Крест костяной с глазком валаамский. Крест-мощевик — уникальная святыня для Валаама. Крест Т-образный “антониевский”

Крест «ВАЛААМСКИЙ»

Артикул КС065

Нательный крест посвящен Спасо-Преображен-скому Ва-ла-ам---скому мужскому мона-стырю и выполнен по благо-словению обители. Он имеет форму, характерную для крестов Русского Севера, где вертикальная балка расширяется от центра вверх и вниз, а горизонталь-ная - прямоугольна. Такая фор-ма, с активной и ярко выраженной вертикалью, символически пока-зы-вает связь земного с небесным. Кроме того, отличаясь большой площадью, она благоприятствует размещению в поле креста ико-нографических изображений, рас-кры-вающих эту связь в конкретном смысле.

Главным смысловым цент-ром креста является икона «Преображение Господне», за-ни--мающая всю его лицевую сторону. В верхней части креста присутствует надпись на церковно-славянском языке:
преwбражeніе гDне. Такой выбор иконографии вместо традиционного Распятия, конечно, определило название Валаамского мона-сты-ря, главный престол которого освящен в честь праздника Преображения Господня. Но не только это. В поле креста проявляет-ся крестообразность композиции иконы «Преображение», и становится ясно, что Преображение возвещает нам о Кресте, но этот «Крест уже источает свет Пасхаль-ного утра». Такая композиция помогает лучше понять глубокую связь двух евангельских событий - Преображения и Распятия.
Преображение Христа на горе Фавор произошло за сорок дней до Его распятия. Цель Преображения состояла в утверждении учеников в вере в Христа как Сына Божия, чтобы она не поколебалась в момент крестных страданий Спасителя. В кондаке праздника говорится: «…да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси во истину Отчие сияние». О страстях Христовых говорят и явившиеся в тот момент пророки Моисей и Илия. «Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9.31). Празднование Преображения установлено 6 (19) августа за сорок дней до праздника Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (14 (27) сентября), который, по сути, соответствует Великой Пятнице. Такое отклонение от реальной евангель-ской хронологии объясняется нежелательностью со-впадения торжественного празд-ника с пе-риодом Великого поста.

Для нас особое значение имеет антро-пологический и сотериологи-ческий смысл двух евангельских событий. По учению Святых Отцов, Распятие и Крест - это путь нашего спасения. Мало находиться рядом с распятым Христом, душевно сопереживая Ему, необходимо со-распинаться с Ним. А Преображение Христа показывает цель нашей жизни - обожение человеческой природы. «Бог - человек бывает, да человека Богом соделает». С той разницей, что че-ловеку это совершается по благодати. Мы знаем, что нательный крест всегда является символом Христа и Его спасительной жертвы, а также - символом нашего крестного пути, независимо от того, присутствует на нем Распятие или нет. (В нашей работе дополнительно выделяет идею Распятия об-раз Голгофского Креста на лицевой стороне оглавия.) «Преображение» же на нательном кресте указывает цель крестного пути. Оно не должно прельщать нас, умаляя Распятие, но и, как когда-то апостолам, должно давать надежду и утешение на трудном крестном пути.

Святой Максим Исповедник учит, что Христос открывается всем по-разному, на-чинающим Он открывается в образе раба, а тем, кто восходит на гору боговидения, Он является «в образе Бога». Также он определяет и три степени духовного восхождения человека на гору Фавор: очищение, просвещение и обожение. И если в католической Церкви вершиной святости являются стигматы, полученные в результате медитаций перед Распятием, то есть душевно-плотское единство со страстями Христа, то православные свя-тые - это «боги по благодати», причастники Божественного света. Возможность такого обожения закреплена в догматическом уче-нии Православной Церкви о Фаворском свете, который «есть свет несозданный, несотворенный, но является излучением Самого Божества, светолучным излия-нием Благодати Пресвятой Троицы, просвещаю-щий мир».

Это учение было основано на древней практике монашеского духовного дела-ния - исихазме (греч. Ησυχια - безмолвие). Наибольшее развитие исихазм получил в XIV в. в монастырях святой горы Афон. Знаменательно, что вершина Афона венчает-ся храмом Преображения, то есть гора Афон духовна и осмысляется как Фавор.

Оборотная сторона креста рас---кры-вает идею Валаамского монас-тыря как места присутствия Божией благодати. Как и в случае с Афоном, Валаам - образ Фавора, и образ Преобра-жения. На оборотной стороне представлены причастники Фаворского Божественного света. В центре креста - Валаамский образ Божией Матери, а на горизонтальной балке - поколенные фигуры святых основателей обители, преподобных Сергия и Германа Валаамских. В верхней части креста изображена небесная сфера, из которой на Богородицу и святых исходят три луча света, как символ нетварного Фаворского света, имеющего Троичную природу. Такое композиционное решение является иллюстрацией традиционной над-писи на свитке преподобного Германа: «Трисолнечный свет православно славим и нераздельной Троице покланяемся», а также слов тропаря к празднику «Преображение Господне», написанных в нижней части креста: «Да возсіsетъ и3 нaмъ грЁшнымъ свётъ тв0й присносyщный мл7твами бцdы. Свэтодaвче, слава тебЁ».

Валаамский образ Божией Матери
был явлен как чудотворный в Спасо-Пре-об-раженском мужском монастыре в 1897 г. С его явлением связывают духовное сви-детельство Богородицы о Ее Покрове Валааму как Северному Афону. Икона была написана в 1877 г. Валаамским монахом Алипием в иконописной традиции Афона конца XIX в.
В настоящее время чудотворный образ находится в Преображенском соборе мо-настыря Новый Валаам в Финляндии. На Валааме же находится чтимый список иконы, созданный монахами в 1900 г. Празд-нование иконе совершается 01 (14) июля.

Сведения о житии преподобных Сергия и Германа очень скудны и противоречивы, так как монастырские летописи погибли во вре-мя многочисленных разруши-тельных войн и нашествий. Устное Предание говорит о начале иночес-кой жизни на Валааме еще при княгине Ольге и что святые основате-ли обители были греческими монахами. Письменные источники конца XIX в. со-общают, что преподобные Сергий и Герман жили в XIV в.

Но что не вызывает сомнения, так это праведность и духовный подвиг святых подвижников, стяжавших благо-дать
Божествен-ного света и просветившего им карельские народы и север Руси, а также молитвенная помощь преподобных и многие чудеса, явленные ими по молитвам верующих. Память святым Сергию и Герма-ну совершается 28 июня (11 июля), 11 (24) сен-тября и в третью Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.
Серебро, позолота, чернение

Размер: 41×20 мм

Вес: ~ 13,4 гр

АЗ) Крест

Крест, вопреки широко распространённому ныне мнению, отнюдь не является христианским символом. Классический четырёхконечный крест есть один из древнейших священных знаков (как и Коловрат, то бишь свастика). Распространено мнение, что Крест, как и Коловрат связан с Солнцем и Солнечными (Светлыми) Богами. Отчасти сие верно, но обо всем по порядку.

История возникновения Креста теряется в глуби тысячелетий, и уж конечно, символ сей много более старше, нежели чем само христианство как учение. Наиболее древние изображения Креста датируются примерно XII тысячелетием до н. э. География распространения этого символа также весьма широка. Кресты и крестообразные знаки обнаруживаются практически у всех народов во всех частях Света – в Индии, Китае, Полинезии, Греции, Египте, а также в Шумере. Посему определить, где именно находится родина сего символа ныне не представляется возможным. Наипаче иных в наше время известен так называемый «кельтский крест» (названный так по территории наибольшего распространения) представляющий собой Крест, вписанный в круг. Примечательно, что известный средь христиан и весьма почитаемый Валаамский крест, что на Ладоге, в точности повторяет своим строением крест кельтский. На территории расселения славян и балтов кресты и крестообразные формы встречаются не менее редко. В частности, на глиняных кувшинах жителей трипольских поселений, что располагались на среднем течении Днепра (по времени – примерно два-три тысячелетия до н.э.). Многочисленные крестообразные амулеты - Обереги также были широко распространены и в дохристианской Руси, и у балтов. Большая часть таковых Оберегов являет собой крест, вписанный в круг, что может означать, по словам ряда исследователей, заклинание окружающего пространства, четырёх сторон Света, либо являть собой символ Всемирья(подробнее см. далее). У балтов Крест был обозначением Солнца, и в этом случае, когда Крест (либо два Креста) делит круг на части, концы оного учёные мужи трактуют как лучи Солнца. Известны у балтских народов и такие разновидности Креста, как: Крест-Оберег от нежити всякой (Lietuvena Krusts ), «Огненный Крест» (Uguns Krusts ) – сходный своим начертанием со Свастикой, «Крест Перконса» (Perkona Krusts ), он же – «Громовой Крест», являющий собой четырехконечный в основе Крест, каждое окончание коего делится ещё на две заострённые части. Таковой же знак на Руси именовался «Перунов Крест». Известен также и финский (косой) крест, в форме буквы Х, коий на Руси, по мнению ряда исследователей, почитался «женским» Крестом. Потому же и в основе Символа Плодородия (Жита, засеянного поля – ромба с точками по четырём углам оного) также явно виден косой, Х-образный Крест (Земля, Земное Начало издревле почиталось Женским, Небесное же – Мужским). Сей же Х-образный Крест служит ещё и оберегом от мора. Наряду со многими другими, доказательством сему является зимний обряд «освящения» скота, творимый в канун Велесова Дня, в заключение коего через скот КРЕСТООБРАЗНО перебрасывается топор...

БОГОВ) Крест и Огнь

Ныне принято считать, что само название Крест происходит от общеиндоевропейского корня cru (русские слова «круг», «кривой»), иже и значит «искривлённый» (либо буквально – «не прямой»). Это, однако, верно лишь отчасти, и бытует другая точка зрения, согласно которой слово Кръст (кръс) означает Огнь. В пользу сего говорит тот факт, что, согласно ряду исследований, слово «крес» восходит также и к санскритскому корню kr , коий имеет значение «бить», «поражать», и связан с твёрдыми камнями, кои способны высекать искры. Сие же и подтверждается таковыми славянскими словами, как «кресать», «кресити» - высекать искры (добывать Огнь), а также просто творить, возобновлять (отсюда сербское «крёсови» и словенское «krёs» - Солнцеворот (Рождение Нового Солнца и нового Годового Круга); отсюда и литовское «ugni kurti» - дословно «создавать огонь»; отсюда и «воскресить» - «оживить» (буквально - возобновить ), здесь же укажем латинское слово «creo» - «создавать», имеющее в основе тот же древний корень kr. Также стоит добавить, что в пользу связи Креста с Огнем говорит и то, что Т-образный крест (tau ) представляет по своему строению ни что иное, как условное изображение приспособления из двух палочек для добывания Огня путём трения. Потому прямая связь слов Крест и Огнь явно наличествует.

Ряд исследователей указывает на то, что слово «краса» также произошло от слова «крес». Это не лишено оснований, так как само слово «краса», «красота» означает «светлый», «яркий», «огненный» и находится опять-таки в родстве со словом Огнь. Ряд здесь таков: kr – «Кръс» («Огнь») – «красный» (в значении «Огненный». «Солнце Красное» (Огненное, жаркое, Небесный Огнь) – «красный» (буквально – «огненный», «полный Жизни») – «красный» (в значении «красивый»).

Добавим, что Огнь издревле средь Предков наших в почтении был. И тот Огнь, что в очаге домашнем горит, тепло да пищу дарит да Зимой согревает, и тот Огнь, коий на обрядах во Славу Богов Родных жрецы возгнетают, и Огнь Крады Погребальной, на крылах жарких-палящих коего Дух умершего в Ирий Светлый возлетает.

На Руси Огнь Земной почитался меньшим братом Огня Небесного (Солнца – Даждьбога) и, соответственно, младшим сыном Сварога (Сварожичем, Огуней, Огником, Огонешком) в Литве и Беларуси Огнь Земной именовался Зн i чем и, по всей вероятности, также почитался отдельным самостоятельным Божеством – до относительно недавнего времени в Литве бытовало поверье о том, что Перкун в особое время странствует по Земле вместе с Богом Подземья (Велесом?) и наблюдает за людьми - сохраняют ли они неугасимым Священный Огнь? Наряду с этим существовало средь наших Предков представление о Подземном Огне (именуемом «Жыж». Ср. укр. «жижа» - Огнь), коий странствует под Земью, испуская из Себя жар и пламя.

При возжигании Огня во дому приговаривают: «Святый Огонешек, дайся нам!» Плевать в Огнь, а также в общем непочтительно относится к нему считается величайшей хулой на Богов Дар.

По особо важным Святодням Кологодным добывается «Живой Огнь» («Царь-Огнь», «Новый Огнь», «Ватра» у сербов, « Bozi Ohen » у чехов) – берётся кусок древа с углублением, в кое вставляется твёрдый сук, обвитый сухими травами и вращается до тех пор, пока не появится пламя.

ЗА СЕМЬЮ РЕКАМИ ЗА СЕМЬЮ КАМНЯМИ

НА КРАЮ ЗЕМЛИ У ВЫСОКОЙ ГОРЫ

ЗЛАТА КУЗНЯ СТОИТ ЖАРКИЙ ЖАР В НЕЙ ГОРИТ

КАК ПРИХОДИЛ ВО ТУ КУЗНЮ БЕЛОЙ КУЗНЕЦ

КАК РАСКАЛЯЛ ДО БЕЛА ОН БУЛАТНЫЙ МЕЧ

КАК УДАРЯЛ ПО НЕМУ ТЯЖКИМ МОЛОТОМ

КАК ВЫСЕКАЛ ОН ДВЕ ЯСНЫЕ ИСКОРКИ

ОДНА ИСКОРКА НА НЕБЕ ДАЖЬБОГОВ СВЕТ

А ДРУГА НА ЗЕМЛЕ СВАРОЖИЧ-ОГОНЬ

НАД ОГНЕМ ТЕМ КУЗНЕЦ ДЕСНИЦУ ПРОСТЕР

ОТ ОГНЯ ТОГО МЫ ВОЗЖЖЕМ СВОЙ КОСТЕР

ПУСТЬ ВОВЕК ГОРИТ НАМ ТЕПЛО ДАРИТ!

ГОЙ! СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

Требы Богам Светлым и Предкам Славным нашим, кои во Сварге ныне сущи, на Огнь приносятся. Да и на Освящение Места Богова, кое всякому обряду С-Правному предшествует, рекут Слова Вещие-Обережные, к Огню обращаясь:

КОЛО-ОБЕРЕГ СОРОК СОРОКОВ

ТРИЖДЫ ПО СОРОК СОРОКА ДОРОГ

ОГНЬ-ПЕРЕКРЕСТ ОБЕРЕГ ОКРЕСТ!

ОГНЬ-ПЕРЕКРЕСТ ОБЕРЕГ ОКРЕСТ!

ГОЙ!

С Огнем связано множество других очистительных Обрядов. Например, по поверьям, в случае подозрения на сглаз, надобно попытаться достать какую-нибудь вещь (лоскут одежды, что-либо из вещей, с которыми человек часто соприкасается) либо клок волос того, кто является предположительным виновником сглаза, а затем сжечь его на Огне. При сём больной вопрошает, как бы обращаясь к Огню:

«Что куришь?»

Особливый сведущий человек ему отвечает от имени Огня:

«Курю уроки, призороки да лихие оговоры!»

Больной:

«Кури гораздо, чтобы вовек не было!»

Из сего же следуя, можно с большой долей вероятности предположить, что слово «огнищанин», то бишь - человек, имеющий огнище, домашний очаг, синонимично слову «КРЕС тьянин». Ибо и там, и там присутствует обозначение владения домашним Огнём («кресом») – вспомним, что и в «Повести Временных Лет» слово «дым» используется в качестве обозначения жилища, дома. Посему смехотворно выглядят попытки иных «истинноверующих», кои пытаются увязать слово «крестьянин» со словом «христианин», от коего оно, якобы, и произошло. Это неверно ещё и потому, что как раз крестьяне-то и были, собственно, крещены «во Христе» много позже других на Руси. Внедрение христианства шло именно с «верхов», с князей и прочей знати. Деревня русская ещё очень долгое, после официального крещения, время была языческой…

Из всего вышеозначенного можно сказать – Крест есть отображение, зримый образ Огня.

Касаемо же Солнца надобно заметить, что Оно мыслится рождённым от Все-Вышнего Огня, и является Огнём Небесным. Огнём Земным же является Огнь домашнего очага, Огнь костра обрядового, иже и есть младший брат Огня Небесного.

ВЕДАЮ) Крест и стороны Света

Если встать лицом к Восходу, то ошую (слева) будет Север (Полночь), Земля Предков, она же – Вельи Луга. Север – отображение Мира Мёртвых.

Одесную будет Юг (полдень) – Чертоги Светлых Богов. И, наконец, позади окажется Запад – там Солнце заходит, там Чертоги неведомые Тёмных Богов, владения Самого Чернобога и Морены. Таковая ориентация по сторонам Света издревле Предками нашими использовалась. Потому до сего времени Чуры Светлым Богам на капищах ставятся таковым образом, чтобы люди были лицами своими к Востоку обращены. Вход на капище же полагается делать с Запада. Потому символически выходит, что человек, к Столпам Боговым приходя, совершает восхождение из Нижнего Мира (с Запада) в Верхний (на Восток). Интересно также заметить, что, восходя на капище Богово, человек проходит меж двух Огней, кои Дух его очистить призваны. И не сие ли действо можно назвать словом «крещение» (либо – «кресенье»)?

Сии четыре стороны Света полностью соответствуют четырём лучам креста. То бишь – Восток – Север – Запад – Юг. Это подтверждается ещё и тем, что Столп Световида, Бога Богов у западных славян, имел именно четыре главы (что полностью соответствует символике Креста), что долженствовало отображать власть Бога над всеми четырьмя сторонами Света, и (условно) четырьмя Мирами соответственно. Также и не менее известный «Збручский идол», коий есть изображение Всебожья Родова, о четырёх гранях. Посему Крест – отображение сторон Света.

ГЛАГОЛЮ) Крест и Кологод

Родноверческий календарь, отображающий Годовое Коло, выполнен в форме круга. И ежели на круге оном отметить четыре важнейшие точки, связанные с положением Солнца - точки Солнцеворотов – Зимнего и Летнего, а также точки двух Равноденствий – Осеннего и Весеннего, а затем провести от оных друг к другу две линии то получится Крест, вписанный в круг. Каждая из четырёх разделённых частей круга сего отображает своё время Года – Осень, Зиму, Весну и Лето. И не эту ли символику повторяют многочисленные древнерусские «четверочастные» обереги?

Здесь же надо сказать о четырёхкресной свастике (Коловрате). Четырёхкресный Коловрат представляет собой тот же самый Крест, но с загнутыми концами, что и символизирует собственно КОЛОВРАЩЕНИЕ , Коловорот Сил. В Годовом Коло вращение - перетекание Зимы в Весну, Лета в Осень и т.д.. Предки наши по Солнцу Трисветлому жизнь правили, посему концы Явьего Коловрата загнуты ПОСОЛОНЬ , то есть по движению Солнца. Коловрат же с лучами, загнутыми ОСОЛОНЬ есть отображение Солнца Нави, осолонь чтятся Тёмные Боги – Чернобог и Морена. Также Навий Коловрат есть символ борьбы, противостояния (кое в философском смысле есть ни что иное, как ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ) чего-либо с чем-либо. Потому (условно) можно сказать, что Коловрат-Посолонь есть символ Белобога, а Коловрат-Осолонь – символ Чернобога.

Несколько слов о восьмикресном Коловрате, коий ныне мыслится символом Солнца, Щита Даждьбогова.

Восьмикресный коловрат может быть образован посредством обозначения на Годовом Круге наиболее значимых Святодней (Праздников).

Оные таковы:

1) Коляда (25.12)

2) Велесов День (11.02)

3) Комоедицы (Масленица) (25.03)

4) Ярило Вешний (23.04)

5) Купала (24.06)

6) Перунов День (20.08)

7) Таусень (24.09)

8) Макошь (28.10)

К сему следует добавить, что и сам Крест многие исследователи рассматривают как символ ГРАНИЦЫ меж Мирами а также, как уже было сказано, символ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ оных. В этом случае вертикальная черта – символизирует мужское, светлое начало, а горизонтальная женское, тёмное начало.

ДОБРО) Крест и Всемирье

Существует ещё одна трактовка сего символа, коий мыслится в этом случае Символом Всемирья, Символом всего Сущего и Не-Сущего. Где: вертикальная черта есть Ост, Ствол Мира, коий есть единовременно и Ствол Мирового Древа, все Миры пронзающего, да Собой единящего, а горизонтальная черта служит отображением поверхности Земли, Нашего Мира…

Существует и ещё одно прочтение Креста, как Символа Всемирья: в этом случае сама окружность вокруг Креста описанная являет собой образ Всемирья, горизонтальная черта - обозначение Времени, где левая часть его символизирует Прошлое, а правая – Будущее. Вертикальная черта - символ Пространства, кое пересекаясь со Временем порождает само Бытие, творящееся во Времени и Пространстве.

Тако ведаю!

Писано Ставром на Родной Земле

В лето 4412 от

Основания Словенска Великого

(лето 2003 А. D )

Родным Богам во Славу!

Добрым людям во пользу!

Крест Валаамский был посвящён Спасо - Преображенскому Валаамскому мужскому монастырю. Он имеет форму, очень характерную для распространённого на Севере России. Вертикальная балка в разные стороны от центра расширяется, а та, что лежит по горизонтали, имеет форму прямоугольника. Композиция с такой сильно очерченной вертикалью, подчёркивает неразрывность Земли и Неба.

Смысловым центром изделия считается иконка «Преображение Господне», которое расположено на его лицевой стороне. Сверху Креста начертаны слова, в переводе с церковно-славянского «Преображение Господне». Подобный вид композиции проводит параллель между двумя важнейшими христианскими событиями.

Само Преображение Иисуса Христа произошло на горе Фавор за сорок дней до дня Его распятия. Это событие было направлено на то, чтобы помочь каждому из учеников Спасителя и ради всего человечества. Празднуют 6 (19) августа.

Как утверждают Отцы Церкви, Распятие и Крест - это пути к нашему спасению. Но для того, чтобы спастись, нужно не просто быть вместе с распятым Иисусом Христом, необходимо искренне сопереживать Ему, попытаться испытать все те муки, которые перенёс Он ради нас. А праздник Преображения Иисуса Христа дарит нам цель в жизни - обожествление человеческой природы. Нам всем хорошо известно, что нательный православный крест есть символ Иисуса Христа и его крестной, а для нас спасительной жертвы и нашего земного пути, вне зависимости от того, будет в нём Распятие или его не будет.

Также, существует и второе значение нательного креста в жизни человека: он дарит нам веру, надежду и утешение на трудном жизненном пути.

Святой Максим Исповедник наставлял, что Иисус Христос открывает себя каждому по-своему. Начинающим христианам он открывает себя в облике раба, а тому, кто уже взошёл на высоту боговидения, Он уже является в облике самого Бога. Он определил трёхступенчатость морального восхождения каждого христианина на Фавор: процесс очищения, просвещения и обожения.

В Православии святой - это бог по благодати, причастник Божеского света. Такое обожение закреплено в догмате учения о Фаворском сиянии, которое не просто излучает свет самого Божества, но ещё и просвещает весь человеческий мир.

Данное учение основывалось на давней практике монахов, а именно духовном делании, которое получило название исихазм (в переводе с греческого языка - молчание, безмолвие). Очень популярно оно стало в четырнадцатом столетии в ряде монастырей на святой горе Афон. Необходимо подчеркнуть, что на вершине этой горы находится храм Преображения, а сама она олицетворяет собой гору Фавор.

Обратная сторона Валаамского креста отмечает, что Валаамский монастырь является местом, где всегда присутствует Божья благодать. Как и гора Афон, Валаам также является олицетворением горы Фавор и образа самого Преображения Господнего. С обратной стороны видно изображение причастников Божьего света. В центральной части креста Валаамский образ Богоматери. В области горизонтальной балки можно видеть фигуры людей, которые основали этот монастырь - Сергий и Герман Валаамский.

Вверху креста изображение небесной сферы, со стороны которой на Божию Матерь нисходят три светлых луча, являющиеся символом света горы Фавор, который имеет Троичную природу. Такая композиция иллюстрирует надпись на свитке Германа Валаамского, в котором гововорится о восхвалении трисолнечного света и поклонении святой Троице. Внизу начертаны слова тропаря, предназначенные к празднику «Преображения Господнего».

Явление Валаамского образа Божьей Матери считают чудотворным. Его явление было в Спасо-Преображенском мужском монастыре в 1897 году. С этим событием связано духовное свидетельство самой Богородицы о Её Покрове Валаамскому монастырю, как Северному Афону.

Сама икона была написана в 1877 году монахом из Валаама по имени Алипий в Афонских иконописных традициях конца девятнадцатого начала двадцатого столетия.

В данное время этот образ пребывает в Преображенском соборе монастыря Новый Валаам в Финляндии. А День её празднования приходится на первое (четырнадцатое) июля.

До настоящего времени сохранилось очень мало сведений о жизни Преподобных Сергия и Германа, к тому же они очень различны. Все летописи монастыря, к сожалению, погибли из-за постоянных войн и набегов иноземных армий. По преданию считается, что ещё во время правления княгини Ольги иноческая жизнь на Валааме уже существовала и что основателями монастыря были греческие монахи Сергий и Герман.

Письменный источник сообщает о том, что Сергий и Герман жили в четырнадцатом столетии.

Единственное, что не подлежит сомнениям, так это праведная и духовная жизнь этих монахов, которых все считают святыми подвижниками, стяжавшими благодать и очень много сделавших для людей через молитву, совершали множество чудес по молитвам верующих.

Днями памяти Святых Сергия и Германа считают 28 июня (11 июля), 11 (24) сентября и третья Неделя пятидесятницы одновременно с собором всех Новгородских святых.

22 апреля 2004 года в церкви преподобных Сергия и Германа - Московском подворье Валаамского монастыря состоялась торжественная передача уникального креста-мощевика северной обители. Удивительна история самого креста, так же, как и удивительна история обретения Валаамской обителью этой бесценной святыни.

Скромный и строгий крест с вложенной в него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона - родовая святыня бояр Нащокиных.

По семейному преданию, крест сопутствует знатному роду с XIV века. Именно тогда в Россию прибыл из Италии на службу к Тверскому князю Александру Михайловичу Дукса Великий, в крещении Димитрий. Его сын, тверской боярин, раненый в щеку татарским послом, получил прозвище "Нащока" и стал родоночальником славного рода Нащокиных. Представители этого рода сыграли большую роль в становлении государства Российского: они были дипломатами и воинами, строителями и монахами, благотворителями и покровителями муз.

Ученые - искусствоведы, реставраторы, - долго спорившие о датировке креста, сегодня почти уверены, что он происходит из Новгородских земель первой половины XIV века. По форме крест восходит к ранним византийским образцам, к реликвариям Истинного Древа Креста Господня. На рубеже XV-XVI столетий святыня была обложена серебряной сканью тоже новгородскими мастерами с участием московских умельцев.

Вполне возможно, что родина святыни - вольный северный город. Кто знает, может быть, и здесь проявилось знамение Промысла Божия… Ведь с XII века Карелия входила в Новгородское княжество, и Валаам находился в попечении новгородских владык.

Много бурь пронеслось над Северным Афоном за это время, много святынь утратила обитель в лихолетиях, внешних смутах, пожарах и разрушениях. И сейчас, когда восстанавливаются жестоко порушенные, поруганные и разграбленные уже в ХХ веке храмы Валаамского монастыря, когда великими трудами воссоздается былое благолепие, неудивительно, что архимандрит Панкратий, игумен Святой обители, со вниманием отнесся к рассказу насельника монастыря о том, что в одной из частных коллекций Москвы находится редчайший крест-мощевик.

Таких крестов сохранилось всего несколько. Исследователи впервые увидели эту реликвию в 1994 году, но вскоре после экспертизы она вдруг исчезла из их поля зрения. Встревоженные ученые даже предположили, что святыня с такой на редкость большой частицей мощей святого целителя могла быть украдена. И вот, наконец, стечением многих дивных обстоятельств этот ныне уже Валаамский крест буквально за считанные дни вышел из многовекового затворничества.

Размер этого дубового креста - 29 на 10 см, с обеих сторон он украшен серебряным позолоченным окладом. Известный ставрограф (специалист по крестам), кандидат искусствоведения, заведующая отделом прикладного искусства Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Светлана Гнутова подчеркивает: "Святыня никогда не передавалась в храмы или монастыри. Она делалась для семьи и оставалась семейной святыней. Крупная частица мощей великомученика Пантелеимона (одна из нескольких больших частиц в России, судя по всему, фаланга его пальца) не скрыта, как это принято, кусочком слюды, хрусталя, стекла или металлической пластинкой. Она открыта и крепится ко кресту лишь специальной восковой мастикой".

Узоры серебряной скани, покрывающие оборотную сторону креста (русские мастера старались не для зрителя: они украшали саму святыню), почти не повреждены за семь веков. Судя по всему, крест хранился в специальном ящичке с крышкой. И лишь в тяжелом ХХ веке была утрачен ларец, а с ним и величайшие святыни, которые нес на себе, кроме частицы мощей целителя Пантелеимона, древний крест.

Специалисты (искусствоведы, реставраторы) по характерным деталям делают почти однозначный вывод: в центральном перекрестии реликвии, по-видимому, находилась часть Истинного Древа Животворящего Креста Господня (также крепившаяся воскомастикой). В верхнем и нижнем перекрестиях крепились в специальных металлических гнездах слабо окрашенные аметисты с подложенной под них тканью (сохранился лишь один такой камень). Доктор искусствоведения Анна Рындина считает, что ткань, подложенная под камень и сохранившая остатки пурпурного цвета, вполне могла быть пропитана кровью великомученика Пантелеимона или, более того, кровью Спасителя. Таких примеров исследователям реликвий известно немало.

Экспертиза креста, проведенная в 1994 году, была далеко не полной. Для более полной датировки возраста креста и уточнения характера святынь нужен, в частности, радиоуглеродный анализ.

Много поразительного в этом явлении креста миру. Святыня, которая до той поры не была общедоступной, теперь пришла к людям. Ученые, которые в середине девяностых годов прошлого века не успели провести полной научной атрибуции этой уникальной драгоценности, теперь могут начать ее исследование (выходящая в июне в издательстве Свято-Данилова монастыря книга ставрографа Светланы Гнутовой о чудотворных крестах нашей страны "Крест в России" получает достойное завершение с обретением такой святыни). Друг Валаама, благотворитель Илья Сергеевич ("многая лета" которому, по-видимому, еще не раз пожелают не только Валаамские монахи) получил возможность таким образом отблагодарить великомученика Пантелеимона за помощь после молитв на Афоне пред честной главой целителя.

Валаам никогда не сбрасывал с плеч тяжелый крест - по молитвам преподобных Сергия и Германа и заступничеству Богородицы, особо ярко проявленному в даровании обители Ее чудотворного Валаамского образа. Символично, что одновременно с крестом-реликварием обитель получила в дар еще от одного друга Северного Афона Сергея Юрьевича точную копию Валаамской иконы Божией Матери, находящейся ныне в Финляндии.

Господь послал северной обители бесценную святыню-крест, а Божия Матерь снова простерла над Валаамом Свой спасительный омофор.

В течение месяца крест-мощевик находился на Московском подворье Валаамского монастыря (ул. 2-я Тверская-Ямская, 52). Два раза в день - после Литургии и вечернего богослужения - перед ним служился молебен. И с каждым днем становилось все более понятно, что обитель получила в дар святыню величайшей благодатной силы. Приходящие к нему люди получали ослабление, а то и исцеление недугов душевных и телесных. А в измученных и больных душах возрастала вера и благодарность великомученику Пантелеимону и Кресту Господню.

27 мая 2004 года крест более чем на месяц доставляют в Санкт – Петербург, в церковь Казанской иконы Божей Матери - Санкт-Петербургское подворье Валаамского монастыря (Нарвский пр., 1/29). и, так же как и в Москве, на протяжении всего дня он будет доступен для паломничества и поклонения верующих. У креста ежедневно будут совершаться молебны св. Пантелиимону Целителю и Животворящему Кресту Господню об излечении от болезней и различных недуг.

9 июля, к празднику преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, на юбилейном рейсе в честь 15-й годовщины возрождения Валаамского монастыря, уникальный крест с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона будет доставлен в обитель.

Пресс-служба Валаамского монастыря 28.05.2004г.

Нательный крест посвящен Спасо-Преображенскому Валаамскому мужскому монастырю и выполнен по благословению обители. Он имеет форму, характерную для крестов Русского Севера, где вертикальная балка расширяется от центра вверх и вниз, а горизонтальная - прямоугольна. Такая форма, с активной и ярко выраженной вертикалью, символически показывает связь земного с небесным. Кроме того, отличаясь большой площадью, она благоприятствует размещению в поле креста иконографических изображений, раскрывающих эту связь в конкретном смысле.

Главным смысловым центром креста является икона «Преображение Господне», занимающая всю его лицевую сторону. В верхней части креста присутствует надпись на церковно-славянском языке: преwбражeніе гDне. Такой выбор иконографии вместо традиционного Распятия, конечно, определило название Валаамского монастыря, главный престол которого освящен в честь праздника Преображения Господня. Но не только это. В поле креста проявляется крестообразность композиции иконы «Преображение», и становится ясно, что Преображение возвещает нам о Кресте, но этот «Крест уже источает свет Пасхального утра». Такая композиция помогает лучше понять глубокую связь двух евангельских событий - Преображения и Распятия.

Преображение Христа на горе Фавор произошло за сорок дней до Его распятия. Цель Преображения состояла в утверждении учеников в вере в Христа как Сына Божия, чтобы она не поколебалась в момент крестных страданий Спасителя. В кондаке праздника говорится: «…да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси во истину Отчие сияние». О страстях Христовых говорят и явившиеся в тот момент пророки Моисей и Илия. «Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9.31). Празднование Преображения установлено 6 (19) августа за сорок дней до праздника Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (14 (27) сентября), который, по сути, соответствует Великой Пятнице. Такое отклонение от реальной евангельской хронологии объясняется нежелательностью совпадения торжественного праздника с периодом Великого поста.

Для нас особое значение имеет антропологический и сотериологический смысл двух евангельских событий. По учению Святых Отцов, Распятие и Крест - это путь нашего спасения. Мало находиться рядом с распятым Христом, душевно сопереживая Ему, необходимо со-распинаться с Ним. А Преображение Христа показывает цель нашей жизни - обожение человеческой природы. «Бог - человек бывает, да человека Богом соделает». С той разницей, что человеку это совершается по благодати. Мы знаем, что нательный крест всегда является символом Христа и Его спасительной жертвы, а также - символом нашего крестного пути, независимо от того, присутствует на нем Распятие или нет. (В нашей работе дополнительно выделяет идею Распятия образ Голгофского Креста на лицевой стороне оглавия.) «Преображение» же на нательном кресте указывает цель крестного пути. Оно не должно прельщать нас, умаляя Распятие, но и, как когда-то апостолам, должно давать надежду и утешение на трудном крестном пути.

Святой Максим Исповедник учит, что Христос открывается всем по-разному, начинающим Он открывается в образе раба, а тем, кто восходит на гору боговидения, Он является «в образе Бога». Также он определяет и три степени духовного восхождения человека на гору Фавор: очищение, просвещение и обожение. И если в католической Церкви вершиной святости являются стигматы, полученные в результате медитаций перед Распятием, то есть душевно-плотское единство со страстями Христа, то православные святые - это «боги по благодати», причастники Божественного света. Возможность такого обожения закреплена в догматическом учении Православной Церкви о Фаворском свете, который «есть свет несозданный, несотворенный, но является излучением Самого Божества, светолучным излиянием Благодати Пресвятой Троицы, просвещающий мир».

Это учение было основано на древней практике монашеского духовного делания - исихазме (греч. Ησυχια - безмолвие). Наибольшее развитие исихазм получил в XIV в. в монастырях святой горы Афон. Знаменательно, что вершина Афона венчается храмом Преображения, то есть гора Афон духовна и осмысляется как Фавор.

Оборотная сторона креста раскрывает идею Валаамского монастыря как места присутствия Божией благодати. Как и в случае с Афоном, Валаам - образ Фавора, и образ Преображения. На оборотной стороне представлены причастники Фаворского Божественного света. В центре креста - Валаамский образ Божией Матери, а на горизонтальной балке - поколенные фигуры святых основателей обители, преподобных Сергия и Германа Валаамских. В верхней части креста изображена небесная сфера, из которой на Богородицу и святых исходят три луча света, как символ нетварного Фаворского света, имеющего Троичную природу. Такое композиционное решение является иллюстрацией традиционной надписи на свитке преподобного Германа: «Трисолнечный свет православно славим и нераздельной Троице покланяемся», а также слов тропаря к празднику «Преображение Господне», написанных в нижней части креста: «Да возсіsетъ и3 нaмъ грЁшнымъ свётъ тв0й присносyщный мл7твами бцdы. Свэтодaвче, слава тебЁ».

Валаамский образ Божией Матери был явлен как чудотворный в Спасо-Преображенском мужском монастыре в 1897 г. С его явлением связывают духовное свидетельство Богородицы о Ее Покрове Валааму как Северному Афону. Икона была написана в 1877 г. Валаамским монахом Алипием в иконописной традиции Афона конца XIX в.

В настоящее время чудотворный образ находится в Преображенском соборе монастыря Новый Валаам в Финляндии. На Валааме же находится чтимый список иконы, созданный монахами в 1900 г. Празднование иконе совершается 01 (14) июля.

Сведения о житии преподобных Сергия и Германа очень скудны и противоречивы, так как монастырские летописи погибли во время многочисленных разрушительных войн и нашествий. Устное Предание говорит о начале иноческой жизни на Валааме еще при княгине Ольге и что святые основатели обители были греческими монахами. Письменные источники конца XIX в. сообщают, что преподобные Сергий и Герман жили в XIV в.

Но что не вызывает сомнения, так это праведность и духовный подвиг святых подвижников, стяжавших благодать Божественного света и просветившего им карельские народы и север Руси, а также молитвенная помощь преподобных и многие чудеса, явленные ими по молитвам верующих. Память святым Сергию и Герману совершается 28 июня (11 июля), 11 (24) сентября и в третью Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых