит ручей?
А рядом , у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Где протекает ручей?
Что такое проталинка? (Место, где стаял снег и открылась земля. В этом случае – уменьшительно–ласкательно.)
Какой он? (Маленький, серебряный, звонкий)
Что значит “гремучая волна”? (Ручей гремит, шумит, хотя и маленький)
Как вы понимаете, выражение “вкрадчиво песенки поет”? (Голос ручья может быть нежным, убаюкивающим, доверительным)
Итак, какая перед нами возникает картина?
В овраге холодно. Наверное, там сохранилось с зимы немного льда и почерневшего снега. Бежит маленький, звонкий ручей. Он омывает корни черемухи, его брызги обдают нежные ветви влагой.
А сейчас мы с вами прочитаем очень интересные строчки. В этих строчках Есенин нам не только показал время года. Но и время суток.
Подумайте, какое же это время суток?
Кругом роса медвяная
Сползает по коре
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
Это утро. Ребята, что значит “роса медвяная”? (Черемуха – медоносное растение. И также как у березы по весне появляется березовый сок, так и у черемухи…)
А что значит “зелень пряная”? (Пряные, острые, ароматные по вкусу и запаху. Вспомнить, какие знают пряности: тмин, корица, гвоздика, лавровый лист, петрушка…)
Читая эти строки, мы должны передать запах (аромат), который исходит от черемухи.
А теперь давайте составим партитуру этих строчек. (Работать также как над предыдущими четверостишьями)
Стихотворение разобрано. Давайте еще раз представим весеннюю природу.
Физкультминутка.
Представляем весенний цветок, который появляется из-под земли (дети присели). Солнышко светит, идет приятный весенний дождик и этот цветок – растет, расцветает, тянется к солнцу (дети это изображают). Кругом яркое солнце. Покажите руками его лучи.
Чистое небо. Летают бабочки.
Итак, дети должны показать: цветок, бабочек, птичек, дождик, радость весне.
А теперь давайте посмотрим на партитуру, призовем свои чувства и прочитаем стихотворение “Черемуха”.
Чтение детьми.
Рисование.
А теперь, ребята, давайте за 2 мин. изобразим мелками ту картину весенней природы, которую вы представили, читая стихотворение. (На партах у учеников картон голубого цвета и мелки.)
Просмотр рисунков.
Это стихотворение будет задано выучить на дом. Вспомним 1 способ заучивания на примере первого четверостишья. (Технология “Интеллект”, которую используют учителя Ломоносовской школы)
Способ заучивания: три раза прочитай первую строку стихотворения, делая ударение на первом слове; три раза прочитай вторую строку стихотворения, делая также ударение на первом слове, повтори первую и вторую строки наизусть, уже не делая ударения на первом слове; три раза прочитай третью строку, делая ударение на первом слове; повтори первую и вторую и третью строки наизусть уже не делая ударения на первом слове; три раза прочитай четвертую строку, делая ударение на первом слове; наизусть повтори все четыре строки, уже не делая ударения на первом слове. Таким образом, прочитай все стихотворение.
Ребята. Давайте вспомним, какие есенинские стихи мы с вами прочитали (дети называют).
Знакомясь с этими произведениями, мы увидели, что поэт для того, чтобы передать красоту русской природы использовал различные определения. Мы тоже их можем использовать в своей речи. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети выполняют разноуровневые задания и проверяют их по ключу (см. приложение №2 к уроку). Определения зачитываются в классе.
Ребята, поднимите руки те, кто любит русскую поэзию.
Мы любим стихи наших русских поэтов, стараемся использовать в нашей речи их художественные определения. Но мы и сами творим.
Дети читают свои стихи, которые они написали на уроках развития речи.
6.Итог урока. Чему мы учились на сегодняшнем уроке чтения?
– читать выразительно стихотворения;
– управлять своим голосом и воображением;
– развивали память, заучивая стихи и выполняя задания на бланках;
– развивали мышление, анализируя стихотворение.
И делали мы с вами это хорошо.
Выставление отметок.
Примечание: При составлении партитуры стихотворения можно указать понижение и повышение голоса.
Приложения к уроку.
Критерии оценивания чтения стихотворения.
Приложения к уроку.
Разноуровневые задания.
Уровень С.
Ломоносовская школа.
Есенинское определение |
|||
Проверь себя по ключу.
Итоговый балл _____.
Уровень В.
Ломоносовская школа.
Ученик _______________________________класс_______________________
Задание 1. Вспомни стихотворения С. А. Есенина “Пороша”, “Береза”, “Нивы сжаты, рощи голы…”.
Задание 2. Допиши к данным понятиям есенинские художественные определения.
Есенинское определение |
|||
пуш - - - - е |
|||
беск - - - -- -я |
|||
Проверь себя по ключу.
Если у тебя 10 плюсов, то поставь себе в итоговый балл – 5.
Если у тебя 9 плюсов, то поставь себе в итоговый балл – 4.
Если у тебя менее 8 плюсов, то повтори стихотворения.
Итоговый балл _____.
Уровень А.
Ломоносовская школа.
Ученик _______________________________класс_______________________
Задание 1. Соедини стрелочками понятия с есенинскими художественными определениями.
Проверь себя по ключу.
Если у тебя нет ошибок, то поставь себе в итоговый балл – 5.
Если у тебя 1 ошибка, то поставь себе в итоговый балл – 4.
Если у тебя более 1 ошибки, то повтори стихотворения.
Уровень С.
Есенинское определение |
|||
пушистые |
|||
бесконечная |
|||
Уровень В.
Есенинское определение |
|||
пушистые |
|||
бесконечная |
|||
с а есенин стих черемуха душистая Предлагаем вам красивые весенние стихи Сергея Есенина. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Сергея Есенина о весне , а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти стихотворения входят в школьную программу для разных классов.
Короткие стихи про весну Есенина помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года весна.
Стихи Сергея Есенина о весне
Стихотворение Чары С.Есенин
В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела,
И с хором птичьего молебна
Поют ей гимн колокола.
Пьяна под чарами веселья,
Она, как дым, скользит в лесах,
И золотое ожерелье
Блестит в косматых волосах.
А вслед ей пьяная русалка
Росою плещет на луну.
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну.
Стих Весенний вечер Сергея Есенина
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
Стихи Наступление весны Есенина
Снег быстро тает,
Стихи Черемуха С. Есенина
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Стихи Весна Есенина
Приемлю жизнь, как первый сон.
Вчера прочел я в «Капитале»,
Хоть чертом вой,
Стучись утопленником голым, -
Я с отрезвевшей головой
Товарищ бодрым и веселым.
Гнилых нам нечего жалеть,
Да и меня жалеть не нужно,
Коль мог покорно умереть
Я в этой завирухе вьюжной.
Я тебя не трону.
Садись по птичьему закону.
Закон вращенья в мире есть,
Коль ты с людьми единой кущи, -
Мой бедный клен!
Прости, что я тебя обидел.
Твоя одежда в рваном виде,
Без ордера тебе апрель
Зеленую отпустит шапку,
В нежную охапку
Тебя обнимет повитель.
И выйдет девушка к тебе,
Водой окатит из колодца,
Чтобы в суровом октябре
Ты мог с метелями бороться.
Ее не слопали собаки:
Она была лишь не видна
Но драка кончилась.
Она своим лимонным светом
Деревьям, в зелень разодетым,
Так пей же, грудь моя,
Я нынче, отходя ко сну,
Не пускает почку.
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Ну как же не любить мне вас,
Как не любить мне вас, цветы?
Я с вами выпил бы на «ты».
Шуми, левкой и резеда.
С моей душой стряслась беда.
С душой моей стряслась беда.
Шуми, левкой и резеда.
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело. Стихи Сергея Есенина о весне отлично подойдут для школьников 1,2,3,4,5,6,7 класса и для детей 3,4,5,6,7,8,9,10 лет.
Следите за нашими публикациями в Твиттере ВКонтакте Фейсбуке. Теги: Есенин, Стихи о весне
Сергей Есенин
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»
Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:
«Дорогие мои, хор-рошие…»
Разделы: Начальная школа
Цели:
- формирование знаний об эпитете как образном средстве языка,
- формирование знаний о выразительном чтении стихов,
- развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,
- развитие внимания, творческого воображения,
- воспитание интереса к предмету и культуры общения.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели.
– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.
Есенин – нежное имя, соловьиный звон.
Кудрями золотыми звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня весеннее лицо
Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.
– Русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.
– Что бы вы хотели узнать, чему научиться?
– Для чего вам это нужно?
– Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен и чист. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах цветущей черёмухи.
2. Чтение учителем стихотворения.
– Какое настроение поэта чувствуете в этих словах? Поделитесь своими мыслями. Какое настроение почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное. Обоснуйте свой выбор.
– Какие чувства возникли в сердце?
– Какие картины возникли в воображении?
Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.
Чтение стихотворения учащимися.
3. Анализ стихотворения.
Анализ – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали. К.Чуковский.
– Читайте медленно, ни один художник не рисует картину со скоростью машины. После каждой строки – пауза. Отметим непонятные слова, останавливаясь на них.
Черёмуха душистая с весною расцвела (1)
И ветки золотистые, что кудри завила. (2)
Кругом роса медвяная (3) сползает (4) по коре,
Под нею зелень пряная (5) сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей. (6)
Черёмуха душистая (7), развесившись , стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит. (8)
Ручей волной гремучею (9) все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.
(1). Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему автор говорит: “ с весною расцвела”, а не “весною”?
(2). Почему такое сравнение?
(3). Почему у поэта роса цвета мёда?
(5) Что означает слово “пряная”? Почему оно применимо к черёмухе?
(6)Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет?
(7) Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как вначале? Почему?
(8). Черёмуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине, а теперь? Почему?
(9). А ручей – такой же? Каким он стал? Почему?
– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.
4. Работа над словом.
– Объясните значение выражений:
- роса медвяная (ароматная, с запахом мёда),
- зелень пряная (с острым ароматным запахом),
- проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля),
- волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.
- обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон,
- вкрадчиво – осторожно, доверительно.
- под кручею – под обрывом..
Как вы думаете, для чего написано это стихотворение:
- чтобы передать радость общения с природой;
- чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
- чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
- чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.
(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).
5. Выразительное чтение стихотворения.
6. Работа с изобразительно-выразительными средствами языка.
– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты )
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной.
– “Черёмуха душистая” – какое значение поэт вложил в этот эпитет? Верно, цветущая черёмуха не только распространяет сильный аромат. Но и говорит нам о том, что весна пришла по-настоящему.
– Какие эпитеты вы можете придумать у слову “черёмуха”? Черёмуха – центральный или второстепенный образ в этом стихотворении?
– Чем привлекла она внимание поэта?
– Обратимся к иллюстрации, найдите строки, подходящие к ней?
– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке. Черёмуха олицетворяет образ девушки.
– Кто здесь представляется юношей? (Ручей)
– Прочитайте строки об этом. Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.
7. Коллективное чтение стихотворения.
8. Закрепление.
Детям раздаются карточки по уровням, дети сами выбирают уровень сложности вопроса.
1 уровень.
– Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?
– Прочитайте понравившиеся строки.
2 уровень.
– Можете ли определить характер музыки, которая могла бы сопровождать стихотворение?
3 уровень.
– Какие краски можно использовать при создании картины?
– Какие картины родились в вашем воображении после чтения стихотворения?
9. Итог урока. Рефлексия.