План-конспект урока по истории (9 класс) на тему: Роль военных журналистов и корреспондентов в годы ВОВ. Правда о военных фотокорреспондентах вов
Военные корреспонденты всегда были востребованы в своей специальности. Однако особенно популярной профессия стала во времена Великой Отечественной. Именно тогда многие корреспонденты, фотографы, дикторы записывались добровольцами и шли на фронт, чтобы рассказать и показать людям, каким трудом достается каждая пядь отвоеванной земли. НТВ вспоминает знаменитых военных журналистов, которые смогли не только объективно рассказать о происходящем на полях сражений, но и рисковать жизнью ради общей победы и стать Героями Советского Союза.
Читайте ниже
Кто такие военные журналисты?
Военным корреспондентом можно назвать журналиста, который сопровождает армию, авиацию и флот во время боевых действий и освещает события войны в прессе.
Юрий Левитан
Юрий Борисович Левитан (при рождении его звали Юдка Беркович Левитан) родился в 1914 году во Владимире. Интересно, что с самого детства будущий знаменитый диктор имел зычный и громкий голос. Уже тогда его называли «Трубой», а его голос, похожий по силе звучания на мегафон, мог разноситься на большие расстояния.
Несмотря на природный талант и особый тембр, Юрия Левитана неохотно брали на радио из-за сильного провинциального говора. Никто не знает, как могла бы сложиться его карьера, если бы не звонок Сталина. Именно верховный главнокомандующий в 1934 году услышал однажды ночью, как неизвестный ему диктор читает в эфире новости газеты «Правда». Сталин сразу же позвонил в Радиокомитет и сказал, что текст его доклада на ХVII съезде партии должен читать только «этот голос».
Осенью 1941 года Юрий Левитан был эвакуирован в Свердловск (сейчас Екатеринбург) по причине того, что вести вещание из столицы было нельзя: все московские радиовышки были демонтированы, так как являлись ориентирами для вражеских бомбардировщиков. Студия была размещена в подвальном помещении, а сам диктор жил в бараке в тяжелых условиях и в режиме полной секретности.
Специальные меры безопасности были предприняты еще и потому, что сам Гитлер обещал любому, кто принесет ему голову Левитана, 250 тысяч марок настолько ему был противен голос, который на весь мир объявлял о военных победах Советского Союза.
В марте 1943 года Левитан секретно переехал в Куйбышев (ныне Самара), где и был размещен на постоянной основе Радиокомитет.
На всем протяжении Великой Отечественной войны Юрий Левитан читал сводки Совинформбюро и приказы Сталина, а его голос был известен каждому жителю страны. Юрию Левитану было доверено объявлять о взятии Берлина и о Победе.
Знаменитый диктор скончался в 1983 году в Белгородской области во время встречи с ветеранами Курской битвы. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Муса Джалиль
Муса Джалиль был не только известным в СССР поэтом и журналистом, но и участником Великой Отечественной войны, Героем Советского Союза.
Муса Мустафович Залилов родился в 1906 году в Оренбургской области. В 1919 году начал обучение на литературном факультете МГУ, работал редактором в детских журналах. Первый сборник его стихотворений «Мы идем» вышел в 1925 году, а через 10 лет свет увидели еще два сборника «Стихи и поэмы» и «Орденоносные миллионы».
Фото: ТАСС
В 1941 году Муса Джалиль одним из первых ушел на фронт, работал там военным корреспондентом. Через год после начала войны был захвачен в плен и переправлен в концлагерь Шпандау. Даже в тех чудовищных условиях он не переставал писать стихотворения. В концлагере Джалиль организовал подполье, которое готовило массовый побег заключенных. Его казнили в 1944 году за работу в этом подполье. Звание Героя СССР он получил посмертно спустя двенадцать лет.
Константин Симонов
«Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой»
Фото: ТАСС, Мастюков Валентин
Это знаменитое стихотворение было написано Константином Симоновым в июле-августе 1941 года. Писатель окончил Литературный институт им. Горького, во время войны проходил обучение на курсах военных корреспондентов, а затем работал с передовой для газет «Красная звезда» и «Боевое знамя». Даже в тяжелые военные годы он продолжал создавать литературные произведения.
Летом 1941 года работал военным корреспондентом в захваченной Одессе. Уже в 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, а в 1943 году звание подполковника. В качестве журналиста побывал на всех фронтах Великой Отечественной войны, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Германии, описывал происходящее в последних боях за Берлин.
В 1944 году Константин Симонов был награжден медалью «За оборону Кавказа». После войны работал военным корреспондентом в СССР, США и Японии. Был главным редактором «Литературной газеты». Умер в 1979 году, оставив почитателям своего таланта богатое литературное наследие.
Лев Озеров
Лев Адольфович Озеров (настоящая фамилия Гольдберг) был выдающимся русским поэтом, переводчиком и военным корреспондентом.
Родился в 1914 году в Киеве, в 1939 году закончил Московский институт философии, литературы и истории.
Фото: er3ed.qrz.ru
В самом начале войны записался добровольцем и отправился на фронт работать военным корреспондентом. На полях сражений не переставал писать, а с 1943 года был преподавателем Литературного института. Позже получил степень доктора филологических наук.
Знаменитое четверостишие, представленное ниже, также принадлежит Льву Озерову.
«Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами»
Михаил Шолохов
Знаменитый на весь мир писатель во времена Великой Отечественной войны также работал военным корреспондентом.
Михаил Шолохов родился в 1905 году в Ростовской области. Учился в церковноприходской школе, а затем в гимназии. Специальное образование получить не смог из-за начавшейся революции и гражданской войны. В 1922 году приехал в Москву и твердо решил стать писателем. В то время Шолохов работал грузчиком, каменщиком, счетоводом, а в 1923 году смог опубликовать свое первое литературное произведение фельетон.
Фото: ТАСС, Ступаков В.
В 1926 году начинает работать над романом «Тихий Дон».
Во времена Великой Отечественной войны оставил литературную деятельность и стал военным корреспондентом сразу двух газет: «Правда» и «Красная звезда». Очень часто выезжал на линию фронта, писал много очерков и рассказов. В последние годы войны публикует рассказ «Наука ненависти» и главы из романа «Они сражались за родину».
После войны писатель занимался не только литературной, но и общественной деятельностью. Михаил Шолохов опубликовал вторую книгу романа «Поднятая целина», продолжение книги «Они сражались за родину». В 1965 году за роман «Тихий Дон» Шолохов получил Нобелевскую премию. Всю свою жизнь, за исключением военных лет, прожил в своей станице, где и скончался в 1984 году.
За торжественными мероприятиями в День Победы НТВ будет следить в течение всего праздничного дня. Зрители увидят не только парад на Красной площади, но и . Кроме этого, патриотическую акцию , придуманную крымской школьницей, может поддержать любой желающий.
На фронтах Великой Отечественной войны погибло 1500 представителей нашего цеха. Среди них Герои Советского Союза — Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной работавший в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года.
Цезарь Куников, московский журналист (командир отряда десантников, погиб в бою за Новороссийск в феврале 1943 года). Петр Назаренко, корреспондент газеты «Красная звезда», впоследствии начальник артиллерии дивизии, погиб в апреле 1944 года на правом берегу Днестра. И многие, многие другие…
Советская пресса была тем инструментом, который убеждал, мобилизовывал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление трудностей. На службу Родине были поставлены лучшие журналистские и писательские силы, они талантливо, горячо и искренне писали о подвигах и геройстве солдат, о трудностях и мужестве людей, об их стойкости и любви к Родине. И сами журналисты часто рисковали жизнь, особенно фотокорреспонденты и кинооператоры, чтобы выполнить задание редакции, случалось, что и погибали.
Писатели М.Шолохов, А.Фадеев, Е.Петров в гостях у командующего Западным фронтом генерал-лейтенанта И.С.Конева (крайний слева).
Все СМИ во время Великой Отечественной войны работали в особом режиме. Важнейшую роль играло проводное радио. Оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня. И уже через 45 минут передало первые военные “Последние известия”. 24 июня было создано “Совинформбюро”, важнейшей задаче которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. С этого времени и до окончания войны каждый день миллионов людей начинался и заканчивался сообщениями “Совинформбюро”. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний час”. Перестраивалась на военный лад и работа всех СМИ. В газетах и на Всесоюзном радио появились военные отделы. Их главная задача была показать коварные замыслы врага, раскрывать его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснять населению и воинам, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от вероломных захватчиков.
Была перестроена структура СМИ. Сократилось вдвое число центральных газет (до 18), уменьшились их тиражи. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые, а также комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Но вместо этого была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны. Всего было создано к концу 1942 г. около 700 таких газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствиями с директивами партийных органов. В армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Главная из них – “Красная звезда”. В ней с началом войны начали печататься известные пистели А.Сурков, В.Гроссман, К.Симонов, А.Толстой, И.Эренбург и другие. 1200 номеров этой газеты военной поры — это героическая летопись нарастающей мощи армии и военного искусства ее военачальников. Центральным органом на флоте была газета “Красный флот”, а в конце 1941 г. стала издаваться специальная газета для личного состава военно-воздушных сил “Сталинский сокол”. Затем “Красный сокол” – для личного состава авиации дальнего действия. Выходили и журналы (20) для армии и флота, политического и литературно-художественного направления.
Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении на фронте, о героизме бойцов, но главное – призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечивать их всем необходимым. “Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий. Кроме фронтовых газет были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Их задача – борьба с врагом в его тылу.
Часть советской киногруппы перед подписанием капитуляции в Берлине (8 мая 1945 г.,)
Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов.
Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.
Поэт Евгений Долматовский в Берлине, 1945 г
Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”.
Евгений Халдей возле Германа Геринга на Нюрнбергском процессе
На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Халдея, Давидзона и многих-многих советских фотографов, которые зафиксировали следы нацистских преступлений.
Поэтому неоценим подвиг журналистов, воевавших пером и фотоаппаратом и также внесшим свой вклад в нашу Победу!
Военные корреспонденты всегда были востребованы в своей специальности. Однако особенно популярной профессия стала во времена Великой Отечественной. Именно тогда многие корреспонденты, фотографы, дикторы записывались добровольцами и шли на фронт, чтобы рассказать и показать людям, каким трудом достается каждая пядь отвоеванной земли. НТВ вспоминает знаменитых военных журналистов, которые смогли не только объективно рассказать о происходящем на полях сражений, но и рисковать жизнью ради общей победы и стать Героями Советского Союза.
Читайте ниже
Кто такие военные журналисты?
Военным корреспондентом можно назвать журналиста, который сопровождает армию, авиацию и флот во время боевых действий и освещает события войны в прессе.
Юрий Левитан
Юрий Борисович Левитан (при рождении его звали Юдка Беркович Левитан) родился в 1914 году во Владимире. Интересно, что с самого детства будущий знаменитый диктор имел зычный и громкий голос. Уже тогда его называли «Трубой», а его голос, похожий по силе звучания на мегафон, мог разноситься на большие расстояния.
Несмотря на природный талант и особый тембр, Юрия Левитана неохотно брали на радио из-за сильного провинциального говора. Никто не знает, как могла бы сложиться его карьера, если бы не звонок Сталина. Именно верховный главнокомандующий в 1934 году услышал однажды ночью, как неизвестный ему диктор читает в эфире новости газеты «Правда». Сталин сразу же позвонил в Радиокомитет и сказал, что текст его доклада на ХVII съезде партии должен читать только «этот голос».
Осенью 1941 года Юрий Левитан был эвакуирован в Свердловск (сейчас Екатеринбург) по причине того, что вести вещание из столицы было нельзя: все московские радиовышки были демонтированы, так как являлись ориентирами для вражеских бомбардировщиков. Студия была размещена в подвальном помещении, а сам диктор жил в бараке в тяжелых условиях и в режиме полной секретности.
Специальные меры безопасности были предприняты еще и потому, что сам Гитлер обещал любому, кто принесет ему голову Левитана, 250 тысяч марок настолько ему был противен голос, который на весь мир объявлял о военных победах Советского Союза.
В марте 1943 года Левитан секретно переехал в Куйбышев (ныне Самара), где и был размещен на постоянной основе Радиокомитет.
На всем протяжении Великой Отечественной войны Юрий Левитан читал сводки Совинформбюро и приказы Сталина, а его голос был известен каждому жителю страны. Юрию Левитану было доверено объявлять о взятии Берлина и о Победе.
Знаменитый диктор скончался в 1983 году в Белгородской области во время встречи с ветеранами Курской битвы. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Муса Джалиль
Муса Джалиль был не только известным в СССР поэтом и журналистом, но и участником Великой Отечественной войны, Героем Советского Союза.
Муса Мустафович Залилов родился в 1906 году в Оренбургской области. В 1919 году начал обучение на литературном факультете МГУ, работал редактором в детских журналах. Первый сборник его стихотворений «Мы идем» вышел в 1925 году, а через 10 лет свет увидели еще два сборника «Стихи и поэмы» и «Орденоносные миллионы».
Фото: ТАСС
В 1941 году Муса Джалиль одним из первых ушел на фронт, работал там военным корреспондентом. Через год после начала войны был захвачен в плен и переправлен в концлагерь Шпандау. Даже в тех чудовищных условиях он не переставал писать стихотворения. В концлагере Джалиль организовал подполье, которое готовило массовый побег заключенных. Его казнили в 1944 году за работу в этом подполье. Звание Героя СССР он получил посмертно спустя двенадцать лет.
Константин Симонов
«Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой»
Фото: ТАСС, Мастюков Валентин
Это знаменитое стихотворение было написано Константином Симоновым в июле-августе 1941 года. Писатель окончил Литературный институт им. Горького, во время войны проходил обучение на курсах военных корреспондентов, а затем работал с передовой для газет «Красная звезда» и «Боевое знамя». Даже в тяжелые военные годы он продолжал создавать литературные произведения.
Летом 1941 года работал военным корреспондентом в захваченной Одессе. Уже в 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, а в 1943 году звание подполковника. В качестве журналиста побывал на всех фронтах Великой Отечественной войны, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Германии, описывал происходящее в последних боях за Берлин.
В 1944 году Константин Симонов был награжден медалью «За оборону Кавказа». После войны работал военным корреспондентом в СССР, США и Японии. Был главным редактором «Литературной газеты». Умер в 1979 году, оставив почитателям своего таланта богатое литературное наследие.
Лев Озеров
Лев Адольфович Озеров (настоящая фамилия Гольдберг) был выдающимся русским поэтом, переводчиком и военным корреспондентом.
Родился в 1914 году в Киеве, в 1939 году закончил Московский институт философии, литературы и истории.
Фото: er3ed.qrz.ru
В самом начале войны записался добровольцем и отправился на фронт работать военным корреспондентом. На полях сражений не переставал писать, а с 1943 года был преподавателем Литературного института. Позже получил степень доктора филологических наук.
Знаменитое четверостишие, представленное ниже, также принадлежит Льву Озерову.
«Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами»
Михаил Шолохов
Знаменитый на весь мир писатель во времена Великой Отечественной войны также работал военным корреспондентом.
Михаил Шолохов родился в 1905 году в Ростовской области. Учился в церковноприходской школе, а затем в гимназии. Специальное образование получить не смог из-за начавшейся революции и гражданской войны. В 1922 году приехал в Москву и твердо решил стать писателем. В то время Шолохов работал грузчиком, каменщиком, счетоводом, а в 1923 году смог опубликовать свое первое литературное произведение фельетон.
Фото: ТАСС, Ступаков В.
В 1926 году начинает работать над романом «Тихий Дон».
Во времена Великой Отечественной войны оставил литературную деятельность и стал военным корреспондентом сразу двух газет: «Правда» и «Красная звезда». Очень часто выезжал на линию фронта, писал много очерков и рассказов. В последние годы войны публикует рассказ «Наука ненависти» и главы из романа «Они сражались за родину».
После войны писатель занимался не только литературной, но и общественной деятельностью. Михаил Шолохов опубликовал вторую книгу романа «Поднятая целина», продолжение книги «Они сражались за родину». В 1965 году за роман «Тихий Дон» Шолохов получил Нобелевскую премию. Всю свою жизнь, за исключением военных лет, прожил в своей станице, где и скончался в 1984 году.
За торжественными мероприятиями в День Победы НТВ будет следить в течение всего праздничного дня. Зрители увидят не только парад на Красной площади, но и . Кроме этого, патриотическую акцию , придуманную крымской школьницей, может поддержать любой желающий.
В последней, самой жестокой и кровавой, за всю историю человечества, схватке с фашистками захватчиками, советские солдаты поразили мир выдающимся героизмом и подвигами, равных которым нет в мире. Эта страшная война повергла человечество в хаос, но наш народ прошел через все испытания и вышел победителем. Победа в Великой отечественной войне - величайший подвиг советского народа. Мы, являемся потомками того военного поколения и видим прошедшую войну глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. В этом посте хочется рассказать о людях, которые, как правило, оставались за кадром. Это герои, благодоря которым мы с вами имеем документальные кадры кино и фототехники, которые бесстрастно повествуют нам обо всех ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижений войск, партизанских вылазках и героизме военных и тыловых будней, освобождении страны, а затем всей Европы. Так же хочу показать вам фото отчет с выставки фотографий военных фотокорреспондентов из коллекции РОСФОТО.
Война всегда начинается внезапно, хотя спустя поколение для историков она покажется неизбежной. В 1941 году началась самая страшная, самая близкая, самая дорогая - Великая Отечественная война. Говорят, без огромных потерь нацистов было не остановить…
За четыре года войны кинооператоры и фоторепортеры сделали сотни тысяч фотоснимков, сняли миллионы метров кинопленки. Около полутора часов из каждых суток ужасной войны остались запечатленными. Эти люди отправлялись на передовую и снимали из окопов, из смотровой щели танка, выезжающего первым на поле боя, из кабины самолета, через амбразуру дзота, из окон горящего здания... снимали отовсюду, где шел разгул войны. В период важнейшей Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые проводили съемку уличных боев. Они были преданы своему делу, своей цели и старались сделать свою работу более чем профессионально, понимая, что однажды, это может стоить им жизни. Вместо того чтобы лишний раз обезопасить себя, корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала. Кинооператоры рисковали собой ради крупных планов сражений, а фотокорреспонденты рисковали ради одного выразительного снимка. Благодаря им в фотолетописи войны запечатлены сотни тысяч лиц, а на пленке вечно живыми остались люди, не уцелевшие в той войне.
Главной задачей военных корреспондентов являлось запечатлеть воюющих на фронте людей - бойцов и командиров Красной Армии, хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боев. Показать их инициативу, военную смекалку и хитрость в борьбе с фашистами. Выставить на обозрение их ненависть к немецко - фашистким захватчикам, подчеркнуть их стойкость, самоотверженность и дисциплину в выполнении приказов командования.
Уже впервые дни войны корреспонденты были на фронте. Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Отпечатанные на страницах газет фронтовые снимки расходились по стране миллионными тиражами. К сожалению, до наших дней сохранилось катастрофически мало кадров, так как в то время люди считали кощунством снимать картины всенародного горя. Трудно было объяснить родственникам погибших, что их страдания снимаются для истории. Многие военные журналисты носили офицерские погоны и в трудную минуту становились на место убитых офицеров и даже рядовых. Так сотрудник «Правды» Борзенко был направлен редакцией для освещения действий Керченского десанта. Во время высадки погибли все офицеры, и журналисту, как старшему по званию, пришлось взять на себя руководство обороны захваченного «пятачка». Три дня до прибытия подкреплений он руководил боем. Он – единственный из всех военных журналистов, кто был удостоен звания «Герой Советского Союза».
Фотокорреспонденты и кинооператоры были свидетелями первой
крупной победы советского народа – разгрома немецких армий под
Москвой в конце 1941 – начале 1942 гг. С обеих сторон в этой битве
участвовало более 3 млн. Человек. Снимать приходилось в
35-градусный мороз. Перед началом съемки камеры приходилось
отогревать под полушубками. Тысячи метров пленки, снятые
операторами, вошли в документальный фильм «Разгром
немецко-фашистских войск под Москвой». Фильм, вышедший на экраны 18
февраля 1942 года, получил Государственную премию СССР и премию
американской Академии киноискусства «Оскар» как лучший фильм года.
Для корреспондентов, снимавших Курскую битву, съемочной площадкой
было минное поле. А у операторов тогда не было длиннофокусной
оптики. Поэтому для съемки им приходилось ждать, когда вражеские
танки приблизятся к окопам. Известно, что две документальные ленты
советских кинооператоров о разрушенных в годы войны исторических
памятниках и массовых убийствах военнопленных и мирного населения
стали обвинительным документом на Нюрнбергском процессе. НА фронтах
Великой Отечественной войны погибли сотни военных журналистов,
таких как Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной
работал в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в
Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года, и Цезарь Куников,
московский журналист, командир отряда десантников, погибший в бою
за Новороссийск в феврале 1943 года.
Георгий Липскеров. Участвовал в боях. Был фотокорреспондентом
газет 52-ой армии и 2-го Украинского фронта. С 1943 года входил в
группу военных кинодокументалистов. Снимал бои под Москвой, под
Сталинградом, на Курской дуге.
Фотокор Дмитрий Бальтерманц. Работал в «Известиях».
Сотрудничество с газетой закончилось для него штрафным
батальоном.
Наталья Боде одна из немногих женщин - военных фотокорреспондентов.
Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах.
Прошла всю войну
Корреспонденты позируют друг другу для истории
Спецфотокор газеты «Красная Звезда» Олег Кнорринг и кинооператор
Иван Малов снимают допрос немца-перебежчика
Советские фотокорреспонденты у здания Рейхстага, 1945 год
Аркадий Шайхет с американскими репортерами на Одере. 1945 год.
Корреспондент «Фронтовой иллюстрации», автор знаменитого
"Политрука". В сражении под Кенигсбергом вместе с шофером на
редакционном грузовике вывез с поля боя пятнадцать раненых, был
награжден орденом Красного Знамени.
На днях мне посчастливилось побывать в государственном музейно - выставочном центре РОСФОТО, где представлялась выставка фотографий военных фотокорреспондентов. НА выставке были представлены работы классиков российской фотографии - Эммануила Евзирихина, Бориса Кудоярова, Ивана Шагина, Сергея Лоскутова. Так же нам удалось увидеть снимки военных корреспондентов - Жана Берланда, Александра Дитлова, Бориса Пушкина, Семена Колонина, Ефима Копыта, а так же Ю. Пясецкого и Я. Табаровского. Имена этих людей еще предстоит вернуть в историю российской фотографии. Большая часть фотографий представляет собой оригинальные отпечатки военного времени, предназначенные для публикации в прессе. Различные форматы фото указывают на авторское кадрирование. Так же в экспозиции были представлены авторские работы Ивана Шагина и Эммануила Евзерихина, отпечатанные ими в послевоенное время и современные отпечатки, которые были выполнены с оригинальных негативов из архива фотожурналиста Сергея Лоскутова.
Фото сделанные нами в выставочном центре:
Бои за освобождение ленинграда. Передвижение ваойск красной армии в районе Луги. Январь 1944 год. бромосеребрянный отпечаток. фотограф Борис Кудояров.
23 августа 1942 года. после массированного налета гитлеровской
авиации. Сталинград 1942 год.
бромосеребрянный отпечаток с
авторского негатива. Фотограф Иммануил Невзерихин
Последние защитники Гитлера. Германия, 1945 год. бромосеребряный
отпечаток. Фотограф Иван Шагин.
Ленинград в блокаде, 1941 год. бромосеребряный
отпечаток. Комсомольцы Кировского завода маршируют. Фотограф
Борис Кудияров.
Летчик А. Молодчий со своим штурманом. 1943
год. бромосеребряный отпечаток. Фотограф Иван Шагин.
Сентябрь 1941 года. Советский партизан. Цифровая печать с
авторского негатива. Фотограф Сергей Лоскутов.
Сталинград, 24 августа 1942 года.бромосеребряный отпечаток НА
фото военный кинооператор А. П. Софьин. Фотограф Эммануил
Невзерихин.
Встреча на Эльбе. Фотограф Иван Шагин. Германия, 1945
год.бромосеребряный отпечаток
Партизанка Украины. Фотограф Иван Шагин. Украина, 1943 год.
Бромосеребряный отпечаток. (Дорогие украинцы, не Савченко ваш
народный герой. Вашими истинными героями являются девушки подобные
той, что на фото выше)
Урал - фронту. Фотограф Иван Шагин. Урал, 1942 год. бромосеребряный
отпечаток
Киевляне приступили к восстановлению города разрушенного
гитлеровцами. Фотограф Иван Шагин. Киев, 1944 год, Бромосеребряный
отпечаток
Выставка проходит в Государственном музейно -выставочном центре "РОСФОТО". Уникальный проект - "Великая Отечественная война глазами военных фотокорреспондентов" включал в себя более чем 500 фотоснимков, сделанных классиками отечественной фотографии, выдающимися советскими фотографами. Так же на выставке впервые был представлен виртуальный музей проект, охватывающий события ВОВ с первых дней и до взятия Берлина.
Еще фото с выставки:
Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов - на Южный фронт, А. Твардовский - на Юго-Западный, Е. Долматовский - в газету 6-й армии «Звезда Советов», К. Симонов - в газету 3-й армии «Боевое знамя».
В соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) «О работе на фронте специальных корреспондентов» (август 1941) и «О работе военных корреспондентов на фронте» (сентябрь 1942) писатели честно выполняли служебный воинский долг, нередко рискуя собственной жизнью. В кадрах Красной Армии и Военно-Моского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Из них - 225 погибли на фронте, 300 - награждены орденами и медалями Союза ССР.
Насколько дорожили в редакциях писателями, наглядно свидетельствует письмо редактора газеты Западного фронта «Красноармейская правда» полковника Т.М. Миронова. В ГлавПУРККА от 16 декабря 1942 года: «Я узнал, что хотят взять из «Красноармейской правды» Алексея Суркова. Прошу Вас убедительно этого не делать. Сурков с первых дней Отечественной войны работает в нашей газете, он сроднился с коллективом редакции и бойцами Западного фронта. Сурков ведет отдел «Гриша Танкин», пишет статьи, стихи и песни о бойцах нашего фронта. Нам очень трудно будет без Суркова». Начальник Главного политического управления удовлетворил просьбу редактора: А. Сурков остался в газете.
Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений. В период деятельности в газете Южного фронта «Во славу Родины» написал свои знаменитые «Письма к товарищу» Борис Горбатов, в редакциях военных газет родились ставшие известными всем советским людям песни «Заветный камень» А. Жарова, «Давай закурим» Я. Френкеля, «Прощайте, скалистые горы» Н. Букина.
Имеется немало свидетельств о том, насколько благодатной для писателей была их работа в редакциях газет. «Мне повезло, - с признательностью пишет С. Михалков, - в первые месяцы войны я работал в крепком, дружном коллективе газеты Южного фронта «Во славу Родины»... Нам, писателям и поэтам, стала привычной дисциплина, стал необходим чудесный ритм работы военных журналистов. Спасибо им»
Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов. Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны. Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”.
Публицистика периода ВОВ. Статьи и очерки А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга, стихи Симонова и Суркова, пишет в своей книге «Россия в войне 1941-1945» А. Верт, «читал буквально каждый. Особенно большую роль в битве за поднятие морального духа советских людей сыграл Эренбург... Известно, что партизаны в тылу врага охотно обменивали пистолет-пулемет на пачку вырезок его статей. Он проявил гениальную способность перелагать жгучую ненависть всей России к немцам на язык едкой, вдохновляющей прозы, интуитивно уловил чувства, какие испытывали простые советские люди»22. ПАМФЛЕТЫ И СТАТЬИ И. ЭРЕНБУРГА поистине высекали огонь ярости в сердцах советских воинов. Перо Эренбурга, отмечал маршал И.Х. Баграмян, «было действеннее автомата»23. За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя.
Даже в самых жарких сражениях бойцы не расставались с полюбившимся томиком стихов К. Симонова «С тобой и без тебя», с «Василием Теркиным» А. Твардовского, со стихами М. Исаковского «В лесу прифронтовом», «Огонек», А. Суркова «В землянке», многими другими, ставшими популярными песнями. Правдивой летописью войны стала фотопублицистика.
Особенность публицистики Великой Отечественной войны и в том, что традиционным газетным жанрам - статье, корреспонденции, очерку - перо мастера слова придавало качества художественной прозы. Многими удивительно тонкими наблюдениями запоминаются фронтовые корреспонденции М.А. Шолохова «По пути к фронту»: «На мрачном фоне пожарища неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотыми лепестками. Он стоит неподалеку от фундамента сгоревшего дома.
Одна из основных тем военной публицистики - освободительная миссия Красной Армии. Без нас, писал А.Н. Толстой, немцам не справиться с Гитлером, а помочь им можно только в одном - бить гитлеровскую армию, не давая ни дня, ни часа передышки. Военная советская публицистика вдохновляла на борьбу за освобождение все народы Европы, над которыми опустилась черная ночь фашизма.
В системе военной печати важное место занимали центральные издания. Всего в годы Великой Отечественной войны в Красной Армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Они были рассчитаны на средний и старший офицерский состав. Ведущей в советской военной прессе продолжала оставаться «Красная звезда», редакция которой с началом военных действий была укреплена новыми силами. В газету пришли и постоянно печатались крупнейшие советские писатели П. Павленко, А. Сурков, В. Гроссман, К. Симонов, А. Толстой, И. Эренбург и многие др. За годы Великой Отечественной войны вышло 1200 номеров газеты. И каждый из них - это героическая летопись крепнувшей боевой мощи и оперативного искусства Красной армии. «Красная звезда», будучи органом Народного Комиссариата обороны, играла определенную роль в разработке и освещении важнейших вопросов тактики, оперативного искусства, организации взаимодействия родов войск, а также в помощи офицерским кадрам овладевать боевым опытом.
В Военно-морском флоте центральным органом была газета «Красный флот». В сентябре 1941 г. вышла газета для личного состава Военно-воздушных сил «Сталинский сокол», а в октябре 1942 г. «Красный сокол» - для личного состава авиации дальнего действия.
В годы Великой Отечественной войны в армии и на флоте выходило 20 журналов. Главное Политическое управление Советской Армии издавало «Агитатор и пропагандист Красной Армии», «Блокнот агитатора», литературно-художественные журналы «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация». Издавались журналы в каждом роде войск: «Артиллерийский журнал» «Журнал автобронетанковых войск», «Военно-инженерный журнал», «Связь Красной Армии» и др