Как прикладывать икону к мощам николая чудотворца. Как правильно прикладываться к мощам николая чудотворца. Почему он чудотворец

В Россию впервые за 930 лет привезли мощи святого Николая Чудотворца . Святыня доступна для поклонения в Москве, затем ее перевезут в Санкт-Петербург. Ожидается, что поклониться мощам придут не менее полумиллиона паломников, во всяком случае, в первый день храм Христа Спасителя в Москве, где выставлены мощи, посетило не менее 25 тысяч человек.

Кто такой Николай Чудотворец

Николай Чудотворец, которого в России иногда называют Николаем Угодником , один из самых почитаемых в христианстве святых.

Он родился в третьем веке в греческой колонии в Малой Азии в христианской семье и с ранних лет посвятил себя служению богу и борьбе с пережитками язычества. Святителю Николаю приписывают многочисленные чудеса, он также славен добрыми делами и абсолютным бессребреничеством.

В западной традиции святой Николай ассоциируется с рождественским дедом Санта-Клаусом , поскольку есть предание, что святитель тайно помог бедным бесприданницам, бросив им кошель денег через дырку в крыше. Также Николая Чудотворца считают покровителем детей, поскольку именно они ждут от Санты рождественских подарков.

Кроме того, святой Николай считается покровителем купцов и мореплавателей. Это связано с тем, что святитель много путешествовал по морю и по преданию даже умел молитвой усмирять бурные волны. Также рассказывают, что он как-то воскресил матроса, разбившегося при падении с высокой мачты.

В православии Николай Чудотворец считается наиболее близким богу святым. Прозвище Угодник означает, что он угождал богу. На Руси святитель Николай с установления христианства считается не только покровителем мореплавателей (например, Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления в Санкт-Петербурге в народе называется попросту - Никола Морской), он еще и заступник бедных, больных, сирых и убогих. Он помогает безвинно осужденным и оклеветанным. Короче, очень русский святой, что уж тут говорить.

Мощи Николая Чудотворца

Умер святитель Николай в середине четвертого века в глубокой старости, оставшись в памяти христиан символом глубокой веры, добрых дел и милосердия. После окончания земной жизни святого его нетленные мощи находились в городе Мира на территории нынешней Турции. Однако чрезвычайно почитавшие его венецианские купцы опасались за сохранность святыни там, где власть постепенно переходила в руки мусульман. Поэтому, как нередко бывало в Средневековье, купцы, люди отчаянные, решили украсть мощи, что им и удалось сделать в 1087 году.

Украденные мощи купцы перевезли в Италию, где с тех пор часть их хранится в специально построенной крипте базилики Св. Николая в итальянском городе Бари. А поскольку городок миновали войны и другие катаклизмы, мощи хорошо сохранились до наших дней.

В Бари хранится бо льшая часть мощей святителя, здесь им могут поклониться паломники, в том числе из России. Другая часть мощей находится на противоположном конце Италии - в Венеции, на острове Лидо, в храме, также посвященном святителю Николаю.

Маленькие частицы мощей святого Николая находятся в десятках храмов по всему миру, есть они и России.

Из Бари в Россию привезены не все мощи, а только ребро святителя. В раке, покрытом защитным стеклом, - частица девятого ребра Николая Чудотворца, того, что у сердца. Считается, что это особенно важно для верующих. Николаю Угоднику молятся о здоровье, о материнстве, об удаче, икону с ликом святителя иногда берут с собой в дорогу.

Как мощи оказались в России

Договоренность о том, чтобы привезти мощи святителя Николая в Россию, была достигнута на исторической встрече патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в прошлом году.

Почему мощи привезли именно сейчас

22 мая православные отмечают день Николая Чудотворца, как раз посвященный перенесению его мощей в город Бари. Это так называемый Никола Летний , день, в народной традиции связанный с переходным периодом между весной и летом.

Есть еще один важный праздник, посвященный Николаю Чудотворцу, - это так называемый Никола Зимний , который в православии отмечается 19 декабря и связан с днем окончанием земной жизни святого.

Есть ли в России другие частицы мощей святителя Николая

Да, есть, и немало. Например, в Александро-Свирском монастыре в Ленинградской области, в Александро-Невской лавре в Петербурге, в Свято-Даниловском монастыре в Москве, в Николо-Угрешском монастыре в Московской области, в храме святителя Николая в Котельниках и в других храмах.

Почему все хотят поклониться именно мощам, привезенным из Италии

Тут сыграло роль широкое освещение в прессе привнесения мощей в Россию. Кроме того, потрудиться в паломничестве к важной святыне считается делом богоугодным, поэтому трудности паломников не пугают.

Напомним, активное паломничество в России было также к широко освещавшимся в прессе другим святыням: поясу пресвятой Богородицы и дарам волхвов.

Сколько времени мощи пробудут в Москве и Петербурге

Затем мощи будут перевезены в Петербург, о том, как будет проходить поклонение святыне в Северной столице, Федеральное агентство новостей расскажет позже.

Долго ли стоять в очереди

Нужно рассчитывать на несколько часов, в выходные дни это может занять до восьми часов.

Во сколько занимать очередь

На сайте РПЦ советуют приходить не позднее 17 часов, но по опыту известно - чем раньше - тем лучше. Можно занять очередь с ночи, чтобы попасть к святыне с утра.

Что брать с собой

Московские власти обеспечили паломников бесплатными туалетами, а также установили палатки с едой и напитками. Но еда и питье достаточно дорогие, цена за чай доходит до 120 рублей, что уже вызвало серьезные нарекания. Поэтому рекомендуется запастись едой и жидкостью, особенно актуальна чистая питьевая воды. Также очень важно надеть теплую удобную одежду - в Москве вновь ожидается похолодание - и удобную обувь. С собой нужно взять запасные носки, если есть планы стоять ночью, то шерстяные, не помещают шапки и куртки. Также крайне удобная и нужная вещь - складной стульчик.

Можно ли брать с собой детей

Это сугубо на усмотрение родителей и законных представителей несовершеннолетних, но никаких противопоказаний к паломничеству детей нет. Кроме того, к святыням такого рода идут, как правило, за здоровьем, так что взять с собой детей и больных, как говорится, сам бог велел. Для многодетных и инвалидов-колясочников, кстати, предусмотрен отдельный вход.

Не опасно ли прикладываться к святыне

Конечно, целовать стекло не слишком гигиенично. Но ничего страшного в этом нет, тем более что люди, идущие к святыне, настроены позитивно, а значит, их защищает вера и положительные эмоции. Организаторы поклонения знают о возможных рисках и принимают соответствующие меры по минимизации возможности распространения каких-либо инфекций. Что касается прикладывания детей, это опять-таки полностью на усмотрение их родителей или законных представителей. В любом случае уже почти лето, эпидемическая обстановка в Москве и Петербурге благополучная, так что можно на этот счет особо не беспокоиться.

От чего лечат мощи

Да, в общем, от всего, была бы вера. Но при наличии каких-либо серьезных заболеваний паломничество к святыне не должно поменять прописанные врачами медикаменты и процедуры. Как говорится, одно другому не мешает.

Паломничество к мощам святителя Николая, пребывающим до 12 июля в Храме Христа Спасителя в Москве, связано с немалым напряжением сил при нахождении в очереди. Для того чтобы постараться получить пользу для своей души, важно правильно подготовиться к нему, понять, как все будет происходить.

1. Нахождение в очереди ― данность, которая может принести духовную пользу паломнику. Не тратьте время понапрасну: возьмите с собой текст акафиста святителю Николаю, молитвослов, Евангелие. Пока вы ожидаете, вы уже совершаете труд ради приближения к Святителю, а он видит и слышит вас, радуется вашей любви и вере. Уже в очереди на набережной вы можете читать акафист, молиться своими словами и просить за тех, кто вам дорог, и о себе. Как показывает опыт, так время пройдет быстрее, а вы успеете вдумчиво попросить обо всем и обо всех.

2. Очередь проходит вдоль набережной Москвы-реки, она защищена ограждением и разбита на отсеки. Это позволяет людям не стоять в затылок друг другу и не спешить: при переходе из отсека в отсек не важно, в начале группы вы находитесь или в конце.

3. Во время нахождения в отсеке вы можете присесть в специально стоящем здесь автобусе, опереться на ограждение набережной. Некоторые берут с собой складные стульчики и коврики-пенки.

4. По благословению Святейшего Патриарха все, кто встал в очередь до ее закрытия (как правило, в 18.00), пройдут к мощам в этот день. Соответственно, встав в очередь, вы можете уже никуда не торопиться и не беспокоиться.

5. Когда мы приходим в храм (как, впрочем, и в любое другое время), у нас на груди должен быть нательный крест. Желательно, чтобы одежда соответствовала традициям христианского благочестия: у женщин ― платок (шапочка, шляпка ― не важно), юбка ниже колен, закрытые плечи. У мужчин ― закрытые плечи и колени. Впрочем, никакого специального контроля на этот счет не осуществляется, к мощам пускают всех. Если вы приехали поклониться святыне, и одеты не в соответствии с приведенными выше канонами ― попросите у Бога прощения и смело идите в храм. Важнее, конечно, не форма, а ваш душевный настрой.

6. Позаботьтесь и о своем комфортном самочувствии. Если день солнечный ― возьмите с собой шляпу или панаму, солнечные очки, солнцезащитный крем. Ввиду капризного характера нынешнего лета, не забудьте зонт или дождевик, ветровку. В холодную погоду одевайтесь соответственно. При необходимости, возьмите с собой лекарственные препараты, которые вы постоянно принимаете.

7. В целях обеспечения безопасности не допустим проход в очередь с жидкостями в стеклянной таре, воспламеняющимися жидкостями (в том числе духами и дезодорантами), колюще-режущими предметами.

8. Если вы идете прикладываться с детьми ― подумайте, чем занять их во время ожидания. Малыш не может долго пребывать в молитвенной сосредоточенности или просто ждать. Важно, чтобы паломничество осталось в его памяти как светлая, добрая веха жизни. Возьмите для ребенка книжку, блокнот с карандашами. Подготовьте его: перескажите житие святителя Николая, объясните происходящее. Поясняйте то, что он видит в храме: кто такие священники, почему на них такие облачения, кто изображен на иконах и т.д.

9. Следует быть готовыми к тому, что прикладываются к мощам очень быстро. Это оправданно: если дать каждому паломнику хотя бы на две-три секунды больше времени, стояние в очереди для других продлится в два раза дольше. Именно поэтому стоит посвятить молитве время ожидания в очереди.

10. Если вы хотите приложить к мощам святителя Николая иконки, нательный образок ― заранее возьмите их в руку и приложите к боковой стороне ковчега, в котором почивают мощи, в тот момент, когда сами будете прикладываться устами к его верхней части.

11. Записки на молебен, совершаемый духовенством у мощей святителя Николая, лучше написать заранее (дома или стоя в очереди). Подать их вы сможете в храме ― пункты приема записок и продажи свечей расположены таким образом, что вы можете подойти к ним как до поклонения, так и после него.

Пресс-центр принесения мощей святителя Николая в Россию/

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон - это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении - в ручку); Божию Матерь и святых - в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное - мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего .

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот - излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон - это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу - Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

Мирские люди часто путают икону - образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом - обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, - трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона - это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.»

Прп. Ефрем Сирин

Но перед тем как увидеть святыню, верующие должны совершить несколько действий, заявил корреспонденту Nation News протоиерей, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин .

Для начала необходимо отметить, что Николай Чудотворец один из самых почитаемых в мире, и особенно в России святых. На Руси, после принятия христианства он как и зимний дед Санта-Клаус тоже был в очень большом почете. Согласно житию святитель Николай родился в III веке и жил в семье ревностных христиан греческой колонии Патара, что в малоазийской римской провинции Ликия. С девства мальчик был весьма набожен и рано посвятил себя и свою жизнь христианству. Он считается покровителем путешественников и мореплавателей, поскольку умел молитвой усмирять стихию.

Кроме того, святой совершал огромное количество добрых дел, при этом он не кичился своими подвигами - например, святитель Николай, будучи человеком далеко не бедным (досталось большое наследство - прим. ред.),охотно раздавал деньги нуждающимся. Как-то раз, он тайно облагодетельствовал трех бесприданниц.

«Это, прежде всего человек, который оставил истинную веру от заблуждений и именно поэтому он называется правилом веры. Очень важно сегодня помнить, что мощи одно время предоставили католики и не нужно считать, что этот жест отменяет убеждение православных людей в том, что их и только их вера является истинной. А если воссоединится мировое христианство, то оно может воссоединиться только на основе православной веры», - поясняет протоиерей Чаплин.

В РПЦ Николай Чудотворец считается «всех предстателем и заступником, скорбных утешителем, столпом благочестия, верных поборником». Великий святой умер в середине IV века в глубокой старости, оставшись в народном сознании символом глубокой веры. Однако уже в 1087 году его мощи перевезли в итальянский город Бари, где они находятся и поныне.

Сегодня выстроилась огромная очередь к храму Христа Спасителя в Москве, куда накануне из Италии доставили мощи святого. Колона людей растянулась от храма Христа Спасителя до Крымского моста.

«В этот раз очередь будет безо всяких льготных проходов, так устроено не только для того, чтобы показать равенство людей перед лицом святыни, но и для того, чтобы люди могли понести определенный подвиг - все-таки стояние очереди, пусть даже в течение часа-двух, это какое-то усилие. Тем более оно помогает духовному воспитанию человека. Ну и вот такое усилие, как и паломничество, точно так же как и длительная молитва перед святыней - это нечто что воспитывает человека. Дело в том, что человек, состоящий из души и тела, должен прославлять бога, как телом, так и душой. А может быть стоит подходить к мощам не в первые, и не в последние дни их пребывания в столице. Может быть, где-то в начале и середине июля народу будет поменьше», - сообщает священнослужитель.

Он же напоминает, что перед посещением мощей, человеку верующему, впрочем, как и любому россиянину, необходимо молиться.

«Возьмем человека, который ранее не посещал святыню, но в этот раз решил попробовать приобщиться. Перед тем как пойти в храм, человеку необходимо молится. Прежде всего, молится, пусть даже своими словами, если человек не знает молитву. А можно приобрести в любом храме акафист святителю Николаю и попробовать его почитать в этой очереди. Может быть, какие-то слова покажутся непонятными, но можно спросить у рядом стоящих, что эти слова означают», - объясняет Чаплин.

По его же мнению, люди должны приходить к святыне не для того, чтобы просто посмотреть на мощи, они должны поклоняться Николаю Чудотворцу, «чтобы он помог не только в житейских делах, но и помог достичь вечного божие царства».

«Мы слишком много молимся о наших житейских нуждах - о здоровье, об успехах, об устройстве каких-то наших дел, но прежде всего надо молиться о том, чтобы святитель помог нам войти в вечное божие царство. Это в жизни главное. А так конечно молиться можно обо всем, но при этом, не забывая, что главное, а что второстепенное», - заключает протоиерей.

Напомним, частицу мощей Николая Чудотворца привезли в Москву специальным рейсом из папской базилики итальянского Бари. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл торжественно встретил святыню в храме Христа Спасителя. С 22 мая по 12 июля мощи будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя. С 13 по 28 июля они будут представлены в Санкт-Петербурге.

Московский штаб по организации поклонения верующих к части мощей в храме Христа Спасителя пояснил, как правильно совершить паломничество к святыне.

Доступ к мощам, впервые прибывающим в Россию из итальянского Бари 21 мая 2017 года, будет открыт в Москве с 22 мая до 12 июля .

22 мая святыня будет доступна с 14.00 до 21.00 , поэтому в городском штабе рекомендуют паломникам «планировать свой визит, начиная с 23 мая », сообщает сайт , посвященный принесению мощей.

Во все дни пребывания мощей в храме Христа Спасителя доступ к ним будет открыт с 8.00 до 21.00 , в связи с чем «встать в очередь для поклонения святыне необходимо до 17.00, чтобы успеть пройти к святыне до закрытия храма».

Что касается маршрута паломничества, то верующим рекомендуется «проехать до станции метро «Парк Культуры» (кольцевая или радиальная) и пройти пешком до Пречистенской набережной (район Крымского моста), где можно будет встать в очередь и оттуда пройти к храму Христа Спасителя».

«В случае если количество желающих поклониться святыне будет очень большим, очередь будет продлена по набережной в сторону Лужников; в таком случае, верующим необходимо будет ехать до станций метро «Фрунзенская» или «Воробьевы горы»,о чем будет дополнительно сообщено в оперативном режиме», - отметили в штабе.

Для верующих, приезжающих из других епархий рекомендовано приезжать в Москву на железнодорожном транспорте.

«Верующим, которые поедут в Москву на автобусах в составе организованных паломнических групп, необходимо заранее проинформировать свое Епархиальное управление, и получить там информацию о месте парковки данного автобуса на территории Москвы», - сказано в сообщении.

Советы паломникам от городского штаба:

- взять с собой запас воды в пластиковой бутылкепластмассовых бутылках по 0,5л.);

- одеваться по погоде (с учетом прогнозов метеослужб);

- находиться в головном уборе;

- при наличии медицинских показаний - взять с собой лекарственные препараты, которые вы регулярно принимаете.

Читайте также:

    Мы посетили Храм вчера 29.07.17. Муж, я и двое детей (8 лет и 5 месяцев). Все организовано очень хорошо, волонтеры большие молодцы. Для семей с маленькими детьми отдельная социальная очередь. Только есть одно большое НО, пускают только одного родителя с двумя детьми. Получилось, наш Папа не смог приложитьсч к мощам, его не пустили, отправляли в общую очередь. Правило непонятное и по-моему несправедливое. Получается, что человек приехал из другого города с детьми и не смог пройти, т.к. в общей очереди с 5-ти месячным ребенком не устоять, а ждать пока он пройдет тоже негде.

    Вчера первый раз в жизни решила посетить место где наша церковь привезла мощи Николая Чудотворца,отстояла очередь 4,5 часа в окружении пожилых и инвалидов которые перенесли этот не легкий путь.Заказала молебен о здравии окрыленная сделанным звоню своей тетушке, а она мне сообщила для меня новость,что частичка мощей Николая Чудотворца находится у них в храме рядом с г. Видное Московская область д. Торычево в Храме Пресвятой Богородицы с 2007 года.Мне стало как-то не по себе,мне жалко тех людей кто переносит многочасовые муки. Наверное у нас что-то не то творится...