Иван Калита. Биография. Правление князя. Правление князя Ивана Даниловича Калиты. Иван Калита: годы правления
ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА (ок. 1283–1340) – великий князь московский с 1325 и великий князь владимирский с 1328. Второй сын князя, заложивший основы политического и экономического могущества Москвы . Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим («даяше нищим сколка вымётся») и огромные богатства, которые использовал для увеличения своей территории «куплями» в чужих княжествах.
В юности долго был в тени старшего брата, московского князя Юрия Даниловича. В 1304, в отсутствие брата в Москве, Иван с небольшим войском сумел оборонить принадлежащий княжеству Переяславль от тверичей, собравших войско во главе с боярином Акинфом, чем доказал брату свою способность удерживать завоеваннное. В 1319 брат Ивана, Юрий получив в Орде титул великого князя, уехал в Новгород. Таким образом уже тогда, а с 1322 в полной мере, Москва оказалась в распоряжении Ивана. С этих пор он и показал себя властным, жестоким, хитрым, умным и упорным в достижении своих целей правителем В 1325 Иван унаследовал Москву по завещанию умершего Юрия. Годы его управления княжеством (около двадцати) стали эпохой усиления и возвышения Москвы над остальными русскими землями. В основе его лежало особенное умение Ивана ладить с ордынским ханом. Часто ездил в Орду, отчего заслужил расположение и доверие хана Узбека. В то время как другие русские земли страдали от вторжений ордынских численников и баскаков, владения князя московского оставались спокойными, пополнялись численно иммигрантами из других княжеств и земель. («Перестали поганые воевать русскую землю, – говорится в летописи, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле»).
Вскоре после начала единоличного управления Иваном московской землей, в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра (1325). Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси. Князь сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что с 1326 тот переехал в Москву, в ней умер и был погребен. Новый митрополит Феогност также выразил желание остаться в Москве, чем вызвал глухое недовольство удельных князей, боявшихся усиления Московского княжества.
Иван ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличивать свои владения, с другой – оказывать влияние на князей в прочих русских землях. Главным соперником его был тверской князь Александр Михайлович, попытавшийся встать на защиту своих земляков, в 1327 убивших ордынского посла Чолхана и его свиту за то, что те «пожгли города и села и людей повели в плен». Узнав об этих событиях в Твери, Иван сам поехал в Орду к Узбеку, торопясь выразить готовность помочь ордынцам в расправе с непокорными. За такую преданность хан Узбек дал Калите ярлык на великое княжение, право самостоятельно собирать дань для отправки в Орду и 50 000 войска. Объединив его со своим, присовокупив к нему еще и войско князя суздальского Александра Васильевича, Калита пошел на Тверь и там «положил пусту всю землю». Присланные позже из Орды новые отряды баскаков довершили разгром. Тверской правитель Александр бежал в Новгород, оттуда – в Псков и, наконец, в 1329 в Литву. Разоренной тверской землей был оставлен управлять его брат Константин, начавший раболепно угождать московскому правителю. В таком же положении оказались князья Ростово-Суздальской земли. Это позволило Калите (возможно именно тогда получившему свое прозвище) после смерти суздальского князя Александра в 1332 удержать за Москвой Владимир.
От двух жен (первый раз Калита женился в 1332 на Елене; второй женой была некая Ульяна) московский князь имел семеро детей, в том числе дочерей – Марию, Евдокию, Феодосию и Фетинью. Их он сумел сделать «дорогим товаром» и выгодно выдать замуж: одну за ярославского князя Василия Давыдовича, другую – за ростовского князя Константина Васильевича. При этом он поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев. Повиновалась Москве и Рязань: стоявшая на окраине Руси, она за свою строптивость могла первой подвергнуться жестокой каре Орды. Углич был присоединен Калитой посредством купли. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, на реке Мете, Киржаче. Приобретение Калитой городов Галича, Углича и Белозерска сомнительно, так как их он впоследствии не упомянул в своих духовных грамотах (возможно, это были купли с правом временного пользования). Особенно настойчивыми были его попытки прибрать к рукам земли Великого Новгорода. Вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям других земель покупать там собственность, он сумел завести в Новгородской земле несколько слобод и населить их своими людьми. В 1332 даже начал было войну с Новгородом, поскольку новгородцы отказывались платить старинную дань (так называемое «закамское серебро»), но вскоре вынужденно заключил мир. В конце княжения он сделал еще одну попытку подчинить своей власти этот свободный город и вновь потребовал от новгородцев большую сумму денег. После их отказа он отозвал своих наместников из города, и распрю эту суждено было завершить уже после смерти его сыну Семену Ивановичу Гордому . Последним актом, направленным на расширение владений княжества была отправка в 1340 войска (возможно, по приказу хана) на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и опустошение москвичами совместно с татарами Смоленской земли.
В 1337 тверской князь Александр решился помириться с ордынцами и попытаться заполучить обратно свое княжество. Но Калита опередил тверича: в 1339 он сам первым поехал в Орду с доносом на Александра. Александр получил приказ явиться к хану в Орду. Там и он сам, и его сын Федор были казнены. Калита же вернулся в Москву «в великой радости» и немедленно послал в Тверь за главным колоколом с церкви св. Спаса. Колокол был снят и привезен в Москву как символ победы над соперником.
В самой столице за 1325–1340 были отстроены и центр города, и посад за его пределами. Быстро росло число сел вокруг Кремля, самому князю принадлежало их более 50. Бояре охотно переходили к Калите, получали от него земли с обязанностью службы; за ними следовали вольные люди, годные к оружию. Даже ордынские мурзы стремились быть «под его рукой», в том числе так оказался в Москве Чет – по преданию, предок Бориса Годунова . Летописи упоминают об активном церковном и светском каменном и деревянном строительстве. Так, на княжеском дворе деревянная церковь Спаса Преображения в 1330 была заменена каменной и основан монастырь (сюда были переведены архимандрития и монахи из Данилова монастыря). В 1333 по приказу Калиты была заложена и отстроена церковь Иоанна Лествичника «под Колоколы». В благодарность за избавление Москвы от голода был воздвигнут каменный храм на краю Боровицкого холма на месте деревянной церкви Михаила Архангела (в настоящее время – кремлевский Архангельский собор). Чуть позже рядом был заложен и Успенский собор. В 1339 в Москве завершилось строительство дубового Кремля. При этом князь был неплохо разбирался «в книгах». По его приказу церкви не только строились, но и пополнялись ценными библиотеками (Сийское пергаментное Евангелие, снабженное по его распоряжению немалым числом киноварных заставок и зарисовок ныне хранится в Рукописном отделе библиотеки РАН).
Перед смертью Иоанн принял пострижение и схиму. Все свое движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женой: Москву он оставил в общее владение наследникам, причем главным «печальником» и первым среди равных назначался старший сын Семен Иванович (в будущем – Гордый). Ему он дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану Ивановичу (будущему Красному) – Звенигород, Кремичну, Рузу и еще 10 волостей, Андрею – Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми – 14 волостей.
Калита умер 31 марта 1340 в Москве и был погребен в отстроенном по его приказу Архангельском соборе.
Историки высоко оценили деятельность Калиты на московском престоле (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, М.Н.Тихомиров), отметив также его просвещенность и содействие не только росту политического могущества княжества, но и превращения последнего в культурный и религиозный центр.
Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева
ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА (ок. 1283–1340) – великий князь московский с 1325 и великий князь владимирский с 1328. Второй сын князя, заложивший основы политического и экономического могущества Москвы . Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим («даяше нищим сколка вымётся») и огромные богатства, которые использовал для увеличения своей территории «куплями» в чужих княжествах.
В юности долго был в тени старшего брата, московского князя Юрия Даниловича. В 1304, в отсутствие брата в Москве, Иван с небольшим войском сумел оборонить принадлежащий княжеству Переяславль от тверичей, собравших войско во главе с боярином Акинфом, чем доказал брату свою способность удерживать завоеваннное. В 1319 брат Ивана, Юрий получив в Орде титул великого князя, уехал в Новгород. Таким образом уже тогда, а с 1322 в полной мере, Москва оказалась в распоряжении Ивана. С этих пор он и показал себя властным, жестоким, хитрым, умным и упорным в достижении своих целей правителем В 1325 Иван унаследовал Москву по завещанию умершего Юрия. Годы его управления княжеством (около двадцати) стали эпохой усиления и возвышения Москвы над остальными русскими землями. В основе его лежало особенное умение Ивана ладить с ордынским ханом. Часто ездил в Орду, отчего заслужил расположение и доверие хана Узбека. В то время как другие русские земли страдали от вторжений ордынских численников и баскаков, владения князя московского оставались спокойными, пополнялись численно иммигрантами из других княжеств и земель. («Перестали поганые воевать русскую землю, – говорится в летописи, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле»).
Вскоре после начала единоличного управления Иваном московской землей, в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра (1325). Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси. Князь сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что с 1326 тот переехал в Москву, в ней умер и был погребен. Новый митрополит Феогност также выразил желание остаться в Москве, чем вызвал глухое недовольство удельных князей, боявшихся усиления Московского княжества.
Иван ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличивать свои владения, с другой – оказывать влияние на князей в прочих русских землях. Главным соперником его был тверской князь Александр Михайлович, попытавшийся встать на защиту своих земляков, в 1327 убивших ордынского посла Чолхана и его свиту за то, что те «пожгли города и села и людей повели в плен». Узнав об этих событиях в Твери, Иван сам поехал в Орду к Узбеку, торопясь выразить готовность помочь ордынцам в расправе с непокорными. За такую преданность хан Узбек дал Калите ярлык на великое княжение, право самостоятельно собирать дань для отправки в Орду и 50 000 войска. Объединив его со своим, присовокупив к нему еще и войско князя суздальского Александра Васильевича, Калита пошел на Тверь и там «положил пусту всю землю». Присланные позже из Орды новые отряды баскаков довершили разгром. Тверской правитель Александр бежал в Новгород, оттуда – в Псков и, наконец, в 1329 в Литву. Разоренной тверской землей был оставлен управлять его брат Константин, начавший раболепно угождать московскому правителю. В таком же положении оказались князья Ростово-Суздальской земли. Это позволило Калите (возможно именно тогда получившему свое прозвище) после смерти суздальского князя Александра в 1332 удержать за Москвой Владимир.
От двух жен (первый раз Калита женился в 1332 на Елене; второй женой была некая Ульяна) московский князь имел семеро детей, в том числе дочерей – Марию, Евдокию, Феодосию и Фетинью. Их он сумел сделать «дорогим товаром» и выгодно выдать замуж: одну за ярославского князя Василия Давыдовича, другую – за ростовского князя Константина Васильевича. При этом он поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев. Повиновалась Москве и Рязань: стоявшая на окраине Руси, она за свою строптивость могла первой подвергнуться жестокой каре Орды. Углич был присоединен Калитой посредством купли. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, на реке Мете, Киржаче. Приобретение Калитой городов Галича, Углича и Белозерска сомнительно, так как их он впоследствии не упомянул в своих духовных грамотах (возможно, это были купли с правом временного пользования). Особенно настойчивыми были его попытки прибрать к рукам земли Великого Новгорода. Вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям других земель покупать там собственность, он сумел завести в Новгородской земле несколько слобод и населить их своими людьми. В 1332 даже начал было войну с Новгородом, поскольку новгородцы отказывались платить старинную дань (так называемое «закамское серебро»), но вскоре вынужденно заключил мир. В конце княжения он сделал еще одну попытку подчинить своей власти этот свободный город и вновь потребовал от новгородцев большую сумму денег. После их отказа он отозвал своих наместников из города, и распрю эту суждено было завершить уже после смерти его сыну Семену Ивановичу Гордому . Последним актом, направленным на расширение владений княжества была отправка в 1340 войска (возможно, по приказу хана) на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и опустошение москвичами совместно с татарами Смоленской земли.
В 1337 тверской князь Александр решился помириться с ордынцами и попытаться заполучить обратно свое княжество. Но Калита опередил тверича: в 1339 он сам первым поехал в Орду с доносом на Александра. Александр получил приказ явиться к хану в Орду. Там и он сам, и его сын Федор были казнены. Калита же вернулся в Москву «в великой радости» и немедленно послал в Тверь за главным колоколом с церкви св. Спаса. Колокол был снят и привезен в Москву как символ победы над соперником.
В самой столице за 1325–1340 были отстроены и центр города, и посад за его пределами. Быстро росло число сел вокруг Кремля, самому князю принадлежало их более 50. Бояре охотно переходили к Калите, получали от него земли с обязанностью службы; за ними следовали вольные люди, годные к оружию. Даже ордынские мурзы стремились быть «под его рукой», в том числе так оказался в Москве Чет – по преданию, предок Бориса Годунова . Летописи упоминают об активном церковном и светском каменном и деревянном строительстве. Так, на княжеском дворе деревянная церковь Спаса Преображения в 1330 была заменена каменной и основан монастырь (сюда были переведены архимандрития и монахи из Данилова монастыря). В 1333 по приказу Калиты была заложена и отстроена церковь Иоанна Лествичника «под Колоколы». В благодарность за избавление Москвы от голода был воздвигнут каменный храм на краю Боровицкого холма на месте деревянной церкви Михаила Архангела (в настоящее время – кремлевский Архангельский собор). Чуть позже рядом был заложен и Успенский собор. В 1339 в Москве завершилось строительство дубового Кремля. При этом князь был неплохо разбирался «в книгах». По его приказу церкви не только строились, но и пополнялись ценными библиотеками (Сийское пергаментное Евангелие, снабженное по его распоряжению немалым числом киноварных заставок и зарисовок ныне хранится в Рукописном отделе библиотеки РАН).
Перед смертью Иоанн принял пострижение и схиму. Все свое движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женой: Москву он оставил в общее владение наследникам, причем главным «печальником» и первым среди равных назначался старший сын Семен Иванович (в будущем – Гордый). Ему он дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану Ивановичу (будущему Красному) – Звенигород, Кремичну, Рузу и еще 10 волостей, Андрею – Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми – 14 волостей.
Калита умер 31 марта 1340 в Москве и был погребен в отстроенном по его приказу Архангельском соборе.
Историки высоко оценили деятельность Калиты на московском престоле (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, М.Н.Тихомиров), отметив также его просвещенность и содействие не только росту политического могущества княжества, но и превращения последнего в культурный и религиозный центр.
Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева
Иван I Данилович Калита Добрый (в Крещении Иоанн, в схиме - Ананий)
Годы жизни: 1283 - 31 марта 1341
Годы правления: 1328-1340
Великий князь Московский в 1325 - 1341 годах.
Великий князь Владимирский в 1328 - 1341 годах.
Князь Новгородский в 1328 - 1337 годах.
Из рода Московских великих князей.
Сын Даниила Александровича. Мать - Мария. Внук Александра Невского.
Свое прозвище Калита Иван Данилович получил скорее всего от привычки носить с собой постоянно кошелек ("калиту"), чтобы раздавать милостыню бедным, а также за огромные богатства, которые он использовал для расширения своей территории покупкой чужих княжеств.
Впервые Иван Данилович упоминается в новгородской летописи в 1296 году в связи с поездкой в город Новгород Великий. В начале XIV века Иван Калита княжил в Переяславле-Залесском. В 1305 году он разбил под Переяславлем войско тверского боярина Акинфа, который пытался захватить город.
В 1303-1325 годах Иван I Данилович часто замещал на московском княжеском престоле своего старшего брата Юрия Даниловича во время его пребывания в Новгороде Великом и Золотой Орде. Москва была оставлена в полное управление Ивана Даниловича.
После гибели своего брата Юрия в 1325 году Иван I Данилович Калита занял великое княжение в Москве.
Времена его правления были эпохой усиления власти Москвы и ее возвышения над другими русскими городами. Иван Данилович обеспечил безопасность Москве тем, что заслужил расположение и доверие Узбека. "Перестали поганые воевать русскую землю, - писал летописец, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле".
Именно при Иване Калите был построен дубовый Кремль, который защищал центр города и посад за его пределами. С большой скоростью возникали села. Бояре с радостью отправлялись к Московскому князю и получали от него земли. Иван Данилович Калита заботился о безопасности своего княжества, строго преследовал и казнил разбойников, поэтому купцы могли спокойно ездить по русским дорогам. Иван также добился чтобы митрополичья кафедра была переведена из Владимира в Москву. С тех пор Москва стала духовной столицей Руси. Иван Калита сумел расположить к себе митрополита Петра.
В 1327 году Иван Данилович вместе с другими князьями отправился в поход на Тверь вместе с золотоордынскими карательными отрядами для подавлении народного восстания против монголо-татар. За это Иван Калита был награжден в 1328 году ханом Узбеком и получил Костромское княжество и право контроля над Новгородом Великим.
Но вскоре Узбек очень рассердился, узнав о смерти своего посла Чолкана и его свиты, дал ярлык на великое княжение Калите, войска и отправил на Тверь. Прийдя в Тверскую волость Калита с татарами сожгли города и села, взяли людей в плен.
Получив титул князя Новгородского в 1328 г., Иван Данилович Калита начал укреплять свою власть.
В 1332 году Иван Калита поехал в Орду с большими дарами чтобы получить ярлык на единоличное правление, но сумел утвердить за собой только город Владимир и Поволжье. В 1333 г., растратив огромные средства в Орде, Иван Данилович потребовал от новгородцев дань в увеличенном размере, но получил отказ. Войска Ивана Калиты заняли Торжок и Бежецкий Верх.
Иван, после этих событий, в 1336 г. при помощи митрополита Феогноста заключает мир с городом Новгородом. Новгородцы призвали его своим князем и выплатили все требуемые деньги причитающиеся деньги.
Иван I Данилович Калита беспощадно расправлялся со своими противниками, используя влияние Русской Православной Церкви. Митр. Московский, Петр, помогал Ивану I Даниловичу в проведении политики централизации рус. земель. Летописцы писали, что Иван Данилович Калита избавил Русскую землю от воров и разбойников, всегда вершил «правый суд», помогал нищим, защищал вдов. За это он и получил 2-е свое прозвище - Добрый.
При Иване Калите активно шло строительство. Построены Архангельский и Успенский соборы, церковь Иоанна Лествичника. В Москве - Преображенская церковь, а при ней монастырь. Свято-Данилов монастырь был перемещен на новое место. В Переяславле-Залесском был основан Горицкий (Успенский) монастырь.
31 марта 1341 г. Иван I Данилович Калита умер, приняв схиму. Похоронен он в Москве в кремлевском Архангельском соборе , построенном при его княжении
Деятельность Ивана Калиты оценивается историками неоднозначно. Так, В.О. Ключевский не сильно выделял его "в череде серых личностей». М.Н. Тихомиров полагал, что "Калита заложил основы могущества Москвы", видел в нем блестящего политика, дипломата.
У Ивана Даниловича было 2 жены:
1) княгиня Елена;
2) княгиня Ульяна.
От Елены дети:
Симеон Гордый (1316-1353 гг.)
Даниил (1320-1328 гг.)
Иван (1326-1359 гг.)
Андрей Серпуховский (1327-1353 гг.)
Владимир Храбрый (1353-1410 гг.)
Феотиния
От Ульяны.
Случайность всё время играет в прятки с неизбежностью. Четвёртый из пяти сыновей Даниила Московского, князь Иван, казалось, не имел ни-каких шансов занять отцовский трон. В лучшем случае он мог рассчитывать на крошечный удел внутри Московского княжества , а в худшем — на роль «безудельного» князя, вечного порученца своего могущественного старшего брата. Однако судьба распоряди-лась по-иному. Три старших сына Даниила (Юрий, Борис, Афана-сий) умерли, не оставив наследников. Неожиданная гибель Юрия в Орде сделала Ивана московским князем. А ещё через два года новый поворот «колеса Фортуны» — тверской мятеж — вознёс его на престол великого князя Владимирского (21 ноября 1325 года). Теперь этот уже немолодой, но всё ещё ничем не отличившийся внук Алексан-дра Невского имел возможность показать, чего же он на самом деле стоит...
Внешняя политика Ивана Калиты
Главной заслугой Ивана Калиты современники и потомки счи-тали установление долгожданного мира и порядка в Северо-Восточ-ной Руси. В те годы, когда он был великим князем владимирским (1328-1340), прекратились опустошительные набеги на русские земли. Не было их и при его сыновьях Семёне Гордом и Иване Красном . Страна жила спокойной, мирной жизнью . Росли города, увеличивалось население, копились силы для будущих побед над «погаными».
Вот что говорит об этом летописец: «Сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси, и была с тех пор тишина великая на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать хри-стиан, и отдохнули христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского, и была с тех пор тишина великая по всей Русской земле».
Конечно, «великая тишина» не легко далась князю Ивану. Ему приходилось постоянно ездить к хану Узбеку, чтобы отвозить дань и ублажать подарками всех «сильных людей» в Орде. Каж-дая такая поездка продолжалась несколько месяцев и связана была с тяжкими физическими и моральными испытаниями. Не меньше сил отнимал и сам сбор дани в обнищавших русских землях. Ведь после тверского восстания 1327 г. ордынцы передали это трудное и опасное дело в руки великого князя владимирского. Местным князьям предписано было вовремя передавать ему причитавшиеся с них суммы и не иметь прямых контактов с Ордой. Однако они постоянно нарушали оба условия.
Для выполнения всех своих обязательств перед Ордой великий князь должен был найти правильный тон в отношениях с Новгородом. Это была настоящая «война нервов». Строптивые новгородцы под разны-ми предлогами уклонялись от уплаты своей доли ордынской дани. Ещё труднее было собрать с них внеочередные, чрезвычайные нало-ги, которые время от времени требовал хан. По отношению к Новго-роду Иван Калита успешно применял политику кнута и пряника. Он то пугал новгородскую знать вторжением своих войск, то задабривал её щедрыми подарками и почестями.
Внутренняя политика Ивана Калиты
Важной частью внутренней политики Ивана Калиты была борьба со всякого рода преступлениями. По сообщению летописи, он «избавил Русскую землю от воров и от разбойников». Есть основания полагать, что великий князь расправился не только с теми «разбойниками», ко-торые гнездились по лесам и грабили купеческие обозы, но и с теми «ворами» из числа местной знати, которые расхищали собранную с населения ордынскую дань.
Архитектура
Религия
Иван Калита был дальновидным правителем. Он понимал, что военно-политические успехи Москвы будут прочными лишь тогда, когда под них будет заложена идейная база. Иными словами, Москве нужна была своя идея, своё знамя . В ту религиозную эпоху подоб-ную задачу можно было решить только при содействии церкви.
В 1299 г. митрополит Максим перенёс свою резиденцию из разорён-ного Киева во Владимир-на-Клязьме. Но и там он не обрёл покоя. Преемник Максима митрополит Пётр (1308-1326) постоянно пере-езжал из одной области своей обширной митрополии в другую. В по-следние годы жизни он обосновался в Москве. Иван Калита выстроил для святителя новое подворье и всячески выражал ему своё почтение. Довольный благочестием князя, митрополит Пётр своими руками за-ложил первый камень в основание московского Успенского собора.
Он отдал свои личные средства на строительство и завещал по-хоронить себя в этом храме.
Иван Калита добился того, что уже вскоре по кончине митро-полит Пётр был признан святым. Гробница с его святыми моща-ми, находившаяся в особом приделе Успенского собора Московского Кремля, стала главной святыней Москвы.
Целью церковной политики Ива-на Калиты было превращение Москвы в религиозную столицу Руси. И в этом он имел успех. Преемник Петра митрополит Феогност (1328-1353) большую часть времени проводил в Москве, которую счи-тал своей основной резиденцией. А следу-ющий митрополит, Алексей (1354-1378), вообще был коренным москвичом. Материал с сайта
Прозвище «Калита»
Князь Иван Данилович был человеком глубоко ре-лигиозным. Однако как правитель он не мог обойтись без постоянного нарушения многих евангельских заповедей. Страшась небесной кары за свои грехи, он старал-ся умилостивить Бога традиционным для всех правителей способом — раздачей милостыни нищим. Для этой цели, выхо-дя из дворца, он всегда имел при себе сумку-кошелёк с мелкими деньгами — знаменитую калиту. Насмешливый московский люд за-метил эту привычку. Отсюда и родилось оригинальное прозвище — Калита.
Иван Данилович Калита (1288 - 31 марта 1340, Москва) - князь московский с 1325 до 1340, Великий князь владимирский (ярлык от хана в 1331) до 1340, князь новгородский c 1328 по 1337. Второй сын московского князя Даниила Александровича. Прозвище «Калита» получил за своё богатство (калита - старинное русское название денежной сумки, от тюркского слова калта - кошелек, небольшая кожаная сумочка носимая на поясе, в современных тюркских языках, например в казахском, калта означает карман).
До великого княжения
В 1296-1297 годах наместник своего отца Даниила Александровича в Новгороде. В 1304 году, в отсутствие своего старшего брата, Иван отправился в Переславль оборонять его от тверских князей. Вскоре под городом появились тверские полки под началом боярина Акинфа. Три дня тот продержал Ивана в осаде, на четвёртый день явился из Москвы боярин Родион Несторович, зашёл тверичам в тыл, а Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел полное поражение.
Когда в 1319 году Юрий Данилович получил ярлык от хана на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана.
Главной чертой характера Ивана было умение ладить с ханом. Он часто ездил в Орду и вскоре заслужил расположение и доверие Узбека. В то время, как другие русские земли страдали от ордынских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, наполнялись жителями и сравнительно с другими, находились в цветущем состоянии:
«Перестали поганые воевать русскую землю, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского;
и с этих пор наступила тишина по всей земле»
В 1320 году Иван Данилович впервые едет в Орду к Узбеку, утверждаться в качестве наследника Московского княжества.
В 1321 году Дмитрий Тверской признаёт законность власти Юрия Даниловича Московского и передаёт ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но Юрий, вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её в Новгород и через купцов-посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали хана Узбека. И в 1322 году Дмитрий Тверской (Грозные Очи) едет в Орду и получает там ярлык на великое княжение. Самого Юрия вызывают в Сарай-Берке. Находящийся в это время в Сарай-Берке Иван Данилович демонстративно ни во что не вмешивается, полностью отстраняясь от дел брата. Получив власть, Дмитрий, желая отомстить Юрию за смерть своего отца Михайла Тверского, пытался поймать его на пути в Орду, но тот скрывается в Псков, а потом в Новгород.
В 1325 году Юрий Данилович приехал в Сарай-Берке и стал добиваться ярлыка на великое княжение. Дмитрий Тверской (Грозные Очи) также находился в Сарай-Берке и 21 ноября 1325 года, в канун дня казни Михайла Тверского, встретив виновника гибели своего отца Юрия Даниловича зарубил его саблей. Дмитрий был схвачен ордынцами и по приказу хана казнён, а ярлык великого князя достался брату Дмитрия - Александру Михайловичу, а Иван I стал Московским князем, как утверждённый в 1320 году ханом, наследник брата Юрия.
В первый год своего правления Иван добился в 1325 году того, что в Москву из Владимира была перенесена резиденция митрополита Петра.
Княживший в Твери Александр Михайлович принял в 1327 году участие в народном восстании, в котором тверчане убили ордынского посла Чол-хана (Шевкала) и всю его свиту. Узбек хан очень разгневался, узнав об убийстве Чол-хана, и послал за московским князем, но, по другим сведениям, Калита поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек выдал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска.
Великий князь
Иван Калита был жестоким и хитрым в достижении своих целей правителем. Сыграл большую роль в усилении экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал с Русских земель дань. Беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжёлыми поборами, расправлялся с политическими противниками - другими русскими князьями.
Присоединив к себе ещё князя суздальского, Калита пошёл в Тверское княжество, где ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Кроме ордынцев в набегах Калиты, как правило участвовали князья рязанские со своей ратью.
Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом в Псков, а в 1329 году уехал в Литву.
Получив титул князя Новгородского в 1328 году, Иван Калита начал укреплять свою власть и там. В 1331 году Иван вступил со своей дружиной в Новгородскую землю в город Торжок. Там он и встретил архиепископа Василия (Калику), который возвращался от митрополита Феогноста в Новгород.
Брат Александра Михайловича, Константин, управляя разорённой Тверской землей, угождал Ивану, как любимцу хана. После смерти Суздальского князя Александра Васильевича в 1332 году (князем Суздальским и Нижегородским стал его брат Константин), с которым Иван Калита делил великое княжение, Иван Калита поехал в Орду с множеством подарков желая получить ярлык на единоличное правление, но сумел утвердить за собой только Владимир и Поволжье. Также он выкупил в Орде из плена Наримунта Гедиминовича, заручился его расположением, крестил его в православие и отправил в Литву, к отцу Гедимину. Новгородцы же опасаясь, как Калиты (в то время только титульный Новгородский князь) с ордынцами, так и шведов, пригласили Наримунта (на северные волости), дав ему в отчину Ладогу, крепость Орешек, Корельск (Корелу), Корельскую землю и половину Копорья, но тот передоверил управление ими своему сыну Александру (ореховский князь Александр Наримунтович), да и жил Наримунт больше в Литве, а в 1338 году, когда он не только не явился на зов Новгорода защищать его против шведов, он ещё и отозвал своего сына Александра.
В 1333 году Иван I растратив изрядные средства в Орде, да к тому же ещё затевая к приезду митрополита Феогноста строительство нового каменного храма в Москве, Иван потребовал от новгородцев выплаты дани в увеличенном размере, те отказали. Войска Ивана заняли кроме Торжка ещё и Бежецкий Верх. Новгородский архиепископ Василий (Калика) начал строительство нового каменного Детинца в Новгороде опасаясь войск Ивана и шведов. Но войска в бой не вступали. Велись переговоры, которые закончились тем, что архиепископ Василий поехал в Псков и заключил мир между Псковом и Новгородом.
Иван, после этих событий, заключает сепаратный мир с Гедимином при помощи митрополита Феогноста, только что приехавшего в Москву. Мир скрепляется браком наследника Ивана Калиты - Симеона Ивановича с дочерью Гедимина Айгустой.
Одну из своих дочерей Иван отдал за Василия Давыдовича Ярославского, а другую - за Константина Васильевича Ростовского для того, чтобы распоряжаться уделами своих зятьев.
В 1336 году при посредничестве митрополита Феогноста заключает мир с Новгородом. Иван наносит визит в Новгород. Новгород призывает его своим князем и выплачивает причитающиеся деньги, как князю Новгородскому. Иван также хотел направить войска на Псков, но Новгород этому воспротивился. В это время Гедимин совершил набег на Новгородскую землю, мстя за мир с Москвой. Иван в отместку направил свои войска на Литву, где они пограбили окраинные земли вблизи границы. Гедимин, занятый распрями с Ливонским Орденом, не стал начинать войны.
В 1337 году Александр Тверской покорился хану и взамен получил обратно своё княжество. В 1339 году Иван поехал в Орду с доносом на Александра, после чего, тот получил приказ явиться к хану. Приехав к хану и Александр, и его сын Фёдор были казнены. Калита вернулся в Москву в великой радости, послал в Тверь, дабы унизить тверчан, приказал снять с церкви святого Спаса колокол и привезти его в Москву.
Иван I усилил московско-ордынское влияние на ряд земель Севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» - «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях, другая версия от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту») с деньгами для раздачи милости. Калита купил Углич. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, вдоль рек Мста и Киржач и даже в Новгородской земле, вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям покупать там земли. Он заводил в Новгородской земле слободы, населял их своими людьми и таким образом также имел возможность внедрять свою власть. Его внук Дмитрий Донской в своей духовной грамоте сообщил, что Иван Калита купил Углич, Галич Мерский и Белоозеро.
Погребён в Москве - в Архангельском соборе.