Никандров экспериментальная психология читать онлайн. Никандров В. В. Экспериментальная психология

Никандров Виктор Викторович — кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ.
Образование
1. Инженер-строитель. Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, факультет «Мосты и тоннели», кафедра «Мосты», 1967 г.
2. Историк, преподаватель Ленинградский государственный университет, исторический факультет, кафедра археологии, 1974 г.
3. Психолог. Ленинградский государственный университет, факультет психологии, кафедра инженерной психологии, 1980 г.
Профессиональные интересы
Систематизация психологических знаний, общая психология, историческая психология
Учебные курсы
Общая психология
Экспериментальная психология
Публикации
105 научных и учебно-методических работ. Основные работы последних лет:
1. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психологического тренинга
2. Экспериментальная психология
3. Психомоторика
4. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии).
5. Психофизика и психофизические методы
6. Экспериментальная психология.

Книги (2)

Методологические основы психологии

В пособии излагаются основные сведения по методологии науки в целом и специфические методологические требования к психологической науке и практике.

Пособие адресовано студентам и слушателям курсов психологических направлений как помощь в самостоятельной работе.

Экспериментальная психология

В учебнике экспериментальная психология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющая в качестве основного предмета изучения систему психологических методов. Психологическое исследование представлено как специфический процесс научного познания со своей логикой и фазами развития.

В систематизированном виде приведена совокупность используемых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально - практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений. Основное внимание уделено эмпирическим методам психологии.

Никандров В.В. Экспериментальная психология
Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с.

ББК88 Н62

Рецензенты:

доктор психологических наук Е. П. Ильин (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена),

доктор психологических наук А. И. Худяков (Санкт-Петербургский государственный университет)

Печатается по решению

редакционно-издателъского совета

Санкт-Петербургского государственного университета

Никандров В. В.

Н 62 Экспериментальная психология. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с. ISBN 5-9268-0217-2

Часть I ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 14

Глава 3. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 14

Глава 4. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18

4.1. ОБЩАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18

4.2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 18

4.3. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ 21

4.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 22

4.5. СБОР ДАННЫХ 23

4.5.1. Общее понятие о данных 23

4.5.2. Классификация данных 23

4.5.3. Процедура сбора данных 25

4.6. ОБРАБОТКА ДАННЫХ 25

4.6.1. Общее представление об обработке 25

4.6.2. Первичная обработка 27

4.6.3. Вторичная обработка 30

4.6.3.1. Общее представление о вторичной обработке 30

4.6.3.2. Меры центральной тенденции 32

4.6.3.3. Меры изменчивости (рассеивания, разброса) 32

4.6.3.4. Меры связи 33

4.6.3.5. Нормальное распределение 35

4.6.3.6. Некоторые методы статистического анализа данных при вторичной обработке 37

4.7. Интерпретация результатов 38

4.7.1. Интерпретация как теоретическая обработка эмпирической информации 38

4.7.2. Объяснение результатов 39

4.7.2.1. Общее представление об объяснении 39

4.7.2.2. Виды объяснения в психологии 40

4.7.3. Обобщение результатов 43

4.8. Выводы и включение результатов в систему знаний 44

Часть II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 46

Раздел А 46

Общее представление о системе методов в психологии 46

Глава 6. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ 49

Раздел Б Неэмпирические методы 57

Глава 7. Организационные методы (подходы) 58

7.1. Сравнительный метод 58

7.2. Лонгитюдный метод 58

7.3. Комплексный метод 59

Глава 8. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 60

8.1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ 60

8.2. Качественные методы 65

Глава 9. Интерпретационные методы (подходы) 68

13.3. Классификация психологических тестов 146

13.4. Субъективные тесты 146

13.5. Объективные тесты 150

13.6. Проективные тесты 152

13.7. Компьютерное тестирование 156

13.8. Требования к построению и проверке тестовых методик 157

Глава 14. Моделирование в психологии 160

14.1. Определение 160

14.2. Немного истории 160

14.3. Понятие «МОДЕЛЬ» 161

14.3.1. Общее представление о модели 161

14.3.2. Функции моделей 162

14.3.3. Классификация моделей 162

14.4. Специфика моделирования в психологии 164

14.5. Основные направления моделирования в психологии 165

14.5.1. Моделирование психики 166

14.5.1.1. Общие сведения о моделировании психики 166

14.5.1.2. Моделирование физиологических основ психики 169

14.5.1.3. Моделирование психологических механизмов 179

14.5.2. Психологическое моделирование 179

Глава 15. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 181

15.1. Метод семантического дифференциала 181

15.2. Метод семантического радикала 181

15.3. Метод репертуарных решеток 182

Глава 16. ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 183

16.1. Методы исследования свойств нервной системы 183

16.3. Методика миокинетической психодиагностики 188

Глава 17. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ 191

17.1. Социометрия 191

17.2. Групповая оценка личности 193

17.3. Референтометрия 194

17.4. Методика фидлера 194

Глава 18. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 196

18.1. Общее представление о психотерапии 196

18.2. Гипнотерапия 197

18.3. Аутогенная тренировка 198

18.4. Рациональная (разъяснительная) психотерапия 198

18.5. Игровая психотерапия 199

18.6. Психоэстетотерапия 200

18.7. Наркопсихотерапия 200

18.8. Телесная психотерапия 201

18.9. Социальная психотерапия 201

Глава 19. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ 203

Глава 20. БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 204

20.1. Общие сведения о системе биографических методов 204

20.2. Психобиография 205

20.3. Каузометрия 205

20.4. Формализованная биографическая анкета 205

20.5. Психологическая автобиография 206

Глава 21. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 208

21.1. Психофизиологические методы как объективные способы изучения психики 208

(обратно)

(обратно)

Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.

(обратно)

Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; Сост. Л.А. Карпенко. М., 1990.

(обратно)

(обратно)

Психологический словарь-справочник руководителя / Под ред. А.А. Крылова и В.П. Сочивко. Л., 1982.

(обратно)

Экспериментальная психология. Вып. 1, 2 / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1966.

(обратно)

(обратно)

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996.

(обратно)

(обратно)

Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003.

(обратно)

Фехнер Г.Т. О формуле измерения ощущений // Проблемы и методы психофизики. М., 1974. С. 13–19.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1982.

(обратно)

Немов Р.С. Психология. Кн. 3. М., 1995.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

(обратно)

Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

(обратно)

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 2005.

(обратно)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

(обратно)

Цит. по: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

(обратно)

(обратно)

Роговин М.С, Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. М., 1988.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

(обратно)

(обратно)

(обратно)

Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967.

(обратно)

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

(обратно)

Bales R.F. Personality and Interpersonal Behavior. N.Y., 1970.



(обратно)

Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. М., 1982.

(обратно)

Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.

(обратно)

Болтунов А.П. Педагогическая характеристика ребенка. М.; Л., 1926.

(обратно)

Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1, 2. М., 1982.

(обратно)

Цит. по: Дети-сироты. Консультирование и диагностика. М., 1998.

(обратно)

(обратно)

Лешли Д. Работать с маленькими детьми. М., 1991.

(обратно)

(обратно)

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

(обратно)

Атватер И. Я вас слушаю... М., 1988.

(обратно)

Атватер И. Я вас слушаю... М., 1988.

(обратно)

Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1990.

(обратно)

Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003.

(обратно)

Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1977.

(обратно)

(обратно)

(обратно)

Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

(обратно)

Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.

(обратно)

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. М., 1994.

(обратно)

Михал В. Диагностическое интервью // Й. Шванцара и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.



(обратно)

Цит. по: Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб., 2004.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 37.

(обратно)

Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб., 2002.

(обратно)

Фресс П. Экспериментальный метод // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып. 1, 2. М., 1966.

(обратно)

Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып. 1,2. М., 1966.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

(обратно)

(обратно)

Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб., 2004.

(обратно)

(обратно)

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.

(обратно)

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. М., 2002.

(обратно)

Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб., 2002.

(обратно)

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

Горбунова В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов н/Д., 2005.

(обратно)

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

(обратно)

Стивенс С. Математика, измерение и психофизика. Т. 1 // Экспериментальная психология / Под ред. С. Стивенса. М., 1950.

(обратно)

Стивенс С. Математика, измерение и психофизика. Т. 1 // Экспериментальная психология. М., 1950.

(обратно)

БурлачукЛ.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

(обратно)

Мельников В.М., ЯмпольскийЛ.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

(обратно)

Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып. 5. М., 1975.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 2000.

(обратно)

(обратно)

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

(обратно)

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб., 1999.

(обратно)

Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии. СПб., 2003.

(обратно)

(обратно)

Проективная психология / Под ред. Р. Римской, И. Кириллова. М., 2000.

(обратно)

Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии. СПб., 2003.

(обратно)

Проективная психология / Под ред. Р. Римской, И. Кириллова. М., 2000.

(обратно)

Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии. СПб., 2003.

(обратно)

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001.

(обратно)

Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М., 1978.

(обратно)

Роговин М.С. Структурно-уровневые теории в психологии. Ярославль, 1977.

(обратно)

(обратно)

Никандров В.В. Экпериментальная психология. СПб., 2003.

(обратно)

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

(обратно)

Берталанфи Л. Общая теория систем – обзор проблем и результатов // Системные исследования. М., 1969.

(обратно)

Кузьмин В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания // Вопросы философии. 1983. № 3. С. 18–29.

(обратно)

Ганзен В.А. Системный подход в психологии. Л., 1983.

(обратно)

Крылов А.А. Системный подход как основа исследований в инженерной психологии и психологии труда // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1. Л., 1974. С. 5-11.

(обратно)

Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31–45.

(обратно)

Раппопорт А. Системный подход в психологии // Психологический журнал. 1994. № 3. С. 3-16.

(обратно)

Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.

(обратно)

Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб., 1994.

(обратно)

Цит. по: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

· Введение в психологическое исследование

· Тема 1. Общие вопросы методологического обеспечения психологических исследований

· 1.1. Общее представление о методологии науки

· 1.2.Научное исследование

· 1.3. Основные общенаучные исследовательские методы

· 1.4. Классификация методов психологического исследования

· Тема 2. Метод наблюдения

· 2.1. Характеристика наблюдения как метода психологического исследования

· 2.2. Организация психологического наблюдения

· 2.3. Программа наблюдения

· 2.4. Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях

· Тема 3. Вербально-коммуникативные методы

· 3.1. Общая характеристика вербально-коммуникативных методов

· 3.2. Беседа

· 3.3. Интервью

· 3.4. Анкетирование

· 3.5. Использование вербально-коммуникативных методов в психолого-педагогических исследованиях

· Тема 4. Метод эксперимента

· 4.1. Общая характеристика психологического эксперимента

· 4.2. Виды психологического эксперимента

· 4.4. Экспериментальные переменные и способы их контроля

· 4.5. Валидность и надежность эксперимента

· 4.6. Экспериментальные выборки

· 4.7. Экспериментальные планы

· 4.8. Корреляционные исследования

· Тема 5. Психологическое измерение

· 5.1. Элементы теории психологического измерения

· 5.2. Измерительные шкалы

· 5.3. Тестирование и теория измерений

· Тема 6. Психологическое тестирование

· 6.1. Общая характеристика психологического тестирования

· 6.2. Возникновение и развитие метода тестирования

· 6.3. Классификация психологических тестов

· 6.4. Стандартизация, надежность и валидность теста

· 6.5. Требования к разработке, проверке и адаптации тестовых методик

· Тема 7. Обработка данных психологических исследований

· 7.1. Общее представление об обработке данных

· 7.2. Первичная статистическая обработка данных

· 7.3. Вторичная статистическая обработка данных

· Тема 8. Интерпретация и представление результатов психологических исследований

· 8.1. Интерпретация и обобщение результатов исследования

· 8.2. Формы представления результатов исследования

· Приложения

· 1. Этические принципы проведения исследования на человеке (American Psychological Association, 1973)

· 2. Статистические приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .