Презентации на тему удивительные плоды и семена. Презентация по биологии на тему "использование плодов и семян человеком"

Слайд 2

Семя - высокоспециализированный орган полового размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий жизни у семенных растений, развивающийся обычно после оплодотворения из семязачатка. Состав семян: Семена характеризуются определенным химическим составом. Все вещества семени можно разделить на две группы: неорганические и органические. Неорганические вещества семян представлены водой и минеральными веществами. Даже самые сухие на вид семена содержат от 7 до 12% воды. В этом можно убедиться, нагревая семена в пробирке. При этом на стенках пробирки будут образовываться капли воды. Характеристика семян

Слайд 3

При сжигании семян остается зола, представляющая собой смесь различных минеральных солей. Семена всех растений содержат органические вещества - белки, жиры и углеводы. Однако их процентное содержание в семенах различных растений не одинаково. В семенах одних растений накапливается большое количество крахмала (у пшеницы 66%, у ржи - 67%); в других - жиры (у льна до 48%, у клещевины до 70%); в третьих - белки (у гороха - 22-34%, у сои - 34-45%). В любом случае, в большем или меньшем количестве в семенах содержатся все органические вещества. Характеристика семян

Слайд 4

Типичное семя состоит из покровов (кожуры), зародыша и питательной ткани. Семенная кожура: Формируется обычно из покровов семязачатка. На поверхности семенной кожуры можно заметить маленькое отверстие - бывший семявход, или микропиле, а также рубчик - место бывшего прикрепления семяножки. Главная функция семенной кожуры - защита зародыша от высыхания, механических повреждений и т.д. Кроме того, она способствует распространению семян. Строение семян

Слайд 5

Зародыш.: Возникает из оплодотворенной яйцеклетки. Имеет диплоидный набор хромосом. Зародыш - главная часть семени, состоящая из корешка, стебелька, почечки с листочками и одной или двух семядолей (первых зародышевых листьев). Запасающие ткани семени - эндосперм, перисперм, основная ткань семядолей. Эндосперм.: Эндосперм развивается из оплодотворенного центрального ядра зародышевого мешка (имеет триплоидный набор хромосом). Строение семян

Слайд 6

Перисперм. Перисперм – питательная ткань многих семян, образуется из диплоидных клеток нуцеллуса и имеет диплоидный набор хромосом. Таким образом питательные вещества в семени могут откладываться в перисперме, эндосперме или семядолях. По содержанию питательных веществ семена можно классифицировать: Строение семян

Слайд 7

В зависимости от места локализации запасных питательных веществ различают четыре пять типов семян: семена с эндоспермом (мак, пшеница); семена с периспермом (куколь); семена с эндоспермом и мощным периспермом (перец); семена с питатеьными веществами в зародыше (горох, фасоль); семена с эндоспермом и питательными веществами в семядолях (лен). Классификация семян(олимпиадникам)

Слайд 8

Семена с эндоспермом. В зерновке пшеницы различают три основные части: семенную кожуру, сросшуюся с околоплодником; зародыш семени; питательную ткань - эндосперм. Эндосперм составляет основную часть семени, представлен триплоидными клетками с запасом питательных веществ в виде зерен крахмала. По периферии эндосперм окружен клетками алейронового слоя с запасным белком в виде алейроновых зерен. К эндосперму прилежит зародыш. В зародыше хорошо различимы корешок, почечка с листочками, стебелек и одна семядоля, которая преобразована в щиток (вторая семядоля редуцирована). Классификация семян

Слайд 9

Семена без эндосперма и без перисперма на примере семени фасоли. Снаружи семя покрыто толстой кожурой, на вогнутой стороне которой можно обнаружить рубчик и микропиле. Под кожурой располагается зародыш, состоящий из двух крупных семядолей, имеющих почковидную форму, и расположенных между ними зародышевого корешка, стебелька и почечки с листочками. После оплодотворения в процессе развития семени питательные вещества из эндосперма поглощаются зародышем и откладываются в виде крахмальных и алейроновых зерен в семядолях, поэтому семядоли сильно разрастаются. Классификация семян

Слайд 10

Итак, в зависимости от места локализации запасных питательных веществ различают пять типов семян: семена с эндоспермом (мак, пшеница); семена с периспермом (куколь); семена с эндоспермом и мощным периспермом (перец); семена с питатеьными веществами в зародыше (горох, фасоль); семена с эндоспермом и питательными веществами в семядолях (лен). Классификация семян (олимпиадникам)

Слайд 11

Олимпиадникам. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8? Семенная кожура; Зародышевый корешок; Зародышевый стебелек; Зародышевая почечка; Две семядоли; Эндосперм; Перисперм; Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой.

Слайд 12

Слайд 13

Для прорастания семян необходимы определенные условия, главными из которых являются: 1 – наличие воды; 2 – доступ кислорода; 3 – определенная температура; 4 – живой зародыш семени. Перед прорастанием семена должны набухнуть. При этом семена поглощают большое количество воды. Это необходимо для активизации ферментов, которые переводят запасные вещества семени в легкоусвояемую и доступную для зародыша форму. Семена некоторых растений нуждаются в скарификации. Скарификация - механическое повреждение водонепроницаемых покровов семени. Она может проводиться вручную или с помощью специальных механизмов. Условия прорастания семян

Слайд 14

Прорастающие семена интенсивно дышат. Кислород необходим для осуществления окислительно-восстановительных процессов, стимулирующих деление и рост клеток зародыша. При этом они поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Сырое зерно, собранное в кучу сильно разогревается – в результате дыхания выделяется много энергии, что приводит к гибели зародышей семян. Поэтому в хранилища засыпают сухие семена, хранилища проветривают. Условия прорастания семян

Слайд 15

Большое значение для прорастания семян имеет температура. Семена многих растений способны прорастать в довольно широком диапазоне температур. Однако для каждого вида существуют определенные верхний и нижний пределы. Для большинства растений минимальное значение температуры - 0-5С, а максимальное - 45-48С. Оптимальной для прорастания семян многих растений считается температура 25-35С. Условия прорастания семян К холодостойким растениям относится рожь, горох, пшеница. К теплолюбивым – дыня, огурец, томаты.

Слайд 16

Семена многих растений умеренных и холодных климатических поясов не прорастают без промораживания. Поэтому в сельскохозяйственной практике применяют стратификацию - выдерживание семян во влажном песке при низких температурах. Этот прием ускоряет прорастание семян многих растений. Условия прорастания семян

Слайд 17

Плод - репродуктивный орган покрытосеменных, обеспечивающий семенное размножение. Функции плода: формирование, защита и распространение семян. Плоды характерны только для цветковых растений. Плод образуется из цветка, как правило, после оплодотворения. Главную роль в образовании плода играет гинецей. Нижняя часть пестика - завязь, содержащая семязачатки, разрастается и превращается в плод. Плод состоит из околоплодника и семян, число которых соответствует числу семязачатков. Плоды

Слайд 18

Иногда в образовании плода принимают участие и другие части цветка (тычинки, околоцветник, цветоложе). Строение плода: плодоножка; 1 - экзокарпий; 2 - мезокарпий; 3 - эндокарпий; 4 - семя. Околоплодник, или перикарпий - это стенка плода, развивающаяся из стенки завязи. Как правило, перикарпий составляет основную массу плода. В нем обычно различают три слоя: экзокарпий, наружный слой околоплодника; мезокарпий, средний слой околоплодника; эндокарпий, внутренний слой околоплодника. Плоды

Слайд 19

У различных плодов слои околоплодника выражены по-разному. Например, у костянки (плод вишни, персика) экзокарпий - тонкий кожистый, мезокарпий - толстый сочный и мясистый, эндокарпий - твердый деревянистый (косточка). У ореха лещины слои околоплодника практически неразличимы. Плоды

Слайд 20

Общепринятой классификации плодов нет. Различают простой плод - плод, образованный из завязи единственного пестика (горох, вишня, мак); сложный, или сборный, плод - плод, образованный из нескольких пестиков одного цветка (малина, ежевика, лютик). Классификация плодов

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семя, его строение и значение

Цель урока: Изучить особенности строения семян, их значение. Дом. задание: - учить п.5 ; - сообщение, или составить кроссворд по теме «Семя» (минимум 10 слов)

Многообразие семян Венерин башмачок Семена мака. 6-11 тысяч семян весят 3-5 г

Семена сейшельской пальмы. Вес одного семени -15-25 кг

Плоды и семена рожкового дерева Семена рожкового дерева. Вес одного семени - 200 миллиграммов. Плоды рожкового дерева

Многообразие семян Семена хлопчатника

Бархатцы Астры Петуния

Лабораторная работа Тема: Изучение строения семян. признаки фасоль пшеница Кожура Семядоли(сколько) Запас питательных веществ(где находится) Зародыш(строение)

Строение семени фасоли

Строение зерновки пшеницы

Лабораторная работа Тема: Изучение строения семян. признаки фасоль пшеница Кожура Семядоли(сколько) 2 1 Запас питательных веществ(где находится) В семядолях В эндосперме Зародыш(строение) Зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, 2 семядоли Зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, 1 семядоля

Прорастание семян

Верю-не верю 1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли. 2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. 3. Строение семян всех двудольных растений одинаково. 4. Первым у проростка появляется корешок. 5. Молодое растение называют заростком. 6. Снаружи семена покрыты корой. 7. Через семявход в семя проникает вода. 8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольн ыми. 1 2 3 4 5 6 7 8 + - + + - - + -

Вставьте пропущенные слова Зародыш семени однодольного растения состоит из … …, … … и … … . Зародыш семени однодольного растения состоит из зародышевого корешка, зародышевого побега и одной семядоли. Двудольными называют растения, в семени которых… Двудольными называют растения, в семени которых две семядоли.

Покрытосеменные растения: 1.Имеют орган семенного размножения – цветок. 2.После отцветания образуется плод, в котором находятся семена. 3.Семена развиваются внутри плода, то есть они защищены (покрыты). 4.Хорошо развита проводящая система, которая обеспечивает быстрое передвижение веществ в растении.










Цели урока: 1.Познакомиться со строением семени. 2.Раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений. 3.Развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их. 4.Формировать практическое умение и навыки по распознаванию семян и определению семян. 5.Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.
























Выводы: 1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества. 2.Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли. 3.Семядоли – это первые листья зародыша растения. 4.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др. 5.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох и др.


Тест «Верю - не верю» Фамилия, имя: "+" ИЛИ "-" 1. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. 2. Семена растений, имеющие одну семядолю называются двудольными. 3. Через семявход в семя проникает вода. 4. Снаружи семя покрыто корой. 5. Запас питательных веществ может находиться в эндосперме. 6. В семени двудольных растений две семядоли. 7. Семядоли - это часть зародыша. 8. Запасные питательные вещества находятся в стебельке 9. Семена однодольных растений содержат одну семядолю. 10. У семян фасоли наибольшую массу имеют семядоли. Задание проверил (а):Оценка: Фамилия, имя:"+" или "-" 1. Семенная кожура выполняет защитную роль. 2. Растения класса двудольных имеют одну семядолю. 3. Семенная кожура- это часть зародыша 4. Семя двудольного растения состоит из семенной кожуры и зародыша 5. В зерновке пшеницы запасные питательные вещества находятся в эндосперме. 6. Зародыш зерновки содержит две семядоли. 7. Зародыш семени двудольных растений содержит 2семядоли, корешок, стебелек, почечка. 8. У семени фасоли питательные вещества содержатся в зародыше. 9. У зерновки пшеницы семенная кожура легко снимается. 10. Семя - зачаток растения. Задание проверил(а):Оценка: Прочитав предложения, определите, правильное утверждение или нет. Если правильное, то поставьте "+", если не верно, то поставьте "-" I вариант II вариант _ _ + _ _ _ _ _ _
Анкета «Оцените урок» 1.Вам было интересно? 2.Вы узнали что-то новое? 3.Был ли доступным изучавшийся материал? 4.Вы его поняли? 5.Какие возникли трудности (что не поняли)? 6.Ваши пожелания. (ответ «нет» - 0 баллов; ответ «да» - 1 балл; на 5 и 6 вопросы дать полный ответ)



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Использование плодов и семян человеком Подготовила Майстренко С.В. учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ «Шиловская СОШ №3»

2 слайд

Описание слайда:

Пшеница Мука из зёрен пшеницы идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Пшеница также используется как кормовая культура, входит в некоторые рецепты приготовления пива и водки. Колоски пшеницы используют флористы и оформители, для придания композициям и букетам деревенского колорита. Также, из колосков и стеблей плетут различные игрушки и украшения.

3 слайд

Описание слайда:

Рис Из рисового зерна производятся крупа и крахмал, из рисовых зародышей получают масло. Традиционное рисовое вино популярно в Китае. В Японии из риса производят национальный спиртной напиток сакэ и специальные сладости для чайной церемонии. Из рисовой соломы производят рисовую бумагу, картон, плетёные изделия. Рисовые отруби используются в животноводстве как корм для животных. В Корее рис и отходы его приготовления являются основой многих традиционных напитков, таких как сикхе и суннюн. Ещё делают воздушный рис, по консистенции похожий на попкорн, только гладкий и округлый и иногда его формируют в виде карамелизированных плиток, как козинаки.

4 слайд

Описание слайда:

Горох В пищу горох используется в виде недозрелых семян (зеленого горошка), потребляют в свежем, консервированном, сухом и замороженном виде. Готовят из него супы, гарниры к различным мясным блюдам, пюре, салаты, а также он служит для украшения различных блюд. В Древней Руси горох был основной пищей в постные дни и до сих пор является главной бобовой культурой в России.

5 слайд

Описание слайда:

Фасоль Семена фасоли содержат белки, жиры, углеводы; витамины В1, В2,С, каротин. Фасоль используется в пищу.

6 слайд

Описание слайда:

Хлопок Хлопок является важнейшим сырьём в текстильной промышленности. В медицине применяется для изготовления ваты, перевязочного материала и коллодия. Экстракт из коры корней хлопчатника обладает кровоостанавливающим действием. Из семян получают хлопковое масло, которое используется и в пищевой отрасли, и в медицине. Хлопковое волокно является сырьем для производства пороха. Листья применяются как сырьё при получении лимонной и яблочной кислот.

7 слайд

Описание слайда:

Арахис При холодном прессовании получают высшие сорта почти бесцветного масла - превосходного пищевого продукта без запaxа, своим приятным вкусом почти не уступающего оливковому маслу. Оно главным образом используется для приготовления лучших сортов рыбных консервов, маргарина, кондитерских (шоколада) и хлебобулочных изделий, используется также в фармакологии. Низшие сорта масла идут на мыловарение, при этом получают высококачественное так называемое марсельское мыло.

«Дикорастущие и культурные растения» - V группа 3 уровень. Найди пару. Ландыш. Подчеркни растения Ивановской области. Рожь. Декоративные. Кукуруза. Хлопок. Прядильные. ДОПОЛНИ (не менее трёх). Дикорастущее растение. Маслина. Одевают. Травы (помидор, …). Малина. Груша. Понаблюдай, сравни. Сравни. Зерновые (пшеница, …). Георгин. Травы (одуванчик, …).

«Человек и растения» - Может ли человек жить без растений? Задачи исследования: Гипотеза. Вывод: Цель исследования: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Человек дышит кислородом, который выделяют растения. 3. Растения являются источником питания. Растения составляют неотъемлемую часть в жизни человека. Изучая литературу,я узнала какую пользу приносят растения человеку.

«Распространение плодов и семян» - Лопух. Череда. Человеком. Способы распространения. Ветром. Водой. Разбрасыва- нием. Распространение семян и плодов. Береза. Гравилат. Распространение муравьями. Одуванчик. Распространение ветром. Ива. Животными. Горох. Разбрасывание (самораспространение). В системе пищеварения. Клен. Заготовка запасов.

«Комнатные растения урок» - Выполните задание в учебнике на стр. 18. Кактусы. Фиалки. Книги - помощники. Диффенбахия. Цветы в доме. Солнечный свет Тепло Вода Почва. Правила ухода за растениями. Какие условия необходимы для жизни растений? План работы: Гипотеза – предположение: Проверьте. Выполните задание в учебнике на стр. 19.

«Разнообразие растений» - Развитие инициативы и творчества младших школьников, саморегуляцию. Тустикова Бибинур Аманбаевна, учитель начальных классов. Цель эксперимента: Анкетирование учащихся 4 класса по следующим заданиям: Закладываются основы трудолюбия, бережного отношения к природе. Заключительный третий этап исследования проводился с использованием анкетирования.

«Растения урок» - Работа с учебником. « Окружающий мир» стр. 91- 92. Погибают. Нижний этаж- травы, грибы, мхи. Работа в тетради стр. 14 № 15. « Мозговой штурм» - проблемная ситуация. Земляника Береза Крапива Мох Гриб Крыжовник. Самостоятельное чтение с пометками. Работа с карточкой. Утверждение ученых, что « Растения – живые существа».

Всего в теме 34 презентации