Правила работы с наличными денежными средствами. Как соблюдать порядок ведения кассовых операций Закрепление правил работы с наличными деньгами
«Для осуществления комплексного кассового обслуживания физических и юридических лиц, а также для выполнения операций с наличными денежными средствами и другими ценностями кредитные организации в зданиях, принадлежащих или арендуемых ими, создают оборудованные, технически укрепленные помещения и кассы. К ним относятся:
- · хранилища ценностей кредитной организации, хранил ценностей клиентов - специально оборудованные кладовые сейфы в сейфовых комнатах, соответствующие требованиям действующих государственных стандартов;
- · операционные кассы (приходные, расходные, приходно-расходные и другие);
- · кассы пересчета денег;
- · вечерние кассы;
- · помещения по приему-выдаче ценностей инкассаторам;
- · помещения для клиентов.
Помимо этого, в кредитной организации может быть подразделение инкассации, кассы вне помещений банка, кассы обменных пунктов и банкоматов.
Касса возглавляется главным (старшим) кассиром, или заведующим кассой. В целях улучшения кассового обслуживания населения кредитная организация может открывать операционные кассы вне кассового узла для совершения операций по приему и выдаче вкладов (в рублях и иностранной валюте), продаже и покупке ценных бумаг, приему коммунальных и других платежей от физических лиц.
Операционные кассы вне кассового узла, расположенные в организациях, производят, кроме вышеперечисленных операций, выдачу средств на заработную плату и выплаты социального характера, а также на командировочные расходы рабочим и служащим. Операционные кассы вне кассового узла кредитной организации выполняют только те из числа перечисленных выше операций, на совершение которых у кредитной организации имеется лицензия, а у филиала - доверенность.
Касса пересчета создается для контроля денежных знаков, имеющихся в обращении различных организаций. Пересчитывают здесь как монеты, так и банкноты. Услугами касс пересчета пользуются предприятия, в обороте которых находятся большие суммы, дабы иметь гарантии сохранности денег и точности расчетов.
Основные функции пересчетной кассы таковы:
- · в первой половине дня - пересчет денежной массы, поступившей из вечерней кассы;
- · во второй половине дня - обработка денег, получаемых в течение дня из операционных касс. Деньги здесь сортируются в соответствии с номиналом и валютой.
Целесообразность создания тех или иных касс, их количество и численность кассовых работников, а также необходимость установки банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов определяются руководителем кредитной организации.
Руководитель кредитной организации обеспечивает сохранность
денежных средств и ценностей, организацию кассового обслуживания клиентов, контроль за оприходованием денежной наличности, поступившей в кассы кредитной организации, и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Непосредственное выполнение операций с наличными денежными средствами осуществляют кассовые и инкассаторские работники.
С должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, кассовыми и инкассаторскими работниками заключаются договоры о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кассовые работники приходных и расходных касс снабжаются образцами подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные документы, а бухгалтерские работники, связанные с оформлением приходно-расходных кассовых документов, - образцами подписей кассовых работников указанных касс. Образцы заверяются подписями руководителя и славного бухгалтера и скрепляются печатью кредитной организации.
Кассовым работникам запрещается:
- 1. Передоверять выполнение порученной работы с ценностями другим лицам, а также выполнять работу, не входящую в круг их обязанностей;
- 2. Выполнять поручения клиентов по проведению операций с денежной наличностью по их счетам, минуя бухгалтерских работников при отсутствии вышеуказанной системы контроля;
- 3. Хранить свои денежные средства и другие ценности вместе с денежными средствами и ценностями кредитной организации.
Для обеспечения своевременной выдачи наличных денежных средств клиентам с их банковских счетов устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличности в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денежных средств в кассе не должен быть ниже установленного.
Минимальный остаток денежной наличности в операционной кассе устанавливается кредитной организацией по согласованию с учреждением Банка России, исходя из объема оборота наличных денежных средств, проходящих через кассу, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей организации наличного денежного оборота и кассовой работы.
Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Они необходимы предприятию для осуществления расчетов между поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат .
Денежные средства поступают на предприятие от покупателей и заказчиков за проданные товары и оказанные услуги, от банков в виде ссуд, от учреждений и организаций в порядке временной помощи и др.
Базой денежных средств предприятия являются хозяйственные взаимоотношения предприятия с различными организациями и учреждениями и хозяйственные взаимоотношения, связанные с реализацией работ, услуг и осуществлением других хозяйственных операций.
Денежные средства предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, открытых особых счетах и др.
Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования на производстве. Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия.
Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:
проверка правильности оформления, законности документов;
своевременное и полное отражение операций в учете;
обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей;
своевременное проведение инвентаризации денежных средств и отражение ее результатов в учете;
обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе предприятия и других местах хранения;
изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.
создание условий для повседневного контроля за наличием и движением денежных средств .
Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен решением Совета директоров ЦБ России № 40 от 22.09.1993 года (с изменениями на 26.02.1996 года).
В соответствии с этим документом организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин, согласно с Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ " О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней (включая день получения денег в банке) в период выплаты заработной платы работникам организации, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий.
Для учета кассовых операций применяются типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер (форма № КО-1), расходный кассовый ордер (форма КО-2), Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма КО-3), Кассовая книга (форма КО-4), Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форума КО-5). Эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года № 88 по согласованию с Минфином России и введены в действие с 01 января 1999 года.
Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздатчикам) по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных денег и оплаченных документов ведётся Книгу учета принятых и выданных кассиром денег.
Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.
Руководители организации обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут ответственность в установленном законодательством порядке.
Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операции - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
Кассы организаций могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.
Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей организаций. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем организации, результаты ее фиксируются в акте.
При обнаружении утраты ключа руководитель организации сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.
учет денежное средство наличный
В организациях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности.
В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем организации. О результатах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц.
В организациях, имеющих большое количество подразделений или обслуживаемых центральными бухгалтериями, оплата труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий могут производиться по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению) другими, кроме кассиров, лицами, с которыми заключается договор о материальной ответственности и на которых распространяются все права и обязанности, установленные Порядком для кассиров.
В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может исполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.
В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге. Для осуществления ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и обстоятельства возникновения.
В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года).
На руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, возлагается административный штраф на сумму от 4000 до 5000 рублей (п.15.1 КоАП РФ). На предприятие налагается штраф в размере от 40000 до 50000 рублей.
В настоящее время в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 14.11.01 г. № 1050-У установлен предельный размеры расчетов наличными деньгами между юридическими лицами на уровне 60000 рублей по одной сделке. При этом следует учитывать, что под сделкой в данном случае понимается один отдельный договор. Это уточнение действует с 1 июля 2002 года.
Для расчетов с физическими лицами предельный размер расчетов наличными не установлен.
Наличные денежные средства, поступающие в кассу предприятия, подлежат сдаче в банк для последующего зачисления на счет.
При операциях с наличными средствами используются:
объявление на взнос наличными;
чек денежный.
Прядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступлению их в кассы в дни работы учреждений банков, при этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;
для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.
Причем организации могут вносить наличные деньги только на свой расчетный (текущий) счет.
Объявление на взнос наличными представляет собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции.
В объявлении на взнос наличными должна быть указана дата их фактического представления в банк. Они должны быть обязательно заполнены одновременно вручную или на ЭВМ с сохранением всех реквизитов бланка. Наименование владельца, номер счета и наименование кредитной организации в объявлениях могут обозначаться штампами.
При приеме наличных денежных средств от юридических лиц операционный работник банка проверяет правильность заполнения объявления на взнос наличными, оформляет его и передает объявление на взнос наличными в кассу. Кассовый работник, получив объявление на взнос наличными, проверяет заполнение объявления, сличает соответствие сумм цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него деньги. После приема денег кассовый работник сверяет сумму данную в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассовый работник подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Квитанция, затем прикладывается к расходному ордеру и является оправдательным денежным документом.
В тех случаях, когда кассовым работником установлено расхождение между сдаваемых клиентом денег и суммой, указанной в объявлении на взнос наличными, объявление на взнос наличными переоформляется клиентом на фактическую сумму денег.
Кроме того, прием в кассу кредитной организации и зачисление денежной наличности на счет клиента - юридического лица может производиться также по препроводительной ведомости, приложенной к сумке с рублевой денежной наличностью.
От организаций может приниматься денежная наличность, упакованная в инкасаторские сумки, специальные мешки, кейсы, другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их сохранность при доставке и не позволяющие осуществить их открытие без видимых следов нарушения целости.
В кредитной организации ведется список организаций, сдающих денежную наличность в сумках, с указанием в нем наименования организаций, количества и номерах закрепленных за каждой организацией сумок. При этом организации, сдающие денежную наличность в сумках, представляют в кассовое подразделение кредитной организации образцы оттисков пломбиров, которыми будут опломбироваться сумки. Оттиск пломбы должен содержать номер и сокращенное наименование организации ее фирменный знак.
Кассир организации формирует подлежащие сдаче сумки с денежной наличностью. При этом первый экземпляр препроводительной ведомости вкладывается в сумку; второй и третий экземпляры - соответственно накладная к сумке и копия препроводительной ведомости - представляются в кредитную организацию вместе с сумкой.
Для получения в банке денег, необходимых на выплату: заработной платы, депонированной заработной платы, командировочных, хозяйственных и других расходов предприятие должно иметь чековую книжку. Чековая книжка содержит 25 или 50 чеков и выдается организации по заявлению установленного образца.
Чек является распоряжением предприятия о выдаче с расчетного счета суммы наличных денег, указанной в нем. Чек может выписываться на сумму, не превышающую остатка денежных средств на расчетном счете.
Чеки заполняются от руки чернилами или шариковыми ручками в соответствии правилами, изложенными на обложках чековых книжек. Все реквизиты чека должны быть заполнены. Чек подписывается руководителем и главным бухгалтером, ставится печать. Сумма указывается цифрами, а затем прописью. Свободные места впереди и после суммы рублей должны быть обязательно прочеркнуты двумя линиями. Сумма прописью должна начинаться обязательно в самом начале строки
Наименование владельца счета, номер книжки, наименование кредитной организации в чеках могут обозначаться штампами.
Фамилия, имя и отчество лица, на имя которого выдается чек, пишется от руки.
Никакие поправки в тексте чека не допускаются, так как делают его не действительным.
При наличии в представленной банку владельцем чека карточке с образцами подписей отметки о том, что организации печать не присвоена, чек принимается банком без скрепления их оттиском печати.
Одновременно с составлением чека должны быть заполнены все реквизиты корешка чека.
Корешки оплаченных и испорченных чеков, а также испорченные чеки чекодатель обязан хранить не менее трех лет. Владелец счета обязан при закрытии счета возвратить учреждению банка чековые книжки с оставшимися неиспользованными корешками и чеками при заявлении, с указанием номеров чеков.
Чеки принимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня заполнения.
Клиент банка обязан указывать на обороте денежных чеков назначение сумм платежа. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков заверяются подписями чекодателя. Предприятия, организации и учреждения, которые в установленных случаях по условиям своей деятельности не расшифровывают свои расходы, направлять в кредитные организации денежные чеки без указания назначения платежа.
При решении вопроса о выдаче наличных денег на цели, указанные в чеке, банки могут запросить от обслуживаемых предприятий необходимые документы.
Основанием для определения обоснованности расходования предприятиями денежных средств на указанные цели и их подтверждением могут служить смета затрат (устав, положение, решение о создании предприятия или договор учредителей, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности и другие документы, договора (контракты), отчеты подотчетных лиц о расходовании, полученных для закупки продукции наличных денег.
Подтверждением расходования наличных денег являются: копия товарного чека, счет, накладная, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег с приложением первичных документов.
В банке кассир (или другое лицо, который имеет право получать наличные деньги), передает чек кассовому работнику. После проверки кассовый работник оставляет чек у себя, а получателю выдает контрольную марку (расположенную в верхнем правом углу чека). После того, как сумма, подлежащая выдаче, будет подготовлена, кассовый работник вызывает получателя денег по номеру чека и спрашивает у него сумму получаемых денег. Получатель передает контрольную марку в расходную кассу кредитной организации и получает наличные деньги.
Получатель денег, не отходя от кассы, в присутствии кассового работника, выдавшего деньги, проверяет полные и неполные пачки банкнот по количеству пачек и корешков в них, полные корешки, не упакованные в пачки, и отдельные банкноты - полистным пересчетом, монету - по количеству мешков и надписям на ярлыках к мешкам, пакеты, тюбики и отдельные монеты - пересчетом по кружкам.
В соответствии с банковскими правилами, клиент имеет право по своему желанию пересчитать в кредитной организации полученные деньги полистно. Доставка денег в помещение для пересчета клиентами и пересчет осуществляются в присутствии одного из работников кассового подразделения кредитной организации. На выявленные в результате пересчета недостачу или излишек денег составляется акт по установленной форме.
Договором на расчетно-кассовое обслуживание может быть предусмотрена возможность получения организацией наличных денежных средств с предварительной передачей чека. В этом случае чек передается в кредитную организацию накануне дня выдачи. Контрольная марка от чека остается у клиента.
Кроме того, может практиковаться и такая схема получения наличных денег, при котором кредитная организация сама доставляет суммы денежных средств получателю. В этом случае накануне доставки наличных денег организация предъявляет операционному работнику кредитной организации денежный чек. Контрольная марка от чека остается у клиента. Подготовленная денежная наличность вкладывается в инкассаторскую сумку, которая снабжается ярлыком и пломбируется заведующим кассой или кассовым работником, упаковавшим сумку. На ярлыке проставляются: наименование организации, дата упаковки, сумма вложенных денег, подпись и именной штамп заведующего кассой или кассового работника. Доставка денег осуществляется бригадой инкассаторов.
В организации прием доставленных денег производится кассиром или комиссией уполномоченных лиц, назначаемой письменным распоряжением руководителя организации. В состав комиссии включается кассир организации.
Инкассаторы предъявляют кассиру организации (комиссии уполномоченных лиц) служебные удостоверения и явочную карточку. Представители организации инкассаторам - распоряжение руководителя организации о включении их в состав комиссии, документы, удостоверяющие их личности, и контрольную марку для сверки ее номера с номером денежного чека.
Кассир организации (комиссия уполномоченных лиц) проверяет целость упаковки сумки с денежной наличностью, сверяет соответствие оттиска пломбира на пломбе к сумке имеющемуся образцу и принимает Полные и неполные пачки банкнот по количеству корешков в них, отдельные корешки и банкноты - полистным пересчетом, мешки с монетой - по надписям на ярлыках. После этого сверяет сумму принятых денег с суммой, указанной в денежном чеке, расписывается на денежном Чеке и заполняет явочную карточку. В явочной карточке проставляется номер сумки, время приема и сумма принятой денежной наличности.
При предъявлении инкассаторами сумки в нарушенной упаковке составляется акт в трех экземплярах и подписывается всеми лицами, присутствовавшими при приеме денег. Первый экземпляр акта передается банку, второй - подразделению инкассации, третий экземпляр остается в организации.
Оформленный денежный чек инкассаторы передают операционному работнику банка для записи в кассовом журнале. Денежный чек и расходный кассовый ордер передают заведующему кассой для помещения в кассовые документы.
На каждую полученную в банке сумму бухгалтер выписывает приходный кассовый ордер на имя получателя с указанием номера чека, при этом квитанция прикладывается к выписке банка.
В Приложении 1 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации 1993 года изложены признаки и правила определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России (признаки платежности, допустимые повреждения платежных банкнот, порядок обмена банкнот и монет, порядок экспертизы денежных знаков), которыми должны руководствоваться кассиры при осуществлении кассовых операций с банковскими билетами и монетами Банка России.
Использование контрольно-кассовых машин для учета расчетов с населением обязательно для всех организаций.
Если организации в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения не имеют возможности применять контрольно-кассовые машины, то в качестве документов строгой отчетности при расчетах с населением могут использоваться формы бланков документов, утвержденные Минфином России.
За нарушение требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" применяются штрафные санкции к организациям в зависимости от характера нарушения.
С 1 января 2012 года действует новое Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное ЦБР 12.10.2011 № 373-П (далее - Положение № 373-П). С началом действия данного документа утратили силу отдельные нормативные акты ЦБР, на основании которых ранее осуществлялись операции с наличными средствами . О том, что изменилось в порядке ведения кассовых операций бюджетными учреждениями, поговорим в статье.
Бюджетные учреждения, как и другие организации, при осуществлении операций с наличными средствами с 01.01.2012 руководствуются Положением № 373-П. Для начала отметим, что порядок приема, выдачи наличных денег, а также документального оформления кассовых операций, содержащийся в новом документе, по сравнению с прежним порядком, в принципе, не изменился. Однако без новаций все-таки не обошлось. Отдельные моменты в работе с наличными средствами теперь более регламентированы, в отношении некоторых положений, наоборот, организациям дано больше самостоятельности. Прежде чем подробно рассмотреть основные изменения, представим сравнительную таблицу содержания ранее действовавшего порядка ведения кассовых операций и Положения № 373-П.
Прежний порядок ведения кассовых операций | Положение № 373-П |
Общие положения | Общие положения |
Организация работы с наличными средствами | |
Порядок приема, выдачи наличных денег и оформления кассовых операций | Порядок приема (выдачи) наличных денег в кассу (из кассы) организации |
Порядок ведения кассовой книги и хранения денег | Порядок ведения кассовой книги |
- | Обеспечение порядка ведения кассовых операций |
Порядок проведения ревизии кассы и осуществления контроля за соблюдением кассовой дисциплины | - |
В виде приложений: Правила определения платежеспособности банкнот и монет Банка России; Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий | - |
- | В виде приложения: определение лимита остатка наличных денег, который может храниться в кассе юридического лица |
Как видно из таблицы, новый порядок ведения кассовых операций уже не содержит требований по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс, рекомендаций по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке, а также порядка проведения ревизии кассы и осуществления контроля за соблюдением кассовой дисциплины.
В пункте 1.11 Положения № 373-П в отношении этого указано, что мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом (то есть учреждением) самостоятельно.
Таким образом, теперь в Положении № 373-П отсутствуют прямые указания:
о проведении в бюджетных организациях проверки порядка ведения кассовых операций соответствующими финансовыми органами;
о проведении проверки технической укрепленности касс и кассовых пунктов, а также обеспечении условий сохранности денег и ценностей (напомним, ранее такая проверка проводилась органами внутренних дел в пределах их компетенции, соответствующими финансовыми органами);
о плановой и внеплановой ревизии кассы (напомним, раньше ревизия должна была проводиться в сроки, установленные руководителем учреждения, а при смене кассиров учреждения обязаны были производить внезапную ревизию кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Также не реже одного раза в квартал должна была проводиться проверка наличия учтенных дубликатов ключей от кассы).
Также в Положении № 373-П не говорится о том, что в кассе запрещено хранить какие-либо ценности (в том числе денежные средства), не принадлежащие учреждению (как было раньше), и что наличные средства, полученные учреждениями, должны расходоваться на цели, указанные в корешках чековых книжек, и не содержится других требований, за несоблюдение которых учреждение могло быть привлечено к административной ответственности.
Получается, что теперь организации (в том числе и бюджетные учреждения) самостоятельно определяют для себя обязательные мероприятия по обеспечению сохранности наличных средств.
Организация работы по ведению кассовых операций
Как и прежде, кассовые операции в учреждениях ведутся кассовым или иным работником (из числа штатных работников) с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми он должен быть ознакомлен под роспись (п. 1.6 Положения № 373-П). В отличие от прежнего порядка в Положении № 373-П отсутствуют нормы о заключении с кассиром договора о полной материальной ответственности.
К сведению
Письменные договоры о полной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере в результате недостачи вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждены Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Заметим, в этот перечень включены и кассиры .
В пункте 2.3 Положения № 373-П указано, что кассир должен снабжаться соответствующей печатью (штампом), подтверждающей проведение кассовых операций, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы. Такие штампы, как «Оплачено», «Получено», «Депонировано» и пр., применялись и ранее в зависимости от осуществляемой кассовой операции, а вот обязанность снабжать кассира образцами подписей - это новое требование по организации работы кассира.
Как и прежде, кассовые операции, проводимые бюджетным учреждением, оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001), расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с указанием в них подтверждающих документов (расчетно-платежные ведомости (ф. 0504401) , платежные ведомости (ф. 0504403, 0301011)2, квитанция (ф. 0504510)2, заявления, счета, другие документы).
Согласно п. 2.5 Положения № 373-П кассовые документы, Кассовая книга (ф. 0504514) могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение. Они также распечатываются на бумажном носителе. В случае ведения кассовой книги с применением технических средств должна обеспечиваться сохранность содержащихся в ней данных и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных.
Контроль за ведением кассовой книги по-прежнему осуществляет главный бухгалтер. Нововведением является то, что при отсутствии главного бухгалтера обязанность осуществлять такой контроль возлагается на руководителя (п. 2.6 Положения № 373-П).
Так же как и раньше, внесение исправлений в кассовые документы не допускается. Бюджетные учреждения должны обеспечивать хранение таких документов в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле РФ.
Для справки
Кассовые документы и книги хранятся пять лет при условии проведения проверки (ревизии) (п. 362 Приказа Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»).
Порядок приема и выдачи наличных денег
В Положении № 373-П по сравнению с прежним порядком ведения кассовых операций более подробно прописан регламент приема и выдачи наличных денег. Рассмотрим его по порядку.
Порядок приема наличных денег . При получении Приходного кассового ордера (ф. 0310001) кассир должен проверить (п. 3.2 Положения № 373-П):
наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера, а при их отсутствии - наличие подписи руководителя и ее соответствие имеющемуся образцу;
соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере.
Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом таким образом, чтобы вносящее их лицо могло наблюдать за действиями кассира.
После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере, с суммой фактически принятых наличных денег.
При соответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере, кассир подписывает его и Квитанцию к приходному кассовому ордеру (ф. 0504510), а также проставляет на ней оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции. В подтверждение приема наличных денег вносящему их лицу выдается указанная квитанция.
Если кассиром обнаружено несоответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере, кассир предлагает довнести недостающую сумму наличных денег или возвращает излишне вносимую сумму наличных денег. В случае если вносящее лицо отказалось довнести недостающую сумму, кассир возвращает ему вносимую сумму наличных денег. При этом приходный кассовый ордер кассир перечеркивает и передает главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю для его оформления на фактически вносимую сумму наличных денег.
Порядок выдачи наличных денег . Кассир выдает наличные деньги непосредственно получателю, указанному в Расходном кассовом ордере (ф. 0310002) (Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), Платежной ведомости (ф. 0504403, 0301011)), при предъявлении документа, удостоверяющего личность, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность. Перед выдачей наличных денег кассир должен проверить:
- наличие подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера - наличие подписи руководителя) и их соответствие имеющимся образцам;
- соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью;
- наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере;
- соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере, данным предъявляемого получателем документа, удостоверяющего его личность (доверенности).
Затем кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег таким образом, чтобы получатель наличных денег мог наблюдать за его действиями, и выдает получателю наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расходном кассовом ордере.
Получатель наличных денег также полистно, поштучно пересчитывает под наблюдением кассира полученные им наличные деньги. Если получатель наличных денег не пересчитал под наблюдением кассира полученные им наличные деньги, в дальнейшем кассир не принимает от него претензии по сумме наличных денег.
И уже после выдачи наличных средств кассир подписывает расходный кассовой ордер.
Лимит остатка наличных денег в кассе
Бюджетные учреждения, как и прежде, обязаны хранить денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных средств (лимита остатка кассы) на счетах в банках (лицевых счетах в финансовых органах), за исключением дней выплаты заработной платы (подробнее об этом поговорим ниже).
Напомним, ранее лимит остатка кассы устанавливался банками (финансовыми органами) по согласованию с руководителями учреждений ежегодно и при необходимости пересматривался.
Теперь в соответствии с п. 1.2 Положения № 373-П учреждение самостоятельно устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе. При этом лимит остатка наличных средств утверждается внутренним распорядительным документом (приказом, распоряжением), который хранится в определенном в учреждении порядке. Заметим, в данном положении, в отличие от прежнего порядка, не указано, с какой периодичностью должен пересматриваться (устанавливаться) лимит остатка кассы.
Обратите внимание
Обособленные подразделения (филиалы) учреждения, которым для совершения операций открыты отдельные счета в банках (финансовых органах), также самостоятельно устанавливают лимит остатка наличных средств согласно Положению № 373-П. Если обособленные подразделения входят в состав учреждения (не имеют отдельного счета в банке), лимит остатка наличных денег определяется головным учреждением с учетом наличных денег, хранящихся в кассах обособленных подразделений (п. 1.2, 1.3 Положения № 373-П).
Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Положению № 373-П, в зависимости от объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, выбранного расчетного периода и периодичности сдачи в банк наличных средств, а при отсутствии поступлений - от объема выплат, выбранного расчетного периода и периодичности получения средств по денежному чеку в банке. Формулы определения лимита остатка кассы представлены в таблице.
Формула | Расшифровка показателей формулы |
При наличии поступлений выручки в кассу: L=(V/P) * Nc | L
- лимит остатка наличных денег в рублях; V - объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях; R - объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях; Р - расчетный период, определяемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (объем выдач наличных денег). При его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений (выдачи) наличных денег, а также динамика объемов поступлений (выдачи) наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет. При этом расчетный период не должен составлять более 92 рабочих дней; Nc - период между днями сдачи в банк наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении учреждения в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы определяется после прекращения ее действия; Nn - период между днями получения по денежному чеку в банке наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении учреждения в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней |
При отсутствии поступлений выручки в кассу: L=(R/P) * Nn |
Рассмотрим порядок определения лимита остатка кассы в соответствии с Положением № 373-П на примерах.
Пример 1
В кассу бюджетного учреждения периодически поступает выручка за оказанные платные услуги. За II квартал 2011 г. отмечен наибольший объем поступлений наличных денег в кассу, который составил 620 000 руб. Данный расчетный период равен 62 раб. дн. Периодичность сдачи наличных денег в банк - 3 дн.
Допустимый лимит остатка наличных средств в кассе учреждения равен 30 000 руб. (620 000 руб. / 62 дн.) х 3 дн.
Пример 2
В кассу бюджетного учреждения выручка за выполненные работы наличными средствами не поступает. При этом осуществляются следующие кассовые операции с наличными средствами:
поступление наличных средств в кассу с лицевого счета в ОФК по чеку;
выдача заработной платы работникам и другие аналогичные выплаты;
выплаты наличных средств под отчет на командировочные расходы и нужды учреждения;
внесение неизрасходованных наличных средств из кассы на счет в банк.
Наибольший объем выплат наличными средствами (за исключением расходов на оплату труда и иных аналогичных выплат) произведен в декабре 2011 г. и составил 150 000 руб. Данный расчетный период равен 21 раб. дн. Периодичность получения наличных средств по чеку - 7 дн.
На основании этих данных в учреждении произведен расчет лимита остатка кассы на 2012 г.
Допустимый лимит остатка наличных средств в кассе учреждения равен 50 000 руб. (150 000 руб. / 21 дн.) х 7 дн.
----------------
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с п. 1.4 Положения № 373-П накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выдачи заработной платы, стипендий, иных аналогичных выплат, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения учреждением в эти дни кассовых операций. Согласно п. 4.6 Положения № 373-П срок выдачи наличных денег на выплаты заработной платы, стипендий и иные выплаты определяется руководителем, указывается в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) и не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).
Заметим, согласно прежнему порядку ведения кассовых операций организации не имели права накапливать в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда. Они могли хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в банке.
Таким образом, в настоящее время в соответствии с Положением № 373-П сроки выплаты заработной платы увеличены для всех учреждений до пяти дней. Кроме того, в эти дни допускается накопление (ранее допускалось только хранение) наличных средств в кассе сверх установленного лимита.
Обеспечение порядка ведения кассовых операций
Согласно п. 6.1 Положения № 373-П юридические лица (в том числе и бюджетные учреждения) самостоятельно организуют ведение кассовых операций, установленных данным положением. В совокупности это заключается в следующем:
внесение в Кассовую книгу (ф. 0310004) всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров (ф. 0310001) и расходных кассовых ордеров (ф. 0310002) (полное оприходование в кассу наличных денег);
недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в п. 1.4 Положения № 373-П (в дни выдачи зарплаты, стипендий и иных аналогичных выплат);
хранение на банковских счетах свободных денежных средств, за исключением указанных выше случаев.
-----
Напомним, что согласно п. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в частности, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств и накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
Таким образом, несмотря на то что теперь бюджетные учреждения самостоятельно определяют порядок сохранности наличных средств, равно как и лимит остатка кассы, не стоит забывать об административной ответственности за несоблюдение кассовой дисциплины.
_________________________________
Совета директоров Банка России 22.09.1993 № 40, Положение Банка России от 05.01.1998 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» согласно Указанию Банка России от 13.12.2011 № 2750-У.
Данные формы документов применяются государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
Правила работы с наличными денежными средствами в 2016 году (Цветаева В.)
Дата размещения статьи: 13.08.2016
Цель деятельности любого предпринимателя - получение дохода. Такой доход поступает либо на расчетный счет, либо в кассу коммерсанта. Второй вариант наиболее распространен. Расскажем, как предприниматель должен работать с наличными деньгами и какая ответственность его ждет в случае нарушений.
Порядок ведения кассовых операций утвержден Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указание). В соответствии этим документом кассовыми считаются операции по приему (включая пересчет) и выдаче наличных денег.
Кассовые операции должны вестись в кассе самим предпринимателем или иным уполномоченным лицом из числа его работников. Такое лицо называется кассиром (п. 4 Указания). Со своими должностными правами и обязанностями кассир должен быть ознакомлен под личную подпись. Если кассовые операции у предпринимателя ведут несколько работников, один из них обязательно должен выполнять функции старшего кассира.
К сведению. Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом. Делается это таким образом, чтобы вноситель мог наблюдать за его действиями (п. 5.1 Указания).
Индивидуальные предприниматели ведут кассовые операции в упрощенном порядке. Они, в отличие от юридических лиц, могут не устанавливать лимит остатка кассы и, следовательно, не сдавать деньги в банк (п. 2 Указания, п. 1 Письма ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338 "О порядке ведения кассовых операций и осуществлении наличных расчетов"). Кроме того, они могут не вести кассовую книгу и не оформлять кассовые документы.
Ведение кассовых операций
По общему правилу кассовые операции оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами (формы N N КО-1 и КО-2, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). Вместе их называют кассовыми документами (п. 4.1 Указания). Информация о каждом "приходнике" и "расходнике" вносится в кассовую книгу (форма N КО-4, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). Именно в ней учитывается вся поступающая и выдаваемая наличность (п. 4.6 Указания).
Однако для предпринимателей предусмотрено исключение.
Если они ведут учет доходов (иных объектов налогообложения либо физических показателей), то кассовую книгу, "приходники" и "расходники" можно не оформлять. Это означает, что от оформления перечисленных документов могут отказаться следующие категории предпринимателей (Письмо ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338):
- плательщики единого налога на вмененный доход;
- применяющие патентную систему налогообложения;
- применяющие упрощенную систему налогообложения;
- плательщики единого сельскохозяйственного налога.
К сведению. Коммерсанты, применяющие перечисленные налоговые режимы, также освобождены от ведения бухгалтерского учета (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Письмо Минфина России от 17.10.2014 N 03-11-11/52522).
Предприниматели, работающие на общем режиме налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 54 НК РФ обязаны исчислять налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов, расходов и хозяйственных операций. Если такой учет ведется, то, на наш взгляд, оформлять кассовую книгу и кассовые документы не обязательно.
Отметим, что Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден совместным Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002. Там же содержится форма книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.
Выдача денег под отчет
Отдельно следует остановиться на документальном оформлении выдачи и возврата подотчетных сумм.
Деньги под отчет выдаются на основании письменного заявления работника. Оно составляется в произвольной форме, но должно содержать (п. 6.3 Указания):
- информацию о сумме наличных денег;
- информацию сроке, на который выдаются деньги;
- подпись ИП;
- дату.
Не позднее трех рабочих дней после даты истечения срока, на который выданы деньги (или со дня выхода на работу), подотчетное лицо обязано представить авансовый отчет (форма N АО-1, утв. Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55) и подтверждающие документы.
Надо сказать, что ни заявление на выдачу денег, ни авансовый отчет не подтверждают выдачу (возврат) подотчетных сумм. Поэтому предпринимателю, который не оформляет кассовые документы, в такой ситуации все же придется составить "расходник" (при выдаче денег под отчет) и "приходник" (при возврате неизрасходованных средств в кассу).
Лимит расчетов наличными
Средства, полученные коммерсантом от предпринимательской деятельности, обычно поступают в кассу. В дальнейшем их можно израсходовать на некоторые текущие нужды или внести на расчетный счет в банке. При этом нужно учитывать, что законодательство устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами. Он составляет 100 000 руб. в рамках одного договора (п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание N 3073-У)). Причем этот лимит применяется как во время действия, так и после того, как срок действия соглашения истек. Поэтому все деньги, выплаченные уже после окончания срока действия договора (например, штрафы, пени и т.п.), нужно суммировать с основной суммой.
Когда лимит не применяется
Предприниматель может нелимитированно расходовать деньги из кассы на следующие цели (п. 6 Указаний N 3073-У):
- выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера (например, социальные пособия);
- свои личные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью;
- выдачу работникам денег под отчет.
Также лимит не действует, если коммерсант выдает (получает) деньги при расчетах с обычными физическими лицами (п. 5 Указаний N 3073-У). Но здесь следует иметь в виду, что некоторые наличные расчеты между коммерсантом и "физиками" могут осуществляться за счет наличных денег, только если они поступили в кассу с банковского счета. Речь идет о расчетах:
- по операциям с ценными бумагами;
- по договорам аренды недвижимости;
- по выдаче (возврату) займов и процентов по ним;
- в рамках организации и проведения азартных игр.
Периодические платежи
Отдельно следует сказать о договорах, предусматривающих периодические платежи (например, договор аренды). Если читать п. 6 Указаний N 3073-У буквально, то можно сделать вывод: тот факт, что платежи являются периодическими, значения не имеет. Главное, что они осуществляются в рамках одного договора, а значит, их нужно суммировать. На это когда-то обращали внимание Банк России и МНС России (Письмо от 02.07.2002 N 85-Т, от 01.07.2002 N 24-2-02/252).
Однако с таким подходом можно поспорить. Верховный Суд РФ недавно разъяснил, что п. 6 Указаний N 3073-У "не содержит ограничений на суммирование периодических платежей по одному договору в размере, не превышающем 100 тыс. руб." (Апелляционное определение от 14.04.2015 N АПЛ15-128). Смысл этой туманной фразы уловить довольно сложно, но, по нашему мнению, из нее должен следовать вывод о том, что суммировать периодические платежи по договору не нужно. Впрочем, у проверяющих может быть своя точка зрения. Поэтому при установлении предельного размера расчета наличными мы рекомендуем суммировать периодические платежи по договору. Если их общая сумма приблизится к 100 000 руб., лучше перейти на безналичный расчет.
Замена одного договора несколькими
Чтобы уложиться в лимит, некоторые коммерсанты идут на небольшую хитрость: заменяют один крупный договор на несколько мелких. Подобное решение проверяющие могут квалифицировать как нарушение.
Судебная практика. В один день между заемщиком и заимодавцем было заключено шесть одинаковых договоров займа на сумму 100 000 руб. каждый. В качестве цели займов было указано осуществление платежей, связанных с текущей деятельностью. Также в договорах было сказано, что сумма займа перечисляется на банковский счет.
Однако вместо безналичного перечисления заимодавец снял деньги со счета и передал их представителю заемщика, имеющего одну доверенность на получение денежных средств в размере 600 000 руб.
Таким образом, по мнению налоговой инспекции и судов, в действительности было исполнено единое денежное обязательство - передача наличных денег в сумме 600 000 руб. (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.2008 по делу N А28-9126/2007-60/18).
Вместе с тем в схожих ситуациях суды могут принять решение в пользу коммерсантов.
Судебная практика. Поставщик и покупатель в один день заключили между собой восемь договоров поставки яблок на сумму от 48 200 руб. до 97 000 руб. каждый. В тот же день в кассу продавца поступили наличные деньги по всем восьми договорам. Налоговая инспекция, проведя проверку, посчитала, что оплата произведена в рамках одной сделки, и привлекла продавца к ответственности.
Суды с налоговиками не согласились. Из представленных документов (договоров, счетов-фактур, товарных накладных) они сделали вывод, что яблоки были проданы в рамках каждого договора. При этом расчеты наличными деньгами по каждой сделке не превысили 100 000 руб., что подтверждается "приходниками" (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.10.2010 по делу N А78-4550/2010).
Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.2009 по делу N А32-171/2009-51/18-9АЖ, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 N 18АП-2577/2011.
Приведем еще один пример.
Судебная практика. Между поставщиком и покупателем было заключено несколько договоров о поставке пшеницы:
- от 4 сентября - на сумму 99 990 руб.;
- от 7 сентября - на сумму 99 990 руб.;
- от 8 сентября - на сумму 99 000 руб.;
- от 9 сентября - на сумму 99 000 руб.;
- от 10 сентября - на сумму 99 000 руб.;
- от 11 сентября - на сумму 99 000 руб.
Расчет по всем договорам был произведен наличными в один день - 25 сентября. Общая сумма уплаченных денег составила почти 600 000 руб.
Налоговая инспекция посчитала это нарушением, но суд с ней не согласился. Арбитры указали, что сам по себе факт заключения сходных по содержанию договоров не может служить основанием для вывода о совершении одной сделки и превышении лимита расчета наличными (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2010 по делу N А33-20038/2009).
В общем, при рассмотрении дела многое будет зависеть от деталей и позиции конкретного суда. В связи с этим мы рекомендуем с осторожностью относиться к дроблению договоров с целью соблюдения лимита расчетов наличными. Лучше датировать договоры разными днями и, по возможности, включать в них разные предметы (например, в первом договоре предусмотреть поставку товаров одной номенклатуры, во втором - другой).
Ответственность за несоблюдение лимита
Ответственность за несоблюдение лимита расчетов наличными предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ. Для коммерсантов эта статья предусматривает штраф в размере от 4000 до 5000 руб. Наложить его может налоговая инспекция (ст. 23.5 КоАП РФ).
Важно отметить, что привлечь нарушителя к ответственности можно только в течение двух месяцев со дня нарушения (т.е. со дня совершения сверхлимитной операции). Об этом говорится в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
На практике часто возникает вопрос: кого считать нарушителем? Многие коммерсанты уверены, что таковым является плательщик, а получателя платежа привлечь к ответственности нельзя. Однако на самом деле это не так. Налоговая инспекция может оштрафовать обе стороны договора (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2010 по делу N А28-2959/2010).
На что можно потратить наличные из кассы?
Цели, на которые можно потратить наличные из кассы, приведены в п. 2 Указания N 3073-У. Коммерсант может направить деньги из кассы:
- на выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
- на свои личные (потребительские) нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью;
- на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
- на выдачу подотчетных сумм;
- на возврат средств за ранее оплаченные наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.
Глава 4 НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Организация обращения наличных денег Прогнозирование наличного денежного оборота
Все организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы должны хранить свободные денежные средства в кредитных организациях на соответствующих счетах на договорных условиях.
Наличные денежные средства, поступающие в кассы организаций подлежат сдаче в кредитные организации для последующего зачисления на счета этих организаций.
Денежная наличность сдается организациями непосредственно в кассы кредитных организаций или через объединенные кассы при организациях, а также организациям связи и для перевода на соответствующие счета в кредитные организации. Наличные денежные средства могут сдаваться организациями на договорных условиях через инкассаторские службы кредитных организаций или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Порядок и сроки сдачи наличных денежных средств устанавливаются обслуживающими кредитными организациями каждой организации по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы кредитных организаций.
При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи организациям наличных денежных средств:
Для организаций, расположенных в населенном пункте, где имеются кредитные организации или организации связи - ежедневно в день поступления наличных денежных средств в кассы организаций;
Для организаций, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы кредитных организаций не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или организаций связи - на следующий день;
Для организаций, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или организаций связи, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии - один раз в несколько дней.
В кассах организаций могут храниться наличные денежные средства в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их кредитными учреждениями по согласованию с руководителями организаций.
Лимит остатка наличных денежных средств в кассе устанавливается кредитными организациями ежегодно всем организациям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
Для установления лимита остатка наличных денежных средств в кассе организация представляет в кредитную организацию, осуществляющую его расчетно-кассовое обслуживание, расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу. Данный расчет составляется по форме № 0408020 (прил. 5).
Организации обязаны сдавать в кредитные организации все наличные денежные средства сверх установленных лимитов остатка наличных в кассе. Организации могут хранить в своих кассах наличные денежные средства сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, на выплаты социального характера и стипендии не свыше трех рабочих дней (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - до пяти дней), включая день получения денежных средств в кредитной организации. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денежных средств сдаются в кредитные организации.
Организации не имеют права накапливать в своих кассах наличные денежные средства для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.
Для определения объема, источников поступлений наличных денежных средств в кассы кредитных организаций и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.
Кредитные организации осуществляют проверки соблюдения организациями порядка ведения кассовых операций и работы с Денежной наличностью, установленного Банком России.
Круг организаций, подлежащих проверке, определяется руководителем кредитной организации в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся информации о соблюдении организациями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов.
Для осуществления проверки:
Выбираются сведения о произведенных в течение проверяемого периода операциях по поступлениям (зачислению) на счета организации в кредитной организации наличных денежных средств и их выдачам (списанию) из кассы кредитной организации;
Уточняется сумма установленного лимита остатка денежных средств в кассе;
Наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы организации и его условия;
Согласованный порядок и сроки сдачи выручки в кредитную; организацию.
Полученные результаты оформляются справкой об итогах проверки соблюдения организацией порядка работы с денежной наличностью.
В ходе проверки организации рассматривается:
Полнота оприходования денежной наличности, полученной в кредитной организации;
Полнота сдачи денежных средств в кассу;
Сверяются суммы и даты сдачи наличных денежных средств в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными и записями в кассовой книге выясняются причины такого расхождения;
Соблюдение согласованных с кредитной организацией условий расходования поступающих в кассу организации наличных денежных средств;
Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами;
Соблюдение установленного кредитной организацией лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации;
Ведение кассовой книги и других кассовых документов.
По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству организации по 1 устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.
Справка по результатам проверки составляется в трех экземплярах и подписывается руководителем, главным бухгалтером организации и представителем кредитной организации (проверяющим).
Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем кредитной организации или его заместителем. После этого третий экземпляр справки передается организации, второй - остается в банке. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр справки направляется налоговому органу по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.