«Главный баснописец своей земли. Крылов Иван Андреевич — краткая биография
Кто такой Иван Крылов, что и о чем он писал? Про все это и мы сегодня постараемся рассказать вам, упираясь на разные источники из интернета.
К рылов Иван Андреевич
Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников.
Б иография
Отец, Андрей Прохорович Крылов (1736-1778), умел читать и писать, но «наукам не учился», служил в драгунском полку, в 1773 году отличился при защите Яицкого городка от пугачёвцев, затем был председателем магистрата в Твери. Умер в капитанском звании в бедности. Мать, Мария Алексеевна (1750-1788) после смерти мужа осталась вдовой. семья жила в бедности.
Иван Крылов первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных соседей.
Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата. Эта служба была, по-видимому, только номинальной, и Крылов считался, вероятно, в отпуске до окончания ученья.
Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, втолпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости иискрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.
В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра.
После того, как в семнадцать лет он лишился матери, на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер Кофейница и Бешеная семья, трагедии Клеопатра и Филомела, комедия Сочинитель в прихожей. Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов.
Ему покровительствовал известный драматург Я.Б.Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию Проказники, в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену.
В 1785 г. Крылов написал трагедию «Клеопатра» (не сохранилась) и отнёс её на просмотр знаменитому актёру Дмитревскому; Дмитревский поощрил молодого автора к дальнейшим трудам, но пьесы в этом виде не одобрил. В 1786 г. Крылов написал трагедию «Филомела», которая ничем, кроме изобилия ужасов и воплей и недостатка действия, не отличается от других «классических» тогдашних трагедий.
С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебников Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.
В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.
В 1793 журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей.
В конце 1793 издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей.
В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И.И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем.
Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса Трумф или Подщипа. В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871.
В 1807 выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – Модная лавка, Урок дочкам и Илья Богатырь. Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем Модную лавку играли даже при дворе.
Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 В.Г.Белинский в своей статье Литературные мечтания нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.
Умер Крылов в 1844 в Санкт-Петербурге.
Б асни Крылова
Б елка
У Льва служила Белка.
Не знаю, как и чем; но дело только в том,
Что служба Белкина угодна перед Львом;
А угодить на Льва, конечно, не безделка.
За то обещан ей орехов целый воз.
Обещан – между тем всё время улетает;
А Белочка моя нередко голодает
И скалит перед Львом зубки свои сквозь слёз.
Посмотрит: по лесу то там, то сям мелькают
Её подружки в вышине:
Она лишь глазками моргает, а оне
Орешки знай себе щелкают да щелкают.
Но наша Белочка к орешнику лишь шаг,
Глядит – нельзя никак:
На службу Льву её то кличут, то толкают.
Вот Белка, наконец, уж стала и стара
И Льву наскучила: в отставку ей пора.
Отставку Белке дали,
И точно, целый воз орехов ей прислали.
Орехи славные, каких не видел свет;
Все на отбор: орех к ореху – чудо!
Одно лишь только худо -
Давно зубов у Белки нет.
В олк и Лисица
Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим.
Мы этой басней поясним,
Затем что истина сноснее вполоткрыта.
Лиса, курятинки накушавшись досыта
И добрый ворошок припрятавши в запас,
Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.
Волк и Лисица Крылов
Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится.
«Что, кумушка, беды! – он говорит. -
Ни косточкой не мог нигде я поживиться;
Меня так голод и морит;
Собаки злы, пастух не спит,
Пришло хоть удавиться!»
«Неужли?» – «Право, так». – «Бедняжка куманёк?
Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог:
Я куму услужить готова».
А куму не сенца, хотелось бы мяснова -
Да про запас Лиса ни слова.
И серый рыцарь мой,
Обласкан по уши кумой,
Пошёл без ужина домой.
В орона и лисица
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, –
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Л ебедь, щука и рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав –
судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Л исица и виноград
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: “Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь”.
М артышка и очки
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет,
То их на хвост нанижет,
Мартышка и очки. Басни Крылова
То их понюхает,
то их полижет;
Очки не действуют никак.
Мартышка и очки. Басни Крылова
Мартышка и очки. Басни Крылова
“Тьфу пропасть! – говорит она, – и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Все про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них”.
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Мартышка и очки. Басни Крылова
Мартышка и очки. Басни Крылова
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
О рёл и Крот
Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его.
Со стороны прибыв далёкой
В дремучий лес, Орёл с Орлицею вдвоём
Задумали навек остаться в нём
И, выбравши ветвистый дуб высокой,
Гнездо себе в его вершине стали вить,
Надеясь и детей тут вывести на лето.
Услыша Крот про это,
Орлу взял смелость доложить,
Что этот дуб для их жилища не годится,
Что весь почти он в корне сгнил
И скоро, может быть, свалится,
Так чтоб Орёл гнезда на нём не вил.
Но кстати ли Орлу принять совет из норки,
И от Крота! А где же похвала,
Что у Орла
Глаза так зорки?
И что за стать Кротам мешаться сметь в дела
Царь-птицы!
Так многого с Кротом не говоря,
К работе поскорей, советчика презря, -
И новоселье у царя
Поспело скоро для царицы.
Всё счастливо: уж есть и дети у Орлицы.
Но что ж? – Однажды, как зарей,
Орёл из-под небес к семье своей
С богатым завтраком с охоты торопился,
Он видит: дуб его свалился
И подавило им Орлицу и детей.
От горести невзвидя свету:
«Несчастный! – он сказал, -
За гордость рок меня так люто наказал,
Что не послушался я умного совету.
Но можно ль было ожидать,
Чтобы ничтожный Крот совет мог добрый дать?»
«Когда бы ты не презрел мною, -
Из норки Крот сказал, – то вспомнил бы, что рою
Свои я норы под землей
И что, случаясь близ корней,
Здорово ль дерево, я знать могу верней».
С лон и Моська
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Ну так и лезет в драку с ним.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
“Соседка, перестань срамиться, –
Ей Шавка говорит, – тебе ль с Слоном
возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. –
“Эх, эх! – ей Моська отвечает, –
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
“Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!”
Ф акты
Крылов был очень полным и в прямом смысле толстокожим существом. У окружающих иногда складывалось впечатление, что у него нет ни эмоций, ни чувств, так как все заплыло жиром. На самом же деле внутри писателя скрывалось тонкое понимание мира и внимательное к нему отношение. Это видно из практически любой басни.
Крылов начинал свою карьеру с обычного писаря в Тверском суде.
Надо отметить, что Иван Андреевич сильно любил поесть. Причем аппетит его порой впечатлял даже видавших виды обжор. Рассказывают, что однажды он опоздал на один светский вечер. В качестве «наказания» хозяин велел подать Крылову огромную, в несколько раз превышавшую разовую норму порцию макарон. Это едва ли было под силу даже двум взрослым мужчинам. Однако писатель спокойно все съел и с удовольствием продолжил общий обед. Удивление публики было безмерным!
Иван выдал свой первый сатирический журнал «Почта духов».
Крылов чрезвычайно сильно любил книги и 30 лет работал в библиотеке.
В Санкт-Петербурге, на набережной Кутузова, в одной из аллей Летнего сада в 1855 году был открыт памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Этот монумент – второй из памятников русским литераторам в России.
Сразу после смерти И.А. Крылова, в ноябре 1844 года, редакцией газеты «Петербургские ведомости» был объявлен сбор средств на сооружение памятника. К 1848 году собрано было более 30 тысяч рублей. Петербургская Академия художеств объявила конкурс проектов. Лучшей была признана работа скульптора-анималиста барона П.К. Клодта.
К слову сказать, именно в библиотеке у Ивана Андреевича сложилась традиция спать после сытного обеда около двух часов. Его друзья знали эту привычку и всегда приберегали для своего гостя свободное кресло.
Более десяти лет Иван Крылов путешествовал по городам и селам России, где находил вдохновение для своих новых басен.
Писатель не был женат никогда, хотя считается, что от внебрачной связи с кухаркой у него родилась дочь, которую он воспитывал как законную и родную.
Иван Крылов был редактором славяно-русского словаря.
Между прочим, нужно заметить, что в молодости будущий баснописец увлекался боями «стенка на стенку». Благодаря своим габаритам и росту он неоднократно одерживал победу над довольно взрослыми и крепкими мужиками!
Ходили слухи, что в доме работала поварихой его родная дочь Александра.
Кстати диван был любимым местом Ивана Андреевича. Есть сведения, что Гончаров написал своего Обломова именно с Крылова.
Достоверно известно, что Иван Андреевич Крылов является автором 236 басен. Многие сюжеты позаимствованы у древних баснописцев Лафонтена и Эзопа. Наверняка вы нередко слышали крылатые выражения, которые являются цитатами из творчества знаменитого и выдающегося баснописца Крылова.
Литературный жанр басни был открыт в России именно Крыловым.
Все друзья писателя рассказывали еще один интересный факт, связанный с домом Крылова. Дело в том, что над его диваном висела огромная картина под довольно опасным углом. Его просили убрать ее, чтобы она случайно не упала на голову баснописца. Однако Крылов только смеялся, и действительно, даже после его смерти она продолжала висеть под тем же углом.
Двустороннее воспаление легких или переедание стало основной причиной смерти баснописца. Точных причин смерти не установлено.
Карты на деньги были любимой игрой Ивана Андреевича. Петушиные бои были еще одним увлечением Крылова.
Известен и такой интересный факт про Крылова. Ему врачи предписали ежедневные прогулки. Однако по ходу его движения купцы постоянно его заманивали, чтобы он купил у них меха. Когда Ивану Андреевичу это надоело, он целый день проходил по лавкам торгашей, дотошно рассматривая все меха. В конце он удивленно вопрошал каждого купца: «И это все что у вас есть?»… Ничего не купив, он переходил к следующему торговцу, чем здорово потрепал им нервы. После этого к нему больше не приставали с просьбами купить что-то.
Крылов работал до последнего своего дня, несмотря на тяжелую болезнь.
Крылов по-особенному любил свою басню «Ручей».
Как-то раз в театре очевидцы рассказывали интересный факт о Крылове. Ему не посчастливилось сидеть рядом с эмоциональным человеком, который то и дело вскрикивал что-то, подпевал выступающему и вел себя достаточно шумно. – Однако что это за безобразие?! – Громко произнес Иван Андреевич. Дерганый сосед встрепенулся и спросил, уж не к нему ли обращены эти слова. – Что вы, – отвечал Крылов, – я обратился к человеку на сцене, который мешает мне слушать вас!
В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с Лермонтовым и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.
В 1941 году Крылову присваивают звание академика.
Иван Андреевич очень любил табак, который не только курил, но и нюхал и жевал.
Иван Андреевич родился 2 февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича переводят по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.
В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.
Ранее творчество. Драматургия
Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, втолпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости иискрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.
В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» А.О. Аблесимова, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.
Современные автору критики, хотя и не выказали высокой оценки, но все же одобрили его попытки и поощрили к дальнейшему творчеству. По словам друга и биографа Крылова М.Е. Лобанова, сам И.А. Дмитриевский – знаменитый актер того времени – видел в Крылове талант драматурга. С написанием сатирической комедии «Проказники», даже краткое содержание которой дает понять, что в пьесе был высмеян Я.Б. Княжнин, считавшийся ведущим драматургом того времени, автор ссорится не только с самим «мэтром», но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.
Издательская деятельность
Неудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов».
Но после произведенного обыска он был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.
Последние годы
В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С.Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И.И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, изучаемых в разных классах, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.
Годы жизни Крылова и биография в ряде статей имеют пробелы, когда неизвестно, чем занимался драматург, журналист, баснописец. Он сам при жизни отказался редактировать свою биографию в весьма резкой форме: «Прочел; ни поправлять, ни выправлять ни времени, ни охоты нет». Не потому ли при всей своей публичности и сам баснописец, и годы жизни Крылова отчасти загадочны.
Раннее детство
В семье скромного поручика Крылова в начале февраля 1769 года в Москве родился сын Иван. Во время Пугачевского бунта четырехлетний Ванюша жил с матушкой в осажденном Оренбурге, а отец в это время защищал Яицкий городок и тревожился о семье. Пугачев пообещал уничтожить не только капитана, но и его семью. В эти годы жизни Крылова, совсем еще малыша, был и огонь пожаров, и тревожные набаты. Когда пошла на убыль, отважная Мария Алексеевна отправилась с сынишкой в Яик, к любимому мужу. Годы жизни Крылова в Яицкой крепости проходили в катании зимой на салазках, наблюдении за тем, как взрослые казаки занимаются подводным ловом осетров и стерлядей. По вечерам отец, у которого был сундучок с книгами, читал своей семье занимательные романы и поучительные истории.
В Твери
В 1775 году отец Ивана Крылова вышел в отставку и уехал с семьей к своей матери. Не имея денег, Крылов сам обучал сына грамоте, а тот много и охотно читал. Мальчик много гулял по городу, наблюдая за жизнью горожан и бывая на диспутах в семинарии. Там он впервые познакомился с представлениями, которые на сцене устраивали семинаристы. В этих сценках высмеивалось взяточничество, волокитство, крючкотворство. Здесь впервые воочию увидел Иван, На улицах он самостоятельно научился немного говорить по-итальянски (много иностранцев было в Твери) и играть на скрипке. А в доме помещика Львова ему разрешили заниматься с учителями. И он стал изучать арифметику, геометрию и французский язык. Так бежали годы жизни Крылова. А отец сильно болел, денег почти не было. К тому же родился еще один сынок - Левушка. Крылов-отец не поднимался и вскоре умер, оставив семью почти в нищете.
Санкт-Петербург
Матери с двумя сыновьями пришлось ехать в столицу хлопотать о пенсии. В 1783 году подросток начал служить по казенной части. А в 16 лет впервые проявилось его литературное дарование: он написал либретто оперы «Кофейница». Спустя год появилась драма «Клеопатра», а позже - трагедия «Филомела». В это же время пишет комическую оперу «Бешеная семья» и комедию «Сочинитель в прихожей» Иван Крылов, годы жизни которого можно охарактеризовать как плодовитые. Но молодой человек ищет себя. 90-е годы жизни Крылова и личная жизнь отмечены печальным событием - умирает его мать, и на попечении Ивана Андреевича остается младший брат Левушка. Они с нежностью относятся друг к другу.
Сатирический журнал
Его изданию предшествовала комедия «Проказники», в которой ведущий в то время драматург страны Я. Б. Княжнин узнал себя и свою семью. не отличавшаяся благодушием, сильно рассердила Якова Борисовича и театральную дирекцию. Однако Крылов не падает духом, а начинает издавать журнал «Почта духов». Здесь проявляется постепенно талант, отмеченный острым глазом сатирика. Но журнал приходится закрыть - слишком мало подписчиков.
Неудачливый жених
В 1791 году после расправы над Радищевым Крылова угнетал Петербург, и когда один из знакомых предложил ему поехать в он с радостью согласился. Там, бывая в различных имениях, молодой 22-летний столичный поэт встретил юную девушку Анну Алексеевну Константинову. Он серьезно увлекся, просто-напросто влюбился и сделал предложение, но получил отказ, так как был слишком низко рожден и беден.
Издатель и журналист
Тогда он вернулся домой и с головой погрузился в издательское дело, которое открыл на паях вместе с Клушиным и Плавильщиковым. Статьи Крылова, который стал более требовательным к своему стилю, в журнале «Зритель» искрились остроумием. Он написал восточную сказку «Каиб», которая вся пронизана сатирой. Под восточными одеяниями визирей угадываются вельможи и сановники России. Петербургская сказка «Ночь» также сильно задела придворных аристократов, крепостников и одописцев. «Зритель» посмеивался над повальным увлечением западными романами, сентиментализмом. За журналом установилось строгое наблюдение, и Крылов до поры до времени отошел от литературы и журналистики.
Добровольная ссылка
Бездеятельностью и наступающим безденежьем молодой и ранее жизнерадостный писатель стал тяготиться. Но однажды в его руки легла колода карт. С игорного стола он встал с отягощенными карманами. Азартная игра увлекла его, но за игорным столом он наблюдал иную, не знакомую ему жизнь. Пошла смена мест: Ярославль, Тверь, Тамбов, Тула. Нижний Новгород… Будучи в возрасте, Крылов вспоминал, что его увлекали не выигрыши, а сильные ощущения. А память накапливала сюжеты, образы, эпитеты, сравнения. Так шли годы жизни Крылова Ивана Андреевича. Он задумывался над собой и теми, кто его окружал - людьми, убивавшими время и силы на пустяки и чепуху.
Возвращение в Петербург
Оно состоялось после смерти ненавистной Крылову Екатерины II, которая в последние годы своего правления душила всякую живую мысль. Случайно на улице Крылов столкнулся с Павлом I, который принял его за кого-то другого и пригласил заходить, не стесняясь. Крылов воспользовался приглашением, и его приняла императрица. Остроумный и живой, в меру почтительный, он понравился Марии Федоровне. Но из удушливой столицы Крылов снова уехал в провинцию. Изредка он публиковал свои статьи и переводы с итальянского, французского и немецкого, который он к этому времени серьезно изучил.
Баснописец
К 1805 году в жизни Крылова произошло множество изменений. Он был учителем детей князя Голицына, служил, писал комедии и в Москве показал переводы басен Лафонтена. Наконец 36-летний литератор нашел себя. И все-таки он продолжает писать пьесы. Они имели успех, и он стал известным драматургом, но басен не оставлял. Так проходили годы жизни Крылова-баснописца. Он обласкан властью и не обижен материально. Правительство платит ему высокие пенсии, постоянно их повышая. За литературные заслуги он уже при Николае I был утвержден академиком. Если в начале творчества он опирался на сюжеты Лафонтена, Эзопа, то теперь автор начинает находить злободневные острые русские сюжеты, такие как «Лебедь, рак и щука», например. И постепенно он становится народным писателем, которого все цитируют. Популярность его велика. Молодой Белинский поставил его в тот же ряд, что и Пушкина, Грибоедова и Лермонтова.
Биография и годы жизни Крылова Ивана Андреевича заключены в довольно длинный промежуток времени - 75 лет. Мы ценим этого человека за ум, в котором смешаны лукавство и насмешка, за его живой и ясный русский слог. Умел тонко, остро и зло высмеять недостатки Крылов. Годы жизни и смерти (1769 - 1844) - время то застоя в обществе, то энтузиазма, то вновь давления правительства на мыслящего человека.
Биография для детей
Иван Андреевич Крылов прошел долгий жизненный путь. Он родился в бедной семье. Его отец служил тридцать лет, чтобы получить дворянство и передать его детям. Ни гувернеров, ни школ Иван Андреевич не видел. Первые знания он получил от отца, а дальше годы жизни Крылова Ивана Андреевича - для детей пример постоянного самообразования. Он очень много читал и стал одной из самых разносторонних личностей своего времени. Он самостоятельно выучил в детстве итальянский язык, а во взрослом возрасте - немецкий. Французский он тоже знал, так как это был принятый разговорный язык общества того времени. Крылов писал с каждым годом все лучше и лучше, повышая к себе требовательность. Иван Андреевич жил в период правления трех императоров, которые относились к нему и с недоверием, и с уважением.
Его заслуги перед русской литературой необычайно высоки - недаром строки из его басен знает каждый образованный русский человек. Последние тридцать лет своей жизни он служил в Публичной библиотеке, одновременно занимаясь литературной работой. Его похороны в 1844 году были торжественными. Второй значимости человек в государстве - граф Орлов - нес его гроб. Похоронен И. А. Крылов в Петербурге.
Этот человек является одним из самых знаменитых баснописцев за всю историю нашей страны, поэтому людям обязательно стоит почитать интересные факты из жизни Крылова Ивана Андреевича , у которого иногда есть чему поучиться.
- Крылов начал зарабатывать, находясь еще в возрасте 10 лет, так как отца в семье не было и денег на еду тоже . Из-за того, что у матери Ивана совсем не имелось денег, он не мог получить образование и постигал свои первые азы грамоты самостоятельно.
- Иван Андреевич обладал завидным аппетитом . Он мог съесть неограниченное количество пищи в любое время дня и ночи. Знакомые о таких моментах, поэтому с опасением приглашали его к себе в гости, а если и делали это, то предварительно закупались продуктами.
- Внешне великий баснописец выглядел крайне неопрятно . Крылов терпеть не мог менять грязную одежду на чистую и расчесывать волосы. Его пиджак иногда лоснился от жирных пятен, оставленных упавшей пищей. Друзья часто предлагали ему вымыться и переодеться.
- Окружающие считали Крылова черствым человеком . Его не раз обвиняли в толстокожести и полном отсутствии каких-либо чувств. Рассказывают, что после смерти матери он поехал на спектакль. Однако этот факт является всего лишь неподтвержденным слухом.
- В молодости Иван увлекался кулачными боями . Еще в детстве, будучи крепким и рослым мальчиком, он дрался один на один с взрослыми мужиками и часто одерживал победу над ними. С возрастом ему это удавалось еще легче.
- Крылов не скрывал своей лени . У него дома прямо над диваном висела картина. Окружающие не раз говорили баснописцу, что она находится под опасным углом и данное произведение искусства лучше перевесить. Иван Андреевич только смеялся над окружающими и ничего не делал с этим.
- Однажды, опоздав в гости к Мусину-Пушкину, опоздавший баснописец подвергся «штрафному» наказанию – еде . Он скушал большую тарелку макарон с горкой, такую же порцию супа, а затем съел второе и еще раз подкрепился мучными изделиями. Окружающие были в шоке.
- У Ивана Андреевича имелась традиция – спать в библиотеке после сытного обеда . Сначала он мог почитать книги, а потом постепенно погружался в сон. Друзья знали это и заранее ставили туда просторное мягкое кресло.
- Крылова приводило в восторг созерцание пожаров . В Петербурге они случались нередко. Как только очаг возгорания устанавливали, на место выезжали пожарные и Иван Андреевич, который не мог пропустить этого зрелища и с интересом наблюдал за происходящим.
- Путешествуя, Крылов объездил всю Россию, что вызывало удивление у друзей баснописца, которые знали о его природной медлительности . Ивану Андреевичу нравилось изучать нравы и быт разных областей нашей необъятной страны. Характер людей из маленьких провинциальных городов и деревень, куда часто заезжал Крылов, описан во многих его баснях.
- Иван Андреевич умел и любил подшутить над окружающими . В его биографии известен случай, когда Крылов отправился на прогулку. На улице писателя стали заманивать в свои лавки купцы, предлагая чуть ли не насильно взглянуть на товар. Он начал заходить в каждую лавку и потом удивляться, почему так мало товара. Наконец торговцы все поняли и отстали от писателя.
- Басни Крылова подвергали критике нравы общества того времени . Особенно Иван Андреевич любил высмеивать в «закамуфлированном» виде бюрократизм и хамство государственных чиновников, а также поведение лиц из «высшего света».
- У баснописца имелась внебрачная дочь Саша от кухарки . Он даже отдал девочку в хороший пансион. После смерти матери Саши он взял на себя ее воспитание, а впоследствии выдал замуж с неплохим приданым. Говорят, что дочери он завещал все права на свои произведения.
- Крылов умер не от заворота кишок, а от двустороннего воспаления легких . В последние годы у него были серьезные проблемы со здоровьем. Однако многие думали, что причиной смерти Крылова был лишний вес, который появлялся в результате переедания.
- Перед смертью Крылов велел раздать всем близким людям по экземпляру своих басен . Друзья писателя получили книгу вместе с извещением о его смерти. Похороны Ивана Андреевича были роскошными, а одним из несущих гроб стал граф Орлов.
Публикации раздела Литература
«Главный баснописец своей земли»
«Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочитать ему Крылова. Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев» (Александр Пушкин ).
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году, но еще ребенком покинул Первопрестольную. Во времена пугачевщины его отец, Андрей Прохорович Крылов, служил комендантом Яицкой крепости. Спасаясь от бунтовщиков, мальчик вместе с матерью выехал в Оренбург, однако город вскоре был осажден. Воспоминания баснописца об этих страшных событиях остались в записках Пушкина:
«На их двор упало несколько ядер, он помнит голод и то, что за куль муки заплачено было его матерью (и то тихонько) 25 р.! Так как чин капитана в Яицкой крепости был заметен, то найдено было в бумагах Пугачева в расписании, кого на какой улице повесить, и имя Крыловой с ее сыном».
Когда Андрей Прохорович вышел в отставку, семья переехала в Тверь, где Крылова-старшего назначили председателем магистрата. Спокойная жизнь длилась недолго, после смерти отца семья оказывается в тяжелом положении. Бедность не позволила Ивану Андреевичу получить полноценное образование, и грамоту он постигал по отцовским книгам, а французский язык - благодаря занятиям в семьях состоятельных соседей.
Первая известная нам проба пера состоялась в 1784 году. Тогда Крылов написал оперное либретто «Кофейница». Далее были трагедии «Клеопатра» и «Филомела», мало чем отличавшиеся от других «классических» трагедий той эпохи, а также комическая опера «Бешеная семья».
Орел и Паук. Гравюра Кулыбина с рисунка И. Иванова
(по эскизу А. Оленина) к «Басням» И. Крылова. 1815
В 1787–1788 годах Крылов пишет едкую комедию «Проказники», где высмеивает и знаменитого драматурга того времени Якова Княжина (Рифмокрад), его жену, дочь Сумарокова, Екатерину Александровну (Таратора), а также поэта-архаиста Петра Карабанова (Тянислов).
Сатирический дар автора развивается, и в 1789 году Крылов выпускает журнал «Почта духов», составленный как переписка гномов с волшебником Маликульмульком. Автор жестко критикует общественные пороки, но прикрывает эту критику фантастическим сюжетом. Журнал просуществовал всего восемь месяцев, а спустя несколько лет ему на смену пришел «Зритель» (позже переименованный в «Санкт-Петербургский Меркурий»).
«Зритель» оказался одним из самых сильных оппонентов «Московского журнала», редактируемого Николаем Карамзиным. Именно здесь были опубликованы «Ода на заключение мира со Швецией», памфлеты «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде» и наиболее крупные пьесы Крылова. Едкая сатира «Зрителя» («Меркурия») не нравилась ни власти, ни высшим кругам общества, этот журнал тоже просуществовал недолго и закрылся уже через год, после чего автор пропал из литературных кругов.
В личной жизни Крылова есть несколько «темных» периодов. Так, биографам до сих пор точно неизвестно, чем он занимался с 1794 по 1796 год, а также с 1803 по 1805-й. Известно, что литератор увлекался карточной игрой, за что ему однажды даже запретили появляться в обеих столицах.
Некоторое время Иван Крылов служил в имении Зубриловка князя Сергея Федоровича Голицына в качестве секретаря и воспитателя его детей. Там была написана шуточная трагедия «Подщипа», напечатанная сначала за границей. Воспоминания о пребывании Крылова в Зубриловке сохранились в мемуарах Филиппа Вигеля.
«Он находился у нас в качестве приятного собеседника и весьма умного человека, а о сочинениях его никто, даже он сам, никогда не говорил. Мне это доселе еще непонятно. Оттого ли сие происходило, что он не был иностранный писатель? Оттого ли, что в это время у нас дорожили одною только воинскою славой? Как бы то ни было, но я не подозревал, что каждый день вижу человека, коего творения печатаются, играются на сцене и читаются всеми просвещенными людьми в России; если бы знал это, то, конечно, смотрел бы на него совсем иными глазами».
Мемуарист Филипп Вигель
Современники говорили об Иване Андреевиче Крылове как о человеке, наделенном множеством талантов. Тот же Вигель называл его и поэтом, и хорошим музыкантом, и математиком. Крылов не переставал учиться даже в очень преклонном возрасте, когда освоил древнегреческий язык. В творчестве же, пройдя разные этапы литературной работы, он нашел свое призвание лишь в 36 лет.
В 1805 году Крылов показал Ивану Ивановичу Дмитриеву , известному баснописцу той эпохи, свои переводы двух басен Лафонтена. Дмитриев даже обрадовался появлению конкурента, сказав, что тот наконец-то нашел «истинный род» занятий.
Начинал Иван Андреевич действительно лишь с переводов, однако позже появились и тексты на оригинальные сюжеты. Всего он написал 236 басен, которые вошли в девять пожизненных сборников. Предметом сатиры его текстов были и политические события («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица» - о войне с Наполеоном), и разлагающиеся «устои» общественной жизни («Водолазы», «Сочинитель и Разбойник»). Крылов смеялся над чванством («Гуси»), над увлечением иностранцами («Обезьяны»), над уродливым воспитанием («Воспитание Льва»), мотовством, непрактичностью и многим другим.
Однако, несмотря на жгучую сатиру его басен, именно он оказался едва ли не самым любимым автором своего времени. Ему удалось избежать опалы сразу при трех самодержцах, в эпоху правления которых он жил, и удивить весь Петербург празднованием 50-летнего юбилея писательской деятельности.
Умер Иван Андреевич 21 ноября 1844 года, в день похорон друзья и знакомые получили по экземпляру изданных им басен. На траурно-черной обложке было написано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».
«Его никто не назовет лучшим, первейшим нашим поэтом; но, конечно, он долго останется известнейшим, любимейшим из них».
Мемуарист Филипп Вигель
Фронтиспис и титульный лист к «Басням» И. Крылова. Гравюра М. Иванова с рисунка И. Иванова. 1815