Правление в г ардзинба. Биография
Первый Президент Абхазии Владислав Григорьевич Ардзинба родился 14 мая 1945 года в селе Эшера Сухумского района Абхазской АССР. Его детство и школьные годы прошли в родном селе. Отец, Ардзинба Григорий Константинович, многие годы проработал преподавателем истории и завучем, мать, Язычба Надежда Шабановна, - деловодом Эшерской средней школы.
В 1966 году Владислав Ардзинба окончил исторический факультет Сухумского государственного педагогического института и поступил в аспирантуру Института востоковедения Академии наук СССР в Москве. Работал в институте с 1969 года по 1988 год, занимаясь изучением истории, культуры и религии древних народов Малой Азии. Владислав Ардзинба не готовил себя к политической карьере и прошел путь от аспиранта в Институте востоковедения АН СССР в Москве до доктора исторических наук, занимаясь в течение 20 лет изучением истории народов Малой Азии.
В 1985 году защитил докторскую диссертацию "Ритуалы и мифы древней Анатолии".
В 1987 году назначен заведующим сектором идеологии и культуры Древнего Востока Института востоковедения АН СССР. Является автором более 40 научных трудов, многие из которых известны во всем научном мире.
В годы перестройки судьба буквально вытолкнула выдающегося ученого на поприще политической деятельности. В 1988 году Владислав Ардзинба вернулся в Сухум, где был избран директором Абхазского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. Д. Гулиа.
В 1989 году Ардзинба избран народным депутатом СССР и депутатом Верховного Совета СССР. В том же году избран председателем подкомиссии по государственному и правовому статусу автономных образований и становится членом Президиума Верховного совета СССР.
В 1990 году избран депутатом Верховного Cовета Абхазии и председателем Верховного Cовета Абхазии.
В 1992 году Ардзинба назначен председателем государственного комитета обороны и возглавляет национально-освободительную борьбу народа Абхазии против грузинской оккупации.
В настоящее время проживает на родине, в Абхазии, мужественно борется с тяжелой болезнью. Супруга Первого Президента, Светлана Джергения, выпускница исторического факультета Северо-Осетинского государственного университета им.К.Хетагурова, специалист по Османской империи XIX века.
В. Ардзинба - доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии наук Абхазии, Адыгской международной Академии наук, лауреат Международной Кандуровской премии, лауреат премии им. Вернадского.
Награжден высшей государственной наградой Абхазии - орденом "Ахьдз-апша" I степени, медалью "Герой Абхазии" и высшей государственной наградой Республики Южная Осетия - "Орден почета".
Судьба Первого Президента неразрывно связана с судьбой страны и ее народа. В абхазской политике Владислав Ардзинба возник неожиданно и ярко, практически мгновенно заняв в ней доминирующее положение. Это стало возможным благодаря уникальному сочетанию качеств, которые сфокусировали на этом человеке внимание народа, долгие годы боровшегося за свои неотъемлемые права и стремившегося обрести лидера, способного стать выразителем всех его чаяний. И, как показала история, этот выбор оказался безошибочным. Владиславу Ардзинба удалось совершить то, что было не под силу другим, соединив волю и мужество народа для достижения Победы в неравной кровополитной борьбе.
Ардзинба пришел в политику из науки, которой служил долго, плодотворно и с полной самоотдачей. Он достиг больших успехов в изучении истории народов Древней Малой Азии, став одним из классиков советской хеттологии. По его признанию, он никогда не предcтавлял, что когда-нибудь, оставив любимое дело, займется активной политикой. Однако бурный исторический процесс, захлестнувший распадающуюся советскую империю, а вместе с ней и Абхазию, распорядился по иному.
Точкой отсчета яркой политической деятельности Ардзинба стало его незабываемое выступление на первом съезде народных депутатов СССР, которое было первым, озвученным со столь высокой трибуны, выражением устремлений абхазского народа. Ардзинба за короткое время стал в союзном парламенте неформальным лидером представителей малых народов СССР. Его принципиальность, личное обаяние, целеустремленность, талант и выдающиеся ораторские качества служили локомотивом реформ в области законодательства, затрагивающего интересы автономий.
Вооруженная агрессия Грузии и освободительная война 1992-1993 гг., которую возглавил В. Ардзинба, были самым тяжелым испытанием для народа Абхазии за более чем столетний период. В. Ардзинба приходилось работать на пределе физических сил, каждая неудача и каждая смерть болью отражались в его сердце. Но он никогда не впадал в уныние, внушая своему народу веру в собственные силы. Президенту приходилось планировать военные операции, изыскивать средства и вооружение для продолжения войны с до зубов вооруженным противником, решать вопросы обеспечения десятков тысяч беженцев и бороться за сохранение своего народа. Его могучая энергия позволила сплотить народ для Победы. В экстремальных условиях войны в полной мере проявились мужество, твердость характера, политический талант, потрясающая работоспособность и целеустремленность лидера нации.
После войны волю абхазского народа пытались сломить жесткой, унижающей человеческое достоинство многолетней блокадой. Молодая республика, победив в жестокой и кровопролитной войне, вынуждена была решать многочисленные проблемы в условиях полной изоляции, без света, продуктов и медикаментов. Однако, несмотря на все колоссальные трудности, Первому Президенту удалось отстоять национальные интересы молодого государства, честь и достоинство народа Абхазии, который и здесь проявил удивительную стойкость и единство.
Таков был фон, на котором руководству Абхазии во главе с Ардзинба приходлось преодолевать разруху, оказывать помощь пострадавшему от войны населению, восстанавливать правопорядок и работу органов государственной власти, закладывать правовые основы для развития страны. Важнейшей вехой этого процессы явилось принятие новой Конституции и Акта о государственной независимости Абхазии.
Все эти годы Владислав Ардзинба проявлял выдающиеся дипломатические способности. Следует отметить, что в тот период на Абхазию оказывалось чрезвычайно мощное давление со всех сторон для того, чтобы она согласилась с грузинскими условиями урегулирования конфликта. Тогда необходимы были политическая гибкость и мужество, чтобы отстоять завоевания народа. И это удалось благодаря Первому Президенту. Его политическая интуиция, умение работать с документами, чувство ответственности за свой народ всегда служили гарантией того, что интересы Абхазии будут надежно защищены.
Вне всякого сомнения, Владислав Ардзинба является одной из ярчайших личностей в многовековой истории Абхазии. Результатом его деятельности и самоотверженной борьбы стали свобода и независимость Абхазии. И этот неоспоримый факт никогда не сотрется из народной памяти.
Сегодня Абхазия, являясь уже признанным субъектом международного права, стремится к построению современного демократического и экономически?развитого государства, способного обеспечить благополучие и безопасность собственных граждан. При этом все существующие на сегодняшний день достижения и успехи были бы невозможны без той огромной лепты, которая была внесена Владиславом Ардзинба в процессе становления и развития Республики Абхазия.
По словам депутата Государственной Думы РФ Константина Затулина, "как Гарибальди в истории Италии, как Уоллес для шотландцев, Владислав Ардзинба был, есть и навсегда останется великим национальным героем абхазского народа, лидером, которого народ рождает, быть может, однажды, в самый ответственный момент в своей истории".
Ведущий научный сотрудник Института экономики и международных отношений РАН, доктор исторических наук Александр Крылов, написал в журнале "Апсны": "Владислав Ардзинба был человеком науки, но судьба вынудила идти в политику, и то, что он оказался достоин своей исторической роли, большое счастье для абхазов. Ардзинба был политиком от бога, вождем нации в самое трагическое для нее время. Однако он не типичный политик, слишком интеллигентный, но в критической ситуации ради национальных интересов способный на самые решительные меры".
4 марта 2010 г в Центральной клинической больнице Москвы на 65-м году жизни скончался первый президент Абхазии. Абхазский лидер был госпитализирован в российскую столицу в конце февраля в тяжелом состоянии. «Владислав Ардзинба на днях специальным бортом МЧС России был доставлен в Москву в тяжелом состоянии. В настоящее время Ардзинба подключен к аппарату искусственной почки», – сообщал «Интерфакс» со ссылкой на свои источники в московских медицинских кругах.
Как сообщил министр здравоохранения Абхазии Зураб Маршания, у первого президента было «длительное, хроническое заболевание», он «тяжело передвигался» без посторонней помощи.
Ардзинба, стоявший у истоков движения за независимость Абхазии, пришел к власти в республике в 1990 году, заняв должность председателя Верховного совета, а уже через четыре года получил пост главы непризнанного государства. Впрочем, уже тогда первый президент верил, что его страна в ближайшие годы получит широкое признание.
Так получилось, что осуществить мечту Ардзинбы удалось лишь его политическому сопернику Сергею Багапшу, пришедшему к власти после того, как президент был вынужден покинуть свой пост.
Официальным преемником Ардзинбы в предвыборной кампании 2004 года был избран Рауль Хаджимба, вновь проигравший Багапшу на недавних президентских выборах. При этом популярность фаворита действующего главы государства не превышала и 10%. Однако низкий уровень поддержки, как и то, что за обвинявшегося в тесных связях с Грузией Багапша проголосовали чуть более 50% избирателей, не убедил Ардзинбу в победе конкурентов.
Тяжелая политическая ситуация в оказавшейся на грани гражданской войны республике разрешилась лишь после того, как двум кандидатам удалось договориться о проведении в январе 2005 года новых выборов, в которых Багапш будет баллотироваться в президенты, а Хаджимба - в вице-президенты. Впрочем, выборы так и не состоялись.
Несмотря на прошлые разногласия, действующие власти республики приняли решение об объявлении траура в связи с кончиной первого президента страны.
Тем более что для простых абхазов, отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, Ардзинба остался человеком, отстоявшим право республики и народа остаться на географической карте. «В момент полного политического хаоса в бывшей Грузинской ССР, в момент жесткого наступления агрессивных националистов на основы существования абхазского народа он сумел объединить свою страну в сопротивлении и возглавил ее для победы в этой борьбе. Именно в этом плане его роль для Абхазии остается неоценимой», – считает он.
Биография Владислава Арздзинба
Родился в селе Эшера (недалеко от Сухума). Отец - директор школы, преподаватель истории, мать - учительница.
В 1966 году окончил исторический факультет Сухумского государственного педагогического института им. А. М. Горького.
С 1969 по 1987 жил в Москве, работал в Институте востоковедения АН СССР, где защитил дисссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук «Хаттские истоки социальной организации древнехеттского общества. Функции должностных лиц с титулами хаттского происхождения». Диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук «Ритуалы и мифы древней Анатолии» защитил в Тбилисском государственном университете в 1985 году.
В 1987 вернулся в Сухум и возглавил Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д.Гулиа.
С 1989 по 1991 - народный депутат, член Совета Национальностей Верховного Совета СССР.
В 1990 избран председателем Верховного Совета Абхазии, в 1994 - президентом Абхазии.
В 1999 переизбран президентом Абхазии на новый срок. В связи с тяжёлой болезнью был вынужден оставить свой пост в 2004. Уход Ардзинба с политической арены республики и проведённые в связи с этим президентские выборы привели к затяжному политическому кризису.
У Владислава Ардзинбы остались жена и дочь. Жена Светлана Джергения - выпускница историко-английского отделения Орджоникидзевского (Владикавказского) государственного университета, специалист по Османской империи XIX века. Его дочь Мадина - выпускница исторического факультета МГУ.
Награды первого президента Абхазии
- Герой Абхазии
- Орден «Честь и слава» I степени
- Орден Почёта (Южная Осетия)
с использованием материалов
Владислав Григорьевич Ардзинба (абх. Владислав Григорий-иа Арынба; 14 мая 1945, село Эшера, Абхазская АССР - 4 марта 2010, Москва) - советский и абхазский государственный и политический деятель, историк-востоковед, доктор исторических наук, занимавшийся исследованием хеттской культуры и определением исторических связей между абхазо-адыгскими народами и древними народами Малой Азии. С 1989 по 1991 год был народным депутатом СССР.
С 1990 года - председатель Верховного Совета Абхазской ССР (с 1992 года - Республика Абхазия). Являлся главнокомандующим армией республики в период войны с Грузией. В 1994 году избран президентом Абхазии голосованием в Верховном Совете. В 2004 году объявил об уходе из политики в связи с прогрессирующей болезнью. Уход Ардзинбы с поста президента Абхазии повлёк за собой политический кризис в стране, продолжавшийся с октября 2004 по январь 2005 года. Последние годы жизни проживал на государственной даче в Пицунде.
Биография
Владислав Ардзинба родился в селе Эшера (недалеко от Сухума) в мусульманской семье директора школы и учительницы. Сам Владислав, по его словам, правоверным мусульманином никогда не был. Отец, Григорий Константинович, инвалид Великой Отечественной войны I группы, воевал под Харьковом в кавалерии, преподавал историю и увлекался археологией, что и повлияло на дальнейший выбор профессии сына. Единственный брат Владислава трагически погиб в 1980-х годах, оставив после себя детей (племянников Владислава).
В 1966 году Владислав окончил исторический факультет Сухумского государственного педагогического института им. А. М. Горького. Лекции ему читали в том числе крупные абхазоведы З. В. Анчабадзе и Ш. Д. Инал-Ипа. Последний, по словам Владислава Григорьевича, и сподвиг его к изучению культуры хеттов.
Научная деятельность
В 1966 году Ардзинба поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР, где в 1969 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук на тему «Хаттские истоки социальной организации древнехеттского общества. Функции должностных лиц с титулами хаттского происхождения». По окончании аспирантуры он стал сотрудником сектора идеологии и культуры Древнего Востока Института востоковедения. Научным руководителем Ардзинбы был академик Вячеслав Иванов.
Научные работы Ардзинбы посвящены таким темам, как хаттское наследие в социальной организации хеттского общества; хеттские культы, ритуалы, сакральные празднества и мифология; хеттская дипломатия; хеттские законы; генетические связи хаттского языка; кавказский нартский эпос; традиционная религия и мифология абхазов. Среди его наиболее значимых открытий - дуальная социальная организация хеттского общества доклассового периода, функционирование института полюдья в древней Анатолии, доминирование двоичных оппозиций в хеттском культе, типологизация многих элементов хаттской, хеттской и хурритской культуры в ряду мировых архаических традиций. В хеттологии Владислав Ардзинба придерживался преимущественно западноевропейской хеттологической школы. Отдельное место в его исследованиях занимало установление некоторых из связей хаттского и западнокавказских языков, что привело к помещению ряда элементов культуры народов Кавказа в более широкий контекст.
В 1983 году в свет вышла книга Джеймса Маккуина «Хетты и их современники в Малой Азии» (англ. «The Hittites: And Their Contemporaries in Asia Minor»), переведённая Ф. Л. Мендельсоном на русский язык. Владислав Ардзинба стал её редактором и автором послесловия, в котором он затронул все темы, мнение автора о которых являлось спорным в научном сообществе. Л. С. Клейн в своей рецензии признал, что послесловие за авторством Ардзинбы имеет самостоятельную ценность, так как дополнительно раскрывает тему соседних с хеттами народов гораздо шире, чем это сделал Маккуин.
В 1985 году Ардзинба защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук «Ритуалы и мифы древней Анатолии» в Тбилисском государственном университете, которая получила положительные рецензии. Отмечался компексный подход к анализу имевшихся данных о ритуалах, позволивший получить новые сведения о культурной и социальной истории как хеттов, так и других народов Малой Азии. В 1987 году Владислав Ардзинба вернулся в Сухум и возглавил Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа.
Владислав Григорьевич Ардзинба - Первый Президент Республики Абхазия, Герой Абхазии, лидер абхазского народа и вместе с ним одержавший Великую Победу над грузинским агрессором, ушел из жизни 4 марта 2010 года. Неоценим вклад Владислава Ардзинба в Победу в Отечественной войне народа Абхазии. В момент великого противостояния, когда решался вопрос - быть или не быть абхазам, он стал надеждой и силой для всего многострадального народа Абхазии. На алтарь независимости и процветания нации Владислав Ардзинба положил свое здоровье. Именно с его именем навеки связаны наша Победа, Свобода и Независимость.
Владислав Ардзинба: Он был. И он есть.
Ушел из жизни Владислав Ардзинба. И хоть в последнее время мы знали о его продолжительной болезни, это известие оглушило всех... болью.
Впервые я познакомился с ним в селе Бамбора близ г. Гудауты, в котором находилось знаменитое Кистрикское городище эпохи неолита. Я работал в составе Причерноморской экспедиции при Абхазском институте языка, литературы и истории им. Гулиа уже второй год, параллельно заканчивая университет. В конце августа 1978 г., вернувшись из полевой экспедиции с высокогорного села Псху, в своей палатке я обнаружил, что там кто-то пристроился жить. Я поднял шум, думая, что ее оккупировал кто-то из наших приезжих землекопов-студентов, и вдруг увидел двоих молодых людей. Один из них был постарше, светлый, с искрящимися глазами, другой с огромной пышной кудрявой шевелюрой. Они поздоровались на хорошем абхазском, что меня удивило. Представились. Это были Владислав Григорьевич Ардзинба с молодым лингвистом Вячеславом Чирикба. Так зародилась наша дружба. В тот год В.Ардзинба впервые приехал к нам в археологическую экспедицию. В ту пору он уже работал в Институте Востоковедения АН СССР. Впоследствии каждый год он неизменно приезжал к нам в экспедицию и весь отпуск проводил на раскопках. В тот первый год он работал в моем отряде и буквально на второй день обнаружил впускное погребение эпохи ранней античности с сердоликовыми глазчатыми бусами и золотыми браслетами в виде трехцветных лепестков. Это была достаточно уникальная находка на Кистрикском городище, где в основном находки составляли скучные микролитические орудия из кремня, зернотерок, обломков керамики и рогатых керамических столбиков для выпаривания соли. Удачлив, решили сразу мы. Свою удачливость он подтвердил на следующий же год, ко
гда поехал работать на раскопки Отхарских дольменов. Там им была обнаружена уникальная статуэтка палеолитической Венеры.
Вскоре я поехал учиться в Москву. Это был конец 70-х – начало 80-х годов, период, обозначенный нами временем образовательного бума абхазкой молодежи. В то время около 30 аспирантов учились в одной только системе АН СССР. В основном мы жили в общежитии на ул. Островитянова. Все эти годы он очень внимательно следил за нашими успехами, помогал, направлял наши первые научно-изыскательские исследования в академическое русло. Он любил с нами общаться, и хотя между нами и им разница в возрасте составляла приблизительно 10 лет, он часто проводил с нами много своего свободного времени. Многие из тех, на кого он незаметно оказал свое духовное и научное влияние, впоследствии стали министрами, депутатами, великолепными учеными и дипломатами, и очень многие из них стали героями Отечественной войны в Абхазии 1992-93 гг.
Потом я, да и все мы, увидели, что научный кругозор его был чрезвычайно богат, и стали понимать, насколько глубоко он разбирается в темах, которые были весьма далеки от того периода, которым занимался сам непосредственно. Это нас потрясало, но знаете, совершенно не угнетало, что бывает иной раз, когда встречаешься с человеком неординарных возможностей. Он нас любил. И верил в нас. Мы всегда с восторгом следили за полетами его фонтанирующих идей и поражались тому, как легко они ему давались. На высоком профессиональном уровне он охватывал все периоды человеческой истории на территории Абхазии. А это практически все периоды с раннего палеолита по настоящее время. Свои консультации в последующем он, совершенно лишенный жадности ученого, раздаривал многим из нас, занимавшимся практически всеми спектрами и периодами в области абхазоведения. И везде эти консультации были глубокими и на академическом уровне. И всегда таили в себе новизну взглядов и необычных идей относительно устоявшихся представлений в науке. Меня всегда изумляло то, как он спокойно мог критически переосмысливать научные аксиомы, которые из незыблемых для нас истин становились уже всего лишь гипотезами. Именно эта смелость в суждениях, безграничная, начиненная волей креативность, стали основой его сущности в дальнейшем как политического деятеля и сделали его неоспоримым авторитетом - лидером и вождем Абхазии.
Владислав Ардзинба ушел из жизни 4 марта. В день, который у абхазов ассоциировался со Свободой и Независимостью. Именно в этот день была провозглашена Советская Абхазия, равная среди других республик. Весь абхазский народ с этим днем связывал обретение своего утерянного государственного статуса после огромных потрясений, после потери независимости, после махаджирства, после долгого периода, когда на абхазский народ от имени царского самодержавия была наложена печать «виновного населения». В период революционных преобразований прошлого века абхазы успели на себе ощутить в дополнение ко всему геноцид грузинского меньшевистского правительства. 4 марта 1921 г., после огромных испытаний, выпавших на долю абхазского народа, провозглашается Абхазская ССР. И несмотря на то что статус Абхазии впоследствии понизили, этот мартовский день воспринимался абхазами как день обретения, или восстановления, государственности и надежды на возможность получения в дальнейшем реальной независимости. Этот день всегда торжественно отмечался в Абхазии. Но в Москве, где многие из нас учились и работали, в этот день мы любили собираться и праздновать его в кругу находившейся на тот период там абхазской диаспоры. Советскость происхождения праздника была нами забыта еще во времена расцвета Союза. Для нас этот день был днем консолидации народа. Днем, когда мы вместе, сообща, еще раз напоминали друг другу, что все мы из одного народа, и что главная цель нас ожидает в будущем. И главное наше предназначение – помочь своей стране обрести реальную свободу и независимость.
Какое смысловое совпадение! Он ушел из жизни именно в тот день, который связан у абхазского народа с идеями о своем собственном государстве. И именно он воплотил в реальность эту идею. Он привел свой народ к Победе, Свободе и обретению подлинной Независимости.
Будучи еще депутатом последнего советского Верховного Совета СССР, Владислав Григорьевич встал в первых рядах тех политиков, которые сумели поднять свой голос среди громкого большинства и сделать его услышанным: об исторической несправедливости в отношении судеб малых народов, о равном праве малых и больших, сильных и слабых. На мой взгляд, он был наиболее харизматичным депутатом уходящего Союза. Его голос стал символом борьбы за независимость и отстаивания своих прав обездоленных, в силу различных причин, народов отмирающей державы. Именно поэтому он стал знаковой фигурой для многих народов бывшего СССР. Такого уровня человека, отстаивающего права и свободы малочисленных народов, пожалуй, уже нет.
Он был один из немногих лидеров в ряду руководителей государств, сформировавшихся из обломков огромной советской империи, который имел непререкаемый политический авторитет у своего народа, избрание которого было единственным, наиболее реальным и осознанным выбором. Легитимным. Что уже являлось редкостью на том разломе ценностей, в котором формировались новые государства из бывшего советского содружества. Для всех нас свобода, независимость и суверенитет ассоциировались именно с его именем, и стали неразделимыми.
Он обладал тонким чувством юмора. Он был душой компании. Сам великолепно танцевал и очень бурно аплодировал, когда видел молодежь, танцующую народные танцы во время различных мероприятий. А как обострялся его слух, когда вдруг мы начинали петь абхазские песни! Как он сразу хватался за ручку, если кто-то вдруг вспоминал какие-то случаи, связанные с прошлым его рода, с селом, мифами и легендами, которые, разумеется, были частыми темами для разговоров ностальгирующих по родине студентов.
Он был очень искренним. Он увлекался людьми, которые выделялись своими неординарными способностями. И всегда шел навстречу к их будущим взлетам. Даже если порой он испытывал разочарование, которое с трудом и болью переносил, он, тем не менее, не мог укротить свою страсть к людям интересным, подающим надежды как будущие политики, ученые, деятели искусства.
Он увлекался различными идеями, которые могли привнести нечто новое в изучении истории Абхазии, интересовался всем, что имело к этому отношение. Именно поэтому он достаточно молодым, в эпоху, когда зрелый возраст для возможного руководителя наступал по общепринятым правилам далеко после 50-летнего рубежа, стал директором большого научного института, бывшего главным кровеносным сосудом и источником силы в борьбе за независимость абхазов.
Он был великолепным ученым. Один из немногих историков в мире, который мог в подлиннике читать древние хеттские первоисточники. В 1985 г. я решил поехать в Тбилиси на защиту его докторской диссертации. Я вернулся оттуда гордый и окрыленный, так как наблюдал, как он блестяще и с достоинством защитил докторскую диссертацию в грузинской столице, где формировались и варились тогда самые безумные идеи по поводу невероятного происхождения абхазов. В этом воспоминании о нем я даже не хочу о них напоминать. Я тогда не мог понять, почему именно там решил он утвердить свое право на звание ученой степени доктора исторических наук. Теперь понимаю: потому что именно там было сложнее всего выдержать это испытание. Я видел в глазах ученых, сидящих в зале, восхищение и досаду, и видел, как виртуозно, с напором и обаянием он реагировал и отвечал на многие вопросы, которые выходили далеко за рамки его докторской диссертации.
Он был, пожалуй, единственный из президентов стран, сформировавшихся в постсоветском пространстве, с таким высоким уровнем образованности и эрудированности.
Он был реформатор. Харизматичный. Сильный. Волевой. Он один из немногих политиков, который начал свою идею и завершил ее. Завершитель. Он мог ее обозреть. Он вселил в нас уверенность в том, что мы заслуживаем иной участи, нежели нам предлагает современная история: мы народ, исторически имеющий право на свободу, самоопределение и независимость. Он поднял уровень нашей национальной идентичности на такую высоту, на которую уже никто никогда не сможет посягать.
Он был. И он есть. И сегодня мне сложно писать еще что-то о нем, что могло бы реально описать все чувства, эмоции, представления о нем. Но придет время, и будут многие другие, которые найдут именно те единственные слова, способные сполна охарактеризовать всю необычайную сущность Владислава Ардзинба – парня из высокогорного села Эшера, что находится в серединной Абхазии, который был необычайно обаятельным, обычным человеком, со многими присущими только ему слабостями и сильными сторонами, но который стал легендой и мифом еще при своей недолгой по абхазским меркам жизни. И который безмерно любил свой народ и свою Родину.
Родился 14 мая 1945 в селе Эшера (недалеко от Сухума). Отец — директор школы, преподаватель истории, мать — учительница.
В 1966 году окончил исторический факультет Сухумского государственного педагогического института им. А. М. Горького.
С 1969 по 1987 год жил в Москве, работал в Институте востоковедения АН СССР, где защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук «Хаттские истоки социальной организации древнехеттского общества. Функции должностных лиц с титулами хаттского происхождения». Диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук «Ритуалы и мифы древней Анатолии» защитил в Тбилисском государственном университете в 1985 году.
1987 — Назначен заведующим сектором идеологии и культуры Древнего Востока Института востоковедения АН СССР. Является автором более 40 научных трудов.
В 1988 году и возглавил Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа.
1989 — В. Ардзинба избран народным депутатом СССР и депутатом Верховного Совета СССР. В том же году избран председателем подкомиссии по государственному и правовому статусу автономных образований и становится членом Президиума Верховного совета СССР.
В 1990 году избран председателем Верховного Совета Абхазской АССР, провозгласившего независимость Республики Абхазия.
1992 — В. Ардзинба назначен председателем государственного комитета обороны и возглавляет национально-освободительную борьбу народа Абхазии.
1994 — президент Республики Абхазия.
В 1999 году переизбран президентом Республики Абхазия на новый срок.
В связи с тяжёлой болезнью был вынужден оставить свой пост в 2004 году.
В. Ардзинба — доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии наук Абхазии, Адыгской международной Академии наук, лауреат Международной Кандуровской премии, лауреат премии им. Вернадского.
Награжден высшей государственной наградой Абхазии — орденом «Ахьдз-апша» I степени, медалью «Герой Абхазии» и высшей государственной наградой Республики Южная Осетия — «Орден почета».
Жена Владислава Ардзинбы Светлана Джергения — выпускница историко-английского отделения Орджоникидзевского (Владикавказского) государственного университета, специалист по Османской империи XIX века. Их дочь Мадина — выпускница исторического факультета МГУ.