II. Проблемы развития школьных библиотек. Школьная библиотека – это мозг школы Какие проблемы при обслуживании в школьной библиотеке
Размер: px
Начинать показ со страницы:
Транскрипт
1 Библиотековедение БИБЛИОСФЕРА, 2012, 2, с УДК ББК МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ И ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Д. В. Крупницкий, 2012 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа, г. Новосибирск, ул. Петухова, 86 Рассмотрены функции сформировавшейся модели школьной библиотеки (библиотечно-информационного центра) и вопросы руководства чтением старшеклассников. Ключевые слова: читательские интересы старшеклассников, руководство чтением, школьная библиотека, библиотечно-информационный центр, медиатека. Considered are the functions of a school library model (library and information centre) and the problems of guiding the reading of secondary school pupils in modern society. Key words: reading interest of secondary school pupils, reading guiding, school library, library and information center, media library. Н аше время характеризуется большими знаниями и малой образованностью. Понятие «образованный человек» стало синонимом «информированного человека» и разошлось с понятием «культурного человека». Поверхностное усвоение культурных ценностей, без творческого и критического осмысления, приводит к культурному дилетантизму и полуобразованности . В старших классах ведущей деятельностью школьников становится учебно-профессиональная, благодаря которой приобретаются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, формируется самосознание. На этой основе возникают и читательские интересы. В то же время тотальное влияние массовой культуры может привести и приводит к потере ценностных ориентаций. В итоге духовная деградация личности, неспособность воспринимать и творчески перерабатывать культурное наследие прошлого, культурные явления современности. Читательские интересы отражают духовные ценности, запросы и жизненные цели старшеклассников. Постоянный мониторинг читательских интересов дает возможность с большей отдачей использовать книгу для воспитания и образования подрастающего поколения. Главным организатором чтения является не только работник школьной библиотеки, как это считалось ранее, но также педагоги и родители, которые в своей повседневной жизни должны выявлять читательские интересы учащихся и формировать их, опираясь на такие черты личности индивидуумов, как индивидуальность и самостоятельность мышления, умение сопоставлять и анализировать факты. Библиотекарь может руководить чтением непосредственно в среде учащихся, а также через учителей и родителей. Это особенно важно в условиях снижения читательской активности школьников, так как они ориентированы в основном на получение информации из Интернета и недостаточно используют книгу. В результате традиционные навыки чтения постепенно утрачиваются. Не формируется читательская культура школьников: чтение становится фрагментарным, мозаичным, уменьшается время, отводимое на чтение, печатное слово зачастую заменяет просмотр передач. Чтение становится, с одной стороны, все более легким, развлекательным занятием, а с другой растет число молодых людей, для которых трудно дается понимание даже простых текстов. В этой ситуации на школьные библиотеки, педагогов и родителей, выполняющих функцию связующего звена между школьниками и социумом (функция в основном реализуется через книгу), ложится серьезная ответственность. Учитель дол- 86
2 Д. В. Крупницкий, 2012, 2, с жен не только рекомендовать соответствующую литературу по предмету, но и помогать ученикам в поиске социально значимой информации. Родители могут оказывать существенную помощь педагогу в руководстве чтением дополнительной литературы, но основная роль в этом процессе принадлежит школьной библиотеке. Проблема в том, что нет четкого представления о системе работы школьной библиотеки, построенной на принципе взаимодействия с педагогами и родителями. Мало исследований и о месте чтения в системе других видов досуговой деятельности школьников, особенно старшеклассников. Специалисты Российской национальной библиотеки В. В. Ялышева и А. С. Степанова сгруппировали исследования по проблемам чтения и работе школьных библиотек в зависимости от масштаба территорий по четырем уровням: всероссийские, региональные, исследовательские проекты в рамках крупного города, исследования, проводимые в рамках Центральной библиотечной сети (ЦБС) или отдельной библиотеки . Характер чтения старшеклассников исследовался нами в 29 школах двух крупных промышленных районов г. Новосибирска Кировском и Ленинском. Читательский интерес зависит от многих факторов, в том числе и от культурного потенциала территории, в рамках которой функционируют школы. Не вызывает сомнения, что учащиеся и педагоги в школах и гимназиях центральной части г. Новосибирска находятся в более благоприятных условиях, чем жители левобережья. Для сбора данных проводилось анкетирование старшеклассников. Поскольку в организации процессов чтения старшеклассников участвуют преподаватели, администрация, а также родители учеников, их анкетирование было проведено в два этапа в 2004 и 2006 гг. Кроме того, старшеклассники, участвовавшие в анкетировании, написали сочинение «Книга и чтение в моей семье». Это позволило оценить роль руководителей чтения родителей. В числе респондентов оказались 78 учителей, 84 родителя, 323 старшеклассника. Результаты анкетирования показали, что в структуре свободного времени школьников преобладает просмотр телевизионных программ (это отметили 54,5% анкетируемых), развлечения 33%, занятия спортом 4,6%, чтение 8%. В структуре чтения старшеклассников лидирует прагматическое 83,6%, затем следуют познавательное 49,2% и досуговое 43,6%. В 2004 г. под руководством Центральной городской детской библиотеки им. А. Гайдара (г. Новосибирск) было проведено исследование под названием «Социальный портрет пользователя детской библиотеки». Исследование представляло собой анонимное письменное и устное анкетирование, в котором приняли участие практически все детские библиотеки г. Новосибирска (895 респондентов). Полученные данные подтвердили сделанные нами выводы . Анализ сочинений показал, что в личных библиотеках родителей представлены: классика 70%, детективы 66%, исторические романы 66%, фантастика 40%, сентиментальные романы 24%. Изучение отношения старшеклассников к чтению позволило сделать следующие выводы: авторитет чтения ниже, чем в конце ХХ в., оно носит в основном деловой характер; значительную долю в структуре чтения занимает развлекательное, компенсаторное чтение; из отраслевой литературы наибольший интерес представляет литература по истории, искусству, философии, естествознанию; среди периодики предпочтение отдается изданиям развлекательного характера; основная цель посещения библиотеки для значительной части школьников прагматическое чтение, а затем чтение для души и расширения кругозора. Результаты исследования подтвердили разобщенность учебно-воспитательного процесса и библиотечной деятельности в современной школе. Частично ее можно преодолеть, используя следующий алгоритм взаимодействия администрации школы, библиотеки, родителей со школьниками: директор при помощи администрации школы контролирует мероприятия, которые организуют библиотекари и педагоги, для повышение мыслительных способностей школьников. Учителя-предметники, через систему различных конкурсов и конференций, а также классные руководители влияют на родителей учеников старших классов, а те на своих детей. Методы и формы, которые могут в первую очередь обеспечить организацию чтения старшеклассников в школьных библиотеках, достаточно хорошо известны и давно применяются в практике работы школьных библиотек. Но исследование показало, что целесообразна их модернизация за счет превращения традиционной библиотеки школы в библиотечно-информационный центр (БИЦ), что приведет к расширению функций и возможностей в информационном обслуживании читателей школьной библиотеки. Основная задача школьной библиотеки может быть охарактеризована тремя основными функциями: образовательной, информационной и культурной. В настоящее время сформировались три модели школьных библиотек: 1. Традиционная библиотека в средних общеобразовательных учреждениях; 2. Библиотека с элементами медиатеки; 87
3 БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ 3. Медиатека, успешно функционирующая в «продвинутых» гимназиях и лицеях. В связи с информатизацией общества в современных условиях первая модель устарела, поскольку не удовлетворяет потребностям всех категорий читателей школьной библиотеки в получении информации не на традиционных носителях. Вторая модель БИЦ используется для внедрения электронных средств обучения в образовательный процесс. Это тот вариант модернизации школьной библиотеки, который в настоящее время доступен и необходим каждой школе. В БИЦ специальным образом организованы условия, которые активно способствуют формированию информационной культуры учащихся (в широком смысле), проявлению их самостоятельной активности, а также повышению профессиональной квалификации учителей с помощью применения новых информационных технологий. Депутат Новосибирского областного Совета Е. Кулинич и министр культуры Новосибирской области Н. Ярославцева отмечают, что равные шансы для поступления выпускников в вузы невозможны без организации одинаковых условий подготовки и формирования мощной технической и учебной базы во всех школах, которые ее на сегодняшний день не имеют: «доколе не будет муниципального стандарта содержания образовательного учреждения, а также пока не профинансируют наличие во всех школах высококвалифицированных преподавателей, не обеспечат школы соответствующим оборудованием, вполне возможно, что дети из районов области и с окраин Новосибирска будут получать образование хуже, чем их сверстники из центра мегаполиса» . Для того чтобы сократить разрыв между окраинами города и центром, между медиатекой и стандартной школьной библиотекой, автором была разработана модель БИЦ. В информационнопедагогической среде, которую представляет собой БИЦ, становятся возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной деятельности всех ее потребителей, а именно учащихся и педагогов, в том числе для создания собственных средств информации (видеоматериалов, электронных газет и журналов и пр.), для участия в телекоммуникационных проектах. Существенным отличием от самостоятельных, дополнительных внеклассных занятий в кабинетах является то, что в БИЦ школьнику открываются широкие возможности для повторения материала, углубления имеющихся знаний, сравнения своего уровня с уровнем других учащихся, в том числе из соседней школы, другого города (благодаря телекоммуникационной связи), а также для значительного расширения знаний за счет использования библиотечного фонда и других информационных средств, возможности через Интернет связаться с другими библиотеками и культурными центрами. В БИЦ школьники приобщаются к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности работе с информацией: вербальной, образной в форме конкретных образов реальных предметов и условных образов, используемых в различных областях знания (видео-, аудио-, звуковая, графическая, символическая, текстовая информация). Педагоги в БИЦ получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Созданы условия и для индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств обучения, для использования непосредственно на уроке или во внеклассное время, для креативной деятельности самого учителя: создания аудиозаписей, видеозаписей и т. д. Непосредственно из БИЦ учитель имеет возможность связаться с педагогами других городов по телекоммуникационной сети. Здесь может проходить и работа с учащимися в рамках проектов. На базе БИЦ, в специально отведенной для этого зоне, возможны уроки, требующие индивидуальной и групповой работы со средствами информации (дисками, видеоматериалами, аудиозаписями и пр.) по определенной теме учебной программы согласно графику, составленному учителем совместно с сотрудниками БИЦ. Библиотечно-информационный центр это качественно новое, экономически и методически обоснованное обеспечение возможностей для самоподготовки учащихся и педагогов. Учитель может руководить процессом познания, влиять на формирование новых знаний, умений посредством организации самостоятельных работ учащихся индивидуальных, дифференцированных заданий и заданий для самоподготовки. Самостоятельно работая в БИЦ, ученик имеет возможность читать не только книги, периодику, но и информацию с дисков; прослушивать и просматривать видеозаписи. Он выбирает разнообразные средства информации и использует их в своей творческой деятельности для удовлетворения потребностей, связанных с учебой, проведением общешкольных мероприятий (школьного радио, видеоклуба на базе школы), для иллюстрирования выступлений по предмету, при написании докладов, сочинений, обзоров; подготовке к урокам, диспутам, семинарам и др. Одновременно школьник учится работать с электронными каталогами, банками данных, электронными справочными и энциклопедическими изданиями. Работник центра, помимо технических процедур (обработки новых поступлений, составления актов поступления и выбытия книг, пополнения каталогов и картотек, написания планов, отчетов 88
4 Д. В. Крупницкий, 2012, 2, с и т. д.), принимает активное участие в воспитательной работе образовательного учреждения, а также осуществляет индивидуальное обслуживание читателей. Одновременно библиотекарь, используя новые информационные технологии, ведет учет библиотечного фонда, посещаемости, выдачи книг, проводит обработку статистических данных; готовит и тиражирует основные документы (справки, планы, отчеты, библиографические списки), использует в своей работе информацию, подготовленную в национальных библиотечных центрах и полученную посредством телекоммуникационной связи, организует самообразовательную деятельность всех групп потребителей. Библиотечно-информационный центр это переходная модель, она будет сохраняться достаточно долго в нынешних экономических условиях. Третья модель школьная медиатека подробно проанализирована в диссертации Н. В. Крук . Медиатека имеет более совершенную материально-техническую базу, чем БИЦ. Помимо предоставления информационных продуктов и услуг с учетом запросов учащихся, их родителей и педагогов, она организует индивидуальные консультации для освоения приемов работы с техническими средствами обучения в образовательном процессе. Библиотечно-информационный центр, а соответственно и медиатека могут способствовать преодолению разобщенности учебно-воспитательного процесса и библиотечной деятельности. Российская законодательная база не позволяет системе школьных библиотек действовать и развиваться в правовом пространстве страны в полном объеме. Главная задача, требующая решения, как подтверждают социологические опросы по г. Новосибирску, необходимость повысить статус школьного библиотекаря до полноправного члена педагогического коллектива. Это позволит ему влиять через педагогический совет на решения администрации учебного заведения в интересах школьной библиотеки. В противном случае школьный библиотекарь на современном этапе выполняет роль технического персонала, а его функциональные обязанности отходят на второй план. Анализ работы школьных библиотек показал, что основное внимание сосредоточено на учениках младшего и среднего звена, старшеклассникам уделяется внимания недостаточно. В планах школьных библиотек в обязательном порядке введен урок по работе старшеклассников со справочнопоисковым аппаратом, но отчеты показали, что это не всегда возможно осуществить из-за неудовлетворительного состояния каталогов. Социологические исследования свидетельствуют, что стандартная школьная библиотека и методы ее работы устарели. Необходима разработка специальной правительственной программы, а самое главное ее федеральное финансирование. У местных органов власти отсутствуют необходимые средства, которые должны пойти на пополнение библиотечного фонда и создание в каждой школе медиатеки. За счет родительских средств создание медиатеки невозможно, ввиду их незначительного объема. Всестороннее и гармоническое развитие современного растущего человека требует единства всех факторов, целенаправленно воздействующих на формирование его личности. В частности, на школьника как читателя влияет совокупность множества форм и средств, с помощью которых он узнает о книге и удовлетворяет свои читательские потребности. Пропаганда литературы и руководство чтением становятся все менее однозначными и включают различные каналы: в школе на уроке и в процессе разнообразных внеклассных занятий; во внешкольной среде в сфере воспитательной деятельности детской, общедоступной публичной библиотеки, каналов массовой информации, семье и т. д. Очевидно, что объединение усилий всех звеньев необходимо для повышения эффективности системы воспитательной работы библиотек в целом. Согласно данным учителей, учащиеся старших классов обращаются в школьные и общедоступные публичные библиотеки для удовлетворения тематических запросов на современную литературу. Больше запросов в библиотеках общеобразовательного учреждения, но подчас их невозможно выполнить. Основные причины: устаревший малоэкземплярный фонд, отсутствие современной литературы и т. д. Учащиеся хорошо понимают назначение школьной библиотеки и ждут от нее в первую очередь помощи в учебе. В то же время надо отметить, что школьная библиотека не обеспечивает всех потребностей, связанных с изучением школьных программ, особенно в старших классах. Очевидно, этим в основном и объясняется, что книги научно-познавательной тематики читатели предпочитают получать не в школьной, а в общедоступной публичной библиотеке. Максимально может приблизить и предоставить информационные услуги потребителю-старшекласснику школьная библиотека, БИЦ, в особенности медиатека. Она позволит сэкономить свободное время старшеклассника и решит проблему его самообразования. Подростки, как правило, не умеют работать с источниками, в результате на выполнение домашнего задания тратится слишком много времени, что не позволяет эффективно развивать и использовать творческий потенциал ребенка. Педагоги не меньше старшеклассников нуждаются в том, чтобы информационные услуги им предоставлялись по месту работы, что сэкономит их время для подготовки к урокам. 89
5 БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ Сужает читательский интерес учителей их загруженность в школе, подготовка к урокам, работа на полторы, либо на две и более ставки, много времени отнимают проверка домашних заданий и проведение различного рода школьных мероприятий. Будущее за той школьной библиотекой, в которой библиотекарь самостоятельно проводит консультации по использованию ресурсов Интернета, обучает педагогов и учащихся старших классов работе с электронными учебниками и другими информационными средствами; не пренебрегает ведением справочно-библиографического аппарата, информационно-библиографическим обслуживанием учеников и учителей, изучением информационных потребностей читателей, консультациями читателей при поиске и выборе книг и т. д. Целый ряд услуг библиотека может предоставлять своим читателям за отдельную плату. Например: ксерокопирование при наличии технических средств, абонемент выходного дня, особо сложный поиск литературы при подготовке реферата, оформление библиографических списков к исследовательским работам, учебно-консультационные услуги. Библиотечные учебно-консультационные услуги оказываются практически каждой библиотекой это библиотечные уроки, консультации. В этом заинтересованы не только старшеклассники, но и учителя-предметники. Литература 1. Коморовская Т. В., Алкарева Т. П., Куделя Л. А. Библиотека университета и массовая культура: активное противостояние // Региональное книговедение: Сибирь и Дальний Восток. Новосибирск, С Ялышева В. В., Степанова А. С. Чтение и библиотечное обслуживание: исследовательская деятельность Российских библиотек // Библиосфера С Казарина С. В. Социальный портрет пользователя детской библиотеки г. Новосибирска. Новосибирск, С Как ковать кадры для инноваций // Новосиб. обозреватель (306) С Крук Н. В. Модель современной школьной библиотеки: автореф. дис. канд. пед. наук. Новосибирск, с. Материал поступил в редакцию г. Сведения об авторе: Крупницкий Дмитрий Владимирович соискатель ГПНТБ СО РАН, тел.: (383)
Отчет о работе школьной библиотеки ГКОУ СКОШИ 31 за 2015-2016 учебный год Библиотека является структурным подразделением школы-интерната, участвующим в образовательной деятельности в целях обеспечения
Анализ работы школьной библиотеки МОУ СОШ 12 Г. о. Подольск за 2015 2016 учебный год. Библиотека представляет собой абонемент и читальный зал. Так как библиотека обеспечивает каждого ученика учебниками,
Художественная литература Детская литература энциклопедии справочная литература словари орфографический словарь Электронных пособий педагогической и методической литературы учебники Приобретены в 2016
Программа развития школьной библиотеки МБОУ «Средняя школа г.северо-курильска» Цели: - личностные. - управленческие. -формирование основ информационной культуры учащихся. -создание системы координации
Комитет по образованию города Барнаула ООО «НТЦ Галэкс» Сонин Алексей Николаевич, руководитель отдела информатизации Комитета по образованию города Барнаула Кулабухов Александр Олегович, специалист по
План/отчет работы библиотеки МБОУ «СОШ 1 г.строитель» на 2015-16 учебный год 2015 г. I. Цели и задачи библиотеки Реализация информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса и самообразования
1. Общие положения. 1.1. Библиотека является структурным подразделением бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Сюмсинский техникум лесного и сельского хозяйства»,
Утверждаю Директор МБОУ «Инжавинская СОШ» Ю.В. Котенев План работы библиотеки МБОУ «Инжавинская СОШ» на 2014 2015 учебный год I. Цель и задачи библиотеки Цель библиотеки соотносится с целью школы: формирование
Приложение к приказу 132 От 31.08.2017 План работы школьной библиотеки МБОУ Большемаресьевской СШ 2017-2018 учебный год Анализ работы библиотеки МБОУ Большемаресьевской СШ за 2016 2017 учебный год Библиотека
УТВЕРЖДАЮ Директор школы Дуганова Г.И. 2014г. Годовой план работы школьной библиотеки МБОУ СОШ 2 гор. Гвардейска на 2014 2015 учебный год Работа школьной библиотеки в 2014-2015 учебном году будет осуществляться
Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Минская основная общеобразовательная школа» Утверждаю Директор школы: /О. Н. Данилова/ Приказ
ПРОГРАММА развития школьной библиотеки МБОУ «Шатская СОШ» Цели: - личностные. - управленческие. -формирование основ информационной культуры учащихся. -создание системы координации взаимодействия между
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ МЕДИАТЕКЕ Государственного бюджетного образовательного учреждения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Центр образования 1602 Г. МОСКВА В своей деятельности школьная медиатека руководствуется документами
Анализ работы школьной библиотеки за 2015-2016 учебный год «Школа- это, прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения.» В.А.Сухомлинский В течение 2015-2016 учебного года работа школьной библиотеки
1. Общие положения Приказ 315/1-ОД от 03.09.2014г 1.1. Библиотека является структурным подразделением МАОУ «Экономический лицей», участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
План работы школьной библиотеки на 2015/2016 уч.год (ул.свободы, д.81,корп.1, ул.фомичевой д.1,корп.1) «Без библиотеки школа ничего не может сделать. Школа и библиотека - две родные сестры.» Из ходатайства
Анализ работы школьной библиотеки МБОУ Юськинская СОШ за 2015-2016 учебный год Работа школьной библиотеки проводится в соответствии с целью школы «Создание внутри школы особого образовательного пространства,
Утверждаю: Директор школы Чучупал В.М. 2013г. МКОУ «Большеокинская СОШ» с. Большеокинское Братского района, Иркутской области ПЛАН РАБОТЫ библиотеки МКОУ «Большеокинская СОШ» на 2013-2014 учебный год 1.
ПРИНЯТО: Педагогическим советом муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сучковская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ: Директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения
План работы школьной библиотеки МКОУ «Гимназия Культуры мира» им. Нуцалова К.Г на 2016-2017 учебный год Библиотекари: Каринова К.А Шайхова К.А Библиотека образовательного учреждения должна стать культурным,
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа 1» на 2013-2016 годы. Концепция опирается на международную «Конвенцию ООН о правах ребенка», федеральные законы «Об образовании»,
Автор: Есьман Ольга Сергеевна, библиотекарь школы. Школьная библиотека как медиацентр. В наши дни перед школой ставится задача формировать у детей и подростков умение учиться и, главное, добывать информацию,
Отчёт о работе школьной библиотеки «Школа 1989 «Центр образования» 2015-2016 учебный год 1 Работа школьной библиотеки была построена согласно плану работы библиотеки и общешкольного плана. Главная цель
ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» г. Йошкар-Ола Библиотечноинформационны йцентр Основные задачи библиотечноинформационного центра: Обеспечение полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
КОНЦЕПЦИЯ И ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ МКОУ ХМР СОШ с. Батово на 2015 2017 годы. Концепция опирается на международную «Конвенцию ООН о правах ребенка», федеральные законы «Об образовании», «О библиотечном
План работы библиотеки на 2011-2012 учебный год ГОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» «Школа без хорошей библиотеки так же противоестественна, как квартира без кухни». Я.А. Андерсон 1
ПРИНЯТО на Педагогическом Совете школы Протокол 2 от «20» октября 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ МБОУ «Половодовская ООН!» I. Общие положения 1. Библиотека МБОУ «Половодовская ООШ» участвует в
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нарвинская средняя общеобразовательная школа» Методические рекомендации «Организация работы школьных библиотек в условиях реализации ФГОС» Выполнила:
Школьная библиотека «Школа - это, прежде всего, книга, а воспитание - прежде всего слова, книги и живые человеческие отношения» А.И. Герцен Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Усятская средняя общеобразовательная школа» Алтайский край, Бийский район Утверждаю Директор МКОУ «Усятская СОШ» Малетина Н.А. 2016год План работы
Перспективный план развития библиотеки МБОУ СОШ 64 на 2013-2018 гг. Основная цель развития библиотеки - оперативное удовлетворение информационных потребностей читателей школы, повышение уровня информационной
1. Общее положения. 1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Конституцией РФ, Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»,
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета МБОУ «Лицей 17» Протокол педагогического совета 9 от 30.08.2013 г. СОГЛАСОВАНО Председатель Профсоюзного комитета Н.П. Тараненко Протокол 31 «19» сентября
2.3. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развития его творческого потенциала. 2.4. Формирование устойчивой потребности в чтении и самообразовании; обучение
Пречистенская средняя школа «УТВЕРЖДАЮ» Директор: 2016 г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ «Современный школьный информационно-библиотечный центр" 2016 СОДЕРЖАНИЕ. I. Актуальность II. Паспорт программы.
Е. ЯСТРЕБЦЕВА, ведущий научный сотрудник ИОСО РАО, к.п.н. Время пришло?! (концепция развития школьной медиатеки) Вданной статье обосновывается актуальность изменений содержания работы и материальной оснащенности
I. Общие положения 1.1. Библиотека НОЧУ «Ховринская гимназия Лампада» (далее - школа) создаётся в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными
I. Общие положения 1. Библиотека является структурным подразделением основной общеобразовательной школы (далее школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения прав участников образовательного
А) обеспечение участникам образовательного процесса обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее пользователям) доступа к информации, знаниям, идеям,
1.5.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. 2. Основные задачи
Отчет о работе школьной библиотеки за 2016 2017 учебный год Школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными направлениями деятельности
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ 18» О.В.Данилова 25.08.2016г. План работы школьной библиотеки МОУ «СОШ 18» на 2016-2017 учебный год I. Задачи школьной библиотеки 1. Формирование библиотечного фонда в соответствии
1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 1.6. Порядок пользования
1 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОМ ЦЕНТРЕ МАОУ гимназии 70 1. Общие положения 1.1. Библиотечно-информационный центр создается на базе библиотеки общеобразовательного учреждения МАОУ гимназия 70
1. Основные задачи библиотеки на 2015-2016 учебный год 1. Обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных
1. Общие положения 1.1. Данное положение разработано в соответствии с кодексом РФ, Федеральным законом 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Ядринский агротехнический техникум» Министерства образования и молодѐжной политики Чувашский Республики ПЛАН
С. В. Олефир (Челябинск) СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ И ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА В статье рассмотрена проблема развития образовательных компетенций в
Рассмотрено на педагогическом совете протокол 1от 30.08. 2013г. Утверждаю: Директор школы МБОУ«СОШ 50» Н.В. Симатюк Приказ 210 от 30.08.2013г. ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ 1. Общие положения 1.1. Положение о
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 32» ПОЛОЖЕНИЕ о школьной медиатеке г. Нижневартовск I. Общие положения 1.1. Медиатека является структурным подразделением
Принята Директор МБОУ гимназия 33 Утверждена решением педагогического совета Протокол от 2012г. Прокофьев Н.М. Программа развития информационно-библиотечного центра гимназии 33 на 2012-2015 г.г. Ульяновск,
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол 8 от 28.12.2011г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБУ СОШ 79 Т. Д. Насенникова Пр. 14 от 10.01.2012г. ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ муниципального бюджетного
Основная цель школы: Воспитание грамотного, творческого, физически здорового человека, способного жить в современном обществе. Основные задачи работы библиотеки: Исходя из особенности организации учебной
Анализ работы БИЦ за 2015-16 учебный год Анализ обеспеченности учебниками на 2016-17 учебный год Класс Количество учащихся Количество необходимых Наличие необходимых % обеспеченности учебников учебников
Принято Утверждаю на общем собрании Н.П. Иванова, протокол 4 директор школы «30» сентября 2016 г. приказ 374 «30» ноября 2016 г. с учетом мнения Совета родителей протокол 4 от 27.09.2016 года ПОЛОЖЕНИЕ
4. РАБОТА С БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДОМ 4.1. Работа с основным фондом - Обеспечение свободного доступа читателей к фонду библиотеки. срок в течении учебного года - Изучение состава фонда и анализ его использования.
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы 10 Дерюшева В.Н.. 28. 09.2008г. ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1. Общие положения 1.1. Положение разработано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской
Л.Ю. ЕВДОКИМОВА, заведующая библиотекой МОУ «СОШ 8» г. Сухой Лог, победитель Всероссийского конкурса «Школьный библиотекарь года 2008» Àðõèòåêòóðà áèáëèîòå íîèíôîðìàöèîííîãî öåíòðà ñåëüñêîé øêîëû: ðåñóðñû
Задачи библиотеки: - обеспечение учебно воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно библиографического обслуживания обучающихся и педагогов; оказание помощи в деятельности
ТЕМА: РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГИМНАЗИИ Чепухина Елена Владимирована библиотекарь Липина Вера мурадовна методист по ИТ Г.Новохоперск, Воронежская обл. E-mail: [email protected]
Согласовано и принято Советом Коррекционного учреждения Протокол 1 25.03.2010 г. Положение о библиотеке и медиатеке Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 14» «Библиотека - культурный и информационный центр школы» 2015г. п.краснозоринский 2 Полное наименование: Библиотека Муниципального
П/п Содержание страницы 1. Краткая характеристика библиотеки 2. Актуальность разработки программы развития библиотеки 3. Создание лицейского библиотечного информационного центра 4. Цель Программы 5. Задачи
Принято педагогическим советом МБОУ «СОШ 35» протокол от 20 г. Председатель педагогического совета Е.В. Глухарѐва Утверждаю Директор МБОУ «СОШ 35» Е.В. Глухарѐва Введено в действие приказом от 20 г. Рег.
Утверждаю: Директор МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа 1 им. А.М.Яналова» /О.А.Якимов План работы библиотеки на 2014-2015 учебный год В 2013-2014 учебном году в библиотеке насчитывалось
«Утверждаю» Директор МБОУ г. Мценска «Средняя школа 7» Ф.А.Яшкин Дорожная карта подготовки и проведения ЕГЭ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Мценска «Средняя общеобразовательная
1 2. Цели и задачи 2.1. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями Школы создание образовательной среды, способствующей формированию целостной системы универсальных знаний и самостоятельной деятельности
Образовательная - деятельность библиотеки, направленная на информационное обеспечение духовного воспроизводства общества. Поддержка и обеспечение образовательных целей, сформулированных в программе развития
Печально, но школьная библиотека сегодня многими воспринимается как отмирающий и бесполезный информационный ресурс, причем это мнение бытует и на высшем уровне, среди министров и директоров школ, и среди пользователей книг «напрокат».
Сеть школьных библиотек в России - крупнейшая в стране, она насчитывает более 65 тысяч учреждений, однако её организация и скудно пополняющееся содержание давно уже не удовлетворяет современные потребности школьников.
В мировой практике библиотеки трансформируют в информационные медиацентры, в которых материал представлен на различных носителях, пополняющих свои запасы через Интернет.
http://www.referats.pro/microeconomicss/
http://www.referats.pro/marketing/page/2/
В России ситуация совершенно обратная, пополнение не только происходит очень медленно, но и делается это порой за счет родителей или иных добровольных спонсоров. Особенно книг не хватает в отдалённых от центра регионах и в сельских местностях. Обеспокоенные этим фактом органы управления начали принимать активные меры по поиску дополнительной спонсорской помощи, ими делаются попытки объединить усилия местных властей, книготорговых предприятий и общественных фондов в борьбе с нехваткой книг в школах. Для осведомления учителей о выпуске новой учебной литературы создаются электронные каталоги новинок.
Как жаль, что эти мероприятия коснулись только учебников и методического пособия, ведь школьники и учителя нуждаются и в прочей литературе: художественной, научной, справочной и т.д.
Данная проблема, в большей степени, объясняется самой позицией библиотеки в школе, она имеет под собой культурно-просветительскую основу, а не образовательную, как школа. Библиотекарь-не педагог, а библиотека в школе часто воспринимается только как вспомогательное учреждение, чем и вызывает такое отношение к её финансированию. Работник библиотеки имеет ограниченные права в решении вопросов финансирования и развития.
Шагающая по системе образования информатизация, увы, проходит мимо школьных библиотек. Про неё забыли и в законодательной базе системы образования и в проектах автоматизации школ.
В некоторых регионах России предпринимаются попытки возродить интерес властей к такому важному ресурсу школьного обучения, пока только в рамках программ по информатизации, но и тут четкой политики пока нет.
Возможно, процесс приведения нашей системы образования к европейским стандартам поможет и школьной библиотеке когда-нибудь соответствовать современным иностранным аналогам.
I. Значение школьных библиотек в современном мире
В современном мире школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для осуществления обучения, ориентированного на самоопределение и комплексное системное удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям.
Образовательная практика ведущих стран мира показывает, что школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в том числе гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции.
Школьная библиотека - это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков.
В передовых образовательных организациях школьная библиотека становится естественным местом обмена актуальными педагогическими методиками, пространством развития педагогических работников. Сообществом педагогических работников на базе школьных библиотек создается авторский информационно-образовательный контент различных типов: электронные информационные и электронные образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы, интерактивные образовательные модули и другие.
Важной тенденцией в развитии образования становится предоставление со стороны школьных библиотек инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Эта тенденция, соответствуя принципам непрерывности в образовании, предполагает гибкое обучение в информационной образовательной среде, включающей в себя электронные информационные ресурсы, совокупность информационных технологий, а также общественное пространство для коллективной работы, позволяющее взаимодействовать всем участникам образовательных отношений.
В Российской Федерации, как и во всем мире, школьные библиотеки образовательных организаций становятся значимым фактором развития человеческого капитала, возрастает их влияние в образовательной деятельности и в общественной жизни.
II. Проблемы развития школьных библиотек
Общее образование в Российской Федерации претерпевает масштабную реструктуризацию. За последние годы в ряде регионов страны сократилось количество образовательных организаций, в том числе в связи с их укрупнением, возросла численность обучающихся. По данным Федеральной службы государственной статистики, в образовательных организациях функционируют 45 729 школьных библиотек, общий фонд которых составляет более 616 млн экземпляров книг, включая учебники и учебные пособия.
Ключевыми препятствиями к развитию школьных библиотек в настоящее время являются: несогласованность действий участников отношений в сфере образования, несовершенство нормативной правовой базы, проблемы кадрового обеспечения, слабая материально-техническая база, старение библиотечного фонда, недостаточность информационно-ресурсного и программного обеспечения, слабое взаимодействие с бизнес-сообществом, основанное на принципах государственно-частного партнерства.
Существующая нормативная правовая база, регулирующая деятельность школьных библиотек, не соответствует вызовам времени.
Требуют актуализации федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС) в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям в части школьных библиотек.
Система методического сопровождения педагогов-библиотекарей, успешно работавшая на всех уровнях в советские годы, требует модернизации. Отсутствует централизованная методическая поддержка школьных библиотек на федеральном уровне и в большинстве случаев на региональном и муниципальном уровнях.
Сетевое взаимодействие школьных библиотек не носит системный характер. Создаются различные механизмы научно-методической поддержки школьных библиотек. Только в отдельных регионах созданы ассоциации школьных библиотек и (или) центры их методической поддержки.
Требует урегулирования ряд кадровых вопросов. В номенклатуру должностей педагогических работников введена должность "педагог-библиотекарь". Вместе с тем, по результатам опросов, проведенных Русской школьной библиотечной ассоциацией, только в каждой шестой образовательной организации страны такая должность введена в штатное расписание.
В соответствии с требованиями ФГОС расширился перечень предоставляемых школьными библиотеками услуг, что приводит к необходимости привлечения работников с различными компетенциями.
Организация дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей требует дальнейшего развития. Отмечается потребность в электронных курсах с применением дистанционных образовательных технологий, раскрывающих вопросы эффективного участия школьных библиотек в деятельности образовательной организации.
В части материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения наблюдается несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что выражается в нехватке площадей, современной мебели для школьных библиотек, мультимедийной и компьютерной техники.
Несмотря на то, что к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") подключено 99,9% образовательных организаций, отмечается ограниченность доступа к электронным (цифровым) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам (только 52% образовательных организаций имеют электронную (цифровую) библиотеку). Широко востребована организация доступа к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам.
Нуждаются в обновлении фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемые при освоении основных общеобразовательных программ.
Фонды школьных библиотек укомплектованы словарными изданиями ненадлежащего качества. Нуждаются в совершенствовании порядок и механизмы профессионального отбора словарей разных типов современного русского языка, государственных языков республик Российской Федерации для использования их в образовательной деятельности.
В части программного обеспечения отмечается нехватка централизованной поддержки процесса каталогизации и обеспечения доступа к информационным ресурсам. Требуют развития и повсеместного внедрения технологии электронного обучения, информационно-коммуникационных технологий и обмена опытом участников профессионального сообщества, сервисы проведения вебинаров, средства поддержки и мониторинга хода реализации образовательной деятельности.
Школьные библиотеки пока не стали активными субъектами формируемой в стране инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняют свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя.
В целом в Российской Федерации наблюдается накопленное структурное отставание от стран, использующих современные модели школьного обучения.
Говоря о функциях современной школьной библиотеки, необходимо иметь в виду несколько общих замечаний.
Функции, прописанные как рекомендуемые в Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения Минобразования РФ Письмо Минобразования РФ от 14 января 1998 г. N 06-51-2ин/27-06 "Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения" и некоторых региональных документах, сформулированы так, что если выполнять их в полном объеме, рабочая неделя каждого работника библиотеки в школе увеличится примерно вдвое против допустимой Трудовым кодексом.
При этом по документам того же Минобразования штат школьной библиотеки варьируется от 0,5 до 2 ставок, не больше.
Как следствие этого, в школах разных типов и в разных регионах функции школьных библиотек де факто варьируются в зависимости от местных условий и взглядов местного руководства.
Взгляды работников местных управлений образования, директоров школ и работников школьных библиотек на функции библиотеки могут сильно различаться, если представлять отдельно тех, других и третьих, проведя соответствующие социологические исследования.
Гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов
Как правило, это школы, расположенные в больших городах или районных центрах вокруг мегаполисов.
Независимо от количества сотрудников в библиотеке и степени ее технической оснащенности, которые могут существенно различаться, в целом можно говорить об общих подходах к функциям библиотек этого типа школ.
Главной, но не единственной функцией школьных библиотек здесь является информационная поддержка учебного процесса. Обычно ее понимают в таких школах значительно шире, чем обеспечение учеников и учителей учебниками, пособиями и методической литературой.
Как правило, кроме упомянутого обеспечения учебной и методической литературой от библиотеки в этих школах ждут:
- предоставления расширенного репертуара справочных, научно-популярных и периодических изданий , вплоть до организации МБА;
- ведения полного справочно-библиографического аппарата (каталоги, тематические картотеки на книжный фонд и другие носители информации, рекомендательные списки, роспись периодики и т.п.);
Регулярного проведения тематических и информационных обзоров литературы и периодики ;
Именно на библиотеки возлагается задача развития информационной грамотности учащихся (не путать с основами компьютерной грамотности и уроками информатики). Эта работа может вестись в разных школах по-разному: в виде специальных библиотечных уроков или их фрагментов, систематически проводимых библиотекарями на занятиях по каким-либо предметам; в других школах это в большей степени работа в виде индивидуального консультирования. Обычно в школах данных типов она считается необходимой и занимает много времени. Есть школы, где уроки библиографии или информационной грамотности введены в сетку часов и составляют неотъемлемую часть учебного процесса.
Несмотря на явный крен в сторону информационного обеспечения, и в этих школах с библиотек не снимается функция просветительства и привлечения к чтению . Эта работа во многом связана с подготовкой целого ряда специальных мероприятий, направленных на привлечение к внеклассному, внепрограммному чтению, преимущественно - в начальной и средней школе. Следовательно, библиотекари уделяют много внимания анализу чтения .
Воспитательная работа . В соответствии с планом воспитательной работы школы библиотека участвует в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с классными руководителями, завучами по воспитательной работе и вожатыми.
Общеобразовательные школы
Функции библиотек общеобразовательных школ в целом те же, что у предыдущей группы, но с большим креном в сторону просветительской и образовательной работы. Приоритеты в функциях по фактической занятости работников библиотеки можно расставить так:
1. Обеспечение учебного процесса учебниками, методической и дополнительной литературой.
2. Анализ чтения и привлечение детей к внепрограммному чтению , пропаганда литературы (разработка выставок, праздников и массовых мероприятий, связанных с книгой, встречи с писателями и т.д.).
3. Воспитательная работа в соответствии с общим планом школы: участие в общешкольных и классных мероприятиях.
4. Развитие информационной грамотности или, как минимум, основ библиотечно-библиографических знаний. Как правило, это проведение 3-4 библиотечных уроков в год в каждом классе, которое вменяется библиотекарям в обязанность, и тем не менее далеко не всегда оплачивается как дополнительная работа.
5. В ряде школ библиотекари привлекаются к работе с родителями . Особенно там, где в школе действуют родительские лектории и т.п.
Сельские и поселковые школы
Кроме обязательной функции обеспечения учебного процесса учебной и другой литературой, библиотеки этих школ часто являются социальными и культурными центрами школы, а зачастую и населенного пункта, особенно если в селе (поселке) отсутствует или не очень активно работает публичная библиотека.
В соответствии с этой ролью очень большое место в работе библиотеки занимают воспитательная, культурно-просветительная функции и (зачастую отдельным блоком в плане!) работа с родителями .
Закупка учебников . В силу плохого развития на селе структуры книжной торговли, а порой и полного отсутствия книжных магазинов, именно на школьную библиотеку ложится работа по закупке (добыванию, транспортировке) учебников сверх выделяемых по заказу на бюджетные деньги. Именно на селе не только формирование списка недостающих учебников, но и закупка учебников на родительские деньги и даже сбор денег ложится на библиотеку. Это подтверждает и исследование, проведенное социологами под руководством Н.В.Ивановой и Н.В.Осетровой Иванова Н.В. и др. Состояние и актуальные проблемы развития школьного образования на селе / Н.В.Иванова, Н.В.Осетрова, А.И. Смирнов - М., 2000..
Большое внимание в сельских школах уделяется индивидуальной воспитательной работе с детьми. Библиотека выступает порой как центр релаксации и неформального общения. Многие библиотекари называют это приоритетным для них направлением работы и не жалеют на него времени, сил, внимания. Это сами специалисты часто отмечают как специфику работы школьного библиотекаря на селе.
Из-за отсутствия в малокомплектных школах даже 0,5 ставки, там практически повсеместно отсутствуют библиотеки. Тогда как именно в этих школах роль библиотеки особенно важна. Об этом свидетельствуют и письма читателей из малокомплектных школ и опыт некоторых школ, где библиотека, несмотря на отсутствие даже 0,5 ставки, существует и действует.
Библиотеки детских домов, школ-интернатов для детей, лишенных родительского попечения
В этой части профессионального школьно-библиотечного сообщества не без основания бытует мнение, что библиотека интерната или детского дома в наибольшей степени ведет педагогическую работу и лишь потом - информационную .
Не умаляя необходимости обеспечения учебного процесса литературой и периодикой , делая все, что с этим связано (комплектование, ведение каталогов и картотек, создание выставок, подготовка рекомендательных списков), библиотекари здесь видят роль библиотеки как социального и культурного центра школы . Это особенно касается тех детских домов, где дети, живущие в них, посещают местную общеобразовательную школу.
На наш взгляд, необходимо разработать специальные рекомендации и пособия в помощь работе библиотек детских домов и школ-интернатов. Это первая структура, в которой наиболее важно введение должностей педагогов-библиотекарей с соответствующей подготовкой и заработной платой. Читательская почта газеты «Библиотека в школе» http://lib.1september.ru/ свидетельствует об остром дефиците (чтобы не сказать - полном отсутствии) материалов в помощь работе библиотекарей детских домов и школ-интернатов и недостатке штата для этих библиотек. Для них должны быть отдельно прописаны цели и задачи библиотеки, функционал работников, а штатное расписание должно формироваться исходя не из количества классов-комплектов или учащихся, а из функционала с учетом целей и задач библиотеки и увеличенных втрое против обычного Цифра «втрое против обычного» сложилась из проведенного в нескольких школах-интернатах мониторинга фактического расходования времени на одного читателя при приеме-выдаче литературы, не считая подготовки и проведения массовых мероприятий и другой библиотечной работы. норм времени на обслуживание одного читателя.
Многие библиотекари этого типа школ считают особенно важным выведение работы с учебниками из функционала библиотеки , чтобы высвободить время библиотекаря для работы по развитию информационной грамотности у детей, по работе библиотеки как информационного, социального и культурного центра школы. Тем более что работа по закупке, выдаче и отслеживанию использования учебников в замкнутом пространстве школы-интерната не требует особых профессиональных навыков, кроме точного знания учебного процесса. В идеале - применение новых информационных технологий (в том числе и в учебном процессе) должно развиваться именно на базе библиотеки, как и некоторые досуговые функции. Библиотекари видят эту часть работы органичной в своей библиотеке, но подчеркивают, что это возможно лишь при достаточном числе штатных единиц.
Библиотеки школ и интернатов для детей с ограниченными возможностями
Особая работа этих школ, какого бы вида они ни были, безусловно предъявляет другие требования и к библиотекам.
Информационное обеспечение учебного процесса требует от работников библиотеки не только знания репертуара нужных учебников, пособий и методической литературы, но и знания особенностей восприятия информации их подопечными. В таких школах библиотекарям часто нужно особым образом оформлять справочно-библиографический аппарат и фонд, чтобы дети справлялись с поиском литературы сами или при минимальной помощи взрослых.
Библиотекарям подобных школ необходимы знания основ психологии и дефектологии в сочетании с профессиональным библиотечным образованием.
Воспитательная работа и деятельность по привлечению к чтению играют очень важную роль в библиотеках этих школ, ибо больше всего дети нуждаются именно в индивидуальном подходе и учете их особенностей. Большой опыт по отслеживанию индивидуального читательского развития детей и разработке форм этой работы накоплен в школе-интернате для глухих детей г. Кирова Калужской области.
Библиотека как центр социализации детей с ограниченными возможностями. Такой видят роль библиотеки работники многих спецшкол, т.к. именно в неформальном общении вне уроков, при самостоятельной подготовке дети больше всего осваивают социальные навыки. Громова О. Обзор опыта работы школьных библиотек России. [Электронный ресурс] http://lib.1september.ru/2003/15/1.htm
Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Роль школьных библиотек в условиях модернизации
российского образования»
Л.Р.Кадырова
Методист МБУ «ИМЦ» Актанышского муниципального района РТ
по программно-методическому обеспечению образовательного процесса [email protected]
В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» модернизация образования занимает ведущее место. Приход в новую школу Интернет-технологий изменил и ее образовательные цели. Теперь они в основном направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации.
Модернизации школьного образования сопутствует изменение информационно-библиотечных услуг, расширение и усложнение функций школьных библиотек.
Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников.
Главная цель компьютеризации библиотек – создание необходимых условий для обеспечения школ своевременной, достоверной и полной информацией. Школьная библиотека должна входить в единое библиотечно-информационное пространство. И это на сегодняшний день стало необходимостью.
Сегодня библиотека – не только центр информации, но и территория толерантности и комфортной развивающей среды, центр общения и релаксации, психологической поддержки и духовной культуры. Спокойная обстановка, где ничто не отвлекает от работы, очень важна для педагога. Любые школьные мероприятия – педсовет, семинар, конкурсы педагогического мастерства, заседания методических объединений, олимпиады и предметные недели – начинаются с библиотеки.
Обучение в 21 веке - это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество.
Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая, роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.
Библиотека должна стать не просто Кабинетом № 1, а над предметным кабинетом в школе, где развивается системное мышление школьников.
Введение нового стандарта образования может способствовать модернизации школьных библиотек
- В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы.
В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «... доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».
Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки.
Таким образом, мы видим, что необходимость библиотеки как территории активного познания через творческое чтение государством понимается. Наша задача сейчас - реализовать эти положения.
Сама современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты - это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.
Роль библиотекаря в организации информационного пространства школы
Сегодня библиотекарь является незаменимым специалистом в трех областях.
Во-первых, роль педагога-библиотекаря - содействие развитию педагогов.
Во-вторых, педагог - библиотекарь играет роль агента по информационной грамотности, который планирует совместно с учителями вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и процессов конструктивного исследования.
В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, или ссылками на различные ресурсы.
Формирование информационной культуры личности
Решение современных задач в учебном процессе связано с умением работать с информацией, более того, в последних периодических изданиях информационная грамотность сравнивается с умением читать и писать.
Но как школьной библиотеке с её небольшими ресурсами не остаться в стороне от решения важных вопросов, в том числе и формирования информационной культуры?
В основу концепции программы положено утверждение, что формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом.
Прежде всего, нужно сказать о библиотечных занятиях, которые ведутся по специальным программам на каждой ступени образования. Например, в начальной школе реализуется программа «Азбука информации». Дети ведут информационный словарь, куда записывают новые понятия, термины, их значения, делают рисунки, придумывают ассоциативный ряд, выполняют задания.
Для учащихся 5-6-х классов введён факультатив «Основы информационной культуры».
Ежегодно программы корректируются, дополняются.
В школе работает творческая группа по формированию информационной культуры, в которую кроме библиотекаря и учителя информатики, входят учителя разных предметов, понимающие важность такой деятельности. Идёт работа по:
- выявлению информационных потребностей учащихся и педагогов;
- накоплению методических материалов и созданию тематических папок («Исследовательский метод в обучении», «Новые педагогические технологии», «Формирование информационной культуры»). Создаётся «Педагогическая картотека», в которую расписываются статьи из педагогической прессы («Завуч», «Практика административной работы», «Классный руководитель).
Основной формой учебного процесса является урок. На уроках учащиеся практически закрепляют те знания, которые получили на библиотечных занятиях. Получили признание педагогов-словесников уроки «Информационный поиск литературы для реферата» (8-й класс), «Как сделать список литературы» (6-й класс), «Критическое мышление и критическая литература» (9-й класс). Появилась идея проводить такие уроки прямо в библиотеке. Обычный урок, но в ходе его используется информационная среда школьной библиотеки. Роль библиотекаря сводится к созданию условий проведения урока: хороший справочно-поисковый аппарат (каталоги, картотеки), подготовка выставки по теме урока, подбор электронных ресурсов учебного назначения.
Проводим мы и интегрированные уроки. Здесь библиотекарь является лоцманом или гидом по информационным ресурсам. Формы интегрированных уроков могут быть разными: урок-портрет «Творчество Марка Твена»(5-й класс – литература), урок-исследование «Улицы моего посёлка» (8-й класс – краеведение). Уроки проводим с применением новых информационных педагогических технологий. Преимущества таких уроков:
Используется информационная среда школьной библиотеки в полном объёме;
Учащиеся не только получают знания по конкретной теме, но и учатся информации;
Учащиеся анализируют разные источники информации, имеющиеся в фонде библиотеки;
Учащиеся получают домашние задания (практические и творческие), используя справочно-поисковые аппарат библиотеки, что побуждает приходить в библиотеку ещё не раз.
Чтобы такие уроки стали систематическими, педагогам гуманитарных предметов предложено предусмотреть использование информационной среды библиотеки в тематическом планировании по конкретной теме.
Вместе с педагогами совершенствуем прежние формы работы. Например, после координации совместных усилий попробована поэтапная работа с учащимися по созданию проектов:
1. «Информационное обеспечение» - ведёт библиотекарь.
2. «Консультации по теме» - учитель-предметник.
3. «Создание презентаций» - учитель информатики.
В заключении курса учащиеся представляют свой информационный продукт,
который может быть использован как информационный ресурс библиотеки. Таким образом, решается несколько задач: школьники учатся работать с информацией, накапливается информационная база библиотеки, которая может быть использована как учителями на уроке, так и учащимися для разработки новых проектов.
Вопросы формирования информационной культуры рассматриваются на педсоветах, методических заседаниях учителей. В школе разработано «Положение о конкурсе на лучшего читателя года и лучший читающий класс», а критериями являются не только количество прочитанных книг, но и умение самостоятельно находить информацию.
В ходе реализации программы улучшаются условия для самообразования учащихся и развития их самостоятельной мыслительной деятельности:
Получен компьютер, ведётся работа по созданию электронного каталога;
Формируется фонд документов на разных носителях информации, ведётся картотека «Новые носители информации»;
Появилась возможность создавать новые информационные продукты: путеводители (например, «Информационные ресурсы библиотеки школы», «Словари»), буклеты («рациональные способы работы с учебником», «Как сделать список литературы», «Модель информационного поиска»), тематические списки литературы, бюллетени и многое другое.
И не случайно в библиотеке на стенде со справочной литературой висит плакат-обращение «Пусть мысли, заключённые в книгах, будут твоим капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, процентами от него» (Абу-аль-фараджи).