Гвардейский ракетный крейсер "варяг". Ракетный крейсер «Варяг
44-я Краснознамённая бригада противолодочных кораблей Тихоокеанского флота России располагается в самом центре Владивостока, рядом с морвокзалом, напротив здания штаба флота. У стенки рядком стоят четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Отсюда эти корабли отправляются на боевые дежурства в Аденский залив, где защищают торговые суда от пиратов. Справа от четвёрки БПК стоит плавучий госпиталь «Иртыш», а слева - флагман Тихоокеанского флота, гвардейский ракетный крейсер «Варяг».
Ракетный крейсер проекта 1164.1 «Червона Украина» заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве 31 июля 1979 г. (заводской № 2010), 5 ноября 1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен на воду 28 августа 1983 г., вступил в строй 25 декабря 1989 г., а 28 февраля 1990 включен в состав Тихоокеанского флота. После распада СССР крейсер достался России и в 1996 г. по инициативе экипажа корабля был назван «Варягом» - в честь знаменитого бронепалубного крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России, участника боя при Чемульпо 1904 г.
Главное оружие крейсера - самонаводящиеся крылатые ракеты комплекса П-1000 «Вулкан» . Пусковые установки ракет СМ-248 расположены по бортам корабля, выглядят очень внушительно и по ним «Варяг» легко отличить среди других кораблей. Крейсеры проекта 1164 еще называют «убийцами авианосцев» - собственно, для этого они и создавались.
Впечатляет схема действия ракет - после залпа с одного борта все восемь ракет после раскрытия крыльев образуют единую группу, «волчью стаю» с вожаком - отдельно летящей ракетой, которая наводит всю группу на цель, корректирует курс для остальных ракет, сбрасывая им информацию. При подлете к цели ведущая ракета выбирает самый крупный объект (авианосец), направляет на него одну из ракет с т.н. «спецбоеприпасом» и делит оставшиеся объекты между остальными ракетами «стаи».
Все ракеты включают головки самонаведения и наносят удар по объектам. Масса одной ракеты - почти пять тонн, скорость полета - около 2900 км/час . Шансов остаться на плаву после попадания такой ракеты у корабля противника нет никаких. Если ведущую ракету успевают сбить, на её место встает другая, точно такая же. Атака происходит без участия экипажа корабля по системе «выстрелил - забыл». Интересно, что всё это - технологии начала 70-х годов.
Ну что еще сказать? «Варяг» - красивый корабль, настоящий флагман флота.
Знакомство с «Варягом» начинается с прозаических мешков с капустой и морковкой. Стоящий рядом БПК «Адмирал Пантелеев» собирается в поход к берегам Африки и загружает к себе запас продуктов.
В морские походы уходят надолго и запасаются всем необходимым всерьез. Это только малая часть той питьевой воды, которая загружается в трюмы военного корабля.
Сопровождающий меня офицер посоветовал не пользоваться мобильным телефоном: «Если смартфон, лучше выключить, а то может сгореть». Я не поверил, но на всякий случай выключил. На корабле есть полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо» по обнаружению работающих радио и локационных станций, головок самонаведения ракет противника, их пеленгованию и подавлению. Может быть, в словах офицера и был определенный резон.
На баке «Варяга» стоит АК-130 - корабельная автоматическая пушка. Стреляет осколочно-фугасным снарядом со скоростью 90 выстрелов в минуту и дальностью до 23 километров . Полностью автоматическая - действует самостоятельно до тех пор, пока не кончится боезапас. Говорят, не имеет аналогов в мире. Чего-чего, а то, что стреляет — у нас умели делать. С ширпотребом были проблемы, а вот пушки всегда были отменные. АК-130 - не исключение.
В первоначальных экскизах корабля пусковых установок было 12 (по шесть на борт) и вместо одной сдвоенной пушки было две одноствольных А-100. В 1972 г. адмирал Горшков приказал добавить еще четыре пусковых установки для осуществления двух полных восьмиракетных залпов, а две АК-100 заменить на одну двухствольную АК-130. Корабль стал значительно тяжелее, уменьшилась скорость и боезапас артиллерийских орудий (720 выстрелов против 2000).
Несмотря на современные средства связи, система сигнальных флагов остается на флоте основной коммуникацией для плавсредств. На военно-морском флоте России используется свод сигналов флота СССР. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита: Веди - «Курс ведет к опасности», Живете - «Дать средний ход», Й - «Обнаружил мину» и т.д. На этом снимке - место сигнальщика на крейсере. В металлическом ящике лежат сигнальные флаги, которые по необходимости поднимаются на вертикальных фалах на рею.
Слева от ящика - черные «ходовые шары», которыми в море обозначают скорость корабля. Чем ниже расположен «шар» - тем выше скорость. К слову, «Варяг» может идти со скоростью в 32 узла . Когда он идет с такой скоростью, бурун за кормой - высотой метров в десять.
«Что это там красненькое синеется?». На стенке - силуэты кораблей и самолетов России и стран НАТО. Подсказка для сигнальщика, который наблюдает за происходящим вокруг корабля.
Это ходовая рубка корабля. Отсюда им управляют в повседневных условиях. Рубка соединена с боевым информационным центром БИУС «Лесоруб-1164» командирским лифтом.
Место командира крейсера «Варяг», гвардии капитана 1-го ранга Эдуарда Москаленко.
Здесь и правда всё напоминает о 70-х годах. Такое надёжно-железное. «Тёплый ламповый звук». Я изо всех сил старался не фотографировать ничего секретного, но поди разбери, где тут что.
«Товсь» - люблю эти флотские словечки. Гюйс, битенг, твиндек, зюйд-вест, комингс, ахтерштевень, нактоуз - все это пахнет соленым морским ветром и волнует несказанно.
Смены разошлись по местам работы. Кавтаранги ломали головы: «Что бы тебе такого несекретного показать?». Сошлись на каком-то экране № 22. Матрос Ренат из Башкирии сел на место оператора и стал нажимать кнопки, включать мониторы - изображать деятельность на боевом посту. Выглядело это вполне достоверно.
Тот же Ренат, не вовремя попавшийся на глаза офицерам, оживил собой помещение корабельной библиотеки, сделав вид, что разбирает пришедшую на корабль почту. Библиотека хорошая. Маленькая, но всё есть. Вообще, «Варяг» довольно комфортный корабль. Кают-компании отделаны деревом, висят картины, на полу ковры. Есть бассейн с водопадом, лечебные души, большая парилка, сауна. В жилых каютах кондиционеры, на корабле есть четыре воздушные холодильные установки.
Прогулка по крейсеру - это длинные переходы по бесконечным коридорам и внезапные спуски и подъемы по вертикальным трапам. В четвертом отсеке мы спускаемся все ниже, туда, где матросские кубрики. Оружие, конечно, интересно, но очень хотелось посмотреть, как живут моряки на одном из самых мощных крейсеров в мире.
На экране состязания на лучший кубрик можно увидеть, например, что кубрик № 14, забивший болт на состязание в декабре, получил, видимо, большой звезды от командиров и потом стал передовым, не опускаясь ниже оценки «четыре».
Так отдыхает ночная смена в образцовом теперь кубрике № 14. Я на пару секунд приоткрыл дверь и сделал несколько снимков спящих матросов.
В соседнем кубрике матрос писал что-то важное в журнал. Рядом с ним стоит привинченная к столу клетка с попугаем. Попугай был на месте и отдыхал.
Святая-святых ракетного крейсера - камбуз. Потолки здесь низкие и матрос с тряпкой в руке, наводящий порядок, ходил нагнув голову, что придавало его фигуре печальный вид. Рядом два других матроса начали открывать консервные банки простым ножом, за что немедленно получили нагоняй от сопровождающих меня офицеров. Все должно быть идеально для чужого взгляда, я понимаю.
Корабельный кот - непременная принадлежность любого боевого корабля для борьбы с грызунами . Или, как здесь говорят, «белками». Котики и жизненно важные кабели в металлической оплетке - таковы условия сосуществования людей и грызунов. Котов на корабле несколько, их заводят по одному на боевую часть. Кошки крейсера «Варяг» пользуются популярностью у гостей в разных странах, куда заходит корабль. Случается, их дарят - один из корабельных котов живет теперь в православной церкви в Сингапуре. Матушка, говорят, была счастлива такому подарку. Еще один был подарен местному адмиралу в Индонезии.
Хотелось взять один спасательный круг на память. Круг не дали, казенный, но подарили другое.
Мы пообедали с офицерами, поговорили, потом переместились в рабочую каюту, там еще поговорили. Уходить не хотелось, но времени было в обрез - у них, и у меня. Уходя, сделал еще несколько снимков на палубе «Варяга» и на берегу.
Мне показалось, что на крейсере всё в порядке. В море ходит, учебные стрельбы проводит. «Варяг» - желанный гость в иностранных портах, на него выстраиваются очереди из желающих совершить экскурсию по кораблю. Как говорили офицеры: «Рядом стоит французский «Мистраль» - туда никого, а к нам - очередь на весь причал, по тридцать тысяч человек приходит за несколько дней визита ». Видно, как моряки гордятся своим «Варягом», своей службой. Звали с собой в поход - надо подумать, я с качкой не дружу, хотя очень хочется, конечно. Потому что это - настоящее.
Советский и российский ракетный крейсер, третий корабль проекта 1164 «Атлант» , флагман Тихоокеанского флота России. Крейсер создан на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве в первой половине 1980-х годов.
История создания
Заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара в 1979 году под наименованием «Червона Украина». Спущен на воду в 1983 году. Вступил в строй 16 октября 1989 года.
История службы
В 1990 году во главе отряда боевых кораблей выполнил задачи боевой службы и межфлотского перехода. С ноября 1990 года в составе Тихоокеанского флота, в 1996 году был переименован в «Варяг». С 1996 года является флагманом Тихоокеанского флота вместо тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев».
В 1997, 2004, 2009 годах посещал порт Инчхон (Республика Корея). В 1999 году посетил порт Шанхай с официальным визитом в честь 50-летия образования КНР. В 2002 году во главе отряда боевых кораблей ТОФ посетил военно-морскую базу Йокосука в связи с 50-летием создания морских сил самообороны Японии. В сентябре - декабре 2005 года во главе отряда боевых кораблей ТОФ выполнил боевую службу в Индийском и Тихом океанах, с заходами в порты Вишахапатнам (Индия), Танджунг-Приок (Индонезия), Саттахип (Таиланд), Чанги (Сингапур), Дананг (Вьетнам). С 2006 по 2008 год проходил ремонт на «Дальзаводе» с заменой ГЭУ. В октябре 2008 года посетил с неофициальным визитом порт Пусан (Республики Корея). В апреле 2009 года посетил с официальным визитом китайский порт Циндао. В июне 2010 посетил с неофициальным визитом американский порт Сан-Франциско. 9 ноября 2010 года прибыл с неофициальным визитом в южнокорейский порт Инчхон. На него была возложена историческая миссия доставки на родину реликвий своего легендарного предшественника - русского крейсера «Варяг», а также обеспечения пребывания в Южной Корее Президента РФ Дмитрия Медведева в период проведения саммита «большой двадцатки» (G20), который состоялся в Сеуле 10-12 ноября 2010 года.
В апреле - мае 2011 года участвовал в российско-китайских учениях «Мирная миссия-2011» в акватории Жёлтого моря с заходом в порт Циндао. В сентябре - декабре 2011 года во главе отряда кораблей ТОФ выполнил задачи боевой службы в Тихом океане с заходами в военно-морскую базу Майдзуру (Япония), Апра (остров Гуам, США), Ванкувер (Канада). С 23 по 27 апреля 2012 года совместно с большими противолодочными кораблями «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», «Адмирал Трибуц» и кораблями снабжения участвовал в российско-китайских учениях «Мирная миссия-2012» в Жёлтом море. В начале 2013 года прошёл плановый ремонт на «Дальзаводе».
С 5 по 12 июля принимал участие в совместных российско-китайских учениях «Мирная миссия-2013» в Японском море. В период с 13 по 20 июля совместно с эсминцем «Быстрым», большими противолодочными кораблями «Адмирал Виноградов» и «Маршал Шапошников», большими десантными кораблями «Николай Вилков» и «Ослябя» принимал участие во внезапной масштабной проверке войск Центрального и Восточного военных округов. В конце августа во главе эскадры кораблей Тихоокеанского флота отправился в Средиземное море, где в ноябре отработал элементы межфлотского взаимодействия совместно с тяжёлым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий» . За время похода посетил порты Тринкомали (Шри-Ланка), Салала (Султанат Оман) и Александрия (Египет). В период с 20 по 26 мая 2014 года во главе эскадры из эсминца «Быстрого», большого десантного корабля «Адмирал Невельской» и кораблей снабжения принимал участие в очередных российско-китайских учениях «Морское взаимодействие - 2014». В ходе учений моряки двух стран отработали совместные действия по обороне кораблей на якорной стоянке, освобождению захваченных пиратами торговых судов, организации совместной ПВО, провели противолодочные и поисково-спасательные операции, ракетные и артиллерийские стрельбы по морским и береговым целям. Стороны впервые выполняли учебно-боевые задачи в составе смешанных отрядов кораблей. Во время учений российская эскадра посетила Шанхай.
С 15 по 19 июля участвовал в российско-индийских учениях «Индра-2014» в Японском море. Во время учения российские и индийские моряки отработали встречный бой в тёмное время суток, поиск и условное уничтожение подводной лодки, артиллерийские стрельбы по парашютным и морским мишеням, а также помощь терпящему бедствие судну. В сентябре провёл стрельбы в ходе масштабных учений «Восток-2014». В ноябре 2014 года, в преддверии австралийского саммита G20 к берегам Австралии прибыли два отряда кораблей тихоокеанского флота во главе с крейсером «Варяг», что вызвало общественный резонанс в Австралии. С 23 октября по 15 декабря 2014 года в составе отряда из большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», танкера «Борис Бутома» и спасательного буксира «Фотий Крылов» обеспечивал военно-морское присутствие и демонстрацию флага в юго-западной части Тихого океана.
27 апреля 2015 года завершил доковый ремонт на «Дальзаводе». С 7 по 12 декабря 2015 года принял участие в совместных российско-индийских военно-морских учениях «Индра 2015». По окончании учений планируется отправить его к побережью Сирии для прикрытия авиации, участвующей в контртеррористической военной операции.
Вооружение
Ракетное вооружение
- 8 х 2 - ПУ ПКРК П-1000 «Вулкан» (16 ракет);
- 8 х 1 - ПУ ЗРК 3М41 «Форт» (64 ракеты);
- 2 х 2 - ПУ ЗРК 4К33 «Оса-М» (40 ракет).
Минно-торпедное вооружение
- 2 х 5 - 533-мм ТА ПТА-53-1164;
- 2 х 12 - 213-мм РБУ -6000 «Смерч-2».
Радиотехническое вооружение
- РЛК МР-800 «Флаг»;
- 2 НРЛС «Вайгач»;
- ГАК МГК-335 «Платина»;
- РЭБ МП-150 «Гурзуф-А», МП-152 «Гурзуф-Б», МР-262 «Ограда», МП-407 «Старт-2»;
- БИУС «Лесоруб-1164».
Однотипные корабли
«Червона Украина» - советский ракетный крейсер проекта , третий корабль в серии, с 1990 года входит в состав Тихоокеанского флота СССР . В 1996 году переименован в «Варяг» с присвоением гвардейского звания. Активно принимает участие в учениях, боевых службах и торжественных мероприятиях флота. После вывода в резерв атомного крейсера «Адмирал Лазарев» остался наиболее мощной боевой единицей в строю КТОФ и был назначен флагманом.
Общие сведения
Крейсера проекта 1164 типа «Слава» (код НАТО - англ. Slava class) - тип советских ракетных крейсеров, занимающий промежуточное положение между кораблями типа «Киров» (проект 1144 «Орлан») и эсминцами типа «Современный» (проект 956 «Сарыч»). Ракетные крейсера типа «Слава» с мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» стали важной частью ВМФ России после раздела флота СССР.
Ракетный крейсер проекта 1164 предназначен для нанесения ударов по крупным надводным кораблям и ударным группировкам противника, обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных поисково-ударных групп и решения задач коллективной противовоздушной обороны соединений и конвоев в удалённых районах морей и океанов. Вспомогательными задачами считаются борьба с подводными лодками, огневая поддержка десантов и обстрел побережья, занятого противником.
«Червона Украина» стал третьим и последним из достроенных крейсеров типа «Слава», и в 1990 году, после завершения испытаний, был направлен на Дальний Восток для усиления Тихоокеанского флота. Шесть лет спустя ракетный крейсер был переименован, получив имя «Варяг» и гвардейское звание. Остаётся в строю по сей день.
История создания
Предшественники
Непосредственными предшественниками ракетных крейсеров проекта 1164 были большие противолодочные корабли проектов 1134А и 1134Б. Основным назначением кораблей проектов 1134А и 1134Б , строительство которых для ВМФ СССР было закончено к концу 1970-х годов, было обеспечение ПВО и ПЛО соединений боевых кораблей, а также поиск, слежение и уничтожение подводных лодок в удалённых районах морей и океанов. Именно им ставилась задача слежения на боевой службе за развернутыми в Мировом океане ПЛАРБ вероятного противника. Из-за мощного вооружения и солидного водоизмещения за рубежом их всегда называли крейсерами.
РКР «Варяг» в море
Между тем, противокорабельного оружия эти БПК не несли, а задача борьбы с корабельными ударными группировками противника перед флотом оставалась. Её решение только одними ударными подводными лодками (ПЛАРК) было нерациональным - требовались оперативные группировки разнородных сил и средств. Требовалось также наращивание ударных возможностей таких группировок и повышение их боевой устойчивости от ответных ударов – это диктовалось как динамикой совершенствования оружия и техники, так и отставанием ВМФ СССР от ВМС США в развитии корабельной авиации. В связи с этим Комиссия при СМ СССР по военно-промышленным вопросам приняла решение №87 (от 20 апреля 1972 года) о начале разработки ТТЗ на новый корабль, а в середине 1970-х годов началось проектирование нового ракетного крейсера проекта под шифром «Атлант». Главным конструктором корабля был вначале А. К. Перьков, а затем – В.И.Мутихин; главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга А. Н. Блинов. Наряду с традиционной ударной задачей, на корабль возлагалось обеспечение зональной или коллективной противовоздушной обороны, поскольку боевое применение корабля предполагалось в составе оперативного соединения.
Головной РКР серии из шести крейсеров с газотурбинными установками проекта 1164 под кодовым названием «Атлант» был заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара 4 ноября 1976 года. Корабль, получивший имя «Слава» , был спущен на воду 27 июля 1979 года, через год произошло заселение экипажа. Крейсер вступил в строй в конце 1982 года, а в феврале следующего года был включен в состав Краснознамённого Черноморского флота.
В 1978 году был заложен, в апреле 82-го спущен на воду и 21 сентября 1986 года передан в состав СФ второй крейсер серии - «Маршал Устинов» . 17 декабря 1997 года на нём закончился плановый ремонт, затянувшийся на три года. На петербургском АО «Северная верфь» крейсер, в числе прочего, получил новую ГЭУ. 24 февраля 2001 года над крейсером взяла шефство столица Белоруссии. Юридически этот факт был закреплён договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля.
Постройка и испытания
1 декабря 1986 года на базе 10-й оперативной эскадры ТОФ был сформирован экипаж для строящегося корабля. Приказом МО СССР № 284 от 10 августа 1988 года в состав экипажа «Червоной Украины» был зачислен почётным матросом Герой Советского Союза, кавалер орденов Славы трёх степеней, гвардии старшина в отставке Дубинда Павел Христофорович - ветеран экипажа первого крейсера с этим названием, после гибели своего корабля защищавший Севастополь в рядах морской пехоты.
В сентябре 1988 года экипаж крейсера прибыл в Николаев и заселился на борт.
С 15 августа по 1 декабря 1989 года законченный постройкой ракетный крейсер «Червона Украина» проходил ходовые и Государственные испытания на Чёрном море.
25 декабря 1989 года успешно прошедший испытания крейсер был принят в состав ВМФ, что закрепил приказ ГК ВМФ № 0108 от 23 марта 1990 года.
Описание конструкции
Корпус
Корпус крейсера выполнялся сварным из низколегированной стали и формировался из объёмных секций, которые, в свою очередь, составляли монтажные блоки, собираемые в строительных районах, располагаемых в нос и корму от основного (закладного) района - машинных отделений. Для компенсации изгибающих нагрузок при штормовых условиях предусматривалось размещение двух продольных переборок, а так же крепление скуловых килей и листов надстроек в местах их крепления к корпусным конструкциям выполнять на заклёпках.
Отношение длины к ширине составляет 8,97, что обеспечивает хорошую всходимость на волну. Носовые обводы исполнены с большим развалом шпангоутов. Корабль имеет стремительный, хищный наклон форштевня с подкильным бульбом, протяжённый полубак со значительной седловатостью в носовой части, верхнюю и нижнюю (жилую) палубы, две платформы в носу и корме, трюм и второе дно. Система набора - продольная с длиной шпации 500 мм. Двойное дно простирается на протяжении всей длины корпуса корабля и переходит в двойной борт, а междудонное пространство используется для хранения топлива и воды. Верхняя и нижняя (жилая) палубы непрерывны по всей длине, причём верхняя палуба имеет погибь в носовой части.
Вид крейсера с воды
На палубе полубака смонтировали развитую трёхостровную надстройку и башнеподобные пирамидальные фок- и грот-мачты. Носовая надстройка имеет пять ярусов и оканчивается пирамидальной башенноподобной фок-мачтой. Средняя надстройка состоит из трёх ярусов с пристроенными к ней двумя дымоходами прямоугольной формы и венчается посередине пирамидальной башенноподобной грот-мачтой. Кормовая двухъярусная надстройка оканчивается полноценным ангаром для постоянного базирования вертолёта, а на крыше самой надстройки размещена антенна системы управления ЗРК «Форт».
Все главные и вспомогательные механизмы монтировались внутри корпуса корабля на фундаментах и основаниях с использованием амортизации, что уменьшало шум внутри отсеков и существенно снижало акустические поля вокруг корабля. Все проходы к боевым постам осуществляются по 2 бортовым коридорам без выхода на верхнюю палубу для лучшего выполнения требований противоатомной (ПАЗ) и противохимической (ПХЗ) защит. Непотопляемость корабля обеспечивается делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 16 отсеков.
Бронирование
Ограничения в размерах и стоимости кораблей не позволили включить в конструкцию ракетных крейсеров проекта 1164 сколько-то существенное бронирование. Однако, по требованию главного наблюдающего, для многих корпусных конструкций минимальная толщина стальных листов была принята в 8 миллиметров, что выше, чем требовалось по расчёту или нормам. В конструкции корабля используются наряду со сталью и сплавы алюминия. Элементы надпалубной надстройки крейсера в районах воздействия на них открытого пламени выполнены из стали, в то время как верхние конструкции для облегчения произведены из сплавов алюминия.
Энергетическая установка и ходовые качества
В качестве главных двигателей использованы два объединённых автоматизированных агрегата М-21 третьего поколения, которые включают в себя две маршевых реверсивных газовых турбины М-70 по 10000 л. с., четыре форсажных (иначе называемых основными) реверсивных турбины типа М-8КФ по 22500 л. с. и две постоянно действующие паровые турбины теплоутилизационного контура (ТУК) по 1500 л. с. При включении всех источников горячего отработанного газа мощность турбин ТУК повышается до 2500 л. с. Таким образом, максимальная длительная мощность ГЭУ крейсера достигает 115000 л. с.
Полная скорость хода корабля - 32,5 узлов. Максимальная дальность плавания экономическим ходом составляет более 8000 миль.
Экипаж и обитаемость
Экипаж на борту крейсера
Жилые помещения команды (матросов и старшин) размещаются на верхней и нижней палубах, где в кубриках имеются двух- и трёхъярусные стационарные койки. Личные вещи и обмундирование команды хранятся в ящиках-рундуках. Для приёма пищи военнослужащих срочной службы на корабле имеются столовые команды.
Офицеры располагаются в одноместных и двухместных каютах в носовой части корабля, а мичмана в двухместных и четырёхместных каютах. Все жилые помещения радиофицированы. Офицеры и мичманы принимают пищу в двух кают-компаниях, кают-компания офицеров размещена в носовой надстройке.
Для хранения запаса провизии и различного имущества машинной, артиллерийской, минной, шкиперской и других частей на корабле предусмотрены специальные кладовые. На крейсере оборудованы баня с бассейном, душевые, прачечная, гладильная, парикмахерские, спорт-каюта, умывальные и гальюны. Медицинский блок включает в себя лазарет, изолятор и амбулаторию. Все жилые и служебные помещения, посты и погреба боезапаса оборудованы системой кондиционирования воздуха, которая включает в себя 4 холодильных установки типа БМ-600 и обеспечивает жизнедеятельность экипажа при температуре наружного воздуха от -25°С до +34°С. Кроме того, погреба боезапаса оснащены системами орошения и затопления. Корабельный запас пресной воды может пополняться водой из опреснительной установки.
Вооружение
Главный ударный комплекс
Контейнеры крылатых ракет «Вулкан» на крейсере
На третьем ракетном крейсере проекта 1164 «Червона Украина» вместо комплекса «Базальт» изначально была установлена его усовершенствованная версия - комплекс П-1000 «Вулкан», обладающий максимальной дальностью ведения огня в 700 километров. Боекомплект комплекса составляет 16 ракет в транспортно-пусковых контейнерах, а перезарядка ракет «Базальт» и «Вулкан» возможна лишь на базе с помощью использования специальных ракетно-разгрузочных устройств.
Данные крейсера являются одними из наиболее мощных в своем классе именно благодаря своим противокорабельным ракетам, обладающим большой дальностью стрельбы и высокой мощностью боевой части, при этом трудноуязвимыми для средств ПВО противника. Эти ракеты рассчитаны в том числе и на ядерную боевую часть, но даже с обычной БЧ могут поразить и уничтожить такую хорошо защищённую и крупную цель, как авианосец. По этой причине ракетные крейсера типа «Слава» иногда называют «убийцами авианосцев».
Вспомогательное и зенитное вооружение
Основное зенитное вооружение - многоканальный ракетный комплекс коллективной обороны «Форт». ЗРК «Форт» предназначен для уничтожения высокоскоростных, манёвренных и малоразмерных целей во всём диапазоне высот вплоть до сверхмалых, а также морских целей средних размеров.
Пуск ЗУР комплекса «Форт» с «Варяга»
В состав комплекса входит подпалубная пусковая установка барабанного типа Б-204 с восемью барабанными устройствами на 8 ТПК. Старт ракеты - подпалубный, вертикальный из транспортно-пускового контейнера с запуском маршевого двигателя после выхода ракеты, что обеспечивает пожаровзрывобезопасность погреба. Пуск ракеты производится из контейнера под пусковым люком. После схода ракеты барабан поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету в ТПК. Общий боезапас комплекса на крейсерах проекта 1164 - 64 ракеты. В состав пусковой установки Б-204 входят также загрузочные устройства, устанавливающие транспортно-пусковые контейнеры с ракетами с палубы корабля в погреб на направляющие барабанов.
РЛС обнаружения и наведения комплекса «Форт» на «Варяге»
Дальность стрельбы комплекса «Форт» составляет 5-75 км. Время реакции комплекса в режиме дежурства от 16 до 19 секунд, вращающаяся антенна РЛС наведения обеспечивает одновременное сопровождение 6 целей и наведение на них по две ракеты в пространственном секторе 90х90 градусов.
ЗРК ближнего действия представлены двумя одноканальными комплексами 4К33А «Оса-МА», которые предназначены для самообороны от низколетящих противокорабельных ракет, самолётов, вертолётов, а также для поражения надводных целей на дальности от 1 до 10, а по высоте до 5 км. ЗРК «Оса-МА» установлены побортно: каждый комплекс имеет двухбалочную наводящуюся в двух плоскостях пусковую установку ЗИФ-122, погреб на 20 ракет и собственную систему управления и обнаружения. Общий боезапас - 40 ракет.
Артиллерийское вооружение представлено двухорудийной 130-мм автоматической артустановкой АК-130 с радиолокационной системой управления МР-184 «Лев». Система управления многодиапазонная, с радиолокационным и телевизионным каналами визирования целей. Максимальная скорострельность - 85 выстрелов в минуту. В пределах досягаемости боеприпаса комплекс обеспечивает обстрел участков побережья, портовых и других береговых сооружений, укреплённых пунктов при десантно-высадочных операциях сил флота против берега; может вести артиллерийский морской бой с надводными кораблями и обстреливать морские цели средних и крупных размеров; поражать различные типы воздушных целей, в том числе и низколетящие ракеты. Темп стрельбы регулируется от одиночных выстрелов или залпов до очередей. Дальность стрельбы 24,1 км, живучесть ствола свыше 1500 выстрелов, боезапас 360 снарядов на ствол.
Для поражения низколетящих воздушных целей на рубеже дострела, борьбы с малоразмерными надводными целями и легкобронированными береговыми объектами, а также уничтожения плавающих мин имеются скорострельные автоматы АК-630М - три батареи в составе двух артустановок и одной СУО каждая. Управление стрельбой - от РЛС МР-123 «Вымпел» или вручную от визирной колонки. Темп стрельбы 5000 выстрелов в минуту, досягаемость по высоте до 5 км, максимальная дальность до 8 км. Общий боезапас - 48000 выстрелов.
Минно-торпедное вооружение
Противолодочное вооружение корабля получает целеуказание от ГАК «Платина». Дальность обнаружения подлодок с помощью данного комплекса при благоприятных условиях составляет до 15 км. При включении специальной буксируемой антенны переменной глубины реализуется возможность «прослушивать» горизонты ниже слоя температурного скачка. Основным противолодочным вооружением корабля являются 2 пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53-1164 калибра 533 мм, общий боекомплект 10 управляемых торпед. Также для поиска и борьбы с подводными лодками может использоваться вертолёт Ка-27 корабельного базирования.
Универсальная реактивная бомбомётная система «Смерч-2» служит для поражения идущих на корабль торпед и для борьбы с подводными диверсантами. В крайнем случае бомбомёты могут применяться также для борьбы с подводными лодками (на дистанциях обнаружения менее 6 км) и для стрельбы по береговым целям. В систему входят: две 12-ствольных установки РБУ-6000 с силовым приводом и устройством заряжания; реактивные глубинные бомбы РГБ-60; приборы управления стрельбой «Буря». Бомбы из погреба подаются специальными подъёмниками, после заряжания последнего ствола установка автоматически переходит в режим наведения. После выстреливания она автоматически возвращается в режим заряжания. Предусмотрен резервный ручной привод установки. Дальность стрельбы до 6 км, глубина поражения объекта до 500 метров, взрыватель или ударного действия, или дистанционный (для определённой глубины). Все эти данные вводятся при помощи приборов управления стрельбой, непосредственно перед выстрелом. Общий боезапас 144 бомбы (на 6 залпов для каждой РБУ). Вместо РГБ-60 возможно применять более совершенные снаряды 90-Р (РПК-8).
Авиационное вооружение
Противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ садится на площадку «Варяга»
Первоначальным проектом предусматривалось вооружение крейсеров проекта 1164 вертолётами Ка-25. С 1965 по 1973 год на Авиазаводе №99 было построено около 460 Ка-25 в 18 модификациях. Противолодочная модификация (Ка-25ПЛ) может перевозить в бомбоотсеке и применять бомбовое и торпедное вооружение общей массой до 1100 кг (нормальная торпедно-бомбовая загрузка составляет 650 кг).
Основным торпедным вооружением вертолёта стала торпеда АТ-1 массой 550 кг. Данный тип торпеды способен атаковать подводную лодку на глубине от 20 до 200 м, при скорости последней 25 узлов. Впоследствии вместо АТ-1 стали применять её модификацию АТ-1М.
Бомбовое вооружение вертолёта представлено глубинными противолодочными авиабомбами ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50-64 и ПЛАБ-МК, способными поразить лодку на глубине до 300 м. Существует возможность применять дневные и ночные ориентирно-маркерные авиабомбы ОМАБ-25-12Д и ОМАБ-25-8Н, расположенные на внешних держателях.
Дальнейшим развитием Ка-25 стал более тяжёлый и совершенный вертолёт Ка-27ПЛ . Как правило, на крейсере «Червона Украина»/«Варяг» базируются вертолёты именно такого типа. Для вертолёта на крейсере предусмотрен ангар, а взлётами и посадками винтокрылых машин управляют с расположенного справа от ангара стартового командного пункта (СКП).
При необходимости вместо противолодочного вертолёта Ка-25ПЛ крейсер может взять на борт его поисково-спасательный вариант Ка-27ПС.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Антенна РЛС «Восход» на РКР «Варяг»
Радиоэлектронное вооружение крейсеров проекта 1164 представлено трёхкоординатным РЛК МР-800 «Флаг» (в составе станций МР-700 «Фрегат-М» и МР-600 «Восход» с системой обработки данных «Байкал-Ф», позже «Пойма», и антенной опознавания), способным обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 480 км, а надводные до 40 км (без помощи корабельного вертолёта). Станции работают в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Начиная с третьего корабля серии, крейсера «Червона Украина»/«Варяг», РЛС «Фрегат» была заменена более современной «Фрегат-МА». Последняя имеет две антенных решётки в виде плоских полотен «спина к спине»: одну для коротковолнового (размерами 3,4х3,3 м), вторую для длинноволнового диапазона частот (размерами 3,54х2,42 м). Система обработки информации у двух антенн единая. «Мёртвая зона» - 2 км, допустимые условия волнения 20 градусов при бортовом крене и 10 - при килевой качке.
Освещение дальней надводной обстановки и целеуказание (через спутники) осуществляется станциями «Корвет».
Навигационный комплекс «Салгир-У» включает в себя три РЛС типа МР-212 «Вайгач».
Средства связи объединены в комплекс «Тайфун-2», имеются комплексы космической связи «Цунами-БМ» и «Кристалл». Управление подсистемами осуществляется БИУС «Лесоруб-1164».
На крейсере имеется 12 десятиствольных ПУ помех системы ПК-10 и 2 двуствольных ПУ (ЗИФ-121) помех ПК-2, а также полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо» по обнаружению работающих систем связи, радиолокационных станций, головок самонаведения ракет противника, их пеленгованию, подавлению трактов наведения ракет и другого противодействия (МРП-3, МП-150, МП-152 «Гурзуф» и так далее).
История службы
Крейсер в море
С 27 сентября по 05 ноября 1990 года крейсер в охранении эсминца «Быстрый» совершил межфлотский переход из порта Севастополь в порт Петропавловск-Камчатский с выполнением задач боевой службы. Во время перехода с 22 по 24 октября крейсер осуществил деловой заход в порт Камрань (Вьетнам). Переход и выполнение задач боевой службы оценены на «хорошо».
С приходом на Краснознамённый Тихоокеанский флот (КТОФ) 5 ноября 1990 года крейсер зачислен в состав 173-й бригады ракетных кораблей Камчатской флотилии.
В 1991 году крейсером «Червона Украина» были успешно выполнены ракетная стрельба крылатыми ракетами по морской цели и стрельба ЗРК «Форт» по ракете-мишени «Малахит».
По итогам 1991 года корабль занял второе место по боевой подготовке, а также объявлен лучшим кораблём КТОФ по ракетной подготовке за 1991 год.
ГРКР «Варяг» на учениях ведёт огонь универсальным калибром
26 июля 1992 года на крейсере «Червона Украина» был торжественно спущен Военно-Морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг ВМФ России.
Крейсер был объявлен лучшим на КТОФ по ракетно-артиллерийской подготовке и ПВО и завоевал приз ГК ВМФ за стрельбу крылатыми ракетами по морской цели, а также стрельбу по трём ракето-мишеням «Малахит» ракетами ЗРК «Форт».
В 1991 - 1994 годах крейсер «Червона Украина» являлся лучшим кораблем соединения.
В 1994 году крейсер объявлен лучшим кораблём 1 ранга на Камчатской флотилии.
В 1995 году крейсер после длительной стоянки осуществил за 4 суток переход из пункта базирования Петропавловска-Камчатского во Владивосток на морской парад в честь празднования 50-летия мира на Тихом океане. Парад состоялся 2 сентября, в годовщину подписания капитуляции Японией.
4 сентября 1995 года корабль был переведён в состав 36 дивизии ракетных кораблей 10-й оперативной эскадры (ОпЭск) КТОФ и сменил пункт постоянного базирования, перейдя из Петропавловска в бухту Абрек.
Вид крейсера спереди
9 февраля 1996 года РКР «Червона Украина» приказом ГК ВМФ торжественно переименован в ракетный крейсер «Варяг» с присвоением гвардейского звания. Переименованием увековечили память героического крейсера «Варяг» российского флота, с началом Русско-Японской войны принявшего неравный бой с японской эскадрой.
В 1996 году крейсер выполнил стрельбы артиллерией по береговым и морским целям. Огнём зенитно-ракетных комплексов уничтожено 2 самолёта-мишени Ла-17 и 1 ракета-мишень РМ-15 «Термит». Объявлен лучшим кораблем КТОФ по ПВО.
С 9 по 13 февраля 1997 года крейсер выполнил официальный дружественный визит в порт Инчхон (ранее Чемульпо) Республики Корея - к месту сражения бронепалубного крейсера «Варяг» с японской эскадрой, для отдания воинских почестей героическим русским морякам. Свой флаг на ракетном крейсере «Варяг» держал первый заместитель командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирал В. В. Чирков.
3 сентября 1997 года была выполнена стрельба крылатой ракетой по фактической морской цели (мишень - списанный десантный корабль). Морская цель уничтожена прямым попаданием крылатой ракеты. За эту стрельбу крейсер награждён призом Главнокомандующего ВМФ как лучший надводный корабль ВМФ по ракетной подготовке. В 1997 году крейсер объявлен передовым надводным кораблём КТОФ.
В 1998 году на крейсере произведён доковый ремонт. После ремонта корабль отработал курс боевой подготовки с выполнением стрельб зенитно-ракетными комплексами и артиллерией по воздушным, береговым и морским целям.
В 1999 году крейсер выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГК ВМФ.
ГРКР «Варяг» возвращается после визита в Шанхай, октябрь 1999 года
Со 2 по 6 октября 1999 года флагман Тихоокеанского флота крейсер «Варяг» совместно с эскадренным миноносцем «Бурный» под флагом командующего КТОФ адмирала Захаренко М. Г. участвовал в официальном визите в порт Шанхай (Китайская Народная Республика) в связи с празднованием 50-летия образования КНР.
28 октября 1999 года крейсер участвовал в комплексном контрольном выходе кораблей КТОФ в залив Петра Великого с председателем правительства Российской Федерации Владимиром Путиным на борту.
С 10 по 15 октября 2002 года крейсер совершил официальный визит в порт Йокосука (Япония) на 50-летие со дня образования морских сил самообороны Японии, принял участие в военно-морском параде в Токийском заливе.
В 2002 году «Варяг» был назначен флагманским кораблём Тихоокеанского флота взамен выведенного в резерв тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев» .
В 2003 году крейсер успешно выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз главнокомандующего ВМФ.
В 2004 году, с 10 по 15 февраля, «Варяг» совершил официальный дружественный визит в составе отряда боевых кораблей КТОФ (совместно с БПК «Адмирал Трибуц» и МПК «Кореец») в южнокорейский порт Инчхон на празднование 100-летия подвига бронепалубного крейсера «Варяг» . Российский отряд шёл под флагом командующего КТОФ адмирала В. Д. Фёдорова; в ходе визита были проведены совместные учения с кораблями ВМС Республики Корея.
В апреле 2004 года в ходе командно-штабных учений КТОФ кораблём успешно выполнены ракетные и артиллерийские стрельбы, сбита воздушная мишень ЗРК «Гюрза» огнём 30-мм автоматов АК-630.
«Варяг» в походе
В сентябре-декабре 2005 года крейсер в составе отряда боевых кораблей - кроме «Варяга», в него входили БПК «Адмирал Пантелеев» , БПК «Адмирал Трибуц» и танкер «Печенга» - успешно выполнил задачи дальнего похода с посещением портов Вишакхапатнам (Индия), Сингапур, Джакарта (Индонезия), Саттахип (Таиланд) и Хайфон (Вьетнам). За время похода крейсер принял участие в международных учениях «Индра-2005» с участием боевых кораблей ВМС Индии. Ряд офицеров и мичманов «Варяга» наградили государственными и ведомственными наградами.
В декабре крейсер объявлен лучшим на флоте по основным видам подготовки по итогам 2005 года.
В марте-апреле крейсер произвёл чистку топливных цистерн и выгрузку всего боезапаса, а в мае 2006 года на корабле был начат доковый ремонт.
В период с июня 2006 по февраль 2008 года на крейсере проведены отдельные ремонтные работы с заменой основных и маршевых двигателей и модернизацией вооружения силами ОАО «ХК Дальзавод».
Ракетный крейсер «Варяг» на полном ходу, рисунок
В апреле 2008 года экипаж завершившего ремонт крейсера «Варяг» успешно отработал и сдал курсовую задачу «К-1», а в мае 2008 года корабль вновь вступил в состав сил постоянной готовности.
В октябре 2008 года ГРКР «Варяг» в составе отряда кораблей совершил неофициальный визит в порт Пусан (Южная Корея) и принял участие в международном морском параде.
По итогам 2008 года крейсер объявлен лучшим кораблём 1-го ранга объединения.
В апреле 2009 года ГРКР «Варяг» в составе отряда кораблей КТОФ совершил неофициальный визит в порт Циндао (КНР) на празднование 60-тилетия ВМС НОАК.
В октябре – декабре 2009 года ГРКР «Варяг» совершил деловой заход в ВМБ Чанги республики Сингапур с целью обеспечения безопасности президента России Дмитрия Медведева, участвовавшего в саммите АТЭС-2009. Борт крейсера посетили президент РФ Д. А. Медведев (16 сентября), губернатор Приморского края С. М. Дарькин, владыка Приморский и Владивостокский Вениамин. В составе отряда, помимо крейсера, шли спасательное судно «Фотий Крылов» и средний танкер «Печенга»; свой флаг на «Варяге» держал командующий Приморской флотилией разнородных сил контр-адмирал С. И. Авакянц.
По итогам 2009 года крейсер завоевал два приза ГК ВМФ за выполнение ракетных стрельб.
Ракетный крейсер «Варяг» направляется с дружественным визитом в Сан-Франциско, 2010 год
В июне 2010 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил с неофициальным визитом порт Сан-Франциско (США). В ходе визита был проведён ряд встреч с командованием ВМС США и администрацией города Сан-Франциско.
В ноябре 2010 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил порт Инчхон Республики Корея. Экипаж крейсера принял участие в церемонии передачи Южной Кореей в аренду России гюйса бронепалубного крейсера «Варяг». Во время церемонии на борту крейсера присутствовал Верховный главнокомандующий президент РФ Д. А. Медведев.
В апреле - мае 2011 года крейсер участвовал в совместных российско-китайских учениях «Мирная миссия-2011» в акватории Жёлтого моря с заходом в порт Циндао (Китай).
В сентябре - декабре 2011 года «Варяг» во главе отряда кораблей ТОФ под флагом капитана 1 ранга Сергея Жуги выполнял задачи боевой службы в Тихом океане с заходами в военно-морскую базу Майдзуру (Япония), Апра (остров Гуам, США) и Ванкувер (Канада). За время этой боевой службы крейсер «Варяг» совместно с ВМС США в районе острова Гуам принял участие в антитеррористических учениях «Тихоокеанский орёл-2011».
С 23 по 27 апреля 2012 года совместно с большими противолодочными кораблями «Адмирал Виноградов» , «Маршал Шапошников» , «Адмирал Трибуц» и кораблями снабжения принял участие в российско-китайских учениях «Мирная миссия-2012» в Жёлтом море.
В начале 2013 года крейсер прошёл плановый ремонт на «Дальзаводе».
С 5 по 12 июля 2013 года участвовал в совместных российско-китайских учениях «Мирная миссия-2013» в Японском море. В период с 13 по 20 июля совместно с эсминцем «Быстрый», большими противолодочными кораблями «Адмирал Виноградов» и «Маршал Шапошников», большими десантными кораблями «Николай Вилков» и «Ослябя» участвовал во внезапной масштабной проверке войск Центрального и Восточного военных округов.
В конце августа «Варяг» во главе эскадры кораблей Тихоокеанского флота отправился в Средиземное море.
7 ноября 2013 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» Северного флота в центральной части Средиземного моря провёл манёвры по отработке элементов межфлотского взаимодействия совместно с экипажем ракетного крейсера Тихоокеанского флота «Варяг». В ходе манёвров экипажи крейсеров отработали действия по организации связи на морском переходе, совместного маневрирования, а также организовали противолодочную оборону с использованием вертолётных комплексов.
11 ноября 2013 года крейсер «Варяг» стал первым боевым кораблём за всю историю Тихоокеанского флота, посетившим египетский порт Александрия. Также за время похода «Варяг» посетил порты Тринкомали (Шри-Ланка) и Салала (Оман).
25 января 2014 года ГРКР «Варяг» вернулся к месту базирования после завершения длительной боевой службы. За пять месяцев кораблем было пройдено около 30 тысяч морских миль.
В период с 20 по 26 мая 2014 года ГРКР «Варяг» во главе эскадры из эсминца «Быстрый» , большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев» , большого десантного корабля «Адмирал Невельской», танкера «Илим» и морского буксира «Калар» принимал участие в очередных российско-китайских учениях «Морское взаимодействие-2014». В ходе учений моряки двух стран отработали совместные действия по обороне кораблей на якорной стоянке, освобождению захваченных пиратами торговых судов, организации совместной ПВО, провели противолодочные и поисково-спасательные операции, ракетные и артиллерийские стрельбы по морским и береговым целям. Стороны впервые выполняли учебно-боевые задачи в составе смешанных отрядов кораблей. В учении принимали участие 18 боевых кораблей и судов ВМФ России и ВМС НОАК.
После учений российская эскадра посетила порт Шанхай (КНР). В торжественных мероприятиях в Шанхае приняли участие заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков и заместитель командующего ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) вице-адмирал Тянь Чжун.
Гвардейский крейсер «Варяг» во главе отряда кораблей
Российский отряд боевых кораблей покинул Шанхай 27 мая и прибыл во Владивосток 1 июня 2014 года.
С 15 по 19 июля «Варяг» принял участие в российско-индийских учениях «Индра-2014» в Японском море (акватория залива Петра Великого). Активная фаза учений прошла с 17 по 19 июля 2014 года. В ходе учения российские и индийские моряки отработали встречный бой в тёмное время суток, поиск и условное уничтожение подводной лодки, артиллерийские стрельбы по парашютным и морским мишеням, а также помощь терпящему бедствие судну.
В сентябре 2014 года «Варяг» провёл стрельбы в ходе масштабных учений «Восток-2014».
С 23 октября по 15 декабря 2014 года в составе отряда из большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», танкера «Борис Бутома» и спасательного буксира «Фотий Крылов» обеспечивал военно-морское присутствие и демонстрацию флага в юго-западной части Тихого океана. Во время этого похода - в ноябре 2014 года, в преддверии австралийского саммита «большой двадцатки» - к берегам Австралии прибыли два отряда кораблей Тихоокеанского флота во главе с крейсером «Варяг», что вызвало общественный резонанс в Австралии.
В конце 2015 года ГРКР «Варяг» вышел на очередную боевую службу во главе отряда кораблей ТОФ в составе эсминца «Быстрый» , танкера «Борис Бутома» и спасательного буксирного судна «Алатау». Свой флаг на «Варяге» поднял контр-адмирал Александр Юлдашев.
С 6 по 12 декабря 2015 года отряд во главе с «Варягом» в ходе боевой службы находился с неофициальным визитом в порту Вишакхапатнам (Индия). После завершения визита тихоокеанцы приняли участие в совместных российско-индийских военно-морских учениях «Индра-2015».
По окончании учений - в двадцатых числах декабря 2015 года - крейсер с деловым визитом зашел в порт Салала (Оман), где экипаж пополнил запасы воды и продовольствия. Далее крейсер направился через Красное море к побережью Сирии в состав Средиземноморской эскадры ВМФ России.
Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» в море
По итогам 2015 года крейсер «Варяг» признан лучшим надводным кораблём ТОФ по тактической подготовке. 29 декабря 2015 года указом президента Российской Федерации гвардейский ракетный крейсер «Варяг» был награждён орденом Нахимова . Сам «Варяг» в то время продолжал выполнять задачи боевой службы, направляясь через Красное море к Суэцкому каналу.
3 января 2016 года крейсер прошёл Суэцким каналом в Средиземное море для смены ГРКР «Москва» около берегов Сирии в составе оперативного соединения ВМФ России на Средиземном море. Основной боевой задачей «Варяга» являлось прикрытие своим зенитным комплексом «Форт» действий авиагруппы ВКС РФ на сирийском аэродроме Хмеймим. Развёрнутый на территории Сирии по приглашению правительства Сирийской Арабской Республики российский контингент участвует в боевых действиях против исламистов.
4 июня 2016 года в Сингапуре на борту флагмана Тихоокеанского флота гвардейского ракетного крейсера «Варяг» состоялся приём военных делегаций стран-участниц АСЕАН и диалоговых партнеров от имени заместителя министра обороны Российской Федерации Анатолия Антонова. Приём был организован в рамках программы делового захода ракетного крейсера «Варяг» в сингапурскую военно-морскую базу Чанги. Мероприятие было приурочено к проходящей в Сингапуре 15-й международной конференции по безопасности в Азии «Шангри-Ла Диалог».
Для России Дальний Восток в силу своей удаленности от центральных районов страны всегда был регионом особых интересов. Начиная с того момента, когда на берегах Амура и в Приморье стали появляться поселения и города, Россия вынуждена была держать здесь военные корабли. Символом российской военно-морской мощи на Тихом океане по праву считаются военные корабли, носящие гордое имя «Варяг». Сегодня это имя носит мощнейший гвардейский ракетный крейсер «Варяг», а почти 100 лет назад, это имя было написано на борту другого военного судна. Бронепалубный крейсер I ранга Российского Императорского флота «Варяг» стал символом несгибаемого мужества русских моряков, которые своим подвигом вписали название корабля в славную историю Российского военно-морского флота.
Американская родословная русского крейсера — героя
Создание военного флота на восточных окраинах огромной империи было делом трудным и затратным, однако, в силу геополитического положения России, обязательным. Особенно это стало актуально на рубеже веков. Именно в период конца XIX — начала XX века обострились политические противоречия в Тихоокеанском регионе. Япония, выйдя из добровольной изоляции, стремилась занять свое место в мировой политике, Китай, раздираемый внутренними противоречиями, представлял собой огромный неосвоенный рынок. Соединенные Штаты, Великобритания, Франция и Германия также заявляли свои экономические и политические права на территории в этой части света. Россия, имея непосредственный выход в Тихий океан, никак не могла оставаться в стороне от решения спорных политических моментов, назревших на Дальнем Востоке. Военно-политическое противостояние оставалось вопросом времени. Тем более что Япония, подстегиваемая западными политиками и финансируемая западным капиталом, открыто перешла к вооруженной конфронтации. Сначала жертвой японских милитаристов стал Китай, позже пришла очередь Российской Империи ощутить на себе все прелести крупного военного конфликта и тяжесть современной морской войны.
В таких условиях основной вооруженной силой России на Дальнем Востоке являлся Императорский военный флот. С конца XIX века в российских высших эшелонах власти среди военной верхушки прослеживалась стойкая тенденция к усилению военно-морского присутствия Империи в этом взрывоопасном регионе. Были созданы постоянные отряды военных судов, базирующиеся на порт Владивосток. Для нужд флота на Тихом океане стали строиться новые мощные корабли, броненосцы, крейсера, миноносцы и канонерские лодки. Отечественные верфи были под завязку загружены заказами от военно-морского ведомства. Активно участвовали в постройке новых кораблей иностранные компании. Верфи Германии, Франции, Великобритании и США строили для России бронепалубные крейсера и эскадренные броненосцы.
Гордостью Императорского флота мог стать строившийся в США «Варяг», бронепалубные крейсер I ранга, готовившийся для ведения крейсерской войны на Тихом океане. Действительно корабль по своим техническим характеристикам, по обводам корпуса и элегантности палубных надстроек считался на то время одним из самых современных военных судов. Однако реальность оказалась далеко не такой радужной, как планировалось. В ходе строительства корабля были допущены целый ряд технических нарушений, которые оказались в дальнейшем неизлечимыми болезнями военного корабля. Вместо быстрого и мощного военного корабля, Российский флот получил корабль-картинку, который на деле оказался далеко не той боеспособной единицей, на которую рассчитывало российское военно-морское командование.
Главная болячка нового русского крейсера заключалась в недостаточном эксплуатационном ресурсе его машин. Паровые котлы системы Никлосса не могли развить достаточную для быстрого хода тягу. В конструкции корабля имелись и другие технические недостатки, которые уже проявились в ходе ходовых испытаний. Стоял вопрос о возврате корабля американцам для последующих исправлений, однако назревавший военный конфликт с Японией, заставил изменить решение Заказчика. Бронепалубный крейсер «Варяг» в 1900 году был передан Российскому Императорскому флоту и через год на нем был поднят военно-морской флаг.
Что представлял собой крейсер «Варяг»
Военно-морская концепция, на основе которой Россия строила свой флот на Тихом океане, заключалась в следующем. Главной силой Империи на Дальнем Востоке должна была стать 1-я Тихоокеанская эскадра, базирующаяся на арендованный у Китая Порт Артур. По количеству крупных военных судов и по качеству вооружения, российский флот на Тихом океане должен был не уступать флоту Императорской Японии. В состав эскадры входили новейшие эскадренный броненосцы и крейсера.
Для крейсеров, подобных классу крейсера «Варяг» отводилась роль рейдеров, которые должны были действовать на морских коммуникациях противника. Этому способствовала высокая скорость хода, большая дальность плавания и мощное вооружение. Однако такая концепция оказалась недостаточно проработанной. Русские крейсера, строившиеся для подобных целей, выходили очень дорогими и громоздкими. «Варяг» имел водоизмещение 7000 тонн. Для каперских операций вполне подходили вооруженные пароходы, а не дорогостоящие бронепалубные крейсера. К тому же, в ходе военных действий во время русско-японской войны российским крейсерам пришлось участвовать в эскадренных сражениях. Боевое участие кораблей этого класса в несвойственных для них боевых столкновениях показало слабость артиллерийского вооружения и недостаточную броневую защиту.
При таком большом водоизмещении корабль имел 152-мм орудия главного калибра. Несмотря на то, что количество орудий главного калибра было доведено до 12 шт., корабль был не приспособлен для морского боя с равноценными и превосходящими силами. Этому способствовали и слабость основного бронирования. Палуба и траверзы были защищена всего 38мм. броней. Защиту машинного отделения и артиллерийских погребов, по мнению конструкторов, должны были обеспечить угольные ямы. Артиллерийские орудия не имели броневых щитов, что ставило под сомнение боевую эффективность артиллерии корабля.
Тем более что во время эксплуатации крейсера выявился значительный перерасход угля. Для дальних морских походов корабль становился слишком прожорливым. Имея длинный список недостатков, крейсер стал первым русским военным кораблем, которому пришлось первому принять участие в боевых действиях. Злую штуку с крейсером сыграла и его дислокация накануне войны. Для крейсера была определена роль стационера в корейском нейтральном порту Чемульпо. «Варяг» должен был представлять интересы Российского Императорского Флота в Корее и в других нейтральных портах Тихого океана. Гибель крейсера «Варяг» во время боя у корейского порта Чемульпо 27 января 1904 года стала не только славной страницей в истории российского флота, но и показала ошибочность концепции развития крейсеров в России начала XX века.
Корабль вынужден был вступить в эскадренный бой с превосходящим противником. В результате боя российский крейсер получил серьезные повреждения материальной части и большую убыль в людях. Практически вся артиллерия корабля была уничтожена, к тому же крейсер имел повреждения двигательной установки, неспособной дать крейсеру высокую скорость. Не имея возможностей для сопротивления и в целях сохранения жизней членов команды корабля, командование крейсера приняло решение затопить судно.
В дальнейшем уже в ходе других столкновений на море, русские бронепалубные крейсера также вынуждены были выполнять несвойственные им функции, участвуя в эскадренных морских баталиях. Россия в русско-японскую войну потеряла весь свой океанский флот. Задачи, которые возлагались на бронепалубные крейсера, оказались неуместными в ходе конфликта. Слабо защищенные и недостаточно вооруженные быстроходные русские крейсера были не готовы к изменившейся тактической и стратегической обстановке на море.
Продолжение славных традиций
Спустя 85 лет со дня гибели российского «Варяга» у корейского порта Чемульпо, советский Тихоокеанский флот пополнился мощным современным кораблем. Гвардейский ракетный крейсер «Варяг», введенный в состав флота в октябре 1989 года, продолжает сегодня оставаться флагманом Тихоокеанского флота, гордо неся на борту славное и легендарное название.
Ракетный крейсер представляет собой военный корабль проекта 1164 «Атлант», строившийся на Николаевском судостроительном заводе им. 61 комиссаров. Мощные корабли должны были стать промежуточным звеном между более крупными тяжелыми крейсерами типа «Киров» с ядерной силовой установкой и ракетными эсминцами проекта 956 типа «Сарыч». Благодаря мощному противокорабельному вооружению советские крейсера проекта 1164 должны были стать адекватным ответом американским авианосным группам, господствовавшим на океанских просторах.
Первоначально предполагалась постройка 10 кораблей этого класса, однако в дальнейшем решено было ограничиться шестью единицами. Новые корабли должны были усилить корабельные группировки Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. В реальности постройка судов ограничилась всего 4-мя судами. Три из них «Слава», «Маршал Устинов» и «Варяг» были построены и сданы флоту. Четвертый корабль «Украина» так и остался стоять у заводской стенки Николаевского судостроительного завода, продолжая недостроенным ржаветь и в наши дни.
Ракетный крейсер «Слава» стал в дальнейшем флагманом Черноморского флота, получив новое имя «Москва». Его меньший собрат крейсер «Маршал Устинов» продолжает служить на Северном флоте. Третий корабль, которому первоначально хотели дать название «Червона Украина», под именем «Варяг» был отправлен служить на Тихий океан.
Как и славный предшественник, новый корабль также тяжело строился и долго вводился в эксплуатацию. Заложенный в 1983 году, корабль только спустя 6 лет был принят в состав Военно-Морского Флота СССР. Еще на стадии строительства в конструкции корабля была внесена масса технических исправлений и добавлений, в результате которых корабль существенно отличается от головного корабля проекта 1164.
Новый флагман Тихоокеанского флота имел следующие параметры:
- водоизмещение более 11 тыс. тонн;
- мощность силовой установки составляла 13 тыс. л/с;
- дальность плавания корабля составляла свыше 7 тыс. морских миль;
- максимальная скорость хода 32 узла.
Как видно из приведенных данных, новый «Варяг» также имеет высокие скоростные данные и большую дальность хода. Как и его предшественник, ГРКР крейсер проекта 1164 «Варяг» имеет мощное корабельное вооружение. Противокорабельный комплекс П-1000 «Вулкан» представляет собой грозную и сокрушающую силу. Ракеты класса «поверхность-поверхность» способны поразить любое современное военное судно, включая такие гиганты, как американские атомные авианосцы типа «Нимиц». Таких подарочков на борту советского, а теперь российского крейсера, имеется 16 штук. Такая огневая мощь способна рассеять любое корабельное соединение иностранного флота.
На сегодняшний день, когда на улице 21 век, крейсер продолжает оставаться в составе флота. Сегодня этот корабль постоянно находится в море, участвуя в тактических учениях и представляя военно-морской флаг России за рубежом. Новости, которые подаются в СМИ, свидетельствуют о том, что корабль находится в удовлетворительном техническом состоянии. Плановый ремонт корабля планируется провести в период до 2020 года, однако эта дата стоит под вопросом, ввиду отсутствия четкого определения места подобных кораблей в новой морской стратегии развития современного флота.
Пишет жж-юзер drugoi: 44-я Краснознаменная бригада противолодочных кораблей Тихоокеанского флота России располагается в самом центре Владивостока, рядом с морвокзалом, напротив здания штаба флота. У стенки рядком стоят четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Отсюда эти корабли отправляются на боевые дежурства в Аденский залив, где защищают торговые суда от пиратов.
Справа от четверки БПК стоит плавучий госпиталь «Иртыш», а слева - флагман Тихоокеанского флота, гвардейский ракетный крейсер «Варяг».
Ракетный крейсер проекта 1164.1 «Червона Украина» заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве 31 июля 1979 г. (заводской № 2010), 5 ноября 1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен на воду 28 августа 1983 г., вступил в строй 25 декабря 1989 г., а 28 февраля 1990 включен в состав Тихоокеанского флота. После распада СССР крейсер достался России и в 1996 г. по инициативе экипажа корабля был назван «Варягом» - в честь знаменитого бронепалубного крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России, участника боя при Чемульпо 1904 г.
Главное крейсера - самонаводящиеся крылатые ракеты комплекса П-1000 «Вулкан». Пусковые установки ракет СМ-248 расположены по бортам корабля, выглядят очень внушительно и по ним «Варяг» легко отличить среди других кораблей. Крейсеры проекта 1164 еще называют «убийцами авианосцев» - собственно, для этого они и создавались.
1. Впечатляет схема действия ракет - после залпа с одного борта все восемь ракет после раскрытия крыльев образуют единую группу, «волчью стаю» с вожаком - отдельно летящей ракетой, которая наводит всю группу на цель, корректирует курс для остальных ракет, сбрасывая им информацию. При подлете к цели ведущая ракета выбирает самый крупный объект (авианосец), направляет на него одну из ракет с т.н. «спецбоеприпасом» и делит оставшиеся объекты между остальными ракетами «стаи». Все ракеты включают головки самонаведения и наносят удар по объектам. Масса одной ракеты - почти пять тонн, скорость полета - около 2900 км/час. Шансов остаться на плаву после попадания такой ракеты у корабля противника нет никаких. Если ведущую ракету успевают сбить, на её место встает другая, точно такая же. Атака происходит без участия экипажа корабля по системе «выстрелил - забыл». Интересно, что всё это - технологии начала 70-х годов.
2. Знакомство с «Варягом» начинается с прозаических мешков с капустой и морковкой. Стоящий рядом БПК «Адмирал Пантелеев» собирается в поход к берегам Африки и загружает к себе запас продуктов.
3. В морские походы уходят надолго и запасаются всем необходимым всерьез. Это только малая часть той питьевой воды, которая загружается в трюмы военного корабля.
4. Сопровождающий меня офицер посоветовал не пользоваться мобильным телефоном: «Если смартфон, лучше выключить, а то может сгореть». Я не поверил, но на всякий случай выключил. На корабле есть полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо» по обнаружению работающих радио и локационных станций, головок самонаведения ракет противника, их пеленгованию и подавлению. Может быть, в словах офицера и был определенный резон.
5. На баке «Варяга» стоит АК-130 - корабельная автоматическая пушка. Стреляет осколочно-фугасным снарядом со скоростью 90 выстрелов в минуту и дальностью до 23 километров. Полностью автоматическая - действует самостоятельно до тех пор, пока не кончится боезапас. Говорят, не имеет аналогов в мире. Чего-чего, а то, что стреляет у нас умели делать. С ширпотребом были проблемы, а вот пушки всегда были отменные. АК-130 - не исключение. В первоначальных экскизах корабля пусковых установок было 12 (по шесть на борт) и вместо одной сдвоенной пушки было две одноствольных А-100. В 1972 г. адмирал Горшков приказал добавить еще четыре пусковых установки для осуществления двух полных восьмиракетных залпов, а две АК-100 заменить на одну двухствольную АК-130. Корабль стал значительно тяжелее, уменьшилась скорость и боезапас артиллерийских орудий (720 выстрелов против 2000).
6. Несмотря на современные средства связи, система сигнальных флагов остается на флоте основной коммуникацией для плавсредств. На военно-морском флоте России используется свод сигналов флота СССР. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита: Веди - «Курс ведет к опасности», Живете - «Дать средний ход», Й - «Обнаружил мину» и т.д. На этом снимке - место сигнальщика на крейсере. В металлическом ящике лежат сигнальные флаги, которые по необходимости поднимаются на вертикальных фалах на рею. Слева от ящика - черные «ходовые шары», которыми в море обозначают скорость корабля. Чем ниже расположен «шар» - тем выше скорость. К слову, «Варяг» может идти со скоростью в 32 узла. Когда он идет с такой скоростью, бурун за кормой - высотой метров в десять.
7. «Что это там красненькое синеется?». На стенке - силуэты кораблей и самолетов России и стран НАТО. Подсказка для сигнальщика, который наблюдает за происходящим вокруг корабля.
8. Это ходовая рубка корабля. Отсюда им управляют в повседневных условиях. Рубка соединена с боевым информационный центром БИУС «Лесоруб-1164» командирским лифтом.
9. Место командира крейсера «Варяг», гвардии капитана 1-го ранга Эдуарда Москаленко.
10. Здесь и правда всё напоминает о 70-х годах. Такое надежно-железное. «Тёплый ламповый звук». Я изо всех сил старался не фотографировать ничего секретного, но поди разбери, где тут что.
11. «Товсь» - люблю эти флотские словечки. Гюйс, битенг, твиндек, зюйд-вест, комингс, ахтерштевень, нактоуз - все это пахнет соленым морским ветром и волнует несказанно.
12. Смены разошлись по местам работы. Кавтаранги ломали головы: «Что бы тебе такого несекретного показать?». Сошлись на каком-то экране №22. Матрос Ренат из Башкирии сел на место оператора и стал нажимать кнопки, включать мониторы - изображать деятельность на боевом посту. Выглядело это вполне достоверно.
13. Тот же Ренат, невовремя попавшийся на глаза офицерам, оживил собой помещение корабельной библиотеки, сделав вид, что разбирает пришедшую на корабль почту. Библиотека хорошая. Маленькая, но всё есть. Вообще, «Варяг» довольно комфортный корабль. Кают-компании отделаны деревом, висят картины, на полу ковры. Есть бассейн с водопадом, лечебные души, большая парилка, сауна. В жилых каютах кондиционеры, на корабле есть четыре воздушные холодильные установки.
14. Прогулка по крейсеру - это длинные переходы по бесконечным коридорам и внезапные спуски и подъемы по вертикальным трапам. В четвертом отсеке мы спускаемся все ниже, туда, где матросские кубрики. Оружие, конечно, интересно, но очень хотелось посмотреть, как живут моряки на одном из самых мощных крейсеров в мире.
16. На экране состязания на лучший кубрик можно увидеть, например, что кубрик №14, забивший болт на состязание в декабре, получил, видимо, большой звезды от командиров и потом стал передовым, не опускаясь ниже оценки «четыре».
17. Так отдыхает ночная смена в образцовом теперь кубрике №14. Я на пару секунд приоткрыл дверь и сделал несколько снимков спящих матросов.
18. В соседнем кубрике матрос писал что-то важное в журнал. Рядом с ним стоит привинченная к столу клетка с попугаем. Попугай был на месте и отдыхал.
19. Святая-святых ракетного крейсера - камбуз. Потолки здесь низкие и матрос с тряпкой в руке, наводящий порядок, ходил нагнув голову, что придавало его фигуре печальный вид. Рядом два других матроса начали открывать консервные банки простым ножом, за что немедленно получили нагоняй от сопровождающих меня офицеров. Все должно быть идеально для чужого взгляда, я понимаю.
20. Корабельный котэ - непременная принадлежность любого боевого корабля для борьбы с грызунами. Или, как здесь говорят, «белками». Котики и жизненно важные кабели в металлической оплетке - таковы условия сосуществования людей и грызунов. Котов на корабле несколько, их заводят по одному на боевую часть. Кошки крейсера «Варяг» пользуются популярностью у гостей в разных странах, куда заходит корабль. Случается, их дарят - один из корабельных котов живет теперь в православной церкви в Сингапуре. Матушка, говорят, была счастлива такому подарку. Еще один был подарен местному адмиралу в Индонезии.
21. Хотелось взять один спасательный круг на память. Круг не дали, казенный, но подарили другое.
22. Мы пообедали с офицерами, поговорили, потом переместились в рабочую каюту, там еще поговорили. Уходить не хотелось, но времени было в обрез - у них, и у меня. Уходя, сделал еще несколько снимков на палубе «Варяга» и на берегу.
24. Мне показалось, что на крейсере всё в порядке. В море ходит, учебные стрельбы проводит. «Варяг» - желанный гость в иностранных портах, на него выстраиваются очереди из желающих совершить экскурсию по кораблю. Как говорили офицеры: «Рядом стоит французский «Мистраль» - туда никого, а к нам - очередь на весь причал, по тридцать тысяч человек приходит за несколько дней визита». Видно, как моряки гордятся своим «Варягом», своей службой. Звали с собой в поход - надо подумать, я с качкой не дружу, хотя очень хочется, конечно. Потому что это - настоящее.