Иван Купала. Вода, огонь и травы. К чему тонет венок, когда цветет папоротник и другие приметы иванова дня Зачем на ивана купала пускают венки

Гадания на Троицу уходят корнями в далекие времена язычества. В Троицын день молодым девушкам и замужним женщинам издавна было принято гадать о своей дальнейшей судьбе.

Гадания на Троицу - березовые веточки

Можно взять из лесу березовые веточки, дома положить под подушку, мысленно призывая суженого-ряженого. Если девушку ждут хорошие перемены, то ей приснится ее жених.

Девушка не глядя срывает несколько разных березовых веточек: ровных, гладких, корявых, изогнутых. Потом загадывает желание, закрывает глаза и наугад выбирает одну из них.

После этого нужно внимательно рассмотреть выбранную веточку. Если она ровненькая и гладенькая, то и весь год до следующей Троицы пройдет гладко и спокойно, "без сучка и задоринки".

Если же попалась кривая, раздвоенная веточка - значит, вскорости нужно ждать сюрпризов и поворотов судьбы. Не исключено, что эти изменения будут приятными, возможно новое романтическое знакомство или замужество.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Гадания на Троицу - пускание венков по воде

© depositphotos.com

Троицкий венок - ритуальное украшение, обладающее мощной энергетикой, наполненное силами самой природы. Венки традиционно плели из цветов и трав и наделяли особыми свойствами, которые были присущи этим растениям.

Кроме того, венок воспринимается как символ юности и девичества, а потому является неотъемлемым атрибутом праздничных нарядов, свадебных церемоний и девических гаданий.

На Троицу особо ценными были венки, сплетенные из трав, которыми украшалась церковь. Их носят в течение праздника, а затем пускают в реку.

Если венок, попав в воду, утонет - это плохой знак. В течение года до следующей Троицы ждет болезнь и неприятности. Если пристанет к берегу, девушка пока не выйдет замуж. Если же венок долго плывет и скрывается из виду, значит, девушку ждут хорошие перемены в личной жизни.

Нужно обратить внимание, в какую сторону поплыл венок - значит, в той стороне живет суженый.

Венки по воде пускали не только девушки, но и старухи. Таким образом, они искали ответ на вопрос, сколько им еще осталось жить.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Гадания на Троицу - завивание ветвей деревьев

В канун Троицы девушки ходят в лес завивать ветви деревьев. В качестве завивального дерева чаще всего бывает береза, а также липа, ива, чьи тонкие гибкие ветви сами просятся, чтобы их заплетали в косы.

Завивая ветви на дереве, девушки закручивают их в виде венка, украшая цветами и перевязывая лентами, или пригибают ветки к земле, переплетая их с травами.

На Троицу или на Духов день такие венки на деревьях нужно обязательно распустить, иначе дерево, как живое существо, может обидеться.

Когда дерево развивают, то обращают внимание на состояние венков. Если ветки завяли или венки сами распустились, то это тревожный знак для девушки, которая плела такой венок - она может заболеть или испытать убыток. Если веточки хорошо расплелись, остались зелеными и свежими, то такая девушка может рассчитывать на скорое благополучное изменение в своей жизни: знакомство, прибыль или замужество.

Гадания на Троицу - вопросы кукушке

Кукушке приписывается общеизвестная слава оракула в ответах на вопрос "сколько?"

Существует и такой старинный обычай узнать свою судьбу. В Троицын день можно спросить у кукушки, долго ли еще девушке оставаться в родительском доме. Сколько кукушка накукует, столько еще ждать замужества.

Напомним, ранее мы рассказывали, ч то святят на Троицу . Народные поверья и традиции читай по .

Видеть его во сне или надевать - к большому счастью и скорому вступлению в брак. Венок из лавровых листьев - к славе и почету; венок из цветов предвещает любовные тревоги. Венок из дубовых листьев обещает успех в рискованном предприятии, выигрыш на скачках, в казино или в лотерее. Золотой венец на голове - к почестям и большим переменам в жизни. Такой сон также предвещает вам дружбу с богатым и влиятельным человеком. Бедным людям сон о золотом венце предсказывает неприятности и беды. Иногда сон предсказывает раскрытие тайны.

Миртовый венок означает счастье в любви и счастливый брак; венок из пальмовых листьев обещает скорое вступление в брак одиноким людям, а женатым - счастье в доме и здоровых детей. Остальным сон предсказывает повышение в должности и выгоды. Если вы во сне надеваете на кого-то венок, то вам предстоит помирить двух друзей. Если во сне вы видите и возлагаете венок на гроб, то ожидайте получения наследства после смерти близкого друга или родственника. Замужней женщине сон о том, что ей на голову надевают венок предсказывает, что у нее родятся близнецы. Нести венок в руках предсказывает, что скоро вам предстоит участие в торжественной церемонии, где вы будете почетным гостем. Носить венок на голове во сне означает, что вы пользуетесь уважением и любовью окружающих. Венок невесты во сне означает счастливый поворот в трудном деле. Венок из цветов в вашем сне предсказывает непродолжительное увлечение и недолговечную радость. Если цветы в венке завяли или осыпались, то скоро ваша любовь закончится. Смотрите толкование: цветы. Венок из фиалок считается предвестьем смерти, а венок из роз - предвещает счастье. Венок из лилий - знак надежды и неожиданных почестей, а из сухой травы - к болезни здорового человека или смерти больного. Смотрите толкование: похороны, крона.

Толкование снов из

Многие девушки летом плетут себе необычайно красивые украшения — венки из различных цветов и растений. Существует множество вариаций этого убранства, но среди них выделяется купальский венок, обязательный элемент праздничных игрищ. ТВ-3 расскажет тебе об этом ритуальном предмете и обо всех его необычных свойствах.

Издревле в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки и бросали их в воду. Стоит отметить, что эти особенные венки плелись определенным способом, который тогда знали все девушки. Купальские венки должны состоять из самых разных трав: колокольчик, зверобой, тысячелистник, боярышник, базилик, иван-да-марья, роза, папоротник, дубовые и березовые ветки. Именно эти растения наделяют праздничный венок особенными, магическими свойствами. Наши предки считали, что когда плетешь венок, складываешь свою счастливую судьбу, поэтому к процессу плетения относились очень серьезно. Немаловажным считалось и время изготовления этого атрибута: купальский венок плетется ранним утром, пока не сошла роса.

Что касается уникальных свойств венка, то считалось, что он обладает большой силой. В ночь накануне Ивана Купалы девицы бросали венки в воду и гадали на суженого — такой обряд в некоторых русских селеньях назывался «молчаливой водой». Также некоторые девушки опускали на воду венки с зажженными лучинками. Чей венок проплывет дольше всех, та и будет самой счастливой и обязательно вскорости выйдет замуж. Чья лучинка будет дольше гореть, та проживет долгую-предолгую жизнь. А если венок сразу тонет, или если его прибивает к берегу, то суженый разлюбил, и замуж за него уже не выйти.

Помимо гадания, купальские венки использовались для защиты дома, скота и огорода: их вешали над дверями домов и хлевов, «чтобы зло не проникало внутрь»; вешали на грядки с горохом и бобами, «чтобы молния цвета не опалила»; надевали на рога коровам, «чтобы защитить их от ведьм».

В конце всех обрядов венки, которые не были использованы, чаще всего уничтожались: их сжигали в костре, бросали в колодец, закидывали на высокое дерево или относили на кладбище. Ни в коем случае нельзя было просто выбросить такой венок: считалось, что тогда вновь собранные купальские травы не будут иметь магических свойств.

Приходи 9 и 10 июля в Измайловский парк к 14:00 и отпразднуй Ивана Купалу вместе с ТВ-3!

Другие события


В море памятников не ставят. Но на навигационных картах координаты мест, где совершены подвиги нашими моряками, отмечены особо. Проходя близ этих мест, на корабле приспускают флаг, над могилами погибших опускают в море венки из живых цветов.

Для увековечения подвигов военных моряков и памяти погибших приказами коман­дующих Северным, Балтийским, Черноморским и Тихоокеанским флотами определены места, в которых экипажи боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ при плавании отдают воинские почести. В них много общего - вот отрывок из приказа командующего Северным флотом:

«...Аля отдания воинских почестей героизму, мужеству и самоотверженности моря­ков-североморцев на местах героических боев определить координаты мест боевой сла­вы...» И далее: «Широта 65° сев., долгота 33°39" вост. Здесь 10 августа 1941 года стороже­вой корабль "Туман" дрался с тремя эсминцами противника. "Туман" погиб, не спуская своего боевого флага...» В приказе перечисляются многие места боевой славы североморцев. Заключительная часть приказа гласит: «Всем кораблям, проходящим объявленные координа­ты мест боевой славы, приспускать флаги, подавать звуковые сигналы...»

Через 20 лет, 10 августа 1961 года, к месту героической гибели сторожевика пришел и лег в дрейф новый сторожевой корабль. Здесь после отдания воинских почестей был зачитан приказ Главнокомандующего Военно-морским флотом о присвоении кораблю названия «Туман». Прогремели залпы салюта. Новый «Туман» заступил в дозор.

В Балтийском флоте мест боевой славы 18. Среди них города и гарнизоны, покрыв­шие себя неувядаемой славой в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн: Свеаборг и Либава, Таллин и архипелаг Моонзунд, полуостров Ханко и остров Мощный (Лавенсари), Кронштадт и многие другие. Каждый балтиец знает, что линия, соединяющая маяки Таран и Розеве в Гданьском заливе, проложена в тех водах, где подводная лод­ка С-13 под командованием капитана 3-го ранга А. Маринеско отправила на дно фашис­тский лайнер «Вильгельм Густлов».

На Черном и Азовском морях такие места - на подходах к городам-героям Севастополю и Одессе, Новороссийску и Керчи. Черноморские корабли отдают там почести героям лидера «Харьков», эс­минцев - «Беспощадный», «Фрунзе» и другим.

Есть свои места боевой славы и в Ти­хоокеанском флоте. Это места Цусимско­го боя и гибели подводной лодки Л-19 в проливе Лаперуза. Это подходы к острову Шумшу, на котором военные моряки II Н. Вилков и П. Ильичев закрыли свей гру­дью японские амбразуры.

В этих местах проходящие корабли также воздают героям почести.

Цусимский пролив... Здесь в неравном бою сражались и героически погибали рус­ские корабли. Они вели огонь по врагу до последней возможности и погружались в морскую пучину с развевающимися Анд­реевскими флагами, свято выполняя тра­дицию, завещанную Петром I: «Драться до последней капли крови с кем бы то ни было и при всех обстоятельствах».

Порядок проведения ритуалов в мес­тах боевой славы и отдания почестей ге­роям определяется Корабельным уставом Военно-морского флота, приказами ко­мандующих флотами и сводится в основ­ном к следующему. При приближении корабля к памятному месту на пять ка­бельтовых на верхней палубе по «Большому сбору» выстраивается личный состав, свободный от вахт. Один из офицеров по громкоговорящей корабельной связи тор­жественно объявляет информацию о со­бытии. При состоянии моря свыше трех баллов, а также на кораблях IV ранга и подводных лодках экипажи не выстраива­ются. С личным составом в этом случае проводятся беседы о боевых действиях и подвигах воинов, совершенных в соответ­ствующем районе.

За один кабельтов до места подвига иг­рается сигнал «Захождения» и производит­ся салют флагом - Военно-морской флаг медленно приспускается до половины. Пос­ле удаления корабля от места отдания по­честей на два кабельтова играется сигнал «Исполнительный», Военно-морской флаг поднимается до места. На этом ритуал за­канчивается. В летнее время с 22.00 до 8.00, а зимой в темное время суток отдается только салют флагом. В течение дня и при многократном пересечении указанных ли­ний почести отдаются только один раз.

В дни государственных праздников и юбилейных дат в места боевой славы на­правляются специально выделенные ко­рабли с представителями других соедине­ний флота и городских организаций. С прибытием на место подвига на них про­водится митинг, затем под звуки траурно­го марша приспускается флаг, на воду опускаются венки, корабль описывает циркуляцию, исполняется Государствен­ный гимн, а флаг медленно поднимается до места и производится трехзалповый салют из стрелкового оружия.

В душе каждого из нас жива потреб­ность в торжественных и строгих воинс­ких ритуалах. Они оказывают неизглади­мое эмоциональное воздействие на лич­ный состав, на всех, кто присутствует при этом, способствует патриотическому вос­питанию молодого поколения.

Волны быстро уносят венки, опущен­ные в воду, а венки нашей памяти вечны. Память о тех, кто задолго до твоего рождения вошел в бессмертие, отдав свою жизнь за свободу и независи­мость Отчизны, за твою счастливую судьбу, - священная память.

Тризна ж. Тризнище ср. стар. поминовенье усопших, и пиршества при сем, народные игры и ристания. Он в этот день по куме тризну правил, Крылов. Тризненный, тризнищный, ко тризне относящ. Тризник, кто правит тризну, вообще участвует в ней. Тризненье стар. действ. по глаг. Тризновать, править, праздновать тризну, справлять поминки.

Тризна состоит:

Из игр, плясок и состязаний в честь покойного;
- из оплакивания умершего;
- из поминального пиршества.

Тризна, часть погребального обряда у древних славян. Первоначально Т. состояла из обширного обрядового комплекса жертвоприношений, военных игр, песен, плясок, состязаний в честь покойного, оплакивания умершего и поминального пиршества как до, так и после сожжения. С принятием христианства у славян долгое время Т. сохранялась в виде поминальных песен, пира и др. Термин «Т.» позднее употреблялся в значении «поминки».

В качестве жертвоприношения служили дичь или домашние птица и скот, зерно, мёд, молоко, орехи, воск, цветы, ткань (рушники и т.д.), другие предметы быта, оружие - другими словами то, что служило умершему при его жизни. Это подтверждается и археологическими раскопками (см. ниже - курган Чёрная Могила).

В БСЭ допущена некорректность: после появления христианства обряд тризны сохранился и по сей день, в т.ч. в виде поминальных песен и пира. Несмотря на явное неодобрение церкви и попытки предать забвению всё, что было связано с исконной верой славянских народов, столь древний обряд, как поминовение Предков сохраняется повсеместно в обиходе наших современников. В некоторых случаях церковь сама принимает непосредственное участие в подобных обрядах, и само действо одновременно сочетает в себе элементы обрядов исконной веры и христианства:

Как сообщил бунчужный Мелитопольского куреня Войска Запорожского Низового Юрий Орлов, 7 июня в Запорожье на острове Хортица… состоялась ежегодная тризна - день памяти всех погибших казаков.

Молебен о погибших казаках отслужил архиепископ Запорожский и Мелитопольский, духовник войска Запорожского Василий. В знак памяти о всех казаках на воды Днепра-Славуты был спущен символический крест с траурным венком.

На священную для казаков хортицкую землю прибыли и приняли участие в тризне побратимы из Кубанского, Донского и даже Ямало-Ненецкого казачьих округов России. Они вручили запорожцам награды за заслуги в поддержке исторических традиций и связей между нашими казачествами.

Закончилась тризна, как и полагается по древнеславянской традиции, застольем и песнями.

Из приведённого примера мы видим следующее: то, что молебен отслужил священник, имеет прямое отношение к поздней православно-христианской традиции. Обычай же пускать венки по воде уходит корнями в глубокую древность. И имеет отношение не только к девичьим гаданиям - так, например, во время праздника Купалы девушка пускала венок по воде с затаённой мыслью о своём будущем суженом, иногда вставляя в середину венка зажженную свечку. «Направление движения венка указывало девушке, куда она выйдет замуж, утонувший венок или погасшая свеча предвещали ей смерть и т.п. Пуская свой венок по воде, девушка как бы вверяла свою судьбу течению времени, символом которого выступала река, находящаяся в вечном движении». На самом деле сакральный смысл самого действа «пускать по воде» включает в себя более широкое значение. «Пускать по воде» - обрядовое действие, соотносимое с мифологическим противопоставлением «того» и «этого» света. Иными словами, у древних народов (не только у славян) существовали представления о воде, реке, потоке, как о некоей границе, разделяющей «этот» и «тот свет». Поэтому предметы, пускаемые по воде, чаще предназначались умершим, как приношение, «жертва» - своего рода дань памяти ушедшим.

Упоминание обряда ТРИЗНЫ озвучено академиком Б.А. Рыбаковым:

Чёрная Могила, древнерусский курган конца 10 в. в Чернигове. Высота 11 м, окружность 125 м. Раскопан в 1872-73 Д.Я. Самоквасовым. Содержал трупосожжение, вероятно, двух знатных воинов с рабами, жертвенными животными, посудой, оружием, орудиями, украшениями и др. После кремации для совершения тризны была возведена первичная насыпь (высота 7 м), на вершину которой поместили кольчуги и шлемы (снятые с костра), котёл с костями барана, 2 жертвенных ножа, 2 золотые византийские монеты, бронзового идола и 2 турьих рога. Серебряные оковки рогов украшены чеканным растительным орнаментом, на большом роге изображены мужчина и женщина с луками, стреляющие в птицу, фантастические животные и др. По окончании тризны курган был досыпан, на вершине установлена стела. Ч. М. принадлежала представителям дружинных верхов Киевской Руси (аналогия - большие Гнёздовские курганы).

Подобное визуальное описание обряда присутствует и в русском изобразительном искусстве: в работах художника В.М. Васнецова «Тризна по Олегу» и «Тризна» отображены и курган, и оплакивание ушедшего из этого мира и поминальное пиршество.

У славянских народов поминовение предков происходит в отдельные дни. Так, например, проводится день почитания предков, который называется «Деды» 22 жёлтня (октября).

Деды - народный поминальный обряд, в память умерших родичей. Под Дедами - предками, в которых народ видел свои физические и духовные корни, понимали всех мертвых родственников и их души независимо от пола и возраста. Дедами называли также день, когда проходил обряд. Предков поминают обычно только своей семьей. Каждая семья празднует их несколько раз в год. Во многих регионах Беларуси день непосредственно перед Дедами назывался «Бабы». В древние времена почитание предков проводилось в два дня, соответственно с полом покойника.

В праздновании Зимних, Летних, Осенних Дедов было много общего. Почитание мёртвых, старательная подготовка и точно проведенный обряд - все это делалось с целью потешить души предков. Люди просили у Дедов поддержки в трудные времена. Деды и сами приходят на помощь потомкам в нужное время. Во все поминальные дни запрещалось выполнять любые виды хозяйственных работ, кроме кормления домашних животных и приготовления пищи.

Стол на Деды охватывал почти всю национальную кухню белорусов.

Как мы видим, речь идёт, по сути, о тризне - поминальном пиршестве. Обряд тризны, как и многие славянские ритуалы, включён в обряды христианства, не имевшего собственную изначальную обрядность.