Нежеланный, но мощный харизматический дар, который упускают из виду. В-четвертых, нет ли у вас дара безбрачия

Библия ясно говорит о том, что Бог может призывать людей плодотворно служить Ему всей своей жизнью, не вступая в брак. Два очень известных человека, никогда не состоявших в браке, говорили об этом - Иисус и Павел! (см. Матфея 19:11-12; 1 Коринфянам 7:1-9 и 7:17-40).

Неженатый мужчина (или незамужняя женщина) могут посвятить себя работе для Царства Божьего, не будучи обременены заботами о супруге и детях. Вступление в брак имеет свою цену: "Таковые будут иметь скорби по плоти" - пишет Павел в 1 Коринфянам 7:28.

Человек, не состоящий в браке, правильно используя свои возможности, может сделать многое из того, что практически недоступно семейным людям. Не забывайте, что в течение более чем тысячи лет "идеальным" считался христианин, никогда не состоявший в браке! Возможно, во времена средневековья безбрачие было переоценено в ущерб семейным отношениям. Но в нашем обществе церковь обычно заходит в противоположную крайность, хотя среди особенно плодотворных служений немало тех, которые основаны на свободе, предоставляемой безбрачием.

Джон Стотт, известный британский автор и проповедник, мог служить верующим по всему миру благодаря тому, что не был женат. И в своей поместной церкви мы видим, что у тех, кто не женат (не замужем) есть уникальные возможности консультировать людей по сложным вопросам, участвовать в служении подросткам, заботиться о бедных или беженцах, сидеть с детьми, помогать с ремонтами и переездами.

Люди, не состоящие в браке, могут иметь время, чтобы помогать на добровольной основе в больнице или доме престарелых, или для участия в политической деятельности. Если у них хорошо оплачиваемая работа, они избегут финансовых проблем, с которыми часто сталкиваются семьи, и смогут щедро жертвовать на различные нужды. Один наш знакомый даже создал свой небольшой фонд, через который он отдает в качестве пожертвований значительную часть своего заработка.

Вполне вероятно, что у вас есть дар для вступления в брак. В таком случае, лучшим вариантом для вас будет стремиться создать семью. Однако, подумайте еще раз, не может ли у вас быть дара безбрачия. Какие вы имеете возможности и дары в служении? Насколько сильны ваши сексуальные потребности, и насколько хорошо вы можете их контролировать? В какой степени дети важны для вас и для того, что вы лучше всего умеете делать? Какие преимущества и недостатки будут связаны с тем, чтобы никогда не вступать в брак? Какую цену придется заплатить, и какова будет польза от вступления в брак?

Семья - прекрасный дар. В этом не приходится сомневаться. Обретение близкого друга и партнера на всю жизнь приносит большую радость. Но в этом таится и опасность. Брак - не самый прекрасный дар, и он не приносит самой глубокой и неизменной радости. "Благодарение Богу за неизреченный дар Его!" (2 Коринфянам 9:15). Этот дар - Иисус Христос, а не ваш парень или девушка! Не позволяйте замужеству или женитьбе становиться вашим идолом.


Убедитесь, что Иисус занимает первое место в жизни каждого из вас. Если Он будет в основе ваших отношений, то их развитие принесет вам большую радость, и ваша любовь к брату (сестре) в Господе будет способна все преодолеть. Если при вступлении в брак вы руководствовались правильными мотивами, то ваша семейная жизнь будет строиться на действительно хорошем основании.

Обсудите:

1. Иисуса Христа называют "Спасителем" и "Господом". Что это означает в вашей жизни?

2. Как вы молитесь о том, чтобы жениться (выйти замуж)? "Господь, пошли мне жену (мужа) и я буду счастлив(-а)", или "Господь, помоги мне стать лучше, чтобы быть благословением для будущего супруга (супруги)".

3. Не притворяетесь ли вы верующим человеком, чтобы найти себе мужа (жену)?

4. Заявляли ли вы о своей вере перед церковью?

5. Не связан ли кто-то из вас предыдущими отношениями или тем, что уже состоял в браке?

6. Нет ли у одного из вас или у обоих дара безбрачия? Вступление в брак помешает или, наоборот, поможет вам приносить больше пользы Господу?

Безбрачие - дар от Бога

«Иногда мне хочется, чтобы все были безбрачные, как я, это самая простая жизнь во многих отношениях! Но безбрачие не для всех, также как и брак не для всех. Некоторым Бог дает дар безбрачной жизни, другим - дар супружеской жизни» (1 Коринфянам 7:7).

Нет большего Даятеля, чем Бог. Он любит давать хорошие подарки Своим детям. Так что, когда Бог дает нам подарок, мы должны получать его с благодарностью и радостью. Он не дает, как некоторые друзья или родственники во время праздников, когда вы получаете что-то бесполезное, но вежливо принимаете это. Бог является лучшим Дающим. Мы можем доверять Его суждениям: все, что Он дает нам, сделано на заказ, чтобы идеально нам соответствовать.

Безбрачие - это подарок от Бога, так же, как и брак. Ни один из них не лучше и не хуже другого. У каждого из них свои радости, преимущества, обязанности, борьба и боль. Павел предупреждает нас: «Да, каждый из вас должен оставаться таким, каким был, когда Бог призвал вас. Каждый из вас, дорогие братья и сестры, должен оставаться таким, каким был, когда Бог впервые призвал вас» (1 Коринфянам 7:20,24). Дело не в семейном статусе или положении в жизни, а, скорее, выборе жить в этом состоянии, в единении с Богом. Так что не стремитесь иметь дар, который Бог не выбрал для вас. Наиболее важно то, что, женаты вы или нет, вы находитесь в воле Божьей. Будьте тем, кем Бог определил, чтобы вы были. Это может не всегда выглядеть одинаково. Бог может послать ветер перемен на ваш путь и удивить вас еще одним подарком. Но несмотря ни на что, «не Моя воля, но Твоя да будет».

Безбрачный - целостный и завершенный

Быть безбрачным означает быть отдельным, уникальным, и целым. Бог настолько любит уникальность, что не существует двух одинаковых снежинок. Нет двух идентичных человеческих отпечатков пальцев. Он создал каждого из нас уникальным и целостным.

«Так и вы полны через единение со Христом, Который есть глава над каждым правителем и властью» (Колоссянам 2:10). Он не сказал, что вы станете завершенным, как только женитесь. Он говорит, что мы полные, когда мы едины со Христом. Брак не меняет вашу целостность. Даже когда вы женитесь, вы все еще один человек - целый, уникальный и полный, так же, как до женитьбы. Вот почему брак не является конечной целью, которую Бог имеет для вас. Он хочет, чтобы мы нашли нашу полноту и цельность в Нем.

Безбрачные должны работать над тем, чтобы быть целыми и справиться с проблемами, которые, как они думают, решит брак. Если вам не хватает цельности в безбрачии, вам не будет хватать цельности, когда вступите в брак. Если у вас есть проблемы с похотью или гневом, у вас будут те же проблемы в браке. Безбрачные должны сначала убедиться, что ценности и стандарты хорошо установлены; иначе они - легкая добыча для врага.

Постройте себя на Скале, Иисусе Христе, и поставьте ноги на твердой земле Его Слова так, что давление и соблазны жизни не будут смещать вас, встряхивать или приводить к падению. До тех пор, пока вы действительно не полны, будучи безбрачным, вы не готовы вступить в брак. Брак будет ужасным опытом для вас и вашего супруга. Вместо того, чтобы стремиться к браку, стремитесь быть хорошим безбрачным и завершенным в Боге. Быть цельным в безбрачии является основой, и не только супружеских отношений, но и всех отношений. Отношения будут хороши ровно настолько, сколько вы вложите в них.

Цельный человек привлекает цельного человека, потому что они не чувствуют, что другой человек постоянно тянет с них. Вместо этого они постоянно отдают себя. Это взаимная отдача друг другу, а не отношения «ты даешь, а я беру». Только два цельных человека могут создать полный союз, потому что каждый из них полон достаточно, чтобы хотеть отдавать другому. Успешный, благочестивый брак является продуктом двух людей, успешных в безбрачии.

Люди блистают лучше всего, когда находятся в центре Божьей воли. Если Божья воля для вас будет на правой стороне, но вы продолжаете идти по левой, то прежде всего остального вы будете слышать и получать от Бога слова, чтобы вернуть вас на правильный путь. Пока вы не дойдете до такого состояния истинной простоты (целостности), вы не готовы выйти замуж. Вам лучше быть одному.

Не распыляющаяся преданность

Безбрачные должны быть довольны дружескими отношениями. Без брачных обязательств есть достаточное количество времени и энергии, чтобы продолжать и углублять отношения с Богом, развивать благочестивый характер и Богом данные дары, старательно подготовиться, чтобы быть благочестивым и хорошо снаряженной женой или мужем, служить Ему в церкви или в другого типа служениях и полностью сосредоточиться на выполнении Божьего призыва. Бог ясно сказал нам, в чем заключен секрет успеха и жизни, полной Его благословения. «Но ищите [стремитесь и боритесь], прежде всего, Его Царства и правды Его (Его способа действий и пребывания в истине), а затем все это вместе взятое и помимо этого дано будет вам» (Мф. 6:33).

Это так ясно, но многие христиане пропускают эту простую истину и не применяют ее в своей жизни. Наши приоритеты должны следовать благочестивому совету в Матфея 6:33 . Тренируйте сердце, чтобы знать Его близко, любить Его больше, чем что-либо или кого-либо, и служить Ему бескорыстно из любви и благодарности за все, что Он сделал для вас. Постройте свою веру в Него, перед нами долгий путь, и мы должны доверять нашему Отцу больше, чем самим себе. Его Слово говорит, что у вас есть все основания ожидать лучшего от Него, благодаря тому, Кто Он есть (см. Иакова 1:17), и Он никогда не меняется. Только не забудьте дать Ему в ответ самое лучшее.

Мы не можем забывать, что Бог дал нам поручение, которое нам нужно выполнить, и что мы должны нести свой крест и следовать за Ним. «Все, что я хотел, я брал. Я не отказывал себе ни в каком удовольствии. Я даже нашел большое удовольствие в тяжелой работе, это была награда за все мои труды. Но, когда я посмотрел на все, что мне с таким трудом удалось достичь, все это было так бессмысленно - как погоня за ветром. Нигде не было ничего действительно стоящего» (Еккл. 2:10-11).

Это хождение верой! Никогда не сомневайтесь в Нем, даже в самые тяжелые времена, когда Он очищает вас. Продолжайте доверять Ему. Если наши стремления - Он, то мы будем вечно восполнены. Но если мы надеемся на идеального партнера, совершенную церковь или на эгоистичную выгоду, то тогда наши надежды будут отложены. Все это - меньшие надежды, меньшая любовь. Только Иисус является окончательным!

7:6,7 Дар безбрачия и брака

Фраза это сказано мною не как позволение, но как повеление относится к ст. 6,7, а не к ст. 1,5. В ст. 2,3 и 5 Павел прибегает к повелительному наклонению (как к императиву, долженствованию, что и передается в NIV). 7 Но - выступает в греч. языке как эмфатическая форма; Павел признает, что каждый человек наделен определенным даром (charisma) Божьим, т. е. одному дано оставаться холостым, другому - вступить в брак. Безбрачие в ряде обществ становится предметом жестоких насмешек. Временами в Церкви безбрачию уделялось либо слишком много, либо слишком мало внимания, и каждый раз это вступало в противоречие со Словом Божьим. Подобно персональным дарам, это дело личное, от Бога.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 707: Соблюдать пост (рекомендуется) тому, кто боится безбрачия. 878 (1905). Сообщается, что ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) мы были вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Пусть женится тот, кто может

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Книга брака Глава 1289: Побуждение к заключению брака в соответствии со словом Всевышнего “женитесь на двух, трёх или четырёх женщинах, которые нравятся вам, а если вы боитесь, что не будете (одинаково) справедливыми (по отношению к ним), то - на одной или на тех, что

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Глава 1290: О нежелательности безбрачия /табаттуль/ и оскопления. 1744 (5073). Сообщается, что Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ‘Усману бин Маз‘уну отказываться от брака, а если бы он разрешил ему

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Почему сыновья Геракла от брака с Мегарой именовались Алкидами, а от брака с Деянирой – Гераклидами? Первоначально Геракла звали Алкид – по имени его деда Алкея (отца Амфитриона). Когда Геракл в припадке безумия, насланного на него Герой, убил своих детей от Мегары и, уйдя

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Глава 3 ЗАПРЕЩЕНИЕ БЕЗБРАЧИЯ. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В СЛУЧАЕ БЕСПЛОДИЯ. НЕРАВЕНСТВО МЕЖДУ СЫНОМ И ДОЧЕРЬЮ Верования, связанные с умершими, и культ мертвых оказали влияние на формирование древней семьи и заложили большую часть правил, связанных с семейными отношениями. Мы уже

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

Почему все православные священники не дают обет безбрачия? иеромонах Иов (Гумеров)В отношении к браку священников Православная Церковь руководствуется 13-м правилом 6 Вселенского Собора: «Понеже мы уведали, что в Римской Церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые

Из книги Письма. Часть 1 автора Иоанн (Крестьянкин) Архимандрит

Существует ли «венец безбрачия»? иеромонах Иов (Гумеров)Прежде всего, никакого «венца безбрачия» (также как «печати одиночества». «кода одиночества») не существует. Это словосочетание, в котором присутствует глумление над благодатным и радостным таинством брака, взято

Из книги Кошерный секс: евреи и секс автора Валенсен Жорж

7:1-40 Проблемы брака Это самые пространные (в сравнении с остальными посланиями апостола) рассуждения Павла о сексуальных отношениях и связанных с ними проблемах. В них содержится жизненно важная информация, которая ранее нигде не рассматривалась. Непонимание

Из книги Католическая вера автора Гедеванишвили Александр

Из таинства брака: 127 пс. Прокимен 8 гл: «Ты Господи, украсил их головы венцами из драгоценных камней; они просили у Тебя жизни и Ты дал им ее». Стих: «Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего». (Пс. 20; 4–5. 7). Тропари 7 гл: 1. «Святые мученики,

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Таинство брака Дорогая о Господе В.!А вот болезни-то свирепеют, так как мы грех ко греху прилагаем, да ещё и сознательно. Надо бы Вам с Л. пожалеть души друг друга, а то в житейском - помощь и жалость, а в духовном - губительство.Вы - вдова законная, и нет препятствий для Вас во

Из книги Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться автора Феофан Затворник

ЧИСТОТА ДО БРАКА В далеком прошлом евреи - как юноши, так и девушки - приходили к браку непорочными. Отцы следили за тем, чтобы их сыновья посещали главным образом синагогу, а дочерей старались держать на почтительном расстоянии от мужчин. Уже в I в. н. э. историк Филон

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

24. ТАинство брака Бог – основатель брака. Законы брака – не выдумка человека, а требование человеческой природы, сотворенной Богом. Брак – это союз всей жизни, по природе своей направленный ко благу супругов и рождению и воспитанию потомства.Брак на пробу, или брак,

Из книги Люди Греческой Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Тишкун Сергий

Брака, теология (Marriage, Theo-logy of) Библейское учение о браке воплощено в положении " Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт 2:24). На это же положение ссылаются наш Господь(Мф 19:5)и ап. Павел (Еф 5:31) как на основу их учения о

Из книги автора

73. Продолжение. Раз данный обет безбрачия должно держать твердо. Высота девства Спешу и ещё приложить Вам кое-что о том же.Святой апостол Павел, насадивший веру Христову в Коринфе, опасаясь, как бы Коринфяне не уклонились на какой-нибудь неправый путь, писал к ним: ревную…

Из книги автора

Таинство Брака Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и подается благодать Божия для взаимной

Из книги автора

Таинство Брака – Вы говорили, что сменили уже несколько приходов. Как к этому относилась ваша паства, ведь уход священника из прихода часто ломает нормальное течение жизни, люди от этого страдают? И как это воспринимали вы сами?– Когда рукополагают священника, его

Притом, что в Российском Союзе евангельских христиан-баптистов порядка 70-80 процентов – женщины… За кого выходить замуж?.. Что делать, если находишься много лет в служении и в молитве, а мужа от Бога все нет и нет?.. Почему о вопросе замужества или женитьбы многие служители баптистских церквей предпочитают не говорить?.. Чтобы найти раскрыть эту тему, между прочим, вопиюще-болезненную, «Протестант» решил провести «круглый стол», за которым собрал пасторов и лидеров, замужних, женатых, а также неженатых и незамужних.

За «круглый стол» мы пригласили заместителя председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов Рувима Волошина, пастора церкви Семена Бородина, лидера женского служения баптистского Союза Диану Кондратьеву, руководителя центра «Библейского просвещения», главного редактора журнала «Сестра» Галину Обровец, пресс-секретаря Московского объединения церквей ЕХБ Зою Бардину и служителя Виталия Занина. Модератором разговора выступил Олег Аскаленок.

Олег Аскаленок – Как выйти замуж? Опрошенные нами служители баптистских церквей согласны с тем, что проблема существует, но как ее решать? Насколько значительным вам кажется этот вопрос?

Семен Бородин – Со слова «проблема» разговор начинать нельзя. Потому что если мы говорим, что это проблема, то она становится такой болевой точкой. Эту тему можно рассматривать как вопрос, как задачу, как перспективу. Существует один библейский взгляд, что есть дар духовный, который называется безбрачием. И это касается и мужчин, и женщин. Если мы говорим о даре Божьем, о призвании Божьем к жизни вне брака, то эта позиция нисколько не умаляющая мужчину или женщину, а возвышающая их. Я смотрю на это с позитивной стороны. Точно так же, как существует дар благовестия. Не всем этот дар дан, но тем, у кого он есть – они с радостью его принимают. Если, например, говорить о многодетности как о проблеме, тогда это действительно станет проблемой, и большое количество детей будет доставлять трудности, страдания, скорби, а каждый новый ребенок покажется горем, а не благословением. Такой подход неверен. Если на многодетность, безбрачие и др. дары посмотреть как на благословение, тогда у нас возникнет много других, позитивных, факторов: для чего Бог призвал, к чему Бог предназначил, что сопутствует в этом, как человек находит свою полноту или полноценность во Христе, как он рассматривает себя вне зависимости от того – много у него детей или мало… То есть, таким образом, можно открыть другие стороны благодати, другие стороны жизни во Христе. И вот это дает полноценность, смысл жизни и, скажем по-человечески, большое счастье. То есть незамужество может быть благословением. Сразу оговорюсь, что не для всех жить вне брака – это дар.

Можно о нас, о верующих, говорить, как о части общества. Церковь не может быть исключена из жизни страны. В обществе происходит разрушение института семьи. Соответственно, это отражается на церкви, тем более, если люди к нам приходят из мира. Все, что ими было пережито в мире, привносится в общины. Мы должны Мы должны признавать это, что их проблемы – не частные, их трудности – это уже наши вопросы...

Виталий Занин – Проблема одновременно есть, и ее нет. Можно согласиться с Семеном Алексеевичем, что на самом деле все зависит от человека. Например, я знаю многих сестер разного возраста, и ни для одной из них такой проблемы, как выйти замуж, не существует. Наоборот, они не хотят замуж, потому что самодостаточны, у них все есть – служение, работа, квартира. И семья им не нужна. Общаясь с молодежью разных регионов, в то же время вижу, как некоторые сестры очень хотят выйти замуж. И часто в этой связи ведут себя некрасиво. Другие хотят выйти замуж, но не ставят себе это в число приоритетов № 1. Вопрос замужества или женитьбы – это вопрос упования сестер или братьев на Бога. И это единственный вариант решения этой проблемы. Но пасторы и руководство церквей не должны этот вопрос игнорировать. Для меня примером является мудрость апостолов, когда вдовы остались в пренебрежении, когда не было человека, который бы о них позаботился, тогда апостолы вместе собрались и стали решать, что делать. То есть они увидели проблему и выработали ее решение. Таким же образом следует поступать и в нашей жизни, и в наших церквах. Если есть проблема, надо сесть и выработать решение этой проблемы. Вспоминаю пример одной украинской церкви, в которой было много сестер и мало братьев. Пасторы церкви стали думать, что делать. И придумали – дьяконов отправили на ближайшую дискотеку благовествовать парням. В результате их благовестия в церковь стали приходить молодые мужчины, и острота вопроса была снята. Несмотря на то, как будет поступать руководство церкви, все зависит от веры и благочестивого упования на Бога каждой отдельно взятой незамужней сестры. Возможно, это станет определяющим фактором для ее будущего мужа.

Рувим Волошин – Является ли это проблемой? Зависит от того, кто и как этот вопрос рассматривает. Если мы, прежде всего, верующие, то должны помнить, на Кого уповаем, Кому принадлежим, от Кого зависим, Кому подчиняемся. И тогда наши обстоятельства не будут тяготить, а станут условиями, в которых Бог нас употребит наилучшим образом, если мы Ему подчиняемся. Некоторые пробовали эту проблему сами решить. Знаю много случаев, когда люди говорили, что если бы можно было время повернуть вспять, никогда бы не вышли замуж за неверующего человека. Существует уникальное средство, которое Господь нам определил как панацею от наших трудностей – это молитва. Когда мы молимся, то находим утешение в Боге и получаем от Него ясность, каждый в свое время. Потому что как есть те сестры, которые не могут выйти замуж, точно так же есть и братья, которые много раз получали гарбуза (тыкву – обычай в Украине, на предложение о женитьбе вместо отказа передают тыкву-гарбуз). Это говорит о том, что у каждого из нас есть определенное Богом время. Просто мы должны научиться принимать от Бога любое решение о своей судьбе для дела созидания Его Царства. Понимаю, что легко нам рассуждать и философствовать, имея семьи. А вопрос незамужества и ожидания – очень болезненный. Я бы рекомендовал каждый конкретный случай рассматривать индивидуально. Вспоминаю пример церкви, где обратили внимание на то, что у них в последнее время не было свадеб. Люди стали просто молиться. Никто не занимался посредничеством, не было никаких сватов и сводников. И в тот год в этой церкви сыграли семь свадеб. Когда Бог открывает нам какую-то проблему, то рассматривает нас как сотрудников, соработников. Он хочет нас благословить. И если мы знаем, что Он желает нас благословить, то нам следует просто принимать в этом участие.

Зоя Бардина – Вопрос о том, как выйти замуж, полагаю, что своевременный. Для меня, в принципе, это проблема. До того, как стать христианкой, у меня этой проблемы не возникало. Поступали предложения о замужестве, но они были не совместимы с моими убеждениями. Я сделала выбор в пользу Иисуса Христа. Но уверена, что Бог не наделил меня даром безбрачия. Я просто всегда была послушна Господу, о чем не жалею. На пути следования за Иисусом Христом в течение 16 лет я не получила ни одного предложения создать семью от наших братьев-христиан. В чем вижу руку Божью и то, как Бог меня совершенствует в других сферах служения на благо Царства Небесного. И я счастлива от этого. Проблема возникает у тех христианок, кто фокусируется только на замужестве. В этом случае незамужество становится мучением, бременем, которое очень серьезно сказывается на повседневной жизни. В этой связи очень важен вопрос душепопечительства, создания молитвенных групп. Для чего? Чтобы расставить приоритеты в жизни, чтобы оставаться полноценной личностью, несмотря на отсутствие семьи.

По большому счету проблема незамужества существует, но мы преодолеваем все трудности силой Возлюбившего нас Господа. И надежда всегда остается. Потому что по-человечески у меня вроде бы и не должно уже быть надежды, но я все предала в руки Господа и, как написано в 22-ом Псалме: «Господь Пастырь мой, и я ни в чем не буду нуждаться. Он водит меня к водам тихим и питает нас на Своих пастбищах…» Нужно полное доверие Богу. Некоторые сестры, едва им исполнилось 19 лет, эту проблему ставят на первое место. Много тех, кто в зрелом возрасте мечтает о замужестве. Постоянные размышления о семье приводят христианок к замкнутости. Но, если мы не только верим, но и доверяем Богу, Он усмотрит наше долговременное счастье. Жить надо не ради замужества. К сожалению, есть семьи, которые считают незамужних сестер в чем-то несостоявшимися. Это не так! Господь дает нам силы, Он созидает нас полноценными личностями.

Диана Кондратьева – Хочу сказать, что обсуждаемый нами вопрос всегда был и еще долго будет оставаться актуальным. Потому что это заложено в сущности человека, а человек – творение Бога. Когда мы читаем притчи Соломона, то видим, что двоим лучше, чем одному. И, размышляя над этими словами, я подумала, что, когда Бог создавал Еву, уже был сотворен Адам. И когда она появилась на этой земле, то с первых мгновений была не одинока. И это наша женская сущность – не быть одинокими. Не хорошо человеку быть одному. Двоим лучше. Поэтому здесь вопрос, скорее, в другом – «что делать»? Надо искать волю Бога. На практике получается, что мы ищем себе мужа и тем самым пренебрегаем волей Бога. И часто с появлением в нашей жизни человека, данного не Богом, а выбранного по собственной воле, приходят и трудности. Вот почему сегодня в наших церквах, к сожалению, так много проблемных семей. Мне кажется, что такое выражение, как «крепкая семья – крепкая церковь» – очень актуально.

Галина Обровец – Согласна со всеми выступавшими до меня. Хочу сказать, что те сестры, которые в анкетах пишут, что у них есть проблемы с замужеством, – это не те христианки, которых Бог благословил даром безбрачия и полным посвящением себя служению. Большинство наших сестер не богословы, не служители, а женщины, которые хотят простого человеческого счастья. Мне кажется, не надо замалчивать, что в наших церквах существуют негласные правила и неписаные законы: каждая сестра, которая хочет выйти замуж, проходит собеседование с пастором. И если только он услышит, что ее избранник – неверующий, то на этот брак будет наложено табу. Это так или нет? Или, братья, скажите, что у нас уже полная свобода в этом вопросе? Хотелось бы понять, какие тексты из Писания мы берем для руководства, когда говорим, что христианка ни под каким предлогом не должна выходить замуж за неверующего человека?

Олег Аскаленок – Давайте не будем уходить в сторону обсуждения вопроса, может ли сестра выходить замуж за неверующего или нет. Это тема другого большого разговора. Давайте вернемся к разговору о проблеме незамужества в наших церквах и во второй части обсуждения дадим ответ на вопрос, что же делать и как решать эту проблему.

Галина Обровец – Эта проблема, на мой взгляд, затрагивает интересы 90 % христианок в церквах. В России на 10 миллионов женщин больше, чем мужчин. Если учесть, что миллион мужчин сидит в тюрьмах, еще миллионы – алкоголики, наркоманы и пр., то шансы найти адекватного мужчину для создания семьи и рождения детей – минимальны. 10 миллионов женщин по стране – это немного меньше, чем 10 % населения. А в наших церквах 90 % женщин имеют проблему в том, как найти адекватную пару. И, что греха таить, мужчины в церкви, если на них посмотреть честным взглядом, не всегда годятся для семьи. Была свидетелем того, как христианка пришла на собеседование перед крещением. Служитель ее спросил: «Если неверующий тебе предложит выйти замуж, что ты ему должна ответить? Ты должна ответить «нет» на основании библейского текста «не преклоняйтесь под одно ярмо с неверными». Я внимательно изучила этот текст. Там о браке вообще речи не идет. А у нас именно эти стихи ставятся во главу угла. Нам надо найти то основание, по которому мы имеем право вот так вот наотмашь запрещать женщине создавать семью, быть любимой. Каждый из нас хочет быть любимым. Господь заложил в нас это желание. Получается, что наши евангельские церкви часто не дают женщине право любить и быть любимой. Безусловно, я не за то, чтобы колоннами сестры пошли под венец и связали свою судьбу с неверующими людьми. Но говорить о том, что негласные законы и правила существуют, мы можем. Это законы несвободы, и нам следует их пересматривать. Если человеку церковь, родители что-либо запрещают, и это не является его выбором, то это называется насилием. Хотелось, чтобы мы подумали, до какой степени можем использовать свою свободу во Христе. Еще раз повторюсь, что не призываю выходить замуж за неверующих, но знаю примеры того, как христианки счастливы в браке с неверующими, у них рождаются дети, которые становятся христианами. Но также мне известны примеры, когда браки с верующими заканчиваются для жен синяками под глазами и др. Молитва – это самый главный рецепт поиска супруга. И каждый человек перед Богом должен решать, с кем ему связывать свою жизнь.

Олег Аскаленок – Мы уже обозначили один из путей решения этой проблемы – брак с неверующим. Какие еще существуют варианты ответа на вопрос «Как выйти замуж?»

Семен Бородин – Мы говорим уже не просто о незамужестве, а о состоянии браков, о разводах. С этими проблемами мы сталкиваемся, когда начинаем работать над созданием новых церквей. Вы сейчас привели пример крещаемой, которой задаются такие вопросы. Каждая ситуация уникальна. Иногда мы отказываем людям в крещении. Повторяю, в отдельных случаях, но не огульно. Когда пастор точно знает ситуацию, нужно не допустить чего-то худшего. Но это не значит, что это стандарт, который можно применить ко всем. Мои друзья из Киева проводили служение в Доме кино. Тогда стали христианами многие артисты. Собрания посещали бывшие супруги, у которых теперь свои семьи. Они все примирились с Господом, являются членами церкви и теперь вместе посещают богослужения. Благодать Божья изменила сердца этих людей. Они действительно стали Божьими детьми. Но подойди мои друзья к решению их вопроса по шаблону, думаю, что половина этих людей не была бы в церкви. На этот вопрос есть один универсальный ответ, который дал апостол Павел. Когда он говорит о замужестве верующего и неверующего, о предполагаемом разводе, о согласии и несогласии продолжать христианскую жизнь, то делает вывод: «Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» (1-е Послание Коринфянам, глава 7, стих 17). И добавляет, что если ты при зван в таком положении, не пытайся повернуть жизнь обратно. Хорошо, скажете вы, а если сейчас они находятся в гражданском браке, и Богу было угодно их призвать в таком положении. И мы говорим, что ты не можешь принимать крещение, пока не решишь вопрос. В этой связи я бы опять процитировал Павла: «Каждый поступай так, как ему Господь повелел, так Господь и призвал». И в этом нужна чувствительность пастора, который работает с этой парой или с этим человеком. У пастора должна быть чувствительность к водительству Духа Святого и у человека должна быть чуткость, к чему Бог его сейчас призывает. Вы сказали, что в России большой процент женщин по сравнению с мужчинами. А в церквах эта проблема еще более насущная. Задам вам вопрос: «Мы рассматриваем проблему замужества отдельно от евангелизма?» Если отдельно, то мы в безнадежном положении. Мы думаем иногда, как бы нам счастливо жить в сообществе. А здесь невозможно жить, потому что выживание наше – в развитии и в расширении, в достижении Евангелием новых людей. И когда я посвящаю себя миссионерской работе, Бог устраивает мою жизнь. Когда я занимаюсь спасением других, Бог спасает меня. Когда я осчастливливаю других, Он осчастливливает меня. И на вопрос «Как выйти замуж?» ответ – через миссионерство. Тогда найдутся мужчины и создадутся семьи. Ваш вопрос «Можно ли выходить замуж за неверующего?» я бы чуть-чуть переформулировал: «До какой грани во взаимоотношениях может дойти сестра, евангелизируя грешника?» Есть один вариант ответа – даже не смотри в ту сторону. Второй вариант – расскажи ему Евангелие и скорее от него убегай. Третий вариант – ты можешь оказать ему немного внимания, но смотри – будь осторожна. Здесь проблема ненаученности, нераскрытости, несвободы нашей, чтобы через евангелизм достигать людей и максимально к ним приближаться. Да, но можно обжечься. А кто сказал, что мы должны быть в защищенной зоне? Скажите, как далеко можно идти в евангелизме погибающих мужчин и женщин?..

Виталий Занин – Согласен с Семеном Бородиным. Хочу прочитать текст из Библии, который мне кажется очень важным в нашем вопросе, – из 1-го Послания к Коринфянам, глава 7, стих 29: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие». Интересно, что Павел здесь ставит вопрос замужества не на первое место, он его отодвигает на второй план, а может, и дальше. Потому что время коротко и это время – служить Богу и служить как можно больше. Готовясь к прошлогоднему Конгрессу баптистского братства, мы в Молодежном отделе сделали мультфильм. Наш герой Вася обратился к Богу, пришел в церковь, и теперь перед ним стоял выбор: – пойти в семинарию, жениться или поехать куда-то миссионером, то есть выбрать путь служения. И мы предложили три направления развития сюжета. Во-первых, Вася окончил семинарию, ушел в богословие и практическим служением по спасению грешников перестал заниматься. Второй вариант, когда он женился, у него родилось много детей, его захватила суета, и он отошел от активного служения в церкви. Третья дорога – когда он выбрал путь служения в церкви для Бога, тогда Бог благословил его женой и всем необходимым. Я уверен, что именно такой путь Бог приготовил для каждого человека. Когда человек занимает активную позицию в служении, в жизни, то Бог его благословляет. Господь способен восполнить все нужды и проблемы, но, конечно же, в свое время.

Рувим Волошин – Галина Александровна подняла интересный вопрос: «Выйти замуж за неверующего – где основания, что братья запрещают?» Основание в Библии – 1-е Коринфянам, глава 7, стих 39 – женщина свободна выйти замуж за кого хочет, но только в Господе. Нам нужно быть очень осторожными в том, чтобы стремиться сегодня решить проблему замужества, пытаясь как-то подредактировать Священное Писание. Признаюсь вам, что по характеру я максималист. На нас всех очень сильно влияют штампы или традиции общества, в котором мы вырастаем. Я вырос в сообществе, где насаждалось, что у тебя обязательно должна быть машина, дом, семья и потом только, может быть, тебе доверят служение. И когда я смотрел на такую перспективу, мне это не очень нравилось, потому что служение Богу было для меня приоритетным еще с подросткового возраста. В моей судьбе Бог в буквальном смысле слова все перевернул с ног на голову, потому что машину я получил в последнюю очередь. Раз пять я делал девчонкам предложение. И, слава Богу, все они вышли замуж раньше, чем я женился. И я счастлив от этого, просто я претендовал не на свое. Потом я видел, что Бог ведет меня таким путем, чтобы воспитать и смирить, и совсем не в той местности, где я себе представлял. Институт семьи утвердил Господь. И когда мы сегодня поощряем людей регистрировать брак, то часто это делаем не потому, что так написано в Библии, а потому что это правило. На самом деле женщина себя уютно чувствует, если есть эта закорючка в паспорте, это честно. Все остальные варианты брака – это дань современной моде, это то, что завтра люди осудят. Из истории мы знаем, что традиции и обычаи меняются, что устройство общества, каким бы оно ни было, все равно остается таким, каким его предусмотрел Бог – институт семьи, дети, взаимоотношения между родными и потом уже все остальные общественные приоритеты. Если даже и есть церкви, где совсем нет братьев, то, слава Богу, мы не на острове живем. И те, которые посвящают себя служению, а я встречал сестер, которые спустя 10 лет служения говорили, что вот Бог не решает этот вопрос, я принимал это близко к сердцу и вместе с ними молился. И сегодня, если у нас нет ответа на решение проблемы «Как выйти замуж?», то мы напрасно беседуем. У нас есть ответ – это молитва и призвание, которое каждому открывает Господь. При всем сострадании к одиноким сестрам, я бы не хотел менять Писание для решения этой проблемы. Потому что потом мы будем вместе плакать. Но когда мы доверим этот вопрос Богу, и Он Сам решит эту нашу проблему, мы не опоздаем. Христос еще никуда не опоздал.

Зоя Бардина – В своем журналистском служении я встречалась с ситуациями, когда неженатые братья за 40 вдруг начинали размышлять о женитьбе. Спрашивается, а о чем они думали раньше?.. Оказывается, они были так научены, что сначала – служение, а потом когда-нибудь семья, а может, семья и вовсе не нужна. И они внутренне мучились, что негативно влияло на их служении. Будучи во Владивостоке, я вела Клуб одиноких сестер (КОС), чтобы христианок духовно укрепить и подготовить к браку. Нашим попечителем был пастор из миссионерской церкви, у которого было видение – церковь укрепляется, когда там появляется больше христианских семей. У нас нет неженатых пасторов, а вот дьяконы есть, и они ведут церкви как-то однобоко по отношению к вдовам, сиротам, одиноким, к женскому служению. Эти служители считают, что Бога надо прославлять в песнях, через участие в каких-то проектах, а вот опекать вдов, одиноких, сирот – не наше. Я против таких служителей, которые не понимают, что такое семейное счастье. Это первое. Второе – на 99 % я уверена, что христианкам нужно выходить замуж за верующих мужчин. Если глава семьи – христианин, есть общность интересов. Мое пожелание – искать волю Божью, чтобы выйти замуж за верующего человека.

Диана Кондратьева – Я бы хотела вернуться к проблеме «что делать?». В этой связи приведу три слова: «просить, быть и верить». Мы можем просить мужа, желать быть замужней. Можем верить в свои силы: «Я вышла замуж, я буду счастливая, у меня будет все так, как я хочу». И эта ошибка многих из нас, представительниц женского пола. Другая сторона медали этих трех слов «просить, быть и верить» – просите мудрости, которой у нас всех – от мала до велика – так не хватает. Просить: «Вот я, Господи, пошли меня на то служение, которое Тебе и людям необходимо», а не: «Вот я, пошли меня, что называется уж замуж невтерпеж». Второе – быть той, какой бы ты хотела видеть окружающих тебя людей. В 21 веке, мне кажется, нам не хватает внимательности к ближним и дальним. Я вижу, как выборочно внимательна молодежь, внимательна к тем, к кому они хотят и невнимательны, иногда даже циничны и грубы ко всем остальным. Я советую девушкам, сестрам: «Будьте ко всем одинаково-внимательны – к взрослым, к средним и к молодым, к богатым и к бедным, к образованным и необразованным…». Потому что внимательный человек – это неравнодушный человек. И такого невозможно не заметить. И третье – верить. Я хочу, чтобы мы верили не ситуации, не, как нам кажется, безвыходному положению, когда сестер много, а братьев нет, а доверялись Богу. В ответ на вопрос «Что делать?» – просите мудрости, будьте внимательной к Богу и к окружающим людям и доверяйте Господу. И Он обязательно усмотрит, потому что Бог никогда не ошибается.

Рувим Волошин – Очень важно, чтобы в наших церквах звучало правильное учение, которое поможет решить проблемы даже неверной ориентации, если на то пошло. Нужно всегда понимать и помнить, что выйти замуж за христианина – это не панацея, потому что семейная жизнь – это огромный, неимоверный труд. Семья – это лучше, но не легче. Только женившись, я узнал, какой я негодяй. Не потому, что мне жена об этом сказала, она даже не подозревала, как я был глубоко в себе разочарован. На самом деле, разрешая один вопрос, мы сразу сталкиваемся со многими другими. Поэтому, если мы хотим решить проблему замужества, то лучше в то время, когда Бог этому содействует. Я хотел бы всем пожелать, прежде всего, благословений, а незамужества. Хотя и замужества счастливого, но во время, которое определит Господь.

Олег Аскаленок – В Приморье, где я служил пастором, в одной из церквей была сестра Вера Житник. Ей было за 40. Она молилась о замужестве, но не зацикливалась на этой проблеме. Вера служила Господу. Ее можно было сравнить с Тавифой, – незаметной, но так много помогавшей людям. В 42 года она заболела и умерла, так и не выйдя замуж. Из всего имущества, которое у нее осталось, – кровать, которую братья подарили ей во время болезни, и много книг. Чтобы похорнить на Украине, гроб с телом повезли через Москву. И вместе с гробом передали тетрадь, в которой люди написали свои воспоминания о ней. Когда я их читал – плакал. На мою жену она оказала большое влияние, а, казалось бы, они встречались только два раза. С точки зрения человеческого счастья, Вера Житник была неуспешной: у нее не было семьи, имущества, умерла очень рано. Но она оставила после себя огромный след – в сердцах и в судьбах многих сотен неверующих людей. Другая история. Однажды я проповедовал в маленькой церкви военного гарнизона. После проповеди ко мне подошла пожилая сестра и поделилась своей болью: «Брат, посмотри, у нас одни сестры, что нам делать?» Я ей назначил встречу, и на следующее утро она пришла в назначенное место и время. Я указал ей на 3 тысячи мужчин, которые разъезжались по воинским частям: «Вот ваши братья, молитесь». Через полгода у них в церкви было уже пять верующих офицеров. У тех сестер, которых я встречал и для которых незамужество являлось архитрагедией, я увидел вот какую проблему – центром они ставят не Бога, а себя – свое самосовершенствование, свою самореализацию: «Да будет воля моя, а не Твоя». Бог их призывает не для того, чтобы решать свои собственные проблемы, а чтобы исполнить Его план. Когда мы не видим Господа в решении вопроса замужества, мы тонем, а когда смотрим на Него, то вода для нас превращается в асфальт.

Семен Бородин – Мы сейчас рассуждаем о вопросе с позиции нуждающихся – неженатых мужчин и незамужних женщин. А давайте посмотрим с другой стороны – родителей, которые заботятся и благословляют своих детей. У меня семеро детей, четверо из них уже в браке, двое в процессе решения этого вопроса, один еще маленький. Я своей жене говорю: «А ты внутренне готова к тому, что у кого-то будут трудности?» Если готова, дай другим кредит переживания и сама будь готовой, чтобы пережить трудности. Как мы можем помочь нашим взрослеющим детям войти в свою семью? Через молитву, содействие и участие в их жизни. Второй подход – пасторский: как мы можем восполнить недостатки незамужних или неженатых людей в наших церквах для их вступления в брак, если они не получили от родителей должного воспитания? Третий подход – подход специалиста, работающего в реабилитации, как мы способны помочь людям, находящимся в кризисе, вернуться к нормальной жизни. Нужно быть наполненными благодатью, чтобы снизойти к любой ситуации.

Диана Кондратьева – Есть такое выражение: хочешь быть счастливой – будь ею. Мне очень хочется, чтобы люди были счастливы от Бога, поэтому доверьтесь Богу, и все будет хорошо.

Зоя Бардина – Я хочу пожелать незамужним девушкам, женщинам, чтобы они чувствовали себя полноценными в Боге, потому что Господь наполняет нас каждый день Собою, вне зависимости от того замужем мы или нет. Молитесь за этот вопрос, отдавая решение Господу, потому что счастье только тогда может быть настоящим, и вы не пожалеете о сделанном выборе.

Виталий Занин – Девушкам я бы хотел пожелать место из Священного Писания, которое для меня очень ценно – это принцип, который пытаюсь практиковать в своей жизни – принцип вдовы. Этот принцип записан в Евангелии Луки, 18 глава. Все помнят, как вдова просила судью защитить ее от соперника. Судья сопротивлялся, но потом решил: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». И дальше апостол Лука пишет: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» Пусть эти слова станут насущными и для вас, девушки. Полностью доверьтесь Богу, приносите Ему свои проблемы. Сам я еще неженатый человек и хочу сказать сестрам, что мы ценим в сестрах не внешнее, а то, что у вас есть на сердце, поэтому практикуйте добрые дела, свое смирение пред Богом и людьми, чтобы братья видели в вас христианку, которая всем сердцем любит Господа.

Олег Аскаленок – Хочу поблагодарить всех участников «круглого стола». Как очевидно из разговора, тема оказалась непростой. Понятно, что в одной дискуссии все не обсудишь, поэтому мы на этом не ставим точку. И обращаемся к нашим читателям присылать свои отзывы, смело высказываться по обозначенной теме «Как выйти замуж?»

Большинство из нас не останутся одинокими на всю жизнь, поэтому я думаю, что на безбрачие нам стоит смотреть как на один из жизненных сезонов, как на Божий дар. В 1-ом посла­нии к Коринфянам 7:32-33 Господь показывает, каким должно быть правильное отношение к безбрачию. Если перефразиро­вать это место Писания, то оно может звучать примерно так:

Я хочу, чтобы вы жили, не создавая себе трудностей. Когда вы незамужем или неженаты, то вы, будучи сво­бодными, можете уделять все свое внимание тому, что­бы угодить Творцу. Брак требует от вас полной самоот­дачи, вы должны угождать своим супругам, и это тре­бует огромного внимания. То время и энергия, кото­рые супруги тратят на заботу друг о друге, безбрачные могут использовать на то, чтобы стать полноценными святыми сосудами Божьими.

Павел не говорит об этом для того, чтобы унизить узы брака. Он говорит об этом для того, чтобы мы с вами смотрели на безбрачие как на особый период, как на Божий дар. Бог не ис­пользует безбрачие для того, чтобы наказать этим нас. Он со­творил этот период нашей жизни для того, чтобы дать нам воз­можность возрасти. Мы же, в свою очередь, не должны упус­кать такую возможность.

Один человек очень правильно заметил: «Не нужно ничего предпринимать по поводу вашего безбрачия. Воспользуйтесь им!» Остановитесь на минуту и задумайтесь над тем, полноцен­но ли вы используете Божий дар безбрачия. Задайте себе во­просы: «Сосредоточен ли я на том, чтобы максимально уго­ждать Творцу? Использую ли я этот жизненный период для того, чтобы стать полноценным святым сосудом Божьим? Или же все мои силы направлены, чтобы найти партнера для ро­мантических отношений? Может быть, я разбрасываюсь да­ром, который дан мне Самим Богом? Не загромождаю ли я свою жизнь излишними трудностями и заботами, вытекающими из романтических отношений?»

Пока мы одиноки, свидания не только препятствуют подго­товке к браку, но и порой фактически крадут у нас дар безбра­чия. Свидания могут связать нас по рукам и ногам. А ведь Бог желает в это время довести до максимума нашу возможность служить Ему. Любой сезон безбрачия (независимо от того, сколько вам лет: 16 или 26) является Божьим даром. Не препятствуйте Богу, не тратьте свой жизненный потенциал на кратковременные романтические отношения.



НА САМОМ ЛИ ДЕЛЕ ВЫ ЕМУ ДОВЕРЯЕТЕ?

Три истины, о которых говорилось выше, могут показаться до­вольно простыми, но несомненно то, что они требуют от чело­века серьезных жизненных перемен. Для этого нам нужно на­учиться ждать. И Бог призывает нас к тому, чтобы мы ждали. Может быть, это вам не очень нравится, но вам следует понять, что ожидая Божьего времени, мы показываем Богу наше послу­шание, а ведь именно оно так угодно Господу.

Ожидание Божьего совершенного времени требует от чело­века полного доверия Богу. Доверия в том, что Он не дает нам какой-то благой дар в данный момент только лишь потому, что приготовил нечто гораздо лучшее в будущем. Убежденность в этом помогает развивать в себе терпение.

Я могу искренне признаться в том, что иногда мне сложно доверять Богу. Когда я думаю о своей личной жизни, мне на­чинает казаться, что Бог желает оставить меня безбрачным на всю жизнь. От этой мысли мне становится не по себе. Или же я начинаю со страхом думать, что если Господь и позволит мне жениться, то Он приведет в мою жизнь девушку, к которой я не буду испытывать ни малейшего интереса. Я знаю, что все эти страхи совершенно необоснованны. Думая так, я забываю о том, что Бог очень любит меня. Но, даже понимая, что Бог благ, я зачастую позволяю недостатку веры влиять на мой подход к романтическим отношениям. Я боюсь, что Бог может забыть обо мне. Вместо того чтобы доверять Ему в том, что Он все делает в совершенное время, я часто пытаюсь своими силами контролировать ту или иную ситуацию. Я забираю у Господа календарь моей жизни и с безумной скоростью начинаю за­писывать в него свои собственные планы. Говорю: «Бог, я знаю, что Ты всесилен, но, по-моему, T упустил из виду тот факт, что эта девушка - несомненно моя судьба. Если я не приглашу ее на свидание прямо сейчас, мое будущее не будет иметь смысла». Некоторое время спустя я смиренно возвращаю календарь Богу со словами: «Конечно же, я доверяю Тебе, Господь, но почему-то мне показалось, что моя помощь может Тебе пригодиться».

СВИДАНИЯ И ЗЕФИР

Я надолго запомнил снимок из журнала «Time»: маленький ре­бенок один сидит в комнате, глядя на зефир, лежащий на столе. Эта странная фотография напоминает мне те чувства, которые я порой испытываю, пытаясь доверять Богу в том, что Он поза­ботится о моей личной жизни.

Тема статьи не имела отношения ни к свиданиям, ни даже к зефиру. Разговор шел о научном исследовании, проведенном среди детей. Ниже приведу несколько абзацев:

Оказывается, ученые могут предсказать, каким будет ребенок в будущем, наблюдая за тем, как он ведет се­бя, когда ему предлагают обыкновенный зефир. Ис­следователь по очереди приглашает в комнату не­скольких четырехлетних детей. Тут-то и начинаются «мучения». Он говорит детям: «Ты можешь съесть этот зефир прямо сейчас, но если ты подождешь, пока я схожу по делам, то когда я вернусь, ты сможешь съесть не один, а два зефира». После этого ученый выходит из комнаты.

Некоторые дети в ту же секунду хватают зефир. Другие ждут несколько минут, прежде чем поддаться искушению. А третьи намерены ждать. Они закрыва­ют глаза, обхватывают голову руками, поют сами себе, пытаются играть в какую-то игру и даже засыпают. Когда исследователь возвращается, ребенок получает огромным трудом заработанный зефир!

Когда дети достигают старшего школьного возра­ста, происходит нечто примечательное. Наблюдения учителей и родителей показывают, что те, кто в четы­рехлетнем возрасте нашли в себе силы ждать, чтобы получить второй зефир, вырастая, становятся очень уверенными, смелыми, с выраженными задатками лидера и личной ответственности. Дети, которые быстро поддаются искушению, став подростками, оказываются склонными к одиночеству. Они довольно упрямы, часто расстраиваются и боятся трудностей.

Конечно, мораль этой истории заключается в том, что в раз­витии характера очень важно развитие умения воздержи­ваться и ждать, начиная с каких-то незначительных ситуаций. А когда речь зайдет о чем-то гораздо более значимом, тогда это умение перерастет в успех. Четырехлетние малыши, принимавшие участие в эксперименте, этого не знали. Они сопротивля­лись желанию съесть зефир не из-за того, что однажды это по­может им получать хорошие оценки в школе. Они преодолева­ли это желание потому, что у них была вера. Они явно пред­ставляли себе тот момент, когда хороший дяденька в белом ха­лате зайдет в комнату и даст им два зефира вместо одного. Они терпели потому, что умели доверять.

Эта история меня очень поддерживает. Иногда, когда я жду Божьего совершенного времени, размышляя о своей личной жизни, я борюсь с теми же чувствами, с которыми боролись де­ти, надеявшиеся получить второй зефир. Романтические отно­шения привлекают меня точно так же, как воздушный нежный зефир влечет к себе четырехлетнего малыша.

Почему бы мне ни взять в руки то, чего мне так хочется? Почему бы вам ни сделать того же? Но ведь Бог пообещал нам нечто гораздо лучшее! Он готов давать нам все, в чем мы ну­ждаемся уже сейчас, если мы воспользуемся уникальными пре­имуществами дара безбрачия. Он позаботится о наших нуждах и желаниях и в будущем, когда мы вступим в брак. Самое глав­ное, чтобы мы с вами верили в это. Подобно тем маленьким де­тям, мы находимся в комнате, где перед нами есть что-то, что может доставить нам удовольствие прямо сейчас. Но мы не сможем увидеть награду, которая нас ожидает в будущем, если сейчас мы не примем решение ждать.

Все сводится к одному вопросу: доверяете ли вы Богу? Только не нужно отвечать так, как будто вы находитесь на занятии воскресной школы. Не нужно заученных фраз. На самом ли де­ле вы доверяете Ему? Верите ли вы в то, что, отказывая вам в чем-то хорошем сейчас, потому что просто еще не пришло вре­мя, Господь даст вам нечто лучшее тогда, когда наступит Его со­вершенное время?

Джим и Элизабет Эллиот в свое время столкнулись с этим во­просом. Они очень сильно любили друг друга, но Божья воля была для них превыше всего. В своей книге «Страсть и чистота» Элизабет Эллиот пишет:

Все свои планы мы отдавали в руки Божьи. Его план был превыше всего того, что мы могли себе предста­вить. Нас можно было сравнить с желудями, которые растут на дубе. Желудь делает то, для чего он был со­творен. При этом он не мучает своего Творца вопроса­ми «Где?», «Как?» и «Почему?». Бог дал нам разум, волю и желания. При этом Он хочет, чтобы мы доверяли Ему. Нам дан шанс доверять Ему, когда Он говорит нам: «Если человек оставит свое «я» ради Меня, он обретет свою истинную суть».

Когда я ее обрету? - часто спрашиваем мы.- Как я ее обрету?

А Он отвечает:

Только доверяй Мне.

Почему я должен отказываться от своего «я»? - настаи­ваем мы.

А Бог отвечает:

Посмотри на желудь и доверься Мне.

БОГ ЗНАЕТ ЛУЧШЕ

Многие люди слишком поздно понимают, что состояние удов­летворенности не является тем местом назначения, к которому нам всем нужно добраться. Удовлетворенность - это состояние нашего разума. В 1-ом послании к Тимофею 6:6 Павел говорит: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным». И в послании к Филиппийцам 4:11: «...я научился быть доволь­ным тем, что у меня есть...» В чем же заключается секрет Павла?

Апостол поделился этим секретом с нами: «Все могу в укреп­ляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). Павел доверял Богу в том, что Он даст ему силы перенести все трудности. Точно так же и мы можем обрести довольство, доверяя Господу в том, что Его сила и благодать помогут нам при любых обстоятельствах. Женаты вы или холосты, любимы или одиноки, но ключ к состоянию удовлетворенности один - доверие. Хотите - верь­те, хотите - нет, но если мы недовольны безбрачием, то, веро­ятнее всего, мы не будем довольны и тогда, когда Бог даст нам супруга. Если мы пытаемся вместить обретение счастья в какие-то временные границы, скорее всего, мы его так и не до­ждемся. Мы постоянно ждем завтрашнего дня. Если мы позво­лим нетерпению управлять нами, мы упустим ощущение ре­альности настоящего времени. Дождавшись того момента, ко­торый казался нам таким многообещающим, мы поймем, что так и не обрели счастья и удовлетворения.

Одна женщина написала мне письмо, в котором жаловалась на неправильное представление многих людей, считающих, что одинокая женщина живет лишь считая дни до появления в ее жизни долгожданного мужчины. «Бедная одинокая женщи­на! - продолжала она.- Мир хочет, чтобы она впала в блуд. Церковь хочет, чтобы она вышла замуж. А как же насчет того, что Павел пишет о даре безбрачия?»

Вильям Бут, основатель Армии Спасения, написал: «Никому не позволяйте внушать вашим девочкам, что брак должн стать для них самой важной целью в жизни. Если вы позволите этому произойти, то не удивляйтесь, когда они окажутся помолвлен­ными с первыми же пустыми никчемными глупцами, подвер-нувышимися им под руку».

Мужчины и женщины должны вступать в брак только тогда, когда чувствуют, что такова воля Божья для их жизни.

Автор книг Джон Фишер, будучи неженатым молодым че­ловеком, сказал: «Бог призвал меня жить сегодня, а не через четыре года. Он желает, чтобы я реализовывал свой потенциал в настоящее время, радуясь тому, что имею. Мне кажется, что лю­бой человек, постоянно думающий о женитьбе (или замужестве), обязательно добьется желаемого. Но после разочаруется и захочет вернуться к тому, с чего начинал». Такой человек будет спрашивать себя: «Почему я не воспользовался тем временем, когда у меня было не так много обязанностей? Почему я во всей полноте не служил Господу? Почему я не отдавал себя Богу?»

Вместо того, чтобы стремиться жениться или выйти замуж, лишь только из-за своего нетерпения, давайте начнем разумно использовать потенциал безбрачия. Тогда мы не будем с сожа­лением вспоминать те годы, когда мы не были связаны узами брака. Безбрачие - это дар. Давайте же с радостью принимать его, пользуясь всеми возможностями, которые он нам предо­ставляет. Нам нужно начать доверять Господу, стремиться ис­кать Его Царствия, Его праведности всем сердцем, позволяя Богу строить планы для наших жизней.

В этой земной жизни мы не можем до конца понять все то, что делает Господь. Но мы точно знаем, что, в конце концов, на­ступит Его совершенное время. В поэме под названием «Од­нажды» Мэй Райли Смит прекрасно выражает взгляд Бога на события происходящие на земле, которые в один прекрасный день станут понятны для нас:

Грядет тот час, когда пройдут уроки жизни,

И звезды в вечности займут свои места,

Всё то, что подвергали укоризне,

И то, о чем печалились в слезах,

Из жизни тьмы вдруг вспыхнет перед нами, Как зори ярче, чем темнее небосвод.

И мы узрим как были правы Божьи планы

И как являлась в нужный час Его любовь.

Найдет покой истомленное сердце,

Как лилия цветок, раскроет Бог свой план.

Не нужно раздвигать листву руками -

Время сокровища само покажет нам.

И потрудившись, если мы земли достигнем,

В которой, обувь сняв, дадим покой ногам.

Увидим ясно и умом своим постигнем,

И скажем: Господи, всё лучшее Ты знал!

Верите ли вы в то, что Бог знает гораздо больше, чем мы? Он знает, что лучше и полезнее для нас с вами. Если вы верите в это, то положите календарь своей жизни у Его ног, позвольте Ему составить расписание всех ваших отношений. Доверяйте Ему, даже если потребуется не ходить на свидания, хотя все во­круг от вас этого ожидают. Когда Бог будет уверен в том, что вы готовы к преданным отношениям, Он приведет в вашу жизнь нужного человека.

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам бу­дущность и надежду» (Иер. 29:11).

Давайте сегодня жить для Божьего Царства, отдав все забо­ты о завтрашнем дне в Его руки. Нет других рук, которые могли бы так надежно удержать наше будущее. Нам же нужно просто доверять Богу!

НАПРАВЛЕНИЕ ЧИСТОТЫ

КАК СТАТЬ НА ПУТЬ ПРАВЕДНОСТИ

Когда я учился в старших классах, мне довелось побывать на конференции, где обсуждалась тема сексуальной чистоты. Во время одной из встреч пастор попросил всех учащихся заполнить анонимные карточки. На этих карточках мы должны были написать, насколько далеко мы зашли в своих сексуаль­ных отношениях. Чтобы помочь нам с оценкой, пастор ознако­мил нас со специальной шкалой баллов. У каждого уровня была своя оценка. Под номером один были обозначены короткие по­целуи, под номером десять - половой акт. Пастор попросил нас написать на карточке номер уровня, до которого мы дошли.

Положив свою карточку в корзину, я вышел в коридор. Со мной из комнаты вышли еще два молодых человека. Я никогда не забуду разговор, который состоялся между ними. Посмеива­ясь, один из них сказал, что дошел до восьмого уровня и пере­ступил грань девятого. Затем эти парни начали рассказывать друг другу о том, с кем из девушек они доходили до того или иного сексуального уровня.

ФЛИРТУЯ С ТЬМОЙ

Эти молодые люди яркий пример того, насколько искаженным в наших умах является понимание невинности и чистоты. Мы слишком низко ценим чистоту и слишком поздно начинаем к ней стремиться. Даже рассуждая о важности чистоты, мы ли­цемерим, так как наши действия расходятся со словами.

Хотим ли мы, чтобы наши отношения были чистыми? Мы говорим, что да. Но подтверждаем ли мы это своей жизнью? К сожалению, далеко не всегда. «Сделай меня чистым,- молился Августин,- но не сейчас». Подобно ему, мы часто чувствуем, как наша совесть взывает к нам, но, несмотря на это, наши жизни не изменяются. Если бы мы были честными с самими собой, то большинству из нас пришлось бы признаться в том, что нас совершенно не интересуют чистота и невинность. Совсем наоборот, мы довольствуемся минимальными требова­ниями, которые позволяют проводить большую часть времени в сомнительных пограничных «серых» зонах, где мы флиртуем с тьмой. Мы никак не можем набраться смелости, чтобы сделать шаг и войти в зону праведного света.

Как и многие другие христиане, два моих приятеля неверно рассматривали чистоту и нечистоту как две крайности, между которыми проведена четкая линия. Если они не пересекают эту линию и не доходят «до конца», значит с чистотой у них все в порядке. На самом же деле, истинная чистота - это направле­ние. Это упорное настойчивое стремление к праведности. Такое направление человек сначала обретает в своем сердце. Затем он придерживается данного направления, стараясь никогда не идти на компромисс со своими принципами.

ШАГ ЗА ШАГОМ

Если мы действительно хотим жить в чистоте, мы не можем позволить себе уклониться с пути праведности ни на мгнове­ние. История из жизни царя Давида пример того, насколько опасным может оказаться такое мгновение. Не многие библей­ские истории наполняют меня подобными опасениями так, как повествование о Давиде, впавшем в грех с Вирсавией. Если праведник Давид смог совершить грех прелюбодеяния и убий­ства, то кто другой застрахован от таких искушений?

Немногие мужи Божьи испытали такую близость с Господом, которая была известна Давиду. Будучи пастухом, а затем и ца­рем Божьего народа он писал псалмы, в которых воспевал и прославлял своего Творца. Эти псалмы и по сей день, поддер­живают и вдохновляют христиан. Давид наслаждался своим общением с Богом, он поклонялся Ему, доверял Ему, радовался в Нем. Сам Господь сказал о Давиде:«... нашел Я мужа по сердцу Моему...» (Деян. 13:22).

Как мог такой человек пасть так низко? Как он мог допус­тить грех и нечистоту в свое сердце?

Он шел к этому небольшими шагами.

Падение Давида не стало результатом одного прыжка. Как и любое путешествие в страну греха, дорога Давида к беззаконию началась с малозаметных шагов отдаления от Бога.

Началом падения царя стал тот момент, когда он прогули­вался по крыше своего дворца. В это время все цари вели свои войска в бой, но именно в этот год Давид решил не возглавлять свою армию в военных действиях. Вместо этого он решил остаться дома. Возможно, его решение было не таким уж важ­ным. Для этого можно было бы найти множество оправданий, но факт остается фактом - Давида не было там, где он должен был быть. Его не было на поле боя, где воевал Божий народ.

Было ли это грехом? Явным грехом это еще не назовешь. Но несомненно одно - Давид на какое-то расстояние отступил от Божьего совершенного плана.

Многие люди считают праздность мастерской дьявола. Так и получилось в жизни Давида. Энергия, которую он должен был использовать на войне, стремилась вырваться наружу. Не зная чем заняться, Давид прогуливался по дворцовой крыше. Вдруг он заметил купающуюся женщину. Вместо того чтобы отвернуться, он поддался желанию. Это стало следующим шагом. Почему он продолжал смотреть? Он и раньше видел обнажен­ное женское тело, так как имел несколько жен. Но теперь же он пожелал то, что ему не принадлежало. Грех вкрался в его сердце в форме мысли. Вместо того, чтобы отказаться от этой мысли, он ей поддался.

Если вы похожи на большинство людей, то вам, наверняка, приходилось сталкиваться с подобной ситуацией. Обдумывая все «за» и «против», вы неизбежно сталкиваетесь с выбором. Останетесь вы внутри Божьих границ, или же покинете их?

В этот момент Давид мог остановиться и прекратить свой путь к падению. Однако, вместо этого, его неуверенные шаги превратились в бег. Он позволил похоти овладеть собой. Царь поддался своим нечистым помышлениям, послал за Вирсавией и совершил прелюбодеяние.

Так невинный пастух стал прелюбодеем.

Затем возникли осложнения. Вирсавия сообщила Давиду о том, что забеременела. Ее мужа давно не было дома, а это озна­чало, что он не мог быть отцом ребенка. Несомненно, ее муж, а затем и весь израильский народ узнали бы о том, что произо­шло между Вирсавией и Давидом. В панике Давид решил за­мести следы своего греха, но все его попытки оказались безус­пешными. Опасаясь скандала, Давид подписал письмо, в кото­ром оговаривалась смерть мужа Вирсавии - одного из самых верных военачальников царя.

Теперь псалмопевец стал убийцей.

Так каким же образом Давид, который пришелся по сердцу Самому Господу, стал прелюбодеем и убийцей? Когда же он переступил черту чистоты? В тот момент, когда он поцеловал Вирсавию, или когда он прикоснулся к ней? Произошло ли это в тот момент, когда он смотрел, как купалась женщина? Почему он не отвел от нее взгляд? Когда закончилась чистота? Когда начался грех?

Как вы видите, человек не может впасть в нечистоту за один миг. Это происходит тогда, когда человек перестает смотреть на Бога. Часто, когда дело касается романтических отношений, нечистота начинается задолго до страстных минут на заднем сидении автомобиля. Нечистота берет свое начало в наших сердцах, в наших мыслях, желаниях.

«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем»,- говорит Иисус (Мф. 5:28).

Грех начинается в разуме и сердце человека.

Мы должны понять, что чистота - это жажда праведности. Если мы станем рассматривать чистоту как четкую линию, разделяющую грех и праведность, то, что сможет нас удержать от попыток подойти к опасной границе? Если секс является этой чертой, то какова же разница между невинным объятием и половым актом? Если этой границей является поцелуй, то ка­кова разница между поцелуем в щеку и пятнадцатиминутным страстным слиянием губ?

Если мы на самом деле жаждем чистоты, то нам нужно взглянуть на Бога и начать двигаться по пути в Его направле­нии. Мы не можем стремиться к праведности и, одновременно с этим, искать ту черту, где праведность граничит с грехом. Чи­стота удаляется от греха и компромисса.

СЕРДЦЕ И ПУТЬ

Если мы хотим, чтобы в нашей жизни была чистота, нам нуж­но понять, что она не приходит к нам сама собой. Для этого не­обходимо постоянно идти к ней по дороге праведности. Книга Притчей говорит о том, что если мы жаждем праведности и чистоты, то нам необходима помощь сердца и ног.

В Притчах символом искусительного духа нечистоты и ком­промисса является блудница. Библия предупреждает нас: «Потому что многих повергла она ранеными, и много сильных уби­ты ею...» (Прит. 7:26). Хотя эти слова написаны царем Соломо­ном сотни лет назад, эта «женщина» продолжает искушать лю­дей и сегодня. Невинные жертвы попадаются в ее капканы. Она обещает удовольствие, но сама жаждет лишь того, чтобы человек был уничтожен. Своими уловками она разрушила мно­жество человеческих жизней.

На протяжении длительного времени она калечила правед­ников. Библия говорит нам: «Дом ее - пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти» (Прит. 7:27). Ка­кими хорошими ни были бы жертвы нечистоты, какими бы святыми они ни были в прошлом, направляясь в дом блудницы, они встают на путь смерти. Вы когда-нибудь сбивались с вер­ного пути, путешествуя по автомагистрали? Вы пропустили свой поворот, а потом поняли, что теперь вам нужно преодолеть много километров, прежде чем вы окажетесь на транспортной развязке, где можно повернуть и возвратиться на нужную доро­гу? Если с вами такое происходило, то вам обязательно знакомо чувство досады, которое испытывает человек, совершив ошиб­ку. При движении по автомагистрали, вы не можете снизить скорость, не можете тут же повернуть назад. Вы можете лишь ехать, продолжая удаляться от своего места назначения. Мно­гие христиане испытывают подобные чувства, начиная сопри­касаться с физической стороной романтических отношений. Они и хотели бы остановиться, но греховная страсть уводит их все дальше и дальше от воли Божьей.

Как же мы можем избежать столкновений с духом блуда? Как нам не переступить границ чистоты? И вот ответ: «Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее...»(Прит. 7:25).

Для того, чтобы жить перед Богом в чистоте, необходимо «содружество» сердца и ног. Путь чистоты начинается глубоко внутри человека, и движение по нему нужно поддерживать своими практическими ежедневными решениями. Только вы можете решить, где, когда и с кем вам проводить время. Многие молодые пары принимают решение хранить себя в чистоте, но вместо того чтобы и жить соответствующим образом, они продолжают поддерживать отношения, подталкивающие их к физической близости. Поступая так, они подвергают себя опас­ности. Путь, по которому ступают ваши ноги, никогда не дол­жен идти в разрез с убеждениями вашего сердца.

ЧИСТОТА В ДЕЙСТВИИ

Если мы желаем чистоты, то нам нужно за нее бороться. Это значит, что мы должны соответственно поменять свои взгляды и поменять свой стиль жизни. Перечисленные ниже пункты могут помочь идти по пути чистоты.