Инженерные дистанции. За пределами обычных возможностей Что должен знать
Бригадир пути
Бригадир пути организовывает работы по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, руководит рабочими выполняющими эти работы в пределах обслуживаемого участка. В его обязанности входит: содержание пути и искусственных сооружений в исправном состоянии обеспечивающем бесперебойное и безопасное движение поездов. Осмотр пути и искусственных сооружений в установленные сроки. Выявление неисправностей появляющихся в элементах верхнего строения пути, земляном полотне, искусственных сооружениях, проведение работ по их предупреждению, а также по продлению сроков службы верхнего строения пути. Организация и проведение работ по подготовке пути к работе в зимних условиях, очистке путей от снега и песка, содержанию и ремонту пути на пучинах и подготовке пути и искусственных сооружений к пропуску весенних и ливневых вод, ликвидации повреждений пути и искусственных сооружений, вызванных стихийными явлениями. Обеспечение безопасности движения поездов при проведении путевых работ. Проведение инструктажа по охране труда и производственной санитарии пути, обходчиков, дежурных по переездам и других рабочих. Обучение работников бригад рациональным приёмам выполнения работ непосредственно на рабочих местах. Ведение первичного учета и отчетности. Обеспечение содержания в исправном состоянии инструмента, механизмов, инвентаря, сигнальных принадлежностей, материалов и кладовых для их хранения.
Дорожный мастер
В обязанности дорожного мастера входит руководство (в соответствии с Типовым положением о мастере производственного участка), обеспечение выполнения работ по ремонту и текущему содержанию верхнего строения пути, земляного полотна, ИССО в установленные сроки высокого качества для обеспечения безопасности и бесперебойности движения поездов с установленными скоростями. Своевременно подготавливает производство работ, обеспечением бригад материалами, механизмами, инструментом, сигнальными принадлежностями и технической документацией. Обеспечивает расстановку рабочих и бригад, контролирует соблюдение технологических процессов, оперативно выявляет и устраняет причины их нарушения. Несет всю полноту ответственности за исправное содержание путевого инструмента и средств индивидуальной защиты. Строго соблюдает Правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ. Ежемесячно при сдаче отчета предоставляет главному механику акт проверки состояния путевого инструмента с указанием количества исправного и требующего ремонта.
Участвует в разработке новых технологических процессов, а также производственных графиков. Проверяет качество выполняемых работ, осуществляет мероприятия по предупреждению брака и повышению качества работ. Принимает участие в приемке законченных работ. Организует внедрение передовых методов и приемов труда.
Обеспечивает выполнение рабочими норм выработки, правильное использование оборудования, путевого инструмента. Осуществляет формирование бригад (их количество, профессионального и квалификационного состава), разрабатывает и внедряет мероприятия по рациональному обслуживанию бригад, координирует их деятельность.
Устанавливает и своевременно доводит производственные задания бригадам и отдельным рабочим в соответствии с утвержденными планами и графиками дистанции. Осуществляет производственный инструктаж рабочих, проводит мероприятия по выполнению правил охраны труда, технике безопасности, производственной санитарии, технической эксплуатации оборудования и инструмента, а также контролирует их соблюдение.
Содействует развитию совмещения профессий, расширению зон обслуживания. Вносит предложения о пересмотре норм выработки и расценок. Анализирует результаты производственной деятельности, контролирует расходование фонда оплаты труда и фонда мастера. Обеспечивает правильность и своевременность оформления первичных документов. Контролирует соблюдение рабочими правил охраны труда и технике безопасности, правил внутреннего трудового распорядка.
Начальник участка
Осуществляет руководство участком, планирует и организует совместно с дорожными мастерами по контролю за состоянием пути планово-предупредительные и неотложные работы, контролирует их качество. Руководит дорожными мастерами по контролю за состоянием пути, укрупненных бригад и неотложных бригад. Несет полную ответственность за безопасность движения поездов и технику безопасности. Является материально ответственным лицом. Обеспечивает эффективное использование путевых машин, механизмов и транспортных средств. Проверка пути. путевых устройств и сооружений по участку производиться 1 раз в квартал, сопровождает вагон-путеизмеритель по участку, принимает участие в КМО станций, осеннем, весеннем осмотрах пути по графику, утвержденному начальником дистанции пути с приведением скоростей движения в соответствии состояния пути. Проводит техническую учебу, проводит планирование работ на основе промеров пути и ПС. Организовывает работы капитального характера, предусмотренную титульным списком дистанции по смене рельс новыми и старогодними, по смене шпалы в весенне-летний период и комплектов переводного бруса, разрядкой температурных напряжений, разгонке и регулировке зазоров, по подготовке пути к проходу вагона- путеизмерителя. Осуществляет проверку выполненных работ с записью в карманных книгах ПУ-28,29,30. Осуществляет контроль за соблюдением ПТЭ, правил внутреннего трудового распорядка, инструкций и должностных обязанностей дорожных мастеров, бригадиров, всеми работниками участка. Осуществляет контроль за обеспечением снижения производственных затрат на основе полной загрузки путевых машин и механизмов, внедрения передовых методов и приемов труда, соблюдения правил производства работ, технологических процессов и рационального расходования материалов, топлива. Проводит работу по повышению производительности труда, снижению трудоемкости. Анализирует результаты производственной деятельности участка, причины, вызывающие брак в работе, внедряет мероприятия по устранению выявленных недостатков. Контролирует производственный инструктаж, организует мероприятия по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Содействует развитию совмещения профессий, расширению зоны обслуживания. Обеспечивает правильность и своевременность оформления первичных документов для месячного отчета дорожных мастеров на участке. Контролирует соблюдение работниками участка технологической, производственной и трудовой дисциплины, правил и инструкций по охране труда, правил пожарной безопасности, санитарных норм и правил. |
Мастер дорожный(по контролю за состоянием пути) участка
Осуществляет контроль за состоянием пути на определенном участке. Ежемесячно сопровождает контрольный и рабочий вагон – путеизмеритель. Производит промер пути 2 раза в месяц с записью в ПУ-28,29. Ведет контроль за состоянием пути, качеством устранения неотложных и планово-предупредительных работ, путевыми обходами, приводит скорости движения поездов в соответствии с техническим состоянием пути. Руководит мастером и бригадиром по неотложным работам, бригадирами по промерам. Устанавливает и своевременно доводит производственные задания бригадам и отдельным рабочим в соответствии с утвержденными планами и графиками дистанции и участка. Осуществляет производственный инструктаж рабочих, проводит мероприятия по выполнению правил охраны труда, технике безопасности, производственной санитарии, технической эксплуатации оборудования и инструмента, а так же контроль за их соблюдением. Содействует развитию совмещения профессий, расширению зон обслуживания. Анализирует результаты производственной деятельности, контролирует расходование фонда оплаты труда и эксплуатационных средств. Обеспечивает правильность и своевременность оформления первичных документов для месячного отчета. Контролирует соблюдение рабочими правил охраны труда и технике безопасности, правил внутреннего трудового распорядка. Проводит работы по пожарной безопасности в табельной и бригаде по неотложным работам. Мастер дорожный (по неотложным работам) участка |
Организует устранение неотложных неисправностей по заданию мастеров по промерам на участке. Своевременно подготавливает производство работ. Обеспечивает расстановку монтеров пути и бригад, контролирует соблюдение технологических процессов, оперативно выявляет и устраняет причины их нарушения. Несет всю полноту ответственности за исправное содержание путевого инструмента и средств индивидуальной защиты. Несет ответственность за качественное и своевременное устранение неотложных неисправностей. Организует работу по смене ОДР, выдачу предупреждений при обнаружении отступлений угрожающих безопасности движения, устранения замечаний комиссионного осмотра, переборке изолированных стыков, работы по очистке и содержанию стрелочных переводов на станциях, устранения неисправностей 3-4 степеней и неудовлетворительных километров, после прохода вагона -путеизмерителя. Проверяет качество выполняемых работ, осуществляет мероприятия по предупреждению брака и повышению качества работ. Ведет книги ПУ-28,29, где мастер по промерам выдает задание. Принимает участие в приемке законченных работ. Обеспечивает выполнение рабочими норм выработки, правильное использование оборудования, оснастки и инструмента. Осуществляет формирование бригад(их количество, профессионального и квалификационного состава), разрабатывает и внедряет мероприятия по рациональному обслуживанию бригад. Устанавливает и своевременно доводит производственные задания бригадам и отдельным рабочим в соответствии с утвержденными планами и графиками дистанции и участка. Осуществляет производственный инструктаж рабочих, проводит мероприятия по выполнению правил охраны труда, технике безопасности, производственной санитарии, технической эксплуатации оборудования и инструмента, а так же контроль за их соблюдением. Содействует развитию совмещения профессий, расширению зон обслуживания. Вносит предложения о пересмотре норм выработки и расценок. Анализирует результаты производственной деятельности, контролирует расходование фонда оплаты труда и эксплуатационных средств. Обеспечивает правильность и своевременность оформления первичных документов для месячного отчета. Контролирует соблюдение рабочими правил охраны труда и технике безопасности, правил внутреннего трудового распорядка. Проводит работы по пожарной безопасности в табельной и бригаде по неотложным работам. |
Мастер дорожный (по планово-предупредительным работам)
Руководит производством планово-предупредительных работ на участке. совместно с подчиненным бригадиром пути. Работы выполняется с применением механизированного инструмента целой или раздельной части бригады. Все работы ведутся по месячным планам, разрабатываемым начальником участка, утвержденным начальником дистанции пути Своевременно подготавливает производство планово-предупредительных работ. Обеспечивает расстановку монтеров пути в бригаде, контролирует соблюдение технологических процессов, оперативно выявляет и устраняет причины их нарушения. Несет всю полноту ответственности за исправное содержание путевого инструмента и средств индивидуальной защиты. Отчитывается перед дорожным мастером по промерам Организует работу капитального характера, предусмотренную титульным списком дистанции по смене рельс новыми и старогодними, по смене шпалы в весене-летний период, разрядкой температурных напряжений, разгонке и регулировке зазоров, по подготовке пути к проходу вагона путеизмерителя. Проверяет качество выполняемых работ, осуществляет мероприятия по предупреждению брака и повышению качества работ. Принимает участие в приемке законченных работ. Организует внедрение передовых методов и приемов труда. Обеспечивает выполнение рабочими норм выработки, правильное использование оборудования, оснастки и инструмента. Осуществляет формирование бригад(их количество, профессионального и квалификационного состава), разрабатывает и внедряет мероприятия по рациональному обслуживанию бригад, координирует их деятельность. Устанавливает и своевременно доводит производственные задания бригаде и отдельным рабочим в соответствии с утвержденными планами и графиками дистанции и участка. Осуществляет производственный инструктаж рабочих, проводит мероприятия по выполнению правил охраны труда, технике безопасности, производственной санитарии, технической эксплуатации оборудования и инструмента, а так же контроль за их соблюдением. Содействует развитию совмещения профессий, расширению зон обслуживания. Вносит предложения о пересмотре норм выработки и расценок. Анализирует результаты производственной деятельности, контролирует расходование фонда оплаты труда и эксплуатационных средств. Обеспечивает правильность и своевременность оформления первичных документов для месячного отчета. Контролирует соблюдение рабочими правил охраны труда и технике безопасности, правил внутреннего трудового распорядка. Проводит работы по пожарной безопасности в табельной и бригадах по планово-предупредительным работам. |
Так как приведенная длина дистанции пути известна с учетом того, что общая приведенная длина околотка должна составлять около 30-35 км, определим число околотков
Приведенная длина околотка
Эта длина является ориентировочной длиной околотка.
Так как длина околотков № 6,7,8 и 14 не соответствуют ориентировочной длине околотка, то принимается решение об изменении графика административного деления. К околоткам № 7,8 присоединяются еще 13 км пути и раздельный пункт Брицаловичи, принадлежащие до этого околотку № 5. Оставшиеся 13 км пути, раздельный пункт Елизово и околоток № 6 объединяется в один околоток. Околоток № 14 присоединим к околотку № 3. Что позволит более равномерно распределить приведенную длину по линейным подразделениям. А соответственно переустройство графика административного деления, позволит более корректно управлять в целом дистанцией пути. Схема изменения графика административного деления представлена на рисунке 2.3.
2 . 3 Состав штата работников дистанции пути
Численность работников дистанции пути устанавливается в зависимости от объемов работ и возможности обеспечения качественного состояния пути, путевых устройств, сооружений на конкретном участке бригадой или группой рабочих.
В зависимости от объемов работ и степени сложности содержания участков устанавливаются нормативы численности руководителей среднего звена - начальников участков, дорожных и мостовых мастеров, мастеров по эксплуатации машин и механизмов, а также других работников.
В зависимости от группы дистанции пути устанавливается и штатная численность руководящего состава, инженерно-технических рабочих и служащих.
Штат руководства и ИТР приведен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Штат руководства и ИТР
Должность |
|
Руководство дистанции |
|
Начальник дистанции пути |
|
Главный инженер дистанции |
|
Заместитель начальника дистанции |
|
Секретарь-машинистка |
|
Штат производственно-технический по планированию и материально-техническому обеспечению |
|
Старший инженер |
|
Инженер по охране труда |
|
Инженер-экономист |
|
Техник по снабжению |
|
Штат работников отдела кадров – 3 человека. Штат работников по ремонту и обслуживанию машин, механизмов и оборудования: главный механик, инженер-механик, начальник дистанционных мастерских – по одному человеку на дистанцию. Штат по обслуживанию машин – согласно нормативам по каждой путевой машине. Работники по нормированию труда и зарплаты: инженер по организации и нормированию труда – один на дистанцию. Начальники участка и мастера по текущему содержанию назначаются в зависимости от количества подразделений.
Нормативы численности дистанции пути:
– начальник участка – 3;
– дорожный мастер по текущему содержанию пути – 14;
– мостовой мастер – 1;
– мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов – 1;
– производитель работ – 1;
– мастер по ремонту и содержанию зданий – 1;
– мастер по капитальному, среднему, подъемочному ремонтам – 1;
– мастер по комплектации материалов – 1.
2.4 Составление схемы организационной структуры
дистанции пути
Схема организационной структуры показывает взаимосвязь в управлении производственным предприятием сверху вниз. Она также указывает на чёткое назначение всех подразделений и служб и распределение обязанностей по их руководству.
Данная схема организационной структуры позволяет быстро и удобно ставить организационные задачи, а также следить за выполнением данных распоряжений.
Схема организационной структуры дистанции пути показана на рисунке 2.4.
Рисунке 2.4 – Схема организационной структуры дистанции пути
2.5 Классификация путей согласно новой системы ведения путевого хозяйства
Главная цель классификации железнодорожных путей состоит в том, чтобы достичь наибольшей эффективности использования дорогостоящих материалов верхнего строения пути, укладывая новые только на путях высших классов, а старогодные на путях низших классов.
Этим достигается надежное состояние наиболее важных и ответственных участков железнодорожных линий, повышается безопасность движения поездов, более эффективно используется материальный потенциал верхнего строения пути и увеличиваются сроки службы его элементов.
Железнодорожные пути классифицируются в соответствии с таблицей 2.3 в зависимости от сочетания грузонапряженности и допускаемых скоростей движения пассажирских и грузовых поездов.
Таблица 2.3 –Классы путей
Группа пути |
Грузонапряженноость, млн.ткм бутто/км в год |
||||||
Допускаемые скорости движения поездов, км/ч (числитель – пассажирские, знаменатель – грузовые) |
|||||||
40 и менее главные иприемо-отправочные пути |
Станционные, подъездные и прочие пути |
||||||
Классы главных путей |
|||||||
По грузонапряженности все пути разделяются на 5 групп, обозначенных большими буквами от Б до Е, а по допускаемым скоростям – на 6 категорий, обозначенных цифрами от 1 до 6. Классы, представляющие собой сочетание групп и категорий путей, обозначены цифрами от 1 до 5. К более высоким классам относятся 1-й и 2-й, включающие более высокие скорости и грузонапряженности.
Святой долг каждого железнодорожника в экстремальных ситуациях, когда возникает угроза безопасному движению поездов, сделать всё, что в его силах
Главный инженер Новороссийской дистанции пути Сергей Шелудько и сводный отряд путейцев и восстановителей предотвратили сплыв грунта и осадку пути на участке 11-й километр – Грушевая.
Весна в этом году выдалась холодной и дождливой. Непогода разыгралась по всему побережью. Повышенный уровень опасности объявлялся как никогда часто. Все инфраструктурные хозяйства работали в усиленном режиме. Непрекращающиеся ливни заставляли беспокоиться даже самых бывалых.
Уровень воды в горных реках стремительно рос, угрожая сильным наводнением, подземные воды тоже не дремали.
Участок 11-й километр – Грушевая Новороссийской дистанции пути давно уже был под наблюдением специалистов. Мелкодисперсный грунт (особенность местности) земляной насыпи, по которой проходил железнодорожный путь, вызывал опасения. Из-за обилия вновь и вновь поступающей воды могло произойти разрушение насыпи с последующей осадкой пути.
Была срочно создана круглосуточная дежурная бригада из работников Новороссийской дистанции пути. После каждого прохода подвижного состава путейцы делали замеры, контролировали ситуацию.
Вначале была надежда справиться своими силами.. Но дождь резко усилился, и во время очередного осмотра было принято решение о необходимости выправки пути, для чего была выдана заявка на аварийное «окно».
По словам заместителя начальника службы пути по искусственным сооружениям Андрея Тарана, на место незамедлительно выехали специалисты инженерно-геологической базы центра диагностики. Результаты осмотра и проведённые изыскания подтвердили нарушение в структуре грунта, складывающего насыпь.
– Наши геодезисты с помощью георадаров оперативно определили отметку грунтовых вод. После этого незамедлительно были разработаны технические решения по усилению земляного полотна, – говорит Андрей Таран.
Для выполнения поставленной задачи в срочном порядке к месту восстановительных работ были командированы около ста сотрудников Новороссийской, Краснодарской, Тихорецкой и Таганрогской дистанций пути.
Путейцы и восстановители спасали железнодорожное полотно. Важная задача стояла перед главным инженером Новороссийской дистанции пути Сергеем Шелудько. Несколько суток подряд он не покидал место восстановительных работ.
По мнению начальника Новороссийской дистанции пути Константина Петухова, работы проводились в очень сложных, почти критических условиях: не прекращаясь шли холодные ливни со шквальным ветром. Главный инженер дистанции грамотно ставил задачи и успешно их решал, работая вместе с коллективом, продумывал каждый шаг наперёд, предвидя возможные осложнения, и старался их максимально избежать.
– Сергей Шелудько – грамотный специалист, а ситуация на участке 11-й километр – Грушевая это лишний раз подтвердила. Очень импонирует его преданность общему делу. Он работал, не жалея себя, – считает Константин Петухов.
Сам Сергей ничего особенного в спасении железнодорожного полотна не видит, он считает, что святой долг каждого железнодорожника в экстремальных ситуациях, когда возникает угроза безопасному движению поездов, сделать все, что в его силах и даже за пределами обычных возможностей.
Путейцы срочно запросили аварийное «окно» для выправки насыпи. И приступили к работам. Ливень хлестал не переставая, интенсивность просадки в пути увеличилась.
– Достаточно быстро был организован подвод думп¬каров с щебнем и их выгрузка. С помощью 2 бульдозеров Крымского восстановительного поезда и экскаватора Туапсинской дистанции пути мы стали проводить работы по усилению тела насыпи, устраивать контрбанкеты, – рассказывает Сергей Шелудько.
По его подсчётам, на формирование контрбанкетов, которые поддерживают земляную насыпь, ушло порядка 80 вагонов щебня. Было отсыпано 3200 кубов строительного щебня. Решающую роль в успехе при решении этой задачи играло время. Поэтому работы нужно было вести непрерывно. Сергей Шелудько подбадривал и увлекал всех личным примером.
Мокрые до нитки путейцы и восстановители продолжали трудиться, не взирая на стихию. И уже через 15 часов удалось открыть движение по этой ветке, а ещё через 4 дня полностью завершить укрепление земляного полотна вдоль участка 11-й километр – Грушевая.
Возможно, в формировании характера Сергея Шелудько сыграло роль то, что он с детства собирался стать военным, как его отец Юрий. Мечтал окончить Ростовский военный институт ракетных войск. Но, пока заканчивал школу и сдавал выпускные экзамены, это учебное заведение расформировали. И тогда Сергей решил поступать в РГУПС на специальность «Строительство железных дорог. Путь и путевое хозяйство».
– Есть что-то похожее в военном деле и железнодорожном труде. Обязательность, исполнительность, самоотдача. Это мужские профессии, к тому же в РГУПСе меня привлекла военная кафедра, – говорит Сергей.
В 2009 году он успешно окончил вуз. Ему было интересно всё изучить с азов. Поэтому начинал он свою трудовую деятельность на железной дороге с монтёра пути в Белокалитвинской дистанции пути. Потом стал бригадиром, дорожным мастером, начальником участка. На должность главного инженера Новороссийской дистанции пути он был назначен в 2015 году.
– Знаете, сколько труда вкладывает в свою работу обычный монтёр пути? Даже в обычном режиме. А что говорить о форс-мажорных обстоятельствах. Во время ликвидации последствий стихии со мной трудилось много людей. Я благодарен им всем, то, что мы спасли путь, – это общий результат. Мне запомнилась работа монтёра пути Туапсинской дистанции пути Виктора Экгольма, который управлял экскаватором. Ни на минуту он не прекращал убирать размякший слой почвы, формировал контрбанкеты, потом засыпал их щебнем, пока мы не запустили движение, – вспоминает Сергей Шелудько.
Виктора Экгольма хвалят и в его родной Туапсинской дистанции пути. Его непосредственный руководитель – начальник эксплуатационного участка №1 Виктор Саакян отзывается о нём, как о человеке, которому можно смело доверить самую сложную и ответственную задачу, и Виктор Экгольм её выполнит. К тому же Экгольм мастерски владеет практически всеми видами техники и ловко управляется с экскаватором и бульдозером.
По итогам восстановительных работ на участке 11-й километр – Грушевая главному инженеру Новороссийской дистанции пути Сергею Шелудько и монтёру пути Туапсинской дистанции пути Виктору Экгольму руководством дирекции инфраструктуры Северо-Кавказской железной дороги объявлена благодарность.
Форум для отзывов 24 не существует.
Рабочее место должно обеспечивать инженеру возможность удобного выполнения работ, как с компьютером, так и с документами, в положении сидя и не создавать перегрузок костно-мышечной системы.
Основными элементами рабочего места сменного инженера, как и любого пользователя персонального компьютера (ПК) являются: рабочий стол, рабочий стул (кресло), монитор, клавиатура и мышь.
Требования к рабочему столу
Конструкция рабочего стола должна обеспечивать на рабочей поверхности необходимого комплекса оборудования и документов с учетом характера выполняемой работы. Рабочие столы по конструктивному исполнению разделяют на регулируемые и нерегулируемые по высоте рабочей поверхности.
Регулируемая высота рабочей поверхности должна изменяться от 680 до 800 мм. Механизм регулировки должен быть легко доступным в положении сидя, быть простым в управлении и иметь надежную фиксацию. Высота рабочей поверхности нерегулируемого стола составляет 725 мм.
Размеры рабочей поверхности стола: глубина не менее 600 мм (предпочтительно 800 мм) ширина не менее 1200 мм (предпочтительно 1600 мм). Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной не менее 500 мм, глубиной на уровне колен не менее 450 мм, на уровне вытянутых ног не менее 650 мм.
Рабочая поверхность стола не должна иметь острых углов и краев. Поверхность стола должна быть выполнена из диффузионно отталкивающего материала с коэффициентом отталкивания 0,450,50.
Требования к рабочему стулу (креслу)
Рабочий стул должен обеспечивать поддержку физиологически рациональной рабочей позы инженера в процессе трудовой деятельности. Создавать условия для изменения позы с целью снижения напряжения мышц шейно-плечевой области и спины, а также исключения ухудшения циркуляции крови в нижних конечностях.
Рабочий стул должен быть поворотным и оснащаться устройствами регулировки по высоте, углу наклона сиденья и спинки, а также расстояния от спинки до переднего края сиденья.
С целью снижения перенапряжения мышц рук рекомендуется использовать стационарные или съемные подлокотники, регулируемые по высоте над уровнем сиденья и по расстоянию между подлокотниками.
Регулировка каждого положения должна быть независима, проста в обращении, иметь надежную фиксацию.
Поверхность сидения должна иметь ширину и глубину не менее 400 мм. Должна быть предусмотрена возможность изменения угла наклона поверхности сидения от 150 вперед до 50 назад. Высота поверхности сидения должна регулироваться в пределах от 400 до 550 мм над уровнем пола.
Высота поверхности спинки стула должна иметь высоту (30020) мм, ширину не менее 380мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости 400 мм. Угол наклона спинки в вертикальной плоскости должен регулироваться в пределах 030° от вертикального положения. Расстояние спинки от переднего края сидения должно регулироваться в пределах от 260 до 400 мм.
Подлокотники должны иметь длину не менее 250 мм, ширину 5070 мм, иметь возможность регулирования по высоте над сидением в пределах (23030) мм. Расстояние между ними должно регулироваться в пределах от 350 до 500 мм.
Требования к монитору
Монитор выступает в качестве главного элемента отображения собираемой АРМ-ШЧД информации для инженера дистанции. В течении всего своего рабочего времени инженер должен следить за информацией на экране. Поэтому к монитору АРМ-ШЧД предъявляются особые требования:
по уровням излучений монитор должен удовлетворять требованиям, изложенным в пункте 7.2.6;
диагональ монитора должна составлять не менее 19” (рекомендуется 21”);
частота вертикальной развертки должна составлять не менее 65 Гц (рекомендуется 75 Гц);
монитор должен располагаться так, чтобы изображение в любой его части было различимо без необходимости поднять или опустить голову;
угол наблюдения экрана относительно горизонтальной линии взгляда не должен превышать 60°.
Требования к клавиатуре и мыши
Клавиатура и мышь выступают в качестве средств управления элементами отображения (окнами) АРМ-ШЧД и для ввода информации инженером в АРМ. При этом, с учетом использования многооконного интерфейса, главным средством управления элементами графического интерфейса служит мышь. Клавиатура используется для ввода текстовой и числовой информации.
Клавиатура на рабочем месте инженера должна иметь возможность свободного перемещения. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии от 100 до 300 мм от переднего края, обращенного к оператору, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
Мышь располагается справа от клавиатуры на поверхности стола или на дополнительной рабочей поверхности. На рабочей поверхности должно быть достаточно свободного места для работы с мышью. Для удобства работы рекомендуется использовать специальный коврик для мыши, который выполняется из антистатического материала и обеспечивает хорошее сцепление поверхности с подвижным элементом мыши. Если пространства для работы с мышью недостаточно, то необходимо использовать трекбол.