На каком языке говорили фараоны. Древнеегипетский язык. Коптская письменность в христианском Египте
Разговорный и литературный язык египтян менялся на протяжении почти 4-тысячелетней истории народа и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства-язык древнеегипетский; среднеегипетский - классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания; новоегипетский язык (XVI-VIII вв. до н. э); демотический язык (VIII в. до н. э.- V в. н. э.); коптский язык (Ш-VII вв. н. э.). Несмотря на наличие преемственности между этими языками, каждый из них был особым языком с отличной друг от друга грамматической и лексической структурой. Соотношение между ними было приблизительно таким, например, как между древнеславянским, древнерусским и русским языками. Во всяком случае египтянин Нового царства с трудом мог понимать речь своего предка, живущего во времена Среднего царства, не говоря о более древних эпохах. Египетский язык был разговорным живым языком коренного населения долины Нила и за ее пределы практически не выходил даже при создании великой Египетской империи в эпоху Нового царства. Египетский язык стал мертвым (т. е. на нем не разговаривали) уже в Ш в. н. э., когда на смену ему пришел коптский язык. С VII в. н. э. коптский стал вытесняться языком завоевателей - арабов и постепенно стал забываться. В настоящее время в Арабской Республике Египет проживают около 4,5 млн. коптов (египтян-христиан), которые говорят на арабском языке, но богослужение проводят на коптском, последнем реликте древнеегипетского языка.
Письменность Египта
Для фиксации различных явлений многообразной жизни и хозяйственной деятельности древние создали своеобразную и сложную систему письменности, которая могла передавать разные оттенки мысли и сложные движения человеческой души. Письменность Египта зародилась в конце IV тысячелетия до н. э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).
С течением времени по мере усложнения управления, необходимости более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки стали упрощаться. Отдельные рисунки стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома, быка и т. д., а звуковые сочетания, слоги,- с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.
Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность - иероглифики . К середине II тысячелетия до н. э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700, а в греко-римскую эпоху - несколько тысяч. Благодаря органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, и детерминативов-рисунков, как бы окончательно проясняющих понятие в целом, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа.
Материалом для написания иероглифов служили: камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи и т. п.), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т. д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус . Папирусная «бумага» изготовлялась из специально приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в заводях Нила. Отдельные листы папируса склеивались в свитки, длина которых обычно достигала нескольких метров, но нам известны свитки в 20 м и даже в 45 м длиной (так называемый Большой папирус Харрис). Писцы писали обычно кисточкой, изготовляемой из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал. Смоченную в воде кисть обмакивали в углубление с красной или черной краской (чернила).
Если текст наносили на твердый материал, писец тщательно выводил каждый иероглиф, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические знаки деформировались и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с оригиналом-образцом. Так получился своего рода курсив иероглифического письма, который называется иератическим письмом или иератикой. Отношение иероглифики и иератики можно сравнить с разницей печатного шрифта и рукописного письма.
С VIII Б. до н. э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности. Этот тип письма получил название демотики, демотического (т. е. народного) письма.
Постепенное совершенствование письменности привело к выделению 21 простого знака, изображающего отдельные согласные звуки. По существу, это были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в южном царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную иероглифическую систему. Алфавитные знаки употреблялись в этой системе как ее органическая часть.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК, язык, на котором говорили древние египтяне, населявшие долину Нила к северу от первого из нильских порогов. Образует одну из ветвей афразийских языков, носящую название египетской. Имеет ряд схождений в фонетике и морфологии с семитской ветвью афразийской семьи, в связи с чем в свое время некоторые авторы относили его к семитским; другая достаточно популярная в свое время точка зрения заключалась в признании его промежуточным звеном между семитской, берберо-ливийской и кушитской ветвями; обе эти трактовки в настоящее время отвергнуты.
Древнейшие из известных нам документов на древнеегипетском языке относятся ко времени правления I династии и датируются концом 4 – началом 3 тыс. до н.э. Почти все каменные памятники этого периода покрыты иероглифическими словесно-слоговыми письменами, в которых сохранились черты пиктографического письма. В деловой документации со времен глубокой древности использовалась особого рода иероглифическая скоропись; после периода правления V династии (около 2500 до н.э.), к которому относятся древнейшие записи на папирусе, эта скоропись стала называться иератическим письмом. После 7 в. до н.э. на основе иератического письма сформировалась сверхскорописная форма – демотическое письмо, остававшееся в употреблении вплоть до конца 5 в. н.э. Монументальная (рисуночная) форма египетского письма после появления иератики использовалась редко.
В истории древнеегипетского языка принято выделять несколько периодов. Древнейший, называемый староегипетским языком, датируется 32–22 вв. до н.э.; он представлен в записанных в соответствии с их фонетическим звучанием гимнах и заклинаниях, найденных в пирамидах; в течение веков эти тексты передавались изустно. Следующий период истории древнеегипетского языка – среднеегипетский язык, который оставался литературным языком Египта с 22 по 14 в. до н.э.; для некоторых целей он продолжал употребляться и во времена римского правления. После примерно 1350 до н.э. среднеегипетский уступает место позднеегипетскому (или новоегипетскому) языку как в литературных текстах, так и в официальных документах. Позднеегипетский оставался в употреблении до тех пор, пока его приблизительно в 7 в. до н.э. не сменил демотический египетской – язык демотических текстов. Примерно во 2 в. н.э. для записи древнеегипетских текстов стал применяться греческий алфавит, и начиная с этого времени древнеегипетский язык стал называться коптским . Последняя известная запись иератическим письмом датируется 3 в. н.э.; демотическим – 5 в. н.э.; с этого момента древнеегипетский язык принято считать мертвым.
В период Средневековья древнеегипетские иероглифы были забыты, но с развитием науки стали предприниматься многочисленные усилия по их дешифровке. Все эти попытки, основывавшиеся главным образом на трактате Гораполло (ок. 5 в. н.э.), не имели успеха. В 1799 был обнаружен
Египетский язык
Египетский язык
ЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК - настолько своеобразен, что его до сих пор не удается включить ни в одну из языковых групп. По своему внутреннему строению он родственен как семитским (см.), так и восточно-африканским яз. (бишари, сахо, галла и сомали) и северо-африканским берберским яз. Очень возможно, что Е. яз., подобно древнеегипетскому народу, явился результатом скрещения семитско-азиатских и африканских элементов. О родстве Е. яз. с хамитскими яз. говорит ряд общих форм, как напр. некоторые формы указательных местоимений и каузативная форма глагола с префиксальным «с». Однако этот вопрос до сих пор еще недостаточно разработан в науке. Гораздо глубже исследован вопрос о связи Е. яз. с группой семитских яз., о чем свидетельствует большое количество общих лексических элементов и закон так наз. «трехбуквенного строения корней», в к-рых носителями реального значения глагола являются согласные.
Е. яз., история развития к-рого насчитывает несколько тысячелетий, может быть разделен на несколько последовательных периодов:
1. Е. яз., на котором написаны памятники письменности, относящиеся ко времени Древнего царства (3400-2000 до христ. эры). Яз. этой эпохи сохраняет большое количество архаизмов, напр. древних местоименных форм.
2. Среднеегипетский яз. эпохи Среднего царства (2000-1580 до христ. эры):
а. яз. памятников изящной словесности, получивший в науке название «классического» яз. и сохранившийся в большинстве текстов позднейших эпох;
б. народный яз., нашедший свое отражение в деловых документах и народных сказках.
3.
Новоегипетский яз. эпохи Нового царства, сильно отличающийся от классического яз. и уже приближающийся к коптскому яз. (1580-710 до христ. эры).
4. Позднеегипетский яз. (710-470 до христ. эры):
а. Саисской эпохи (искусственное возвращение к языку Древнего царства).
б. греко-римского времени (искусственное возвращение к языку Древнего царства).
5. Демотический яз., относящийся к той же эпохе, что и позднеегипетский яз. На этом яз. при помощи особого сокращенного «демотического» письма написано большое количество самых разнообразных текстов.
6. Коптский яз., к-рым пользовались копты, т. е. египтяне, принявшие христианство. Коптское письмо основывается на греческом алфавите, увеличенном семью новыми знаками, заимствованными из древнеегипетской письменности. Коптский яз. является последней, наиболее изменившейся формой Е. яз., испытавшей известное влияние греческого яз. Это обстоятельство объясняется тем, что Египет, войдя после завоевания Александра в круг эллинской колониальной экспансии и подпав на несколько веков под власть македонской династии Птоломеев (332-30 до христ. эры), испытал на себе сильное влияние греческой культуры. В качестве живого яз. коптский яз. существовал с III по XVI вв. христ. эры. В качестве же яз. религиозных и богослужебных текстов коптский яз. существует в Египте и в настоящее время.
Основной чертой Е. яз. является его конкретность, образность, - черта, к-рая с одинаковой силой отразилась как в Е. яз., так и в египетской гиероглифике и в египетском искусстве. В Е. яз. встречается чрезвычайно мало отвлеченных понятий, к-рые в большинстве случаев заменяются образными словами, обозначающими предметы видимого мира и действия, с ними связанные. Так напр. вместо «щедрость» древние египтяне говорили «протягивание руки», вместо «ум» - «острота лица», «зрения», а вместо «энергичный» - «выходящий из сердца». Далее следует отметить точность и ясность древнеегипетского синтаксиса, обусловливаемые неизменным порядком слов в предложении. На первом месте почти всегда стоит глагол, за ним следуют - подлежащее, дополнение и т. д. Наконец следует указать и на то, что Е. яз. обладал очень богатым словарем.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ
восходит своими корнями к очень глубокой древности, выросла на туземной (египетской) культурной почве и существовала в течение ряда тысячелетий. Так. обр. древнеегипетская письменность дает нам возможность прекрасно изучить не только вопрос о происхождении письма, но также и вопрос о развитии письма на протяжении тысячелетий. Древнеегипетская гиероглифическая письменность была построена на двух основных принципах: на принципе идеографического (образного) письма и на принципе фонетического (звукового) письма. Звуковые гиероглифы можно разделить на две больших группы: в первую входят алфавитные гиероглифы, число которых менялось в разные эпохи (от 26 до 31), во вторую - слоговые знаки, которых известно свыше ста. Идеографические знаки, или определители (детерминативы), служили для определения того рода предметов, к которому относился предмет, обозначенный данным фонетически написанным словом. Так напр. название каждого дерева сопровождалось определителем, картинным гиероглифом, обозначающим слово «дерево». Так. обр. египетская письменность является комбинированной письменностью, где каждое слово изображается алфавитными, слоговыми и образными знаками. Древнеегипетская письменность не знала строгой орфографии: правописание каждого слова изменяется в каждом данном случае и в сильной степени зависит от эпохи. Единственным правилом египетского правописания было правило симметричного расположения, требовавшее правильного размещения прямоугольниками или квадратами египетских гиероглифов. Писали древние египтяне либо горизонтальными строками, к-рые в большинстве случаев читались справа налево, либо вертикальными столбцами, к-рые всегда читались сверху вниз.
Уже в эпоху Древнего царства в Египте появилось сокращенное курсивное письмо, к-рое греками было названо «гиератическим» письмом (жреческим). Гиератика служила в эпоху Древнего и Среднего царств исключительно для светского употребления (лит-ые произведения и деловые документы), а в эпоху Нового царства - также и для написания религиозных текстов.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ АЛФАВИТ
Наконец наиболее сокращенный вид египетского гиератического письма получил у греков название «демотического» (народного) письма. Этот вид письма появился в эпоху эфиопской династии (712-663 до христ. эры), но особенно сильного развития достиг в птоломеевскую и римскую эпохи, постепенно превратившись в наиболее употребительную систему письма, гл. обр. служившую для написания деловых документов.Библиография:
Erman A., Die Hieroglyphen, Berlin, 1912; Gunther Roeder, Aegyptisch. Clavis Linguarum Semiticarum, Munchen, 1913; Sottas H. et Drioton E., Introduction a l’etude des hieroglyphes, P., 1922; Battiscomb Gunn, Studies in Egyptian Syntax, P., 1923; Erman A. und Grapow H., Worterbuch der Aegyptischen Sprache im Auftrage der Deutschen Academien, Lpz., 1925-1930 (вышло семь выпусков); Gardiner A. H., Egyptian Grammar, Oxford, 1927; Erman Ad., Aegyptische Grammatik, IV Aufl., Porta Linguarum Orientalium, Berlin, 1928.
Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .
Наиболее широко распространенный язык в Египте Египетский Арабский (Масри), это часть арабской языковой ветви семейства афро-азиатских языков. Арабский язык принесли в Египет во время мусульманского завоевания седьмого века, его развитие было в основном зависит от коренного копто-египетского языка доисламского Египта, а затем и других языков, таких как турецкий. Арабский язык национальный язык Египта, на котором говорят более 76 миллионов человек. Он также является одним из самых широко распространенных и изученных языков. Коптский язык, прямой потомком древнего египетского языка, который был когда-то написанной в египетских иероглифических, иератических и простонародных письменах, используется Коптской православной церковью. Коптский алфавит представляет собой модифицированную форму греческого алфавита, с некоторыми буквами, вытекающих из простонародных. Официальный язык Египта стандартный арабский и используется в большинстве печатных СМИ. Английский и французский, также широко распространен и используется в деловых кругах.
Как вас зовут? | Эсмак/эсмик э? | ما اسمك ؟ |
Меня зовут … | Эсми … | اسمي … |
Я из России. | Ана мэн Росия. | أنا من روسيا. |
Что вы хотите? | Айз/айза э? | ماذا تريد ؟ |
Я хочу сок | Айз/айза асыр. | أريد عصير |
Я хочу есть | Айз/айза акль. | أريد أن آكل |
Я хочу спать | Айз/айза энэм. | أريد أن أنام |
Я не хочу… | Миш айз/айза… | أنا لا أريد … |
Добро пожаловать! | Ахлан васайлан! | نرحب مرة أخرى! |
Здравствуйте! | Салям алейкум! | مرحبا ! |
Доброе утро! | Сабак эльхер! | صباح الخير ! |
Добрый вечер! | Маса эльхер! | مساء الخير ! |
До свидания! | Мае саляма! | وداعا ! |
Спасибо.-Пожалуйста. | Шукран.-Афуан. | شكرا. الرجاء . |
Пожалуйста,… | Мин фадлак/фадлик. Ляо санахт. | من فضلك … |
Да. | Аюа. | نعم. |
Нет. | Ля-а. | لا. |
Нет. | Мафиш. | لا. |
Можно | Мумкин | يمكن للمرء |
Нельзя | Миш мумкин | ممنوع |
Хорошо | Кваэс/кваэса. Хэлуа. | جيد |
Нет проблем! | Мафиш нишэкль! | لا مشكلة! |
Не проблема! | Миш мушкела! | لا مشكلة ! |
Я устал/устала. | Ана табэн/табэна. | أنا متعب / استنفدت. |
Как дела? — Как дела? | Зайе ссаха? — Зайе ссаха? | كيف حالك ؟ — كيف حالك ؟ |
Что это? | Эда? | ما هذا ؟ |
Кто это? | Мэ хэза? | من هو هذا ؟ |
Почему? | Ле? | لماذا؟ |
Где? | Фин? | أين؟ |
Как? | Эззей? | كيف؟ |
Куда идешь? | Райха фин? | إلى أين أنت ذاهب ؟ |
Сколько стоит? | Бекем? | كم؟ |
У вас есть вода? | Андак майя? | هل لديك الماء؟ |
У вас есть ручка? | Андак алям? | هل لديك قلم ؟ |
У меня есть вода. | Ана анди майя. | لدي الماء. |
Я не говорю по-арабски. | Ана мэбат каллимш араби. | أنا لا أتكلم العربية. |
Я говорю по-арабски | Ана бэт каллим араби | وأنا أتكلم العربية |
чуть-чуть | швайя-швайя | قليلا |
Я (не) понимаю. | Ана (миш) фэхэм/фэхма. | أنا (لا) فهم. |
Все нормально? | Кулю тамэм? | هل أنت بخير ؟ |
Все нормально. | Кулю тамэм. | كل شيء على ما يرام . |
Я люблю тебя. | Ана бэкэбэк энта/энти. | أنا أحبك. |
Я тоже. | Ана комэн. | ولا أنا. |
Шофер, пожалуйста, | Яраис, мин фадпак, | السائق، يرجى |
остановите тут. | стана хэна | تتوقف هنا . |
Правда? — Правда. | Валлахи. | حقا ؟ — صحيح . |
Мама | Омми,мама, ом | أمي |
Папа | Абби, баба, аб | أب |
Дочь | Бэнти | ابنة |
Сын | Эбми | ابن |
Девочка, девушка | Бэнт | فتاة ، فتاة |
Мальчик | Валет | صبي |
Мужчина | Рогель | رجل |
Женщина | Сэт | امرأة |
Сигарета | Сигара | سيجارة |
Сигара | Сигар | سيجار |
Сок | Асыр | عصير |
Томатный сок | Асыр ута, асыр томата | عصير طماطم. |
Сумка | Шанта | حقيبة |
Полотенце | Фота | منشفة |
Магазин | Мэхзин | متجر |
Рыба | Самак | سمك |
Золото | Дэхаб | الذهب |
Цепочка | Сэльсэйя | سلسلة |
Вода | Майя | ماء |
Перерыв | Раха | استراحة |
Дом | Мэнзэль бейт | منزل |
Квартира | Ша-а | شقة |
Комната | Ода | غرفة |
Аптека | Сайдалэйя | صيدلية |
Деревня | Корэя | قرية |
Дорого | Гали | غاليا |
Чуть-чуть, немного | Швайя-швайя | قليلا |
Так себе | Нос-со-нос | مش بطال |
Полностью, все, целиком… | Мэя-мэя | تماما، كل تماما … |
Много, слишком | Ктир | الكثير أيضا |
Достаточно, хватит | Халас | كفى |
Никогда | Халас | أبدا |
0"К! | Ссах! | 0"K ! |
(не) знаю | (Миш) эриф/арфа | (لا) أعرف |
Пьяница | Сакран (а) | سكير |
Клубника | Фараола | فراولة |
Персик | Хох | خوخ |
Банан | Моз | موز |
Абрикос | Мишмиш | مشمش |
Слива | Баркук | برقوق |
Дыня | Канталоп | شمام |
Арбуз | Батых | بطيخ |
Кальян | Шиша | الشيشة |
Я | ана | أنا |
Ты | энта/энти | أنت |
Он | хоуа | هو |
Она | хэйя | هو |
Мы | эхна | نحن |
Вы | актом | أنت |
Они | хомма | هم |
Числа | ||
Один | вахид | واحد |
Два | этнин | اثنان |
Три | тэлета | ثلاثة |
Четыре | арба | أربعة |
Пять | хамса | خمسة |
Шесть | сэтта | ستة |
Семь | саба | سبعة |
Восемь | тамания | ثمانية |
Девять | тэса | تسعة |
Десять | ашара | عشرة |
На египетском выходят большинство кинофильмов, часть газет и журналов. Можно сказать, что все СМИ развлекательного характера работают в Египте на египетском диалекте.
Верхне-египетский диалект , он же «саеиди». На этом диалекте говорят в Верхнем Египте (в южной части страны, вдоль Нила) около 19 миллионов человек.
Эти два диалекта за столетия сильно отдалились друг от друга. Их носители не всегда понимают друг друга. Обычно понимают фразы только в общих чертах. Разные здесь не только слова, но и некоторые звуки и грамматика.
Насколько египтяне и другие арабы понимают друг друга?
Понимают только в общем. У разных диалектов арабского немного отличается грамматика и состав слов. Для этого и существует MSA - чтобы арабские нации имели общий язык и понимали друг друга.
Хорошо ли египтяне знают английский?
Хорошо. Напомним, что до 1952 года Египет был под контролем Великобритании. Ещё с тех времён одним из признаков образованного египтянина стало свободное владение английским. Сейчас английский в обязательном порядке учат в школе.
Много английских слов уже вошли в египетский арабский диалект. Все надписи на дорожных знаках сейчас выполнены на арабском и английском. Некоторые СМИ работают сразу на двух языках. Основные надписи на банкнотах дублированы на английском.
В Египте есть три университета, в которых преподавание ведётся только на английском: Британский университет Египта, Американский университет Египта, Университет будущего Египта.
Хорошо ли египтяне знают русский?
Если египтянин работает отельным или экскурсионным гидом с русскими туристами, то естественно знает неплохо.
Торговцы, официанты, таксисты в курортных зонах знают более-менее - запас 200-300 слов и выражений. Этого вполне хватает, чтобы объясниться с туристами о всех насущных делах. Однако если дело складывается не в пользу египтянина, то он обычно очень быстро забывает все иностранные языки. Такова специфика поведения египтян в курортных зонах, впрочем, не только египтян.
За пределами курортных зон не надейтесь встретить кого-либо говорящего по-русски.
На момент публикации этой статьи чартерные рейсы в и всё ещё закрыты. Однако египтяне на курортах не забывают русский язык. Российские туристы здесь всё-таки появляются - прилетают регулярными рейсами в Каир. Да и большинство украинцев и белорусов разговаривают с египтянами по-русски.
Удобно ли пользоваться переводчиками на смартфонах?
Пользоваться можно, но толка от этого мало. Ни один переводчик не умеет переводить прямо между русским и египетским арабским. Обычно это делается по схеме «русский английский арабский», и получается часто полная белиберда.
Удачно удаётся переводить только отдельные слова и фразы и только текст (без озвучивания). Например, нужно объяснить таксисту, что нужно в аэропорт. Тогда можно воспользоваться переводчиком на смартфоне и показать таксисту слово «аэропорт» на экране.
И не забывайте, что большинство переводчиков работают только при включённом интернете.