Налог на сверхприбыль. Налог на сверхдоход: теория и практика Департамент "Налоговое право"

В качестве одного из ярких примеров изменения налоговой политики в отношении недропользователей в Казахстане можно привести ситуацию с разрешением вопроса о проблемах исчисления налога на сверхприбыль.

Со второго полугодия 2005 года налоговые органы Казахстана под кураторством Налогового комитета Министерства финансов РК провели ряд тематических налоговых проверок в отношении крупнейших недропользователей. Впервые за историю независимого Казахстана были проведены тематические проверки по налогу на сверхприбыль. Недропользователи были в недоумении от огромных сумм начисленного налога на сверхприбыль, пени и штрафов.

Налог на сверхприбыль впервые был предусмотрен положениями налогового законодательства начала 1995 года. Плательщиками налога на сверхприбыль признавались все недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых и переработку техногенных образований и получающие дополнительные доходы от деятельности в относительно лучших природных условиях или реализующие добываемую продукцию в относительно лучших условиях рынка.

Закон о налогах содержал общие положения о плательщиках налога на сверхприбыль, форме уплаты, в последующих редакциях были определены ставки налога на сверхприбыль. Подзаконного же регламентирования порядка исчисления и уплаты налога на сверхприбыль недропользователи не видели долгое время. Скорее всего, это объяснялось ранним этапом развития нефтяной индустрии. Нефтяные месторождения находились все еще на стадии разведки, соответственно, не было даже прибыли, не говоря уже о так называемой сверхприбыли.

29 декабря 1997 года Приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов РК № 1 была утверждена Инструкция № 41 «О налогообложении недропользователей». Впервые детально методика расчета (исчисления) налога на сверхприбыль была закреплена в Инструкции № 41, положениями инструкции также предусматривались примеры исчисления налога на сверхприбыль, формулы и расчеты. С момента принятия Инструкции № 41 недропользователи руководствовались ее положениями.

Недропользователи Казахстана начали получать сверхприбыль в конце 1999 - начале 2000 годов. Соответственно, с этого момента возникла необходимость исчисления и уплаты налога на сверхприбыль. Стоит отметить, что были утверждены правила составления налоговой отчетности, недропользователи провели ряд переговоров с представителями налоговых органов в целях получения консультаций по правилам исчисления и уплаты налога на сверхприбыль.

Правильность, корректность и, соответственно, правомерность порядка исчисления и уплаты налога на сверхприбыль, проводимого недропользователями, была подтверждена результатами комплексных налоговых проверок недропользователей за 2000-2004 годы. Результаты же последних тематических налоговых проверок, проведенных во втором полугодии 2005 года, показали, что недропользователи неправильно исчисляли налог на сверхприбыль. Более того, противоречивыми оказались выводы проверяющих, а именно, результаты ранее проведенных комплексных проверок в отношении налога на сверхприбыль существенно отличались от проведенных в 2005 году тематических проверок по налогу на сверхприбыль; формулы исчисления налога на сверхприбыль, закрепленные в ежегодно (с 2000 года) утверждаемых налоговыми органами правилах составления налоговой отчетности также рознились с формулами, примененными в ходе тематических проверок.

Налоговые органы использовали принципиально новую для многих Контрактов методику расчета налога на сверхприбыль.

В соответствии с положениями законодательства, действовавшего на момент заключения недропользователями нефтяных контрактов, и сложившейся практикой налог на сверхприбыль рассчитывался следующим образом:

Доход после уплаты корпоративного подоходного налога (КПН) - налог на дивиденды - налог на сверхприбыль, уплаченный за предыдущий год = чистый доход х ставка налога на сверхприбыль = сумма налога на сверхприбыль.

Вышеуказанная формула применялась в соответствии с положениями Инструкции № 41 «О налогообложении недропользователей» и Правилами составления Декларации по налогу на сверхприбыль.

Налоговые же органы в середине 2005 года приняли внутренний акт, предусматривающий иной порядок исчисления налога на сверхприбыль, с принятием за основу лишь порядка определения чистого дохода. Так, налоговые органы, руководствуясь положениями п.30 ст.5 Закона о налогах, предусматривающего, что под чистым доходом следует понимать налогооблагаемый доход за минусом подоходного налога, выплачиваемого по этому доходу, рассчитывают налог на сверхприбыль следующим образом:

Доход после уплаты КПН = чистый доход х ставка налога на сверхприбыль = сумма налога на сверхприбыль.

Таким образом, налоговые органы посчитали, что при исчислении чистого дохода недропользователи необоснованно вычитывают сумму уплаченного налога на дивиденды и сумму налога на сверхприбыль, уплаченного за предыдущий год .

Основным аргументом налоговых органов при исчислении налога на сверхприбыль по вышеуказанной формуле являются положения п.30 ст.5 Закона о налогах, определяющего чистый доход как доход за минусом только корпоративного подоходного налога.

Как видно из изложенного, руководствуясь крайне формальным подходом, несмотря на положения Контрактов на недропользование, четко закрепляющих методику расчета налога на сверхприбыль, органы налоговой службы обозначили новую методику исчисления налога на сверхприбыль, существенно изменяющую экономический баланс интересов государства и недропользователя.

Согласно ст.94 Закона о налогах требования по уплате налогов и других обязательных платежей (налоговый режим), устанавливаемые для недропользователей, определяются в контрактах на недропользование между недропользователем и Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан. В соответствии со ст.94-3 Закона о налогах налоговый режим, установленный контрактом на недропользование, заключенным в установленном порядке и прошедшим обязательную налоговую экспертизу, действует неизменно до окончания срока действия контракта , то есть норма стабильности налогового режима.

Таким образом, положения контракта на недропользование относительно налогового режима имеют преимущественную силу над нормами Закона о налогах и недропользователь обязан уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет согласно налоговому режиму, установленному контрактом на недропользование.

Несмотря на вышеизложенное, по состоянию на сегодняшний день судебная власть в этом вопросе солидарна с налоговыми органами. При этом окончательная точка в этом вопросе еще не поставлена. У первых недропользователей, столкнувшихся с этой проблемой, есть право до января-февраля 2007 года обжаловать вынесенные в пользу налоговых органов судебные решения по налогу на сверхприбыль. Следует также отметить, что каждый контракт на недропользование и закрепленный в нем налоговый режим были индивидуальны.

Следует отметить, что согласно внесенным в Налоговый Кодекс поправкам стабильность налогового режима, закрепленная в контрактах на недропользование, отменена для всех недропользователей в ретроспективном порядке, за исключением:

  • · недропользователей, осуществляющих свою деятельность на основании соглашения о разделе продукции; и
  • · нескольких недропользователей, осуществляющих деятельность на основании контракта на недропользование.

Согласно новой методике расчета НСП плательщики налога на сверхприбыль применяют скользящую шкалу ставок от 0% до 60% в зависимости от процента чистого дохода, превышающего 25% отношения чистого дохода к вычетам для исчисления налога на сверхприбыль.

Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи Казахстана, за исключением недропользователей, осуществляющих деятельность на основании следующих контрактов на недропользование:

a) соглашения о раздельной продукции;

b) на разведку и добычу или добычу общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей (при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых);

c) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей.

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода по каждому отдельному контракту на недропользование, превышающая сумму, равную 25% от суммы вычетов недропользователя. Согласно нормам Налогового кодекса, действующего с 2009 года, общий принцип исчисления налога на сверхприбыль остался таким же, как и в 2005 году, однако, существуют изменения при определении дохода до уплаты КПН. Доход до уплаты КПН, то есть налогооблагаемый доход определяется как положительная разница между совокупным годовым доходом и вычетами для исчисления НСП, которые кроме вычетов для целей исчисления КПН, включают:

  • Фактические расходы на приобретение и (или) создание фиксированных активов;
  • Расходы по действующим фиксированным активам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2009 года, в пределах суммы оставшейся стоимости данных активов, не отнесенной на вычеты для целей налога на сверхприбыль в предыдущих налоговых периодах;
  • расходы, понесенные в течение налогового периода последующих расходов на фиксированные активы, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов;
  • расходы недропользователей, подлежащие отнесению на вычеты путем начисления амортизации;
  • убытки, понесенные недропользователем за предыдущие налоговые периоды по контракту на недропользование.

Далее, нужно определить соотношение дохода после уплаты КПН, то есть чистого дохода, к вычетам для целей исчисления КПН. В случае, если данное соотношение превышает коэффициент 1.25, то сумма превышения будет базой для исчисления налога на сверхприбыль.

Доход после уплаты КПН = чистый доход

Чистый доход, превышающий коэффициент 1.25 х ставка налога на сверхприбыль по скользящей шкале = сумма налога на сверхприбыль.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что, несмотря на изменения в Налоговый Кодекс по методике расчета налога на сверхприбыль, которые в какой-то мере упростили порядок расчета, плательщики налога на сверхприбыль все еще испытывают практические трудности при применении данного расчета. До отмены стабильности налогового режима основной причиной возникновения налоговых споров по налогу на сверхприбыль являлось различное понимание налогоплательщиком и государством содержания налоговой стабильности, стабильности налогового режима. Налогоплательщик-недропользователь толкует все неточности и пробелы в свою пользу, государство в лице налоговых органов расширительно и зачастую необоснованно формально толкуют некоторые нормы применимого налогового законодательства, не учитывая положения самого контракта на недропользование. Однако, все эти вопросы вот уже на протяжении последних 15 лет являются открытыми и актуальнейшими для недропользователей Казахстана. В разрешении данных вопросов необходим систематизированный и самое главное справедливый подход с точки зрения баланса экономических интересов сторон.

С уважением,

Департамент "Налоговое право"

Налог на сверхприбыль в Казахстане: методика и проблемы, возникающие при его исчислении

Анвар Яушев, Партнер консалтинговой компании «MinTax»

Налог на сверхприбыль (НСП) является налогом, взимаемым с дополнительных доходов, полученных недропользователем сверх нормативов, установленных налоговым законодательством. Впервые в современном виде НСП был введен в США во время Первой мировой войны в качестве налога на сверхприбыли корпораций, поставляющих вооружение. В Казахстане, до введения Налогового кодекса, с аналогичной для НСП целью применения действовали фиксированные (рентные) платежи. Они применялись к крупным предприятиям, добывающим нефть, газ и уголь, добыча которых, по оценкам специалистов, являлась высокорентабельной в сравнении с добычей других полезных ископаемых.

До недавнего времени мало кого интересовал вопрос, связанный с исчислением НСП. И на это были свои причины. НСП - сравнительно новый вид налога. В Казахстане он был законодательно установлен в 1995 году, с введением в действие нового Налогового кодекса 1 . До этого положения, касающиеся НСП, устанавливались только в контрактах на недропользование.

1 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года № 2235.

Причиной введения НСП в Казахстане явилась невозможность с высокой точностью прогнозировать цены и себестоимость добычи полезных ископаемых, добываемых в рамках контрактов на недропользование. Несмотря на то, что в момент заключения контракта цены и себестоимость добычи могут быть неизвестны, но они способны оказать большое влияние на баланс экономических интересов сторон, т.е. на распределение доходов между государством и недропользователем.

Баланс экономических интересов сторон определяется в ходе налоговой экспертизы на основании технико-экономических расчетов. При этом расчетная внутренняя норма прибыли (далее - ВНП), в соответствии с налоговым законодательством, не может превышать уровня 20% и регулируется путем установления размеров ставок роялти и бонусов. Таким образом, определить ВНП можно только достаточно приблизительно и НСП, в данном случае, служит для государства страховочным элементом и не позволяет недропользователям иметь независящие от их деятельности высокие доходы, необложенные дополнительным налогом.

С другой стороны, НСП может служить сдерживающим фактором для использования недропользователями новейшего оборудования и технологий, которые позволяют наращивать добычу, снижая себестоимость добываемой продукции.

В настоящее время, особую актуальность приобрел вопрос определения НСП для компаний, осуществляющих деятельность в Казахстане по контрактам на недропользование, а именно, связанным с добычей углеводородного сырья. Причиной, послужившей задуматься о том как избежать непланируемой, на основании технико-экономических расчетов, уплаты НСП явилось резкое повышение мировых цен на сырую нефть (с 11 USD за баррель в декабре 1998 года до уровня 34 USD за баррель в 2000 году), что не наблюдалось со времен Карибского кризиса. Естественно, такое повышение цен не могло не отразиться на доходах нефтедобывающих компаний. Поэтому, автор данной статьи решил уделить особое внимание обзору налогового законодательства Республики Казахстан, касающегося НСП, и описать методику исчисления данного налога, а также затронуть проблемы, существующие при его исчислении.

Как указывалось выше, в Казахстане НСП был установлен в 1995 году в Налоговом кодексе. Однако, до 1997 года методика исчисления НСП определялась индивидуально в контрактах на недропользование. Только постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 сентября 1997 г. № 1330 был установлен «Порядок определения внутренней нормы прибыли для исчисления налога на сверхприбыль» (далее - Постановление № 1330) и инструкцией Министерства финансов Республики Казахстан «О налогообложении недропользователей» № 41 от 29 декабря 1997 г. (далее - Инструкция № 41) была утверждена детально разработанная методика исчисления НСП.

В настоящее время в Казахстане, в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса, НСП облагаются все недропользователи, за исключением осуществляющих свою деятельность по контрактам «О разделе продукции» и по контрактам на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых. НСП взимается с чистого дохода по каждому отдельному контракту на недропользование за отчетный год, в котором ВНП превысила 20%. Пунктом 5 статьи 5 Налогового кодекса ВНП определяется, как коэффициент окупаемости производимых инвестиций. Расчет ВНП осуществляется кумулятивно, начиная с года вступления контракта в силу. Например, если контракт вступил в силу в 1996 году, а отчетным годом является 2000 год, то ВНП рассчитывается за период в пять лет с первого года действия этого контракта.

В соответствии с Постановлением № 1330 ВНП исчисляется на основе годовых денежных потоков, скорректированных на индекс инфляции. Годовые денежные потоки недропользователя определяются, как разница между совокупным годовым валовым доходом и затратами, произведенными в рамках действия отдельного контракта на недропользование в отчетном году. При исчислении НСП совокупный годовой валовый доход определяется в соответствии с главой 3 Налогового кодекса, т.е. является идентичным совокупному годовому доходу, используемому для исчисления подоходного налога с юридических лиц.

К затратам, понесенным недропользователем по отдельному контракту на недропользование, относятся следующие расходы:

Капитальные затраты, т.е. затраты, капитализируемые в соответствии с налоговым законодательством в ходе осуществления операций по недропользованию и амортизируемые в соответствии с налоговым законодательством. Если контракты заключаются по территориям, на которых имеются открытые месторождения, то стоимость основных фондов, имеющихся на дату заключения контрактов, рассматривается, как капитальные затраты первого года;

Затраты, которые относятся на вычеты при исчислении подоходного налога с юридических лиц, за исключением начисленных сумм амортизации по капитальным затратам и вознаграждений (интереса) по заемным средствам (кредитам);

Суммы подоходного налога недропользователя и налога на дивиденды, начисленные за отчетный год, а также сумма НСП, начисленного за год, предшествующий отчетному.

Начиная со второго года действия контракта на недропользование, годовые денежные потоки недропользователя корректируются на индекс инфляции, установленный уполномоченным государственным органом (в настоящее время Агентство Республики Казахстан по статистике). Корректировка на индекс инфляции производится по следующей формуле:

ДПН (n)

ДПО (n) = —————————————————————,

(1+ИИ1) х (1+ИИ2) х. . . (1+ИИn-1)

где:

ДПН - денежный поток недропользователя

за отчетный год;

ДПО - откорректированный денежный

поток на индекс инфляции;

ИИ - индекс инфляции;

1,2, ... n - период времени (год).

После корректировки денежных потоков производится непосредственное исчисление ВНП. В принципе, в Инструкции № 41 дается очень подробное описание расчета ВНП при помощи чистой приведенной стоимости и ставки дисконтирования. Однако, на практике такой расчет является сложным и требует специфических знаний. Кроме того, при использовании приведенных в инструкции формул возможны погрешности. Они зависят от правильности применения ставок дисконтирования, которые имеют произвольный размер и используются в методике исчисления ВНП, а также от округления получаемых результатов. При этом, ставки дисконтирования должны изменяться до тех пор, пока не будут достигнуты наименьшие положительное и отрицательное значения чистой приведенной стоимости. Естественно, при такой методике исчисления ВНП могут возникнуть сложности с налоговыми органами, у которых при исчислении ВНП возможно получатся другие результаты.

Для того чтобы решить эту проблему, мы рекомендуем в законодательном порядке установить использование программы Microsoft Excel, при помощи которой очень просто рассчитать ВНП на основе откорректированных на индекс инфляции денежных потоков, применяя функцию ВНДОХ (англ. - IRR).

В соответствии со статьей 104 Налогового кодекса, в зависимости от полученного уровня ВНП, налогоплательщики исчисляют НСП по ставкам, приведенным в таблице 1.

В контрактах на недропользование, заключенных до 1 января 1997 года, могут быть установлены иные ставки НСП.

Определив коэффициент ВНП за отчетный год, недропользователи предоставляют декларации по НСП в налоговый орган по месту налоговой регистрации до десятого апреля года, следующего за отчетным.

В случае, если ВНП за отчетный год превысила 20%, то с чистого дохода недропользователя за этот год взимается НСП по соответствующей ставке. НСП уплачивается в денежной форме до пятнадцатого апреля года, следующего за отчетным. Подробный пример расчета НСП приводится в таблице 2.

Возможно возникнет вопрос, что расчет НСП, приведенный в таблице 2 не соответствует примеру исчисления НСП, приведенному в Инструкции № 41, в части определения чистого дохода, являющегося объектом обложения НСП. В соответствии с пунктом 47 статьи 5 Налогового кодекса «чистый доход - налогооблагаемый доход за минусом подоходного налога, начисленного по этому доходу». Также пунктом 10 указанной статьи дается определение дивидендов, которые являются «частью чистого дохода». Соответственно, налог на дивиденды является частью чистого дохода. В то же время, в примере, приведенном в Инструкции № 41, чистый доход определяется за минусом налога на дивиденды и налога на сверхприбыль, что противоречит положениям Налогового кодекса. Для правильного определения объекта обложения НСП, необходимо внести соответствующие изменения в статью 103 Налогового кодекса и установить, что объектом обложения НСП является чистый доход за минусом налога на дивиденды и налога на сверхприбыль, уплаченные в год, предшествующий отчетному году. Авторы статьи считают, что данные изменения будут абсолютно справедливыми, поскольку они позволяют избежать двойного налогообложения чистого дохода недропользователей.

В настоящее время немало недропользователей сталкивается с проблемами при исчислении НСП. Так, у компаний, которые произвели инвестиции путем покупки акций предприятий, имеющих открытые месторождения, при определении капитальных затрат первого года действия контракта на недропользование возникают трудности. Это связано с тем, что в налоговом законодательстве не предусмотрено отнесение затрат на покупку акций к капитальным затратам для целей исчисления НСП. Рассматривать же стоимость основных фондов, имевшихся на дату заключения контрактов, как капитальные затраты первого года, в большинстве случаев было бы экономически необоснованно, так как эти основные фонды не проходили соответствующую переоценку с советских времен. В связи с этим возникает вопрос: можно ли относить при исчислении денежного потока первого года стоимость покупки акций? В соответствии с международной практикой любые денежные средства, используемые в инвестиционном проекте должны оказывать влияние на ВНП, поэтому логично было бы отражение стоимости покупки акций при исчислении денежных потоков.

Предположим, что недропользователь может получить в уполномоченном органе разрешение на то, чтобы при исчислении НСП рассматривать покупку акций, как капитальные затраты первого года. Однако, и в таком случае возникает много неясностей. Например, если компания приобретает акции предприятия, имеющего несколько открытых месторождений с отдельными контрактами на недропользование, то каким образом необходимо распределять затраты на покупку акций на каждый контракт, учитывая при этом, что по каждому контракту на недропользование ведется отдельный налоговый учет?

Или какая сумма стоимости акций рассматривается, как капитальные затраты первого года, если компания покупает только часть акций предприятия, а другая часть акций находится у государства или работников предприятия?

Также существует вероятность того, что с первого года действия контракта сложился положительный денежный поток, в таком случае ВНП невозможно рассчитать и вся методика исчисления НСП оказывается бесполезной.

Можно указать еще одну проблему, связанную с определением денежных потоков в случае распределения дивидендов. Как правило, распределение дивидендов происходит на основании решения общего собрания акционеров, если, конечно, предприятие образовано в виде акционерного общества. И, как правило, сроки проведения годового общего собрания акционеров являются более поздними по сравнению со сроком подачи декларации по НСП. Это приводит к невозможности правильного определения денежного потока за отчетный год. На наш взгляд, лучшим решением данной проблемы явилось бы уменьшение денежных потоков отчетного года на сумму налога на дивиденды, уплаченного в предыдущий год, т.е. аналогично принципу уменьшения денежных потоков на сумму уплаченного налога на сверхприбыль.

Несмотря на существование этих проблем, в проекте нового Налогового кодекса не предусмотрено никаких изменений, касающихся НСП. Остается надеяться, что государственные органы осознают их важность и в ближайшем будущем внесут необходимые корректировки в налоговое законодательство.

Налог на сверхдоход - прямой налог, относящийся к группе подоходных налогов, применявшийся в качестве чрезвычайного рядом государств, разновидность налога на прирост прибылей. Объект налогообложения - часть прибыли юридических лиц (корпораций), осуществляющих коммерческую деятельность на территории страны, и физических лиц, превышающая ее средний размер за определенный предшествующий период. Применяемые ставки налога обычно очень высоки и могут достигать 80-100%.

Исторически налог использовался в качестве чрезвычайной меры при острых финансовых затруднениях государства и одновременном росте прибылей предприятий и организаций за счет инфляции, главным образом в периоды войн. Исчислялся двумя методами: процентным и нормативным. При первом ставка налога устанавливалась в определенном проценте к капиталу. При втором методе ставка устанавливалась в процентах к части прибыли, превышающей среднюю («нормальную») прибыль за ряд предшествовавших лет (как правило, 3-4 года).

Впервые данный налог был введен в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (1915 г.), а также в царской России (1916 г.), где был определен как налог на прирост прибылей. Плательщиками налога выступали торговые и промышленные предприятия, чистая прибыль которых составляла более 8% на основной капитал. Объектом обложения являлся прирост прибыли, рассчитываемый как разница между фактически полученной прибылью и прибылью, равной 8% на основной капитал.

Налог также использовался рядом государств в годы Второй мировой войны. Во всех государствах применялись высокие ставки налога: в США в 1943-1945 гг. они достигали 80% сверхприбыли и рассчитывались нормативным методом, в Великобритании в 1939-1945 гг. - 100% и применялись оба метода исчисления. Несмотря на большой процент изъятия, поступления по данному налогу в государственные бюджеты были незначительными. По окончании 2-й мировой войны налог сохранил свое значение и по-прежнему применялся при острых финансовых затруднениях государств, как правило, связанных с военными расходами. Например, в Великобритании в период реализации долгосрочной военной программы (1951-54) налог взимался с акционерного капитала поставке 10%. В США в период войны с Кореей (1950-53) общая ставка налога на прибыль и сверхприбыль достигала 82% .

В СССР налог на сверхприбыль введен в 1926 г. с целью «изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученные в результате применения спекулятивных цен». Плательщиками налога выступали владельцы торговых и промышленных предприятий, а также торговые посредники. Объект обложения - прибыль за данный год, превышавшая норму, исчислявшуюся исходя из установленных цен. Норма прибыли определялась губернскими финансовыми отделами совместно с органами торговли. Размер налога не должен был превышать 50% оклада подоходного налога. Налог был отменен постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1934 г.

В налоговых системах развитых стран конца XX в. налога на сверхдоход не существует, но в то, же время, имеют место специальные налоги на прибыль. Они вводятся на определенный период или с определенной целью и являются дополнительным источником налоговых поступлений (т.е. по экономической сути представляют собой трансформированный налог на сверхдоход). Так, в США в составе корпорационного налога взимался, так называемый, «дополнительный налог с высоких прибылей» («supplementary tax») по ставке 5%. В Великобритании существовал налог на прирост капитала («capital gains tax»), взимаемый при перепродаже имущества или ценных бумаг. К числу специальных налогов относят также налоги на прибыль в отдельных отраслях добывающей промышленности, прежде всего в нефтяной отрасли (так называемый нефтяной корпорационный налог – «petroleum revenue tax»). Этот налог уплачивался нефтедобывающими компаниями наряду с корпорационном налогом в Великобритании, Норвегии, Канаде.

В современных экономических системах XXI в. все большее внимание уделяется применению налога на сверхдоход, особенно это стало актуально после кризиса 2008 года.

Налог на сверхдоход во Франции

Общественный резонанс произвела попытка введения налога на сверхдоход во Франции. В начале июля 2012 года премьер-министр Франции Жан-Марк Эро выступил с заявлением о том, что стране необходимы кардинальные меры, способные стабилизировать слабую экономику. Особо премьер-министр упомянул об обязанности состоятельных граждан Франции содействовать в восстановлении ВВП. Власти планировали ввести новые правила налогообложения, согласно которым наиболее рентабельные крупные корпорации, а также самые богатые жители страны платили бы в казну 45% своих доходов. При этом для граждан, чьи доходы превышают 1 миллион евро, налоговая нагрузка составила бы 75%. Несмотря та то, что во Франции подоходный налог и так немаленький, и он составляет 41%.

Однако вскоре, 29 декабря 2012 года конституционный суд Франции отменил повышение налога на сверхдоход французских граждан до отметки в 75%, который должен был быть введен со следующего года. Несмотря на то, что такое запланированное повышение налогов стало скорее бы символической акцией, которая затронет всего несколько тысяч французских граждан, оно серьезно шокировало многих зарубежных инвесторов и буквально привело к побегу из родной страны людей, имеющих высокие доходы, к примеру, - Жерар Депардье. Самый богатый француз, руководитель концерна Моёт Хенесси («Moet Hennessy»), Луи Вьютон («Louis Vuitton») Бернар Арно попросил бельгийского гражданства. СМИ связали это с ожиданием ужесточения налоговой политики во Франции, Арно это опровергал. Многие французские богачи уже давно платят налоги в Бельгии и Швейцарии, где налоговые ставки ниже, чем во Франции: в их числе певцы Джонни Холлидей и Шарль Азнавур, а также актеры Ален Делон и Изабель Аджани, теннисисты Амели Моресмо и Янник Ноа.

Представители социалистов при власти рассчитывали, что введение 75%-го налога поможет государственной казне получать примерно 300 миллионов евро в год, что стало бы довольно существенным подспорьем во время нынешнего финансового кризиса в еврозоне и серьезно бы поддержало национальный бюджет. Однако для реализации данной цели правительству Франции понадобилось примерно 33 миллиарда евро.

Конституционный суд Франции, который и определяет соответствие всех новых норм основным законам, отметил, что введение подобного налога стало бы несправедливым, так как поставило бы французов в неравные условия.

Налог на сверхдоход в Австралии

«21» марта 2012 года Верхняя палата парламента (сенат) Австралии одобрила закон о новом налоге на сверхдоходы горнодобывающих компаний. Правительство Австралии рассчитывает, что налог пополнит бюджет примерно на 11 млрд. австралийских долларов. Однако пока неясно, насколько продолжительным окажется действие такого налога.

После того, как в 2008 году разразился глобальный кризис, идея бывшего главы правительства Кевина Радда ввести 40%-ный налог на сверхприбыли была вполне целесообразной. Но по мере ее продвижения самый популярный политик страны быстро терял доверие электората, причем это происходило всего за несколько месяцев до парламентских выборов. Новым премьером стала его заместитель Джулия Гиллард - впервые в истории страны этот пост заняла женщина. Она тут же вступила в переговоры с горнорудными гигантами, которые охотно приняли «мирные предложения».

Стороны пришли к обоюдному согласию - ставка налога была снижена до 30%, внесен ряд других поправок (всего 96 пунктов). В частности, налог теперь взимается только с компаний, добывающих железную руду и уголь, годовая прибыль которых превышает 75 млн. долларов, что выводит из-под удара малый бизнес. Налог затронул около 320 компаний Австралии, но 85% нагрузки пришлось на BHP Billiton, Xstrata и Rio Tinto. Ставка будет уменьшена до 29% к середине 2013 года, однако дальнейшее снижение будет возможно лишь при изменении финансово-экономической ситуации. Закон о налоге на сверхдоход («Mineral Resource Rent Tax (MRRT)») был принят с небольшим перевесом голосов (38:32) и вступил в силу 1 июля 2012 года.

По оценкам аналитиков, австралийская горнорудная промышленность может в результате действия налога на сверхдоход утратить до 30% прибылей. Новый налог усилит беспокойство инвесторов относительно надежности капиталовложений в этот сектор. Некоторые эксперты предсказывают, что налог подорвет конкурентоспособность Австралии на международных рынках и сократит приток в страну иностранных инвестиций. Налог нанесет серьезный удар по репутации Австралии как страны с благоприятным бизнес-климатом.

Правительства либералов в штатах Западная Австралия и Новый Южный Уэльс, подконтрольных оппозиции, уже заявили об отказе подчиняться рекомендациям Гиллард, которая пожелала, чтобы они не повышали роялти на горнорудный экспорт. Это еще больше урежет доходы центральной власти от налога на сверхдоход, поскольку в сделке Гиллард с горнорудными гигантами оговорены гарантии освобождения их от любых повышений роялти штатов.

Налог на сверхдоход в России

Законопроект, согласно которому в России введут налог на сверхприбыль и роскошь, может быть внесен на рассмотрение в Госдуму РФ уже в 2013 году. В то же время к введению такого налога стране необходимо подготовиться, в частности, госорганам необходимо четко вести кадастр собственности - земли, недвижимости. Пересмотр налоговой системы, существующей в стране сейчас, вряд ли возможен. Взимание налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оптимальнее и результативнее дифференцированной системы налогообложения. Предметами, свидетельствующими о богатстве их владельцев, согласно внесенному законопроекту, признаются недвижимость и земельные участки стоимостью от 15 млн. рублей, транспортные средства (автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера) стоимостью от 2 млн. руб., а также драгоценности и произведения искусства, цена которых превышает 300 тыс. рублей. Ставку налога планируется сделать дифференцированной - в зависимости от рыночной стоимости роскошного объекта. Так, собственникам машин, которые оцениваются в сумму от 2 до 20 млн. руб., придется отдать в казну 1% от их стоимости, налог на средства передвижения ценой от 20 до 50 млн. руб. составит 3%, а для транспортных средств дороже 50 млн. - 5%. При этом платить подать за роскошь обяжут не только физических, но и юридических лиц.

Традиционно называется два главных аргумента за его введение: огромный разрыв между самыми бедными и самыми богатыми россиянами (их доходы в среднем по стране различаются в 17 раз, тогда как в странах Европы в три - пять раз) и существование подобного налога в ряде развитых государств, таких как Франция, Италия, Великобритания. Противники инициативы, в свою очередь, обращают внимание на то, что механизм налогового администрирования в этих странах работает гораздо более эффективно, а сама налоговая система более совершенна.

Во-первых, он создает условия для возникновения двойного налогообложения, поскольку в России уже существуют налоги на имущество, включая те предметы, которые перечислены в документе. Тем более что законопроект не содержит положений, определяющих порядок исчисления налога на предметы роскоши. Но это далеко не единственная недоработка его авторов. Например, не понятно, почему в перечень объектов роскоши, наряду с ювелирными изделиями, картинами и скульптурами, не попали антикварные книги, монеты из цветных металлов и многие другие материальные свидетельства богатства. А дифференцированные ставки налога в зависимости от стоимости и вида имущества не подкреплены обоснованием и расчетами. Таким образом, введение данного налога требует специальных доработок.

Кроме того в нефтедобыче так же может быть введён налог на сверхприбыль. Окончательные решения по новой системе налогообложения с конкретными ставками налогов и сроками их введения должны быть подготовлены уже в ближайшее время. В настоящее время они находятся в проработке. Среди фискальных мер регулирования отрасли может быть и введение специального фискального режима для новых месторождений, и дифференциация НДП, и выравнивание пошлин на светлые и тёмные нефтепродукты, а в перспективе - переход к налогу на сверхприбыль в нефтедобыче.

Также правительство рассматривает дополнительные предложения о предоставлении льгот по проектам нефтяной отрасли, которые не могут быть реализованы без господдержки. Речь идёт о такой системе, которая позволит минимизировать налоговую нагрузку на начальном этапе разработки месторождения, а впоследствии вернуть долги государству и получить льготы, когда месторождения будут изношены.

Таким образом, опыт применения налога на сверхдоход в ряде зарубежных стран помогает понять причины и актуальность его введения. Однако для положительного результата использования налога на сверхдоход необходимо учитывать такие факторы, как политическая ситуация в стране, уровень платежеспособности налогоплательщиков, сформированность налоговой базы, стабильность экономической системы и другие.

Литература:

1) Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения //М: Юристъ, 2003 г., 154-162 с.

2) Толкушкин А.В. История налогов в России//М: Юристъ, 2001 г., 254-258 с.

3) Интернет-портал. Новости мира [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.novostimira.com.ua/news_38664.html

4) Интернет-портал. Европейские новости [Электронный ресурс]// Источник на английском языке. Режим доступа: www.euronews.com

5) Интернет-портал. «Металлопрокат.ру» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.metalindex.ru/news/2012/03/28/news_38789.html

6) Интернет-портал. «Риа Новости» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://ria.ru/analytics/20121213/914640274.html

Налогообложение на стадии утверждения тоталитарного режима (1927 - 1940 гг.)

Состояние налоговой системы

С конца 20 - х годов проявляется четко выраженная ориентация построения налоговой системы, соответствующей формирующемуся тоталитарному режиму. Прослеживается различный налоговый режим для субъектов, основанных на различных формах собственности. Возникают новые налоговые рычаги, усилившие перераспределительный крен в пользу государства.

С 1923 - 30 гг. был проведен ряд законодательных реформ, изменивших механизм и направленность промыслового налога. Все плательщики промыслового налога разделялись на две группы, уплачивающие налог:

В твердых ставках;

В процентном отношении к обороту.

По твердым ставкам облагались промыслы (кустарный, ремесленный, лесной и т. д.), разделенный на 4 разряда.

В процентном отношении облагались налогом к обороту все остальные предприятия в централизованном и общем порядке.

Налог с оборота

В конце 30 - х годов возникает налог, ставший основой советской налоговой системы и просуществовавший до 1992 г. Налогом с оборота облагались обороты хозяйственных предприятий и организаций по продаже ими товаров. Причем оборот по каждому данному товару облагался только один раз, независимо от количества звеньев его обращения.

К товарным оборотам относились только обороты по продаже товаров. Обороты по исполнению работ и оказанию услуг облагались налогом с нетоварных операций.

Плательщиком налога считалось каждое отдельное предприятие, имеющее бухгалтерский учет и собственный расчетный счет в кредитном учреждении. Ставки налога определялись в зависимости от категории плательщика, характера предмета обложения и особенностей исчисления объекта.

Подоходный налог

Подоходный налог применялся в двух формах: подоходный налог с юридических и физических лиц. Подоходный налог с государственных предприятий и кооперативных организаций применялся по отношению к государственным и коммунальным предприятиям, действующим на началах коммерческого расчета, кооперативным организациям, акционерным обществам.

Подоходный налог с рабочих, служащих и другого населения, не занятого сельским хозяйством. Этому налогу подлежали все физические лица, в том числе и иностранцы, а также частные юридические лица. Подоходный налог взимался со всех доходов годовыми суммами - окладами или месячными окладами, в зависимости от категории плательщика.

Налог на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль выступал как дополнительный к подоходному налогу с частных физических и юридических лиц. Налогу подлежали:

1. физические и частные юридические лица, получающие доходы от участия в торговых предприятиях;

2. физические лица, получающие доходы от посреднических, маклерских, кредитных операций без содержания контор.

Облагаемой сверхприбылью признавалась сумма, составляющая разницу между доходом, обложенным подоходным налогом, и нормальным доходом, исчисляемым из процентов нормальной доходности от оборотов предприятий, установленных для взимания промналога.

Военный налог взимался мирное время с лиц, зачисленных в тыловое ополчение. Военкоматы ежегодно после призывов сообщали списки лиц, зачисленных в тыловое ополчение, местным окрфинотделам, которые сообщали их налоговым инспекторам в зависимости от обложения этих лиц подоходным налогом или сельхозналогом.

Налог с наследств и дарений регулировался тремя актами:

По наследуемому имуществу, открывшемуся за время с 1 января 1923 г. до 1 марта 1926 г - Декрет ВЦИК от 1922 г. о наследственных пошлинах;

По имуществу, открывшемуся с 1 марта 1926 по 1 октября 1929 г. - Законом от 29 января 1926 г.;

В отношении наследств, открывшихся с 1 октября 1929 г. - Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 февраля 1929 г.

В состав наследуемого имущества входило как наличное имущество, так и находящееся в долгу или споре. Налог исчислялся со стоимости всего переходящего к наследникам имущества и уплачивался наследниками пропорционально доле каждого в наследуемом имуществе.

Широкое распространение получила система акцизов. Правда, в условиях относительной внешней изоляции основной упор делался на внутренние акцизы.

Самообложение

Самообложение допускалось только в сельской местности на устройство и содержание учреждений культурно - просветительных, здравоохранения, социального обеспечения и учреждений, имеющих целью поднятие сельского хозяйства. На нужды дорожного строительства самообложение было возможно только в случае, если данное население не было привлечено к трудовому участию в дорожном строительстве.

Самообложение осуществлялось в денежной и натуральной форме и в виде трудового участия. Условия самообложения выносились на обсуждение схода по инициативе самого сельсовета, который разрабатывал сметы и механизм применения.

Регулирование налоговой системы во время Великой Отечественной войны

Особенности налогового регулирования

С 1941 г. многие налоговые механизмы стали действовать в усеченном виде или попросту исчезли. Причиной явилось как сокращение плательщиков, так и исчезновение объекта обложения. Многие налоги, в основе которых лежало обложение доходов в условиях карточной системы, подчас натурального распределения необходимого минимума продуктов, оказались ненужными.

Однако и период 1941 - 1945 гг. характеризовался изменениями налоговых механизмов. С 1 октября 1941 г. установлен налог на одиноких и бездетных граждан.

"Налоги и налогообложение", 2008, N 1

В настоящее время многие эксперты предлагают ввести в налоговую систему Российской Федерации налог на сверхприбыль организаций. Причем данный налог предлагается установить для различных отраслей экономики.

Налог на сверхприбыль представляет собой разновидность налога на прибыль. В различных странах он уплачивался по-разному, чаще в виде налога на прирост прибыли. Назначение данного налога состоит в ограничении рентабельности отдельных сверхдоходных производств, главным образом монополистов.

Исторически налог на сверхприбыль обычно вводился в военное время в качестве временной, чрезвычайной меры с целью мобилизации в бюджет прибылей, получаемых промышленниками, чрезмерно наживающимися на военных поставках. В то же время налог на сверхприбыль позволял покрывать постоянный рост военных расходов.

В Советской России конца 20-х годов XX века налог на сверхприбыль активно использовался как инструмент давления на частный капитал и привел к полному исчезновению частного предпринимательства.

В Российской Федерации налог на сверхприбыль не используется.

Однако опыт применения данного налога имеется на постсоветском пространстве. В частности, налог на сверхприбыль применяется в Казахстане и Узбекистане.

Казахстан ввел налог на сверхприбыль для добывающих предприятий нефтегазового сектора в 1995 г.

Налог на сверхприбыль = Чистый доход (НБ) x Ставка налога на сверхприбыль.

При этом чистый доход определяется как разница между налогооблагаемым доходом и корпоративным подоходным налогом, а также налогом на чистый доход постоянного учреждения нерезидента. Налоговая база корректируется на сумму фактически понесенных затрат на обучение казахстанских кадров и (или) прироста фиксированных активов, но не более десяти процентов от налоговой базы.

Ставки налога на сверхприбыль дифференцированы в зависимости от величины соотношения накопленных доходов и накопленных расходов за налоговый период.

При соотношении этих показателей на уровне менее 1,2 ставка налога составляет 0%, а в случае превышения налог постепенно возрастает вплоть до 60%:

от 1,2 до 1,3 - ставка налога 10%;

от 1,3 до 1,4 - 20%;

от 1,4 до 1,5 - 30%;

от 1,5 до 1,6 - 40%;

от 1,6 до 1,7 - 50%;

свыше 1,7 - 60%.

В Казахстане прослеживается тенденция роста поступлений от налога на сверхприбыль. Так, например, поступление налога на сверхприбыль в 2006 г. увеличилось в 2,6 раза по сравнению с 2005 г. Это вызвано как продолжающимся ростом мировых цен на углеводородное сырье, так и более четким определением механизма его исчисления.

В Узбекистане используется иной механизм расчета налога на сверхприбыль. Правительство Узбекистана ввело в 2006 г. этот налог для отдельных предприятий добывающих отраслей промышленности. В настоящее время утверждены ставки налога на сверхприбыль для ОАО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат". Их размер установлен в зависимости от экспортной цены за тонну рафинированной меди.

Предполагается, что перечень крупнейших предприятий горно- и нефтедобывающей отраслей, которые будут платить налог на сверхприбыль, а также размеры ставок налога будут установлены Правительством Узбекистана на основании предложений министерств финансов и экономики.

Как мы уже упоминали, в российской налоговой системе отсутствует налог на сверхприбыль. Однако аналогичный по своей сути механизм изъятия сверхприбыли экспортеров углеводородов фактически имеет место за счет использования механизма таможенных пошлин.

В середине 2006 г. в целях борьбы с инфляцией Минфин России и МЭРТ выдвинули предложение о налогообложении сверхприбыли "Газпрома" в связи с получением им дополнительных доходов из-за роста цен на мировом рынке. Однако правительство отклонило данную инициативу. Взамен этого использованы другие инструменты воздействия на "Газпром" с целью инвестирования дополнительных доходов на стратегические цели.

Взимание налога на сверхприбыль с предприятий на основании только отраслевой принадлежности не представляется объективным. Более справедливым является определение объекта налогообложения в зависимости от рентабельности предприятий и применительно ко всем отраслям экономики.

Данный принцип определения налоговой базы является более объективным, учитывает получение действительно высоких показателей прибыли, вне зависимости от отраслевой принадлежности. Если облагать сверхприбыль только по отраслевому признаку, то организации определенной отрасли будут минимизировать свою прибыль, выводя доходы через другие организации, формально не относящиеся к отрасли. Следует помнить о том, что получение сверхприбыли для большинства отраслей может являться временным явлением, результатом благоприятно складывающейся конъюнктуры. Однако известно, что одним из принципов функционирования любой налоговой системы должна быть стабильность налогового законодательства.

Необходимо также понимать, что введение данного налога на сверхприбыль вынудит налогоплательщиков занижать суммы полученных прибылей, что в конечном итоге может привести и к снижению поступлений налога на прибыль.

А.И.Чубыкина

Аспирант

кафедры "Налоги и налогообложение"

Финансовой академии при Правительстве РФ