Историография как наука. Историография истории Научная историография
Изучение литературы исторических наук. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИСТОРИОГРАФИЯ наука, изучающая литературу истории; может быть всеобщая и. или и. русская, римская, английская и т. п., и.… … Словарь иностранных слов русского языка
историография - и, ж. historiographie f. 1. Совокупность исторических сочинений, относящихся к какому л. периоду или какой л. проблеме. Историография Киевского государства. БАС 1. Книга Историография початие имене, славы, и разширения народа славянскаго. Спб.,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (от история и...графия) 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально классовом или национальном… … Большой Энциклопедический словарь
ИСТОРИОГРАФИЯ, историографии, мн. нет, жен. (от слова история и grapho пишу). Наука, изучающая развитие исторического знания в связи с анализом исторической литературы и источников. Русская историография. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
- (от история и...графия), 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, проблеме. 2) Отрасль исторической науки, изучающая ее становление и развитие (накопление исторических знаний… … Современная энциклопедия
ИСТОРИОГРАФИЯ, и, жен. 1. Наука о развитии исторических знаний и о методах исторических исследований. 2. Совокупность исторических исследований, относящихся к какому н. периоду, проблеме. И. России. | прил. историографический, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
- (от греч. historia рассказ о прошлых событиях и grapho пишу) англ. historiog rahy; нем. Historiographie. Отрасль истор. науки, изучающая ее историю (накопление истор. знаний, борьбу в истолковании истор. явлений, смену методол. направлений в… … Энциклопедия социологии
Историография - (historiography), изучение истории и ее описание. В нач. 19 в. нем. историки Бартольд Георг Нибур (1776 1831) и Леопольд фон Ранке (1795 1886) преобразовали методы описания истории. Стремясь объяснить, как все действительно происходило, Ранке… … Всемирная история
историография - 1. Наука, изучающая развитие исторических знаний, иногда синоним истории как науки. 2. История изучения некоей проблемы. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Книги
- Историография с древнейших времен до 1917 года , А. Л. Шапиро. Настоящее издание ("Русская историография в период империализма" опубликована Издательством ЛГУ в 1962 году, "Историография с древнейших времен по XVIII век" - в 1982 г.) дополнено…
- Историография истории нового времени стран Европы и Америки , . В книге рассматриваются основные школы и направления историографии нового времени стран Европы и Америки от зарождения и становления исторической науки (XVI-XVIII) доначала XX в. Существенное…
В рабочей тетради укажите названия элементов светового микроскопа, соответствующие цифрам на рисунках:
Введение.
Историография как наука
Люди всегда интересовались своим прошлым. История - это наука, изучающая прошлое человеческого общества. Как наука она складывается в XVIII в., хотя исторические произведения создавались и до XVIII в., но их нельзя считать научными. Период до XVIII в. является периодом существования исторических знаний (в отличие от исторической науки).
Процесс накопления исторических знаний - это необходимый процесс, который ведет к превращению каких-либо знаний в научные. Задача исторической науки (в отличие от исторических знаний) не только описать события, воспроизвести исторические факты, но также объяснить их, обобщить, выделить причинно-следственные связи между событиями и закономерности. Исторические знания в историческую науку превращаются, прежде всего, благодаря возникновению теоретического осмысления. Вместо теологии с XVIII в. на первое место в исторических исследованиях выходит принцип причинности и внутренней закономерности. Кроме того, описание исторических фактов в рамках научных исторических знаний тоже меняется: оно осуществляется на основе критического отношения к источникам. И, наконец, историки начинают теоретически осмысливать и формулировать задачи исторического исследования. Все эти новшества появились в XVIII в., поэтому история как наука складывается именно в XVIII в.
Термин «историография» происходит от греческих слов история (повествование о чем-либо) и граф - пишу. Таким образом, дословно историография переводится как письменный рассказ о прошедшем. Долгое время историков называли историографами, используя термин историография как синоним исторических произведений, исторической литературы. Например, Н.М. Карамзин являлся «официальным историографом» Российского государства. В этом смысле термин «историография» на сегодняшний день является устаревшим и практически не употребляется.
К концу XIX в. историография выделилась из истории в самостоятельную научную дисциплину. С этого времени под историографией (в широком смысле слова) понимают науку, изучающую историю исторической науки в целом или в отдельной стране.
Понятие «историография» может использоваться и в узком смысле слова. В таком случае под историографией понимается совокупность научных трудов по какой-либо теме. Например, историография движения декабристов, историография Первой русской революции 1905-1907 гг., историография Великой Отечественной войны и т. д. Историографический обзор по какой-либо теме включает в себя не только библиографию и перечисление работ, но и их анализ, критический разбор литературы. При этом необходимо не только рассмотреть различные исторические труды и концепции, но и объяснить, почему в разные периоды времени господствовали именно такие теории, преимущественно изучались (или не изучались) именно такие темы, выделялись именно такие причинно- следственные связи. Но все равно основой историографии отдельных проблем является история исторической науки в целом.
Предметом историографии в широком смысле слова является историческая наука в ее развитии. Историография изучает развитие исторической науки: накопление фактического материала, отношение к источнику, изменение тематики, концепции исторической науки. Поэтому основными источниками историографии как науки являются труды самих историков, исторические произведения, материалы научных исторических конференций.
Специфика исторического познания заключается в том, что историк изучает прошлое. Предметом исследования для историка является прежде всего сама объективная реальность, которая распадается на отдельные исторические факты. Историческое познание имеет ретроспективный характер, т. е. оно направлено из настоящего в прошлое. Историк не может чувственно воспринять прошлое. История, как наука, опирается на факты, которые являются предметом исследования профессиональных историков. Исторический факт - это реальное событие, явление. Так как историк не являлся участником изучаемых событий, то его представления об исторических фактах складываются только на основании исторических источников.
Исторический источник - это все, что создано в процессе человеческой деятельности, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания. Это все, что было создано в том обществе, которое изучает историк: памятники материальной культуры (орудия труда, жилища, здания, предметы быта, одежда и т. д.) и, конечно же, письменные памятники: летописи, законодательные источники, актовые источники, делопроизводственные документы (протоколы, отчеты и др.), статистика, периодическая печать, воспоминания, дневники и т. д. Научные исторические труды создаются только на основании источников (причем прежде всего письменных). Поэтому историк должен уметь работать с историческими источниками, уметь выявлять из них объективную информацию, используя критические методы.
Кроме того, большое влияние на исторические труды оказывает эпоха, в которой живет историк, его политические и научные взгляды. Все это делает историческое познание достаточно сложным.
Перед историком стоят следующие задачи:
Описать исторические факты на основе тщательного критического анализа источников;
Объяснить, почему произошло то или иное событие, проследить причинно следственные связи между историческими событиями;
Создать периодизацию исторического процесса, определенную схему исторического развития;
Сформулировать и определить задачи исторической науки, методы исследования.
В разное время события объясняли по-разному. Во многом это было связано с тем, какая методология лежала в основе исторического исследования. Методологи я - это теория исторического познания, совокупность методов исследования. Термин «методология» происходит от греческих слов методос и логос. Буквально он означает путь познания. Методология истории в своем содержании есть, прежде всего, система определенных мировоззренческих теоретических положений, используемых ученым в качестве познавательных принципов.
По мере развития общества появлялись все новые философские общественно-политические течения, которые по-разному объясняли исторические события: сентиментализм, гегельянство, марксизм, позитивизм, неокантианство. В зависимости от того, какой из них придерживается историк, он может по-разному объяснять одни и те же события. Поэтому работы, написанные историками- либералами и историками-марксистами, будут отличаться друг от друга, даже если будут освещать одни и те же события.
Таким образом, можно отметить, что на развитие исторической науки влияют следующие факторы:
Уровень социально-экономического и политического развития общества. Большое значение имеет то, в какое время был написан тот или иной исторический труд, так как исторические знания - это реставрация прошлого в условиях требований современной эпохи. Именно общество определяет ведущие концепции, тематику исследований.
Философские и политические взгляды историка, его методология.
Источниковая база: публикация источников и степень доступности архивных материалов, а также выработанные методы работы с источниками.
Все эти факторы и изучает историография. Безусловно, при оценке той или иной научной концепции важно выявить ее значение, определить, что нового внес тот или иной историк в развитие исторической науки с точки зрения теории, методологии, методов исследования, источниковой базы, выводов.
Круг задач, которые должна решить историография как научная дисциплина, достаточно широк. Можно выделить следующие задачи, стоящие перед историографией:
Выявить закономерности и особенности развития исторической науки, показать ее связь и зависимость от социально- экономического и общественно-политического уровня развития общества.
Рассмотреть правительственную политику в области исторической науки и образования;
Изучить деятельность исторических научных учреждений и системы подготовки кадров-историков;
Изучить историю развития методов и приемов исследования, борьбы мнений в разные эпохи по коренным теоретическим и методологическим положениям;
Исследовать процесс накопления фактических знаний о человеческом обществе, введения в научный оборот новых источников;
Проследить совершенствование приемов критики и методов работы с историческими источниками;
Проследить изменение тематики исторических исследований.
Изучение историографии имеет огромное значение при подготовке историков. Знание историографии помогает при выборе темы исследования. Обосновывая выбор темы научного исследования, необходимо, прежде всего, проанализировать всю имеющуюся литературу по выбранному периоду и вопросу, отмечая наиболее неизученные проблемы, после чего можно окончательно сформулировать тему и задачи исследования. Кроме того, в ходе своей работы, историк всегда располагает известным материалом, который образуется в ходе предшествующего развития исторической науки. Он содержит не только накопленные ранее факты, но и оценки, выводы, концепции. И перед тем как сформулировать свое видение проблемы или поддержать уже существующую концепцию, необходимо знать все оценки и мнения, высказанные в научной литературе.
ИСТОРИОГРАФИЯ - дисциплина исторической науки, возникла как практика критики работ историков, как рефлексия о процессе конструирования истории. Историография (как история истории) появилась вместе со становлением неклассического типа рациональности, когда история «вступила в свой историографический возраст» (П. Нора). Слово «историография» первоначально означало «писание истории». Термин «историография» имеет несколько значений: 1) изучение исторической литературы по какому-либо вопросу, проблеме, периоду; 2) синоним исторических произведений, исторической литературы вообще; 3) история исторических знаний, исторической мысли, исторической науки в целом (или в одной стране, регионе, в определенный период). С раннего нового времени в Европе историографами стали называть придворных историописателей. В России в XVIII - первой половине XIX веков это звание имели Г. Ф. Миллер , М. М. Щербатов , Н. М. Карамзин и др. Под названиями «историография», «история истории», «история исторической мысли», «история исторического письма», «история историографии», а затем «история исторической науки» этот вид исторической саморефлексии получил распространение среди профессиональных историков в национальных историографиях Европы и США. Историография преподается в университетах, сначала как вспомогательная историческая дисциплина. В национальных историографических традициях, под историографией понималась не только история исторической науки (мысли), но и философия и методология истории, история исторического образования, история историков или истории изучения отдельных вопросов, проблем и т. д. Долгое время работы по историографии были прочно зависимы от традиций политической истории, доминировавшей в XIX веке и предложившей структуру построения материала, состоящую из цепи последовательно сменяющих друг друга заметных историков, изучавших знаковые эпохи национального прошлого. В структуре советской исторической науки историография заняла существенное место (превращаясь из вспомогательной исторической дисциплины в самостоятельную дисциплину исторической науки), что было связано не только с чисто научными задачами, но и с выработкой «правильной» концепции критики дореволюционной и современной зарубежной исторической науки. В последней четверти XX века традиционный науковедческий взгляд на историографию стал сменяться более широким, предполагающим изучение историографии в связи с типом культуры, современной тому или иному периоду историописания, в связи с историческим сознанием (М. А. Барг, 1915-1991). С точки зрения современной исторической науки, историография - одна из базовых составляющих исторической культуры. Один из факторов актуализации историографии - поиск эпистемологических оснований истории как строгой науки в рамках неоклассического типа рациональности, протекающий в условиях размежевания научного исторического знания и социально ориентированного историописания. Плодотворной становится практика изучения историографии в предметном поле интеллектуальной истории, где появляется возможность формирования нового направления исторической критики, все дальше уходящего от описания и инвентаризации исторических концепций и позволяющего исследовать не только историографические направления и школы, но профессиональную культуру в целом (Л. П. Репина).
С. И. Маловичко
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 161-163.
Литература:
Багалей Д. И. Русская историография. Харьков, 1911; Барг М. А. Эпохи и идеи. М., 1987; Ключевский В. О. Лекции по русской историографии // Ключевский В. О. Сочинения: в IX т. М., 1989. Т. VII. С. 185-233; Коялович М. О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. СПб., 1884; Маловичко С. И., Румянцева М. Ф. Социально-ориентированная история в актуальном интеллектуальном пространстве: приглашение к дискуссии // Историческое познание и историографическая ситуация на рубеже XX-XXI вв. М., 2012. С. 274-290; Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 1897. Т. 1; Нора П. Между памятью и историей: Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюемеж, М. Винок. СПб., 1999; Попова Т. Н. Историографическая наука: проблемы самосознания // Харювський кторюграф1чний зб1рник. Харюв, 2000. Вип. 4. С. 20-33; Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011; Репина Л. П. Память и историописание // История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени. М., 2006; Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941 (Переизд.: СПб., 2008); Fueter Е. Geschichte der Neueren Historiographie. Munchen; Berlin ,1911; Gooch G. P. History and Historians in the Nineteenth Century. L., 1913; Grever M. Fear of Plurality: Historical Culture and Historiographical Canonization in Western Europe // Gendering Historiography: Beyond National Canons. Frankfurt; N. Y., 2009; Jameson J. F. The History of Historical Writing in America. Boston; N. Y., 1891; Shotwell J. T. An Introduction to the History of History. N. Y., 1922.
Написание исторического труда по любому интересующему вопросу невозможно без учета уже существующих знаний и концепций, без их анализа и критики, то есть - историографии этой темы. Как правило, под объектом историографии понимается сама историческая наука. Однако существуют и другие варианты прочтения этого понятия. Что же представляет собой наша историография? История - в данной статье.
Необходимо сразу оговориться, что историография - это не только "история истории". В этой науке могут рассматриваться этапы развития и других дисциплин. В частности, можно встретить труды по историографии естественных наук, литературоведения, лингвистики и так далее. Однако рассмотрение этих форм существования историографической науки не входит в задачи этой статьи.
Специалистами выделено несколько основных способов понимания содержания термина "историография". В широком смысле слова под ней понимается специфическая научная дисциплина, занимающаяся историей возникновения, развития и функционирования различных исторических концепций и истории как самостоятельной области знания. Однако этим содержание термина не исчерпывается.
Во-первых, под историографией можно понимать всю совокупность научных трудов по конкретной проблеме или определенному историческому периоду. Во-вторых, можно выделить всю научную литературу, созданную в отдельно взятом регионе в определенный отрезок времени безотносительно ее содержания. Таким образом может выделяться, например, либеральная историография Российской империи середины XIX века. И не только. Также современная зарубежная историография. Выделение таких подразделов зачастую базируется на взглядах исследователя и определяется его научными установками.
Третий вариант определения понятия основывается уже на развитии самой рассматриваемой науки. Историографией может называться совокупность всех созданных трудов по истории развития исторической науки.
Проблема появления историографии
Проследить историю возникновения этого раздела знания - затруднительно. Прежде всего необходимо определиться с тем, какие произведения можно считать чисто историческими. И хотя большинство исследователей сходится на том, что у истоков этой науки стоят Геродот и Фукидид, нельзя игнорировать фольклорные произведения: мифологию и эпос. В качестве примера можно привести древневавилонскую поэму "О все видавшем". Долгое время она рассматривалась лишь как произведение устного народного творчества, впоследствии записанное, и отражающее только некоторые реалии тогдашнего общества. Но затем было обнаружено, что главный ее герой - Гильгамеш - является реальным историческим лицом, царем в городе Урук на рубеже XXVII—XXVI вв до н. э. Таким образом, можно говорить о существовании историографической традиции в глубокой древности.
Если же подходить к проблеме с более академических позиций, то необходимо признать, что историография как самостоятельный раздел знания оформляется и получает свой научный аппарат лишь в середине XIX века. Разумеется, это не означает, что прежде каких-то трудов и идей по этой теме не существовало. В данном случае речь идет об институционазации таких элементов науки как методология, проблематика, происходит осознание специфических задач и целей историографии.
Условия выделения историографии как науки
Некоторые исследователи полагают ошибочным разделение времени возникновения истории и историографии. Это мнение основывается на том, что, создавая историческое сочинение, его автор всегда руководствовался определенными целями. И обращался к опыту предшествующих поколений. То есть, зарождение исторической историографии происходило одновременно с созданием исторической науки как таковой. Но именно взаимосвязь двух дисциплин не делала обязательным выделение историографии как самостоятельной дисциплины. Для этого требовалось выполнение нескольких условий:
- Накопление достаточных знаний в области теории и методологии исторической науки.
- Формирование центров и школ, разрабатывающих определенную проблематику.
- Складывание особого слоя историков, ориентированных именно на изучение прошлого своей науки.
- Появление специальных исследований по историографии.
- Складывание специфического понятийного аппарата.
К этим условиям можно было бы добавить еще одно. Возникновение историографии как науки происходило стихийно. Это было связано с потребностью либеральных слоев общества, и ученых в частности, изыскать новые аргументы в борьбе со Старым режимом (под этим термином понимаются порядки времен феодального общества и абсолютизма). Для этой цели и предпринималось критическое рассмотрение исторических трудов предшествующих поколений.
Задачи историографии
Функционирование науки невозможно без осознания ею своих целей. Для их достижения историкам приходится разрешать некоторое количество задач, что приближает их к наиболее адекватному и точному восприятию уровня, направлений и особенностей развития исторического знания.
Кратко задачи историографии выглядят следующим образом:
- изучение изменений исторических концепций, особенностей их смены;
- исследование существовавших и складывающихся направлений в исторической науке, изучение особенностей их методологии и анализа;
- постижение сути процесса накопления исторических знаний и их развития;
- поиск и введение в научный оборот новых источников;
- нахождение способов улучшения источниковедческого анализа;
- изучение учреждений и школ, занимающихся историческими исследованиями, а также системы подготовки научных кадров;
- распространение новых научных концепций и исторических трудов, в том числе и в периодической печати;
- изучение взаимосвязей между национальными историческими школами, их влияние друг на друга;
- анализ влияния существующих условий (политических, экономических, социальных) на развитие исторической науки.
Принцип историзма
В своей сути общие принципы исторической науки совпадают с принципами историографии. Важнейшие из них были сформулированы еще в XIX веке при непосредственном участии российских ученых. В частности, Сергей Михайлович Соловьев сформулировал фундаментальный принцип историзма: ни одно явление или событие не может рассматриваться в отрыве от контекста, в котором оно возникло. Применительно к историографии этот принцип реализуется следующим образом: критикуя сложившееся направление или конкретное исследование, нельзя сбрасывать со счетов уровень развития тогдашней науки. На конкретном примере это можно проиллюстрировать следующим образом: нельзя отказывать в значимости труду Геродота лишь по той причине, что он компилирует собственные наблюдения и полученные слухи, практически не применяя методы научной критики. Во-первых, в V веке до н.э. их попросту не существовало, а во-вторых, это не отменяет возможности коррекции геродотовых сведений в соответствии с другими дошедшими до нас сочинениями от той эпохи.
Принцип целостности в историографии
В рассматриваемой научной дисциплине он предписывает исследователю выстраивать изучение темы с пониманием системности причин и условий возникновения определенного научного направления. Изучая, к примеру, труды Николая Ивановича Костомарова по западноевропейскому средневековью, ученый должен учитывать его концепцию исторического развития, систему его взглядов, применяемые им методы критики источника.
В качестве частного случая этого принципа можно отметить существоваший в советской историографии принцип партийности. Тогдашние исследователи выясняли политические взгляды изучаемого историка, его принадлежность или симпатии к определенной партии, и с этой точки зрения оценивали значение его трудов. При этом априори полагалось, что только марксистско-ленинская теория формаций является научной. К счастью, в современной историографии этот принцип отвергнут.
Методы историографии
По сути, методология любого исследования предполагает наличие арсенала мыслительных или экспериментальных приемов по изучению выбранной проблемы. В историографии таковой является прошлое историческое науки, что налагает на общенаучные методы определенную специфику. Существуют следующие приемы получения историографом нового знания:
- сравнительно-исторический, то есть рассмотрение научных концепций с целью выяснения общего и отличного между ними;
- хронологический, предполагающий изучение изменений в концепциях, идеях и подходах во времени;
- метод периодизации, позволяющий сгруппировать происходящие в исторической науке изменения на продолжительном отрезке времени с целью выделения наиболее значительных направлений в научной мысли и их особенностей в сравнении с другими периодами;
- ретроспективный анализ, суть которого состоит в поиске остаточных элементов, ранее существовавших концепций в сравнении с сегодняшними, а также сравнении выводов, получаемых ныне и сформулированных прежде;
- перспективный анализ, то есть определение проблематики и круга тем будущей исторической науки на базе имеющихся сейчас знаний.
Особенности дореволюционной отечественной историографии
Выделение такого промежутка в истории российской исторической науки основывается в большей степени на политических соображениях и стремлении советских историков отмежеваться от предшествующих концепций.
Как и в зарубежной историографии, у истоков отечественной истории находятся эпос и мифология. Первые исторические сочинения - летописи и хронографы - обычно начинались с обзора имеющихся представлений о сотворении мира, кратко приводились сведения из мировой истории, в особенности античной и еврейской. Уже в то время ученые монахи ставят программные вопросы. Летописец Нестор прямо заявляет на первых страницах Повести временных лет, что цель его труда состоит в выяснении происхождения Русского государства и идентификации его первых правителей. В том же направлении работали и его последователи.
Тогдашняя историография базировалась на прагматическом подходе, большая часть внимания уделялась личностям и психологии правителей и значимых лиц. С появлением рационалистического направления в науке эти соображения отошли на второй план. М.В.Ломоносов и В.Н.Татищев в своих исторических сочинениях исходили из понимания знания как движущей силы истории. Это отразилось на характере их работ. Татищев, например, попросту переписывал старые летописи, давая к ним свои комментарии, что впоследствии позволило говорить о нем как о последнем летописце.
Значимой фигурой для российской истории является Николай Михайлович Карамзин. Его "История государства Российского" базируется на мысли благотворности для страны мудрого самодержавия. Свою мысль историк иллюстрировал описанием кризиса русской государственности и общества в период раздробленности и, наоборот, значительным его усилением при сильной фигуре правителя. Карамзин уже применял особые приемы критики источников и снабдил свой труд многочисленными примечаниями, где не только ссылался на источники, но и высказывал о них свои соображения.
Вклад ученых XIX века в развитие историографии
На труде Карамзина воспитывалось все просвещенное общество тогдашнего времени. Именно благодаря ему возник интерес к отечественной истории. Новые поколения историков, среди которых особое место занимают С.М.Соловьев и В.О.Ключевский сформулировали новые подходы к постижению истории. Так первый сформулировал для русской историографии основные факторы исторического развития: физико-географическое положение России, менталитет населяющих ее народов и внешние воздействия вроде походов на Византию или монголо-татарское иго.
Ключевский известен в историографии России тем, что, развивая идеи Соловьева, он пришел к выводу о необходимости выделения совокупности географических, экономических, этнических и социальных факторов для каждого исторического периода и изучения их воздействия на происходившие события.
Историография в СССР
Одним из последствий революции стало отрицание всего научного знания предшествующей эпохи. В основу получения новых исторических знаний был положен марксистский принцип стадиальности развития общества - известная теория пяти формаций. Предшествующие исследования оценивались предвзято, поскольку прежние историки не владели марксистской методологией и привлекались лишь как иллюстрация правильности новых выводов.
Такая ситуация сохранялась до середины 30-х гг. Установившаяся тоталитарной диктатура искала себе обоснования в прошлом, поэтому появляются труды по эпохе Ивана Грозного и Петра I.
Историография проблем социально-экономического развития, изучение жизни и быта народных масс составляют важнейшее достижение исторической науки того периода. Однако нельзя не отметить, что обязательное цитирование классиков марксизма, обращение к ним по любому вопросу, который они даже и не рассматривали, значительно снижало качество исторических сочинений этого периода.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ ИСТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
ИСТОРИОГРАФИЯ КАК НАУКА.
ЛЕКЦИЯ 1
Историография есть история исторической науки. Она появилась тогда, когда уже имелся предмет ее исследования, то есть историческая наука. До этого термин "историография" означал историческую науку вообще (1). Так, в XVIII в. звание придворного историографа в России имел Г. Миллер, а в начале XIX в. Н. М. Карамзин. Однако они не занимались историографией, а создавали труды по истории.
Когда обнаружились расхождения различных исторических школ, направлений и течений, появилась потребность анализа исторических взглядов. Это произошло в первой половине XIX в. Именно тогда возникает историография, а вместе с ней и методология истории. С этого времени под историографией стали понимать историю самой исторической науки.
Историография тесно связана с историей общества, она вытекает из потребностей общественного развития. Историческая наука во все времена была и орудием познания, и средством идейного противоборства. Историография постоянно находится в зависимости от социально-экономических и политических процессов, происходящих в обществе. Вместе с тем, она оказывает обратное воздействие на развитие истории общества, а также на исторические представления, которые зависят от того, каких идейно-теоретических позиций придерживается историограф.
Историография как наука существенно отличается от исторической библиографии, хотя и сегодня нередко имеет место смешение этих двух научных дисциплин. М. В. Нечкина подчеркивала, что, "не умаляя большого подсобного значения исторической библиографии для исследовательской работы, надо четко отмежеваться от историографии: она лишь регистрирует и классифицирует историческую литературу - важный источник для историографии и только" (2).
Историография - это наука о возникновении и накоплении исторических знаний, о превращении знаний в историческую науку, о развитии различных исторических направлений, течений и школ в соответствии с их методологией и общественно-политическими позициями. Историография изучает источниковую базу трудов историков и интерпретацию ими источников.
Задача курса отечественной историографии состоит в том, чтобы проследить весь процесс развития исторических знаний и науки на всем протяжении истории России.
Историография выясняет ведущие направления в исторической науке. В то же время нужно помнить о том, что эти цели тесно связаны с положением о том, что идеи господствующего класса в каждую эпоху являются господствующими. В полной мере данный вывод применим и к исторической науке.
Историография раскрывает условия развития исторических знаний и науки, расстановку классовых и общественно-политических сил, остроту социальных и идейных противоречий. Без учета этих обстоятельств невозможна объективная оценка исторических воззрений историков. При этом выделяются различные направления теоретических поисков, показывается противоборство различных идей и школ.
Историография - часть науки о науке и одновременно часть истории духовной культуры. Она находится на стыке двух наук: истории и истории общественной мысли, отсюда ее важность и необычайная перспектива новых открытий. В этом отношении историографию можно сравнить с историей философии.
Одним из важных аспектов историографии является уяснение того, что такое "историографический источник" и "историографический факт".
Источником для историографа служат, в первую очередь, изыскания в области истории -монографии, диссертации, статьи, научные доклады, тезисы, рецензии и.т.д. Кроме того, в качестве историографического источника могут быть использованы материалы личных фондов историков, их переписка, воспоминания.
Историографический факт - это оценки, взгляды, мысли авторов об истории.
Итак, без исследований в области истории не может быть историографии как науки, точно так же, как не может быть истории физики, химии, литературы без наличия произведенных в этих отраслях знаний. Историография изучает не только результат исследования, но и сам исследовательский процесс. Чтобы вникнуть в суть изыскания, мы должны заинтересоваться и самим ходом исследования, творческой лабораторией ученого, процессом созидания. Разумеется, что речь здесь идет как о технике, так и методологии исследования.
Историография в наше время стала и учебной дисциплиной, и научным подходом к разрешению какой-либо проблемы (соблюдения этих условий требует научная этика).
Диссертанты пишут историографию по теме исследования, студенты проводят первые историографические опыты во время работы над курсовыми и дипломными работами. Главная задача - выяснить степень изученности разрабатываемой проблемы, внести свой вклад в освещение еще не решенных вопросов.
Но историографический подход чаще всего ведет к тому, что историк либо присоединяется, либо отмежевывается от предшественников и на основе новых фактов делает свои собственные выводы. Такой подход вполне оправдан.